Свеаборг (Суоменлина) - «Самая известная достопримечательность Хельсинки — морская крепость Свеаборг. Русские пушки, бастионы, гроты, тоннели и многое другое». Суоменлинна – финская крепость на острове: как добраться и чем заняться Свеаборг как добраться

Крепость Суоменлинна (Свеаборг) расположена на 8 островах и находится рядом со столицей Финляндии Хельсинки. Возводилась она в военных целях, чтобы защищать сначала путь в Стокгольм, затем только финскую столицу. В наши дни она представляет собой великолепное зрелище.

Эти окрестности — не только способ разнообразить свой отдых в Хельсинки, но и повод для отдельного путешествия. Долго можно знакомиться с местной историей и осознавать, каким странным образом развивалась судьба этих земель.

Панорама на острове Суоменлинна в Хельсинки — Google Maps

Исторические здания, особый ландшафтный дизайн и местные флора и фауна не предел для пытливого туриста. Свеаборг отличается богатой инфраструктурой.

С 1991 г. Свеаборг входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Даже на фотографиях виды могучей крепости выглядят очень вдохновляюще. В любое время года это место найдёт чем вас удивить.

Например, остров Исо-Мустасаари больше понравится тем, кто хочет обойти музеи, узнать о том, как сменялась власть на островах, как развивалось здесь строительное и оружейное дело. Остров Кустаанмиекка и недавно открытый для гостей Валлисаари больше понравятся любителям экотуризма. Каждая местность ансамбля по-своему очаровательна.

Происхождение названия

Первое название крепости — Свеаборг. Оно переводится просто: «Шведская крепость». Так её называли и русские, когда Финляндия входила в состав Российской Империи. Финны же в то время звали крепость Viapori (перевод тот же).

В 1917 году Финляндия становится независимой и больше не хочет, чтобы острова, защищающие финскую столицу, назывались шведскими. Название Viapori в 1918 году заменили на Suomenlinna («Финская крепость»).

Шведы, однако, продолжают использовать слово Sveaborg, а русские приняли и второе название — Суоменлинна. На нашем языке принято считать, что название у крепости вариативное, и оба варианта верны.

История

Сами острова, на которых размещена крепость, называются «Волчьи шхеры». Это 8 скалистых обрывков суши с финскими названиями: Кустаанмиекка, Исо-Мустасаари, Пикку- Мустасаари, Лянси-Мустасаари, Сусисаари, Сярккя, Лонна и Порместаринлуодот.

Документальный фильм об истории крепости Свеаборг

Военный период на севере Европы обеспечил территорию островов богатой историей. Так получилось, что эта местность пережила три периода: шведский, русский и, наконец, финский.

Здесь в 1740-х гг. шведское правительство решило строить военные укрепления. Ответственным был назначен майор Августин Эренсверд. Так было положено начало архитектурному ансамблю, сохранившемуся до наших дней.

В 1808 году русские осадили крепость и получили её без жертв, но с больши́м количеством пленных в придачу. Поначалу они не развивают местные территории, только возводят православную церковь.

Во времена Крымской войны они вынуждены возвести пушки в сторону Швеции (стоят на островах до сих пор). Финны много жаловались на поведение русских в годы зависимости от империи. В 1905 году местные жители впервые устраивают восстание, которое впоследствии послужило сюжетом для фильма.

В 1972 г. СССР и Финляндия сняли совместный фильм «Свеаборг». В картине показано кровавое революционное восстание внутри крепости в 1905 г., закончившееся массой смертных казней большевиков.

В 1917 году Финляндия получила независимость. Во времена Гражданской войны (1918 г.) крепость применяется как концлагерь для красногвардейцев. Вторая мировая война в 1941—1944 гг. превратила крепость в базу немецкой флотилии. После окончания войны земли переходят СССР, но позже снова возвращаются финнам, те приступают к бережной реставрации местных строений.

Сейчас Суоменлинна — культурный и исторический центр Финляндии, с потрясающими видами и богатым наследием — в 1991 г. оно включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Были времена, когда население на островах насчитывало до 10 тыс. человек, но в наши дни коренных жителей здесь всего 800-900 — остальные семьи перебрались в Хельсинки. Многие люди здесь живут в исторических зданиях, постоянно реконструируемых.

Достопримечательности крепости Свеаборг

Богатая история крепости наградила её большим количеством достопримечательностей. Местное население сейчас живёт в исторических зданиях, вдоль берегов стоят русские пушки, ежедневно работают различные музеи.

Королевские ворота

Каменные ворота, сохранившиеся с самого основания крепости, буквально являются символом Свеаборга. Через них из королевской бухты проходил в свои владения шведский король, пробираясь затем по потайным ходам.

Подводная лодка

Немецкая подводная лодка периода Второй мировой войны возвышается над заливом у берега острова и является частью военно-морского музея Суоменлинны. Её внушительный вид когда-то вселял страх в сердца мирных жителей, сейчас же это только память о тяжёлых временах и часть музея военно-морской техники.

Церковь

Большое здание лютеранской церкви удивляет своей многозадачностью: она является одновременно и духовным зданием, и маяком. Когда-то эта церковь была православной, но теперь оформлена полностью по протестантским канонам. В это скромное, но очень красивое место можно прийти за душевным покоем.

Памятная плита в честь В. Г. Белинского

Новостью для многих туристов становится информация, что Суоменлинна — место рождения русского критика Виссариона Григорьевича Белинского. Он родился здесь в 1811 г. на борту русского корабля. На территории крепости возложена именная памятная плита в его честь, с надписью на трех языках: шведском, русском и финском.

Музеи

На островах расположено несколько музеев различной направленности:

  1. Музей Суоменлинны. Это ключевое здание. Здесь посетителям дается общая история крепости, от самого основания до Финской войны, от Второй мировой до наших дней.
  2. Таможенный. Постоянная экспозиция в музее посвящена истории финской таможенной службы, борьбе с контрабандой. Здание музея построено еще в XVIII в.
  3. Музей Эренсверда. Находится на территории, которую любят не только туристы, но и местные жители. Это место для отдыха и встреч. У входа в музей стоит памятник основателю Свеаборга — Августина Эренсвярда. Здесь он похоронен. Экспозиция объекта посвящена его жизни и первым годам существования крепости.
  4. Музей игрушки в Суоменлинне. Любимое место всех детей и всех увлекающихся необычными вещами. На постоянной выставке представлена коллекция старинных игрушек в период с нач. XIX в. до 1960-х г.г.
  5. Военный музей «Манеж», музей «Подводная лодка «Весикко» и «Морская крепость Суоменлинна» демонстрируют гостям различные экспозиции, посвященные чудесам европейской и русской военной техники.

Вход во все музеи платный, за исключением таможенного.

Инфраструктура

Суоменлинна давно привыкла принимать у себя гостей, поэтому инфраструктура здесь хорошо развита. Можно встретить торговые центры, сувенирные лавки, кафе и рестораны. Для культурного отдыха есть библиотека и галерея современного изобразительного искусства.

Если вы хотите каждый день своего путешествия встречать на этих удивительных островах, можете поселиться в местном хостеле Hostel Suomenlinna. В мае—сентябре места лучше занимать заранее, желающих очень много.

У Финского залива оборудованы пляжи — можно загорать и купаться. Обязательно стоит прогуляться по парку «Английский сад» — он отличается разными растениями, которые обычно трудно встретить растущими по соседству. Особая «крепостная» флора образовалась здесь благодаря разным народам, занимающимся облагораживанием этой территории.

Как добраться до крепости Суоменлинна в Хельсинки

Заранее приобретите в городе единый билет на общественный транспорт. На такси или на своём авто вы в любом случае до места не доберетесь, а этот билет позволит вам без лишних проблем взойти на паром. Его можно купить в метро или у водителей автобусов. На причале тоже есть пункт продажи, но там придётся постоять в очереди.

Как добраться до Финляндии и как добраться до Хельсинки можно прочитать на нашем сайте. Теперь вам нужно оказаться на рыночной площади Кауппатори, только с нее можно добраться до Свеаборга.паром . Зимой к крепости Суоменлинна паром отправляется с закрытой верхней палубой.

Если вы уже взяли билет — идите к турникетам. Если вы путешествуете с ребёнком в коляске — идите к шлагбауму, вас пропустят бесплатно. Если вы забыли купить билет заранее — вперёд к деревянным киоскам, там расположена касса.

Морской автобус

С мая по сентябрь до места можно добраться на морском автобусе. Они довозят туристов до главных достопримечательностей города. Есть, например, маршрут, по которому можно прибыть сразу к Королевским воротам.

За морские трамваи в основном отвечает компания JT-Line. Действует 3 летних маршрута. Единый билет на этом транспорте не работает: нужно покупать отдельный пропуск в киоске или на борту судна.

С острова на остров

Нет острова, на котором были бы собраны все достопримечательности Свеаборга. Вам нужно передвигаться как минимум между 3 островами: минным островом Лонна, Исо-Мустасаари и островом Валлисаари.

От Исо-Мустасаари можно через мост или косу оказаться на островах Кустаанмиекка, Пикку- Мустасаари, Лянси-Мустасаари и Сусисаари. До остальных ходят водные автобусы. При желании можно воспользоваться абонементом Island Hopping — с ним вы сможете свободно передвигаться по воде на территории объекта. Внутри таких «трамваев» есть обеденная зона со своей кухней.

Также можно посетить крепость в рамках экскурсионного тура по Хельсинки.


1. В крепость Свеаборг (в переводе со шведского Sveaborg - Шведская крепость) я отправился сразу после недолгой . Собственно, главным пунктом программы в тот день был не город, а крепость, расположенная на островах в Балтийском море.

2. Ещё подплывая на пароме я увидел различные постройки крепости. Вот пороховой погреб, для безопасности выстроенный на насыпном полуострове.

3. На островах сконцентрировано множество плавсредств, ведь сухопутной связи с городом не существует. Здесь есть и достаточно редкие судна на воздушной подушке.

4. Высадившись на берег, иду исследовать прибрежную полосу.

5. Отсюда открывается прекрасный вид на центр финской столицы. До него в общем-то рукой подать.

6. Сами острова сплошь каменные, скалистые, называемые «Волчьи шхеры».

7. Расщелины скал заполнены землёй, откуда произрастают низкие берёзки и трава со мхом.

8. Крайне редко можно встретить песчаные бухточки.

9. Саму крепость построили в середине XVIII века на семи островах для защиты Гельсингфорса со стороны моря.

10. В основном укрепления построены из плотно пригнанных друг к другу валунов, местами усиленных кирпичной кладкой.

11. Главные ворота крепости со стороны пристани украшены башенкой со шпилем и часами. Все это построено в 1860-е годы русскими военными инженерами.

12. В центре острова стоит лютеранская церковь с куполом-маяком. А первоначально это был православный собор во имя Александра Невского, построенный в 1854 году знаменитым архитектором Константином Тоном, и был очень похож на спроектированный им же храм Христа Спасителя. В XX веке финны перестроили здание до полной неузнаваемости.

13. Постройки внутри укреплений сплошь кирпичные. В бывшем манеже располагается экспозиция вооружений Второй Мировой войны, но в день моего приезда оказалась закрыта.

14. Некоторые здания возведены на высоком каменном цоколе.

15. У входа в резиденцию коменданта крепости лежит сломанный якорь совершенно невообразимых размеров.

16. Рядом - необычной конструкции опора электросети.

17. Всего на островах проживает 900 человек, здесь можно встретить и вполне обычные дома.

18. Перекладины для сушильных верёвок местные жители для надёжности вбили в каменную основу острова.

19. На острове Пикку-Муста (Малый Чёрный), при Российской империи называвшемся Госпитальный, сейчас располагается военно-морская академия.

20. У входа в академию установлена скульптура, символизирующая герб страны - льва в короне, держащего в лапе меч.

21. Академию окружают укрепления форта Лило-Остерсверд, на валу которого стоят зенитки времен Второй Мировой.

22. А побережье здесь прикрывают береговые орудия.

23. В одной из казарм находится музей и туристический центр, но, как выяснилось, в октябре здесь ничего не работает.

24. В 1808 году Финляндия была завоёвана русской армией. 2 марта крепость была осаждена.Через месяц бесплодных попыток взять укрепления, было заключёно перемирие. Решили, что если к 4 мая на подмогу не придёт шведский флот, крепость сдастся. Флот на подмогу не пришёл, семитысячный гарнизон крепости сдался. Всех распустили по домам, взяв слово больше не участвовать в боевых действиях. Вся артиллерия и боеприпасы достались русским.

25. Самые мощные укрепления крепости находятся на острове Сусисаари, бывшем Волчьем.

26. В двухметровых стенах устроены бойницы для артиллерийского обстрела вражеского флота.

27. Мелкие бойницы были предназначены для ведения огня из винтовок по противнику, рискнувшему штурмом овладеть укреплениями.

28. Самые интересные укрепления - в южной части острова. Когда-то они держали пролив Кустаанмиекка (Меч Густава), хорошо заметный позади. Несмотря на то, что промежуток между островами кажется небольшим, через него легко проходят огромные паромы .

29. Здешние бастионы содержат десятки казематов, все они связаны потернами, где можно интересно побродить.

30. В некоторых бастионах сложены старинные пушки, когда-то защищавшие вход в гавань Хельсинки.

31. Маленькая дверка в одном каземате.

32. За ней - длинный коридор с несколькими поворотами, называемый потерной.

33. Потерны связывали различные части крепости между собой.

34. По таким коридорам можно было перемещаться, не боясь вражеских снарядов и пуль.

35. В куртине были складские помещения, где пол выложен кирпичом.

36. Выйдя из казематов, я попал к Королевским воротам, перед которыми лежит одноимённый причал. Когда-то это был парадный вход в крепость. Перед воротами лежит глубокий ров, больше похожий на узкую щель, через которую перекинут поднимающийся деревянный мост.

37. У причала в скалу вбито массивное кольцо.

38. С пристани открывается прекрасный вид на остров Исо Мустасаари (бывший Комендантский), где расположена исправительно-трудовая колония. Там под символической охраной трудятся над реставрацией крепости люди, совершившие незначительные правонарушения.

39. Неподалёку от ворот можно увидеть крошечную подводную лодку «Весикко» постройки 1930-х годов. После войны Финляндии было запрещено обладать подводным флотом, в результате чего субмарина долгое время лежала заброшенной на одном из островов Суоменлинны. Сейчас её восстановили и превратили в музей. К сожалению, при моём посещении на двери висел замок.

40. Более века крепость была в составе Российской империи. Нет ничего удивительного в том, что русское командование занималось усилением обороны Гельсингфорса. На острове Ланси Муста (Западном Чёрном, бывшем Стрелковом) сохранилась бетонированная позиция русской береговой батареи.

41. Две массивных двери ведут во внутренние помещения батареи.

45. Они закрыты на замок, успевший изрядно проржаветь.

43. На дверях сохранились следы от небольших снарядов. Крепость участвовала в боевых действиях во время Первой Мировой войны.

44. Батарея была рассчитана на четыре пушки, спрятанных в орудийных двориках за бруствером. Под толстым слоем бетона располагалась галерея для укрытия расчёта и боекомплекта. Для подачи снарядов был предусмотрен небольшой чугунный лючок.

45. К сожалению, сейчас здесь не осталось ни одного орудия, остались только чугунные опоры. Впрочем, на островах сохранилось множество русских пушек, которые можно увидеть в одном из следующих постов.

На Свеаборге я побывала еще весной. Это остров недалеко от Хельсинки, который пользуется популярностью у туристов.

Морская крепость Суоменлинна (по-шведски - Свеаборг), находится на территории группы островов в акватории Финского залива. Это фактически часть города, и добраться сюда можно круглый год.

1. Как добраться

Мы ехали из финского города Турку до Хельсинки. Добираемся поездом или автобусом. Первый вариант занимает 2 часа, второй - на полчаса больше (но зато чуть ли не вдвое дешевле).

Из Хельсинки на остров ходит паром, который является одним из видов общественного транспорта HSL. Отправляется с рыночной площади Хельсинки Kaupatori.

Кроме паромов HSL, которые ходят весь год (летом - каждые 15-20 минут), на пристани Хельсинки, у рыночной площади, летом можно найти водные автобусы JT Line, там билет будет стоить 7 евро, и суда разных туристических фирм, которые на острове причаливают ближе к крепости и основным достопримечательностям, плюс проводят экскурсии.


2. Стоимость билетов

Билет на паром стоит столько же, сколько автобус - 2,90 евро. Действует чуть больше часа с момента покупки. Их покупают или в кассе на рыночной площади, или в специальных автоматах (их адреса можно загуглить "hsl ticket machine map"), или же самый простой способ - купить билет в автобусе (стоит 3,20 евро), но это при условии, что вы будете им ехать (в автобусе водители продают разовые билеты, в трамваях этого сделать не удастся).

Мы купили билеты в автомате на целый день. Каждый билет обошелся нам в 9 евро. Но мы еще помимо этого катались туда-сюда обратно несколько раз, поэтому нам дневной билет было выгоднее брать. А если вы будете плыть сугубо на пароме до острова и обратно, то лучше купить разовый билет за 2,90, а на острове в кассе купить обратный билет перед отплытием.

Еще как вариант купить билет в мобильном приложении HSL, тогда он обойдется в 5 евро и продействует 12 часов с момента оплаты, но он действителен только на пароме, другим транспортом вы не проедите.


За безбилетный проезд грозит штраф 80 евро + стоимость билета.


3. Подготовка к отплытию, поездка на пароме

Мы не знали будут ли на острове кафе, поэтому запаслись едой еще в Хельсинки. Благо, в центре города есть супермаркеты, где можно купить салаты и другие перекусы. Во-вторых, я даже настоятельно рекомендую так делать, поскольку цены в финских кафе далеко не дешевые. Если магазинный салат стоит 4 евро, то в кафе он обойдется вам как минимум 10.

К назначенному времени мы подошли к рыночной площади, нашли пристань, откуда отправляется нужный нам паром (там не одна пристань, HSL отплывает от той, которая ближе к чертовому колесу).



Там же рядом находится и билетная касса. Народу собралось уже предостаточно, было много русскоговорящих. Нас от парома отделял лишь шлагбаум, который подняли как только в парома вышли все вернувшиеся с острова.

Мы заходили в числе первых, поэтому нам повезло занять сидячие места. Билеты никто не проверял ни туда, ни обратно (к слову, сколько ездили в хельсинских трамваях, билеты там тоже никто не проверяет).

Помимо множества людей, паром перевозил одну или две автомашины, часть пассажиров имела с собой велосипеды и детские коляски.


По пути с Хельсинки до Свеаборга видим несколько небольших островков. Море спокойное, ветра нет, паром идет тихо, в небе летают чайки. Весь путь занят 15 минут.


4. Экскурсия по острову, достопримечательности

Итак, городской паром HSL доставил нас к северной гавани, расположена она на Большом Черном острове, или Mustasaari. Всего островов здесь пять, они соединены мостами - мы побывали на трех наибольших. Малый Черный остров, где находится Военно-Морская академия, и Западный черный остров лежат в стороне от туристического маршрута.

Крепость начиная с 1991 года включена в состав Всемирного наследия Юнеско - и тем не менее, остров до наших дней является жилым. Здесь проживает около 800 человек, дома в основном одно- и двухэтажные.


Около трети жителей работают здесь же, остальным ездить на работу и тем более за покупками приходится в Хельсинки - кроме музеев, кафе и сувенирных магазинов, как таковой инфраструктуры на острове практически нет.

Выйдя на берег, мы увидели перед собой длинное старое здание:


Раньше здесь были береговые бараки, а сейчас находится местный инфоцентр. В его холле можно бесплатно взять карту острова на одном из восьми языков, включая русский, здесь же есть туалет. Все туалеты, включая доступные для инвалидов, отмечены на карте, что очень удобно.


Точно такую же карту, на английском языке, можно скачать и на сайте крепости в формате PDF - как и в печатной версии, там указан “основной маршрут” - линия, следуя которой, можно обойти главные местные памятники. Протяженность маршрута около 1,5 км и он вполне по силам детям и пенсионерам - и тех, и других мы по пути встретили немало.

Карта острова:


Выйдя из инфоцентра, через арку идем на юг - и буквально через 200 метров перед нами первый объект, заметный издалека, еще по пути на остров.



Это Церковь Суоменлинны, построенная в XIX веке - тогда крепость находилась под властью России, и церковь была православной, предназначенной для размещавшегося здесь военного гарнизона. После обретения Финляндией независимости, церковь превратили в лютеранскую.


Церковь стоит на холме, и видна издалека не случайно - помимо прямого назначения, она была и до сих пор остается маяком для судов.



На двери мы видели табличку с указанием времени службы и просьбой туристам воздержаться от посещения в эти часы. Окружает церковь массивная ограда из якорных цепей и артиллерийских орудий образца XVIII века.


От церкви мы продолжили путь по дороге вглубь острова, мимо жилых кварталов и здания библиотеки. Немного отклонившись от маршрута, вышли к восточному берегу острова - там находится еще одна пристань для лодок, неподалеку от нее - Музей игрушек. Оттуда мы вернулись на тропу, и она привела нас к мосту на Волчий остров, Susisaari.



Прямо перед мостом - здание Музей Суоменлинны, где можно заказать экскурсию по острову и приобрести сувениры.


Между двух островов - узкая гавань, которая носит название Артиллерийской - именно сюда прибывают некоторые из туристических судов.


На другой стороне - летний киоск, где продают кофе, сладости и неплохое мороженое.


Сразу за мостом на Волчий остров начинается центральная часть крепости.



Повернув на развилке с указателем направо, вверх по тропе мы поднялись к крепостной стене и прошли через арку бастиона Хопкена.

Здесь можно задержаться и осмотреть помещения казематов - узкий коридор, идущий внутри крепостной стены, с узкими оборонительными окнами. На стенах то и дело встречаются надписи, в том числе и на русском языке.

Выйдя из каземата, попадаем во внутренний двор. Здесь - еще один местный памятник, могила Августина Эренсвярда, основателя крепости, под руководством которого велось ее строительство.



Надгробие украшает скульптура с изображением лодки. Рядом находится и музей его памяти, вокруг - уютный тенистый сквер со старыми раскидистыми деревьями.




В нескольких минутах ходьбы от внутреннего двора - смотровая площадка, откуда открывается вид на один из старейших в мире сухой док, основанный шведами вскоре после начала строительства крепости в XVIII веке. Он работает и сейчас, корабли заходят на ремонт - спустя двести лет остров сохраняет верность своим флотским традициям.




Вскоре перед нами оказался несколько неожиданный пейзаж - пруд, поросший по краям камышом, со стайкой уток. На карте этот участок обозначен как парк Piper, неподалеку есть и одноименное кафе.




Еще дальше за парком Волчий остров заканчивается, и тропа ведет через перешеек на следующий за ним, и самый крайний остров под названием Густав Меч, Kustaanmiekka. Здесь, пожалуй, самая интересная часть укреплений Суоменлинны: очень хорошо сохранившиеся крепостные валы, на которых расставлены пушки времен XIX века.



Кольцо валов и пушек защищает остров с запада и юга. Кстати, пушки стоит осмотреть внимательнее - на некоторых можно увидеть надписи на русском языке. Эта часть острова была под обстрелом в годы Крымской войны, в 1855 году - тогда Россия вела войну не только на Черном море, но и здесь, на Балтике. Есть пушки и постарше, еще шведские.


Наконец, в юго-восточной части острова - основные укрепления: здесь сохранилось кольцо бастионов, основанных шведами в середине XVIII века. Некоторые из них между собой соединены отмеченными на карте тоннелями, где даже в теплые майские дни сыро и холодно. Пройдя внутрь кольца бастионов, оказываемся в конечной точке маршрута.


Остров оставил очень приятные воспоминания - не только своей красотой, но и тем, как все продумано для туристов. Кроме понятной карты из инфоцентра, есть многочисленные указатели, где отдельным цветом, тем же, что и на карте, выделен основной маршрут. Много туалетов, в том числе бесплатных, достаточно и мест, где можно отдохнуть.

Стоит добавить, что у крепости отличный сайт - основная информация дублирует буклет с картой и доступна на тех же 8 языках, а на английском (и финском) можно найти целый 3D тур по всей крепости. Доступны объемные фото, как с земли, так и с воздуха - больше 20 панорам, сделанных дронами, благодаря чему можно увидеть Суоменлинну с высоты.

Вы когда-нибудь замечали, что в любом городе Земли большинство интересных мест всегда находятся в непосредственной близости друг от друга. Ты просто шагаешь по историческому центру – и «нанизываешь» достопримечательности одну за одной, как разноцветные бусинки бисера на иголку с ниткой… Вот Кафедральный собор, вот Сенатская площадь… А вот уже Старый рынок, а за ним виднеется Успенский собор… Одна за другой… Одна за другой…

Кажется все гладко и ровно… Ага!!! Как бы ни так!.. Как и бусинки бисера, что имеют обыкновение закатываться за диван, так и среди достопримечательностей условного города Икс непременно найдется одна или две таких точки, ради которых тащиться вам придется на другой конец земли. Такие места, как отряд повстанцев в мире достопримечательностей. Что ни возьми, практически в каждом городе света вы обязательно встретите нечто подобное. Лично я, по крайней мере, видел такие картины уже очень много раз. Хотите пример? Да хоть десять!.. Это и , и , и музей Леннусадам в Таллинне, и … Я могу этот список еще долго продолжать. Но на самом деле сейчас в рамках этой конкретной статьи это не имеет принципиального значения. Ведь сегодня я хотел бы рассказать вам всего об одном из таких мест, самой «труднодоступной» достопримечательности Хельсинки – старой крепости Суоменлинна (она же – Свеаборг).

Несмотря на то, что это место часто относят к числу хельсинских «must see», добраться до него не так-то просто. Острова Susisaaret, на которых стоит крепость, отрезаны от города водами Финского залива. Поэтому, попадая сюда, сразу кажется, что ты находишься уже как бы и не совсем в Хельсинки. Вокруг расстилается водная гладь… Огромные гладкие валуны подступают вплотную к берегу… А над всем этим, словно местная «гопота», кружит отряд белых чаек…

Вокруг тихо – и кажется, что за какие-то 10 минут ты променял шумный Хельсинки на какой-то милый и уютный пригород.

Впрочем, ладно… Что-то я разошелся… Надо сбавить градус ванили. Давайте лучше я расскажу вам обо всем по порядку…

Немножко истории (правда, совсем немножко)…

Решение о возведении крепостей на островах Susisaaret («Волчьи шхеры») было принято после русско-шведской войны в середине 18 века. В те времена, территория современной Финляндии входила в состав Шведской империи, а потому сама крепость получила название Свеаборг (что означает «Шведская крепость»). После обретения Финляндией независимости, здешние бастионы использовались в период гражданской войны 1918 года. На островах был образован лагерь для финских красногвардейцев, а сама крепость официально получила название Суоменлинна (дословно – «Финская крепость»). Почему я это пишу? Все дело в том, что сегодня финский и шведский языки имеют в Финляндии официальный статус, поэтому крепость попеременно называют то Свеаборг, то Суоменлинна. Таким образом, сегодня этот островной бастион именуют одновременно и финским, и шведским.

В 1991-м году крепостной комплекс вместе с другими островными постройками был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня здесь располагаются многочисленные музеи, морская академия, остатки старой артиллерии, частные дома с девятью сотнями постоянных жителей и даже тюрьма «облегченного режима», заключенные которой поддерживают крепость в надлежащем виде. Сами финны (как мне показалось) обычно используют это место как площадку для пикников: пока туристы бегали по острову с фотоаппаратами, они просто мирно сидели на камнях и, поедая привезенные с собой припасы, смотрели на скалы и водную гладь.

Сказать по правде, именно ради пикников и живописной природы этого места сюда и стоит ехать из Хельсинки. Все остальное – крепости, пушки и прочие сооружения произвели на меня значительно меньшее впечатление. Исключение — эти поросшие травой укрепления, похожие на домики Бильбо Бэггинса.

Они прикольные. А все остальное – стены и стены… Я бы мог о них больше вообще ничего не писать. Но долг блогера велит… Поэтому дальше будет большой рассказ о всех интересных местах, которые можно встретить на этом острове. Давайте для начала я устрою вам тут мини-экскурсию. А технические моменты (типа «как доехать на Свеаборг» и где снять жилье) оставим напоследок…

Крепость Свеаборг: церкви, пушки и «русские» домики…

Вообще, считается, что «достопримечательностей» в этом месте много: на туристических картах, которые можно получить в центре информации, отмечено аж целых 45 разных точек!!! Но большинство из них можно отнести к достопримечательностям только формально. Преимущественно – это различные музеи, валы и объекты общественного питания. Другое дело, что все они расположены довольно компактно и, словно на нить, нанизаны на «синий маршрут», который тянется сразу через два острова.

Начинается он от главной пристани, а затем проходит через «русскую деревню», где когда-то жили купцы из России…

Мимо гарнизонной церкви…

Военного музея…

Многочисленных сувенирных лавок…

«Messiah... Save your breath»...



И невысоких мостов, связывающих берега между собою.

Чтобы туристы не запутались на островах тут и там встречаются специальные указатели, показывающие дорогу к главным точкам Свеаборга. Видя на указателях те или иные интересные пункты, мы с Таней постоянно меняли маршрут и уходили в стороны, то вправо, то влево. Именно так (незапланированно) мы, например, добрались до подводной лодки Весикко (я называл ее «Сулико»).

Не могу сказать, что она производит какое-то особое впечатление (как например, подводная лодка Лембит, стоящая в Морском музее Таллинна). Но свернуть к ней на пару минут определенно стоит. Как-никак, не каждый день видишь на улицах подводные лодки.

Если кому-то особо интересна тема лодок, отмечу также, что на территории островов Суоменлинна есть еще «сухой порт». Реально сухой… (как незаверенный Роллтон). Находится он справа от Большого Крепостного двора с могилой Эренсвярда (это, кстати, еще одна лодочка).

Выглядит этот двор весьма симпатично… Всюду раскидистые деревья, грубые камни, поросших зеленым плющом, а также все те же старые шведские пушки, которых здесь так же много, как и чаек, летающих над головой… Дальше будут фото. Я думаю, они расскажут все лучше меня.


Возвращаясь к теме сухого дока, отмечу, что в июне 2017 года, когда на острове был я лично, это место выглядело довольно жалко.

Посреди большущей котловины стоял один единственный корабль, а вокруг него валялись остатки каких-то бревен и труб. Впрочем – смотрите сами. На картинках из туристических проспектов это место выглядело значительно более презентабельно.

Мы заглянули туда на пару минут, сделали фотки и снова вернулись на синий маршрут. Вокруг цвели цветы в горшочках…

Над головою качалась сирень…

А вездесущие китайцы прямо с моста пытались кормить с руки чаек.

Блин… Когда я вижу такие картины во мне просыпается Задорнов с его извечным: «Ну тупые…». Я стоял у них за спиной и молился, чтобы кому-то из этих граждан Поднебесной следующая чайка выклевала глаз. Ну или хотя бы сорвала сережку... И это я сейчас почти всерьез. Чаек в Финляндии можно кормить только ядом!!! Кто бывал в Хельсинки – тот меня поймет. Это не птицы – а воздушная мафия. Они воруют еду, летают прямо над головою… Я как-то даже читал историю в интернете, что чайка на причале в Хельсинки вырвала у какого-то туриста фотоаппарат. На причалах города стоят специальные знаки «Чаек не кормить». Но это же китайцы… Говорят, однажды они захватят мир. Блин… Одна надежда на японцев (что они все-таки изобретут своих роботов и в ближайшее время разберутся с Китаем). Не хотелось бы в старости есть один рис сутками…

Морские пейзажи и Ворота Короля

Наверное, читая этот текст, вы сейчас все задаетесь вопросом: «А где же та самая крепость, о которой тут постоянно идет речь»? Отвечаю: все дело в том, что крепость Свеаборг – это не единый бастион, а скорее некая совокупность стен и пушек, расположенных на тех самых островах в Финском заливе.

Поросшие травой стены крепости, встречаются здесь повсеместно. Просто не ждите увидеть на островах какой-то единый архитектурный комплекс вроде Московского кремля или чего-то в схожем духе. Крепость Свеаборг – это стены, стены, стены, пушки, стены… плюс вот эти Королевские ворота, которые являются одним из негласных символов данного места.

Как я уже говорил в самом начале, ехать сюда стоит за морскими пейзажами…

Хатками хоббитов и другими сказочными постройками, похожими на каменных исполинов, выглядывающих из-под земли…


Или, например, для того, чтобы устроить пикник на скалистых берегах острова…

Мы, например, так и сделали. Взяли плед, еду и две баночки клюквенного джина – забрались подальше и стали отдыхать. Где-то рядом с берегом копошилась парочка белых лебедей…

Впереди среди волн и росчерков скупого солнца мелькали паруса какого-то небольшого корабля…

В этот момент меня уже даже не бесили вездесущие чайки (хотя одна из них свистнула у меня черешню и в считанные секунды проглотила ее вместе с косточкой).

Наверное, за всю трехдневную поездку в Хельсинки – это был наш самый лучший день в Финляндии. Этакая кульминация путешествия. Она есть в любой поездке. Но сейчас я не буду сильно раскручивать эту тему… Просто напишу, что съездить на острова крепости Суоменлинна определенно стоит. Особенно в ясную погоду. Дальше в этой статье, как и обещал, я напишу вам о том, как это сделать.

Суоменлинна (Свеаборг): как добраться из Хельсинки

Специальные корабли, включенные в систему городского транспорта, ходят на острова каждый день с 6 часов утра до 2-20 ночи. Отправляются они вот от такой станции рядом с Рыночной площадью Хельсинки. Обычно, в дневные часы людей вокруг нее много. Поэтому вы ее не пропустите.

Билет на проезд можно купить в кассе или в автомате (5 евро). Действителен он в течение 12 часов (поэтому с одним билетом вы можете съездить и туда, и обратно).

Также отправиться в поездку вы можете, имея на руках обычный городской проездной на 24 часа (HSL) или карточку Helsinki card. Сами паромы курсируют регулярно. Интервал движения – от 20 минут до 1 часа (но вы ориентируйтесь на меньшую цифру – большие промежутки между рейсами тут бывают только ночью). Время в пути – 15 минут. У самих кораблей есть как открытые, так и закрытые площадки. В первый раз мы ехали на «крыше» парома...

А вот обратно уже возвращались, расположившись на внутренней площадке.

По дороге паром проплывает несколько маленьких островков. В ясную погоду плыть на открытой площадке очень приятно. Единственное, что немного портит впечатление – это летающие прямо над головой чайки. Как вы поняли, в этой истории они главные антагонисты.


После прибытия на остров прямо перед вами будет центр туристической информации. С другой стороны тут же находится продуктовый магазин и табло с расписанием рейсов. Если такой вариант вам по какой-то причине не подходит и вместо 5 евро вам решительно хочется заплатить за проезд все семь – поплыть на острова вы также можете на «водных автобусах» компании JT-Line. Подробную информацию о маршрутах и расписании можно посмотреть на их официальном сайте www.jt-line.fi.

Где снять жилье на островах

Рядом с крепостью прямо на островах работает хостел Suomenlinna, открытый в бывшем здании школы. В хостеле есть номера на двух-трех или на 6-10 человек. Поэтому при желании – есть, что выбрать. Летом двухместный номер в этом месте обойдется вам в 68 евро (что для Хельсинки довольно низкая сумма). Койка в дормиторие будет стоить 25. В «не сезон» цены ниже. Проверить их


В середине XVIII века на подступах к Хельсинки было заложено строительство оборонительной крепости, которая со временем строилась, достраивалась и перестраивалась на протяжении нескольких веков, пережив множество войн, переходя из рук в руки и защищая рубежи разных государств Швеции, России и Финляндии.

Сегодня крепость утратила свою военную мощь и приобрела историческую ценность как культурное наследие, как образец военной культуры.

Добраться на острова (кстати, их там аж четыре: Лянси-Мустасаари, Пикку-Мустасаари, Сусисаари и Исо-Мустасаари. Хотя в интернете некоторые пишут, что восемь), особенно летом, не составляет никаких проблем. Паромы к крепости отправляются каждые полчаса - 5€ (билет в обе стороны, действителен 12 часов + бесплатная карта) и вы на месте. А еще можно водным трамвайчиком - 7€. Да, немного дороже, но зато трамвайчик привезет Вас сразу к самому красивому месту крепости - Королевским воротам.

Мы плывем к острову на пароме, и высаживаемся у главной пристани острова Исо-Мустасаари. А значит, нам предстоит пройти пешком весь предложенный в информационном проспекте синий маршрут.

Остров Исо-Мустасаари мне показался не очень интересным с точки зрения туриста. Здесь расположились старые казармы, в которых сейчас живут люди, работающие на острове. Кстати, на острове есть даже школа, детский сад, продуктовый магазин, хостел "Suomenlinna", библиотека и фитнес-центр, целая туча помещений для проведения конференций и разных торжеств, галереи и художественные мастерские. Есть кафе и рестораны. А на паромах, курсирующих между островом и Хельсинки, имеются специальные места для одного-двух автомобилей, чтобы жители острова не чувствовали себя изолированными или лишенными возможности иметь автомобиль:)


"Vanille" - одно из немногочисленных кафе, работающих в Суоменлинне круглый год

Еще на острове есть старый храм. Раньше, давным-давно, он был русским православным, финны его переоборудовали и превратили в лютеранский. Мы зашли, и... вышли, сделав пару снимков.

Зеленые лужайки острова были пусты, что странно. Обычно в таких парковых местах, то там, то тут всегда можно увидеть либо влюбленную парочку, либо мамочек с детьми, либо хозяев, выгуливающих своих четвероногих друзей. Только один раз мы увидели большую группу увлекающихся йогов:)

Пока мы бродили по острову Исо-Мустасаари солнце светило и радовало, но на Сусиссаари погода резко начала портиться. Поднялся пронизывающий ветер и далеко над горизонтом появились свинцовые облака. Господи, хотя бы не пошел дождь!

Остров Сусисаари, на который ведет белоснежный мост, можно по праву считать изюминкой крепости Суоменлинна. Здесь летом в хорошую солнечную погоду можно провести целый день и будет не скучно. Нам было не скучно даже в холод. Да, ну не повалялись на пляже, зато полазили по крепостным стенам и холмам, оказавшимися землянками, исследовали бастионы крепости, спасаясь от ветра, изучили калибры русских пушек, заглядывали во все места, куда можно заглянуть и где можно спрятаться от ветра.

В одном из десятка отзывов, просмотренных мною, перед посещением крепости вычитала и даже законспектировала (потому, что она меня просто убила глубиной познания военного дела) следующую фразу "На некоторых редутах можно зайти в капониры для орудийной прислуги". Капец, я даже таких слов не знаю! :) Может я и видела эти редуты и капониры, но точно указать в них пальцем у меня не получится. Только если угадывать:)

В музеи мы сначала не пошли, а потом было поздно. Начался дождь, и мы еле успели добежать к уютному кафе, расположенному в одиноко стоящем домике на холме в великолепном парке Пайпера.

Зато мы первым делом посетили на Сусисаари музей-подводную лодку.

Подводная лодка Vesikko

Лично я впервые в своей жизни оказалась на подводной лодке. Пусть маленькой, пусть крохотной, пусть старенькой, но на подводной! Просто фонтан эмоций!


Прайсы музея подводная лодка "Vesikko"

Я не знаю, как и сколько можно продержаться в замкнутом и сильно ограниченном пространстве, зная, что ты находишься под водой. Как вообще можно выдержать жуткое соседство работающего механизма и не иметь возможности спокойно выспаться. Подводники, они вообще люди?


Ну хорошо, я могу допустить, что можно спуститься на некоторое, (уточняю) непродолжительное, время под воду. Даже допускаю, что можно наверно, спокойно улечься на тех крохотных кроватях. Но как в этой консервной банке можно уследить за всеми стрелочками на сотне приборов?!

Летнее кафе Piper

Как только мы прошли предложенный организаторами маршрут, пошел дождь. Сначала просто накрапывал, но потом, просто превратился в стену воды. Дождь и время обеда будто сговорились о свидании в крепости Суоменлинна. И мы воспользовавшись случаем, заглянули в одинокий домик на опушке парка Пайпера - летнее кафе "Piper"


Все прятались от дождя, и людей набилось внутрь, словно селедки в бочке. Поэтому сделав удачный выбор финского супа - свежесваренный и горячий (что было просто замечательно, учитывая, нашу степень обледенения), и не очень удачный выбор десерта - какой-то слоеный коржик в сахаре (коржик выглядел красиво и аппетитно, а на вкус был простым, без восторгов) и кофе (который нивелировал поражение коржика): Так о чем это я? А! Сделав выбор, мы вышли на веранду, нашли единственный столик, на который не попадали капли дождя и в компании с воробьями наслаждались финским дождем и покоем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: