Главный террорист 11 сентября. Кто на самом деле взорвал башни-близнецы в Нью-Йорке? Событие, изменившее жизнь людей

Десять лет назад 19 человек, подготовленных Аль-Каидой провели скоординированную террористическую атаку на Соединенные Штаты Америки. На разработку плана теракта ушло несколько лет. Террористы одновременно захватили 4 крупных пассажирских самолета с намерением уничтожить при помощи них самые знаменитые достопримечательности США, забрав при этом как можно больше жизней. Три самолета достигли целей, четвертый упал на поле в Пенсильвании. За один день эти акты массового убийства погубили около 3000 человек из 57 стран мира. Из них более 400 погибших – пожарные, полицейские и бригады скорой помощи. Это событие получило максимальное освещение за всю историю масс-медиа, и даже десять лет спустя тяжело смотреть на эти снимки. Атаки и реакция на них в значительной степени сформировали мир, в котором мы живем сегодня, и поэтому очень важно смотреть на эти фотографии и вспоминать, что случилось в тот день. Данный пост – второй из трех, посвященных терактам 11 сентября.

1. Вид на Статую Свободы и затянутый облаками дыма и пыли Манхэттен из Джерси-Сити, Нью-Джерси, 15 сентября 2001 года. (AP Photo/Dan Loh)

2. Дым валит из дыры в стене и с верхних этажей северной башни ВТЦ в Нью-Йорке, после столкновения с ней рейса 11 компании American Airlines. (AP Photo/Richard Drew)

3. Рейс 175 компании United Airlines за секунду до столкновения с южной башней ВТЦ. Северная башня уже горит. (Reuters/Sean Adair)

4. Взрыв в южной башне во время столкновения с ней самолета рейса 175 United Airlines в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 года. Самолет врезался в здание на скорости 945 км/ч. (Reuters/Sean Adair)

5. Столкновение самолета с южной башней ВТЦ. На борту было 56 пассажиров (включая 5 угонщиков). (Spencer Platt/Getty Images)

6. Взрыв 3800 литров топлива, остававшегося на борту самолета во время столкновения с южной башней ВТЦ в Нью-Йорке. (AP Photo/Ernesto Mora)

7. Две женщины, держась друг за друга, смотрят на горящие после атаки террористов здания ВТЦ. (AP Photo/Ernesto Mora)

8. За Эмпайр Стейт Билдинг видны горящие башни-близнецы. (AP Photo/Marty Lederhandler)

9. Облако дыма от зданий ВТЦ в нижнем Манхэттене. Снимок со спутника Геологической службы США, пролетавшего над районом около 9:30 во вторник, 11 сентября 2001 года. (AP Photo/USGS)

10. Люди, свисающие из окон северной башни ВТЦ после атаки. (Jose Jimenez/Primera Hora/Getty Images)

11. Мужчина выпрыгивает навстречу смерти из заполненной дымом и пламенем северной башни ВТЦ. (Jose Jimenez/Primera Hora/Getty Images)

12. Мужчина прыгает с верхних этажей горящей северной башни ВТЦ. (AP Photo/Richard Drew)

13. Мужчина, прыгает из северной башни ВТЦ. (AP Photo/Richard Drew)

14. Камера наблюдения в Пентагоне запечатлела взрыв, к которому привело столкновение с угнанным самолетом American Airlines с 58 пассажирами и 6 членами экипажа на борту, 11 сентября 2001 года. (AP Photo)

15. Пламя и дым вырываются из здания Пентагона после взрыва. (AP Photo/Will Morris)

17. Медики оказывают помощь пострадавшим рядом с Пентагоном, после того как в юго-западный угол здания врезался угнанный авиалайнер. (Reuters/U.S. Navy Photo/Journalist 1st Class Mark D. Faram)

19. Дым валит из башен ВТЦ после того, как два угнанных самолета врезались в них во время террористической атаки на Нью-Йорк. (Mario Tama/Getty Images)

20. В 9:59 утра 11 сентября 2001 года, спустя 56 минут после столкновения, южная башня ВТЦ начинает обрушиваться. (AP Photo/Gulnara Samoilova)

21. Южная башня ВТЦ рушится, и обломки погребают под собой близлежащие улицы. (AP Photo/Richard Drew)

22. Полицейские и пешеходы бегут в поисках укрытия во время теракта в Нью-Йорке. (Doug Kanter/AFP/Getty Images)

23. Люди, покрытые пылью, идут по обломкам рядом с ВТЦ в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Gulnara Samoilova)

24. Мару Шталь из Сомерсета, Пенсильвания, показывает сделанный им снимок места падения рейса 93 компании United Airlines. Самолет разбился около Шенксвилля, и Шталь, услышав взрыв, направился к месту падения и сделал снимок, прежде чем спасатели оцепили территорию. Самолет упал в Пенсильвании вскоре после атак на Нью-Йорк. (Reuters/Jason Cohn)

25. Воздушный снимок места крушения рейса 93 в Шенксвилле, Пенсильвания, сделанный ФБР 12 сентября 2001 года. Боинг 757 летел из Ньюарка, Нью-Джерси, в Сан-Франциско, когда вдруг совершил резкий поворот возле Кливленда, и разбился в Шенксвилле, Пенсильвания. Погибло 44 человека. Этот самолет был одним из четырех, являющихся частью плана теракта 11 сентября, и единственным, не достигшим своей цели. (AP Photo/FBI)

26. Пожарные и спасатели исследуют место падения рейса 93 возле Шенксвилля, Пенсильвания. (AP Photo/Tribune-Democrat/David Lloyd)

27. В 10:28 утра 11 сентября 2001 года спустя 102 минуты после столкновения с ней самолета, северная башня ВТЦ в Нью-Йорке рушится. (AP Photo/Diane Bondareff)

28. Обрушение башни ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. (Jose Jimenez/Primera Hora/Getty Images)

29. Фотография полицейского департамента Нью-Йорка показывает, как пепел и дым разносятся над Манхэттеном во время обрушения северной башни ВТЦ. (AP Photo/NYPD, Det. Greg Semendinger)

30. Пыль, дым и обломки заполняют воздух во время падения башни ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. (Reuters/Shannon Stapleton)

31. Пыль, дым и пепел окутывают соседние здания после падения обеих башен ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. (AP Photo/NYPD, Det. Greg Semendinger)

32. Люди уходят от обрушившихся башен, спасаясь от дыма и пыли. В результате теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке обе 110-этажные башни ВТЦ рухнули. (AP Photo/Suzanne Plunkett)

33. Северная башня ВТЦ превращается в тучу пыли и обломков через полчаса после падения южной башни 11 сентября 2001 года. Снимок сделан из Джерси-Сити, Нью-Джерси, с противоположного берега реки Гудзон. (Reuters/Ray Stubblebine)

34. Люди пробираются через обломки рядом с руинами ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. (AP Photo/Gulnara Samoilova)

35. Священник помогает людям после падения башен ВТЦ в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Gulnara Samoilova)

36. Люди закрывают лица от пыли, пересекая Бруклинский мост, чтобы уйти от облака пыли и дыма, накрывшего Манхэттен после терактов. (AP Photo/Daniel Shanken)

37. Люди на улице рядом с башнями-близнецами 11 сентября 2001 года. (Mario Tama/Getty Images)

38. Помощник шерифа оказывает помощь женщине, получившей ранения во время атаки террористов 11 сентября на ВТЦ в Нью-Йорке. (AP Photo/Gulnara Samiolava)

39. Мужчина рыдает, наблюдая за падением башни ВТЦ в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Shawn Baldwin)

40. Пожарный отдыхает на скамейке в нижнем Манхэттене во время работ на месте падения башен-близнецов 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Matt Moyer)

41. Строительный мусор и пепел от падения башен ВТЦ в результате теракта, заполняют улицы Манхэттена, превращая вид города в картину Апокалипсиса. Здания обрушились, погребя под обломками тысячи людей. (AP Photo/Boudicon One)

42. Пожарный зовет на помощь спасателей, чтобы разобрать обломки ВТЦ. Снимок сделан 15 сентября 2001 года. (Reuters/U.S. Navy/Journalist 1st Class Preston Keres)

43. Шасси одного из угнанных самолетов лежит на улице рядом с разрушенными зданиями ВТЦ в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 года. (Reuters/Shannon Stapleton)

44. Пожарные в поисках выживших под обломками башен-близнецов послетеракта 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Matt Moyer)

45. Свет с трудом пробивается сквозь тучи дыма и пепла на месте обрушения башен ВТЦ. (AP Photo/Baldwin)

46. Нью-Йоркские пожарные тушат здание 7 Всемирного Торгового Центра, уничтоженное вместе с башнями-близнецами в ходе теракта 11 сентября 2001 года. (Reuters/Mike Segar)

47. Группа пожарных возле руин южной башни ВТЦ в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 года. (Reuters/Peter Morgan)

48. Обломки покрывают рельсы в туннеле Нью-Йоркского метрополитена на линиях 1 и 9 станции Кортланд Стрит под ВТЦ. По словам представителей городского дранспорта Нью-Йорка, повреждения были настолько сильными, что пришлось восстанавливать более одной мили туннеля. (AP Photo/New York City Transit)

49. Спасатели проводят операцию по поиску и спасению пострадавших, спускаясь под обломки ВТЦ в пятницу, 14 сентября 2001 года. (Reuters/U.S. Navy/Photographer"s Mate 2nd Class Jim Watson)

50. Человек стоит в руинах башен ВТЦ и пытается звать выживших, спрашивает, нужна ли кому-нибудь помощь. (Doug Kanter/AFP/Getty Images)

Трансляция

С начала С конца

Не обновлять Обновлять

На этом «Газета.Ru» завершает онлайн-трансляцию трагических событий 11 сентября 2001 года. Берегите себя и своих близких, до новых встреч!

С 2002 года 11 сентября в США отмечен в календарях американцев как День патриота. С 2009 года эта дата была также названа общенациональным Днем служения и памяти.

Jason Cohn/Reuters

В 2011 году на месте разрушенных зданий в Нью-Йорке появился Мемориал Всемирного торгового центра: он представлен в виде двух квадратных бассейнов-фонтанов, расположенных прямо в основаниях бывших башен-близнецов. Имена жертв терактов высечены на бронзовых плитах, лежащих в основании парапетов сооружений.

Накануне 15-й годовщины терактов вашингтонский социологический центр провел опрос, который выяснил, что свыше 90% респондентов твердо помнят, где они находились и что делали, когда до них дошла новость об атаке на ВТЦ.

Кроме того, почти половина американцев не чувствуют себя в безопасности и считают, что способность террористов провести новую крупную атаку на территории США с каждым годом только увеличивается.

Тенет также пытался убедить общественность, что благодаря его действиям были предотвращены «крупные атаки, запланированные «Аль-Каидой» (запрещена на территории РФ) в 1999 и 2000 годах». Однако никаких деталей по спецоперациям привести не смог.

Jeff Christensen/Reuters

ЦРУ также приводит излишне резкую реакцию самого Тенета на публикацию этого отчета, который он назвал «бредом» и «ошибкой».

«Ваш анализ несправедливо и неточно показывает мои действия, а также героический труд мужчин и женщин разведывательного ведомства. Это просто несправедливо судить о моей работе, не имея полного понимания всех фактов. Я сделал все, что мог, чтобы сообщить, предупредить и принять меры по предотвращению терактов», — заявлял уже экс-директор ЦРУ в 2005 году.

В частности в документе утверждается, что Тенет признавал необходимость «комплексного и межведомственного плана» по борьбе с «Аль-Каидой» (запрещена на территории РФ). Однако ничего для этого не сделал. «Несет полную ответственность за то, что такой стратегический план не был когда-либо создан, несмотря на его четкую позицию», — отмечается в документе.

Надзорная служба ЦРУ также подготовила отчет по трагедии 2001 года — в нем содержалась критика в адрес директора Центральной разведки и главы ЦРУ США Джорджа Тенета, занимавшего этот пост с 1997 по 2004 год.

«Газета.Ru» публикует последние слова пассажиров, оказавшихся в четырех пассажирских самолетах, которым суждено было послужить орудием в руках арабских террористов. Послушать слова, которые передают всю глубину страха и отчаяния перед лицом надвигающей трагедии можно

«Эта дата полностью изменила жизнь в США и его крупнейшем мегаполисе, рассеяла представления американцев о безопасном мире, в котором они живут», — подчеркивал директор «Национального мемориала и музея 11 сентября» Джо Дэниелс.

Peter Morgan/Reuters

Все эти проявления «высокомерия силы» вызывали неприятие и протесты как в самой Америке, так и за ее пределами. Согласно данным международных опросов, в мире нарастали антиамериканские настроения.

Усилилась также внутри- и внешнеполитическая пропаганда в США. Особое пренебрежение нормами международного права Америка выказала, создав на своей военной базе в Гуантанамо на Кубе — своего рода юридическом вакууме — концлагерь для содержания и обработки людей, захваченных в ходе антитеррористических операций в Афганистане и других местах.

Узники этой «зоны» по сути не являются военнопленными США и не имеют никакого официального правового статуса. В связи с этим власти пришли к возможности держать их за решеткой практически бессрочно.

Атмосфера в стране постепенно накалялась — Штаты больше напоминали осажденную крепость. Поощрялось доносительство, но в то же время карались утечки служебной информации и вообще любые отступления от «патриотического консенсуса». Лишиться работы можно было за одно признание смелости террористов.

После событий 11 сентября 2001 года республиканская администрация Джорджа Буша-младшего провозгласила «войну террору». В связи с этим Конгресс принял целый пакет «чрезвычайных» законов, которые в том числе значительно расширили полномочия спецслужб. Теперь у них появилась возможность проводить «допросы с пристрастием», граничащие с пытками, а также пристально следить не только за иностранцами, но и за гражданами страны. Кроме того, США все больше закрывали границы, ужесточался иммиграционный и визовой режим.

Jeff Christensen/Reuters

Однако Саудовская Аравия в ответ обратилась в федеральный суд Манхэттена с требованием отклонить 25 исков, так как у истцов нет доказательств причастности Эр-Рияда к атаке 9/11.

Позднее десятки страховых компаний также обратились в суд с исками против двух банков Саудовской Аравии, а также фирм, связанных с семьей Усамы бен Ладена. Общая сумма иска составила более $4 млрд.

В сентябре 2016 года конгресс США принял закон, позволивший наследникам жертв терактов 11 сентября подавать в суд на Саудовскую Аравию, так как большинство террористов были гражданами этой страны. Уже через месяц первый иск в суд подала американка, потерявшая мужа во время террористической атаки. Весной 2017 года коллективный иск также подали остальные родственники жертв.

Peter Morgan/Reuters

В частности в мае 2012 года на базе Гуантанамо началось судебное заседание над идейным вдохновителем и главным организатором терактов Халидом Шейхом Мохаммедом, задержанным в 2003 году в Пакистане. Приговор ему все еще не вынесен.

В 2002 и 2003 годах полиция арестовала еще шесть человек, подозреваемых в причастности к терактам. Спустя несколько лет, проведенных в тюрьмах ЦРУ, они были доставлены в лагерь на американской базе в кубинском Гуантанамо. Обвинения пятерым из подозреваемых были предъявлены только в мае 2011 года. К настоящему времени слушания по делу о терактах 2001 года продолжаются.

Позже личности всех террористов-смертников были установлены — они оказались гражданами Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ и Ливана. При этом мужчины находились в США на законных основаниях. Лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен также выпустил видеообращение, в котором признался, что непосредственно он руководил действиями 19 террористов.


Win McNamee/Reuters

В ноябре 2002 года в США была создана специальная независимая комиссия по расследованию терактов 11 сентября. Спустя два года специалисты обнародовали итоговый доклад о расследовании обстоятельств трагедии — в общей сложности он занял 600 страниц.

Точная цифра ущерба, нанесенного терактами 11 сентября 2001 года, до сих пор неизвестна. В сентябре 2006 года — спустя пять лет после трагедии — глава Белого дома Джордж Буш-младший сообщил, что по самой низкой оценке он составил $500 млрд.

Те, кто пережил 11 сентября 2001 года в США, уже никогда не смогут стереть из памяти события тех дней.

«То, что башни могут рухнуть, казалось невообразимым. Если ты американец, вырос здесь, да даже если ты иностранец, который смотрел фильмы о США, то они для тебя были символом, чем-то вроде Тадж-Махала или даже чем-то большим. Они казались вечными» , — подчеркивает Джонатан Вахтел.

Мужчины провели под завалами почти 20 часов — до МакЛафлина пожарные добрались только утром 12 сентября. В госпитале врачи практически расписались в собственном бессилии — слишком серьезными были травмы пострадавшего сержанта. Позже Джона ввели в кому на 6 недель и провели около 30 операций, в том числе пересадку кожи на ногах. После нескольких лет терапии он все же смог вернуться к нормальной жизни.

Джон МакЛафлин был последним, кого вытащили из-под завалов рухнувшего Всемирного торгового центра.

Peter Morgan/Reuters

Сержант Джон МакЛафлин оказался на месте трагедии по своей воле — узнав о случившемся, он отправился помогать. Они находились на цокольном этаже, объединяющем здания комплекса ВТЦ, когда обрушилась Южная башня. Полицейские оказались под обломками.

«Сначала я подумал, что умер. Я ничего не чувствовал: я не видел, не ощущал запахов, не слышал. Вокруг была звенящая тишина», — вспоминает Джон МакЛафлин.

Смертельная опасность угрожала и спасателям — многие из них рисковали жизнью, чтобы вывести людей.

«Оглянувшись через левое плечо, я успел увидеть огромное облако пыли и кусок падающего бетона. Обломки летели прямо в мою сторону, со стороны это выглядело, как-будто на тебя падает глыба льда, отколовшаяся от ледника. Я застыл, предчувствуя конец, и тут я увидел пожарную машину. Я решил спрятаться под ней, не имея ни малейшей уверенности в том, что это спасет меня. Я просто хотел спастись от обломков и действовал бессознательно», — говорит сержант полиции Дэннис Фредерик. Позже он узнал, что многие его коллеги погибли при обрушении здания на другой лестнице.

Счастливчики оказались и среди тех, кто в роковой день находился в Пентагоне. Одним из них оказался Джон Ейтс, менеджер по безопасности.

«Комната была просто черной, и все, до чего я дотрагивался, обжигало мне руки. Я пополз на четвереньках и понял, что двигаюсь в правильном направлении, когда стало светлее. Оказавшись во дворе, понял, что сильно обожжен, потому что посмотрел на свои руки и увидел, как с них облезает кожа. Помню, как сидел на траве, а врач срезал с меня одежду. В момент взрыва рядом со мной стояли пять человек. Выжил только я», — вспоминает мужчина.

Люди в Южной башне пробирались по лестничным пролетам, полностью заваленным кусками бетона, взорвавшимися банками с газировкой и прорванными трубами.

«Слышно лишь было, как люди кашляют и стонут. Одна из женщин страдала астмой, и ей приходилось останавливаться, чтобы отдышаться. Дама с порезанной рукой шла с трудом, ее нога кровоточила. Наступая на пол, каждый раз она оставляла кровавый отпечаток. Я пыталась сдержать панику, и мой внутренний голос говорил мне: «Успокойся» , — рассказывает сотрудница компании Euro Brokers, располагавшейся в стенах южной башни. Ей и всем ее спутникам удалось выбраться на улицу.

На 40-м этаже Майкл и его коллеги, спускавшиеся вниз, встретили пожарных. Они посоветовали продолжать движение. Преодолев уровень 20-го этажа Райт попал на площадку Южной башни, где осознал всю серьезность происходящего: повсюду были трупы, десятки тел.

Здание начало рушиться, когда Райт с коллегами был у эскалатора у одного из выходов из здания. Воздух мгновенно почернел от облаков пыли. Майкла вывел на улицу пожарный, который знал путь через уцелевшее здание книжного магазина.


Shannon Stapleton/Reuters

«Сохранять спокойствие на лестнице помогала мысль о нереальности происходящего, казалось, что здание не может рухнуть. Когда мы преодолели несколько этажей, мы немного расслабились. Мы понимали, что случилось что-то плохое, но когда пожар остался тридцатью этажами выше, он уже не так беспокоит», — вспоминает Райт.

Однако были и те, кому удалось выжить. Так, 30-летний Майкл Райт в момент теракта находился на 81-м этаже Северной башни ВТЦ. По словам мужчины, в определенный момент здание содрогнулось — он выглянул из туалета и увидел огонь. По полу коридора также прошла огромная трещина, холл возле лифта был полностью разрушен, повсюду был дым.

Жертвами терактов стали 2977 человек : 246 пассажиров и членов экипажей самолетов, 2606 человек — в Нью-Йорке, в зданиях ВТЦ и на земле, 125 — в здании Пентагона. Погибли граждане США и еще 91 государства.

В процессе спасательных работ также погибли 341 пожарный и 2 парамедика, 60 полицейских и восемь сотрудников скорой помощи.

В день трагедии в Нью-Йорке находился Александр Братерский, сейчас — политический обозреватель «Газеты.Ru». Он стал свидетелем того, что происходило в городе в эти жуткие часы. «11 сентября 2001 года я был в США в составе сопровождающих группы «Тату», которая 9 сентября получила награду MTV, — рассказывает Александр Братерский. — Рано утром я ехал в метро, когда вместе с другими пассажирами увидел пожар в одной из высоток. Нас высадили из вагона — о том, что самолет врезался в башню, мы узнали от полицейских. Мы сразу подумали, что это террористический акт. Я бросился звонить по уличному таксофону чтобы выйти в эфир «Нашего Радио», где я тогда работал».

Обозреватель «Газеты.Ru» вспоминает, что вокруг царила паника. «Многие плакали, полицейские кричали: «На север!», призывая людей ехать в Нью-Джерси на организованном транспорте. Услышав, что я говорю по-русски, меня за руку схватила девушка — она была растеряна. Оказалось, что девушка приехала с Украины. Она плакала, так что я довел ее до кафе: там в полной тишине сидели люди и смотрели по телевизору, как падают башни».

На вопрос о количестве жертв мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани отвечает: «Больше, чем вы можете вынести». В то же время мэр Вашингтона объявляет чрезвычайное положение — в город прибывает национальная гвардия.

Mike Segar/Reuters

American Airlines подтверждает потерю двух самолетов. В течение часа United Airlines также сообщает о потере двух своих лайнеров.

СМИ сообщают об отмене выборов мэра Нью-Йорка в связи с трагическими событиями.

Как сообщает CNN, в Вашингтоне и Нью-Йорке началась массовая эвакуация. Через несколько минут мэр Нью-Йорка также отдает приказ об эвакуации Нижнего Манхэттена.

«Я видел, как из башен выходят окровавленные люди. Это было похоже на кино. Все казалось каким-то нереальным. Я отчетливо помню пожарных, которые входили внутрь со снаряжением, как перед этим они смотрели наверх и качали головой. Наверное, многие из них потом погибли», — рассказывает очевидец событий, продюсер Fox News Джонатан Вахтел.

Shannon Stapleton/Reuters

Северная башня ВТЦ полностью разрушается — с момента попадания в нее рейса 11 прошел 1 час 41 минута. Никто из оказавшихся на верхних этажах, не выживает. Отель Мариотт, здание которого располагалось между двумя башнями, также полностью разрушен. Разрушение второй башни, как и первой, было показано в прямом эфире.

Как позже отметит глава государства Джордж Буш-младший, третью атаку он воспринял уже как объявление войны. Сразу после этого он вылетел из Флориды.

«В голове прояснилось: произошедшее с первым самолетом еще могло быть несчастным случаем, со вторым — определенно нападением, но с третьим — уже объявлением войны», — писал президент в своих мемуарах.

Происходит обрушение крыла здания Пентагона.

United Airlines рейс 93 падает в 129 км юго-восточнее Питтсбурга в Графстве Соммерсет, Пенсильвания. Предположительно, его целью было здание Капитолия или Белый дом. Однако в дело вмешались пассажиры лайнера — получив сообщения о двух других захваченных самолетах, они насильно попытались вернуть контроль над бортом. Осознав, что им не выстоять против напора людей, террористы направили лайнер в землю.

Южная башня ВТЦ полностью разрушается. С момента попадания в нее рейса 175 прошло 55 минут. Нижний Манхэттен полностью закрывают огромные клубы пыли.


Handout Old/Reuters

Начинается бунт пассажиров на рейсе 93. По свидетельству экипажа пролетающего мимо самолета, лайнер «качает крыльями» — в это время в кабине происходит борьба между пассажирами и угонщиками.

Командный центр ФАА запрашивает штаб-квартиру авиационной администрации с требованием военного вмешательства в ситуацию с рейсом 93. Однако Федеральное управление гражданской авиации США так и не принимает решения до самого падения самолета.

Larry Downing/Reuters

После сообщения о том, что рейс 77 был развернут в сторону Вашингтона, Секретная Служба принимает решение об эвакуации вице-президента из Белого дома.

Потерявший сознание после взрыва Фред Эйхлер открывает глаза от света фонарика. На этаж забрался пожарный — ему удалось спасти найденных людей, однако сам он позже погиб. Когда Фред выбрался на улицу, он позвонил жене и услышал ее голос: «Беги, беги, беги!». Он побежал — через несколько минут Северная башня обрушилась.

Угонщики начинают штурм кабины пилотов рейса 93 и захватывают контроль над самолетом. Диспетчеры в Кливленде принимают радиопередачу с лайнера: «Сидите на своих местах. У нас бомба».

Рейс 93 принимает текстовое предупреждение от диспетчера авиакомпании United Airlines: «Остерегайтесь вторжения в кабину — два самолета врезались в ВТЦ».

Федеральная авиационная администрация запрещает вылеты всех самолетов, направляющихся в Нью-Йорк или маршрут которых пролегает через его воздушное пространство, а также воздушное пространство Бостона и Вашингтона. Запрет распространяется на всю страну.

Президента США Джорджа Буша теракт застал во Флориде. Он находится в одной из школ в городе Сарасота на уроке чтения. Глава государства читает детям «Козу-малютку», однако занятие прерывают.

Когда президент уже сидел в классе, к нему подошел глава администрации Энди Кард и прошептал на ухо, что еще один самолет врезался во второе здание. «Америку атаковали», — сообщает на ухо президенту глава администрации Энди Кард.


Win McNamee/Reuters

На скорости около 959 км/ч рейс 175 врезается в южную сторону южной башни Всемирного торгового центра между этажами 78 и 85. Части самолета пробивают здание насквозь и вылетают с восточной и северной стороны, некоторые из них упали на землю в шести кварталах от здания. В работе телевизионных станций начинаются перебои, так как на южной башне располагались студии, передатчики и антенное оборудование.


Reuters

Рейс 175 берет направление на Нью-Йорк. С борта своему отцу смог дозвониться один из пассажиров — Питер Хенсон:

«Все плохо, отец. Стюардессы ранены. У них (угонщиков), похоже, ножи и газ. Они говорят, что у них есть бомба. Ситуация на самолете очень плохая. Пассажиры в панике, некоторым плохо. Самолет совершает резкие движения. Я не думаю, что это пилот управляет самолетом. Я думаю, что мы идем вниз. Я думаю, что мы направляемся в Чикаго или еще куда-нибудь и врежемся в здание». Звонок прерывается женским криком.

Террористы захватывают рейс 77. Ответчик самолета выключается, он оказывается вне поля зрения радара. Невидимый для диспетчеров, лайнер поворачивает на восток. После этого рейс 77 еще в течение 36 минут продолжает лететь в направлении Вашингтона, не отображаясь нигде.

С офисом авиакомпании United Airlines в Сан-Франциско связывается бортпроводник рейса 175. По его словам, самолет захвачен, оба пилота убиты, ранен бортпроводник. Кроме того, похитители забрали на себя управление самолетом.

Как минимум 100 человек (в некоторых источниках встречается цифра 250 человек), застигнутые терактом на верхних этажах, выпрыгиваю из окон. Значительная часть пола на одном из этажей северной башни провалилась — это заставило людей думать, что здание может обрушиться.

Один человек — пожарный Дэниэл Сур, стоявший на земеле, — погибает от того, что выпрыгнувший человек из окна падает прямо на него.

На скорости приблизительно 790 км/ч рейс 11 врезается в северную башню Всемирного торгового центра между 93-м и 99-м этажами. Самолет практически целиком уходит внутрь здания, пробивает здание до середины и перерезает все три лестничных колодца, засыпая их обломками. 80 тонн авиационного керосина, перемешанные с останками самолета и обломками здания, создают огромный пожар.

Ray Stubblebine/Reuters

54-летний страховой агент Фред Эйхлер пришел в свой офис на 83-м этаже Северной башни Всемирного торгового центра и в это время отправился в уборную, где встретил коллег и остановился поболтать. В процессе разговора они видят самолет, который несется прямо на них. Буквально через несколько минут мужчин резко откинуло взрывной волной на несколько десятков метров.

В офис American Airlines в Бостоне позвонила стюардесса Эми Свини, находящаяся на борту рейса 11.

«Что-то не так. Мы быстро снижаемся. Я вижу воду. Я вижу здания. Мы летим очень, очень низко. Мы летим слишком низко». Через несколько секунд она медленно произносит: «О, Боже». Звонок прерывается громкими устойчивыми помехами.

Рейс 175 захвачен. На связь с офисом авиакомпании United Airlines в Сан-Франциско выходит бортпроводник рейса: он сообщает, что оба пилота убиты, ранен бортпроводник, и вероятно, похитители управляют самолетом.


Ruben Sprich/Reuters

Из международного аэропорта Ньюарк вылетает Boeing 757, принадлежащий United Airlines. 37 пассажиров на борту рейса 93 направляются в Сан-Франциско, после 40-минутной задержки. На борту четыре угонщика.

Бостонский центр связывается с авиабазой Отис Национальной Гвардии США и сообщает о захвате рейса 11. Через несколько минут диспетчером также поступает сообщение от пилота рейса 175, ранее вылетевшего из Логана: экипаж увидел захваченный рейс в 16 км от их борта.

«… мы слышали странную передачу в тот момент, когда вылетали из Бостона. Было слышно, как кто-то нажал на кнопку микрофона и сказал — «все остаются на своих местах», — сообщают пилоты.

Радиоответчик рейса 11 выключается, однако самолет остается на экранах обзорных радаров как отметка без дополнительной информации. После этого он совершает разворот на 100 градусов на юг и направляется прямо в Нью-Йорк.

Внезапно к диспетчерам прорывается радиопередача: «У нас несколько самолетов. Ведите себя тихо, и все будет хорошо. Мы возвращаемся в аэропорт». Эти слова адресованы людям в салоне самолета — террорист просто перепутал кнопки.

Из вашингтонского международного аэропорта Даллес в Лос-Анджелес вылетает очередной Boeing 757, принадлежащий American Airlines. Рейсом 77 летят 58 пассажиров и шесть членов экипажа. И снова пятеро угонщиков на борту.

По бортовому телефону в офис авиакомпании American Airlines дозванивается стюардесса рейса 11 Бетти Онг.

«Кабина пилотов не отвечает, кто-то ранен в бизнес-классе, я думаю, они применили слезоточивый газ, мы не можем дышать, я не знаю, выглядит так, как будто мы захвачены», — сообщает девушка, добавив, что ранены две стюардессы.


United Airlines рейс 175 — еще один полностью заправленный Boeing 767 — также вылетает из аэропорта Логан в сторону Лос-Анджелеса. На борту находятся 56 пассажиров и девять членов экипажа. И пятеро угонщиков.

Рейс 11 в последний раз выходит на связь с центром управления воздушным движением в Бостоне. Уже через несколько минут рейс перестает выполнять инструкции диспетчера и не набирает необходимую высоту 10,7 тыс. метров.

American Airlines рейс 11 (Boeing 767) вылетает с 14-минутной задержкой. Все пятеро угонщиков находятся на борту среди других пассажиров.

На борт самолета поднимаются пятеро террористов — их лица пока не вызывают у остальных пассажиров никаких негативных эмоций. Первыми из пятерки в самолет заходят Мухаммед Атта вместе с Абдулазизом аль-Омари.


Courtesy of the U.S. Department of Justice

В бостонском аэропорте Логан к вылету готовится рейс №11 компании American Airlines. Согласно расписанию он должен вылететь в Лос-Анджелес. На его борту находятся 86 пассажиров.

4 сентября 2001 года советники по национальной безопасности администрации Джорджа Буша одобрили черновую версию плана борьбы с «Аль-Каидой» (запрещена на территории РФ). План должны были представить 10 сентября. Но президент США был в отъезде — и его не увидел.

В Меморандуме президенту США напомнили о том, что с 1997 года Усама бен Ладен открыто говорил о своем намерении ударить по Штатам. Более того: в 1997-м и 1998-м он говорил по телевидению, что его сторонники готовы последовать примеру Рамзи Юсефа, который в 1993 году оставил грузовик, начиненный взрывчаткой, в подземном гараже одной из башен Всемирного торгового центра. Тогда погибли шесть человек, и получили ранения — около тысячи.

11.09.2001 г. КТО ВЗОРВАЛ БАШНИ-БЛИЗНЕЦЫ, КТО СОВЕРШИЛ ТЕРАКТ? ?

Прошло 18 лет со дня этого трагического события, но споры о том, что же тогда произошло на самом деле, не утихают. И число тех, кто не верит в официальную версию, все растет, ибо слишком много нестыковок, много того, что официальная версия логично объяснить неспособна

1) 11.09.2001 г. вечером приехал домой после работы, а жена говорит, потом поужинаешь, по телевизору показывают невероятное в прямом эфире, уже минут 15 идет, самолет в небоскреб в США врезался. Захожу, сажусь в кресло и глазам своим не верю: прыгают люди из окон верхних этажей, предпочитая погибнуть так, чем заживо сгореть А через пару минут второй самолет врезается во второй небоскреб. Мне не верится, что это происходит на самом деле. Фантасгармония, а не реальность. Сижу, смотрю, как завороженный. Забыв про ужин и про пиво. Дальше-больше, атака на Пентагон и т.д..

И где-то через час до меня доходит, а с какой стати все это показывают по российскому ТВ в прямом эфире (по 1-му каналу, по 2-му каналу, по НТВ и т.д.), да еще почти с самого начала. На одно согласование, чтобы получить разрешение от начальства, должно было уйти достаточно много времени, а значит, что разрешение на показ атаки башен-близнецов было получено заранее. То есть уже вечером 11.09.2001 г. у меня зародились сомнения, что тут точно что-то не так, что это сродни поджогу Рейхстага в 1933 году.

Второй самолет врезался в южную башню (ВТЦ-2) через 16.5 минут после того, как первый самолет атаковал северную башню (ВТЦ-1).

2) Также мне с самого начала было очевидно, что не могли террористы врезаться в небоскребы. Дилетанты, окончившие летные экспресс-курсы, не были способны управлять сложными современными лайнерами, направить их на небоскребы и попасть точно в цель с первого раза. А то, кто были эти террористы и то, что они окончили курсы, установили удивительно быстро.

Первые недели об этом только и говорили, кто из них на летчика учился в США, где они курсы окончили и т.д. Приводили слова свидетелей, показывали очевидцев и видеозаписи, на которой были запечатлены кадры прохождения их тренировок в авиашколах. Но этому многие в мире сразу не поверили, ибо понимали, что арабов учили летать на кукурузниках, а не на лайнерах. Поэтому вскоре всплыла иная версия, что они уже были опытными летчиками, когда прибыли в США. Тогда вопрос, а зачем им курсы, на которых учат летать на кукурузниках? Правда, теперь об этих курсах почти нигде и упоминания нет.

3) Когда небоскребы через час стали падать, то я глазам своим не верил, так падают дома в результате их преднамеренного сноса путем подрыва, специалисты данную технологию называют "направленный взрыв", когда здание минируют изнутри. А если дом разрушается по иным причинам, то падение происходит хаотично и с большим радиусом разброса крупных обломков зданий в разные стороны. Кроме того, я приблизительно знал, что температура плавления стали, а при строительстве небоскребов применяют особую, сверхпрочную сталь, намного выше температуры горения керосина Температура плавления такой стали - 1538°C . Максимальная температура, которая достигается при горении чистого авиационного топлива - 825°. Но керосин сравнительно быстро выгорел, а значит температура пожара должна была снизиться до обычной температуры на пожаре в помещении. То есть полное разрушение близнецов не могло в данной ситуации произойти, тем более они никак не могли сложиться, как при сносе зданий.

4) В страшном пожаре, согласно официальной версии, расплавились сотни тысяч тонн стали, в пыль превратились сотни тонн бетона. От пассажиров Боингов и от тысячи погибших в здании не осталось практически ничего, даже обугленных фрагментов тел. А паспорт одного из угонщиков, врезавшегося в башню самолета, Мохаммеда Атты (Mohammed Atta) целехоньким спланировал вниз и был найден при расследовании. Паспорт должен был моментально сгореть в момент, когда самолет врезался в небоскреб в страшном взрыве. Даже "черные ящики" самолетов огонь уничтожил полностью, а паспорт целый и невредимый. Так только в плохом кино бывает.

5) Кстати, от 1.116 человек из 2.606, погибших в близнецах, остались лишь мелкие фрагменты тел или не осталось ничего. Вместе с ними превратились в пыль и в мелкие осколки части офисной мебели, телефоны, компьютеры и т.д. Самым крупным фрагментом из всего этого стал небольшой обломок телефонной клавиатуры, по свидетельству одного из тех, кто работал на разборе рухнувших близнецов. Только при обрушении зданий тела могут деформироваться, но они не распадаются на части и тем более не могут бесследно исчезнуть. Такое могло произойти только при сильном взрыве, чему подтверждение тот факт. что в 2006 году на крыше соседнего небоскреба, где расположен "Дойче-банк" были обнаружены мельчайшие фрагменты человеческих костей.

Всего жертвами 11.09.2001 г. стали 2.977 человек.

6) О том, что рухнул третий небоскреб возле башен-близнецов, я долго не знал и неудивительно, данный факт в США замалчивали. А когда узнал, то это стало лишь незначительным дополнением к моим доказательствам, что все устроили спецслужбы США. В данном 47-ми этажном небоскребе №7 была расположена нью-йоркская штаб-квартира ЦРУ и еще ряд государственных учреждений. Возможно, что в данное здание должен был врезаться еще один самолет или произойти иное происшествие, но что-то пошло не так. А уничтожить его нужно было непременно, вот его и уничтожили потихоньку, под шумок.

Небоскреб №7 упал по оценке независимых экспертов также красиво, как и башни-близнецы. но через несколько часов. Вот только специалисты из организации «Инженеры и архитекторы за правду», куда входит около 2 тысяч профессионалов в области инженерии и архитектуры, утверждают, что данное здание не могло так легко разрушиться, так как этому препятствовали необычайно прочные железобетонные конструкции.

7) Третий угнанный самолет, согласно официальной версии врезался в здание Пентагона, где террористы направили лайнер по запредельно сложной, максимально низкой траектории. При этом высота «Боинга 757» составляет 13 метров, Пентагона – 24 метра. Исходя из этого, заключительные километры полета лайнера должны были проходить на высоте всего нескольких метров над землей, что является практически невыполнимым заданием для пилотов, только что закончивших экспресс-курсы. А главное, что было намного проще врезаться в Пентагон сверху. Так бы настоящие террористы и поступили. Но и это еще не все, «Боинг» при ударе о здание не оставил следов от крыльев. Не было обнаружено их обломков и рядом. Согласно официальным выводам, все они были уничтожены мощными взрывом и пожаром, что очень сомнительно.

Часть видеоматериалов, запечатлевших удар по Пентагону, были изъяты агентами ФБР сразу же после теракта. Также никто не видел кадров, на которых запечатлен врезавшийся в здание авиалайнер, или его обломки, или останки пассажиров, или остатки багажа.

Четвертый угнанный самолет, потерпел катастрофу в штате Пенсильвания. На нем согласно легенде пассажиры оказали сопротивление террористам, и из той же официальной версии следует, что он упал в поле, вот только разброс обломков самолёта в радиусе свыше 10 км или то, что имитирует обломки, указывает на то, что произошло его разрушение в воздухе на большой высоте. По сути от самолета не осталось следов. А был ли он вообще? По официальной версии его хотели направить либо на Белый дом, либо на здание Конгресса, расположенные в Вашингтоне.

8) А кто вел самолеты, что врезались в башни - близнецы? Они были радиоуправляемыми и без пассажиров. Придерживаюсь данного варианта, возможно и ошибаюсь.

Ибо логичнее версия, что самолетов вообще не было. А по ТВ показывали инсценировку, поэтому легкие дюралевые самолеты пробивали железобетонные небоскребы насквозь, как нож консервную банку Что по мнению независимых экспертов невозможно. То есть нам показывали мультики. В некоторых странах так показывают новое сверхмощное уникальное оружие.

9) Добавляет интриги и то обстоятельство, как указывают независимые исследователи данной трагедии, что башни-близнецы и небоскреб №7 за шесть недель до 11.09.2001 г. американская фирма «Сильверстайн» и израильская фирма «Лови» застраховали более чем на $3 млрд. Эта сумма превышает ту, которая пошла на строительство обеих башен. Общий объем страховых выплат в результате теракта составил рекордную сумму в $70 млрд.

А в подвале небоскреба №7 по их словам хранились огромные запасы золота на сотни миллиардов долларов. Оно испарилось. Штаты все списали на форс-мажор.

Самолет №3 не просто врезался в Пентагон, а именно в ту часть здания, где хранилась особо важна документация, в том числе и бухгалтерские отчеты, уничтожив их. В итоге назревавший в США скандал, связанный с хищения в Пентагоне на сотни миллиардов долларов, канул в небытие.

Почему все остатки рухнувшего металла были немедленно отправлены, как металлолом, на переплавку? Это сделало невозможным ведение расследования. На письменный запрос «Нью-Йорк Таймс», кто отдал данный приказ, ведомство губернатора Нью-Йорка отказалось дать ответ.

Почему разрушение башен началось по единой схеме с самого верха, а не с этажей, поврежденных самолетами? Почему они обрушились так быстро, всего через час после того, как верхние этажи одного из небоскребов загорелись?

Почему официальные органы отказались прокомментировать показания многих свидетелей и пожарных о том, что они слышали многочисленные взрывы внутри обеих башен непосредственно перед тем, как они начали падать?

Не наводились ли самолеты с земли с помощью разработанной в США системы Global Hawk ?

И это лишь малая часть вопросов экспертов.

10) А ради чего была затеяна данная провокация? Империализм не может жить без войн, такова его природа. Войны ему нужны, чтобы решать свои противоречия, выходить из неразрешимого кризиса.

В сентябре 2000 года увидел свет доклад ведущей структуры американских «неоконсерваторов» Project for a New American Century под названием «Перестройка американской мощи», где говорилось буквально следующее: процесс трансформации США в главенствующую силу завтрашнего дня способен занять много времени, если не произойдёт какого-нибудь катастрофического события-катализатора, «нового Перл-Харбора». Одним из авторов данного доклада значился Пол Вулфовиц, заместитель министра обороны США в 2001–2005 гг. Кроме него членами PNAC были также Дик Чейни (вице-президент), Дональд Рамсфельд (министр обороны) и Ричард Перл (глава Консультативного комитета по оборонной политике при Пентагоне).

Нужен был катализатор событий и он произошел, после 11.09.2001 мир перестал быть прежним. Данная провокация похоронила международное право, дала США карт-бланш на ведение войны по всему миру. Вместо канувшего в лету СССР был придуман новый враг в лице "международного терроризма", к которому стало возможным причислить любое государство. Уже 7 октября 2001 года американцы вторглись в Афганистан, чтобы "покарать террористов". В марте 2003 года США напали на Ирак, погрузив в хаос весь регион, а в итоге взяли под свой контроль почти всю нефть Ирака и весь Ближний Восток. Потом была Ливия, революции в Египте и в Тунисе, Сирия… На "борьбу с террором" в различных странах Пентагон получил за прошедшие 18 лет более 7 триллионов долларов, а военно-промышленный комплекс США обрел новый смысл для существования.

В октябре 2001 года был в США принят Патриотический акт – тщательно и заранее проработанный федеральный закон, значительно расширивший права спецслужб по электронной слежке и надзору за американцами, спецслужбы получили возможность вести контроль за каждым. Штаты окончательно превратилась в полицейское государство.

PS. А были террористы на самом деле или нет? Были. Но их просто банально использовали. Американские спецслужбы сознательно допустили в страну террористов, которые, действительно замышляли теракты с использованием самолетов. Они были нужны. как прикрытие. Особенно интригует факт обнаружения машины террористов, которую те припарковали на многотысячной стоянке у аэропорта. Поразительно, но внутри были и Кораны, и инструкции по управлению «Боингом». Снова, как в плохом кино. А направили их в США агенты Штатов, внедренные в террористические организации Ближнего Востока. Более того, главные международные террористические организации были созданы при участии самих Штатов. И это давно не секрет.

Но в целом провокация 11.09.2001 г. была устроена фантастически, она более грандиозная и талантливая, чем инсценировка полетов американских астронавтов на Луну. В 1969 - 1972 г.г. сделать все было намного проще, снять "кино" в Голливуде и показать простакам по всему миру. А тут действие происходило в прямом эфире, на наших глазах, о чем телевидение стран-союзников было предупреждено заранее и что нам российское ТВ красиво и убедительно продемонстрировало.

Яндекс.Деньги - 410018081379425

Киви - кошелек - 89090008772

Наверное, каждый современный человек слышал что-нибудь про теракт 2001 года, произошедший в Нью-Йорке. Однако о подробностях некоторые люди не знают, а другие просто забыли - все-таки после этого страшного события прошло почти два десятилетия. Постараемся разобраться с этой трагедией максимально объективно, но в то же время коротко.

Что это такое

Прогремел теракт 11 сентября 2001 года. И почти сразу страшное известие облетело весь мир. Кто-то оплакивал жертв, а кто-то злорадно ухмылялся и радовался гибели тысяч невинных людей.

Дело в том, что именно 11 сентября в Нью-Йорке два пассажирских самолета врезались в две башни Всемирного торгового центра. Теракт запомнился многим как самый кровопролитный за историю человечества.

Как все произошло?

Теперь постараемся в деталях воссоздать события теракта сентября 2001 года.

В этот день аэропорты работали, как обычно. Многие десятки авиалайнеров, взлетая из разных городов США, направлялись в Калифорнию. И только на борту четырех самолетов, следовавших из аэропортов Ньюарк, Логан и Даллес, все пошло совсем не так - их захватили практически одновременно вскоре после взлета. Они были выбраны не случайно - из-за значительной протяженности маршрутов на борту самолетов имелось большое количество топлива - примерно по 30-35 тонн авиационного керосина.

До сих пор экспертам не удалось прийти к общему мнению, как же девятнадцать террористов смогли захватить четыре огромных авиалайнера. Одни утверждают, что для этого были применены обычные канцелярские резаки, с которыми террористы долгое время тренировались, прежде чем пойти "на дело". Другие считают, что был применен также слезоточивый газ - сообщение об этом получено от летчика одного из захваченных самолетов.

Пассажирами и экипажем одного из самолетов была предпринята попытка вернуть контроль над самолетом, в результате чего планы террористов были сорваны - воздушное судно упало на поле в штате Пенсильвания. Террористы и все находившиеся на борту погибли.

Второй самолет был направлен на здание Пентагона неподалеку от города Вашингтона. Террористам удалось выполнить свой план и врезаться в Пентагон. Однако место для теракта было выбрано не слишком удачно - именно в этом крыле на тот момент проводился ремонт. Поэтому количество жертв оказалось сравнительно небольшим - не считая террористов, пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, погибло чуть больше ста человек. Если бы самолет врезался в здание с другой стороны, количество жертв увеличилось бы минимум в несколько раз.

Но, разумеется, наиболее страшные и запоминающиеся события теракта 2011 года разворачивались в Нью-Йорке. Именно сюда направились два самолета "Боинг 767-200" с номерами N334AA и N612UA. Их целями были широко известные башни-близнецы, в которых располагался Всемирный торговый центр.

Первый врезался в северную башню примерно в 8:46 на высоте 94-98 этажа.

Второй врезался в южную башню в 9:03. Он был направлен ниже - приблизительно на уровне 78-85 этажа. Так как на место уже прибыли телевизионные съемочные группы, спешившие снять место первого взрыва, второй теракт удалось заснять с нескольких ракурсов.

В результате удара самолетов о здания начался пожар - неслучайно были выбраны самолеты с большим количеством топлива на борту. Десятки тонн горючего, выплеснувшись из пробитых баков, залили много этажей. А из-за мощнейшего удара, повредившего несущие конструкции, здания начали стремительно разрушаться.

Башня, первая подвергшаяся атаке террористов (северная), обрушилась в 10:28. Произошло это из-за пожара, который удалось потушить только через 102 минуты.

Южная башня обрушилась значительно быстрее - уже в 9:56, а пожар длился всего 56 минут.

Однако теракт имел и дальнейшие последствия. Мощные взрывы в атакованных зданиях привели к тому, что в еще одной башне - WTC-7 - взорвался газ и начался мощный пожар, остановить который быстро не удалось. В результате оно разрушилось в 17:20.

Количество жертв

Как уже говорилось выше, общее количество террористов, находившихся на бортах четырех самолетов, составило 19 человек. Разумеется, все они погибли.

Террористы, захвативший самолет рейса United 93, разбившегося в поле неподалеку от Вашингтона, не сумели выполнить свою задачу. Поэтому погибли только пассажиры и члены экипажа - общее число жертв составило 40 человек.

Более эффективными оказались действия террористов, выбравших своей целью Пентагон. Кроме 59 пассажиров и членов, находившихся на борту, погибло 125 человек в здании.

Но, разумеется, самыми высокими оказались "показатели" двух самолетов, врезавшихся в здания Всемирного торгового центра. Теракт у башен-близнецов 11 сентября 2001 года унес жизни не только 147 человек, находившихся на борту. Также погибло 2606 человек в здании и на его обломках.

Да, не каждый знает об этом, но далеко не все жертвы погибли 11 сентября именно из-за самого теракта. При локализации и ликвидации пожара, а также в процессе поисков выживших погибли 341 пожарный городского пожарного департамента, а также два парамедика. Кроме того, в число жертв входят 60 полицейских, а также 8 врачей скорой помощи.

В результате пожара в воздух было выделено огромное количество токсичных веществ - горели утеплительные и теплоизоляционные материалы, густо пропитанные горючим. Именно из-за этого скончалась последняя жертва теракта - Фелиция Данн-Джонс. Причем произошло это уже через несколько месяцев после катастрофы. Отравление угарным газом привело к легочной недостаточности. Поэтому ее имя также внесено в списки погибших из-за теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.

В общей сложности в результате трагедии погибли 2977 человек, не считая террористов. Среди них были граждане не только США, но и почти сотни других государств.

И все-таки количество жертв могло быть значительно больше. Из зданий ВТЦ успели эвакуировать около 16 тысяч человек, которые находились ниже этажей, на которые были направлены самолеты.

Кто же исполнители?

Официально теракт спланирован и осуществлен силами "Аль-Каиды" - одной из самых известных террористических группировок в мире. Возглавлялась она самим Усамой бен Ладеном, чье имя на протяжении многих лет звучало в программах новостей. Да и сама группировка довольно быстро взяла на себя ответственность, заявив, что данный теракт является ответной реакцией на поддержку США Израиля, а также ввода войск в Афганистан.

Из девятнадцати исполнителей пятнадцать являются выходцами из Саудовской Аравии, двое - из ОАЭ, еще по одному - из Египта и Ливана.

Не спецслужбы ли стоят за терактами?

Однако вопрос о том, кто организовал теракты в США 2001 года, вовсе не закрыт. Существует огромное количество версий, авторы которых выискивают противоречия в официальной версии, а иногда и придумывают их. Увы, из-за последних большинство людей не слишком серьезно относятся к первым. Ведь все-таки несостыковок в этом деле действительно хватает.

Например, все данные о террористах удалось получить благодаря тому, что сумка одного из них случайно была задержана в аэропорту и не попала в самолет. Именно в ней находились истинные документы всех участников теракта.

Кроме того, здания обрушились не сразу после столкновения с самолетами, а спустя час-полтора, в результате пожаров. Но обычный пожар, даже с использованием авиационного топлива, не может расплавить несущие опоры небоскребов - это подтвердили инженеры и строители, работавшие над их возведением. А некоторые эксперты утверждают, что разрушениям больше присущ характер череды небольших направленных взрывов, поочередно уничтожившим несущие конструкции.

Интересен и тот факт, что здания были застрахованы от атаки террористов за несколько месяцев до теракта 2001 года.

Местом атаки на Пентагон было выбрано именно то крыло, где проводился ремонт - секретные документы и высшие чины были временно перемещены в другие отделы. А что еще удивительнее - судя по фото с места теракта, здесь полностью отсутствуют фрагменты самолета, который врезался в здание.

И это далеко не полный список странных событий, связанных с терактом. Это заставляет задуматься - почему же спецслужбы не заметили или проигнорировали их? Не является ли это следствием того, что взрывы были осуществлены самими спецслужбами?

След ведет в Иран

Также существует версия, что теракт у "Близнецов" 11 сентября 2001 года был осуществлен не без вмешательства спецслужб из Ирана. Причем информация об этом поступила от офицеров иранской разведки и сотрудников министерства разведки. Выступая в суде в городе Манхэттене, они под присягой заявили, что правительство Ирана не только спонсировало теракты, но и участвовало в их разработке и осуществлении. А вскоре после самих взрывов предоставили поддержку сотням боевиков "Аль-Каиды".

Реакция американского правительства

Спустя месяц после печальных событий правительством США была собрана и возглавлена международная коалиция, целью которой было свержение режима талибов. Представители государства заявили, что "Аль-Каида" располагается именно в Афганистане, где поддерживается "Талибаном" и координирует действия своих членов по всему миру.

Также была проведена серия арестов как на территории США, так и в других странах. Но, судя по тому, что спецслужбы иных стран передали заключенных американским коллегам, без поддержки со стороны ЦРУ здесь не обошлось.

Принятые меры безопасности

Разумеется, американская общественность требовала определенных мер, которые повысили бы уровень безопасности в стране.

За считаные месяцы после теракта свыше 80 тысяч арабов, а также эмигрантов из других мусульманских стран, были вынуждены пройти дактилоскопическую проверку, а также их зарегистрировали в специальных реестрах. Допросам подверглись около 8 тысяч человек, 5 тысяч - задержаны.

Экономические последствия

2001 года имел и иные последствия.

Например, телефонный узел возле ВТЦ был разрушен из-за взрыва и пожаров. Как следствие, пришлось закрыть Американскую фондовую биржу, Нью-Йоркскую фондовую биржу и NASDAQ. Восстановить их работу удалось только 17 сентября. Из-за такого простоя американские биржи потеряли около 1.2 триллиона долларов за считаные дни. Это до сих пор считается крупнейшим падением индекса Доу Джонса за неделю.

Из-за взрывов также на несколько дней были отменены все авиаперелеты на территории США. Да и в последующие недели и месяцы люди откровенно боялись летать на самолетах, опасаясь повторения теракта. В результате пассажиропоток сократился на 20%, создав серьезные проблемы для всей отрасли авиаперевозок в США.

Реакция в мире

Люди всего мира ярко отреагировали на теракт в Нью-Йорке 2001 года.

В основном реакция была однозначной - простые люди и главы правительств выражали скорбь по невинно погибшим людям. Однако в этом списке имелись и исключения.

Например, правительство Ирака заявило, что американские граждане лишь пожинают плоды своих преступлений.

Открыто радовались теракту 2001 года и граждане Палестины - здесь были устроены торжественные шествия. Что и неудивительно - США поддерживали евреев, отношения к которым у палестинцев весьма натянутые.

Наконец, имели место и демонстрации в Китае, где студенты несли транспаранты с лозунгами в поддержку террористов.

Память о погибших

  • В день совершения теракта 2001 года практически во всех странах Европы была объявлена минута молчания в знак скорби. В Вашингтоне было проведено шествие со свечами.
  • На месте разрушенных башен-близнецов установлены два мощных прожектора, направленных в небо. Экспозиция получила название "Дань в свете".

  • В Пентагоне на месте гибели людей построена небольшая часовня.
  • На месте падения самолета рейса 93 возведен мемориал.
  • Акт 111-13 утвердил 11 сентября как дату "Общенационального дня служения и памяти".

Заключение

На этом наша статья подходит к концу. Теперь вы больше знаете о терактах 11 сентября в США. Конечно, история довольно неоднозначная и изобилующая белыми пятнами. Но кто знает, может быть, со временем появится более исчерпывающая версия, которая все расставит по своим местам.

Прошло 17 лет с того самого дня, с «Девять-Одиннадцать», когда в Нью-Йорке рухнули три небоскреба . Нет, я не ошибся. Не два, а именно три, но о третьем почему-то предпочитают не вспоминать. И когда третий самолет врезался в ремонтируемое крыло Пентагона, и странным образом почти самоуничтожился, а еще один упал в пустыне. И это далеко не все загадки случившейся трагедии.

Итак, утром 11 сентября 2001 года некими неизвестными были захвачены четыре самолета «Боинг» (два в Бостоне , один в Вашингтоне и еще один в Ньюарке ), после чего первые два самолёта врезались в нью-йоркские небоскребы ВТЦ-1 и ВТЦ-2, третий – ударил в стену Пентагона, а четвертый – потерпел крушение неподалеку от Шенксвиля, штат Пенсильвания. Две башни ВТЦ, атакованные самолетами, в течение полутора часов вдруг весьма странным образом полностью разрушились, аккуратно сложившись внутрь. Также почему-то полностью и аккуратно разрушился и соседний небоскреб ВТЦ 7, хотя в него никакие самолеты не попадали.

Прошло всего несколько дней после «терактов», как была готова первая официальная версия всего случившегося и названы исполнители. Виноватым сразу же был назван Усама бин Ладен , руководивший этим действом из Афганистана, и, разумеется, его детище Аль-Каида . Также сразу были названы имена всех 19 угонщиков, которые, побросали вблизи аэропортов свои машины, в которых обнаружили Коран и инструкции на арабском языке «Как управлять самолетом», а в обломках самолетов нашли чудом сохранившиеся паспорта «террористов». Из этого следовало, что нужно срочно начинать бомбить Афганистан и вторгаться в Ирак.

Осенью 2002 года была создана специальная комиссия под громким названием «Национальная комиссия по террористическим атакам на Соединенные Штаты ». Председательствовал в ней бывший губернатор Нью-Джерси Томас Кин (Thomas Kean). В комиссию вошли бывшие сотрудники ЦРУ, ФБР, Министерства юстиции и прочих правительственных учреждений. Руководил всеми действиями и ходом расследования Филип Зеликов (Philip Zelikow), член администрации президента Буша-младшего, который работал еще и при Буше-старшем.

Окончательный вид официальная версия, указанная выше, приняла 22 июля 2004 года, когда вышеозначенная комиссия в составе 83 человек закончила отчет на 585 страницах. Отчет «Комиссии Кина» подтвердил вышеприведенную версию, которая и сейчас остается единственной и неопровержимой.

А теперь приведем некоторые факты, показывающие, как спецслужбы США умеют «расследовать» и получать нужные и заведомо объявленные результаты.

Сотовые телефоны

В официальном отчете утверждается, что вся информация из «Боинга», врезавшегося в небоскреб ВТЦ, была передана на землю по мобильным телефонам. В частности, бортпроводница Бетти Онг (Betty Ong) разговаривала 23 минуты, а бортпроводница Маделин Суини (Madeline Sweeney) – 25 минут. Последние слова Суини были: «Я вижу воду! Я вижу здания!» .

Дело в том, что при попадании телефона в область вещания базовой станции, или «соту», происходит так называемое «приветствие», которое в 2001 году занимало не менее восьми секунд. Система «приветствия» не была рассчитана на движение со скоростью 700 км/ч и возможна при максимальной скорости в 150 км/ч. И только в 2004 году компания Qualcomm, совместно с American Airlines, разработала систему, которая с помощью спутника обеспечивает звонки по сотовым телефонам с борта самолета, на котором устанавливается специальная мобильная базовая станция . 15 июля 2004 года был совершен пробный запуск системы, после чего она начала функционировать.

Обман со скоростью

В официальном отчете «Комиссии Кина» приводится схема якобы движения рейса 175, врезавшегося в южную башню ВТЦ, согласно которой самолет преодолел финальный прямой участок от города Трентона до Нью-Йорка за четыре минуты.



Схема движения боингов на Нью-Йорк

А теперь факт: Расстояние между Трентоном и Нью-Йорком по прямой составляет 85 километров. Для ровного счета можно даже считать его равным 80. Согласно официальным данным, самолет преодолел это расстояние за 4 минуты. Найдем среднюю скорость лайнера на данном участке: V = 80 км / 4 мин = 20 км/мин = 1200 км/ч. Получаем скорость звука .

Разумеется, Боинг-767 не был сверхзвуковым. В технических характеристиках Боинга-767-200 сказано, что его максимальная крейсерская скорость на высоте 12 км составляет 915 км/ч. И это только на высоте 12 000 метров, где плотность воздуха в пять раз ниже, чем на уровне моря, а лайнер влетел в здание на высоте нескольких сотен метров. В тех же технических характеристиках сказано, что максимально допустимая скорость Боинга-767-200 (так называемая Vne – Velocity Never Exceed), превысив которую самолет просто начнет разрушаться , составляет 0,86 скорости звука, то есть около 1000 км/ч. Поэтому даже если бы самолет умудрился все-таки развить скорость звука, он бы рассыпался еще задолго до Манхэттена. То есть, официальное расследование предлагает всем поверить в то, что невозможно чисто физическеи. Итак, еще одна ложь официального расследования.

«Близнецы» не могли самостоятельно разрушиться

Согласно официальному отчету, стодесятиэтажный небоскреб ВТЦ-1 полностю разрушился через 1 час 42 минуты после удара самолета, а его близнец ВТЦ-2 – через 56 минут. Причина, разумеется, указана такая – удар и последующий пожар, произошедший после попадание «Боингов» в здания.

Но вот тут-то и появляются еще некоторые не менее удивительные факты.

Оказывается, «Близнецы» были рассчитаны так, что кроме ветровой нагрузки могли выдержать лобовой удар Боинга-707, самого крупного в те годы пассажирского авиалайнера. В начале 1970-х годов Лесли Робертсон , строивший здания, просчитал эффект от столкновения Боинга-707 с башней ВТЦ. О результатах он сообщил в газету New York Times, утверждая, что башни выдержат удар лайнера, летящего со скоростью 960 км/ч, то есть, приняв на себя удар лайнера, небоскреб останется стоять, не подвергшись серьезным структурным разрушениям. Другими словами, центральный каркас и оставшийся стоять периметр выдержат дополнительную нагрузку, образовавшуюся за счет отсутствия снесенной части несущих конструкций. Именно с таким запасом прочности были построены «близнецы».

Фрэнк ДеМартини (Frank DeMartini), один из руководителей проекта возведения ВТЦ, подтверждает эту мысль: здание спроектировано с таким расчетом, чтобы выдержать удар Боинга-707 с максимальной взлетной массой. Это был самый крупный самолет того времени. Я уверен, что здание выдержало бы даже несколько ударов самолетов, поскольку его структура напоминала частую сетку от комаров, а самолет – это как карандаш, который эту сетку протыкает и не оказывает влияния на структуру остальной ее части.

Пожар также не мог уничтожить небоскрёбы. Вот доказательства того, что официальный отчет снова врет:

Итак, здание ВТЦ-1 выдержало первый удар. Тем не менее, в последующие полтора часа в результате пожара случилось нечто, спровоцировавшее обрушение башни. Кстати, это первый и единственный случай в мировой истории, когда небоскреб превращается фактически в груду руин в результате полуторачасового пожара – это если верить официальной версии.

В середине 1990-х годов две британские фирмы – British Steel и Building Research Establishment – провели серию экспериментов в городе Кардингтон, чтобы выявить влияние пожаров на сооружения со стальным каркасом. На экспериментальной модели восьмиэтажного здания стальные конструкции не имели огнестойкой защиты. Несмотря на то, что температура балок из стали достигала 900 °C (!) при критически допустимом максимуме в 600 °C, ни в одном из шести экспериментов не произошло разрушений, хотя определенные деформации имели место.

В августе 2005 года Джон Холл (John R. Hall Jr.) из Национальной противопожарной ассоциации США , опубликовал аналитический труд «Пожары в высотных сооружениях». В частности, в нем приводится статистика, согласно которой только в 2002 году в высотных строениях произошло 7300 пожаров, многие из которых были очень интенсивными и продолжались в течение многих часов , успев поглотить при этом не один этаж. Несмотря на наличие жертв и значительный ущерб, ни один из этих пожаров не привел к обрушениям.

Если этого недостаточно, то вот еще несколько конкретных примеров наиболее сильных пожаров за последние десятилетия:

23 февраля 1991 года вспыхнул пожар в 38-этажном здании One Meridian Plaza в Филадельфии. Пожар начался на 22-м этаже, охватил 8 этажей и продолжался 18 часов. В результате этого пожара было выбито множество стекол, потрескался гранит и просели несущие стены. Тем не менее здание выстояло и ни одна его часть не обрушилась.

4 мая 1988 года загорелось 62-этажное здание First Interstate Bank в Лос-Анджелесе . Пожар продолжался 3,5 часа, выгорело 4,5 этажа – с 12-го по 16-й. Но несущие конструкции уцелели полностью, а второстепенные конструкции и несколько межэтажных перекрытий получили лишь незначительные повреждения. Здание выстояло.

5 августа 1970 года в 50-этажном здании 1 New York Plaza раздался взрыв и возник пожар, который продолжался шесть часов. Обрушений не было.

17 октября 2004 года загорелся небоскреб в венесуэльском городе Каракас . Пожар вспыхнул на уровне 34-го этажа, охватил 26 (!) этажей и продолжался 17 часов. Здание выстояло.

И, наконец, пожар в том самом нью-йоркском Всемирном торговом центре. 13 февраля 1975 года в северной башне на 11-м этаже произошел пожар, в результате которого 65 % этажа выгорело полностью. Кроме того, огонь распространился вниз до 9-го и вверх до 16-го этажей, не затронув, тем не менее, офисные помещения и ограничившись шахтами внутри центрального каркаса. Продолжался пожар три часа, и, несмотря на его гораздо более высокую, чем 11 сентября 2001 года, интенсивность, структура здания не пострадала. Абсолютно невредимым остался не только центральный каркас, внутри которого пожар главным образом и распространялся, но и все межэтажные перекрытия.


Пожар ВТЦ в 1975 году

А 47-миэтажный «ВТЦ 7» разрушился сам… случайно.

Официальный отчет утверждает, что ВТЦ-7 «разрушился» из-за ослабления несущих конструкций, не смотря на то, что никакой самолет в него не попадал.

О сносе здания № 7 ВТЦ, как выяснилось, вообще знали очень немногие. Его разрушение прошло как-то незаметно на фоне остальных событий того дня. В этом 47-этажном небоскребе, который также носил название Саломон Бразерс (Salomon Brothers), размещались офисы ФБР , Министерства обороны, налоговой службы 1RS (по словам Online Journal, с огромным количеством компроматов, в том числе и на печально известный Enron), контрразведки США, фондовой биржи (с доказательствами биржевого мошенничества), а также различных финансовых учреждений. Его обрушение произошло приблизительно в 17:20 по нью-йоркскому времени, и с ним связаны сразу несколько довольно любопытных казусов.

FEMA утверждает, что это здание рухнуло по тем же самым причинам, что и «близнецы» – из-за ослабления несущих конструкций . Но почему? Самолет в него не попадал. Пожары в нем не бушевали – лишь в трех местах были небольшие локальные очаги возгорания: на седьмом, двенадцатом и двадцать девятом этажах. Если мы вспомним схему всего ВТЦ, то здание № 7 – самое удаленное от «эпицентра», отделенное от основного комплекса еще и улицей. Откуда у него повреждения? Об этом отчет умалчивает.



Вот такой небольшой пожар якобы повлек полное разрушение здания ВТЦ-7

А самое «правдивое» на свете BBC даже сообщило об обрушении ВТЦ-7 заранее.

Действительно, уникальным выглядит репортаж британского телеканала Би-би-си (ВВС). В выпуске теленовостей, который вышел в эфир в 10:00 по лондонскому времени, то есть в 17:00 по нью-йоркскому, ведущий поведал телезрителям о том, что рухнуло здание ВТЦ-7 в Нью-Йорке. Но до его обрушения оставалось еще 20 минут . Более того, корреспондент телеканала Джейн Стэндли (Jane Standley) в своем прямом репортаже из Нью-Йорка рассказывала об обрушении ВТЦ-7, находясь при этом на его фоне. На редкой фотографии как раз изображен этот момент – здание ВТЦ-7 обозначено стрелочками. Подпись внизу экрана гласит: «47-этажное здание Саломон Бразерс рядом с Всемирным торговым центром также обрушилось».



ВВС рассказывает о разрушении ВТЦ 7

Однако в какой-то момент, видимо, телевизионщики поняли, что произошло, и в 17:14 картинка трансляции из Нью-Йорка вдруг исказилась помехами, а через несколько секунд и вовсе пропала.

Как еще объяснить сей невероятный «ляп», если не наличием заранее написанного сценария? Возможно ли, что здание планировали снести чуть раньше, но до Лондона просто не успели своевременно довести информацию о задержке этой мизансцены спектакля, а британцы продолжали следовать сценарию. Значит, они получили пресс-релиз до того, как все это произошло? Но от кого и каким образом?

Разумеется, подобный казус вызвал массу вопросов к телеканалу ВВС. Однако, глава отдела новостей Ричард Портер (Richard Porter) так объяснил эту загадочную историю: «Мы не являемся частью заговора. Никто не говорил нам, о чем рассказывать и что делать 11 сентября. Нам заранее никто не сообщал о том, что здание должно упасть. Мы не получали ни пресс-релиза, ни сценария событий, которые должны произойти».

Получается, что, если заранее им никто ничего не сообщал, значит, они сами, по своей инициативе рассказали об обрушении здания, которое произойдет через 20 минут. Но читаем дальше: «У нас не сохранилось оригинальной записи репортажей от 11 сентября – но не по причине заговора , а из-за неразберихи». Новостная запись одного из важнейших за всю историю телеканала дней оказалась вдруг утеряна.

Погибшие «террористы» оказались живыми



Официальный список «угонщиков»

Список был снабжен следующим комментарием: «В ФБР абсолютно уверены в точности опознания девятнадцати угонщиков, ответственных за террористические атаки 11 сентября. Кроме того, расследования по 11 сентября были тщательно проверены Национальной комиссией по террористическим атакам на Соединенные Штаты, а также совместно Сенатом и Палатой представителей. Ни одна из этих проверок не вызвала ни малейших сомнений относительно личностей девятнадцати угонщиков».

23 сентября 2001 года британское новостное агентство ВВС неожиданно сообщило, что Валид аль-Шехри , гражданин Саудовской Аравии и названный угонщик рейса АА11, в настоящее время жив, здоров и прекрасно себя чувствует в Касабланке, Марокко. Посольство Саудовской Аравии подтвердило, что он учился в летной школе в городе Дейтона Бич, штат Флорида. Он покинул США в сентябре 2000 года и работает в авиакомпании Роял Эйр Марокко. Далее это подтверждает и Associated Press, согласно которой Валид аль-Шехри появился в американском посольстве в Марокко: «ФБР выпустило в свет его фотографию, которая была растиражирована в газетах и теленовостях по всему миру. Этот же самый мистер аль-Шехри показался в Марокко , тем самым доказав, что он не являлся членом команды летчиков-самоубийц». Итого, минус один.

Вэил аль-Шехри (АА11) также жив и здоров. Он работает пилотом, а его отец – дипломатом Саудовской Аравии в Бомбее. Газета Los Angeles Times в статье от 21 сентября 2001 года сообщает, что глава информационного центра посольства Саудовской Аравии в США Гаафар Аллагани подтвердил, что он лично разговаривал и с отцом, и с сыном. Итого, минус два.

Абдулазиз аль-Омари (АА11) во время учебы в Денвере потерял свой паспорт, о чем в свое время сообщил в полицию. Сейчас он работает инженером в компании Saudi Telecom. Газета The Telegraph 23 сентября 2001 цитирует его: «Я не мог поверить, когда увидел себя в списках ФБР. Они показали мое имя, мою фотографию и мою дату рождения, но я не террорист-смертник. Я здесь. Я живой. Я не имею понятия, как управлять самолетом. Я не имел никакого отношения ко всему этому». Итого, минус три.

Сайд аль-Гамди (UA93), пилот Саудовских авиалиний, во время событий 11 сентября находился в Тунисе , где с 22 другими пилотами проходил курс обучения управлению самолетом Airbus-320. The Telegraph цитирует его слова: «ФБР не предоставило никаких доказательств моей причастности к атакам. Вы не представляете, каково это, быть названным мертвым террористом, когда я жив и невиновен». Итого, минус четыре.

Ахмед аль-Нами (UA93) работает заведующим делопроизводством в Саудовских авиалиниях в Эр-Рияде: «Как видите, я жив. Я был шокирован, увидев свое имя в списках [террористов]. Я никогда не слышал о Пенсильвании , где я, оказывается, угнал самолет». Итого, минус пять.

Салем аль-Хамзи (АА77) работает на химическом заводе в городе Янбу, Саудовская Аравия: «Я никогда не был в США, а в последние два года не выезжал из Саудовской Аравии». Итого, минус шесть.

Халид аль-Мидхар (АА77) – программист в Мекке, Саудовская Аравия: «Мне хочется думать, что это какая-то ошибка». По сообщениям Chicago Tribune, он смотрел телевизор, когда его друзья начали звонить ему и справляться, жив ли он. Итого, минус семь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: