Золотой храм дамбуллы. Пещерный буддийский храм Дамбулла (Шри Ланка) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации Поезд коломбо дамбулла

Золотой пещерный храм Дамбулла - одна из главных достопримечательностей и буддистских святынь Шри-Ланки. Внутри пяти пещер вас ждёт 153 статуи Будды (многим из них более 2000 лет), 3 статуи королей Шри-Ланки, 4 статуи богов и богинь, настенная живопись общей площадью более 2 тыс м 2 . Эта статья поможет вам получить удовольствие от посещения храма в Дамбулле, найти самые интересные статуи и элементы храма, понять, кто или что перед вами изображёно.

Из этой статьи вы узнаете:

1 | Ради чего стоит посетить Золотой Пещерный Храм Дамбулла

  • разобраться в значениях различных поз и жестов Будды,
  • познакомиться с древней шри-ланкийской наскальной живописью,
  • узнать как выглядели древние короли Шри-Ланки,
  • изучить историю Будды и Шри-Ланки по наскальным рисункам,
  • насладиться красивыми видами на окружающую храм долину (в ясную погоду можно увидеть Сигирию , которая находится в 17 км от Дамбуллы).

Если вы только планируете поездку на Шри-Ланку, рекомендую ознакомиться с инструкциями по оформлению визы онлайн и заполнению карточки прибытия на Шри-Ланку .

2 | История Пещерного храма Дамбулла

В далёком I веке до нашей эры древний король Шри-Ланки Валагамба был свергнут с трона и изгнан из Анурадхапуры захватчиками из Южной Индии. Он нашёл прибежище в Дамбулле и, позже, через 14 лет отвоевав свой трон, король отблагодарил монахов, которые дали ему приют. Король инвестировал деньги в строительство пещерного храма, превратив скроомный монастырь во впечатляющую буддистскую святыню и место паломничества для многих тысяч буддистов.


Богато украшенные статуи Будды в позе медитации в пещере №2

В последующие годы другие короли Шри-Ланки помогали в развитии пещерного храма, обновляли и украшали его. В XII веке 73 статуи Будды были покрыты золотом - с тех пор храм начал называться Золотым Пещерным Храмом. Память о самых щедрых королях увековечили в виде статуй, настенных картин и даже в виде каменной книги.

3 | Что важно помнить о храме Дамбулла

Часы работы храма: с 7:00 до 18:00.

GPS координаты храма (чтобы найти храм на карте, скопируйте координаты с строку поиска в Google maps): 7.856712, 80.648132.

Другие интресные места и лучшие отели в Дамбулле - .

Стоимость входных билетов: 1500 рупий (~ 10$). Билеты нужно покупать внизу , в кассе возле гигантской золотой статуи Будды (GPS координаты 7.855653, 80.651555).


Билетные кассы в пещерный храм находятся справа от золотой статуи Будды

Золотой пещерный храм Дамбулла - это не музей или место для развлечения туристов, это действующий храм и место паломничества для многих буддистов . Поэтому не ожидайте увидеть таблички и подписи под статуями и изображениями, чистоты и тишины музея, буфетов или киосков с напитками и бутербродами.

4 | Как одеваться и что взять с собой в храм

Одеваться нужно в соответствии с правилами действующего буддистского храма:

  • одежда должна прикрывать плечи и колени, и не быть прозрачной;
  • головные уборы следует снять (это касается и мужчин, и женщин, и даже детей);
  • по храму можно ходить только босяком (очень рекомендую взять с собой носки, чтобы не пришлось передвигаться по раскалённому камню мелкими перебежками).

Обувь можно оставить в специальном киоске перед входом на территорию храма (услуга платная - 25 рупий за одну пару обуви).


Дамбулла - это священное место паломничества для буддистов Шри-Ланки

Пещерный храм находится на горе и по пути в храм придётся преодолеть много ступенек. Поэтому стоит взять с собой бутылку питьевой воды. На нижнем участке лестницы обычно сидят торговцы, которые продают воду, но не рассчитывайте увидеть их там рано утром. Остерегайтесь обезьян, которые любят отбирать у туристов еду, и навязчивых торговцев, пытающихся продать различные побрякушки.

Милая (и коварная) обезьянка возле храма Дамбулла Скучающая (значит, сытая) красавица

5 | Что из себя представляет пещерный храм Дамбулла:

Пещерном храме Дамбулла это комплекс из 5 пещер, вырубленных в скале. Три пещеры древние и были высечены в скале в I веке до н. э. (им более 2000 лет), ещё две - не старше XVIII века.

Перед пещерами расположен двор со священным деревом ботхи (под таким же деревом Будда достиг просветления). В правом углу, практически сразу возле входа на территорию храма, находится большая каменная книга, где на древнем сингальском языке записаны деяния короля Ниссака Малла, одного из благодетелей храма во XII веке н.э. (именно благодаря ему храм начал называться "Золотым").


Пещерный храм Дамбулла - это 5 пещер, вырубленных в скале

Для того, чтобы получить удовольствие от посещения Золотого Пещерного Храма Дамбулла, стоит осознать, что перед вами историческая и культурная достопримечательность , а не просто пещеры с большим количеством статуй Будды. По картинам на стенах пещер можно ознакомиться с историей Шри-Ланки и жизнью Будды (конечно, если знать, куда смотреть). Для тех, кто хочет получить при посещении достопримечательности положительные эмоции и интересную информацию, могу предложить 4 варианта:

  1. закажите экскурсию с русскоговорящим гидом, который всё вам расскажет и покажет, всё разъяснит и ответит на вопросы (например, включает проезд на комфортабельном микроавтобусе, услуги русскоговорящего гида для группы до 8 человек),
  2. возьмите англоговорящего гида, которого можно найти при входе в пещерный храм (конечно, если ваш уровень английского позволит понять гида),
  3. дочитайте эту статью до конца и сохраните (или запишите), на что именно стоит обратить внимание при посещении пещер,
  4. замените посещение храма в Дамбулле на поездку в Сигирию .

Далее я опишу каждую пещеру, двигаясь справа налево (от входа, в глубь храма). Я сознательно не покажу все статуи и рисунки на фото, но дам чёткие инструкции, чтобы вы смогли их найти - добавим немного исследовательской нотки в ваше посещение пещерного храма Дамбулла.

Пещера 1: Дева Раджа Вихарайя - Храм Короля Богов

Крошечная пещера с 14 метровой статей лежачего Будды, которая высечена из скалы, изображает вход в Нирвану (смерть) Будды. У ног Будды стоит один из самых верных учеников по имени Ананда. Стены пещеры покрыты рисунками, и слоем сажи от благовоний и масляных ламп.


14-метровая статуя лежачего Будды в пещере №1

Рядом со входом в первую пещеру находится небольшая часовня, посвящённая индуистскому богу Вишну. Если вам повезёт, то вы увидите паломников с подношениями, священников, совершающих традиционные обряды, и ритуал разбивания кокоса (если кокос разбился, задуманное осуществится).

Пещера 2: Маха Раджа Вихарайя - Храм Великого Короля

Это самая большая пещера в Золотом Храме Дамбулла. Размеры пещеры: 52 метра в ширину, 23 метра в глубину и 7 метров высоту (в самом высоком месте). В правой части пещеры находится чаша, в которую с потолка постоянно капает священна вода. Даже в сильную засуху источник воды не пересыхает. Собранную воду используют для буддистских ритуалов.


Самая большая пещера в Золотом пещерном храме Дамбулла

В пещере находится 16 стоящих статуй Будды и 40 Будд в позе медитации (сидя, сложив обе руки перед собой). Вам предстоит найти следующие статуи:

Бог Майтрея - покровитель Канди, культурной столицы Шри-Ланки
  • Деревянная статуя короля Валагамба , того самого, с которого началась многовековая история пещерного храма Дамбулла. Правая рука у него поднята в жесте учения и стоит он возле выхода из пещеры. Обратите внимание, как одевались короли Шри-Ланки в I веке до н.э..
  • Самая впечатляющая статуя в этой пещере - это вырезанная из камня статуя стоячего Будды под аркой с древними мифическими животными Макара (индийская аналогия дракона). Будда левой рукой держит робу, а правая его рука изображена в жесте защиты. Если присмотреться, то под слоем краски можно увидеть остатки позолоты. Статуя находится в левой части пещеры, напротив выхода.
  • По левую руку от статуи стоячего Будды из предыдущего пункта стоит бог Майтрея с лотосом в левой руке - это покровитель Канди, культурной столицы Шри-Ланки.
  • Справа от Будды стоит статуя ботхисатвы Ната - одного из покровителей Шри-Ланки,
  • За спиной ботхисатвы Ната есть ещё две примечательные статуи:
    • синяя - бога Вишну (на Шри-Ланке его чаще всего называют Упульван),
    • золотая - бога Саман (хранителя отпечатка Будды на вершине пика Адама).
  • В левой части пещеры находится ступа с 11 статуями сидячего Будды в позе медитации. Найдите статую со змеёй - это змеиный король Мучалинда , который закрывал Будду от дождя, когда тот достиг нирваны во время медитации возле дерева Ботхи.

Потолок пещеры №1 расписан историями из жизни Будды

Пещера 3: Маха Алут Вихарайя - Великий Новый Храм

Этот храм один из молодых - создан в XVIII веке н.э. одним из последних королей Канди (Кирти Шри Раджа Сингхе). Здесь находится 56 статуй Будды. На потолке пещеры изображено более тысячи Будд в позе медитации (фрески нарисованы в стиле Канди). Обратите внимание на 3 статуи:

  • короля Кирти Шри Раджа Сингхе (которого вы узнаете по короне на голове) и его королевский наряд XVIII века,
  • 9-метровую статую лежачего Будды - скульптору удалось чудесным образом передать в граните выражение блаженства и умиротворения,
  • сидячий Будда в позе медитации по центру пещеры окружён аркой с мифическими животными - морскими драконами.

9-метровая статуя Будды в пещере №3 вырезана из гранита

Пещера 4: Пассима (или пасчима) Вихарайя - Восточный Храм

Храм в этой пещере создан в первом веке до н.э.. Небольшая ступа в центре пещеры была частично разрушена искателями сокровищ, которые надеялись найти внутри неё драгоценности королевы и супруги короля Валагамба, основателя храма Дамбулла.

Обратите внимание на статую сидячего Будды в окружении морских драконов - она считается одной из самых красивых статуй в комплексе (если учитывать, что ей более 2000 лет):


Будда в позе медитации под аркой из морских драконов

Пещера 5: Девана Алут Вихарайя - Новейший Храм

Это самый новый из всех храмов и был перестроен из склада в XVIII веке н.э.. На стенах осталась роспись времён королевства Канди и следы непрофессиональной реставрации в 1920-х годах (похоже, реставраторами были дети). В храме вы найдёте 11 статуй Будды. В отличии от других пещер, где статуи сделаны из камня или из дерева, в пятой пещере использован кирпич и гипс. Обратите внимание на настенную живопись у ног лежачего 10-метрового Будды, на которой изображен король Канди (с короной и мечом), бог Вишну (с тёмной кожей) и бог Катарагама (многоликий и многорукий).


Статуи Будды в пещере №5

Вот и всё, с пещерами мы закончили. Пора спускаться с храмовой горы вниз. Но не спешите. Сразу после выхода с территории храма, за киоском для хранения обуви, есть площадка, с которой открывается красивый вид на окрестности.

6 | Что ещё можно посмотреть недалеко от Дамбуллы

  • знаменитую наскальную крепость Сигирия ,
  • культурную столицу Шри-Ланки, город Канди,
  • национальный парк Минерия,
  • историческую достопримечательность - древний город Полоннарува.
Сохраните статью на память в Pinterest

Пещерный храм в Дамбулле, который упоминается в Махавамсе (Mahavamsa) (основной исторической хронике Шри-Ланки, написанной на языке Пали) как Юмбукола Вихара (Jumbukola Vihara) (пещерный храм Дамбуллы), находится примерно в 75 км к северо-западу от (Kandy), последней столицы сингальских королей, куда можно попасть по главной дороге на Анурадхапуру (Anuradhupura).

Пещерный храм Дамбуллы

Храмы, которые принесли известность этому месту, являются частью просторной пещеры на западном склоне скалы, расположенной на высоте около 107 метров над равниной. Сейчас нет возможности установить, являются ли пещеры, в которых находятся храмы, полностью естественными, или только частично естественными, или частью естественными, а частью искусственными. Велика вероятность, что в основе своей они созданы силами природы, а человек лишь немного углубил их. Традиционно считается, что некоторые пещеры были выкопаны при короле Ваттагамани Абхайи (Vattagamani Abhaya) в первом веке до н.э. Можно предположить, что король и его потомки в качестве пожертвования этому храму расширяли и выравнивали пещеры, а также прорезали вдоль скалы переливы (катарама), чтобы защитить пещеры от дождевой воды.

Пещеры и фрески Дамбуллы (общая информация)

Храм Дамбуллы состоит из пяти пещер (святилищ). В каждой из этих пещер с арочными сводами размещаются статуи Будды и различных выдающихся исторических или буддийских деятелей. В общей сложности, в пещерах найдено 150 изображений Будды. Пещера №5 (последняя в ряду) не имеет никакой исторической ценности, поскольку была построена во втором десятилетии 20-го века. Все остальные пещеры хранят статуи и фрески, относящиеся к различным эпохам сингальской скульптуры и живописи. Некоторые полагают, что самые ранние фрески Дамбуллы датируются 8 веком н.э. Однако проверить эту теорию не представляется возможным из-за рисунков, нанесенных поверх фресок. Тем не менее, эти пещеры – сокровищница изображений, узоры многих из которых напоминают фрески . Для тех, кто изучает историю буддизма, фрески Дамбуллы, при внимательном исследовании, дадут огромное количество информации для исследований.

Считается, что классическая школа сингальской живописи прекратила свое существование после падения королевства (Polonnaruwa) в конце двенадцатого века. До нас не дошло ни одного образца этого стиля, который бы датировался после 13 века. Новые примеры традиционной живописи относятся уже к 17-18 векам.

Не похоже, что эта школа основывалась на художественных традициях древних мастеров, создавших шедевры в Сигирии (Sigiriya) и Полонноруве.

Этот стиль характеризуется исключительно двумерными изображениями; композиции также не отражают искусство художников предыдущих эпох. Художественные нормы, выраженные, в частности, в декоративных узорах и изображении деревьев и вьющихся растений, не имеют ничего общего с ранней ланкийской живописью.

Похоже, что на эту школу значительное влияние оказали художественные течения, процветавшие в районе плоскогорья Декан (Deccan) (Южная Индия) под покровительством мусульманских правителей. И фрески, украшающие пещеры Дамбуллы, представляют именно эту новую школу сингальской живописи. Стены пещер во внутренних помещениях храма целиком покрыты фресками. Считается, что самые старые фрески находятся в пещере №2 и представляют собой декоративные узоры, но, согласно высказанным ранее предположениям, ни одну из них невозможно отнести к более ранним периодам. Тем не менее, сами изображения исключительно похожи на потолочные орнаменты Сигирии. Возможно, здесь находились более старые изображения, которые могли быть утеряны или скрыты под новыми узорами. Можно предположить, что стиль декоративных узоров воплощал в себе некие древние идеи и даже может считаться продолжением традиции изображений в Сигирии. Однако из найденных в Дамбулле записей (Тудапата) (Tudapata), на которые мы уже ссылались ранее, становится ясно, что пещеры Дамбуллы № 1,2 и 4 были расписаны в 17 веке кандийскими художниками по приказу короля Сенарата (Senarat) (1604-1635). Во время правления короля Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) фрески Дамбуллы были отреставрированы и нанесены заново. Изображения в пещере №4 представляют новую школу сингальской живописи, которая была распространена в провинциях Канди после 17 века.

Пройдя через ворота храма в Дамбулле, посетитель, прежде всего, попадает в пещеру №1, называемую Дева Раджа Вихарая (храм Короля Богов). Считается, что такое название было дано пещере потому, что бог Сакка (Sakka) (Король Богов) внес завершающие штрихи в главное изображение пещеры. Эта статуя длиной почти 14 метров в традиционном стиле воссоздает париниббану (последнее мгновение) Будды. Эта прекрасно сохранившаяся статуя вырезана из естественной породы и обработана практически со всех сторон, только сзади по всей длине она соединяется со скалой. Лицо лишено выражения, сработано грубо и безжизненно. Традиционное длинное одеяние скрывает тело до щиколоток, оставляя открытыми правое плечо и грудь. Лицо круглое и невыразительное. Глаза едва обозначены, лоб узкий, а ухо не имеет четкой формы. Группа точек схематично изображает волосы. Текстура одеяния передана посредством часто прорезанных канавок, тесно сгруппированных парами. Остальные части тела отображены реалистично и пропорционально, не считая кажущихся одеревенелыми ступней и правой ноги.

В пещере находятся еще пять статуй, одна из которых – стоящая в южной части комнаты – предположительно принадлежит Архату Ананде (Ananda), самому преданному ученику Будды, который оплакивает смерть своего учителя.

В северном углу пещеры, напротив главной статуи, находится искусно выполненная скульптура бога Вишну (Visnu) (некоторые исследователи полагают, что это изображение принадлежит Упульвану (Upulvan), одному из четырех богов-хранителей Шри-Ланки).

По неизвестным причинам, комната с этой статуей всегда закрыта для широкой публики.

Хотя стены и потолок пещеры покрыты фресками, их невозможно рассмотреть из-за копоти от благовоний, которые приносят верующие.

Пещера № 2 (Маха Раджа Вихарая (Maha Raja Viharaya))

Следующая пещера, в которой оказывается посетитель, несомненно, является самой большой и роскошной из всех пещер храма. Входящий попадает в пещеру через портал, расположенный в передней части святилища и переходящий в высокий арочный проем, который охраняют стоящие по обеим сторонам каменные фигуры, изображающие привратников. Пещера носит имя Маха Раджа Вихарая (храм Великого Короля), поскольку, по общепринятому мнению, ее основал король Ваттагамани Абхайа (Vattagamani Abhaya), лично участвовавший в строительстве.

Вся пещера расписана ярчайшими фресками, сохранившимися в отличном состоянии. Длина пещеры составляет 52,5 метров, ширина – 23 метра, а высота около передней стены – 6,4 метра. По мере продвижения вглубь пещеры свод постепенно становится все ниже и превращается в арку в дальней части помещения. В пещере находятся пятьдесят три статуи. Большинство из них изображают Будду в различных позах. Многие из статуй значительно превосходят человеческий рост, однако в пещере нет ни одного изображения, которое было бы ощутимо меньше натуральной величины.

Посетитель, входящий в пещеру через дверь в северном углу, прежде всего, видит статую стоящего Будды под искусно выполненной аркой в виде дракона Торана (Torana). Оба изображения вытесаны из естественной горной породы. Это главные скульптуры этого святилища. Правая рука Будды поднята в жесте защиты. Это крепкая искусно вырезанная каменная фигура с массивными руками и ногами. Однако скульптор даже не пытался передать реальные пропорции тела. Струящиеся складки одежды показаны посредством канавок. Правое плечо и рука обнажены. Складки одеяния собраны на левом плече. Голову покрывает множество шишечек, расположенных равномерно и увенчанных гребнем. Глаза статуи открыты. У нее полные губы и широкий нос. Конечности кажутся неподвижными, а тело – одеревенелым. Скульптура стоит на каменном круглом пьедестале в форме цветка лотоса. Изображение лотоса выполнено довольно грубо.

Справа и слева от статуи Будды расположены стоящие фигуры двух божеств: Наты (Natha) и Майтрейи (Maitreya), которые, согласно верованиям буддистов, в будущем станут Буддами.

Справа от входа находятся прекрасные ступы высотой около 5,5 метров. Широкий круглый пьедестал, на котором они стоят, украшен четырьмя фигурами Будды, ориентированными по четырем сторонам света и сидящими на кольцах кобры, чей широкий капюшон отбрасывает тень на статуи.

Остальные статуи Будд в этой пещере расположены в ряд вдоль стен и внутреннего коридора, ведущего в мозаичную комнату, и никак не сгруппированы. Около внешней стены нет ни одной статуи, кроме достаточного нового изображения лежащего Будды. В северной части пещеры фигуры стоят в два ряда.

Ближе к восточной стене святилища непрерывно капает вода, просочившаяся сквозь потолок пещеры из пустот на вершине скалы, где она скапливается после дождя. Капли собираются в сосуд, расположенный в небольшом квадратном углублении в полу, и используются исключительно для религиозных целей.

Все поверхности в этой пещере, будь то камни или стены, расписаны яркими красками с преобладанием желтого цвета. На потолке около входа в основном изображены сцены из жизни Будды до и после просветления. Здесь художник также попытался отобразить предыдущие рождения Будды. Возможно, посетителям этого святилища будет интересно узнать, по крайней мере, о нескольких из этих фресок. Вот основные изображения, расположенные в этой части пещеры:

  1. Принц Сиддхартха, будущий Будда, выходящий из дворца, чтобы продемонстрировать свое воинское искусство.
  2. Принц Сиддхартха, демонстрирующий мастерство лучника.
  3. Принц Сиддхартха, уходящий из дома в поисках истины.
  4. Монстры армии Мары, армии зла, атакуют Будду.
  5. Злобный Мара сброшен со слона и побежден Буддой.

У восточного края пещеры за рядом статуй Будды находится небольшой альков, образованный огромным скальным выступом. Стены его сплошь покрыты фресками. На входе в этот альков стоит статуя короля, как считается, Ниссанкамаллы (Nissankamalla), который активно восстанавливал этот храм. Похоже, что в этой части пещеры художник решил отобразить историю острова. Сюжеты фресок, расположенных здесь, начинаются с самого раннего и наиболее невероятного периода истории страны. Среди этих фресок – подвиги Виджайа (Vijaya), первого исторического правителя страны, который, как считается, прибыл из Индии. Эти сюжеты выделяются на общем фоне и занимают огромное пространство. Художник упомянул также и морское путешествие этого героя, изобразив судно, окруженное морскими чудовищами.

Следующие фрески, заслуживающие внимания, изображают признание на острове Будды после того, как сюда прибыли священные реликвии и дерево Бо. Художник изобразил короля Деванампиятисса (Devanampiyatissa) (205-210 г. до н.э.), который правил страной перед тем, как на Шри-Ланку пришел буддизм, управляющим плугом, в который запряжена пара слонов, в сопровождении монахов во главе с Архатом Махиндой (Mahinda), принесшим буддизм на Шри-Ланку.

На другой фреске изображено строительство великих чайтья и других важных религиозных зданий в Анурадхапуре.

Наиболее выдающейся исторической фреской в этой части пещеры является изображение поединка между Дуттхой Гамани (Duttha Gamani), величайшим героем сингалов, и Эларой (Elara), индийским узурпатором, который в течение 44 лет правил северной частью острова. Изображение наполнено эмоциями и гораздо более пропорционально, чем остальные исторические фрески. Индийский король изображен пронзенным копьем своего врага и падающим со слона.

В северной части этого алькова стоят две деревянные статуи. Согласно общепринятому мнению, эти фигуры изображают божеств. Одна из них принадлежит Вишну, известному индийскому богу, чьи изображения во многих храмах Шри-Ланки находятся рядом со статуями Будды. Другая, как считается, изображает Суману (Sumana) (или Самана (Saman)), одного из четырех богов-хранителей острова. Согласно Великой Хронике, Санрантакута (Sanrantakuta), то есть пик Адама, где Будда оставил свой след, названа так потому, что на этой пике живет девараджа (король богов) по имени Сумана. Обе статуи мастерски выполнены и раскрашены, однако в настоящее время нуждаются в реставрации.

В северной части пещеры расположены четыре статуи сидящего Будды, обращенные к основному залу. Считается, что эти статуи принадлежат Какусанде (Kakusanda), Конагаме (Konagama) и Кассапе (Kassapa), предшественникам Гаутамы, которого изображает последняя статуя.

Справа от северного входа в эту пещеру находится стоящая фигура, развернутая в сторону главной статуи святилища, которая, как считается, изображает короля Ваттагамани Абхайю (Vattagamani Abhaya), который первым сделал пожертвование храму Дамбуллы. Во всех отношениях, это самая грубо сработанная статуя. А одеяние короля самое простое и наименее украшенное.

Пещера № 3 (Маха Алут Вихарая (Maha Alut Viharaya))

Эта пещера, названная Маха Алут Вихарая (Великий новый храм), отделена от пещеры № 2 кирпичной стеной. Считается, что до 18 века она служила кладовой.

Главный вход в эту пещеры, уступающий по размеру только проходу во вторую пещеру, закрыт дверью. Эта пещера была превращена в святилище по указанию Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha), который в восемнадцатом веке реформировал буддистскую церковь. Он был последним, кто вносил значительные пожертвования на содержание храма в Дамбулле, и именно благодаря ему появилась большая часть новых фресок и были проведены реставрационные работы. Слева от входа в пещеру стоит статуя прекрасной работы, изображающая этого короля в соответствующих его положению одеждах, напоминающих одеяния королей династии Наяккар (Nayakkar), которые правили страной до того, как она была завоевана британцами в 1815 году.

В длину пещера достигает 27,5 метров и 25 метров в ширину, а постепенно понижающийся свод пещеры имеет высоту около 11 метров. Все обширные своды и стены этой пещеры также покрыты яркими фресками. Эти изображения повествуют о самых различных событиях из жизни известных буддистов, некоторые из них связаны с жизнью Просветленного, другие рассказывают историю буддизма. Художественная традиция этой пещеры относится к периоду Канди.

В пещере находятся пятьдесят скульптурных изображений Будды.

Главная статуя святилища, обращенная лицом к входу, изображает стоящего Будду и украшена драконом Тораной (Torana). Статуя и Торана вырезаны из цельной скалы.

Одна из скульптур в этой пещере изображает лежащего Будду, положившего голову на правую руку, которая покоится на подушке. Эта статуя очень похожа на изображение в пещере № 1. В длину скульптура достигает около 9 метров, пропорции тела соблюдены, лицо красиво, а спокойное выражение его удивительно умиротворенное и приветливое. Кроме того, в пещере находятся семь статуй стоящего Будды высотой около 3 метров; остальные скульптуры выполнены в натуральный размер или чуть ниже. Большинство из них выкрашены в ярко-желтый цвет; на трех надеты красные одеяния. Для тех, кто изучает кандийское искусство и скульптуру, эта пещера, несомненно, предоставит огромное количество интересного материала.

Пещера № 4 (Паччима Вихарая (Paschima Viharaya))

Эта пещера носит имя Паччима Вихарая, или Западный Храм. В длину она составляет около 16,5 метров, а в ширину – 8 метров; свод пещеры, который резко понижается по мере движения вглубь помещения, достигает высоты 8 метров.

В пещере находятся десять фигур Будды. Главная статуя, украшенная драконом, такая же по размеру, как и все остальные фигуры. Она представляет собой прекрасное изображение Будды, сидящего в позе медитации (дхьяна мудра), вырезанное из той же скальной породы, которая образует саму пещеру. Статуя была расписана яркими красками в период Канди и прекрасно сохранилась. Черты лица переданы превосходно. Удлиненные уши с проколотыми мочками. Четко очерченный нос, глаза и губы; немного покатый лоб. Свободно струящиеся одежды закрывают тело от плеча до щиколоток, оставляя открытым только право плечо. Складки на одежде изображены канавками. Три канавки обозначают шею.

Одежды на статуе ниспадают красивыми свободными складками. Волосы на голове обозначены рядами шишечек и собраны в пучок на затылке. Остальные статуи расположены в ряд по обеим сторонам от основного изображения.

Эти скульптуры тщательно проработаны и раскрашены в яркие цвета. Большинство из них изображают Будду в полный рост или выше. В центре пещеры находится небольшая ступа (чайтья), называемая Сома Чайтья (Soma Cetiya). Потолок, стены пещеры и передняя стена ярко раскрашены и украшены рядом фигур, в основном, изображений Будды.

Золотая статуя Будды и музей

Часто на изображениях Дамбуллы можно увидеть большую золотую статуя сидящего Будды, но это лишь современная статуя под которой находится музей буддизма. Отсюда начинается подъем к пещерному храму.

Золотой пещерный храм Дамбулла охраняется ЮНЕСКО.

Фото Дамбуллы



  • DSC_2714

  • DSC_2699


  • DSC_2690


  • DSC_2706


  • DSC_2692

  • DSC01793

Пещерный храм Дамбулла был преподнесен в дар, в знак благодарности, Ордену буддийских монахов, приютивших короля Валагамбаху во время 14 летней оккупации столицы Анурадхапуры (89 - 103 гг. до н.э.). Об этом свидетельствуют брахминские надписи над вхом в пещеры. Храм, построенный в 150 м. скале, состоит из 5 пещер. Здесь находится самая большая коллекция статуй Будды, многим из которых уже более 2000 лет. Остатки штукатурки со следами краски снаружи пещер указывают на то, что храм представлял собой сплошную галерею живописи. Храм датируется 1 в. до н.э., но достраивался и восстанавливался в XII и XVIII веках.
Девараджалена.
В небольшой пещере 14 м. скульптура лежащего Будды с преданным учеником Анандой у его ног воссоздает момент входа Будды в Нирвану. Там же у ног другая статуя Будды, а 3 статуи Будды в медитации и бог Вишну расположены около головы лежащего Будды. Принято считать что все семь скульптур, занимающих практически все пространство пещеры, относятся к I в . до н.э. и являются творением короля Валагамбаху. Однако искусствоведы датируют их более поздним периодом. Название пещеры объясняется присутствием бога Вишну, под покровительством которого храм Дамбулла был построен. Вероятно, названия пещер появились намного позже, так как только в 1726 году хроники впервые сообщают их. Живопись на стенах и потолке почти невозможно различить из-за слоя сажи от благовоний и масляных лампадок верующих. Часовня бога Вишну, где совершаются регулярные службы, примыкает к пещере снаружи.
Махараджалена.
Вторая пещера, самая большая и впечатляющая, датируется I в . до н.э. При входе в храм с левой стороны деревянная статуя короля Валагамбаху, построившего храм, правая рука которого поднята в жесте учения. Напротив входа в пещеру, под аркой в виде мифического дракона, центральная скульптура Будды в натуральную величину. Левой рукой Будда поддерживает свободный конец робы, жест правой руки - жест протекции. Статуя имеет большое сходство с коллосальными скульптурами периода Анурадхапуры, но выражение лица не такое умиротворенное, что возможно явилось результатом реставрационных работ. Под свежим слоем краски видны следы позолоты. Слева от стоящего Будды бог Майтрея, покровитель Канди, с лотосом в руке, а справа бог Ната (будущий Будда), на лицах которых застыло выражение спокойствия. За ними следуют боги Упульван (он же Вишну синего цвета) и Саман (золотого цвета), хранитель отпечатка ступни Будды на вершине Пика Адама. Размеры статуй одинаковые, различны только выражение лиц и цвет. Храм Дамбулла - единственное место на Шри-Ланке, где статуи Будды, Майтреи и Наты стоят рядом. Две другие статуи богов Упульвана и Самана так же уникальны, так как находятся в непосредственной близости к Будде. Справа в углу статуя короля Кирти Шри Ниссанкамаллы, во многом схожая со статуей короля Валагамбаху.
Ступа в пещере окружена 11 скульптурами Будды в медитации. Над головами двух из них изображен змеиный король Мучалинда, предоставивший Будде укрытие на шестой неделе после прозрения. Статуи Будды и богов располагаются вдоль стен и создают атмосферу спокойствия и умиротворения. 16 стоящих статуй Будды и 40 в медитации сделаны из кирпича, дерева и гранита и покрыты слоем штукатурки и краски. Среди многочисленных образов Будды взгляд посетителей не может не остановиться на фресках, украшающих стены и потолок. С левой стороны на потолке отображены главные моменты жизни Будды: его рождение, отречение от царской жизни, прозрение, семь недель после озарения, чтение первой проповеди, уход в блаженство Нирваны...
По правую руку за статуями Будды в углу ближе к потолку воспроизведены некоторые важные события из истории буддизма и истории страны: король Деванампиятисса встречает святого Махинду, принесшего учение Будды и реликвии на Шри-Ланку; первая проповедь Махинды; строительство первого буддийского монастыря в Михинтале; посадка саженца дерева знаний в Анурадхапуре; король Деванампиятисса плугом обозначает границу Анурадхапуры, придавая городу статус буддийского центра... История страны отражена в главных моментах: высадка Виджая (основоположника сингальской нации) на острове, битва королей Дутугемуну и Эрала на слонах... Тот факт, что во многих местах рисунки наносились на уже имеющиеся, свидетельствует о том, что храм расписывали на протяжении продолжительного периода времени, до XVIII века.
Маха Алут Вихарая.
Храм построен сравнительно недавно в XVIII веке королем Кирти Шри Раджа сингхе, последним правителем Канди, статуя которого находится здесь же. Пещера размером 27 х 10 м. имеет два входа в виде арок, украшенных драконом Макара Торана. 56 статуй, среди которых спящий 9 метровый Будда, 13 Будд в позе лотоса и 42 стоящих, окружают скульптуру Будды в медитации в центре зала. Потолок украшен изображениями 1000 Будд в медитации.
Паччима Вихарая.
Построена в I в . до н.э. королем Валагамбаху. Небольшая 16 х 8 х 8 м, но интересная пещера, в центре которой небольшая ступа, недавно ограбленная искателями сокровищ. Предполагают, в ступе были замурованы драгоценности супруги короля Валагамбаху.
Девана Алут Вихарая.
Сравнительно новая пещера использовалась в качестве склада перед тем, как была переоборудована в храм. Когда и кем построена неизвестно. В пещере 11 статуй будды, по 5 статуй возле головы и ног спящего Будды, а так же статуи богов Вишну, Катарагамы и местного бога Девата Бандары. Судя по надписям на стене, храм отремонтирован в 1915 году.

Есть на Шри-Ланке тихий и уютный курортный город Дамбулла – там можно спокойно отдохнуть, удалившись от повсеместной современной суеты. Основной достопримечательностью этого курорта является храм Дамбулла – он находится на южной окраине города, на горе высотой 350 м выше уровня моря.

Чтобы осмотр храма был интересным мероприятием, а не просто хождением по гротам среди многочисленных скульптур, понадобятся некоторые знания и создание определённого настроя. Это поможет лучше ощутить атмосферу необычного места Шри-Ланки и многократно усилит впечатление от всего увиденного.

Что собой представляет храмовый комплекс Дамбулла


Для начала стоит уяснить, что вопреки распространённому мнению, эта знаменитая достопримечательность – не что иное, как два совершенного разных храма. Первый, Золотой храм Дамбулла, – это сравнительно новая постройка, которой немногим более 250 лет. Второй, Пещерный храм, является древним монастырским комплексом, возраст которого учёные до сих пор не могут установить точно, называя лишь приблизительную цифру: 22 столетия.

Эти храмы на Шри-Ланке объединили в один комплекс, который был признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Золотой Храм расположен под горой, рядом с дорогой, парковкой для автомобилей и остановкой автобуса. В этом здании расположены разнообразные помещения администрации и Музей буддизма. Экспозиция музея состоит в основном из даров, в разные периоды преподнесённых храму, фотоснимков руководителей монастыря и информации о них, а также скульптур Будды и картин с историей его жизни.


Чтобы попасть в Пещерный храм Дамбуллы , нужно подняться по ступенькам. Этот храм состоит из 5-и главных пещер, открытых туристам для осмотра, а также из большого количества гротов, не представляющих никакого интереса из-за отсутствия в них росписей, скульптур и прочих ценностей. Ступени ведут к площадке, с которой взору открывается находящаяся под отвесной стеной снежно-белая колоннада – за ней и располагаются храмовые пещеры:

  • Дева Раджа Вихария (храм Короля Богов).
  • Маха Раджа Вихария (храм Великого Короля).
  • Маха Алут Вихарая (Великий Новый храм).
  • Паччима Вихарая (Западный храм).

А сейчас немного информации о каждой из них.

Дева Раджа Вихария


Первое, что видит вошедший в эту пещеру человек – это огромная 14-метровя скульптура лежащего Будды, занимающая большую часть пространства. Она вырезана из естественной породы, причём сзади по всей своей длине, она осталась соединённой со скалой.

В этой пещере есть ещё 5 статуй. В северной её части установлена небольшая фигура бога Вишну, а в южной – фигура Ананды (ученик Будды).


Места в этом святилище мало. Паломники и туристы, желающие всё хорошенько рассмотреть, вынуждены сильно тесниться.

В Дева Раджа Вихария постоянно собираются паломники, служители приносят Будде подношение – еду. Здесь всегда горят свечи и благовония, из-за которых стены сильно закоптились и роспись почти не различима. Тем не менее, с левой стороны от Будды, хоть и плохо, но видны отдельные эпизоды из его жизни.

Маха Раджа Вихария


Эта самая просторная, королевская пещера, достигает в длину 52,5 м, в ширину – 23 м, в то время как высота, начинаясь от 6,4 м, постепенно уменьшается и в глубине пещеры её свод переходит в арку.

При входе здесь с двух сторон стоят каменные статуи-привратники.

Всего в этом святилище установлено 40 статуй Будды, пребывающего в медитации, и 10 статуй Будды стоящего. Главные скульптуры пещеры – это статуя Будды, стоящего под аркой, имеющей форму дракона Торана. Фигура Будды помещена на круглом пьедестале, сделанном в виде цветка лотоса.

С правой от входа стороны, на круглом широком постаменте, установлены ступы, высота которых 5,5 м. Вокруг этого постамента размещены 4 фигуры Будды, сидящего на кольцах кобры.


Все стены и своды пещеры расписаны изображениями сцен из жизни Будды, причём для этого использовались яркие, по большей части, жёлтые краски.

Только в Маха Раджа Вихария можно наблюдать настоящее природное чудо: вода собирается и струится по стенам, не реагируя ни на какие законы природы. Удивительно, но она стремится по стенам вверх, а оттуда капает в чашу из золота – именно вокруг этой чаши стоят фигуры Будды, пребывающего в состоянии глубочайшей медитации!

Учёным, которые изучают историю религии, эта пещера Шри-Ланки тоже очень интересна. Ведь в помещении можно увидеть скульптуры Будды и находящиеся рядом фигуры древних божеств, почитаемых людьми ещё до возникновения буддизма.

Маха Алут Вихарая


Эта пещера была оформлена в святилище в XVIII веке, кода правил Кирти Шри Раджасинха, последний король Канди. У входа в пещеру находится статуя этого короля – последнего правителя, вносящего существенные суммы на содержание Пещерного храма.


Все своды святилища (длина 27,5 м, ширина 25 м, высота 11 м) покрыты яркими фресками – здесь около 1000 изображений Будды, смотрящих на посетителей с высоты. Скульптурных изображений Будды стоящего и сидящего в позе лотоса здесь тоже немало – 55 штук. А в самом центре помещена огромная 9-метровая статуя Будды, спящего на ложе – она очень сильно похожа на статую из пещеры Дева Раджа Вихария. Из-за такого множества Будд, выкрашенных в ярко-жёлтый цвет, у человека возникает странное ощущение перемещения в какую-то иную реальность.

Паччима Вихарая


Пещера Паччима Вихарая храма Дамбулла на Шри-Ланке является самой скромной, если сравнивать её с остальными. Её длина составляет 16,5 м, ширина 8 м, а свод, резко понижающийся в глубине пещеры, достигает в высоту 8 м.

В этом святилище находится 10 скульптур Будды. Главная фигура, изображающая Будду в позе медитации и украшенная драконом, вырезана из той же скальной породы, из которой состоит пещера. Все другие статуи располагаются в ряд с двух сторон от главного изображения.

В центре пещеры помещена ступа Сома Чайтья, которую когда-то использовали в качестве сейфа для сбережений драгоценностей.


До 1915 года на Шри-Ланке эта пещера использовалась как склад, но после реставрации ей было возвращено сакральное назначение. В этом самом ярком, насыщенно красками храме, установлено 11 статуй Будды, есть также другие фигуры.

Время работы, стоимость билетов


Кассы, расположенные справа от украшенного величественной статуей Будды Золотого храма, открыты с 7:30 до 18:00, есть перерыв с 12:30 до 13:00 . Если сразу подняться к Пещерному храму, то потом нужно будет вернуться обратно, чтобы купить билет.

Парковка находится здесь же, её невозможно не заметить – она совершенно бесплатная, хотя предприимчивые ланкийцы могут запросить 50-100 рупий. Иногда стоит их заплатить, например, за сохранность шлёмов, которые остаются на руле байков или мотоциклов.

Билет на пребывание в храмовом комплексе Дамбуллы на Шри-Ланке стоит 1500 рупий , то есть, приблизительно 10-11$.

Что важно знать туристу

  1. Приезжать на осмотр храмового комплекса желательно с самого утра, так как позже, в жару, будет тяжелее подниматься к пещерам. В дождь нужно быть осторожным, потому что ступени, которые ведут к пещерам, будут скользкими.
  2. При посещении храмов Шри-Ланки не нужно забывать о соблюдении некоторых местных традиций. Во многом это касается одежды – она должна закрывать плечи и колени.
  3. Перед входом в храмы обязательно нужно снимать обувь. У входа, до билетного контроля, есть камера хранения обуви (услуга стоит 25 рупий), хотя обувь можно оставить и просто так, но тогда за её сохранность никто отвечать не будет. Кстати, пол в пещерах никак нельзя назвать приятным, и чтобы не ходить босиком, можно взять с собой носки.
  4. Пещерный храм Дамбулла на Шри-Ланке и фото на его территории – это особый вопрос. Нельзя фотографироваться, стоя к Будде спиной, так как это считается огромным неуважением, особенно, если речь идёт о действующих храмах.

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы

Как добраться к храмовому комплексу

Город Дамбулла находится в точке пересечения основных дорожных магистралей острова, благодаря чему в Пещерный храм можно заехать во время любой поездки по Шри-Ланке. Добраться в этот город можно на автобусе, такси или же на взятом в аренду автомобиле.

Дамбулла соединяется автобусными маршрутами с Коломбо и со всеми городами, входящими в «Культурный Треугольник Шри-Ланки» (Канди, Сигирия, Анурадхапура, Полоннарува). Покупать билет заблаговременно не нужно, поскольку автобусы ходят часто – но только днём, ночью рейсов нет. Городская станция, на которую прибывают и с которой уходят автобусы, находится недалеко от Пещерного храма Дамбулла: пешком идти 20 минут, но можно за 100 рупий взять тук-тук. Есть транспорт, проезжающий у храма, так что выйти можно прямо там.

Итак, как доехать к Золотому и Пещерному храму в городе Дамбулла.

Из Коломбо

На автомобиле нужно ехать по трассе А1 Коломбо – Канди до города Варакапола, а затем переместиться на трассу А6 Амбепюсса – Тринкомали и двигаться по ней до Дамбуллы. Чтобы попасть в Пещерный храм, уже в городе нужно свернуть на трассу А9 Канди – Джаффна и проехать по ней 2 км. Общая протяжённость дороги – 160 км, время в пути составляет около 4-х часов.

Автобусы из Коломбо в Дамбуллу отправляются с Центральной автостанции. Подходят рейсы, которые идут в сторону Тринкомали, Джафны и Анурадхапуры, причём выбирать нужно автобус, номер которого начинается на 15. Но перед посадкой нужно уточнить, проходит ли данный транспорт через Дамбуллу.

Дорога занимает 5 часов. Билеты на некоторые автобусы можно забронировать онлайн на сайте www.busbooking.lk, здесь же можно посмотреть расписание и стоимость билетов.

Есть ещё один вариант – ехать до Канди, а уже оттуда добираться до Дамбуллы. Подробная информация, как добраться до Канди и что там можно посмотреть представлена в .

Сравните цены на проживание с помощью данной формы

Поездка на автомобиле займёт около 2-х часов. Следуя 75 км по трассе А9 Канди – Джафна в северном направлении, получится доехать непосредственно к Золотому храму, стоящему слева от дороги.



Поездка на автобусе является самым дешёвым способом попасть в храмы Дамбуллы – она обойдётся в 70 рупий (0,5 $). Можно воспользоваться любым рейсом, который следует в сторону Джафны, Дамбуллы, Тринкомали, Хабараны, Анурадхапуры.

Ещё один вариант доехать из Канди в город Дамбулла – договорится с местным водителем тук-тука. Такая поездка по времени займёт в среднем 2 часа, а её стоимость составит от 3000 рупий (20 $) и больше.

Из Велигамы, Галле, Матары, Хиккадувы

Поездки из юго-западной и южной части острова Шри-Ланка будут более сложными, и есть смысл подумать об осмотре нескольких достопримечательностей. Самым быстрым способом добраться в Дамбуллу будет маршрут через Коломбо. Так как восточная часть Шри-Ланки имеет не очень хорошо развитую дорожную сеть, к тому же дороги идут по горам, то дорога займёт много времени.

На автомобиле нужно перемещаться по трассе E01, переходящей в E02, до Коломбо, потом переместиться на трассу А1, и ехать, как описано в пункте «Из Коломбо». Поездка до Коломбо продлится приблизительно 1 час. Нужно учесть, что скоростные трассы E01 и E02 платные – 600 рупий (4 $).

Оптимальная возможность добраться в храм Дамбулла – воспользоваться экспресс-рейсом, следующим до Махарагамы (это пригород Коломбо) . Эта поездка обойдётся в 500 рупий (3,5 $), а по времени займёт 1,5 часа. После этого нужно ехать на автобусе 138 до Центральной автостанции Коломбо – цена билета 30 рупий (0,25 $), время в пути около получаса. Как ехать дальше, читайте рекомендации из пункта «Из Коломбо».

Цены на странице приведены на март 2018.

Похожие записи:

Привет, друзья. В последнее время удается совсем редко писать на ввиду сильных жизненных изменений. Кстати, Андрей уже вернулся из краткосрочных скитаний по Ирану (и не только), и готов рассказать об этом в праздничные дни на мероприятии, которое состоится в нашем городе Кирове 8 января. Немного жаль, что пока только в рамках нашего города проходят такие встречи, но лучше двигаться маленькими шагами, чем стоять на месте.

Простите, я отвлеклась. Мы с вами еще путешествуем по Шри-Ланке и сегодня в планах рассказать о том, почему пещерный храм Дамбуллы называют Золотым , а так же, что скрывается за древними стенами его многочисленных пещер.

Как добраться до Дамбуллы.

Город расположен в 150 километрах от столицы между , и . Самым простым способом добраться до Дамбуллы является местный автобус:

  • цена проезда Канди- Дамбулла стоит примерно 100 рупий.
  • проезд Коломбо — Дамбулла– примерно 250 рупий (4 часа с кондиционером)
  • проезд из Полоннарувы или Анурадхапуры- около 80 рупий.

После «облома» с как-то очень грустно и медленно мы автостопом добирались до Дамбуллы, хотя городок находится всего в 12 км. от исходного пункта. Высадили нас где-то вначале города, поэтому оставшийся путь до Золотого храма пришлось топать по дневной жаре с рюкзаками. Исходя из имеющегося опыта, мы решили, что было бы неплохо выпросить у какого-нибудь иностранца использованный билет, вдруг повезет «проскочить» по нему бесплатно.

Как будто, услышав наши мысли, судьба послала нам навстречу молодого европейца, который неторопливо шагал по другой стороне дороги в обратном направлении от пещерного храма Дамбуллы .

Андрей уже пробовал выпросить у иностранцев билеты, чем вызвал с их стороны только подозрение и нежелание сотрудничать с «халявщиками», поэтому на сей раз «на охоту» отправилась я.

Сначала молодой иностранец тоже сделал вид, будто его билет где-то затерялся или он вообще его выбросил за ненадобностью. Однако, после моего откровенного недовольства слишком завышенными ценами на достопримечательности в стране, он неожиданно молча достал билет из рюкзака и, сочувственно протянул мне.

Получив на руки «халявный» билет, мы с Андреем уселись в тени, чтобы перекусить. Наверное, это было верным решением, не смотря на то, что чуть позже мы случайно попали на званый пикник по «шри-лайнкийски». Потому что такого ужасного приглашения, мы еще ни от кого не получали.

Мы поели и отправились далее по дороге до Золотого храма Дамбуллы, естественно по пути осматривая «бесплатные пролазы». Ведь если верить цифрам на билете, стоимость для взрослых в храм составляет 10$. Мы понимали, что найти «дыру» было практически бесполезно, потому что пещерныйхрам Дамбуллы расположился на высоте 350 метров в горе. Но, надежда умирает последней.

Пикник с местными у пещерного храма Дамбуллы.

Через дорогу от пещерного Золотого храма, так полюбившегося паломникам, находится парк отдыха. Туда мы и решили завернуть на полчаса для обдумывания дальнейших действий. На самом деле назвать зеленую зону с кучей мусора и толпами обезьян местом отдыха довольно сложно, но у нас особо выбора не было.

Приметив небольшую группу местных, которые не сильно беспокоились на счет хитрых хвостатых зверьков, и устроили себе пикник на траве, мы бросили рюкзаки в нескольких метрах от них, решив, что это наиболее безопасный вариант для привала.

Я еще не успела поставить свой «вещмешок» на землю, как услышала оклик со стороны отдыхающих местных. Женщины и дети, широко улыбаясь, махали нам руками и призывали присоединиться к их трапезе.

Мы скромно подтащили свои вещи к компании, и уселись в кругу. Английского никто, конечно же, не знал, поэтому приходилось «отмахиваться» жестами и глупо улыбаться.

Через 5 минут мне подали тарелку, большую часть которой занимал коричневый по цвету рис (наверное, сорт такой), вызывающий ассоциации о гречке, и немного жарено-вареной мелкой рыбешки. Последнее я автоматически зацепила кончиком вилки, проверить степень остроты блюда. Ага, придется есть один рис, ибо рыба тест не прошла.

Пока мы ели, какой-то из мужчин постоянно демонстрировал большой «беременный» живот своей жены и мягко намекал на то, что им не помешали бы лишние деньги, к примеру, около 1000 рупий. Мы с Андреем поначалу опешили от такой наглости, а потом просто делали вид, что не понимаем, о чем речь.

После обеда нам предложили зеленые бананы, которые с неохотой ели снующие рядом обезьяны, а потом и мы постарались быстренько ретироваться. Я все же решила снять золотистого цвета браслет с руки и одеть его на маленькое запястье самой скромной девочки, которая мне больше всех понравилась. После чего мы распрощались и отправились искать место подальше от обезьян и жадных до денег местных.

Почему храм в Дамбулле называют Золотым?

Ничего другого не пришло в голову, как зайти на территорию парковки рядом со Золотым храмом Дамбуллы. Мы прошли за последнее здание, где было спокойнее всего. Там Андрей вновь оставил меня с вещами, а сам отправился проверять использованный билет.

Как выяснилось позже, по самой территории можно погулять и без билета, а вот если вы хотите посмотреть основные прелести храма, ради которых туристы сюда едут, наличие билета обязательно. Причем, «просочиться» без проколотой дырочки и штампа нереально в виду не слишком широкого прохода. А билет, на котором все это уже есть, можно даже не показывать.

Так что же можно увидеть за 10 баксов, добравшись до пещерного храма в Дамбулле? Давайте выяснять вместе.

Кстати, храм стали называть «золотым» не спроста. Первые пещеры храма Дамбуллы, а их здесь около 80, были основаны аж в I веке до н. э. История гласит, что временем основания храма считается период, когда изгнанный из Анурадхапуры король Валагамбахапровел в пещерах Дамбуллыболее 14-ти лет. А после возвращения трона в знак благодарности за помощь монахам, возвел первый пещерный храм и подарил его Буддистскому Ордену.

А вот Золотым он начал называться, когда в XII веке один из правителей из 153 статуй Будд, имеющихся в храме, 73 из них покрыл чистейшим золотом.

Если пройтись по нескольким пещерам храма, украшенных в желто-оранжевых тонах, складывается ощущение дорогого (золотого) убранства.

Но, не только этим знаменит Золотой храм, ведь его еще называют древним и пещерным. Древним, потому что возраст некоторых из статуй превышает 2000 лет! А с пещерами мы уже выяснили, их в храмовом комплексе слишком много.

Правда, выделяют всего 5 основных, потому как они больше остальных по своим размерам. А внутри, конечно же, статуи Будд в различных позах. Если сами статуи выглядят еще более или менее прилично, то фрески на стенах, порой, совсем не разглядеть. Если они, конечно, не прорисованы по-новому.

В принципе, кроме статуй и расписанных фресками потолков и стен пещер из жизни Будды там больше нечего смотреть. Поэтому мы не стали на пещерном храме Дамбуллы долго задерживать свое внимание, и пока позволял световой день, отправились дальше. А дальше перед нами во всей своей красе предстал , о котором мы расскажем в следующий раз.

Перед тем, как туда отправиться, нам предстояло решить вопрос с ночевкой. В тот день мы были любимчиками судьбы, и на дороге нас подобрал водитель микроавтобуса, который зарабатывает тем, что развозит туристов по достопримечательностям.

Он был настолько радушен, что пригласил нас к себе домой, где я впервые в жизни опробовала на себе, что значит принимать душ на улице без стенок, причем выходящий практически на проезжую часть дороги. Было незабываемо. Нет, голышом я не мылась, а вот мокрой, облепившей мое тело, простыней, возможно и порадовала пару любопытных взоров. Купание в стиле «а-ля шри-ланка» удалось!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: