Китайская угроза: туристы из Поднебесной убивают Байкал? Как китайцы захватывают иркутскую область ради байкала Выкупают землю под дома, а строят отели

В Ольхонском районе местные жители продолжают обсуждать чрезвычайное происшествие, случившееся в последних числах июля 2017 года. При этом региональные власти через силовые структуры принимают все меры для того, чтобы информация не получила распространение.

Напомним, 29 июля третий паром на Ольхон "Семен Батагаев" вышел из строя . Поломка произошла в самый разгар туристического сезона, вследствие чего очередь на остров моментально выросла до 700-800 автомобилей.

Учитывая, что паром "Дорожник" перевозит только местных жителей и рейсовые автобусы, для туристов остался только паром "Ольхонские ворота". Туристы, застрявшие в очереди на несколько дней, на жаре и без какого-либо сервиса, естественно, нервничали и пытались любыми силами попасть на паром.

Антонина Сизикова, дочь капитана парома "Ольхонские ворота", помогала матросам расставлять машины на пароме. По правилам перевозки на пароме, сначала расставляются автомобили, а только затем запускаются пешие пассажиры. Это очевидные требования безопасности.

Однако в тот момент, когда автомобили начали загружаться на паром, огромная толпа китайских туристов, приехавшая на нескольких автобусах, буквально штурмом начала брать паром.

Напомним, что китайские гостиницы, находящиеся на Ольхоне, еще в 2016 году сделали достаточно удобный способ перевозки туристов из Поднебесной. Большие автобусы привозят их на материковую часть переправы, туристы переезжают пролив самостоятельно, а на Ольхоне их встречают микроавтобусы, принадлежащие гостиницам. В результате китайские туристы практически не задерживаются на переправе, так как ограничений по числу пеших пассажиров на пароме нет.

Толпа китайцев, хлынувшая на паром, фактически заблокировала проезд машин. Антонина Сизикова распорядилась не пускать китайцев до того момента, пока не загрузятся все автомобили. В ответ один из китайцев начал избивать ее палкой, вслед за этим остальные китайцы начали избивать ее кулаками.

На помощь девушке спустился капитан парома, Сергей Сизиков. Однако китайцы избили и его.

Избиение девушки происходило на глазах полицейского патруля, обеспечивавшего безопасность на паромной переправе. Впоследствии полицейские на вопрос, почему они не вмешались в драку, хладнокровно ответили, что из задача - обеспечивать порядок на берегу, а не на пароме.

Сразу после происшествия Сергея Сизикова уволили без объяснения причин. Он проработал на пароме 38 лет, с самого первого парома, рассчитанного на две машины, и считается одним из самых опытных капитанов на Байкале.

На все попытки семьи Сизиковых подать заявление в полицию, их действия блокируются властями. Семью запугивают также владельцы китайских гостиниц, которым не нужна огласка. Ситуация совершенно непонятна, как и в целом действия китайских туристов на Байкале.

Дело в том, что от наплыва туристов на Ольхон Иркутская область не получает ни копейки. Гостиницы принадлежат гражданам Китая и оформлены как садовые домики. Туристы платят за перевозку, обслуживание и проживание непосредственно на карту владельцу гостиницы, таким образом, весь поток денег проходит мимо российского бюджета. Между тем китайские туристы чувствуют себя на Ольхоне хозяевами и регулярно вступают в драку с местными жителями. Кстати, с одной группы китайцев гостиница берет в сумме около пяти миллионов рублей. Налогов не платится ни копейки.

Ситуация многократно усугубляется тем, что на Ольхоне всего один (!) участковый полицейский. На остров площадью 730 квадратных километров, населением около двух тысяч человек и сотнями тысяч туристов в год.

Субъективные наблюдения байкальского гида-фотографа.
Хоть сейчас я и не живу на самом Байкале, но 6-7 месяцев в году я там. Работая гидом, в собственных фотоэкспедициях, просто в гостях, в турах с моими гостями фотографами. Так что, варюсь в этом супе.

Ситуация с туристическим бизнесом на Байкале весьма странная.

В одну точку сошлись несколько проблем. Китайская туристическая экспансия, попытка законом сократить водоохранную зону Байкала, взрывной рост антропогенной нагрузки на небольшие территории, проблемы туалетов в зимний период на льду и в течение всего года на берегу, когда красивейшие гроты Ольхона засираются по самое "не хочу", традиционный мусор, инспекции турбаз с их последующим закрытием, непонятные "наезды" на русских гидов со стороны правоохранителей.

Подписываются петиции, отправляются в различные гос. структуры письма, в прокуратуру пишутся жалобы. Но бардак только набирает обороты.

По китайцам.

Еще три года назад, количество китайских туристов было небольшим. Конечно, в силу своих национальных особенностей, группы китайцев выделялись из -за шума, гама и пыли, который они производили. В 2015-16 гг. китайские туроператоры начали активно заходить в турбизнес Байкала. Они обращались к иркутским и прочим российским туроператорам с заказами туров. Многие начали потирать руки, мол, вот оно, счастье. Сейчас пойдет поток денег, заживем славно и богато. Но надо знать психологию китайцев. Они жестко ориентированы на получение максимальной выгоды для себя. Они будут дружить с тобой, если ты на каком-то этапе бизнес процесса незаменим. Пока незаменим. В силу адской работоспособности и умению учиться, со временем китаец-партнер поменяет тебя на своего, которого обучит-научит всему, что умеешь ты. Они смотрят, наблюдают, приставляют своих людей, которые учатся у тебя, делая твое участие в бизнес-процессе уже не нужным. И в один прекрасный момент ты в пролете. Все, ты никто для своего китайского партнера-братухи, с которым почти уже закадычно дружили, строили планы и наслаждались перспективами. Теперь твое место занимает китаец.

Так и произошло с российскими туроператорами. В один прекрасный момент они оказались за бортом. Быстро освоившись, китайцы создали свои турфирмы (через подставных лиц и зиц-председателей). В этих фирмах свой китайский персонал, зачастую работающий в России нелегально, свои автобусы, свои гиды, свои гостиницы и турбазы, свои корабли, свои магазины для туристов. Денег у наших южных соседей много. И они готовы вкладывать их в то, что сейчас выгодно. А в Сибири выгоден турбизнес на Байкале. Кстати, стоит отметить, что такой расклад существует и в других, туристически привлекательных местах. Сейчас китайцы засылают своих казачков на Кольский полуостров. Уже идет поток групп. Пока через русских туроператоров. Но это пока…

И естественно, почти все деньги остаются в Китае. Китайцы путешествуют группами. Процент туристов-индивидуалов из Китая предельно мал. Туры они покупают в Китае. Те деньги, что тратятся туристами в магазинах (меха, косметика, ювелирка, мед и его компоненты, сувенирка), тоже уходят в Китай. Поверьте, китаец-бизнесмен знает, как минимизировать издержки на чужой территории и направить денежный поток домой.

Пример из моей практики. Осенью 2016 по иркутским туроператорам пошел вал звонков от китайцев. Срочно хотим заказать фототуры для китайских групп фотографов! Туроператоры начали теребить фотографов, работающих в подобных программах по Байкалу. Звонили и мне. И признаюсь, я попал на удочку. Делал программы, отправлял их и ждал звонков, что мол пора паковать вещи и ехать фотогидом с китайскими группами. Но все оказались в пролете. Китайцы собрали качественно и подробно сделанные программы и повезли сами свои группы с китайскими "фотогидами". Как выглядит китайский фототур - это отдельная песня. Слава Богу, что у китайцев все же не хватает тямы нормально реализовать спижженные программы. Ну и хрен с ними. Все равно, сделать качественный и результативный фототур на Байкале - это непростая задача. Тем, кто не в теме - это нереально. Но таскать строем группы по 12 человек в главе с "главным фотографом", выстраивая их в линию на споте в направлении непонятно куда - китайцы уже умеют.

При этом, ни туроператоров, ни самих туристов не беспокоит состояние экологии, мусор и другие "глупости". Так же, китайских туристов не интересуют ни история ни культура и традиции место посещения (ну этим грешат не только китайцы). Фоточки "must have", созерцание пейзажей, проорать песню на рассвете на шаманке, бухнуть вечером в отеле или на турбазе. Хотя, в принципе, обычные туристы. Только очень шумные и мусорогенерирующие.

Кстати, о гибкости китайского бизнеса. В связи с огромным потоком китайцев на ледовый байкальский сезон, у них появилось масса прибамбасов для подобных путешествий. Очень качественные "ледоходы" на обувь, химические грелки для смартфонов и камер и масса других мелочей. В этом они молодцы! Хотя каждый раз, приезжая в этом году на Шаманку и в другие места, я уносил с собой в мусорном пакете десяток-другой использованных грелок, которые после отработки просто бросаются на землю или лед.

Почему такой спрос на байкальское направление в Китае. Почему китайский турпоток превращается в весьма агрессивную экспансию?
Причин несколько. Главная - идеологическая. Китайцы, в основной своей массе считают Байкал своим северным священным морем. И все тут. Осенью, я делал тур для фотографа из Израиля, и у нас в программе была поездка на паровозном составе по КБЖД. Нас было трое. Напротив нас, на четвертом месте сидел молодой парнишка-китаец. Он почти всю дорогу (а поездка по КБЖД длиться больше 10 часов) сидел и читал какую-то книжицу. Ну, ходил в туалет, что-то перекусить, выходил на стоянках потупить у вагона. И все. Уже перед портом Байкал мы спросили его. Неужели ему не интересна природа (за окнами вагона проплывала золотая байкальская осень), красивые виды? Он ответил, что нет. Ему родители купили тур на Байкал. Потому что он должен, как и любой нормальный китаец, побывать на Великой стене и на Байкале. "Must have" и ничего личного.

Транспортная доступность и дешевизна (по китайским меркам) туров на Байкал. Есть авиарейсы в Иркутск и Улан-Удэ из Китая и Монголии (многие группы заезжают из Монголии), есть жд сообщение. Китайская экспансия проходит в тех местах, куда ведут дороги. Я не буду ничего говорить за Бурятию, но в Иркутской области это Листвянка, КБЖД, Ольхон. Почему-то на материковой части Малого моря почти нет китайских туристов, разве что "залетные", которые в рамках экскурсии приехали с Острова. Строительство нормальной дороги в Б. Голоустное открыло и это место для китайцев. Т.е. где есть дорога к Байкалу - жди китайский туристов, китайские отели и турбазы.
Отсутствие законодательного регулирования туристического потока на Байкал. Да, особо охраняемые природные территории жестко ограничивают возможность их посещения. Тем более большими группами туристов. И весь поток валит в те места, где подобных ограничений нет. Я не призываю открывать ООПТ. Нужно регулирование турпотока на другие территории Байкала. Государство должно определиться. Байкал - это уникальный природный объект, требующий охраны или туробъект для вычерпывания денег.

В местах огромных турпотоков (в небольшом урочище Узуры на Ольхоне, в один день единовременно насчитали почти 100 УАЗов буханок. Это как минимум 700 человек были одновременно в Узурах, в заливе Хага-Яман и окружающих гротах!) нет туалетов. Весь срач оказывается в гротах (ради которых и едут). Желтые пятна на снегу, отработавшие грелки, другой мусор - не добавляют красоты и пользы Байкалу не приносят.

Раннее утро у конторы нац.парка на Ольхоне. Первые УАЗы подъезжают за разрешениями на посещение Хобоя.

Да, организация туалетов и сбора и вывоза мусора - немного решит проблему.
Главное, без чего туалеты и места сбора мусора малоэффективны, это специальная служба, следящая за порядком и частотой на туристических маршрутах. Например, как в нацпарках США помощники посетителя парка (Visitor Use Assistant), гиды, рейнджеры, подсобные рабочие. У нас на Байкале есть замечательные гиды, но они работают с разрозненными группами, самостоятельно или от туроператоров. А с ООПТ зачастую нет просто не то что бы взаимодействия, но и взаимопонимания. Наши гиды как никто заинтересованный в сохранении Байкала.

Что еще происходит в последнее время. Осенью прошла масштабная ревизия турбаз, отелей различными надзорными органами. Были выданы различные предписания, часть баз закрыли или пообещали закрыть в ближайшее время. Были предъявлены иски.
Самое интересное, эта движуха не затронула крупные отели и турбазы, в т.ч. и китайские. Странно?

В разгра зимнего сезона, правоохранители вдруг проявили страстный интерес к русским гидам. Останавливали автобусы, проверяли доки на группы. Причем. зачастую, это делали сотрудники ГИБДД. В международном аэропорту Иркутска, гидов, встречающих свои группы с табличками, служба безопасности аэропорта отводила их в отдельную комнату, где устраивали "беседы", больше похожие на допрос. Но гидов-китайев (среди которых почти все нелегалы) - не трогали. Почему?

Суета вокруг изменения водоохранной зоны Байкала? Для чего? Легализовать уже построенные нелегально и противозаконно турбазы и частные строения и участки? Для кого?

Осенью, с подачи ВВП началась движуха по строительству дороги на Ольхоне. Понятно, что это огромные деньги, которые нужно и можно попилить. Об ожидаемом качестве дороги я уж промолчу. Но так ли нужна асфальтированная дорога от переправы до Хужира? Что будет больше пользы или вреда? Какой ущерб нанесет само строительство природе Ольхона? Сейчас дорога есть, ужасная каменная гребенка. Она хоть как-то сдерживает потом туристов-автомобилистов. А асфальт прибавит к турпотоку сотни, если не тысячи автомобилей на Ольхоне?

Что бы нынешняя гравийная дорога была в нормальном состоянии, достаточно ее просто содержать. Подсыпать и регулярно грейдерить. И без огромных денежных затрат, которые можно было бы разумно направить на создание нормально работающей общей туристической инфраструктуры на Ольхоне. На организацию троп и маршрутов, на создание соответствующих служб гидов и рейнджеров, на организацию туалетов и вывоз отходов на материк. На самом деле, эти дорожные деньги есть куда потратить с большой пользой. Но что-то опять не так в датском королевстве.

На самом деле, создается впечатление (не только у меня, но и у многих моих коллег гидов), что на Байкал, в первую очередь на Ольхон, кто-то заходит с большими деньгами, что бы подмять турбизнес под себя. Вытеснить с рынка малый туристический бизнес, частных перевозчиков, гидов. С учетом особенностей национального ведения бизнеса и наличия на байкальском туристическом рынке китайских игроков, все самое интересное еще впереди!

В Ольхонском районе местные жители продолжают обсуждать чрезвычайное происшествие, случившееся в последних числах июля 2017 года. При этом региональные власти через силовые структуры принимают все меры для того, чтобы информация не получила распространение.

Напомним, 29 июля третий паром на Ольхон “Семен Батагаев” вышел из строя. Поломка произошла в самый разгар туристического сезона, вследствие чего очередь на остров моментально выросла до 700-800 автомобилей.

Учитывая, что паром "Дорожник" перевозит только местных жителей и рейсовые автобусы, для туристов остался только паром "Ольхонские ворота". Туристы, застрявшие в очереди на несколько дней, на жаре и без какого-либо сервиса, естественно, нервничали и пытались любыми силами попасть на паром.

Антонина Сизикова , дочь капитана парома "Ольхонские ворота", помогала матросам расставлять машины на пароме. По правилам перевозки на пароме, сначала расставляются автомобили, а только затем запускаются пешие пассажиры. Это очевидные требования безопасности.

Однако в тот момент, когда автомобили начали загружаться на паром, огромная толпа китайских туристов, приехавшая на нескольких автобусах, буквально штурмом начала брать паром.

Напомним, что китайские гостиницы, находящиеся на Ольхоне, еще в 2016 году сделали достаточно удобный способ перевозки туристов из Поднебесной. Большие автобусы привозят их на материковую часть переправы, туристы переезжают пролив самостоятельно, а на Ольхоне их встречают микроавтобусы, принадлежащие гостиницам. В результате китайские туристы практически не задерживаются на переправе, так как ограничений по числу пеших пассажиров на пароме нет.

Толпа китайцев, хлынувшая на паром, фактически заблокировала проезд машин. Антонина Сизикова распорядилась не пускать китайцев до того момента, пока не загрузятся все автомобили. В ответ один из китайцев начал избивать ее палкой, вслед за этим остальные китайцы начали избивать ее кулаками.

На помощь девушке спустился капитан парома Сергей Сизиков . Однако китайцы избили и его.

Избиение девушки происходило на глазах полицейского патруля, обеспечивавшего безопасность на паромной переправе. Впоследствии полицейские на вопрос, почему они не вмешались в драку, хладнокровно ответили, что из задача - обеспечивать порядок на берегу, а не на пароме.

Сразу после происшествия Сергея Сизикова уволили без объяснения причин. Он проработал на пароме 38 лет, с самого первого парома, рассчитанного на две машины, и считается одним из самых опытных капитанов на Байкале.

На все попытки семьи Сизиковых подать заявление в полицию, их действия блокируются властями. Семью запугивают также владельцы китайских гостиниц, которым не нужна огласка. Ситуация совершенно непонятна, как и в целом действия китайских туристов на Байкале.

Дело в том, что от наплыва туристов на Ольхон Иркутская область не получает ни копейки. Гостиницы принадлежат гражданам Китая и оформлены как садовые домики. Туристы платят за перевозку, обслуживание и проживание непосредственно на карту владельцу гостиницы, таким образом, весь поток денег проходит мимо российского бюджета. Между тем китайские туристы чувствуют себя на Ольхоне хозяевами и регулярно вступают в драку с местными жителями. Кстати, с одной группы китайцев гостиница берет в сумме около пяти миллионов рублей. Налогов не платится ни копейки.

Ситуация многократно усугубляется тем, что на Ольхоне всего один (!) участковый полицейский. На остров площадью 730 квадратных километров, населением около двух тысяч человек и сотнями тысяч туристов в год.

Люди, приезжающие в Иркутск в последние несколько лет, отмечают наплыв китайских туристов. Обилие вывесок на китайском языке, множество торговцев сувенирами из нефрита и янтаря и все такое прочее. И гости Приангарья, в том числе медийные персоны, побродив по центру Иркутска, насмотревшись на китайцев в Листвянке и на Ольхоне, несут дальше «благую весть» о том, что Иркутск чуть ли не захватили китайцы.

Мы сами при этом понимаем, что никто нас не захватил, что вывески на китайском не более чем маркетинговый ход, видим китайцев в основном на стройках и в исторической части города и в общем стараемся относиться к этому философски.

Но для репутации Иркутска и Байкала байки путешественников, помноженные на традиционные страхи, конечно, более важны.

Впрочем, одними байками серьезная информационная волна сегодня подпитываться не может.

О депутатах, СМИ и реальной статистике


Мы все привыкли к тому, что статистка вещь лукавая. Мы также привыкли к тому, что нередко лукавят политики. Но когда политики начинают оперировать статистическими данными, степень лукавства начинает зашкаливать, так что переварить это без серьезных последствий для психики практически нереально. Или это уже не лукавство?

В начале 2018 года экс-депутат ГосДумы, а ныне депутат Законодательного Собрания Иркутской области Антон Романов рассказывает интернет-газете «Взгляд» про китайское нашествие на Ольхон:

«В прошлом году у нас в Ольхонском районе было 800 тысяч туристов, большинство – китайцы. Для сравнения: население Иркутска – 640 тысяч. В бюджете Ольхонского района где-то около 150 млн рублей в год. То есть если китайцы оставили там хотя бы по 1 тысяче рублей, то всего бы там было 800 млн в год».

Вычитаем из 800 млн 150 млн уже имеющихся в бюджете Ольхонского района, переводим в китайцев – и получаем приблизительно 650 000 китайских туристов, которые, по мнению Антона Васильевича, побывали на Ольхоне в 2017 году. Откуда они взялись, где такая орава физически могла разместиться на острове – совершенно не понятно. Но это не мешает Романову нагнетать.

Его коллега депутат Государственной Думы Сергей Тен в посвященной китайцам программе «Отражение» на Общественном телевидении России как бы невзначай мимоходом подливает масло в огонь:

«Китайцы, кстати, прогнозируют, что ежегодно количество туристов будет увеличиваться почти до миллиона человек. И это нужно брать все под очень жесткий контроль».

И именно это его высказывание интернет-ресурс выносит в заголовок в интернет-версии беседы. Откуда у него такая информация, Сергей Юрьевич не уточнил.

А что по этому поводу, например, говорят популярные СМИ?

Портал irk.ru в статье от 22 июня 2017 года (случайная магия цифр или продуманный медиаплан?) под названием «Китай наступает на Байкал» пишет:

«Активно скупать землю и открывать бизнес в Листвянке и в Ольхонском районе китайцы начали, когда из-за выгодного курса доллара пошёл большой поток туристов из КНР на Байкал. В прошлом году Иркутскую область посетили 150 тысяч - почти на 60% больше, чем в 2015-м. В этом сезоне аэропорт Иркутска ждёт прибавление ещё на 40–50%».

Неискушенный читатель, конечно, проглотит цифру в 150 000 китайцев, хотя в тексте нет ссылки на источник этой информации. Может, это аэропорт, а может, и нет. И, строго говоря, нет прямого указания на то, что все 150 000 именно китайцы. Вы только вчитайтесь! А что – очень удобно: всегда можно сказать, что тут просто выпало какое-то слово или сотрудник был малограмотный, писать не умел.

Портал «Байкал-Инфо» в статье «Китайцы скупают Иркутск» вообще решил не заморачиваться поиском информации, а сослаться на абстрактных гидов и дать волю своему воображению:

«По словам иркутских гидов, в пик сезона количество чартерных рейсов из Китая в Иркутск достигает восемнадцати в неделю. Представьте себе: 18 рейсов, в каждом самолете 160 человек. Условно говоря, каждую неделю в Иркутск прибывает около трех тысяч китайских туристов. Плюс в Иркутске останавливается немало транзитных групп по пути в Москву. Оказывается, лететь из Шанхая в Москву с остановкой в Иркутске гораздо дешевле, чем напрямую. Почему бы не воспользоваться?»

Но самое смешное, что именно «Байкал-Инфо» оказался ближе всего к количественному пониманию турпотока из КНР.

Уяснить реальную картину помогает информационное агентство «Телеинформ».

По данным замначальника отдела разрешительно-визовой работы УВМ ГУ МВД по Иркутской области Екатерины Лазарчук, в 2015 году количество иностранных туристов в регионе составило около 20,5 тысячи, в 2016 году – более 39,5 тысячи. И это общее количество, где учитываются все: и корейцы, и немцы, и японцы, и американцы, и еще бог знает кто. А сколько же китайцев? А китайцев в 2016 году было всего 26 тысяч человек, или 66% от общего количества иностранных туристов, посетивших Приангарье.

Как говорится, почувствуйте разницу: 1 миллион, 800 тысяч, 150 тысяч и 26 тысяч.

Справедливости ради надо сказать, что поток китайцев растет очень быстро. По данным, озвученным на заседании комитета по туризму Торгово-промышленной палаты Иркутской области начальником отделения оформления виз Регионального управления МВД России Еленой Дынкиной, за первые восемь месяцев 2018 года Иркутскую область посетили уже 132 тысячи китайцев, что на 40% больше, чем в 2017-м. Но и эта цифра далеко не миллион, которым пугал Сергей Тен. Но вот может ли она реально превратиться в миллион?

Пределы роста и риски для турпотока из КНР

Несмотря на феноменальные темпы роста турпотока из Поднебесной, очевидно, он не может расти бесконечно. Об этом говорили еще в 2015 году, когда турпоток из КНР впервые серьезно вырос – аж на 30% по сравнению с 2014 годом. Тогда генеральный директор туристической компании «Байкал-Комплекс» Юрий Немировский высказал мнение, что «китайское направление уже практически достигло потолка возможного роста и сейчас ограничивается вовсе не спросом, а дефицитом недорогих средств размещения и мест в чартерах».

Именно поэтому китайцы пытаются строиться в Листвянке, именно поэтому появляются такие проекты, как крупный международный курорт в Байкальске, и так далее. И если мы сами не будем прикладывать очень серьезных усилий, чтобы привлечь китайцев на Байкал, они просто НЕ СМОГУТ К НАМ ПРИЕХАТЬ.

О том, насколько серьезно сфера туризма Иркутской области готовится к приему китайских гостей, можно судить по реплике Алексея Калачёва, эксперта-аналитика холдинга «Финам»: «Отрицательные изменения происходят в предпринимательской структуре , - говорит Алексей. - Эта тенденция касается и предприятий, завязанных на туризм. В области по состоянию на 1 января 2017 года действовали 759 юридических лиц в сфере туризма. При этом за год было зарегистрировано 73 новых и ликвидировано 75 юрлиц. Динамика - минус 0,26 %. Гостиницы и рестораны: 1433 юрлица, зарегистрированы 123, ликвидированы 188, динамика - минус 4,75 %».

Однако туристический поток из КНР может пересохнуть и не добравшись до предельных показателей, если вдруг изменится курс рубля по отношению к юаню – и отдыхать в России китайцам станет попросту невыгодно.

«Я считаю, что никакого стратегического процесса, который можно сформулировать, что нас оккупируют китайцы, не существует, – говорит депутат Государственной Думы Михаил Щапов. – Есть экономическая целесообразность, и в моменте стал выгоден туризм на Байкале именно китайский. Курсовая разница, обогащение Китая, уровень жизни у них там сильно вырос – и им стало интересно ездить по миру. Байкал для них интересная точка и доступная».

Получается, что «наглые китайцы» просто пытаются создать за нас необходимую инфраструктуру для отдыха на Байкале, фактически рискуя своими деньгами. Вот оккупанты!

«Доширак»: просто добавь Байкал

Так кто же, а главное – зачем вешает нам на уши «Доширак» о том, что китайцы вот-вот выпьют Байкал, вытопчут весь лес и вообще не дадут нам жизни возле «Северного моря»?

Пик материалов про засилье китайцев на Байкале пришелся на 2017 год. Тогда же в Сети появилась знаменитая петиция в защиту Байкала от китайцев, которую подписали более 100 000 человек. И именно тогда была создана Байкальская природоохранная прокуратура. Что, в общем-то, можно считать обычным совпадением, а можно и не считать. Сергей Тен на ОТР перед тем, как поведать тайные планы по китайской экспансии, очень лестно отзывался об этом решении:

«Специфика настолько сложна, и природоохранное экологическое законодательство тоже, что нужно этим более профессионально заниматься, чем правоохранительные органы занимаются сейчас. Поэтому я думаю, что, во-первых, вот это нужно сделать, чтобы прокуратура работала активнее, эффективнее, – именно Байкальская природоохранная прокуратура. Я думаю, что это правильное абсолютно решение» .

Уже в 2018 году начался активный процесс изъятия земель в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и Прибайкальского нацпарка. К апрелю в судах слушалось 46 дел. Под удар правоохранительной системы попали в своей массе в меру законопослушные российские граждане – владельцы популярных гостиниц на побережье Байкала.

Впрочем, и китайцам тоже досталось, но уже во вторую очередь. В апреле 2018 года против главы Листвянки Александра Шамсудинова возбудили уголовное дело по подозрению в превышении полномочий при выдаче разрешений на строительство. А в августе прошли показательные рейды судебных приставов по стройкам китайских гостиниц в поселке, правда, китайцев кто-то успел предупредить. Поэтому чем закончится эта история и выгонят ли китайцев из Листвянки, так до конца и не ясно.

Послесловие

Сейчас, на мой взгляд, становится очевидным, что вся истерия по поводу китайского нашествия была тщательно спланированной акцией и медиасопровождением определенных управленческих решений.

Понятно, что если серьезно подходить к развитию туризма на Байкале, миллион туристов в год это маленькая, но все-таки хорошая цифра, к которой надо стремиться при условии увеличения потенциальных мест отдыха туристов, строительства дорог, запуска очистных сооружений и так далее. Но для этого надо очень серьезно работать и вкладываться в Байкал, в том числе на государственном уровне. Соответствующая попытка была сделана, когда создали особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала». Но этот проект забуксовал. В 2016 году правительство пригрозило прикрыть неэффективные ОЭЗ, но потом просто передало их на уровень регионов, где они, видимо, должны были тихонько умереть. Так произошло в Иркутской области. При этом Федерация как бы потеряла интерес к развитию туризма на Байкале.

Оказалось, не совсем. Государство пошло по пути ужесточения регулирования, фактически начав передел собственности на Байкале. И вся антикитайская истерия, которая начала набирать обороты после 2016 года, больше напоминает операцию прикрытия.

Хотя бы даже потому, что, несмотря на всю шумиху вокруг «китайского нашествия», любые попытки реально на законодательном уровне поддержать интересы России и русских в споре с китайцами до сих пор заканчивались ничем. Что немало озадачивало того же Михаила Щапова, работающего в Госдуме свой первый созыв:

«У нас есть все конкурентные преимущества на своей территории, чтобы перехватить инициативу, – делится наболевшим Михаил Викторович. – Здесь просто нужно системно подойти, с точки зрения законодательства, возможно, где-то немножко вперёд забежать, например, ограничить деятельность иностранных несертифицированных гидов-переводчиков. На уровне Федерации этот вопрос поднимался, но там, видимо, какое-то лобби есть, потому что такая очевидная вещь не прошла. Или вот совсем простой способ. Я лично такую поправку вносил по Крыму, что давайте на Байкале тоже с иностранных туристов будем брать деньги. Это, мне сказали, противоречит Конституции, и нельзя в правах разграничивать нашего гражданина и иностранного».

Конечно, такой подход, при котором государство, защищая на словах своих граждан, на деле выбивает почву у них из-под ног, сложно назвать вполне государственным. Насколько он себя оправдает – мы скоро увидим. Ну а тем, кто попал под колесо чиновничьей фортуны, остается только посочувствовать.

А что китайцы? Ситуация с кошмарением китайского бизнеса, пусть даже через СМИ, а тем более через суды при отсутствии внятных законов, не добавляет уважения русским в глазах китайцев. И однозначно работает против дружбы и любого союза с КНР. И это как бы намекает на политическую ориентацию тех, кто сегодня запускает на Байкале эту волну.

Фактически у нас нет шансов приручить китайского дракона, если мы не научимся справляться с драконом внутри себя и внутри своей страны.

Артём Световостоков

Иркутские кулуары

«Китайский политик объездил Сибирь . Его спрашивают о впечатлениях.

Иркутск - красивый город. Красноярск - красивый город. А Омск вам оставим».

Когда-то над этим анекдотом смеялись, а теперь чуть ли не плачут. Жители туристического поселка Листвянка на берегу Байкала написали петицию Владимиру Путину с просьбой защитить от китайской экспансии. Будто бы бизнесмены из Поднебесной выкупили уже десятую часть местных земель и застраивают гостиницами. Весь поселок обклеен объявлениями с иероглифами, а гиды рассказывают туристам, что Байкал - это северное море китайцев, на котором раньше жили их племена, просто временно принадлежит России . Корреспонденты «КП » разбирались в ситуации.

«Байкал принадлежал Поднебесной 200 лет назад»

«Два китайца без стеснений вешают на забор баннер, - пишет на своей страничке в соцсетях директор театра авторской песни на Байкале Евгений Кравкль. - С этой сценки год назад началась борьба местных жителей против будущего китайского анклава на нашей земле. В объявлении есть так называемый куар-код. Китайские туристы наводят на него смартфон и получают полную базу данных об участках, которые можно купить на Байкале. Мы не сразу догадались, что происходит…».

Житель Листвянки Евгений Кравкль: "Омуль ловить запретили и местным остается только продавать свои земли"

И правда. Уже на въезде в туристический поселок рядом с кладбищем видны стены, вероятно, будущей китайской гостиницы. Железобетонного монстра норовят вырастить десяток иностранных рабочих.

Что здесь будет? - пытаемся наладить международную дружбу с одним из строителей, но тот по-английски скрывается в коридорах.

Едем дальше и уже через десять метров видим огромный баннер на русском и китайском языках «Продается земельный участок». Тут же другая вывеска зазывает в китайский ресторан, из которого выходит толпа туристов с мороженым в руках - почти как коренные сибиряки!

Не холодно вам мороженое-то кушать? - спрашиваем мы и слышим в ответ заливистый смех.

Это я им предложил, - признается гид-китаец, который уже третий год работает в наших краях. - Они с юга Китая приехали - из Гуаньчжоу . Зимой туристы в основном оттуда, а летом - из Гонконга . Скучают мои земляки по снегу, по льду. Льда в Листвянке пока нет, вот я и подумал, что можно это мороженым компенсировать.

А условия проживания нравятся?

Жить можно! Конечно, похуже, чем у нас в Китае, но получше, чем раньше здесь было.

Пока мы разговаривали, мимо проехал туристический автобус. Сомнений не было - везет пассажиров из Азии . Прощаемся с одними гостями из Поднебесной и пускаемся в погоню за другими. Удивительно, но припарковался автобус рядом с… русской гостиницей. А кто ж тогда останавливается в китайских?

Откуда гости? - спрашиваем у гида.

Из провинции Вэньчжоу , - на ломанном русском пытается объясниться он. - Знаете? Юг Китая.

Китаец в Листвянке: "Весь наш народ знает свою историю... о Байкале"

А кто приехал? Бизнесмены?

Да, бизнесмены, пенсионеры, студенты. Недельку отдохнут здесь, на снег посмотрят.

А что вы им рассказываете о Байкале?

Что он принадлежал Китаю 200 лет назад. Но они и так знают нашу историю.

Выкупают землю под дома, а строят отели

Что в русских гостиницах, что в китайских - условия проживания и цены одинаковые. В этом мы убедились, когда переступили порог азиатского отеля. Хотя как сказать азиатского: название русское, здание построено из дерева в лучших русских традициях, а кухня европейская. Китайского хозяина выдает только интерьер: картины с пейзажами Поднебесной, иероглифы на ресепшене.

Врач из Усть-Илимска Денис Матвеев: "А пусть китайцы строят гостиницы, но работать-то в них будут наши"

Отдыхом доволен, условия комфортные, приезжаю сюда уже не первый год. Может, местному населению китайцы и намозолили глаза, но мне они не мешают, - удивил нас постоялец, врач-терапевт из Усть-Илимска Денис Матвеев .

«Намозолили» не то слово. В Листвянке только и разговоров о нашествии иностранцев. Зашли мы в местный музей, а там три сотрудницы, словно заговорщицы, обсуждают ДТП , которое устроил китаец.

А помните авария-то была, на Островской? Несется на грузовике, никого не видит. Врезался и говорит, что не виноват. Но полицейские приехали и постановили, что виноват.

Ну он же не специально людей давил.

Все равно наглые китайцы. Что ты, не знаешь, как перегородят улицу своими чемоданами и не реагируют, когда им сигналишь...

А стычки-то были? - вмешиваемся в спор и говорим, что мы из газеты.

Учитель математики из Листвянки Лидия Коровякова: "Каждый второй житель болен раком"

Пока что не было, - ответила учитель математики из местной школы Лидия Коровякова и объяснила ситуацию в поселке. - Главная проблема-то в чем: китайцы выкупают землю под ИЖС (индивидуальная застройка), а строят гостиницы. При этом перекапывают всю землю, вскрывают горы. А ведь делать этого ни в коем случае нельзя! Из-под пластов горных пород идет радоновое излучение и потому у нас тут каждый второй житель болеет раком. Я вот 20 лет здесь живу и ни одной веточки в лесу не сорвала. А для иностранных бизнесменов главное - деньги. И неважно, как они зарабатываются. Опять же центральной канализации в поселке нет, а гостиница стоит в 15 метрах от берега. И куда все стоки пойдут? В Байкал!

Ответ, сколько было выкуплено в этом году земель, нам дали в администрации. Оказалось, что местные власти не имеют отношения к продаже, так как в их собственности свободных площадей нет.

К реализации частных земель мы отношения не имеем и повлиять на собственников не можем, уверяет глава администрации Листвянки Александр Шамсудинов. - Я знаю, что на бумаге - это жилые дома, а по факту - коммерческие объекты, нигде официально не зарегистрированные. А все потому, что в России граждане других государств имеют законное право покупать землю (кроме сельхозугодий). За этот год гражданами Китая приобретено 27 участков в Листвянке. Однако мы не намерены закрывать на это глаза, и разослали обращение в разные структуры. Наша главная цель - привести в соответствие с законом бизнес Листвянки.

P . S . На следующий день после нашей поездки в Листвянку директор Театра авторской песни на Байкале Евгений Кравклю опубликовал новый пост о борьбе с нелегальной застройкой китайскими бизнесменами: «Два часа назад на объект незаконного строительства прибыл отряд в форме и с автоматами. Похоже, омоновцы или ФСБ . Приезд был внезапным. Я приятно удивлен решительностью силовиков. По словам очевидцев, попытки противодействия со стороны китайских работяг были резко пресечены. Через некоторое время сюда подъехала бригада электриков. Очевидно, чтобы произвести отключение стройки от сети».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: