Пролетая над гнездом чиновника

Скандал с «ВИМ-Авиа»: оказывается РОСАВИАЦИЯ знала и знает, кто «залетит» следующий

Сенсационные подробности в деле о банкротстве компании

Тяжелое положение, в которое сейчас попала компания «ВИМ-Авиа» и ее пассажиры стало следствием ведомственной неразберихи, а, возможно, и подлога, который совершили сотрудники ведомства. Об этом «СП» рассказал член Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Александр Старовойтов .

— У Росавиации можно запросить справку о финансово-экономическом состоянии авиакомпаний на 17.06.2017 года. Есть у них такой документ… Мне его принесли час назад. Он подписан чиновником одного из подразделений ведомства. Любой, кто запросит этот документ, поймет, откуда та информация, которую я вам сейчас сообщу.

Для того, чтобы предпринимать эффективные меры по поводу «ВИМ-Авиа», надо детально разобраться в причинно-следственных связях произошедшего. Мы видели, как президент крайне резко высказал свою позицию в отношении министра транспорта, которого предупредили о неполном служебном соответствии.

На днях перед нами, в Госдуме, выступал руководитель Росавиации Александр Васильевич Нерадько , который отнес «ВИМ-Авиа» к первой категории авиакомпаний с точки зрения финансово-экономической устойчивости. Всего этих категорий четыре.

Так вот, еще в июне 2017 года Росавиация владела информацией о том, что «ВИМ-Авиа» относится не к первой, а к третьей категории. Это означает как нестабильную текущую платежеспособность, так и прогноз проблем на третий квартал 2017 года. Этот вывод был сделан по итогам деятельности за первый и второй квартал. То есть ситуация, сложившаяся с «ВИМ-Авиа» была ожидаема. Причем ожидаема именно со стороны Росавиации.

«СП»: — То есть виноват Нерадько?

— В данной ситуации я бы винил даже не Нерадько. Возникает вопрос, кто из чиновников Росавиации положил бумагу на стол ее руководителя, который вынужден был дезинформировать Государственную Думу и того же министра транспорта Максима Соколова, с серьезными последствиями для последнего?
За плохую организацию работы и за нерадивость своих подчиненных отвечает ВСЕГДА руководитель. Это записано в обязанностях каждого руководителя. А иначе, зачем он нужен на рабочем месте?...
ПОЭТОМУ ВИНОВАТ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ИМЕННО НЕРАДЬКО !!!
(Мое примечание )

«СП»: — Возможно, не только «ВИМ-Авиа», но и другие компании, которые пока еще летают, тоже имеют сложное положение, отраженное в упомянутой вами справке?

— Да, из этого документа видно, что сейчас проблемными являются несколько авиакомпаний, связанных, в том числе, с крупнейшими государственными и частными корпорациями («СП» известны их названия — авт. ). Всего таких компаний более десятка. Многие из них уже находятся в четвертой категории.

Если «ВИМ-Авиа», находясь в третьей категории, нанесла такой ущерб гражданам, которые не могут теперь выехать, и бюджету РФ, который за это заплатит 200 млн. рублей, то что нам грозит в ближайшей перспективе, исходя из реального положения многих авиакомпаний? Отдельным чиновникам Росавиации это было известно уже в июне!

Видимо, энергия следственных органов, которые занимаются делом «ВИМ-Авиа», должна быть направлена на изъятие упомянутого документа.

«СП»: — Я правильно понял, что эти категории присваивает Росавиация?

— Да. Есть соответствующий коэффициент, который выводится специалистами. Изучается финансово-хозяйственная деятельность, задолженность, показатели прибыли и т. п. Недаром же президент в ответ на слова Максима Соколова, что «ВИМ-Авиа» соответствовала всем критериям, сказал: «Чего же тогда стоят ваши критерии, если на выходе такая ситуация?» Так, критерии, оказывается, работают!

Возникает вопрос, какая реакция должна быть сейчас в случае всех остальных проблемных компаний, о которых мы теперь знаем? Или сразу начать выделять им деньги на поправку положения? А ведь многие из них являются дочерними компаниями наших известнейших коммерческих структур, которые явно живут не на последние копейки.

«СП»: — Так что же делать?

— Закручивая гайки, мы можем вообще лишиться такого вида перевозок, как чартеры. И сколько тогда будет стоить турпакет? Наверное, надо всю систему коммерческих авиаперевозок подводить под некие страховые механизмы.

«СП»: — Нерадько, выступая в Госдуме, назвал примерную сумму страхового сбора в 10 рублей. А сегодня Ассоциация туроператоров предложила тоже самое, но там назвали сумму в 100 рублей. И то и другое — немного, но разница на порядок. Это что, небрежный расчет?

— Пока сложно сказать. Нерадько не мог пока дать точную цифру. Тут более аргументировано могли бы высказаться, например, страховщики. Ведь, ОСАГО взято не с потолка, а как-то обосновано. По той же причине нельзя воспринимать цифру туроператоров. Мне неизвестно, что были какие-то совещания с участием страховщиков на эту тему.

«СП»: — Какие еще проблемы вы отметили бы в отрасли?

— Стоимость авиаперелетов в турпакетах совсем небольшая — в среднем 3−5 тысяч рублей. При одинаковой для всех цене керосина и услуг аэропортов это удивляет. Это значит, что либо чартеры демпингуют, либо те, кто занимается регулярными рейсами, зарабатывают колоссальные средства. И при этом они выбивают поддержку государства для перелетов по некоторым маршрутам. Утверждая, что они выполняют рейсы, не очень выгодные для себя. То есть ситуация с «ВИМ-Авиа» вскрыла массу вопросов по существованию всей отрасли.

«СП»: — Многие эксперты жаловались на недостаток полномочий у Росавиации. Мол, у нее нет права законодательной инициативы. Но ведь чиновники регулятора могли бы обращаться с предложениями в Госдуму? Например, в ваш комитет по транспорту?

— На первый взгляд могли бы, но… Сейчас у нас вопросы госполитики в области авиатранспорта — это зона ответственности Министерства транспорта. Исполнительный орган — Росавиация, контролирующий — Ространснадзор.

Так вот, множество экспертов, отдавших отрасли не один десяток лет, с которыми я говорил лично, утверждают, что самая наша большая проблема в том, что мы ушли от такого органа, как Министерство гражданской авиации. Весь функционал должен быть сосредоточен в нем. И исполнительного органа, и функционал законодательной инициативы. Старый механизм был более эффективный. Это не мое мнение — об этом говорят практически все. Даже чиновники Росавиации, уверен, выступили бы за это.

Что касается прямого обращения в Госдуму… Наш политический истеблишмент устроен таким образом, что не принято прыгать через голову. А головой в случае Росавиации является Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса. Через эту голову прыгнуть чиновник не может. Такая у нас специфика. Хотя если бы мы в комитете сейчас владели бы информацией, что нужно на сегодняшний день авиации, мы бы отреагировали на это моментально. А закрытость, вот эта вертикаль, нам мешает.

Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский на звонки «СП» не ответил. В справочной ведомства объяснили, что «он один» и, возможно, устал за минувшие дни.
Вообще-то Путин на совещании Правительства спросил у Дворковича, отвечающего за работу Минтранса: не устал ли он на работе?... не перегружен ли?... Намек более чем прозрачный: бери шинель и... за ворота... на отдых...
Так что Извольского уже пора увольнять по статье...
Слабая власть, бардак в стране, мучения для народа...
(Мое примечание )

О совещании по подведению итогов работы в ОЗП 2010-2011 гг.
и выработке мер обеспечения безопасности полетов
при обслуживании воздушного движения в ВЛП 2011 года
(17-19 мая 2011 г.) 17-19 мая 2011 года в г. Екатеринбурге прошло совещание руководящего состава Управления организации использования воздушного пространства и Управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации, территориальных органов Росавиации по ОВД и АКПС, предприятий и организаций, осуществляющих АНО, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", его филиалов и учебных заведений гражданской авиации специализации УВД и ЭРТОС по подведению итогов работы в ОЗП 2010-2011 гг. и выработке мер обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения в ВЛП 2011 года.

На совещании обсуждены актуальные вопросы аэронавигационного обслуживания, организации использования воздушного пространства Российской Федерации, вопросы профессиональной подготовки персонала и радиотехнического обеспечения отрасли, необходимость профилактических мероприятий по поддержанию и повышению уровня безопасности полётов воздушных судов при обслуживании воздушного движения, приняты рекомендации и намечены приоритетные направления деятельности в области аэронавигационного обслуживания.

Протокол методического совещания руководящего состава УВД и ЭРТОС Росавиации, её территориальных органов, предприятий и организаций, осуществляющих АНО, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», его филиалов и учебных заведений гражданской авиации специализации УВД и ЭРТОС по подведению итогов в ОЗП 2010-2011 гг. и выработки мер обеспечения безопасности полетов при УВД в ВЛП 2011 г. (17-19 мая 2011 г. Екатеринбург)


В соответствии с письмом руководителя Росавиации от 11.02.2011 г.
№ АН 1.02-352 по вопросу организации контроля за подготовкой организаций гражданской авиации к выполнению и обеспечению полетов в весенне-летний период 2011 года в г. Екатеринбург проведено методическое совещание.

Президиум:


Ведерников Александр Викторович

- заместитель руководителя Росавиации;

Токарев Юрий Петрович

- начальник Управления организации ИВП Росавиации;

Мартыненко Сергей Иванович

- заместитель начальника Управления организации ИВП Росавиации;

Шулепов Александр Николаевич

- начальник Межрегионального управления Росавиации по ОВД и АКПС в УФО;

Реутов Петр Иванович

- заместитель генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»;

Сюкасев Сергей Ефимович

- директор филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Присутствовали: 98 человек.

ПОВЕСТКА СОВЕЩАНИЯ:

В соответствии с Планом проведения методического совещания, утвержденным заместителем руководителя Росавиации А.В. Ведерниковым, участники совещания обсудили комплекс наиболее актуальных вопросов деятельности по ОрВД, РТОП и АС, обобщили опыт работы в осенне-зимний период 2010-2011 годов, рассмотрели вопросы подготовки органов ОВД
к работе в весенне-летний период 2011 года и определили меры по обеспечению безопасности полетов при ОВД в предстоящий период.

Цель методического совещания – повышение уровня методической подготовки руководящего состава, обобщение опыта работы и определение мер по повышению безопасности полетов воздушных судов в ВЛП 2011 года.

Пленарное заседание.

Совещание открыл Ведерников Александр Викторович – заместитель руководителя Росавиации, проинформировав участников совещания об общих итогах работы в 2010 году и зимнем периоде 2011 года и изложив основные задачи, стоящие перед подведомственными Росавиации предприятиями организациями в весенне-летний период 2011 года.

Ведерников А.В. отметил основные вопросы, выносимые для обсуждения на совещании:

функционирование органов ОВД в правовом поле Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (ФП ИВП);

реализация мер по обеспечению безопасности полетов при ОВД;

выполнение ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)»;

обеспечение внедрения в воздушном пространстве Российской Федерации сокращенных интервалов вертикального эшелонирования (RVSM);

внедрение языкового Стандарта ИКАО;

уровень готовности к работе в весенне-летний период 2011 года в части ОрВД, РТОП и АС.

С приветственным словом и информацией о филиале «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» к участникам совещания обратился директор филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Сюкасев Сергей Ефимович.

С приветственным словом и информацией об Уральском федеральном округе и Межрегиональном управлении Росавиации по ОВД и АКПС в УФО обратился начальник Межрегионального управления Росавиации по ОВД и АКПС в УФО Шулепов Александр Николаевич.

ВЫСТУПИЛИ:

1. Заместитель генерального директора по ОрВД и ИВП ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Реутов П.И. с докладом: «Работа служб ОВД филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в ОЗП 2010-2011 г.г. Задачи и выработка мероприятий по обеспечению безопасности полетов в ВЛП 2011».

2. Начальник отдела РТОП и АС Артемов А.Г. с докладом: «Итоги работы служб ЭРТОС филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в ОЗП 2010-2011 годов. Задачи и выработка мероприятий по обеспечению безопасности полетов, связанных с эксплуатацией РТОП в ВЛП 2011 г.».

3. Начальник отдела надзора в сфере ИВП и АНО управления надзора в сфере деятельности гражданской авиации Ространснадзора Заблоцкий А.В. с докладом: «Состояние безопасности полетов при обслуживании воздушного движения, задачи и проводимые Ространснадзором мероприятия».

4. Начальник отдела ООО фирма «НИТА» Тюльпанов С.В. с докладом: «Опыт внедрения КСА УВД «Альфа» версии 3».

5. Заместитель руководителя Росавиации Ведерников В.А. подвел итоги пленарного заседания.

Заседание секции ОВД

ВЫСТУПИЛИ:

1. Заместитель начальника Управления организации ИВП Росавиации Мартыненко С.И. с сообщением о выполнении пунктов протокола методического совещания, проведенного в г. Самара 19-21 октября 2010 года в части, касающейся ОВД.

2. Начальник отдела инспектирования безопасности полетов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Молчанов Д.С. с докладом: «Состояние безопасности полетов при ОВД по итогам ОЗП 2010-2011гг. Пути повышения уровня безопасности полетов при ОВД».

3. Заместитель начальника Управления организации ИВП Росавиации Мартыненко С.И. подвел итоги заседания секции ОВД.

Заседание секции ЭРТОС

ВЫСТУПИЛИ:

1. Заместитель начальника управления РТОП и АС Росавиации Торба Н.И. с сообщением о плане работы секции и о выполнении пунктов протокола методического совещания, проведенного в г. Самара 19-21 октября 2010 года в части, касающейся ЭРТОС.

2. Начальник отдела РТОП и АС Артемов А.Г. с докладом:«Итоги работы служб ЭРТОС филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в ОЗП 2010-2011 годов. Задачи и выработка мероприятий по обеспечению безопасности полетов, связанных с эксплуатацией РТОП в ВЛП 2011 г.».

3. Начальник отдела фирмы «НИТА» Тюльпанов А.А. с докладом: «Опыт внедрения в эксплуатацию КСА УВД «Альфа-3» в филиалах ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

4. Заместитель директора филиала «Аэронавигация Северо-Востока» Самойлов Ю.А. с докладом: «Готовность служб ЭРТОС филиала «Аэронавигация Северо-Востока» к работе в условиях ВЛП 2011 года».

5. Заместитель директора по РТОП и АС филиала «МЦ АУВД» Кривошеев В.В. с докладом: «Опыт эксплуатации цифровой наземной связи филиала «МЦ АУВД».

6. Заместитель директора по РТОП и АС Голуб Г.Г. с докладом:«Итоги подготовки службы ЭРТОС филиала «Камчатаэронавигация» к ВЛП 2011 г. Проблемные вопросы».

7. Заместитель начальника управления РТОП и АС Росавиации Торба Н.И. подвел итоги заседания секции ЭРТОС.

Заседание секции ОВД

ВЫСТУПИЛИ:

1. Начальник отдела инспектирования и КК АНО филиала «МЦ АУВД» Ежов А.С. с докладом: «Работа с информационной базой данных по нарушениям при ОВД. СУБП, положительная сторона и недостатки».

2. Начальник службы ОрВД филиала «Аэронавигация Северо-Востока» Трикопа В.П. с докладом: «Ход подготовки к внедрению новой системы вертикального эшелонирования, включая RVSM. Готовность филиала по соблюдению требований языковой подготовки авиационного персонала».

3. Начальник службы ОрВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» Александров А.А. с докладом: «Опыт внедрения полетно-информационного обслуживания в границах ответственности филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

4. Заместитель директора по ОрВД филиала «МЦ АУВД» Повалий А.П. с докладом: «О мерах по повышению уровня безопасности полетов при ОВД в филиале «МЦ АУВД».

5. Начальник службы движения филиала «Аэронавигация Центральной волги» Гаршин О.В. с докладом: «Об организации проверок дежурства поисково-спасательных воздушных судов».

6. Начальник отдела инспектирования и КК АНО и сертификации филиала «Аэронавигация Урала» Бордуков И.И. с докладом: «Действия персонала при получении сигналов бедствия, срочности и опасности».

7. Заместитель директора по ОрВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» Старостин К.О. с докладом: «Проблемные вопросы при организации Хабаровского укрупненного центра ИС ОрВД на базе использования РАС «Синтез-Р2» и КСА ПИВП».

8. Начальник Управления организации ИВП Росавиации Токарев Ю.П. подвел итоги заседания секции ОВД.

Заседание секции ЭРТОС

ВЫСТУПИЛИ:

1. Генеральный директор ОАО «Микролинк-связь» Бугаевский А.Н. с докладом: «Специализированные разработки компании «Микролинк-связь» в интересах ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

2. Старший преподаватель НОУ «Институт аэронавигации» Коломиец В.И. с докладом: «Система дистанционного дополнительного профессионального образования персонала ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

3. Начальник отдела ФГУП «Гос НИИ «Аэронавигация» Семенов В.И. с докладом: «Проведение опытной эксплуатации опытного образца (программного обеспечения) комплексной системы анализа надежности функционирования технических средств Аэронавигационной системы России».

4. Технический директор ООО «Юнифрэйт» Чугаев В.В. с докладом: «Решения для необслуживаемых узлов связи на объектах ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

5. Заместитель директора ОАО «РИМР» Васильев А.В. с докладом: «Возможности ОАО «РИМР» по оснащению ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» оборудованием связи».

6. Заместитель директора по ЭРТОС филиала «Аэронавигация Западной Сибири» Оспищев Е.В. с докладом: «Об опыте взаимодействия филиала «Аэронавигация Западной Сибири» с заказчиком-застройщиком по реконструкции аэродромов на территории Западной Сибири».

7. Начальник службы ЭРТОС филиала «Аэронавигация Севера Сибири» Шипулин А.А. с докладом: «Итоги работы службы ЭРТОС филиала «Аэронавигация Севера Сибири» в ОЗП 2010-2011 г.г. и предстоящие задачи в ВЛП 2011 г.»

8. Начальник службы ЭРТОС филиала «Аэронавигация Центральной Волги» Малышев Р.Г. с докладом: «Оптимизация сети ОПРС филиала «Аэронавигация Центральной Волги».

9. Начальник отдела РТОП и АС филиала «Аэронавигация Северного Урала» Дугин В.А. с докладом: «Состояние электроснабжения инфраструктуры филиала «Аэронавигация Северного Урала».

Заседание секции ОВД

ВЫСТУПИЛИ:

1. Начальник отдела ОрВД филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» Федченко И.И. с докладом: «Инцидент (авиационное событие), произошедший 14 февраля 2011 года в зоне ответственности Красноярского РЦ ЕС ОрВД».

2. Заместитель директора по ОрВД филиала «Аэронавигация Урала» Курочкин С.П. с докладом: «Инцидент (авиационное событие), произошедший 16 марта 2011 года в зоне ответственности Екатеринбургского РЦ ЕС ОрВД».

3. Заместитель начальника отдела инспектирования филиала «Аэронавигация Юга» Крылов А.Н. с докладом: «Анализ авиационного события, связанного со срабатыванием СПОС 11 апреля 2011 года».

4. Заместитель директора по ОрВД филиала «Аэронавигация Западной Сибири» Бедняков В.В. с докладом: «Отображение формуляра воздушного судна, допущенного (не допущенного) к полетам в условиях RVSM».

Пленарное заседание

ВЫСТУПИЛИ:

1. Заместитель директора по реализации ФЦП ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Капля К.К. с докладом: «Реализация федеральных целевых программ в 2010 году».

2. Старший преподаватель НОУ «Институт «Аэронавигации» Коломиец В.И. с докладом: «Электронная система дистанционного дополнительного профессионального образования персонала ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

3. Заместитель руководителя Росавиации А.А. Ведерников подвел общие итоги работы методического совещания.

НА СОВЕЩАНИИ ОТМЕЧЕНО:

1. Важнейшим направлением в деятельности предприятий и организаций, участвующих в аэронавигационном обслуживании, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и его филиалов, является задача обеспечения безопасности полетов при ОВД с учетом особенностей весенне-летнего периода.

2. Возрастание ответственности руководителей всех уровней за обеспечение безопасности полетов при ОВД в связи с введенными в действие с 1 ноября 2010 года новыми Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации.

3. За 2010 год выполнено 1109663 полетов, что на 12,32% больше, чем в 2009 году. При этом 676879 полетов выполнено иностранными авиакомпаниями и 432784 полетов выполнено российскими авиакомпаниями. Услуги по обслуживанию воздушного движения внутренних и транзитных полётов предоставлялись 1272 отечественной и иностранной авиакомпании.

4. В 2010 году введена в действие 41 новая воздушная трасса. Общее количество используемых воздушных трасс составляет 810 (международных – 489, протяженностью 441600 км; внутренних – 321, протяженностью 168416 км; маршрутов зональной навигации – 4).

В 2011 году введены 23 воздушные трассы.

5. Структура центров ОВД в учетом проведенных преобразований включает в себя 69 центров (1 ГЦ; 7 зональных; 46 районный (из них 18 с правами планирования) 15 вспомогательных районных центров).

6. Повышение эффективности использования воздушного пространства достигнуто за счет реконфигурации 41 маршрута ОВД, границ зон и районов ОВД, рубежей приема и передачи управления ВС, установления 224 новых наименований 5-и буквенных кодов, наименований ПОД, в том числе маркированных точек пролета государственной границы с государствами Финляндия, Беларусь, Украина, Китай, Монголия, США. В 2010 году разработано 20 новых (разведенных) маршрутов ОВД.

7. Для реализации вопросов, связанных с внедрением зональной навигации (ЗН), разработаны и готовы к вводу маршруты ЗН в регионах центральной Сибири и Урала; проведена оценка соответствия безопасности полетов при использовании процедур ЗН целевым показателям; разработаны учебные программы и методические материалы по ЗН для подготовки персонала ОВД; проведено (в г. Новосибирск) методическое совещание по вопросам внедрения маршрутов ЗН в воздушном пространстве Российской Федерации.

8. Аварий и катастроф ВС, связанных с недостатками в ОрВД во втором полугодии 2010 года и в первом квартале 2011 года в ВП РФ не зафиксировано.

В 2010 году в зафиксировано 22 авиационных события, связанных с недостатками в деятельности персонала Предприятия. Основная часть авиационных инцидентов 2010г (18 из 22 или более 80%) была связана с нарушениями норм эшелонирования ВС.

Количество авиационных событий в 2010 году является наибольшим за период 2005-2010 годах, при этом средний уровень указанного периода превышен в 2010 году более чем на 25%. Относительное количество инцидентов в 2010 году также выше (на ~ 9%), чем в среднем за период
2005-2009 годах, однако ниже чем, например, в 2006 году.

Фактический налет на 1 инцидент составил в 2010 году 110 590 часов, что на 9,5% превышает целевой показатель на 2010 году – налет ВС на один инцидент не менее чем 101 000 часов, заданный в ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 – 2015 годы)».

В текущем году за период с января по апрель имели место 9 авиационных событий при ОрВД:

9. В соответствии с ФП ИВП разработаны и вступили в действие приказы Минтранса России:

№ 199 от 15.09.10 «Об утверждении границ зон и районов ЕС ОрВД в РФ, границ районов аэродромов, аэроузлов, вертодромов, границ классов воздушного пространства»;

№ 200 от 15.09.10 «Об утверждении маршрутов ОВД»,

№ 203 от 24.09.10 «Об установлении постоянных опасных зон»,

№ 204 от 24.09.10 «Об установлении запретных зон»,

№ 212 от 07.10.10 «Об установлении зон ограничения полетов».

В установленные AIRAC сроки вносились технологические изменения в АИП РФ и стран СНГ ENR 1.7.1 и другие документы аэронавигационной информации.

В развитие требований ФП ИВП подготовлены и направлены на утверждение в Минтранс России проекты:

ФАП «Организация воздушного движения в Российской Федерации»;

ФАП «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации».

Подготовлен проект нового Табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

10. В целях организации предоставления пользователям воздушного пространства полетно-информационного обслуживания разработан пакет необходимых организационных, технологических, учебно-методических, квалификационных и кадровых документов.

11. Проведенные мероприятия по разработке нормативных правовых актов, установлению классификации воздушного пространства и оптимизации структуры воздушного пространства позволяют использовать воздушное пространство в уведомительном порядке. Вместе с тем необходимо продолжить работу с Минтрансом России по ускорению издания нормативных актов в интересах реализации ФП ИВП, а также их оперативную регистрацию в Минюсте России.

12. Продолжалась работа по планам ИКАО и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», связанная с внедрением в Российской Федерации и странах СНГ сокращенных минимумов вертикального эшелонирования (RVSM).

Принято участие в работе по подписанию 12 соглашений о процедурах взаимодействия с центрами ОВД сопредельных государств.

13. Полностью завершены работы по внедрению процедур автоматизированного обмена полетными данными и координации по стандарту Евроконтроля OLDI (ABI, ACT, LAM) между РДЦ Ростов-на-Дону и РДЦ Днепропетровск. Продолжены работы по внедрению процедур автоматизированного обмена полетными данными и координации по стандарту OLDI между РДЦ Ростов-на Дону и РДЦ Анкара.

14. Выполнены работы по внедрению системы представления планов полётов ВС по сети Интернет и телефонной сети общего пользования в соответствии с требованиями ФП ИВП. Система, включающая в себя 8 комплектов оборудования для ГЦ и 7-ми ЗЦ ЕС ОрВД, введена в строй с 01.11.2010 г.

15. Основное внимание уделено работам по созданию укрупненных центров ОВД, выполнению целевых показателей ФЦП в части введенных в эксплуатацию средств автоматизации УВД аэродромов, а также организации и выполнения работ по модернизации средств ОВД для обеспечения функционирования в условиях RVSM. С учетом выполненных работ оснащенность центров ОВД автоматизированными системами и КСА УВД составила для РЦ (ВРЦ) более 97 %, а для АДЦ – 84,9 %.

Из действующих РЦ и ВРЦ аналоговой аппаратурой отображения радиолокационной информации типа «Комета-2М» и «Пикет» оснащено 2 центра (около 3 %), а из 152 АДЦ, предоставляющих радиолокационное обслуживание, – 23 центра (около 15 %).

16. В части выполнения мероприятий для обеспечения функционирования в условиях RVSM уточнен перечень 33 центров ОВД, технические средства которых необходимо доработать, и разработан график доработки средств ОВД и диспетчерских тренажеров.

17. Проведены работы по внедрению языкового Стандарта ИКАО, включающие:

оборудование классов в центрах ОВД, приобретение учебных материалов, проведение дополнительных занятий с персоналом ОВД;

обучение специалистов по языковой подготовке преподавателями Mayflower College (Великобритания) на базе Института аэронавигации;

приобретение технических средств обучения для специалистов по языковой подготовке;

организацию дополнительных курсов по английскому языку в учебных заведениях ГА для студентов (целевая подготовка и ускоренная подготовка);

организацию и проведение семинаров для специалистов по языковой подготовке предприятия на базе СПб ГУ ГА;

обучение персонала по английскому языку в Институте аэронавигации.

Количество диспетчеров, имеющих IV уровень владения английским языком по Шкале оценки языковых знаний ИКАО на 25 апреля 2011 г составляет 5065 (требуемое количество – 4700).

18. В службах ЭРТОС филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» проведены организационно-технические мероприятия, направленные на обеспечение полетов в ВЛП 2011 года. Ограничений по радиотехническому обеспечению полетов в филиалах ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в период ВЛП 2011 года нет.

19. Принимаются меры по поддержанию эксплуатационной готовности средств радиолокации, радионавигации и авиационной электросвязи в филиалах ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

20. С учетом особенностей ВЛП 2011 года уточнен: состав дежурных смен, организация контроля и порядок действий в аварийных ситуациях и действия при неблагоприятных метеоусловиях.

21. Объекты и средства РТОП и связи подготовлены к эксплуатации в предстоящий период, инженерно-технический персонал служб ЭРТОС прошел подготовку к работе.

22. Совещание в очередной раз отмечает несовершенство нормативной базы, регулирующей радиотехническое обеспечение полетов и авиационную электросвязь, в том числе ФАП: «Летные проверки наземных средств РТОП, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации», «Сертификация объектов Единой системы организации воздушного движения» и «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь», других распорядительных и методических документов.

23. Основными задачами по обеспечению безопасности полетов при ОрВД в весенне-летний период 2010-2011 г.г. являются:

реализация безопасного и эффективного обслуживания воздушного движения при значительном росте интенсивности полетов и с учетом особенностей метеорологических условий весенне-летнего периода;

реализация организационно-технических мероприятий и разработка документов в интересах внедрения RVSM в воздушном пространстве Российской Федерации;

выполнение работ по созданию укрупненных центров ОВД и структурированию их воздушного пространства;

оптимизация маршрутов и процедур ОВД для увеличения потоков транзитных полетов над территорией РФ с учетом реализации требований по обеспечению безопасности полетов;

выполнение мероприятий по реализации 2-х федеральных целевых программ, связанных с модернизацией ЕС ОрВД, совершенствованием ФСР и КВП;

реализация проектов по модернизации оборудования МЦ АУВД;

поддержание уровня владения диспетчерским составом английским языком до уровня, соответствующего требованиям ИКАО;

организация работы по обеспечению безопасности полетов при ОВД в соответствии с требованиями новых ФП ИВП;

участие в выработке предложений по совершенствованию нормативной базы в части организации воздушного движения и использования воздушного пространства;

анализ причин авиационных происшествий и инцидентов при обслуживании воздушного движения и разработка мероприятий, направленных на их устранение.

организация работы в филиалах и центрах ОВД в соответствии с требованиями новых ФП ИВП и проведение подготовительных мероприятий связанных внедрением RVSM;

управление рисками при ОрВД;

повышение производственной и технологической дисциплины, квалификации и ответственности диспетчерского состава;

регулярный контроль работы диспетчеров, как со стороны руководства смены так и инспекторским персоналом в части его компетенции;

для предотвращения авиационных событий необходимо применять проактивный подход к выявлению и профилактике опасных факторов, проводить системную работу по выявлению таких факторов, в том числе путем анализа действий персонала ОВД при всех нештатных ситуациях, включая случаи авиационных событий, расследованных полномочными комиссиями;

усиление контроля за:

своевременностью и полнотой выполнения регламентных и дополнительных работ на средствах РТОП и связи обеспечивающих безопасность полетов;

проведением комплекса профилактических работ по подготовке и поддержанию в исправном состоянии объектов и средств РТОП и связи в целях обеспечения их безотказной работы;

своевременным и полным предоставлением оперативной информации в ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» о работоспособности, выполнению ремонтно-восстановительных работ средств РТОП и связи, а также внедрению новой техники в филиалах.

Росавиации :

1. Осуществлять контроль выполнения подведомственными организациями и предприятиями мероприятий, предусмотренных транспортной стратегии Российской Федерации, концепцией создания и развития аэронавигационной системы России в условиях правового поля ФП ИВП.

2. Продолжить деятельность, направленную на внедрение в Российской Федерации сокращенных интервалов вертикального эшелонирования (RVSM).

3. Рассмотреть вопрос об упорядочении сроков представления и утверждения предложений по изменению элементов структуры воздушного пространства.

4. Обратится в Минтранс России по вопросам:

ускорения принятия нормативных правовых актов, разработка которых определена отсылочными нормами, закрепленными в ФП ИВП (продолжить работу совместно с представителями Минтранса России по корректировке и изданию НПА);

расширения полномочий Минтранса России по принятию нормативных правовых актов, устанавливающих правила подготовки и представления предложений по установлению (изменению) границ элементов структуры воздушного пространства.

Территориальным органам Росавиации :

1. Усилить работу по организации взаимодействия с правоохранительными органами и другими силовыми структурами по выявлению нарушителей порядка использования воздушного пространства;

2. Продолжить работу по подготовки предложений в нормативные правовые акты, устанавливающие структуру и классификацию воздушного пространства, а также порядок регистрации инструкций по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома) и аэронавигационных паспортов аэродрома (вертодрома).

3. В связи с изменением границ районов аэродромов провести анализ участков воздушных трасс и установленных эшелонов, используемых по согласованию с органом ОВД, на предмет возможности снятия ограничений.

4. Продолжить работу по подготовке структуры воздушного пространства (маршрутов ОВД) к внедрению сокращенного минимума вертикального эшелонирования (RVSM). Провести анализ установленных на воздушных трассах эшелонов полетов.

Руководству ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и его филиалов :

1. Обеспечить проведение в филиалах ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», методических совещаний с руководящим, инспекторским и инструкторским составом организации воздушного движения, радиотехнического обеспечения и авиационной связи по рассмотрению наиболее актуальных вопросов и разработки профилактических мероприятий по обеспечению безопасности полетов в весенне-летний период 2011 года.

2. Усилить контроль за деятельностью филиалов и центров ОВД в условиях работы по новым Федеральным правилам использования воздушного пространства.

3. Результаты подготовки Центров ОВД филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», служб движения предприятий к работе в весенне-летний период 2011 года и результаты проверок обсудить на методических советах Центров ОВД филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», служб движения предприятий.

4. В филиалах ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» продолжить работу по поддержанию диспетчерами УВД 4 уровня владения английском языком по Шкале оценки языковых знаний ИКАО.

5. Продолжать работу по определению рационального состава диспетчерских пунктов и секторов исходя из задач обеспечения безопасности полетов при ОВД, руководствуясь приемлемым уровнем обеспечения безопасности а не экономической целесообразностью.

6. Продолжать работу в целях подготовки органов ОВД к внедрению RVSM. Провести совещание начальников служб движения по вопросу применения Методических рекомендаций по вопросам технологии работы диспетчеров ОВД в условиях применения в воздушном пространстве Российской Федерации новой системы вертикального эшелонирования с 17 ноября 2011 года.

7. Провести техническую учебу и тренажи по действиям в аварийных ситуациях, обратив внимание на местные особенности ОВД и характерные метеорологические явления характерные для региона в весенне-летний период. Включить в техническую учебу темы по изучению местных особенностей метеорологических условий обслуживаемого района полетов в весенне-летний период.

8. В целях профилактики деятельности диспетчерского состава по выполнению технологии работы диспетчеров УВД при анализах выписок радиообмена «экипаж-диспетчер» производить анализ записи радиолокационной информации для оценки действий диспетчера;

9. Руководителям полетов обеспечить качественное проведение инструктажа и разбора и надлежащий контроль за работой диспетчерского состава смены в период дежурства.

10. Проводить мероприятия по синхронизации графика вывода из регламента технических средств и графика ввода с учетом мероприятий, предусмотренных ФЦП «Модернизация ЕС ОрВД РФ (2009-2015)».

11. Своевременно и в полном объеме предоставлять установленные документы и материалы на заседания комиссии Росавиации по крупным сделкам.

12. Изучить и максимально возможно предложить к применению распространить опыт филиала «МЦ АУВД» по совместной тренажерной подготовки диспетчеров органов ОВД и экипажей воздушных судов на филиалы предприятия.

13. Совместно с ООО «Фирма НИТА» проработать возможность изменения интерфейса, отображающего ПКС на рабочих местах диспетчеров ОВД.

14. Организовать и провести совещание по выполнению поручений Росавиации, связанных с внедрением RVSM, реализации плана организационно-технических мероприятий по оснащению, выполнению методических рекомендаций.

15. При расследовании авиационных событий особое внимание обращать как на выявление их причин, так и на локализацию факторов, влияющих на возникновение этих событий.

16. Обеспечить организацию работ по выполнению ФЦП «Модернизация ЕС ОрВД Российской Федерации (2009-2015 годы).

17. Принять участие в выработке предложений по совершенствованию нормативной базы в части организации использования воздушного пространства, организации радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, подготовке и планировании переподготовки специалистов ЭРТОС.

18. Сосредоточить усилия на:

выявлении и устранении нарушений при организации радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи;

проведении последовательной и планомерной работы по повышению квалификации инженерно-технического персонала ЭРТОС;

подготовки средств РТОП к проведению летных проверок и отчетных документов по летным проверкам.

Александр Суханов,
по моему глубокому убеждению,
один из тончайших лириков
и ярких мелодистов в авторской песне.
От всей души желаю успеха!
Юлий Ким.

Александр Суханов родился на берегах Волги в г. Саратов 25 мая 1952 г.
Учился в математической школе, одновременно и в музыкальной по классу скрипки (окончил с отличием). Будучи учеником в школе он проявил незаурядные способности в математике, физике и химии, участвовал в городских олимпиадах, а заняв призовое место во Всесоюзной олимпиаде по математике в г. Киеве, был приглашен поступать сразу в два престижных столичных вуза - МГУ и МФТИ. Предпочел механико-математический факультет МГУ, который окончил с отличием, продолжил учебу в аспирантуре, защитив кандидатскую, преподавал в Военно- воздушной академии им. Гагарина, но родные стены МГУ вернули его к себе научным сотрудником, сейчас завершена докторская диссертация.

Несмотря на серьезную научную математическую стезю Суханов еще с детства увлекался и музыкой: играл на скрипке, аккордеоне, пианино, а в студенческие годы взял в руки гитару... И как справедливо заметил С. Никитин "...было совершенно естественно, что в МГУ появился математик, бывший скрипач Саша Суханов и сразу заявил о себе как о катастрофически музыкальном человеке..."

Сначала сочинял песни на свои стихи - "Аист улетает в облака", "Телега", "Апрель", затем и на стихи замечательных поэтов Заболоцкого, Анненского, Хайяма, Дриза, Маршака... И здесь, словно умелый мастер с математической точностью создает поэзии столь изысканный музыкальный фон, что раз их услышав, они навсегда поселяются в твоей душе. Неслучайно его "Зеленая карета" на стихи О. Дриза вошла в десятку лучших колыбельных мира. А недавно Южная Корея подписала договор об использовании мелодии песни "Зеленая карета" в своем телевизионном фильме.

В 1982 году фирма "Мелодия" выпустила первую маленькую пластинку Александра Суханова "Я и гитара". В 1992 году вышла пластинка "Зеленая карета" на фирме "Русский диск". Затем один за другим стали выходить компакт-диски: "Мой дом" (AVITEN, 1993), "Зеленая карета" и "Аист улетает в облака" ("Московские окна, 1996), "Можжевеловый куст" ("Московские окна", 1999), "Романс старости" ("Московские окна" ,2000), "Избранное" ("МУЗПРОМ-МО", 2001) и двойной концертный альбом "Подснежники нежности", изданный самим автором в 2002 году. В 2005 году вышел диск "Среди миров", также выпущенный Сухановым. В 2006 году ранние записи Суханова вышли в виде двух mp-3 дисков в издательстве "Мороз рекордз" совместно с "РМГ рекордз", всего 197 треков. В 2007 году сборник Александра Суханова в серии "Российские барды" вышел в издательстве "Мороз рекордз". В это же время у Александра Суханова выходят и песенные сборники - "День из апреля кружит меня", "Музыкальный полет", "Зеленая карета", "Пятидесятилетие".

Сегодня за спиной А. Суханова многочисленные поездки на Дальний восток, Карелию, Норильск, Францию, Германию, Америку, Канаду и т.д.
Суханов является лауреатом Грушинского фестиваля, получил "Почетный диплом" музея им. Высоцкого "Вагант", Национальную Общественную премию в области авторской песни "Благодарность", театральную премию им. Р. Быкова "Звезда пленительного счастья", является почетным гражданином города Саратова с 2005 года, член Союза литераторов России. Лауреат Царскосельской художественной премии (2012) .

Антон Слепцов

Эксперты предупреждают: аэродромная инфраструктура России близка к развалу. Системный кризис в отрасли проявился не вчера: Федеральное агентство по воздушному транспорту (Росавиация), руководство которой собственно и должно отвечать за развал и хаос, прямо призналось, что не в состоянии навести порядок в отрасли. По мнению экспертов, парадоксальная ситуация, при которой безопасность пассажиров приносится в жертву коррупционной пирамиде, формировалась на протяжении последних десяти лет. Причем ключевую роль в этом процессе играет нынешний глава Росавиации Александр Нерадько.

Авиационные перевозки, несмотря на финансовый кризис, были и остаются весьма успешным бизнесом. При этом, крылатый «извоз» обеспечивает не только акционеров многочисленных авиакомпаний, но и целую отрасль обеспечения. Правда, как показали недавние скандалы, большая часть «побочных» доходов достается чиновникам Росавиации, выдающих разрешения российским авиакомпаниям на сверхприбыльные чартерные полеты за рубеж. Масштабы существующего в авиатранспортной отрасли коррупционного сговора внешне оценить сложно. Чиновники и авиакомпании предпочитают решать свои денежные проблемы келейно, в тиши кабинетов. Правда, иногда обстоятельства скандальных сделок все же становятся достоянием общественности. И самым громким случает подобной «утечки информации» стал случай с компанией «Трансаэро», которая в мае подала в суд на Росавиацию за якобы незаконный отказ от разрешения на чартерные рейсы в кипрский аэропорт Ларнаку.

Назначение финансовых потоков

Главный секрет благополучия частных российских авиакомпаний довольно прост: каждое лето «небесные» перевозчики получают сверхприбыли на чартерных рейсах на популярных туристических маршрутах - Кипр, Греция, Болгария, Тунис и так далее. Доходы компаний в такой «высокий сезон» только от одного направления оцениваются в десятки миллионов евро. Размер выручки «Трансаэро» от чартеров в Ларнаку - не менее 13 миллионов евро. Понятно, что такой рынок нуждается в четких правилах. В июне 2008 году Министерство транспорта выпустило приказ №92. Согласно документу, в каждый курортный аэропорт по договоренности с тамошними властями утверждается «назначенный» перевозчик. Происходит процесс согласований раз в полгода. Для того, чтобы получить такой статус, авиакомпания должна не только сшибать легкие деньги в «высокий» сезон, но и обеспечивать перевозки пассажиров в зимний период, когда выручка от рейсов находится на минимуме. Прочим авиаперевозчикам, чтобы совершать полеты в особо прибыльных направлениях, надо просить у «назначенных» компаний специальное разрешение.

Логика министерского приказа проста и понятна: хочешь работать на популярном направлении, будь добр, летай круглый год. Росавиация по согласованию с «назначенным» перевозчиком раз в полгода утверждает те компании, которые допускаются в те или иные аэропорты. Однако даже такая простая, казалось бы, и прозрачная схема стала мутным аквариумом, в котором чиновники Росавиации под руководством Александро Нерадько сумели выловить большую откатную рыбину. Понятно, что на честном распределении направлений заработать нельзя. Поэтому, чиновники из ведомства господина Нерадько выстроили настоящую коррупционную вертикаль, благодаря которой попасть на особо прибыльные марсшруты могут все заинтересованных перевозчиков, вне зависимости от их политики и социальной ответственности.

В 2009-начале 2010 годов Росавиация выдавала разрешения на чартерные полеты в те или иные аэропорты по своему усмотрению, не считаясь с интересами «назначенных» перевозчиков. Сколько могла стоить такая покладистость регулирующего органа, сказать сложно. По мнению знакомых с ситуацией экспертов, стандартный откат составлял 5-10 процентов от выручки компании на том или ином направлении. А значит, речь шла о десятках миллионов долларов, которые черным налом растекались по ведомству господина Нерадько.

Пролетая над гнездом чиновника

Как и следовало ожидать, такая система просто не могла долго функционировать без скандалов. Сбой случился в феврале 2010 года, когда «Аэрофлот», бывший назначенным перевозчиком в Ларнаку, заявил, что не будет пускать на этот кипрский рейс компанию «Трансаэро». Росавиации, по закону, оставалось повиноваться, поэтому 22 марта все чартеры Трансаэро в Ларнаку были вычеркнуты из списков рейсов на лето-осень. Документ был оформлен по всем правилам и подписан начальником управления регулирования перевозок ФАВТ Андреем Кругловым, начальником управления международного сотрудничества ФАВТ Михаилом Парневым, заместителем начальника управления международного сотрудничества ФАВТ Сергеем Васильевым и ведущим экспертом отдела регулирования пассажирских перевозок управления регулирования перевозок ФАВТ Дарьей Паршиной.

Затем произошло событие, которое эксперты сочли чудом. А именно, через десять дней после изгнания «Трансаэро» чиновники ведомства меняют свою позицию на противоположную. В результате, уже 2-го апреля Росавиация издает новый приказ, по которому чартеры «Трансаэро» снова допускаются к полетам в Ларнаку. Подписан сей документ Андреем Кругловым и Сергеем Васильевым. Сколько занесла или обещала занести «Трансаэро», чтобы переубедить чиновников, гадать не нужно: если исходить из нормы откатов в 5-10 процентов, то доля Росавиации тянула на 1-1,5 миллиона евро.

В мае, однако, ведомство Александра Нерадько решило «сыграть по закону», и отменило собственный приказ от 2 апреля. Получалась беспроигрышная игра в русскую рулетку - хотите, можем по закону, не хотите, придется заплатить. Если не доплатите, то можем обратно «включить» закон. В итоге «Трансаэро» пошла на беспрецедентный в отрасли шаг и «вынесла сор» из избы, подав на Росавиацию в арбитраж. Как и следовало ожидать, на своем заседании 20 июля суд признал последнее постановление федерального агентства незаконным. Но, вот ведь казус, не сделал того же самого в отношении приказа №92. Зато схема «работы» Росавиации стала известна даже тем, кто видит самолеты только в отпуск, по пути к морю и пляжам. Все просто: вначале пустить авиакомпанию к щедрой курортной кормушке. А потом, в случае протестов «назначенного» перевозчика, вспомнить о законе, устроив затяжной судебный процесс, по итогам которого у компании не будет другого выбора, кроме как заплатить

Пилотируемая машина отката

Приказ Минтранса, как полосатый жезл гаишника, по-прежнему находится в руках Александра Нерадько. И дирижирует он этой «волшебной палочкой» с большой ловкостью. Конфликт двух перевозчиков с явным коррупционным подтекстом чиновнику не повредил. В его истории бывали случаи и хуже. При этом, никаких карьерных последствий для высокопоставленного чиновника не последовало. Так, в марте 2010 года банкир и владелец авиакомпании Red Wings Александр Лебедев открыто обвинил руководителя Росавиации в вымогательстве у него нескольких миллионов долларов «для помощи футбольному клубу «Крылья Советов».

«Десятого марта мне позвонил сотрудник аппарата главы Росавиации Александра Нерадько, некто Пименов, и от имени своего начальника попросил оказать крупную финансовую помощь футбольному клубу «Крылья Советов», - заявил бизнесмен. В ответ на отказ «посодействовать», Росавиация под предлогом неправильно оформленной заявки на несколько часов задержала отправку рейсов авиакомпании. Ситуацию удалось урегулировать. Правда, извиняться за свои слова Лебедев не стал. А сам Нерадько воспринял обвинения в коррупции с исключительным для чиновника спокойствием, и даже не подал на банкира в суд.

Все документы, как можно заметить из случая с Трансаэро, в Росавиации подписывают чиновники средней руки, которых, если что, всегда можно разменять. Рассказывать об откатах не выгодно и авиакомпаниям, которые меньше всего заинтересованы в публичной огласке и конкуренции на рынке. К примеру, в соответствии с расчетами ФАС, выход на линию каждого нового перевозчика приводит к снижению тарифов на 30%. А потому, как заметили эксперты, даже «правдорубы» из Трансаэро своей «феодальной» привилегией «назначенного» перевозчика пользовались без колебаний и с немалой для себя выгодой. Так, будучи «назначенным перевозчиком» в аэропорт Монастир (Тунис), к чартерным полетам по маршруту Москва - Монастир «Трансаэро» допустило лишь одну российскую авиакомпанию «Глобус», чартерную дочку «Сибири». В то же время, заявки на включение в этот маршрут было подали не менее десяти авиакомпаний.

Персональный парашют начальника

В схеме выколачивания откатных миллионов, выросшей в стенах Росавиации, повязаны все. Однако сидеть, по всей видимости, придется рядовым исполнителям. История с отменой, назначением, и повторной отменой рейсов в Ларнаку уже привлекла внимание Генеральной прокуратуры России. В самом авиационном ведомстве вовсю идут внутренние проверки. Но доказать личную причастность Нерадько к «распилу» многомиллионных «взносов», скорее всего, будет невозможно.Все сомнительные документы, разумеется, подписывают его подчиненные. Может быть, этим стрелочникам даже придется ответить по закону. Найдутся ли среди них смелые люди, готовые отбыть тюремный срок за миллионы долларов, которые заработал Александр Нерадько? Вопрос риторический. Для России и большинства пассажиров африканская коррупция и правовой беспредел, царящий в Росавиации выливается в два неприятных последствия: резкое снижение безопасности полетов и рост стоимости авиационных билетов. Ведь авиакомпании просто перекладывают оплату откатов для чиновников на плечи своих клиентов.

По данным ФАС, на российском рынке авиаперевозок сложилась парадоксальная ситуация. Хотя рост перевозок за 7 месяцев 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил почти 30 процентов, многие самолеты летают полупустыми. Пассажиров отпугивают высокие тарифы, которые продолжают расти, несмотря на снижение стоимости авиационного топлива. Только за последние два года антимонопольное ведомство возбудило 80 дел по факту нарушений, однако никаких результатов это не дало. Коррумпированная система раздела рынка перевозок, которая расцвела благодаря ведомству Александра Нерадько, довела гражданскую авиацию до крайней степени технологической и инфраструктурной деградации. Авиаперевозчики, живущие милостью чиновников, чувствуют себя временщиками, а потому заботятся только о прибыли. Вкладывать деньги в инфраструктуру рискуют считанные единицы.

В результате, из имеющихся в стране 328 аэродромов почти 70% были построены более 40 лет назад и имеют высокую степень износа. Только 62% из них имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием. Средний возраст самолетов региональной авиации в России - 32 года. В дальнемагистральной авиации средний возраст воздушных судов составляет 18-20 лет, что выше среднеевропейского уровня в 10 лет, китайского в 7-9 лет, среднеамериканского в 15-16 лет и примерно соответствует среднеафриканским показателям. К тому же, специфическая репутация и своеобразный стиль руководитства Александра Нерадько сделали Росавиацию парией в международном авиационном сообществе. Сегодня, как с горечью отмечают отраслевые эксперты, Россия не состоит ни в Европейской конференции гражданской авиации, ни в Европейском агентстве безопасности полетов. Не участвуют Минтранс и Росавиация в работе программы Евросоюза "Оценка безопасности полетов иностранных воздушных судов" (SAFA). А потому, отечественным специалистам в области обеспечения безопасности полетов крайне затруднительно налаживать сотрудничество с этими авторитетными организациями. Тем временем, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), число аварий в России и странах СНГ в 2006 году превысило среднемировой уровень в 13 раз, что дало повод причислить нашу страну к самым опасным государствам в отношении авиаперелетов.

Жесткость возможной "посадки"

И все же, устойчивым положение «авиачиновника» назвать трудно. Любое происшествие в сфере пассажирских авиаперевозок неизменно приводит к широкому общественному резонансу. Масштабные аварии, как правило, приводят к эпидемиям отставок на самых разных чиновничьих уровнях. А потому, выстроенная Александром Нарадько система «машинного доения отрасли» имеет довольно ограниченный срок службы. Судя по состоянию авиапарка и наземных служб, нас ждет череда техногенных катастроф. И первыми за них жертвой народного гнева и ответной реакции власти, станет руководство Росавиаци. Можно надеяться, что вместе с господином Нерадько в отставку уйдет и созданный им рассадник коррупции. Правда, лучше такую «расчистку летного поля» сделать заранее, не дожидаясь крушения очередного лайнера.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: