Схема трамвая т1 в стамбуле. Трамвай т1 стамбул схема маршрута. Трамвая стамбуле. Важные станции метро для туристов

На протяжении последних полутора веков трамвай в Стамбуле пережил, как взлёты, так и падение. Было время, когда трамвай исчез со Стамбульских улиц на долгие 35 лет, но лишь для того, что бы вновь вернуться и стать одним из самых удобных видов . В настоящее время в имеется четыре не связанных между собой линии: две крохотные линии исторического (ретро) трамвая, одна проходит по , другая в Кадыкёе, и две линии современного скоростного трамвая Т1 Кабаташ-Бааджилар, Т4 Топкапы-Месджиди Селам. Линию Т1 Кабаташ-Бааджилар по праву можно назвать самым туристическим видом транспорта в Стамбуле, которым без сомнения хоть раз воспользовался каждый турист, посетивший город на берегах . Помимо того, что остановки линии трамвая Т1 расположены в самых значимых исторических местах и в паре с и соединяют два самых главных туристических района – и Таксим, используя скоростной трамвай и легкое метро можно наиболее быстро из туристических районом в , а пересев на станции Сиркиджи на отправиться в Азию. Поэтому именно об этой линии, об основных остановках которой необходимо знать каждому туристу, и пойдет речь в данной статье.

Первый трамвай в Стамбуле появился в далеком 1871 году, это была линия конки, которая стремительно расширялась, а позже трамвай в Стамбуле электрифицировали, постепенно трамваи вытеснялись другим видом транспорта и полностью исчезли из Стамбула в 1966 году. В 1990 году в целях развития туризма была открыта линия , а в 1992 открылся первый участок скоростного трамвая линии Т1 — Сиркеджи-Аксарай. Далее линию постепенно продлевали, и в 2005 году трамвай стал снова пересекать , в 2006 году линию продлили ещё несколько раз и теперь её протяженность составляет 13,2 км, насчитывает 32 остановки и ежедневно перевозит 265 тыс. пассажиров.

Трамвай пересекает Галатский мост

Современный трамвай в Стамбуле – это удобные составы, оснащенные кондиционером, электронным табло, на котором можно прочитать следующую остановку и посмотреть время и громкоговорителем, объявляющем остановки на турецком и английском языках, а также сообщающем о возможных пересадках. Трамвай в Стамбуле удобно оборудован и для людей с ограниченными возможностями и для родителей с колясками. Главными паюсами трамвая в Стамбуле является возможность быстрого передвижения, трамвай практически не зависит от пробок, комфортабельные составы, главным минусом – переполненность в часа пик и выходные. Трамвай в Стамбуле курсирует с 6.00 утра до 12.00 ночи и ходит каждые пять минут. Стоимость проезда в стамбульском трамвае 5 лиры по жетону и 2,60 по , жетоны можно купить на любой из остановок трамвая в специальном автомате. Ну а теперь коротко об основных остановках трамвая Т1 в Стамбуле.

Внутри трамвая

Внутри трамвая

Остановка Кабаташ – конечная остановка скоростного трамвая Т1. В пешей доступности от остановки расположен султанский , башня и мечеть Долмабахче, чуть ближе к остановке причал, откуда маленькие катера возят туристов в , следующий большой причал городских пароходов, с которого можно уехать на и на азиатскую сторону Стамбула. Кроме того, на Кабаташе можно пересесть на фуникулер и добраться до или же пересесть с Фуникулера на ветку , также на Кабаташе расположена конечная остановка многих автобусов.

С остановки Кабаташ можно увидеть дворец Долмабахче (слева) и мост через Босфор

Остановка Фындыклы : позади трамвайной остановки через дорогу в сторону Босфора расположена мечеть Фындыклы мулы Челеби, построенная великим Мимаром Синаном, напросит остановки парк Фындыклы, рядом с ним один из корпусов университета Мимара Синана.

Остановка Топхане : напротив остановки с одной стороны расположены , фонтан Топхане, с другой Топхане Амире (бывший пушечный двор), позади остановке Стамбульский музей современного искусства, и павильон Топхане. Кроме того, напротив остановке расположены самые лучшие в Стамбуле кальянные, самой известной из которых является .

Остановка Топхане, за трамваем мечеть Кылыч Али паши

Остановка Каракёй : трамвай останавливается прямо перед Галатским мостом, поэтому выйдя здесь можно отпраивться в одна из кафе под Галатским мостом или перейти мост пешком, любуясь видами. В находится множество достопримечательностей, отсюда отходят паромы в Азию и находятся остановка Туннеля, соединяющая Каракёй с улицей Истикляль. Из множество достопримечательностей стоит как минимум увидеть Арабскую мечеть, и . Также в Каракёе можно отведать и купить в подарок лучшую в Стамбуле .

Остановка трамвая Каракёй

Остановка Эминёню : главными достопримечательностями, расположенными рядом с остановкой трамвая, являются и , недалеко от остановки расположена мечеть Рустема паши, также с можно дойти пешком до . Эминёню является крупным транспортным узлом, помимо конечной остановки многочисленных автобусов и паром отправляющихся на азиатскую часть, отсюда начинается и Золотому рогу.

Остановка трамвая Эминёню

Остановка Сиркеджи : рядом с трамвайной остановкой расположен знаменитый , на который приходил Восточный экспресс, в здание вокзала можно найти , вблизи остановки находится и мечеть Хобяр. Рядом с остановкой находится вход на одноименную станцию Мармарая, пересадку на Мармарай стоит делать именно здесь.

Остановка Сиркеджи, на заднем плане вокзал Сиркеджи

Остановка Гюльхане : трамвай останавливается недалеко от Высокой порты, павильона Алай и входа в , по территории которого можно выйти к археологическому музею, церкви Святой Ирины и , на самой же территории парка стоит посетить . В шаговой доступности от трамвайной остановки расположены бани Кёшк и Чаалолу, мечети Хаджи Беширага и Зейнеп султан.

Ворота Высокой порты рядом с остановкой Гюльхане

Остановка Султанахмет : самое сердце исторической части Стамбула именно здесь расположены главные достопримечательности города , дворец Топкапы, Бани Хасеки Хуррем султан (бани Роксоланы) и многие другие.

Рядом с остановкой Султанахмет (вид на Голубую мечеть)

Остановка Чемберлиташ : рядом с остановкой трамвая возвышается колонна Чемберлиташ, позади которой находятся мечеть Атик Али паши, бани Чемберлиташ и мечеть Нуросмание. Кроме того в окрестностях этой трамвайной остановке можно найти множество мавзолеев пашей.

Остановка трамвая Чемберлмташ, прямо с остановки можно увидеть одноименную колонну

Остановка Беязит (Капалы Чапшы, Гранд Базар) : рядом с остановкой расположена одноименная площадь, на которой находится , рядом с одной стороны от мечети вход на , с другой одни из ворот Стамбульского университета. От остановки Беязит можно дойти пешком до . Здесь же находится конечная остановка множества автобусов.

Остановка трамвая Беязит, на заднем плане одноименная мечеть

Остановка Лалели : вокруг этой трамвайной остановки расположился русский район Лалели, позади остался музей Калиграфии, рядом с остановкой вход в один из корпусов Стамбульского университета, а чуть впереди мечеть Лалели. От остановки трамвая Лалели можно дойти пешком до , и Бурмалы и .

Вход в Стамбульский университет, расположенный рядом с остановкой Лалели

Остановка Аксарай : рядом с остановкой трамвая расположена красивейшая мечеть Пертевниял Валиде султан. От остановки можно дойти пешком до Еникапы, где сесть на , Мармарай или пароход.

Остановка Юсуфпаша : рядом с остановкой находится мечеть Мустафы паши и . Несмотря на то, что громкоговоритель в трамвае предлагает Вам сделать пересадку на этой остановки на легкое метро, в случае если Вы едите в аэропорт продолжить путь до Зейтенбурну, поскольку с остановки Юсуфпаша придётся идти пешком достаточно далеко.

Остановка Хасеки .

Остановка Фындыкзаде .

Остановка трамвая Фындыкзаде

Остановка Чапа Шехримине.

Остановка Пазартекке : в пешей доступности от остановки расположены городские стены Феодосия, мечеть Гази Ахмед паши мечеть Фатмы султан, армянская григорианско-апостольская церковь святого Никогайоса и греческая православная церковь.

Остановка Топкапы : рядом с остановкой расположен года и одноименный парк, чуть дальше мечеть, мавзолей и кладбище имени Меркез эфенди.

Остановка Джевизлиба.

Остановка Меркезэфенди.

Остановка Сейитнизам : в пешей доступности от этой остановки трамвая находится армянское кладбище Балыклы и греческий православный монастырь Божей матери Балыклы.

Остановка Акшемсеттин : в направление обратном ходу трамвая в пешей доступности расположена мечеть Сейита Низама.

Остановка Митхатпаша .

Остановка Зейтинбурну : пассажиром направляющими в аэропорт Ататюрка стоит совершить пересадку на лёгкое метро, остановка и платформа лёгкого метро разделены лишь турникетом, для перехода на противоположную сторону платформы можно воспользоваться лифтом. Здесь же можно совершить пересадку на метробус.

Остановка трамвая Зейтинбурну, слева под навесом платформа легкого метро, справа скоростного трамвая

Остановка Мехмет Акиф.

Остановка Керестеджилер.

Остановка Гюнгёре.

Остановка Акынджылар.

Остановка Соанлы.

Остановка Явуз Селим.

Остановка Гюнештепе.

Остановка Бааджилар.

Как передвигаться в Стамбуле
маршруты городского транспорта, схема метро

Автобусы, метро, скоростные и туристические трамваи, пригородные поезда, наземные и подземные фуникулеры, такси, паромы и катера – все это звенья городской транспортной цепи Стамбула. В этой статье найдется описание основных видов городского транспорта Стамбула . Также, здесь представлена полезная информация про особенности перемещения по городу . которая позволит легко и удобно путешествовать по восточному мегаполису.

Схема стамбульского метро, маршруты городского транспорта

Трамвай и метро в Стамбуле

Т1 – маршрут трамвая . ловко скользящего по узеньким улочкам исторического центра и проходящего мимо всех основных городских достопримечательностей. Удобно устроившись у витражного окна вы можете наслаждаться видами Дворца Топкапы, Голубой мечети, Собора Св. Софии и т.д.

M1 - красная ветка метро . Это метро еще называют hafif metro . в переводе легкое метро, поскольку его маршрут проходит в основном наземно. Большинство путешественников, прибывающих в международный аэропорт имени Ататюрка, начинают свое путешествие по городу именно на этом метро. Так, проехав на нем 6 остановок до станции Зейтынбурну (Zeytinburnu), можно пересесть на трамвай Т1 и добраться в историческую часть города Султанахмет (Sultanahmet), в русский район Лалели (Laleli), до пригородных поездов вокзала Сиркеджи и других важных транспортных узлов.

А если, сесть на M1 на станции Аксарай (Akasaray), то через 5 остановок можно оказаться у нового, огромного торгового центра Forum, где также находится музей изо льда и большой аквариум, или до междугороднего автовокзала Otogar.

M2 – ветка обычного подземного метро . которое домчит вас с площади Таксим в деловой район города – Левент (Levent). На выходе из метро вы удивитесь, увидев абсолютно другой Стамбул. Небоскребы, широкие проспекты, беспрестанно курсирующие по ним автомобили – настоящий современный мегаполис. На станции 4 Левент располагается самое высокое в Европе здание – торговый центр Saphire, c 54 этажа которого можно еще раз восхитится масштабами этого бесконечного города.

Стамбульские фуникулеры

F1 – это подземный фуникулер . Его конструкция очень похожа на то, каким мы себе представляем обычный фуникулер – 2 кабинки передвигаются навстречу друг другу по канату за счет силы тяжести. Вот только происходит это не по воздуху, а под землей, и кабинки – это комфортабельные вагончики. Удивительно, что вагончики движутся навстречу друг другу по узкому тоннелю и расходятся в середине тоннеля, где он расширяется. Каждый вагончик проходит расстояние в 700 метров за минуту, двигаясь вверх и вниз соответственно. Фуникулер решает проблему передвижения по гористой местности. Например, на нем можно подняться до торговой улочки Истикляль или на площадь Таксим. На конечной остановке трамвая T1 вам просто нужно спуститься в подземный переход, где вы легко обнаружите вход в фуникулер.

В Стамбуле есть еще один такой фуникулер (отмечен серым на карте), только он в разы старше, чем ветка F1. Подобно своему последователю он также может доставить вас на улицу Истикляль, правда с другой ее стороны. Прямо на выходе из этого фуникулера, если не хочется идти пешком минут 30 к основанию улицы, можно успеть заскочить в Nostajik tramvay – ярко-красный туристический трамвайчик. Некоторые стамбульчане все еще используют его как вид городского транспорта, хотя он давно превратился в аттракцион для туристов.

Teleferik – наземный фуникулер . Таких в Стамбуле – 2. Самый знаменитый расположен на участке кладбище Эйюп – кафе Пьер Лотти. 2 небольшие кабинки, вмещающие до 6 человек каждая, и похожие на те, что используют для перемещения на горнолыжных склонах, беспрерывно курсируют вверх и вниз в сантиметрах над белыми надгробьями и доставляют местных жителей и туристов на самую вершину холма. Там находится смотровая площадка с безумно красивым видом на город и историческое кафе Пьер Лотти.

Морской, наземный и прочий транспорт

Feribot – регулярные маршруты морских паромов . на которые можно сесть на основных пристанях Эминёну, Каракёй и Кабаташ. Они могут доставить вас в азиатскую часть города за 15 минут.

Также от пристани Эминёну можно отправиться в морскую прогулку по Босфору на частном катере или муниципальном пароме.

Городские автобусы . которые непременно пригодятся вам в исследовании города, базируются также недалеко от пристаней Эминёну и Кабаташ (Kabatas). На автобусе удобно добираться, например, до парка Миниатюрк, где расположены маленькие копии основных достопримечательностей Османской империи, или же в фешенебельный район Ортакёй к подножью знаменитого моста через Босфор и дворцу Долмабахче.

Иногда, если ваш путь лежит не очень далеко, и вы путешествуете компанией, выгоднее взять стамбульское такси . Оплата за проезд в этих желтых авто, которыми усеян весь город, зависит от километража. Но будьте очень внимательны, бывалые стамбульские таксисты, заболтав вас, могут долго кружить вокруг нужного места, петляя по узким, «на одно лицо» улочкам, наматывая километры.

Пригородные поезда в европейской части Стамбула отправляются от станции вокзала Сиркеджи (Sirkeci), что в историческом центре. На таком поезде можно легко доехать до текстильных фабрик в пригороде и до аутлета Оливиум (Olivium). Имейте в виду, что проездной жетон тут отличается от жетонов на городской транспорт и стоит немного дороже – 3 турецких лиры в одну сторону на человека.

Материалы guide-travel.info
Дата публикации: 31.10..

Свежие новости:

Источник: http://guide-travel.info/turkey_istanbul_transport.html

маршрут трамвая т1 в стамбуле

Трамваи в Стамбуле: история и современность

Трамвайное сообщение в Стамбуле берет свое начало в 1872 году, когда в городе начали работать трамваи на конной тяге. Маршруты шли даже через самые отдаленные районы города и были очень популярны у стамбульцев. Конные трамваи перевозили людей до 1912 года, после чего были заменены электрическими трамваями. Именно они стали главным общественным транспортом города аж до 1966 года, когда действующая трамвайная сеть была закрыта.

Пик развития первого поколения стамбульских трамваев выпал на 1956 год, когда 270 трамваев за год перевезли 108 миллионов пассажиров по действующим на тот момент 56 линиям. В 50-х годах 20 века в Стамбуле наметилось резкое увеличение числа автомобилей, что снизило популярность общественного транспорта, а также заполнило узкие улицы города. Это, конечно же, создавало сложности для проезда общественного транспорта. Активное развитие города и резкий рост темпов строительства вынуждали градостроителей расширять улицы и медленные трамваи начали пропадать с проспектов города. С тех пор стамбульцы пересели на более быстрые и удобные автобусы, а трамваи потеряли былую популярность. В итоге было решено заменить трамваи более маневренными и тихими троллейбусами, что фактически завершило эру первых трамваев в Турции.

Второе поколение стамбульских трамваев вышло на рельсы только в 1990 году, когда в городе были открыты 3 независимые трамвайные линии. В качестве эксперимента на улице Истикляль (европейская сторона города) был снова запущен исторический трамвай, хорошо известный путешественникам как настоящая визитная карточка города. Из-за его растущей популярности в 1992 году было решено оставить его и вернуть трамвайное сообщение в Стамбуле. Тогда же была открыта линия Т1, а вскоре трамвай вернулся и в азиатскую часть города. Сейчас эта линия известна как Т3. В 2007 году в европейской части города запустили линию Т4.

Трамваи ходят ежедневно с 06:00 утра до полуночи. Интервал движения 12; 2-5 минуты в зависимости от времени суток.

В трамваях, как и в других видах транспорта, можно расплатиться жетоном и Istanbulkart. Стоимость 1 жетона 12; 4 турецких лиры. Поездка с Istanbulkart обойдется в 2.40 турецких лиры. Жетоны можно купить при входе на всех станциях трамвая в специальных аппаратах Jetonmatik.

Линии современного трамвая

Т1
Безусловно, самая популярная линия трамвая в Стамбуле среди туристов. Она соединяет историческую часть города с западными районами города. Популярность линии обеспечивает то, что она идет через самые привлекательные для путешественников районы 12; Beyazit, Sultanahmet, Gulhane, Eminonu, Karakoy и доходит до Kabatas, в непосредственной близости от которого находится площадь Таксим, дворец Долмабахче и множество других достопримечательностей города. Весь маршрут занимает 65 минут. Линия трамвая огорожена, поэтому он не идет по общим дорогам и не стоит в пробках.

  • Kabatas (конечная станция, с которой ходит фуникулер на площадь Таксим. Отсюда без труда можно добраться в Бешикташ, Ортакёй и другие туристические места).
  • Findikli
  • Tophane
  • Karakoy (здесь находится мост через пролив Золотой Рог, на котором всегда стоят сотни рыбаков, а под мостом находятся рыбные рестораны).
  • Eminonu (наверное, одна из самых посещаемых набережных мира. Здесь всегда очень людно, отсюда отходят паромы в азиатские районы города и Босфорские туры).
  • Sirkeci (а здесь вы найдете очень красивое здание исторического железнодорожного вокзала, с которого до сих под отходят поезда).
  • Gulhane (сойдя здесь, вы окажетесь у входа в парк Топкапы и одноименный дворец османских султанов).
  • Sultanahmet (вы, вероятно, не нуждаетесь в представлениях этого места. Площадь с великими Собором Святой Софии и Мечетью Султана Ахмеда).
  • Cemberlitas
  • Beyazit (именно здесь находится один из крупнейших базаров мира 12; Капалы Чарши).
  • Laleli («русский» наряду с Аксараем район Стамбула. оптовые и розничные магазины всех мастей 12; тут).
  • Aksaray (огромный транспортный узел, один из крупнейших в городе).
  • Yusufpasa (на этой станции есть пересадка на метро в аэропорт Ататюрка и Мармарай).
  • Haseki
  • Findikzade
  • Capa-Sehremini
  • Pazartekke
  • Topkapi
  • Cevizlibag
  • Merkez Efendi
  • Aksemsettin
  • Mithatpasa
  • Zeytinburnu (один из крупных транспортных узлов и единственное место, где можно пересесть на метробус, а также автобусы и метро в аэропорт Ататюрка).
  • Mehmet Akif
  • Merter Tekstil Sitesi (рай для оптовых покупателей текстильной продукции и одежды).
  • Gungoren
  • Akincilar
  • Soganli
  • Yavuz Selim
  • Gunestepe
  • Bagcilar

Т4 (Легкое метро 12; Hafif Metro)
Линия легкого метро Т4 связывает основные транспортные узлы европейской части города с отдаленными и густонаселенными спальными районами северо-запада города. Сейчас линии Т1 и Т4 пересекаются на станции Topkapi. Маршрут занимает 42 минуты. Как и в случае с Т1, линия трамвая отделена от дороги, поэтому трамвай не стоит в пробках.

Т3
Исторический трамвай Kadikoy 12; Moda курсирует по кругу в азиатской части Стамбула. Линия включает в себя 10 станций, между которыми курсирует 4 трамвая. Трамвай ходит с 07:00 утра до 21:00 часа. Интервал между поездами 12; 10 минут, а время всего маршрута 12; 20 минут. Стоимость проезда на историческом трамвае 12; 1,75 TL.

Исторический трамвай Т4 Taksim 12; Tunel курсирует по улице Истикляль 12; главной пешеходной улице Турции. Линия состоит всего из 5 станций и длиной всего чуть более полутора километров. Работает с 07:00 утра до 20:00 часов. Интервал между трамваем 12; 10-20 минут. Стоимость проезда 12; 1,75 TL.

«Трамвай построить … — это не ешака купить»

И.Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»

Среди множества исторических мест, неординарных архитектурных сооружений и изумительных по красоте видов, открывающихся перед глазами человека, впервые попавшего в , как-то на задний план отходит такое вроде бы обыденное явление как трамвай . А, между прочим, для того чтобы наиболее быстро и к тому же дешево добраться от пункта «А» до пункта «Б» в лучше всего воспользоваться услугами метро, парома или трамвая . Эти средства удобны, комфортабельны, а самое главное ходят точно по расписанию, так как не зависят (трамвай практически тоже) от многочисленных автомобильных пробок, постоянно возникающих на улицах мегаполиса. Но если паром не причалит к приглянувшемуся вам участку берега, а из окон вагона метро ничего интересного кроме стен туннеля не разглядишь, то совсем другое дело трамвай . И видно все прекрасно, и при желании можно сойти на ближайшей к заинтересовавшему вас месту остановке, название которой не только громко объявляется, но и выводится на световое табло в салоне вагона. Просто идеальные условия для первого знакомства с городом. Конечно при этом, не надо забывать, что трамвай всё же не туристический автобус, в котором предусмотрен гид и индивидуальные места, а просто один из видов недорогого .

Стамбульский трамвай

Fındıklı (Фындыклы)

Остановка на улице Meclis-i Mebusan, идущей вдоль прибрежного парка Фындыклы . Южный конец парка, украшенный абстрактными скульптурами, замыкают корпуса , а в центре парка стоит произведение самого Синана — (Molla Çelebi Camii) часто называемая (Fındıklı Camii). С другой стороны улицы Meclis-i Mebusan напротив на склоне холма видна .

Tophane (Топхане)

Перед остановкой, слева по ходу движения, на улице Meclis-i Mebusan — , и , напротив которого на другой стороне улицы возвышаются здания бывшего (Tophane-i Amire). За на самом берегу , находится . Трамвай останавливается практически напротив построенной Синаном , мимо которой Tophane İskele Cad. ведет к пассажирскому терминалу для круизных теплоходов. Дальше трамвайная линия проходит по улице Kemeraltı.

Karaköy (Каракёй)

Эта последняя остановка трамвая в округе расположена прямо перед через залив . Слева от остановки, вдоль берега , улица Rıhtım с множеством рыбных ресторанов. Здесь же паромная пристань и уникальная подземная . С другой стороны улицы Kemeraltı находится вход в Тюнель (tünel – туннель) – первый подземный фуникулер в , в ретро-вагончике которого можно подняться до (Tünel Meydanı) в юго-западном конце ). С набережной улицы Rıhtım и с открываются прекрасные виды на устье и мыс Сарайбурну с .

Eminönü (Эминёню)

Gülhane (Гюльхане)

Взобравшись вверх по узеньким Muradiye Cad. и Hüdavendigar Cad. трамвай останавливается около крепостной стены Сур-ы Султани (Sur-ı Sultani – Стена Султана), протянувшейся от Мраморного моря на юге до залива на севере и ограждающей мыс Сарайбурну с от города. За высокой стеной – . Вход в него впереди по ходу трамвая за , от которого крепостная стена поворачивает на юго-восток. Напротив располагается так называемая . Из парка по Osman Hamdi Bey Yokuşu можно подняться к Стамбульскому и мимо зданий пройти в — первый двор (к кассам дворца и ).

Sultanahmet (Султанахмед)

Повернув на улицу Alemdar трамвайная линия проходит мимо и , а после пересечения с улицей Yerebatan около выходит на Divan Yolu Cad. к остановке Sultanahmet. Это центр туристического . , – только краткий перечень достопримечательностей находящихся в непосредственной близости. А прямо рядом с остановкой – .

Çemberlitaş (Чемберлиташ)

Перед остановкой, справа по ходу движения трамвая , стоит величественный , а рядом с ним трехэтажный особняк в котором открыт единственный в Турции . Сразу за зданием музея находятся популярные турецкие . Прямо рядом с остановкой трамвая возвышается , а чуть впереди старая . От остановки, мимо большой автостоянки, улица Vezirhan идет к и входу в через ворота Nur-u Osmaniye kapısı.

Beyazıt-Kapalıçarşı (Баязид-Капалычарши)

До остановки Beyazıt-Kapalıçarşı трамвайная линия проложена по улице Yeniçeriler, продолжающей Divan Yolu Cad. Справа по ходу трамвая прекрасный пример османской классической архитектуры — благотворительный с мавзолеем и элегантным фонтаном-себилем, построенный в конце XVI века по заказу великого везира Коджа Синан-паши. Далее находится , а почти напротив него, на другой стороне улицы Yeniçeriler, построенное в XVII веке по заказу еще одного великого везира Кара Мустафы-паши Мерзифонлу. Справа от остановки и вход в через ворота Beyazıt kapısı. К ведет улица Çadırcılar, переходящая потом в улицу Fuat Paşa.

Laleli-Üniversite (Лалели-Университет)

После остановки Beyazıt-Kapalıçarşı улица Yeniçeriler, проходящая по краю , меняет своё название на Ordu Cad. Другой конец площади украшают монументальные ворота, ведущие на территорию и здание медресе при , отданное сейчас под . На заднем плане высится . Слева, прямо вдоль пешеходного тротуара, лежат фрагменты, сохранившиеся от находившегося здесь в византийские времена Форума Феодосия . Трамвай останавливается напротив монументального здания, также принадлежащего (библиотека и факультет гуманитарных и естественных наук). К и дальше к на Şehzadebaşi Cad. ведёт улица Büyük Reşit Paşa, проходящая мимо него. С другой стороны Ordu Cad. лежит район узеньких, кривых улочек, спускающихся к побережью Мраморного моря, который называется Лалели (Laleli). Он очень популярен среди мелких торговцев, приезжающих сюда из различных стран СНГ (России, Украины, Белоруссии) и Восточной Европы для покупки оптовых партий недорогих товаров (текстиль, обувь, одежда, кожаные изделия), многие из которых производятся тут же.

Aksaray (Аксарай)

Улицу Ordu между остановками Laleli–Üniversite и Aksaray с правой стороны по ходу движения трамвая украшает . Aksaray — последняя остановка трамвая в историческом округе , находится перед большой трехуровневой транспортной развязкой между улицей Ordu и бульваром Atatürk, служившим раньше административной границей между округом и округом . На противоположной стороне перекрёстка стоит неоготическое здание . Под площадью Аксарай (Aksaray Meydanı) с 1973 года открыт большой подземный торговый центр Aksaray Yeraltı Çarşısı (ежедн. кроме вс. с 09.00 до 18.30, www.aksarayyeralticarsisi.com) с более сотней магазинов торгующих одеждой, обувью и кожаными изделиями. К парку Фатиха , (Акведуку Валента), и ведет бульвару Atatürk (вверх, на север) до его пересечения с улицей Şehzadebaşi. В другую сторону (на юг) бульвар Atatürk, переходящий в улицу Gazi Mustafa Kemal Paşa, ведет к платформе железной дороги Yenikapı , улице Kennedy, проложенной вдоль побережья Мраморного моря и пристани Йеникапы (Yenikapı Feribot Termminalı), обслуживающей морские автобусы и скоростные автомобильные паромы (Бандырма, Ялова, Бурса).

Yusufpaşa (Юсуфпаша)

После площади Аксарай трамвайная линия идет по улице Turgut Özal. На остановке Yusufpaşa можно сделать пересадку на поезда «легкого» метро (Hafif Metro) ходящие по маршруту из Аксарая в (M1). Другая возможность пересесть на поезда этой линии метро будет только на остановке Zeytinburnu. Станция метро Aksaray находится на Adnan Menderes Blv., с правой стороны по ходу трамвая , всего в 10-15 минутах ходьбы от остановки Yusufpaşa. На полпути между остановкой трамвая и станцией метро стоит старинная .

Haseki (Хасеки)

Напротив остановки, с левой стороны по ходу трамвая , на Turgut Özal Cad. находится Государственная больница и медицинский учебно-исследовательский центр Хасеки (Haseki Eğitim Araştirma Hastanesi, www.hasekihastanesi.gov.tr). К от остановки Haseki ведет улица Dr. Adnan Adıvar, начинающаяся сразу за больницей Хасеки (немного назад по ходу трамвая).

Fındıkzade (Фындыкзаде)

Остановка на улице Turgut Özal.

Çapa Şehremini (Чапа Шехримини)

С правой стороны от остановки городок медицинского факультета (İstanbul Üniversitesi Çapa Tıp Fakültesi).

Pazartekke (Пазартекке)

Это последняя остановка трамвая в округе , находится неподалеку от городских , многие века служивших надёжной защитой . К площади Топкапы (Topkapı Meydanı) и бывшим городским воротам Св. Романа (восстановлены в 1950 г.), получивших после завоевания название Топкапы (Topkapı – Пушечные ворота) ведет улица Topkapı, начинающаяся с правой стороны (по ходу трамвая ) от Turgut Özal Cad. В восточном конце площади Топкапы находится построенная по проекту Синана , а в западном, недалеко от городских стен, армянская апостольская (григорианская) церковь Св. Никогайоса (Surp Nigoğayos, Posta Yolu Cad., No:159) и греческая православная церковь Св. Николая (Aya Nikola Rum Ortodoks Kilisesi, Karatay Sok., No:1) с священным источником Св. Георгия. Сразу за воротами Топкапы — территория нового городского парка Топкапы (Topkapı Şehir Parkı) в западном конце которого, рядом с шоссе Е-5, .

А на Kürkçü Bostanı Sok. (в самом начале улицы Topkapı, сразу за старой мечетью Кюркчубаши Ахмед Шемседдин поворот направо) находится могила праведного мусульманина, умершего несколько столетий тому назад и известного под именем Оруч-баба (Oruç — пост во время месяца Рамадан; Baba – отец). Полностью преданный Аллаху он жил духовной жизнью, совсем не заботясь ни о чём мирском, а пищей ему служил только кусок хлеба, смоченный несколькими каплями уксуса. В наши дни сотни правоверных мусульман (особенно женщин) собираются в дни священного месяца около святой могилы (Oruç Baba Türbesi), а когда наступает время вечернего разговения – «ифтар», едят только хлеб с уксусом, надеясь в будущем на заступничество и покровительство праведного Оруч-баба

Topkapı (Топкапы)

Перед остановкой Topkapı трамвайная линия проходит сквозь широкий пролом в древних (результат дорожных работ в 1950-х годах) и по большой транспортной развязке и путепроводу Cevizlibağ köprüsü попадает в округ на юго-западный край нового городского парка Топкапы (Topkapı Şehir Parkı). Недалеко отсюда, в долине давно уже пересохшего ручья Ликос, ранним утром 29 мая 1453 года, разрушив, после 54-х дней осады, артиллерийским огнём участок городской стены, штурмовые отряды армии султана прорвали оборону защитников , возглавляемых самим императором Константином XI. Этому историческому событию посвящена экспозиция Исторического . Здание музея-панорамы находится рядом с остановкой Topkapı. расположено дальше к юго-востоку, на краю старого турецкого кладбища Топкапы (Topkapı Mezarlıĝı).

Cevizlibağ Atatürk Öğrenci Yurdu (Джевизлибаг Ататюрк Ойренджи Юрду)

Рядом с остановкой — большой студенческий городок Джевизлибаг, носящий имя (Cevizlibağ A.Ö.Yurdu). К мимо отеля Adile Mermerci Uygulama и профессионального текстильного лицея (Zeytinburnu Tekstil Meslek Lisesi) ведёт улица Mevlevihane.

Merkezefendi (Меркезэфенди)

Остановка на улице Gümüşsuyu Davutpaşa в квартале Меркез Эфенди (Merkez Efendi).

Seyitnizam (Сейитнизам)

Mithatpaşa (Митхатпаша)

Остановка на улице Seyyid Nizam, в унылом жилом квартале Чырпыджи (Çırpıcı).

Zeytinburnu (Зейтинбурну)

Крупный пересадочный узел на западной окраине округа . Рядом с остановкой трамвая маршрута Т1 расположена станция «легкого» метро (Hafif Metro) линии M1, соединяющей Аксарай и .

Карта достопримечательностей. Стамбул из окна трамвая

Просмотреть на карте большего размера

Автобусы, метро, скоростные и туристические трамваи, пригородные поезда, наземные и подземные фуникулеры, такси, паромы и катера – все это звенья городской транспортной цепи Стамбула . В этой статье найдется описание основных видов городского транспорта Стамбула . Также, здесь представлена полезная информация про особенности перемещения по городу , которая позволит легко и удобно путешествовать по восточному мегаполису.

Схема стамбульского метро, маршруты городского транспорта

Трамвай и метро в Стамбуле

Т1 – маршрут трамвая , ловко скользящего по узеньким улочкам исторического центра и проходящего мимо всех основных городских достопримечательностей. Удобно устроившись у витражного окна вы можете наслаждаться видами Дворца Топкапы, Голубой мечети, Собора Св. Софии и т.д.

M1 - красная ветка метро . Это метро еще называют hafif metro , в переводе легкое метро, поскольку его маршрут проходит в основном наземно. Большинство путешественников, прибывающих в международный аэропорт имени Ататюрка, начинают свое путешествие по городу именно на этом метро. Так, проехав на нем 6 остановок до станции Зейтынбурну (Zeytinburnu), можно пересесть на трамвай Т1 и добраться в историческую часть города Султанахмет (Sultanahmet), в русский район Лалели (Laleli), до пригородных поездов вокзала Сиркеджи и других важных транспортных узлов.

А если, сесть на M1 на станции Аксарай (Akasaray), то через 5 остановок можно оказаться у нового, огромного торгового центра Forum, где также находится музей изо льда и большой аквариум, или до междугороднего автовокзала Otogar.

M2 – ветка обычного подземного метро , которое домчит вас с площади Таксим в деловой район города – Левент (Levent). На выходе из метро вы удивитесь, увидев абсолютно другой Стамбул. Небоскребы, широкие проспекты, беспрестанно курсирующие по ним автомобили – настоящий современный мегаполис. На станции 4 Левент располагается самое высокое в Европе здание – торговый центр Saphire, c 54 этажа которого можно еще раз восхитится масштабами этого бесконечного города.

Стамбульские фуникулеры

F1 – это подземный фуникулер . Его конструкция очень похожа на то, каким мы себе представляем обычный фуникулер – 2 кабинки передвигаются навстречу друг другу по канату за счет силы тяжести. Вот только происходит это не по воздуху, а под землей, и кабинки – это комфортабельные вагончики. Удивительно, что вагончики движутся навстречу друг другу по узкому тоннелю и расходятся в середине тоннеля, где он расширяется. Каждый вагончик проходит расстояние в 700 метров за минуту, двигаясь вверх и вниз соответственно. Фуникулер решает проблему передвижения по гористой местности. Например, на нем можно подняться до торговой улочки Истикляль или на площадь Таксим. На конечной остановке трамвая T1 вам просто нужно спуститься в подземный переход, где вы легко обнаружите вход в фуникулер.

В Стамбуле есть еще один такой фуникулер (отмечен серым на карте), только он в разы старше, чем ветка F1. Подобно своему последователю он также может доставить вас на улицу Истикляль, правда с другой ее стороны. Прямо на выходе из этого фуникулера, если не хочется идти пешком минут 30 к основанию улицы, можно успеть заскочить в Nostajik tramvay – ярко-красный туристический трамвайчик. Некоторые стамбульчане все еще используют его как вид городского транспорта, хотя он давно превратился в аттракцион для туристов.

Teleferik – наземный фуникулер . Таких в Стамбуле – 2. Самый знаменитый расположен на участке кладбище Эйюп – кафе Пьер Лотти. 2 небольшие кабинки, вмещающие до 6 человек каждая, и похожие на те, что используют для перемещения на горнолыжных склонах, беспрерывно курсируют вверх и вниз в сантиметрах над белыми надгробьями и доставляют местных жителей и туристов на самую вершину холма. Там находится смотровая площадка с безумно красивым видом на город и историческое кафе Пьер Лотти.

Морской, наземный и прочий транспорт

Feribot – регулярные маршруты морских паромов , на которые можно сесть на основных пристанях Эминёну, Каракёй и Кабаташ. Они могут доставить вас в азиатскую часть города за 15 минут.

Также от пристани Эминёну можно отправиться в морскую прогулку по Босфору на частном катере или муниципальном пароме.

Городские автобусы , которые непременно пригодятся вам в исследовании города, базируются также недалеко от пристаней Эминёну и Кабаташ (Kabatas). На автобусе удобно добираться, например, до парка Миниатюрк, где расположены маленькие копии основных достопримечательностей Османской империи, или же в фешенебельный район Ортакёй к подножью знаменитого моста через Босфор и дворцу Долмабахче.

Иногда, если ваш путь лежит не очень далеко, и вы путешествуете компанией, выгоднее взять стамбульское такси . Оплата за проезд в этих желтых авто, которыми усеян весь город, зависит от километража. Но будьте очень внимательны, бывалые стамбульские таксисты, заболтав вас, могут долго кружить вокруг нужного места, петляя по узким, «на одно лицо» улочкам, наматывая километры.

Пригородные поезда в европейской части Стамбула отправляются от станции вокзала Сиркеджи (Sirkeci), что в историческом центре. На таком поезде можно легко доехать до текстильных фабрик в пригороде и до аутлета Оливиум (Olivium). Имейте в виду, что проездной жетон тут отличается от жетонов на городской транспорт и стоит немного дороже – 3 турецких лиры в одну сторону на человека.

  • Стамбульское метро — это самый первый вид транспорта, с которым вы столкнётесь, прилетев в аэропорт Ататюрка, если, конечно, не решите заказать трансфер до отеля (см. ). Второй раз ваша встреча со стамбульским метро произойдет, когда вы снова поедете в аэропорт, возвращаясь домой. И всё! Именно так случается у 99% туристов, которые приезжают в Стамбул. Это подтверждает и то, что в электричках метрополитена вне маршрута из/до аэропорта встреча с иностранцами – большая редкость.
  • Станция метро в аэропорту Ататюрка. Как вы уже успели догадаться, метро в Стамбуле проложено до самого аэропорта Ататюрка. Это очень удобно. Попасть на станцию метро можно как из самого здания аэропорта (двигайтесь из зоны прилёта по указателям), так и войти с улицы.
  • Важно! Метро до второго аэропорта Стамбула Сабиха Гёкчен пока не проложено. Добираться неудобно. Ехать надо на общественном транспорте либо . Вообще, аэропорт Сабиха Гёкчен достаточно неудобный. Однако надо отдать должное, что, как правило, туда и летят очень редко. Имейте это ввиду, когда будете выбирать аэропорт прилета (см. ).
  • Время работы стамбульского метро: с 06.00 утра до 00.00.
  • Интервалы движения поездов меняются в зависимости от загруженности. Обычный режим: 7-10 минут. В часы пик – до 5 минут ожидания.
  • Полную схему метро Стамбула можно скачать . Однако такая схема не очень ценна. Самых важных станций метро для туристов – жизненно необходимых – всего несколько. Эти станции отмечены на схеме ниже и подробно описаны в конце статьи.

  • Линии метро различаются по цветам и имеют обозначения: М1, М2, М3 и т.д. Некоторые линии метро в Стамбуле имеют развилки, то есть раздваиваются, и тогда обозначаются так: М1А, М1B.
  • Оплату лучше всего производить транспортной картой (Istanbul Card) – так значительно экономнее. Стоимость и подробности читайте здесь: Транспорная карта . Карта покупается и пополняется в терминалах на станциях метро. Оплата происходит при прохождении через турникет, когда вы прикладываете карту к считывающему устройству. Можно также проходить по разовому билету, который тоже продается в терминале, но проезд будет в 1,5 раза дороже, нежели по карте. Это очень невыгодно.
  • Остановки метро (станции) разные: есть неглубокие подземные, есть наземные, отдаленно напоминающие платформы для скоростного трамвая.
  • В целом метро в Стамбуле опрятное , на некоторых станциях можно увидеть музыкантов. Чаще всего они были замечены мной на станциях, ближе к историческому центру города.

  • Схема метро есть на каждой станции и внутри электричек. На каждой электричке в метро на световом табло написано, до какой станции она следует. В электричке диктор объявляет станции на турецком языке. Иногда то, что он говорит, непонятно, поэтому следите за тем, где вы едете, по вывескам на станциях.
  • Имейте ввиду! Некоторые ветки метро, как я уже говорил, раздваиваются, то есть имеют развилки. Обозначаются они тогда дополнительной буквой: М1А или М1B. Пользоваться такими линиями надо так: посмотрите, какая конечная остановка у нужной вам ветки, и садитесь на электричку, на которой написана эта станция. Электричка пойдет в нужном направлении. Ещё можно действовать так: доехать до развилки, выйти там и дождаться электрички в нужном направлении.
  • Метро Тюнель (Tünel) . Иногда к метро в Стамбуле причисляют старинную ветку (1875 год открытия), которая называется «тюнель». На самом деле, это одна из веток фуникулёра . Особого практического значения для туристов она не имеет, так как расположена в отдалении от основных туристических маршрутов. Подробнее см. Фуникулёр в Стамбуле .

  • Метро Мармарай (Marmaray) . Это тоже часть метро, но проходит оно под проливом Босфор. Глубина залегания – 60 метров от поверхности Босфора. Время в пути под проливом: 4 минуты. Для достижения основных достопримечательностей не имеет особенного значения. Однако на нём стоит прокатиться, потому что это своеобразная достопримечательность Стамбула – метро проходит под проливом Босфор и является одним из самых глубоких подводных туннелей в мире, к тому же он соединяет Европу и Азию. Самый удобный способ покататься на «подводном метро» такой . Едем на трамвае до остановки Сиркеджи (Sirkeci). Можно, впрочем, прогуляться и пешком – от до Сиркеджи примерно 900 метров. Идти надо вниз вдоль трамвайной линии. Рядом с трамвайной остановкой находится знаменитый старинный железнодорожный вокзал Сиркеджи. Там же расположен вход на станцию Мармарая, которая тоже называется Сиркеджи. Спускаемся, оплачиваем проезд транспортной картой и едем под проливом Босфор до станции Ускюдар (Uskudar).

Связка метро со скоростным трамваем

Само по себе метро в Стамбуле не имело бы особого значения, если бы не было связано станциями пересадки с другими видами транспорта. Дело в том, что, например , из аэропорта Ататюрка до центра города только на одном метро добраться нельзя. Это можно сделать, только пересев на скоростной трамвай. Однако не пугайтесь – это не вызывает проблем , потому что на этом направлении метро и трамвай очень гармонично связаны. На самом деле, не все даже сразу понимают, что едут уже на другом виде транспорта.

Фактически линии скоростного трамвая — это продолжение метрополитена. Пересадка между метро и трамваем бывает двух видов.

  • Короткая пересадка – самая удобная. Вы доезжаете до нужной станции, выходите из электрички метро, по указателям следуете на линию трамвая, проходите турникет, оплачивая проход транспортной картой. И всё! Вы уже на линии трамвая. Всё организовано так, будто вы переходите с одной линии метро на другую, только при этом производите оплату за пересадку. (Кстати, оплата при пересадке происходит со скидкой!). Таким образом, например, организована пересадка на станции Зейтинбурну (Zeytinburnu). Эта станция пересадки полезна нам потому, что через неё мы поедем из аэропорта Ататюрка к отелю до района Султанахмет (исторический центр города).

  • Длинная пересадка – не очень удобная, но в целом тоже несложная. Суть её заключается в том, что вы полностью выходите со станции метрополитена и оказываетесь на улице города. Теперь вам надо пройти по улице на станцию скоростного трамвая. На перрон скоростного трамвая заходите через турникет, приложив карту. Проход также будет засчитан со скидкой. Эта пересадка называется длинной, потому что по улице порой предстоит пройти достаточно далеко. Например, расстояние между станцией метро Аксарай (Aksaray) и станцией скоростного трамвая Юсуфпаша (Yusufpaşa) около 350 метров. Эта пересадочная связка интересна нам, если мы едем с главного автовокзала Стамбула (Otogar) к отелю до района Султанахмет (исторический центр города). Надо понимать, что на такую пересадку необходимо закладывать больше времени, когда планируете маршрут, потому что нужно не только дойти до места, но ещё и разобраться, куда именно идти.

Кстати! Метро в Стамбуле имеет связку не только со скоростным трамваем, но и с метробусом. Это что-то вроде скоростного автобуса, который движется по специальной выделенной полосе, минуя городские пробки. Однако этот вид транспорта для туристов по большому счету бесполезен, он важен для жителей города, которые добираются из спальных районов. Чаще всего вы будете пользоваться скоростным трамваем , метро и паромами .

Важные маршруты на метро в Стамбуле для туристов

Большинство направлений в метро не имеет абсолютно никакого интереса для туристов, потому что они ведут в спальные районы Стамбула. Важных маршрутов всего два.

  • Аэропорт Ататюрка – Исторический центр Стамбула . Этот маршрут – самый востребованный, так туристы добираются из аэропорта имени Ататюрка (станция Ататюрк Хавалимани (Ataturk Havalimani)) до станции Султанахмет (Sultanahmet).

В аэропорту Ататюрка идем на станцию метро Ататюрк Хавалимани (Ataturk Havalimani). Это линия метро М1А . Едем до станции метро Зейтинбурну (Zeytinburnu). Выходим из вагона и совершаем пересадку на скоростной трамвай, станция которого тоже называется Зейтинбурну (Zeytinburnu). Эта линия трамвая Т1 . Далее едем до остановки трамвая Султанахмет (Sultanahmet).

  • Автовокзал – Исторический центр Стамбула . Этот маршрут полезен, если вы приехали в Стамбул на автобусе, либо собираетесь после посещения Стамбула поехать дальше по стране, например, в .

На главном автовокзале города идем на станцию метро Отогар (Otogar). Это линия метро М1А . Едем до станции метро Аксарай (Aksaray). Выходим со станции метро на улицу. Далее переходим на светофоре через бульвар Adnan Menderes Vatan Blv. На другой стороне будет парк. Обойдите парк справа и выйдите на улицу Murat Paşa Sok. Идите по этой улице до пересечения с улицей Turgut Ozal Millet Cad. Как раз на пересечение этих улиц будет остановка скоростного трамвая Юсуфпаша (Yusufpaşa). Время на пересадку (если знаете, как идти) – 5 минут. Если едете первый раз, то заложите ещё минут 15 на то, чтоб «разобраться, как идти». Расстояние, которое надо пройти по улице, около 350 метров. Теперь садимся на скоростной трамвай и едем до остановки Султанахмет (Sultanahmet).

Важные станции метро для туристов

  • Ататюрк Хавалимани (Ataturk Havalimani) – здесь находится главный аэропорт Стамбула, имени Ататюрка.
  • Отогар (Otogar) – здесь находится главный автовокзал Стамбула, который называется Отогар. Отсюда можно уехать путешествовать по стране, например, или в центр страны в .
  • Аксарай (Aksaray) – эта станция метро в Стамбуле имеет пересадку на станцию скоростного трамвая Юсуфпаша (Yusufpaşa). Полезна, когда мы едем из исторического центра на главный автовокзал города.
  • Зейтинбурну (Zeytinburnu) – эта станция метро имеет пересадку на станцию скоростного трамвая, которая тоже называется Зейтинбурну (Zeytinburnu). Полезна, когда мы едем из аэропорта Ататюрка к отелю в исторический центр города в район Султанахмет.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: