Зимний Байкал (58 фото). Зимой и летом один байкал Байкал во льду

Байкал - один из немногих водоемов, которому подходят эпитеты в превосходной степени. Глубочайшее и величайшее, самое прозрачное и самое чистое, уникальное хранилище пресной воды… Одним словом, у Байкала много необычайных особенностей, одна из которых - лед.

Первый Байкальский

Байкальский лед – любопытнейшее явление. Его прозрачность поражает: кажется, что идешь по огромному зеркалу. Его разнообразие впечатляет: на озере представлены самые разные виды льда – от привычных торосов до специфических сопок.

Так какой же он – байкальский лед?

Почему Байкал замерзает поздно?

Одна из первых особенностей байкальского льда – позднее замерзание озера, чему есть объяснение.

Казалось бы, пришла зима, температура опустилась ниже 0°С (а это, как известно, и есть температура замерзания воды), по берегам лежит снег, но Байкал никак не замерзнет. Обычно лед на озере встает в первой, а то и во второй половине января, то есть лишь в середине зимы.

Обычно охлаждение водоемов начинается осенью с наступлением холодов, когда поверхность воды теряет тепло от соприкосновения с холодным воздухом. Сам процесс проходит три стадии. Первая начинается осенью с понижением температуры поверхностного слоя воды. Как только она опустится до 4°С, начинается вторая стадия, во время которой более тяжелый верхний слой воды начинает опускаться вниз, а на его место из глубины поднимаются более теплые и легкие слои. Это продолжается до тех пор, пока вся вода (холодная и теплая) равномерно не «перемешается», опустившись до одинаковой температуры наибольшей плотности. Тогда начинается третья стадия: поверхностные слои охлаждаются, не опускаясь, пока их температура не понизится до 0°С. Именно тогда на водоеме начинает образовываться лед.

Эти три стандартных стадии замерзания водоемов убедительно показывают: чем озеро глубже (то есть чем больше мощность слоя, принимающего участие в ежегодном нагревании и охлаждении), тем больше требуется времени на то, чтобы встал лед. Надо ли говорить, что Байкал и здесь оказывается «впереди планеты всей»?

Известный исследователь Байкала советский геофизик, директор Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории, профессор Иркутского государственного университета В.Б. Шостакович в своей знаменитой работе 1908 года, посвященной байкальскому льду, писал:

«По приблизительному вычислению оказывается, что ежегодному охлаждению подвергается в Байкале масса воды в 3000 кубических верст. Эта громадная цифра объясняет до некоторой степени медленность охлаждения озера. Значительная толща воды под вышеуказанным 200-метровым слоем имеет постоянную температуру около 4°С. Этот запас теплоты, несмотря на незначительную теплопроводность воды, не может не иметь влияния на поверхностные слои и замедляет их охлаждение.

Во всяком случае к концу декабря поверхностный слой воды в озере принимает температуру, близкую к 0°, и если озеро в общем покрывается льдом только в первой половине января (нов. ст.), то это зависит главным образом от того, что господствующие на Байкале как раз поздней осенью постоянные бури препятствуют образованию сплошного ледяного покрова».

Виды байкальского льда

Замерзание Байкала происходит постепенно. Сначала поверхность воды покрывается тонкой корочкой льда. Однако Байкал – озеро беспокойное, потому этот тонкий лед даже при слабом волнении крошится и разбивается на льдины, которые местное население называет словом «сало». Но мороз делает свое дело, и постепенно у берегов образуются ледяные «забереги» – узкие прибрежные полосы льда, намерзающие при накате волн на берега. На скалах во время штормов от замерзающих брызг нарастают ледовые корки и свисающие вниз ледяные сосульки-сталактиты. Особенностью Байкала являются ледяные «наросты», которые носят название «сокуи».

Сокуи появляются на отмелях: здесь вода при первых морозах быстро охлаждается и замерзает около самого берега. На образовавшийся лед волны плещут воду, которая, замерзая, утолщает сокуй и придает ему своеобразный волнистый вид. Особенно быстро сокуи растут во время сильных ветров и метелей – за счет массы мокрого снега, который становится для него превосходным «строительным» материалом. В итоге вдоль берегов часто образуется более или менее широкий вал, состоящий из непрозрачного, пористого льда. Бывает, что в сокуях появляются настоящие ледяные гроты, которые также исчезают с приходом весны.

Очень часто вдоль сокуя на отмелях в зоне прибоя встречаются ледяные образования, характерные исключительно для Байкала. Они носят название «сопки». Впервые они были описаны учеными Байкальской лимнологической станции в 1940-х годах

Сопки представляют собой правильные конусообразные, внутри полые, горки высотой до 6 метров, образованные из непрозрачного пористого льда. Часто они располагаются отдельно или целыми группами, иногда даже в несколько рядов, и напоминают миниатюрные горные хребты. Интересной географической особенностью сопок является то, что для восточного побережья они представляют собой обычное явление, в то время как на западном берегу встречаются крайне редко.

Кроме прибрежных сокуев и сопок на Байкале в большом количестве встречается и плавучий лед. Часть его выносят в озеро все 336 впадающих в озеро рек во время осеннего ледохода, часть образуется из обломков сокуев, часть получается из донного льда, который часто образуется в районе Большого Голоустного и Мысовой.

Плавучий лед называется «осенец». Обычно он непрозрачный, белесый, с неровной поверхностью. Как правило, именно осенец считается на Байкале самым прочным льдом.

Кроме осенца есть лед, который называется «колобовник» (или «мятик»). Он состоит из небольших, округлых глыб осеннего льда, скованных гладким прозрачным льдом. Благодаря незначительной толщине этих глыб их поверхность делается выпуклой от наплеска волн.

Чашечный и тарелочный лед, которые также образуются до полного замерзания озера, похожи по образованию на колобовник, с той лишь разницей, что отдельные составляющие его куски отличаются значительно большей величиной.

Все эти формы льда очень живописны и красивы: на темно-синем зеркальном льду разбросаны повсюду белые круглые, непрозрачные пятна осеннего льда.

А тем временем в открытой воде идет невидимый процесс кристаллизации льда. Вода не замерзает сразу, поскольку ее постоянно «перемешивают» волны. Тем не менее из-за достаточного понижения температуры и оптимального охлаждения воды в ней образуются маленькие линзочки и иголочки льда размером в несколько миллиметров.

Как только лед «схватится», он начинает нарастать примерно по 4-5 сантиметров в сутки. Первыми замерзают мелководные заливы, последними – глубоководные районы. Залив Провал обычно замерзает в первой половине ноября, затем в начале декабря замерзает пролив Малое море, к январю покрываются льдом северная половина озера и Забайкальская сторона его южной части, позднее замерзает восточный берег южной части озера и, наконец, позже всего (к середине января) – открытая вода у острова Ольхон. Средние сроки байкальского ледостава – с 9 января по 4 мая. В это время озеро замерзает целиком. И только исток Ангары (участок протяженностью 15-20 километров) не замерзает никогда.

И, конечно же, на Байкале существует классика «ледяного жанра» – торосы. Они представляют собой хаотичное накопление льдин: одни стоят отвесно, другие наклонены под разными углами… У основания они «впаяны» в лед, а сверху – занесены снегом. Высота торосов – от нескольких сантиметров до метра.

Как правило, в южной части озера лед держится 4-4,5 месяца, а в северной части – до полугода.

Толщина льда

Образовавшийся молодой тонкий лед начинает утолщаться. Сначала быстро, но потом процесс замедляется. Толщина льда зависит обычно от суровости зимы, а также от количества лежащего на льду снега, который, благодаря своей малой теплопроводности, может значительно умерить действие холода.

По всей акватории озера толщина льда колеблется от 70 сантиметров до 2 метров. Многолетние наблюдения показывают: у восточного берега лед толще.

Вдоль северо-западного побережья и в Малом море образуется свободный от снега прозрачный лед, сквозь который на мелководье можно видеть дно.

Лед толщиной 50 см выдерживает, как правило, вес до 15 тонн, поэтому зимой по льду Байкала ездят на автомобилях. В 1904 году между портом Байкал и станцией Танхой на восточном берегу даже действовала ледовая железная дорога.

Во многих районах Байкала среди зимы наблюдается локальное подтаивание льда снизу и образование так называемых «пропарин», размеры которых могут достигать до сотни метров в поперечнике. Считается, что пропарины возникают из-за действия теплых подводных ключей. Они образуются недалеко от берегов и представляют серьезную опасность, поскольку лед «подъедается» снизу и делается настолько непрочным, что не выносит даже малого веса. Обычно вначале на льду образуется одна или несколько небольших дыр, которые быстро увеличиваются и сливаются в одну полынью. Пропарины появляются ежегодно в одних и тех же местах: у Кадильного, Голоустинского и Голого мысов, вдоль всей дельты Селенги, у мыса Кобылья Голова и в Малом море между Кобыльей Головой и Сармой, а также около Ушканьих островов и у Нижнего Изголовья Святого Носа.

Кстати, есть версия, что пропарины появляются не из-за подводных теплых течений, а потому что подо льдом скапливается газ, который горит ярким пламенем. Известен старый байкальский фокус: если быстрым ударом пробить лед и тут же поднести к отверстию спичку, то из отверстия вырвется огонь, который будет гореть настолько долго, насколько большой газовый пузырь образовался в этом месте подо льдом.

Кроме того, весной 2009 года появились спутниковые снимки разных участков Байкала, на которых были обнаружены тёмные кольца. По мнению учёных, эти кольца возникают благодаря подъёму глубинных вод и повышению температуры поверхностного слоя воды в центральной части кольцевой структуры. В результате этого процесса образуется антициклоническое (по часовой стрелке) течение. В зоне, где течение достигает максимальных скоростей, усиливается вертикальный водообмен, что приводит к ускоренному разрушению ледового покрова.

Другой особенностью байкальского льда являются трещины, которые называют «становые щели». При сильном морозе они буквально разрывают лед на отдельные поля. Длина таких трещин может составлять 10-30 километров, а ширина – до 2-3 метров. Разрывы льда происходят ежегодно, примерно в одних и тех же районах озера. Сопровождаются они громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушек. Однако благодаря трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода. Выделяют кислород и планктонные водоросли, которые бурно развиваются под прозрачным льдом благодаря проникновению солнечного света.

Обычно Байкал начинает вскрываться ото льда в конце апреля в районе от мыса Большой Кадильный – под действием восходящих потоков теплых вод подводных источников, которые здесь имеются. В апреле лед становится хрупким, темнеет, и к маю Байкал в основном освобождается, хотя отдельные льдины плавают по озеру до начала лета. В последнюю очередь (9-14 июня) уходит лед и в северной части озера… А спустя полгода – все повторится.

Воды Байкала ежегодно сковывает сплошной ледовый покров. В этом отношении Байкал составляет исключение среди больших озер земного шара. Даже лежащее значи­тельно севернее Ладожское озеро полностью покрывается льдом лишь в суровые зимы.

На многие десятки километров простираются засне­женные равнины поверхности замерзшего Байкала. Вдоль северо-западного побережья они чередуются с обширными пространствами сверкающего гладкого прозрачного льда (рис. 30), с которого сильные ветры начисто сдувают снег.

Ледовые просторы Байкала с давних пор и до наших дней - удобные пути сообщения, причем не только мест­ного значения. В течение 100-130 дней в году по поверх­ности ставшего Байкала поддерживается автомобильная и конная переправа. Однако байкальские ледовые дороги, наряду с удобствами, доставляют немало трудностей и даже опасностей. Отсюда большой интерес к байкальским льдам, который с давних пор проявляли люди, на практи­ке разрешавшие задачу зимнего транспорта по озеру и тщательно собиравшие необходимые для этого сведения. О большем внимании к байкальским льдам, появившемся уже в отдаленные времена караванных путей, свидетель­ствуют старые сочинения и разнообразные архивные ма­териалы.

Уже в XVII в. через зимний Байкал двигались кара­ваны, везя в Китай «мягкую рухлядь» (пушнину), отту­да - китайские шелка, чай и другие товары. Значительно оживила ледовые пути через Байкал начавшаяся добыча золота, серебра и свинца на Нерчинских приисках. В 1733 г. между Москвой и Нерчинском было установле­но постоянное почтовое сообщение с переправой через озеро.

В середине XIX в. наладилось регулярное зимнее со­общение между Центральной Россией и Дальним Восто­ком. Тогда оно также осуществлялось через Байкал. В те годы по ледяному Байкалу прошло несколько тысяч под­вод, перевезя десятки тысяч пудов разных товаров. В 1904 г. по льду Байкала проложили участок железной дороги. С помощью конной тяги по ней было переправлено 65 паровозов и более двух тысяч вагонов. С вступлением в строй кругобайкальской железной дороги переправы по льду резко сократились.

Самые первые дошедшие до нас сведения о льдах Бай­кала приведены в книге Николая Спафария - русского посла в Китае. Спафарий имел поручение от царя Алексея Михайловича подробно описать путь в Китай. В 1675 г. по дороге в Пекин он проехал Байкал, оставив потомкам лю­бопытное описание льдов озера и опасностей, связанных с зимним передвижением по Байкалу: «…а зимнею порою мерзнеть Байкал начинающе около Крещеньева дни, и стоит до мая месяцы около Николина дни, а лед живет в толщину по сажени и больше, и для того на нем ходят зимнею пороюсаньми и нартами, однако де зело страшно, для того что море отдыхает и разделяется надвое и учи­няются щели сажени в ширину по три и больше, а вода в них не проливается по льду, и вскоре опять сойдется вместе с великим шумом и громом, и в том месте учинится будто вал ледяной; и зимнею порою везде по Байкалу жи­вет под ледом шум и гром великой, будто из пушек бьет (не ведущим страх великий), наипаче меж острова Ольхона и меж Святого Носа, где пучина большая».

В течение XVIII и первой половины XIX в. многие путешественники и исследователи Сибири приводят от­дельные замечания, а иногда и большие описания бай­кальских льдов. Однако начало систематическому исследо­ванию ледового режима Байкала было положено лишь в 1869-1876 гг.Дыбовским и Годлевским.

В наши дни изучение льдов Байкала ничуть не утра­тило своего значения, наоборот, значительно расширился масштаб работ в этой области. Исследования ледового ре­жима Байкала приняли более углубленный характер. Уче­ные всесторонне изучают формирование ледового покрова, его разрушение и таяние, его строение, прочность, способ­ность проводить тепло и пропускать солнечные лучи и многое, многое другое. Больших успехов в этом деле уда­лось достичь исследователям Байкальской лимнологиче­ской станции Академии наук СССР под руководством Г. Ю. Верещагина. В последние годы большие работы в области изучения льда Байкала провел Лимнологический институт Сибирского отделения Академии наук СССР. При этом значительно расширили наши знания о движе­ниях и видоизменении ледового покрова Байкала наблю­дения с самолета и аэрофотосъемка.

Байкальские льды принимают весьма разнообразные формы. Одни из них образуются во время замерзания озе­ра, другие - на протяжении всей зимы. Различные виды льдов с давних пор хорошо известны и обозначаются свое­образными местными названиями.

В октябре, когда наступают морозы, по берегам Байка­ла, на скалах, появляются «наплески», нередко причудли­вой формы, образованные прибоем. Одновременно на се­вере Байкала вдоль беретов уже появляются полосы льда - забереги. В Южном Байкале забереги появляются только в ноябре. Здесь их образованию препятствует глу­бинная теплая вода, поднимающаяся на поверхность на смену холодным слоям, отогнанным северо-западными вет­рами. Под юго-восточным берегом, где осенью особенно силен прибой, края заберегов сильно утолщаются, доходя нередко до 5-6 м. Они принимают форму валов, по мест­ному «соку ев». Образуются сокуи в основном из рыхлого крупичатого внутриводного (донного) льда, выбрасывае­мого на поверхность волнами. Донный лед кристаллизует­ся на Байкале в незначительном количестве: не всегда на­ступает необходимое для его образования переохлаждение воды. Этот лед местами участвует в образовании непро­зрачного льда.

Сильные ветры и волна разламывают широкие забере­ги. Образованные крупные и мелкие обломки льда - по местному «осенеца» - переносятся ветром и течениями на большие расстояния. Количество обломочного льда посте­пенно увеличивается. С усилением морозов обломки смер­заются, образуя ледяные поля. На открытых простран­ствах озера в морозные безветренные и безоблачные ночи быстро образуется молодой прозрачный лед.

Однако на этом осенний ледоход на Байкале не закан­чивается. Ледяные поля и молодой лед в ноябре, декабре и начале января многократно взламываются и образуются вновь. Волна и ветер создают в отдельных частях озера на­громождения льдин - торосы. Местами происходит подсо­вывание льдин, что приводит к образованию многослой­ного льда. Таким образом, когда наступает полное замер­зание, ледовый покров Байкала оказывается уже неодно­родным: гладкий лед толщиной в 5-20 см чередуется со льдом, утолщенным подсовами до 40-65 см, а также со льдом торосистым.

Байкал никогда не покрывается сплошным ледовым покровом одновременно на всем своем протяжении. Ледо­став наступает в различных районах озера в очень разные сроки, которые к тому же не остаются постоянными в от­дельные годы. Уже в октябре целиком замерзают мелко­водныесоры я небольшие заливы. У разных берегов за­мерзание происходит с середины декабря до начала янва­ря. В первой половине января замерзают открытые части озера и позднее всего - наиболее глубокий район - про­тив острова Ольхон (рис. 31). В отдельные годы свобод­ные от льда пространства сохраняются в течение всего ян­варя, а в 1899 г. окончательный ледостав в районе Голо­устного наступил лишь 10 февраля. В течение зимы неза­мерзающим остается очень небольшое пространство перед истоком Ангары. Образованию льда здесь препятствует подъем к поверхности более теплых глубинных вод.

В течение зимы толщина ледового покрова озера непре­рывно растет. Особенно большой толщины - до 150- 250 см - достигает лед в небольших, рано замерзших зали­вах. Вдоль северо-западного побережья, в Малом Море и других местах, очень быстро образуется свободный от сне­га кристально-прозрачный лед. Однако в конце февраля - начале марта его намерзание прекращается. В открытом Байкале скорость намерзания и толщина льда во многом зависят от распределения на ледовом покрове снега.

Снеговой покров сильно замедляет нарастание льда, которое продолжается до начала апреля. Дело в том, что снег затрудняет теплообмен через ледовый покров. При отсутствии снега, в первой половине зимы, поверхност­ные слои воды быстро охлаждаются, отдавая свои запасы тепла через лед, который быстро нарастает. Во второй по­ловине зимы увеличивается приток солнечного тепла, про­никающего через прозрачный лед, вода нагревается и на­мерзание прекращается. Снеговой покров, с одной сторо­ны, задерживает теплоотдачу подледной воды, с другой, отражая до 50-70% солнечной энергии, препятствует нагреванию воды, что особенно заметно во второй полови­не зимы.

Толщина однослойного гладкого льда к концу зимы колеблется в пределах от 70 до 113 см, но в отдельных слу­чаях достигает 130 см и более. Многослойный лед, обра­зующийся в результате подсовов, может иметь значитель­но большую толщину.

На протяжении зимы сплошной ледяной покров не остается неподвижным и неизменным. Он претерпевает хотя и небольшие, но весьма ощутимые горизонтальные и вертикальные смещения. В результате образуются дефор­мации и разломы льда, появляются узкие «сухие» трещи­ны, сквозные широкие щели с высокими нагромождения­ми льдин по краям.

Основная причина горизонтальных смещений ледово­го покрова - сжатия и расширения льда при изменении его температуры. О масштабе этих движений можно су­дить по следующим цифрам. Оказывается, понижение тем­пературы ледового покрова Байкала на 3° привело бы к сжатию и уменьшению его по длине озера на 120 м. Но конфигурация и изрезанность его берегов, с которыми спаян ледовый покров, приводят к появлению целой сети сквозных щелей, разделяющих сплошной ледовый покров на отдельные ледяные поля, достигающие 30 км в попереч­нике. Ширина же самих щелей колеблется от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров. Местопо­ложение этих щелей из года в год не меняется.

Такие сквозные щели на Байкале издавна называются «становыми щелями».

Во время потепления лед расширяется, вдоль щелей возникают нажимы и нагромождение ледяных глыб. Об­разуются «становые торосы», тянущиеся на многие кило­метры. Образование щелей и становых торосов сопровож­дается сильным шумом, напоминающим пушечную пальбу или раскаты грома.

Становые торосы и десятки квадратных километров то­росистого льда создают трудные условия для работы зим­него транспорта на Байкале. Особенно опасны щели, затя­нутые тонким молодым льдом.

Большие сибирские морозы придают ледовому покро­ву Байкала монолитность, значительную толщину и проч­ность.

Вертикальные движения ледового покрова - результат изменений положения уровня озера, которые вызываются действием ветра, резкими колебаниями атмосферного дав­ления или иными причинами. Непосредственное воздей­ствие ветра на движение льда становится заметным лишь весной, перед самым вскрытием озера.

В течение зимы в ледовом покрове Байкала образуют­ся полыньи. Сперва они небольшие - величиной в не­сколько метров, но постепенно их размеры увеличивают­ся. Эти полыньи или, как их называют,- «пропарины», «ключи» - следствие подтаивания льда снизу. Происхо­дит это там, где выделяющиеся со дна озера газы увлекают к нижней поверхности льда теплые глубинные воды.

Пропарины также могут возникать и в местах выхода горячих ключей, распространенных по берегам Байкала, но их величина незначительна. Районы возникновения пропарин, образованных в результате подъема к поверх­ности глубинных теплых вод, остаются неизменными из года в год. Это подтверждает существование в Байкале постоянных подледных течений. Наиболее крупные про­парины встречаются у мыса Кадильного, по северному бе­регу Южного Байкала и в некоторых других частях озера.

Внутреннее разрушение байкальского льда начинается задолго до ледохода. Солнечные лучи через прозрачный лед нагревают подледный слой воды. Лед начинает таять снизу, рушиться и, как говорят, разыгливаться - делиться на столбики и иглы. Количество пропарин увеличивается, они расширяются, превращаясь постепенно в обширные полыньи. Расширяются щели, большие ледяные поля ос­вобождаются и приходят в движение под действием ветра. Начинаются нажимы и надвиги льда, представляющие серьезную опасность для береговых сооружений: приста­ней, молов, пирсов и др. Местами массы льда вытесняют­ся на берега (рис. 32, 33).

Такая картина из года в год наблюдается уже в середи­не апреля по всему северному берегу Южного Байкала в районе: пос. Лиственичное - бухта Песчаная. В тече­ние всей зимы здесь отсутствует снежный покров. На про­тивоположном берегу, в районе Посольск - Танхой, где в зимний период снег держится, разрушение льда начинает­ся двумя неделями позже, а в Северном Байкале - только во второй половине мая.

Ветер взламывает подтаявший утративший свою проч­ность лед. На образовавшихся обширных пространствах свободной воды он разводит волну, ускоряя разрушение ледового покрова. Взламывание льда обычно начинается в районе поселка Лиственичное - бухты Песчаной в по­следних числах апреля. В этом же районе - против мысов Большого и Малого Кадильного - наблюдается особен­но ранний ледоход. Эту особенность отметил еще в 1788 г. знаменитый исследователь Сибири - академик Паллас. Взламывание ледового покрова на севере Байкала насту­пает только в конце мая.

Весенний ледоход на Байкале продолжается в среднем 12-19 дней, вдоль юго-восточного побережья - 25- 30 дней, а западнее истока р. Ангары заканчивается в 4- 10 дней. Освобождение отдельных районов Байкала ото льдов растягивается на продолжительное время. Если на юге озеро очищается в первой половине мая, то у северной его оконечности отдельные льдины еще можно встретить в начале, а в районе Сосновой губы и в середине июля (рис. 34).

Позднее замерзание и позднее вскрытие, в отличие от других озер умеренных шпрот,- проявление одной и той же особенности Байкала: его огромной температурной инерции. Сезонные изменения температуры вод Байкала в результате их громадного объема и большой теплоемкости протекают очень медленно. Весной и летом байкальские воды накопляют огромные запасы тепла, на его отдачу, охлаждение верхних слоев и последующее замерзание даже в случае сильных морозов затрачивается немало вре­мени. Точно так же весной требуется очень много солнеч­ного тепла для того, чтобы температура в значительной толще верхних слоев воды повысилась и началось усилен­ное таяние льда с его нижней поверхности.

Обратное наблюдается в байкальских сорах. При об­ширной поверхности и глубине всего 3-5 м воды соров очень быстро отдают свои небольшие запасы тепла и за­мерзают уже в октябре. Весной же вода в сорах быстро прогревается, и они освобождаются от ледового плена на­много раньше открытого Байкала.

Встал лед: встал лед с торосами и сокуями. Байкальский лед… Для кого-то это источник бесконечного творческого вдохновения, для кого-то объект научных исследований, но это всегда волшебная Сказка. Три дня трудился Горный Ветер, три дня дул, создавая прекрасные архитектурные творения в гротах и на скалах, чтобы было, что сфотографировать нашим гостям, чтобы наслаждались мы и наши гости, удивляясь и восхищаясь неповторимостью творений великого художника и архитектора - Природы.

Лед Байкала настолько прозрачен, что лучи солнца хорошо проходят сквозь него и даже в самые холодные месяцы дают жизнь водорослям, живущим в воде. Байкальский лед преподносит ученым много загадок. Одна из них – необычные ледовые «сопки», высота которых достигает 6 метров.

Сопки представляют совершенно правильные конусообразные, внутри полые, горки, образованные из непрозрачного пористого льда. Внутри они полые и имеют открытый «вход» всегда обращенный в противоположную от берега сторону. Такие холмы встречаются как поодиночке, так и небольшими цепочками, и напоминают миниатюрный горный хребет. Вдоль Забайкальского берега они представляют обычное явление; на Иркутской же стороне их гораздо меньше.

Весной 2009 года научные институты распространили спутниковые фотографии кольцевых структур на Байкале диаметром около 4 километров. Анализ архивов космических снимков показал, что подобные кольца появляются в разных местах как минимум с 1999 года. "Они возникают, благодаря подъему глубинных вод и повышению температуры поверхностного слоя воды в центральной части кольцевой структуры", - отмечает Николай Гранин. Свое научное исследование он изложил в статье "Окольцованный Байкал", опубликованной в издании СО РАН "Наука из первых рук". В результате подъема глубинных вод образуется антициклоническое (по часовой стрелке) течение. "В зоне, где течение достигает максимальных скоростей, усиливается вертикальный водообмен, что приводит к ускоренному разрушению ледового покрова.

Темные круги, заметные на космических снимках - это те самые круговые области, где толщина ледового покрова минимальна, а сам лед более насыщен водой", - пояснил ученый. При проведении исследований одной из кольцевых структур было выявлено, что при средней толщине льда около 70 сантиметров, в радиусе 2 километров от центра кольца наблюдалось уменьшение толщины до 43 сантиметров. "Всю ледовую толщу здесь пронизывали вертикальные микротрещины", - отметил Николай Гранин. В кольце также были отмечены и другие нетипичные явления. Например, температура поверхностного слоя воды подо льдом в центре кольца оказалась на 0,5 градуса выше, чем за его пределами. "Подъем глубинных вод может происходить из-за извержений грязевых вулканов на дне озера. Однако эту гипотезу еще предстоит доказать", - пишет российский гидролог.

Выбрать базу отдыха на побережье Байкала можно .


1 день

Встреча в аэропорту (прибытие в Иркутск в 9:00).
Посадка в экспедиционные внедорожники Nissan Safari (по 3 или 4 пассажира) и отправление на Байкал, на остров Ольхон. По пути вы заедете в Тажеранские степи и увидите древние наскальные рисунки.
Обед в кафе «Юрта», где вы отведаете лучшие блюда бурятской кухни.
Далее вас ждёт переправа на Ольхон по льду. Во время переправы посещение знаменитой буддийской ступы на о. Огой, построенной волонтёрами со всего мира. Встреча заката на Огое и прибытие в п. Хужир.
Размещение на турбазе «Байкалов острог». Ужин, отдых.

2 день

После завтрака вы отправитесь на джипах по байкальскому льду осматривать остров Ольхон. По пути будут остановки в самых интересных местах для осмотра гротов и наплесков. За день вы осмотрите практически весь остров и увидите такие знаменитые места, как мыс Шаманка, бухта Песчанка, мыс Саган-Хушун и мыс Хобой.
Обед-пикник прямо на льду Байкала.
После обеда вас ждёт масса ледовых развлечений: катание на тюбах и коньках, ледовый гольф, фотосессии со льдом и посвящение в ледовые путешественники.
Ближе к вечеру возвращение на турбазу. Ужин и отдых.

3 день

После завтрака отправление в южном направлении по Байкалу в п. Бугульдейка. По пути вы совершите восхождение на гору Шебеты (вблизи п. Усть-Анга), откуда открывается шикарная панорама Байкала и вид на Приморский хребет. Затем вы отправитесь на мыс Саган-Заба, осмотр древних наскальных рисунков.
Обед-пикник на берегу Байкала. Прогулки и осмотр гротов и наплесков.
Вечером прибытие в п. Бугульдейка. Размещение в центре охоты и туризма «Таловское». Ужин.

4 день

В этот день вам предстоит проехать на катере на воздушной подушке «Хивус» по маршруту пос. Бугульдейка — пос. Листвянка. По пути посещение знаменитых мест Байкала: мыса Арка, бухты Песчаная, утёса Скрипер и Чёртова моста. Эти места славятся своим чистейшим льдом, здесь можно устроить хорошую фотосессию!
Обед-пикник на берегу озера.
Вечером прибытие в Листвянку, размещение в гостинице «Даурия».

5 день

После завтрака вы отправитесь на снегоходах в падь Чёрная, по пути преодолеете крутой перевал.
По прибытию обед в зимовье.
Далее по льду Байкала вы совершите переход на собачьих упряжках до п. Листвянка.
Вечером возвращение в гостиницу.

6 день

После завтрака посещение смотровой площадки «Камень Черского». Подъём проходит на кресельном подъёмнике, а сверху открывается шикарный вид на Байкал и исток Ангары. После вас ждёт знакомство со всеми обитателями Байкала (в том числе с байкальским тюленем) в огромных аквариумах музея Байкала.
Ближе к обеду отправление к истоку Ангары, откуда начинается сплав на льдине. Это мероприятие абсолютно безопасно, наша компания проводит его уже 6 лет. Сплав на льдине занимает от 1 до 1,5 часов. Во время сплава для вас будет организован пикник с горячим глинтвейном и шоколадным фондю.
После сплава вас ждёт настоящая сибирская баня с купанием в проруби. А также специальные сюрпризы от туроператора!
После бани возвращение в гостиницу.

Легендарное российское озеро, включенное в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – магнит для туристов со всей планеты. Мы спросили у двух путешественников со стажем, в какое время года лучше ехать на Байкал. Каждый настаивал на своей версии. Юлия рассказывала о экстремальной поездке по бирюзовому льду. «А как же палаточный лагерь и путешествие на байдарках?» – упрямствовал Александр. Пришлось объявить ничью. Время года не имеет значения, если цель вашей поездки – пресноводное море Сибири.

Фото: satorifoto.livejournal.com / Даниил Коржонов

«Вот доедем – и покажу тебе место, где на прошлой неделе КамАЗ с дровами на дно ушел. Если полынья в том месте ровненько замерзла, то сквозь лед можно увидеть кабину, там неглубоко! Говорят, водила выбраться так и не успел», – под такие «веселые» байки моего иркутского приятеля Димы и клацанье моих зубов на огромном экспедиционном джипе бодро мчим из Иркутска к Байкалу. На календаре вторая половина февраля. Я, словившая первый «наркотический» приход от лицезрения яростной сини байкальских вод осенью, теперь стремлюсь увидеть его легендарные бирюзовые льды.

КамАЗ, дрова и байкальские духи

Дорога от Иркутска до поселка Сахюрта, откуда в теплое время года на остров Ольхон ходит паром, а зимой берет свое начало официальная ледовая переправа, занимает около трех часов. Причем большая часть времени уходит на задабривание местных духов со сложным характером. Делается это в специальных точках – бурханах, расположенных на всем протяжении трассы. «Надо выпить алкоголь именно белого цвета и оставить монетку из белого металла. А то шиш тебе, а не хорошая погода и крепкий лед; коньяк и вино не прокатывают», – со знанием дела объясняет Дима, грозно шевеля бровями. Ежась на холодном ветру усть-ордынских степей и вспоминая ушедших на дно мужика, дрова и КамАЗ, покорно глотаю водку и ищу мелочь по карманам.

За такие добросовестные check-in`ы на бурханах по пути к Ольхону духи благосклонно приглушают инстинкт самосохранения. И в результате, впервые выезжая на открытый лед, за границы официальной ледовой переправы, ты не орешь от страха, а тихонько подвываешь от ужаса и восторга, сидя в многотонном автомобиле, который неуправляемым снарядом несется по зеркалу Малого моря практически без сцепления с поверхностью. Под колесами – темно-синяя бездна, исчерченная белыми метеорами мелких поверхностных трещин, усеянная галактиками пузырей и туманностями редких снежных проплешин. Процесс торможения на абсолютно гладком льду – это целая спецоперация, требующая особых навыков по мгновенному расчету массы автомобиля по отношению к скорости и примерному расстоянию до ближайших торосов или торчащей изо льда скалы. Господи, спаси и сохрани!

Человек-пингвин

«К скалам близко подъезжать нельзя», – говорит Дима, блокируя все колеса и эффектно пуская машину юзом в сотне метров от обрывистого берега Ольхона. «Они нагреваются от солнца и лед рядом с ними подтаивает. Но мы туда сейчас пешком сходим». К этому моменту сознание полностью смиряется с тем, что на ближайшие несколько дней под тобой будет 50–80 см совершенно прозрачного льда и бог знает сколько десятков или сотен метров водной толщи самого глубокого на этой планете озера. Поэтому первые шаги по льду делаются с обреченностью ведомого на расстрел: в конце концов, какая разница, где тебя поглотит сия пучина – посередине Малого моря или у ближайшей скалы. Но в следующие мгновенья – после эпичного падения на пятую точку с тремя безрезультатными попытками подъема – тема разверзающейся бездны закрывается полностью. Отныне главной твоей заботой становится удержание собственного тела в вертикальном положении. Единственным в моем случае работающим способом более-менее безопасного передвижения по зеркальному льду был режим «человека-пингвина». При этом для профилактики ушибов и переломов при падениях необходимо предусмотреть одежду, которая максимально приближает вас к форме шара.

Дорога жизни

Увидеть главные сокровища зимнего Ольхона – ледяные гроты на севере – можно, только выехав за границы официальной переправы. Это дорога по льду Байкала, которую иркутское подразделение МЧС прокладывает каждый год. Дорога жизни, как ее называют жители Ольхона. Именно этой трассой пользуются для поездок на материк, по ней завозят продукты для островных поселков, дрова для отопления (на Ольхоне, который целиком является заповедной зоной, вырубка запрещена) и медикаменты.

Байкал даже подо льдом – живой, он дышит, ворочается, образуя страшные становые трещины и гигантские торосы. Подводные течения и ураганные ветра в некоторых заливах меняют структуру льда, появляются полыньи. Местные жители, выезжая на открытый лед, хорошо знают такие проблемные участки и объезжают их стороной. Для новичков выезд за пределы вешек, поставленных МЧС, – большой риск. Каждый год под байкальский лед уходят десятки машин. Очень часто жертвами становятся нетрезвые водители и гости из других регионов, по прилете в Иркутск арендующие крутые машины и рассекающие на них по замерзшему озеру. Поэтому главный лайфхак для путешествующих на зимний Байкал: забудьте про аренду автомобиля. За рулем при поездках по льду должен находиться трезвый местный житель, обладающий знаниями о ледовой обстановке по вашему маршруту.

Позы на льду

Все выезжающие на открытый лед предоставлены сами себе. И каждый придумывает развлечения по своему вкусу, отличающие разной степенью безумия и экстремальности. Спортсмены делают многокилометровые многодневные переходы на коньках с лыжными палками, волоча за собой снаряжение в санях. В заливах можно встретить рыбаков: подледный лов омуля превращает мужиков в зомби. Некоторые фанатики привозят с собой фанерные домики и ставят их прямо над лункой, в них же и ночуют. Отчаянные байкеры шипуют резину своих мотоциклов эндуро и пересекают Байкал с юга на север, с разгону перепрыгивая непреодолимые для машин торосы и трещины. Кайтеры буксировочными змеями ловят шальные ветра. Про подледный дайвинг мне даже страшно думать.

Далекий от спортивного экстрима народ с турбаз сначала плотно утрамбовывается жареным омулем и позами – гигантскими бурятскими пельменями. На позе сверху – дырка. «Сначала высасываешь у нее «душу» – горячий мясной сок из отверстия на макушке. А потом уже пустую кусаешь сбоку», – советуют мне опытные едоки. Сок обжигает язык, из отверстия идет пар. Дальше сладкий чай с лимоном, одевание с постепенным принятием формы шара и выход-выкат в солнечный морозный день.

А неугомонные туристы уже арендуют «Хивусы» – катера на воздушной подушке – и уносятся на них через полыньи и трещины в Малое море. Но «Хивус» надолго – это дорого, поэтому после народ устраивает покатушки на внедорожниках по идеально ровному льду с максимальным разгоном и последующим дрифтом. Рекомендую при этом врубить в машине на всю громкость какой-нибудь из вальсов Штрауса. Например, «Сказки Венского леса». Скорее всего, вас потом долго не будет укачивать ни на одном транспортном средстве. Когда просто дрифтовать становится скучно, к машинам привязывают надувные санки-ватрушки. Развлечение, кстати, довольно опасное: «ватрушечники» рискуют быть размазанными о байкальский лед в случае неловкого поворота неопытного водителя. Поэтому мы рисковать не стали и привязали длинным тросом к машине… мою подругу Катерину на коньках. Все сделали аккуратно: Катерина сначала вяло сопротивлялась, а потом требовала продолжения.

Гала-концерт

Вообще, конечно, скольжение идеальное. Ветер сдувает снег с ледовой поверхности и образует идеальный каток. Огромный, безлюдный и бесплатный. Ошалевшая от счастья Катерина носилась по льду с криками «Это все мое! Мое!». Перед выездом в аэропорт одной из моих важнейших задач было поймать ее и снять коньки.

А еще поражает сверхъестественная прозрачность байкальского льда. Бог его знает, за счет чего формируется этот оттенок неземной бирюзы – химического состава воды или преломления солнечных лучей? Кстати, погода на Oльxoне заметно отличается от других мест на Бaйкaле: по результатам многолетних наблюдений, на острове всего 48 пасмурных дней в году. И если день солнечный и безветренный, то, например, местные -15 или -20 °С вполне комфорты для долгого пребывания на свежем воздухе.

Да и звуки этот лед издает особые. Он то стреляет резкими разрывами далеких становых трещин, то по-змеиному тихо шипит сетью мелких поверхностных под ногами, то гулко булькает под ударами ладошек местных ледовых барабанщиков. Финальный гала-концерт мы инициировали сами и уже на берегу Большого Байкала. Синхронно разбивали большие куски льда и потом долго вслушивались, как тонко поют-звенят острые осколки, катящиеся по ледовому полю к розовому закату, опускающемуся на Бугульдейский залив. А в это время духи шаманов с Мишкиной горы хохотали над бесплотными попытками безумцев по звуку и цвету льда расшифровать формулу любви к этому удивительному месту над названием Байкал.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: