Мосты рима. Мосты римской империи. История и легенды

Многие достопримечательности Рима известны во всем мире. К ним также относятся и мосты Вечного города. На территории Рима левый и правый берега Тибра связывают 26 мостов. Обойти их все довольно утомительно, да и в этом нет необходимости, а вот совершить прогулку по набережной Тибра и посмотреть на самые знаменитые и старинные мосты, являющиеся произведением архитектурного искусства, очень даже интересно. Я предлагаю маршрут, который не займет много времени, и который включает самые древние Римские мосты, сохранившиеся до наших дней.

Из всех древних мостов через Тибр в Риме к настоящему времени сохранилось всего четыре:

Мост Святого Ангела , украшенный крылатыми скульптурами, держащими в руках реликвии собора Святого Петра, был создан архитектором Бернини. Долгое время этот мост был единственным, по которому паломники переходили с левого берега на правый к Ватикану. В 1450 юбилейном году мост не выдержал потока людей и обвалился. В результате погибло более 200 человек, причем очень многие были раздавлены в результате паники, возникшей на разрушенном мосту. С тех пор улица, ведущая от моста к площади Навона называется via del Panico.

Чтобы трагедии больше не повторялись, папа Сикст IV принял решение построить новую переправу, вскоре мост построили и назвали его в честь папы Сикстинским . Таким образом, папа Сикст IV вошел в историю Рима, как первый строитель мостов.

Мостам Фабричио и Честио , ведущим на остров Теберина, повезло больше – они полностью сохранились до наших дней.

В Риме есть еще так называемый Разрушенный мост или Ponte Rotto . В 179 году был построен Эмилиев мост , но его быстро не стало - он разрушился во время наводнения. Несколько раз предпринимались попытки его восстановить, особенно усердствовал Папа Павел III. Сначала заказ на строительство был дан Микеланджело, но потом решили, что мост построит Баччо Биджо. К сожалению, сооруженная переправа была столь изящной, что простояла всего пять лет. На дорогостоящие реконструкции не хватало денег и рядом был построен железный Палатинский мост. Сейчас мы видим только остатки Эмилиева моста, получившего название Ponte Rotto – Разрушенный мост .

Наша прогулка по набережной Тибра является продолжением предыдущей прогулки, связанной с Устами истины, поэтому мы начнем ее с Bocca della Verita, и закончим у моста Святого Ангела.

  1. Мост Палатино (перед ним развалины Ponte Rotto, не показаны на схеме, но присутствуют на фотографиях), 2. Мост Фабриция, 3. Мост Цестия (Честио), 4. Мост Гарибальди, 5. Мост Систо, 6. Мост Мадзини, 7. Мост Принца Амадео Савойского, 8. Мост Витторио Эммануэле Второго, 9. Мост Святого Ангела (Элиев мост).

Я обозначил цифрами на карте все мосты, которые нам встретились по пути, приведу их фотографии, а о самых интересных мостах добавлю информацию, собранную из различных источников интернета.

Первый мост на нашем пути - мост Палатино. Он построен на места старинного моста Эмилио. На нижней фотографии сохранившаяся часть этого моста скрыта зеленой веткой слева.

Мост Эмилио или Разрушенный Мост (по-итальянски Ponte Rotto) дошел до нас только в виде развалин одного пролета моста. И все же, принято считать, что именно мост Эмилио – самый старейший каменный мост в Риме через Тибр. За остатками этого моста на втором плане виден железный мост Палатино.

Пройдя по набережной буквально сотню метров, перед нами открывается остров Тибирина

У острова интересная история. Когда-то, в ранние времена Древнего Рима, у Тиберины была дурная репутация. Согласно легенде, из плывшей по Тибру лодки вылезла змея, которую считали символом бога–врача Эскулапа. Римляне устроили здесь святилище Эскулапа, а острову придали форму лодки, опоясав «борта»-берега травертином. С высоты птичьего полета он, действительно, похож на рыбацкую лодку. С 1584 года на Тиберине находится крупная больница Святого Варфоломея под названием Фатебенефрателли: это сложное слово состоит из трех - fate bene fratelli, то есть «творите добро, братья».

Около 1000 г. на острове была основана базилика святого Варфаломея (Basilica di San Bartolomeo all’Isola), в которой находится гробница Сан-Бартоломео

Самый древний из всех сохранившихся мост в Риме- мост Фабричо. Он был возведен в 62 году до нашей эры и соединил остров Тибирина, находящимся на реке Тибр, с берегом. Надписи на аркадах моста гласят: мост был возведен Лючио Фабрицием – куратором улиц и отреставрирован Марко Лоллио и Квинто Лепидо в 23 году.

Мост Фабричо состоит из двух больших арок и примечателен тем, что посередине имеет круглое окно. Именно оно сохраняло опоры моста от разрушения бурными водами Тибра. Вода проходила сквозь это отверстие, и не причиняло мосту никакого вреда. Длина моста 57,30 метра, ширина – 5,6 метра.

Сейчас на мосту Фабричо уютно расположились художники

Другой мост, соединяющий остров с правым берегом Тибра – это Мост Честио (Ponte Cestio). Назван мост в честь знатной римской фамилии – Честио, которая и построила этот мост. Построен мост Честио сразу же после моста Фабрицио, который сохранился практически в первозданном виде. Но в отличии от него, мост Честио за все время существования много раз перестраивался, поэтому в той постройке, которую мы можем видеть сейчас, от древнего моста 62-27гг до н.э. сохранилась лишь общая структура.

Мы обошли остров по периметру

Утомленные туристы отдыхают на берегу

На острове встретили единственного рыболова

Так выглядит мост Честио с южной стороны

А это еще один вид с южной точки острова Тиберины на упоминавшийся выше Ponte Rotto и железный мост Палатино за ним.

Выходим с острова по мосту Фабрицио на левый берег Тибра, и продолжаем путь по набережной.

Мост Сикста (Ponte Sisto) - пешеходная переправа между правым берегом Тибра и районом Трастевере. Средневековый каменный мост, посвященный имени папы Сикста IV, смотрится весьма живописно на фоне старинной набережной.

Набережная Тибра утопает в зелени платанов

На противоположном берегу стены набережной расписаны сюжетами древнего Рима.

Проходим Мост принца Амадео Савойского, который был построен в 1942 году, и подходим к мосту Витторио Эмануэле II

Почти 25 лет (1886-1911 г.г.) потребовалось для возведения нового моста, посвященного первому королю объединенной Италии Витторио Эмануэле II. Четыре крылатые Виктории и четыре группы скульптур, помещенных на мосту, символизируют объединение Италии, свободу, победу над угнетателями и преданность новому государству.

Мост Витторио-Эммануэле II был спроектирован архитектором Эннио Де Росси в 1886 году, но в эксплуатацию пущен лишь в 1911 году. По мосту Витторио Эммануэле можно пройти к Ватикану, расстояние от него до площади Святого Петра займет по времени не более пяти минут.

Вход на мост Витторио Эмануэле II

Справа от этого моста расположен мост Святого Ангела.

Мост Святого Ангела, или мост Элио был построен в 136 году для того, чтобы соединить мавзолей Август, находящийся справой стороны Тибра с левым берегом. Конструкция моста настолько прочная, что ни разу за время своего существования мост не был разрушен.

Мост рассчитан исключительно на пешие прогулки. В давние времен мост носил имя императора Адриана, поскольку был выстроен по его велению. Переправа ведет к мавзолею Адриана, который в средние века получил второе название – Замок Святого ангела. В громадном каменном цилиндре замка хранятся останки христианских понтификов и множество старинных артефактов. В 15-16 веках мост, облицованный мрамором мост был украшен статуями святых Петра и Павла. А в 17 веке Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) и его ученики дополнили декор 10 статуями ангелов.

"Современные статуи, украшающие мост, принадлежат Бернини и его ученикам. Лично Бернини принадлежит ангел с крестом". [Современные источники говорят, что Бернини является автором двух ангелов: с крестом и с табличкой]

Мост Святого ангела относится ко времени высшего расцвета римского мостостроения.

На этой мажорной ноте можно завершить сегодняшнюю экскурсию по набережной Тибра

Апрель, 2016

"Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию"

Джузеппе Верди

Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: "ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ"


ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ

Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:

Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.

Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.

Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.

В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.

Цена книги 100 рублей

Мост Гарибальди построен в 1884-188 годах и назван в честь национального героя Италии времен Рисорджименто. Видимо, в силу своего некоего революционного характера на этом мосту частенько вывешивают транспаранты современные борцы за справедливость.

Мост Святого Ангела

Одно время мост назывался в честь Святого Петра (так как паломники, идя в храм этого святого, традиционно выбирали своим путем этот мост).Свое современное название Мост Ангелов получил в 600 году, когда у Папы Григория Великого было видение об ангеле, вкладывающем в ножны меч (это видение символизировало конец эпидемии чумы, охватившей Рим).

Мост длиной 106 м и шириной 20 м является старейшим мостом в Риме.

В 1535 г. на мосту были установлены статуи апостолов Петра и Павла, а в 1669 г. по указу Папы Климента IX было добавлено еще 10 статуй ангелов, выполненных учениками скульптора Бернини по его эскизам. Согласно замыслу мастера, каждый ангел держит в руках символ одной из человеческих страстей. К сожалению, до наших времен эти скульптуры не сохранились в полном объеме - два уцелевших оригинала статуй сейчас хранятся в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте.

Замок и Мост Святого Ангела вместе образуют один из самых живописных видов Рима, без которого впечатление о посещении этого города, конечно, останется неполным.

Из множества архитектурных сооружений мне наиболее приятны и интересны мост (я об этом уже ). Само собой гуляя по Риму местные мосты через Тибр также попали в поле моего зрения. Конечно Тибр не очень широкая река, мосты там достаточно простые и однотипные (арочные без каких-то особых изысков). Причем их достаточно много (чувствуется, что строить там было не особо проблемно). Тем ни менее мне всё же захотелось уделить этой теме какое-то время. Ну а начать хочется серии современных по римским меркам мостов, расположенных в северной части исторического центра: Понте Реджина Маргерита, Понте Кавур и Понте Умберто (как понятно "понте" и значит "мост").


Понте Реджина Маргерита или Мост королевы Маргариты (итал. Ponte Regina Margherita) - мост в Риме, соединяющий площадь Свободы в районе Прати и набережную Арнольда Брешианского в районе Кампо-Марцио. В моих прогулках по Риму это был самый северный мост, который попался мне на глаза - дальше я не забирался. Да и сказать по совести до этого моста я не дошёл (видел издалека, хотя рядом с ним гулял на Пьяцца дель Пополо). Тем ни менее пару слов сказать всё же хочется.

Мост был построен в 1886-1891 гг. под руководством архитектора Анжело Весковали, который также проектировал мост Умберто I (о котором ниже). Назван в честь Маргариты Савойской, первой королевы объединённой Италии.. Мост связал район Прати с Пьяцца дель Пополо и стал первой переправой через Тибр, построенной после перерыва в строительстве, длившегося несколько веков. Мост королевы Маргариты состоит из трёх арок и достигает 103 метра в длину и около 21 метра в ширину:

Следующий мост на юг, если двигаться вдоль Тибра - это мост Кавур (итал. Ponte Cavour). Он был возведен на месте моста Рипета (итал. Ponte di Ripeta), который для освобождения места под строительство нового моста был демонтирован. Строительство велось построен в 1891-1896 годах архитектором Анжело Весковали и торжественно открыт в 1901 году. Мост достигает 110 метров в длину и 20 метров в ширину, состоит из пяти арок:

Несмотря на изгибы Тибры, с моста Кавур хорошо виден мост Реджины Маргериты:

С виду - обычный такой мост доступный как для автотранспорта (две полосы), так и для пешеходов (тротуары по краям):

Пишут, что у моста есть очень интересная и необычная традиция: новогодние прыжки в воду. Началась она 1 января 1946 года, после того как бельгиец Рик де Соней прыгнул с моста Кавур в холодную воду, отпраздновав таким образом наступление Нового года. Когда мужчина вылез из воды, всем собравшимся он сделал знак Ок, за что его и стали называть "Мистер ОК". Именно этот прыжок стал началом веселой и многолетней традицией римлян. 1 января каждый год один или несколько ныряльщиков совершают новогоднее погружение в Тибр под веселые крики наблюдающих:

Мост Кавур соединяет набережную Прати с площадью Порта Рипетта с её церковными фасадами и куполами:

Свое название кстати мост получил в честь первого премьер-министра Италии - Камилло Бенсо ди Кавура, сыгравшего громадную роль в объединениии Италии (объединение Италии в 19-м веке тема вообще очень интересная и здесь очень много этому посвящено). Граф Кавур в 1852-м году возглавил совет министров Королевства Сардиния и активно взялся за внешнюю политику. Ему удалось укрепить международный престиж королевства и сблизиться с Францией. Но дальнейший ход событий вынудил Кавура подать в отставку. В январе 1860-го года король Сардинии Виктор-Эммануил 2-й призвал Кавура вновь возглавить правительство. Тем временем Ломбардия, Эмилия и ряд других итальянских провинций выразили готовность стать частью королевства. Венеция осталась у Австрии, а Франция получила Савойю и Ниццу. 4-го марта 1861-го года Виктор-Эммануил был провозглашён королём Италии. После этого Кавур высказался за то, чтобы сделать Рим столицей нового государства. Он начал обсуждать этот вопрос с французами, но вскоре заболел и умер. Но в общем поскольку его деятельное участие хоть и не было доведено до конца никем не оспаривалось, так что в том числе идея назвать его именем мост была с радостью поддержана:

И последний мост, о котором хочется рассказать в этом посте - Понте Умберто или мост Умберто I (итал. Ponte Umberto I) - мост через Тибр, соединяющий Площадь судов (итал. Piazza dei Tribunali) и Дворец правосудия в районе Прати с Площадью моста Умберто I (итал. piazza di Ponte Umberto I) и окрестностями Пьяцца Навона в районе Понте:

Понте Умберто или Мост Умберто I (итал. Ponte Umberto I) - мост через Тибр в Риме, соединяющий Площадь судов (итал. Piazza dei Tribunali) и Дворец правосудия в районе Прати с Площадью моста Умберто I (итал. piazza di Ponte Umberto I) и окрестностями Пьяцца Навона в районе Понте.

Мост состоит из трёх арок и достигает 105 м в длину и 20 м в ширину. Он был построен подрядчиком Импреза Аллегри по проекту архитектора Анжело Весковали. Строительство продолжалось в течение десяти лет с 1885 по 1895 год. На церемонии открытия 22 сентября 1895 года присутствовал король Умберто I, в честь которого и был назван мост, с женой Маргаритой Савойской. После церемонии королевская чета посетила строившийся тогда рядом с мостом Дворец правосудия - здания Высшего кассационного суда Италии. Мост Умберто I задумывался для облегчения подъезда ко дворцу и как его эстетическое дополнение:

В отличие от моста Кавур, тут используется более современное покрытие и движение поинтенсивнее (хотя в целом надо сказать все три моста очень похожи):

Ну и рассказывая о Понте Умберто нельзя не упомянуть величественный Дворец Правосудия, расположенные по соседству:

Собственно с мота как раз хорошо видно фасадную часть здания:

Дворец правосудия в Риме (итал.: Palazzo di Giustizia) - резиденция Кассационного суда Италии и Судебной Публичной библиотеки, расположенная в районе Прати. Здание выходит на Пьяцца деи Трибунали, Виа Трибониано, Пьяцца Кавур и Виа Ульпиано. Огромное здание получило среди местного населения прозвище Palazzaccio:

Спроектированный архитектором из Перуджи Гульельмо Кальдерини и построенный между 1888 и 1910 годами, Дворец правосудия считается одним из самых грандиозных новых зданий Рима, возведённых после провозглашения Рима столицей королевства Италии. Первый камень в основание дворца был заложен 14 марта 1888 года в присутствии Джузеппе Дзанарделли, министра юстиции и хранителя большой государственной печати, который настаивал на расположении Дворца правосудия в престижном районе Прати, где уже были построены многие судебные здания.

Выполненное в стиле позднего ренессанса и барокко здание Дворца правосудия имеет размеры 170 на 155 метров и полностью покрыто травертинским известняком. Главный фасад здания, выходящий на реку Тибр, увенчан огромной бронзовой квадригой, установленной туда в 1926 году, работы скульптора Этторе Ксименеса из Палермо. 10 больших статуй выдающихся юристов украшают пандусы перед главным фасадом и внутренним двором. Верхняя часть фасада, выходящего на Пьяцца Кавур, украшена бронзовым гербом Савойской династии:

Кликабельная панорама Дворца Правосудия и Пьяцца деи Трибунали:

Ну а на этом пока всё - но рассказывая про Рим я ещё к теме мостов через Тибр планирую вернуться!

Из мостов, фигурирующих на сегодняшней карте Рима, – а их 21 – в Средние века существовало лишь четыре: один вел к замку Святого Ангела (античный Pons Aelius, он же Pons Hadriani), один (античный Pons Aemilius) – в район нынешней площади Ин-Пишинула; еще два, мост Фабриция и мост Цестия, связывали город с островом Тиберина.

Эмилиева моста, возведенного в 179 году до н. э. цензорами Эмилием Лепидом и Фульвием Нобилиором, довольно быстро не стало: наводнение оставило от всего сооружения один лишь центральный пролет. Несколько раз мост пытались навести заново; больше всех усердствовал Павел III, который поручил было работы Микеланджело, но потом заказ у флорентийца отобрал и передал Нанни ди Баччо Биджо. Тот поставил на Тибре конструкцию исключительного изящества, но, увы, крайне непрочную – продержалась она всего лет пять. Последующим правителям реставрация моста казалась чересчур дорогостоящим проектом, так что до 1887 года дожили лишь жалкие остатки, известные под именем Ponte Rotto – Разрушенный мост. Периодически его пытались латать досками, но первое же наводнение неизбежно их сметало. В конце концов по соседству построили другой мост – железный, Палатинский (Ponte Palatino), а от этого оставили все тот же центральный пролет, чтобы не очень мешался.

Мостам, ведущим к острову, повезло больше. С I века до н. э. они сохранились в почти неизменном виде – разве что мост Цестия (Ponte Cestio), который немного переделали в 370 году со стороны Трастевере. Если дойти до его середины, то в набережной по левую сторону будет видно отверстие: сюда выходила Клоака Максима.

Мост Святого Ангела (Ponte Sant Angelo), прежде чем Бернини изукрасил его крылатыми скульптурами, вел к совершенно языческой святыне – мавзолею императора Адриана. Потом мавзолей превратился в папский замок, а мост – в главную переправу, по которой бесчисленные паломники попадали с левого берега на правый, к собору Святого Петра и Ватикану. Неудивительно, что во время юбилейного 1450 года он не выдержал груза и обвалился. Погибло больше двух сотен человек; многие из тех, кто не упал в воду, были задавлены, когда толпа ринулась прочь от реки (улица, ведущая от набережной к площади Навона, с тех пор называется Via del Panico).

Чтобы такого не повторялось, предусмотрительный Сикст IV, объявляя следующий юбилей, заложил еще один мост, Сикстинский (Ponte Sisto). Когда-то, правда, тут уже была переправа (остатки античной конструкции архитектор Баччо Понтелли встроил в свой первый пролет). И тем не менее Сикст стал первым строителем мостов со времен Империи, чем невероятно гордился. Он даже велел написать на мраморе: "Прохожий, помолись за здоровье Сикста Четвертого". На самом деле, конечно, молиться следовало не только за него: на строительство пошли деньги, взятые не из папской казны, а у римских проституток. Всякий раз когда речь заходила о масштабных общественных работах, с них собирали удвоенные или утроенные подати.

Остальные римские мосты были построены уже после объединения Италии и возведения набережных – в основном в 1880-е годы


Честно говоря, поначалу мы не собирались посвящать римским мостам отдельный рассказ, просто хотели вставить их в соответствующие прогулки. Но потом в недрах домашней библиотеки был найден третий номер журнала "Архитектура СССР" за 1938 год (это не опечатка - год действительно 1938) со статьёй советского инженера и архитектора Ивана Сергеевича Николаева (1901-1979) "Мост и город". Статья была посвящена старым мостам Западной Европы, и мы, не мудрствуя лукаво, решили предоставить слово специалисту, опубликовав здесь ту часть статьи, в которой речь идёт об античных мостах Рима. Текст публикуется без изменений, мы лишь частично поправили старую орфографию, приведя её в соответствие с существующими сейчас нормам.


Итак, текст - Иван Николаев, фотографии - наши, краткие комментарии в квадратных скобках - тоже наши.


... " Даже в античном Риме начало каменному мостостроению было положено только во II веке до н. э. До этого времени мосты были или деревянными целиком, или имели деревянные пролеты и каменные опоры.


Интересно отметить связь строительства городских мостов в Риме с необходимостью повысить обороноспособность города в пору Республики.


Первый мост через Тибр в Риме был деревянным (Pons sublicius). Он, по преданию, не имел ни одной металлической детали. На нем сражался национальный герой Гораций Коклес. Заграждая путь войску Порсенны, осадившему Рим в 500 году до н. э., он давал тем самым возможность римлянам разрушить за своей спиной мост и лишить противника средств переправы. Впоследствии, когда Ганнибал в 217 году до н. э. почти подходил к римским стенам, мосты через Тибр были также разрушены.


И эти мосты были также деревянными, причем не потому, что уровень технических знаний не давал возможности перейти к каменному мостостроению, но, главным образом, потому, что деревянные мосты легче было при надобности разрушить.


Пока не была окончательно обеспечена безопасность города, каменные мосты не строились. Через 20 лет после второй Пунической войны, в 181 году до н. э. поблизости от того места, где раньше стоял "Pons sublicius", был построен новый деревянный мост на каменных опорах - так называемый "Мост сенаторов". Лишь после окончательной победы Рима в третью Пуническую войну, когда ненавистный Карфаген был дотла уничтожен, взялись за постройку первого целиком каменного моста (142 год до н. э.). [Речь в статье идёт о мосте Ponte Rotto, его остатки лучше всего смотреть с современного моста Ponte Palatino]



О качестве этой постройки можно судить по тому, что мост простоял 1700 лет, пока в 1575 году не был капитально реставрирован. В реставрированном виде он простоял 23 года и рухнул во время наводнения в 1598 году. При реставрации моста архитектор Маттео ди Кастелло заботился больше о скульптурном его оформлении и не доглядел за тем, что подрядчик, производивший каменные работы, заменил античный камень бутом. Почти перед самой смертью Микеланджело этому великому мастеру была поручена реконструкция моста, но вскоре заказ был отобран по той, якобы, причине, что Микеланджело тратил слишком много камня. Отсюда ясно, что Микеланджело, как опытный строитель, отдавал себе отчет в необходимости больших затрат на ремонт моста, простоявшего более полутора тысячелетия.




Из пяти арочных пролетов этого моста до нашего времени сохранился один пролет. Очертания арки - полуокружность, пролет 24,4 м. Устой шириной в 7,92 м облегчен нишей, отвечавшей античной разгрузочной арочке, составлявшей особенность римских мостов республиканского периода. Рельефы на щековых стенах моста относятся к эпохе Возрождения, первоначально мост был оформлен скромнее.




Руины этого моста дали повод к его современному названию "Ponte Rotto" ("разрушенный мост").




Следующими по времени сооружения были два моста, соединявшие Тибрский остров с обоими берегами, - левый по течению называется мостом Фабриция, правый - мостом Цестия. Оба моста построены в 69 - 57 гг. до н. э., т. е. совпадают с началом деятельности Юлия Цезаря. К этому времени внешние враги были окончательно обезврежены и не угрожали Риму. Внутренний враг, Спартак со своей армией рабов за 3 года до того был также уничтожен.


Раньше был построен мост Фабриция, соединяющий остров Тибра с левой стороной города. Яникульская правая сторона города в те времена еще не была застроена. Этим и объясняется тот факт, что мост Фабриция был построен раньше моста Цестия и получил более богатое и изящное оформление.




Прекрасно сохранившийся до наших дней мост Фабриция имеет две больших круговых арки в 24,5 м и 24,25 м и среднюю опору с малой аркой пролетом в 6 м. Пять арок несколько приподняты над центром, вследствие чего он кажется слегка сегментным. Притеска камней в арках сделана артистически, благодаря чему мост устоял на протяжении двух тысячелетий, несмотря на сильнейшие наводнения и землетрясения. (сноска внизу страницы: "Необходимо учесть, что, несмотря на широкое применение бетона в арках и сводах гражданских зданий, римляне в мостостроении прибегали за очень редкими исключениями, только к квадровой кладке без раствора. Можно реально представить себе искусство притески травертиновых клиньев, если учесть, что поверхность постели от 1,5 х 1 до 1,5 х 9 м в каждом из клиньев, число которых в каждой арке по фасаду достигало 60. Малейшая выпуклость привела бы здесь к неравномерности напряжения и вызвала бы трещины и впоследствии разрушения.")


Однако, кроме стремления к прочности, уже в этих ранних мостах времен Республики сказалось отношение римлян к мосту, как к элементу городского ансамбля. Особенно ясным это становится при анализе композиции моста Фабриция. Здесь очевидно стремление архитектора связать общую композицию с пропорциями и деталировкой. Отношение большой арки к малой равно 4: 1, средней опоры к пролету 1: 2, высота пилястр к пролету 1: 1, ширина моста к большой арке как 4: 1. Верхняя линия моста (проезжая часть и парапет) - горизонтальна, на среднем участке, от середины больших пролетов она слегка опускается к берегам. Профилировка тяг и пилястр оригинальна и смела по рисунку (сильно вынесенный каблук несет полку).




Мост Цестия был частично перестроен в конце XIX века в связи с очисткой русла Тибра. Первоначально он имел среднюю арку в 22,5 м и две крайние по 5,6 м. По прочности он не уступает мосту Фабриция, но выполнен грубее, хотя, по-видимому, с соблюдением тех же принципов, что и мост Фабриция.






Типичным для всех этих трех мостов (мосты: Сенаторов, Фабриция, Цестия) являются устои, самостоятельно воспринимающие нагрузку от каждого пролета, благодаря наличию разгрузочной арки. Хотя устройство последней и объясняют потребностью создать дополнительные сечения для паводка, все же главное заключалось в ином, именно - в стремлении изолировать один пролет от другого, чтобы иметь возможность при случае разрушить один пролет и сохранить часть моста. Такое подчинение архитектуры моста требованиям обороны города было характерно для республиканского времени, когда Рим неоднократно подвергался опасности. Однако строитель моста отдавал себе также отчет в композиционном значении арки как архитектурной темы и трактовал ее в двух контрастных масштабах. Это видно из того, что и мост Фабриция, и мост Цестия имели малые арки уже в пределах береговых устоев, у самых краев. Утилитарного назначения они не имели и были поэтому впоследствии застроены, отчего архитектура этих мостов сильно проиграла.



Создав мосты Цестия и Фабриция, связанные архитектурно с островом и набережной, римляне показали себя творцами ансамбля, и в этом отношении их учениками являлись мастера Возрождения.


В императорскую пору римляне также всегда стремились увязать мост с архитектурным ансамблем города. Мост Адриана [здесь речь идёт о мосте св. Ангела], служивший подходом к мавзолею Адриана (ныне замок св. Ангела), относится ко времени высшего расцвета римского мостостроения. Отношения и пропорции здесь усложнены и не столь ясно подчинены кратности. Арки снабжены архивольтами, обломы изысканны, введена скульптура. Мост, связанный верхней линией с берегами, невысок, отчего и пролеты даны сравнительно меньших размеров (18 м). На опорах отсутствует разгрузочная арка, опора оформлена тяжелее и монументальнее выражает свою сущность.






Этот мост, построенный почти одновременно с мавзолеем Адриана в 136 году н. э., не предназначался для городского движения и имел вместе с мавзолеем чисто мемориальное назначение. тем не менее, он шире всех прочих мостов (ширина его 11 м), что объясняется тем, что по нему проходили процессии, а также желанием строителя придать преобладание горизонтали в сечении моста, поскольку он является подступом к надгробию.






Надо отдать должное строителю этого моста: мост монументален и органично увязан с мавзолеем. Здесь совершенно очевидно полное овладение техникой, которая позволяет, не принижая инженерное искусство, поставить его на службу архитектурной идее.






Палладио, а до него Альберти, утверждали, что мост Адриана в древности имел покрытие. Альберти даже указывает число мраморных колонн, именно 42, на которых лежал архитрав и бронзовое покрытие с замечательным убранством, остатки которого он "созерцал с благоговением".




Именно Альберти папа Николай V поручил восстановление галереи на мосту после катастрофы 1450 года. В этом году праздничная процессия пилигримов, следовавшая за папой, который ехал на осле (шествие на "осляти"), заполнила мост и, напирая на парапет, опрокинула его, вследствие чего 150 человек утонуло в Тибре.






Альберти мог "созерцать" остатки римских галерей моста, очевидно, только во время последующих солидных реконструктивных работ. Но о них Альберти не обмолвился ни одним словом, хотя его труд писался в те же годы. (сноска внизу страницы: "Это объясняется тем, что свой труд Альберти посвятил и читал папе Николаю V, с которым и приключилась эта история, о которой лучше было молчать".) Одновременно с Альберти был привлечен к работе А. Росселино, который выполнил новый парапет и соорудил две, впоследствие разрушенные, капеллы у въезда на мост. (ссылка внизу страницы: "Современные статуи, украшающие мост, принадлежат Бернини и его ученикам. Лично Бернини принадлежит ангел с крестом".) [Современные источники говорят, что Бернини является автором двух ангелов: с крестом и с табличкой]









Возвращаясь вновь к античному Риму, упомянем, что наряду с перечисленными четырьмя мостами: Сенаторов, Фабриция, Цестия, Адриана, город имел еще несколько мостов, а именно: мост Нерона, или Триумфальный, оформленный наиболее богато, но не сохранившийся, мост Аврелия - ныне Ponte Sisto, капитально переделанный впоследствии папой Сикстом, мост императора Проба и мост Агриппы (последние два моста также не сохранились). Не считая республиканского моста Милвия, находившегося в нескольких километрах от города, Рим императорской поры имел не менее чем 8 мостов через Тибр, что было, конечно, роскошью для своего времени. Река, таким образом, впервые вошла как органическая часть города в его ансамбль." ...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: