Экскурсия по памятникам византийской архитектуры. Искусство Византии. Краткая характеристика. Особенности византийской архитектуры

Бесценный вклад в развитие мировой культуры внесла Византийская империя. В культуре Византии важное место занимала религия. Это государство сыграло ключевую роль в распространении христианства на Западе и Востоке. После раскола церкви на православную и католическую Византия стала настоящим символом православной веры. В византийской культуре очень многое связано с религией. Религия это замечательная духовная пища для людей. Однако, кроме религиозных учений, уставов и канонов в ней важную роль играет искусство великолепной красоты. В Византии было построено много необычайно красивых храмов, написано много изумительных икон, создано большое число прекрасных мозаик и фресок.

Среди достопримечательностей византийской культуры можно выделить величественный Софийский собор в Константинополе. Он был построен в 4-ом веке н.э. при императоре Константине Великом. В 415 году храм сгорел, но в 6-ом веке при императоре Юстиниане он был построен заново. Софийский собор был долгое время самым величественным и большим храмом христианского мира. Однако в 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами. После чего Софийский собор был переделан в мечеть, которая получила название Айя-София. С 1935 года она носит статус Музея.
Важное место в византийской культуре занимает Афонский монастырь. Он находится на территории православного государства Греции и притягивает большое число паломников.

Византийская империя внесла большой вклад в развитие русской и мировой культуры. Еще во времена Древней Руси в ее городах были по примеру Константинополя построены Софийские соборы – в Киеве, Новгороде и Полоцке (позднее в Вологде).
Пусть Византийская империя уже давно прекратила свое существование, но культура Византии жива и мы должны помнить о ней и оберегать её.

Ниже на фото вашему вниманию представлены предметы византийской культуры, хранящиеся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга


Пластина с императором Константином VII коронуемым Христом,
945 год, Константинополь

Крупнейший из пяти константинопольских ипподромов, второй по величине в Средиземноморье после Большого цирка в Риме, используется как Турецкий этнографический исламский музей искусства.

Использовался как место конных ристаний, гладиаторских боев, триумфальных шествий, проведения публичных актов, связанных с передачей или сложением императорской власти и приведением в исполнение смертной казни. Являлся своеобразным центром общественно-политической жизни простонародья столицы. Там вы увидите немецкий источник, колонну Константина, дворец Ибрагима Паши.

2. Экскурсия в Базиликское водохранилище.

История под землей - Базиликское водохранилище.

Базиликское водохранилище, или, как его называют теперь, дворец Йеребатан (Подземный дворец), расположенное на юго-западе от Айя-Софии, считается одним из самых впечатляющих памятников в Стамбуле. Огромное подземное водохранилище было построено по приказу императора Византии Юстиниана I; из-за бесчисленного множества колонн, поднимающихся из воды, народ назвал это место «дворец Йеребатан». В период республики Базиликское водохранилище после проведенной мэрией Стамбула реставрации было превращено в музей и открыто для туристов, которые не покидают город, не побывав в этом впечатляющем сооружении древности.

В 1985 году хранилище было закрыто на ремонт, из него было вывезены 50 000 т грязи и построены дорожки для экскурсий, в 1987 году оно было вновь открыто. В мае 1994 года Базиликское водохранилище снова прошло ремонт и чистку, и в наши дни продолжает свою многовековую историю, и, как когда-то давно, в нем плавают рыбы. Посетители этого необычного музея могут понаблюдать за тем, как плавают рыбы среди многочисленных колонн, и под звуки раздающейся под древними сводами классической музыки отправиться в мысленное путешествие в глубь веков.

3. Экскурсия в храм Святой Софии.

Бывший патриарший православный собор, впоследствии мечеть, ныне музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день - музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Muzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

4. Экскурсия в церковь Хора.

Наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие, входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески - непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города - икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Карие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.

5. Экскурсия в главную церковь греческого патриархата, Константинопольскую православную церковь.

Первая в диптихе автокефальная православная Церковь. В греческой литературе часто именуется Великой Церковью Христа.

6. Экскурсия в церковь Влахерна.

Тут находятся Покров Богородицы и ее пояс - реликвии, которые сохранились до нашего дня. Храм, где они находятся - церковь Влахерна, открытая для желающих.

7. Монастырь Богоматери в Балыклы.

Легенда о самой идее постройки Балыклы очень красива. Однажды жарким летним днем один из военачальников Византии Лев Маркелл встретил слепца, который изнемогал от жажды. В поисках воды Лев обошел все близлежащие источники, но, как оказалось, все они были иссушены зноем. И вдруг рядом с собой он услышал женский голос: «В роще ты найдешь живую воду. Напои слепца и промой его глаза, царь. А позже я помогу тебе построить здесь храм». Лев понял, что с ним говорила Пресвятая Богородица. Неподалеку в роще он действительно нашел заброшенный колодец с водой. Когда Лев промыл этой водой глаза слепцу, он прозрел. Прошло совсем немного времени и исполнилось еще одно предсказание Богородицы - Лев Маркелл стал императором Византии.

Современный Стамбул полон достопримечательностями, о которых совершенно не знают рядовые туристы. Более того, даже многие опытные экскурсоводы не осведомлены о некоторых памятниках культуры, сохранившихся еще с византийских времен. А между тем, экскурсия по достопримечательностям, сохранившимся со времен Константинополя, может стать самым увлекательным путешествием за все время пребывания в турецком мегаполисе.

Если вы хотите прикоснуться к тайнам Византийской Империи, оценить ее былое величие и насладиться средневековым духом, непременно отправляйтесь на берега Босфора, в неизведанный и необъятный Стамбул!

Сегодня, мы попытаемся представить, как выглядели исторические памятники Византийской эпохи — некоторые из них сохранились до наших дней, другая их часть была разрушена с течением времени и на их месте мы можем наблюдать только фрагменты былого величия.

Большой Ипподром Константинополя (Площадь Ипподром, Стамбул)

Константинопольский ипподром был некогда одним из самых величественных сооружений в городе. Строить этот объект, превратившийся в последствии в грандиозный культурный памятник, начали с подачи римского императора Септимия Севера. Временем начала строительства считается 203 год. Тогда город еще носил гордое имя Византий. Ипподром, который еще именовали Большим цирком, был самым крупным из аналогичных сооружений в Константинополе. К слову, всего их было пять. Здесь проводились конные соревнования, бои гладиаторов, роскошные празднества. Ипподром был основным политическим местом – на его арене вступали в свои права новые императоры и складывали полномочия старые, а также приводились в исполнение смертные казни. Простой народ именно на Ипподроме мог стать хоть небольшой частью столичной общественно-политической жизни.

Сегодня о Большом цирке осталось не так много напоминаний. В их числе Змеиная колонна, обелиски Феодосия и Египетский, а также сама обширная площадь, именуемая Ипподромом (сегодня — ).

Площадь Ипподром на карте:

Церкви и монастыри Константинополя

Собор Святой Софии (Ayasofya Müzesi)

Собор Святой Софии, реконструкция

По праву называют туристической жемчужиной Стамбула, сохранившейся со времен Византийской Империи. Строительство святыни инициировал император Юстиниан, и уже спустя 5 лет после закладки первого камня, в конце декабря 537 года, христианскую обитель освятили и открыли для прихожан. Руководили процессом возведения собора Анфимий из Тралл и Исидора из Милета. Под их началом усердно работали свыше 10 000 человек.

Практически целое тысячелетие Айя-София была центром православного мира для христиан. В соборе происходило множество знаковых исторических событий. Здесь венчали правителей на царство, отмечали военные успехи, а инакомыслящие периодически совершали варварские набеги, разрушая драгоценные мозаики. Айя-София пережила и нашествие латинов-крестоносцев, разрушивших алтарь и разграбивших святыню. Когда Константинополь пал пол натиском османов, собор был преобразован в мечеть.

В 30-х годах 20 столетия Мустафа Кемаль Ататюрк принял решение упразднить мечеть, и в 1935 году на ее территории основали музейный комплекс.

Стоимость посещения музея составляет 40 лир, при наличии вход бесплатный.

Собор Святой Софии на карте:

Церковь Сергия и Вакха (Küçük Ayasofya — Малая Святая София)

Церковь Сергия и Вакха, Стамбул

Если пройти к югу от Айя-Софии, за Голубую мечеть, можно наткнуться на потрясающей красоты храм, который византийцы назвали в честь Сергия и Вакха. В те времена на этом месте было множество удивительных дворцовых комплексов, характерных для богатой константинопольской архитектуры. К сожалению, все дворцы ушли в небытие, и только храм продолжает мирно стоять на том месте, где когда-то был возведен.

Внешне храм очень похож на тот самый собор Святой Софии – этакая уменьшенная копия. Турки называют святыню Küçük Ayasofya, что означает на русском языке «Малая Святая София». Святыню выстроили по приказу правителя Юстиниана, давшего обещание возвести её в память о восстании Ника, ставшего одним из самых печальных событий в истории города. Во время восстания местных жителей войска императора жестоко расправились с ними, жертв было очень много. Строительство церкви было закончено к 536 году. Сергий и Вакх были в те времена очень популяризованными святыми, поэтому было решено назвать обитель их именами. Красота и монументальность интерьера восхищают. В архитектуре были применены некоторые новаторские ходы и идеи. Если взобраться на помост, то можно рассмотреть рельефную надпись на греческом языке, которая славит благие дела Юстиниана. Это неслучайно: после открытия в церкви хранились несметные богатства. Храм был одной из основных территорий, на которых с почетом принимали иноземных послов. Здесь во время визитов в Константинополь останавливались римские папы.

Конечно, храм давным-давно преобразован в мечеть, которая действует и сегодня. Поэтому, если вы попадете в церковь во время богослужения, то увидеть все, что хотелось бы, не получится.

Церковь Сергия и Вакха на карте:

Монастырь Липса (Lips Manastırı Kilisesi, мечеть Фенари Иса)

Монастырь Липса, Стамбул

На заре 10 века Константин Липс основал прекрасную церковь Богородицы. Сегодня эта постройка преобразована в мусульманскую святыню, но некогда на ее месте находился обширный монастырский комплекс, названный в честь его основателя.

Монастырь Липса (Мечеть Фенари Иса)

Константин Липс прославился в Константинополе именно благодаря тому, что посодействовал реставрации старинного монастыря, а также выстроил там церковную обитель. О самом византийском сановнике, его жизни и работе, известно очень мало.

Внешне выглядит так, как будто состоит из двух церквушек, сросшихся в единое целое. Первой на свет появилась северная церковь, располагающаяся поодаль от проспекта, а впоследствии, уже в 8 веке построили вторую церковь, по велению императрицы Феодоры из династии Палеологов. Благочестивая женщина возродила старый монастырь и пожелала пристроить к нему южную церковь, названную в честь Иоанна Предтечи. Этот храм долгие годы служил усыпальницей для членов династии. Феодора упокоена в этом же месте, а вместе с ней ее сын, а также правитель Андроник Второй.

Мечетью монастырь стал в 1453 году, после завоевания Константинополя турками. Судьбу постройки нельзя назвать легкой: святыня часто страдала от пожаров, грабежей и разрушений. Поэтому некоторая доля богатых убранств безвозвратно утеряна.

Монастырь Липса на карте:

Церковь Святой Ирины (Aya İrini kilisesi)

Церковь Святой Ирины (Aya İrini kilisesi)

Древнейшая христианская обитель в Стамбуле – это церковь Святой Ирины. Основали эту святыню еще при императоре Константине. В 4 столетии постройка была полностью уничтожена пожаром, но правитель Юстиниан повелел восстановить церковь заново.

Изначально строительство церкви было задумано как посвящение «Святому миру», а не святой по имени Ирина. Первое христианское сооружение (базилика) появилось на этой территории еще в 4 столетии, а до тех пор здесь высился храм, посвященный древнегреческой богине Афродите. Длительный период времени церковь, названная именем святой Ирины, считали центральным константинопольским храмом, но позднее этот статус перешел к новому, более обширному и яркому, храму Святой Софии. Известно, что в начале 80-х годов 4 века в церкви Святой Ирины был проведен Второй вселенский собор, знаменитый тем, что на нем сформировали учение о Святой Троице и предали анафеме ряд ересей.

Церковь Святой Ирины на карте:

Церковь Св. Марии Монгольской (Meryem Ana Mogollar kilisesi)

Церковь Святой Марии Монгольской, гравюра

Эта православная греческая святыня, носящая имя Панагии Мухолиотиссы (или Марии Монгольской), располагается в некотором отдалении от традиционных туристических троп и даже маршрутов, по которым обычно движутся паломники.

Храм Св. Марии Монгольской, Стамбул

При этом неподалеку от церкви находится общеизвестный и часто посещаемый памятник византийской архитектуры – храм Богоматери Паммакаристос (Фетие Джами), в котором до сих пор можно полюбоваться мозаичными украшениями 14 века. Эту обитель редкий турист обделяет вниманием, а вот церковь Марии Монгольской почему-то забыта.

Примечателен тот факт, что храм никогда не превращали в мусульманскую мечеть. Сегодня, как и много столетий назад, в нем ведутся христианские службы.

Церковь Марии Монгольской на карте:

Монастырь Пантократора (Zeyrek camii, мечеть Зейрек)

Монастырь Пантократора, Стамбул

Обширный , в состав которого входят три равноправных храма, объединенных друг с другом, по размерам лишь немного уступает знаменитой Айя-Софии. Уникальная постройка датируется 12 веком. В это время у власти была династия Комнинов.

Монастырь Пантократора

Строили святыню достаточно долго, в период в 1118 по 1136 годы. Инициатором возведения монастыря был Иоанн Второй, а также его супруга, императрица Ирина.

Северная церковь выстроена первой и названа в честь Господа Вседержителя, южная – несколько позднее (она носит имя Элеуссе (Милостивой богоматери)). Сообщаются эти две постройки при помощи капеллы Архангела Михаила. Чтобы ее возвести, понадобилось демонтировать часть внешних стен уже имеющихся церквей.

Южный храм на сегодняшний день выполняет функции мечети. Инициатором его строительства полностью были императрица Ирина. Второй же храм построил ее супруг уже после кончины любимой жены.

Третья часть монастыря названа Ироон. В ней и похоронили упомянутых выше царственных особ. Позднее здесь нашли последнее пристанище и другие императоры, такие как Иоанн Восьмой и Мануил Второй.

К несчастью, святыню варварски разграбили и разорили во время крестового похода в начале 13 столетия.

Когда османы пришли в город, из храма тут же сделали мечеть. Монастырское помещение стало играть роль медресе. В этой школе занимался преподаванием мулла Зейрек Мехмед Эфенди. Его именем впоследствии назвали не только саму мечеть, но и целый квартал.

Монастырь Пантократора на карте:

Церковь Влахернской Божьей Матери (Vlaherna Meryem Ana kilisesi)

Церковь Влахернской Божьей Матери, Стамбул

Практически на константинопольской границе, в небезызвестном районе Влахерны, размещалась когда-то христианская святыня, названная именем Влахернской Божьей Матери. Возведено это строение было в 5 веке с подачи членов правящей династии Маркиана и Пульхерии. Прославилась церковь с того времени, как в середине 20-х годов 7 века икона Богородицы стала спасением для города, на который наступали славяне. По убеждению верующих, именно святой образ помог в потоплении вражеских судов.

Византийцы с большим почтение относились к храму, но судьба его оказалась незавидной. Постройка часто страдала от пожаров, а в 15 столетии была полностью уничтожена огнем. Стараниями проживающих в Стамбуле греков на месте старинной шикарной церкви была построена новая обитель, но уже более маленькая и скромная. О прошлом этого места напоминает лишь каменная купель с источником.

Православные с большим почтением относились к храму, так как в нем долгие годы хранилась чудотворная икона. Образ не утерян и сегодня, только его перевезли теперь в московский Успенский собор. Когда-то эту икону подарили царю Алексею в 1653 году – так повелел сделать церковнослужитель Гавриил из иерусалимского храма.

Церковь Влахернской Божьей Матери на карте:

Монастырь Студиос (Студийский монастырь, Имрахор, Uşşaki Cami)

Монастырь Студиос, реконструкция

По историческим сведениям, этот монастырь был основан римским патрицием Студионом, который переехал в город в середине 5 столетия, когда императором был Лев Первый. Патриций сначала повелел выстроить небольшую церковь в честь Иоанна Предтечи, вокруг которой впоследствии вырос полноценный монастырский комплекс. Когда Константинополь пал под гнетом османских воинов, святыню преобразовали в мечеть. Этим в 1486 году заведовал конюшенный (имрахор) падишаха Баязида Второго. Мусульманскую обитель назвали Имрахор Ильяс-бей. В постройке открыли своеобразную каллиграфическую школу.

Монастырь Студиос, Стамбул

В начале 80-х годов 18 века мечеть была сильно разрушена огнем, часть построек восстанавливали в течение многих лет, но все старания свело на «нет» землетрясение 1894 года. Памятник культуры пострадал очень сильно, а в довершение всего в 1908 году рухнула кровля. Сегодня гости и жители Стамбула имеют возможность видеть только руины, да и то частично – большую часть материалов горожане в свое время разобрали для ремонта собственных жилищ. Но все же среди руин просматриваются элементы напольного покрытия из мрамора, малахита и порфира.

Студийский монастырь на карте:

Музей Карие (Церковь Христа Спасителя в Хоре, Khora manastırı)

Музей Карие, Стамбул

Был открыт в здании старинной церкви Христа Спасителя в Хоре. В переводе на русский язык название музея означает «пригород». Сама святыня, приютившая на своей территории музейный экспонаты, датируется 4-5 столетиями. Но самое значительное и дорогое в этом здании не они, а фрески и мозаики, которые сохранились до наших дней со времен императора Андроника Второго. Эти великолепные украшения появились в храме стараниями первого министра и главного имперского казначея Феодора Метохита, который пустил на такое благое дело все свои финансовые накопления.

Когда Константинополь стал Стамбулом, великий османский визирь приказал преобразовать церковь в мечеть, которой дали имя Карийе. А в конце 50-х годов 20 века в ней основали музейные залы.

Музей Карие на карте:

Музей Фетхие (Храм Богородицы Паммакаристы, Pammakaristos Manastırı)

Монастырскую обитель Панагии Паммакаристос возводили в период правления императорских династий Комнинов и Дук, то есть в 11-12 веках. В тот момент уже прослеживалась новая тенденция в зодчестве – украшение не только интерьера, но и экстерьера храмов. К древнему монастырю в 14 веке присовокупили часовню, украшенную мозаикой. Некоторые фрески сохранились и по сей день.

Долгое время церковь служила «домом» для христианского патриархата. Сюда, по замечаниям историков, даже приходил султан Мехмед Второй. Он проводил часы, беседуя с патриархом Геннадиосом и набираясь знаний о православной теологии. Когда в 16 веке к власти пришел падишах Мурад Третий, ему удалось завоевать Грузию и Азербайджан. В честь этого события из храма решено было сделать мечеть Фетхие (в переводе на русский язык это слово означает «завоевание»). Патриархату же отвели другую территорию.

Музей Фетхие (Храм Богородицы Паммакаристы)

Часовня подверглась масштабной реставрации в 2005 году. На главном куполе можно разглядеть лики Христа Пантократора и 12 пророков. В апсиде есть изображения Иоанна Крестителя, Девы Марии и Христоса Благославляющего. Комнаты, в которых есть мозаика, выполняют функции музея. К слову, фресок сохранилось довольно много – больше их можно увидеть только в музее Карийе и Айя-Софии.

Стоимость билета в музей составляет 5 лир, по Музейной карте — бесплатно.

Музей Фетхие на карте:

Дворцы и другие памятники Византийской эпохи

Музей Мозаик (Büyük Saray Mozaikleri Müzesi, часть большого Императорского Дворца)

Музей мозаик, Стамбул

Здание, в котором сегодня располагается этот уникальный музейный комплекс, является частью перистиля большого Императорского дворца. Мозаичные картины, обнаруженные на территории Стамбула, считаются ценнейшими находками, повествующими об истории целой Империи.

Мозаичное полотно в музее Мозаик

Когда-то дворцовое строение было не просто домом императорской династии. Здесь проводились важнейшие церемониальные обряды как гражданского, так и религиозного значения. Когда в постройке в начале 30-х годов 20 века велись ремонтные работы, реставраторы наткнулись на элементы мозаичного напольного покрытия. Дальше за дело взялись археологи. Они установили, что находка является старинным перистилем, размеры которого достигают 2 000 кв. км. Теперь на этой площади основали особый музей мозаик, где представлены редкие мозаичные изображения 5-6 веков.

Фрески состоят из миниатюрных кубиков, сделанных из стекла, извести и терракота. Размер одного кубика не превышает 5 мм. Таким образом, в одном кв. метре покрытия насчитывается свыше 40 000 отдельных деталей. Картины достаточно эпичны. Здесь есть и крестьяне, и охотники, и пастухи, и разнообразные представители фауны, а также сюжеты мифов. Несмотря на прошедшие годы, рисунки выглядят ярко и живо.

Стоимость билета в музей составляет 15 лир, с вход бесплатный.

Музей мозаик на карте:

Колонна Константина (Çemberlitaş Sütunu)

Колонна Константина (Çemberlitaş Sütunu)

Знаменитая римская триумфальная колонна Стамбула территориально находится на городской площади Чемберлиташ. Датой ее основания считается 328 год, но в торжественной обстановке открыли достопримечательность только спустя 2 года после возведения – 11 мая 330г. Эта знаменательная дата – день основания славной столицы Византийской империи.

Основным материалом, используемым для строительства колонны, был розовый порфир. Высота сооружения – 34,8 метра.

Чтобы сохранить достопримечательность в первозданном виде и уберечь от разрушения, колонну скрепили прочными металлическими обручами еще при правителе Феодосии Втором. Изначально колонна была увенчана статуей императора, возвышающейся на специальных барабанах, но при правителе Алексее I Комнине эти части пострадали от молнии – они были попросту сбиты, но основа не пострадала.

Сегодня туристы и жители города имеют возможность любоваться 35-метровой красотой, состоящей из 6-ти цилиндров, удерживаемых железными обручами. В роли украшений для каждого из цилиндров выступают изображения лавровых венков. До наших дней дошли легенды, согласно которым при возведении колонны в ее основание заложили несколько религиозных реликвий, в том числе статую богини Афины из дерева, топор Ноя, посох Моисея, крошки краюхи хлеба Иисуса Христа и т.д.

Теперь колонна Константина переименована на турецкий манер, и называется она Чемберлиташ («Обожженная колонна»).

Колонна Константина на карте:

Развалины дворца Буколеон (Bukoleon Sarayı)

Дворец Вуколеон (Буколеон), реконструкция

Дворцовая постройка под названием Буколеон когда-то была частью так называемого Большого дворца. По историческим данным, строительство этого архитектурного шедевра велось в период правления Феодосия Второго, то есть в 5 столетии. Находится дворец на морском побережье, немного южнее знаменитого Ипподрома и восточнее храма Сергия и Вакха.

Реставрацией и расширением дворца позднее занимался император Теофилос. При нем у сооружения появился огромный фасад, который возвели над стенами, обращенными в сторону моря. В конце 60-х годов 10 столетия другой правитель Никефорос Второй повелел возвести контурную стену. Буколеон был центральным дворцовым комплексом вплоть до 11 века. Его долгое время использовали для проведения госсобраний и религиозных собраний. Здесь бывали первые лица других государств, в частности король Иерусалима Амальрик и султан Рома.

Впоследствии от дворца остались лишь руины, но и их разрушили в некоторых местах при строительстве железнодорожных путей в 1873 году. По сохранившимся останкам понятно, что дворец имел большой балкон с видом на морское побережье, на который можно было попасть сразу через три входа. Каждая дверь была отделана мрамором. Это можно увидеть и сегодня.

На развалины, оставшиеся от грандиозного дворца, посмотреть можно бесплатно. Добраться до развалин можно спустившись в сторону набережной от Султанахмет, к остановке транспорта Çatladıkapı (Чатладыкапы).

Дворец Буколеон на карте:

Водохранилища Константинополя

Акведук Валента (Bozdoğan Su Kemeri)

Акведук Валента (Bozdoğan Su Kemeri)

Строительство акведука Валента стартовало еще во времена правления Константина Великого. Начинания этого императора продолжил другой глава государства – Валента (364-378г.г.). Проект возведения водопровода был окончательно завершен в 378 году. Основным материалом для постройки двухъярусного эстакадного сооружения послужил камень, который отделяли и привозили от разрушенной Халкидонской стены. Известно, что одноименный город, в котором находилась стена, в период мятежного восстания против императора Валента 14, занимал позицию противника — узурпатора и мятежника Прокопия.

Когда Константинополь покорился Османам, турки отремонтировали всю инженерную систему подачи воды, относящуюся к полуразрушенному акведуку, и саму «эстакаду» также восстановили. Насколько велики масштабы водопровода, стало ясно сравнительно недавно. В 2007 году археологи-разведчики выявили целых 650 км.

Акведук Валента на карте:

Цистерна Базилика (Yerebatan sarnıcı)

Цистерна Базилика, Стамбул

– это огромное водохранилище, сохранившееся со времен Византийской Империи. Свое название этот объект получил благодаря базилике, которая некогда возвышалась на месте нынешнего храма Святой Софии. Возвели объект инфраструктуры, который сегодня является одной из основных достопримечательностей, при Константине Великом, а реконструкционные работы и расширение повелел провести уже другой правитель – Юстиниан. Размерные параметры цистерны удивляют даже видавших виды туристов. В длину Базилика протянулась на 145 метров, ширина водохранилища – около 65 метров. В потолочное покрытие буквально «вросли» ряды колонн, которых всего насчитывается 336. Высота каждой из них составляет 8 метров!

Стены цистерны очень толстые (примерно 4 метра), выкладывали их из кирпича, а снаружи покрывали особым водонепроницаемым составом. По подсчетам специалистов, Базилика способна вместить порядка 80 000 кубометров воды.

Цистерна Базилика на карте:

Цистерна Феодосия (Şerefiye sarnıcı)

Цистерна Феодосия (Шерефие), Стамбул

Неподалеку от знаменитой стамбульский Цистерны Базилика находится аналогичное сооружение – , которую открыли для посещения относительно недавно, после масштабной реставрации.

Далеко не все туристы, приезжающие в Стамбул, слышали про цистерну Феодосия, потому что обнаружили ее только в 2010 году. Эта уникальная историческая достопримечательность была найдена под основанием огромного особняка. Домовладение отправили под снос, а цистерну стали приводить в порядок, ремонтировать и облагораживать. Длились эти кропотливые работы чуть меньше 8 лет. Размерные параметры Феодосии оказались сравнимы с Базиликой, а вот построена она, по предположениям археологов, на целое столетие раньше – примерно в 4 веке.

Сегодня известно, что это водохранилище наполнялось из водопровода, проложенного от Белградского леса. При помощи цистерны пресной водой снабжался Большой дворец, в том числе все его многочисленные фонтаны, а также знаменитые бани Зевксиппа.

Цистерна Феодосия на карте:

Цистерна Филоксена (Binbirdirek sarnıcı )

Цистерна Филоксена, Стамбул

– одно из важнейших водохранилищ, построенных в период нахождения у власти Константина Первого (324-337гг.). По размерам Филоксена уступала только знаменитой Базилике. Находится она в западном направлении от городского ипподрома. Вместимость цистерны поражает – изначально в ней можно было хранить до 325 кубических метров воды. Площадь хранилища – около 3700 кв.м.

Постройка имеет 3 яруса. Правда, к первому ярусу сейчас доступа не имеется, так как он полностью затоплен. Сооружение выполнено в виде громадной гипостильной камеры, поддерживаемой сводами.

По-турецки название цистерны звучит как «Бинбирдирек», что в переводе на русский означает «1001 колонна». На самом деле, колоннада в водохранилище состоит из 224 частей, так что турецкое наименование сильно преувеличено.

В 12 веке подпитка Филоксены происходила при помощи акведука Валента. Позднее водопровод был модернизирован таким образом, чтобы цистерну можно было наполнять из резервуара Перы, а также в нее собиралась дождевая вода. Весь период существования Византийской империи водохранилище исправно выполняло возложенные на него функции, но в 15 веке его забросили. Пришедшую в запустение цистерну турки в 16 столетии переоборудовали в шелкокрасильную мастерскую. Теперь же в стенах этой уникальной городской достопримечательности открыт музейный комплекс.

Цистерна Филоксена на карте:

Городские стены Константинополя (Феодосиевы стены)

Стены Константинополя

То, что константинопольские стены сохранились до наших дней – это большая удача, так как в середине 19 столетия существовала европейская тенденция разрушения так называемых «средневековых рудиментов», которыми как раз и считали подобные стены.

Стены Константинополя

Но османы решили не следовать европейской моде – Стамбул просто развивался, постепенно соединяя в единое целое старое с новым. Таким образом, сегодня мы имеем возможность любоваться семикилометровым памятником римско-византийской античности.

Стены вокруг города были когда-то выстроены по приказу императора Феодосия Второго. Заведовал строительством префект Востока Анфемий. Укрепления протянули по берегу Мраморного моря до самой бухты Золотой Рог. Строили их в течение долгих пяти лет. В стены были встроены крепкие ворота в количестве 10 штук, через каждые из которых можно было войти в город. Некоторые сохранились и теперь.

С южной стороны укрепления начинались от Мраморной башни. Стены шли на север, к дворцовой постройке Текфур, а там соединялись со стенами Влахерны.

Феодосиевы стены на карте:

Внесла неоценимый вклад в европейскую культуру. Литература, архитектура, философия, история, другие науки, система государственности, законы, искусство и мифы Древней Греции заложили основу современной европейской цивилизации. Греческие боги известны во всем мире.

Греция сегодня

Современная Греция мало знакома большинству наших соотечественников. Страна находится на стыке Запада и Востока, соединяя Европу, Азию и Африку. Протяженность береговой линии составляет 15 000 км (с учетом островов)! Наша карта поможет найти самобытный уголок или остров , на котором еще не бывал. Мы предлагаем ежедневную ленту новостей . Кроме того, много лет мы собираем фото и отзывы .

Отдых в Греции

Заочное знакомство с древними греками не только обогатит Вас пониманием того, что все новое – это хорошо забытое старое, но и побудит отправиться на родину богов и героев. Где за развалинами храмов и обломками истории живут наши современники с теми же радостями и проблемами, как и их далекие предки тысячелетия назад. Вас ждет незабываемый отдых , благодаря самой современной инфраструктуре в окружении девственной природы. На сайт Вы найдете туры в Грецию , курорты и отели , погода . Кроме того, у нас вы узнаете как и где оформляется виза и найдете Консульство в Вашей стране или греческий визовый центр .

Недвижимость в Греции

Страна открыта для иностранцев, желающих приобрести недвижимость . Любой иностранец имеет на это право. Только в приграничных районах не гражданам ЕС необходимо получить разрешение на покупку. Однако поиск законных домов, вилл, таунхаусов, квартир, правильное оформление сделки, последующее обслуживание представляют непростую задачу, которую много лет решает наша команда.

Русская Греция

Тема иммиграции остается актуальной не только для этнических греков, живущих за пределами своей исторической родины. На форуме для иммигрантов обсуждаются как юридические вопросы , так и проблемы адаптации в греческом мире и, вместе с тем, сохранения и популяризации русской культуры. Русская Греция неоднородна и объединяет всех иммигрантов, говорящих на русском языке. В то же время, в последние годы странане оправдывает экономических ожиданий иммигрантов из стран бывшего СССР, в связи с чем мы наблюдаем обратное переселение народов.

В 658 году до н.э. на острове, напоминающем голову орла, между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем, греческие колонисты из Мегары основали город. Они назвали его Византией по имени своего вождя Византа (или Визаса). Сначала город заселили рыбаки и торговцы, но выгодное географическое положение привело к быстрому росту Византии, и вскоре она заняла видное место среди греческих полисов. В 196 году до н.э. римский император Септимий Север после трехлетней осады взял Византию и разрушил ее, но вскоре по его же приказу город был восстановлен.

В 330 году император Константин после победы над Лицинием решил перенести сюда столицу Римской империи, и в мае того же года император со своим двором переехал в Византию, которую переименовал в Новый Рим. Но название это не прижилось, и город стал называться Константинополем. Император Константин стремился, чтобы новая столица превзошла красотой и великолепием Рим. Он предоставил множество льгот переселенцам, выдавал жителям за счет казны хлеб, масло, вино, топливо. Архитекторов, ваятелей, живописцев, плотников, каменщиков освободил от всех государственных повинностей. По указанию Константина из Рима, Афин, Коринфа, Эфеса, Антиохии и других городов империи были вывезены в Константинополь лучшие скульптуры, ценные рукописи, церковная утварь, мощи святых. Здесь расцвели науки, литература, искусство. Сюда стекались ученые, здесь жили выдающиеся мыслители средневековья Фотий и Пселл. В богатых библиотеках было собрано огромное количество древних рукописей.

Дело Константина продолжили и его потомки. В Константинополь были доставлены мраморные и медные колонны, ранее украшавшие римские храмы и площади. Предание гласит, что на постройку города было израсходовано 60 тонн золота. Константинополь был прекрасен. Как и Рим, он раскинулся на семи холмах. Широкие улицы с крытыми галереями, большие площади с колоннами и статуями, окруженные великолепными зданиями, храмы, дворцы, триумфальные арки восхищали всех, кому доводилось в нем побывать.

Считая себя наследниками античного могущества римской державы, византийские императоры стремились восстановить ее территорию, вкладывали большие средства в строительство и укрепление Константинополя – второго Рима.

В главном зале дворца Магнавра во время приема иностранцев раскладывались сокровища казны - драгоценности, шитые золотом одежды. В глубине зала находился золотой трон императора, перед которым на ступеньках лежали два льва, изваянные из золота. За троном стояло золотое дерево, на ветвях которого сидели разноцветные птицы, искусно сделанные из золота и эмали. Под звуки органа и хора появлялся император в золотых одеждах, увешанный драгоценностями. Чтобы еще больше поразить иностранных гостей в момент, когда они входили зал, птицы на золотом дереве взмахивали крыльями, а львы поднимались и глухо рычали. В то время, когда посол лежал, распростершись (согласно этикету) перед троном, отдавая почести владыке Византии, император вместе с троном возносился кверху, а затем спускался уже в другом одеянии.

Многие правители Востока и короли Запада мечтали овладеть Константинополем, 29 раз его осаждали - греки, римляне, персы, авары, болгары, дружины киевских князей, арабы, турки. В XI веке на Константинополь двинулись крестоносцы. Во время одного из походов они разгромили город и разграбили все церкви. В 1204 году во времена четвертого похода крестоносцев после 9-месячной осады они овладели Константинополем и вторично разграбили его. Многие ценнейшие памятники древнего искусства были уничтожены. Великолепные бронзовые статуи, украшавшие дворцы и площади, были перелиты в монеты, только бронзовых коней, изваянных величайшим скульптором Лисиппом, успели вывезти в Венецию. Были вскрыты гробницы императоров, из церквей изъяты все ценности, алтарь Святой Софии - величайший памятник искусства - был разрушен.

В XV веке Константинополь стал столицей Османской империи, и его переименовали в Инстанбул (Стамбул). Город начал быстро приобретать восточный облик, все стало приспосабливаться к турецкому укладу жизни. При этом каждый строил свой дом, где ему заблагорассудится. Улицы сужались, дома отгораживались от внешнего мира глухими заборами, балконы затеняли и без того темные уличные проходы.

В IV веке император Константин построил в Константинополе базилику (небольшую церковь прямоугольной формы) и назвал ее церковью Святой Софии. В 404 году эта базилика сгорела, но в 415 году Феодосий-младший отстроил ее заново. Однако во время мятежа 532 года она вновь была сожжена. Царствовавший тогда император Юстиниан уже готовился бежать из страны, когда полководец Велизарий вошел с войсками в Константинополь и подавил восстание, уничтожив почти 40 000 жителей. В честь этой победы на месте сгоревшей базилики император Юстиниан решил воздвигнуть великолепный храм. Он пригласил известных архитекторов - Анфимия из Тралл и Исидора из Милета - и поручил им постройку храма.

Закладка его состоялась 23 февраля 533 года. На строительстве его работали 10 000 человек. Юстиниан не жалел никаких денег и сам каждый день посещал стройку. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма. Только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта. По приказу императора все провинции и города империи поставляли в Константинополь самые замечательные остатки античных зданий и мрамор. Рим, Афины, Эфес прислали колонны, которые и сейчас вызывают восхищение. Из Проконеза доставляли белоснежный мрамор, из Каристоса - светло-зеленый, из Ясоса - бело-красный, из Фригии - розовый с прожилками. Много необычного было в строительстве этого собора. Известь изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. Для верхней доски престола был изобретен новый материал: в растопленную массу золота бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины - словом, все самое дорогое.

Постройка храма, его размеры и украшения производили на современников неизъяснимое впечатление, поэтому не удивительно, что вокруг всего этого сразу же стали складываться легенды и мифы. Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелом. Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько окон делать над главным алтарем), Юстиниану якобы во сне опять явился ангел и приказал сделать три окна в честь Святой Троицы.

При императоре Юстиниане в VI в. Византия достигла наивысшего экономического и культурного расцвета, наемная армия которого утвердила византийское господство на всем Средиземном море. Однако это были последние крупные военные успехи централизованной монархии. Развитие феодальных отношений, усиление местных правителей в дальних провинциях, восстания рабов и крестьян, стремление молодых феодальных государств овладеть центром мировой торговли приводят к сокращению территорий Византии и. наконец, к падению Константинополя.

Историческая характеристика

В архитектуре Византии хорошо прослеживаются этапы накопления и слияния опыта римской и восточной школ. Здесь, как и повсюду в периоды централизации власти, строятся крупнейшие официально – культовые сооружения. И, наоборот, междоусобная борьба феодалов и нашествия отражены в сокращении масштабов строящихся объектов, усилении разницы в художественном и конструктивном подходе к архитектуре в разных частях империи.

Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа:

  • ранне – византийский (V – VIII вв.) – когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;
  • средневизантийский (VIII – XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;
  • поздневизантийский (XIII – XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.

Строительные особенности

Константинополь всегда оставался центром архитектурной деятельности византийских императоров. Мощные крепостные стены, прикрывающие город с моря и суши, были возведены еще в V в. Мосты, дороги, маяки, укрепленные гавани, замки и башни на подступах к столице показывают, какое значение придавалось оборонительному строительству в Византии.

Лучевая планировка улиц, сходившихся к площади с императорскими дворцами, собором и ипподромом, подчеркивала абсолютизм императорской власти. Город не имел проточной воды, поэтому для его водоснабжения сооружались акведуки и подземные водохранилища – цистерны, служившие позднее складами и убежищами. Возведение сводчатых перекрытий над цистернами было хорошей школой мастерства для византийских строителей. О гражданской застройке раннего Константинополя известно мало, но, по описаниям современников, существовали дворцы, кварталы ремесленников и купцов, рыночные площади, строились крупные мастерские, гостиницы, цирки, театры, библиотеки. С укреплением позиций христианской церкви и возникновением монашеских общин главными объектами строительства становятся монастыри (с Х в.).

Удлиненная в плане раннехристианская базилика и округлый в плане мавзолей, получившие впоследствии распространение в строительстве Западной Европы, преобразуются в Константинополе в различные типы храмов центричной композиции. Особенность ранних византийских церквей – выделенное центральное пространство, перекрытое куполом. Символизируя небесную сферу, купол осенял императора, восседавшего во время богослужений среди своих приближенных.

Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем. Христианская религия оказала доминирующее влияние на развитии типов монументального каменного строительства. Поиски композиции церкви в соответствии с назначением здания сочетались с задачей утверждения императорского могущества. Это обусловило известное единство поисков и относи-тельную общность развития типов культовых зданий, несмотря на региональные различия, в которых проявлялись особенности и традиции отдельных народов.

Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных ком-позиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур - купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-кулольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантий-ский период. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры.

К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого (типа архитектурных ком-плексов. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых помимо жилых и хозяйственных построек монахов сооружалась обширная трапезная и доминирующее здание - церковь. Здания и крепостные сооружения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой гармонически согласованные про-странственные композиции - ансамбли.

Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня, и также из кирпича с каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия - по большей части сводчатые, иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием - тромпы.

Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры является разра-ботка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конст-рукцией стали устраивать цилиндрический объем - барабан, в стенах которого оставляли проемы для ос-вещения подкупольного пространства.

Эта конструктивная система позволила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более расширить внутреннее пространство. Той же идее пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок полукуполами, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда достигавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов - одно из выдающихся достижений византийской архитектуры. Использование пространственных форм, обладающих в силу геометрического строения жесткостью и устойчивостью, позволило свести до минимума массивность опорных конструкций, рационально распределить в них строительные материалы, получить значительную экономию в трудовых и материальных затратах.

Стены зданий в Константинополе возводились кирпичной кладкой на толстых слоях известкового раствора с добавлением толченого кирпича – цемянки. Кирпич имел вид тонкой, около 5 см, широкой пластины – плинфы. Таким образом, основной массив стены составлял раствор, из которого плинфы отсасывали воду и корректировали направление кладки. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда – рядами камня) получила название византийской .

Основными строительными материалами был плоский кирпич - плинфа толщиной около 5 см, укладываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы 35,5х35, 5х5, 1 см. В восточных облас-тях империи, богатых карьерами известняков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе (Сирия, Закавказье).
В растворе использовали известь, к которой примешивали мелко истолченный кирпич - цемянку для придания раствору большей прочности и гидравлической стойкости. В стенах раствор укладывался го-ризонтальными слоями толщиной в несколько сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3-5 рядов плинфы, уложенных на толстом слое раствора, чередовались с несколькими слоями тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не штукатурилась.

Быстросхватывающийся цемяночный раствор позволял возводить своды и купола по древневосточному обычаю-без применения дорогостоящих лесов. При возведении куполов кладка велась отдельными кольцами с наклонными рядами кирпича. Продолжая строительные традиции восточных областей империи и сопредельных стран, конструкция византийских сводов из кирпича резко отличается от конструкции римских сводов, возводимых по деревянным кружалам.

Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы, в частности пемза. Купола и своды покрывались черепицей или свинцовыми листами.

Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских постройках часто применялись металлические и деревянные затяжки, которые иногда оставлялись и в уже возведенном здании. В куполах закладывали растяжные кольца, изготовленные из дубовых брусьев или полосового железа.

Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарушенную форму, появившуюся в результате отказа от эллиптического очертания диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному абрису, легко очерчиваемому с помощью короба. Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональных ребер и превращение вспарушенного свода в парусный.

В восточных областях империи, где преобладал в кладке естественный камень, своды и купола воз-водились по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый камень на растворе.

Среди сводчатых форм, выполненных из камня, следует отметить сомкнутые и крестовые своды, а также появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со стрельчатым очертанием.

Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождался развитием теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия. Известен написанный на рубеже VI-VII вв. оригинальный труд епископа Исидора «20 книг начал, т. е. истинных знаний», в котором содержатся сведения по архитектурно-строительному делу. Этот труд, в большой мере основывающийся на Витрувии, отражает также потребности византийского времени.

Позднее в самой Византии и странах, испытавших влияние ее архитектуры, этот технический прием даст начало декоративной обработке фасадов фигурной кирпичной кладкой, чередующимися светлыми и темными полосами облицовок.

Характерные черты

Камень включался в конструкцию стен преимущественно при строительстве в горных районах. Особенностью сирийской архитектурной школы была кладка без раствора из хорошо пригнанных каменных блоков. На эту технику опиралось развитие и армянской архитектуры – в раннее средневековье Киликийская Армения располагалась на побережье Средиземного моря рядом с Сирией. Бетонная техника была забыта: природный цемент – пуццолана – добывался только в Италии.

Базилика в Турманине (Сирия) V в. фасад, схема разреза

Деревянные стропильные фермы раннехристианских базилик перемежались каменными арочными перемычками, как в базилике Турманина. Эта базилика интересна еще и размещением главного входа между двумя башнями. Прием этот будет подхвачен и развит романской и готической архитектурой Европы.

С переходом и строительству зданий центричной композиции ведущее место в Византии занимает разработка купольных и сводчатых конструкций. Восточные строители возводили своды и купола без применения опалубки монолитной кладкой наклонными рядами. Для такой техники кирпичная плинфа была наиболее подходящим материалом. Низкие прочностные качества раствора вынуждали делать своды очень толстыми, что нередко приводило к их обрушению, особенно при больших пролетах.

Основными формами византийских перекрытий были полусфера и полуцилиндрический свод, удобные для возведения с применением вороба приспособления в виде рейки или веревки постоянной длины, закрепленными одним концом в геометрическом центре пролета; другим концом отмечалось положение каждого ряда кладки.

Использование вороба позволило перейти от крестовых римских сводов н парусному, имеющему вид обрубленного с четырех сторон купола, форму, близкую к полному куполу, дало увеличение числа опор, например до восьми.

Результатом поисков было сочетание парусного свода с венчающим его куполом. В этой схеме удачно решались вопросы перехода от квадратного плана помещения н круглому куполу с обеспечением равномерности нагрузки его основания на паруса и сокращением числа опор. Причем венчающий купол для сокращения размеров опасного участка почти горизонтального завершения (скуфьи) должен иметь более крутой профиль.

Чтобы уравновесить систему парус – купол, в пространственную схему здания вводили дополнительные объемы, завершенные сводами или полукуполами, погашающими распор центральной конструкции. Так сложились ведущие конструктивные системы Византии. На их основе были разработаны разнообразные типы христианских культовых сооружений: церкви, мавзолеи, баптистерии центричной композиции, купольные базилики, крестовокупольные храмы.

Типы сооружений

Первые центричные сооружения христианской церкви в Византии свидетельствуют только о начале поиска конструктивных средств выражения идеи единства церкви и государства в лице императора.

Собор св. Софии в Константинополе, задуманный как духовный центр огромной империи, должен был своим великолепием затмить римский Пантеон. Но смелый конструктивный замысел и продуманная композиция храма (архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из Тралл) воплощались в жизнь с большими трудностями из – за отсутствия опыта возведения таких грандиозных сооружений, несовершенства строительной техники и массивности конструкций.

Собор св. Софии в Константинополе. 537 г. Аксонометрический разрез.

Здание собора размером в плане 75×72 м и высотой до верха купола 57 м представляет собой купольную базилику со средним нефом шириной 31 м. Центральный купол опирается посредством парусов на мощные опоры каждая размером 5,3×7,5 м в плане.

В продольном направлении распор от купола погашается системой полукуполов, в поперечном – мощными контрфорсами и двухъярусными боковыми нефами.

Обширное пространство главного нефа отделялось от боковых арочными колоннадами, придающими масштабность интерьеру и привлекательность различным ракурсам живописных перспектив внутреннего пространства. Собор пронизан лучами света от расположенных вверху окон, а гигантский купол кажется парящим в воздухе без опоры – свет, проникающий сквозь частые окна барабана, как бы дематериализует его простенки.

Мечеть Фетие – Джами в Константинополе. XIII – XIV вв. Южный фасад.

В византийской архитектуре V – VIII вв. главным объектом художественной разработки становится интерьер. Пышной отделке интерьеров дорогими облицовками, мозаичными картинами или фресками противопоставлялся суровый наружный вид замкнутого пирамидального объема храма, стены которого украшали только арочные завершения проемов.

Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими эллинистических источников. Известно, что один из строителей собора Софии Константинопольской Исидор из Милета был автором не дошедшего до нас комментария к книге Герона Александрийского «О конструировании сводов». Второй архитектор собора Софии Анфимий из Тралл сам был автором трактата «О парадоксах механики».

Художественное осмысление новых конструктивных систем в византийском зодчестве шло при воздействии местных архитектурных школ и прежде всего под влиянием греческих традиций. Выявление в композиции конструктивной формы, свойственное древнегреческому зодчеству, стало и в византийскую эпоху основным тектоническим принципом. Однако этот принцип проявился в новых условиях, подготовленных гигантским развитием сводчато-купольных форм при доминирующем значении внутреннего пространства. Основными средствами выразительности служили сами конструктивные элементы - купола, своды, аркады, ясно читаемые в интерьере с подчеркнуто выявленными поверхностями без лишней пласти-ки и декоративной перегрузки. Стены часто покрывались фресковой живописью или облицовывались раз-ноцветными плитами мрамора. Широко применялась мозаичная живопись, располагавшаяся обычно на изо-гнутых поверхностях стен, в куполах и сводах. Резная скульптурная обработка стен воспринимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены.

В четких членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла характерная для Древнего Рима ордерная аркада. Аркада на колоннах, появившаяся еще в период Римской империи, стала в византийской архитектуре господствующим мотивом. Форма аркады - конструктивна. От римского ордера осталась лишь его несущая часть - колонна, воспринимающая нагрузку от арок.

Изменилась и форма капители, передающей сосредоточенные усилия от арки с прямоугольным основанием на круглую колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает форму опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Ее скульптурная обработка выполнялась в виде легкого геометрического узора, форма и пластика - варьировались. Ствол, колонны часто делался монолитным, в ряде случаев на оба конца колонны накладывались свинцовые про-кладки. Все элементы системы отличались целесообразностью.

Церковь эпохи Византии на Кипре

В ранневизантийских храмах находит применение тип базилики - удлиненного здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых нефов аркадой на колоннах. Большое значение для развития византийского зодчества имели базилики, строившиеся в восточных районах- в Сирии, Малой Азии, Закавказье.
Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и сложившиеся в этих областях купольные сооружения (церковь в Эсре 510-515 гг., церковь «вне стен» в Русафе в Месопотамии, 569- 586 гг.).

Особое значение приобретает купол на четырех или восьми опорах. Одним из ранних приме-ров этого типа в Сирии может служить церковь в Босре (513 г.), в которой купол опирался на четыре опоры.

Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) представляет собой центрическую композицию на восьми устоях, основа которой - сильно развитое подкупольное пространство. Ступенчатая структура и богатая пластика образованы в основном конструктивными элементами: куполом, полукружными арками, диагональными экседрами, устоями, арками на колоннах и т. п.

При господстве купола в композиции большое значение имеют диагональные ниши – экседры. В сочетании с колоннами они образовали пространственные устои, воспринимающие распор купола в диагональном направлении. В этой развитой структуре центрического купольного здания роль интерьера стала ведущей в соответствии с особенностями христианского ритуала, происходившего главным образом в центре храма под куполом - символом небосвода.

Крестовые походы, соперничество Венеции, набеги турок подрывают могущество Византийской империи и масштабы строительства здесь сокращаются. Резче выявляются особенности местных архитектурных школ в Малой Азии, Греции, самом Константинополе. Основной объем культового строительства приходится теперь на монастыри, где жилые и хозяйственные постройки, примыкающие к прочным стенам, окружали небольшие церкви.

В этот период, средневизантийский, наиболее широкое распространение получает крестовокупольный тип храма, в котором центром здания по – прежнему остается купол на парусах; его распор погашался примыкающими к парусам с четырех сторон сводами. Перекрытая таким образом конструктивная ячейка имела вид креста, вписанного в прямоугольный объем церкви, дополненный апсидами. Слиянием нескольких крестово – купольных церквей на затесненных монастырских дворах достигалась живописная асимметричная композиция объемов с разновысокими куполами. Уделяется больше внимания декоративной обработке фасадов аркатурными поясами, ложными проемами, пилястрами.

Формирование византийских систем перекрытий: а – римский крестовый свод: б – вспарушенныи свод на четырех опорах: в – вспарушенный свод на восьми опорах, г – купол на парусах; д – купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами; е – крестовокупольная система перекрытия

Крупные крестовокупольные храмы могли иметь несколько куполов. Собор Сан – Марко в Венеции объединяет в одном здании пять крестово – купольных систем. Его купола, вначале пологие, были надстроены вытянутыми вверх сложными луковичными объемами.

К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский полуостров и последний этап развития ее архитектуры связан с южной Грецией. Здесь уже не строили монументальных храмов. Небольшие церкви и часовни живописно располагались на естественном рельефе горных склонов вместе с многочисленными пристройками. Возведение миниатюрных и изящных построек по хорошо отработанной крестовокупольной системе не представляло конструктивных проблем и все внимание зодчих сосредоточилось на решении композиционных и декоративных задач. Фасады украшались фигурной кладкой из кирпича или тесаного камня; тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписывали фресками и отделывали мозаикой.

С утратой Константинополем всех своих обширных территорий многие христианские церкви оказались на землях, захваченных турками, – их превратили в мечети, они были перестроены соответственно требованиям ислама, росписи и мозаики на библейские сюжеты были уничтожены и заменены арабской вязью текстов из Корана. После падения Константинополя к собору св. Софии пристроили минареты.

С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, – крестовокупольный храм.

Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы, итальянского Возрождения; ее прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние – на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: