Пик Черского. Аршан. Байкал. Пеший тур "восхождение на пик черского" Где находится пик черского

Утром, открыв глаза, я поняла, что на улице ещё темно, а к тому же сыро и холодно, и по палатке всё также монотонно скребётся дождь.
Хотя звук и был немного странным, но кого это волнует, когда сознание каждый раз проваливается в сон, и только лишь возникающие мысли из глубины о почему-то влажном спальнике в районе ног и периодическое пробуждающееся пыхтение мужа, вырывали меня из объятий сна и вселяли какую-то тревогу. Наконец кто-то из нас с Женькой первым подал голос, окончательно разрушив все чары сна. Мы долго лежали и прислушивались ко звукам извне, строя планы на целый дождливый день в пределах палатки. И тут нас посетила страшная догадка. А странный шорох - не снег ли идёт на улице? Да нуу, какой нафик снег, начало августа на дворе и, расстегнув полог палатки, мы просто ахунли: на улице всю зелень покрыл слой мокрого снега, а наши палаточные домики держали влагу из последних сил. Казалось, что ещё полчаса и вся эта мокрота хлынет внутрь наших тёплых уютных "домиков". С притупленными от неожиданности такого поворота событий мыслями, мы разожгли горелку в палатке, вскипятили чай, тем более, что наши соседи начали просыпаться. Все повылазили на улицу притихшими, помятыми и замёрзшими. В планах было укутаться потеплее, обняться всем поближе и ждать окончания непогоды. Но один наш друг, который практически не бывал в походах, мириться с капризами погоды не стал и предложил пойти на метеостанцию и узнать о проживании. Видимо на наших лицах отобразился такой скепсис и безразличие, что он упрямо встал, расправил плечи и ушёл в одиночку в темноту, узнавать о жилье. Через некоторое время он вернулся с пугающими новостями о последнем номере и куче туристов, которые уже бегут с вытаращенными глазами, чтобы успеть занять эту комнату. Посовещавшись, мы махнули рукой и решили поддаться уговорам друга. В последствии поняли, что, возможно, поступили правильно. Ночёвка на метеостанции дала нам возможность обсушиться, нормально выспаться и свела с интересными людьми, пусть только и на время нашего похода, но оставившими приятный след в душе и жизни...Итак, собрав все наши мокрые вещи в кучу, пришлось возвращаться назад на метеостанцию. Несмотря на то, что я очень не люблю возвращаться, пришлось закусить губу и подчиниться, ведь я и сама хотела в тот момент отоспаться в тепле. По прибытии на метеостанцию нас ждала оптимистичная вывеска (хотя и не совсем соответствующая истине)

В нашей комнате стояла печка-буржуйка, стол и длинная полка-нары. Мы тут же развесили всё своё хозяйство сушиться, затопили печку, сходили за водой и сварганили сытный завтрак, который до сих пор кажется нам вкуснее всяких омаров. А за окном продолжал идти дождь, пытаясь растопить летящие снежинки...

Тепло от печки, сытная еда и несколько стопочек спирта сделали своё дело, мы все дружно растянулись на "нарах" и захрапели.

После пробуждения мы обнаружили, что дождь за окном закончился, но идти в горы было бессмысленно, т.к. всё вокруг было мокрым, а температура на градуснике показывала 4 градуса тепла. Да и своих мелких дел хватало, которыми каждый из нас и занялся.

А виды вокруг!!!Закачаешься!

На метеостанции мы познакомились с местным "гидом" Алексеем, который рассказал нам много интересного о здешних местах, дал много полезных советов. Алексей сопровождал молодую семейную пару шведов, которые на полгода уехали путешествовать по России в свадебное путешествие. На нас они смотрели с некоторым ужасом, когда мы пытались напоить их спиртом, накормить копчёным омулем, когда они наблюдали за тем, как мы на костре варим нашу любимую кашу с тушонкой, а потом всем хороводом прямо из котелка наяриваем эту кашу за обе щёки, облизывая пальцами котелок. Сами же они ели, сваренные заранее Алексеем, мюсли и пили чай с горьким шоколадом. Пересекались мы с ними в дальнейшем постоянно по всем маршрутам, и в конце они к нам уже так привыкли, что улыбались при встрече как родным.
Утром, оставив все свои вещи на метеостанции, прихватив с собой всё крайне необходимое, отправились на пик Черского. Сначала тропа проходила по серпантину - это кусок старого монгольского тракта, по которому торговцы в стародавние времена перевозили из Китая в Россию чай и другие товары. Дорога очень крутая и мы шли по ней, "свесив свои языки", утоляя жажду свежим снегом, и останавливаясь на каждом петляющем повороте серпантина, чтобы передохнуть и полюбоваться видами, в том числе и видом на нашу метеостанцию

На высоте 1720 м мы дошли до озера Сердце - озеро на Хамар-Дабане, расположенное у подножия пика Черского. Дальше дорога шла по гребню скалы и становилась более крутой. В этом месте находится памятник девушке-лыжнице, погибшей от лавины ещё в советские времена...

Ну, а дальше собственно сам пик Черского и виды с него. Пятачок на пике небольшой, так что крутились мы все на нём вокруг нагромождения камней посередине, взбираясь туда поочерёдно, чтобы отметиться и сфотографироваться. Зато виды вокруг необъятные и даже виден кусочек Байкала, а до неба можно дотянуться рукой!

Дорога назад с заходом на водопады. Водопадов в этом районе оказалось великое множество, только вот из-за крутизны берегов подойти к ним было сложно, да и заблудились мы в итоге, пропустив нужное русло реки, которое в зарослях кустарника было совсем незаметным и ушли совсем в другую сторону, обогнув практически всю гору. А вдалеке сверху на горе была видна наша метеостанция, и она казалась такой близкой. Ещё пара часов ходу и на неё можно было бы дойти по горе. Возможно, мы бы так и сделали, будучи с Женькой вдвоём, но наши друзья дали слабину, зачинщик всех наших "послаблений" в походе давно соблазнял вернуться назад, а второй с трудом переносил высоту и ходьбу по огромным валунам. Как нам с Женькой и не хотелось возвращаться, вспоминая все тяготы прошедшей тропы, но рисковать не стали и повернули назад, тем более до захода солнца оставалось часа 2-3. Под конец дороги восстанавливали силы кусковым сахаром, рассасывая его по чуть-чуть во рту и запивая водой из горной реки.

По возвращении на метеостанцию оказалось, что наш товарищ Александр давно уже сидит там сытый, довольный и в окружении молодых туристок. Да ещё бы ему и не быть там, всю дорогу Александр скакал по скалам как сайгак, только под конец путешествия он начал уставать - где присел, там и уснул. Зато он оставил нам какую-то еду, которую мы быстро съели и просто уползли спать без задних ног. А на утро прощальный взгляд на метеостанцию и вниз, навстречу дальнейшим приключениям, залипание на черничной поляне, перепрыгивание через огромные валуны, которые натащило на тропу во время дождя и встреча на берегу реки с нашими знакомыми шведами и Алексеем, который варил им на костре обед. Мои мальчишки опять устроили представление вокруг затихших иностранцев, носились с дикими воплями по реке и пытались друг друга искупать.

Собственно, сам Алексей

Спустились с пика мы под самый вечер, поужинали в Слюдянке любимыми позами, хотя в кафе они и оказались магазинными, но для начала нас это устроило. Дальше у нас в планах был поход на Соболиные озера, но посмотрев на небо, поняли, что со стороны пика Черского в сторону озёр надвигаются чёрные грозовые тучи, которые пришли бы туда аккурат к нашему приходу. Поэтому было решено поехать в , т.к. планировали совершить восхождение на пик Любви. С трудом нашли подходящий транспорт - все маршрутки уже уехали, в обычную машину мы с нашими рюкзаками не влезали, и, наконец, поблуждав по местным точкам, предлагающим транспорт в разные концы ближайшей местности, заказали Газель, которая уже в ночь повезла нас в Аршан. По дороге мальчишки спали, а я наблюдала грозу с искрами молний, которая оставалась позади нас, и на пик Черского, который уже перестал быть чем-то загадочным и недосягаемым, но остававшимся от этого не менее прекрасным. В Аршан мы приехали уже за полночь, и местные жители, сдающие днём жильё огромными "пачками", усиленно делали вид, что спят, не слыша наших криков и стуков в ворота. На улицах было до ужаса темно, ни одного фонаря, а наши головные фонари выхватывали из темноты лишь небольшой кусочек дороги. Да к тому же в голове ещё крутились советы Алексея не снимать жильё у бурят в силу их любви к выпивке. Эти мысли злили, т.к. по темноте и отсутствию людей в такое время суток, хотелось снять уже хоть что-то...На нашу удачу по дороге нам встретилась бурятка (!!!), которая шла от соседки. Услышав нас, она попыталась нам помочь, сходила с нами в пару мест, но нигде не открывали. Женщина сказала, что ночью жители боятся принимать туристов и предложила остаться переночевать у неё. Делать было нечего, мы согласились. В доме было, конечно, не как в гостинице - куча людей, куча грязной утвари, в доме хлев с козами, пьяный муж, старые полуразвалившиеся кровати с ватными свалявшимися матрасами, но бельё нам дали чистое и лично я, закрыв на всё это глаза, уснула сладким сном.

Вреимя на Байкале +5 часов к московскому.

Проживание в 3-х, 4-х местных домиках на турбазе Хамар-Дабан. Отопление дровяное, есть баня.

Требуется хорошая физическая подготовка и опыт хождения в зимние походы!

Программа по дням

День 1

Встречаемся утром на ж/д станции города Слюдянка. Знакомимся, завтракаем в местном кафе, скажем: «Доброе утро Байкал», и в путь.

Наш маршрут начинается прямо от города. Тропа идет вверх с небольшим уклоном, вдоль реки Слюдянка и уходит вглубь лесных зарослей. По пути мы увидим действующий мраморный карьер «Перевал» . В урочище под названием «Горелая поляна» сделаем привал на обед-перекус. Отсюда уже начинается более крутой подъем на метеостанцию «Хамар-Дабан» и далее к турбазе «Пик Черского».

Вечером прибытие на туристскую базу, размещение в теплом домике, ужин, чаёк и беседы на тему: «Как я встретил Новый Год».

Расстояние 20 км.

День 2

Сегодня нас ждёт активно-прогулочный день на местности. Мы увидим снежные вершины, и заснеженные скалы, дойдем до замёрзших водопадов, прогуляемся на метеостанцию «Хамар-Дабан» и одноимённую турбазу. Там мы попаримся в пряно-душистой баньке и обновлённые вернёмся в наш домик. И снова, чаёк, игры и разговоры до полуночи!

Расстояние около 8 км.

День 3

Отдыхаем, высыпаемся и набираемся сил! Поиграем в снежки, полепим снежные фигуры и вдоволь накатаемся с горки на «ватрушках». Вечером, за чашечкой ароматного чая, поиграем в различные игры на сплочение, под звуки «хрустящих» поленьев в костре.

День 4

Ранний подъём. Завтрак. В этот день мы совершим восхождение на пик Черского .

Путь наш идёт по серпантину на плато, с которого вам откроется вид на хребет Хамар-Дабан на востоке и Восточный Саян на западе. С вершины вы увидите озеро Байкал, а также уникальное творение природы – озеро Сердце, раскинувшееся у подножья горы.
Фотографируемся, себя, других, вместе. И вниз, по пути подъёма, в домик, в тепло!

Пик Черского порой именуют Комариным, он являет собой одну из популярнейших вершин горного массива Хамар-Дабана. Массив этот опоясал южный и юго-восточный берега Байкала, расположенного в пределах Иркутской области и Бурятской территории.

Пик Черского – одна из самых высоких возвышенностей Хамар-Дабана, достигающая высоты в 2090 метров над уровнем моря. Имя получил в честь географа с ученой степенью, Яна (Ивана) Дементьевича Черского, внесшего немалый вклад в изучение Сибирского региона.

Восхождение на Комариный пик вполне доступный маршрут Южного Прибайкалья, берущий начало в городе Слюдянка и устремляющийся выше по одноименной речной долине. Протяженность маршрута составляет 25 километров и туристы со стажем смогут преодолеть дорогу за выходные дни, единожды заночевав в пути.

Качественная грунтовая дорога проложена на протяжении 8 километров до мраморного карьера «Перевал», подъем по ней сопряжен с следованием вверх по реке Слюдянке. А затем, на расстоянии 17 километров от поселка Слюдянка, начинается участок торной тропы вдоль реки. Крутой подъем заканчивается просторной Казачьей поляной (названную в честь некогда организованных на этом местом месте стоянок ямных казаков, снабжающих Старокомаринский тракт сменными лошадями). Следующий затем еще один крутой подъем приведет к водоразделу Слюдянки и реки Подкомарной, на высоту в 1000 метров над уровнем водного зеркала Байкала. Именно здесь расположена метеорологическая станция «Хамар-Дабан», от которой к первому гольцу устремляется зигзагообразная каменистая дорога длиной 2,5 километра – некогда являвшаяся Кяхтинским трактом. Следуя узким гребнем скалы тропинка приводит на второй голец и наконец выводит к вершине.

Пик представлен вместительной площадкой плоского типа, снижающуюся тремя лучами веерно-направленными к северу, северо-востоку и юго-востоку. Площадка оснащена множеством разнокалиберных туров из камня, некоторые декорированы флагами с нанесенными орнаментами и надписями. К нескольким камням прикреплены таблички, установленные группами водителей в разные временные периоды. И высится внушительных размеров деревянное распятие с начертанной молитвой «Отче наш» вкупе со столбом с тройкой переплетенных щитов из дерева, на каждом из которых выгравированы надписи.

Наверху открывается прекрасная панорама на горную страну, ясным днем различим Байкал и снежные шапки Восточного Саяна. На юге можно увидеть высокогорное озеро Сердце, названное так из-за своих очертаний, находится оно на дне ледникового кара. Спуститься к нему можно с вершины Черского пика можно по юго-восточному гребню. Дорога займет около 25 минут, но спуск предстоит крутой, сопряженный с преодолением осыпающегося склона.

Озеро Сердце компактно и обойти его вдоль берега можно в течение 15 минут. Прекрасное издали, не менее красиво оно вблизи – небесная высь отражается в водной глади, обрамленной цветущим побережьем, чья пестрота соткана оранжевыми жарками, синими водосборами и горевчаками, рододендроном золотистым и розоватым как бадан, тоже растущий на берегу. Пейзаж дополняет каскадно исчезающая в ущелье речка. На побережье немало валунов, скрытых на одну вторую водой и заросших цветным лишайником. Уже к концу сентября берега клочками укрывает снег, постепенно укрывая их полностью.

Одна из легенд , сложенных об озере Сердце рассказывает о некогда жившем на земле благосостоятельном великане с доброй душой по имени Хамар-Дабан, старевшим в одиночестве и внезапно осознавшим всю полноту своего одиночества. Решением проблемы явилась женитьба на дочери владыки леса Манги или Медведя – Мангитайке, красивой, но алчной девушке. Вышла она замуж исключительно богатства ради, а вскоре позарилась на владения Байкала и предала супруга, влившись в гарем более состоятельного старца. Хамар-Дабан не пережил измены, вырвал из груди сердце, которое ударившись о землю обратилось, образовало кратер, а наводнили его слезы несчастного.

Как добраться : От города Иркутска Слюдянку отделяют около ста километров автотрассы и 126 километров железнодорожных путей. И автобусы и электропоезда курсируют между упомянутыми населенными пунктами несколько раз в день. Ближайший к Слюдянке город Байкальск находится в 40 километрах.

Всё началось с того, что я весной в дневнике у Кати подсмотрел список её желаний. И в этом списке был такой пункт: "Узнать, что такое Хамар-Дабан". Ну, ОК. Давай, сходим. Узнаешь. И я запланировал на август поездку на Хамар-Дабан.

Некоторые мои друзья, которые записались в этот поход ещё весной, в июле - начале августа слились по разным причинам: работа, учеба, отсутствие денег. Итого оставалось нас четверо: я, Катя, Пётр и Диана.
Но, пока я был на Ергаках, ко мне напросился в поход какой-то незнакомый человек по имени Прохор, о котором я абсолютно ничего не знал, и у которого на странице Вконтакте не было ни одной фотографии. Я побоялся брать в поход человека, про которого есть НОЛЬ информации. Не люблю таких сюрпризов. А через пару дней этот скрывающий в интернете свою личность человек написал, что уже взял билет на поезд. Опа!
Этот Прохор был в друзьях у Дианы. Я спросил у Дианы, что это за человек. Она ответила: "Парень нормальный, он со мной пару раз ходил в походы." Ну, ок. Доверился мнению Дианы. Ладно. Пусть идёт с нами. И будет нас пятеро.
Этот Прохор настолько занятой человек, что даже не смог заехать за пакетом с продуктами. Пакет с продуктами забирали его родители.
А в поезде он ехал в другом вагоне. Так что я до последнего момента не знал, как он выглядит и что он за человек. Впервые увидел его в Слюдянке на ЖД станции.
Но, вроде всё удачно сложилось. Прохор оказался вполне приличным, порядочным парнем, у которого есть походный опыт, есть походная одежда и достаточно физического здоровья для горного похода. А ещё у него есть забавная особенность: он искренне и очень эмоционально восхищается красотой природы.

Я запланировал сходить на пик Черского (высота 2090 м), который расположен недалеко от посёлка Слюдянка. Это очень популярный маршрут, по которому ходят сотни (а может быть и тысячи) туристов, как местных, так и приезжих. Я на пике Черского не был. Но, решил посетить это место "для галочки". Какого-то эффекта "вау" я от пика Черского не ожидал. Там нет ничего такого особенного. По моему субъективному мнению Ергаки намного интереснее.

Проходится данный маршрут за 3 дня: 1. переход из Слюдянки в базовый лагерь, 2. радиальный выход на пик Черского, озеро Сердце и водопады, 3. возвращение в Слюдянку. А местные жители Слюдянки могут вообще на выходные туда бегать. Это примерно как у нас в Красноярском крае горный хребет Борус. Однако, я планировал недельный поход. Ради трёх дней как-то не серьёзно ехать сутки на поезде туда и сутки обратно. И я стал думать, как можно удлинить маршрут. В интернете я нашел информацию, что там возможен маршрут под названием "Байкальская кругосветка". Он как раз где-то на 5-6 дней, что вполне вписывается в недельную поездку с учетом ещё двух дней на поезде.
В Байкальской кругосветке есть первая часть - это очень популярный маршрут с хорошо натоптанной тропой до пика Черского, по которой проходят десятки людей ежедневно. И вторая половина - это более сложный для прохождения участок, который в 2 раза длиннее первого участка. И там уже путь проходит не по долинам, а по гребням гор. Этот участок усложнен тем, что на гребнях гор нет воды. Для ночевки там нужно где-то спускаться с гор в долину. И насколько я понял по описаниям в интернете, в долинах там сплошной лес и бурелом, а тропа вдоль ручья есть только последние несколько километров около берега Байкала. В общем, этот участок маршрута вызывал много сомнений. Это вам не Ергаки, где можно 2 недели ходить, посетить много разных мест, и везде есть тропы и вода.
Маршрут должен был закончиться в Ореховой Пади на берегу озера Байкал. А от неё я планировал уехать в Слюдянку на электропоезде.

За несколько дней до поездки я в интернете прочитал новость о том, что в южной части Иркутской области в конце июля прошли сильные дожди, реки сильно поднялись, и паводок смыл все мосты. Высокая опасность схода селевых потоков с гор. И МЧС закрыло маршрут на пик Черского для посетителей!
Я уже хотел поменять маршрут похода. Но, на всякий случай позвонил в отделение МЧС в Слюдянке. Там мне по телефону сказали, что все мосты уже восстановлены и маршрут снова доступен для посещения.

Мы выехали из Красноярска на поезде 10 августа в 11 часов. Я с удивлением обнаружил, что вся система РЖД уже перешла на местное время. В поезде в расписании везде указано местное время, что очень удобно. Больше не нужно в поезде в центре России жить по московскому времени. И в уме пересчитывать, чтобы узнать, когда будет длительная стоянка поезда. В скобочках мелким шрифтом указывается разница с Москвой (мск+4, мск+5).

На ЖД вокзале в Красноярске до сих пор продолжается маразм, связанный с борьбой с терроризмом. Универсиада закончилась, а маразм остался. Через пешеходный мост минуя вокзал нельзя пройти к поезду. Мост работает только на выход. На входе в вокзал нужно рюкзаки ставить на установку, которая просвечивает их рентгеновскими лучами, а из карманов выкладывать все металлические предметы и электронную аппаратуру, чтобы пройти через рамки.
Полная абсурдность всего этого спектакля с охраной и закрытием проходов заключается в том, что на всех других остановках можно свободно попасть в поезд без какого-либо антитеррористического контроля.

Из положительных изменений в системе РЖД я отметил следующее:
1. в вагонах появились розетки!!! Под каждым столом две розетки. Теперь можно в поезде свободно заряжать смартфоны и планшеты. Наконец-то руководство РЖД заметило, что у пассажиров стало много всяких электронных устройств, которые нужно заряжать.
2. у проводников появились специальные карманные компьютеры, на которых сразу высвечивается список пассажиров с паспортными данными. Электронный билет можно не показывать. Достаточно предъявить паспорт при входе в вагон.

На первой длительной стоянке на платформе рядом с поездом я увидел знакомых людей: Валя, Ольга, Андрей. Они тоже едут на этом же поезде. У них большая группа. И они собрались на Мунку-Сардык. На поезде они тоже едут до Слюдянки.

В Слюдянку мы приехали утром 11 августа. Встретили Прохора на платформе и пошли через мост над путями.

Рядом с нами шла группа, которая едет на Мунку-Сардык. Их уже встретил водитель заказанного микроавтобуса. А к нам пристал какой-то дядька в шляпе: "Вам куда нужно ехать?!"
Я отвечаю: "Никуда не нужно. Мы уже приехали. А дальше идём пешком на Пик Черского". Но, дядька в шляпе не унимался: "Может быть вас подвезти к началу тропы за 100 руб с человека?" , "Нет, не надо." Но, дядька продолжал идти с нами и пытался навязать нам свои транспортные услуги. Мне уже хотелось послать его на 3 буквы. Я сдержался и вежливо объяснил, что мы сами дойдём. Когда дядька понял, что он ничего в это утро не заработал, он от обиды уже стал язвить: "Ой, да вы уже заблудились. Ха-ха. Да вы не знаете, куда идти. Ха-ха." И ухмыляется.

Наш пеший путь начинался от центрального сквера в Слюдянке. Я сидя на лавочке со смартфона купил обратные билеты на поезд до Красноярска. Там же в сквере был плакат с описанием маршрута на пик Черского. Можно сказать, что этот маршрут стал одной из главных достопримечательностей этого города.

Расстояние от ЖД вокзала до базового лагеря - примерно 21-22 км. Большая часть пути проходит по грунтовой дороге. Эта дорога идёт вдоль реки Слюдянка и много раз пересекает её. В каждом месте пересечения дороги и реки для пешеходов установлен деревянный мост. Всего таких мостов более 10 штук на всём пути. Везде стоят указатели, которые не дадут заблудиться. Стоят километровые знаки, которые показывают, сколько км осталось до базового лагеря.

Река Слюдянка в некоторых местах проваливается под камни и исчезает.

Рядом с дорогой есть мраморный карьер. Когда-то здесь проводились взрывные работы. И рядом с карьером навалена большая куча камней из белого мрамора.

Все эти мосты и указатели сделаны по той причине, что в базовом лагере рядом с метеостанцией есть коммерческая база отдыха с деревянными домиками. Поэтому путь до лагеря такой натоптанный и легкий. Поэтому так быстро восстановили все мосты. Многие туристы идут налегке, без спальников и палаток.

Погода была пасмурная. А когда мы уже прошли 2/3 пути, начался дождь. Под дождём идти противно. Одежда намокает. Быстрее накапливается усталость. Уже хочется поставить палатки и заночевать.

Я предложил заночевать на поляне, которая была в начале Горелой Пади. Но, Петру место не понравилось. "Да нуууу, как-то не очень удобно. Идём дальше".
Я уже устал. Ещё больше устала Катя. Но, Диана, Петр и Прохор уверенно идут вперед. Их трудно догнать.
Дошли до места под названием Казачья Поляна. Там большое плоское заболоченное пространство. Рядом есть поляны без болота. НО! Там нет источника чистой воды. Есть ручей, который вытекает с болота. Вода желтая. Фу! До реки очень далеко.
Идём дальше. А дождь усиливается.
Наконец мы дошли до метеостанции. Сразу за метеостанцией турбаза находится. А через 100 метров бесплатные поляны для некоммерческих туристов.

Поставили палатки под дождём. Закинули вещи внутрь.
Поляна со стоянками, турбаза и метеостанция расположены на возвышенности. Рек и ручьёв здесь нет. Единственный источник воды - это колодец на метеостанции. Настоящий классический колодец: деревянная коробка с крышкой, ведро на цепи, на двух стойках закреплён деревянный цилиндр, на который наматывается цепь, и рукоятка для вращения цилиндра. Воду можно брать всем желающим.

Я сходил за водой, приготовил суп на горелке, раздал всем суп (подносил к каждой палатке). Петр в это время вскипятил воду и разлил на 2 термоса. Я
разнес термосы по палаткам. Ужинали сидя в палатках.
Дождь утром закончился, когда я уже сварил кашу на горелке. Кашу я так же разносил к палаткам и раздавал.
Небо расчистилось и выглянуло солнце. И мы стали вытаскивать вещи и сушить. И собираться в радиальный выход.

У меня было с собой описание маршрута, распечатанное на бумаге. По этому описанию мы пошли гулять в радиальный выход. Первые 2-3 километра мы шли по старой дороге.
Тут нужно сделать примечание. Более 100 лет назад, задолго до строительства железной дороги по Хамар-Дабану проходила дорога, по которой на лошадях возили грузы из Монголии и Китая. Эта дорога проходит недалеко от пика Черского по горным хребтам. Когда появилась Транссибирская магистраль, старая дорога потеряла своё транспортное значение и была заброшена. А потом эту дорогу стали использовать пешие туристы.

Потом от дороги мы пошли вверх по хребту и поднялись на какую-то вершину без названия, а с неё траверсом перешли на пик Черского.
У меня в объектив фотоаппарата попала влага, и стекло запотело внутри объектива. Я старался согревать объектив своим телом, прижимая фотоаппарат к животу. Постепенно конденсат испарился. Но, за всё время подъема на пик так и не получилось сделать ни одной качественной фотографии.

На вершине пика Черского есть триангулятор, памятная табличка и лавочка. С пика должны быть видны Тункинские Гольцы на юго-западе, Байкал на севере и остальная часть Хамар-Дабана на востоке и на юге. Но, из-за плотных облаков видимость была не очень хорошая.

Солнечная погода стояла недолго. Когда мы поднялись на пик, снова затянуло всё тучами, и пошел дождь. Мы успели сделать несколько снимков с вершины и стали спускаться к озеру Сердце по тропе. Спуск был достаточно крутой. Спускались долго.

На берегу мы перекусили и стали подниматься на перевал Посетительский. Далее у нас по плану были водопады. Перевал был типичный ергакский несложный 1а. По сложности сопоставим с перевалом Сказка.

Когда мы спустились с перевала и пошли вдоль ручья Посетительского, мы наткнулись на стоянку с запасом почти сухих дров. Петр и Прохор захотели разжечь костёр. У Прохора были с собой какие-то туристические или охотничьи долгогорящие спички. Долгогорящие - это имеется ввиду, что у них за спичечной головкой есть обмазка из какого-то хим.состава, которая горит не 2-3 секунды как головка обычной спички, а 10-15 секунд.
Но, практика показала, что 15 секунд горения - этого мало чтобы поджечь даже тонкие веточки при влажной погоде. Прохор постепенно израсходовал более 20 спичек. Но, ничего не получалось. И наконец уже примерно на 30-й спичке удалось разжечь костёр с использованием пластиковой бутылки и ещё какого-то полиэтиленового мусора.

Мы погрелись у костра и посушили одежду на костре. Пока мы грелись, тучи рассеялись, и началась солнечная погода. Ура! Мы стали спускаться вдоль реки, чтобы смотреть водопады.

Там есть 4 каскада водопадов: водопад на ручье Посетительском, 2 каскада на реке Каменке и каскад водопадов на реке Подкомарной.
Мы прошли по тропе и посетили 3 каскада водопадов.

После последнего водопада нужно было спускаться вниз к реке, чтобы выйти на тропу. А я предпочел уйти вправо по курумнику, чтобы не терять высоту. Мы прошлись по курумнику и обогнули склон горы. По прямой нам оставалось до лагеря 1300 метров. Немного. Но, впереди был густой лес с буреломом. А за лесом крутой подъём на 300 метров. А тропа где-то внизу в этом лесу идёт вдоль реки Подкомарной.

Я принял решение спуститься вниз в этот лес и найти тропу. Спустились. Немного побродили по густому лесу и вышли на тропу.
Шли, шли по тропе. И я эту тропу потерял. Вот где-то соскочил с тропы и всё. Я решил не возвращаться и не искать тропу, а дойти до ближайшего распадка на склоне горы и подниматься по этому распадку. Мы вышли на русло пересохшего ручья. По этому руслу идти было удобно, почти не было препятствий. Когда дошли до крутого склона горы, то там русло ручья перешло в кулуар, по которому в конце июля во время сильного паводка сошел сель. Селевой поток переломал деревья и пропахал целый коридор на своём пути. За несколько дней сель стабилизировалась, и грунт уже никуда не двигался. По этому грунту с торчащими камнями можно было подниматься вверх как по ступенькам. И я предложил подняться по этой сели. Сначала было легко подниматься. Но, последние 20 метров подъема сель стала слишком рыхлая и я на самый верх уже выбирался по кустам.

Мы вышли к дороге, по которой шли утром. И уже за 10 минут дошли до своих палаток. Успели вернуться до темноты.

Тут нужно сказать, что я люблю лазить во всякому бурелому, по скалам, по курумнику и по кустам, когда группа идёт налегке, т.е. без тяжелых рюкзаков. Я не специально так делаю. Оно само так получается. В какой-то момент я непреднамеренно теряю нормальную тропу. И вместо того, чтобы вернуться и искать тропу, я обычно пытаюсь пройти напрямую по направлению к намеченной цели.
Когда группа идёт с тяжелыми и громоздкими рюкзаками, я стараюсь избегать всяких кустов, скал и бурелома. И ходить только по нормальным тропам. Т.к. рюкзак сильно снижает маневренность на сложных ландшафтах.
Когда мы уже были в лагере, снова полил дождь. И мы опять попрятались по палаткам. Снова готовка пищи на горелке, раздача горячей еды от палатки к палатке и горячая вода в термосах. В этот раз хотя бы вся одежда была сухая.

После радиального выхода по плану нужно было пройти 6-7 км с рюкзаками и перейти на озеро Чертово рядом с перевалом Четырех. Но, меня стали терзать сомнения. Во-первых, слишком часто шли дожди, и у нас быстро расходовался газ. Во-вторых, нужно было слишком большое расстояние (около 30 км) от перевала Четырех пройти по гребням гор. Если бы это было 5-10 км по гребням гор, то это не страшно, но 30 км - это два дня идти по 15 км по сложному ландшафту. В мокрую погоду. И где-то нужно было спуститься с гор к реке, чтобы переночевать на поляне с источником воды.
В общем, я не выдержал сомнений и решил не идти по Байкальской кругосветке, а спускаться по хорошей тропе обратно к Слюдянке. Да, это не интересно. Но, зато надёжно. По этой тропе мы гарантированно выйдем к цивилизации за 1 день.
Может быть это дождливая погода так подействовала на мою психику.
Я предложил от Слюдянки на электропоезде поехать в пос. Выдрино. И сходить на пик Тальцинский.

Обратно мы спускались намного быстрее, чем поднимались в первый день. Мы быстро пробежали по знакомой тропе. Вышли на дорогу. В середине дня погода стала улучшаться. На перекус мы остановились в знакомой беседке, в которой мы перекусывали в первый день похода. В беседке я подобрал оставленный кем-то газовый баллон, в котором ещё оставалось примерно 30-40% топлива. Там ещё были всякие брошенные продукты. Но еду мы брать не стали. Нам своей еды хватало.

Когда до ЖД вокзала оставалось около 4 км, у меня появился интернет на смартфоне, и я посмотрел расписание электропоездов. И нас ожидал интересный сюрприз. Оказывается, от Слюдянки до Выдрино ходят всего 2 электропоезда: в 5:12 (это очень раннее утро, нужно вставать ночью) и в 14:14 (а это уже вечером приедем, слишком поздно). Там ещё были пассажирские поезда в удобное время. Но, цена 700-800 рублей за 70 километров пути нас сильно не устраивала. На электропоезде проезд стоил 118 рублей.
Мы решили поехать утром в 5:12. Я посчитал, что нам нужно выйти из лагеря в 4:00, чтобы успеть на поезд. А для того чтобы собраться, упаковать все вещи и сложить палатки, нужно проснуться в 3:00.
А чтобы успеть поспать, нужно было рано, примерно в 20:00-21:00 уже лечь спать.

Мы заняли поляну рядом с дорогой недалеко от города. Там было много дров и ровная земля для палаток.
Наконец-то нас порадовала погода. Мы приготовили ужин на костре и первый раз в этом походе поели на улице все вместе сидя у костра.

В следующей части я расскажу о том, как мы добирались до пика Тальцинского и совершали эпичное восхождение.

Продолжение следует.

Хребет Хамар-Дабан - это один из самых интересных и живописных районов всей Восточной Сибири! Это невысокий, но очень "щедрый" горный массив, кладезь природных даров. Здесь много ягод, грибов, кедрового ореха ("хамар" в переводится с бурятского "орех"), именно здесь находятся самые интересные сплавные реки, доступные для восхождения горные вершины, сокрытые в глубине таёжных лесов тёплые озёра. Климат здесь очень влажный, часто Хамар-Дабан называют сибирскими тропиками. Прогулка по влажному, безумно красивому лесу очищает лёгкие, успокаивает нервную систему, а поднявшись на пик Черского, вы не только, сможете устроить тренировку для своего организма, но и будете поражены красотой панорамы, открывающейся с вершины!

Обязательно иметь спальник, коврик полиуретановый, набор посуды, 2 комплекта одежды, трекинговую и запасную обувь. С полным списком необходимого снаряжения мы можете ознакомиться в разделе СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ПЕШИХ/ГОРНЫХ ТУРОВ .

Даты проведения восхождения на пик Черского в 2018 году:

Восхождение проводится каждые выходные (пятница, суббота, воскресенье)!

По Вашей предварительной заявке мы можем дополнить данный маршрут сплавом по р.Иркут 2 категории сложности или Иркут 3 категории сложности

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Правила проведения туров!

Программа тура:

1 день

Сбор группы на вокзале или в аэропорту г. Иркутска утром (время и место указаны в маршрутном листе).

Трансфер Иркутск - Слюдянка.

Инструктаж по технике безопасности.

Начинаем движение вдоль реки Слюданка постепенно набирая высоту. Нам предстоит пройти несколько живописных мостов через реку, мраморный карьер, заросли папоротника, будет возможность отведать оладушек с разными начинками в одиноком таёжном кафе.

После крутого подъёма мы выходим к метеостанции, расположенной на водоразделе рек Подкомарной и Слюдянка. Размещение на турбазе Хамар-Дабан.

Питание: обед, ужин.

2 день

От метеостанции начинается серпантин, преодолев который мы выходим на гребень хребта. Уже отсюда открывается впечатляющий вид на расположенные рядом горные вершины. Теперь мы видим нашу цель - пик Черского, высота которого чуть более 2000 м (2090). Впечатляет и радует взор удивительное озеро Сердце, притаившееся среди горных исполинов.

Поднявшись на пик, мы будем вознаграждены потрясающим видом на озеро Байкал и вершины горной страны Хамар-Дабан, дерзким ощущением покорителя горных вершины, приятной усталостью в мышцах и, конечно же, вкусным перекусом!

Спуск. Не забываем сделать уникальные фотографии на фоне байкальских гор! Если есть силы, желание и время, можно на обратном пути посетить водопады реки Подкомарной.

Питание: завтрак, обед, ужин.

Проживание: палаточный лагерь/турбаза.

3 день

Тихо и неспешно по тропе возвращение в Слюдянку. Не торопитесь! Постарайтесь запомнить запахи чистого таёжного леса, звуки сибирской тайги. Жаль, но их невозможно запечатлеть на фотоаппарат или видеокамеру!

Трансфер Слюдянка-Иркутск.

Питание: завтрак, обед.

Стоимость: 6000 / 8000 р/чел.

В стоимость включено:

• Все виды трансферов в соответствии с программой;
  • Питание по программе - походное трёхразовое (кроме питания в кафе по желанию туристов). Варят туристы самостоятельно! Услуги повара оплачиваются отдельно по желанию группы: 2000 день!;
  • Подготовка туриста: специальной подготовки не требуется, физическая готовность к ночевкам в палатках;

• Безопасность: маршрут регистрируется в МЧС;
  • Группу сопровождает опытный квалифицированный инструктор.
  • Аренда общего походного снаряжения: 2, 3, 4х местные палатки, тент, костровое оборудование, газовое оборудование;

В стоимость не включено:

• аренда спальника, рюкзака, коврика
  • прививка/страховка от энцефалита

Выбор класса тура:

Эконом Комфорт
размещение Палаточный лагерь Ночевка на горной турбазе "Хамар-Дабан"
питание по программе; в активных турах туристы готовят пищу самостоятельно из продуктов, предоставленных компанией, на газовом или электрическом оборудовании.
трансфер автотрансферы, возможно использование электричек, общественного водного транспорта
экскурсии групповые групповые
гид опытный квалифицированный гид, услуги переводчика оплачиваются отдельно