Судовые помещения морских пассажирских судов. Классификация судовых помещений

Служебные помещения

Служебные помещения на судне - помещения, в которых экипаж постоянно или временно выполняет работу по эксплуатации судна: машинное отделение, ходовой мостик, а также служебно-хозяйственные помещения (фонарная, малярная, шкиперская, плотницкая и некоторые другие).

Рис 70 Ходовой мостик о - полузакрытый, б - закрытый

Служебные помещения, связанные с управлением судна, расположены главным образом на палубе ходового мостика.

Ходовой мостик (рис. 70). На нем расположены штурманская и рулевая рубки - место управления судном и несения вахт судоводительским составом. Современные суда имеют обычно закрытый мостик. Открытые его площадки с каждого борта называются крыльями.

На крыше ходового мостика устраивают верхний мостик. Этот высоко расположенный и совершенно открытый мостик обеспечивает хорошую видимость по всему горизонту и используется при маневрировании в уз-костях, во льдах, для проведения навигационных и астрономических наблюдений.

Рулевая рубка (рис. 71) - небольшое закрытое помещение с застекленной передней переборкой. В рулевой рубке установлены штурвальная тумба, путевой магнитный компас, репитеры гирокомпаса, РЛС, машинный телеграф и другое необходимое оборудование.

Рядом с рулевой расположена штурманская рубка, оборудованная большим столом для хранения и раскладывания карт, а также несколькими шкафами и полками для хранения навигационных инструментов и пособий. На судах с большим закрытым мостиком штурманскую и рулевую рубки часто размещают в одном помещении, отделяя штурманскую рубку шторкой.

Довольно часто сейчас рулевая рубка имеет застекленную и заднюю переборку для обеспечения наблюдения за кормой.

Разновидностью судового мостика является переходной мостик, расположенный выше верхней палубы для сообщения между надстройками или для перехода с одного борта на другой. Такие мостики устанавливаются на танкерах из-за повышенной заливаемости палубы и на промысловых судах, у которых верхняя палуба занята большим числом палубных и промысловых механизмов.

Рис. 72. Чертежи общего расположения: 1- радиорубка; 2- рулевая рубка; 3- штурманская рубка; 4- каюта четвертого штурмана; 5- каюта третьего штурмана; б, 7- кабинет и спальня старшего помощника; 8- каюта начальника радиостанции; 9- каюта радиста; 10, 11, 12- кабинет, спальня и ванная капитана; 13- каюта лоцмана; 14- изолятор; 15- ванная; 16- амбулатория; 17- каюта первого помощника; 18- каюта врача; 19-каюта электромеханика; 20, 21, 22- кабинет, спальня и душевая старшего механика; 23- каюта второго механика; 24- канцелярия; 25- резервная каюта; 26- каюта четвертого механика; 27- каюта третьего механика; 28- каюта второго штурмана; 29- канцелярия второго штурмана; 30- буфет; 31- кают-компания; 32- салон для команды; 33- столовая команды; 34- румпельное отделение; 35- прачечная, 36- твиндек № 4; 37-каюты матросов; 38-малярная; 39-фонарная; 40-шкиперская; 41- плотницкая; 42-каюты мотористов; 43-гладильная; 44- трюм № 4; 45- цистерна питьевой воды; 46- механическая мастерская; 47-электромастерская; 48-твиндек № 3, 49-твиндек № 2, 50 - твиндек № 1; 51-помещение электроприборов; 52-отделение рефрижераторных установок; 53-провизионные кладовые; 54- цистерна смазочного масла; 55- балластная цистерна; 56- машинное отделение; 57- выгородка вспомогательного котла; 58- топливные цистерны; 59- трюм № 3; 60- трюм № 2; 61- трюм № 1; 62- туннель гребного вала

Радиорубку, если это возможно, располагают на палубе ходового мостика, что обеспечивает быструю и надежную передачу всей полученной корреспонденции вахтенному помощнику.

Служебно-хозяйственные помещения. Они наиболее часто располагаются в надстройках бака, что позволяет изолировать их от других помещений.

В шкиперской кладовой хранят предметы судового снаряжения (тросы, гаки, скобы, блоки и т. п.). В тех случаях, когда шкиперская имеет небольшие размеры, для хранения инвентаря используют верхнюю часть форпика, отделенную от балластной цистерны водонепроницаемой платформой.

Фонарная и малярная предназначены для хранения фонарей и красок, а также малярного инструмента и небольшого запаса горючего для судовых фонарей. Эти помещения опасны в пожарном отношении и поэтому должны иметь выход на открытую палубу.

Металлические переборки служебных помещений выполняют из огнеупорного материала. Кроме того, конструктивно эти помещения всегда должны удовлетворять самым высоким требованиям пожарной безопасности.

Устройство и расположение оборудования служебных помещений должны гарантировать максимальные удобства обслуживания и возможность использования общесудовых систем (пожаротушения, орошения и других.

К служебным помещениям относится также румпельное отделение, в котором размещен рулевой привод. Оно расположено в корме.

Детально разобраться в расположении судовых помещений помогают схемы общего расположения (рис. 72).

Под общим расположением судна понимают общую компоновку в корпусе, надстройках и рубках всех помещений, предназначенных для размещения на судне главных и вспомогательных механизмов, судового оборудования, судовых запасов, перевозимых грузов, экипажа и пассажиров, а также всех служебных постов, бытовых, хозяйственных и санитарных помещений. Их взаимное расположение, планировка и оборудование зависят главным образом от типа и назначения судна, от размеров судна, а также предъявленных к нему требований.

Для ориентации местоположения того или иного помещения на судне приняты следующие названия палуб и междупалубных помещений (см. Рис.1).

В корпусе (сверху вниз): верхняя палуба, вторая палуба, третья палуба (на многопалубных судах последнюю палубу называют нижней палубой), второе дно. В надстройках и рубках (снизу вверх): палуба первого яруса надстройки (бака, юта, средней надстройки), палуба второго яруса рубки, палубы третьего яруса рубки и так далее. Иногда к этим терминам добавляют названия, характеризующие назначение палуб: прогулочная, палуба салонов, шлюпочная, спортивная, нижний (ходовой) мостик, верхний (навигационный) мостик.

Положение помещения по длине и ширине судна обозначают соответственно номерами шпангоутов, ограничивающих помещение по длине, и наименованием борта, на котором расположено помещение (правый и левый борт - ПрБ и ЛБ).

Рис.2.1. Наименования палуб и междупалубных помещений

1 - второе дно; 2 – вторая платформа; 3 - первая платформа; 4 - третья (нижняя) палуба; 5 - вторая палуба; 6 - верхняя палуба; 7 - палуба надстройки I яруса (палуба бака, юта и т. д.); 8 - палуба рубки II яруса (прогулочная палуба); 9 - палуба рубки III яруса (шлюпочная палуба); 10 - палуба рубки IV яруса (нижний, ходовой мостик); 11 - палуба рубки V яруса (верхний, навигационный мостик).

Рис.2.2. Пример чертежа общего расположения

Названия основных частей судна:

Судовые помещения

В зависимости от назначения все судовые помещения подразделяют на специальные, служебные, жилые, общественные, бытового обслуживания, пищеблока, санитарно-гигиенические, медицинского назначения, мастерские, судовых запасов и снабжения и отсеки топлива, воды, масла и водяного балласта.

Специальные помещения в зависимости от назначения судна служат: для размещения груза (грузовые трюмы) - на грузовых и грузопассажирских судах; для специального технологического оборудования при обработке рыбы - на промысловых судах; для лабораторий - на научно-исследовательских судах. К числу специальных относятся также ангары для размещения на судне вертолетов и помещения для их обслуживания.


Служебные помещения предназначены для обеспечения нормальной эксплуатации судна как плавучего сооружения. В их число входят:

Помещения главных и вспомогательных механизмов;

Помещения для размещения палубных механизмов и механизмов судовых систем - румпельное отделение, станции углекислотного пожаротушения, станция дистанционного замера уровня груза, станции приема и выдачи топлива, вентиляторные, помещения кондиционеров и прочее;
- рубки, навигационные помещения и посты - рулевая, штурманская, радиорубка, помещение лага и эхолота, гирокомпасная, пожарные посты, аварийные посты, АТС, трансляционная, аккумуляторные, агрегатные и прочее;
- мастерские - механическая, слесарная, электротехническая, сварочный пост, мастерская по ремонту плавсредсв, контрольно-измерительных приборов и прочее;
- административные помещения - судовая, машинная, грузовая канцелярия, бюро администратора, судовой архив, диспетчерская и прочее.

Жилые помещения (каюты) предназначены для постоянного проживания экипажа судна и для размещения пассажиров. Каюты экипажа подразделяют на каюты комсостава и каюты команды, отличающиеся расположением, площадью и оборудованием. Каюты команды, предназначенные для размещения более четырех человек, обычно называют кубриком. Каюты пассажиров в зависимости от их расположения, площади, количества мест и оборудования подразделяют на каюты «люкс», каюты I, II и III классов. На большинстве современных лайнеров каюты II и III классов, как правило, заменяют одним, так называемым туристским классом. На пассажирских судах местных линий предусматривают помещения для сидячих мест.

Общественные помещения служат для организации и проведения различных культурных мероприятий, коллективного отдыха и питания экипажа и пассажиров. К этой категории можно отнести общественные помещения для экипажа судна и отдельно общественные помещения для пассажиров, а также площадки на открытых палубах и проходные помещения.

К общественным помещениям экипажа относят кают-компанию, салоны командного состава и команды, столовые комсостава и команды, столовые комсостава и команды, курительные, спортзал, бассейн, комнату для спортивных занятий, библиотеку, каюты общественных организации. На крупных морских судах имеются кинозалы.

К общественным помещениям пассажиров относят рестораны, столовые, буфеты, бары, кафе, салоны (музыкальные, курительные, для игр, для отдыха), концертный зал, спортзал, бассейны, библиотеку с читальным залом, детские комнаты. Площадки на открытых палубах включают веранды, прогулочные палубы, солярии, открытые купальные бассейны (для взрослых и для детей), спортплощадки, танцплощадки и так далее. К проходным помещениям относят коридоры, тамбуры, вестибюли, фойе, закрытые прогулочные палубы.

Помещения медицинского назначения включают амбулаторию, приемную врача, операционную, рентгеновский, зубоврачебный и другие кабинеты (на судах с большим количеством пассажиров), лазарет, изолятор, аптеку, медицинскую и санитарную кладовые. Обычно комплекс помещений медицинского обслуживания на судах называют медблоком.

Помещения судовых запасов и снабжения служат для хранения запасов провизии, шкиперского, навигационного и прочего судового снабжения. В их число входят: провизионные кладовые неохлаждаемые (для сухой провизии, хлеба, муки) и охлаждаемые (для мокрой провизии, мяса, рыбы, овощей, молочных продуктов, жиров, консервов), а также холодильные камеры; хозяйственные кладовые - для хранения ковров дорожек, чехлов, спортивного инвентаря, уборочного инвентаря; шкиперские кладовые - шкиперская, малярная, фонарная, плотницкая, такелажная, тентов и брезентов, парусная; штурманские и навигационные кладовые - штурманского навигационного имущества, карт и прочего; бельевые и вещевые кладовые.

Отсеки и цистерны служат для размещения жидких грузов - нефти, воды, масла и водяного балласта. Кроме отсеков образуемых конструкциями основного корпуса и предназначенных для размещения основного количества жидких грузов, на судах предусматривают также цистерны, в которых размещают большие, расходные запасы топлива, воды и масла (так называемые вкладные цистерны).

В корпусе и надстройках любого судна имеются специально оборудованные помещения. Количество, размеры и расположение помещений, а также их оборудование определяются назначением и условиями эксплуатации судов. Строгого деления таких помещений нет, однако могут быть выделены, например, следующие группы: жилые, служебные, бытовые, санитарно-гигиенические, общественные, специальные, вспомогательные.

Жилые помещения для пассажиров делят на каюты «люкс», I, II и III классов или туристского класса. Каюты экипажа состоят из кают комсостава и команды.

К служебным относятся помещения: административные, главных, вспомогательных и палубных механизмов, различные мастерские и т. п.

Бытовыми помещениями считают косметические и парикмахерские салоны, камеры хранения, лавки, киоски и т. п.

Санитарно-гигиенические помещения объединяют амбулаторию, операционную, лазарет, душевые и др.

Общественными помещениями считают салоны музыкальные, кинозалы, дискотеки, рестораны, кафе, буфеты и т. п.

Специальные помещения - это рубки различного назначения, гребных электродвигателей, аккумуляторные, трансформаторные, кондиционирования воздуха и др.

К числу вспомогательных помещений относят белье вые, плотницкие, прачечные, сушильные, кладовые, провизионные, трюмы.

Общее представление о расположении помещений на сухогрузном и нефтеналивном судах дают рис. 1.3 и 1.4. На этих судах имеются: грузовые помещения для перевозки генеральных, сыпучих или жидких грузов. К таким помещениям относятся твиндеки, трюмы, танки. Кладовые для хранения различного инвентаря: малярные, фонарные, шкиперские, электрооборудования и т. д.

Рис. 1.3. Расположение помещений на сухогрузном судне. 1 - румпельное отделение; 2 - цистерна пресной воды; 3 - ахтерпик; 4 - машинное отделение; 5 - рефрижераторное помещение; 6 - твиндек; 7 - цепной ящик; 8 - кладовая; 9 - форпик; 10, 12, 13 - диптанки, 11, 14 - грузовые трюмы; 15 - балластная цистерна; 16, 17 - топливные цистерны; 18 - цистерна смазочного масла; 19 - цистерна питательной воды.


Рис. 1.4. Расположение помещений на нефтеналивном судне.

1,2 - кладовые; 3 - сухогрузный трюм; 4 - форпик; 5 - диптанк; 6, 10 - коффердамы; 7 - насосное отделение; 8 - грузовые танки; 9 - грузовое насосное отделение; 11 - топливная цистерна; 12 - машинное отделение; 13 - цистерна питательной воды; 14 - ахтерпик; 15 - кормовой танк; 16 - котельное отделение; 17 - румпельное отделение; 18 - танки второго дна.

Машинно-котельные помещения используют для размещения главных энергетических установок, вспомогательное механизмов, котлов, компрессоров, насосов, аккумуляторов, преобразователей тока, электростанций и т. п. Посты управления включают радиорубку, рулевую, помещение гирокомпаса, штурманскую и др. В них расположены навигационные приборы, оборудование, судовые радиоустановки, станции пожаротушения и т. д.

Значительно сложнее внутреннее устройство мощных ледокольных судов, представляющих крупнейшие сооружения (рис. 1.5). Здесь предусмотрено все необходимое для работы в трудных полярных условиях. Окрашивание их рассмотрено в гл. 7.


Рис. 1.5. Внутреннее устройство крупного ледокола.

1, 2 - носовое и кормовое машинные отделения, 3 - отделение гребных электродвигателей; 4 - плавательный бассейн; 5 - грузовой трюм; б - кормовая рулевая рубка; 7 - ангар вертолета; 8 - малярная; 9 - рулевая рубка; 10 - столовая; 11 - провизионная; 12 - якорный шпиль.

В связи с интенсивным освоением Севера построено большое количество барж, толкачей, судов грузовых, буксирных, колонкового бурения, исследовательских, танкеров и др., рассчитанных на эксплуатацию в арктических условиях.

Газовозы, на которых перевозят сжиженные газы, оборудованы четырьмя - шестью емкостями шарообразной формы. Верхняя часть их выступает над палубой, придавая судну своеобразный профиль (рис. 1.6). Служебные, жилые и вспомогательные помещения сосредоточены в кормовой надстройке, где расположены и каюты экипажа.


Рис. 1. 6. Расположение помещений на газовозе. 1 - цепной ящик; 2 - форпик; 3 - отделение приводных двигателей; 4 - отделение грузовых насосов и компрессоров; 5 - промежуточная цистерна; 6 - сферические грузовые цистерны; 7 - машинное отделение.

Характерной особенностью судов с горизонтальной грузообработкой (ро-ро) является наличие забортных аппарелей, лацпортов (бортовых вырезов), через которые осуществляются погрузочно-разгрузочные работы, а также широких палуб, удобных для быстрого размещения колесной техники - автомашин, трейлеров и других грузов, перемещаемых накаткой (рис. 1.7).


Рис. 1.7. Расположение грузовых помещений на судне ро-ро: а - вдоль судна; б - на палубах.

Сегодня будет рассказ об одном необычном и малоизвестном способе путешествия. Если вы не морской специалист, не жена моряка и вообще родственников бороздящих просторы у вас нет, зато есть идея фикс окунуться в атмосферу жизни торгового судна, то я вам скажу следующее - для претворения желания в реальность существует прекрасный способ ощутить морскую романтику и если хватит терпения, то и совершить кругосветное путешествие.

Да-да, на контейнеровозы и иные торговые суда в современном алчном до денег мире тоже продают билеты всем желающим. Путешествие на торговом судне носит название containertrip или freighttrip . Вот о таком оригинальном виде отдыха и пойдет речь.


Путешествие на торговом судне - это относительно молодой способ познать мир. Первые «круизные» суда появились еще в 1959 году на Великих Озерах. Со временем данный вид путешествий в странах с загнивающим капитализмом стал довольно популярным способом потратить кучу денег и оторваться от назойливой действительности. Согласно статистике в 2010 году около 10 млн. человек выбрали путешествие на торговом судне как основной вид своего отдыха. Показатель, конечно, не ахти какой, по сравнению с паломничеством соотечественников в Турцию. Но впечатлений от путешествия на торговом судне можно получить во сто крат больше, чем просто греть пивной живот на пляже а-ля all inclusive.

Как все происходит.

Занимаются организацией такого вида отдыха и продажей билетов на торговые суда специальные компании. Напрямую к капитану понравившегося судна, естественно, обращаться не стоит. У капитана много других забот и организацией круиза для пассажиров он не занимается. Немецкий контейнерный оператор Hamburg Süd, NSB, итальянские Grimaldi Lines или freighter-cruises.com - вот куда необходимо обращаться, если у вас уйма свободного времени, вы заядлый путешественник-экстремал и владелец нескольких лишних тысяч евро. К сожалению, я не знаю ни одной российской, а тем более украинской компании, которая занимается организацией морских туров такого рода. Поэтому буду отталкиваться от информации на этих англоязычных ресурсах.

Вышеупомянутые конторы предоставят всю исчерпывающую информацию: необходимые документы, маршруты, суда, типы кают и во сколько такое путешествие может обойтись. Просто посетите сайт компании и задайте вопрос об интересующем вас времени и маршруте. Компания подберет для вас оптимальное решение. Если вы определились со временем круиза на торговом судне, то побеспокойтесь и о бронировании мест заранее. Оптимальный срок - два месяца. Стоит отметить, что некоторые компании не включают портовые сборы. А это пару сотен долларов. Поэтому уточняйте.

Стоимость такого круиза на торговом судне колеблется от 65 до 140 евро в день. При раннем бронировании некоторые компании дают скидки до 35%, плюс сезонные скидки - зимние рейсы через Северную Атлантику дешевле, чем летом. Почему - вполне очевидно :)

Приятная неожиданность для студентов. Им как всегда предоставляются сказочные возможности. Некоторые компании предоставляют туры по внутренним рекам Европы на небольших сухогрузах. На них, кстати, разрешается подрабатывать.

Маршруты.
Самые разнообразные: Средиземка, Европа, Америка, Южная Африка, туда и обратно или кругосветное плавание. Рейсы осуществляются по всему миру в страны, с развитым контейнерооборотом. Поэтому на Чукотку, к примеру, попасть практически не реально. Все зависит от толщины кошелька любителя морских приключений. По правде говоря, если посмотреть на предлагаемые маршруты и цены, то становится вполне очевидным что путешествия получится не из дешевых. Но тем, не менее если есть предложение - значит существует спрос и среднестатистических десять миллионов туристов не могут ошибаться.

При бронировании необходимо уточнить тип судна и стоянки его в промежуточных портах. Контейнеровозы - довольно шустрые суда и разгружаются-загружаются менее чем за сутки. Каждая судоходная компания имеет в портах захода своего агента, который с удовольствием вас встретит и поможет окунуться в местную культуру: организовать транспорт и экскурсии. Поинтересуйтесь заранее. Многие компании предлагают stopover, что весьма удобно - отдохнув несколько дней, к примеру, в Кейптауне, вы можете следующим судном продолжить свой незабываемый вояж.

Вот несколько типичных маршрутов на торговых судах. Например, рейсы компании Grimaldi по Средиземному морю: 10 стран за 28 дней по цене 1700 евро. Маршрут - Антверпен, Гебзе, Стамбул, Гемлик, Феликстоу, Антверпен протяженностью 21 день на борту огромного контейнеровоза обойдется в районе 1900 евро.

А вот кругосветное путешествие значительно дороже. Антверпен - Гамбург - Генуя - Суэцкий канал - Джакарта - Сингапур - Вьетнам - Шанхай, Далянь, Гонконг, Кингдао - Масан - Йокогама - Панама - США (Хьюстон, Нью-Орлеан, Филадельфия) - Антверпен. Длительность 3 месяца за скромные 10000$.

Если есть огромное желание увидеть белых мишек не только в зоопарке, но и воочию, то можно купить билет на ледокол и отправиться морозить жопу нос на Северный полюс. Но цены за такой круиз просто заоблачные. Хотя кого не пугают финансовые затраты посетите northpolevoyages.com .

Документы.
Соотечественнику, решившему отправится в такого рода путешествие необходимо заранее побеспокоиться о визах. Если посадка на судно в Гамбурге , то нужна шенгенская виза и так далее по выбранному маршруту. Нет визы - будете сидеть на судне и от скуки общаться с вахтенным у трапа. Компания предоставляет страховку на случай экстренной эвакуации пассажира, по состоянию здоровья, увечью и подобным неприятностям.

Существуют возрастные ограничения . Путешествие возможно пассажирам от 8 до 79 лет. Если судно планирует пересекать жаркие страны, то потребуется прививка от желтой лихорадки. В связи с тотальной сокращенкой экипажей на современных судах, докторов и симпатичных молоденьких медсестер в белых халатах на голое тело, к сожалению, нет. Обязанности судовой аптечки, медбрата, терапевта, стоматолога, хирурга и в особо запущенных случаях, патологоанатома возложены на пару крепких плеч одного из офицеров судна. Поэтому с ним надо дружить и обязательно по приезду на судно предоставить свежепройденную медкомиссию, а также уточнить какие есть противопоказания по питанию, аллергии, не писаетесь ли по ночам, не слышите ли время от времени «голоса», настойчиво требующие окунуться в бескрайние морские глубины и прочие геморрои. На судне должны знать, какие сюрпризы принесет с собой пассажирская братия.

К тому же по прибытию на судно вас ждет исчерпывающий инструктаж, где находится спасательный жилет, куда бежать и что делать в случае нападения пиратов , пожара или внезапного прерывания круиза в виде пробоины ниже ватерлинии.

Питание для пассажиров по распорядку, как для экипажа. Багаж не ограничен, но не больше размеров вашей каюты. С собой можно везти авто, но оформляется как груз. Если бронируете круиз заранее - путешествовать будете на одном судне, если поздно - очень велика гарантия, что на разных.

Всякие кошечки, собачки, дрессированные тараканы, хомяки-вундеркинды и прочие пернатые на судне категорически не приветствуются.

Многие длинные рейсы пересекают несколько климатических зон, поэтому одежда - от бикини до теплой куртки. Ощутите всю прелесть трансатлантических путешествий - перевод судовых часов каждый день в течении недели. По приезду домой будете рассказывать тем, кто стонет дважды в год из-за перевода часов, как вы стойко сражались с пространственно-временным континуумом при пересечении линии смены дат.

Чем заниматься .

На судне все довольно скучно и однообразно. Ни казино, ни девочек на судне нет, а секс с экипажем запрещен по гуманным соображениям. Все агентства рекомендуют брать собой карты, книги на родном языке и кучу дисков с фильмами или самоучителями. Утешающим плюсом является то, что на современных торговых судах, в большинстве своем, есть сауна, бассейн, тренажерный зал, и если очень повезет, то даже и беспроводной Интернет. Все эти нюансы указаны в описании маршрута на сайте компании. К тому же общение с интернациональном экипажем и прочими пенсионерами-попутчиками поможет раздвинуть горизонты мировоззрения до поистине вселенских масштабов.

Ощутимым плюсом в судовом времяпровождении является возможность покупать у капитана продукцию ликеро-водочной промышленности по беспошлинным ценам, дабы скрасить утомительные вечера перехода между портами.

Жилищные условия . Вам предоставляется каюта. Она может быть одноместной и двухместной. Во многих компаниях их стоимость почти одинакова. Некоторые компании продают место, некоторые - каюты. То есть двухместная обойдется вас в половину, если в ней еще кто-то поселится. Во всех кабинах душ, ванная, ТВ, холодильник, кабинет и спальная - как хороший гостиничный номер. Не забывайте про хорошего попутчика. Варианты кают:

Уточняйте при бронировании, не будет ли загорожены окна вашей каюты контейнерами, иначе вместо море-океана у вас будет индустриальный пейзаж, который может сильно испортить настроение. Примерно вот такой:

Каюты убирает стюард. Если дать ему пару денег, то он к своим обязанностям будет подходить более тщательней и расторопней, а также приносить пиво по первому требованию.

Мне, как человеку, тесно связанному с морем, путешествия такого рода кажутся немного унылыми, потому как насмотрелся я подобных красот по самый клотик. Другое дело простому обывателю далекому от морской жизни провести несколько незабываемых недель бороздя моря-океаны, пересечь экватор , ощутить стихию моря, увидеть страны и континенты будет очень познавательно. Эта поездка станет для ценителей активного отдыха в своем роде уникальной возможностью окунуться в судовую жизнь, а также получить тотальное оздоровление всего организма, наслаждаясь морским воздухом.

Помещения в основном корпусе, образован­ные бортами, основными переборками, палу­бами и платформами, называют отсеками.

В основном корпусе размещаются сле­дующие отсеки:

1. Форпик и ахтерпик.

2. Междудонное пространство,ограниченное настилом второго дна.

3. Трюм – грузовое пространство между вторым дном и нижней палубой.

4. Твиндек - межпалубное грузовое пространство.

5. Диптанки - цистерны, расположен­ные выше второго дна.

6. Коффердамы-сухие непроницае­мые отсеки, отделяющие топливные цистерны от смежных помещений.

7. Отсеки главных и вспомогательных механизмов.

8. Туннель гребного вала- помещение для размещения и обслуживания гребного вала на судах со средним или промежуточным расположением машинного отделения. Трюмам и твиндекам присваиваются порядковые номера от носа к корме.

Классификация судовых помещений:

1. Служебные помещения- это помещения, в которых экипаж несёт вахту и производит различные работы. В свою очередь служебные помещения разделяют на помещения:

а) управления судном:машинно-котельное отделение (МКО), рулевая рубка, радиорубка, радиолокационная, аккумуляторная, румпельное отделение;

б) административные: судовая канцелярия, бухгалтерия, кинобудка;

в) судовые мастерские:плотницкая, механическая, электро- и радиомастерские.

2. К хозяйственным помещениямотносятся:

Продовольственно - пищевые - камбуз, хлебопекарня, кондитерская, буфетная, раздаточная, сервировочная, продовольственные кладовые;

Санитарно - хозяйственные - посудомоечная, прачечная, сушильная белья, сушильная спецодежды, гладильная, кладовые чистого и грязного белья;

Помещения обслуживания пассажиров - почта, сберкасса, фотолаборатория, справочное бюро, парикмахерская, различные киоски и ателье;

Кладовые судового снабжения - шкиперская, фонарная, малярная и машинная кладовая.

3. Медицинские помещения- в них оказывается первая помощь заболевшим членам экипажа и пассажирам. К ним относятся амбулатория, изолятор, стационар, аптека, различные специализированные кабинеты (рентгеновский, зубоврачебный и т.п.), а также бытовые помещения (ванные, умывальники, туалеты).

4. Помещения экипажа и помещения пассажировна морских пассажирских судах устраивают отдельно друг от друга. Жилые помещения- это одно-, двух-, четырёхместные каюты. Каюты экипажа - одноместные; старшего комсостава (кабинет, спальня, санузел).

5. Общественные помещения- это помещения, предназначенные для отдыха или проведения различных общесудовых мероприятий. К ним относятся: кают-компании, салоны, столовые команды, курительные, буфеты, рестораны, кинозалы, библиотеки, плавательные бассейны.

6. Бытовые помещенияпредназначены для обеспечения личной гигиены и для санитарно-бытового обслуживания экипажа и пассажиров. К ним относятся умывальники, душевые, ванные, туалеты, бани, прачечные и т.д.

7. Специальные помещения. Это грузовые трюмы на грузовых судах; лаборатории на научно-исследовательских судах; цеха - для обработки рыбы на промысловых судах.

Расположение машинного отделения на судах.

Рис. 2. Расположение машинного отделения и основной жилой надстройки: а - среднее; б - промежуточное; в - кормовое.

В средней части судна:

Плюсы - упрощается удиффирентовка судна, уменьшается величина изгибающего момента на вершине волны для судна без груза и на подошве волны для судна с грузом,

Минусы - снижение грузоподъёмности из-за большой длины валопровода и туннеля, уменьшение полезного объёма кормовых трюмов и ухудшение их формы из-за проходящего в них туннеля гребного винта, затруднение центрирования валопровода большой длины и нарушения, нормальных условий работы при продолжительном изгибе судна.

В кормовой части судна:

Плюсы - лучшие объёмы предоставляются под груз, улучшаются условия размещения и эксплуатации грузового устройства на сухогрузных судах, укорачивается валопровод и отпадает необходимость в устройстве туннеля,

Минусы - ухудшаются условия удиффирентовки судна без груза, так как в носовые отсеки приходится принимать балласт. Приём балласта в носовые отсеки ухудшает мореходные качества судна, увеличивает изгибающий момент на вершине волны.

Промежуточное расположение МО, при котором за МО размещается один трюм, реже два.Коффердамы- сухие не проницаемые отсеки, отделяющие топливные цистерны от соседних помещений;

6. Отсеки главных и вспомогательных механизмов;

7. Туннель гребного вала - помещение для размещения и обслуживания гребного ва­ла на судах со средним или промежуточным расположением машинного отделения. Трюмам и твиндекам присваиваются порядковые номера от носа к корме.


Надстройки располагаются на верхней непрерывной палубе основного корпуса. Они простираются по ширине судна, или от борта до борта, или так, что их боковые стенки не­сколько отстоят от бортов, но не более чем на 0,04 ширины судна (в противном случае их называют рубками). Надстройки служат не только для размещения в них помещений, но и для улучшения мореходных качеств судна.

Рис. 3. Схема размещения отсеков и основных групп помещений сухогрузного (а) и пассажирского (б) судов. I - пики; Н - грузовые отсеки; III - междудонные отсеки; IV- диптанки; V - отсеки главных и вспомогатель­ных механизмов. 1- палуба рубки 4-го яруса (верхний мостик); 2- палуба рубки 3-го яруса (нижний мостик); 3- палуба рубки 2-го яруса (шлюпочная палуба); 4- вторая платформа; 5- палуба надстройки 1-го яруса (палу­ба бака, юта); б- верхняя палуба; 7- первая платформа; 8- второе дно; 9- палуба 2-го яруса надстройки (про­гулочная палуба); 10- вторая палуба (палуба переборок); 11- третья палуба

Носовая надстройка-(бак)- уменьшает заливаемость палубы.

Средняя надстройка-(спардек)- увеличивает запас плавучести.

Кормовая надстройка-(ют)- увеличивает надводный борт в корме, повышает запас плавучести и непотопляемости судна при повреждении кормовой оконечности и дифферен­те судна на корму.

Рубки - меньше надстроек по ширине. Их устанавливают на верхней палубе основного корпуса или палубах надстроек.

Для определения положения помещения на судне приняты следующие названия палуб и межпалубных помещений.

В основном корпусе (сверху вниз):

1. Верхняя палуба; 2. Вторая палуба; 3. Третья палуба (на многопалубных судах последнюю палубу называют нижней); 4. Второе дно.

В надстройке и рубках (снизу вверх):

1. Палуба 1 яруса надстройки (бака, юта, средней надстройки); 2. Палуба 2-го яруса рубки; 3. Палуба 3-го яруса рубки и т.д.

К эти терминам могут прибавляться названия палуб в зависимости от их назначения: прогулочная, шлюпочная, нижний (ходовой) мостик, верхний (навигационный) мостик.

Положение по длине обозначается номерами шпангоутов, а по ширине - наименова­ниями борта (правый и левый борт).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: