Городские ворота кенигсберга. Городские ворота Кенигсберга (Калининград). История строительства ворот

Центр Калининграда окружен восемью воротами, которых ранее было даже десять. Каждые ворота имеют свою историю, свой характер и свои секреты. Их обязательно нужно увидеть своими глазами!

Аусфальские ворота

Аусфальские ворота (от немецкого Ausfalstor – ворота для вылазок) одни из наиболее простых и наиболее перестроенных ворот Кенигсберга. Первые ворота возведены в 17-м веке, в 19-м веке они использовались исключительно для пропуска пешеходов, а сейчас ворота и вовсе заложены.

Расположение: юго-западный угол перекрестка пр-та Гвардейского и ул. Горной.

Что интересного: сверху на покрытии Аусфальских ворот построена православная часовенка.

Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота – это единственные доныне используемые ворота города. Построены они в 1657 году, а в 1843 году практически полностью переделаны заново на прежнем месте. Их стиль отличается от всех остальных ворот города выдающимися треугольными фронтонами. Ворота имеют два проезда по дороге, крытой брусчаткой и трамвайные пути.

Расположение: в конце ул. Багратиона на переходе в ул. Суворова (Берлинская).

Что интересного: боковые части ворот были пешими, а ныне замурованы.

Железнодорожные ворота

Железнодорожные ворота – довольно лаконичные кирпичные ворота, через которые есть пеший проход. В былые времена по ним проходил ж/д путь до современного Балтийска. Рельсы есть и ныне, но движения поездов нет.

Расположение: под проезжей частью пр-та Гвардейского.

Что интересного: на строении можно найти дату постройки 1866-1869 годы.

Закхаймские ворота

Закхаймские ворота впечатляют мощными полыми изнутри башнями. Ворота датируются 17-м веком, но нынешнее строение возведено в середине 19-го века. В 20-м веке казематы были частично снесены для пристройки жилых домов.

Расположение: на пересечении просп. Московского и Литовского вала.

Что интересного: сейчас Бранденбургские ворота используются для культмассовых мероприятий на базе арт-платформы «Ворота».

Королевские ворота

Королевские ворота – это весьма массивное, законченное и не обремененное второстепенными постройками сооружение. Изначально это были Кальтхофские ворота, затем Гумбинненские, а в 1811 переименованы в Королевские. Как и все ворота Кенигсберга, сооружение претерпело немало перестроек.

Расположение: на пересечении ул. Фрунзе и Литовского вала.

Что интересного: столь могучие ворота успели побывать складом, магазином и кафе, но теперь здесь музей Мирового океана с образцами янтаря со всего мира.

Росгартенские ворота

Росгартенские ворота имеют главный проем и шесть казематов – по три с каждой стороны проема. Казематы с внешней стороны представляют собой амбразуру для стрельбы, а с внутренней — окна. Примечательно, что внешняя сторона ворот не имеет никакой отделки.

Расположение: на пересечении ул. Черняховского и А. Невского.

Что интересного: сейчас в воротах работает кафе, а казематы играют роль гардероба, подсобок и кухни.

Фридландские ворота

Фридландские ворота берут свое имя от города Фридланд (ныне Правдинск). Два главных проезда заложены, со стороны города нет стены и средней части. Известно, что первые Фридландские ворота 17 века находились несколько в другом месте. На нынешнем месте ворота возвели в примерно 1857-1862 году.

Расположение: перекресток пр-та Калинина и ул. Дзержинского.

Что интересного: в 80-е годы в воротах были найдены предметы старины, которые теперь можно посмотреть в действующем музее.

Фридрихсбургские ворота

Фридрихсбургские ворота – это остаток от крепости-бастиона под названием Фридрихсбург. Ворота и сейчас по виду напоминают средневековое здание – четыре округлые башни, готические фальш-окна и парапеты в виде зубцов.

Былая крепость возведена в 1657 году по указу великого курфюртиста Фридриха Вильгельма. Сами ворота были надстроены уже в 1852 году по чертежам Ф.А. Штюлера.

Расположение: ул. Портовая, 39.

Что интересного: в 1697 году крепость почтил визитом Петр I для изучения бомбардирского дела.

Посетив 8 удивительных ворот Кенигсберга, вы откроете для себя, что в воротах можно кушать, культурно проводить время и даже молиться.

Узнать подробности об экскурсии и оставить заявку:

Как мы экономим на отелях до 25%?

Все очень просто – мы используем специальный поисковик RoomGuru по 70 сервисам бронирования отелей и квартир с наилучшей ценой.

Бонус на аренду квартир 2100 рублей

Вместо отелей можно забронировать квартиру (дешевле в среднем в 1,5-2 раза) на AirBnB.com , очень удобный всемирный и известный сервис аренды квартир с бонусом 2100 рублей при регистрации

А теперь настал черед объяснить, почему в заголовке поста упоминаются ворота.
В 1626 - 1634 годах было возведено вальное укрепление, которое окружало Кёнигсберг со всех сторон. Укрепление состояло из нескольких бастионов и полубастионов, а также из 9 ворот. Кроме того, со стороны моря в 1657 году был заложен мощный форт Фридрихсбург.
А уже два века спустя король Фридрих Вильгельм IV издает указ о начале строительства Второго вального укрепления, в целом повторяющего контуры предыдущего. Строятся мощные башни Дона и Врангеля, оборонительная казарма Кронпринц и Астрономический бастион, а также возводятся новые укрепленные ворота, на месте предыдущих. Первыми в 1843 году начали строить Королевские ворота, а завершилось строительство постройкой в 1862 году Фридландских ворот.
Мы успели посетить не все ворота:(Но часть из них я вам все таки покажу:)

Брандербургские ворота

На стене памятная табличка.


А вот и сами ворта. Сквозь них проходит трамвайная линия.


Бранденбургские ворота были построены примерно в 1860-м году. Проект фасада разработал архитектор Август Штюлер. На стороне, направленной к городу, сохранились два портретных медальона скульптора Вильгельма Людвига Штюмлера: слева - военный инженер фельдмаршал Герман фон Бойен, слева - генерал Эрнст Людвиг фон Астер, участник наполеоновских войн и автор второго вального укрепления крепости Кёнигсберг. Название ворот можно толковать двояко: первое - через них идёт дорога к орденскому замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково); второе - та же дорога ведёт в немецкую землю Бранденбург. Но они ничего общего не имеют с Бранденбургскими воротами в Берлине.


кто из них фельдмаршал, а кто генерал я запуталась))


Это вид на ворота с другой стороны. Кстати, обратите внимание на трамвайную линию - это узкоколейка. А трамваи ходят вполне обычных габаритов. По моим ощущениям потряхивает в пути в них раза в два больше, чем в московских:)
Немного из истории кенигсберского трамвая. В 19 веке в связи с ростом города появилась необходимость в общественном транспорте. В мае 1881 года в Кёнигсберге был открыт первый маршрут конки (в том же году в Берлине уже был пущен электрический трамвай). Владельцами конки были акционерные общества. По сравнению с дрожками стоимость поездки на конке была намного демократичнее: от 10 до 20 пфеннигов (в зависимости от расстояния) против 60 пфеннигов за одного пассажира, 70 пфеннигов за двоих, 80 за троих и марки за четырёх пассажиров на дрожках.
А в мае 1895 года на кёнигсбергские улицы вышли первые трамваи. В 1901 году город выкупил все линии конки (за исключением линий в Хуфене) и приступил к их электрификации.


Странное сооружение впереди - это мост.

Следующий ворота - Фридрихсбургские.


Фридрихсбургские ворота - единственные исторические ворота в Калининграде, которые вели не в город Кёнигсберг, а в одноимённую крепость. В 1657 году по указанию великого курфюрста Фридриха Вильгельма на южном берегу реки Преголя сооружена крепость Фридрихсбург. Она была построена по проекту Христиана Оттера и в топографическом плане имела форму квадрата. На её углах находились четыре бастиона с благозвучными именами - Рубин, Изумруд, Алмаз и Жемчуг. На четырёхугольном дворе, окруженном земляными валами, располагались различные здания: комендатура, казармы, цейгхаус, амбары, гауптвахта, тюрьма и церковь.

Во время пребывания в 1697 году Великого русского посольства в Кёнигсберге под именем урядника Петра Михайлова русский царь Петр I проходил артиллерийскую науку во Фридрихсбургской и Пиллауской крепостях. Обучение проводил бранденбургский специалист в этой области полковник фон Штернфельд. Он отметил способности своего 25 летнего ученика.По возвращению в Москву Петр I получил аттестат, в котором говорилось: "Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника".

В середине XIX века при сооружении вокруг Кёнигсберга новых вальных укреплений крепость Фридрихсбург была перестроена в одноимённый форт. В 1852 году в форту Фридрихсбург возведены кирпичные ворота. Автором проекта этих ворот был Август Штюлер - придворный архитектор прусского короля Фридриха Вильгельма IV. 23 августа 1910 года форт Фридрихсбург был исключен из состава оборонительных укреплений Кёнигсберга и продан Имперской железной дороге. Валы были срыты, рвы форта Фридрихсбург засыпаны. Основная часть его сооружений разобрана. По территории, ранее занимаемой этим фортом, были проложены железнодорожные пути. От строений форта сохранились только ворота и казарма у восточной оборонительной стены юго-восточного бастиона.
Сейчас Фридрихсбургские ворота переданы Музею Мирового океана.


Какие-то крохотные люки))


Мост. Эта странная конструкция - разводящий механизм, точнее поднимающий:)Новый железнодорожный мост был построен в 1926 году. Его конструкция была поворотной, верхняя часть моста предназначалась для поездов, нижняя для пешеходов и автомобилей. Поворотная часть составляла 57 метров и весила 1225 тонн, при этом мост мог быть повернут в течение 2-3 минут. Был взорван при отступлении немецких войск и восстановлен в 1949 году. Конструкция моста была изменена на подъемную. Высота подъема моста около 50 метров.


Мост в таком... запущенно-живописном состоянии. Мои друзья даже боялись переходить его по проржавевшему металлу. А мне родной дом вспомнился и лестница на Набережной))

Виды с моста очень даже!


Может сваи какого-то старого моста?


Вдалеке виден Кафедральный собор.


Котя как-то недобро смотрит на гостей города:)


"Сад камней" в одном из дворов:)


Тут меня больше всего радует розовый "игрушечный" домик)

Здание справа тоже очень интересное.


Это ЮИ МВД - милицейский ВУЗ. Здание постройки ок. 1931 г., в немецкое время здесь располагалась биржа труда.

Железнодорожные ворота


1866-1869 гг. Проектировал Железнодорожные ворота архитектор Людвиг фон Астер.
Через эти ворота проходила железная дорога, ведущая в Пиллау (ныне - Балтийск). После того, как оборонительные сооружения центра города были убраны, по бывшему валу была проложена улица. Таким образом с тех пор ворота малозаметны, и скорее напоминают тоннель через дорожную насыпь.


На воротах неожиданная табличка)))

За воротами красивый парк с прудами.


А это Аусфальские ворота.
Первые ворота приблизительно на месте нынешних были построены в двадцатых годах XVII, во время строительства оборонительно вала вокруг города. Позднее, в 1866 году, ворота были построены заново, в стиле кирпичной готики. Построенные в XIX веке Аусфальские ворота пропускали только пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам (о чём говорит, например, более бедное архитектурное оформление). Проектировал новые Аусфальские ворота архитектор Людвиг фон Астер.

Ворота с самого начала врезались в вал и находились фактически ниже уровня земли. В XX веке единственный проезд ворот был заложен. Как и все остальные городские ворота, в 1910 году Аусфальские ворота были проданы военным ведомством городу.
Во время войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.
После войны ворота использовались как склад, позднее - как бомбоубежище расположенной рядом школы милиции, а позднее в них был расположен коллектор сточных вод.

В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвящённая советским солдатам, погибшим при штурме Кёнигсберга.

Минувшее воскресенье в Калининграде выдалось теплым и солнечным. По этому поводу я впервые в этом году выпустила из подвального заточения свой велосипед и отправилась на велоэкскурсию по 8 городским воротам Кёнигсберга-Калининграда, которые сохранились до сих пор.

Первый оборонительный обвод Кёнигсберга был построен еще в XVII веке. Тогда были насыпаны валы, возведены ворота и другие укрепительные сооружения. В конце XIX века был создан второй оборонительный обвод, частично повторявший первый. Ну а в XX веке все оборонительные и укрепительные постройки были проданы городу, потеряв свое военное значение.

Свой путь я начала на Верхнем озере (пруд Обертайх) – одном из немногих мест в Калининграде, где есть велодорожки. Объехав озеро по часовой стрелке и пройдя через небольшую дверку, я оказалась перед музеем Янтаря, расположенном в бывшей оборонительной башне «Дона». Кстати, с другой стороны пруда находится башня-близнец «Доны», которая называется «Врангель».

Толстенькая Дона

Рядом с музеем – мой первый пункт назначения: Росгартенские ворота (перекресток улиц Черняховского и Александра Невского). Они уже не выполняют свою функцию, проехать через них нельзя. Но представить их в деле вполне реально. Сейчас в воротах находится рыбный ресторан «Солнечный камень». Раньше там было очень вкусно, сейчас не знаю – проверю при случае.

Росгартенские ворота

Пора двигаться дальше. Мой путь лежит вдоль улицы Литовский вал. И здесь действительно есть вал, насыпанный столетия назад – страшно представить! По пути я встречаю множество старых укрепительных сооружений, которые сейчас используются в самых разных целях.

Заказать гостиницу в Калининграде: http://1kaliningrad.ru/

А вот и вторые ворота – Королевские (перекресток Литовского вала и улицы Гагарина). Свое название они получили в 1811 году, а до этого назвались Гумбинненскими, так как через них вела дорога в Гумбиннен (ныне Гусев). Долгое время Королевские ворота были заброшены и медленно разрушались. Но к 750-летию Кёнигсберга-Калининграда в 2005 году их наконец отреставрировали. Сейчас в воротах размещается филиал Музея мирового океана – «Великое посольство», рассказывающий об истории и развитии города.

Три фигуры наверху – это Оттокар II (чешский король и основатель Кёнигсберга), Фридрих I (король Пруссии) и герцог Альбрехт (последний великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии). У них были отбиты головы, и восстановление стало целой проблемой из-за отсутствия нужных фотографий. Но все прошло гладко и три короля снова смотрят на свой город.

Я тем временем еду дальше по Литовскому валу, доезжаю до Московского проспекта и вижу Закхаймские ворота. Последние несколько лет в них расположено арт-пространство «Ворота», которое я нежно люблю, поэтому заезжаю туда на чашку кофе. Так как я не взяла замок для велосипеда, мне любезно разрешают поставить его внутри. В «Воротах» работает кафе «Хлеб и Турка», регулярно проходят выставки калининградских и не только художников, фотографов и прочих творческих личностей, а также работает коворкинг «Стол и стул». Очень рекомендую заглянуть!

Кофе выпит, пирожное съедено, время отдыха закончилось, и я продолжаю свой путь – снова по Литовскому валу, который после Московского проспекта становится узким и спокойным. Я двигаюсь в сторону недавно отреставрированной набережной Трибуца, чтобы по ней доехать до моста и перебраться на другую сторону реки Преголя, где расположены следующие трое ворот.

Раньше этот берег Преголи был неухоженным, поросшим ивняком и засыпанным мусором, а теперь здесь приятно прогуляться.

набережная Трибуца

Передо мной вторая калининградская эстакада, которая привела бы меня прямо к Фридландским воротам, но мне кажется, что ехать по ней на велосипеде в ветреную погоду не очень хорошая идея, поэтому я делаю крюк через Октябрьский остров.

По пути вижу Кафедральный собор – один из главных символов города, и проезжаю Рыбную деревню – она была построена в 2005 году, тоже к 750-летнему юбилею города. Кто-то говорит, что это ужасный новодел, а я очень рада, что набережные приобретают новую жизнь.

Фридландские ворота находятся на пересечении проспекта Калинина и улицы Дзержинского. Здесь расположен одноименный музей, экспозиция которого посвящена истории довоенного Кёнигсберга. Названы ворота в честь города Фридланд (ныне Правдинск), а фигура на фасаде – это Зигфрид фон Фейхтванген, основатель замка Мариенбург (сейчас Мальборк, Польша).

Фридландские ворота

Дальше я еду в сторону единственных ворот, до сих пор выполняющих свою воротную функцию. Это ворота Бранденбургские, они расположены в противоположном конце проспекта Калинина на месте, где улица Багратиона превращается в улицу Суворова. Кстати, вы знали, что отец полководца Александра Суворова, Василий Суворов 2 года был генерал-губернатором Восточной Пруссии? А вот!

Названы Бранденбургские ворота не в честь того Бранденбурга, что земля в Германии, а в честь Бранденбургского замка (ныне поселка Ушаково). Мне очень нравится, как выглядят эти ворота – почти как пряничный домик 🙂

Следующие в моем списке ворота Фридрихсбургские (улица Портовая). Когда-то это была целая крепость, которой Петр I, прибывший в Кёнигсберг с Великим посольством, очень вдохновился. По примеру Фридрихсбурга, охранявшего речной вход в город, был построен Кронштадт.

Фридрихсбургские ворота

Крепость снесли еще в 1910 году, потому что она утратила свое значение. А ворота сохранились, во Вторую мировую войну были повреждены и, как и Королевские ворота, долго были никому не нужны. Но в начале 2000-х годов власти взялись за их реставрацию и в 2010 году (если не ошибаюсь) здесь открылся еще один филиал Музея мирового океана. Сам музей, кстати, находится прямо через реку. Я не была здесь с момента открытия и приятно удивилась, увидев, как изменилась территория.

Этот музей солидно называется Историко-культурный центр «Корабельное воскресение» и посвящен истории кораблестроения. А еще здесь живет Кёнигсбергский кот – по-моему, это очень важный факт!

Тем временем в моей программе осталось всего 2 пункта. Чтобы поставить галочки напротив них, нужно вновь перебраться через Преголю. На этот раз мне достался самый интересный мост Калининграда – двухъярусный. По верхнему ярусу проезжают поезда, а по нижнему двигаются машины и пешеходы. Это разводной мост: его средний пролёт поднимается. Мне довелось увидеть развод этого моста всего один раз в жизни. Может быть, вам повезет больше?

Последние ворота из тех восьми, что сохранились в Калининграде, – Аусфальские и Железнодорожные, находятся недалеко друг от друга на территории Парка Победы, рядом с памятником 1200 гвардейцам – мемориалом и братской могилой воинов, погибших при штурме Кёнигсберга.

Железнодорожные ворота располагаются под Гвардейским проспектом. Сначала я проехала прямо по ним, а потом спустилась по лесенке вниз. Эти ворота в какой-то мере сохранили свои функции: через них ведет пешеходная дорожка. Раньше через них пролегал железнодорожный путь в Пиллау (сейчас Балтийск), отсюда и название. Сейчас Железнодорожные ворота реставрируются, говорят, в них поместят музейную экспозицию.

Аусфальские ворота находятся на пересечении Гвардейского проспекта и улицы Горной. Признать в них ворота очень сложно. С самого начала они были врезаны в вал, находились ниже уровня земли и пропускали только пешеходов. А в XX веке проход через них был закрыт и в воротах разместился пункт управления военными частями. Сейчас на Аусфальских воротах построена православная часовня.

Моя маленькая экскурсия окончена – получилось 16 километров. Я еду домой, а вы можете перейти улицу Горную, посидеть на лавочке у Астрономического бастиона, посмотреть на памятник героям Первой мировой войны и пойти по Гвардейскому проспекту до площади Победы, где вы уже точно не потеряетесь.

20 статей про Калининград:

1.
2. Продолжаем прогулки по Калининграду: восемь ворот Кёнигсберга

В этом разделе будет рассказано об одной из достопримечательностей Калининградской области - семи уцелевших и некоторые данные о полностью разрушенных воротах, которые в свое время служили входами в город Кёнигсберг.

Закхаймские ворота

Закхаймские ворота (нем. Sackheimer Tor) -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении Московского проспекта и Литовского вала.

Нынешнее здание Закхаймских ворот было построено в середине XIX века. Однако первые ворота на этом месте были построены ещё в ходе сооружения первого вального укрепления Кёнигсберга в начале XVII века. До конца XIX века, пока существовали валовые укрепления, ворота выполняли функцию контрольно-пропускного пункта при въезде в город. После того, как валы были срыты, они утратили оборонную функцию и стали своего рода аналогом триумфальной арки. В начале XX века ворота были проданы военным ведомством городу. После этого часть казематов была снесена и к воротам были пристроены жилые дома.

После Второй мировой войны ворота стали использоваться под склад, каковую функцию они и выполняли до 2006 года. При этом ворота имеют статус памятника истории федерального значения.

В 2006 году началась реставрация ворот. После реставрации ворота будут переданы федеральному государственному учреждению «Центр стандартизации и метрологии». Здесь будут размещены лаборатории и небольшой музей, где можно будет увидеть весы и другие старинные измерительные приборы.

Архитектура

Закхаймские ворота имеют один проезд в виде арки. В прошлом по бокам имелись также меньшие арки, которые, возможно, были пешеходными проходами, однако до наших дней они не сохранились. На углах ворот расположены четыре башни: две круглые со стороны города и восьмигранные с внешней стороны. Со стороны города ворота были украшены горельефами Иоганна Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова, с внешней стороны -- изображением чёрного орла (Орден Чёрного орла был высшей наградой Пруссии).

Королевские ворота

Королемвские воромта -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. В 2005 году Королевские ворота были символом празднования 750-летия Калининграда. С того же года ворота являются филиалом Музея Мирового океана. В них расположена экспозиция, посвящённая посещению Кёнигсберга Великом посольством Петра I.

Ворота выстроены в псевдоготическом стиле и внешне напоминают маленький замок.

Немецкое время

Нынешние Королевские ворота унаследовали своё название от более старых ворот, располагавшихся на том же месте. Эти первые ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (ныне Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (Koenigstrasse). Название же улицы связано с тем, что по ней следовали прусские короли, направлявшиеся из кёнигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау.

В конце первой половины XIX века в Кёнигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор.

Королевские ворота в XIX веке

Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма IV, а завершилось строительство в 1850 году.

В начале XX века оборонительные сооружения, в состав которых входили Королевские ворота, устарели, утратили военное значение и были проданы городу военным ведомством. В 1910 году валы, примыкавшие к воротам по бокам, были срыты. Таким образом ворота стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняли функцию своеобразной триумфальной арки.

Не известно, использовались ли Королевские ворота в качестве оборонительного сооружения во время штурма города советскими войсками в ходе Великой Отечественной войны. По крайней мере в хрониках военных действий и в мемуарной литературе они не упоминаются.

Ворота получили повреждения от артиллерии и бомбардировок, но это не говорит о том, что они были целью, ведь артобстрелам и бомбардировкам подвергался весь город.

Советское время

Об истории ворот в период с 1945 по 1960 год ничего неизвестно. Первый официальный послевоенный документ, имеющий отношение к Королевским воротам -- постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года. Этот документ устанавливал перечень исторических памятников города, взятых на государственную охрану.

Однако единственным следствием этого постановления было то, что ворота украсились табличкой «Памятник состоит на учёте и охраняется государством». Никаких реставрационных и даже консервационных работ тогда не проводилось.

К тому времени сквозного проезда через ворота уже не было.

В течение ещё пятнадцати лет в истории ворот ничего не происходило. Их не реставрировали, о них не писали. Ворота постепенно разрушались.

В 1975 году в Министерство культуры РСФСР и Управление по охране памятников истории и культуры пришло следующее письмо, подписанное председателем калининградского горисполкома В. В. Денисовым:

Калининградский горисполком сообщает, что ремонтно-консервационные работы на «Королевских воротах», расположенных по улице Фрунзе -- Литовский вал и являющихся памятником архитектуры государственного значения, будут выполнены в ближайшие годы. В дальнейшем это сооружение будет приспособлено для культурных нужд города.

Однако на деле эти благие намерения никаких последствий не вызвали. Наоборот, вскоре над воротами нависла новая угроза:

«…Просим Вашего разрешения как не представляющие ни исторической, ни государственной ценности снести следующие скульптурные изображения, горельефы, барельефы и медальоны: а) с Королевских ворот скульптурные изображения Фридриха I, герцога Альбрехта и Оттокара II, б) с Бранденбургских ворот медальоны с изображениями генералов Астера и Бойена и герб Пруссии…».

Автором этого письма, отправленного в государственную инспекцию по охране памятников истории и культуры в 1976 году, был человек, который по должности должен был не разрушать, а сохранять памятники культуры, а именно начальник Управления культуры Калининградского облисполкома В. К. Глушков.

Однако московские эксперты не дали добро на «обтёсывание» ворот.

В том же году впервые с конца войны ворота стали использоваться: в них разместился книжный магазин.

В последующие годы попытки местных властей уничтожить ворота не прекращались. В номере от 8 января 1978 года газета «Калининградская правда» написала о том, что ворота следовало бы снести. Вряд ли эта статья была случайностью, так как примерно тогда же Калининградский горисполком направил в Министерство культуры и Центральный совет Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры официальный запрос о снятии с Королевских ворот государственной охраны.

К счастью, и на этот раз инициатива калининградских властей по уничтожению свидетельств довоенной истории города не встретила поддержки в Москве. Статья из «Калининградки» попала на глаза начальнику Управления по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР А. Н. Копылова, который резко разкритиковал инициативу.

Дабы решить вопрос ценности Королевских ворот, в Калининград Министерством культуры была послана специальная комиссия. Она работала в городе с 10 по 16 сентября 1978 года. В результате охранный статус ворот был подтверждён, и из Министерства культуры в Калининград пришло письмо, в котором обосновывалось историческое и культурное значение ворот, и давался отказ на просьбу о снятии с них статуса охраняемого памятника.

К началу перестройки книжный магазин в воротах перестал существовать. Они вновь стали бесхозным сооружением, за которым никто не ухаживал, и которое постепенно разрушалось. Некоторое время ворота использовались под склад.

Как уже отмечалось выше, к 1991 году ворота были заброшены. В течение последующих десяти лет это положение не менялось, несмотря на то, что существовало множество вариантов их восстановления и дальнейшего использования.

Поворотным событием в истории ворот стало празднование 750-летия города, которое отмечалось в 2005 году. Королевские ворота стали не только одним из многих объектов, отреставрированных к юбилею, именно это сооружение стало главным символом юбилея.

Юбилейный символ представлял собой силуэт ворот на фоне российского флага с надписями «Калининград» и «750».

Осенью 2004 года из федерального бюджета для реставрации ворот было выделено 20 миллионов рублей, однако потом стоимость увеличилась более чем вдвое, до 49 миллионов рублей.

Реставрационные работы начались в ноябре 2004 года. К этому времени состояние ворот оставляло желать много лучшего, ведь они были повреждены ещё во время войны и простояли без ухода почти шестьдесят лет. Были повреждены барельефы: у Фридриха I, герцога Альбрехта и Оттокара II были отбиты голов

Ход реставрации ворот курировался на самом высоком уровне, так как оргкомитет по подготовке празднования 750-летия Калининграда возглавлял министр экономики России Герман Греф. В феврале 2005 года он заявил, что если к 3 июля (последний день юбилейных торжеств) ворота не будут полностью отреставрированы, то рядом с ними для чиновников, ответственных за реставрацию, будет установлена «Королевская виселица».

Однако прибегать к таким крутым мерам не пришлось: ворота были готовы в срок. Их открытие после реставрации состоялось 1 июля.

Реставрация барельефов «трёх безголовых королей», как их прозвали в Калининграде (хотя один из них, Альбрехт, не был королём) представляла собой особую трудность. Практически не было документации, и судить о том, как они выглядели до войны, можно было только по фотографиям. Отправить фигуры на реставрацию в Германию, где имеется большой опыт подобных работ, было крайне сложно из-за российских законов, которые предусматривают сложную процедуру оформления разрешения на временный вывоз объектов культуры за границу. В связи с этим было решено реставрировать фигуры на месте.

Для реставрации фигур в Калининград из Санкт-Петербурга прибыли мастера Алексей Кадыров и Сергей Бугаев, скульпторы-реставраторы, которые до этого реставрировали Певческую капеллу им. Глинки в Санкт-Петербурге. Также для реставрации барельефов был приглашён ведущий реставратор Государственного Эрмитажа Вячеслав Мозговой.

Трудность реставрации заключалась среди всего прочего в том, что фигуры были выполнены из песчаника особой породы, и для укрепления голов пришлось создавать специальный состав.

Не обошлось и без курьёзов: когда головы уже были практически готовы, в одном из польских архивов были обнаружены детальные фотографии фигур. Головы пришлось делать заново. Теперь на тот случай, если короли в будущем по каким-либо причинам вновь лишатся голов, их можно будет заменить запасными.

10 ноября 2005 года в стену Королевских ворот было вмуровано послание к потомкам -- стеклянный футляр с книгой «Город моей мечты», из которой калининградцы будущего узнамют, как представлялось их время калининградцам 2005 года. Одна из записей в книге была сделана президентом России Владимиром Путиным 2 июля, во время посещения им юбилейных торжеств.

Создание послания потомкам было инициативой Музея Мирового океана.

10 февраля 2005 года ворота были переданы Музею Мирового океана. Здесь разместилась экспозиция, посвящённая Великому посольству Петра I в Европу.

Архитектура ворот

Как и остальные ворота Кёнигсберга, Королевские ворота были выстроены в стиле неоготики, но именно в Королевских воротах стиль выражен наиболее ярко. Материал ворот -- кирпич.

Королевские ворота состоят из одного проезда шириной в 4,5 метра, по бокам от которого расположены бывшие казематы. Со стороны города казематы имели окна и двери, а со внешней стороны -- амбразуры. С внешней стороны ворот располагалась так называемая кордегардия -- дворик, простреливавшийся со всех сторон.

Вертикальное членение ворот состоит из трёх равношироких частей, две боковые части членения заключают в себя казематы, средняя же принадлежит проезду. Горизонтальное членение обозначено пояском-карнизом, который делит ворота на два яруса. Казематы имеют высоту в один ярус, средняя часть ворот (часть с проездом) возвышается над ними на высоту ещё одного яруса. На краях крыши как казематов, так и центральной части расположены зубцы. На четырёх углах высокой центральной части расположено по башне. На внешних углах нижнего яруса имеются четыре таких же башни, таким образом, ворота имеют восемь башен. Сейчас все восемь башен выглядят одинаково, однако в XIX веке башни нижнего яруса имели форму турелей -- стилизованных дозорных башенок. Скорее всего башни нижнего яруса приобрели свой теперешний вид тогда, когда ворота перестраивали после их продажи городу.

Первый ярус ворот украшен тремя порталами, второй -- тремя нишами, в которых установлены барельефы короля Чехии Оттокара II (слева), короля Пруссии Фридриха I (посередине) и герцога Пруссии Альбрехта I (справа). Под фигурами размещены их родовые гербы. Выше ниш изображены гербы прусских земель -- Замланда и Натангии.

Лицевые стены имеют толщину в два метра, своды -- 1,25 м. Таким образом стены ворот могли выдержать обстрел тогдашней артиллерии. Покрытия ярусов и перекрытия между ярусами выполнены в виде системы крестовых сводов. Так как эти своды вызывали сильный распор, на боковых гранях ворот были устроены контрфорсы.

За время своего существования архитектура ворот претерпела изменения. Ещё в 1875 году северный каземат был переделан в проход для пешеходов, позднее то же самое произошло и с южным казематом. После продажи ворот городу была снесена кордегардия и некоторые другие элементы, необходимые оборонительному сооружению, но ненужные для ворот -- триумфальной арки. Были перестроены торцевые стороны ворот, которые стили видны после срытия вала.

Ворота как возможное место сокрытия утраченных культурных ценностей

Во время войны в Кёнигсберг направлялись культурные ценности, похищенные немецкими войсками в музеях, архивах, библиотеках и церквях Советского Союза. Весной 1945 года эти ценности, вместе с ценностями из кёнигсбергских музеев и других учреждений культуры, захоранивались в разных тайниках. Часто такие тайники устраивались в фортификационных сооружениях.

Есть версии того, что ценности прятались в воротах Кёнигсберга, в том числе и в Королевских.

В основном поиски экспедиции были сосредоточены на Ростгартенских воротах, так как имелись другие свидетельства того, что там были спрятаны ценности. Поиски большей частью ограничились визуальным осмотром помещений. Своих приборов у экспедиции не было, использовались приборы, взятые во временное пользование в военно-инженерном училище. Хотя эти приборы и не были предназначены для такого использования, выбора у поисковиков не было.

Росгартенские ворота

Росгартенские ворота -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении улиц Черняховского и Александра Невского, рядом с площадью Василевского и Музеем янтаря.

Нынешнее здание ворот расположено на том месте, где располагались одноимённые ворота, относившиеся к первому вальному укреплению города (начало XVII века).

Сохранившееся до наших дней здание ворот было построено в 1852--1855 годах по проекту Инженера-гауптманна и директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта и инженер-лейтенанта фон Хайля в Кёнигсберге. Проект фасада ворот был разработан тайным верховным строительным советником Августом Штюлером, руководителем Технической строительной депутации в Берлине. Автор скульптурных украшений -- Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Первый проект ворот был разработан в 1852 году ведомством крепостей в Кёнигсберге. Этот проект был значительно переработан тайным советником Штюлером. Штюлер сам проработал проект фасада, придав ему ярковыраженные готические формы.

После войны ворота были восстановлены и стали использоваться как кафе-ресторан «Солнечный камень».

Архитектура

Ворота имеют всего один проезд шириной четыре метра. С обеих сторон по бокам от проезда расположено по три каземата. Таким образом фасад ворот состоит из семи проёмов. Со стороны города казематы имеют окна, с внешней стороны -- амбразуры.

Сверху над фасадом ворот расположен ряд зубцов, разделённый на две половины возвышенной центральной частью. По бокам центральная часть обрамлена двумя высокими восьмигранными башенками, которые завершаются декоративными машикулями. Между башенками расположена высокая арка, предворяющая собственно въезд в ворота. Над аркой расположена наблюдательная площадка, ограждённая зубцами. Справа и слева от арки проходят аркады, состоящие из арок, опирающихся на колонны.

По бокам от главной арки расположены два медальона-портрета, изображающие прусских генералов Шарнхорста и Гнейзенау.

В то время как городская сторона ворот отличается красивым декоративным оформлением, внешняя сторона не имеет декоративных украшений. С внешней стороны проезд прикрыт блокгаузом, из котрого можно вести круговой ружейный и артиллерийской огонь и кордегардией, из амбразур которой можно было вести фронтальный и фланговый огонь. Кордегардия имела распашные ворота. Перед кордегардией распологался ров, через который был перекинут подъёмный мост.

Аусфальские ворота

Аусфальские ворота (также: выездные ворота, от нем. Ausfalstor, ворота для вылазок) -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на в юго-западном углу перекрёстка Гвардейского проспекта и Горной улицы, в непоредственной близости от от памятника 1200 гвардейам.

Из всех сохранившихся ворот Аусфальские были перестроены в большей степени.

Первые ворота приблизительно на месте нынешних были построены в двадцатых годах XVII, во время строительства оборонительно вала вокруг города. Позднее, во 1866 году, ворота были построены заново, в стиле кирпичной готики. Построенные в XIX веке Аусфальские ворота пропускали только пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам (о чём говорит, например, более бедное архитектурное оформление). Проектировал новые Аусфальские ворота архитектор Людвиг фон Астер.

Ворота с самого начала врезались вал и находились фактически ниже уровня земли. В XX веке единственный проезд ворот был заложен. Как и все остальные городские ворота, в 1910 году Аусфальские ворота были проданы военным ведомством городу.

Во время войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.

После войны в ворота использовались как склад, позднее -- как бомбоубежище расположенной рядом школы милиции, а позднее в был расположен коллектор сточных вод.

В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвящённая советским солдатам, погибшим при штурме Кёнигсберга.

Весной 2007 года Аусфальские и Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.

Архитектура

Аусфальские ворота имеют только один проезд, к которому с внешней стороны вели лестница и довольно узкий мост (следы которых сохранились до сих пор), что является подтверждением того, что ворота пропускали только пешеходов. По бокам от проезда расположены казематы с амбразурами фронтального и флангового огня. Проезд перекрыт по дуге лучковой аркой, которая украшета наличником с зубцами. Выходящие в ров боковые наружные стены ворот облицованы гранитными плитами, украшеными рустикой в типа квадр.

Над проездом расположена боевая платформа с зубчатым парапетом.

О внешнем виде внутреннего (обращённого в сторону города) фасада ворот ничего неизвестно, так как Он был засыпан землёй, а его фотографий или рисунков не сохранилось.

Железнодорожные ворота (Калининград)

Железнодорожные ворота -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Ворота расположены под проезжей частью Гвардейского проспекта, рядом с памятником 1200 гвардейцам. Через ворота проходит пешеходная дорожка, ведущая в расположенный за памятником парк.

На воротах сохранилась надпись с датой их постройки -- 1866--1869 годы. Она расположена на замковом камне ворот. Проектировал Железнодорожные ворота архитектор Людвиг фон Астер (он же является автором проекта Аусфальских ворот).

Через эти ворота проходила железная дорога, ведущая в Пиллау (ныне -- Балтийск). После того, как оборонительные сооружения центра города были убраны, по бывшему валу была проложена улица Дойчорденринг (ныне -- Гвардейский проспект). Таким образом с тех пор ворота малозаметны, и скорее напоминают тоннель через дорожную насыпь.

После Второй Мировой войны движение по проходящей через ворота железной дороге прекратилось, так как была построена новая железнодорожная ветка. Тем не менее рельсы от старой дороги сохранялись вплоть до конца девяностых годов.

Позднее по трассе бывшей железной дороги была проложена пешеходная дорожка, которая ведёт от Московского проспекта через Железнодородные ворота в парк за памятником 1200 гвардейцам.

Весной 2007 года Железнодорожный и Аусфальские ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций военно-исторической тематики. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.

Архитектура

Железнодорожные ворота имеют два пролёта, оформленных арками стрельчатых очертаний. Порталы ворот оформлены васонным фигурным кирпичом. По бокам от арок размещены казематы с амбразурами. С внешней стороны ворот имеется кордегардия, имеющая мощные амбразуры.

Ворота завершаются парапетами с кованой решётком, которые ограждают проходящий по воротам Гвардейский проспект.

Особенностью ворот являются так называемые штрабы. Они представляют собой вертикальные двойные вемки квадратного сечения, устроенные в стенах арок. В случае обороны с них следовало укладывать прочные брусья. Образованное таким образом заграждение напоминало жалюзи. Разобрать штрабы с внешней стороны было невозможно.

Другие железнодорожные ворота в Кёнигсберге

В Кёнигсберге существовали и другие железнодорожные ворота. Первые были построены после 1853 года, находились они рядом с Бранденбургскими воротами. Через эти ворота проходила железная дорога, ведущая в Берлин. Существовало и ещё несколько других железнодорожных ворот. Все они были снесены к двадцатым годам.

Бранденбургские ворота (Калининград)

Бранденбургские (Берлинские) ворота -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на улице Багратиона. Бранденбургские ворота -- единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению.

Бранденбургские ворота были выстроены в Кёнигсберге 1657 году на юго-западном участке Первого вального укрепления при пересечении его с дорогой, ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково). Из-за отсутствия денежных средств и соответствующего проекта устроители ограничились возведением деревянных ворот, поставленных под крышу и упирающихся в земляной вал. Для надёжного прикрытия впереди вырыли ров и заполнили водой.

Через сто лет по распоряжению прусского короля Фридриха II обветшалое строение было сломано, и на его месте сооружена массивная кирпичная постройка с двумя просторными проездами, имеющими стрельчатое завершение. Новые прочные ворота полностью перекрыли дорогу на юг (ныне улица Суворова) и служили надежной защитой города. Толстые стены хорошо укрывали небольшой гарнизон караульных, которые размещались во внутренних казематах. Здесь также имелись служебные, подсобные, складские помещения и подъемники. Во время реставрационных работ 1843 года ворота были значительно перестроены (почти что построены заново на том же месте) и украшены остроконечными декоративными фронтонами, крестообразными цветами из песчаника, стилизованными листьями на навершиях, гербами и медальонами. На воротах установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771--1848), военного министра, участника проведения реформ в прусской армии; справа -- генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778--1855), шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления.

Бранденбургские ворота -- единственные из всех сохранившихся до наших дней кёнигсбергских ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение отреставрировано и охраняется государством как архитектурный памятник, украшающий улицу Багратиона в Калининграде.

Архитектура

Ворота имеют два проезда. Хотя все выстроенные в середине XIX века в Кёнигсберге ворота относились к стилю неоготики, в Бранденбургских воротах готические мотивы выражены особенно ярко. Выделяются стреловидные фронтоны, которые придают низкому в сущности зданию ощущение высоты. Ворота богато украшены декоративными элементами -- например, горельефами и стилизованными каменными цветками.

Фридландские ворота

Фридландские ворота -- одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на перекрёстке проспекта Калинина и улицы Дзержинского, примыкают к парку Южный (бывший парк 40-летия ВЛКСМ). В воротах расположен музей.

Название ворот связано с городом Фридландом, нынешним Правдинском. Первые Фридландские ворота были построены в XVII веке, однако они располагались не на месте нынешних.

Ныне сохранившиеся Фридландские ворота стали последними воротами Кёнигсберга (то есть были построены последними). Точная дата их строительства неизвестна, приблизительные даты -- 1857--1862 годы. Также неизвестно, кто был их архитектором. В начале XX века устаревшие и утратившие военное значение ворота вместе со всем вторым вальным обводом были проданы военным министерством городу. Тогда движение транспорта через них было прекращено, так как часть ставшего ненужным оборонительного вала была срыта, и дорога на Фридланд (нынешняя улица Дзержинского) стала проходить сбоку от ворот.

После войны ворота пустовали в течение долгого времени, потом в них располагался склад. В конце 80-х годов в Южном парке проводились работы по расчистке территории и очистке дна многочисленных прудов парка. В ходе этих работ было найдено много старых предметов. Вскоре в воротах был организован музей, основой коллекции которого и стали найденные в парке предметы.

Архитектура

Как и все ворота Кёнигсберга, Фридландские ворота были выстроены в стиле неоготики. Имя автора проекта неизвестно, иногда авторство приписывается Штюлеру.

Фасад ворот со стороны города разделён на пятью контрфорсами на шесть частей. Контрфорсы завершаются остроконечными двухскатными декоративными башенками, которые выступают над декоративным парапетом с зубцами. Все внешние отверстия ворот (проезды, окна, двери) выполнены в виде стрельчатых арок и украшены перспективными порталами.

Две центральные части ворот заняты проездами. Размеры проездов -- 4,39 м в ширину и 4,24 м в высоту. Части по краям заняты казематами.

Поверхность фасада ворот украшена как бы сеткой, представляющей собой ромбический орнамент. «Нити» этой сетки выложены из кирпичей другого цвета.

Фасад ворот был украшен статуей великого комтура Фридриха фон Цоллерна, которая не сохранилась (исчезла после войны). Другая статуя, изображавшая великого магистра Зигфрида фон Фойхтвангена, расположена на внешней стороне ворот. Эта статуя сохранилась, но у неё отбита голова. С внешней стороны ворот расположена кордегардия.

Музей во Фридландских воротах основал Александр Георгиевич Новик (1956--2001). Первоначально музей был фактически частным и не имел официального статуса. Только в 2002 году музей был официально создан приказом директора Южного парка. Формально музей открылся 22 октября 2002 года.

Основа экспозиции музея -- предметы, найденные во время работ по очистке парка и его водоёмов. В музее можно увидеть старинные бутылки, посуду, предметы быта, тележные и каретные колёса и т. д. Другая экспозиция рассказывает о фортификационных сооружениях Кёнигсберга.

В 2007 году музей занял второе место на четвёртом всероссийском конкурсе «меняющийся музей в меняющемся мире». В этом конкурсе принимало участие четыреста музеев, Фридландские ворота уступили только Третьяковской галерее. Призовые деньги будут использованы для модернизации музея.

Несохранившиеся городские ворота Калининграда

Кроме семи городских ворот, сохранившихся до сих пор, в Кёнигсберге были и другие ворота, ныне утраченные.

Трагхаймские ворота

Трагхаймские ворота располагались в районе нынешней площади Победы. Они были снесены в 1910 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.

Штайндаммские ворота

Также как и Трагхаймские, эти ворота располагались в районе нынешней площади Победы. Они были снесены в 1912 году.

Холлэндербаумские

Эти ворота находились в районе перекрёстка нынешних улицы Генерала Буткова и набережной Маршала Багрямяна, рядом с двухъярусным мостом через Преголю. Ворота получили название по району, в котором они были расположены (Холлэндербаум, «голландское дерево»). Рядом находилась железнодорожная станция с таким же названием. Ворота были снесены в начале XX века.

Исторический центр окружают восемь ворот — изначально их было десять, но люди и время пощадили не все сооружения. Городские ворота Калининграда были возведены в XIX веке, как часть Второго вального оборонительного обвода, опоясывающий город в виде кольца. Кроме ворот он включает в себя башни, бастионы, редуты и оборонительную казарму «Кронпринц».

Второй вальный оборонительный обвод — это фортификационные сооружения, которые вместе с , названной «Ночной периной Кенигсберга» образуют город-крепость.

Бранденбургские ворота Калининграда

Фридрихсбургские ворота не являются городскими воротами, они являлись частью крепости Фридрихсбург, которая была снесена в начале XX века. По архитектуре они схожи с городскими воротами Кенигсберга и так же построены в неоготическом стиле из обожженного фигурного кирпича.

В ходе строительных работ была учтена не только защитная функция, но и эстетика этих построек — все они выполнены из красного кирпича в неоготическом стиле и очень похожи на средневековые рыцарские замки. Их исторический облик был сохранен и в ходе реставрационных работ.

Каждое из восьми строений по-своему уникально и имеет свою историю, в некоторых из них расположены . Посетив величественные ворота Кенигсберга, можно посидеть в уютных кафе, побывать на музейных выставках и по-настоящему проникнуться духом истории этого прекрасного древнего города.

Карта ворот


Сайт музея : http://fvmuseum.ru Адрес: ул. Дзержинского, дом 30. Часы работы: ежедневно с 10.00 до 18.00, первая пятница месяца – санитарный день. Стоимость билета: 200 руб., студенты, школьники, пенсионеры — 100 руб., от 5 до 7 лет — 50 руб., семейный билет — 400 руб.

Фридландские ворота расположены на окраине исторического центра Калининграда, именно с них начинается знакомство гостей города с достопримечательностями. Они выполнены из красного кирпича в неоготическом стиле. Ворота имеют два больших портала и пять контрфорсов, которыми разделен фасад сооружения.


В начале XX века Фридландские ворота Калининграда должны были снести, но их передали в собственность муниципалитета — это и спасло их от уничтожения. Ворота были сохранены в качестве архитектурного памятника. В период между Первой и Второй мировыми войнами сооружение было закрыто для движения транспорта и выполняло функцию входа в парк.

В годы Второй мировой войны Фридландским воротам снова вернули статус военного объекта. Нужно сказать, что при военных действиях в Кенигсберге в 1945 году строение осталось практически нетронутым, чего нельзя сказать о послевоенном времени. В советские годы Фридландские ворота пустовали, уникальный красный кирпич на много слоев покрывался известкой, на крыше росла трава и даже деревья, а фасад медленно разрушался. Их удалось восстановить лишь в конце 80-х годов XX века на средства, собранные неравнодушными горожанами.

Сегодня

На этом месте располагается музей «Фридландские ворота» . В составе музея — коллекции оружия XIX-XX веков, старинная посуда, различные ремесленные инструменты и многое другое. Постоянные экспозиции: «Рыцарский зал», «Цивилизация начинается с канализации», «С верой в сердце», «Эхо войны».

Экспозиция «Эхо войны»

Стоимость билета : 50 руб., школьникам, студентам, пенсионерам — 30 руб. Часы работы: ежедневно с 11.00 до 17.30. Первая пятница месяца – санитарный день. Посещение объекта по сеансам (в начале каждого часа).

В подземном бункере, который население Кенигсберга использовало, как бомбоубежище во время войны, создана постоянная экспозиция «Эхо войны». Здесь нет никаких предметов, кроме фотографий на стенах разрушенного Кенигсберга. Только атмосфера тесного пространства, а также звуковые и световые эффекты: вой сирены, пикирующих бомбардировщиков и разрывающихся снарядов на фоне мигающего и выключающегося света.

«Эхо войны» — позволяет немного представить, что чувствовали мирные жители во время Второй мировой войны.


Через Бранденбургские ворота Калининграда, в отличие от остальных ворот, до сих пор организовано движение автомобильного транспорта, также здесь проложена трамвайная линия. Через боковые части ворот раньше могли ходить пешеходы, но сегодня они замурованы кладкой.

У этой массивной и величественной старинной постройки из красного кирпича есть два проезда. Изначально здесь находились помещения для караульных, оружейные склады и различные подсобные помещения. Однако в ходе реставрации 1843 года здание было практически полностью изменено — появились фронтоны с острыми вершинами и крестообразными цветами из песчаника, были установлены скульптуры прусских военачальников.


Некоторые туристы, находясь под впечатлением от красоты этого исторического строения, сравнивают его с фольклорным «пряничным домиком».

Сегодня

Бранденбургские ворота полностью восстановлены и имеют статус государственного памятника истории и архитектуры. Здесь находится бесплатный музей марципана от компании «Поматти» — производителя марципанов и шоколада. Рядом с музеем находятся магазин «Поматти» и кафе.

Фридрихсбургские ворота


Фридрихсбургские ворота — это все, что осталось от некогда величественной крепости Фридрихсбург. Они и сейчас напоминают замок средневекового рыцаря — четыре башни по углам, парапеты-зубцы и готические ложные окна.

Именно здесь проходил обучение артиллерийскому делу великий Петр I, а чертежи этой постройки легли в основу Петропавловской крепости. Интересный факт — бастионы по углам когда-то существовавшего форта имели очень необычные названия — Изумруд, Рубин, Алмаз, Жемчуг.

Форт Фридрихсбург был возведен в 1657 году, а ворота пристроены к нему лишь два столетия спустя — в 1852 году. Цитадель снесли после Первой Мировой войны, ворота остались. Они очень схожи с другими городскими воротами Кенигсберга.

Сегодня

Фридрихсбургские ворота представляют собой филиал Музея Мирового океана — историко-культурный центр Корабельное воскресение . Здесь можно познакомиться с историей кораблестроения и корабельного дела. На базе учреждения создана Школа навигационных наук — уроки в ней доступны любым желающим.

Кроме того, можно посетить и кабинет Петра Великого. Открытая территория музея представляет посетителям экспозицию традиционных плавательных средств различных народов мира — Лодейный двор.

Железнодорожные ворота построены в 60-х годах XIX века. Они имеют два пролета-свода со стрельчатыми вершинами. По бокам от них находятся казематированные помещения с амбразурами, а на внешней стороне — караульное помещение.

Примечательно то, что сегодня над этими воротами находится проезжая часть, а сами они выполняют функцию входа в парк. Железнодорожные ворота больше напоминают короткий тоннель, через который раньше были проложены железнодорожные пути, ведущий в современный Балтийск. Движение давно прекращено, а рельсы убрали.

Железнодорожные ворота с 2007 года являются частью городского историко-художественного комплекса. Планируется восстановление постройки и размещение в ней музейных экспозиций. Железнодорожные ворота находятся в 240 метрах от Аусфальских ворот.

Сегодня

Сейчас в Железнодорожных воротах находится Калининградский Планетарий им. Бесселя.

Адрес: Гвардейский просп., дом 22А

Аусфальские ворота изначально не предназначались для движения транспорта, поэтому их внешнее оформление гораздо скромнее остальных ворот Калининграда. Их называют самые незаметными воротами Калининграда.

Ворота имеют всего один проезд и выполнены целиком в готическом стиле из кирпича. Фасад со стороны города был уничтожен, а рисунки и фотоснимки, если они и были, вряд ли сохранились, поэтому о том, как он выглядел, сейчас уже ничего не известно. Над проездом находится боевая платформа и парапет с зубцами.

В начале XX века Аусфальские ворота перешли в собственность муниципалитета, и проезд был замурован. Строение активно эксплуатировалось в 1939-1945 гг. — тогда здесь располагался пункт управления частями. После войны здесь находился склад, а в годы СССР — бомбоубежище. Еще через некоторое время здесь были очистные сооружения. В начале 90-х в этом месте была построена небольшая часовня, действующая и по сей день.

Сегодня

На территории Аусфальских ворот расположена Георгиевская часовня . Рядом находятся пруд и Парк Победы.

Сайт ресторана: sun-stone.ru Адрес: площадь Маршала Василевского, дом 3А

Росгартенские ворота расположены на перекрестке улиц Александра Невского и Черняховского, недалеко от площади маршала Василевского. Постройка датирована 50-ми годами XIX столетия. Ворота имеют широкий центральный проезд в форме арки и шесть казематов — по три с каждой стороны. С двух сторон центральной арки возвышаются башни.

Скорее всего, Росгартенские ворота никогда не предназначались для движения пешеходов, а в казематированные помещения отводились для охраны ворот. Во второй половине прошлого века строение было отреставрировано, но свою первоначальную функцию оно утратило, проезда через него нет.

Сегодня

Здесь находится популярный среди туристов и местных жителей ресторан «Солнечный камень» , а бывшие казематы превращены в кухню и различные подсобные помещения для персонала.

Это самые красивые и величественные ворота Калининграда, недаром они получили именно такое название. В течение долгого времени они считались парадным въездом в город и использовались для торжеств и различных официальных мероприятий.

Кстати, Королевскими эти ворота названы неслучайно — через них с конца XVIII века королевские семьи ездили посмотреть на парады и построения войск Кенигсбергского гарнизона. Также известно, что через Королевские ворота в город въезжал император Наполеон.

История и время пощадили это массивное, завершенное и не имеющее дополнительных пристроек старинное сооружение, но в разные годы здесь был и склад, и книжный магазин, а в тяжелые и смутные 90-е оно стояло в запустении.Лишь к 750-летнему юбилею города Королевские ворота были полностью восстановлены.

Сегодня

Сейчас, как и во Фридрихсбургских воротах, в Королевских воротах расположен филиал Музея мирового океана — историко-культурный центр «Великое посольство» . Здесь находятся выставки на тему международных отношений России и стран Европы. Здесь же можно найти образцы янтаря со всего земного шара.

Закхаймские ворота имеют один проезд в форме свода с круглыми готическими башнями по краям. Пожалуй, благодаря этим башням строение и выглядит очень величественным и массивным.

Как и другие ворота Калининграда, это сооружение изначально выполняло функции защиты города, но в начале XX века оно было передано муниципалитету, который не придавал большого исторического значения этому объекту. В результате часть казематов была снесена, а к самим воротам были пристроены жилые дома для горожан.

Начиная с послевоенного времени и вплоть до начала XXI века здесь был расположен склад. Лишь в 2006 году стартовала его реставрация. Закхаймским воротам присвоен статус историко-архитектурного памятника федерального уровня.

Сегодня

Здесь расположена арт-платформа «Ворота» , которая занимается проведением художественных выставок, конференций, концертов, выставок и многим другим.

Не сохранившиеся ворота

В Кенигсберге были и другие ворота, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней — Штайндаммские , считавшиеся в свое время красивейшими воротами из всех, Холлэндербаумские и Трагхаймские ворота . Все ворота были уничтожены по приказу главы городской управы в начале XX века.

Ежегодно миллионы туристов со всего света едут в Калининград для того, чтобы познакомиться с другой культурой — загадочной, незнакомой и такой манящей. Городские ворота Калининграда — часть этой культуры, выстоявшаяся и сохранившаяся даже в самые тяжелые и страшные времена. Поэтому человечество обязано сохранить ее для потомков наравне с другими достопримечательностями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: