Автостоп: советы и правила. Почти четыре месяца автостопа — вот это, я называю, затянуло. Для меня это было как полжизни. Время, казалось, идет намного дольше. Столько эмоций. Что взять с собой в дорогу

Первый автостоп: как подготовиться к поездке?

Что такое автостоп? Это специфический вид путешествия, когда вы добираетесь в необходимое место на автомобилях и при этом ничего не платите. Такой способ перемещений выбирают преимущественно люди, которые склонны к авантюрам, безумным поступкам и приключениям. К тому же автостоп помогает избежать расходов на дорогу, познакомиться с новыми людьми (часто местными жителями), послушать интересные истории и получить новый опыт.

Как путешествовать автостопом по Европе?

Большинство молодых людей долгое время не решается на путешествия автостопом в Европу. Они придумывают массу отговорок: страшно, опасно, ненадежно, некомфортно и так далее. Тогда как поехать автостопом по Европе из Украины очень легко. Поверьте, если вы хоть раз попробуете так ездить, потом не сможете остановиться. Поэтому отбрасывайте сомнения и страхи, и планируйте путешествие с учетом автостопа. Итак, с чего же начать подготовку? Европейский автостоп мало отличается от автостопа в Украине, потому если у вас уже есть некоторый опыт - спланировать поездку будет несложно.

Для начала определитесь с маршрутом. Это самый ответственный этап, так как правильно спланированная поездка - залог ее успешного завершения. Посмотрите какие дороги встречаются по пути, какие из них крупные, а какие мелкие. Учтите автобаны, так как стопить на них запрещено. Посчитайте километраж, чтобы спланировать сколько проедете за день и где потребуется остановка.

Помните, что не всегда самый короткий маршрут станет самым быстрым и удачным. Плохие дороги и слабое движение поспособствуют тому, что вы застрянете на одном месте на несколько часов, а то и вовсе не уедете. Тогда как на большой дороге можете поймать машину за считаные минуты.

Автостоп по Европе - это импровизация. Не всегда получается так, как вы запланировали. Но потратив время на изучение дороги, вы в любой непредвиденной ситуации сможете перепланировать маршрут и легко сориентироваться на местности.

Какие вещи для путешествия автостопом по Европе нужно брать с собой в дорогу?

После того как вы спланировали маршрут, изучили дороги и определились с точкой отправления и прибытия, подумайте, что взять с собой в дорогу. Скажем сразу - это минимальный набор вещей! Лучше, если все они поместятся в небольшой рюкзак. Во-первых, носить все придется на себе, а во-вторых, не все водители подбирают путешественников с огромным количеством тяжелых сумок.

Вот список того, что обязательно нужно взять с собой, если вы отправляетесь в путешествие на несколько дней :

  1. Документы и деньги;
  2. Дорожную аптечку (бинт, зеленку, перекись водорода, аспирин, анальгин, антибиотики, что-нибудь от расстройства кишечно-желудочного тракта);
  3. Средства личной гигиены;
  4. Воду и нескоропортящиеся продукты (шоколад, сухофрукты, орехи, галеты);
  5. Фонарик;
  6. Карту автомобильных дорог;
  7. Дождевик.

Если вы собираетесь в длительное путешествие с остановками на природе или подозреваете, что не всегда сможете найти ночлег, к этому списку добавьте :

  1. Каремат, спальник и палатку;
  2. Спички или газовую горелку;
  3. Посуду: кастрюльку, миску, ложку, кружку, нож;
  4. Продукты длительного хранения (каши, вермишель, консервы).

Все остальное - индивидуально и по желанию. Еще раз напомним, что брать нужно только самые необходимые вещи, так как во время поездки автостопом их придется носить на себе.

С кем лучше ехать?

Чем меньше людей с вами, тем лучше! Точнее, тем больше шансов быстро остановить машину. Но, даже если вы путешествуете компанией из нескольких человек, разбейтесь на маленькие группы и устройте между собой небольшое соревнование. Ниже мы перечислили самые распространенные варианты для путешествий автостопом:

  1. Парень и девушка - идеальный вариант. Молодая пара вызывает доверие, потому водители останавливаются чаще.
  2. Две девушки - менее безопасный вариант, но тоже хороший. Шансов быстро поймать машину очень много. Главное соответствующе одеваться и вести себя прилично, чтобы не вызывать ненужных ассоциаций.
  3. Два парня - сложное сочетание для автостопа. Водители, которые ездят в одиночку иногда опасаются брать взрослых парней, потому если «не идет», лучше попробовать стопить по отдельности (предварительно договорившись о месте встрече).
  4. Одна девушка - рискованный вариант. И хотя существует много увлекательных историй со счастливым финалом о том, как девушки путешествуют в одиночку, лучше лишний раз не испытывать судьбу и подыскать себе надежную компанию.
  5. Один парень - тоже очень хороший вариант, потому что для одного человека место всегда находится.

Где поймать машину и как автостопить?

Поймать машину на самом деле несложно. Вытянутая рука с поднятым вверх большим пальцем и улыбка на лице - все, что от вас потребуется. Видя таких путешественников на обочине, водители сразу понимают, что те едут автостопом. Ловить машину лучше за чертой города, сразу после знака, обозначающего выезд из города. Также не рекомендуется останавливаться вблизи постов полиции.

Часто на дорогах встречаются некоторые преграды, которые заставляют водителей притормаживать: посты полиции, трудные участки дороги, разветвления и перекрестки, железнодорожные переезды. Вот в 20-30 метрах после них лучше всего и останавливать машины. Водители сбросят скорость и у вас появится много шансов на то, что хотя бы один из них остановится.

Некоторые автостопщики рекомендуют стоять на месте, другие - идти вдоль обочины с поднятой рукой. Каждый выбирает себе вариант по душе, но, как нам кажется, второй достаточно бессмысленный. Далеко вы так всё равно не уйдете, так смысл тратить силы? Особенно если на улице лето и невыносимая жара. Лучше всего выбрать место и остаться в тенечке. Так вы не перегреетесь на солнце и увидите все, что происходит на дороге.

Обязательно снимите солнцезащитные очки. Для вас важно поймать взгляд водителя и установить зрительный контакт с ним. Так больше шансов на то, что он остановиться и заберет вас. Чтобы облегчить задачу и каждый раз не объяснять, куда вам нужно доехать, возьмите с собой картонку и маркер. Написав на ней нужный город, вы привлечете больше внимания и не заставите водителей, которым с вами не по пути зря останавливаться.

Иногда водители показывают автостопщикам некоторые знаки. Что же они значат?

  • водитель проводит рукой по горлу - все места в машине заняты;
  • показывает пальцем или рукой налево/направо - собирается скоро поворачивать;
  • круговые движения рукой - в скором времени будет разворачиваться назад;

Когда наконец-то машина остановилась, включайте все свое обаяние и спрашивайте у водителя, куда он едет. Если вам по пути, уточните можно ли поехать с ним бесплатно. Если ответ положительный и водитель не вызывает у вас опасений, смело садитесь. Удача на вашей стороне! В случае, когда водитель или компания в салоне вас не устраивает, советуем вежливо извиниться и сказать, что вам не в ту сторону.

Обратите внимание, что автостопить на автобанах категорически запрещено! Увидев вас на дороге, местные жители могут вызвать полицию, которая выпишет за это штраф от 85 до 125 евро.

О чем говорить с водителем?

Лучше всего разговорить водителя и сделать так, что он сам вам все будет рассказывать. Для начала спросите о городе или стране, в которую он едет: что там интересного, живет ли он там или проездом и т. д. Можно спросить был ли он в том месте, куда едете вы, что в таком случае там есть интересного, что посмотреть и куда сходить. Так вам не придется много разговаривать, но при этом вы узнаете много интересной и полезной информации, которая пригодится в будущем. Расскажите почему решили отправиться в путешествие автостопом в Европу, о своих предыдущих поездках, спросите куда он любит ездить и какой вид отдыха предпочитает. Часто - это незаменимые темы, которые помогают быстро наладить контакт с водителем и даже завязать с ним дружеские отношения.

Как избежать опасных моментов?

  1. Обязательно пристегивайтесь в машине ремнями безопасности. Если водитель начинает обижаться, мол вы ему не доверяете, говорите, что это рефлекс. Будто вас с самого детства так приучили родители и вы по-другому не ездите. И пусть это смешно, но для вас же безопаснее.
  2. Никакого алкоголя в дороге!
  3. Если вы знаете, что в дороге вас укачивает и тошнит, запаситесь лавровым листом. Да, мы серьезно. Он приятен на вкус и даже напоминает обычную жевательную резинку. С его помощью вы быстро взбодритесь и почувствуете себя лучше.
  4. Если чувствуете, что засыпаете или вас клонит в сон, а спать ну никак нельзя (хотя бы из вежливости к водителю), понюхайте или съешьте лимон.
    Если лимон не помогает, у нас есть рецепт покрепче. Он достаточно вреден для здоровья, но в таких ситуациях поможет быть бодрым и свежим несколько часов подряд. Для приготовления нужен один пакетик быстрорастворимого кофе (без сахара и сливок) и бутылка колы. Залейте кофе колой и выпейте. Обратите внимание, что во время приготовления напитка будет выделяться много пены. Также он нежелателен людям со слабым сердцем!
  5. Если вы сомневаетесь в надежности водителя, сделайте с ним селфи и выложите в любую социальную сеть (можно еще дописать имя и марку машины). Например, «Спасибо Мишелю, теперь доеду с ним до самого Парижа на новенькой мазде».

Хотите комфортно перемещаться по всему маршруту вашего путешествия и сэкономить на транспорте?
Мы подберем для вас оптимальные варианты переезда между городами и странами (по цене и уровню комфорта).



Это займет всего 2 минуты! (страница откроется в новой вкладке)

Выглядеть нужно прилично и аккуратно

Внешний вид - это первое, на что обратит внимание водитель. Аккуратная одежда, ухоженный вид, опрятность и чистоплотность дадут понять, что вы адекватный, нормальный человек, которому нужно просто куда-то доехать. Девушкам лучше одеваться не вызывающе, наносить минимум макияжа и вести себя скромно, дабы не вызывать ненужных ассоциаций, а водитель случайно не перепутал вас с девушками легкого поведения. Также советуем одеваться ярко, чтобы быть хорошо заметными на дороге!

Девушкам лучше не ездить в одиночку

Конечно же, из всех правил есть исключения. Многие девушки самостоятельно ездят автостопом и не видят в этом ничего особенного. Но все же мы рекомендовали бы брать с собой, как минимум еще кого-то, чтобы избежать возможных рисков. Идеальным вариантом станет парень. Таким парам водители останавливаются чаще всего.

Доверяйте интуиции!

Если вам не нравится водитель, который остановился - не садитесь к нему! Вы никому ничего не обязаны, а безопасность превыше всего. Потому вежливо извинитесь и скажите, что вам не по пути (если вы останавливали машину без таблички).

Планируйте маршрут поездки

Посмотреть через какие города проходит дорога, особенности трассы, выбрать лучшие участки - все это будет нелишним, когда вы окажетесь на трассе. Также настоятельно рекомендуем брать с собой печатную карту автомобильных дорог или телефон с GPS-навигатором.

Предупреждайте водителя, что хотите ехать бесплатно

Некоторые водители останавливаются с целью заработка. Поэтому сразу уточняйте подвезет ли он вас бесплатно. Говорите, что вы путешественники, едете автостопом и подразумеваете бесплатную поездку. Иначе в конце пути неприятной ситуации не избежать.

Будьте коммуникабельны, общайтесь с водителем

Не секрет, что многие водители останавливаются только для того, чтобы разнообразить дорогу, познакомиться с новыми людьми и скрасить поездку. Общение и стает платой за то, что он вас подвозит бесплатно. Потому даже если вы интроверт, которому сложно много и долго болтать, запасайтесь терпением, хорошим настроением и интересными историями. Иногда, правда, бывает, что попадается «говорливый» водитель, тогда вам придется много слушать и поддакивать. Если вы ни слова не понимаете на языке водителя, общайтесь с помощью языка жестов. Через полчаса вы вполне нормально сможете его понимать:) Если же водитель вообще не идет на контакт или включает музыку, можно молча ехать и не чувствовать никаких неловких ситуаций.

Уважайте водителя

Не стоит забывать, что едете вы бесплатно, а потому должны придерживаться всех правил, которые устанавливает владелец авто. Спрашивайте можно ли курить, не делайте водителю никаких замечаний о манере вождения, не указывайте какую музыку слушать и вообще - ведите себя прилично и сдержанно!

Выбирайте правильные места для остановки машин

Начинать автостопить нужно за пределами города. Идеальное место - за выездом из города. Избегайте спусков, подъёмов, поворотов и мостов, эстакад, знаков «Остановка запрещена», объездных дорог и остановок общественного транспорта. Также в Европе запрещено стопить на автобанах. За это водителю или вам грозит штраф, потому будьте осторожны и внимательны.

Если долго не можете поймать машину, меняйте место

Иногда пройдя несколько километров, можно выбрать более удачный участок дороги и поймать машину быстрее.

Не стесняйтесь принимать и дарить подарки

Часто добродушные водители предлагают угощения, воду и даже деньги. Да-да! Мы не шутим. Почти всегда - это угощения от чистого сердца. Брать или не брать - выбор ваш, но, как правило, все автостопщики подарки принимают. Также, если вы хотите отблагодарить водителя за то, что он вас подвез - купите небольшие подарочки в дорогу. Это могут быть сувениры, что-то для машины или просто приятное угощение. Таким образом, вы выразите благодарность и оставите приятные воспоминания у человека, который согласился вас подвезти.

Не путешествуйте ночью

Во-первых, если вы не успели доехать до места назначения, лучше отдохнуть и утром с новыми силами продолжить путь. Во-вторых, это небезопасно. В темноте вас плохо видно и можно попасть в неприятную историю. Планируйте путь так, чтобы к вечеру вы в любом случае оказались в каком-то городе, где можно переночевать. Если же вы предполагаете ночной стоп, обязательно возьмите с собой светоотражающий жилет, он сделает вас хотя бы видимым на дороге.

Поездка автостопом - это всегда новые эмоции, впечатления и знакомства. Если вы чувствуете в себе желание начать путешествовать таким способом, обязательно попробуйте! Это незабываемые ощущения, романтика и эксперименты. Но не стоит относиться к автостопу уж слишком беспечно. Это тоже своего рода риск и всегда нужно быть внимательным и осторожным.

Помните, что вы всегда можете обратиться к нам. Компания TravelYourWay поможет спланировать самостоятельное путешествие с учетом автостопа. Мы расскажем, как путешествовать автостопом по Европе, где лучше стопить в конкретной стране, где запрещен автостоп и как быстрее доехать до места назначения. Путешествуйте с нами, ведь это легко, незабываемо и просто интересно!


Есть вопросы по нашим услугам? Звоните нам по тел. +380 68 144-63-95


Если вам понравилась или оказалась полезной эта статья, лайкните ее и поделитесь со своими друзьями!

И снова здравствуйте, дорогие путешественники! В прошлой статье мы узнали, .

Пристегнули ремни?

Сегодня мы с вами помчимся по крутой дороге из деревушки теории в мегаполис практики. А потому настройтесь на позитивную волну и ловите попутные советы о том, как путешествовать автостопом правильно, какие вещи брать в дорогу, как подыскать себе хорошего попутчика и в чём принципиальное отличие КАМАЗа от асфальтоукладчика.

Если вам очень хочется отправиться в путешествие автостопом, но вы не знаете, как, есть два способа.

Первый - начать обширную теоретическую подготовку. Изучить сайты, посвященные самостоятельным путешествиям в целом и автостопу в частности, вписать к себе залётных стопщиков и послушать их советы, сходить в местный клуб хичхайкеров, посмотреть соответствующие фильмы.

Это всё, безусловно, интересно и познавательно, и даже бывалые путешественники могут получить из хороших источников ценную информацию. Самая полезная информация — это, конечно, новые знакомства — ваши возможные друзья, хосты, гости и попутчики.

Возможно, встреча с ними будет настолько судьбоносной, что вы в одночасье поменяете не только маршрут, но и свою жизнь.

Второй способ - выйти на трассу и поднять руку. Без подготовки. Но с надеждой и отвагой. Способ работает не хуже первого.

Первый способ хорош, когда вам недостаёт уверенности в себе, информации или хорошей компании. Второй способ подойдёт людям, принимающим решения молниеносно. Или тем, кто оказался в безвыходной ситуации.

Например, мы с сестрой впервые сели в фуру, когда из Владимира в Нижний Новгород ушла последняя электричка. Дальнобойщик оказался настолько милым и заботливым, что мы влюбились с первого взгляда. В автостоп.

Походный рюкзак — собираем вещи в автостоп

Итак, мысли собраны и приведены в порядок, решимость бурлит выше 100-градусной отметки — осталось собрать рюкзак. Как выбрать верного спутника ваших путешествий и какими вещами его наполнить? Тут всё зависит от нескольких факторов:

  1. от сезона;
  2. от дальности путешествия;
  3. от климата пункта назначения;
  4. от путевых условий (например, где предполагаются ночёвки);
  5. от ваших личных предпочтений (способ проведения досуга и т. д.)

Размер рюкзака зависит, скорее, от цели и дальности вашей поездки. Лично мне всегда хватало обычного школьного (я не путешествую с палаткой и спальником, ночую в фурах или хостелах).

Опытные путешественники, непрерывно колесящие по миру, предпочитают более увесистые рюкзаки объёмом 25-35 литров, со множеством карманов и ремнём на поясе. Кое-кто готов таскать и все 40. При этом, по их словам, более удобен длинный и узкий, чем короткий и широкий рюкзак.

Что касается сезона, тут всё само собой разумеется. Ну, разве что не забудьте взять в дальнюю дорогу запасные тёплые носки и пару обуви. Это, кстати, касается не только зимы.

Если вы едете недалеко и ненадолго и планируете достичь пункта назначения в течение светового дня, то набейте рюкзак в зависимости от цели вашего визита. Фотоаппарат, удочка или посылка для тёти Маши.

Дальнее путешествие предполагает смену погоды, ночёвки и море новых впечатлений. Поэтому для безопасности не лишним будет взять фонарик, одежду со светоотражающими полосами (кстати, меня уже штрафовали за её отсутствие), средство от комаров (а зимой — от обморожения), лекарства, если вы их употребляете, и минимальную аптечку (хотя бы бинт, йод, анальгин и средство от отравлений).

Для гигиены — зубную щётку, сменное бельё и влажные салфетки, а если путь ваш предполагает ночёвки на природе, то и мыло.

Для комфорта — тёплую кофту, дождевик, головной убор (вязаная шапочка может пригодиться даже летом, ведь в горах или на трассе ветер иногда буквально сбивает с ног), спальник и туристический коврик (я, правда, за 10 лет автостопа не пользовалась этими вещами, но пригодиться они могут в любое время).

Уверены, что перенесёте ночь на природе — смело пакуйте палатку. Кто-то считает её непременным автостопным атрибутом, без которого ехать не стоит. Лично я считаю, что в случае непредвиденной ночёвки на природе, палатку может заменить коврик и спальник, поэтому не утяжеляю свой рюкзак. Кстати, проведя опрос на тему необходимых в поездке вещей, я получила следующие результаты:

  • аптечка и ;
  • нож, деньги и фонарь;
  • бутылка воды;
  • мозги и документы;
  • коврик, спальник, палатка, сменная обувь и одежда;
  • газовая горелка.

Последнее предложил знакомый, у которого за плечами более 60 000 км всесезонного автостопа. Горелка ему, и правда, пригождалась.

Вкратце про документы. Планируя путешествие по России, возьмите паспорт, а также прихватите его копию (к слову, встречные гаишники могут поинтересоваться вашими документами и задержать вас при их отсутствии).

Для поездок по миру обязательно возьмите загранпаспорт (если вы не планируете путешествие в страну, где он необходим, можно взять на всякий случай: никто не знает, какой дорогой вы будете возвращаться обратно). Во избежание лишних вопросов распечатайте бронь гостиниц (не планируете останавливаться в гостиницах — отмените бронь после распечатки). Ну и, конечно, не забудьте телефон, фотоаппарат и зарядные устройства к ним. И туристические сим-карты, если пользуетесь.

Я в список необходимых вещей внесла бы обычную шариковую ручку. Тем более, что мой простенький телефон не имеет органайзера.

Также вы можете продумать свой досуг и от души запастись книгами (или их электронными аналогами), шахматами (если их нет в вашем телефоне) и удочкой. Только подумайте, выдержит ли всё это ваш терпеливый рюкзак и выносливая спина?

Попутчик — ваш товарищ боевой

Верный товарищ может помочь вам в том, чего вы не умеете сами (ставить палатку, варить суп из консервов с китайской вермишелью, ориентироваться в лесу, развлекать водителя или говорить на языке мумбо-юмбо). Если вы — девушка, то вдвоём вам будет безопаснее. Поиск попутчиков — задача непростая, особенно, если вы хотите, чтобы ваш спутник разделил с вами все тяготы путешествия, а не приумножил их. Итак, оглянемся вокруг!

Хорошо, если среди ваших друзей или знакомых найдётся человек (или компания, но в паре автостоп даётся лучше), разделяющий ваши взгляды на автостоп. Идеально, если друг не испытывает панического страха перед неизвестностью и незнакомыми людьми. В противном случае вам придётся тащить на себе горе-мечтателя морально, а то и физически. Поэтому, если друг оказался вдруг, испытайте его на прочность на небольших расстояниях.

Если же среди ваших знакомых никто не мечтает о дальних горизонтах, увиденных из окна случайной машины, придётся найти попутчика в интернете. Советы по поиску попутчиков даются на различных сайтах, посвящённых автостопу.

Например, убедительно это звучит в группе ВКонтакте Академии Вольных Путешествий . Там же приводятся ссылки групп, где можно «забронировать» товарища в дорогу.

Сама я искала на этой странице и на этой , правда, вместо попутчика из Батуми в Трабзон нашёлся хост в Тбилиси, но ведь это тоже неплохо! Также поиск попутчиков доступен на Форуме Винского .

Выбирая верного спутника, постарайтесь узнать друг друга получше: пообщайтесь в соцсетях, выясните предпочтения по способу передвижения (например, мой попутчик, с которым мы чуть не угодили на пир с резнёй козлёнка у нетрезвого джигита, старается не ездить ночью, а я, напротив, очень люблю), расходу наличных (еда или ночлег — перед таким выбором рано или поздно вы можете встать), уровню комфорта (хостел, палатка или гостиница) и т. п. Не лишним будет осведомиться о личных пристрастиях.

Как ловить машину автостопом?

Конечно, лучше, если вы всё же не один. Но это уже как получится. И вот вы стоите на обочине и ловите машину. Важно, где ловить, как ловить и зачем ловить.

Место дислокации

Итак, где? Если вы находитесь в центре крупного города, то вам, наверное, кто-то остановит, но предложит подвезти по городу (и не факт, что бесплатно). А вот те, кто, как и вы, направляется в сторону моря или гор, проедут мимо. Поэтому придётся вам добраться до выезда и ждать своего водителя там. Кстати, добраться можно и на маршрутке. И это даже лучше.

Определяясь с местом дислокации, подумайте не только о своём комфорте, но и об удобстве водителя. Конечно, в жару приятнее стоять под раскидистым деревом, но, если оно раскинулось у моста или крутого подъёма, не ждите, что вам остановят.

Чудеса, конечно, случаются (проверено на собственной шкуре), но благоразумнее ожидать машину вашей мечты в установленном или просто удобном месте: на остановках, возле дорожных карманов или на широкой обочине, после переезда или поворота.

Можно даже у поста ГАИ. Гаишники, как правило, не жалуют нашего брата, но по просьбе могут остановить комфортабельную фуру (в идеале) в желательном направлении. Кстати, все дальнобойщики, с которыми меня знакомила ДПС, оказывались замечательными людьми и весёлыми собеседниками. Один даже денег подкинул на дорогу. Воистину, мир не без добрых людей!

Люди добрые, ау!

Теперь о том, как правильно «изловить» этих самых добрых людей и внушить им мысль подкинуть вас бесплатно.

Классический жест российских автостопщиков — поднятая на 90 градусов рука. В Америке на этой руке ещё и большой палец оттопыривается в знак того, что вы действительно клёвый попутчик. У нас этому и без пальца верят. А вот сигнал SOS подавать не стоит: вам остановят даже те, у кого и мест в машине нет, и вряд ли они будут благодарны вам за неправильно изложенную просьбу.

Подняли руку — улыбнитесь навстречу благоприятной поездке. Привлекайте радость и удачу.

Вы можете сориентировать водителя табличкой с указанием места, куда добираетесь. Это работает, но, увы, не всегда. Однажды дальнобойщик мне признался: «Только из-за таблички тебя и подобрал. А сначала не за ту принял». Вот поэтому ручка всегда со мной. А картонки в пути находятся.

Иногда, правда, табличка, особенно, если на ней вместо названия города указан код региона, вводит людей в заблуждение. Оказывается, далеко не все водители знают эти самые коды и не догадываются, что цифры у вас на листочке — это город, а не возраст.

Водитель должен внушать вам доверие и симпатию — это залог удачной поездки. Если вам трудно составить впечатление за секунду, пока водитель распахивает перед вами окна и двери своей «ласточки», поговорите с ним подольше (не полчаса, разумеется) — за это вас никто не накажет.

Как показывает практика, есть такие места, в которых автостоп даётся тяжело. Это не обязательно город или целый регион — это может быть всего лишь километровый участок дороги. Если, простояв там полчасика, вы никого не остановили, смело можете перебираться дальше. При этом старайтесь передвигаться по трассе с соблюдением правил безопасности: на расстоянии не менее метра от полосы и желательно навстречу движению.

Что сказать, ну что сказать?

Выясните маршрут и почувствуйте настроение вашего собеседника. Доверьтесь интуиции. Если по какой-то причине водитель вам не понравился или внушил беспокойство, лучше откажитесь от поездки.

Что же сказать водителю, чтобы установить контакт и сообщить намерение бесплатно доставить вас в нужную точку?

Во-первых, поздороваться. Во-вторых, назвать свой маршрут (кроме случаев, когда вы едете из Москвы в Улан-Батор, и у деревни Гадюкино вам останавливает трактор). Заветное «без денег» лучше не говорить, но дать понять, что вы — бюджетный путешественник, можно и нужно. Например, так:

— Добрый день! Я в Китай еду, до Астаны не подбросите? (или: подвезите, куда сможете).

Молодые люди могут использовать выражения, сокращающие дистанцию:

— Отец (брат), до Казани не подбросишь?

Как правило, новоиспечённые родственники не отказывают.

Некоторые водители, особенно на легковых автомобилях, тем паче с женой на соседнем сиденье, могут всё-таки уточнить насчёт стоимости. В таких случаях не стоит вводить человека в заблуждение. Если вам отказали, не печальтесь — ваш водитель едет сзади.

Но бывает, что скромная сумма, заплаченная за подвоз, существенно меняет ваше положение. Ведь не секрет, что есть места, где никто не «клюёт». Платить водителю сейчас или ждать его более щедрого коллегу — решать вам. В Китай вы всё равно доберётесь — это лишь вопрос времени.

Тачки

И коротко о машинах. Логично предположить, что покрывать дальние расстояния лучше (и комфортнее) всего на фурах с уютными спальниками. Впрочем, некоторые стопщики предпочитают легковые автомобили, которые едут ближе, но быстрее и, в отличие от дальнобойщиков, чаще подбирают путешественников мужского пола. Тут уж каждому своё.

Я однажды недалеко от Тбилиси поймала легковушку до Саратова, но пришлось из неё выйти, т. к. водитель не спал предыдущую ночь и не планировал спать следующую, а безопасность на дороге превыше всего.

Если вам останавливает хлебовоз, молоковоз или почтовый фургон, приготовьтесь, что всю дорогу он будет заезжать по разным точкам и не увезёт вас далеко. То же касается маршруток, с которыми также можно договориться бесплатно, и тракторов вкупе с асфальтоукладчиками.

Не забывайте смотреть на код региона, хотя и тут возможны несовпадения: сам водила живёт в Москве, номера ростовские, сажает вас в Грузии и едет в Новосибирск.

Полночь за окном непроглядная — где ночевать?

За разговором время пролетело незаметно, водитель доехал до нужного места, а вы оказались лицом к лицу с ночью. И тишина. И мёртвые с косами... Но не будем о грустном.

Чтобы этого избежать, давайте разберёмся, где можно ночевать во время автостопных приключений.

На этот вопрос я бы ответила коротко — везде.

Но обо всём по порядку.

Давайте разделим ночлег на цивилизованный и дикий. К цивилизованному я бы отнесла гостиницы, хостелы, вписки и остановки у случайно попавшихся под руку добрых людей.

Под определение дикого ночлега попадает всё остальное: палатка в поле, аэропорты, вокзалы, придорожные кафе и другие места, которые находятся за неимением лучшего.

Хостелы и гостиницы

Итак, гостиницы и хостелы. Вы можете забронировать их заранее, а можете заселиться внезапно. В любом случае, если вы едете в незнакомый город, наличие таких учреждений лучше уточнить заранее. Кстати, если в букинге значится отсутствие свободных мест в понравившемся отельчике, знайте, что это не всегда так. Просто отели не все свободные номера вносят в букинг. За это готова поручиться.

Кто сам просился на ночлег, скорей поймёт другого

Если ночёвка за деньги никоим образом не входит в ваши планы, попробуйте найти ночлег при помощи каучсёрфинга. Там, чаще всего, зарегистрированы такие же путешественники, как и вы, поэтому есть шанс найти тёплое местечко. Как говорится, «кто сам просился на ночлег, скорей поймёт другого».

Можете воспользоваться непосредственно самим сайтом couchsurfing.com , а можете использовать группы ВКонтакте: КАУЧсерфинг и Путешествия и Каучсерфинг, попутчики, путешественники .

В некоторых группах есть перечни вписок, например, ТУТ , но поиск не очень удобен, т. к. предложения не рассортированы по регионам и городам. Удобнее искать вписку в группе АВП , т. к. тут, с этой точки зрения, всё продумано.

Случайное везение

Бывает и так, что случайно встреченные люди, узнав о вашем статусе бюджетного путешественника, зовут к себе в гости. Меня звали неоднократно, но ночевать не приходилось ни разу: либо я понимала, что сегодня целесообразнее продвинуться дальше по пути, либо мне, как девушке, было немного страшно оставаться. Но, если вас эти факторы не смущают, почему бы и нет?

Подари мне рассвет у зелёной палатки

Если вы продвигаетесь со своей палаткой, отсутствие гостеприимных хозяев не должно вас смущать. Тщательнее выбирайте места для ночёвки. Опытные путешественники предпочитают ночевать подальше от населённых пунктов, в скрытом от глаз месте (например, в лесу).

Если ночь застала недалеко от посёлка, можно удалиться с рассветом, чтобы не привлекать лишнего внимания. Подыщите себе место, защищённое от сильного ветра, так будет не только теплее вам, но и лучше вашему костру.

Из соображений гигиены, удобнее разбивать лагерь вблизи источника воды. Однако, летом вблизи водоёмов, в высокой траве и в кустах живёт очень много комаров — учтите и этот фактор.

Вокзалы и аэропорты

Очевидные плюсы подобного пристанища:

  • Вы никогда не проспите нужное время отправления.
  • Как правило, в заведении имеется кафе.
  • Не так страшно, как на обочине трассы (как правило).
  • Вы вообще вряд ли поспите, если, конечно, за плечами у вас нет десятка бессонных ночей.
  • Если вы всё-таки заснёте, вас могут обворовать. Спрячьте все ценности во внутренние карманы одежды.
  • Железнодорожные вокзалы и, тем более, аэропорты имеются не во всех городах. Автовокзалы могут закрываться на ночь.

Солдат спит — фура идёт

Ночёвка в едущей машине — одно из самых действенных средств сократить километраж и совместить приятное с полезным. Если, конечно, вы не боитесь, что водитель уснёт за рулём. Если же боитесь — будьте добры, запаситесь интересными историями на несколько часов вперёд. Иногда этого требует сам хозяин фуры, и он прав: за удовольствие нужно платить.

Выспитесь утром в следующей фуре.

Если же автомобиль встал на ночёвку, водитель, скорее всего, подыщет тёплое местечко и для вас. Но, если вы — девушка, сразу обозначьте границы дозволенного, .

Прочие интересные неожиданности

За 10 лет автостопа мне приходилось ночевать и в фурах, и в аэропорту, и на железнодорожном и автовокзале, и даже на заправке. Конечно, на заправке мы не спали, а танцевали всю ночь под музыку из ближайшего кафе (до сих пор под песни «Чи-Ли» вспоминаю ростовскую АЗС). В это кафе мы заходили перекусить, но ничего, кроме чая с дорогой шоколадкой, не нашли. Возможно, с далёкого 2007 года у них что-то изменилось в лучшую сторону.

Создавая эту статью, я опросила друзей, знакомых и незнакомых, в каком самом необычном месте ночевали они. И спешу вас обрадовать: список мест, которые человек может облюбовать в качестве ночлега, оказался крайне широк.

Опытные люди ночевали в мечети, на лавочке в сквере (это было в Стамбуле, причём не только в передаче «Орел и решка»), в душе и туалете магазина (Испания), на кладбище (не заметили ночью — круто, да?), посередине конской тропы (а утром лошади пришли и разбудили).

В качестве пристанища может сойти даже крыльцо магазина: один респондент притулился под его ступеньками. Так что ищите и обрящете!

Счастливого пути!

Если вы планируете увлекательную поездку, но не хотите или не имеете возможности купить билеты, идеальным вариантом может стать путешествие автостопом — бесплатная поездка по определенному маршруту на попутных легковых или грузовых автомобилях.

Путешествие автостопом многие воспринимают просто как способ сэкономить, но в этом заключается не вся суть подобных поездок. Это еще и образ жизни, особое мышление и возможность познакомиться с новыми людьми. Автостоп дает шанс посмотреть мир и побывать даже в самых отдаленных уголках Земли, при этом не потратив ни копейки на транспорт и весело проведя время.

Преимущества путешествий автостопом

По сравнению с организованными туристическими поездками, автостоп характеризуется следующими неоспоримыми преимуществами:

  • маршрут движения полностью независим и индивидуально подобран под ваши предпочтения;
  • вы можете посетить все достопримечательности и провести в каждом городе столько времени, сколько считаете нужным;
  • вы активно общаетесь с новыми людьми и заводите интересные и необычные знакомства;
  • это хорошая языковая практика и психологическая подготовка;
  • это выброс адреналина, азарт, новые знания и огромный жизненный опыт.

Поездка автостопом — это положительный опыт и новые впечатления

Если вы хотите узнать, как организовать поездку автостопом, предлагаем вам несколько полезных рекомендаций, которые помогут сделать ваше путешествие комфортным и безопасным.

Продумайте внешний вид и одежду

Все знают о важности первого впечатления, а в случае с автостопом от вашего внешнего вида часто зависит, подвезет ли вас проезжающий мимо водитель. Одежда должна быть чистой, максимально удобной для длительных путешествий и тщательно подобранной с учетом возможных изменений погодных условий.
Чтобы холода не застали вас врасплох, позаботьтесь о наличии термобелья и теплых сменных носков, ведь нет ничего хуже, чем промочить ноги в дороге.

Также необходимо иметь запас чистой сменной одежды. Если вы одеты неопрятно, то ваши шансы остановить машину существенно снижаются – никто не захочет подбирать человека с подозрительной внешностью. Особенно важно помнить о внешнем виде девушкам, путешествующим автостопом. Про слишком открытую одежду лучше забыть, чтобы не вызывать неприятные ассоциации и не провоцировать опасные ситуации.

Для ночных переездов важно наличие ярких и светоотражающих элементов на одежде или рюкзаке. Многие путешественники предпочитают яркую верхнюю одежду насыщенного желтого или кислотно-оранжевого цвета — это снижает риск того, что человека собьют невнимательные участники дорожного движения, а также делает вас более приметным объектом для водителей, которые готовы взять попутчика.

Изучите правила дорожного движения

Если вы сами не водите машину, перед поездкой почитайте правила дорожного движения, чтобы потом не пытаться остановить попутку под знаком «остановка запрещена», перед поворотом, на скоростном автобане или на мосту. Также вас вряд ли подберут на дорожной развилке или железнодорожном переезде. Кроме того, за неправильный переход дорожного полотна вас могут оштрафовать – во многих странах мира законы довольно строгие.

Определите маршрут путешествия

Автостопщики, наездившие определенный стаж, советуют в первую очередь планировать маршрут поездки. Купите карту автодорог той местности, куда вы направляетесь, внимательно изучите расположенные по пути города, деревни, поселения (там есть магазины, чтобы пополнить запасы еды и воды), а также гостиницы, хостелы, мотели и кемпинги. Заранее спланируйте, где вы будете делать остановки для ночлега. Полноценный отдых часто имеет решающее значение для комфортной поездки.

О маршруте путешествия автостопом нужно позаботиться заранее

Нужно четко представлять начальную и конечную точку вашего путешествия. Если вы — начинающий автостопщик, выберите простой пробный маршрут в пределах вашей страны протяженностью до 150 км – для начала этого хватит, а вы сможете оценить свои силы и уровень готовности к таким путешествиям. Прокладывая маршрут, отдавайте предпочтение более оживленным дорогам, нежели короткому пути в глуши.

Если вы отправляетесь за границу, вам пригодится знание названий ключевых пунктов на местном языке. Помощь при планировании маршрута вы найдете на форумах продвинутых автостопщиков – посмотрите отзывы и рекомендации московской школы автостопа, академии вольных путешествий или белорусской команды экстремальных путешествий «Sky Division».

Научитесь собирать рюкзак

Собираясь в путешествие, в первую очередь возьмите документы и определенную сумму денег на непредвиденные расходы. Определитесь, будете вы ночевать в палатке, или ваш ночлег ожидается в хостелах или мотелях. Путешественнику, который планирует комфортную ночевку в помещении, будет достаточно среднего рюкзака объемом до 50 литров. Если планируете ночевать «в чистом поле», вам понадобится большой туристический рюкзак, ведь кроме палатки понадобятся горелка, спальник и каремат.

Укомплектуйте аптечку, в которой должны быть бинт, анальгин, йод, антибиотики, спирт, аспирин, средства от расстройства желудка, бактерицидный пластырь и т.д. Запаситесь средствами личной гигиены. Не забудьте о небольшом количестве продуктов, которые должны иметь длительный срок хранения и не занимать много места (орехи, сухарики, галеты, шоколадные батончики). Также возьмите с собой дневной запас воды (1,5-2 литра). В дороге вам пригодится компас, фонарик, спички и раскладной нож.

Правильное место для начала путешествия

Поездку автостопом лучше всего начинать за пределами города, поскольку в самом городе будут останавливаться такси или те водители, которые подрабатывают, подбирая пассажиров по своему маршруту. Место для голосования должно быть таким, чтобы водитель мог увидеть вас издалека и иметь время и возможность для остановки. Тогда вы сможете спокойно попросить его подвезти и рассказать о своем маршруте.

Обратите внимание на категорию и значение дороги, на которой вы останавливаете транспорт. Чем выше значимость трассы, тем более оживленное на ней движение, а значит — более высокий шанс поймать транспорт, с которым вам по пути. Не стоит пытаться ловить попутную машину на съездах с возвышенности и на объездных дорогах – опытные путешественники говорят, что шансы на удачу в таких местах минимальны. Если вы едете ночью, постарайтесь найти освещенное место на трассе.

Общение с водителем поможет скорректировать маршрут

Путешествие автостопом требует позитивного настроя в любой ситуации

Национальные особенности автостопа

При путешествиях за границу вам понадобятся хотя бы минимальные знания английского языка, чтобы иметь возможность объясниться с водителем. Кроме того, в европейских странах машинам запрещено останавливаться на автобане – там вы никогда не поймаете попутку. Автостопщики со стажем советуют начинающим путешественникам учитывать некоторые особенности автостопа в разных странах Европы:

  • Италия . Здесь автостоп вообще запрещен. Постарайтесь не попадаться на глаза представителям правопорядка, а то вам придется уплатить немаленький штраф.
  • Германия . На вас могут пожаловаться автоинспекции, как на нарушителя закона. В этой стране советуют становиться на выездах с заправочных станций, а на самом автобане вас никто не подберет.
  • Польша . Уехать автостопом можно довольно быстро и просто, главное – остановиться на оживленной трассе в удобном для парковки месте.
  • Дания . Можно легко уехать в нужном направлении – датчане очень отзывчивые и не боятся подвозить незнакомцев.
  • Голландия . Автостопщиков подбирают с наименьшей охотой.
  • Австрия . Это одна из самых сложных стран для остановки машины на скоростных магистралях. Здесь советуют ехать, договорившись с водителем, пока он заправляет машину или отдыхает в кемпинге.
  • Чехия . Местные жители считают автостопщиков довольно подозрительными. В этой стране больше шансов, что вас подвезет иностранец.
  • Венгрия . Водители берут попутчиков легко, иногда даже нарушая правила движения по трассе.
  • Словакия . Попутчиков чаще подбирают дальнобойщики, а не водители легкового транспорта.
  • Португалия . Здесь на трассах не слишком оживленное движение — лучше договориться с водителем на заправке. Проще всего в этой стране так и перемещаться – от одной заправочной станции к другой.
  • Франция . Путешественников подбирают практически все, даже женщины и семьи с детьми, однако в стране запрещен автостоп в выходные дни.

Опытные автостопщики также утверждают, что европейцы гораздо охотнее берут в машину незнакомцев, чем жители постсоветского пространства, и никогда не удивляются просьбе подвести бесплатно. А вот жители стран СНГ чаще всего пытаются получить хоть какую-то оплату своих услуг.

Помните: чем более ответственно вы подойдете к предстоящему путешествию автостопом, тем более увлекательной будет ваша поездка. Внимательность, безопасность и доброжелательность – главные особенности успешного автостопщика!

И не нарваться на неприятности.

В закладки

В рубрике «Инструкция» TJ рассказывает о том, как подступиться к занятиям, которые в теории вызывают интерес у многих, но на практике порождают много вопросов. В новом материале речь пойдёт о самом бюджетном, но при этом рискованном способе путешествовать, который актуален круглый год.

Что такое автостоп и кто им занимается

Автостоп - это бесплатное движение на попутном транспорте с согласия водителя. В широком смысле слова это не движение, сформировавшее вокруг себя субкультуру, а способ познавать мир и свободно по нему передвигаться, не ограничивая себя стандартными методами путешествий.

Бытует мнение, что автостопом занимаются в основном неформалы. На самом же деле голосующие могут быть разными. Есть действительно специфические ребята, есть профессиональные автостопщики (члены автостопных клубов), любители и те, кто вынужденно оказывается в ситуации, когда нужно добираться на попутках.

Клубы, сообщества, гонки

В России есть организованное движение автостопа, в которое входит несколько разных школ, различающихся не столько по территориальному признаку, сколько по подходу к путешествиям с научной точки зрения.

Первая и самая популярная школа - Петербургская лига автостопа - была основана путешественником Алексеем Воровым, который проехал автостопом больше миллиона километров. Члены этого клуба путешествуют в узнаваемых жёлтых комбинезонах и увлекаются автостопными гонками. Первая организованное сообщество автостопщиков в Москве - это Московская Школа автостопа. Его организовал известный путешественник Валерий Шанин. Одна из самых увлечённых научным подходом к автостопу и систематизации знаний о нем - Академия Вольных путешествий . Её лидер - Антон Кротов.

Есть много клубов и в регионах. Автостопщики в клубах часто тусуются вместе, ездят в путешествия группами, организовывают выезды на природу и гонки. Гонки - это соревнования автостопщиков. Участники гонок едут в команде или по одному заявленному маршруту. Побеждают те, кто доберется до конечного пункта быстрее.

Как подготовиться к самостоятельному путешествию

Перед тем, как отправляться в поездку автостопом, почитайте о способах путешествовать, найдите советы в книгах и , вдохновитесь художественными книгами («В дороге») и фильмами («Дикая», «В диких условиях»), пообщайтесь с опытными автостопщиками. Попробуйте найти себе напарника для путешествия, с ним ездить будет безопаснее и веселее.

Путешествуйте в удобной одежде и обуви. Берите с собой тёплые вещи в любое время года. Некоторые автостопщики советуют выбирать одежду ярких цветов (жёлтый, оранжевый), чтобы быть более заметными на трассе. Если вы собираетесь стопить в тёмное время суток, берите светоотражающие полоски и фонарик. Для вещей лучше всего подойдёт компактный рюкзак.

Возьмите с собой деньги и документы, нужные вам гаджеты, а также сменную одежду, средства гигиены, немного еды и спальник.

Маршрут и дороги

Всем автостопщикам полезно иметь при себе атлас автомобильных дорог. Не стоит рассчитывать только на мобильные приложения, указатели и собственные знания. Бумажный атлас помогает ориентироваться и менять маршрут по ситуации.

Для путешествия автостопом важно заранее определить маршрут, выбрать крупные города-ориентиры и промежуточные пункты с возможностью для манёвров.

При подготовке маршрута важно учитывать не только свой изначальный план, но и то, какие дороги соединяют интересные вам города. Опытные путешественники говорят, что самый короткий маршрут - необязательно самый быстрый. Обращайте внимание на типы автодорог.

  • М - магистральные дороги федерального назначения, соединяющие Москву и крупные города. Это хорошие асфальтированные дороги с большим потоком машин. На них несложно уехать, но некоторая сложность заключается в большой скорости движущегося транспорта.
  • ​А - автомобильные дороги федерального или регионального назначения. Эти дороги похуже магистральных. Они тоже асфальтированные, но поток машин меньше. Тем не менее автостоп вполне возможен.
  • Р - региональные дороги. На деле такая дорога может оказаться как более или менее приличной, с асфальтом или насыпью, так и грунтовкой и даже зимником, где стопить почти нереально.
  • К, Н - дороги местного назначения. Такая дорога может в реальности быть получше иной федеральной, а может выйти так, что этой дороги не будет вообще. Не зная дорогу, не стоит планировать по ней маршрут.

В городе стопить гораздо сложнее. Перед вами часто будут останавливаться таксисты, и даже обычные водители cтанут просить деньги. Поэтому начинайте стопить на выезде.

Один из важнейших моментов в автостопе - это удобная позиция, где водителю будет удобно остановиться. Такие попадаются нечасто, так что ради них не жаль пройти несколько километров пешком, но зато быстрее уехать.

Самые неподходящие и нелогичные для голосования места - на мосту, на эстакаде, в тоннеле, в зоне действия знака «остановка запрещена», на крутом подъёме или спуске и в черте населённого пункта, а также на автобусной остановке (водители машин будут думать, что вы ждёте автобус).

На трассе есть и некоторые особенные точки, с которыми связано снижение скорости или смена направления движения. Это посты ДПС, границы и таможни, перекрёстки и разветвления дороги, железнодорожные переезды, большие дефекты покрытия, светофоры. Позиции перед такими точками очень неудачные, а вот через 20-30 метров после них вероятность остановить машину заметно увеличивается. Если таких точек много, то лучше стать за последней из них. Также удобно голосовать на изгибах трассы, где водители притормаживают.

Хорошая штука для старта автостопного маршрута - так называемая «волна». Это большой поток машин, движущийся из города. Наиболее ярко выражена утренняя «волна» между 7 и 9 утра. Чуть менее заметна вечерняя, в 18-20 часов (при этом вечером многие машины едут в пригород).

С часа ночи до пяти утра количество машин заметно сокращается, но движение всё ещё возможно, если вы выглядите приметно и запаслись фонарём и светоотражающими полосками.

Как правильно голосовать

Многие начинающие автостопщики очень переживают из-за того, как правильно голосовать и держать руку. Некоторые, подражая героям европейских фильмов, поднимают её большим пальцем вверх, другие просто держат руку параллельно земле.

В Европе действительно принято голосовать с большим пальцем вверх. Этот жест записывает вас в ряды автостопщиков. А вот в России делать так совершенно необязательно. Голосуйте как хотите, но помните, что жест должен быть энергичным и уверенным. Не машите рукой, не голосуйте стоя вполоборота, боком или спиной.

Многие автостопщики советуют не стопить всех подряд, а выбирать конкретную машину, которая, по вашим ощущениям, должна остановиться, стопить именно её, смотреть водителю в глаза и надеяться на успех.

Ещё на Западе часто голосуют с табличками. Так делают и у нас. Часто это помогает уехать, потому что водители видят название родного населённого пункта или места, куда едут сами, и понимают, что им с человеком точно по пути. Но не стоит сразу указывать слишком далёкий город. Если вы голосуете под Москвой, не пишите, что собираетесь в Хабаровск - это может отпугнуть водителя.

Как общаться с водителями и вести себя в дороге

Перед тем, как сесть в машину, лучше сразу договориться с водителем обо всех условиях. Расскажите в двух словах, куда вы едете, попросите подвезти. Можно сразу назвать конечный пункт, но добавить, что будете рады просто проехать в ту сторону. Сразу предупредите, что вы путешествуете автостопом (без денег).

Некоторые водители берут к себе автостопщиков в надежде, что те развлекут беседой или отгонят сон. С самого начала попробуйте завязать небольшой разговор: расскажите немного о том, куда и зачем едете, расспросите водителя о местах, по которым путешествуете.

Если водителю нужна помощь, постарайтесь ему помочь: поделитесь лекарствами, едой, полезными вещами, помогите поменять пробитое колесо.

Питание и ночлег

Лучше всего возить с собой небольшой запас продуктов и воды. Это могут быть любые снеки и нескоропортящиеся продукты. Но если вы путешествуете не в глуши, то можете покупать в дорогу всё, что привыкли есть дома. Для путешествий в холодное время года берите с собой горелку с газовым баллоном, чтобы всегда можно было обеспечить себя чаем и горячей пищей.

В городах автостопщики часто ищут вписки. Современный способ вписываться к незнакомым людям в других городах - каучсёрфинг через сайт , где многие люди готовы приютить вас совершенно бесплатно, а часто ещё и показать город.

Как обезопасить себя

В дороге важно мыслить здраво, всё время анализировать ситуацию и придерживаться простых правил безопасности.

  • ​Самая большая опасность в автостопе, как и вообще на дороге, - это авария. Старайтесь не садиться в машину к лихим водителям и пристегивайтесь на переднем сидении.
  • Не спите ночью в машине.
  • Будьте осторожны, если водитель начинает засыпать. Развлеките его беседой, предложите остановиться на некоторое время.
  • Не садитесь в машину к пьяным водителям и сами старайтесь оставаться трезвым.
  • С осторожностью относитесь к тому, что водитель подсаживает других людей по пути.
  • Не возите с собой оружие, но продумайте, что из ваших вещей может на всякий случай служить средством самообороны.
  • Если вы девушка, несколько раз подумайте, действительно ли вы готовы ездить одна и, если что, сама себя защищать. Одевайтесь скромно, чтобы вас не спутали с другими девушками на дороге.
  • Доверяйте своим предчувствиям. Если вам кажется, что не стоит садиться в машину или вы чувствуете, что нужно из неё выйти, сделайте это и поблагодарите водителя.
  • Предупреждайте близких людей о поездке и её примерном маршруте, старайтесь связываться с ними в пути.
  • Возите с собой документы и немного денег. Лучше также взять в дорогу необходимые лекарства.

Как стартовать уже завтра

Достоинство автостопа в том, что таким способом можно начать путешествовать хоть завтра, потому что для этого не нужно покупать билеты, бронировать гостиницы и иметь много денег. Нужно лишь свободное время.

В первый раз лучше путешествовать в тёплое время года и выбирать короткий маршрут по оживлённой трассе (150-200 километров). Будет удобно, если обратно можно вернуться на электричке.

Предупредите близких людей о том, куда вы направляетесь. Оденьтесь удобно, возьмите с собой небольшой рюкзак, положите туда карту, гаджеты, документы, деньги и немного еды. Примерно в 7 утра встаньте на выезде из города в интересующем вас направлении. Выберите правильную позицию и начинайте уверенно голосовать. Когда остановится ваша первая машина, вы поверите в то, что автостоп существует и теперь вы тоже можете свободно путешествовать таким образом.

    Рюкзак автостопера
    Прежде чем отправишься в дальнее путешествие автостопом, тщательно подготовься к нему. Для начала нужно уяснить, что тяжелый груз за плечами затормаживает движение, особенно если ты новичок. Бери с собой только теплые вещи(погода может быть непредсказуемой), несколько телефонов(это основное средство связи), фонарик и спальный мешок(ты не можешь точно знать, где тебе придется ночевать).

    Одежда автостопера
    Лучше, если на тебе будет одежда очень яркого цвета, например, кислотно-оранжевого. Так ты привлечешь к себе внимание и увеличишь шансы быть замеченной. Классно, если на твоей куртке есть светоотражающие полоски: ночью они обезопасят тебя от мчащихся по трассе машин — в темноте водитель сможет увидеть пешехода издалека. Не забывай про кепку, кофту с длинными рукавами, не стесняющие движения брюки и удобную закрытую обувь — они твои спасители!

    Как найти попутчика
    Не рискуешь отправляться в первое путешествие автостопом в одиночку? Найди себе попутчиков в социальных сетях. Тебе помогут тематические группы, например, эти: vk.com/vsem_poputi , vk.com/ru_autostop . Оставь на стене свое объявление и жди откликов. Пообщайся с потенциальным спутником, прежде чем отправляться с ним в дорогу — узнай его получше.

    Меры предосторожности
    Никогда не садись в машину к водителю, если он кажется тебе подозрительным — интуиция никогда не подведет. Не сообщай ему свой маршрут и место назначения, просто закрой дверцу и попытай счастье еще раз, ведь кроме него есть и другие. Старайся запоминать номер машины, цвет и марку: так ты обезопасишь себя от лишних неприятностей.

    Поиск места ночлега
    Позаботиться о месте ночлега в том городе, куда ты прибываешь, можно заранее, например, оставив запись на сайте couchsurfing.org . Но помни всегда, что жизнь автостопера непредсказуема, и может возникнуть такая ситуация, что придется заночевать где-нибудь в пути. Не забывай про человеческую доброту, тебя могут приютить на ночь местные жители. Но если этого не случилось, то тут поможет только твой надежный друг — спальный мешок, в котором можно переночевать на улице.

Немного о стереотипах

  • В России водители не любят подвозить автостоперов.
    Не верь этому, в последнее время такое высказывание стало скорее мифом, чем правдой. Многие путешественники пишут положительные отзывы именно о российских автовладельцах.
  • Чтобы изучить культуру народа, надо знать его родной язык.
    Отчасти это правда, но языковой барьер не может быть серьезной преградой. Если ты попытаешься донести до человека самую суть, он поймет тебя, даже если не будет знать тот язык, которым ты владеешь.

Фриланс — лучший способ совмещать путешествие с работой

Наверняка ты замечаешь такую тенденцию, что в последнее время люди отдают свое предпочтение фрилансу, нежели работе в скучном офисе. Многим творческим личностям нужно где-то черпать вдохновение, поэтому путешествие становится для них одним из его источников. Попробуй совместить приятное с полезным, даже если раньше тебе не доводилось этого делать. Возможно, и ты найдешь свое увлечение в бескрайнем мире дорог, которое поможет тебе зарабатывать на жизнь.

Популярное

Личный опыт

Если твое сознание все еще терзают сомнения, то почитай интересные истории автостоперов, которым покорились дороги. Возможно, ты решишься осуществить свою мечту и посмотришь на мир другими глазами.

автостопер из Москвы

« Для меня автостоп — это способ раздвинуть границы возможного и убедиться в том, что все мы, на самом деле, ближе друг к другу, чем кажется. И еще, необязательно страдать(в данном случае, много и упорно работать), прежде чем начать делать то, что ты хочешь(в данном случае — путешествовать). Не нужно сначала тратить время на то, чтобы заработать деньги, а потом тратить время на дорогу. В Европе все достаточно близко, при этом транспорт стоит дорого. Путешествие автостопом избавляет тебя от лишних трат, при этом попутчики попадаются иногда очень даже любопытные. В России наоборот — люди, готовые тебя подвезти, обычно не такие уж интересные(дальнобойщики, например, которые говорят о машинах, девушках легкого поведения или каком-нибудь „трэшняке“, или те, кто устраивают пытку шансоном). Это худшее сопровождение для моей поездки, поэтому в России я ездила стопом только между Москвой и Питером, и никогда не делала этого одна.

Зато я исколесила в одиночку половину Франции: прокатилась по южному побережью, а затем отправилась с юга на север. В плане человеческого фактора все было отлично, сложности возникали только в связи с погодой, ранними сумерками(дело было в ноябре — начале декабря), и тем, что не всегда было легко найти удачную позицию(на скоростных автомагистралях стоять запрещено). Однажды где-то между Валансом и Лионом я встала на шоссе, потому что выехала из города не в том направлении, а возвращаться было не вариант. Знаете, кто подвез меня первым? Французская жандармерия! Сказали, что стоять на том месте, где я находилась, запрещено, я объяснила свою ситуацию, и они просто подвезли меня туда, куда мне было нужно, а затем показали место, где стоять было законно.

Одна из волшебных штук в автостопе — то, что ты можешь пообщаться с такими людьми, которых в других условиях вряд ли встретишь.

Далее я отправилась в Германию, и большую часть пути от Страсбурга до Дюссельдорфа я проехала с директором концерна Пежо в Чехии. Это был очень интересный человек, интеллигентный, простой и приятный в общении.

В путешествиях я была рада наблюдать за тем, как стираются границы между людьми и рушатся стереотипы. Никогда бы не подумала, что темнокожие иммигранты(во Франции их особенно много из Алжира) будут помогать мне больше всех: они часто подвозили прямо до места назначения, даже если им самим нужно было в другую сторону, дарили подарки и давали деньги просто так. Один алжирец сказал, что дома с детьми он слушает русские сказки и детские песни, что было для меня неожиданно и приятно.

В другой раз я вышла на дорогу достаточно поздно и не успевала доехать до места назначения до темноты, а еще дождь начинался. И тогда темнокожий парень, который меня подвозил, предложил переночевать у него в доме, с его женой и детьми — на долю секунды я засомневалась, но посмотрела на него повнимательнее, стала тихой внутри, насколько это было возможно, прислушалась к голосу своей интуиции, постаралась по всем обстоятельствам вообще оценить знаки извне, и подумала, что этому человеку можно доверять. И правда, потом все было хорошо, на следующее утро меня довезли до дороги, я доехала быстро и без проблем. Хотя этот парень все-таки спросил меня, не устала ли я быть в дороге и не хочу ли я, может, остановиться на денек в отеле, но я вежливо отказалась. И все на этом — ничего похожего на насилие, только вежливые предложения.

Конечно, каждый водитель считает своим долгом спросить меня: „И как это тебе не страшно ездить одной?!“. Мне просто(не абсолютно всегда, но в основном) больше нравится считать себя самостоятельной путешествующей единицей: я могу находиться где угодно столько, сколько захочу, больше взаимодействовать с внешней средой и с местными людьми, не замыкаясь в узкий круг своих друзей.

Смелость — если это, конечно, смелость, а не безрассудство — всегда вознаграждается.

Поначалу мой стоп был просто идеальный: я выходила из дома тогда, когда мне хотелось и машины останавливались в первые 5 минут! Мне даже не нужно было подстраиваться под расписание поездов. Потом были, конечно, и сложные этапы, когда я соглашалась садиться в машины на короткие дистанции. Каждому новому водителю нужно было рассказывать свою историю(кто ты, откуда, чем по жизни занимаешься, куда едешь и это, конечно, порядочно выматывало).

Еще сначала мне было неловко, что люди делают что-то для меня просто так: подвозят, кормят или дают ночлег(что в автостопе, что в каучсерфинге). Но потом подумала: ведь люди платят деньги, чтобы сходить в кино или на лекцию, в общем, чтобы получить какие-то впечатления. Мой опыт, совершенно им не знакомый, а также рассказы о своей стране и культуре могут обогатить, вдохновить и даже повлиять на жизнь, ведь люди, ежедневно сидящие в офисе, в долгие путешествия уехать не могут или боятся. Это наглядно подтверждает тот факт, что деньги — это лишь одна из разновидностей энергии.

Всегда знаешь, что если тебе все вконец осточертеет, или просто очень захочется испытать что-то новое, ты всегда можешь не дожидаться благоприятных условий, а просто выйти на дорогу и поднять руку.

Как видите, автостоп очень сильно повлиял на мое саморазвитие или, если хотите, эти путешествия являются для меня чем-то вроде духовной практики: учишься слушать свою интуицию, чувствовать людей и находить к ним подход(передвигаясь по Франции, я даже не знала французского, а английским владеет не так уж много людей на трассе), находить баланс между тем, чтобы не быть назойливым или слишком тихим.

В этом есть какая-то магия, ощущение волшебства, когда ты стоишь на трассе, уже холодно, темнеет и ты не веришь, что вообще куда-нибудь уедешь из этого места, и когда вдруг кто-нибудь останавливается — этот водитель кажется самым прекрасным человеком на свете, а его машина — самой удобной и теплой из всех, какие только можно представить.
Бывало страшно садиться к кому-то в машину, но если я все-таки делала так, то это были самые крутые опыты. Смелость — если это, конечно, смелость, а не безрассудство — всегда вознаграждается.

Сложно что-то сказать о не самых удачных опытах других людей. В автостопе все очень индивидуально, зависит от самого человека и того, во что он искренне верит. Потому что смелость — это шаг, опирающийся на веру(в данном контексте то же самое, что верования и убеждения. Во что веришь — то с тобой и случается). И в автостопе, как нигде, ты можешь увидеть, насколько она истинна и крепка, как бы патетично это ни звучало.

В заключение хотелось бы добавить: еще один плюс таких автостопно-каучсерфинговых путешествий в том, что по возвращении у меня лично нет от них „отходняков“. Ну, знаете, когда возвращаетесь с дорогого курорта в холодную Москву и понимаете, что до следующей возможности отдохнуть вам еще работать целый год.

Во-первых, не так много денег тратится и не надо снова долго их копить, во-вторых, после такого интенсивного состояния бытия, когда все время нужно соображать, как все лучше устроить, куда пойти, где поесть, найти ночлег, после того, когда всегда находишься начеку — приятно вернуться к своей обычной комфортной жизни, где у тебя есть все необходимое и знакомое, и можно расслабиться. Таким образом, депрессия после путешествий естественным образом компенсируется. И всегда знаешь, что если все тебе вконец осточертеет, или просто очень захочется испытать что-то новое, ты всегда можешь не дожидаться благоприятных условий, а просто выйти на дорогу и поднять руку».

автостопер из Воронежа

« Я езжу автостопом периодически, не только по России, но и по Европе и Азии. В каждой стране свои плюсы и минусы. Самый большой плюс, наверное, возможность путешествовать! Не надо копить большое количество денег и ждать заветного дня, просто встал, собрал рюкзак и поехал — свобода! Второе — мне кажется, все скажут, что много различных интересных людей встречаешь, но для меня важнее, что много добра получаешь безвозмездно, и так приятно, начинаешь верить, что в мире много хорошего. Третье — набираешься смелости. Сначала, конечно, страшно, думаешь, а вдруг откажут, но потом перебарываешь себя и спокойно спрашиваешь. Этот опыт мне в жизни пригодился, я во многих ситуациях, если раньше сомневалась, теперь просто делаю. Автостоп заграницей отличный способ познакомиться с местными жителями, узнать о культуре, а еще и мнение о своей стране исправить. Мне часто говорят: „Я думал, что вы все русские такие угрюмые и злые, оказывается — нет“. Приятно.

Из минусов: для меня потеря времени — самый большой минус, иногда можно прождать очень долго. Например, в Германии в праздники грузовому транспорту нельзя выезжать на автобан — один раз мы прождали 12 часов на заправке. И второе — это автобаны, на которых нельзя находиться людям, приходится нарушать и заходить. Иногда приезжает полиция, погрозит пальцем, докинет до заправки и дальше поедет. Третье — это непредсказуемость, никогда не знаешь, куда доедешь. Некоторые спокойно палатку в лесу ставят и спят, а для меня это тяжело, мне вечером надо планшет с телефоном зарядить, косметику смыть, зубы почистить, утром свеженьким хочется быть. Четвертое — это таскать на себе рюкзак, и 10 кг — уже тяжело. Можно прибавить сюда некоторый риск, но мне кажется, от судьбы не убежишь, если что-то должно случиться — это случится.

С водителями легко найти общий язык, правда не со всеми. В России очень любят разговаривать о политике, ругать/хвалить страну, вспоминать СССР, историями делиться, приключениями. Мне, как девушке, одной проще остановить машину, нужно только поднять руку. Но я часто подхожу к грузовой машине и спрашиваю у водителя, не едет ли он в ту сторону и не подбросит ли меня, а дальше все просто, у дальнобойщиков рация есть, они спрашивают своих, кто куда путь держит, просят подвести.

Я бы не сказала, что попадала в особенные ситуации именно с водителями. Приставать они, конечно, пристают, но лишь словесно: уговаривают, просят, иногда деньги предлагают. За всю жизнь поняла, что если захотят что-то сделать — спрашивать тебя не станут. Однажды заехали не туда, дело в Индонезии было, ночью уже, и шли вдоль рисовых полей. На мотороллере ехал местный житель и сказал, мол, опасно здесь, не ходите, подождите. Мы встали, через пару минут он с другом приехал. Садитесь, говорит, отвезу в безопасное место.

Подъехали к кафе, там уже вся деревня собралась, человек 30 стояло. Вскоре приехала полиция и девушка — учительница английского, переводила. Говорит, садитесь в машину, в полицию поедем. В участке нас ждали журналисты с фотокамерами, интервью провели, отвезли нас в гости к кому-то. На следующий день попросили остаться, сходить в школу к детям, поговорить с ними на английском. Встречал нас сам директор, выдал листок и ручку, просил написать напутствие ученикам, поставили в рамку. Затем у нас разговор с учениками был и двухчасовая фотосессия, мышцы лица болели от постоянной улыбки, зато потом нам подарили два автобусных билета на Бали».

автостопер из Риги

« На дворе был май, моя страна уже была в Евросоюзе, где, как вы знаете, границ нет до самой Португалии, и я решил отправиться на край света. Хотел посмотреть на мир, увидеть горы и настоящий океан, а еще — отыскать смысл жизни.

Определенного плана не было, как и денег, зато была тяга к приключениям. Не зная маршрута, я решил поставить себе хотя бы конечную точку. Ею стало место под названием Cabo da Roca(Португалия), он же — мыс скалы, или тот же край света, откуда знаменитый мореплаватель и авантюрист Христофор Колумб начал свой путь в Америку.

Я собрал небольшой рюкзак со спальником, запасся сухофруктами и начал свое покорение Западной Европы. Никогда до этого не ездил автостопом, так что всему пришлось учиться самому. Первый раз было очень тяжело психически выйти на дорогу и поднять палец.

Но на удивление, начало было не самое плохое — за первый же световой день удалось добраться до Польши, и в первую же ночь, где-то под Варшавой, меня охватили страх и паника. Предстояла первая ночь неизвестно где и как. Было сыро и холодно, кругом только поля и одна единственная заправка. Там-то я и встретил хорошего прохожего, который пригласил меня переночевать к себе, когда узнал, в какой ситуации я оказался. С этого момента и началось моё везение. На второй день я добрался до Варшавы и немного побродил там.

Будь готова к тому, что пребывая в незнакомом городе, придется много ходить пешком и много говорить с прохожими в поисках хороших контактов и возможности выезда из мегаполиса.

После Берлина был Мюнхен, затем Австрия — Вена, потом через Альпы(мной первые увиденные горы) в Италию. Побывал в Риме, но не смог уехать южнее, так как было очень жарко, да и автостоп в Италии не так уж хорош. Зато там очень доброжелательные люди — всегда накормят чем-то необычайно вкусным. Из Рима решил ехать на запад вдоль побережья Средиземного моря. Тяжелее всего было стопить в Монако и около Ниццы.

Я побывал в Сан-Тропе, попал на юг Франции и двигался к границе Испании. На севере Испании было легко стопить, и там я уже увидел настоящий океан. В Бильбао мне также очень понравилось. Южнее все думали, что я пилигрим и поэтому подбирали меня в основном туристы. Я записывал имена и марки авто в небольшой блокнотик, а также электронные адреса. Добрался до столица Португалии за две недели и застопил более 110 авто! До конечной точки — „Мыс скалы“, подвезли позитивные серферы.

В Германии у водителей есть какая-то традиция, давать деньги на удачу. Один раз мне даже дали 50 евро.

Потом из Лиссабона добрался до юга Испании, в Севилью, откуда не мог уехать два дня. Была жуткая жара в +40, я постоянно просил воду в забегаловках. В Германии у водителей есть какая-то традиция давать деньги на удачу, так что питался я уже на деньги. Один раз мне даже дали 50 евро.

Еще, что важно, расскажу, как мыться в дороге. Про большие заправки на шоссе я уже говорил, есть еще кемпинги, там правда платно, но я прятал рюкзак и шел туда с кулечком(полотенце, шампунь, и т. д.), на ресепшене думали, что я уже живу там и просто выходил. Так я мылся бесплатно и уходил, просто надо делать каменное лицо и идти смелой походкой. Мыться еще можно в гостях, куда часто приглашают.

Дальше я хотел попасть на Гибралтар, но мне так и не удалось достичь южной точки Европы. Тогда я поставил себе цель — достичь самой северной точки — в Норвегии. Но маршрут мой был не совсем прямым. По дороге я заглянул в Мадрид, где у меня чуть не вытащили кошелек. Часто спал у кого-то под крыльцом, зато с утра меня будили и предлагали выпить чаю. Вообще я был удивлен, как много доброжелательных людей в мире, никогда бы не поверил, если бы сам не увидел. Конечно, иногда будили полицейские и говорили убираться посреди ночи, но я был не один — меня окружали люди, я даже попадал на вечеринки.

Из Мадрида добрался до Барселоны, потом на юг Франции опять. Долго скитался по деревням, но все-таки добрался до Парижа. Всю ночь бродил по городу и на подошве ботинок появилась первая дырка. Кстати, на обуви нельзя экономить.

Почти четыре месяца автостопа — вот это, я называю, затянуло. Для меня это было как полжизни. Время, казалось, идет намного дольше. Столько эмоций.

После поездки по Франции я долго стопил по Германии, побывал в Гамбурге и Фленсбурге. Оттуда на север через всю Данию до Копенгагена. Там, пока я мылся на заправке и оставил свои вещи в коридоре, кто-то украл мой спальный мешок. Я растерялся от такой наглости и не знал, как мне быть. На заправке меня приютили в подсобке на диване. Потом пришлось ехать обратно до Германии, чтобы купить новый мешок, так как денег почти не было и мне их не хватало, ведь цены в Дании высокие. Вот так я пересек всю Данию три раза. Потом через Швецию добрался до Норвегии, и так до самого Заполярья. Увидел полночное солнце. Было трудно спать на улице, когда солнце не заходит круглые сутки. Побывал в Осло, Трондхейме, Нарвике и добрался до самой северной точки — Нордкапа. В июле там было всего плюс 7 градусов и ветрено. Ночевал чуть южнее в прихожей кемпинга. Кстати, норвежских крон у меня не было, и я заходил на заправки, предлагал им свои услуги — помыть полы взамен на еду — и это работало. Один раз так даже удалось переночевать в номере отеля совсем бесплатно, так как девушка с ресепшена тоже когда-то стопила, а в блокноте у нее уже было более 350 имен водителей. Затем я отправился на Лофотинские острова. Оттуда мне удалось бесплатно попасть на паром до города Бодо. Было дождливо и холодно, ночевать на улице не хотелось, и я попросился в полицейский участок. У них там вполне приличные одиночные камеры. Забрали все вещи на хранение, раздели до трусов и закрыли, как заключенного на ночь. В Испании меня подвозили на полицейской машине, где изнутри двери нельзя было открыть.

Еще я попал в местную газету, неделю работал волонтером на подготовке к концерту и жил в школе. Там я встретил одного очень хорошего человека, который предложил мне работу в Осло — красить дома. Я не сразу согласился, еще скитался по Скандинавии, побывал в Стокгольме. Потом вернулся и был удивлен своим окладом — одна из самых больших ставок в час, что я получал за такую простую работенку. Этот человек оказался христианином, и я стал посещать церковь. Там я познакомился с очень добрыми людьми и остался на севере Норвегии, в деревне под названием Драг, где работал до осени.

Сейчас я живу обычной жизнью: работа — дом. После таких приключений тяжело сидеть на одном месте. Но у меня уже есть планы на это лето — отправиться в Хорватию».

автостопер из Санкт-Петербурга

« Я люблю делиться своим опытом и стараюсь чаще брать с собой попутчиков и попутчиц. У меня было около 50 девушек-попутчиц и примерно 15 ребят-друзей попутчиков. Автостоп для меня — это не праздные покатушки, а способ познания нового в мире, это этнографические, социальные, географические, регионоведческие исследования.

Чтобы найти общий язык с водителем, нужно быть открытым, дружелюбным, отзывчивым человеком, а также интересным и интригующим путешественником. Первая фраза, которую им обычно говорят: „Можно с Вами в сторону города автостопом?“. Далее во время поездки лучше не спать, а быть культурным, интеллигентным человеком и поддерживать разговор с водителем.

В дороге могут приключиться интересные случаи — это любовные романы с девушками-водителями из Москвы, из Иркутска. С москвичкой мы гоняли по ночной Москве, а с девушкой из Иркутска лазали по таинственным пещерам. Много чего было. Мне интересно поведение девушек в процессе путешествий, их переживания, впечатления, ощущение счастья, поэтому мои случаи таковы!

Я десять лет периодически езжу стопом. По России: от Мурманска до Красноярска, и даже дальше — и все методом автостопа. Таким способом я из Питера ездил в Турцию, Грузию, Армению, Казахстан, Киргизию, Азербайджан, Беларусь, Украину, Абхазию, Крым, Чечню, Дагестан, Башкирию, Карелию, горы Хибины, Карпаты, в Северную и Южную Осетии.

Не вижу минусов в своих путешествиях. Хотя я и не очень люблю ездить с рюкзаком в общественном транспорте, куда-то спешить-опаздывать и путешествовать в одиночку».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: