Городские ворота кенигсберга. Восемь городских ворот Кёнигсберга. Постоянные экспозиции музея

"Незабываемый мой город отчий,
сложившийся в истории веками,
я по Тебе тоскую днём и ночью
и знаю наизусть Твой каждый камень..."

(Хорст Глас "Кёнигсберг")


Старинные ворота Кёнигсберга… Подобно дверям в прошлое, они приглашают нас перенестись на несколько веков назад в старый добрый Кёнигсберг – столицу Восточной Пруссии.

Увы, но не каждый современный калининградец найдет сегодня в безмолвных осколках некогда величественного города что-то для себя интересное и захватывающее. Люди, погруженные в суету своих мыслей и ритм современного города, привычно спешат мимо старинных ворот, не обращая на них никакого внимания. И лишь ностальгирующие группы немецких туристов без устали щелкают затворами фотоаппаратов, чтобы запечатлеть на снимках историю Кёнигсберга, продолжающуюся и в наши дни…

Ещё в далеком 2011 году, я планировал выпустить серию постов по всем сохранившимся воротам нашего города, но так и не реализовал эту идею. Что же, может быть время пришло сейчас? Ворота Кёнигсберга всегда были для меня чем-то особенным. По своей работе, я частенько бываю в районе Королевских и Росгартенских ворот. И каждый раз они снова и снова приковывают к себе мой взгляд, а воображение рисует картинку минувших веков…

Вот усатый караульный, прячущийся от жаркого июльского солнца в тени ворот, проверяет документы у спешащего в город торговца. Юркие мальчишки молнией пробегают через ворота, спеша окунуться в прохладные воды близлежащего пруда, а нарядная дама под белоснежным зонтиком о чем-то оживленно беседует с веселым солдатом… Везде царит мир и спокойствие, светит теплое солнце, в зелени деревьев поют птицы, а воздух заполнен ароматом из соседней пекарни…

Свой рассказ о воротах Кёнигсберга я хочу начать с общего повествования о том, когда и зачем начали строиться городские ворота, а после познакомлю вас с первыми воротами на нашем маршруте – Аусфальскими и Железнодорожными.

Логично, что любые ворота должны куда-то вести. Так, например, самые первые ворота Кёнигсберга были возведены в XIII веке одновременно с Королевским замком и вели в его внутренний двор. Век спустя, когда город разросся и был окружен стеной, ворота уже стали неотъемлемой частью крепости.

Более серьезное вальное укрепление было возведено в 1626 - 1634 годах и окружало Кёнигсберг со всех сторон. Укрепление состояло из нескольких бастионов и полубастионов, а также из 9 ворот. Кроме того, со стороны моря в 1657 году был заложен мощный форт Фридрихсбург.

А уже два века спустя, король Фридрих Вильгельм IV издает указ о начале строительства Второго вального укрепления, в целом повторяющего контуры предыдущего. Строятся мощные башни Дона и Врангеля, оборонительная казарма Кронпринц и Астрономический бастион, а также возводятся новые укрепленные ворота, на месте предыдущих. Первыми в 1843 году начали строить Королевские ворота, а завершилось строительство постройкой в 1862 году Фридландских ворот.

Однако уже в начале XX века Второе вальное укрепление утратило свое военное значение и было частично срыто, освобождая быстро развивающемуся Кёнигсбергу новые площади для городского строительства. Так исчезли с лица земли красивейшие Штайндаммские и Трагхаймские ворота, а на их месте была сооружена площадь Ханза-платц, известная сейчас, как площадь Победы. Не пощадило время и Холлэндербаумские ворота…

02. Не сохранившиеся Штайндаммские ворота Кёнигсберга.

Но оставшиеся семь ворот Второго вального обвода уцелели до наших дней и именно о них, и будет мое повествование.

Наш маршрут начинается с площади Победы – сердца современного Калининграда, где когда-то находились, пожалуй самые красивые, ворота города – Штайндаммские . К этим воротам мы еще вернемся, а пока направимся по, берущему начало от площади Победы, Гвардейскому проспекту до парка Победы и мемориального комплекса "1200 воинам-гвардейцам".

Именно здесь, через дорогу от Астрономического бастиона и в сотне метров от обелиска, находятся самые незаметные городские ворота – Аусфальские . Сейчас на их крыше находится небольшая православная часовенка св. Георгия Победоносца, построенная в 1995 году, ну а сами ворота можно увидеть, спустившись вниз к небольшому озеру в парке, образовавшемуся из бывшего рва.

03. Часовня св. Георгия Победоносца на... крыше ворот.

Почему же ворота находятся ниже уровня земной поверхности и куда они ведут? Для этого ознакомимся с историей постройки данных ворот.

Аусфальские ворота (нем. Ausfalltor ), в переводе означающие "Выездные ворота", были спроектированы еще в XVII веке и являлись частью Первого вального укрепления Кёнигсберга. Автор проекта – неизвестный военный инженер.

Данные ворота были исключительно пешеходными и служили проходом через земляной вал. С полевой стороны к воротам примыкал небольшой мост через крепостной ров. Самого моста уже давно нет… лишь сохранившиеся береговые опоры из кирпича и гранита, все еще напоминают нам о прошлом. А если хорошо вглядеться в поросший деревьями склон, то все еще можно разглядеть (особенно в зимнее время), еще не уничтоженную временем, дорогу, ведущую к мосту через ров.

Аусфальские ворота не отличаются яркой помпезной архитектурой и больше напоминают мощную огневую точку, казематы которой ощетинились многочисленными амбразурами для прямого и бокового огня по неприятелю. Высокие стены казематов наполовину облицованы гранитными плитами, защищающие кирпичную кладку от воды и снега. А единственным украшением ворот служила лишь пятерка кирпичных зубцов над арочным проходом.

В начале XX века при модернизации вального укрепления Аусфальские ворота оказались ниже уровня земли и были превращены в пешеходный туннель, а чуть позже городская часть ворот и вовсе была засыпана землей.

Во время Великой Отечественной войны ворота были переоборудованы в командный пункт-блиндаж с гермозащищенными бетонированными помещениями. При боевых действиях Аусфальские ворота практически не пострадали, а уже в послевоенное время в них был устроен склад и бомбоубежище Калининградской школы милиции (современный Калининградский Юридический Институт МВД РФ), расположенной по соседству.

В настоящий момент попасть внутрь ворот не представляется возможным, однако в 2007 году Аусфальские ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею, что внушает определенную надежду, что данные ворота когда-нибудь будут отреставрированы и станут доступными для тщательного осмотра туристами. Хотя, уже прошло 10 лет, а воз и ныне там...

11. Когда-то тут был мост, ведущий в ворота.

Вторые ворота, с которыми мы познакомимся, находятся по соседству с Аусфальскими. Называются они – Железнодорожные (нем. Eisenbahnhof Tor ). Через эти ворота, также спроектированные во второй половине XIX века Людвигом фон Астером, проходила старая железная дорога на Пиллау (Балтийск).

В архитектурном плане ворота имеют два раздельных арочных пролета с бочарными сводами. И если с внешней стороны все было довольно скромно, то со стороны города арки были выполнены в виде красивых стрельчатых порталов.

По бокам от ворот находятся классические казематы, а с полевой стороны ворота оборудованы помещением для караула – кордегардией и двумя стробами, похожими на клешни гигантского краба.

Когда-то на них были установлены воротные створки, закрыв которые можно было превратить этот участок ворот в небольшой внутренний дворик. Стоит отметить, что это единственные ворота с подобным архитектурным решением.

Кроме этого была в воротах еще одна интересная особенность… В стенах арок (от пола до потолка) были сделаны прямоугольные выемки – штрабы . В них по типу "жалюзи" горизонтально укладывались прямоугольные брусья или шпалы, благодаря чему можно было полностью закрыть проход через ворота.

15. Видны выемки – штрабы. Архивное фото автора, 2011 г.

Причем со стороны неприятеля разобрать такое заграждение было невозможно, если, конечно, не выстрелить в него из пушки прямой наводкой. Поэтому эффективность данного фортификационного заграждения в XIX веке была весьма сомнительной…

Когда же ворота утратили свое оборонительное предназначение, по верху была проложена автомобильная дорога, которая превратила ворота в самый настоящий мост, через железнодорожные пути, разобранные лишь в начале 90х годов XX века.

В настоящее время ворота частично выполняют свою функцию. Через них иногда проезжают автомобили, а в основном воротами пользуются жители близлежащих домов, так как через них проходит пешеходная дорожка в парк Победы – отличное место для культурного отдыха. Как и Аусфальские ворота, в 2007 году Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею.

А с недавнего времени, в Железнодорожных воротах открылся цифровой Планетарий центра популяризации наук имени Ф.В. Бесселя . В дальнейшем, в одной из арок здания-памятника арендаторы намерены открыть галерею, в которой будут выставляться произведения астрофотохудожников, фотографов, а также детские творческие работы. А 14,15 21 и 22 декабря в воротах пройдет Фестиваль научного кино, в рамках которого, зрителям покажут полнометражные документальные фильмы о науке со всего мира, созданные за последние пять лет.

Из забавных курьезов связанных с этими воротами хочется отметить табличку, из серии "не верь глазам своим", объясняющую нам, что это вовсе не ворота, а кирха XIX века… Табличка долгое время висела на стене ворот и лишь после недавней реставрации её сняли и заменили на современную правильную.

На этом я заканчиваю первую часть своего рассказа о воротах Кёнигсберга, а во второй части мы ознакомимся с Фридрихсбургскими и Бранденбургскими воротами.

Продолжение следует...

-----------------
Вам понравился мой блог? Подписывайтесь!

Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в

Исторический центр окружают восемь ворот — изначально их было десять, но люди и время пощадили не все сооружения. Городские ворота Калининграда были возведены в XIX веке, как часть Второго вального оборонительного обвода, опоясывающий город в виде кольца. Кроме ворот он включает в себя башни, бастионы, редуты и оборонительную казарму «Кронпринц».

Второй вальный оборонительный обвод — это фортификационные сооружения, которые вместе с , названной «Ночной периной Кенигсберга» образуют город-крепость.

Бранденбургские ворота Калининграда

Фридрихсбургские ворота не являются городскими воротами, они являлись частью крепости Фридрихсбург, которая была снесена в начале XX века. По архитектуре они схожи с городскими воротами Кенигсберга и так же построены в неоготическом стиле из обожженного фигурного кирпича.

В ходе строительных работ была учтена не только защитная функция, но и эстетика этих построек — все они выполнены из красного кирпича в неоготическом стиле и очень похожи на средневековые рыцарские замки. Их исторический облик был сохранен и в ходе реставрационных работ.

Каждое из восьми строений по-своему уникально и имеет свою историю, в некоторых из них расположены . Посетив величественные ворота Кенигсберга, можно посидеть в уютных кафе, побывать на музейных выставках и по-настоящему проникнуться духом истории этого прекрасного древнего города.

Карта ворот


Сайт музея : http://fvmuseum.ru Адрес: ул. Дзержинского, дом 30. Часы работы: ежедневно с 10.00 до 18.00, первая пятница месяца – санитарный день. Стоимость билета: 200 руб., студенты, школьники, пенсионеры — 100 руб., от 5 до 7 лет — 50 руб., семейный билет — 400 руб.

Фридландские ворота расположены на окраине исторического центра Калининграда, именно с них начинается знакомство гостей города с достопримечательностями. Они выполнены из красного кирпича в неоготическом стиле. Ворота имеют два больших портала и пять контрфорсов, которыми разделен фасад сооружения.


В начале XX века Фридландские ворота Калининграда должны были снести, но их передали в собственность муниципалитета — это и спасло их от уничтожения. Ворота были сохранены в качестве архитектурного памятника. В период между Первой и Второй мировыми войнами сооружение было закрыто для движения транспорта и выполняло функцию входа в парк.

В годы Второй мировой войны Фридландским воротам снова вернули статус военного объекта. Нужно сказать, что при военных действиях в Кенигсберге в 1945 году строение осталось практически нетронутым, чего нельзя сказать о послевоенном времени. В советские годы Фридландские ворота пустовали, уникальный красный кирпич на много слоев покрывался известкой, на крыше росла трава и даже деревья, а фасад медленно разрушался. Их удалось восстановить лишь в конце 80-х годов XX века на средства, собранные неравнодушными горожанами.

Сегодня

На этом месте располагается музей «Фридландские ворота» . В составе музея — коллекции оружия XIX-XX веков, старинная посуда, различные ремесленные инструменты и многое другое. Постоянные экспозиции: «Рыцарский зал», «Цивилизация начинается с канализации», «С верой в сердце», «Эхо войны».

Экспозиция «Эхо войны»

Стоимость билета : 50 руб., школьникам, студентам, пенсионерам — 30 руб. Часы работы: ежедневно с 11.00 до 17.30. Первая пятница месяца – санитарный день. Посещение объекта по сеансам (в начале каждого часа).

В подземном бункере, который население Кенигсберга использовало, как бомбоубежище во время войны, создана постоянная экспозиция «Эхо войны». Здесь нет никаких предметов, кроме фотографий на стенах разрушенного Кенигсберга. Только атмосфера тесного пространства, а также звуковые и световые эффекты: вой сирены, пикирующих бомбардировщиков и разрывающихся снарядов на фоне мигающего и выключающегося света.

«Эхо войны» — позволяет немного представить, что чувствовали мирные жители во время Второй мировой войны.


Через Бранденбургские ворота Калининграда, в отличие от остальных ворот, до сих пор организовано движение автомобильного транспорта, также здесь проложена трамвайная линия. Через боковые части ворот раньше могли ходить пешеходы, но сегодня они замурованы кладкой.

У этой массивной и величественной старинной постройки из красного кирпича есть два проезда. Изначально здесь находились помещения для караульных, оружейные склады и различные подсобные помещения. Однако в ходе реставрации 1843 года здание было практически полностью изменено — появились фронтоны с острыми вершинами и крестообразными цветами из песчаника, были установлены скульптуры прусских военачальников.


Некоторые туристы, находясь под впечатлением от красоты этого исторического строения, сравнивают его с фольклорным «пряничным домиком».

Сегодня

Бранденбургские ворота полностью восстановлены и имеют статус государственного памятника истории и архитектуры. Здесь находится бесплатный музей марципана от компании «Поматти» — производителя марципанов и шоколада. Рядом с музеем находятся магазин «Поматти» и кафе.

Фридрихсбургские ворота


Фридрихсбургские ворота — это все, что осталось от некогда величественной крепости Фридрихсбург. Они и сейчас напоминают замок средневекового рыцаря — четыре башни по углам, парапеты-зубцы и готические ложные окна.

Именно здесь проходил обучение артиллерийскому делу великий Петр I, а чертежи этой постройки легли в основу Петропавловской крепости. Интересный факт — бастионы по углам когда-то существовавшего форта имели очень необычные названия — Изумруд, Рубин, Алмаз, Жемчуг.

Форт Фридрихсбург был возведен в 1657 году, а ворота пристроены к нему лишь два столетия спустя — в 1852 году. Цитадель снесли после Первой Мировой войны, ворота остались. Они очень схожи с другими городскими воротами Кенигсберга.

Сегодня

Фридрихсбургские ворота представляют собой филиал Музея Мирового океана — историко-культурный центр Корабельное воскресение . Здесь можно познакомиться с историей кораблестроения и корабельного дела. На базе учреждения создана Школа навигационных наук — уроки в ней доступны любым желающим.

Кроме того, можно посетить и кабинет Петра Великого. Открытая территория музея представляет посетителям экспозицию традиционных плавательных средств различных народов мира — Лодейный двор.

Железнодорожные ворота построены в 60-х годах XIX века. Они имеют два пролета-свода со стрельчатыми вершинами. По бокам от них находятся казематированные помещения с амбразурами, а на внешней стороне — караульное помещение.

Примечательно то, что сегодня над этими воротами находится проезжая часть, а сами они выполняют функцию входа в парк. Железнодорожные ворота больше напоминают короткий тоннель, через который раньше были проложены железнодорожные пути, ведущий в современный Балтийск. Движение давно прекращено, а рельсы убрали.

Железнодорожные ворота с 2007 года являются частью городского историко-художественного комплекса. Планируется восстановление постройки и размещение в ней музейных экспозиций. Железнодорожные ворота находятся в 240 метрах от Аусфальских ворот.

Сегодня

Сейчас в Железнодорожных воротах находится Калининградский Планетарий им. Бесселя.

Адрес: Гвардейский просп., дом 22А

Аусфальские ворота изначально не предназначались для движения транспорта, поэтому их внешнее оформление гораздо скромнее остальных ворот Калининграда. Их называют самые незаметными воротами Калининграда.

Ворота имеют всего один проезд и выполнены целиком в готическом стиле из кирпича. Фасад со стороны города был уничтожен, а рисунки и фотоснимки, если они и были, вряд ли сохранились, поэтому о том, как он выглядел, сейчас уже ничего не известно. Над проездом находится боевая платформа и парапет с зубцами.

В начале XX века Аусфальские ворота перешли в собственность муниципалитета, и проезд был замурован. Строение активно эксплуатировалось в 1939-1945 гг. — тогда здесь располагался пункт управления частями. После войны здесь находился склад, а в годы СССР — бомбоубежище. Еще через некоторое время здесь были очистные сооружения. В начале 90-х в этом месте была построена небольшая часовня, действующая и по сей день.

Сегодня

На территории Аусфальских ворот расположена Георгиевская часовня . Рядом находятся пруд и Парк Победы.

Сайт ресторана: sun-stone.ru Адрес: площадь Маршала Василевского, дом 3А

Росгартенские ворота расположены на перекрестке улиц Александра Невского и Черняховского, недалеко от площади маршала Василевского. Постройка датирована 50-ми годами XIX столетия. Ворота имеют широкий центральный проезд в форме арки и шесть казематов — по три с каждой стороны. С двух сторон центральной арки возвышаются башни.

Скорее всего, Росгартенские ворота никогда не предназначались для движения пешеходов, а в казематированные помещения отводились для охраны ворот. Во второй половине прошлого века строение было отреставрировано, но свою первоначальную функцию оно утратило, проезда через него нет.

Сегодня

Здесь находится популярный среди туристов и местных жителей ресторан «Солнечный камень» , а бывшие казематы превращены в кухню и различные подсобные помещения для персонала.

Это самые красивые и величественные ворота Калининграда, недаром они получили именно такое название. В течение долгого времени они считались парадным въездом в город и использовались для торжеств и различных официальных мероприятий.

Кстати, Королевскими эти ворота названы неслучайно — через них с конца XVIII века королевские семьи ездили посмотреть на парады и построения войск Кенигсбергского гарнизона. Также известно, что через Королевские ворота в город въезжал император Наполеон.

История и время пощадили это массивное, завершенное и не имеющее дополнительных пристроек старинное сооружение, но в разные годы здесь был и склад, и книжный магазин, а в тяжелые и смутные 90-е оно стояло в запустении.Лишь к 750-летнему юбилею города Королевские ворота были полностью восстановлены.

Сегодня

Сейчас, как и во Фридрихсбургских воротах, в Королевских воротах расположен филиал Музея мирового океана — историко-культурный центр «Великое посольство» . Здесь находятся выставки на тему международных отношений России и стран Европы. Здесь же можно найти образцы янтаря со всего земного шара.

Закхаймские ворота имеют один проезд в форме свода с круглыми готическими башнями по краям. Пожалуй, благодаря этим башням строение и выглядит очень величественным и массивным.

Как и другие ворота Калининграда, это сооружение изначально выполняло функции защиты города, но в начале XX века оно было передано муниципалитету, который не придавал большого исторического значения этому объекту. В результате часть казематов была снесена, а к самим воротам были пристроены жилые дома для горожан.

Начиная с послевоенного времени и вплоть до начала XXI века здесь был расположен склад. Лишь в 2006 году стартовала его реставрация. Закхаймским воротам присвоен статус историко-архитектурного памятника федерального уровня.

Сегодня

Здесь расположена арт-платформа «Ворота» , которая занимается проведением художественных выставок, конференций, концертов, выставок и многим другим.

Не сохранившиеся ворота

В Кенигсберге были и другие ворота, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней — Штайндаммские , считавшиеся в свое время красивейшими воротами из всех, Холлэндербаумские и Трагхаймские ворота . Все ворота были уничтожены по приказу главы городской управы в начале XX века.

Ежегодно миллионы туристов со всего света едут в Калининград для того, чтобы познакомиться с другой культурой — загадочной, незнакомой и такой манящей. Городские ворота Калининграда — часть этой культуры, выстоявшаяся и сохранившаяся даже в самые тяжелые и страшные времена. Поэтому человечество обязано сохранить ее для потомков наравне с другими достопримечательностями.

Центр Калининграда окружен восемью воротами, которых ранее было даже десять. Каждые ворота имеют свою историю, свой характер и свои секреты. Их обязательно нужно увидеть своими глазами!

Аусфальские ворота

Аусфальские ворота (от немецкого Ausfalstor – ворота для вылазок) одни из наиболее простых и наиболее перестроенных ворот Кенигсберга. Первые ворота возведены в 17-м веке, в 19-м веке они использовались исключительно для пропуска пешеходов, а сейчас ворота и вовсе заложены.

Расположение: юго-западный угол перекрестка пр-та Гвардейского и ул. Горной.

Что интересного: сверху на покрытии Аусфальских ворот построена православная часовенка.

Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота – это единственные доныне используемые ворота города. Построены они в 1657 году, а в 1843 году практически полностью переделаны заново на прежнем месте. Их стиль отличается от всех остальных ворот города выдающимися треугольными фронтонами. Ворота имеют два проезда по дороге, крытой брусчаткой и трамвайные пути.

Расположение: в конце ул. Багратиона на переходе в ул. Суворова (Берлинская).

Что интересного: боковые части ворот были пешими, а ныне замурованы.

Железнодорожные ворота

Железнодорожные ворота – довольно лаконичные кирпичные ворота, через которые есть пеший проход. В былые времена по ним проходил ж/д путь до современного Балтийска. Рельсы есть и ныне, но движения поездов нет.

Расположение: под проезжей частью пр-та Гвардейского.

Что интересного: на строении можно найти дату постройки 1866-1869 годы.

Закхаймские ворота

Закхаймские ворота впечатляют мощными полыми изнутри башнями. Ворота датируются 17-м веком, но нынешнее строение возведено в середине 19-го века. В 20-м веке казематы были частично снесены для пристройки жилых домов.

Расположение: на пересечении просп. Московского и Литовского вала.

Что интересного: сейчас Бранденбургские ворота используются для культмассовых мероприятий на базе арт-платформы «Ворота».

Королевские ворота

Королевские ворота – это весьма массивное, законченное и не обремененное второстепенными постройками сооружение. Изначально это были Кальтхофские ворота, затем Гумбинненские, а в 1811 переименованы в Королевские. Как и все ворота Кенигсберга, сооружение претерпело немало перестроек.

Расположение: на пересечении ул. Фрунзе и Литовского вала.

Что интересного: столь могучие ворота успели побывать складом, магазином и кафе, но теперь здесь музей Мирового океана с образцами янтаря со всего мира.

Росгартенские ворота

Росгартенские ворота имеют главный проем и шесть казематов – по три с каждой стороны проема. Казематы с внешней стороны представляют собой амбразуру для стрельбы, а с внутренней — окна. Примечательно, что внешняя сторона ворот не имеет никакой отделки.

Расположение: на пересечении ул. Черняховского и А. Невского.

Что интересного: сейчас в воротах работает кафе, а казематы играют роль гардероба, подсобок и кухни.

Фридландские ворота

Фридландские ворота берут свое имя от города Фридланд (ныне Правдинск). Два главных проезда заложены, со стороны города нет стены и средней части. Известно, что первые Фридландские ворота 17 века находились несколько в другом месте. На нынешнем месте ворота возвели в примерно 1857-1862 году.

Расположение: перекресток пр-та Калинина и ул. Дзержинского.

Что интересного: в 80-е годы в воротах были найдены предметы старины, которые теперь можно посмотреть в действующем музее.

Фридрихсбургские ворота

Фридрихсбургские ворота – это остаток от крепости-бастиона под названием Фридрихсбург. Ворота и сейчас по виду напоминают средневековое здание – четыре округлые башни, готические фальш-окна и парапеты в виде зубцов.

Былая крепость возведена в 1657 году по указу великого курфюртиста Фридриха Вильгельма. Сами ворота были надстроены уже в 1852 году по чертежам Ф.А. Штюлера.

Расположение: ул. Портовая, 39.

Что интересного: в 1697 году крепость почтил визитом Петр I для изучения бомбардирского дела.

Посетив 8 удивительных ворот Кенигсберга, вы откроете для себя, что в воротах можно кушать, культурно проводить время и даже молиться.

Узнать подробности об экскурсии и оставить заявку:

Как мы экономим на отелях до 25%?

Все очень просто – мы используем специальный поисковик RoomGuru по 70 сервисам бронирования отелей и квартир с наилучшей ценой.

Бонус на аренду квартир 2100 рублей

Вместо отелей можно забронировать квартиру (дешевле в среднем в 1,5-2 раза) на AirBnB.com , очень удобный всемирный и известный сервис аренды квартир с бонусом 2100 рублей при регистрации

В советских хрониках Кёнигсберг называют не иначе как "город-крепость" - и не зря. Основанный как метрополия чужой и враждебной земли, у ворот беспокойного востока, веками разраставшийся вокруг замка, Кёнигсберг не мог не быть крепостью. Старейшие стены 14 века, этакий "нулевой пояс", охватывали , и от них к войне уцелели две башни. Первый пояс был построен в 1626-34 годах охватывал уже и Форштадт, а Второй пояс вырос в 1843-62 годах, и в частично совпадал с первым - в совокупности то, что от них осталось известно как Внутреннее кольцо. Наконец, третий пояс (Внешнее кольцо) построен в 1870-90-е годы, проходит примерно вдоль нынешней объездной, и использовался по назначению вплоть до наших дней. Внутреннее кольцо, потерявшее оборонное значение к началу ХХ века - это фактически и есть центр Кёнигсберга, край "дырки от бублика", в который вплетены и два вокзала. Впечатляет и то, что британская авиация, дотла спалив центр города, пощадила транспортные узлы и укрепления - Внутреннее кольцо сохранилось с предвоенной поры почти целиком, основные его утраты связаны с застройкой Кёнигсберга в начале ХХ века.

Поход вдоль кольца (который на практике не был сплошным) я разобью на три части, и в первой осмотрим Южный вокзал, прилегающий старый район Хаберберг и прикрывавшую его часть укреплений. Также оговорюсь заранее, что я теме фортификации я профан, путаюсь даже в терминологии, поэтому рассчитываю на правки и замечания.

На вводном кадре - Фридландские ворота, крайняя точка маршрута. Правее - остров Ломзе, мост на который несколько дальше, и туда я уже не ходил, поэтому пойдём против часовой стрелки. Большинство отмеченных на схеме объектов уцелели, кроме Холлендербаумских ворот, участка от бастиона Краузек до Трагхаймских ворот включительно и отдельных бастионов по всей длине кольца. Южный вокзал находится примерно на месте Бранденбургского бастиона. Зелёные полосочки я нанёс на схему (сфотографированную во Фридландских воротах) сам, и они обозначают "границы" моих постов:

2.

Начнём поход мы не с Фридландских ворот, а с Южного вокзала, который со времён своего основания в Кёнигсберге и Калининграде главный. Как уже говорилось в посте , железная дорога пришла в Кёнигсберг в 1857 году, а в 1862 сомкнулась с железными дорогами России. Кёнигсберг представлял собой важный транспортный узел, но при этом не имел ярко выраженного Главного вокзала - лишь несколько небольших станций, с некоторыми из которых, существующими и исчезнувшими, мы ещё встретимся. Условно главным можно было считать комплекс Восточного и Южного вокзалов - старейшие в городе, они находились довольно далеко от нынешнего Южного.

3.

В общем, это уже не орднунг был, а бардак какой-то, поэтому в 1920-е годы Кёнигсбергский транспортный узел прошёл комплексную реконструкцию. Южный вокзал в нынешнем виде открылся в 1929 году, и его устройство хорошо видно на гуглокарте:

4.

Перед вокзалом - огромная (420х160м) и пустая площадь Калинина, и простое, но стильное здание вокзала в стиле "новой вещественности" - самый впечатляющий объект на ней:

5.

На фасаде - герб не Советского Союза, а отдельно взятой РСФСР. По-моему довольно редкий случай?

5а.

Внутри, как мне показалось, вокзал тесноват, но очень цивилен:

6.

Главная же его достопримечательность - огромный (180 на 120 метров) трёхпролётный дебаркадер с надписями "Добро Калининград Пожаловать" на торцах. Подобные дебаркадеры сохранились в бывшем СССР ещё в Москве (Киевский и Казанский вокзалы), Питере (Витебский вокзал), а уже в наше время дебаркадером обзавёлся ещё и . В Германии же это было обычное дело. И как видите, такая относительно хрупкая штуковина пережила и август 1944-го, и апрель 1945-го:

7.

Вокзал расположен не у середины, а у северной оконечности дебаркадера. Второй вход - по тоннелю с другого конца:

8.

Дебаркадер не очень высок (во Львове ощутимо выше, не говоря уж про Москву-Киевскую), но кажется безмерно широким. Дальних поездов сейчас отсюда ходит что-то около трёх пар (на Москву каждый день, на Питер через день и в Адлер иногда), пригородных - полтора десятка. А ещё тут, пожалуй, самое большое разнообразие путей: мало того, что как дизельные, так и электрифицированные (в Зеленоградск и Светлогорск) - так ещё и имеется путь стефенсонской колеи (раньше ходил поезд Калининград-Гданьск-Берлин).

9.

Вокзал тут чисто пассажирский, грузовые пути на него не заходят (на спутиниковом снимке видна огромная станция Калининград-Сортировочный):

10.

Северный выезд отмечен очень стильный диспетчерским пунктом:

11.

Южный - небольшим железнодорожным музеем, который нависает аккурат над перронами автовокзала. Автовокзал тут типовой, маленький, но оживлённый. Вообще, автобусное сообщение в области организовано очень грамотно.

12.

Завершает ансамбль немецкий виадук, "тоннель" под которым изрисован на удивлением качественными граффити:

13.

Сюжеты очень разные. Приглядитесь - серое существо из своего брюха тянет как раз-таки поезд:

14.

В общем, один из самых впечатляющих вокзалов, что я видел... равно как и Северный. Но этими двумя вокзалами транспортная мозаика Кёнигсберга совсем не исчерпывается...
А от путепровода пойдём сначала по часовой стрелке - к Фридландским воротам. Железная дорога уходит на юг, а наш путь - вдоль проспекта Калинина, по крепостному валу, на котором и под которым в конце 19 века был разбит, извиняюсь за название, Южный Парк:

15.

В котором два равелина. Ближе к вокзалу - Хаберберг:

16.

17.

18.

Между ними - обелиск. При нацистах парк носил имя Хорста Весселя - молодого активиста, автора гимна НСДАП, ещё в 1930 году убитого коммунистами. При советах парк переименовали в 40-летия ВЛКСМ, и на том месте, где стоял памятник Весселю, поставили стелу комсомольцам.

19.

20.

И наконец - Фридландские ворота, самые молодые на Внутреннем кольце (1857-62). Ворота с аналогичным названием были и на первом кольце, но располагались несколько ближе к центру, название же в обоих случаях от городка Фридланда (ныне Правдинск), находившегося в той стороне. У старых Фридландских ворот немцы несколько дней сдерживали армию Наполеона, дав русским время отступить за Неман.

21.

На ворота можно подняться, а вот с внешней стороны пока не подойти:

22.

Две стороны ворот украшены скульптурами тевтонских комтура Фридриха фон Цоллерна (1412-16) и великого магистра Зигфрида фон Фойхтвангена (который перенёс столицу Ордена в Мариенбург), воссозданными в 2005 году.

23.

Дело в том, что с 1990-х годов ворота занимает музей, основанный энтузиастом Александром Новиком, и лишь в 2002 году получивший официальный статус. Для Калининграда это был прорыв - если Музей мирового океана показал себя эффективной организацией, то этот музей - примером для подражания. Это был первый музей, специализировавшийся на довоенном Кёнигсберге. В 2007 году на всероссийском конкурсе "Меняющийся музей в меняющемся мире" он занял второе место после Третьяковки.

24.

Мюнхгаузен на стене:

24а.

Мне, впрочем, не повезло - большая (и самая интересная) часть музея сейчас на реконструкции, поэтому я оказался несколько разочарован. Но что музей сделан со вкусом - видно:

25.

Между железной дорогой и улицей Багратиона вдоль вала тянется бывший район Хаберберг ("Овсяная гора"). Как считается, здесь находилось то ли пастбище, то ли посадки овса для тевтонской конницы, а предместье Хаберберг оформилось тогда же, когда Росгартен и Трагхайм - в 17 веке: в 1613 году образовалась община, к 1652 году разросшаяся до полноценного предместья, которое в 1724, как и другие, вошло в состав объединённого города. Насколько я понимаю, вал 17 века Хаберберг не охватывал, что было исправлено при строительстве второго вала.

26.

В Хаберберг из перенаселённого центра "выселили" кладбища, поэтому небольшой район на окраине имел целых три кирхи. Троицкая Хабербергская кирха известна с 1652 года, в ней крестили Канта... и когда церковь сгорела и была отстроена в 1748-52 годах, по легенде именно Кант предложил оснастить её громоотводом. Она стояла недалеко от нынешней площади Калинина:

27.

Кирха Лютера с 67-метровой башней построена в 1907-10 годах, и находилась близ показанных выше казарм. В кирхе был железобетонный купол, орган и стальные колокола с очень необычным "тяжёлым" звоном. Это последняя кирха Кёнигсберга, целенаправленно снесённая при Советах - в 1976 году. Возможно, и вообще последний храм, разрушенный советской властью...

28.

Наконец, католическая кирха Святого Семейства (1904-07) расположена на одной линии с уже упомянутым обелиском ВЛКСМ. С 1980 года в ней обитает филармония и органный зал.

29.

Архитектурно же это - пожалуй, лучшая стилизация под "ганзейскую готику" среди уцелевших калининградских кирх:

30.

В этом районе я гулял вечером первого дня - поезд прибыл на Южный вокзал примерно в пол-пятого, и у меня было полтора часа. Следующие кадры - уже не Хаберберг, а Форштадт, частично показанный в . Форштадт выделяется среди других районов мрачноватой архитектурой, обшарпанностью и неизменным красным цветом.

31.

31а.

32.

33.

34.

Особенно хорошо вот этот дом в Малом переулке - бывшая телеграфная контора:

35.

А вернее его ворота в стиле "новой вещественности" - одно из моих любимых произведений Старого Кёнигсберга:

36.

И целый квартал Калининградского Морского Рыбопромышленного колледжа:

37.

Во дворе - какие-то наглядные пособия:

38.

А рогатый главный корпус - бывший Госпиталь Святого Георга (1894-97), основанный аж в 1329 году как лепрозорий, а в последующие века многократно разрушавшийся и возрождавшийся:

39.

Забыл я сфотографировать одно знаковое здание на Ленинском проспекте (который связует Южный и Северный вокзалы) - Дирекцию железных дорог в Кёнигсберге, с 1895 года занимавшую доходный дом, построенный, к слову, на месте школы, где в 1730-е учился Кант. Снимок из википедии, 2002 года :

40.

А это уже снова Хаберберг, конец проспекта Ленина:

41.

Возвращаемся к вокзалу. Вплотную к нему примыкает чрезвычайно (как и весь комплекс) стильный железнодорожный почтамт (обратите внимание на портал):

42.

Вид в те же ворота. Кадр снял на виду у сотрудников - никто слова не сказал. Наверное, решили, что немец...

43.

Привокзальные постройки тянутся ещё на пару сотен метров:

44.

Напротив - кирпичная ограда Альтштадского и Кнайпхофского кладбищ, как уже говорилось, "выселенных" сюда в 18 веке:

45.

Кроме стены от них ничего и не осталось:

45а.

Рядом - Бранденбургские ворота (прямо как в Берлине!) над улицей Багратиона. Бранденбург (ныне Ушаково) - замок у залива, по дороге в Бальгу... и далее как раз-таки в тот Барнденбург, где Потсдам и Берлин. Эти ворота - единственные во Внутреннем кольце проезжие, даже с трамвайными путями.

46.

Однако мы идём не под ворота, а параллельно им - дорога поднимается на эстакаду, параллельно которой проходит и железнодорожный мост. Внизу - пути грузовой станции, где-то в её правой части стоял Восточный вокзал:

47.

Часть складов тут ещё немецкие, а многоэтажки уже за Преголей:

48.

Дальше - шумная дорога и унылая промзона. У железнодорожной насыпи, так похожей на крепостной вал, ещё одна потрясающе стильная башня, на викимапии отмеченная как "пункт механической централизации Южного вокзала".

49.

А за ней виднеется железнодорожный мост (1915-27)... о котором в следующей части.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД -2013

А теперь настал черед объяснить, почему в заголовке поста упоминаются ворота.
В 1626 - 1634 годах было возведено вальное укрепление, которое окружало Кёнигсберг со всех сторон. Укрепление состояло из нескольких бастионов и полубастионов, а также из 9 ворот. Кроме того, со стороны моря в 1657 году был заложен мощный форт Фридрихсбург.
А уже два века спустя король Фридрих Вильгельм IV издает указ о начале строительства Второго вального укрепления, в целом повторяющего контуры предыдущего. Строятся мощные башни Дона и Врангеля, оборонительная казарма Кронпринц и Астрономический бастион, а также возводятся новые укрепленные ворота, на месте предыдущих. Первыми в 1843 году начали строить Королевские ворота, а завершилось строительство постройкой в 1862 году Фридландских ворот.
Мы успели посетить не все ворота:(Но часть из них я вам все таки покажу:)

Брандербургские ворота

На стене памятная табличка.


А вот и сами ворта. Сквозь них проходит трамвайная линия.


Бранденбургские ворота были построены примерно в 1860-м году. Проект фасада разработал архитектор Август Штюлер. На стороне, направленной к городу, сохранились два портретных медальона скульптора Вильгельма Людвига Штюмлера: слева - военный инженер фельдмаршал Герман фон Бойен, слева - генерал Эрнст Людвиг фон Астер, участник наполеоновских войн и автор второго вального укрепления крепости Кёнигсберг. Название ворот можно толковать двояко: первое - через них идёт дорога к орденскому замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково); второе - та же дорога ведёт в немецкую землю Бранденбург. Но они ничего общего не имеют с Бранденбургскими воротами в Берлине.


кто из них фельдмаршал, а кто генерал я запуталась))


Это вид на ворота с другой стороны. Кстати, обратите внимание на трамвайную линию - это узкоколейка. А трамваи ходят вполне обычных габаритов. По моим ощущениям потряхивает в пути в них раза в два больше, чем в московских:)
Немного из истории кенигсберского трамвая. В 19 веке в связи с ростом города появилась необходимость в общественном транспорте. В мае 1881 года в Кёнигсберге был открыт первый маршрут конки (в том же году в Берлине уже был пущен электрический трамвай). Владельцами конки были акционерные общества. По сравнению с дрожками стоимость поездки на конке была намного демократичнее: от 10 до 20 пфеннигов (в зависимости от расстояния) против 60 пфеннигов за одного пассажира, 70 пфеннигов за двоих, 80 за троих и марки за четырёх пассажиров на дрожках.
А в мае 1895 года на кёнигсбергские улицы вышли первые трамваи. В 1901 году город выкупил все линии конки (за исключением линий в Хуфене) и приступил к их электрификации.


Странное сооружение впереди - это мост.

Следующий ворота - Фридрихсбургские.


Фридрихсбургские ворота - единственные исторические ворота в Калининграде, которые вели не в город Кёнигсберг, а в одноимённую крепость. В 1657 году по указанию великого курфюрста Фридриха Вильгельма на южном берегу реки Преголя сооружена крепость Фридрихсбург. Она была построена по проекту Христиана Оттера и в топографическом плане имела форму квадрата. На её углах находились четыре бастиона с благозвучными именами - Рубин, Изумруд, Алмаз и Жемчуг. На четырёхугольном дворе, окруженном земляными валами, располагались различные здания: комендатура, казармы, цейгхаус, амбары, гауптвахта, тюрьма и церковь.

Во время пребывания в 1697 году Великого русского посольства в Кёнигсберге под именем урядника Петра Михайлова русский царь Петр I проходил артиллерийскую науку во Фридрихсбургской и Пиллауской крепостях. Обучение проводил бранденбургский специалист в этой области полковник фон Штернфельд. Он отметил способности своего 25 летнего ученика.По возвращению в Москву Петр I получил аттестат, в котором говорилось: "Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника".

В середине XIX века при сооружении вокруг Кёнигсберга новых вальных укреплений крепость Фридрихсбург была перестроена в одноимённый форт. В 1852 году в форту Фридрихсбург возведены кирпичные ворота. Автором проекта этих ворот был Август Штюлер - придворный архитектор прусского короля Фридриха Вильгельма IV. 23 августа 1910 года форт Фридрихсбург был исключен из состава оборонительных укреплений Кёнигсберга и продан Имперской железной дороге. Валы были срыты, рвы форта Фридрихсбург засыпаны. Основная часть его сооружений разобрана. По территории, ранее занимаемой этим фортом, были проложены железнодорожные пути. От строений форта сохранились только ворота и казарма у восточной оборонительной стены юго-восточного бастиона.
Сейчас Фридрихсбургские ворота переданы Музею Мирового океана.


Какие-то крохотные люки))


Мост. Эта странная конструкция - разводящий механизм, точнее поднимающий:)Новый железнодорожный мост был построен в 1926 году. Его конструкция была поворотной, верхняя часть моста предназначалась для поездов, нижняя для пешеходов и автомобилей. Поворотная часть составляла 57 метров и весила 1225 тонн, при этом мост мог быть повернут в течение 2-3 минут. Был взорван при отступлении немецких войск и восстановлен в 1949 году. Конструкция моста была изменена на подъемную. Высота подъема моста около 50 метров.


Мост в таком... запущенно-живописном состоянии. Мои друзья даже боялись переходить его по проржавевшему металлу. А мне родной дом вспомнился и лестница на Набережной))

Виды с моста очень даже!


Может сваи какого-то старого моста?


Вдалеке виден Кафедральный собор.


Котя как-то недобро смотрит на гостей города:)


"Сад камней" в одном из дворов:)


Тут меня больше всего радует розовый "игрушечный" домик)

Здание справа тоже очень интересное.


Это ЮИ МВД - милицейский ВУЗ. Здание постройки ок. 1931 г., в немецкое время здесь располагалась биржа труда.

Железнодорожные ворота


1866-1869 гг. Проектировал Железнодорожные ворота архитектор Людвиг фон Астер.
Через эти ворота проходила железная дорога, ведущая в Пиллау (ныне - Балтийск). После того, как оборонительные сооружения центра города были убраны, по бывшему валу была проложена улица. Таким образом с тех пор ворота малозаметны, и скорее напоминают тоннель через дорожную насыпь.


На воротах неожиданная табличка)))

За воротами красивый парк с прудами.


А это Аусфальские ворота.
Первые ворота приблизительно на месте нынешних были построены в двадцатых годах XVII, во время строительства оборонительно вала вокруг города. Позднее, в 1866 году, ворота были построены заново, в стиле кирпичной готики. Построенные в XIX веке Аусфальские ворота пропускали только пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам (о чём говорит, например, более бедное архитектурное оформление). Проектировал новые Аусфальские ворота архитектор Людвиг фон Астер.

Ворота с самого начала врезались в вал и находились фактически ниже уровня земли. В XX веке единственный проезд ворот был заложен. Как и все остальные городские ворота, в 1910 году Аусфальские ворота были проданы военным ведомством городу.
Во время войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.
После войны ворота использовались как склад, позднее - как бомбоубежище расположенной рядом школы милиции, а позднее в них был расположен коллектор сточных вод.

В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвящённая советским солдатам, погибшим при штурме Кёнигсберга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: