Организация борьбы с водой. Борьба экипажа с поступлением воды внутрь судна Действия без приказания по борьбе с водой

2.4 Средства борьбы с водой на морских судах

Для ликвидации водотечности корпуса и различных повреждений суда снабжают аварийным инвентарем и материалами.

Наименование и минимальное количество аварийного имущества устанавливаются нормами Регистра РФ в зависимости от длины и назначения судна. В состав аварийного снабжения входят: пластыри с такелажем и оборудованием, слесарный и такелажный инструмент, струбцины, болты, упоры, скобы, гайки, гвозди, парусина, войлок, пакля, цемент, песок, деревянные брусья, клинья, пробки и др. На пассажирских судах и судах специального назначения длиной 70 м и более, а также на судах из стеклопластика Правилами Регистра РФ предусмотрено дополнительное снабжение. На всех современных крупнотоннажных судах, кроме того, обычно имеются легководолазное снаряжение и электросварочная аппаратура.

Все указанное снабжение должно храниться на аварийных постах: в специальных помещениях или в ящиках. Таких постов на судне должно быть не менее двух, и один из них - обязательно в машинном отделении (на судах длиной 31 м и менее допускается хранение аварийного снабжения только на одном аварийном посту. У аварийных постов должны быть четкие надписи "Аварийный пост". Кроме того, в проходах и на палубах должны быть предусмотрены указатели мест расположения аварийных постов.

Аварийное имущество, имеющее специальную маркировку, разрешается использовать только по прямому назначению: при борьбе с водой, а также во время учебных тревог и занятий. Израсходованное или вышедшее при этом из строя аварийное имущество должно быть списано по акту и при первой возможности пополнено до нормы.

Не реже раза в месяц командиры аварийных партий (групп) с участием боцмана должны проверять наличие и исправность аварийного имущества. О результатах проверки докладывают старшему помощнику капитана. Аналогичную проверку аварийного имущества (одновременно с проверкой противопожарного инвентаря и спасательных средств) раз в 3 месяца проводит старший помощник. О чем он докладывает капитану и принимает меры к устранению недостатков. Все это заносят в судовой журнал.

Безопасность жизнедеятельности на производстве

Ряд операций технологических процессов производства легкой промышленности сопровождается шумом и вибрацией, в настоящее время технически трудно устранимыми...

Борьба за живучесть судна

Одним из важнейших элементов живучести судна является его непотопляемость - способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении корпуса, вызвавшего затопление одного или нескольких отсеков...

Расчетное избыточное давление взрыва Р для веществ и материалов, способных взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом, определяется по приведенной выше методике...

Личные отношения студента к здоровью как условия формирования здорового образа жизни

Еще древние греки считали, что «вода смывает все душевные страдания». Вследствие большой теплопроводности вода является более эффективным сред-ством закаливаниями оказывает гораздо большее термическое воздействие...

Некоторые вопросы охраны труда и техники безопасности на судах

Каждый несчастный случай происходит, как правило, не по одной какой-либо причине, а по нескольким взаимосвязанным. Причины несчастных случаев разделяют на шесть групп: организационные, конструктивные, технологические, эксплуатационные...

Опасности, распространяемые грызунами

Мероприятия по борьбе с грызунами это: полное уничтожение грызунов на объектах любой сложности и профилактические работы - постоянная борьба за свободу и чистоту ваших предприятий, организаций, дач, домов и квартир...

Опасности, распространяемые тараканами

Одним из самых распространенных заблуждений является то, что тараканов можно уничтожить навсегда, один раз обработав свою квартиру - это практически невозможно! Избавившись от насекомых...

Ежегодно в зависимости от погодных условий в Российской Федерации возникает от 10 до 40 тыс. лесных пожаров на площади от нескольких сот до 10 миллионов гектаров. Только в субъектах Сибирского федерального округа лесные пожары угрожают 4 тыс...

Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации природных пожаров на территории Вожегодского муниципального района Вологодской области

Статистика ЧС показывает, что в России доля природных пожаров и вызываемых ими чрезвычайных ситуаций составляет приблизительно 24% от общего числа ЧС природного характера. К природным относятся лесные, степные, торфяные, ландшафтные пожары...

Основные требования по охране труда и окружающей среды

Шум представляет собой беспорядочные, неритмичные сочетания звуков различной силы и частоты, вызывающие неприятное слуховое ощущение. Звук - это колебательное движение материальных частиц, волнообразно распространяющихся в пространстве...

Охрана труда на морском транспорте

На флоте наиболее распространенным способом получения опресненной воды является дистилляция. Установки обычно состоят из двух частей: испарителя, где происходит выпаривание морской воды, и конденсатора...

Пожар и взрыв, их причины и последствия

Обеспечение безопасности сводится к решению следующих основных задач: предотвратить взрыв; быстро потушить возникшее загорание; не допустить распространение огня в смежные помещения; эвакуировать из опасной зоны детей и взрослых; если не...

Причины возникновения терроризма и защита от него

Анализ проблем терроризма предполагает не только выявление его истоков и факторов возникновения и развития, но и прогнозирование общественно-политических последствий этого явления, его влияния на стабильность общества...

Производственный шум

Выбор мероприятий по ограничению неблагоприятного действия шума на человека производится исходя из конкретных условий: величины превышения ПДУ, характера спектра, источника излучения...

Улучшение санитарно-гигиенических условий в переплетном цехе типографии

Для борьбы с шумом в помещениях проводятся мероприятия как технического, таки медицинского характера...

5.10.1. Каковы действия членов экипажа при борьбе за непотопляемость судна?

Все члены экипажа должны твердо знать свои обязанности по борьбе за живучесть судна.

Начальники служб в начале каждого рейса должны убедиться в том, что и подчиненным хорошо известны обязанности по тревогам.

Все лица командного состава обязаны следить за строгим соблюдением мероприятий по обеспечению водонепроница­емости в помещениях и на рабочих местах по своим заведованиям.

На все трубопроводы, а также на все водонепроницаемые закрытия (клинкетные двери водонепроницаемых переборок, закрытия на палубах, закры­тия лазов и люков трюмных и складских помещений, водонепроницаемые двери надстроек) должна быть нанесена соответствующая маркировка согласно положениям и правилам.

На судне в любое время суток должен быть обеспечен доступ во все помещения. Для этой цели к дверным замкам всех помещений должно быть пред­усмотрено два комплекта ключей. Во время общесудовой тревоги каюты экипажа и другие жилые помещения должны быть открыты.

Борьба экипажа за непотопляемость судна организуется капитаном в соответствии с Информацией об аварийной остойчивости и посадке судна и включает следующие_действия_экипажа:

1. объявление общесудовой тревоги и задействование аварийной организации;

2. обнаружение поступления воды внутрь судна и выявление мест, размеров, характера повреждений конструкций корпуса судна, (водонепроницаемые переборки, второе дно, платформы и палубы), определение количества воды, поступающей внутрь судна в единицу времени;

3. прекращение или ограничение поступления воды внутрь корпуса и недопу­щение распространения ее по судну;

4. восстановление водонепроницаемости корпуса судна, его водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна;

5. удаление забортной воды из затопленного отсека и фильтрационной воды из смежных с ним отсеков;

6. спрямление аварийного судна при сохранении достаточного запаса плавучести и остойчивости;

7. обеспечение хода и управляемости аварийного судна.

После получения сигнала или доклада о поступлении воды внутрь судна вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

На ходу ВПК поступление воды может определить по следующим признакам:

Изменение характера качки без изменения внешних условий;

Видимые изменения посадки судна;

Накренение судна от перекладки руля;

Заливание палубы на ходу судна.

5.10.2.Действия вахтенной службы при затоплении (Flooding).

Actions to be carried out: - Выполняемые действия:
Sound the general emergency alarm - Подать звуковой сигнал «Общесудовой тревоги»;
Close watertight doors, if fitted - Закрыть водонепроницаемые двери, если они имеются;
Sound bilges and tanks - Замерить уровни льял и танков;
Identify location of incoming water - Определить место поступления воды;
Cut off all electrical power running through the area - Отсечь электропитание, проходящее через затопляемый участок;
Shore up area to stem water flow - Отсечь район поступления воды;
Check bilge pump for operation - Подготовить осушительные насосы к работе;
Check auxiliary pumps for back-up operation, as required - Подготовить вспомогательные насосы для откачки воды, если потребуется;
Make ship"s position available to radio room/GMDSS station, satellite terminal and other automatic distress transmitters and update as necessary - Определить координаты судна и подготовить к передаче судовую аппаратуру;
Broadcast DISTRESS ALERT and MESSAGE if the ship is in grave and imminent danger and immediate assistance is required otherwise broadcast an URGENCY message to ships in the vicinity - Передать сигнал бедствия и сообщение;
Other actions: - Другие действия:

5.10.3. Каковы причины нарушений водонепроницаемости корпуса судна?

Нарушение водонепроницаемости корпуса судна может происходить по нескольким причинам:

· Посадка судна на мель.

· Столкновение судна с другим судном, подводным объектом или причалом.

По своему характеру повреждения корпуса могут иметь разнообразную форму:

· Пробоина с рваными и загнутыми краями внутрь и наружу корпуса.

· Вмятины.

· Выпучины.

· Гофры и другие деформации корпусных конструкций.

Наибольшую опасность судна представляют подводные пробоины, а также пробоины в районе ватерлинии.

Количество воды поступающей в отсек может, определено по формуле:

Размеры пробоин: По своим размерам пробоины корпуса можно разделить на: малые – 0,05 м², средние – 0,2 м², большие – 2 м², очень большие более 2 м². Скорость затопления из средних больших пробоин такова, что практически не представляется возможным завести на пробоину пластырь раньше, чем произойдет полное затопление отсека. В этом случае принимается, что вода в отсеке поднялась до уровня забортной воды. Если поступающая вода не поддается откачке судовыми осушительными насосами, рекомендуется остановить судно, выровнять крен, завести пластырь, откачать воду, заделать пробоину.

5.10.4. Каковы действия экипажа судна после обнаружения нарушения водонепроницаемости корпуса?

Наличие воды в соседнем отсеке может быть, определено по следующим признакам:

· Шум поступающей воды в отсек.

· Фильтрация воды из смежного отсека через имеющиеся неплотности в переборках.

· Шум воздуха выходящего через воздушные и измерительные трубы.

· Глухой звук, издаваемый полотном переборки и настилом палуб при ударе по ним металлическим предметом.

● Отпотевание конструкций переборок, палуб, платформ, второго дна;

· Выпучивание переборок.

Наличие воды в аварийном отсеке или помещении может быть прове­рено пуском в действие осушительной системы.

Каждый член экипажаобязан:

· Немедленно доложить вахтенному помощнику капитана или вахтенному механику об обнаружении повреждений корпуса.

· Уточнить место пробоины, размеры, характер повреждения.

· Приступить к заделке обнаруженной водотечности, если это возможно.

По общесудовой тревоге, при затоплении водой какого-либо из отсеков судна:

· Ходовая вахта задраивает все водонепроницаемые закрытия, имеющие дистанционные управления с Командного центра (ГКП).

· Ходовая вахта в машинном отделении задраивает закрытия, имеющие маркировку «П», и запускают стационарные осушительные и водоотливные насосы.

· Экипаж судна немедленно начинает действие согласно расписанию по общесудовой тревоге и оперативному плану по борьбе с водой.

· Высылается группа разведки нарушения водонепроницаемости корпуса.

· Направляется аварийная партия для постановки мягкого пластыря.


БОРЬБА ЗА НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ КОРАБЛЯ (СУДНА)

Успех в борьбе за непотопляемость зависит от умелого сочетания управления действиями экипажа с самостоятельными и решительными действиями команды по восстановлению остойчивости и спрямлению судна.

Действия по борьбе за непотопляемость.

Первоочередные действия экипажа аварийного судна.
При обнаружении поступлении воды в отсеки судна надлежит:
1. Объявить общесудовую тревогу, оповестить экипаж и пассажиров о поступлении воды внутрь судна.
2. Дать сигнал и донесение об аварии.
3. Задраить на судне все водонепроницаемые переборки, люки, двери, горловины и иллюминаторы. Перекрыть клинкеты и задвижки всех забортных отверстий в районе поступления воды.
4. Провести разведку. Определить места, уровень, солёность, причину поступления воды, масштаб и характер разрушения корпуса (судовых систем), установить границы затопления судна, состояние водонепроницаемых закрытий. Завести подкильный конец и обследовать водолазами (хорошо подготовленными ныряльщиками) подводную часть корпуса. В случае отсутствия выявленных повреждений проанализировать возможность поступления воды через штатные забортные отверстия и трубопроводы, в первую очередь недавно ремонтировавшиеся или использующиеся.
5. Ликвидировать причину поступления воды. Если это не возможно (отсек быстро заполняется водой или полностью затоплен), герметизировать отсек, подкрепить упорами слабые водонепроницаемые переборки, двери, люки затопленного помещения из смежных отсеков и установить контроль над возможной фильтрацией воды.
6. Проверить закрытие всех трубопроводов судовых систем, особенно тщательно, проходящих через затопленные помещения, поскольку через них вода распространяется во все отсеки судна.
7. Поступающую воду немедленно удалять (спускать в ниже расположенные отсеки), протечности ликвидировать.
8. Спустить водолаза для определения места, размера, заглубления возможной пробоины (трещины) в корпусе судна и заделать их судовыми средствами.
9. Прекратить подачу электроэнергии, пара и топлива на затопленные технические средства, не приспособленные к работе под водой.
10. Определить, на основании данных разведки и «Документации по непотопляемости» наиболее угрожаемое направление распространения воды и сосредоточить на борьбу с ней основные усилия, создав два-три рубежа обороны.
11. Ввести в действие осушительную и балластную системы судна, восстановить остойчивость судна и провести его спрямление в соответствии с «Документацией по непотопляемости», тщательно контролируя расход запаса плавучести.
12. Обеспечить освещение мест борьбы за непотопляемость и организовать надежную связь с группами на рубежах обороны.
13. Определить место посадки судна на ближайшую отмель.
14. Вести борьбу с водой до полного расходования запаса плавучести (посадки судна на отмель).
15. С получением донесения о выходе спасателей, установить с ними связь и выдать им подробную информацию о состоянии судна, ходе борьбы за непотопляемость, необходимой помощи. Передать факсимильными или электронными средствами связи схему судна, основные данные по размерению, посадке и остойчивости. Подготовить необходимое количество «проводников», хорошо знающих устройство судна, для обеспечения действий спасательных групп спасателя.
16. Определить с владельцем и спасателем руководителя спасательных работ или взять руководство на себя. С прибытием спасателя вступить под начало руководителя спасательных работ, эвакуировать на спасатель раненных (погибших) людей, пассажиров и членов экипажа не занятых борьбой за непотопляемость.
17. После высадки спасательной группы:
. передать «проводников» в распоряжение спасательной группы;
. поставить задачи командиру спасательной группы и контролировать их исполнение;
. принять от спасателя дополнительные средства, борьбы с водой и если необходимо электроэнергию и другие виды помощи в соответствии с РЕШЕНИЕМ на спасение судна;
. наращивать усилия по борьбе за непотопляемость за счет сил и средств высаженной спасательной группы и спасателя до полной ликвидации опасности затопления судна или посадки его на отмель.

Первоочередные действия спасательного судна
при оказании помощи аварийному судну
в борьбе за непотопляемость.

Действия спасателя:
1. С получением сигнала (распоряжения) следует к аварийному судну с максимально возможной скоростью и ведёт подготовку к оказанию ему помощи;
2. Устанавливает связь с аварийным судном, владельцем и другими судами (силами) участвующими в спасательных работах. Выясняет обстановку. Сообщает возможности своего спасателя и расчетное время прибытия. Определяет руководителя спасательных работ, вступает под его руководство, в случае отсутствия такового, по согласованию с выше названными лицами возглавляет работы, но не ранее прибытия на место действия.
3. Наносит полученную информацию на карту района аварии и схему аварийного судна (при отсутствии схемы аварийного судна запрашивает её по электронным или факсимильным средствам или рисует на основании полученной информации). Запрашивает или делает расчет посадки и остойчивости поврежденного судна.
4. Принимает РЕШЕНИЕ на оказание помощи аварийному судну в борьбе за непотопляемость, докладывает его руководителю спасательных работ и, после его утверждения, отдает распоряжение на действия командиру спасательной группы и всему экипажу спасателя.
5. Готовит и проверяет в действии все стационарные и переносные средства водоотлива, заделки пробоин, расчистки завалов, подачи электроэнергии и т.д.
6. Определяет пути эвакуации на спасатель пассажиров, членов экипажа аварийного судна не участвующих в борьбе за непотопляемость и пути высадки спасательной группы таким образом, чтобы они не пересекались, обозначает их указателями (лентами с надписями, таблицами, стрелами и пр.).
7. Определяет место возможной посадки аварийного судна на отмель и делает расчеты на его буксировку в эту точку.
8. Подходит к аварийному судну с подветренного борта, если это не возможно по обстоятельствам и позволяет состояние моря, с наветренного борта, носа или кормы.
9. Если подход к аварийному судну не возможен, высаживает спасательную группу на судовых катерах, вооружает канатную дорогу и с её помощью передает дополнительные силы и средства борьбы за непотопляемость.
10. Ошвартовавшись к аварийному судну:
. принимает на борт спасателя раненных (погибших) людей, пассажиров и членов экипажа, не участвующих в борьбе за непотопляемость;
. высаживает на судно, терпящее бедствие, спасательную группу, выгружает дополнительные средства водоотлива, заделки пробоин, расчистки завалов;
. вооружает шланги стационарной системы водоотлива и приступает к откачке воды из затопленных отсеков аварийного судна;
. подает, если необходимо, на аварийное судно электроэнергию и другие виды помощи;
. измеряет, размеры повреждения подводной части корпуса аварийного корабля и приступает к постановке или изготовлению пластыря;
. приступает к восстановлению непроницаемости палуб, борта, переборок;
. докладывает о своих действиях руководителю спасательных работ, ведёт журнал действий, обстановку на схеме аварийного корабля и ошвартованного к нему спасателя, регистрирует переговоры с участниками борьбы за непотопляемость и руководством, полученные распоряжения на магнитофон или другое средство регистрации событий.
11. В случае принятия решения руководителем спасательных работ на посадку судна на отмель оставляет на аварийном судне спасательную группу, заводит буксир, начинает буксировку и, если позволяет состояние моря, вооружает канатную дорогу для приема, передачи грузов и кабель для обеспечения электроэнергией судна.
12. Если для поддержания аварийного судна на плаву решено применить стальные судоподъемные понтоны, и они доставлены в район спасательных работ, заводит их.
13. Командир спасательной группы, высадившись на аварийное судно:
. закрепляет «проводников» за отделениями группы;
. прибывает на командный пункт, докладывает о высадке спасательной группы и поступает в распоряжение руководителя спасательных работ;
получает обстановку и выдает распоряжения командирам отделений на действия по борьбе за непотопляемость, ведению водолазной разведки, заводке пластырей, откачке и перепуску воды, расчистке завалов и пр. в соответствии с планом спасательных работ и распоряжениями руководства.

ТЕМА № 5

I. Конструктивное обеспечение непотопляемости.

Непотопляемостью называется способность судна после заполнения водой части помещений оставаться на плову и сохранят остойчивость, а также некоторый запас плавучести.

На современных судах поступление воды ограничивается металлическими переборками, идущими от борта до борта и вдоль борта. Эти переборки простираются от киля до главной палубы. Длина отсеков определяется условием, чтобы судно не потонуло при заполнении одного или нескольких отсеков.

II. Классификация пробоин в корпусе судна.

Причинами повреждений корпуса судна могут быть: посадка на мель, столкновения судов, навалы судов на другие суда и береговые сооружения, ледовые повреждения (удар о льдину, ледовое сжатие), ослабление корпуса вследствие местных перегрузок (штормовые условия), гидродинамические удары носовой части о воду (слеминг), боевые повреждения (война).

Повреждения корпуса классифицируются по ряду признаков: расположению, характеру, размерам.

По расположению относительно ватерлинии различают: подводные повреждения, надводные, частично подводные, частично надводные. Наиболее опасные подводные пробоины т.к. через них вода поступает в корпус наиболее интенсивно. Пробоины могут иметь разнообразную форму и разные размеры. Края пробоины, как правило, рваные и загнутые, края могут быть загнуты как внутрь, так и наружу.

Классификация размеров пробоин:

a. Малая – до 0,05 м²;

b. Средняя - до 0,2 м²;

c. Большая - до 2,0 м²;

d. Очень большая – более 2,0 м²;

Кроме пробоин, повреждения могут представлять собой разошедшиеся швы, трещины, отверстия от выпавших заклепок, вмятины, гофры.

III. Тактика и организация борьбы с водой, поступающей внутрь корпуса судна.

Борьбой экипажа за непотопляемость возглавляет капитан судна. Она включает в себя комплекс мероприятий, направленных на поддержания и восстановления необходимых остойчивости и запаса плавучести, а также на выравнивание крена и дифферента до значений, при которых обеспечивается ход и управляемость судна.

В случае аварии по общесудовой тревоге принимают следующие меры: задраивают водонепроницаемые двери, имеющие дистанционный привод с мостика; закрытия имеющие маркировку «П» (приказ) и «Т» (тревога) и иллюминаторы; готовят к немедленному действию стационарные водоотливные средства; сосредотачивают аварийное имущество в районе аварии; аварийные партии высылают группы разведки, чтобы установить точное место, размеры и характер повреждений.

После того как фактическое положение в районе аварии установлено, аварийные партии немедленно приступают к борьбе с поступлением воды и распространением ее по судну. На мостик посылают связного с докладом капитану. В ходе борьбы за непотопляемость судна главное внимание уделяют обеспечению остойчивости и ограничению распространения воды. Основные силы и средства сосредотачивают на отсеках, имеющих значительные объемы и свободные уровни воды, а также жизненно важных для судна. Восстанавливать остойчивость, выравнивать крен и дифферент надо только такими мерами, выполнение которых можно в любой момент приостановить.



Меры по увеличению остойчивости не должны приводить к уменьшению плавучести ниже допустимого.

Меры увеличения остойчивости:

1. удаление воды из танков и цистерн, расположенных выше ватерлинии;

2. удаление воды из смежных с аварийным помещений;

3. осушение затопленных отсеков после заделки пробоины;

4. перекачка жидких грузов в междудонные отсеки;

5. удаление за борт или перенесение вниз высокорасположенных твердых грузов;

6. заполнение балластных танков;

7. затопление или осушение отсеков с целью выравнивания крена и дифферента.

Если фактическую остойчивость судна определить не возможно, ее нужно считать малой или отрицательной , когда:

1. неполностью затоплены танки или помещения имеющую большую площадь;

2. наличие пустых междудонных танков при заполненных отсеках расположенных выше;

3. на ходу при перекладке руля судно переваливается с борта на борт;

4. крен судна внезапно меняется с одного борта на другой.

Для выравнивания крена и дифферента судна используют предназначенные для этой цели цистерны. Дифферент выравнивают только для обеспечения большей скорости и управляемости.

V. Средства и способы заделки пробоин.

Для ликвидации водотечности корпуса и различных повреждений суда снабжаются аварийным инвентарем и материалами. Наименование и минимальное количество аварийного имущества устанавливаются нормами Регистра РФ в зависимости от длины и назначения судна. В состав аварийного снабжения входят: пластыри с такелажем и оборудованием; слесарный и такелажный инструмент; струбцины, болты, упоры, скобы, гайки, гвозди, парусина, войлок, цемент, песок, деревянные брусья, клинья, пробки и др. На крупнотоннажных судах, кроме того, имеются легководолазное снаряжение и электросварочная аппаратура. Все указанное снабжение должно храниться на аварийных постах. Таких постов на судне должно быть не менее двух и один обязательно в МКО. На морском флоте применяют мягкие пластыри 4-х типов: кольчужный, облегченный, шпигованный, учебный. Наиболее прочный из них кольчужный.

Пластыри на пробоину заводят следующим образом:

Предварительно на палубе отмечают мелом границы пробоины. Затем к месту работы подносят пластырь с оборудованием. Одновременно приступают к заводке подкильных концов. Подкильные концы располагают по обе стороны от пробоины. С помощью скоб подкильные концы присоединяют к нижним углам пластыря, а к верхней его шкаторине крепят шкоты и контрольный штерт. Затем на противоположном борту талями или лебедкой начинают выбирать подкильные концы, одновременно потравливают шкоты до тех пор, пока контрольный штерт не покажет, что пластырь опущен на заданную глубину. Растянутые под нужным углом и выбираемые втугую шкоты и подкильные концы крепят на кнехтах или утках. Прилегание пластыря к поврежденному месту считается удовлетворительным, если водоотливные средства судна справляются с удалением воды из затопленного отсека.

Применение аварийного снабжения.

Брусья, доски, клинья, гвозди, строительные скобы, применяются для временного подкрепления водонепроницаемых перекрытий и для изготовления опалубки при бетонировании пробоин.

Парусина, смоляная пакля, сурик, технический жир могут быть использованы для заделки трещин и разошедшихся швов в обшивке.

Пробки сосновые малые (кроме иллюминаторных) применяются для заделки круглых небольших пробоин, отверстий от выпавших заклепок и для заглушки поврежденных трубопроводов. Кроме того, доски, парусина, войлок, листовая резина, пакля, болты специальные, гайки и шайбы используются для изготовления и постановки на пробоину жестких пластырей-щитов.

Быстросхватывающий цемент, природный песок и ускорители затвердевания используются для приготовления бетона с целью заделки пробоин и др. повреждений корпуса.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

2. МК «СОЛОС-73/78»

3. «Безопасность жизнедеятельности на морском судне» - Транспорт 2000 (Москва)

Каждый член экипажа на своем вахтенном посту, в заведуемом помещении и своей каюте должен уметь:

    По всем видам борьбы за живучесть судна:

    1. Ориентироваться в темноте, найти выход, вход, любой механизм, прибор, клапан, трубопровод.

      Герметизировать отсек, в котором расположен вахтенный пост, заведуемое помещение и каюта: задраивать водонепроницаемые и противопожарные двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляционные головки (грибки) и т.п.

      Находить любое штатное аварийное и противопожарное имущество (особенно в темноте).

      Приготовить к действию и использованию по назначению аварийное и противопожарное имущество, спасательные средства и стационарные средства борьбы за живучесть судна.

      Определять по маркировке и отличительным знакам назначение трубопроводов, клапанов, электрощитов, а также дверей, люков, горловин.

      Отыскать, закрыть и открыть клапаны, кингстоны, ввести и вывести из действия стационарные средства борьбы за живучесть судна с помощью аварийных приводов с открытых частей палубы и из смежных помещений.

      Пользоваться всеми средствами внутрисудовой связи и сигнализации.

      Включать и выключать аварийное освещение, отыскивать места подключения и вооружать переносной светильник; пользоваться аккумуляторными аварийными фонарями как во взрывобезопасном, так и в обычном исполнении.

      Включать и выключать вентиляцию на вахтенном посту.

1.10. Быстро обнаружить и вынести пострадавших из опасной зоны, применяя различные защитные средства.

1.11. Выполнить обязанности посыльного и доставить донесение на ГКП или в другие помещения судна, хорошо знать расположение судовых помещений.

1.12. Оказывать первую медицинскую помощь.

2. По борьбе с водой:

2.1. Определить затопление смежного отсека (помещения) по различным признакам (постукиванием, по отпотеванию, по выходу воздуха из воздушных труб, по фильтрации и т.п.) и доложить на ГКП.

2.2. Приготовить к действию осушительную систему и другие водоотливные и осушительные средства, осушить помещение стационарными и переносными средствами.

2.3. Использовать имеющиеся средства для спуска и перепуска воды в смежные помещения.

2.4. Подкрепить переборку, дверь, горловину, поставить упоры на подволоку.

2.5. Устранить фильтрацию воды через разливные неплотности, трещины и разошедшиеся швы различными способами с помощью аварийного имущества.

2.6. Сделать ниже и выше ватерлинии небольшую пробоину в корпусе судна, рваную щель с помощью аварийного имущества и штатных средств (щитов, клиньев, пробок и д.р. средств).

2.7. В случае неизбежного затопления помещения остановить действующие технические средства, не приспособленные для работы под водой, покинуть помещение и принять меры для недопущения распространения воды в смежные помещения.

3. По борьбе с пожарами:

3.1. Доложить на ГКП о возникновении пожара и принимаемых мерах по борьбе с ним.

3.2. Вооружить пожарный рукав стволом и подсоединить к пожарному крану.

3.3. Эффективно использовать пожарные стволы в любом помещении.

3.4. Правильно выбрать из имеющихся в наличии необходимое средство для ликвидации пожара (горючих жидкостей, топлива, смазочных материалов, электропроводки и электромеханизмов, краски, изоляции бортов, дерева и др.) и эффективно его использовать.

3.5. Пользоваться дыхательными изолирующими аппаратами и термостойкими костюмами (только для лиц, допущенных к работе в этих аппаратах) и передать условные сигналы из задымленного помещения с помощью предохранительного троса.

4. По борьбе с повреждениями технических средств:

4.1. Отключать поврежденный участок электросети при помощи рубильников и других средств, снять питание с поврежденного механизма.

4.2. Исправить поврежденный (предварительно обесточенный) участок электросети путем постановки специальных отростков.

4.3. Заменить предохранитель в электросети: поставить бугель, заглушку, клетневку на поврежденный участок трубопровода.

4.4. Остановить в аварийном случае любой работающий механизм.

4.5. При повреждении механизма, устройства, системы перейти на дублирующее устройство; дать аварийное питание на механизм отходным путем или от запасных источников.

5. По использованию спасательных средств:

5.1. Правильно использовать спасательный круг.

5.2. Правильно надевать спасательный жилет (нагрудник).

5.3. Прыгать в воду с высоты в спасательном жилете (нагруднике).

5.4. Плавать в спасательном жилете (нагруднике).

5.5. Держаться на воде без спасательного жилета (нагрудника).

5.6. Правильно сбрасывать спасательный (жесткий и надувной) плот.

5.7. Садиться на спасательный плот в спасательном жилете с судна и из воды.

5.8. Оказывать помощь в посадке на спасательное средство.

5.9. Эксплуатировать оборудование спасательных средств, включая эксплуатацию переносного радиооборудования (если это для него предусмотрено).

5.10. Ставить плавучий якорь.

5.11. Правильно пользоваться линеметательной установкой.

5.12. Подавать и принимать сигналы, используемые для управления шлюпкой при спасении человека, находящегося в воде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: