1883 год извержение. Страшное слово в человеческой истории: Кракатау (7 фото). История величайшей катастрофы

Грохот разрушительного и губительного извержения вулкана Кракатау 26 августа 1883 года был самым громким звуком, который когда-либо слышало человечество. 200000 человек погибли от огня, расплавленной лавы, падающих обломков, пепла и цунами, вызванных оглушающим взрывом и достигавших в высоту 36 метров.

То, что, возможно, является величайшей катастрофой в мировой истории, произошло 27 августа 1883 года, когда извержение разнесло на части Кракатау - вулканический остров, лежащий в Зондском проливе между островами Суматра и Ява.

Более 20 кубических километров обломков и пепла, а также струя пара диаметром в 11 метров взметнулись в атмосферу после самого громкого взрыва, известного человечеству со времен его появления. Возникшие ударные волны 7 раз обошли вокруг Земли, создали 36-метровой высоты цунами и приливную волну, от которой погибли 36000 человек.

Окончательное число погибших достигло 200000 человек и, вероятно, было бы больше, будь Кракатау населенным островом. Но он представлял собой малопривлекательный обломок вулкана, который, возможно, точно так же извергался в доисторические времена. Вереница островов, что образуют Кандангскую гряду вдоль юго-восточного побережья Явы, вполне вероятно, составляла прежде один огромный вулкан. Несомненно, что смыкающиеся острова Пербоватан, Данан и Раката являлись частью доисторической кальдеры или краев вершины древнего громадного вулкана, в который входил и Кракатау.

Вулкан находился в сонном состоянии с 1680 по 1883 год, а извержение 1680 года выбросило лишь вулканическое стекло из отверстия Пербоватана. Именно из того же отверстия произошли первичные выбросы 20 мая 1883 года. Это были небольшие и настолько невыразительные взрывы, что группа любопытных европейцев заказала 27 мая пароход, чтобы посетить остров и посмотреть то, что один из членов рискованной вылазки описал как “обширный столб пара, выходящий с ужасающим шумом из отверстия примерно 27 метров шириной”, недалеко от кратера Пербоватана. Группа заметила также, что острова Раката и Верлатен покрыты тонким пеплом, а растительность погибла, хотя и не сгорела.

С того дня и до 19 июня все было спокойно. Затем небольшие извержения возобновились, и местность изменилась к худшему.

11 августа 1883 года капитан Ферсенар, руководивший группой топосъемки на соседнем острове Бант, ступил на берег острова Кракатау. Почва затряслась под его ногами. А хуже всего то, что окружающий пейзаж выглядел каким-то странным миром: весь остров был покрыт полуметровым слоем пепла. В небо поднимались три столба пара, и 11 новых очагов извержения, которых до мая не было, выбрасывали тучи пепла и пар. Охваченный ужасом, капитан собрал за пару часов необходимые данные и покинул остров.

На две недели, до 26 августа, активность спала, затем раздался грохот и появились выбросы. 26 августа в 13.00 от первых взрывов Кракатау задребезжали стекла домов на соседних островах. От вулкана во всех направлениях в почве разошлись трещины. В 14.00 над Кракатау поднялась огромная туча, которая достигала высоты 27 километров. В ней потрескивали огни св. Эльма. Капитан корабля, находившегося от Кракатау на расстоянии 65 километров, записал: “Кракатау был ужасающе великолепен, он напоминал огромную стену, пронизываемую зигзагообразными молниями, а над ним играли ленивые змейки линейных молний. Эти сверкающие вспышки были настоящими проявлениями разгневанного огня…”

Другие вулканы Яванской цепи, бывшие когда-то частью одной доисторической горы, тоже начали извергаться. Взрывы Кракатау нарастали до 17.00, когда образовались первые приливные волны, которые обрушились на соседние острова и затопили рыбацкие деревни вместе с жителями, а заодно смыли все суда.
Всю ночь до утра 27 августа продолжались взрывы и грохот. От подземных толчков на близлежащих островах рушились каменные стены, вдребезги разбивались лампы, вылетали из розеток газовые счетчики. На расстоянии 160 километров - на Яве и Батавии - гул стоял такой, что все проснулись. Дома тряслись так, будто рядом проходила тяжелая артиллерия.

Между 4.40 и 6.40 от Кракатау распространились несколько больших приливных волн, вызванных, возможно, дальнейшим разрушением северной части острова.

К 10 часам утра репетиция закончилась, и наступило время главного действия. Происходящее наблюдали и записали свои наблюдения два человека: нидерландский ученый Р.Хьюитт и моряк с клипера из Ливерпуля Р.Д.Дэлби. Хьюитт наблюдал с горы возле городка Анджер, что на западном побережье острова Ява. Все увиденное он потом описал в книге “Пожары и наводнения от землетрясений”:

“… Глядя в сторону острова Кракатау, что примерно на расстоянии 48 километров в Зондском проливе, я неожиданно увидел движение небольших лодок в заливе. Казалось, будто магнит вытягивает их из спокойного укрытия, и они уплывали в одном и том же направлении, ведомые, подобно “Летучему Голландцу”, невидимой рукой. Через мгновение они исчезли, проглоченные мощной кипящей бездной огня и воды. А прямо через залив, казалось, линия огня тянется к острову. Земная кора под заливом треснула, и как будто все пламя ада прорвалось к поверхности вод. Море устремилось в расселину, унося все лодки навстречу гибели. Шипящий пар дополнял этот ад…”

Моряк Дэлби так описал свои впечатления:

“Становилось все темнее и темнее. И так уже громкий грохот усиливался, и сейчас он раздавался, казалось, вокруг нас. Порывы ветра переросли в такой ураган, какого ни один из нас не переживал раньше. Ветер превратился в подобие плотной массы, сметавшей все перед собой, грохотавшей, как чудовищный мотор, и пронзительно завывавшей в оснастке, как черт в мучениях. Темнота сгустилась, но яркие молнии, которые почти ослепляли нас, сверкали повсюду. Гром бы оглушающим…

… Когда мы мельком увидели небо, то заметили там ужасное волнение: тучи проносились с огромной скоростью, и, мне кажется, большинство из нас решили, что мы оказались в вихре циклона. Но так как шум становился все громче и громче, я подумал, что это что-то вулканическое. Особенно, когда около полудня с неба посыпались тонны пыли. Она напоминала серое песчаное вещество, а так как на нас была только хлопчатобумажная одежда, мы вскоре совсем задыхались: обгоревшие, грязные и почти ослепшие.

Видимость в это время равнялась примерно метру. Я почувствовал себя заброшенным и ощупью двинулся по палубе, постоянно цепляясь за что-нибудь под рукой. Вы представить себе не можете силу того ветра. Время от времени я встречал других, находившихся в таком же состоянии, что и сам, но совершенно неузнаваемых - просто серые движущиеся в темноте предметы. Однажды я заметил пару обезумевших глаз - глаз бедного старика кули, выглянувшего из-под лодки.

Никто из нас никогда не сможет описать шум, особенно один сильный взрыв примерно в полдень, который считается самым громким звуком, раздававшимся когда-либо на земле… Он шел с вершины Кракатау прямо в небо… Небеса казались сплошной вспышкой пламени, тучи принимали такие фантастические формы, что выглядели поразительно неестественными; иногда они свисали подобно локонам. Одни - блестящие черного цвета, другие - грязно-белого…”

Моряк был почти прав. Мощное нарастание давления под Землей разорвало конус Кракатау на части, выбросив примерно 20 кубических километров извергавшегося вещества в тучу, которая поднялась в атмосферу на 80 километров. Тем временем обрушились обломки прежних конусов Данана, Пербоватана и Раката, которые затонули в море, превратив его в кипящий котел.

Звук взрыва был настолько сильным, что его слышали на расстоянии более 4800 километров. А ударные волны обогнули Землю 7 раз. На острове Родригес в Индийском океане, что в 4800 километрах от Кракатау, наблюдатель службы береговой безопасности зарегистрировал звук ровно через 4 часа после извержения. В Центральной Австралии, на расстоянии 3600 километров к юго-востоку от Кракатау, также был зарегистрирован звук. В Западной Австралии, на расстоянии 2700 километров, на равнинах Виктории, при звуке вулканического извержения стада овец обратились в паническое бегство. Звук слышали также на всей территории США.

В районе Кракатау на местность опустилась кромешная тьма, погрузив в раннюю ночь территорию в радиусе более 400 километров. На расстоянии 200 километров темнота продолжалась 22 часа, на расстоянии 80 километров - 57 часов. Корабли, находившиеся на удалении 2500 километров, докладывали, что через три дня после извержения на палубу стала выпадать пыль.

Словно по взмаху дирижерской палочки стали извергаться все Яванские вулканы. Папандаян раскололся на части, и 7 его трещин выбросили вниз на склоны кипящую лаву. В Малайском архипелаге взорвались и исчезли в море 130 квадратных километров острова Явы - от Пойнта Капучине до Негери-Пассоранга.

А затем зародилось одно из самых ужасных, самых губительных последствий извержения - цунами.
Сейсмическая приливная волна образовалась примерно через полчаса после катастрофического взрыва, она с ревом обрушилась на побережье Явы и Суматры, частично или полностью уничтожила 295 поселений и погубила 36000 человек (по некоторым источникам, погибли 80000 человек).

По словам инженера с корабля “Лудон” Н. ван Сан-дика, сцена была ужасной. Он писал:
“Как высокая гора, чудовищная волна бросилась на сушу. Сразу же вслед за ней появились еще три волны колоссальных размеров. И на наших глазах это ужасающее смещение моря одним сметающим проходом мгновенно поглотило руины города; упал маяк, а дома в городе были сметены одним ударом, как карточные домики. Все кончилось. Там, где несколько минут назад жил городок Телок-Бетонг, раскинулось море… Мы не могли найти слов, чтобы описать ужасное состояние, в котором находились после этой катастрофы. Как громом поражающая внезапность меняющегося света, неожиданное опустошение, которое закончилось за мгновение на наших глазах, все это ошеломило нас…”

Новые вулканические горы выросли из моря; острова поднялись и исчезли вместе со своими обитателями. В Анджере и Батавии цунами смыли в море 2800 человек, у Бантама утонули 1500 человек. Капитан “Лудона”, пережив цунами, поспешил в Анджер, чтобы предупредить голландский форт. Он нашел весь гарнизон мертвым, за исключением одного матроса, который бродил среди трупов. Острова Стирс, Мидах, Кальмейер, Верлатен, Сиуку и Силеси скрылись под водой вместе с населением.

Из 2500 рабочих каменоломни, которая до этого находилась на высоте 46 метров над уровнем моря, после затопления острова спаслись только два местных жителя и правительственный бухгалтер. Немецкий военный корабль, находившийся за Суматрой, был подхвачен цунами и заброшен в глубь острова почти на 3 километра, где приземлился в лесу на высоте 9 метров над уровнем моря.

Те жители островов, кому удалось спастись от воды, подверглись бомбардировкам раскаленными обломками и лавой. От подобных “дождей” в Уор-лонге погибли 900 человек, в Талатоа - 300 человек. Огненные камни и лава истребили селение Тамаранг, там погибли 1800 человек.

Ночью 27 и утром 28 августа местность всколыхнули еще три менее интенсивных извержения. После этого вулкан, наконец, успокоился. Матрос Р. Д. Дэлби так сообщил о разрушениях:
“На месте роскошной растительности не осталось ничего, кроме бесплодной коричневой пустыни. Берега как Явы, так и Суматры казались разбитыми на куски и выгоревшими. Самые разнообразные обломки проплывали мимо нас. Огромные плоты из растительности, на которой мы видели громадных лягушек, змей и других странных рептилий. А акулы! Один их вид вызывал отвращение. Что касается нашего корабля, то мы покрасили его и просмолили оснастку, а сейчас он выглядел так, как будто мы попали под ливень из горчицы”.

Эхо взрывов прошло по всему земному шару. Роберт Баллин в своей книге “Истоки Земли” писал: “Каждая частица нашей атмосферы зазвенела от громадного извержения. В Великобритании звуковые волны прошли у нас над головой; воздух на улицах и в домах дрожал от вулканического импульса. Кислород, питавший наши легкие, также реагировал на величайшее колебание, происходившее за 16000 километров”.

Целые месяцы небо над всем земным шаром светилось, побудив лорда Альфреда Теннисона описать это явление в стихах в “Св. Телемахе”:
“Неужели огненные останки
какого-то пламенного песка
Выбросились так высоко, что распылились
над всем земным шаром?
День за днем кроваво-красными закатами
сверкали гневные вечера”.

Две трети острова Кракатау исчезли. Там, где до взрыва над морем на высоте 120-420 метров
простиралась суша, не было ничего, кроме большой впадины на дне моря, достигавшей глубины 270 метров.
Странное свечение и оптические явления сохранялись в течение нескольких месяцев после извержения. В некоторых местах над Землей солнце казалось синим, а луна - ярко-зеленой. А движение в атмосфере выброшенных извержением частичек пыли позволило ученым установить наличие “струйного” потока.

Вулкан Анак-Кракатау

На месте разрушенного вулкана Кракатау 29 декабря 1927 года возник новый, названный Анак-Кракатау (Дитя Кракатау). Остров появился в центре трёх островов, составлявших когда-то вулкан Кракатау. Сегодня его высота составляет около 300 метров при диаметре около трёх-четырех километров. Со дня своего появления Анак-Кракатау пережил 5 основных извержений. Анак-Кракатау вырастал в среднем на 13 сантиметров в неделю, начиная с 1950 года. Вулкан активен. Небольшие извержения происходят регулярно, начиная с 1994 года.


В заключение нашей поездки в Индонезию летом 2013 года, мы отправились в место, которое известно своей, без преувеличения, страшной историей: 26 августа 1883 года на острове Кракатау началось извержение вулкана, ставшее одним из величайших в современной истории ...

Вулкан Кракатау находится в Зондском проливе между островами Суматра и Ява. Вот это место на карте :

До 1883 года Кракатау был целостным вулканическим островом площадью примерно 10 км, а его самая высокая точка достигала 2000 метров. К этому времени остров уже имел дурную славу благодаря сильнейшим извержениям. Например, в 535 году произошло извержение, которое привело к глобальным климатическим изменениям во всем мире! А по некоторым данным именно тогда образовался Зондский пролив, который разделил один большой остров на Яву и Суматру.


К 1883 году на острове сформировалось 3 кратера Раката, Данан и Пербуатан. Начиная с мая до 26 августа 1883г вулкан не раз проявлял свою активнсть, как бы предупреждая людей об опасности. Ночью, с 26 на 27 августа, из под земли начал доноситься гул, который в итоге стал на столько сильным, что даже в Джакарте (200 км от Кракатау) люди ночью не могли заснуть! А потом раздался взрыв невероятной мощи. Обломки взорвавшейся горы поднялись на высоту до 80 км, пепел выпал на площади более 4 млн км²!! Этим взрывом были вызваны мощнейшие волны до 30 метров в высоту, а одна из цунами обошла ВЕСЬ земной шар. В результате этого извержения были разрушены сотни городов, деревень и селений, а количество человеческих жертв достигло 40 тысяч человек.
После извержения изменился рельеф морского дна в проливе, на месте острова Кракатау осталась только небольшая часть от вулкана Раката, и два островка Сертунг и Панджанг.
Но не смотря на колоссальные разрушения сам вулкан не погиб. И в 1927 году, после подводного извержения, из-под воды на 9 метров поднялся новый вулкан Сын Кракатау (Anak Krakatau). Со дня своего рождения вулкан вырастал примерно на 13 см в неделю, на сегодняшний день его высота 813 метров.
На фотографии ниже хорошо видно очертания острова Кракатау до 1883 года, в нижней части фото остатки вулкана Раката после извержения и молодой Анак Кракатау растущий в центре древней кальдеры. Какие сюрпризы готовит нам этот огненный малыш остается только гадать. А пока мы решили посмотреть на него своими глазами!
Поездка на Кракатау была запланирована нами заранее. Мы перелопатили много информации, рассчитали, сколько дней нам понадобится, но некоторые сложности всё же возникли в пути.
Вылет с Бали на Яву у нас был днём, в аэропорту Джакарты мы оказались примерно в 14 часов. Сдали свои чемоданы в камеру хранения и перекусили в местном KFC. Дальше мы пошли искать такси, нам нужно было доехать до населённого пункта Чарита (Carita) и отеля Mutiara Carita. Таксистов рядом с аэропортом много, цены естественно сначала называют выше, но стандартный на Бали приём "не хотите, тогда мы пошли к другим" работает и здесь. В итоге договорились что нас довезут до места за 450 тысяч рупий. Дорога оказалась долгой. Первая часть пути по платной дороге пролетела очень быстро. Водитель попытался взять с нас деньги за проезд по ней, но мы точно помнили, что это входило в общую сумму проезда и ничего ему не дали) А свернув с трассы на обычную для Индонезии дорогу, по одной полосе в каждую сторону, мы встали в пробку, в итоге ехали от Джакарты до Чариты часов пять, если не больше.
Приехали, заселились без проблем, но всё-таки лучше бронировать номера заранее, на букинге, например, так как район Чарита это популярный курорт у яванцев и они сюда приезжают на отдых, некоторые с группой по тур путевкам, кто-то с семьей, а кто-то по работе. В общем, в выходные могут быть заняты все номера. Отель напомнил мне наши курорты Краснодарского края, которые не ремонтировались с советских времен. Здесь большая территория, есть отдельно стоящие домики и один общий корпус, в который мы и поселились. Номера большие, просторные, достаточно чистые - в общем, жить можно.
Здесь же, в отеле, мы сказали что хотим поехать на Кракатау и нам очень быстро прислали друга, который организует эту экскурсию. Дальше был очень долгий процесс торговли. Изначально мы хотели поехать с ночевкой и посмотреть как из кратера вылетает лава, на этот наш запрос друг объявил цену в 7 миллионов рупий (это почти 700$)! "Май френд, май френд"! В итоге мы выяснили, что вулкан вообще-то сейчас не извергается, да и вряд ли будет это делать завтра и решили поехать на один день. Цену сторговали до 4 миллионов, на этом и остановились, всё-таки в июле высокий сезон.
А дальше у нас случился казус с номером. Я увидела комаров, а так как в одной из своих поездок на Бали благодаря им я познакомилась с лихорадкой денге, ночевать в их компании мне не хотелось. В номере брызгалок от насекомых не было, и мы попросили местных работников принять меры... И они приняли... Я почему-то не отреагировала на странного вида болон с пульверизатором у работника, и вышла из номера к Диме (он на террасе договаривался о поездке на вулкан), а когда в следующий раз зашла в номер, поняла что произошло непоправимое! Работник распылял по нашему номеру бензин!!! Мы были в шоке, чувак уверял что запаха скоро не будет, но понятно, что это бред и оставаться в этом номере на ночь было нельзя! Для справедливости замечу, что на ресепшен нам без слов поменяли номер. После всего этого, мы поужинали, прогулялись немного по территории отеля и пошли спать, завтра нас ждет Анак Кракатау!
Утром мы поднялись не очень рано, часов в 7, и пошли завтракать. К нам подсел один яванец, ему очень хотелось поболтать, подтянуть английский и просто пообщаться с белыми людьми. Развлечение у них здесь такое, если видишь белого человека, то с ним надо обязательно поболтать, а еще лучше сфотографироваться)) Пока мы общались, пришел наш друг - гид и сказал что пора в путь!
Нам подогнали хороший скоростной катер, я сначала подумала, что мы едем с другими туристами, но нет, это только для нас! Примерно через 1,5 часа поездки по волнам океана, вдалеке мы увидели "малыша" Кракатау.
Подъезжая ближе, мы уже явно различали дым, валивший из кратера. Зная историю этого места, даже находясь на некотором удалении, понимаешь, что это не безопасная прогулка, а нам еще предстоит забраться наверх.

Заезжая в своеобразный залив, образовавшийся после извержения 1883г, видно остатки вулкана Раката. Мы знаем, что это только его малая часть. Только представьте, что тут был высоченный вулкан и как он разлетелся на куски от взрыва чудовищной силы!
Последствия катастрофы можно заметить и сейчас: с правой стороны, там, где раньше возвышалась гора, сейчас лишь вогнутая внутрь выемка.

Остатки от большого вулкана


Мы направились в центр "залива", где в прямом смысле растет Анак Кракатау. Наш катер сначала объехал вулкан вокруг, чтобы можно было его рассмотреть со всех сторон. Зрелище впечатляющее! Нам сказали, что вулкан часто извергается, его береговая линия постоянно меняется, а на склонах видно остывшую лаву и то, как она стекала в океан!
Чем ближе подъезжаешь, тем более грозным или даже угрожающим он выглядит.
Дым идет не только из кратера, он сочится отовсюду из-под земли.
Создается ощущение, что почва постоянно горит.
У подножья вулкана барханы черного вулканического песка вперемешку с пеплом и лавой.
Глядя на эти фотографии сложно подумать, что можно подняться на Кракатау!
Проехав дальше, мы увидели, что на другой стороне от кратера вулкана появляется растительность.
А еще дальше от "горячей точки" уже вырос целый лес! Говорят, что тут даже комодский варан водится, но мы его не увидели.
Когда мы подъехали к месту высадки, я в очередной раз расстроилась. Остров-то необитаемый, а мусора полно((Это показывает, как сильно загрязнен мировой океан. Очень грустно от таких картин(
Не хочу смотреть на это безобразие((
Немного переведя дух, начинаем поход на вулкан. Треккинг на Кракатау не сложный, самое тяжелое это перенести жару дневного солнца.
Сразу отмечу, что шли мы в шлёпках, песок в общем горячий, но не сильно. Мне показалось, что горячее стало, когда мы уже спускались, может просто к середине дня почва больше нагрелась.
А вот одеть что-нибудь на голову и закрыть плечи очень полезно! Но так как это были последние денёчки нашего летнего отдыха, я старалась наслаждаться солнышком по-полной!
Сначала дорога проходит через лес, здесь есть тенёк и приятно идти. Наши гиды идут вперед и показывают путь)
Потом тропинка выходит на довольно крутой и открытый участок. Здесь придется немного попотеть. Путь наверх в общем-то не трудный, основная сложность в том, что очень жарко на солнце и что идешь по песку.
Лес понемногу редеет и, в конце концов, остается позади. И мы сразу обратили внимание на множество булыжников валяющихся повсюду. Наши гиды сказали, что они вылетели из кратера во время извержений.
Напротив виднеется Раката.
Вот сколько мы уже прошли. Вдалеке еще один островок, кажется это Панджанг. Возможно, и он когда-то был горой.
Мы забрались! И вот такой красивый вид с Кракатау на океан, острова и тропинку, по которой мы шли, открылся нам сверху.
Подъем на Кракатау получается не высокий, может метров 500, а выше на край кратера вас никто не пустит, говорят, что есть пустоты и почва может провалиться. Тропинка дальше проходит по левому краю большой выемки, как я поняла, это почва просела после очередного извержения.
Мы прошли немного по кромке провала, в сторону Ракаты. Здесь тоже очень красиво! Я не удержалась и попозировала)) Жара усиливалась, мы решили не задерживаться на открытом солнце долго и пошли вниз.

С этой стороны вулкана уже больше видны следы извержений. Вот в провале лава и камни.


Ниже много опалённых деревьев.

Диме больше нравятся такие пейзажи)

Потом мы увидели огромные ямы и поломанные вокруг деревья. Оказалось это от камня, который выкинуло из кратера недавно.

А вот и камень. Я бы сказала, что это кусок горы, он высотой с меня и плюс огромный в ширину. Не хотелось бы мне попасть сюда во время извержения.

Пока Дима это всё фотографировал, я не теряла времени)) Очень жарко стало, хочется скорее в тень! А наши проводники уже давно убежали в лес)

В лесочке мы нашли останки сейсмологической станции. Раньше были еще такие же на верху, но сейчас от них ничего не осталось. Новые делать не стали, и наблюдают теперь за обстановкой издалека с Суматры и Явы.

После посещения вулкана, рядом с Ракатой, можно поплавать и посмотреть рыбёшек) Тут конечно не красное море, но после жары очень хорошо! Маски у нас были свои.

Наплававшись, на обратном пути Дима сладко заснул)


Напоследок еще один взгляд на Кракатау. Дымить он, кстати, стал сильнее!

Но это еще не всё наше приключение) Пока мы возвращались в отель, погода на побережье испортилась, и мы подумали, что торчать тут целый день и еще одну ночь, смысла никакого нет. Было решено ехать в Джакарту, ночевать там и днем погулять посмотреть город. У нашего друга, который организовывал поездку на Кракатау, мы спросили сколько стоит доехать отсюда до Джакарты, и он нам выдал: "ван миллион"! Да, да, один миллион рупий. Это, в общем-то, 100$, но мы-то помним, что доехали сюда за 450 тысяч, дорога не увеличилась за одну ночь, бензин не подорожал. В чем же дело?! На наш рассказ, что мы приехали за 450 тысяч он сказал что это импосибиль, т.е. невозможно) Ну мы над ним посмеялись конечно, и решили, что найдем другую машину. Но не тут то было! Оказывается таксистов (кроме рикш) тут нету, местные либо приезжают на своих машинах, либо их везут по тур путевкам на автобусе. Пользуясь этим все здешние тур компании, которые организовывают экскурсии, действительно возят в Джакарту за один миллион! Дима попытался поторговаться, опустил цену до 800 тысяч и всё. Тут у нас проснулся дух противоречия) И мы решили что обычные местные жители как-то же добираются до Джакарты, значит и мы сможем! Мы собрали вещи и вышли за пределы отеля, зная лишь одно: мы едем в Джакарту!
На первый взгляд кажется, что тут сложного, спросили где автобус, сели, поехали. НО! Не забывайте что мы на Яве причем в месте, куда иностранный турист заезжает не часто, а если и заезжает то по городу особо не шатается) Следовательно на английском никто не говорит, даже немного! И еще... Мы же на Яве, поэтому белый человек это диво дивное! Я не знаю как передать свои ощущения во время того, когда идешь по улице, а тебя все без исключения рассматривают с диким удивлением! Это как если бы по Москве шел зелёный трехметровый инопланетянин)) Точно, именно так я себя и ощущала:) Мы зашли в магазин, купили мороженное и воду, попытались объяснить что нам надо в Джакарту и спросить где остановка автобуса. Все хихикали, и никто ничего толком нам не сказал. На выходе нам попался человек, который вроде бы мог связать пару английских слов, из его жестов руками мы поняли где остановка, что нам сначала надо доехать до местечка Чилегон (Cilegon), а там пересесть на автобус до Джакарты. Ну, уже что то! По дороге разберемся.
Вот наш маршрут на активной карте:

Нас много пугали, что надо быть аккуратнее на Яве, это вам не Бали, где все добрые, там все злые и ужасные. Не ходите дети в Африку гулять))) Скажу сразу нам ни одного Бармалея не попалось, наоборот все старались помочь чем могли, подсказать (пусть даже на индонезийском) улыбались и конечно же фотографировались с нами) Первым кто нам помог был старенький, весь сморщенный водитель рикши. Он стоял около остановки предложил нам такси) Когда понял что мы в Джакарту, тоже назвал пересадочный пункт, а потом тормознул нужный нам автобус и даже помог туда залезть)
Кстати автобус это сильно сказано, скорее малюсенькая маршрутка, снаружи она похожа на маленький минивэн isuzu. Дверей в ней нет, а для пассажиров сзади две лавки) Мы протиснулись в эту машинку и поехали. Ехать нам предстояло 2 часа! Цена поездки на такой маршрутке на двоих вышла 30 тысяч рупий. Причем цена для женщин и мужчин разная, к сожалению, забыла за кого платят больше, а за кого меньше)) Ехать было весело, с нами пытались все поболтать, мы пытались уточнить дорогу. Дима фотографировал машину изнутри.

Еще, как я уже писала, местные жители фотографировались с нами, а мы с ними)

А дальше нам повезло, когда мы проезжали крупный завод, в маршрутку сел мужчина, который хорошо говорил на английском, и он тоже ехал в Джакарту! Сказал: "Не волнуйтесь, доставим вас в лучшем виде"! Он постоянно ездит сюда на работу и уже знает, как побыстрее добраться, поэтому маршрут наш получился немного другой. Мы сначала пересели на еще одну маршрутку, а уже после на большой автобус до Джакарты. Сели мы на него в каком-то хитром месте, как мы поняли, перед автобусной станцией и поэтому, нам удалось занять места. На этом автобусе мы ехали еще часа 2,5. Проезд на нем вышел 70 тысяч на двоих. И того дорога Чарита - Джакарта вышла 100 тысяч рупий (10$) на двоих, плюс куча положительных эмоций! Вот так экономия!!! По дороге мы выбрали отель, в Джакарте наш друг подсказал, где выйти, и дальше на такси мы доехали до отеля. Вот такое у нас вышло приключение!
Резюмируя эту поездку, я бы посоветовала желающим посмотреть Кракатау, брать машину в прокат. Это можно сделать в международном аэропорту Джакарты и через интернет у таких фирм как Hertz, Avis и др.

Невероятный день на вулкане и долгая, но интересная дорога до Джакарты, стали нашим заключительным путешествием этого лета в Индонезии. Правда у нас в планах на следующий день была еще прогулка по Джакарте. А пока мы попрощались с удивительной природой островов, с Индийским океаном и в очередной раз загадали желание обязательно вернуться!

p.s. Канал Discovery снял отличный фильм про этот вулкан, с реконструкциями событий и т.п., посмотреть его на youtube можно

Еще из путешествия по Индонезии.

Кракатау – это вулканический остров, который находится в Зондском проливе между островами Ява и Суматра, в провинции Лампунг. Стоит отметить тот факт, что эта провинция известна своей вулканической нестабильностью - в мае 2005 года произошло сильное землетрясение (6,4 балла), которое нанесло большой ущерб провинции Лампунг. Одной из достопримечательностей провинции Лампунг является пляж Танжунг Сетиа, который так же славится необычными и сложными волнами для любителей серфинга.

Кракатау также называют группу островов, которые образовались из более большого острова (с тремя вулканическими пиками), который был уничтожен в результате извержения вулкана Кракатау в 1883 году. Извержение Кракатау в 1883 году спровоцировало гигантское цунами, погибли люди (по некоторым данным – около 40000 человек), две трети острова Кракатау было разрушено. Считается, что звук от извержения был самый громкий из когда-либо зафиксированных в истории – его было слышно за 4800 км от вулкана, а гигантские волны, спровоцированные извержением, были зафиксированы барографами по всему земному шару. Ученые подсчитали, что сила взрыва была в 10 тысяч раз больше взрыва, который уничтожил город Хиросима. В 1927 году появился новый остров, Анак Кракатау, что в переводе означает «дитя Кракатау».

На месте разрушенного вулкана произошло подводное извержение, и новый вулкан поднялся на 9 метров выше моря через несколько дней. Поначалу его разрушило море, но со временем, когда лавовые потоки изливались в большем количестве, чем их разрушало море, вулкан окончательно отвоевал свое место. Случилось это в 1930 году. Высота вулкана менялась ежегодно, в среднем вулкан в год вырастал приблизительно на 7 метров. На сегодняшний день высота Анак-Кракатау – около 813 метров.

Ввиду того, что Анак-Кракатау – активный вулкан, а его статус – второй уровень тревоги (из четырех), правительство Индонезии официально запретило жителям селиться ближе 3 км от острова, а зона радиусом в 1,5 км от кратера закрыта для туристов и любителей ловить рыбу.

Грохот разрушительного и губительного извержения вулкана Кракатау 26 августа 1883 года был самым громким звуком, который когда-либо слышало человечество. 200000 человек погибли от огня, расплавленной лавы, падающих обломков, пепла и цунами, вызванных оглушающим взрывом и достигавших в высоту 36 метров.

То, что, возможно, является величайшей катастрофой в мировой истории, произошло 27 августа 1883 года, когда извержение разнесло на части Кракатау — вулканический остров, лежащий в Зондском проливе между островами Суматра и Ява.

Более 20 кубических километров обломков и пепла, а также струя пара диаметром в 11 метров взметнулись в атмосферу после самого громкого взрыва, известного человечеству со времен его появления. Возникшие ударные волны 7 раз обошли вокруг Земли, создали 36-метровой высоты цунами и приливную волну, от которой погибли 36000 человек.

Окончательное число погибших достигло 200000 человек и, вероятно, было бы больше, будь Кракатау населенным островом. Но он представлял собой малопривлекательный обломок вулкана, который, возможно, точно так же извергался в доисторические времена. Вереница островов, что образуют Кандангскую гряду вдоль юго-восточного побережья Явы, вполне вероятно, составляла прежде один огромный вулкан. Несомненно, что смыкающиеся острова Пербоватан, Данан и Раката являлись частью доисторической кальдеры или краев вершины древнего громадного вулкана, в который входил и Кракатау.

Вулкан находился в сонном состоянии с 1680 по 1883 год, а извержение 1680 года выбросило лишь вулканическое стекло из отверстия Пербоватана. Именно из того же отверстия произошли первичные выбросы 20 мая 1883 года. Это были небольшие и настолько невыразительные взрывы, что группа любопытных европейцев заказала 27 мая пароход, чтобы посетить остров и посмотреть то, что один из членов рискованной вылазки описал как «обширный столб пара, выходящий с ужасающим шумом из отверстия примерно 27 метров шириной», недалеко от кратера Пербоватана. Группа заметила также, что острова Раката и Верлатен покрыты тонким пеплом, а растительность погибла, хотя и не сгорела.

С того дня и до 19 июня все было спокойно. Затем небольшие извержения возобновились, и местность изменилась к худшему.

11 августа 1883 года капитан Ферсенар, руководивший группой топосъемки на соседнем острове Бант, ступил на берег острова Кракатау. Почва затряслась под его ногами. А хуже всего то, что окружающий пейзаж выглядел каким-то странным миром: весь остров был покрыт полуметровым слоем пепла. В небо поднимались три столба пара, и 11 новых очагов извержения, которых до мая не было, выбрасывали тучи пепла и пар. Охваченный ужасом, капитан собрал за пару часов необходимые данные и покинул остров.

На две недели, до 26 августа, активность спала, затем раздался грохот и появились выбросы. 26 августа в 13.00 от первых взрывов Кракатау задребезжали стекла домов на соседних островах. От вулкана во всех направлениях в почве разошлись трещины. В 14.00 над Кракатау поднялась огромная туча, которая достигала высоты 27 километров. В ней потрескивали огни св. Эльма. Капитан корабля, находившегося от Кракатау на расстоянии 65 километров, записал: «Кракатау был ужасающе великолепен, он напоминал огромную стену, пронизываемую зигзагообразными молниями, а над ним играли ленивые змейки линейных молний. Эти сверкающие вспышки были настоящими проявлениями разгневанного огня…»

Другие вулканы Яванской цепи, бывшие когда-то частью одной доисторической горы, тоже начали извергаться. Взрывы Кракатау нарастали до 17.00, когда образовались первые приливные волны, которые обрушились на соседние острова и затопили рыбацкие деревни вместе с жителями, а заодно смыли все суда.
Всю ночь до утра 27 августа продолжались взрывы и грохот. От подземных толчков на близлежащих островах рушились каменные стены, вдребезги разбивались лампы, вылетали из розеток газовые счетчики. На расстоянии 160 километров — на Яве и Батавии — гул стоял такой, что все проснулись. Дома тряслись так, будто рядом проходила тяжелая артиллерия.

Между 4.40 и 6.40 от Кракатау распространились несколько больших приливных волн, вызванных, возможно, дальнейшим разрушением северной части острова.

К 10 часам утра репетиция закончилась, и наступило время главного действия. Происходящее наблюдали и записали свои наблюдения два человека: нидерландский ученый Р.Хьюитт и моряк с клипера из Ливерпуля Р.Д.Дэлби. Хьюитт наблюдал с горы возле городка Анджер, что на западном побережье острова Ява. Все увиденное он потом описал в книге «Пожары и наводнения от землетрясений»:

«… Глядя в сторону острова Кракатау, что примерно на расстоянии 48 километров в Зондском проливе, я неожиданно увидел движение небольших лодок в заливе. Казалось, будто магнит вытягивает их из спокойного укрытия, и они уплывали в одном и том же направлении, ведомые, подобно «Летучему Голландцу», невидимой рукой. Через мгновение они исчезли, проглоченные мощной кипящей бездной огня и воды. А прямо через залив, казалось, линия огня тянется к острову. Земная кора под заливом треснула, и как будто все пламя ада прорвалось к поверхности вод. Море устремилось в расселину, унося все лодки навстречу гибели. Шипящий пар дополнял этот ад…»

Моряк Дэлби так описал свои впечатления:

«Становилось все темнее и темнее. И так уже громкий грохот усиливался, и сейчас он раздавался, казалось, вокруг нас. Порывы ветра переросли в такой ураган, какого ни один из нас не переживал раньше. Ветер превратился в подобие плотной массы, сметавшей все перед собой, грохотавшей, как чудовищный мотор, и пронзительно завывавшей в оснастке, как черт в мучениях. Темнота сгустилась, но яркие молнии, которые почти ослепляли нас, сверкали повсюду. Гром бы оглушающим…

… Когда мы мельком увидели небо, то заметили там ужасное волнение: тучи проносились с огромной скоростью, и, мне кажется, большинство из нас решили, что мы оказались в вихре циклона. Но так как шум становился все громче и громче, я подумал, что это что-то вулканическое. Особенно, когда около полудня с неба посыпались тонны пыли. Она напоминала серое песчаное вещество, а так как на нас была только хлопчатобумажная одежда, мы вскоре совсем задыхались: обгоревшие, грязные и почти ослепшие.

Видимость в это время равнялась примерно метру. Я почувствовал себя заброшенным и ощупью двинулся по палубе, постоянно цепляясь за что-нибудь под рукой. Вы представить себе не можете силу того ветра. Время от времени я встречал других, находившихся в таком же состоянии, что и сам, но совершенно неузнаваемых — просто серые движущиеся в темноте предметы. Однажды я заметил пару обезумевших глаз — глаз бедного старика кули, выглянувшего из-под лодки.

Никто из нас никогда не сможет описать шум, особенно один сильный взрыв примерно в полдень, который считается самым громким звуком, раздававшимся когда-либо на земле… Он шел с вершины Кракатау прямо в небо… Небеса казались сплошной вспышкой пламени, тучи принимали такие фантастические формы, что выглядели поразительно неестественными; иногда они свисали подобно локонам. Одни — блестящие черного цвета, другие — грязно-белого…»

Моряк был почти прав. Мощное нарастание давления под Землей разорвало конус Кракатау на части, выбросив примерно 20 кубических километров извергавшегося вещества в тучу, которая поднялась в атмосферу на 80 километров. Тем временем обрушились обломки прежних конусов Данана, Пербоватана и Раката, которые затонули в море, превратив его в кипящий котел.

Звук взрыва был настолько сильным, что его слышали на расстоянии более 4800 километров. А ударные волны обогнули Землю 7 раз. На острове Родригес в Индийском океане, что в 4800 километрах от Кракатау, наблюдатель службы береговой безопасности зарегистрировал звук ровно через 4 часа после извержения. В Центральной Австралии, на расстоянии 3600 километров к юго-востоку от Кракатау, также был зарегистрирован звук. В Западной Австралии, на расстоянии 2700 километров, на равнинах Виктории, при звуке вулканического извержения стада овец обратились в паническое бегство. Звук слышали также на всей территории США.

В районе Кракатау на местность опустилась кромешная тьма, погрузив в раннюю ночь территорию в радиусе более 400 километров. На расстоянии 200 километров темнота продолжалась 22 часа, на расстоянии 80 километров — 57 часов. Корабли, находившиеся на удалении 2500 километров, докладывали, что через три дня после извержения на палубу стала выпадать пыль.

Словно по взмаху дирижерской палочки стали извергаться все Яванские вулканы. Папандаян раскололся на части, и 7 его трещин выбросили вниз на склоны кипящую лаву. В Малайском архипелаге взорвались и исчезли в море 130 квадратных километров острова Явы — от Пойнта Капучине до Негери-Пассоранга.

А затем зародилось одно из самых ужасных, самых губительных последствий извержения — цунами.
Сейсмическая приливная волна образовалась примерно через полчаса после катастрофического взрыва, она с ревом обрушилась на побережье Явы и Суматры, частично или полностью уничтожила 295 поселений и погубила 36000 человек (по некоторым источникам, погибли 80000 человек).

По словам инженера с корабля «Лудон» Н. ван Сан-дика, сцена была ужасной. Он писал:
«Как высокая гора, чудовищная волна бросилась на сушу. Сразу же вслед за ней появились еще три волны колоссальных размеров. И на наших глазах это ужасающее смещение моря одним сметающим проходом мгновенно поглотило руины города; упал маяк, а дома в городе были сметены одним ударом, как карточные домики. Все кончилось. Там, где несколько минут назад жил городок Телок-Бетонг, раскинулось море… Мы не могли найти слов, чтобы описать ужасное состояние, в котором находились после этой катастрофы. Как громом поражающая внезапность меняющегося света, неожиданное опустошение, которое закончилось за мгновение на наших глазах, все это ошеломило нас…»

Новые вулканические горы выросли из моря; острова поднялись и исчезли вместе со своими обитателями. В Анджере и Батавии цунами смыли в море 2800 человек, у Бантама утонули 1500 человек. Капитан «Лудона», пережив цунами, поспешил в Анджер, чтобы предупредить голландский форт. Он нашел весь гарнизон мертвым, за исключением одного матроса, который бродил среди трупов. Острова Стирс, Мидах, Кальмейер, Верлатен, Сиуку и Силеси скрылись под водой вместе с населением.

Из 2500 рабочих каменоломни, которая до этого находилась на высоте 46 метров над уровнем моря, после затопления острова спаслись только два местных жителя и правительственный бухгалтер. Немецкий военный корабль, находившийся за Суматрой, был подхвачен цунами и заброшен в глубь острова почти на 3 километра, где приземлился в лесу на высоте 9 метров над уровнем моря.

Те жители островов, кому удалось спастись от воды, подверглись бомбардировкам раскаленными обломками и лавой. От подобных «дождей» в Уор-лонге погибли 900 человек, в Талатоа — 300 человек. Огненные камни и лава истребили селение Тамаранг, там погибли 1800 человек.

Ночью 27 и утром 28 августа местность всколыхнули еще три менее интенсивных извержения. После этого вулкан, наконец, успокоился. Матрос Р. Д. Дэлби так сообщил о разрушениях:
«На месте роскошной растительности не осталось ничего, кроме бесплодной коричневой пустыни. Берега как Явы, так и Суматры казались разбитыми на куски и выгоревшими. Самые разнообразные обломки проплывали мимо нас. Огромные плоты из растительности, на которой мы видели громадных лягушек, змей и других странных рептилий. А акулы! Один их вид вызывал отвращение. Что касается нашего корабля, то мы покрасили его и просмолили оснастку, а сейчас он выглядел так, как будто мы попали под ливень из горчицы».

Эхо взрывов прошло по всему земному шару. Роберт Баллин в своей книге «Истоки Земли» писал: «Каждая частица нашей атмосферы зазвенела от громадного извержения. В Великобритании звуковые волны прошли у нас над головой; воздух на улицах и в домах дрожал от вулканического импульса. Кислород, питавший наши легкие, также реагировал на величайшее колебание, происходившее за 16000 километров».

Целые месяцы небо над всем земным шаром светилось, побудив лорда Альфреда Теннисона описать это явление в стихах в «Св. Телемахе»:
«Неужели огненные останки
какого-то пламенного песка
Выбросились так высоко, что распылились
над всем земным шаром?
День за днем кроваво-красными закатами
сверкали гневные вечера».

Две трети острова Кракатау исчезли. Там, где до взрыва над морем на высоте 120-420 метров
простиралась суша, не было ничего, кроме большой впадины на дне моря, достигавшей глубины 270 метров.
Странное свечение и оптические явления сохранялись в течение нескольких месяцев после извержения. В некоторых местах над Землей солнце казалось синим, а луна — ярко-зеленой. А движение в атмосфере выброшенных извержением частичек пыли позволило ученым установить наличие «струйного» потока.

Вулкан Анак-Кракатау

На месте разрушенного вулкана Кракатау 29 декабря 1927 года возник новый, названный Анак-Кракатау (Дитя Кракатау). Остров появился в центре трёх островов, составлявших когда-то вулкан Кракатау. Сегодня его высота составляет около 300 метров при диаметре около трёх-четырех километров. Со дня своего появления Анак-Кракатау пережил 5 основных извержений. Анак-Кракатау вырастал в среднем на 13 сантиметров в неделю, начиная с 1950 года. Вулкан активен. Небольшие извержения происходят регулярно, начиная с 1994 года.


" Высота 813 метров Минимальная глубина (для подводных вулканов) {{{Глубина}}} Местоположение Зондский пролив, Индонезия Координаты 6° 6" ю.ш., 105° 20" в.д. Геодинамическая обстановка островная дуга Последнее извержение 2008

Кракатау (Krakatau) - бывший остров и действующий вулкан в Индонезии, расположен в Зондском проливе, между островами Ява и Суматра, это часть затопленной морем кальдеры, оставшейся после грандиозного взрыва 18 августа 1883 года. Площадь острова 10,5 км². Высота вулкана 813 м. Он сложен базальтами и андезитами . Воронка вулканической кальдеры имеет глубину 370 м и диаметр 5000 м. Интенсивная вулканическая деятельность Кракатау объясняется тем, что он насажен на тектонический узел пересечения многих разломов в островной дуге .

История развития

В третий период сформировались еще два небольших андезитовых конуса - Данан и Пербуатан. Все три конуса образовали сравнительно крупный остров. В 1670 г. из жерла Пербуатана излился поток лавы андезитового состава, после чего в течение 200 лет Кракатау молчал.

Четвертый период в жизни Кракатау - катастрофа в 1883 г. Образование кальдеры Кракатау объяснялось по-разному. Некоторые ученые предполагали, что кальдера возникла в результате гигантского взрыва и представляет не что иное, как взрывную воронку. Однако сейчас большинство исследователей склоняются к выводу, что кальдера Кракатау возникла вследствие обрушения кровли вулканической камеры, вызванного удалением из этой камеры огромных объемов вулканического материала.

Извержение 1883 года

В 1883 г. Произошел мощнейшое извержение- взрыв вулкана Кракатау. До извержения это был небольшой архипелаг островов, самым крупным из которых был Кракатау размером 9х5 км. Он состоял из трех сросшихся кратеров: Раката (800 м) - на юге, Данан (450 м) - в центре, Пербуатан (120 м) - в северной части острова. Весь архипелаг представлял собой остатки вулкана высотой около 2 тыс. м, разрушенного еще в доисторические времена.

20 мая 1883 года экипаж германского военного судна “Елизавета” заметил грибообразное облако, выходившее из кратера; оно достигало 11 тыс. м высоты. Несмотря на то, что до Кракатау было еще далеко, пепел сыпался на палубу судна. Эти явления продолжались несколько дней. До самой катастрофы, которая произошла в конце августа, лишь временами происходили сильные взрывы. В середине июня процесс возобновился со страшной силой. Утро 26 августа было ясное. Около часа дня стал слышен гул, который распространился до Батавии (ныне Джакарта); ночью он настолько усилился, что в городе невозможно было уснуть. В 17 час. произошло первое цунами, вероятно, вызванное обрушением кратера. К вечеру в селении Ламионге на острове Суматра пошел слабый пепельный дождь. В Анжере и в некоторых близких к нему селениях, расположенных на побережье острова Явы, сразу же после заката солнца воцарился глубокий мрак. На горе Кракатау раздавался грохот и ежеминутно показывались яркие молнии. Громадные массы пепла, пемзы , шлаков и тягучей, подобной тесту, грязи направились в Зондский пролив, к островам Яве и Суматре. В 6 час. утра волны устремились на низменные берега.

Около 10 час. утра было самое ужасное время: раздался колоссальный взрыв. Газы, пары, пепел и обломки пород были подняты на высоту 70-80 км и рассеялись по площади около 1 млн. км2.

Вызванные взрывом чудовищные волны вздымались наподобие гор, доходя до 30 м в высоту; одна за другой низвергались они на острова. Города, деревни, леса, железнодорожная насыпь, проходящая на Яве вдоль берега,- все было стерто с лица земли страшным потопом. Следующий взрыв со слабым цунами отмечен в 16 час. 35 мин. Пепельный дождь, взрывы, буря и волнение на море не прекращались всю ночь, но сила их постепенно ослабевала. Утром 28 августа небо опять стало светлее, извержение ослабело, но еще не кончилось. Небольшие взрывы происходили в сентябре и в октябре, а 20 февраля 1884 г. было отмечено последнее извержение.

По официальным данным, число погибших равнялось приблизительно 40 тыс. человек. На месте острова Кракатау разлилось море, и из воды выходил на поверхность лишь старый конус вулкана. Волна в море (цунами), вызванная взрывом Кракатау, была настолько мощной, что обошла всю планету.

В атмосфере также происходили бурные изменения. Вблизи Кракатау свирепствовали сильные ураганы. В Европе, в Северной Америке и в других частях света движение воздуха было отмечено метеорологическими приборами, и всюду замечалось сильное колебание барометра. Воздушная волна, вызванная извержением Кракатау, обошла земной шар три раза, что было доказано барометрическими наблюдениями в разных местах. За всю историю человечества не упоминалось ни об одном извержении, которое отличалось бы такими же сильными звуковыми явлениями.

Продукты извержения Кракатау состояли преимущественно из пемзы и мелкого пепла. Предполагают, что объем их доходил до 18 км3. На 6 км в радиусе вулкана изверженные породы нагромоздили пласты толщиной 20-40 м. К северу от Кракатау, у острова Себеси, глубина моря до извержения составляла 36 м. После катастрофы здесь обнажились мели и все это пространство сделалось несудоходным для больших кораблей. В результате взрывов сохранилась только южная половина конуса Ракаты. Не только произошло изменение рельефа морского дна, но и возникли новые острова, а прежние увеличились в размере.

Последние извержения

  • 23 апреля 2008 года начались выбросы вулканических бомб из кратера вулкана Кракатау. Пирокластический материал выбрасывается на высоту до 600 метров.
  • В конце августа 2007 года усилилась активность вулкана. Из вулкана периодически выбрасываются облака пепла и пирокластического материала на высоту 200-300м.
  • 24 апреля 2008 года в радиусе 3 км были зафиксированны подземные толчки, и возобновились выбросы раскаленного пирокластического материала на высоту до 600 м.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: