Что приводит в движение поезд. Нужно ли предъявлять билеты? Как входить и выходить из поезда

Красивые виды из окна под стук колес, знаменитые подстаканники, интересные собеседники — романтика поездов знакома многим. Сегодня поговорим о том, как правильно ездить в поездах, как сэкономить и при этом провести время с комфортом.

Читайте также:

Итак, 15 хитростей и лайфхаков при поездке на поезде в России!

1. Экономим на покупке жд билетов

На РЖД действует правило динамического ценообразования, а это значит, что чем раньше покупать билет, тем дешевле он обойдется. На международные поезда (и некоторые российские) билеты начинают продаваться за 60 дней, а на внутрироссийские — за 45 дней. Скидка может достигать 50% — таким образом можно, например, купить билет в купе по цене плацкарта. Существуют также акции и специальные тарифы на некоторые поезда, постоянно меняются. Подробнее о скидках и специальных тарифах .

2. Сезонные изменения тарифов

В зависимости от сезона жд билеты могут стоить по разному — летом, естественно, дороже, а вот 8 и 9 мая с 50% скидкой. Также есть сезоны с 10- и 15-процентной скидкой. .

3. Групповые скидки на РЖД

Существуют также скидки при покупке билетов на 10 человек и более — от 10 до 40% в зависимости от количества человек и расстояния. Действует это правило, к сожалению, не на все даты, а только на определенные, летом так не проедешь).

Романтика железных дорог:)

Еще о скидках:

: инструкция, как зарегистрироваться в программе и получить билет бесплатно

4. Места в вагоне

Помните, что четные места — это верхние полки, а нечетные — соответственно, нижние. Старайтесь не брать 3 и 6 купе, так как открыть окно не получится (для старых поездов без кондиционера). Места с 37 по 54 — это боковушки, а 37 и 38 — те самые боковушки у туалета:-) При покупке на сайте вы сами выбираете себе место, а при покупке в кассе попросите кассира продать то, что нужно.

5. Детский билет бесплатно

Если ребенок не будет занимать отдельного места и ему меньше 5 лет, то вы можете оформить на него бесплатный билет «без места». Детский тариф действует на детей от 5 до 10 лет, и составляет от 35 до 50 % от взрослого.

6. Возврат билетов

Все знают, что возврат билетов РЖД возможен:

  • не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда — возвращается полная стоимость проезда
  • от 2 до 8 часов до отправления – возвращается стоимость билета и 50% стоимости плацкарты
  • менее чем за 2 часа до отправления – возвращается только стоимость билета. Стоимость плацкарты не возвращается.

Но немногие знают, что можно вернуть деньги за неиспользованный билет РЖД уже после отправления поезда — в течении 12 часов (возвращается только стоимость билета). Как вариант, вы можете оформить новый билет, доплатив стоимость плацкарты.

Кстати, сборы за возврат не взимаются.

Если произошла задержка или отмена отправления поезда не по вашей вине, то вам обязаны вернуть деньги в независимости от времени возврата.

Поездка на поезде по России

7. Посадка на поезд в последний момент

По инструкции вас должны посадить в любой вагон, если до отправления поезда остается менее 5 минут. Правда, такое правило работает, только если есть обычный билет из кассы или из терминала. С распечаткой электронного билета на обычном листе А4 лучше не опаздывать, поскольку проводник сверяет по спискам, и такие списки есть только у проводника вашего вагона.

8. Бесплатный туалет на вокзале

Не все знают, что вы имеете право бесплатно воспользоваться туалетом на станции отправления, предъявив билет на поезд. Официально можно проходить не более, чем за 2 часа, но никто особо не смотрит, главное, чтобы дата совпадала.

9. Багаж на поездах РЖД

Багаж ограничен по весу (не более 36 кг) и размерам (не более 180 см по сумме трех измерений). Также с собой можно взять лыжи, велосипеды в упакованном виде, коляски.

10. Постельное белье

Вы имеете право отказаться от постельного белья, тем более, если едете на короткое расстояние днем, оно и не понадобится. Но если вы не взяли белье, то и пользоваться одеялами и матрасом запрещено. Хотя нас однажды заботливо укрыл одеялами сердобольный проводник, когда мы спали на голых полках по пути в Киев.

По новым правилам, вы не обязаны сдавать белье в конце поездки — это обязанность проводника, так же как и застелить постель пассажирам с детьми, пожилым людям, беременным. Я всегда сдаю — мне не сложно:-)

11. Что можно попросить бесплатно у проводника?

Стакан в подстаканнике (этот символ и бессменный атрибут романтики поездов) и ложку вам обязаны дать бесплатно, для этого не обязательно покупать чай, как бы проводник не убеждал в обратном.

Также у проводника есть кое-какие медикаменты, настольные игры — вам их тоже должны предоставить бесплатно. Хотя… сейчас все с гаджетами ездят.

Отдельный квест — это зарядка телефонов в вагоне. По правилам проводник должен зарядить бесплатно (по факту не всегда получается), а за зарядку в розетке у туалета не имеет права требовать деньги.

О том, как необъятна наша родина, ты узнал еще в детстве, на уроке географии. А тут тебе стукнуло в голову проехать ее всю на поезде за 6 суток. Начинание хорошее, путешествие выйдет познавательным. Но вот обстановка в поез-де, в который ты садишься, конечно, спартанская: никакой ванны или даже захудалой душевой кабинки, странноватая еда по явно завышенным ценам в вагоне-ресторане, опасные соседи и много других мелочей. Сейчас мы расскажем, как пройти через это с минимальными потерями.


Не воняй

С того момента, как ты шагнул в двери вагона, о привычных тебе водных процедурах придется забыть. Чтобы поддерживать человеческий облик, закинь в сумку сухой шампунь. Действует эта штуковина предельно просто: ты распрыскиваешь ее на волосы с расстояния вытянутой руки, ждешь пару минут, пока абсорбент (чем сухой шампунь и является) засосет частички грязи, жира и пыли с твоих волос, и тщательно его вычесываешь. Такой же чистой, как после обычного шампуня, твоя голова не станет, но это достойный компромисс на время поездки. И не пользуйся им каждый день, это не пойдет на пользу коже головы. Пункт второй — влажные салфетки, чтобы протирать особо пахучие места твоего тела. Набирай те, на которых написано «для интимной гигиены», они меньше других будут сушить твою кожу.


Не теряйся

Билет, паспорт, полис обязательного медицинского страхования и наличные всегда носи с собой. Во-первых, в поездах воруют. Во-вторых, в любом ЧП именно этот набор поможет тебе справиться с ситуацией. К примеру, ты зазевался на перроне где-нибудь в Улан-Удэ и состав ушел без тебя. Отправляйся прямиком к дежурному по станции, предъяви паспорт и билет. В случае если поезд ушел раньше, чем должен был (такое бывает, если состав не укладывается в расписание), тебя обязаны пересадить в следующий. А если ты проворонил отправление сам — что ж, по крайней мере тебе вернут часть стоимости билета. И чем раньше ты сообщишь о возникшей ситуации, тем ближе тебе ехать за своим багажом: вещи оставят персоналу ближайшей станции.


На чем поедем

Если уж ты собрался на этом поезде ехать, не помешает кое-что о нем узнать. Вот несколько фактов, которыми можно блеснуть перед симпатичной попутчицей:

1. Фирменный поезд «Россия» № 2/1 (а именно так называется состав, курсирующий от Москвы до Владивостока и обратно) отправился в свой первый рейс 30 сентября 1966 года.

2. Состав проходит 9259 км, и это самый протяженный железнодорожный маршрут на планете. Время в пути составляет 6 суток плюс-минус час.

3. Состав проходит через 14 областей, 90 городов и 8 часовых поясов.

4. В пути поезд проходит 65 остановок. Самые короткие — всего на 1 минуту, например Боготол и Ачинск. Самые длительные — на полчаса (выйти размять ноги можно, скажем, в Хабаровске и Белогорске).

5. Кроме фирменной «России» по маршруту ходит еще безы-мянный скорый поезд под номером 100Э. Билеты на него стоят дешевле, что сказывается на качестве отделки и, вероятно, вежливости проводниц. А еще он идет на 19 часов дольше и делает целых 126 остановок.


Не втыкай куда попало

Частота в розетке, которую ты найдешь у себя в купе (если ты едешь не в плацкарте, конечно), — 200 Гц, она рассчитана на электробритвы. Воткни в нее свой телефон или ноутбук — и не жалуйся пото-м, что они поломались. Для портативной техники в каждом вагоне установлен-а общая розетка — рядом с ней нужно позорно стоять и сторожить свой аппарат, если он заряжается.


Запасись пропитанием

Чтобы еда, которую ты взял с собой, долго оставалась съедобной без холодильника, нужно соблюдать два условия: минимум контактов с воздухом и с влагой. Понятно, продукт сам по себе не должен быть скоропортящимся, так что о твороге забудь. Но вот с другим важным источником белка — мясом, все обстоит уже лучше.

Вариант первый — запечь, к примеру, свинину со специями. Вот рецепт от повара и ведущего кулинарных программ на НТВ Константина Жука:

1. Возьми свиную вырезку (граммов 700), ополосни холодной водой и срежь с нее весь видимый жир;

2. Наделай в вырезке дырок и запихай в них 10 зубчиков чеснока (если зубцы крупные, разрежь их вдоль и все равно запихай);

3. Сбрызни мясо оливковым маслом, густо натри солью и перцем (возьми по столовой ложке того и другого, это — натуральные консерванты; можешь еще добавить любые ароматные травы на свой вкус), затем плотно заверни в фольгу;

4. Разогрей духовку до 180 градусов, запекай 1,5-2 часа. Готово! Такое блюдо даже в тепле продержится двое суток.

Второй вариант — засушить мясо до состояния чипсов. Это уже, конечно, не полноценный ужин, как в случае с запеченной вырезкой, зато такая еда не испортится неделю, а то и дольше:

1. Кусок свинины или говядины в 600 грамм нарежь полосками — так тонко, как сможешь (кусочки можешь дополнительно отбить, чтобы они стали еще тоньше);

2. Замешай маринад: 5 ст. л. сахара, 4 раздавленных зубчика чеснока, 2 ст. л. уксу-са, 5 ст. л. соевого соус-а и 1 ст. л. молотого кориандра. Помести в маринад мясо и отправь его в холодильник как минимум на 4 часа, а лучше — на 8;

3. Положи на противень бумагу для запекания, сверху разложи куски мяса и запекай в духовке при 100 градусах минут 45, чтобы из чипсов ушла вся влага.

Ограничиваться этими двумя рецептами необходимости нет. Ты можешь обжарить или запечь любое мясо или птицу, главное, чтобы в продукте оставался минимум влаги (и не забудь щедро посолить и поперчить, но так, чтобы блюдо все же было съедобным). Плотно упакуй еду в фольгу или пищевой контейнер и не пользуйся пищевой пленкой — без холодильника бактерии в ней будут плодиться очень быстро.

Что есть, когда закончится запеченная свинина? Тебе помогут консервированные бобовые: фасоль, нут, собственно бобы и т.д. Ищи уже готовые к употреблению и подкрепляйс-я прямо из банки. Бобовые полны медленных углеводов — твой организм будет пере-варивать их полдня, и проголодаешься ты нескоро. Тушенку игнорируй, а лучше захвати с собой несколько банок детского пюре из рыбы и мяса. На вкус, конечно, гадость, зато это максимально диетическая еда, без консервантов и усилителей вкуса.


Если ты попал в беду

1. На всем протяжении маршрута в поезде едет наряд полиции. Так что если ты недосчитался своих вещей — отправляйся к ним. Не то чтобы они чем-то отличались от всех других полицейских, которых ты видел ранее, но по крайней мере у этих парней есть право ходить по вагонам и купе и проверять пассажиров — не одет ли кто из них в ту самую косуху, которую для тебя подписал лично Джеймс Хэтфилд.

2. Сообщай о плохом самочувствии проводнику — он примет меры. Тебя довезут до первой станции, где передадут скорой, на которой ты отправишься в ближайшую больницу. Увидев твой паспорт и полис ОМС (ты ведь их носишь с собой, как договаривались?), люди в белых халатах будут обязаны тебя спасти. Хорошая новость: как придешь в себя, тебя бесплатно пересадят в следующий поезд, следующий во Владивосток. Но для этого нужно будет продемонстрировать кассиру на станции не только свой билет и паспорт, но и справку из больницы, что ты у них действительно был.

Поскольку речь в заголовке идёт о топливе для поездов, а под этот термин, согласно толкового словаря Владимира Даля изначально попали и повозки, запряжённые лошадьми, и следовавшие друг за другом, в частности при свадебной церемонии, представляя собой единый «свадебный поезд». Значение последнего слова происходит от русского слова поездка. В этом случае, топливом для лошадей служил овёс.

С развитием новой техники, у того же В. Даля появились и новые определения слова «поезд». Теперь под данное определение попали все вагоны, которые были сцеплены между собой и представляли уже единый состав, ведомый паровозом. Ефрон и Брокгауз, являвшимися: первый русским, а второй немецкого происхождения, издателями, пошли дальше. Они оговорили ещё одно условие для слова «поезд» - это количественный и качественный состав тяговых единиц в таком составе. Так появились всё те же вагоны, сцепленные между собой, которые обязательно вёл локомотив, поставленный в голове такого «каравана».

Когда гужевой транспорт утратил своё значение, как транспорта междугороднего сообщения и остался только в качестве транспортной единицы в городской черте, то значение слова «поездной состав» люди стали применять уже только к железной дороге.

В дальнейшем значение слова многократно изменялось и дополнялось новыми техническими терминами, включая в определение наличие опознавательных и световых сигналов, перечисляя технические средства, оговаривая условия, которые могли попадать под данное значение.

В последующем времени появились исключения, которые не могли считаться и называться «поездом», начиная с автомобильного транспорта.

Наступление паровозной эры к нам пришло в девятнадцатом столетии и безраздельно «царствовали» на железных дорогах мира до середины двадцатого века, пока не появились в массовом масштабе первые тепловозные локомотивы, а затем и электровозы.

Исходя из названия первых машин паровозов на железной дороге, то работу их двигателя обеспечивал пар, а для его производства было необходимо топливо, и это был знаменитый уголь. Несколько позже, в районах, где шла добыча нефти, использовали для паровозных локомотивов тяжёлое мазутное топливо. Но всё же в масштабе нашей России, на территории Европейских стран и на Американском континенте изначально топливом для паровоза служил только уголь. В лихую годину р6еволюционных дней, а также в период Гражданской войны, в паровозных топках сжигали древесину или торф, иногда в качестве уже совсем экзотического топлива использовалась сушёная рыба. На паровозном локомотиве в качестве хранения угольного топлива служил тендер. В таком вагоне хранились и запасы воды. На локомотивах, у которых отсутствовал подобный тендер, всё своё угольное топливо и воду хранилось на самом паровозе. По этой причине, такая модификация локомотива получила название «паровозного танка».

Твёрдое топливо сгорало в котловой топке. Для обеспечения его сгорания использовалась колосниковая решётка. Отходы в качестве шлака и золы собирались, в так называемом, зольнике, предварительно проходя через сито специальной решётки.

С помощью большого количества жаровых и дымогарных труб происходил теплообмен и осуществлялся нагрев воды в котле, образуя тот самым пар, который направлялся непосредственно в паровую машину, что обеспечить движение локомотива, активизируя кривошипно-шатунный механизм, что в итоге трансформировалось во вращательное движение паровозных колёс.

Следует отметить что инженеры-создатели паровозного чуда шли весьма сложным путём, изобретая свою машину. Изначально, они больше полагались на свою интуицию, чем на конкретные расчёты.

Техника, которая совершенствовалась, могла долго служить людям. В этом случае, инженеры находились на правильном пути, будучи в постоянном творческом и техническом поиске, в том числе и новых видов топлива. Для этих целей, энтузиасты предлагали научится правильно сжигать угольную пыль, что в значительной степени могло увеличить коэффициент полезного топлива используемого древесного угля. При этом топочные объёмы могли не увеличиваться. Но все эти предложения, были лишь теоретическими выкладками, не имея под собой твёрдой практической почвы. В итоге, угольная пыль не стала служить в качестве топлива, поскольку изобретатели так и не добились эксплуатационной надёжности пылеугольных единиц паровозных локомотивов. Обуздать процесс сгорания угольной массы, в том числе и угольной пыли, именно, при высоких температурах в полной мере не удалось. Поэтому от этой разновидности топлива отказались.

После этого началась эра поиска и создания дополнительного оборудования для повышения эффективности используемого угольного топлива. Так появились первые стокеры «Дуплексы», которые обеспечили двухстороннюю подачу твёрдого топлива в топочное жерло. В ССР аналогичное было установлено на паровозных модификациях «ИС» и «ФД».

Американские изобретатели предложили паровозникам, так называемые, механические устройства: «пушеры», которые успешно производили разрыхление смёрзшегося угля непосредственно в тендере. В итоге, уже разрыхлённое топливо посредством транспортёра, подавалось непосредственно на стокер.

В двадцатом веке появились транспортные единицы в виде тепловозов, на которых применялось уже дизельное топливо для силовых установок. Это мог быть непосредственно дизельный двигатель или устанавливалась газовая турбина. Правда, поездной состав вагонов продолжал ещё долгое время отапливаться угольком.

Затем появились первые электровозы, который изначально потребляли в качестве топлива

Электрическую энергию постоянного тока. В последующем, постепенно стали переходить на использование уже переменного тока. Данная разновидность транспортных единиц зарекомендовала себя, как экологически чистый транспорт. Выброс вредных веществ значительно сократился.

Подготовка поезда начинается непосредственно с осмотра и сразу после его прибытия из предыдущего рейса. Осмотрщики по внешнему и внутреннему оборудованию определяют, какие вагоны смогут отправиться в путь, а какие необходимо отцепить. Состав расформировывают и укомплектовывают заново. На его обслуживание выделяют обслуживающую бригаду. У одних поездов до следующего рейса «на отдых» отведено около суток или чуть более, другие уже через пять часов должны быть готовы.

Подготовительные работы в депо

Технический осмотр (ТО-2) выполняют бригады электроцеха, ремонта ходовых частей и внутреннего оборудования и цеха по ремонту вагонов-ресторанов.

Экипировочная бригада работает по заранее составленному графику. Все необходимое для восстановления находится на складах. Начальники поездов и проводники постоянно обмениваются документацией с кладовщиком-инвентаристом. Информация об оставшихся неиспользованными комплектах постельного белья, скатертей и прочей поездной утвари заносится в базу данных. Таким образом, формируются новые потребности вагона и состава в целом.

Перед отправлением поезд заправляют водой. Проводник тщательным образом проверяет, помимо ее наличия и исправности крана, также уровень топлива, содержимое аптечки, исправность поручней, замков, входных и переходных площадок, наличие пломб на стоп-кранах и рукоятках привода аварийных выходов, наличие и исправность пожарного и иного внутреннего оборудования.

Проверка работы тормозной системы и ходовой части осуществляется , который совместно с помощником контролирует работу технических специалистов. Все обнаруженные недостатки устраняются по их первому требованию.

За каждым составом закреплена комиссия, которая в конечном итоге проверяет готовность к отправке. В ее составе: представители депо, санитарно-эпидемиологической службы, аппарата ревизоров по безопасности движения.

Перед началом движения все работники, задействованные в его обеспечении, обязательно проходят инструктаж.

Отправление состава в рейс

Диспетчер, сняв показания контрольных приборов на центральном аппарате, убедившись в свободности стрелочных участков (при смене маршрута – перегона), устанавливает маршрут отправления, а затем осуществляет фактический перевод стрелок и открытие выходного светофора.

При разрешающем сигнале машинист с помощником выполняют регламент «Минута готовности». Проходит он в форме диалога, в процессе которого помощник докладывает о:

  • Наличии проездных документов и бланка предупреждений;
  • Включении приборов безопасности и радиостанции;
  • Отпуске ручного тормоза;
  • Наличии справок по тормозам и хвостовому вагону;
  • Показаниях локомотивного светофора;
  • Давлении в тормозной и напорной магистралях;
  • Показаниях выходного (маршрутного) светофора;
  • Установленной скорости следования по маршруту;
  • Об окончании времени стоянки и отсутствии сигналов остановки на пути.

На самом деле должностные инструкции по подготовке к рейсу включают огромное количество различных операций, а те, что названы, являются лишь маленькой толикой огромной работы, которые проделывают сотрудники РЖД, чтобы пассажиры доехали до пункта назначения в срок и без проблем.

Транспорт, способы его использования, очень похожи на наши российские реалии, но только удобнее и понятнее. У каждой страны есть один, а то и несколько фирм-перевозчиков, например, DB (Deutsche Bahn в Германии, ?bb в Австрии и т.д.). У каждой фирмы есть сайт с расписанием и билетами и, скорее всего, есть терминалы-автоматы, в которых можно купить билеты, которые стоят на вокзалах. В мелких населенных пунктах кассы с человеком может не быть, поэтому билет придется покупать самостоятельно в автомате.

В общем виде можно сказать, что поезда бывают местные (local transport) и международные скоростные экспрессы ICE, IC (Inter City Express) от Deutsche Bahn или аналогичные, но других транспортных компаний.

ICE, IC более комфортабельные, едут быстро, остановки делают в крупных населенных пунктах, в поездах есть вагоны-бистро и рестораны. Билеты можно купить через интернет: как правило, они не дешевы, но при покупке заранее могут быть скидки.

Поезд в Норвегии:

Поезд в Чехии на местном направлении:

Для поездов (особенно IC и ICE) на платформах есть схемы расположения вагонов

С поездами иногда есть такая штука: основную часть пути поезд есдет в одном направлении, но на одной станции часть вагонов отсоединяется и едет в другом направлени. То есть поезд делится на две части: часть едет в одном направлении, часть - в другом. Мы однажды попали на такую фишку, когда ехали в Баварии. Поезд разделяется на 2 части незаметно и быстро. Может помочь посмотреть схему движения вагонов и схему движения самого поезда. Правда, такие поезда бывают не часто, в основном там обычные поезда.

Так выглядит делящийся поезд на схеме

Смотрите схему движения в самом поезде

Как вариант, если требуется несколько поездок каждый день, то проще купить билет Interrail Pass на нужное количество дней и не думать о цене билета на ICE, IC (при поездке во Францию пришлось дополнительно покупать места-бронь на поезд, но в основном по Interrail Pass никакие доплаты не нужны, а перемещаться можно практически по всей Европе, включая паромы).

На местные поезда могут быть специальные билеты. Активно распространены в Германии: это т.н. земельные билеты, например, Билет Северного Рейна-Вестфалии и другие. В Германии такой билет действует целый день и распространяется на все местные виды общественного транспорта (поезда, электрички, метро, автобусы, трамваи и, возможно, отдельные паромы, подъемники и проч.). Путешествовать по таким билетам в Германии удобно и выгодно, особенно, если едет группа в несколько человек.

Местные поезда делают больше остановок и не столь комфортабельны как международные экспрессы, хотя вполне приемлемы и значительно лучше отечественных электричек.

На вокзалах и в метро, как правило, есть лифты, поэтому, если у Вас много вещей, не торопитесь таскать их на себе вверх и вниз - смело идите на лифт и пользуйтесь им (как в России лифты там не закрыты на ключ и не нужно звонить куда-то, чтобы пришел человек и открыл лифт). Возможно, там есть эскалаторы или травалаторы для багажа наверх (движущаяся лента рядом с лестницей, на которую ставишь багаж, и он поднимается по ленте).

Есть ли в поездах Европы туалеты?

Все поезда (которые я видела) оснащены туалетом, в котором, как правило, есть и вода, и бумага, и мыло, и бумажные полотенца.

На вокзалах часто туалеты платные, стоят около 0,5 евро. Платить можно наличными или картой при входе в автомат-турникет. Насколько я помню, автомат дает сдачу и можно оплачивать, например, как 0,1+0,2+0,2 евро.

Если хочется сэкономить, дождитесь своего поезда и воспользуйтесь туалетом бесплатно.

Хинт. Часто туалет на крупном вокзале дает чек, который можно предъявить в кафе на вокзалах как ваучер, чтобы зачесть эти 0,5 евро в счет оплаты покупки. Так, например, если покупка на 5 евро минус 0,5 евро за туалет, за еду нужно заплатить 4,5 евро. Подробная информация об этом предложении находится непосредственно в самом туалете - на двери. Возможно, где-то есть какой-то стенд или буклет о том, где действует скидка.

Как ехать в поезде с ребенком?

В отдельных поездах есть специальные зоны для детей, где дети могут свободно играть, ползать, бегать и не мешать остальным пассажирам.

Как ехать в поезде с собакой? Или, наоборот, без животных?

Как правило, в поездах можно перевозить домашних животных рядом с собой. В Норвегии при покупке билета можно было дополнительно указать, нужен вагон с животными или нет. Я выбирала вагоны с животными. В итоге ехала в вагоне с несколькими собаками.

Как перевозить велосипеды?

В Европе не только в поездах, но даже и в автобусах есть возможность перевозить велосипеды. Нужно уточнять такую возможность при выборе рейса и дополнительно оплатить провоз велосипеда (bicycle).

Что такое первый или второй класс?

Поезда (вагоны, зоны в них) имеют класс комфортности: первый класс и второй класс. Второй класс вполне приемлем для перемещения, им пользуются практически все пассажиры. Первый класс в местных поездах практически как второй. Там может быть меньше людей, шума, стоять столики и т.п.

Класс вагона или зоны в вагоне помечается цифрой.

Нужно ли предъявлять билеты?

В отличие от России, вход на любой перрон и в любой поезд беспрепятственный, никакие документы или билеты предъявлять при входе не нужно. Как правило, продаются обычные билеты без места - это означает, что пассажир может занять любое свободное место в поезде по своему усмотрению. Главное, войти в зону вагона своего класса (если купили билет 2 класса, то ехать вторым классом).

Билеты без указания места в вагоне (могут быть разного формата, в т.ч. распечаны на принтере)

Билет, в котором указано место (билет + резервирование)

Для велосипедистов места, как правило, рядом со входом в вагон. Там могут быть специальные крепления для велосипедов.

Также недалеко от входа бывают места для инвалидов, эти места желательно не занимать, а садиться на свободные обычные места.

Во время движения поезда к пассажирам по очереди подходит контролер (а может и не подойти) и попросить предъявить билеты. На билетах он сделает отметку с датой и временем проверки. Может так получиться, что разные контролеры поставят несколько отметок, например, если вы пересекли границу государства, если ехали в разных поездах и в других случаях.

Билет с несколькими отметками контролеров (вертикально) (отметки ставили и чехи, и немцы)

Может потребоваться предъявить банковскую карту, с которой был куплен билет (если он покупался картой), карта должна принадлежать одному из пассажиров. В связи с этим лучше всего заранее убедиться, нужно ли предъявлять карту при покупке билета и покупать билеты со своей личной карты или за наличные деньги.

Проводники отслеживают, кто входил в вагон и после каждой остановки могут проходить поезд и проверять проездные билеты у вновь вошедших пассажиров. То есть дергаться при каждом входе контролера в вагон не нужно, если ему будет нужно - он подойдет сам. Но все билеты и карты можно приготовить заранее, особенно если с иностранным языком не дружите.

Как входить и выходить из поезда?

В Европе поезд (и метро, и трамвай) не открывает все двери на каждой станции, нужно нажать кнопку или повернуть ручку для открывания двери. На станции, когда поезд остановился, поезд разблокирует двери, можно нажать на кнопку (она станет зеленой) и двери откроются. Если кнопка дает красный сигнал, возможно, двери еще не разблокированы, нужно нажать попозже. Кнопки в вагонах как внутри, так и снаружи.

Есть старые модели поездов, там различные ручки, которые нужно крутить, чтобы открыть дверь. Как правило, по популярным направлениям поезда новые, то есть с кнопками.

Нужно ли компостировать билет?

Отдельные билеты - да, нужно компостировать. Они, как правило, влазят в компостер и на них есть стрелочки и соответствующий текст. Когда есть возможность, я предпочитаю покупать билеты на целый день, их компостировать не нужно (если дата на билете уже стоит), можно входить и выходить из поездов по направлению, пересаживаться, выбирать любой поезд из расписания.

То есть, нужно ли компостировать билет, желательно уточнить при покупке, читая информацию по конкретному билету. Скорее всего, внутригородской транспорт и электрички S-Bahn и подобные нужно компостировать, а региональные поезда (в российском понимании тоже электрички) компостировать не нужно, т.к. там дневные билеты.

Компостер (нужно просто засунуть билет в него)

На билетах могут быть стрелочки и текст, призывающий компостировать билеты

Но можно купить билет, который действует в течение какого-то дня (его компостировать не нужно)

Компостеры на ж/д стоят внизу до подъема на перрон или на перроне. В автобусах, трамваях и проч. - в самом транспорте. Если компостер не работает, то впишите ручкой дату и время входа в поезд.

На всех крупных вокзалах есть зоны или помещения с информацией для туристов. Даже так: есть консультанты в центре вокзала + помещение, где можно купить, обменять билеты и также задать вопросы. Консультанты, как правило, отвечают на какие-то простые вопросы типа: где находятся платформы, как пройти к поездам и т.п., а в офисах можно купить билеты и получить расписание.

В Чехии мне распечатывали расписание движения поездов по направлению между городами, а во Франции и Австрии - давали мини-буклетики с расписанием по направлению. Такие буклетики могут лежать в зоне общего доступа и можно прийти на вокзал и взять их.

Для уточнения движения поездов в текущий момент, как и в России, можно смотреть табло. В Германии платформы известны заранее, но иногда могут меняться. В других странах у меня были поезда, выходы на платформы к которым нужно было ждать, как в России, на табло. Только в отличие от России на вокзале по громкой связи не объявляются ни платформы, ни начало посадки, ни завершение посадки. Смотреть за этим всем нужно самостоятельно.

Как правило, одно большое табло находится в центре вокзала + мониторы могут быть развешены по вокзалам, находиться в крупных магазинах, кафе и т.д.

Совет! Если боитесь потерять поезд, лучше приходить на вокзал заранее и заранее посмотреть, где какие платформы находятся. Когда узнаете свою платформу, сразу пойдете на нее.

Что такое резервирование места и нужно ли его делать?

Покупая билет на обычный поезд в Европе, вы покупаете возможность ехать в поезде на любом свободном месте своего класса. Как правило, все поезда полупустые и проблем с местами нет вообще, однако есть направления или даты, когда поезда забиты под завязку и найти место трудно. В этом случае стоит купить резервирование места в поезде. Стоит это, как правило, недорого.

Когда стоит покупать резервирование места?

  • В пятницу вечером, в выходные, т.к. местные любят местный туризм и иногда кажется, что они выезжают на отдых целыми городами.
  • По особо популярным направлениям в высокий сезон, скажем, и т.п.
  • Когда ехать нужно далеко, например, 5 часов и не хочется дергаться, пересаживаясь с места на место.
  • Когда у вас много вещей или вы едете компанией или с детьми и хотите ехать все вместе, а не по 1 человеку в вагоне, на разных местах.
  • Когда есть предпочтения по месту у окна или нет, за столом, с собакой, с велосипедом, с ребенком и т.п.

Зарезервировать место можно вместе с покупкой билета - на сайте, или в автомате, или на вокзале. Порой можно купить резервирование места отдельно - нужно уточнять на сайте ж/д заранее. В Германии это точно возможно.

Где оставлять багаж в поезде?

Багаж можно оставлять в начале, конце или середине вагона на багажных полках (что я всегда делаю, но нужно пораньше приходить в поезд, чтобы там были свободные места) или на верхней полке (над креслами). Если в поезде людей мало, то можно поставить вещи рядом с собой, у соседнего кресла или прямо на нем.

Говорят ли контролеры по-английски?

Как правило, да. Их можно спросить, долго или еще ехать, сколько остановок, сейчас ли выходить на такую-то станцию и т.д.

Какой штраф за безбилетный проезд?

Не уточняла этот вопрос в цифрах, но все говорят, что сумма весьма существенная. Проверять мне не хочется. Но есть направления, по которым у меня ни разу не проверяли билета.

Можно ли ходить из вагона в вагон?

Да, до начала движения поезда и во время его движения, можно спокойно ходить из вагона в вагон. Двери открываются или автоматически (вверху датчик присутствия), или нажать на кнопочку, или дернуть вправо ручку - есть несколько модификаций вагонов. Ясно одно - перемещаться между вагонами просто. Например, в поисках свободного места, в поисках проводника (задать вопрос), в туалет соседнего вагона, в вагон-ресторан, бистро, если таковые есть в поезде.

Есть ли у вас еще какие-то вопросы? Хотите дополнить статью? Пишите в комментариях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: