Катание на байкале по льду. Зимний байкал на коньках. Не входит в стоимость

Второй поход на коньках:

Самое главное — это осознать, что все возможно и не боятся осуществить мечту. После чего нужно грамотно спланировать маршрут, подготовить снаряжение, подготовиться физически, найти надежных попутчиков, научиться уверенно кататься на коньках, и тогда вы получите огромное удовольствие от похода по Байкалу — самому большому в мире катку.

Когда ехать?

К середине января обычно замерзает север Байкала и Малое море, а к началу февраля покрывается льдом оставшаяся часть Байкала, оставляя не замерзшим лишь небольшой участок в районе истока Ангары. Сроки могут варьироваться. Начинает освобождаться ото льда в конце апреля-начале мая.
Кататься на коньках по льду можно с середины января до апреля (опять же зависит от местоположения — север или юг, в апреле уже становится опасно). При этом не стоит выходить на лед сразу после того, как Байкал замерз — лед еще тонкий и постоянно трескается, рвется. Точно так же нельзя выходить на лед, когда после потепления он меняет свою структуру, теряя прочность.
На мой взгляд, лучшее время для путешествий по Байкалу – это конец февраля – начало марта. Еще не слишком тепло, чтобы начал портиться лед (он мутнеет и образуются трещинки-кружева), и уже не слишком холодно.
Толщина льда в это время может достигать 50-100см и более.

Куда ехать?

До Иркутска можно добраться на поезде (долго) или на самолете (дорого). Если очень повезет, то билеты на самолет можно купить за 10 т.р. туда-обратно (Москва-Иркутск-Москва). Нам не повезло — билеты начали дорожать и мы купили за 7 т.р. в один конец, а потом билеты подешевели на несколько дней до 5 т.р.

Есть некоторые нюансы по посещению заповедников и нацпарков.
— Прибайкальский нацпарк. Граница по воде в нескольких метрах от берега.
Недавно приняли антинародный закон, обязывающий получать платное разрешение на посещение нацпарка. У нас не возникло никаких проблем с работниками нацпарка, но по информации отсюда это вскоре исправят, и проблемы будут.
— Байкало-Ленский заповедник. Несколько метров от берега.
— Забайкальский нацпарк. Граница (если верить схеме с официального сайта) – несколько километров от берега. Заповедные зоны – Святой нос (южная и северная оконечности) и Ушканьи острова.

Многие договариваются о ночлеге на кордонах нацпарков/заповедниках, на метеостанциях.

Если хотите теплых ночевок, то можно ночевать на турбазах, в зимовьях (только надо заранее узнать, действительно ли зимовье, отмеченное на карте, существует). Дрова есть почти везде (проблемы с дровами могут возникнуть от Усть-Анги до Ольхона и на самом Ольхоне. Смотрите на картах безлесные участки.

При планировании маршрута лучше всего пользоваться картами генштаба либо картами отсюда (правда привязка многих объектов неточная).

Если ехать не напрягаясь и все смотреть по пути, то можно закладывать 25-30км в день. Тем более есть вероятность выпавшего снега, плохого льда, торосов. Все это сильно замедляет движение. Волокуши по снегу заметно тормозят.
Если бы ехал один, то закладывал бы километров 50-60 при условии хорошей физической формы (меньше времени на сборы, меньше остановок, едешь в своем темпе).

Чтобы было от чего отталкиваться, приведу данные по скорости. Для меня комфортной скоростью без ветра по гладкому льду была в районе 15км/ч, правда, я бы наверное не стал в течение всего дня держать такую скорость. Максимальная– 27км/ч, и 24км/ч толкаясь только палками. Все с волокушами. Без волокуш удалось разогнаться 35км/ч по ветру, быстрее уже не позволяет конструкция коньков — ботинки начинают цепляться за лед. В общем-то, схоже с моей скоростью передвижения на гоночных беговых лыжах налегке в ненапряжном темпе, ну чуть помедленнее. Если техника езды и физуха не ахти, то скорость будет ниже, у меня по лыжам 1 разряд, техника езды на лыжах напрямую влияет на скорость катания на коньках с палками.

Опасности:

1) Торосы.

На мой взгляд – это одна из самых опасных вещей, с которыми можно столкнуться на зимнем Байкале. Когда идешь по ним с тяжелым рюкзаком (и даже без оного), можно упасть и сломать/повредить ногу (и не только ногу). Даже когда идешь в ледоходах, нет уверенности в том, что не соскользнешь. Явно не хватает кошек. Скользко. Некоторые льдины торосов двигаются, когда на них наступаешь, ломаются под ногами.

2) Сильные ветра до 20-40м/с. Низкие температуры. Ветер всегда разный – встречный, попутный, боковой, иногда штиль.

С погодой может повезти, а может и нет. В первом походе в середине марта самое холодное было в районе -12 градусов ночью, но могло быть и -30. Днем была и плюсовая температура. Во втором походе с конца февраля по начало марта было существенно холоднее — до -15 днем и до -28 ночью. Так что, если собираетесь в поход не позже середины марта, то будьте готовы к -30 ночью. Если поедете в январе-феврале, то наверняка будут морозы до -30 -40 градусов как ночью, так и днем. Подробный архив погоды есть на rp5 .

Обязательна ветрозащитная одежда — брюки, куртка с капюшоном, маска, закрывающая нос и рот, шапка, балаклава, перчатки (если куртка с капюшоном, то балаклаву и шапку можно без ветрозащиты). Обязательно теплая куртка — лучше пуховка. Рекомендуется вторая обувь для бивака (может еще пригодиться, если промочите основную). Перчатки (минимум пара комплектов), варежки, носки. В интернете можно найти кучу информации по снаряжению для зимних походов (лыжные походы, несложные восхождения). Одежда для походов по Байкалу примерно соответствует такой раскладке.

Теплый спальник или 2, лучше синтетика. На низ — два ижевских коврика / надувашка / ижевский коврик+надувашка

Для меня оптимальным набором одежды стал:

1. Трекинговые ботинки с мембраной (ходовые и для стоянки). Лучше брать для стоянки отдельные теплые ботинки, либо утепленные бахилы, но мне хватило одной пары. Главное на ночь убирать ботинки в спальник, чтобы они были утром теплыми и чуть-чуть просохли.
2. Носки Polartec 200 (для стоянки). Можно шерстяные носки.
3. Носки трекинговые очень теплые (ходовые, не воспользовался)
4. Носки трекинговые тонкие — 2шт (ходовые)
5. Носки трекинговые средней толщины (ходовые)
6. Фонарики (на случай снега)
7. Варежки теплые (вместо них можно верхонки)
8. Перчатки легкие с утеплением на тыльной стороне ладони
9. Перчатки теплые горнолыжные
10. Очень тонкие флисовые перчатки (утепляющий слой, продается в Декатлоне)
11. Очень тонкая флисовая шапка (утепляющий слой, продается в Декатлоне)
12. Шапка ветрозащитная Polartec Windbloc
13. Шапка теплая Polartec Power Stretch/Classic 200
14. Ветрозащитная маска на лицо
15. Тонкая балаклава
16. Бафф
17. Брюки-самосбросы ветрозащитные (ходовые)
18. Брюки утепленные с термофайбером (для стоянки)
19. Тонкая терма низ
20. Брюки теплые Polartec 100 (утепляющий слой на холодную погоду)
21. Пуховка
22. Куртка мембранная ветрозащитная
23. Куртка-флиска Polartec High Loft (почти аналог Classic 200, только чуть теплее и легче)
24. Флиска Polartec 100
25. Тонкая терма верх
26. Футболка х/б
27. Трусы Polartec Power Dry тонкие

Общий вес одежды без учета ботинок — 5 кг. Если вы мерзляк, то лучше взять еще что-нибудь. Особенно это касается второй пары обуви.

Спальник — Marmot Trestles 0 Long. Очень теплый, но тяжелый.

3) Трещины.

Весь Байкал буквально пронизан трещинами. Крупные (шириной от 10см) встречаются относительно редко, в основном это трещины толщиной от человеческого волоса до пары сантиметров. Редко встречаются участки размером больше 2х2 метра, где нет ни одной трещины. Можно очень неудачно въехать в узкую трещину, идущую параллельно движению, и конек может застрять (и даже сломаться), моментально вас остановив. Поэтому особенно аккуратно нужно ехать в том случае, если выпадет снег, так как трещины могут быть не видны.

Открытые трещины в основном достаточно узкие. Желательно, чтобы кто-то подстраховывал при их прохождении. Если ширина трещины метра два, то тут уже надо что-то придумывать. Некоторые используют доски, чтобы через них пройти. Чаще всего очень широкие трещины встречаются при пересечении Байкала с запада на восток, которые, впрочем, где-то могут сузиться, если ехать вдоль. Если вы знаете, как нужно переходить широкие трещины, напишите мне, я добавлю эту информацию в FAQ.

Если ночуете на льду — внимательно выбирайте место под палатку. Ни в коем случае не ставьте палатку на «припое», ночью лед может разорвать вместе с палаткой. На Хобое в 10 метрах от нашей палатке разошелся лед, образовав 30 см трещину. Лучше всего ставить палатку на «черный» лед. Там, где очень тоненькие трещинки. И наверное вдоль припоя, чтобы уж наверняка в случае чего лед разошелся не под палаткой, а рядом.

4) Тонкий лед и пропарины.

Пропарины — это полыньи, образующиеся вследствие воздействия теплых ключей (м. Кадильный, м. Крестовский, м. Ухан, Ушканьи острова, Нижнее Изголовье Святого Носа). В этих местах нельзя подходить близко к берегу. И вообще всегда будьте аккуратны при подходу к берегу — в районе камней (особенно весной) лед подтаивает и утончается или отсутствует. Следите за цветом льда: если впереди вас он вдруг резко меняется, то лучше сбавить скорость.

5) Солнце.

Можно легко обгореть — солнечные лучи прекрасно отражаются от поверхности Байкала. Берите солнцезащитный крем и обязательно очки/горнолыжную маску.

6) Дикие животные.

На восточном берегу вероятность встретить диких животных в разы больше, чем на западном. Бывалые говорят, что нужно брать хотя бы минимум защиты – фальшфейеры от медведей шатунов. Тем не менее вероятность их встретить мала.

7) Треск и грохот льда.

Это скорее не опасность, но все равно лучше об этом знать заранее.

Байкал периодически издает звуки, которые окружают со всех сторон – вокруг, под тобой – раздается треск, грохот, бульканье, звуки ударов огромных льдин друг о друга. Это нормально и бояться не стоит.

В нашем походе Байкал был особенно разговорчив через 1-2 часа после заката, поздно ночью он засыпал, и затем снова просыпался сразу после рассвета. Днем Байкал неразговорчив, лишь изредка может раздаваться мощный треск проседающих под тобой льдин. Это происходит, когда подъезжаешь к большой «живой» трещине, которая то замерзает, то снова обнажает воду.

Довольно часто, когда катишь вечером, ставишь конек на лед, а из-под него моментально расползаются тоненькие трещинки толщиной с волос и глубиной несколько сантиметров. Обычно это отдельные трещинки, а иногда — целая паутина. При этом слышен характерный треск, который поначалу немного пугает от неожиданности. Что удивительно, достаточно длинные (от нескольких метров) трещины могут пронизывать лед полностью, а еще могут быть только на поверхности глубиной несколько сантиметров. Лед настолько прозрачный, что, когда под тобой образуются трещины глубиной 2-5см, кажется, будто это и есть истинная толщина льда, в первый момент даже становится жутко, но потом понимаешь, что здесь толщина льда 50см (в этом году лед встал поздно, поэтому лед тоньше, чем обычно). Неглубокие трещины могут быть даже в толще льда, не затрагивая ни поверхность, ни дно льда, идут они параллельно поверхности.

И теперь самое интересное — специальное снаряжение.

Коньки.

Следует понять, что поход на туристических коньках с использованием палок по Байкалу схож походу на лыжах коньковым ходом! Техника абсолютно такая же!
Прозвучит немного странно, но для похода на коньках по Байкалу нужно готовиться на лыжах, а не на коньках. Хотя на льду все равно надо уметь стоять, не бояться

Рассмотрим варианты коньков для походов по Байкалу:
1) Хоккейные, фигурные, беговые. Это плохой выбор для похода. Ниже объясню почему.
2) Специальные туристические:
а) с креплением под треккинговый ботинок
б) с креплением под лыжный ботинок.
Сама основа одинаковая, отличаются только креплением. У нас были с креплением под треккинговый ботинок.

Чем хороши такие коньки?
Скорость, устойчивость и самое главное – проходимость. Туристические коньки благодаря конструкции носка съедают большие трещины и неровности, на которых в обычных коньках (особенно фигурных и хоккейных) вы будете летать мордой об лед.
Их легко снять и снова надеть, чтобы пройти торосы, не переобуваясь.

Треккинговые ботинки должны быть высокими и жесткими. Лучше брать ботинки демисезонные без утеплителя, т.к. утеплитель будет отсыревать и в походе его не просушить. Намного проще менять носки, чем высушить ботинки с утеплителем. У меня были треккинговые ботинки с мембраной на 1 размер больше. В тонких носках до -15 во время езды было тепло.

Как я уже говорил, вы будете катить как на лыжах коньковым ходом, поэтому мое мнение (и не только мое) такое – коньки с креплением под лыжные ботинки подойдут лучше, чем под треккинговые. К тому же лыжные ботинки намного проще снять с коньков, чем треккинговые, что удобно при переходе торосов пешком. Ищите туристические лыжные ботинки с прочной и цепкой подошвой, чтобы в них можно было ходить по торосам, и может даже по камням, чтобы не переобуваться, когда хочется ненадолго выйти на берег что-то посмотреть. Ботинки должны быть обязательно высокими под конек, с поддержкой голеностопа. Крепления тоже коньковые (не универсальные), обязательно с жесткой резинкой (флексором) – SNS, NNN серий Skate. Берите механические, так как автоматические выстегивать намного сложнее, особенно если обледенеют. SNS Pilot лучше не брать – больше шансов повредить штырьки креплений ботинок, больше шансов зацепиться и упасть, чаще будут забиваться снегом и льдом.

Коньки бывают разной длины – 45, 50 и 55см. Мне так и не дали однозначного ответа, какая длина лучше. У Isvidda длина лезвий позиционируется в зависимости от размера ботинка. Причем если на большой ботинок (от размера 44 евро) можно надеть коньки любой длины, то на маленький ботинок только 45см.
У меня коньки с лезвием 55см. Все хорошо, но пешком с длинными лезвиями ходить хуже (например, иногда нужно перейти закрытые трещины, небольшое поле невысоких торосов, островки снега). Поэтому лучше взять коньки с лезвиями покороче.
Могу порекомендовать коньки фирм Isvidda и Lundhags. Первые – дешевле, вторые – дорожи, но лучше, сделаны более качественно, и, судя по лезвию, в них лучше ехать по снегу. Мы заказывали коньки Isvidda Multiskates из Швеции (ссылка чуть ниже), обошлись в 3800р. (вместе с доставкой).

На фото коньки с лезвиями 50см.

Коньки быстро затупляются. Это немного раздражает, но не сильно критично.

Центровка лезвий: сзади – по центру пятки, спереди – между большим и указательным пальцем. Крепление под пятку рекомендуется поджать под размер ботинка таким образом, чтобы ботинок плотно сидел, и пятка не выскакивала.

Палки.

Можно конечно катить без палок (если у вас не туристические коньки, заточенные под лыжный ход), но с ними все же проще.

Кому как нравится, но мое мнение – ростовка под конек, то есть рост минус 15±5см. Толкаться будете эффективнее, чем с короткими палками. Хотя новичкам может показаться проще с более короткими.
Единственный минус – с длинными палками менее удобно идти пешком, через торосы например.
Можно треккинговые палки, но желательно с заостренными наконечниками, как у лыжных палок, т.к. они больше подходят для льда. Наконечники должны быть обязательно заточенными твердосплавными – победит, карбид. Можно купить недорогие палки с обычными стальными наконечниками, а лапки заменить на лыжероллерные опоры (лапки), наконечники которых сделаны, как правило, из победита.
Для замены потребуется:
1) Фен (желательно промышленный), чтобы нагреть и снять лапки. Также можно попробовать поместить в горячую воду.
2) Термопистолет, которым нужно будет нанести термоклей на палки, и потом сразу же насадить лапки (опоры).
3) Если посадочный диаметр лапки (опоры) больше диаметра палки, то можно обмотать палку пластырем, прежде чем наклеивать лапку.
Материал палок – алюминий или титан. Никакого карбона и стекловолокна – сломаете при первом же падении.

Ручка палок желательно пробковая — лучше сцепление, рукам теплее. Темляки палок желательно быстросъемные (клипы). Особенно актуально, если много фотографируете. Стоит брать полноценные темляки с полным захватом кисти, то есть не просто одна стропа.

Мне очень понравились палки KV+ Alu Snow Clip — палки с быстросъемными темляками. Мне, как фотографу, было очень удобно за секунду отстегивать руку с темляком от палок. Аналогичные палки — Leki Crosslite.

Волокуши/сани.

Волокуши постоянно колбасит из стороны в сторону, но это намного лучше, чем везти рюкзак за плечами. Вес волокуш практически не ощущается, если катить по гладкому льду. Но на снегу все же вес становится заметен — волокуши тянут назад.

Рыбацкие или туристические. Под размер рюкзака, в принципе можно чуть меньше.
Вот отличный вариант крепления рюкзака к саням — ТЫЦ . На мой взгляд вполне достаточно двух поперечных строп при длине саней до 100 см, продольные стропы делать не обязательно.

Я хотел купить туристические сани Арктика, но потом жаба задушила – обошлись бы в 1,5т.р., рыбацкие я взял за 450р. По опыту второго похода могу сказать, что Арктика намного лучше справляется с неровным льдом и торосами, чем рыбацкие сани. Такие сани были у двух участников нашей группы, и они переворачивались гораздо реже. Но и весят на 1,5 кг больше. Сани синего цвета лучше — там немного другой материал.
Длина веревки – 3-5 метров, толщина в районе 5мм. Длиннее – плохой контроль, короче – тоже неудобно. Мне было нормально с веревкой длиной 3-4 м.
Лучше использовать одинарную веревку с креплением к поясу/ремню через карабин (с двумя веревками цепляются палки). У меня был самосшитый ремень из 50мм стропы с трезубцем. Лучше сшить сразу две стропы. Удобно, легко отстегивать (это важно, особенно если вдруг провалишься в воду). Можно воспользоваться поясом от рюкзака. Кому-то нравится крепление веревок на плечи — говорят, что так проще управлять санями. Не знаю — не пробовал.
Бывалые рекомендуют сани с основой из горных лыж/сноуборда. Они катят лучше, чем пластиковые.

Волокуши реагируют на ваши движения с определенным временным лагом, поэтому их кидает из стороны в сторону, иногда переворачиваются.
Особенно аккуратно на торосах (на проезжаемых узких трещинах). При езде на большой скорости сани могут резко воткнуться в торос и моментально вас остановить, что скорее всего закончится падением на спину, можно вдобавок сломать сани, особенно на морозе. Точно так же ваши волокуши может остановить островок снега.
Будьте внимательны при сильном попутном ветре — сани могут уехать вперед вас и влететь в трещину.

Защита.

Не надо ей пренебрегать! Мое мнение: взять наколенники, налокотники и шлем. Привыкнуть к конькам и неровностям, а потом, если уж очень хочется, можно снять. Хотя не рекомендую. Падать больно – я сильно отбил локоть (взял только наколенники), один раз падал на спину головой на шлем.

Остальное специфическое снаряжение и запчасти.

1) Топор. Помимо прямого назначения – добывать лед для растопки.
2) Запасные коньки (пара или хотя бы один). Существуют реальные шансы сломать.
3) Запасная треккинговая палка (я бы не стал брать, но у нас был случай поломки палки).
4) Запасная лапка для палок.
5) Веревка 5-6мм. Может использоваться как запаска, а также на случай, если кто-то провалится под лед. Для этих целей желательно сразу нацепить на нее карабин, чтобы проще было кидать веревку против ветра.
6) Ледобуры (чтобы ставить палатку на льду). Достаточно одного, чтобы не брать лишний груз. Насверлить дырок под острым углом, колышки будут держаться. Если не будут, то можно залить водой, которая вскоре замерзнет. Правда утром придется поработать топором, чтобы их вытащить.
7) Спасалки, или шильца (средство самоспасения при падении в воду, больше актуально для начала сезона, продаются в рыбацких магазинах).
8) Очки/горнолыжная маска, солнцезащитный крем.
9) Ледоходы, чтобы не скользить на льду и торосах (надеваются на обувь, продаются в рыбацких магазинах), либо вкрутить саморезы в ботинки (важно, чтобы саморезы не помешали крепить ботинки к конькам).

Особенности передвижения по плохому льду.

1) Очень плохой лед, торосы, глубокий снег:
— пешком без коньков.
2) Плохой лед, неглубокий снег. При толчке коньком запинаешься.
— либо пешком без коньков, либо толкаться только палками. Лезвия туристических коньков прекрасно кушают неровности.
3) Островки снега длиной 1-5 метров
— предварительно разогнаться, непосредственно перед снегом прекратить толкаться ногами. Слегка приподнять носы коньков, перенести вес на пятки, можно толкаться палками.

Регистрация группы в МЧС.

Не лишним будет зарегистрировать группу у спасателей в ФГУ «Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России» . Кроме указанных способов регистрации у МЧСников можно также зарегистрироваться у них непосредственно в МРС. 7) Американский магазин и шведский магазин — там можно купить туристические коньки.

Кроме Байкала можно ходить в походы по озеру Хубсугул в Монголии. Кто-нибудь знает, какие еще озера подходят для походов на коньках?

Если есть что добавить или заметили какую-то неточность — пишите!

В котором рассказывает, почему внутренний туризм – это тоже круто. Отправился в зимний поход на Байкал, чтобы доказать себе, что не до конца сроднился с теплым офисным креслом и монитором.

Я шел по автомобильной дороге в направлении Сахюрты и с трудом верил в происходящее. Еще вчера я сидел на работе перед монитором, общался с потенциальными покупателями, а сейчас спину оттягивает новенький рюкзак на 85 литров, от Байкала меня отделяет десять километров, и мой первый в жизни поход стартовал.

Путешествие началось в аэропорту Иркутска. Хотя нет. Началось оно задолго до этого, еще в тот момент, когда я наткнулся на статью с ярким заголовком: «Байкал – самый большой каток на планете». Одна фраза поселила навязчивую мысль и предопределила знакомство с великим озером.

Самое глубокое озеро

У меня не было походного опыта, поэтому на первых порах затея пугала и казалась нереализуемой. Но чем больше я читал и смотрел фотографии, тем больше крепла уверенность, что я буду там. Во «Вконтакте» нашел пермскую тургруппу, которая планировала проехать на коньках по самым живописным местам Байкала, списался с инструктором группы и договорился, что присоединюсь к ним. Мне пообещали дать в аренду специальные коньки, палки и волокуши, поэтому оставалось только купить походный рюкзак и теплую одежду.

В результате путь до турбазы занял 22 часа. К берегу озера я добрался уже после захода солнца, вдыхая морозный воздух полной грудью. На базе познакомился с ребятами, с которыми предстояло прожить бок о бок 10 дней. Весь вечер пели песни под гитару и пили горячий чай. Встав пораньше, отправился встречать первый байкальский рассвет. Было холодно. Когда горы вдали окрасились в розовый, и на небо выскользнуло солнце, в голове замелькали мысли о завтраке и намеченном на сегодня выходе через Ольхонские ворота к великим просторам самого глубокого озера на планете.

После завтрака вышли на озеро, и я впервые за год встал на коньки. Потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к технике хода: движения здесь скорее напоминают лыжные, приходится отталкиваться палками, без которых ехать мешает ветер. Воодушевленные, мы помчали по проливу Ольхонские Ворота к основной акватории Байкала. По дороге слышали треск льда. Звук громкий и глухой. Когда он раздавался в непосредственной близости, становилось не по себе. Ближе к оконечности Малого Моря встретили полосы торос – нагромождений обломков льда, которые с одной стороны переливались в солнечных лучах как хрусталь, а с другой – играли всеми оттенками голубого цвета. Рядом с торосами попадались и широкие трещины во льду, где стояла открытая вода. В одну из таких едва не провалился Слава, чем многих здорово перепугал. Каждый год под лед Байкала уходит с десяток автомобилей. Вместе с провалившимися машинами ежегодно гибнут и люди. Мы уже слышали о подобных случаях, но в ходе похода услышим их еще не раз. Когда солнце спряталось за высоким скалистым берегом, похолодало – пришло время вернуться на базу.

«По дороге слышали треск льда. Звук громкий и глухой. Когда он раздавался в непосредственной близости, становилось не по себе»

От переживаний предыдущего дня плохо спал. За окном шел снег. На озеро мы вышли с рюкзаками, провиантом и волокушами: ожидался переход на новую базу. Первое время ехал на коньках, но карабин, к которому пристегнул волокушу, дергал за плечи, а наст тормозил движение. Пешком перемещаться оказалось гораздо комфортнее. Вскоре наша группа обогнула полуостров Удан-Хада, и на горизонте замаячили горы. Складывалось ощущение, будто до них минут 15-20 ходу, но головой понимаешь, что идти по меньшей мере километров 5.

Дальше наш курс пролегал между скалистыми островами Большой и Малый Тойнак. На первый решили подняться и оценить виды. На острове растет одно дерево и пара кустарников, встречаются фактурные обнажения пород и рукотворные «пирамидки». Названия островов происходит от бурятского «тойног», что означает «коленная чашечка». И правда, они выступают над поверхностью озера, как две коленные чашечки – с берега это станет отчетливо видно. Как только возобновили путь, усилился ветер, разыгрался снегопад. Когда очертания туристической базы стали хорошо различимы, горы устремились вверх и начали расти с удивительной скоростью. Мы вышли на берег и медленно пошли вверх по склону.

У одной из девушек поднялась температура, многие устали, и общий настрой испортился вместе с погодой. В домике было холодно, дул сквозняк. Прогноз обещал, что снег затянется на несколько дней.

Место, где рождается самый мощный ветер Байкала

Вечером небо прояснилось, хотя еще недавно вершины гор утопали в облаках. Ночь выдалась звездная, но темная. Мы снова пели под гитару часов до трех, и наутро было тяжело просыпаться. В этот день мы отправились исследовать долину реки Сарма – место, где рождается самый мощный ветер Байкала. Через Хужир-Нугайский залив по дельте реки перешли в Сарминское ущелье. Там пели птицы, а лучи солнца играли на снегу – явственно ощущался приход весны. Я представил, как скоро в долине зажурчат ручьи, как вспыхнет буйство первой зелени, и на душе стало светло от мыслей, что природа просыпается. Само ущелье тесно зажато горами и прячется в тени, а замерзшая река образует ледяной желоб, по которому на коньках можно перемещаться с трудом – преодолевая многочисленные разломы и полыньи. Давно заметил, что примерно в середине путешествия наступает момент, когда испытываешь особую тоску по дому. Для некоторых этот момент настал, и на обратном пути ребята рассказывают о своих детях.

За ночь намело снега, и он продолжал падать крупными хлопьями, пока мы собирались в переход. Из-за снегопада с высоты базы не был виден Байкал. Ближе к полудню спустились на озеро и направились вдоль берега в сторону деревни Курма. На этот раз волокуша стала проблемой: она уже не скользила, как во время первого перехода, и ее приходилось с силой тащить за собой по снегу, который местами образовывал сугробы. Усилился ветер. Шли практически без остановок, а те остановки, которые были, стали совсем короткими – уже через минуту без движения замерзаешь. Часами не менялся пейзаж: идешь с закрытыми глазами, открываешь – перед тобой сплошная белая пелена – снегопад. И так до захода солнца. Уже в сумерках заселились в маленький двухэтажный дом. Позади 20 километров пути. Все устали и расстроены. Прогноз погоды неутешительный.

«Часами не менялся пейзаж: идешь с закрытыми глазами, открываешь – перед тобой сплошная белая пелена – снегопад. И так до захода солнца»

Ночью выл ветер. Я неоднократно просыпался – снилось что-то тревожное. После завтрака вышли на озеро и обрадовались: местами лед был чист от снега и стало возможным перемещаться на коньках. Солнце часто выглядывало из-за облаков и палило нещадно. Так, что до острова Ольтрек я доехал в толстовке, а до Огоя в одной футболке. Огой – крупнейший остров в Малом Море Байкала, и некоторые специально приезжают на озеро ради него, считая Огой местом силы. По расщелине мы поднялись на остров, и впереди, на самой высокой его точке, белым пятном замаячила буддийская ступа – Ступа Просветления . Мы устроили привал, попили чай и в хорошем настроении поднялись по склону. Сверху открылись завораживающие виды. Девочки принялись медитировать. В таких местах ощущаешь единение со всем окружающим и хочется это чувство забрать с собой.

От ступы спустились на озеро по пологому склону, обогнули остров с юга и дошли до знаменитого мыса Дракон – его западной оконечности. Острый мыс резко выдается вперед и выглядит эффектно. Скала так популярна у фотографов, что люди с камерами приезжают сюда поодиночке и группами, а в метрах от нее образуется парковка из автомобилей – сделать кадр без людей проблематично. От мыса двинулись к Ольтреку. Это небольшой скалистый остров, где, по легендам, раньше хоронили шаманов. Из-за вытянутой формы, напоминающей рептилию, его сравнивают с крокодилом, плывущим по озеру. Там мы поднялись на вершину, возвышающуюся над Байкалом метров на 30 и проводили отблески заката, разгоревшегося за горами. При спуске нашли сквозной грот, поросший сосульками и поползали в нем на животе. Возвращались на базу уже в темноте. Стало холодать, и под ногами затрещал лед, издавая звуки, похожие на выстрелы.

Снегопад

Снег шел всю ночь. Он шел и утром, пока мы завтракали, шел, когда выходили на озеро. Шел, когда шли мы, и впоследствии не прекращался целый день. Четверо из нашей группы не отправились в этот переход – нашли машину в соседней деревне и поехали на ней. Самые тяжелые вещи взяли с собой, чем здорово облегчили путь каждому. Вскоре после выхода, за снежной пеленой, точно мираж в пустыне, показался Замогой – таинственный остров, где когда-то последние дни доживали больные проказой. Вид цели впереди подстегивал, что помогло пройти первые 9 километров без остановок и в бодром темпе. Ребята устроили привал на торосах у острова, а я поднялся наверх. Подъем по безжизненному и занесенному снегом острову занял минут пять. На горе возвышался крест, из головы не выходил мотив песни «Наутилуса», и только ветер смог его заглушить. Он усилился на следующем отрезке пути и уже пронизывал насквозь. Мерзли руки, ныло колено. Из-за снегопада стало сложно ориентироваться и не покидало ощущение, что мы делаем крюк. В довесок, остров за спиной будто полз за нами, подобно камням в Долине Смерти, не желая уменьшаться в размерах. Когда приблизились к Ольхону, замаячили машины – параллельно острову проходит зимняя дорога. В безветренном месте отдохнули, подкрепились бутербродами и пустились в марш-бросок до Хужира. В поселок вошли во время заката. Позади осталось 30 километров пути и 8 часов в дороге. Единственным желанием осталось желание лечь и не вставать.

«Остров за спиной будто полз за нами, подобно камням в Долине Смерти, не желая уменьшаться в размерах»

Утром светило солнце. С крыши падали сосульки – капель. И это несмотря на мороз. Снег вкусно хрустел под ногами. Гуляли по поселку. Дошли и до мыса Бурхан – высокий берег мыса со скалой Шаманкой считают символом Байкала. Между тем в голове возникало все меньше внутренних диалогов на отвлеченные темы и все больше мыслей о происходящем здесь и сейчас.

Вечером, когда пели под гитару, я ощутил острое желание остановить время, запечатлеть момент в памяти, чтобы иметь возможность иногда возвращаться в домик в Хужире к этим ребятам, к этим песням и чувству совместно пережитого приключения.

Новое утро началось с раннего подъема. Не было и семи, когда мы небольшой группой пробирались через лес навстречу новому дню. Мороз стоял такой, что пробирал до костей. Планировали встретить рассвет на горе высотой 666 метров, откуда открывается панорамный вид на остров и поселок. Когда добрались до места, небо уже вовсю полыхало. Во время подъема казалось невозможным успеть на вершину раньше появления солнца – так светло было, но это оказалось ошибкой. Пришлось еще долго мерзнуть, не спасали даже две пары носков. Небо неспешно переливалось из кораллового в желтый, из желтого в белый и только потом, залив все вокруг слепящим светом, показалось солнце и резко устремилось ввысь. Случился новый день.

В этот день мы взяли напрокат велосипеды и отправились рассекать на них по Байкалу. Ехать по льду оказалось даже комфортнее, чем по асфальту, скорость набиралась быстро, а холодный воздух обжигал лицо. За пару часов успели съездить до острова Харанцы, покататься по нему и вернуться обратно – чистый кайф! На закат пришли к мысу Бурхан, где проводить очередной день собираются десятки туристов. Когда солнце скрылось за цепью гор на горизонте, а люди стали расходиться, небо налилось оранжевым, и пейзажи с одинокими деревьями на его фоне будто переносили в далекую Африку.

Слушать лед Байкала

Незадолго до полуночи пошли слушать лед Байкала. Дорогу до озера освещали налобными фонариками. Ярко светила луна, вырисовывая в ночной темноте заброшенные корабли у поселка. Глухой треск – дыхание озера – и бесконечное звездное небо над головой внушали суеверный трепет. От кораблей, несмотря на мороз, я в одиночестве пошел к Шаманке, чтобы поснимать ночные пейзажи. Величественный скалистый мыс был хорошо различим и вырастал изо льда, точно рог древнего ящера. Сверху открылся вид еще чудеснее – эту красоту сложно описать словами. Я стоял, вдыхал холодный воздух, слушал тишину и смотрел. А потом по Байкалу начали движение огни. Их свет качался на озере, словно корабль на волнах, который вскоре чудесным образом выплыл на берег и медленно двинулся вверх – это шли, освещая себе дорогу, Юра, Влада и Инна. Магический момент. Наша встреча у шаманских столбов подарила совместную дорогу на базу, уже без фонариков, под светом звезд и луны. Ночь закончилась песнями.

«Скалистый мыс вырастал изо льда, точно рог древнего ящера»

Утром на Буханке поехали к мысу Хобой – северной оконечности острова Ольхон. К группе присоединилась Настя – смелая девушка из Владивостока, путешествующая по Байкалу в одиночку. По дороге встречали десятки, если не сотни туристов из Азии. Они селятся в Хужире и большими группами обследуют окрестности. Красивые ледяные гроты, разбросанные по ольхонскому берегу, им нравятся особенно. Настя сказала, что в каждой пещере здесь сидит по десять китайцев и была недалека от истины. Чем ближе приближались к Хобою, тем крупнее становились торосы, а у самого мыса, устремленного вверх в форме клыка, и вовсе попадались льдины величиной с легковой автомобиль. Пробираться через них оказалось непростым испытанием. Сразу за мысом заканчивается акватория Малого Моря и начинаются бескрайние просторы Байкала. От этого места озеро тянется еще на 300 км на северо-восток (какие масштабы!), и я побывал здесь. 300 км. Эти расстояния удивляют иностранцев, но так знакомы нам, с детства привыкшим к дальним перелетам, к поездкам на поезде длиной в несколько суток с редко меняющимся пейзажем за окном.

Ловить уходящее солнце отправились к мысу Бурхан, где, как и вчера, собрались десятки людей. Мыс образует природный амфитеатр, зрители занимают места получше, чтобы полюбоваться завораживающим зрелищем, и в этом действе определенно присутствует сила – древняя, языческая.

По дороге на базу меня остановил мальчик с клюшкой и коньками на плече, спросил может ли пройтись со мной. Разговорились. Уставшего после тренировки парня зовут Олег, учится в первом классе. На льду Байкала играет в хоккей и выступает за команду «Противники». На восьмой день рождения родители обещали подарить ему смартфон, если он будет хорошо учиться. На том и разошлись.

Вечером был последний походный ужин, концерт местной самодеятельности с космической музыкой, напоминающей звуки байкальского льда, и разговоры о Млечном Пути, Тянь-Шане и Эльбрусе. Перед дорогой в Иркутск поспали часа три. Когда провожали ребят на поезд в Пермь, обнимались и желали друг другу всего наилучшего, я ощутил, как все путешествие становится очередным воспоминанием, набором образов, перестает быть реальностью – быть здесь и сейчас. Так закончился первый в моей жизни поход и закончилась самостоятельная история, полная впечатлений, сложностей, радостей, километров пути, музыки и взаимовыручки. С надеждой на повторную встречу подошло время прощаться с Байкалом. И сказать спасибо.

Must do на зимнем Байкале

Попробовать омуля и бурятские позы (традиционное бурятское блюдо, местные манты).

Взять в аренду велосипед и покататься по озеру.

Полежать на озере под звездным небом и послушать треск байкальского льда (ночью из-за резкого перепада температур лед трещит по швам).

Время и место встречи

В 7:30 утра (по местному времени*) в первый день программы в хостеле Rolling Stones (ул. Сухэ-Батора, 17) в Иркутске.

Добраться до хостела от аэропорта и ж/д вокзала можно на общественном транспортом или такси. Всем участникам заблаговременно будет разослана орг.информация с подробностями.

*В Иркутске часовой пояс +5 часов к Москве

Возрастные ограничения

Поход подойдет для активных подростков от 14 лет с туристическим опытом (в сопровождении взрослых родственников). Верхняя граница возраста обсуждается индивидуально.

Температурный режим

Нужно быть готовым к отрицательным температурам: -5-15 днем, -20-25 ночью.

Крайне важно уделить особое внимание подбору теплой одежды и непромокаемой обуви для комфортного пребывания на морозе.

Большой плюс этого похода в том, что не нужно будет нести рюкзак на себе все время — на льду мы будем пользоваться санями-волокушами, что значительно облегчит нам жизнь.

В день участникам предстоит проходить от 12 до 22 километров.

Передвижение по льду безопасно и комфортно при наличии ледоступов/ледоходов (специальные прорезиненные накладки на обувь, продаются в магазинах медтехники, ортопедических товаров, на aliexpress).

Ночевать мы будем в теплых палатках с печкой, так что сибирские морозы нам будут не страшны.

Условия проживания

1) 2 ночи на турбазе (2-3 местные номера)

2) В палатках (организатором предоставляется палатка с печкой или обычные палатки с юбкой). В палатке с печкой 12 мест, для групп с меньшим количеством участников предоставляем палатки на 3-4 места.

Сколько с собой брать дополнительно денег

Примерно 3000 рублей на дополнительное питание.

Стоимость аренды саней-волокуш – около 600 рублей.

10000 рублей вам с запасом хватит.

В поселке Хужир есть банкомат сбербанка, но он не всегда работает и не всегда выдает наличные. Оплата картой доступна в некоторых кафе и магазинах, но не во всех. Если оплаты картой нет, то обычно разрешают сделать перевод через Сбербанк-онлайн.

Полностью рассчитывать на возможность оплат по б/н не стоит.

Питание

1) 3-х разовое

Завтрак - порционная овсянка с сухофруктами и сгущенкой/джемом, шоколад, бутерброд с сыром, чай.

Обед - сублимированный суп, шоколадный батончик, бутерброд с плавленным сыром, колбасой/салом.

Ужин - крупа/пюре с тушенкой, овощная консерва, хлеб, майонез, кетчуп, горчица, сладкое к чаю.

2) 6 раз в кафе/столовой/ресторане в Хужире (200-400 р за один раз).

Местная кухня очень сытная и вкусная.

Сотовая связь

В поселке Хужир сотовая связь есть. В остальных местах не всегда. Лучше всего работают операторы Теле2 и МТС.

Билеты

Билеты на самолет в Иркутск нужно брать с прилетом за 1 день до начала похода (чтобы избежать задержек из-за опоздания рейса или потери багажа). На поезд билеты можно брать с приездом до 7 утра по местному времени.

Уезжать/улетать обратно можно после 21:00 по-местному в последний день.

В случае опоздания ко времени встречи более чем на 1 час участником оплачивается ожидание трансфера 700 руб/час, но не более 3х часов. В случае опоздания более чем на 3 часа участник самостоятельно добирается до группы (мы окажем в этом максимальное содействие, но, к сожалению, за счет участника).

Мы советуем вам задержаться после похода на денёк в Иркутске и уезжать позже — побродить по городу, съездить на берег Байкала в посёлок Листвянка (здесь можно покататься на хаски, посетить интереснейший лимнологический музей (посвященный изучению Байкала), нерпинарий, совершить небольшую прогулку на камень Черского, откуда открывается прекрасная панорама озера, заглянуть в уникальный этнографический музей Тальцы и т.д. С удовольствием расскажем вам как и куда добираться.

Сборных групп на данный маршрут в 2019 году не планируется! Возможен заказ индивидуальной программы для групп от 5 человек.

Все мечтают побывать на озере Байкал! А кто не мечтает, тот просто мало о нём знает 🙂

Приглашаем в вас в интереснейшее путешествие по льду Байкала на озёрных коньках — благодаря уникальным особенностям озерной воды к концу зимы — началу весны лёд превращается в прекрасное произведение искусства — удивительно прозрачный, покрытый необычными узорами трещин, а наледи на скалах очень похожи на взбитые сливки — такие они белые и воздушные!

Мы проедем по официальной ледовой трассе, сделаем множество уникальных фотографий, обследуем удивительные ледяные гроты и пещеры, послушаем звуки жизни льда Байкала и насладимся зимне-весенней красотой одного из самых прекрасных мест на Земле!

На маршруте предусмотрено 2 ночевки в палатках и 5 ночевок в домиках.

Остров Ольхон — это удивительное место с уникальным микроклиматом — здесь за год выпадает ничтожно малое количество осадков, а число солнечных дней в году 310 — несбыточная мечта любого жителя Северной столицы 🙂 Поэтому о погоде можно не беспокоиться — начало марта всегда солнечное, также, скорее всего, не будет снега.
Ночевать мы будем как в домиках на турбазах, так и в палатках. Поэтому нужно запастись теплыми вещами и хорошим спальником (его мы вам можем предоставить в аренду при необходимости).
Большой плюс этого похода в том, что не нужно будет нести рюкзак на себе все время — на льду мы будем пользоваться санями-волокушами, что значительно облегчит жизнь.
Так как дневные переходы небольшие, но стоит учесть, что места вокруг настолько красивые, что обычные фото-минутки могут легко превратиться в фото-часы, то у нас останется достаточно времени на развлечения — в поселке Хужир можно покататься на фигурных коньках и велосипедах.

Кроме всего прочего Ольхон — это бурятское место силы — здесь причудливо переплелись буддийские и языческие святыни и мотивы — практические каждое место, где мы будем, овеяно сказаниями и легендами — прекрасными, мудрыми, а иногда и пугающими.

Встреча группы состоится в 11:00 (по местному времени) по адресу ул. Карла Либкнехта д. 6 хостел Rolling Stones. Добраться до хостела от аэропорт и ж/д вокзала можно на общественном транспортом или такси. Всем участникам заблаговременно будет разослана орг.информация с подробностями.

Мы рекомендуем вам задержаться на денёк в Иркутске — побродить по городу, съездить на берег Байкала в посёлок Листвянка (здесь можно покататься на сибирских хаски, посетить интереснейший лимнологический музей при НИИ по изучению Байкала, нерпинарий, совершить небольшую прогулку на камень Черского, откуда открывается прекрасная панорама озера, заглянуть в уникальный этнографический музей Тальцы и т.д. С удовольствием расскажем вам как туда добираться.










































1 день Иркутск — Тажеранские степи — посёлок Сахюрта

Трансфер из Иркутска в посёлок Курма на берегу Малого моря, ночевка в домике на турбазе. По пути остановимся в Тажеранских степях и попробуем найти петроглифы — древние наскальные рисунки.

2 день Посёлок Сахюрта — ступа Просветления на острове Огой — ледяные гроты — озеро Ханой — турбаза в посёлке Хужир

Сегодня длинный ходовой день. Переход до озера Ханой (по пути заглянем к буддийской Ступе Просветления на острове Огой, а также полюбуемся бесчисленным множеством ледяных наледей, гротов и пещер) и поселка Хужир. Ночевка на турбазе.

3 день Посёлок Хужир — падь Узуры — гора Жима/мыс Хобой

Рано утром трансфер в падь Узуры — сегодня ночуем здесь в домиках при метеостанции. Можно гулять по окрестностям, совершить восхождение на самую высокую точку Ольхон — гору Жиму (1276 м). По желанию и уровню физической подготовки, часть группы может совершить более простой радиальный выход до мыса Хобой по суше.

4 день Падь Узуры — мыс Хобой

Рассвет сегодняшнего дня встретим со скалы, которая возвыщается над падью — с нее открываются захватывающие виды! Сегодня на коньках переходим в район мыса Хобой, где разобьем лагерь и переночуем в палатках.

5 день Мыс Хобой — посёлок Песчаная

Переход до поселка Песчаная — наш путь сегодня пролегает по льду вдоль западного побережья острова Ольхон. Ночевка в палатках.

6 день Посёлок Песчаная — посёлок Хужир

Переход из Песчаной в поселок Хужир. Берега Ольхона в этой местности уже не такие скалистые, как в северной части острова, вокруг которой мы шли. Начинается степная местность. Ночевка на турбазе.

7 день День отдыха в посёлке Хужир

День отдыха — гуляем по Хужиру и окрестностям. Обязательно сходим на зимнее «кладбище кораблей» и к визитной карточке Байкала — скале Шаманка (мыс Бурхан). Можно попариться в баньке 🙂

8 день Посёлок Хужир — Иркутск

Наш поход закончен — утром трансфер из Хужира в Иркутск.

Сергей Завода

Обязательное:

  • Посуда (кружка, ложка, миска, нож)
  • Солнцезащитные очки
  • Полотенце (из микрофибры)
  • Налобный фонарик и комплект запасных батареек к нему
  • Коньки озерные (предоставляются)
  • Пакеты полиэтиленовые или легкие гермомешки для одежды
  • Пакеты полиэтиленовые (майки) 5 штук про запас
  • Треккинговые или лыжные палки
  • Сидушка (хоба/подпопник)
  • Емкость для воды (пластиковая бутылка/ гидросистема/ фляжка)
  • Термос
  • Палатка горная с юбкой (по желанию место в палатке предоставляется турклубом)
  • Коврик туристический зимний
  • Спальник (t комфорта -15 -10 градусов)
  • Чехол на рюкзак
  • Рюкзак туристический (от 80 л для женщин, от 90 л для мужчин)
  • Озерные коньки

Необязательное:

  • Power bank (зарядное устройство-аккумулятор)
  • Компрессионный мешок для объемной одежды
  • Мобильный телефон с зарядкой
  • Фотоаппарат
  • Часы наручные

Косметичка*:

  • Влажные салфетки
  • Гигиеническая помада
  • Зубная щетка и паста (маленькая упаковка)
  • Крем солнцезащитный (spf 50)
  • Маленькие ножницы или кусачки для ногтей
  • Маленькое зеркало
  • Небольшая упаковка шампуня
  • Небольшой кусочек мыла
  • Расческа
  • Туалетная бумага в непромокаемой упаковке

Личная аптечка:

  • Индивидуальные препараты
  • Капли в нос
  • Колдрекс/терафлю
  • Пластырь

Личный ремнабор:

  • Нитки черные/серые
  • Иголка
  • Супер-клей (маленький тюбик)

Одежда:

  • Шапка
  • Штаны теплые (подойдут утепленные горнолыжные или сноубордические)
  • Флисовые штаны
  • Термобелье теплое (зимнее)
  • Теплая флисовая кофта
  • Пуховик зимний/ горнолыжная или сноубордическая тепла куртка
  • Перчатки тонкие
  • Перчатки рабочие
  • Перчатки/варежки зимние (не шерстяные)
  • Носки шерстяные для сна 1 пара
  • Носки треккинговые теплые 2 пары
  • Нижнее белье (лучше синтетика) в разумных количествах
  • Купальник/плавки (для бани)
  • Кеды/кроссовки (на турбазах ходить)
  • Для девушек — спортивный бюстгальтер (в обычном неудобно)
  • Гамаши/фонарики
  • Ботинки треккинговые мембранные утепленные (твердая подошва, фиксированный голенастоп)
  • Бафф (шарф)
  • 1 футболка или рубашка с длинным рукавом
  • Балаклава

23 000 рублей

Из них аванс для бронирования места в группе 10 000 рублей

Окончательный расчет происходит за 21 день до начала программы.

Внимание! Каждому участнику выезда полагается везти часть общественного снаряжения и продуктов туда и обратно. Она должна занимать 20-30% от объема вашего рюкзака. Если вы по каким-то причинам не можете/не хотите забрать свою часть общественного веса, а также не можете/не хотите привезти часть снаряжения обратно, то оплачивается дополнительно 1000 рублей (для оплаты авиадоставки). Участники из Санкт-Петербурга могут свою часть доставить самостоятельно. Общественные модули раздаются за 7-3 дней до начала похода.

Для оплаты аванса запрашивайте реквизиты через почту info@сайт. При внесении аванса или оплаты обязательно присылайте фотографию или скриншот чека на почту или менеджеру в VK Без чека оплата недействительна!

Внимание!!! Аванс возвращается за вычетом стоимости броней, сделанных на участника.

В стоимость включено:

  • консультация помощь организатора в орг.вопросах по желанию (виза, приобретение билетов, приобретение билетов, снаряжение)
  • пользование групповым снаряжением (лагерное, костровое)
  • место в палатке (организатором предоставляются 3х местные палатки)
  • обеспечение группы на маршруте газом и водой
  • проживание на турбазах (5 ночей)
  • 3-х разовое питание (кроме обедов дней заезда/выезда и приемов пищи в кафе в населенных пунктах)
  • запланированные переезды на маршруте
  • общественная аптечка и ремнабор
  • услуги руководителя группы
  • регистрация группы в МЧС

В стоимость не включено:

  • билеты на проезд до места встречи
  • посещение достопримечательностей по маршруту (по желанию)
  • аренда личного снаряжения (спальника, коврика, рюкзака, треккинговых/лыжных палок, озерных коньков и саней-волокушей)
  • ледоходы для комфортного передвижения по льду
  • аренда 2х местной палатки (доступно только жителей СПб)
  • страховка («Активный отдых») — поможем с оформлением групповой со скидкой
  • посещение кафе/столовых/ресторанов (питание в кафе в 1 и 8 день по дороге, а также ужина 2 и 6 и обеда и ужина 7 дня в Хужире)
  • дополнительные незапланированные трансферы на маршруте
  • карманные расходы (баня, сувениры, рыба, прокат велосипедов и фигурных коньков в Хужире)
  • доставка модуля общественного снаряжения и продуктов 1000 руб (оплачивают те, кто не может или не хочет забрать модуль в Санкт-Петербурге)
  • проживание в хостелах/отелях до или после маршрута

Начало похода: Иркутск, до 10 утра Окончание: Иркутск, после 14:00

Как пойти в поход на коньках по Байкалу
  • заполните заявку прямо на этой странице, мы свяжемся с вами и поможем подготовиться;
  • купите билеты и пришлите нам их копию для подтверждения участия в программе;
  • cоберите все из списка необходимых вещей;
  • встретьтесь с нашим гидом в указанном месте.

Если у Вас есть вопросы - звоните/пишите, наши консультанты с радостью ответят.

Оплата и дополнительные расходы

Оплатить поход Вы сможете инструктору при встрече в Иркутске (в рублях) или перечислить деньги на банковскую карту до похода.

Дополнительные расходы:

  • 500 руб/день - аренда коньков
  • волокуши - 1000 руб
Аренда коньков

Мы можем забронировать Вам прокат коньков в Иркутске. НО для этого Вы должны подать заявку на поход минимум за 3 месяца до даты старта (до 01.12.2019) и перевести нам предоплату в размере 5000руб (стоимость проката коньков). Иначе мы не можем гарантировать наличие свободных коньков в центре проката.

Учтите, что мы проводим поход в то небольшое погодное окно, когда лёд идеален для катания. Конечно же, в это время очень много желающих. Поэтому не рассчитывайте на прокат коньков, если Вы решили поехать на Байкал в последний момент (с нашим клубом или самостоятельно) - его там просто не будет.

Также обязательно оформите медицинскую страховку и скиньте ее фото или скан менеджеру ПЕРЕД походом.

Как добраться до места встречи

Самый быстрый способ добраться до места в встречи группы в Иркутске это самолет из Москвы или Спб - примерная стоимость 25000 руб. Есть второй вариант, который занимает больше времени, но стоит практически в 2 раза дешевле: самолет из Москвы/Спб в Красноярск - 8000 руб, а затем поезд до Иркутска (1200 руб - плацкарт, 2500 руб - купе, 18 часов в пути). Для тех кто совсем никуда не спешит: поезд Москва/СПб - Иркутск, 4500 руб - плацкарт, 9000 руб - купе (в пути 4-5 дней)

Коньки и волокуши для похода по Байкалу

Главным требованием к участникам этого похода является умение кататься на коньках. Конки можно взять на прокат в Иркутске, но мы рекомендуем иметь свои. Перед походом коньки стоит заточить и тренироваться именно в тех коньках, в которых поедите на Байкал, чтобы успеть разносить и выявить все недостатки. Если вы берете свои коньки, то подойдут любые, кроме фигурных. В них холодно, они не держат голеностоп, зубчики будут цепляться за неровности на льду.

Волокуши можно купит в Иркутске по прибытию, инструктор поможет вам с этим. Примерная стоимость - 1000 рублей.

Особенности и нюансы похода по Байкалу

Маршрут похода запланирован таким образом, что его большая часть проложена по льду озера, однако будут участки, которые мы будем проходить по суше.

Ночевать мы будем либо в своих палатках, либо на турбазах. Теплые вещи и хорошие спальники обязательны для зимнего похода на коньках по Байкалу. Большим преимуществом в этом походе будет использование саней-волокуш, поэтому большую часть пути наши спины не будут отягощены рюкзаками.

Питание на Байкале

В походе будет классическое туристическое питание, калорийное и сытное: гречка с тушенкой, макароны с сыром, кетчупом и колбасой, бутерброды, овсянная и рисовая каши с сухофруктами, шоколад, печенье, халва, орехи, чай/кофе...

Нужно знать

  • все вещи везем на волокушах (вес 15-18 кг);
  • готовим еду на газовых горелках, реже на костре;
  • все принимают активное участие в жизни лагеря, дежурят;
  • ночевки : в палатках на льду и на турбазах.

Нить маршрута по Байкалу

Иркутск — Мыс Кристовский — урочище Ая — пролив Ольхонские ворота — проселок Сахюрта (МРС) — Малое море — остров Огой — Ольхон — скала Шаманка — мыс Хобой Хужир — Иркутск

День 1. Знакомство с Байкалом

Участники похода встречаются с инструктором в Иркутске. Далее нам предстоит проехать 230км на западное побережье озера, к поселку Багульдейка, откуда стартует наш поход по Байкалу. Поселок раскинулся на берегу Байкала в устье одноименной реки и окружен живописными хребтами Восточных Саян.

Размещаемся на турбазе, подгоняем коньки и совершаем пробный выезд на лед. Завораживающие пейзажи, уникальные ландшафты, изумительный лед никого не оставят равнодушными. Накатавшись, возвращаемся на базу отдохнуть — завтра нам понадобятся силы.



День 2. Пролив Ольхон

Сегодня нас ждет первый тяжелый ходовой день. Двигаемся на север к проливу Ольхонские ворота. Именно этим узким проливом юго-западная часть Ольхона отделяется от материка. Наша первая ночевка в палатках будет рядом с ручьем Кристовский.



День 3. Танжеранское плато

Продолжаем наш поход по Байкалу. Сегодня мы остановимся в урочище Ая на Тажеранском плато. Разбиваем лагерь, а вечером налегке поднимаемся на гору, откуда открывается величественный вид на замерзший Байкал. Здесь очень тихо и безлюдно в это время года.



День 4. Сахюрта (МРС)

Сегодня группе предстоит долгий переход до поселка Сахюрта (более известного как МРС), ночуем в домиках, так что будет возможность отогреться и плотно покушать. Сахюрта —бурятское название, образованное от сахюур — "кремень", здесь когда-то добывали этот минерал. МРС — транспортный узел со множеством мини-отелей, турбаз, гостевых домов.



День 5. Льды Малого моря

Дальнейший наш путь пройдет по удивительно красивому льду Малого моря. Это участок Байкала между Ольхоном и Большой землей. Берега залива Малого моря сильно изрезаны бухтами, изучением которых мы и займемся. Часть таких бухт окружена величественными горными хребтами и диким таежным лесом. Также сегодня мы посетим остров Огой, где находится буддийская Ступа Просветления. Места эти очень красивые и приятно будет провести здесь ночь. Лагерь ставим рядом с небольшим озером Хоной.

День 6. Скала Шаманка на Ольхоне

Продолжаем наш путь по льду. Идем к поселку Хужир - самомму большому населенному пункту на острове Ольхон. Осматриваем скалу Шаманка - визитную карточку острова. Ночуем на турбазе в тепле и комфорте.


День 7. Мыс Саган-Хушун и Хобой

Последний ходовой день треккинга на коньках по Байкалу. Достигаем самой северной точки острова - мыса Хобой, по пути осматриваем мыс Саган-Хушун. Вечером уезжаем в поселок Сахюрта по уже полюбившимся местам. Окружающие виды останутся в памяти надолго, в этот поход по Байкалу мы сделаем много фотографий, найдем новых друзей и вдоволь наиграемся в снежки.. Ночуем на базе.


День 8. Возвращение домой

Наш поход по Байкалу подошел к концу. Скорее всего, будет немного грустно расставаться с фантастическим Байкалом и возвращаться к цивилизации. К обеду будем в Иркутске, откуда отправимся по домам.



Помните, что вы идете в зимний поход. На Байкале могут быть сильные ветра, поэтому рассчитывайте, что температура может опускаться до -25. Одежда не должна быть в обтяжку, лучше если она немножко великовата.

Одежда на Байкал

  • Гамаши/ бахилы (фонарики)
  • Головной убор (Шапка, Балаклава, бафф)
  • Тёплая куртка (максимально лёгкая по весу, желательно пуховик)
  • Пуховая жилетка
  • Удобное нижнее белье
  • Теплые шерстяные носки
  • Треккинговые носки
  • Перчатки/варежки (желательно пуховые или меховые)
  • Перчатки рабочие
  • Теплая кофта высокая горловина (флис)
  • Термобелье теплое (комплект, верх и низ)
  • Термобелье тонкое (комплект, верх и низ)
  • Треккинговые ботинки (демисезонные/зимние голеностоп фиксирован, толстая подошва). Ботинки должны быть на 1-2 размера больше, чтобы не обморозить ноги.
  • Бивуачная обувь (валенки, войлочные ботинки)
  • Штаны (штормовые/ горнолыжные)
  • Бивуачные теплые штаны

Снаряжение в поход на коньках

  • Наколенники и налокотники
  • Рюкзак для длительного похода (90 л - мужчины, 70 л - женщины)
  • Пояс для крепления саней и карабин (может быть обвязка)
  • Треккинговые палки
  • Туристические коврики: ижевский + надувной, или хотя бы 2 ижевских.
  • Палатка
  • Спальник зимний (t комфорта -15)
Что взять в поход по Байкалу

Документы на Байкал

  • Паспорт
  • Полис страхования
  • Деньги на дополнительные расходы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: