«Разве что — коллективное помешательство. «Разве что — коллективное помешательство Трагедия ту 154 над черным

Расшифровка черных ящиков разбившегося возле Сочи самолета Ту-154 показала, что причиной аварии стала ошибка второго пилота и перегрузка.

Стали известны причины, приведшие к : ошибка второго пилота, перепутавшего рычаги управления, а также перегруз.

После полной расшифровки чёрных ящиков разбившегося в конце декабря 2016 года в акватории Сочи Ту-154 - параметрического и речевого - эксперты Минобороны фактически уже точно могут назвать причины авиакатастрофы.

По мнению специалистов, самолёт с пассажирами сгубила совокупность нескольких факторов: борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлёте перепутал рычаги управления шасси и закрылками . Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжёлому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного манёвра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа и разрушился.

Человеческий фактор признан приоритетной версией крушения Ту-154.

"Изученные экспертами Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах данные речевого и параметрического (фиксирующего работу всех агрегатов самолёта) самописцев говорят, что на третьей минуте полёта, когда лайнер находился на высоте 450 метров над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости. Машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками", - цитирует Лайф.ру источник, связанный с изучением причин катастрофы.

По мнению специалистов, это произошло после того, как второй пилот, 33-летний капитан Александр Ровенский, вместо того, чтобы убрать шасси, убрал закрылки.

"От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако сделать этого уже не успел", - добавил источник.

Как выяснилось, ситуацию усугубил перегруз Ту-154. В багажном отсеке всё было заполнено под завязку. Хвостовую часть самолёта потянуло вниз. Спасти машину было нельзя: не хватало скорости и высоты. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился.

Нештатная ситуация стала полной неожиданностью для экипажа: в первые секунды командир самолёта 35-летний майор Роман Волков и второй пилот Александр Ровенский растерялись, однако быстро взяли себя в руки и до последних секунд пытались спасти самолёт.

Из фраз второго пилота и командира корабля становится понятно, что что-то произошло с закрылками, после чего зазвучал сигнал тревоги из-за предельного угла атаки Ту-154.

Расшифровка черного ящика:

Скорость 300... (Неразборчиво.)
- (Неразборчиво.)
- Забрал стойки, командир.
- (Неразборчиво.)
- Ух, ё-моё!
(Звучит резкий сигнал.)
- Закрылки, сука, чё за х**ня!
- Высотометр!
- Нам... (Неразборчиво.)
(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)
- (Неразборчиво.)
- Командир, мы падаем!

Так эксперты поняли, что у самолёта возникли проблемы с закрылками именно по вине экипажа.

Пилоты, летавшие на Ту-154, подтверждают выводы экспертов Минобороны о том, что причиной катастрофы могла стать ошибка пилотов.

"У "Туполева" рукоятки уборки шасси и закрылков сделаны на козырьке кабины пилотов, между ними, над лобовым стеклом. Перепутать их можно, особенно если второй пилот, сидящий справа, в обязанности которого входит управление закрылками и шасси во время взлёта, устал. От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, ударился о воду, и у него отвалилась хвостовая часть", - рассказал заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который сам восемь лет отлетал на Ту-154.

Эту версию считает допустимой и лётчик-испытатель Герой России Магомед Толбоев.

"На панели управления Ту-154 тумблеры закрылков и шасси находятся над лобовым стеклом. Закрылки - слева, шасси - справа. За них отвечает второй пилот, который сидит в кресле справа. Не исключено, что пилот мог перепутать рычаги или отвлечься на что-то, поэтому самолёт взлетал с выпущенными шасси и убранными закрылками", - заявил Толбоев.

По словам Толбоева, нельзя исключать ещё и такой версии, что после взлёта экипаж превысил скорость и механизм закрылка разрушился, из-за чего лайнер свалился вправо, потерял скорость и рухнул в воду.

Ещё одним фактором катастрофы Ту-154 в Сочи могло стать отсутствие у командира корабля и второго пилота достаточных знаний, как действовать в экстремальной ситуации.

"Скорее всего, ни командир самолёта Роман Волков, ни второй пилот Александр Ровенский, закончившие военные училища в начале нулевых годов, не проходили специальной лётной подготовки", - говорит источник в комиссии по расследованию катастрофы в Сочи.

По его словам, если бы пилоты прошли специальную подготовку пилотирования в экстремальных ситуациях в Липецком авиацентре переподготовки военных пилотов или в ЛИИ имени Громова, то, возможно, катастрофы можно было бы избежать.

"В военных училищах, которые закончили пилоты, их вряд ли обучали, как при сбое работы закрылков на малых высотах выставить их на обратный выпуск, чтобы вывести лайнер из запредельного угла атаки", - пояснил эксперт.

Кроме того, инженеры Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах не исключают, что, когда экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, у него был хороший шанс на спасение, если бы не перегруз.

"О перегрузе свидетельствует тот факт, что, когда самолёт начал терять высоту, первой о воду ударилась именно хвостовая часть, которая отвалилась, а затем машина правым крылом зацепила воду и рухнула в море", - отметил источник в Минтрансе РФ.

По его словам, нельзя исключать, что багажный отсек просто перегрузили.

"Ведь это был чуть ли не последний вылет гражданского борта в Сирию, и родственники и сослуживцы находящихся в командировке военных могли упросить руководство аэродрома и экипаж взять на борт лишнего. А во время полёта и после посадки в Сочи груз могло растрясти. Во время взлёта из Сочи груз сдвинулся в хвостовую часть лайнера, и машину при внештатной ситуации с закрылками потянуло вниз", - говорит эксперт.

Катастрофа с Ту-154 Б-2 с бортовым номером RA-85572 Минобороны произошла 25 декабря 2016 года. Это было в 5:40 утра по московскому времени в 1,7 километра от побережья Сочи. Борт Минобороны летел в сирийский Хмеймим с аэродрома Чкаловский, а в Сочи он только дозаправлялся. На борту лайнера находилось 92 человека. Через несколько минут после отрыва от полосы самолёт пропал с экранов радаров.

Разбившийся лайнер базировался на подмосковном аэродроме Чкаловский и входил в состав ФГБУ "Государственная авиакомпания "223-й лётный отряд" Минобороны, осуществляющий перевозку военнослужащих.

Модификация Ту-154 Б-2 рассчитана на перевозку 180 пассажиров экономического класса и выпускалась с 1978 по 1986 год. Всего было построено 382 самолёта. С 2012 года гражданские авиакомпании России не эксплуатируют Ту-154 Б-2.

МОСКВА, 25 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Декабрь 2016-го оставил в историческом календаре России очередную страшную дату. Ровно год назад над Черным морем Катастрофа унесла жизни 92 человек. Летчиков, наших коллег журналистов, знаменитого врача-волонтера Елизаветы Глинки. И 64 военных музыкантов Академического дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александра Александрова. Двадцать пятого декабря 2016 года легендарный коллектив потерял своих лучших солистов, первый состав. Пассажиры военного рейса летели на авиабазу Хмеймим, чтобы поздравить с наступающим Новым годом российских солдат и офицеров, второй год освобождавших Сирию от террористов. Причины катастрофы не выяснены до конца и сегодня. Об актуальных версиях — в материале РИА Новости.

Старый, но надежный

Борт RA-85572 сложно было назвать новым. Его построили на Куйбышевском авиационном заводе в 1983 году. К декабрю 2016-го 33-летний Ту-154 успел налетать 6689 часов. Впрочем, для самолетов этого типа предельный возраст — 40 лет, а ресурс — 60 тысяч летных часов. За все время эксплуатации он ни разу серьезно не ломался, а последний плановый ремонт прошел в 2014 году. За несколько дней до катастрофы с бортом возникли некоторые трудности — аэродромные службы обнаружили течь топлива из крыльевого бака. Но неполадки были оперативно устранены, работы — приняты военной приемкой. Перед вылетом 25 декабря 2016 года борт прошел все необходимые проверки, его признали полностью исправным и готовым к длительному перелету.

Самолет взлетел после дозаправки в аэропорту Сочи в 05:25 по московскому времени. Лайнер пилотировал 35-летний майор Роман Волков, налетавший за свою практику более трех тысяч часов. Погодные условия в то утро были благоприятными: видимость — около 10 километров, температура воздуха минус пять градусов, высота нижней границы облаков — 1000 метров, скорость ветра не превышала четырех метров в секунду. Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы (ВПП) произошел на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 километров в час. Экипаж сделал два поворота на 90 градусов вправо по борту и взял курс на восток. В 05:27 Ту-154 пропал с экранов радаров и упал в море в 1,6 километра от берега и в шести километрах от края ВПП. Полет продлился всего 70 секунд.

Вскоре после трагедии военный следственный отдел Следственного комитета (СК) по Сочинскому гарнизону возбудил уголовное дело по статье 351 УК России — "Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия". Позднее дело передали в центральный аппарат СК. Оперативное сопровождение расследования взяла на себя ФСБ России. Кроме того, была создана комиссия Минобороны во главе с замминистра, генералом армии Павлом Поповым. Как сообщил в конце декабря начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил генерал-лейтенант Сергей Байнетов, изначально отрабатывалось более 15 версий крушения самолета. Позже их количество уменьшилось.

Человеческий фактор

Первые версии причин крушения на следующий день после авиакатастрофы озвучила ФСБ России: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования или техническая неисправность самолета. Представители следствия подчеркнули, что борт не перевозил грузов военного или двойного назначения. Признаков совершения диверсии или теракта также не было обнаружено. В Сочи на борт самолета поднимались только два пограничника и таможенник.

Экспертное сообщество тоже озвучило несколько версий, в том числе и достаточно экзотических. В частности, предполагалось, что по Ту-154 могли открыть огонь из переносного зенитно-ракетного комплекса, что повлекло за собой разрушение планера в воздухе. Кроме того, специалисты не исключали, что роковую ошибку мог совершить второй пилот Александр Ровенский, перепутавший рычаги управления шасси и закрылками. По этой причине самолет не смог набрать высоту, начал падать и ударился хвостовой частью о воду.

Минобороны назвало возможную причину катастрофы Ту-154 над Черным морем По мнению комиссии по расследованию авиапроисшествия, самолет мог разбиться из-за ошибочных действий командира экипажа в результате "нарушения пространственной ориентировки".

Позже специалисты изучали вопрос загруженности судна. В апреле в СМИ появилась информация о том, что крушение могло произойти из-за перегруза лайнера. Тогда журналисты утверждали, что вместо нормативных 98 тонн вес самолета при взлете якобы составил более 110 тонн. В результате Минобороны не нашло "нарушений действующих требований, касающихся рассадки пассажиров в салоне Ту-154, а также загрузки и центровки перевозимого груза".

"По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки — ситуационной осведомленности командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям", — в конце мая озвучили свою версию представители военного ведомства.

Точку ставить рано

Ранее к схожим выводам пришли журналисты газеты "Коммерсант", опубликовавшие собственное расследование, подкрепленное комментариями информированных источников. Утверждалось, в частности, что пилот Роман Волков стал испытывать затруднения в определении своего местоположения еще на земле — он никак не мог понять, с какой из двух полос ему предстоит взлетать. По данным издания, командир воздушного судна перестал ориентироваться в пространстве сразу после взлета. Вместо того чтобы довериться показаниям приборов, как того требуют все летные инструкции, пилот Волков стал полагаться на собственные физиологические ощущения. Вестибулярный аппарат "сообщил" ему, что машина слишком быстро набирает высоту, поэтому майор начал опускать нос самолета. Это, как пишет "Коммерсант", и привело к крушению.

Впрочем, поставить точку в выяснении причин катастрофы должен Следственный комитет, который уже несколько раз продлевал сроки расследования. В прошлую среду знакомый с ситуацией источник сообщил РИА Новости, что специалистам понадобится еще несколько месяцев. По его словам, неоднократные приостановки обусловлены необходимостью проведения дополнительных следственных действий и сбора исчерпывающих доказательств по уголовному делу.

"Вполне возможно, что это — не последнее продление срока следствия в связи с тем, что сейчас проводится сложная экспертиза, завершить которую в короткие сроки не представляется возможным", — подчеркнул источник.

Ту-154 Минобороны России направлялся с подмосковного аэродрома Чкаловский в Сирию. По пути лайнер приземлился в Адлере для дозаправки, а вскоре после взлета упал в море. Когда борт пропал с экранов радаров, в Москве была половина шестого утра.

Последний полет разбившегося Ту-154 продолжался всего около двух минут. Он не успел даже набрать высоту. Ночью военный борт вылетел из подмосковного Чкаловского. В аэропорту Сочи была промежуточная остановка – для дозаправки. Около половины шестого утра он поднялся в воздух, чтобы взять курс на Сирию.

«В 5:25 при выполнении планового перелета с аэродрома Адлер после взлета в 5:27 пропала отметка с радаров самолета Ту-154 Минобороны. По уточненной информации, на борту находилось 8 членов экипажа и 84 пассажира», - сообщил Игорь Конашенков.

Первое время источники сообщали, что самолет разбился в горах, однако вскоре стало известно, что он упал в море. А затем первые результаты дала поисковая операция. В воде спасатели обнаружили обломки лайнера и вещи пассажиров. А после и сам самолет – в полутора километрах от берега на глубине около 70 метров. Военные и спасатели почти сразу признали: никто из находившихся на борту не выжил. При таком крушении у людей практически не было шансов. Сейчас район катастрофы тщательно прочесывают корабли и вертолеты. В поисках задействованы более трех тысяч человек. К этому моменту уже найдены тела десяти погибших.

«Сформирован район поиска площадью 10,5 квадратных километров. Район разбит на сектора и распределен между задействованными силами. Поиск организован в круглосуточном режиме. Для подсвечивания береговой линии в темное время направлены прожекторные установки и спецтехника. В поисках задействовано 27 кораблей и судов. 37 водолазов, 4 вертолета, беспилотные летательные аппараты и телеуправляемые глубоководные аппараты», - сообщил начальник Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ Игорь Конашенков.

На видеокадрах, судя по всему, тот самый разбившийся в Черном море самолет, с бортовым номером 85572. Выпущен в 1983 году. Общий налет - семь тысяч часов. Последний ремонт прошел в 2014-м. В сентябре этого года – плановое техническое обслуживание. За штурвалом был опытный пилот Роман Волков, военный летчик первого класса.

«Для расследования авиакатастрофы создана оперативно следственная группа. Так же к месту крушения самолета по поручению председателя выдвинулась группа следователей и криминалистов центрального аппарата СК России», - сообщила и.о. руководителя Управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета РФ Светлана Петренко.

Известно, что погода в Сочи утром была хорошей, и едва ли катастрофа могла произойти из-за неблагоприятных метеоусловий. В качестве возможных причин называют ошибку пилотирования и критическую неисправность на борту. Причем последняя версия сейчас считается основной.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Эксперты указывают, что самолетом управлял очень опытный экипаж

Самолет Ту-154 министерства обороны России разбился утром в воскресенье над Черным морем. Крушение произошло через несколько минут после вылета из аэропорта Сочи, где борт останавливался на дозаправку, перед тем как продолжить путь на российскую авиабазу Хмеймим в Сирии.

Российские власти заявляют, что изучают все возможные версии произошедшего, однако ФСБ настаивает, что никаких признаков того, что это был теракт, пока не найдено.

На борту находились 92 человека, в том числе артисты хора ансамбля имени Александрова, глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка и девять сотрудников федеральных телеканалов.

Валерий Шелковников, член правления всемирного Фонда безопасности полетов:

"Всё, с одной стороны, просто. Расследователи авиационных происшествий всего мира в своей работе основываются на трех основных вещах: человек, машина и окружающая среда.

Насчет человека: вчера замначальника службы безопасности полетов авиации вооруженных сил Байнетов Сергей Дмитреевич сообщил, что командир экипажа был очень опытным человеком.По военным меркам, три тысячи часов налета - это подготовленный пилот.

Машина. 1983-го года. Старая машина или стареющая? Но американский Б-52 летает около 50 лет. Я знаю американские грузовые компании, которые используют самолеты Боинг 747 45-летнего возраста. И такого много. Есть специальная концепция использования старых и стареющих воздушных судов. Если за ними следить, то они продолжают успешно летать. Единственное препятствие - дорогое обслуживание.

Я был на Аляске, там есть компания "Алеутские реки", может быть я ошибаюсь в названии, - я сам летал на DC-3, он перевозит там рыбаков, местное население. Но это же самолет Второй мировой войны!

Вчера мой друг, бывший шеф-пилот компании FinnAir Урпо Коскела прислал мне свою версию - обледенение. Он говорит, что крыло обледенело. Хотя в Сочи было тепло, +3 или +4, но топливо было холодное. Вот он такую версию рассматривает.

Обледенение - очень опасная вещь. Они могли не обнаружить, и на крыле, на хвостовом оперении мог образоваться лед, а лед сразу нарушает аэродинамику. Теряет управление мгновенно.

Если вы слышали радиообмен, то диспетчер старта спрашивает: "Откуда рассчитываете взлет?"

Экипаж отвечает: "От начала (полосы), тяжелый". То есть, у него всего-то полсалона пассажиров; что у него в багажных отсеках - одному ему известно. Наверное, заправились "под завязку" топливом, а в таких ситуациях, как вы знаете, даже немножко льда на крыле - это конец.

Пилот, правда, ничего не сказал в эфир. Ящики найдут, тогда по внутрикабинным разговорам мы что-то сможем определить.

Теракт - этот вариант там тоже рассматривается. Но в Сочи аэропорт, который готовили к Олимпийским играм. Олимпийские игры провели без сучка и задоринки, с точки зрения авиционной безопасности. Я совсем недавно был там - там тщательно проверяют пассажиров. Может быть, менее тщательно, чем в израильском аэропорту, но…

Можно рассматривать версию, что кто-то сбил самолет из ПЗРК. Может такое быть. Когда мы летали в Афганистан на самолетах Ту-154 и Ил-76, то на самолетах устанавливались так называемые "тепловые ловушки", чтобы избежать воздействия душманских ПЗРК.

С консолей крыльев каждые пять секунд выпускалась ракета, и температура этой ракеты была больше, чем температура выхлопных газов двигателей самолета. И ПЗРК стала неэффективной.

А сейчас обстановка очень серьезная, надо самолеты предохранять от этого дела. Израильские коллеги прислали информацию о решении их правительства оснастить парк гражданских воздушных судов системами защиты от потенциальных угроз переносных зенитно-ракетных комплексов.

Но это всё версии. Версий много".

Урпо Коскела, бывший шеф-пилот компании FinnAir:

"Я посмотрел на климатические условия в Сочи на момент аварии. Если самолет прибыл в Сочи после большого перелета (из Москвы и так далее), то топливо в крыле стало холодным (так называемый "эффект переохлажденного крыла").

Пока самолет стоял на перроне, над холодной верхней поверхностью крыла образовался микроклимат. Влага над холодной верхней поверхностью крыла оседала на нее, создавая слой прозрачной наледи, который очень трудно заметить, если вы не знаете об этом заранее (обнаружить такой лед можно только наощупь). Этот слой прозрачной наледи существенно ухудшает аэродинамические характеристики крыла при взлете. Самолет может резко потерять скорость и перевернуться, особенно на вираже.

Со мной один раз так произошло во время испытаний. В "Дуглас эйркрафт" сначала отвергали возможность появления наледи на крыльях, но поверили, когда я им предъявил фотографии.

Я рассказал об этом случае на своей лекции в Лос-Анджелесе. Но из шестисот человек, присутствовавших на ней, мне поверили буквально единицы.

Мои слова нашли подтверждение после того, самолет DC-9 компании SAS совершил аварийную посадку за взлетной полосой аэродрома из-за отказа обоих двигателей. Оказалось, что во время увеличения угла атаки для создания подъемной силы, когда крыло изгибается, эта наледь попала в двигатели, которые тут же заглохли.

Если так произошло в Сочи, обнаружить это будет уже невозможно - лед ведь уже растаял. Но я думаю, над этой версией стоит серьезно подумать, не так ли?"

Виктор Саженин, заслуженный пилот России:

"Теоретически [у Урпо Коскела] изложено всё верно, но применить к данному конкретному случаю невозможно.

Если бы самолёт набрал льда ещё при заходе на посадку в Сочи, то экипаж уже тогда бы почувствовал ухудшение аэродинамических характеристик самолёта и потребовал бы обработку самолёта на земле противообледенительной жидкостью.

Температура заправляемого топлива наверняка была положительной, а не отрицательной, как пишет автор. Мы с вами знаем климатические условия в Сочи, а температура наружного воздуха была там +5 градусов. Лёд на крыле (если он там был) точно бы уже растаял за время заправки и стоянки самолёта на перроне.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption К этому моменту спасателям удалось обнаружить тела только 10 человек

Падение температуры топлива на пять градусов в час не является корректной, это больше зависит от температуры воздуха за бортом и наличии или отсутствии инверсионного слоя. А самолёт провёл в воздухе всего две минуты".

Вадим Лукашевич, независимый авиационный эксперт:

"Остаются версии, которые были названы еще вчера - это техническая неисправность и теракт. Возможно, столкновение с птицами, какое-то внешнее воздействие, но не враждебное, природное.

Я менее всего склонен верить версии ошибка пилотирования. Потому что, как выяснилось, командир экипажа, пилот, имеет налет около трех тысяч часов и выполнял целый ряд функций. В частности, по свидетельству космонавта Павла Виноградова в "Фейсбуке", я прочитал, что они были знакомы, потому что этот пилот неоднократно возил космонавтов и космических специалистов на Байконур и назад.

А эти задачи доверяют только очень высококлассным пилотам. Там же, когда летят на Байконур, то на случай каких-то непредвиденных ситуаций основной экипаж летит одним самолетом, а дублирующий экипаж летит другим. Специально для того, что если основной экипаж, не дай бог, погибнет в авиакатастрофе, то полетит дублирующий экипаж.

Это я говорю о том, насколько высоки требования безопасности к транспортировке экипажей из Центра подготовки космонавтов в Щелково под Москвой в Байконур. И если такой человек возил этих людей, то вы понимаете, что это пилот высочайшего класса. Я не думаю, что здесь ошибка пилотирования.

(О версии обледенения)

Почему нет? Ведь самолет обледеневает не в самом Сочи, а обледеневает сразу после взлета. Можно вспомнить гибель Боровика, журналиста, который разбился на Як-40 в Москве.

Но я думаю, что, наверное, это маловероятно, потому что это, во-первых, все-таки Сочи и температура там была существенно выше ноля. И он не успел набрать большую высоту - там бы, где началось интенсивное обледенение.

Хотя черт его знает… Но мне эта версия не кажется такой уж вероятной. Теоретически это возможно. Но теоретически может быть и так: он делал разворот, груз в багажном отсеке сорвался почему-то, лег на один борт, возник крен. Но это, знаете, сильно притянутые за уши версии.

(О молчании пилотов перед крушением)

В крайней ситуации пилотам, как правило, нужна некая помощь "земли". Яркий пример - "Чуда на Гудзоне", когда летчики тут же запросили посадку и так далее. Конечно, когда возникает какая-то очень быстротекущая ситуация, которая развивается пять, десять, двадцать секунд, все равно у летчика есть возможность нажать аварийную кнопку.

Я бы не сказал, что версия теракта - основная. Есть косвенные свидетельства, но на них сложно опираться. Например, называется большой разлет обломков, полтора километра. Но как я понимаю, если бы это было на поверхности земли - да. А это непонятно где. Если это на морском дне - тоже да. А если имеются в виду обломки, которые просто плавают под действием ветра и течений, то это как раз-таки нет.

Естественно, летчики вот ничего не сказали - это непонятно. То есть есть факторы, которые говорят в пользу версии теракта, но сейчас говорить, что это основная версия, преждевременно".

В пятницу, 30 декабря, стало известно, что поиски тел жертв авиакатастрофы продолжатся до 9 января. Ранее специалисты завершили основную фазу поисково-спасательной операции на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море.

По данным Министерства обороны России, изначально рассматривалось свыше 15 версий крушения авиалайнера, но сейчас их вдвое меньше. При этом не снимается со счетов версия теракта, хотя взрыва на борту самолета не было.

После предварительных расшифровок первого накопителя мы сделали выводы, что взрыва на борту не было. Теракт - это же не только взрыв, могут быть и другие причины, поэтому эту версию мы не снимаем, - пояснил начальник службы безопасности полетов авиации воздушных сил (ВС) РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов.()

Напомним, в воскресенье, 25 декабря, примерно в 5.40 по московскому времени в Черном море упал РФ Ту-154. В 1,5 километрах от побережья Сочи на глубине 50-70 метров были найдены обломки авиалайнера.

По факту крушения Ту-154 Следственный комитет РФ возбудил о нарушении правил полетов.

Как сообщил источник в экстренных службах, поиски жертв авиакатастрофы Ту-154 будут продолжаться до 9 января включительно. ()

20 тысяч сербских болельщиков спели песню в память о жертвах авиакатастрофы перед баскетбольным матчем сербского клуба "Црвена Звезда" и российского ЦСКА. ()

Семья доктора Лизы планирует похоронить ее на Новодевичьем кладбище. ()

Министерство обороны России окажет помощь семьям военнослужащих, погибших в авиакатастрофе самолета Ту-154 в Черном море.()

Первые похороны жертвы авиакатастрофы Ту-154 прошли в Мытищах. По словам замминистра обороны РФ Николая Панкова, в среду похоронена была помощница директора департамента культуры Минобороны РФ Оксана Батрутдинова.

Экипаж потерпевшего крушение Ту-154 был готов к проведению полета, уровень его квалификации соответствовал выполнению полетного задания, сообщил Байнетов.

Министерство обороны РФ пока не исключает версию теракта на борту Ту-154, сообщил журналистам начальник службы безопасности полетов Вооруженных сил РФ Сергей Байнетов.

«После предварительных расшифровок первого накопителя мы сделали выводы о том, что во всяком случае взрывов на борту не было. Но теракт может быть совершен и по-другому, и пока мы эту версию не снимаем», - сказал он.

Минобороны РФ: Полеты самолетов типа Ту-154 приостановлены

13 погибших в катастрофе Ту-154 будут похоронены на федеральном военном кладбище в Подмосковье

Сбербанк спишет долги по кредитам погибших при крушении Ту-154. Об этом журналистам сообщил министр транспорта России Максим Соколов.

Минобороны опровергло данные о третьем черном ящике у разбившегося Ту-154

Минобороны РФ: Полеты самолетов типа Ту-154 приостановлены

Специалисты начали генетическую экспертизу тел погибших в ЧП с Ту-154

На сочинском берегу началась выкладка основных фрагментов упавшего Ту-154

По словам главы Минтранса РФ Максима Соколова, предварительные данные экспертиз по крушению Ту-154 могут получить в январе ().

Наиболее крупные фрагменты самолета Ту-154, потерпевшего крушение в Черном море, были обнаружены с помощью космического мониторинга места катастрофы, сообщил в четверг замглавы МЧС Александр Чуприян.

Министр транспорта заявил о нештатной работе техники на борту Ту-154.

Специалисты Росморречфлота завершили поиски на месте крушения Ту-154 в Сочи.

Тела 19 погибших при крушении Ту-154 подняты на поверхность.

Несколько останков тел погибших при крушении самолета Ту-154 Минобороны РФ обнаружены в береговой черте в Адлере.

Комиссия по расследованию катастрофы самолета Ту-154 рассматривает около семи версий произошедшей трагедии, приоритетной нет. Об этом сообщил начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов.

Разбившийся под Сочи самолет Ту-154 практически полностью разрушился, сообщил на пресс-конференции в четверг глава Минтранса РФ Максим Соколов.

Водолазы МЧС прекратили поисковые работы на месте крушения Ту-154. Спасатели совершили более 140 погружений и подняли тысячи фрагментов Ту-154.


Люди несут цветы и свечи к площади Южного мола морского порта в память о жертвах крушения ТУ-154 в Сочи

Расшифровка бортовых самописцев будет завершена в ближайшее время, возможно 30 января. Состояние обоих ящиков хорошее, сообщили в Минобороны.

Источник отметил, что пленка третьего бортового самописца разбившегося самолета деформирована, но подлежит частичной расшифровке.

Все обнаруженные обломки самолета Ту-154 подняты из воды, сообщает собеседник агентства.

Источник сообщил, что третий черный ящик Ту-154 разрушен.

Активная фаза поисковой операции в акватории Черного моря завершена. На поверхность воды подняты практически все элементы разбившегося самолета, сообщил ТАСС источник в штабе поисковой операции.

Гергиев и оркестр Мариинки исполнят Реквием Верди в память о жертвах катастрофы Ту-154.

Во­до­ла­зы Юж­но­го ре­ги­ональ­но­го по­ис­ко­во-спа­са­тель­но­го от­ря­да и Цен­тра по про­ве­де­нию спа­са­тель­ных опе­ра­ций осо­бо­го рис­ка «Ли­дер» МЧС Рос­сии под­ни­ма­ют со дна Чёр­но­го мо­ря у берегов Сочи об­ломки са­мо­лё­та Ту-154. В по­ис­ко­вой опе­ра­ции при­ни­ма­ют учас­тие бо­лее 3,5 ты­сяч че­ло­век и свы­ше 500 еди­ниц тех­ни­ки, - сообщил "ВМ" журналист Юрий Иващенко из Сочи. - Второй бортовой самописец был об­на­ру­жен се­год­ня и доставлен на берег око­ло 12 ча­сов. Работу спасателей по поиску фрагментов разбившегося самолёта и тел погибших в авиакатастрофе 25 декабря осложнила непогода. 28 декабря пошел сильный дождь с градом, а также усилился ветер.


Москвичи принесли цветы к офису международной общественной организации «Справедливая помощь» в память об Елизавете Глинке (Доктор Лиза), погибшей в авиакатастрофе Ту-154

ФОТО: Михаил Воскресенский/РИА Новости

Крушение самолета Ту-154 в Сочи могло произойти в результате человеческого фактора и технической неисправности. Предположение озвучено в оперативном штабе после изучения данных второго «черного ящика».()


Спасатели продолжают поиск фрагментов самолета в Черном море

МЧС Абхазии привлекло авиацию для поиска в акватории Гагры останков погибших в крушении ТУ-154 под Сочи, - сообщает для "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - В небе работают два вертолёта - Ми-2 и Ми-8. Они ищут мелкие фрагменты тел и личные вещи, которые могло принести в территориальные воды Абхазии верхними течениями. Помимо авиации, в поисковой операции от Абхазии задействовано 82 спасателя, которые прочесывают берег, два катера.

Министр обороны РФ, генерал армии Сергей Шойгу заявил, что выплаты материальной помощи в размере 5,8 млн рублей семьям погибших при крушении Ту-154 начнутся сегодня, 28 декабря.


Батискаф (слева), предназначенный для работ по поиску самолета Ту-154, в Имеретинском порту города Сочи

В ближайшее время специалисты начнут выкладку фрагментов Ту-154.

В Минобороны уточнили, что на месте крушения Ту-154 найдены 15 тел и 239 фрагментов.

На данный момент на поверхность подняты всего 17 тел погибших, 13 из них уже доставлены в Москву.

В 11 часов 50 минут к берегу Адлера подплыл катер со вторым "черным ящиком", и несколько сотрудников МЧС понесли его в штаб, расположенный на улице Просвещения, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко.


Поисково-спасательные работы у побережья Черного моря, где потерпел крушение самолет Минобороны РФ Ту-154

ФОТО: Владимр Веленгурин/Пресс-служба МЧС РФ/РИА Новости

В настоящее время 45 морских судов обследуют более 100 квадратных километров акватории, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - При обследовании дна сотрудники МЧС используют гидролокаторы бокового обзора.

К поисковой операции привлечена и авиационная группа. В неё входят 15 самолетов, 16 вертолетов и беспилотники. Воздушными судами обследована территория в 240 квадратных километров. За последнее время найдено много личных вещей погибших. Наземные поисковые группы патрулируют побережье. Полиция ограничивает доступ на пляжи в Хостинском и Адлерском районах, куда течением может вынести фрагменты разбившегося лайнера. Всего в поисковой операции принимают участие 3600 человек и свыше 500 единиц техники, в том числе управляемые аппараты «Фалькон».

Со дна моря подняли второй "черный ящик" ().

Последний матч календарного года для сочинских хоккеистов начнется 28 декабря с минуты молчания.

– Соперником «Леопардов» станет московский «Спартак», – сообщил «ВМ» сочинский журналист Юрий Иващенко. – У каждого игрока будет траурная повязка в память о погибших в авиакатастрофе Ту-154.

В связи с трагедией, случившейся с самолетом Ту-154 в минувшее воскресенье, администрация Сочи приняла решение отменить новогоднее праздничное мероприятие на площади Флага в ночь с 31 декабря на 1 января, - сообщил сочинский журналист Юрий Иващенко.

Один из пилотов во время падения самолета воскликнул о неисправности закрылков самолета. Затем послышался сигнал о сближении с землей и после - крик: "Командир, мы падаем!" ().


Черный ящик был обнаружен в ходе поисковых операций

ФОТО: Пресс-служба МЧС РФ/РИА Новости

Специалисты подняли тела еще двух погибших ().

Водолазы обследуют хвостовую часть и хвостовое оперение самолета. Там находятся параметрические "черные ящики", которые пока не подняты на поверхность.

За время поисков, по словам источника в оперативном штабе, уже удалось найти более 1,5 тыс. обломков Ту-154, со дна подняли уже треть из них.

Спасатели обнаружили на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море еще три тела погибших, общее число найденных тел увеличилось до 15.

Росморречфлот приостановил поиски на месте крушения Ту-154 из-за волн

Специалисты обнаружили большое скопление обломков потерпевшего крушение самолета Ту-154 и фрагментов тел.

– Обнаружено большое скопление обломков самолета и фрагментов тел на участке шириной от 2,5 до 5 метров и протяженностью 200 метров, – сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко.

По его словам, три обломка нашли "на расстоянии 4,5 километра от берега на глубине около 20 метров". Размеры одного из них - 2 на 3 метра, второго - более 60 метров в длину, а третьего - около 5 метров в длину.

Система опознавания "свой-чужой" обнаружена на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море, на поверхность она еще не поднята


Ранее сообщалось, что специалисты обнаружили 17 тел и 223 фрагмента погибших.

Согласно данным оперативного штаба, крушение Ту-154 произошло от потери подъемной силы крыла.

Предположительно, на борту рассогласованно сработали закрылки, в результате их невыхода подъемная сила была потеряна, скорость была недостаточной для набора высоты, и самолет свалился, - сообщили в оперативном штабе.().

Новые очевидцы катастрофы самолета Ту-154 Минобороны над Черным морем установлены и допрошены. Об этом сообщила представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко.

Состояние двух бортовых самописцев Ту-154 приемлемое, они подлежат расшифровке, сообщил "Интерфаксу" источник в оперативном штабе по ликвидации последствий ЧС.

Мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление городского правительства об организационных мероприятиях в связи с крушением самолета Ту-154 в Краснодарском крае 25 декабря.

Самолет Ту-154 Минобороны РФ, потерпевший катастрофу 25 декабря, упал в Черное море на скорости более 500 км/ч, в момент трагедии он пытался совершить маневр вправо и летел с сильно задранным носом. Об этом сообщил ТАСС источник в силовых структурах.

Cпециалисты приступают к расшифровке "черного ящика" с разбившегося самолета Ту-154, версия о некачественном топливе рассматривается в рамках расследования, заявил глава Минтранса Максим Соколов.

У сочинского морского порта недавно прошел городской митинг в память о жертвах авиакатастрофы Ту-154, на который собрались сотни людей с цветами и венками. На большой экран на площади до сих пор выводят фотографии и имена жертв трагедии, также звучат музыкальные композиции, которые исполнял ансамбль имени Александрова, - рассказал Юрий Иващенко.

Учредитель хосписа в селе Михайловское Северского района Краснодарского края Сергей Суслов принял решение назвать учреждение в честь погибшей при крушении Ту-154 в Сочи Елизаветы Глинки, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - Доктор Лиза 1 марта этого года была здесь и говорила, что в хосписе любят пациентов.

Погода пока позволяет продолжать поисковые работы, - передает из Сочи журналист Юрий Иващенко. - Опускать водолазов и батискафы по данным спасательной службы Росморречфлота можно с высотой волны до полутора метров. В настоящий момент высота волны достигает одного метра. Ухудшение погоды ожидается завтра, 28 декабря. Поэтому специалисты торопятся провести как можно больше подводных операций. Дно в зоне поиска было разбито на 15 участков, и за вчерашний день успели проверить 7 из них.

На дне моря были найдены еще три фрагмента самолета, в том числе двигатель и стойка шасси, - сообщает ВМ " сочинский журналист Юрий Иващенко. - Сейчас ведутся работы по их подъему и доставке на берег. В основном секторе поиска продолжают работать 98 водолазов и 14 различных глубоководных аппаратов. Сегодня погода в Сочи пока не мешает поисковикам: северо-западный ветер (8–10 м/с), дождя пока нет, видимость хорошая, волнение моря составляет 3–4 балла.

Минобороны сообщило об обнаружении еще трех фрагментов Ту-154, в том числе двигатель, стойка шасси и элементы обшивки.

Обнаруженный ранее "черный ящик" доставлен в Люберцы. Специалисты оценили состояние контейнера как удовлетворительное.

Источник назвал возможные сроки расшифровки черных ящиков Ту-154. По его словам, получить информацию с бортовых самописцев можно будет в течение суток, так как их магнитная лента находится в хорошем состоянии, передает РИА Новости .

2 января в Российской академии музыки имени Гнесиных пройдет концерт памяти погибших в авиакатастрофе.

Сейчас в Сочи работают 39 морских судов - они обследовали более 100 км² акватории, - сообщил "ВМ сочинский журналист Юрий Иващенко. - К работе приступили два глубоководных батискафа Русского географического общества. Их главная задача - детальная разведка участка дна размером 1 на 3 километра по направлению предполагаемого разброса обломков.

По информации МЧС в поисковую авиационную группу входят 15 самолетов, 16 вертолетов и беспилотные аппараты - они обследовали в Сочи свыше 240 км² морской поверхности.

Обнаруженный утром телеуправляемым аппаратом «Фалкон» на глубине 17 метров в 1600 метрах от берега с"чёрный ящик" в ближайшие часы доставят самолетом в подмосковные Люберцы, где находится Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил, - сообщает "ВМ" из Сочи журналист Юрий Иващенко.

На фрагментах самолета Ту-154, потерпевшего катастрофу на Черном море, а также поднятых из воды телах погибших, на данный момент не обнаружено следов взрывчатки и повреждений, свидетельствовавших о внешнем воздействии, сообщили источники, знакомые с ситуацией.

Глава Минобороны Сергей Шойгу поручил выделить семьям погибших в авиакатастрофе сотрудников ансамбля имени Александрова 70 квартир. Он также подчеркнул, что ведомство делает все для расследования причин трагедии.

Патриарх Кирилл называет жертв катастрофы Ту-154 символами национальной жизни и гордости.

Водолазы совершили более 70 погружений на месте крушения Ту-154.

Росморречфлот обследовал всю поверхность моря в районе падения Ту-154.

На дне моря нашли семь крупных обломков самолета. Четыре из них уже подняли, остальные три достанут сегодня.

По словам источника, контейнеры с бортовыми самописцами достаточно герметичны, чтобы пролежать в воде более 36 часов. Однако он отметил, что желательно достать их именно в течение этого времени.

В оперативном штабе на месте ЧС сообщили, что первые данные с основного бортового самописца разбившегося Ту-154 могут появиться к пятнице.

"Черный ящик", найденный на месте крушения самолета Минобороны, внешне не пострадал, сообщил источник в экстренных службах.

Тела еще двоих погибших найдены на месте крушения Ту-154

Полеты самолетов Ту-154, которые эксплуатируются российскими силовыми ведомствами, приостановлены до выяснения причин крушения над Черным морем, сообщил "Интерфаксу " во вторник источник, знакомый с ситуацией.

Стало известно, что Министерство обороны привлекло к поискам обломков самолета и бортовых самописцев уникальные буксиры «Краб» и «Афалина», - сообщает "ВМ" из Сочи журналист Юрий Иващенко. - Они оснащенные специальными эхолотами и подводными беспилотниками, имеющееся оборудование позволяет создавать трехмерную картину дна с точностью до нескольких сантиметров. Буксиры небольшие, но способны действовать в плохую погоду, сильный ветер и даже шторм. Суда могут находиться на одном месте, сканируя подводную обстановку.


Фрагменты воздушного судна были обнаружены в море в 1,5 километра от берега

В Минобороны уточнили, что обнаружены пяти фрагментов разбившегося самолета, в том числе части фюзеляжа и двигателей.

Минобороны подтвердило обнаружение "черного ящика".

Среди пострадавших в авиакатастрофе были 28 жителей Московской области. Об этом сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев, передает агентство городских новостей "Москва ".

Поисковики обнаружили на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море 12 тел и 156 фрагментов погибших.

Один из бортовых самописцев разбившегося самолета был поднят из воды. В ближайшее время черный ящик воздушного судна доставят в Москву, где специалисты Министерства обороны будут осуществлять его расшифровку.

Работник береговой охраны пограничных войск ФСБ, находившийся во время крушения Ту-154 в катере на Черном море и ставший его свидетелем, сообщил, что незадолго до падения воздушное судно летело с носом, неестественно задранным вверх.

Разрушения хвостовой части самолета Ту-154 предварительно свидетельствуют о том, что командир хотел посадить самолет на воду. Об этом сообщил источник в силовых структурах.


По последним данным, на месте трагедии обнаружены тела 19 погибших, а также ряд фрагментов тел.


Поисковая операция в районе авиакатастрофы Ту-154 продолжается безостановочно 24 часа. С наступлением темноты акватория моря подсвечивается прожекторами большой мощности и световыми башнями.

Касьян собирает свой урожай", - говорят в народе. И еще - добавляют: быстрей бы этот год закончился.

Действительно - быстрее бы. Год был очень тяжелый, и в глобальных масштабах, и в личных - столько трагедий вокруг... Столько страшных событий. И вот под занавес, в последнюю предновогоднюю неделю, - авиакатастрофа в Сочинской акватории. Катастрофа ТУ-154. Гибель легендарного ансамбля им.Александрова, журналистов, экипажа. Ушла от нас и Елизавета Глинка, легендарная доктор Лиза, личность уникальная. Ее звали "Московская мать Тереза" ().

Новые коленца пляски на костях

Колонка редактора отдела "Новостей" газеты "Вечерняя Москва" Алексея Зернакова

Не успели остыть тела музыкантов, журналистов и пилотов, ставших жертвами страшной авиакатастрофы над Черным морем, как проснулись наши украинские «друзья». В унисон им начали звучать и тоненькие ломающиеся голоса отдельных деятелей, самоопределяющих себя как либералов.
Дескать, полетели давать концерт послу Андрею Карлову (тому самому, который был застрелен террористом на прошлой неделе в турецкой столице – Анкаре) – туда им и дорога. «Да, да», – слышится подтявкивание шакальими голосками, – «Оккупанты, убийцы мирных сирийских оппозиционеров». Для справки, это тех самых, которые морили голодом и расстреливали мирных жителей в Алеппо, а потом заживо сжигали взятых в плен бойцов армии противника. Пляски на костях набирают обороты. Все новые коленца, кренделя и фортели ().

Они улетели на войну и ушли героями

Колонка нашего корреспондента обозревателя Андрея Коца

Уходящий декабрь 2016 года оставил в календаре очередную страшную трагедию: над Черным морем в авиакатастрофе погибли 92 человека. Летчики, наши коллеги журналисты, знаменитая врач-волонтер Елизавета Глинка. И 64 военных музыканта Дважды Краснознамённого Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александра Александрова. Лучшие солисты, первый состав ().

ПАМЯТЬ

Памяти погибших при крушении авиалайнера Минобороны РФ Ту-154. Стихотворение корреспондента "ВМ" Анны Поваго:

Когда нужно взлетать,

безотчетно выходишь на взлет.

Впереди - только горы и море,

и вольный полет.

Береженого Бог на земле

перестреляной ждет.

Береженого даже костлявая

смерть не берет...

Да, подумаешь! Только одну ночь

семья не уснет.

Ты на утро в своем инстаграмме

им выдашь отчет...

Когда нужно лететь в города,

где полуденный зной

сдобрен щедро ударами,

криками, смазан войной,

где один на один

остается со смертью любой,

а часы выживания куплены

страшной ценой... ()

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: