Город ираклион – пеший маршрут. Осторожно, охраняется русалкой

Однажды в сказке, когда-то давным-давно, здесь стояла крепость, жили князья. Во время набегов разбойников громыхало орудие, звенели мечи и горели избы. Воины в кольчугах сражались не на жизнь, а на смерть...

Это место носило гордое и красивое имя - Стародуб. Город-крепость охранял водный путь к древнему Владимиру. Стародуб был столицей княжества, важнейшими центрами в котором были села Алексино, Мугреево, Осипово, Палех, Петровское, Рождественское (будущее Коврово), Васильевское (Шапкино), Троицкое и Фалалеево (будущая деревня Федотово, сейчас она в составе поселка Мелехово). Не раз Стародуб разоряли разбойники и кочевники, однако героический город отстраивался вновь. Но во времена Великой смуты его всё-таки сжёг карательный отряд.

Но до сих пор на берегу реки Клязьмы можно увидеть три холма. Они называются «Егорий», «Городище», а за последним закрепилось название «Теремищ». Холмы разделёны глубокими оврагами под названиями Просный и Коровий или, по-простому, Коровкин.

В первые выходные апреля мы отправились в то место, которое хранит память об исчезнувшем городе. Это село Клязьминский Городок Ковровского района, центр Клязьминского сельского поселения, которое, по старому исчислению, находится в 14 верстах от Коврова.

Кстати, «наш» Стародуб правильнее называть Стародубом-на-Клязьме, так как в Брянской области расположен его бодрствующий и не менее древний «тёзка», Стародуб Северский. Он выдержал набеги монголо-татар, польско-литовских сил, участвовал в Северной войне, а во время Великой Отечественной был захвачен фашистами.

Но вернёмся в Ковровский район. Этот день выдался пасмурным. Нас встречает церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она строилась с 1790-х помещиком князем П. А. Волконским и была освящена в 1803 году. В советское время была закрыта: служила пекарней, складом, а затем - заброшена. В 1992 её отремонтировали и «вернули верующим». Сейчас это действующий храм.

На сельских улицах почти никого. То ли здесь так всегда, то ли утром воскресенья все ещё спали. Иногда из-за заборов раздаётся собачий лай: судя по интонации, одни пёсики настроены дружелюбно, другие - не очень. Но самого любопытного собакена мы повстречали… на дереве. Хорошо, что эта встреча случилась не в темноте.

Страшный плюшевый зверь с разорванной кровавой лапой и высунутым языком внушает опасения. Следующая «древесная» находка также не имеет отношения к богатой истории, но весьма любопытна:

Другую интересную машину, уже настоящую, встречаем неподалёку от церкви. Вот это раритет! Кузов ретро-авто нещадно потрепало время: нет стёкол, как впрочем, думается, и движка. В салоне - разгром. Машина не на ходу и наверняка снята с учёта, но на пару секунд посещает чувство, что эта «старушка» - живая. На грозную кинговскую Кристину она не похожа, а больше напоминает очаровашку Херби из «Сумасшедших гонок».

Транспортную тему продолжает вот такой симпатичный… трактор.

Но вернёмся в более старые времена. Давным-давно на первой «горе», когда древний город посетил Юрий Долгорукий, поставили деревянную церковь в честь Георгия Победоносца. Фундамент храма сохранился до начала 60-х годов прошлого века. На холме торговали скотом, рыбой и зерном.

На холме «городище» (от слов «городить, огораживать») была укреплённая часть древнего города, обнесённая со всех четырёх сторон земляным валом и ограниченная с одной стороны рекой, а с других - глубокими рвами.

На протяжении всех валов стоял мощный бревенчатый забор с башнями, у всех ворот были устроены откидные мосты.

А в начале двадцатого века местный купец Фёдор Носков скупил на «городище» у крестьян земельные участки и приступил к строительству бумаготкацкой фабрики у его подножия.

В результате сильно пострадал «культурный» слой древнего памятника, так как глина для изготовления кирпичей добывалась здесь же, кроме того часть валов со стороны реки была срыта при разработке известкового камня.

За советский период фабрика постоянно расширяла свои площади, и «городище» страдало от этого. В 1996 году ткацкое предприятие прекратило своё существование, от него остались руины.

Мы нашли эти руины. Это было не то, чтобы опасно, но рискованно. В эту ночь выпало много снега и было неясно, везде ли в прямом смысле под ногами есть земля.

«Останки» купеческой фабрики выглядят жутковато, эпично и даже готично. Но из-за них края вала постоянно осыпаются и памятник археологии, несмотря на то, что находится под охраной государства, пребывает плачевном состоянии.

На третьем холме, по легенде, стоял княжеский терем, который отличался небывалой высотой и с него можно было увидеть башни Суздаля. Сейчас в селе только такая «высотка»:

Есть старый магазин.

А в 2002 году весь Ковровский район торжественно отметил 850-летие основания города Стародуба на Клязьме. К этой исторической дате в центре Клязьминского городка была установлена внушительная белокаменнавя стела с символикой Стародубского княжества. Ее автором стал молодой скульптор, выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества ковровчанин Павел Белан .

Есть здесь и мемориал, посвящённый участникам Великой Отечественной войны, павшим в боях за Родину.

Стародуб, Клязьминский городок - это место, откуда началась история Ковровского района. Нам есть чем гордиться.

Подготовлено с использованием данных порталов kraeved-museum.ru и historykr.edusite.ru

Фотограф Алексей Голубев

"...читать нужно не для того, чтобы понять других, а для того, чтобы понять себя". Эмиль Мишель Чоран. Откуда всё взялось? Почему оно выглядит так? И где моё место в мире? Древние сказки отвечают на философские вопросы.

Рождественская фея Страсбурга(Эльзасская сказка)

Когда-то давным-давно на берегу реки Рейн, недалеко от города Страсбурга, в старом замке жил граф. Он был молод и очень хорош собой, но не женат. И сколько ни сватали за него девиц, ни одна ему не нравилась. Потому люди и дали ему прозвище Каменное Сердце.

Граф очень любил охоту. Однажды в Рождественский сочельник он пригласил друзей поохотиться в лесах, окружающих его замок. Кавалькада всадников долго преследовала крупную дичь. Охотники так увлеклись, что заехали в глубокую чащу, а граф не заметил, как оторвался от остальных и оказался у бурлящего ручья с чистой водой. Люди называли этот ручей Волшебным Колодцем, но граф не знал, откуда взялось такое название. Он спешился и подошёл к воде.

Опустив руку в пенящийся поток, Каменное Сердце был несказанно удивлён: вода оказалась теплой и восхитительно ласковой, несмотря на морозную декабрьскую погоду. Граф решил омыть руки. Погрузив их глубже, он почувствовал, будто сияние потекло по его пальцам. Вдруг ему показалось, что его правой руки коснулась чья-то маленькая нежная ладонь и — ах! — ловко стянула с безымянного пальца золотое кольцо… Молодой человек вынул руку из воды и увидел, что кольцо, с которым он никогда не расставался, действительно исчезло!

Расстроенный и озадаченный, граф сел на коня и поехал домой, намереваясь утром отправить слуг вычерпать злосчастный« колодец».

Вернувшись в замок, граф удалился в свои покои. Он упал на постель в чём был, но заснуть так и не смог. Странность приключения не отпускала Каменное Сердце, он с волнением снова и снова мысленно погружал руки в ласковую воду и чувствовал прикосновение маленьких мягких пальчиков.

Неожиданно со двора послышался хриплый лай сторожевых собак, скрип подъемного моста, как если бы его опустили, а затем раздался стук множества маленьких ног по каменной лестнице… И вот уже невнятный шум и шелест лёгких шагов заполнил гостиную, от которой спальню Каменного Сердца отделяла только дверь…

Едва граф вскочил с постели, зазвучала прелестная мелодия и дверь распахнулась. Вбежав в гостиную, хозяин замка оказался в окружении бесчисленных сказочных существ в ярких сверкающих одеждах. Они не обращали на Каменное Сердце никакого внимания — просто танцевали, смеялись и пели под таинственные звуки музыки.

В центре зала стояла такая роскошная ёлка, каких граф никогда не видывал. На её пышных ветках сверкали алмазные звёзды, жемчужные ожерелья, золотые браслеты, броши с рубинами и сапфирами, шёлковые ленты, расшитые маленькими перламутровыми бусинками, кинжалы в золотых ножнах, усыпанных редчайшими драгоценными камнями. Всё дерево сияло, искрилось и будто трепетало…

Граф замер в оцепенении, глядя на эти чудеса, но тут феи перестали танцевать и расступились, чтобы освободить путь даме ослепительной красоты, медленно приближавшейся к графу.

На её голове сияла золотая, богато украшенная диадема. Длинные локоны цвета воронова крыла струились по плечам и пышному одеянию из розового атласа и кремового бархата. Прекрасная незнакомка держала в миниатюрных белых ручках усыпанную бриллиантами шкатулку. Протянув её графу, гостья произнесла обольстительным голосом:

— Дорогой граф, я пришла к вам с ответным рождественским визитом. Я, Королева Фей, принесла вам то, что вы случайно обронили в Волшебном Колодце.

« Каменное сердце» дрогнуло и сильно забилось. Приняв из рук Феи шкатулку, граф в нетерпении открыл её и увидел любимое потерянное кольцо.

Очарованный происходящим, граф не смог с собой совладать и прижал Королеву Фей к груди. Она же, чуть отстранившись, взяла его за руку и увлекла в лабиринт магического танца. Волшебная музыка плыла по залу, многочисленные феи кружились и вращались вокруг графа и Королевы, пока наконец постепенно не превратились в разноцветную дымку и не растворились полностью, оставив хозяина замка наедине с прекрасной гостьей.

Камень сердца был расколот. Молодой человек, чью холодность прежде не могла поколебать ни одна дева в стране, пал перед Королевой Фей на колени и начал умолять её стать его женой. Он долго и страстно признавался в любви, и наконец красавица ответила« да». Но с одним условием: супруг никогда в её присутствии не должен произносить слово« смерть». Граф горячо пообещал.

На следующий же день влюблённые обвенчались. Свадьба была великолепной и грандиозной, о ней долго говорили в окрестных деревнях и селах. Но ещё дольше счастливые муж и жена жили в любви и радости.

Прошло немало лет. И вот однажды граф решил поохотиться в лесах вокруг замка вместе с женой. В назначенный час осёдланные и взнузданные лошади нетерпеливо били копытами у дверей, компания друзей томилась в ожидании, а граф, то и дело посматривая на каминные часы, шагал по залу из стороны в сторону. Его супруга задерживалась в своей комнате, и граф раздражался всё больше и больше. Когда же наконец Королева Фей, роскошно одетая и улыбающаяся, появилась в дверях, граф не сдержал гнева:

— Дорогая, вас только за смертью посылать!!!

Едва прозвучало роковое слово, Фея издала дикий крик и исчезла в одно мгновение. Напрасно граф, охваченный горем и раскаянием, звал прекрасную жену, напрасно искал её в замке, в окрестных лесах и у Волшебного Колодца. Никаких следов он не нашёл, кроме одного знака — отпечатка нежной руки на каменной арке над воротами замка…

Шли годы, но Королева Фей так и не возвращалась. Графа уже никто не называл Каменным Сердцем, потому что сердце его было разбито. Он продолжал горевать и ждать её. Каждый сочельник несчастный граф наряжал рождественское дерево в гостиной, где впервые встретился со своей волшебницей. Так он надеялся вернуть возлюбленную. Всё было напрасно.

Он больше никогда не произносил слово« смерть», но пришло время, и граф умер. Замок постепенно превратился в руины. Однако и по сей день в каменной арке над массивными воротами виден глубокий оттиск маленькой нежной руки. А добрые люди Страсбурга каждый сочельник наряжают рождественскую ель, как это делал покойный граф.

www.vokrugsveta.ru/article/241427/

Гераклейон - самый крупный город Крита, который является административным центром острова, его главными воротами! В давние времена он был красив и живописен, к сожалению, довольно пострадал в период 2 Мировой войны. После окончания войны началось очень беспорядочное и ускоренное развитие города, поэтому город потерял своё былое очарование.

В городе обязательно стоит побывать, ведь тут находятся бесценные археологические заповедники минойской культуры, расположившиеся на небольшом расстоянии от города, богатый Археологический Музей и много памятников, восстановленных и сохранившихся в отличном состоянии.

Давным-давно, этот приморский городок, в те годы - Гераклея, являлся морской гаванью Кносса. Город захватили пираты в 7 веке, в целях безопасност и обнесли его величественной крепостной стеной и прорыли огромный ров (хандак - крепость со рвом) вдоль стен города. С тех пор город стал называться Хандак, и целых полтора века был центром работорговли и базой пиратских кораблей, чем доставлял много беспокойства Византийской империи. К счастью, в 961 году император Византии Никифор Фока отвоевал Крит у арабов. Так началось второе византийское владычество в истории Крита, которое продлилось до 1204 года. Затем город был отдан крестоносцам, позднее венецианцам, установившим на острове систему правления, аналогичную той, которая была в Венеции. Именно в венецианский период в Хандаке процветало Критское возрождение.

В 1621 году город, после длительной осады, захватили турки, которые переименовали город в Мегало Кастро (Большая Крепость). И лишь в 1923 году город вернул себе древнее название Гераклейон.

Прогулка по городу. Старинные Венецианские стены, окружающие старый город, находятся в прекрасном состоянии. Стены являются одной из самых значимых достопримечательностей Гераклейона. Строительство этих величественных стен началось в 1462 году в связи с турецкой угрозой и продолжалось целых сто лет. Внутри окружённой территории находилось множество церквей, фонтан Морозини, центральная площадь святого Марка и т.д. Протяженность стен составляла три километра, и превосходила по площади все крепости на территории Греции. Стены располагали семью бастионами (Сабионара, Витури, Иисуса, Мартиненго, Вифлеема, Пантократора и Святого Андрея) и четырьмя воротами (Мола, Святого Георгия, Пантократора или Ханийские ворота и ворота Иисуса). К сожалению, после турецкой осады в 1669 году стены были реконструированы, а церкви преобразованы в мечети.

Кулес. Двухэтажное каменное сооружение, величественная приморская крепость Кулес (1), называемая венецианцами Rocca al Mare, была построена ещё до новых стен, довольно сильно пострадала от землетрясения в 1303 году. Можете посетить эту уникальную крепость, став участником выставки или различных культурных мероприятий.

Прямо напротив Кулеса, в венецианском порту, можно восхититься грандиозными купольными сооружениями (2). Судоверфи, которые когда-то были судоверфями для строительства и ремонта военных кораблей.

Пройдя до западного края улицы Калокерину, у бастиона Пантократора, можно увидеть Ханийские ворота или Ворота Пантократора (3). Они находятся на самом северо-западном краю крепостных стен. Ханийскими ворота названы в честь проходящей здесь дороги из Гераклейона в Ханью и в западную часть Крита. Внутренняя сторона сооружения включает ворота, карниз и парапет с двумя плитами, на одной из которых изображён крылатый лев Святого Марка, а на другой - бюст Пантократора (Вседержителя) с надписью OMNIPOTENS. В строении есть два арочных перехода, один ведёт за пределы города, а второй на площадку бастиона (Piazza bassa).

Если хочется увидеть и восхититься панорамой города, то поднимитесь на бастион Мартинегро (4). Бастион Мартинегро. Могила великого критского писателя Никоса Казандакиса который возвышается в самой высокой части крепостных стен, на южной вершине крепостных укреплений. Тут расположился также современный спортивный центр, площадка для детских игр и могила великого критского писателя Никоса Казандзакиса, на надгробии которой выгравирована надпись: «Я ни на что не надеюсь, ничего не боюсь, я свободен»

Лоджия. Если хотите узнать, где встречались венецианские аристократы, то обязательно отправляйтесь в Лоджию, которая была в Хандаке уже в 1269 году. В те годы существовала и вторая Лоджия, которая располагалась прямо напротив нынешней, но, к сожалению, она была разрушена в 1541 году. Самое грандиозное строение эпохи венецианского владычества на всей территории остова Крит - это четвёртая Лоджия (5), возведённая в 1628 году самим Ф. Морозини. Прямоугольное здание состоит из двух этажей, фасады украшены 7 арками в форме полукруга на широкой стороне и двумя на узкой. Между арками расположены колонны дорийского ордера на первом этаже и ионийского ордера на втором. В самом начале 20 века Лоджия была в ветхом, полуразрушенном состоянии. К большой радости, по инициативе Д. Джерола и чертежам Ф.Берше, была реконструирована.

Сразу за Лоджией, в здании венецианского арсенала 17 века, расположилась Мерия (Armeria) (6). Собор Святого Марка. В 1941 году арсенал был разрушен, а затем перестроен в Мерию. Именно в процессе реконструкции в стену здания, находящуюся под аркой, было принято решение встроить рельеф из фонтана Сагредо. Сам Фонтан, который носил имя критского дожа Джованни Сагредо, был построен рядом с Лоджией в 1602-1604 годах для нужд людей.

Конечно в городе, построенному по образцу Венеции, непременно должна была быть возведена церковь покровителя Венеции Святого Марка. Таким образом, в 1239 году, была возведена трёхнефная базилика, Собор Святого Марка (7) с деревянным кровом, с колонным портиком и звонницей на юго-западном углу. Церковь принадлежала дожу, и несколько раз разрушалась землетрясением. К сожалению, когда город был под турками, церковь была преобразована в мечеть, а вместо звонницы построен минарет.

Собор Святого Тита (8). Собор Св. Тита интересен тем, что, в разрушительные годы арабского завоевания, центр критской митрополии, посвящённый Святому Титу, был перенесён из разрушенной Гортины в Хандак. Собор Святого Тита был возведён в 961 году, в нём находится Честная глава апостола Тита и чудотворная икона Богородицы Месопантитиссы. За время своего существования Собор претерпевал чудовищные разрушения из-за землетрясений и пожаров. Собор был полностью реставрирован в двадцатые годы 20-го века.

Пройдя по улице 1866 года, на южном её краю, вы увидите площадь Корнару (9). Площадь Корнару, на которой красуется скульптурная композиция, на которой изображены Эротокритос на коне и Аретуза.

В северной части площади расположен фонтан Бембо (10), сооружённый в 1552-1554 годах. Его фасад украшен колоннами и полуколоннами, которые были выполнены по образцам архитектуры ренессанса, гербами его создателя, дожа и сановников. А над самой струёй находится привезённая из Иерапетры статуя без головы римского времени.

Попав на площадь Венизелоса (11), вам откроется восхитительный фонтан Морозини (12). Когда-то генеральный наместник Крита, Франческо Морозини, решил снабдить жителей города водой. Так, в очень короткий срок, был создан водопровод, доставляющий воду в город. Примерно в это же время, в 1628 году, был возведён и фонтан. Сюжеты рельефов на чашах фонтана взяты из древнегреческой мифологии. Фонтан представляет собой несколько чаш, расположенных по кругу, а в самом центре возвышение, на котором сидят 4 льва и поддерживают на плечах центральную, главную чашу. Площадь ЛИНДАЛИ. Именно в этой чаше скапливается вода и вытекает из раскрытых пастей львов. Есть предположение, что раньше частью фонтана была статуя Посейдона в полный рост. Очевидно, статуя пострадала во время землетрясения, либо её уничтожили турецкие захватчики.

Если пойти к северу от площади Венезелоса, вы попадёте на площадь Каллергистов (Piazza dei Signori) (13). Вокруг площади располагались палаццо, в которых в те времена жили члены администрации.

Если пройти на северо-восток от собора Святого Мины, то можно увидеть двухнефную Церковь Святой Екатерины (14). Церковь Св. Екатерины построенную в 1555 году, которая является подворьем Синайского монастыря. А немного севернее расположена часовня Десяти Святых. Тогда в подворье Синайского монастыря находилась школа, где велось образование высочайшего уровня. Эту школу окончили такие выдающиеся учёные, как Мелетий Пигас и Кирилл Лукарис. Конечно же, в годы турецкого владычества церковь была преобразована в мечеть. Сегодня в церкви находится Музей церковного и византийского искусства (15), где можно увидеть уникальные иконы эпохи Критского Возрождения.

Интересно посетить один из величественных соборов во всей Греции - Кафедральный собор Святого Мины (16). Собор Св. Мины который представляет собой крестово-купольную церковь и имеет две высоких звонницы. Фундамент собора был заложен в 1866 году, а строительство, отложенное в связи с восстанием критян, началось 1883 году. Строительство собора шло под руководством архитектора Афанасия Мусиса. Площадь собора 1350 кв.м. В соборе правый неф посвящается Святому Титу, а левый - десяти святым.

Напротив ворот Дерматаса, за начальной школой Бодосакио, находится Фонтан Приули. Фонтан был построен генеральным проведитором Крита Антонио Приули в 1666 году. Фонтан представляет собой четыре коринфских полуколонны с фронтоном. Между полуколоннами находятся две полукруглые ниши, а в центре находится прямоугольная ниша.

Если город очаровал вас, непременно посетите Археологический Музей Гераклейона (17), самый значительный музей Крита. Коллекцию для музея начали собирать в далёком 1878 году.

Археологическая коллекция сначала располагалась в церкви Святого Мины, в турецких казармах, в Лоджии. Затем решили выстроить здание, которое было выбрано в районе мечети Хункиара. План музея разрабатывали легендарные архитекторы Депфельд и Каввадиас. Так, в 1912 году было завершено строительство первого крыла музея. Через много лет, в 1951 году началось строительство нового Музея, так как старое здание пострадало от землетрясения, и было снесено. Строительство было завершено в 1964 году. Экспонаты музея представляют всю территорию Крита, от неолитической до римской эпохи. Славу музею принесла, конечно же, уникальная минойская коллекция. Ценнейшие экспонаты музея располагаются на двух этажах в 20 залах.

На приморской улице города, в здании неоклассического стиля Андреаса и Марии Калокериносов, находится Критский Исторический Музей (18), который был основан в 1952 году. Коллекция музея - предметы ранне-христианской, византийской, венецианской и турецкой эпох, а также предметы народной культуры Крита.

После познавательного маршрута, можно присесть в уютном кафе и вкусить великолепный ароматный кофе или бокал прекрасного критского вина.

В следующий день, можно поситить город для покупок - шопинга. В Ираклионе много магазинов известных марок. Начало маршрута от площади гостиницы Астория – любое такси знает, где это место.

Давным давно, в уже довольно подзабытых временах, такая огромная страна, как Индия была колонией другой, более могущественной на тот момент страны. Времена шли, крупные империи освобождали свои колонии, и вот настала очередь Индии.

Объект: архитектура города Чандигарх
Архитектор: , П. Жаннере и другие.
Год постройки: 1952-1955
Адрес: штаты Пенджаб и Харьяна, Индия
Официальный сайт: chandigarh.nic.in

Несмотря на всю разруху, финансовую и экономическую недостаточность стране жестко и решительно требовался новый город, новый центр для двух штатов. Решением этой проблемы стала идея строительства нового города с совершенно новой для Индии архитектурой. Это был действительно первый опыт в новой независимой Индии по претворению в жизнь самостоятельного градостроительства. Отсутствие строительной базы и каких-либо средств механизации не смутили Джавахарлала Неру, тогдашнего премьер-министра Индии, и город по большей части был построен буквально за три года. Удивительные темпы.

Строительство города. Архитектура Чандигарха

Но город решили возводить отнюдь не просто так. Его очень удачное расположение, стоящее прямо на пути в Тибет и Кашмир, создавало прекрасные перспективы для дальнейшего экономического роста и эволюции в главный торговый и промышленный центр крайне важного района страны. Это же касалось и планов по заселению города. В частности планировалось, что после сдачи первой очереди строительства город будут населять 150 тысяч человек, а уже на следующем этапе экономического развития города предполагалось население в более чем 500 тысяч граждан.

Местом строительства для города послужило прекрасное живописное место близ Гималай, в успешной сельскохозяйственной долине меж двух рек. Природную красоту ландшафта было решено дополнить и строители организовали плотину, благодаря которой образовался резервуар для воды, именуемый не иначе как озером.

Первый пилотный проект города разрабатывался поляком Новицким и американским архитектором Мейером. Однако трагическая смерть польского зодчего внесла свои коррективы в архитектурную верхушку проекта и тяжесть возведения города перешла к маэстро Ле Корбюзье. Бок о бок с французом работал его двоюродный брат, частый его помощник и соратник, П.Жаннере, а также англичане и группа малоизвестных индийских архитекторов.

Легендарный француз привнес в проект основную мысль генерального плана города, его озеленения, здания Ассамблеи и Секретариата, а также иные правительственные здания.

Индивидуальные формы, новые решения

Как известно, Корбюзье был приверженцем рационализма в архитектуре. Именно поэтому внутренняя планировка города строго разграничивалась проектировщиками зонально по типу функциональности той или иной части. Административная часть города, включающая правительственный комплекс была помещена на возвышенность близ гор, рядом с озером. К ней должна была примыкать учебная зона, среди которой были и парковая часть, включающая в себя физкультурно-спортивную зону, а также досуговые центры. Зона заводов и промышленно-технических комплексов отделялась от предыдущей части так называемым «зеленым поясом». Эта леспопарковая часть была призвана максимально оградить население от вредных заводских выбросов.

Краеугольным камнем транспортной системы города стала безопасность. Она и легла в основу транспортных артерий Чандигарха. Такой подход включал в себя семь различных типов дорог. Прямоугольная система дорожных направлений буквально разделяла город на 30 маленьких районов, примерной площадью в 1 квадратный километр каждый. Предполагалось, что в каждом микрорайоне будет проживать от 5 тысяч человек.

Главный проспект города ведет к зданию правительства и разделяет город на две равновесные части. Несмотря на привычную идею торгового центра в каждой части квартале, как это предлагалось в проекте поляка Новицкого, Корбюзье отказался от этого у угоду национальным индийским торговым рядам. Для этого были созданы озелененные пространства, которые и помогли воссоздать «базарные улицы».

Архитекторы хотели учесть не только общие нужды населения, но и его национально стилистические особенности. Поэтому они старались придать каждом кварталу и микрорайону свой неповторимый шарм и стиль. Каждый квартал имеет свою собственную планировку, а также индивидуальные формы архитектуры. В этом плане особенно показательны микрорайоны, которые были спроектированы многолетним напарником Корбюзье Пьером Жаннере. У него рациональность использования каждого квартала буквально доведена до крайности, как в социальном плане, так и с чисто визуальной стороны. Каждый участок обладает неповторимой индивидуальностью и эксклюзивной интимностью, однако все это не отменяет общей интегрированности граждан в жизнедеятельность всего квартала.


Однако, несмотря на всю эту идиллию, кое-что все таки оставалось неизменным: чиновники пожелали поместить собственные поместья в центре города, включающие в себя огромные особняки с террасами. Что характерно, чем крупнее был чиновник, тем центральней была его вилла. Этакий социальный ранжир в условиях новой Индии. Конечно, Корбюзье пытался противодействовать этому, но вопрос был поставлен ребром: или такой проект или вы. Мэтр пошел на уступки во спасение уже возведенных и еще только запланированных грандиозных построек.

Но такой ранжир касался не только чиновников и прочей элиты молодой независимой Индии. Строительство Чандигарха предполагало наличие самых разных уровней домов, которые бы соответствовали различному статусу различных групп людей. Всего такие категорий было 16.

К самой низшей относились одноэтажные простые дома со смежными задними двориками с хозяйственной постройкой на территории. Внутренне эти дома имели две совсем маленькие комнатки и кухню, включая санузел, конечно.

Дома же, максимально приближенные к уровню домов для правительства представляли собой огромные двухэтажные особняки, с большим двором и садом.

Сочетание традиций Индии и архитектуры запада. Архитектура Чандигарха

Большие проблемы приносил климат. Зимой дни были солнечными и теплыми, а вот ночи выдавались действительно холодными. Лето же привносило просто испепеляющую жару, а дожди в июле и августе были настолько сильны, что временами казалось, что строительную технику просто смоет куда подальше. Ну и конечно пыль. Много пыли. Ветер в любое время года и суток поднимал огромные клубы песочной пыли, от которой было не скрыться.

Но опыт проектировщиков помог им приспособить здания к летнему зною благодаря традициям, свойственным такому климату: замкнутые дворы, плоская крыша и специальные решетки джали, которые закрывали стекла, создавая при этом благоприятную тень.

А вот новой волной в архитектуре здесь стали солнцерезы - специальные выступы на стенах, расположенные под таким углом, чтобы сохранять максимально комфортную температуру внутри здания. Комбинация нового и старого и стали основным мотивом в архитектуре и декоре города, образуя при этом особую пластику фасадов.




Поскольку финансовое положение Индии в тот момент не позволяло использовать железобетон повсеместно, строителям приходилось искать наиболее подходящие и компромиссные материалы. Основным материалом стал обожженный кирпич. Он был дешев, экономичен и позволял экономить цемент. Цемент шел на строительство домов для правительственной верхушки. Туда же шел и весь железобетон.

Нельзя не упомянуть про заслугу индийской группы архитекторов, которая занималась возведением школьных зданий. Здесь использован метод ложной арки, созданный благодаря методу напуска кирпича. Из простых булыжников и гальки были сооружены школьные классы на открытом воздухе. Буквально под открытым небом. Тень от элипсоидных стен отлично спасала от солнечного зноя обучающихся школьников. Просто потрясающая изворотливость.

Праздничный колорит гостиницы для депутатов, спроектированной Пьером Жаннере выдает в себе пристрастие автора к абстракционизму.


Едва ли не самым оригинальным современным сооружением в Индии является Ганди-Бхаван. Это здание, говоря по-народному «имеющее три крыла», выстроенное из белого камня напоминает уносящуюся ввысь птицу. Динамика винтообразной объемно-пространственной композиции представлена в качестве попытки реализовать через архитектуру образ Махатмы Ганди: за пластичными наружными стенами прячется сложный и запутанный лабиринт, покрытый художественными росписями.

Что ж, подводя итог можно сказать, что вся эта казалось бы социальная утопия, которую планировали выстроить архитекторы и градостроители можно сказать удалась. Сейчас Чандигарх это безусловный культурный и торговый центр всего региона. Количество постоянно проживающего населения теперь составляет более миллиона человек, среди которых более 70% грамотны, что для Индии абсолютно фантастический показатель. И сейчас с уверенностью можно сказать, что сейчас Чандигарх один из самых удобных и красивых городов в Индии. Всего этого он достиг в первую очередь благодаря тем, кто с душой и умением подошел к строительству города.





Когда-то давным-давно город Пушкино несмотря на близкое соседство со Столицей был тихим и провинциальным,застроенным в основном небольшими деревянными домиками. Но времена меняются,старая застройка потихоньку сдаёт свои позиции,уступает место современным высоткам и особнякам. Этот процесс естественен и неизбежен,но всё же становится немного жаль эту уходящую старину,эти старые,доживающие свой век дома,многие из которых являются чуть ли не ровесниками города. Вот и решил я пройтись с фотоаппаратом по одному из пушкинских кварталов,где существуют ещё дома старой постройки. Приглашаю на эту прогулку и Вас.
А пойдём мы на улицу Грибоедова,что тянется вдоль железной дороги по направлению к Москве почти до самой реки под названием Уча. Начинается эта улица от магазина "Дина":

По левую руку будет "Железнодорожная" больница,её так пушкинцы с покон века называли:

А не доходя до этого флагмана бизнеса стоИт как раз один из старых пушкинских домов.Как и многие из тех,что увидите далее,он так же изуродован поздними переделками,пристройками и людским небрежением:

Чуть дальше будет довольно большой участок,почти парк,правда сильно запущенный,обильно заросший молодой порослью,из за которой дом,там стоящий,с дороги очень трудно разглядеть. Зато немного лучше видна беседка довольно симпатичного вида,тоже по всей видимости старой постройки. К чести хозяев надо сказать,что они каждую осень бережно укутывают беседку плёнкой от грядущей непогоды:

А это фото того парка,которое я осенью снимал,дом находится левее аллеи:

Ну вот мы и добрались до того места,где от улицы Грибоедова ответвляется улица 50-летия Комсомола. Справа за железной дорогой виднеется Боголюбская церковь,за свою жизнь побывавшая храмом,потом клубом,военкоматом и даже хлебозаводом,пока снова не стала храмом:

А на самОм перекрёстке стоИт дом,который с полным правом можно назвать супермоделью этой фотосессии. Во-первых его не закрывает тот самый пресловутый глухой забор и он виден во всех деталях (я бы сказал даже "во всей красе"),а во-вторых там есть на что посмотреть. На нём на удивление хорошо сохранились красивые резные карнизы,наличники и прочие элементы декора,к сожалению не знаю всех прочих терминов. Дом этот был когда-то покрашен очень популярной в Пушкино 50-60х годов прошлого века синей краской,следы которой до сих пор кое-где на доме ещё видны. Но её отсутствие вовсе не портит облик дома,скорее даже наоборот:

Этот дом хочу показать поподробнее:

Особенно трогательно смотрятся ещё сохранившиеся кое-где "остатки прежней роскоши" в виде наличников или вот таких резных розеток:

А с правой стороны от Оранжерейной улицы располагается территория бывшего Всесоюзного научно-исследовательского института лесного хозяйства (ВНИИЛХ).На этой территории сохранился кусочек реликтового соснового леса,который существовал на месте Пушкино до первоначальных вырубок под строительство тогда ещё дачного посёлка. А на следующей фотографии запечатлены двухэтажные дома,в которых давали квартиры сотрудникам ВНИИЛХА. Такого типа дома строились по всему городу с 30х по 50е года прошлого века (точнее сказать не могу). До сих пор в городе существуют целые их кварталы. Заборчик с "пиками" тоже раритетный,огораживает эту территорию практически со времён основания ВНИИЛХА,чуть ли не с 30х годов:

Ну вот мы и добрались до конца нашей прогулки,а именно до перекрёстка Оранжерейной улицы и улицы Горького и вышли к здании бывшей почты и памятнику первому начальнику пушкинской милиции Б.К. Домбровскому. Надеюсь,Вам было интересно и не очень скучно!

Фотографии сделаны камерой Canon EOS 500D,объектив EF-S 15-85, обработаны ПО Adobe Lightroom и Adobe Photoshop.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: