Священный город анурадхапура. Достопримечательности Анурадхапуры — старый город. Как лучше смотреть Анурадхапуру

Крошечный Михинтале считается колыбелью буддизма на Шри-Ланке. Именно здесь в 3 веке до н.э. появился первый буддийский монастырь и началась миссионерская деятельность Махинды - в честь него гору Михинтале также называют горой Махинды.

С течением времени монастырь разросся, приобрел влияние, и до 13 века был третьим величайшим монастырским комплексом в Шри-Ланке. Веками здесь возводились ступы(их было больше 60), и некоторые - довольно большие.

В наши дни Михинтале справедливо считается священным и посещается паломниками. Это - действующий храм: спокойное и величественное место, многочисленные ступы и другие древние сооружения неброско, но идеально вписаны в пейзаж. В одной из древнейших ступ находятся останки Махинды, на горе также есть большая статуя Будды.

Координаты : 8.35027500,80.51811200

Дерево Бо

Дерево Бо (или фикус священный) - одно из самых старых деревьев на свете. Трудно представить себе его возраст - 23 века. Многовековая громада выросла из саженца, взятого от дерева в непальском Будха Гойя, под которым Будда обрел просветление. По этой причине, конечно, дерево является своеобразной святыней для всех последователей буддизма.

Отросток был привезен из Непала на остров в III веке до нашей эры монахиней Сангамиттой, дочерью индийского императора Ашоки, и нашел свое место в королевском парке Анурадхапуры.

Казалось бы, такое старое дерево должно быть очень большим. Но само священное Бо невелико, его почтенную старость поддерживают специальные подпорки. Зато соседнее защитное дерево впечатляюще огромно.

Как и положено святыне, окруженное золотым забором дерево Бо тщательно охраняется. Просто так подойти к нему нельзя. Но пройдя защитные кордоны, возле дерева можно застыть в благоговении и, если повезет, подобрать на память о паломничестве опавший листочек.

Координаты : 8.34433100,80.39734800

А какие достопримечательности Анурадхапуры вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Джетаванарама ступа

«Джетаванарама» - это уникальный монастырский комплекс, созданный королем Махасеной в 276-303 годах. Во время рассвета обители, на ее территории, занимавшей площадь 48 гектаров, размещалось около 3000 монахов. На центральной платформе комплекса расположена «Джетавана ступа», возвышающаяся на 120 м и являющаяся самым высоким кирпичным сооружением, когда-либо построенным человеком. В IV веке нашей эры, во время распада Римской империи, ступа «Джетаванарама» являлась третьим по величине сооружением в мире, уступавшим только пирамидам Хефрена и Хеопса в Гизе. Структура имеет массивную кирпичную кладку, которая уходит на 14 метровую глубину, так, что вес монумента приходится полностью на коренные породы.

Еще одна уникальность ступы заключается в том, что она представляет собой идеальную окружность и содержит частицы физических останков Будды. Место, где стоит сооружение, было известно еще в древности как Сады Нанданы. Именно здесь в течении 7 дней читал проповедь для 7000 человек Арахат Махинда. «Джетаванарама ступа» была возведена над отпечатком ступни Будды, на ее строительство пошло 93 300 000 кирпичей.

Координаты : 8.35176200,80.40372100

Музей денег при Центральном банке своими коллекциями может потягаться с историческим музеем, ведь именно в монетах своих королевств история Шри-Ланки нашла свое отражение. Здесь можно проследить все этапы развития страны от колониальных времен, когда территория находилась под владычеством сначала Португалии, а затем Голландии и Британии, до наших дней. Экспонаты коллекций музея денег признаны старейшими в регионе.

Музей был создан в апреле 1982 года для хранения полной коллекции нумизматики страны. Но со временем экспонатов становилось все больше и больше, они охватывали более обширные временные периоды и коллекцию разделили на четыре тематические экспозиции: «Древний период», «Средневековый период», «Колониальный период» и «Период независимости с момента создания Центрального банка Шри-Ланки».

В первых двух можно найти самые старые монеты, которые были в обращении на территории Шри-Ланки. Они назывались Kahapana и датируются III веком до нашей эры. Они были самой разнообразной формы и изготавливались в основном из серебра. Золотые монеты kahavanu появились на острове лишь спустя четыре века. Первые иностранные монеты появились с развитием мореплавания и торговли. На территории Шри-Ланки найдены множество монет греческого, индо-греческого, римского, китайского и арабского происхождения.

Координаты : 6.93427600,79.84226900

Бассейны-близнецы Кутам Покуна

Бассейны Кутам Покуна (бассейны-близнецы) – старинные бассейны Древнего мира, представляющие собой огромную гидрологическую, инженерную, архитектурную и художественную ценность. Бассейны предназначались для купания буддистских монахов.

Бассейны построили в VIII веке в царстве Андрадхапура. На самом деле бассейны не являются близнецами, ведь первый достигает в длину 28 метров, а второй - 40 метров.

Бассейны вырезаны из гранитных плит, которые покрывают дно и стены. К ним также ведут ступенчатые стены в виде полок, на которые при купании монахи ставили горшки для омовения и другие предметы.

Бассейны отличаются уникальной системой очистки воды: перед тем, как попасть в бассейн, вода проходит через ряд углублений рядом с сооружением, а вся грязь оседает на дне. Между собой бассейны связаны с помощью трубопровода.

Координаты : 8.37110200,80.40159700

Ступа Абхайягири

Ступа в Анурадхапуре – второе по высоте здание Древнего мира, построенное в I веке до нашей эры королем Ватта Гамини Абхая. Высота ступы превышает 112 метров.

Перед входом в ступу установлены два каменных изваяния, которые считаются стражами бога Куверы. Название ступы состоит из двух имен – имени короля Абхая и имени Джейна, известного как Гири. В ступе находится интересная библиотека Древнего мира, которую стремятся посетить даже иностранные ученые, интересующиеся изучением буддизма.

Считается, что ступа украшена золотом, серебром и драгоценными камнями.

Рядом со ступой построен одноименный монастырь, в котором когда-то проживало 5 000 монахов. Они поклонялись изваянию Будды, сделанному из зеленого нефрита.

Координаты : 8.37101700,80.39550300

Самые популярные достопримечательности в Анурадхапуре с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Анурадхапуры на нашем сайте.

Анурадхапура - знаменитый город древних монастырей, расположенный в северной части Центральной Шри-Ланки. Древние памятники Анурадхапуры были обнаружены в XIX веке, а позднее вошли в . Этот древний город называют самым большим городом монастырей в мире. В столице, где правили 113 царей, куда буддисты совершают паломничество, расположены величайшие памятники, дворцы и монастыри Шри-Ланки. Другими известнейшими культурными достопримечательностями Шри-Ланки являются величественная скала , пещерный храм и удивительные храмы .

Анурадхапура, древняя столица Шри-Ланки

Основание города Анурадхапура практически совпало по времени с распространением на Цейлоне буддизма. По преданию, сингальский правитель Деванампия Тисса (III в. до н.э.) и его приближенные познакомились с новым вероучением благодаря сыну индийского царя Ашоки - Махинде. Вскоре буддизм стал официальной религией сингалов, а в Анурадхапуре были построены первая ступа (дагоба) Тупарама и буддийский монастырь Исурумуния. В эту эпоху город переживал период своего расцвета.


Древняя ланкийская хроника «Махавамса» свидетельствует: «Великий и мудрый король повелел проложить в этом чудесном городе улицы, и на них построили тысячи домов едва и три этажа. Повсюду в городе были лавки, полные всевозможных товаров. Слоны, лошади и экипажи без задержек проходили по улицам, каждый день кишевшими людьми, которые принимали участие в торжественных празднествах. Вся полоса земли у побережья была как одна сплошная мастерская, непрерывно занятая постройкой кораблей…»

Просуществовав более 1200 лет в качестве столицы Шри-Ланки, Анурадхапура была разрушена в конце X в., когда войска южно-индийского государства Чолов вторглись в северную часть острова. Столица острова была перенесена в Полоннаруву , и Анурадхапура превратилась в город великого прошлого, почитаемый как священная столица острова.

Достопримечательности Анурадхапуры

Величественные руины Анурадхапуры, занимающие окружность с диаметром более 12 км, расположены в четырех часах езды от современной столицы Шри-Ланки Коломбо. Этот город-музей невозможно обойти целиком и осмотреть даже за несколько дней. А между тем здесь сосредоточены едва ли не самые значительные памятники культуры «львиного острова».

Старинные хроники повествуют о том, что некогда Анурадхапура была окружена высокими стенами с воротами, обращенными на четыре стороны света. В городе было много водоемов и парков, на уборку улиц ежедневно выходили тысячи подметальщиков. Королевский дворец и многочисленные буддийские монастыри (вихары) и ступы (дагобы) представляли собой грандиозные сооружения из камня и дерева. В древности одних только монахов здесь было более 3 тысяч.


При этом каждый правитель Анурадхапуры стремился построить дагобу, по возможности превосходящую по величине и великолепию те, которые были воздвигнуты его предшественниками. В частности, дагоба Джетавана, лежавшая в руинах, но частично отреставрированная, достигала 80 м в высоту - т.е. была выше многих египетских пирамид.

Типичными и чрезвычайно характерными для Цейлона образцами буддийского искусства являются так называемые «лунные камни». В Анурадхапуре их сохранилось восемь. Обычно их помещали перед входом в «Дома образа». «Лунные камни» представляют собой полукруглые гранитные плиты с высеченными на них орнаментальными изображениями. В наружном полукольце располагались в направлении по часовой стрелке различные животные и птицы.

Следующее полукольцо представляло собой венок из листьев лотоса. В центре изображалось солнце. Эта символика связана с древними космогоническими представлениями, и проникла на остров из Индии вместе с буддизмом. Сами изображения на «лунных камнях», впрочем, навеяны индуистской мифологией, но в них вложено новое содержание. Лев, например, ассоциируется с Буддой, лотосы - с отрешенностью от всего земного.

Сегодня из архитектурных сооружений древней Анурадхапуры лучше всего сохранились дагобы. Гигантские каменные громады устояли, несмотря на разрушительное действие времени.

Самой большой среди дагоб Анурадхапуры является дагоба Руванвелисая - шедевр ланкийской архитектуры. Ее часто именуют «Великая ступа» - «Маха Тхупа». Круглая белоснежная каменная громада высотой 54 м покоится на квадратном основании, обрамленном со всех сторон рельефами, изображающими головы слонов. Устремленный в небо шпиль некогда сверкал золотом.

Ступе Руванвелисая около двух тысяч лет, и история ее строительства подробно описана в старинной цейлонской хронике «Махавамса». Постройку дагобы начал король Дуттхтагамини, один из славнейших владык, правивших в Анурадхапуре. Воцарившись на троне, он нашел спрятанную в его дворце золотую пластинку с предписанием построить дагобу. Тогда король созвал пятьсот лучших зодчих, показал им пластинку и спросил, какой формы следует строить дагобу. Один из зодчих предложил в качестве модели перевернутую вверх дном чашу.

Дагобу строили с чрезвычайной тщательностью. Даже предназначенный для строительства песок многократно просеивали, а затем протирали между камнями. Фундамент утаптывали слоны, ноги которых были обернуты шкурами. Внутреннее святилище дагобы была отделано серебром и золотом. Здесь была установлена модель священного дерева бо из золота и серебра с жемчужинами и самоцветами. Особенно славилось находившееся здесь изваяние Будды, отлитое из чистого золота.

Незадолго до завершения строительства король заболел. Чувствуя приближение смерти, он попросил своего брата Саддхатиссу проследить за тем, чтобы строительство было закончено. Саддхатисса обещал исполнить его просьбу. Именно он велел покрасить дагобу в белый цвет, который она сохраняет и поныне, хотя окраску приходится регулярно подновлять: Последующие короли также украшали дагобу всеми доступными способами.

В середине XIX в. этому зданию угрожала судьба многих других построек Анурадхапуры. Полуразрушенный купол напоминал естественный холм, поросший деревьями и кустарником, в котором скакали обезьяны и прятались шакалы. Реставрационные работы велись почти сто лет. Лишь в годы Второй мировой войны пагода Руванвелисая была окончательно восстановлена.

К числу самых древних памятников буддизма на Цейлоне относится дагоба Тупарама, построенная еще в III в. до н.э. Деванапией Тиссой - первым сингальским правителем, принявшим буддизм. По преданию, в этой ступе замурована ключица Будды, благодаря чему Тупарама является особо почитаемой святыней. Высота этого изящного, удивительно пропорционального сооружения. напоминающего колокол, составляет около 17 м.

Можно только поражаться мастерству и художественному вкусу сингальских мастеров, создававших это великолепное сооружения более чем двадцать два века тому назад. Дагобу окружают каменные столбы, когда-то служившие опорой для шатра над головами молящихся.

Шпиль еще одной дагобы, Абхаягири, словно бы поднимается из недр огромной горы. Эта гора на самом деле не что иное, как купол, поросший травой (также отреставрированный в последние годы). Само название «Абхаягири» иногда переводят как «Гора, где нет страха».


У подножия дагобы сохранилась скульптура высотой около двух метров, изображающая погруженного в нирвану Будду Самадхи (IV или V вв.). Фигура высечена довольно грубо, однако очень выразительно проработано лицо с подчеркнуто отсутствующим выражением.

Впрочем, в Анурадхапуре сохранилась гораздо более интересная статуя Будды, которая является самой древней на Шри Ланке - она воздвигнута 1800 лет назад. Китайский путешественник Фа Сянь, побывавший в Анурадхапуре в 411 г., писал: «Здесь… есть зал Будды, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями, где находится его статуя из зеленого нефрита, высотой более пятидесяти фугов, сверкающая семью сокровищами, но в позе серьезной и достоинства неописуемого. На ладони правой руки лежит бесценный камень».

Эта сохранившаяся до наших дней статуя на самом деле высечена не из нефрита, а из гранита. Будда изображен в позе медитации. сидящим со скрещенными ногами. Его лицо выражает безмятежность, глубочайший покой все постигшей мудрости.

Еще один древний памятник Анурадхапуры, сохранившийся от времен короля Деванампии Тиссы - монастырь Исурумуния, врезанный в большую скалу. Позднейшие реставрации существенно изменили его первоначальный облик. Сохранились несколько высеченных в скальном монолите барельефов, относящихся к временам Деванампии Тиссы. В их числе - композиция с изображением группы слонов, а также знаменитый барельеф «Любящие в камне», изображающий девушку, сидящую на коленях у своего возлюбленного-воина.

Строительство Лохапасады - Бронзового дворца, начал в середине II в. до н.э. король Дуттхагамани, тот самый, который построил грандиозную дагобу Руванвелисая. С его правлением связано освобождение севера Шри Ланки и столицы острова Анурадхапуры от владычества южноиндийских захватчиков. Объединив под своей властью весь остров. Дутгхагамани начал в своей столице обширное строительство. Его жизни на это не хватило, и возведение Бронзового дворца было завершено уже при его младшем брате.

Рассказы о новом чуде Анурадхапуры распространялись далеко за пределами острова. Легенда гласит, что он был построен «по образу неба». Во дворце было девять этажей и тысяча комнат, украшенных резьбой по дереву. В тронном зале был установлен трон из слоновой кости, на котором сверкали сделанные из золота, серебра и жемчуга солнце, луна и звезды. Комнаты дворца также украшали жемчуг, золото и серебро. В «Махавамсе» говорится, что «в карнизы были вставлены драгоценные камни… Издающие звон фестоны выполнены из золота». А свое название - Бронзовый - дворец получил из-за бронзовых листов, покрывающих кровлю.

Бронзовый дворец погиб, как принято говорить, «из-за копеечной свечки»: однажды на пол упал горящий масляный светильник, и огонь полностью уничтожил все это великолепие. Здание было частично восстановлено, но последующие войны и запустение Анурадхапуры привели к тому, что сегодня от легендарного дворца осталась только площадка, уставленная целым лесом гранитных колонн - их здесь насчитывается до 1600 штук!

Зато отлично сохранился Куттам - «Двойная купальня», сооруженная в IX в. и имеющая около 8 м в глубину. У края купальни стоит искусное скульптурное изображение кобры.

В Анурадхапуре сохранилось множество памятников архитектуры, заслуженно пользующихся всемирной известностью. Пожалуй, не менее знаменито и тысячелетнее дерево бо, растущее неподадеку от дагобы Руванвелисая. Оно было посажено более 2250 лет тому назад первым королем-буддистом Деванампией Тиссой, и, вероятно, является сегодня старейшим деревом на земле. Оно пережило почти всю историю Шри Ланки, ныне запечатленную в развалинах Анурадхапуры.

Саженец дерева был привезен из Индии, из священного города , и, по преданию. является отростком от того самого дерева бо, под которым Будда достиг просветления. Ветку, помещенную в золотой горшок, доставила в Анурадхапуру монахиня Сангха- митта - дочь императора Ашоки. С величайшей торжественностью драгоценную ветвь посадили в парке перед королевским дворцом. Тогда было предсказано, что дерево будет цвести и зеленеть вечно.

Рассказывают, что семь дней спустя пролился чудотворный дождь, и ветвь сразу пустила восемь побегов, которые в свою очередь были доставлены в другие места острова. Сегодня практически в любом ланкийском буддийском монастыре можно видеть дерево бо, которое является «внуком», «правнуком» или еще более отдаленным потомком «шри-маха-бодхи» - «священного великого бо» из Анурадхапуры.


Громадное древнее дерево заботливо обнесено чугунной оградой. Его толстые ветви, полные жизненных соков, указывают на то, что умрет это дерево еще не скоро. Во всей стране едва ли найдется буддист, который по крайней мере хотя бы раз в жизни не совершил паломничество к этому дереву. Сюда приходят студенты перед экзаменами, приезжают деловые люди перед заключением важных сделок, министры перед принятием политических решений. В день, когда отмечается годовщина обращения сингалов в буддизм (этот праздник называется «посон»), тысячи паломников съезжаются в Анурадхапуру. Здесь они молятся и возжигают свечи у священного дерева.

Самым почитаемым городом Шри-Ланки, без сомнения, является Анурадхапура. Хотя многие его культовые объекты сегодня находятся в руинах, огромная часть культового и исторического наследия этого региона сохранена. Анурадхапура является идеальным турнаправлением для туристов, влюбленных в историю, для тех, кто хочет поближе узнать культуру этой миниатюрной страны.

Древняя Анурадхапура полна очарования и тайн. Ее достопримечательности позволят окунуться в мистическое прошлое Шри-Ланки и даже сделать там несколько уникальных фотографий.

Недалеко от комплекса Абхайягири туристы найдут развалины старого монастыря Ратна Прасада, построенного во 2-м столетии по приказу короля Канитта Тисса для монахов ордена Абхайягири. Он имел гигантские размеры, о чем свидетельствуют мощные, богато украшенные колонны, которые можно лицезреть и сегодня. В 8-м веке храм был реконструирован: было добавлено несколько этажей и установлена золотая статуя Будды.

Один из центров сингальской цивилизации, пагода Джетавана имеет в диаметре 113 метров и достигает в высоту 75 метров . В свое время она была самым высоким буддийским зданием Южной Азии. Для ее строительства было использовано 93 миллиона кирпичей. Сегодня рядом с пагодой обустроен музей, где можно узнать историю достопримечательности и выставлена интересная коллекция буддийских статуй.

Одна из самых красочных конструкций Анурадхапуры, пагода Руванвелиссейя расположена рядом с этнографическим музеем. Интересна стена, которая окружает пагоду, украшенная изображениями сотен слонов. Серьезно пострадавшая от войн и стихийных бедствий, достопримечательность сегодня имеет только 55 метров в высоту и окружена садом, изобилующий руинами.

Местоположение: Abhayawewa Road.

Интересным туробъектом Анурадхапуры является монастырь Исурумуния, который привлекает внимание своими каменными скульптурами, которые олицетворяют принца Салия и его возлюбленную, представительницу касты Асокамала.

Легенда гласит, что принц отказался от короны, чтобы жениться на ней. Расположенный на вершите скалы, монастырь полон буддийских реликвий, привезенных из Индии в начале 4-го столетия. У входа в храм есть красивое озеро, украшенная импозантными статуями слонов.

Расположенная в живописном месте на реке Тисса Вева, Мирисаветия является пагодой впечатляющих пропорций. Как и все пагоды Шри-Ланки, она имеет свою легенду, которая гласит, что король Дутугемуну, решивший искупаться в реке, скинул скипетр и свои королевские знаки отличия. После купания он хотел поднять скипетр, в котором находились реликвии Будды, но не смог. Чтобы защитить их, король приказал построить пагоду.

Местоположение: Old Puttalam Road.

Достопримечательностью, которая очень популярна в Анурадхапуре, является пагода Тупарама, построенная королем Даваман Пуса. Она считается старейшей в Шри-Ланке, датированная 3-м столетием. Располагается Тупарама к северу от пагоды Руванвелиссейя и имеет в диаметре 18 метров.

Местоположение: Thuparama Mawatha.

Комплекс монастырей Абхайягири является самым большим в Анурадхапуре. Его главное здание, пагода Абхайягири имеет в высоту 108 метров . Комплекс зданий монастыря охватывает площадь 200 гектаров и включает в себя несколько буддийских храмов. Главной достопримечательностью комплекса является статуя Самадхи, которая считается одной из самых красивых изображений Будды.

Построенный во время правления короля Виджайянаху в 12-м столетии из дерева, камня и глинистой почвы, дворец занимал площадь около 2,5 квадратных километров. Его южное крыло было отдано под пагоду (Малигава), где хранились реликвии Будды. Древесина, использованная при строительстве не выдержала экзамен временем, а вот каменную часть здания есть возможность лицезреть до сих пор.

Когда-то великолепная конструкция, покрытая крышей из бронзы, дворец Лохопасада был возведен более 2000 лет назад для короля Дутугемену в 13-м столетии. Сегодня здесь можно лицезреть руины 1600 колонн, которые поддерживали здание. Говорят, что грандиозное сооружение средневековья имело 9 этажей и вмещало до 1000 человек одновременно.

Музей денег

В музее денег Анурадхапуры можно в доступном виде познакомиться с историей Шри-Ланки, начиная с самых давних времен. Многие его экспонаты признаны самыми старыми в мире. Основанный в 1982-м году, музей поделен на 4 экспозиции:

  • Древний период.
  • Средневековый период.
  • Колониальный период.
  • Период независимости.

Самые старые монеты датированы 3-м столетием и изготовлены они из серебра. Выставлены в музее и золотые монеты, а также иностранные, появившиеся здесь с началом развития торговли.

Местоположение: Stage 1, New Town.

В храме Шри Маха Бодхи растет, по мнению буддистов, растет самое старое дерево Терры, посаженное в 249-м году до нашей эры. Согласно буддийской вере, Гаутами Будда достиг просветления перед священным деревом в Буддхагайя, в Индии, а дерево Шри Маха Ботхи является отростком южной ветви этого дерева. Путешествие в Анурадхапуру будет не полным, если не посетить это святое для всех будистов место.

История основания города теряется в веках. По одной из версий после того, как на остров пришел южноиндийский принц Виджая, среди семисот его соподвижников был человек по имени Анурадха, который основал небольшое селение. Деревню назвали в его честь, а со временем маленькое поселение превратилось в большой . По другой легенде город был назван в честь звезды в созвездии Скорпиона - Анурадха. Какую из теорий выбрать каждый может решить для себя сам, но одно останется неизменным. Анурадхапура – это святой город и древняя столица Шри-Ланки в течение 1500 лет. Каждый год тысячи верующих совершают паломничество по святым местам .

Период, когда Анурадхапура непосредственно стала столицей королевства , начался с короля Пандукабая, утвердившего город столицей в 380 г. до н. э. К западу от города он построил резервуар Басава Кулам для снабжения водой растущего населения города, наладил систему канализации, разбил парки, построил дворцы.

Судя по старинным хроникам и сохранившимся памятникам, Анурадхапура возводилась по определенному плану. Четверо городских ворот были ориентированы по сторонам света, а окружавшие город оборонительные стены уже в I в. до н.э. достигали высоты около 2 метров. Во II в. до н.э. стены Анурадхапуры надстроили и дополнили сторожевыми башнями. Древняя Анурадхапура состояла из внутреннего города, который образовывали царский дворец и важнейшие религиозные сооружения, и выросшего позднее внешнего города. К внутреннему городу примыкал парк, который царь Деванампиятисса, передал в дар буддистской общине. Следует отметить, что в период расцвета территория Анурадхапуры превышала 12 км. в диаметре, а проживало в ней более 300 000 человек.

По своему расположению Анурадхапура была очень уязвимым городом для иностранных захватчиков. Она постоянно подвергалась нападениям и периодически находилась под влиянием королей индийских династий. Одним из таких индийских правителей был тамильский принц Элара, пришедший из Южной Индии в 205 году до н.э. Ему удалось удерживать власть на острове в течение 44 лет до тех пор, пока не подрос маленький принц по имени Дутугамуну, решивший изгнать индийских захватчиков из Шри-Ланки. Около 15 лет длилось его противостояние с принцем Эларой, однако, в 161 г. до н.э. победа осталась за Дутугамуну.

Пришедшая в конце 10 века индийская армия Чолов под предводительством принца Раджарая Великого разрушила Анурахдапуру, но после их свержения в 1070 году город был восстановлен. Столица острова, перенесенная Чолами в Полоннаруву, так и была оставлена там. Люди потихоньку покидали Анурадхапуру, которая со временем была заброшена и поглощена джунглями, вплоть до 1980 года, когда под патронажем всемирной организации ЮНЕСКО, записавшей развалины Анурадхапуры в список всемирного наследия, было начато комплексное восстановление руин первой древней столицы Шри Ланки.

Анурадхапура является бесспорно одним из самых притягательных мест как для паломников, так и для туристов со всего мира. Как и много веков назад, сюда приходят монахи и верующие буддисты. Часто приезжают в древнюю столицу студенты и школьники, чтобы еще раз вспомнить свою великую историю и лучше понять настоящее.

Построенный вокруг двух огромных валунов ниже водохранилища Тиссавевы, созданного королем Деванампиятиссой, храм являлся частью самого древнего монастырского комплекса, основанного в III в. до н.э., включающего в себя буддийский храм в скале, со статуей лежащего Будды, пруд и вырезанные в скале барельефы слонов, сохранившиеся в своем первоначальном виде. Часть скульптур осталась на своих местах, однако некоторые из них были перенесены в специально созданный рядом музей.

К одному из таких знаменитых барельефов относится изображение девушки на коленях у своего возлюбленного воина. Работа датируется V в. Согласно местной здесь изображен сын короля Дутугамуну, Салия, и его возлюбленная Асокамала, девушка из низшей касты «неприкасаемых», ради которой Салия отказался от трона.

На берегу озера Тисса находится Мирисавети Дагоба, построенная из красного кирпича с отломанным острием сверху. Эта ступа была построена при короле Дутугамуну. По легенде, правитель пошел поплавать, воткнув в землю символ власти – царское ярмо с мощами Будды. По окончании купания царь при всей своей силе не смог вытащить ярмо из земли и, расценив это как знак, приказал заложить в этом месте дагобу. Работы велись около 3 лет, а высотой ступа достигала 60 метров, однако в 10 веке была перестроена.

Направо от самого старого водохранилища Басаваккулам, построенного во время правления короля Пандукабая в 4 в. до н.э., площадью около 120 гектаров взору открывается одна из самых древних и почитаемых ступ Шри Ланки - Руванвалисая, заложенная, по преданию, еще царем Дутагамуну во II веке до нашей эры в честь его победы над индийским принцем Эларой. Однако, к сожалению король не дожил до завершения строительства. Руванвелисая иначе называется Белая ступа или Махатупа, что в переводе с сингальского означает Великая ступа, хотя она всего лишь третья по величине из всех ступ древней Анурадхапуры и взмывает в высоту на 55 метров.

Построена ступа на фундаменте из золотого гравия и находится как бы на постаменте, на внешней стене которого вырезано 400 стоящих плечом к плечу слоников. Значение этих слонов объясняют двояко. С одной стороны, слоны поддерживают платформу, на которой стоит дагоба, как будто бы поддерживая землю в соответствии с буддистской космологией. С другой стороны говорят, что слоны просто помогали в строительстве ступы и это дань памяти величавым труженикам. К сожалению, после многократных реставраций, начатых в 1893 году, ступа утратила свою первоначальную форму.

Если вы проследуете вокруг Руванвелисая по часовой стрелке, то увидите современное святилище, где расположились пять статуй стоящего Будды. Четыре из них, сделаны из известняка, датируются 8 веком и символизируют четыре воплощения Будды на земле, а пятая современная статуя символизирует будущего Будду и коронована тиарой, а в руке держит цветок лотоса. Продолжив движение вокруг Руванвелисая, вы увидите статую, обращенную лицом к дагобе. По преданию это фигура самого короля Датугамуну, построенная его сыном Сиддатиссой, завершившим строительство ступы отца и поставившего его статую для того, чтобы он мог насладиться своим величественным творением. Неподалеку можно увидеть маленькую модель оригинальной ступы Руванвелисая.

Одна из святынь, почитаемой буддистами всего мира, дереву «Бо» или бодхи. Оно слывет самым древним растением на земле, а возраст его около 2250 лет. Дерево выросло из саженца, взятого от дерева Будды в Индии, под которым по преданию принц Гаутама достиг просветления. Саженец был привезен на остров принцессой Сангамиттой, дочерью индийского императора Ашоки и сестрой принца Махинды, принесшего идею Буддизма на Шри-Ланку. Оригинальное дерево не сохранилось, а вот священный отросток в Анурадхапуре растет и по сей день, несмотря на то, что город регулярно подвергался нападениям и завоеваниям индийских захватчиков, которые разрушали древнюю столицу. Многочисленные отростки этого дерева Бо были посажены по всей Шри-Ланке, а так же во многих странах Юго-Восточной Азии. Сейчас могучие ветви дерева, растущего на вершине террасы, поддерживают специальные позолоченные железные подпорки, которые можно видеть вокруг. Всем посетителям при подходе к дереву следует снять головной убор и обувь в соответствие с обычаями Буддизма, означающими уважение к святыням.

Справа от священного дерева Бодхи можно увидеть Дворец Лохапасада или «Бронзовый дворец», представляющий собой сооружение странное и удивительное, построенное королем Дутугамуну более 2000 лет назад. Дворец представляет собой 9-этажное здание с 1000 комнатами, крышу которого поддерживают 1600 колонн, высотой около 4 метров. В древние времена все колонны были украшены серебряными пластинами, а крышу здания дворца, напоминающую пирамиду, покрывали бронзовые медные листы, которые и дали ему свое название «бронзовый». Так как дворец был построен из дерева, он несколько раз уничтожался в результате пожаров и восстанавливался сначала до 7 этажа, а после очередного пожара в 4 веке лишь до 5-го. При захвате Анурадхапуры индийской армией Чолов, Бронзовый дворец был окончательно разрушен. Сохранившиеся до наших дней колонны собрал из остатков более древних построек король Паракрамабаху Великий в 12 веке.

На выходе из монастырского комплекса Махавихары, состоящего из дерева Бодхи, Бронзового Дворца и Руванвели Дагобды, справа располагается монастырь Джетаванарама, на центральной платформе которого возвышается гигантских размеров ступа, высотой около 120 метров. 4 июня 2009 года состоялось торжественное открытие Джетавана Дагобы для посещения и проведения буддийских церемоний. Работы по восстановлению Дагобы начались еще в 1981 году и продолжались около 28 лет. Дагоба оборудована специальной осветительной системой огней, позволяющей подсвечивать ступу во время религиозных праздников.

Согласно главной ланкийской хронике «Махавамса» король Махасена выстроил эту огромную Дагобу, в диаметре составляющей 112 метров, из красного кирпича в 3 веке до н.э. На строительство было потрачено около 90 миллионов кирпичей и четверть века. Ступа представляет собой идеальный круг. Известно, что в древности на месте, где построена ступа, располагались Сады Нанданы, где в течение семи дней Арахат Махинда, сын короля Ашоки, принесший буддизм на Шри-Ланку, читал проповедь. С тех пор и пошло название Джетавана (измененное от Джотивана), буквально означающее «место, где засияли лучи освобождения». В старинных записях 13 века говорится, что в ступе замурован фрагмент кушака, которым подпоясывался Будда.

Первоначальная высота ступы была около 160 метров, что позволяло назвать ее третьим по высоте сооружением в мире после знаменитых пирамид в Гизе. Во время консервации и восстановительных работ было обнаружено, что фундамент ступы ушел более чем на 8,5 метров в грунтовую породу и сейчас высота Джетавана Дагобы составляет 71 метр. Тем не менее, она остается самой большой ступой в мире, построенной полностью из кирпича.

Западнее ступы находится дом образа Будды. Судя по сохранившемуся дверному проёму 8 метров в высоту, это было впечатляющих размеров здание.

Вернувшись на дорогу, ведущую мимо водохранилища Бассаваккулам, можно увидеть самую старейшую дагобу Анурадхапуры – Тупарама, что в буквальном переводе означает «ступа». Ступа Тупарама – это первое религиозное сооружение Анурадхапуры и первая ступа, построенная на Шри-Ланке в 3 веке до н.э. королем Деванампиятиссой в знак того, что он принял буддизм. Высота ее всего около 19 метров, а внутри заключена частица правой ключицы Будды. В 6 и 13 веках ступу достраивали и даже покрыли деревянной крышей, от которой остались лишь многочисленные колонны ее поддерживавшие. Ступа, которую вы можете видеть сегодня, отреставрирована и облицована белым мрамором в 1862 году.

В северной части Анурадхапуры расположен монастырь Абъягири, который занимает площадь около 235 гектаров. Монастырь был построен в I в. до н.э. королем Валагамбаху для группы монахов, изгнанных за ересь из монастыря Махавихара, создавших новое течение буддизма Махаяна, которое являлось более либеральным, в отличие от традиционного строгого учения Тхеравада. В центре монастыря находится ступа Абъягири, построенная царем Гаджабаху. В 12 веке король Паракрамабаху достроил дагобу до высоты в 115 метров, что сделало ее второй по высоте дагобой древней столицы, однако сегодня высота ступы не превышает и 75 метров. По преданию ступа построена над отпечатком стопы Будды.

Статуя Самадхи Будды в позе медитации. Статуя вырезана из известняка в 4 веке и по преданию глаза статуи были сделаны из натуральных камней. Те, кто хочет подойти поближе, должны снять обувь и головной убор.

Уникальное сооружение монастыря Абъягири - бассейны Близнецы, построенные в 8 веке монахами. На самом деле бассейны нельзя считать близнецами потому, что один из них длинной 28 метров, а другой 40. Уникальность бассейнов состоит в системе очистки воды, которая прежде чем попасть в бассейн проходит через ряд небольших углублений справа от сооружения, где грязь оседает на дно, а чистая вода поступает в меньший по размеру бассейн через отверстие, увенчанное полуразрушенной львиной головой. Каменное изваяние змеи рядом символизирует удачу. Два бассейна связаны между собой небольшим по диаметру трубопроводом.

Путешественнику

Входная плата: 25/12,5 $ или 4500/2250 взрослый/детский.

Билет действует только в течение дня! Но многие Анурадхапуры можно посещать бесплатно поэтому если вы планируете осматривать ее более одного дня то имеет смысл в один день посетить платные места - Абъягири, Цитадель, Джетаванарама, музеи и главный Архитектурный музей, а в остальные дни осматривать оставшуюся часть. Билетная касса находятся возле Архитектурного музея. Тук тукеры могут предложить повозить вас по комплексу без покупки билетов заплатив им лично, но сумму меньше чем стоимость билетов.

Достопримечательности Анурадхапура можно осматривать и вечером когда включается подсветка и ланкийцы приходят к религиозным объектам для проведения церемоний. После 18 часов кассы закрыты и по всем достопримечательностям можно гулять бесплатно.

В Анурадхапуре запрещено использовать квадрокоптеры.

Круглосуточно

4500/2250 рупий взрослый/детский

Время на осмотр - 4 часа

в Анурадхапуру мы уже привычно отправились на автобусе. Ехать 3 часа, стоимость 2 билетов — 300 рупий. И, как обычно, нас высадили не на вокзале, а где-то в городе. Прежде всего мы хотели съездить на ж/д вокзал. До сих пор мы передвигались по Ланке на автобусах. Однако теперь решили воспользоваться услугами Шри-Ланкийских ж/д дорог. Дело в том, что следующим пунктом нашей поездки была Унаватуна. находящаяся почти на самом юге острова. По электронной почте хозяйка забронированной нами виллы в Унаватуне спросила — в какое время мы прибудём. Мы сообщили, что уже на Шри-Ланке и в назначенный день приедем из Анурадхапуры к вечеру. Узнав, что мы планируем добираться автобусом, хозяйка высказала большие сомнения в успешности нашей затеи.

Расстояние Анурадхапура-Коломбо-Унаватуна по российским меркам не очень-то большое, и вполне, на наш взгляд, преодолимо за световой день. Но автобусы на Ланке, действительно, не торопятся, а хозяйка дома, хоть и была новозеландкой, но жила здесь уже давно. Прямого ж/д сообщения отсюда до Унаватуны нет, нужно ехать через Коломбо. Мы читали, что чтобы взять билеты в 1 или 2 класс (про 3 класс писали какие-то ужасы), нужно брать билеты заранее. Потому нам и нужно было сначала на вокзал. Мы начали оглядываться, пытаясь сориентироваться. Нас быстро заметил тукер и предложил довезти до ж/д вокзала за 100 рупий. Мы знали, что в Анурадхапуре два вокзала, но какой именно нужен нам, было неизвестно. 100 рупий (40 рублей) — небольшая сумма и, уточнив, что нам нужен вокзал, с которого можно отправиться в Коломбо, мы поехали. На вокзале мы подошли к окошку с надписью «1, 2 класс» и спросили два билета на послезавтра до Коломбо в первый класс. Нам ответили, что на данном направлении вагонов первого класса нет ни на один поезд. И не только на нужный нам день, а вообще. Пришлось взять 2 билета второго класса с отправлением послезавтра в 9 утра. Кассир взял с нас 1800 рупий и выдал перфорированный по краям листок в половину формата А4, где были обозначены дата, время, класс вагона и номера мест С7, С8. Мы уточнили у кассира, точно ли эта надпись означает номера наших мест, и получили утвердительный ответ. Настроение улучшилось: значит, стоять в проходе и бороться за места для сидения нам не придётся.

У выхода из вокзала к нам подошёл грузный мужчина в рубашке, саронге и сандалиях на босую ногу. «Такси, сэр?» — обратился он к мужу. Такси?! Неужели здесь на самом деле есть такси?! Не тук-тук, а нормальная машина с багажником и даже кондиционером?! Езда на туке в любой стране не доставляет нам удовольствия. Ездить в жару, вдыхать выхлопные газы попутных авто, пыль, замирать от пируэтов водителя, а потом разбираться, почему цена оказалась выше, чем договаривались — не самое приятное занятие. С такси всегда проще и комфортнее. Только до сих пор увидеть такси на Шри-Ланке, кроме как в аэропорту, нам не удавалось. Радостные, мы бросили вещи в багажник и погрузились в кондиционируемую прохладу автомобильного салона. Наша гостиница находилась в полосе между городской застройкой и просторами рисовых полей. Она даже и называлась Heaven Upon Rice Fields — «Небеса над рисовыми полями». Я её потому и выбрала, понравилась по описанию и отзывам. Наш водитель знал забронированный нами объект. По дороге он поинтересовался нашими планами. Мы ответили, что сегодня хотели бы посетить Михинтале и с удовольствием сделали бы это на машине. Он в буквальном смысле слова аж подпрыгнул на сиденье и захлопал в ладоши — он готов был отвезти нас. Выгрузив чемоданы у гостиницы и отдав 200 рупий, мы поинтересовались у водителя ценой поездки в Михинтале на авто. Он назвал цену в 2500 рупий. Как мы знали из сети, поездка должна была стоить не более 1500. В итоге сторговались до 1700, договорились о времени выезда, хотелось сначала с дороги принять душ и перекусить.

В номер через открытые створки балкона к нам в комнату заскочила пальмовая белка.

Мы хотели её угостить, но она оказалась такой перепуганной, что, побегав минуту по карнизу и шторам, быстро выскочила наружу. Из окон — действительно вид на рисовые поля и гору Михинтале, куда мы сегодня планировали съездить.

1


В назначенное время во двор въехал миниавтобус. Из него вышел совершенно другой человек и поинтересовался, не мы ли едем в Михинтале. Мы ответили, что действительно собираемся в Михинтале, но уже договорились с другим водителем. В ответ он нам сообщил, что Аби (имя, которое написал нам предыдущий водитель) — его брат, и что он сейчас занят. Мы подошли к миниавтобусу и увидели в салоне парня и девушку. На наш вопрос водитель сообщил, что они тоже едут в Михинтале. Но так мы не договаривались! Мы собирались ехать сами, а не в компании с незнакомыми людьми, и не хотели ни сами подстраиваться под кого-то, ни заставлять кого-то подстраиваться под нас. Мы решительно развернулись назад. Водитель затрусил за нами, убеждая, что мы совершенно не будем друг другу мешать. Потом сказал, что сделает скидку до 1500 рупий — «только для вас». Времени было 16 часов, хозяин гостиницы говорил, что сможет, если понадобится, организовать нам тук-тук. Но тук-тук, а не авто. Время сейчас было дороже, терять его на поиски другого авто не хотелось. Мы согласились.

Пара в миниавтобусе оказалась из Чехии. На вопрос — на каком языке они предпочитают общаться — английском или русском — они уверенно выбрали русский. Парень был из Карловых Вар (наверное, самый «русский» чешский город), сносно понимал по-русски и, хоть и медленно и тщательно подбирая слова, но довольно хорошо говорил. Он рассказал, что они приехали из Коломбо, где были два дня, и, что Коломбо — скучный и неинтересный город, в котором делать совершенно нечего. Мы поделились своими впечатлениями.

Теперь о Михинтале. Находится всего в 12 километрах от Анурадхапуры. Очень атмосферное местечко, рекомендуем его к обязательному просмотру. Встречали высказывания, что Михинтале даже интереснее, чем сама Анурадхапура. Сложно сравнивать, но нам это место очень понравилось. Оно известно тем, что именно отсюда буддизм начал распространяться по острову, здесь проповедовал первый на Шри-Ланке учитель буддизма — Махинду. Комплекс включает в себя три холма: Манговое плато (Ambastala), Королевский холм (Rajagiri), Слоновью гору (Anaikutti). Подъем на гору Михинтале довольно трудный: высота горы составляет 305 метров и, чтобы попасть наверх, нужно преодолеть 1840 ступенек.


Но на транспорте можно подъехать на верхнюю парковочную площадку, что сократит путь вдвое, правда останутся неосмотренными пара, как мы читали, менее интересных достопримечательностей. Зато практически рядом с парковкой находятся и 68 пещер, и руины Медамалува, и Манговое плато.

Выйдя из машины, мы расстались с попутчиками, не договариваясь о том, когда возвращаемся к машине. Мы намерены были не торопясь осмотреть всё, что наметили.

Подниматься сюда лучше рано утром, пока не слишком жарко, или после полуденной жары, как сделали мы. Обязательно нужно запастись водой и взять с собой носки (ходить по всему комплексу, как всегда на Ланке, придется без обуви). Мы не стремились осмотреть здесь все руины. Кроме Мангового плато (билеты на двоих — 1000 рупий), остальные достопримечательности Михинтале доступны бесплатно, но расположены довольно далеко друг от друга.

Прямо с верхней парковочной площадки узкая лестница ведет направо к Ступе Кантака Четья (II в. до н. э.), является одним из древнейших на Ланке сооружений.


К юго-западу от Кантака Четья — нагромождения огромных валунов, за ними тянется гряда из 68 пещер.


Чуть выше по лестнице и в сторону — пруд Кобры, естественный водоем, наполняемый дождевой водой. Края Пруда выложены камнями, а на скале высечены изображение пятиголовой кобры с распахнутым капюшоном. По легенде, здесь купался Махинду. Но главная его ценность была как источника для системы орошения всего комплекса Михинтале.

1 из 2

Манговое плато — место, где сосредоточены главные достопримечатльности Михинтале. Оно представляет собой площадку, в центре которой установлена Ступа Амбастала (Ambasthala Dagoba), колонны вокруг ранее поддерживали несохранившуюся уже крышу vata-da-ge (на сингальском — «круглый дом реликвий»)

1 из 4

обезьянки лакомятся лотосами на алтаре.

Рядом со ступой находится вмурованный в платформу округлый кусок необработанного камня — место, где король Деванампия Тисса впервые встретился с Махинду. Камень защищен оградой и крышей и усыпан деньгами, пожертвованными верующими.


позади возвышается главный холм Михинтале — Арадхана Гала (Aradhana Gala), с которого Махинду читал свои проповеди

1 из 2

наверх нужно забираться по высеченным ступеням, а затем по железной лестнице. Оттуда открываются прекрасные виды

1 из 2

слева статуя Будды (Buddha Statue), исторической ценности не представляет, но добавляет окружающей обстановке подобающего колорита


справа — белая ступа Маха Сейя (Mahaseya Dagoba) — самая большая в Михинтале, её строительство принадлежит королю Mahadathika Mahanaga (нач. 1 века). В ней, по легенде, замурован волос Будды.


вид с площадки рядом со ступой


дерево Бодхи

эндемичные птицы Шри Ланки без всякого благоговения лакомятся фитилями из свечей


водоём с рыбками и черепахами

1


Ступа Махинду (Mihindu Seya) (на карте), где хранится прах самого Махинду.


Если идти по тропинке между Ступой Амбасталой и Арадхана Гала, можно пройти к Пещере Махинды, где он жил и медитировал. Там можно увидеть так называемую кровать Махинды — плоскую скальную плиту.

Михинтале пропитано какой-то благостью и умиротворением. Связано ли это как-то с буддизмом (посередине между ступами находится небольшой действующий храм) или просто является природным местом силы — не знаю. Но от посещения осталось чувство полученных душевных сил и здоровья. Мы остались очень довольными посещением.

На неторопливый осмотр всего у нас ушло часа два, но, повторюсь, мы не осматривали многочисленные руины ниже парковочной площадки. Вообще, мы придерживаемся того мнения, что нельзя слишком уставать и делать сверхусилия при осмотре достопримечательностей. Музей или археологический комплекс — через 3 часа наступает усталость и притупление восприятия, и тогда эффект и впечатления совсем не те. Всегда лучше недобор, чем перебор, по-моему.

Когда мы вернулись в миниавтобус, оказалось, что чехи уже были там. Их скучающий вид говорил, что ждут они нас явно больше пяти минут. Оказалось — полчаса. Нам было немного неудобно, но не отказываться же было от просмотра всего, что нам хотелось в комфортном для нас режиме… Вот результат совместной поездки разных людей. Правда потом парень, извиняясь, попросил, чтобы мы позволили водителю сначала отвезти их туда, где они смогут купить пива, а только затем в гостиницу. Мы с удовольствием согласились, компенсируя им время их ожидания.

У нас же в гостинице был заказан ужин, т. к. судя по отзывам, тут лучше не рисковать, а поесть у себя в отеле. Тем более, что стоил он 600 рупий на человека, всё очень вкусно (карри с очередным разнообразием соусов). Вообще отель и хозяева (молодая семья) нам очень понравились. У меня на букинге есть отзыв

Вечером мы попросили хозяина гостиницы позвонить нашему знакомому Аби и заказать для нас машину для осмотра Анурадхапуры. Объекты расположены далеко друг от друга, и осматривать комплекс, да ещё по жаре, лучше всего на транспорте.

Утром в назначенное время во двор нашего отеля въехал миниавтобус — снова другой — не тот, что вчера. Другим был и водитель. Молодой парень. Из разговора с ним выяснилось, что он приехал за нами, а Аби — его дядя. В общем, семейный клан. На этот раз попутчиков никаких не было, можно было с комфортом осматривать всё, что нам было интересно, охлаждаясь каждый раз в спасительной кондиционируемой атмосфере машины после очередного объекта под палящим солнцем.

У нас была распечатка схемы туристических объектов Анурадхапуры. Монастырский комплекс Абхайягири вначале поездки мы рассматривали как объект для посещения (1 билет 30 долларов). Но уже сейчас решили пока воздержаться от его осмотра или, во всяком случае, оставить напоследок. Водитель на вопрос, стоит ли поехать в Абхайягири, с сомнением пожал плечами и сказал, что «Абхайягири — не очень важно». К тому же в интернете встречали такое мнение: «Многие туристы вообще отказываются от покупки билета, объезжают достопримечательности самостоятельно, не заходя на территорию Абхайягири, посещая только бесплатные. Платные и бесплатные дагобы в целом однообразны, и вам скорее всего наскучит уже после третьей- четвертой».

Анурадхапура — первая древняя столица сингальского королевства. Главные туристические объекты в городе это — ступы. Некоторые из них просто гигантские. Одна из них — кирпичная Джетавана. Она действительно просто огромна, видна издалека. Является самой высокой в мире дагобой, построенной из кирпича (изначально 122 м, III в.). Внутри якобы замурован пояс Будды.


Остальные ступы также достаточно интересны и совершенно бесплатны. Особенно понравилась Руванвелисия. Самая почитаемая из всех прочих ступ, т. к. в ней хранится больше всего мощей.

1 из 6

Ступа располагается на платформе, украшенной барельефами из более сотни слонов (слоны участвовали в возведении дагобы).

Вокруг ступы расположены: святилище с 5 статуями Будды и фресками,


4 мини-дагобы, макет дагобы в стеклянном кубе и скульптура короля Дутугемуну.


Высота ступы составляет 92 м, диаметр 90. От первоначального внешнего вида почти ничего не осталось. Мы даже увидели очередные восстановительные работы, в которых участвовали как монахи, так и местное население.


Ступа Тхупарама (Thuparama Dagoba) — самая первая ступа на Шри-Ланке, посвященная появлению буддизма.

1 из 7

В Ступе замурована ключица Будды, вокруг остатки разрушенных зданий старого города.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: