Катастрофа в небе над Черным морем: Украина деньги заплатила, но вину не признала. Катастрофа в небе над Черным морем: Украина деньги заплатила, но вину не признала Украинцы сбили ту 154

4 октября 2001 года Ту-154 «Сибирских авиалиний», летевший из Тель-Авива в Новосибирск, сбит над Черным морем украинскими ПВО. Тогдашний президент Украины так прокомментировал происшедшее журналистам: «Не надо делать из этого трагедию».

17 лет назад, 4 октября 2001 года после поражения зенитной ракетой украинской ПВО упал в Черное море в 185 км юго-западнее Сочи пассажирский самолет Ту-154М, следовавший рейсом Тель-Авив - Новосибирск. Погибли все находившиеся на его борту 66 пассажиров и 12 членов экипажа (27 граждан России и 51 гражданин Израиля).

Специалисты выяснили, что разрушение самолета российской авиакомпании "Сибирь" вызвано воздействием множества твердых предметов (элементов) диаметром около 10 мм со значительной кинетической энергией.

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета установила, что лайнер на высоте 11 тыс. метров поразила зенитная ракета С-200, запущенная силами ПВО Украины в ходе учений на Крымском полуострове, непреднамеренно.

Продолжительное время Киев отрицал причастность своих военнослужащих к гибели самолета. Украина лишь в 2005 году выплатила родственникам погибших по 200 тысяч долларов (за каждого погибшего). И все же украинские эксперты на разных уровнях еще много лет отстаивали абсурдные выводы, согласно которым украинская ракета не могла сбить российский самолет Ту-154 над Черным морем.

Казалось бы, к чему отрицать очевидное?

Ошибка или преступление?

6 сентября 2011 года Хозяйственный суд Киева отказался удовлетворить иск (на 15,32 млн. долларов) российской авиакомпании "Сибирь" по делу о катастрофе российского лайнера Ту‑154, то есть принял выводы киевских экспертов как доказательство непричастности украинской ПВО. Забота киевского суда о моральных и материальных издержках государства понятна: "Украина - превыше всего". Пожалуй, с удобными экспертными оценками можно вернуть и ранее выплаченные родственникам погибших 15,6 млн. долларов.

Но истина, как известно, дороже денег. В 2015 году родственники погибших в катастрофе российского Ту-154, сбитого украинской ракетой над Черным морем в 2001 году, снова потребовали официального установления ее причин. Соответствующие письма направлены в Генпрокуратуру и президенту России.

И все-таки ракетный пуск ЗРК С-200 не был невозможным, случайным либо произведенным в неопределенном направлении. Плановые учения - это, прежде всего, тактический замысел, воинский профессионализм и строгое соблюдение мер безопасности.

Возможно, всё началось с неправильной организации учений, неверной оценки обстановки в районе ракетных пусков. Размеры полигона не обеспечивали безопасности стрельб ЗРК такой дальности. Необходимые меры по освобождению (закрытию) воздушного пространства не соблюдались. В зоне поражения ПВО находились несколько гражданских самолетов. Между тем ЗРК С-200 способен захватить цель на дальности до 400 км, и поразить (в версии С-200Д) на дистанции до 300 км. А с учетом преодоления 200 км на маршевых двигателях (со скоростью 1700 м/сек.) и дальнейшего управляемого полета по нисходящей траектории (с высоты, к примеру, в 40 км) ЗРК С-200В также легко "достает" цели за 300 км.

Вероятно, в ходе стрельб ПВО Украины 4 октября 2001 года на мысе Опук в Крыму самолет Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели, имел аналогичную радиальную скорость. Поэтому "умный" радар системы С-200В обнаружил самолет и принял его за учебную цель (которую должны были запустить на удалении около 60 км).

ЗРК С-200 использует полуактивную систему наведения. Источником излучения (подсветки цели) служит мощный наземный радар. Ракета ориентируется на отраженный от цели сигнал. Для сканирования воздушного пространства и поиска цели радар работает в режиме монохроматического излучения (МХИ) - подсвечивает цель, определяет угол возвышения, азимут и радиальную скорость. Для определения дальности используется иной режим - фазокодовой модуляции (ФКМ). Переключение с МХИ на ФКМ требует до 30 секунд, и для экономии времени в боевой обстановке может не производиться.

Оператор С-200 не определил расстояние до цели и "подсвечивал" Ту-154 на дальности 250-300 км (вместо малозаметной учебной цели, запущенной с дальности 60 км). В этой ситуации поражение Ту-154 зенитной ракетой выглядит не следствием промаха по учебной цели, а результатом преднамеренных действий оператора С-200. Случайности быть не могло. Чтобы поразить Ту-154, надо было фактически в ручном режиме подсвечивания привести ракету к цели. Полагаю, очевидная серия ошибок является преступлением конкретных военачальников и операторов-исполнителей.

4 октября 2001 года также отрабатывали практические пуски ЗРК С-300. Сбитых над Черным морем гражданских самолетов могло быть больше.

В учениях украинских ПВО участвовали сотни офицеров различных штабов, частей и подразделений. Многие из них владеют информацией о гибели Ту-154. Кто-то остался в российском Крыму, и способен помочь непредвзятому расследованию. Чтобы впредь на Украине никому неповадно было сбивать гражданские самолеты или перекладывать ответственность с больной головы на здоровую.

Последний полёт

В 13:39 самолет вошел в зону ответственности диспетчерского пункта Ростова-на-Дону, экипаж вышел на связь и сообщил, что полет проходит нормально.

В 13:44, когда лайнер находился в 200 километрах юго-западнее Сочи, на высоте в 11 тысяч метров, он пропал с экранов радаров.

Командир экипажа Ан-24 "Армянских авиалиний" Гарик Ованесян, совершавший рейс Симферополь - Ереван, сообщил диспетчерам, что видел взрыв и рухнувший вниз самолет.

К месту аварии вылетела поисковая авиация, вышли спасательные плавсредства. Вскоре установили точные координаты падения самолета: 42,11 градуса северной широты и 37,37 градуса восточной долготы. Найденные в море тела погибших и фрагменты разбившегося Ту‑154 доставил на берег сухогруз "Капитан Вакула".

Президент РФ Владимир Путин распорядился о создании специальной комиссии по расследованию причин катастрофы.

Зарубежные информационные агентства сразу связали катастрофу авиалайнера компании "Сибирь" с террористической атакой в США 11 сентября 2001 года. Проверялась и версия взрыва по техническим причинам. Через несколько часов ситуацию прояснили специалисты американской разведки. По информации телекомпании CBS, один из спутников Минобороны США зафиксировал пуск ракеты с территории Крыма примерно в то же время, когда Ту-154 упал в Черное море.

При этом министр обороны Украины Александр Кузьмук заявил, что 4 октября учения войск ПВО не состоялись. А украинский президент (и главнокомандующий) Леонид Кучма легкомысленно добавил, что есть трагедии и большего масштаба.

4 октября 2001 года над Черным морем украинские зенитчики уничтожили пассажирский самолет авиакомпании «Сибирь», убив 78 человек

Вспышка в небе

Гибель пассажирского «Боинга» над Донбассом летом 2014 года была далеко не первым случаем уничтожения пассажирского авиалайнера средствами ПВО. Наиболее громкими из таких катастроф были гибель южнокорейского «Боинга», сбитого советским истребителем над Татарским проливом в 1983 году, и уничтожение американскими военными иранского авиалайнера А-300 над Персидским заливом в 1988 году.

В тени этих случаев остается трагедия, случившаяся в период, когда о «холодной войне» успели забыть, а новый виток противостояния еще был впереди.

Осенью 2001 года, сразу после терактов 11 сентября, мир, казалось, сплотился в едином порыве борьбы с международным терроризмом. События, разыгравшиеся в небе над Черным морем 4 октября 2001 года, тоже поначалу были восприняты как вылазка экстремистов. Однако, как было установлено впоследствии, у них была совсем иная природа.

Утром 4 октября 2001 года из Международного аэропорта имени Давида Бен-Гуриона в Израиле вылетел Ту-154М с бортовым номером RA-85693. Самолет, принадлежавший российской авиакомпании «Сибирь», выполнял рейс SBI 1812 по маршруту Тель-Авив - Новосибирск. На его борту находились 66 пассажиров и 12 членов экипажа.

Рейс проходил спокойно вплоть до 13:45 по московскому времени. В этот момент Ту-154 исчез с экранов радаров. Самолет находился на высоте 11 000 метров примерно в 200 километрах юго-западнее Сочи.

Практически сразу диспетчеры получили сообщение от находящегося в том же районе Ан-24 авиакомпании Armavia. Летчик доложил, что наблюдал на более высоком эшелоне яркую вспышку.

«Нет оснований не доверять украинской стороне»

После этого сомнений в том, что произошла катастрофа, практически не было. К месту предполагаемого падения самолета в Черном море вышли спасательные суда, а также вылетели самолеты Минобороны и Федеральной пограничной службы.

На поверхности воды нашли обломки Ту-154 и тела погибших людей. При этом большая часть конструкций самолета, а также останков погибших ушла на дно.

В месте, где упал российский самолет, глубина Черного моря превышает 2000 метров, а дно сильно заилено. В дальнейшем этот факт сыграет в этой истории немаловажную роль.

К моменту катастрофы Ту-154 прошло менее месяца с момента террористической атаки на Нью-Йорк. Кроме того, самолет совершал рейс из Тель-Авива, поэтому сразу возникла версия о бомбе на борту.

В отличие от истории, которая случилась в 2014 году, в 2001 году Соединенные Штаты не стремились засекретить имеющиеся у них данные о катастрофе.

Благодаря утечке этой информации в СМИ, уже через несколько часов телекомпании США сообщили сенсационную информацию: российский лайнер, очевидно, был сбит ракетой украинского комплекса ПВО С-200, запущенной во время военных учений.

Первоначально российская сторона, опираясь на информацию, полученную из Киева, подобную возможность отрицала.

«Во-первых, заранее все необходимые службы на Украине были поставлены в известность. Во-вторых, оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно... В любом случае, нет оснований не доверять украинской стороне», - заявил в день катастрофы президент России Владимир Путин.

«Куда попала?!»

Министерство обороны Украины, в свою очередь, подтвердило, что на полигоне на мысе Опук действительно проводились учебные стрельбы зенитных комплексов, в ходе которых были выпущены 23 ракеты. На учениях присутствовали представители России и других государств. Было подтверждено, что использовался и комплекс С-200, однако утверждалось, что он никак не мог поразить Ту-154 авиакомпании «Сибирь».

Однако уже 5 октября премьер-министр Украины Анатолий Кинах заявил, что версия о попадании ракеты в самолёт «имеет право на существование».

Вместе с российскими специалистами работали и израильские эксперты. Особое внимание привлекли данные, записанные магнитофоном центра автоматизированного управления воздушным движением «Стрела».

В 13:45 магнитофон зафиксировал сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся эмоциональным криком. В течение последующих секунд кнопку внешней связи нажимали еще несколько раз, благодаря чему были зафиксированы шум и крики на борту. Удалось разобрать и фразу «Куда попала?!», которую прокричал кто-то из пилотов.

9 октября представитель комиссии по расследованию катастрофы заявил: анализ пробоин в фюзеляже показал, что самолёт мог быть поражён ракетой комплекса ПВО С-200 «земля-воздух», так как размер и форма пробоин вполне соответствуют шрапнели осколочно-фугасной боевой части ракеты именно этого комплекса.

«Мы не первые и не последние»

К этому моменту спасатели сообщили: поднять основную часть фюзеляжа со дна вряд ли удастся - у заиленного дна на глубине два километра видимость практически нулевая, и вести работы практически невозможно.

10 октября заместитель Генерального прокурора Сергей Фридинский заявил, что судебно-медицинская экспертиза тел, поднятых из воды, показала, что все жертвы погибли от баротравмы. Это означало, что лайнер стремительно разрушился на большой высоте. Наличие в крови погибших угарного газа говорило о том, что на борту возник пожар.

Совокупность фактов не оставляла сомнений - Ту-154 уничтожен зенитной ракетой.

В этот же день журналисты спросили президента Украины Леонида Кучму, согласен ли он с выводами российских экспертов. Президент ответил, что примет те выводы, которые окончательно утвердит совместная рабочая группа.

На этом Кучма не остановился и произнес слова, которые вошли в историю: «Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе... мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, все будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу».

Слова президента Украины вызвали, мягко говоря, непонимание. Пресс-служба премьер-министра Израиля распространила следующий ответ: «Когда убитый не является представителем твоего народа, тогда, наверное, возможно делать такие академические умозаключения. Погибли 78 человек, большинство из которых были израильтянами - для нас это величайшая трагедия».

Ошибочная «подсветка»

Окончательное заключение Межгосударственного авиационного комитета гласило, что самолёт непреднамеренно был сбит украинской зенитной ракетой С-200, запущенной в ходе военных учений в Крыму.

Зенитно-ракетный комплекс С-200 использует полуактивную систему наведения, когда источником излучения служит мощный наземный радар («подсветка цели») и ракета ориентируется на отражённый от цели сигнал.

В ходе учений 4 октября 2001 года самолёт Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели и имел близкую к ней радиальную скорость, в результате чего был обнаружен радаром системы С-200 и принят за учебную цель.

Оператор комплекса С-200, работавший в присутствии высокопоставленных офицеров нескольких стран, перенервничал и вместо малозаметной учебной цели «подсвечивал» пассажирский Ту-154. При этом авиалайнер оказался в зоне, которая не была объявлена запретной во время стрельб и в которой ракета комплекса С-200 по своим характеристикам могла поразить цель.

Через двадцать дней министр обороны Украины Александр Кузьмук был отправлен в отставку. Еще ряд украинских генералов и полковников были уволены со службы или понижены в чинах, но официальной привязки данных кадровых решений к гибели российского авиалайнера не было.

В отличие от расследования гибели рейса МН-17 над Донбассом, следствию по делу о катастрофе Ту-154 над Черным морем не было нужды в качестве доказательств демонстрировать «мультики» и сомнительные фото из интернета. По мнению экспертов, собранных данных вполне хватало на то, чтобы выиграть процесс против Украины в международном суде.

Компенсация без признания вины

Однако в ту пору высшее руководство России сочло, что дело необходимо улаживать полюбовно. Тем более, что Украина выражала к этому открытое стремление.

26 декабря 2003 года Россия и Украина подписали договор «Об урегулировании претензий», согласно которому для выплаты родственникам погибших российских пассажиров было перечислено 7,8 миллионов долларов. Аналогичный договор Украина подписала и с Израилем, которому было выплачено 7,5 миллионов долларов.

Выплата компенсаций осуществлялась ex gratia, то есть без признания юридической ответственности. Таким образом, Израиль и Россия согласились на то, что Украина сохранит лицо, не признав вины за уничтожение Ту-154 официально.

В сентябре 2004 года Генеральная прокуратура Украины закрыла уголовное дело по факту катастрофы, поскольку расследование не установило объективных данных, которые бы достоверно указывали на то, что Ту-154 сбит ракетой С-200, запущенной во время учений украинских войск противовоздушной обороны.

Тактика украинской стороны такова - раз основная часть самолета осталась на дне Черного моря, то и считать доказанным факт уничтожения самолета украинской ракетой ПВО нельзя. А предъявлять претензии Украине на государственном уровне поздно - вопрос решен «полюбовно» еще в 2003 году.

Это Путин виноват

Подобные межгосударственные договоренности не устроили многих родственников погибших. Одни сочли компенсацию недостаточной, другие вообще полагали, что дело не в деньгах, а в наказании виновных.

Специально для таких настойчивых Министерство обороны Украины заказало в 2008 году экспертизу, которая объявила выводы МАК несостоятельными. По мнению украинских экспертов, комплекс С-200 не мог сбить Ту-154. Эксперты не исключили, что источник поражения самолёта мог находиться как снаружи, так и внутри лайнера, в частности представлять собой взрывное устройство, помещенное «между потолком внутренней части самолёта» и его внешней оболочкой.

На основании этого заключения в 2011 году Хозяйственным судом Киева был отклонен иск на 15 миллионов долларов, поданный авиакомпанией «Сибирь» к Минобороны и Госказначейству Украины.

Но и это еще не все. В начале 2010-х годов в украинских СМИ появились «расследования», авторы которых утверждали, что ошибка ПВО имела место, но виновниками стали не украинские, а российские военные.

Особенно активно эта версия стала муссироваться после февраля 2014 года, а особенно - после гибели «Боинга» над Донбассом.

Согласно этой версии, Ту-154 был якобы сбит комплексом С-300, принадлежавшим российской армии. После этого, как утверждают сторонники данной теории, президент России Владимир Путин тайно договорился с главой Украины Леонидом Кучмой о том, что украинская сторона за определенные финансовые преференции «возьмет вину на себя».

Адепты этой версии опираются на решение украинских судов, которое базируется на выводах украинских экспертов.

Избежать всего этого можно бы было, если бы Россия в начале 2000-х не питала иллюзий относительно сохранения добрососедских отношений с Украиной, ради которых, собственно, и заключался в 2003 году договор «Об урегулировании претензии». Но что сделано, то сделано.

Большинство тех, кто потерял родных и близких 4 октября 2001 года, не могут прийти на их могилы - местом упокоения для пассажиров и членов экипажа Ту-154 стало дно Черного моря. А над памятью погибших вот уже семнадцать лет глумятся украинские «эксперты», журналисты и политики. Но, по совету президента Кучмы - «не надо делать из этого трагедию».


Борт RA-85693

Сейчас в ТОПе висит пост про эту трагедию с точки зрения неуклюжей "теории заговоров". А я вот поймал себя на мысли, что знаю о ней только совершенно в общих чертах, хотя это было на самом деле совсем недавно. Давайте попробуем собрать информацию более реальную об этой трагедии, которая известна на сегодняшний момент.

Полет рейса 1812 авиакомпании «Сибирь» Тель-Авив — Новосибирск трагически прервался 4 октября 2001 года. Обстоятельства гибели лайнера до конца не известны даже сейчас — спустя 15 лет после катастрофы.

Пассажирский самолет выполнял перелет Тель-Авив-Новосибирск, на борту находилось 78 человек. В живых не осталось никого. Изучение обломков показало, что самолет был сбит украинской зенитной ракетой С-200. Однако суды на Украине отказались признавать вину своих военных. Конкретных виновников трагедии так и не установили.,

Вот как это было...

СВИДЕТЕЛИ В НЕБЕ

Это был рейс авиакомпании «Сибирь» SBI1812, 4 октября 2001 года самолет вылетел из израильского аэропорта Бен-Гурион. Связь с лайнером оборвалась в 13.45 по московскому времени. Последние слова, которые разобрали диспетчеры среди криков: «Куда попало?» В борт попала ракета ЗРК С-200, выпущенная украинскими военными во время учений в Крыму. Самолет стал разваливаться прямо в воздухе. Произошло это на глазах пилотов и пассажиров Ан-24, летевшего рядом из Симферополя в Ереван. Вот что рассказывал «Комсомолке» его летчик Давид Саргасян:

— Мы летели на высоте 6300 метров. Российская «тушка» находилась на высоте 11 километров, примерно в 20 километрах от нас. При желании ее можно было разглядеть. Точный момент взрыва никто из нас не засек, потому что нужно было следить за своими приборами. Внезапно кто-то крикнул, что впереди — горящий объект. Как потом оказалось, это были обломки самолета. Мы не имели права уходить с заданной высоты, и нам пришлось делать крюк в несколько километров, облетая место катастрофы. Задерживаться мы тоже не имели права по инструкции. Оставалось лишь сообщить о произошедшем диспетчеру и продолжить полет.

«МЫ НЕ ПЕРВЫЕ И НЕ ПОСЛЕДНИЕ»

10 октября заместитель Генерального прокурора Сергей Фридинский заявил, что судебно-медицинская экспертиза тел, поднятых из воды, показала, что все жертвы погибли от баротравмы. Это означало, что лайнер стремительно разрушился на большой высоте. Наличие в крови погибших угарного газа говорило о том, что на борту возник пожар.
Совокупность фактов не оставляла сомнений — Ту-154 уничтожен зенитной ракетой.

В этот же день журналисты спросили президента Украины Леонида Кучму, согласен ли он с выводами российских экспертов. Президент ответил, что примет те выводы, которые окончательно утвердит совместная рабочая группа.

На этом Кучма не остановился и произнес слова, которые вошли в историю: «Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе... мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, все будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу».

Слова президента Украины вызвали, мягко говоря, непонимание. Пресс-служба премьер-министра Израиля распространила следующий ответ: «Когда убитый не является представителем твоего народа, тогда, наверное, возможно делать такие академические умозаключения. Погибли 78 человек, большинство из которых были израильтянами — для нас это величайшая трагедия».

ДОБРОВОЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ МИЛЛИОНОВ

Разразился международный скандал. В России сразу было возбуждено уголовное дело по статье «Терроризм», но уже 16 октября все материалы были переданы в Генпрокуратуру Украины. Там нехотя и с оговорками признали, что, возможно, их ракета С-200 отклонилась во время учений от цели и попала в российский самолет. А возможно, и нет. В архивах нашей газеты сохранились слова главкома ПВО Украины Владимира Ткачева:

— Оценки экспертов и большинство факторов свидетельствуют, что это могла быть наша ракета.

Денежные компенсации Украина выплатила в рамках договора от 2003 года «Об урегулировании претензий»: 7,5 миллиона долларов родственникам погибших израильтян и 7,8 миллиона — родным погибших россиян. Однако выплаты велись на условиях Ex Gratia, то есть добровольных, без какой-либо юридической ответственности. Официально Незалежная так и не признала свою вину. А все иски авиакомпании «Сибирь» украинским судом были отклонены.

— По непонятным причинам расследование не продолжилось в международных судах, что бросает тень на международное сообщество. Сегодня мы просим Объединенные Нации исправить эту ситуацию. Украинские военные, скорее всего, допустили техническую ошибку. Но поведение высших должностных лиц Украины тех лет, прямо покрывавших ужасное преступление, вызывает оторопь у любого цивилизованного человека. Семьям погибших не вернуть назад родных, но безнаказанность совершивших и отрицающих это преступление чиновников высшего уровня — опасный прецедент для всего мира в целом и для самой Украины в частности, — говорится в петиции тех, кто 15 лет назад потерял родных над Черным морем.

Всего через несколько часов после катастрофы представитель администрации США уверенно заявил о том, что пассажирский самолет был уничтожен выстрелами извне — а точнее, сбит ракетой сил ПВО. Как сообщила телекомпания CNN, «имеются убедительные доказательства того, что в самолет Ту-154 попала ракета украинского зенитно-ракетного комплекса С-200, выпущенной во время военных учений». А поскольку в Киеве не привыкли спорить с мнением Вашингтона, в Минобороны Украины уже вскоре официально подтвердили факт проведения учебных стрельб на полигоне 31-го исследовательского центра Черноморского флота Российской Федерации на полигоне в районе мыса Опук.

Там, в присутствии военных атташе сразу семи иностранных государств, показательно испытывали зенитно-ракетные комплексы С-200, С-300, С-125, а также, комплексы «Бук» и «Куб». Кроме того, в учениях участвовали наиболее боеспособные украинские военные корабли «Сагайдачный» и «Луцк», отстрелявшиеся из зенитно-ракетного комплекса «Оса». Все пуски производились по беспилотному самолету-разведчику Ту-143, известному под кодовым названием мишень «Рейс», в сторону которого в штатном режиме выпустили 23 боевых ракеты различных типов. Причем, помимо украинских военных, в стрельбах принимали участие обслуживавшие полигон российские военные специалисты — потому что тогда, пятнадцать лет назад, это мирное сотрудничество вооруженных сил России и Украины было самым обычным делом. Особенно — на территории Крыма, где совместные учения были достаточно распространенной практикой. Расследование причин трагедии заняло буквально несколько дней. Уже 9 октября, после изучения пробоин в фюзеляже сбитого самолета, стало ясно, что его поразила ракета комплекса ПВО С-200 «Земля-воздух». 12 октября пресс-секретарь министра обороны Украины Константин Хивренко, комментируя предварительные результаты расследования инцидента, публично признал, что причиной гибели Ту-154 могла быть украинская ракета.

США все видит

В отличие от истории, которая случилась в 2014 году, в 2001 году Соединенные Штаты не стремились засекретить имеющиеся у них данные о катастрофе.

Благодаря утечке этой информации в СМИ, уже через несколько часов телекомпании США сообщили сенсационную информацию: российский лайнер, очевидно, был сбит ракетой украинского комплекса ПВО С-200, запущенной во время военных учений.

Первоначально российская сторона, опираясь на информацию, полученную из Киева, подобную возможность отрицала.

«Во-первых, заранее все необходимые службы на Украине были поставлены в известность. Во-вторых, оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно... В любом случае, нет оснований не доверять украинской стороне», — заявил в день катастрофы президент России Владимир Путин.

Однако уже 5 октября премьер-министр Украины Анатолий Кинах заявил, что версия о попадании ракеты в самолёт «имеет право на существование».

Вместе с российскими специалистами работали и израильские эксперты. Особое внимание привлекли данные, записанные магнитофоном центра автоматизированного управления воздушным движением «Стрела».

В 13:45 магнитофон зафиксировал сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся эмоциональным криком. В течение последующих секунд кнопку внешней связи нажимали еще несколько раз, благодаря чему были зафиксированы шум и крики на борту. Удалось разобрать и фразу «Куда попала?!», которую прокричал кто-то из пилотов.

В отличие от расследования гибели рейса МН-17 над Донбассом, следствию по делу о катастрофе Ту-154 над Черным морем не было нужды в качестве доказательств демонстрировать «мультики» и сомнительные фото из интернета. По мнению экспертов, собранных данных вполне хватало на то, чтобы выиграть процесс против Украины в международном суде.

СОВРЕМЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ: «ТУ» И «БОИНГ»

— Когда сбили наш самолет, с самого начала было ясно, чьих это рук дело, — говорит Борис Калиновский, в Ту-154 у него погиб отец. — Американский госдепартамент в первые же часы объявил, что засек, как с лайнером столкнулась именно украинская ракета. То есть техника позволяет увидеть, что произошло в воздухе. Мы долго доказывали в судах Киева вину украинской армии. Но все, чего добились, — это денег, 200 тысяч долларов за жертву. И то украинская сторона позиционировала это не как компенсацию, а как гуманитарную помощь. У нас на руках были заключение экспертов, выводы МАКа, но внезапно Киев предоставил выводы своего украинского института судебных экспертиз, о котором ранее никто и слышать не слышал, и вот там говорилось, что военные невиновны. Конечно, это была фальсификация. Но дело было проиграно. Почему-то авиакомпания «Сибирь» не стала обжаловать решение в Европейском суде — говорят, на нее оказывалось давление со стороны чиновников, потому что между Россией и Украиной тогда были сложные отношения, связанные с ситуацией по нефти и газу.

Родные погибших признаются, что история с Ту-154 отчасти напоминает авиакатастрофу 2014 года с малайзийским «Боингом» в Донецкой области.

— Ситуация повторилась почти один в один, — считает Калиновский. — В 2001 году в целях экономии украинские власти сделали вокруг учений совсем небольшую зону ограничения — радиусом 70 километров, тогда как использовались ракеты С-200, у которых радиус действия до 300 километров! То есть, по-хорошему, им нужно было перекрыть международную воздушную трассу на время учений, но тогда Украина должна была бы компенсировать авиакомпаниям все затраты, связанные с облетом этой зоны. С «Боингом» случилось то же самое. Вместо того чтобы закрыть воздушный коридор над местами, где идут бои, Украина решила сэкономить деньги. Возможно, были и другие причины. Я скажу так: то, что произошло сейчас и тогда, — это не случайность. Специалистам это видно невооруженным глазом. И тогда, и сейчас была не просто ошибка зенитчиков. В 2001 году все было подстроено — уже тогда были намерения обострить отношения между Россией и Украиной.

ПРОПАВШИЕ ДЕТАЛИ

Доказать в суде вину Украины не удалось еще и потому, что... пропал самый главный вещдок. Ракета С-200 поражает цель, взрываясь возле нее, тысячи стальных шариков разрушают все на своем пути. Ими были нашпигованы фрагменты российской «тушки». Оставалось дело за малым — отправить пули на экспертизу.
- В расследовании было очень много мутных, непонятных нам вещей. Например, пропажа одного из главных вещдоков. Я об этом раньше никогда не говорил журналистам, но начальник следственного управления генеральной прокуратуры Украины Валерий Журавель как-то признался мне, что стальные шарики просто пропали по пути на Украину. Тот, кто их перевозил, сам чуть не погиб, попав в автокатастрофу, которую, как вы понимаете, могли и подстроить. Журавель тогда был членом комиссии по расследованию катастрофы, не знаю, насколько можно верить его словам. Но если бы эти шарики отправили на экспертизу, то сразу было бы понятно, из какой ракеты и кто стрелял. Но, похоже, последняя зацепка, обличающая украинских военных, была намеренно уничтожена.

ДОСЛОВНО

«Комсомолка» публикует выдержку из распоряжения Минтранспорта РФ от 4 декабря 2001 № НА-424-р «О чрезвычайном происшествии с самолетом Ту-154М RA-85693».
В 9 часов 45 минут UTC магнитофон СКЦ АУВД «Стрела» зафиксировал звуковой сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся эмоциональным криком. В дальнейшем в течение 45 секунд было зафиксировано еще несколько сигналов от нажатия членами экипажа кнопки бортовой KB-радиостанции с последующими шумами и криками членов экипажа (в том числе фраза «… куда попала(о) …»), свидетельствующими о внезапном возникновении на борту воздушного судна аварийной ситуации. Практически одновременно с первым нажатием на экране радара СКЦ АУВД «Стрела» диспетчером было отмечено исчезновение метки самолета.

В 9 часов 46 минут UTC на связь с диспетчером вышел экипаж самолета Ан-24 армянской авиакомпании, сообщивший о наблюдении им взрыва в воздухе и, предположительно, падения самолета. На неоднократные вызовы органов УВД и экипажа самолета Ан-24 экипаж самолета Ту-154М RA-85693 не отвечал. Чрезвычайное происшествие с самолетом Ту-154М RA-85693 произошло в результате поражения воздушного судна боевой частью 5Б14Ш ракеты 5В28 зенитного комплекса С-200В, стартовавшей в ходе учений войск ПВО Украины с позиции, расположенной в районе города Феодосии на полуострове Крым. При поражении конструкция самолета получила существенные повреждения, которые вызвали разгерметизацию пассажирского салона и воспламенение топлива и других горючих веществ самолета. Самолет столкнулся с водой, разрушился и затонул на глубине до 2000 метров. В результате происшествия все находившиеся на борту воздушного судна пассажиры и члены экипажа погибли.

Родные погибших в авиакатастрофе считают, что украинские зенитчики специально сбили Ту-154, чтобы рассорить две страны

Компенсации выплачены, а виновники не названы. Спустя 15 лет родственники тех, кто оказался на борту самолета Тель-Авив — Новосибирск, так и не добились наказания для украинских военных. Петиция «Создайте международный трибунал по расследованию авиакатастрофы Ту-154» висит в интернете больше года, но собрала всего сто с хвостиком подписей. Кажется, что история сбитого над Черным морем самолета сама утонула в новостном хаосе ежедневных ЧП. Но только не для родственников 66 пассажиров и 12 членов экипажа.

"Это Путин виноват"

Тактика украинской стороны такова — раз основная часть самолета осталась на дне Черного моря, то и считать доказанным факт уничтожения самолета украинской ракетой ПВО нельзя. А предъявлять претензии Украине на государственном уровне поздно — вопрос решен «полюбовно» еще в 2003 году.

Подобные межгосударственные договоренности не устроили многих родственников погибших. Одни сочли компенсацию недостаточной, другие вообще полагали, что дело не в деньгах, а в наказании виновных.

Специально для таких настойчивых Министерство обороны Украины заказало в 2008 году экспертизу, которая объявила выводы МАК несостоятельными. По мнению украинских экспертов, комплекс С-200 не мог сбить Ту-154. Эксперты не исключили, что источник поражения самолёта мог находиться как снаружи, так и внутри лайнера, в частности представлять собой взрывное устройство, помещенное «между потолком внутренней части самолёта» и его внешней оболочкой.

На основании этого заключения в 2011 году Хозяйственным судом Киева был отклонен иск на 15 миллионов долларов, поданный авиакомпанией «Сибирь» к Минобороны и Госказначейству Украины.

Но и это еще не все. В начале 2010-х годов в украинских СМИ появились «расследования», авторы которых утверждали, что ошибка ПВО имела место, но виновниками стали не украинские, а российские военные.

Особенно активно эта версия стала муссироваться после февраля 2014 года, а особенно — после гибели «Боинга» над Донбассом.

Согласно этой версии, Ту-154 был якобы сбит комплексом С-300, принадлежавшим российской армии. После этого, как утверждают сторонники данной теории, президент России Владимир Путин тайно договорился с главой Украины Леонидом Кучмой о том, что украинская сторона за определенные финансовые преференции «возьмет вину на себя».

Адепты этой версии опираются на решение украинских судов, которое базируется на выводах украинских экспертов.

Избежать всего этого можно бы было, если бы Россия в начале 2000-х не питала иллюзий относительно сохранения добрососедских отношений с Украиной, ради которых, собственно, и заключался в 2003 году договор «Об урегулировании претензии». Но что сделано, то сделано.


ПАМЯТЬ

В Новосибирске 4 октября прошли траурные церемонии, посвященные пятилетию со дня гибели самолета ТУ-154М авиакомпании "S7" (в 2001 году — "Сибирь"), выполнявшего рейс № 1812 "Тель-Авив — Новосибирск". Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM один из родственников погибших пассажиров, председатель "Фонда помощи семьям погибших пассажиров рейса № 1812" Борис Калиновский, день годовщины по традиции встречали на Заельцовском кладбище Новосибирска.

Здесь установлен мемориал в виде хвоста самолета и стелы с именами погибших пассажиров. Борис Калиновский рассказал, что на кладбище собрались родственники жертв катастрофы и представители еврейского агентства "Сохнут" в Новосибирске. Часть родственников находится в эти дни в Сочи — на месте падения самолета.

источники

Забываемая за давностью лет катастрофа над Черным морем, в результате которой погибло 78 человек рейса Тель-Авив - Новосибирск, и сейчас не нашла своего логичного завершения. Признав таки свою вину, Украина так и не выплатила компенсации российской авиакомпании «Сибирь» в размере 15 миллионов долларов, ограничившись выплатами по 200 000 долларов за каждого погибшего израильтянина и россиянина. Сбить-сбили, но отвечать по полной не будем - это в стиле нынешней политики Киева.Плановый рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив - Новосибирск, выполняемый утром 4 октября 2001 года из аэропорта имени Давида Бен Гуриона в аэропорт Толмачево, прервался через 1 час 45 минут полета. Лайнер находился на высоте 11 тысяч метров и уже собирался приступить к снижению в аэропорту города Сочи, где должна была произойти промежуточная заправка топливом. До посадки в российском курортном городе оставалось около 200 километров, когда экипаж зафиксировал факт попадания своего самолета в прицел ракеты и успел отправить в эфир несколько сигналов тревожной кнопкой. Отклониться от поражающего действия мчащейся на перехват ракеты уже не представлялось возможным - пилоты лишь успели заметить, что их атакуют.Как известно, именно в это время на территории мыса Опук в Крыму проходили учения ПВО Украины, на которых присутствовали в том числе и иностранные наблюдатели. Стрельбы по учебным воздушным целям велись в том числе из комплексов С-200В, ракета которого и ошибочно поразила гражданское судно.

«Злой умысел в сбитом Ту-154 над Черным морем в 2001 году предположить сложно, скорее его и не было, - считает военный эксперт Владислав Шурыгин. - Тогда еще не было такого количества негатива в мозгах украинских граждан по отношению к россиянам. Тем более это был международный рейс, на борту самолета находились в основном граждане Израиля и Украина не рискнула бы нарываться на такой крупный скандал, от которого не смогла бы отвертеться. Причина видится в другом - к тому времени уже как десять лет в войска ПВО Украины не поступали выпускники профильных военных училищ, а многие из действующих офицеров либо уволились, либо уехали в Россию. Вероятнее всего, что оператор комплекса С-200В был просто недостаточно профессионально подготовлен, плюс находился под психологическим прессингом высокого начальства, которое требовало проявить мастерство в глазах иностранных наблюдателей. Все это и могло привести к тому, что вместо учебной цели, находившейся в 60 километрах, оператор навел ракету на цель, которая находилась на удалении в 250-300 километрах - перепутал! Главное было быстрее произвести пуск и показать лихость украинских пэвэошников. Результат известен».
После катастрофы Киев сразу ушел в «несознанку» и еще долгое время открещивался от участия в трагедии своей ракеты.
«Трагедии, когда гражданский самолёт становится жертвой военных (по различным причинам) не так уж редки, - считает медиаконсультант Александр Зимовский. - В таких случаях существует железное правило: всё отрицать. Кроме того, великие державы могут себе позволить ещё одну вольность. Оправдать уничтожение гражданского воздушного судна, признав его военным инцидентом. Так ведут себя, например, американцы. Помните иранский аэробус, который был сбит ракетой с американского крейсера «Винсеннес»? Тогда погибло 290 человек, командир корабля получил орден.Украина, как третьеразрядная страна, такую роскошь себе позволить не может. Поэтому в случае с уничтожением Ту-154 над Чёрным морем в 2001 году Киев ушёл в полную «несознанку». Мне хорошо знакомы все обстоятельства трагедии, потому что в 2001 году наша телекомпания сообщила о том, что украинским ЗРК во время стрельб в Крыму сбит пассажирский самолёт. Я сам курировал этот спецвыпуск новостей, и проводил фактчекинг на основе данных американских систем слежения и оповещения. Они сразу и без колебаний указали на украинское происхождение ракеты, сбившей самолёт, вылетевший из Тель-Авива.

В дальнейшем украинские полководцы и официальные лица пошли в отказ. Но тогда, в первые несколько часов, со страху, практически все причастные с украинской стороны никак не оспаривали случившееся. Командование ВСУ признало и факт учений, и само проведение стрельб в указанном районе, и потерю контроля над выпущенной ракетой со стороны боевого расчёта ЗРК. И даже сохранилась в украинском военном фольклоре команда министра обороны Кузьмука командиру ЗРК, выразившему сомнение по поводу захваченной цели: «Сбивай его на х..!». Через две недели Кузьмука сняли с должности.В тот роковой день на полигоне Опук ставили показуху для президента Кучмы. Дирижировал сам министр обороны Украины генерал армии Кузьмук, с ним были главнокомандующий ПВО Украины генерал-полковник Владимир Ткачёв и его заместитель по боевой подготовке генерал-лейтенант Владимир Дьяков, командующий 49-м украинским корпусом генерал-лейтенант Калинюк. Кучму спасло только то, что он накануне «заболел» (с ним это часто бывало), и не прибыл на полигон. Однако он никогда не отрицал ни самого инцидента, ни вины Украины в произошедшем. Пусть даже с непременной оговоркой о случайности трагедии».

Тогда, по итогам служебного расследования трагедии в небе над Черным морем «ушли» в отставку многих высокопоставленных военных имеющих пусть даже косвенное отношение к сбитому российскому самолету. При этом никто из них не был отдан под суд - все отделались порицанием. Более того, Украина все это время выдвигала и выдвигает версии о своей непричастности к инциденту и, несмотря на результаты расследований, «продавливает» версию внутреннего взрыва на борту гражданского воздушного судна. Да и сегодня, в очередную годовщину, в Киеве никто не вспоминает о той страшной трагедии - такая «меткость» украинских ПВО сегодня явно не в почете. Как украинцы врали о сбитом 13 лет назад над Черным морем российском самолёте Ту-154

В 2001 году украинские военные сбили российский Ту-154, погибли 78 человек

4 октября 2001 года над Чёрным морем потерпел крушение пассажирский самолёт Ту-154М авиакомпании «Сибирь», совершавший рейс 1812 Тель-Авив - Новосибирск. На его борту находились 66 пассажиров и 12 членов экипажа, все они погибли. Межгосударственный авиационный комитет пришёл к заключению, что на высоте 11 тыс. метров самолёт сбила украинская зенитная ракета С-200.

4 октября 2001 года самолёт Ту-154М российской авиакомпании «Сибирь» вылетел из Тель-Авива. На его борту были 66 пассажиров, из них 51 гражданин Израиля и 15 россиян, и 12 членов экипажа.

Когда самолёт проходил над Чёрным морем на высоте 11 100 метров, он был сбит.

Расследование, проведённое Межгосударственным авиационным комитетом, показало, что к катастрофе привело попадание украинской зенитной ракеты С-200. В это время на Крымском полуострове проходили военные учения. Предположительно, к катастрофе привела ошибка оператора зенитно-ракетного комплекса, который неверно идентифицировал цель.

Наземными службами были зафиксированы крики членов экипажа в момент катастрофы, в том числе фраза «…куда попало…». В ходе расследования был проведён анализ пробоин в фюзеляже, которые показали, что он был повреждён извне. После трагедии в отставку ушло практически всё руководство Министерства обороны Украины, в том числе министр Александр Кузьмук.

Несмотря на все полученные доказательства, Генпрокуратура Украины закрыла уголовное дело, а в январе 2011 года Киевский апелляционный суд определил, что следователям Межгосударственного авиационного комитета не удалось доказать, что самолёт был сбит украинской ракетой.

4 октября 2001 года взорвался на высоте 11000 м и рухнул в Черное море самолет Ту-154 российской авиакомпании «Сибирь». На борту машины, совершавшей рейс по маршруту Тель-Авив — Новосибирск, находились 66 пассажиров и 11 членов экипажа.

Самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» (бортовой номер 85639) совершал регулярный рейс № 1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск. Последний раз лайнер вышел на связь в 13.44, после чего пропал с экранов радаров. Примерно через три минуты Гарик Оганесян, командир самолета Ан-24, летевшего с Ту-154 параллельным курсом, передал диспетчерам, что слева от него «произошел мощный взрыв, после чего неизвестный самолет потерял управление и упал в море». Правда, в его показаниях много странного. «Антонов» летел ниже «Туполева» минимум на 5—6 км. Следовательно, Оганесян не мог наблюдать поведение соседа сверху и тем более взрыв на его борту. Скорее всего, армянский пилот боковым зрением заметил уже падающие фрагменты Ту-154 и взрыв при ударе о воду.

После этого на пульт диспетчера поступило сообщение от пилота другого Ту-154 (тоже летел из Тель-Авива). По словам командира экипажа, в 180 км юго-западнее Сочи он видел плавающие в море обломки самолета. Точные координаты места падения лайнера — 42 градуса 11 минут северной широты и 37 градусов 37 минут восточной долготы.

После недолгих сборов туда отправились несколько вертолетов и четыре спасательных судна. Когда они прибыли на место трагедии, на поверхности моря плавали обломки самолета, личные вещи пассажиров и тела погибших. В этой катастрофе не выжил никто.

Представители авиакомпании «Сибирь» сообщили, что среди 66 пассажиров только 15 человек — граждане России, остальные — израильтяне. Этим рейсом летел и заместитель генерального директора компании «Сибирь» Виктор Алексеев.

Причина трагедии еще не стала известна, но президент России Владимир Путин уже предположил, что совершен теракт. По его словам, «с учетом последних событий в мире версия теракта отрабатывается в первоочередном порядке». Он назначил председателем комиссии по расследованию причин катастрофы секретаря Совета безопасности России Владимира Рушайло. Основная версия, как говорилось выше, — теракт на борту самолета.

Эту версию категорически отвергли представители таможенной службы аэропорта Бен-Гурион в Израиле, утверждавшие, что все пассажиры, которые поднялись на борт самолета Ту-154, прошли жесточайший таможенный контроль и ни один человек просто не смог бы пронести в самолет взрывчатку. Наученные горьким опытом, здесь очень жестко относятся к мерам безопасности (в год правительство Израиля тратит на эти меры около 100 миллионов долларов). Каждый улетающий из страны обязан пройти индивидуальное собеседование с представителями Службы безопасности Израиля. Разговор ведется на русском или английском языке прямо в аэропорту, в секции регистрации авиабилетов. Пассажиру, вылетающему из страны, необходимо предъявить представителям Службы безопасности доказательства того, где он жил и чем занимался на территории Израиля. Багаж пассажиров тоже досматривается особым образом. Все сумки проходят через декомпрессионные камеры. Если в них есть взрывчатка, она взрывается прямо в них.

И без того строгий контроль был усилен после трагических событий в Нью-Йорке в сентябре 2001 года. «Мы уверены, что на борту самолета не было никакой взрывчатки; скорее всего, причиной трагедии стали технические неполадки на борту самолета», — заявили таможенники.

В то же время представители компании «Сибирь» отмечали, что погибший Ту-154 находился в хорошем техническом состоянии: в эксплуатации с 1991 года, общий налет 16703 часа, дата последнего капитального ремонта — декабрь 1999 года, налет после капитального ремонта — 3518 часов. Версию технических неполадок на борту самолета в компании называли маловероятной.

Высказывались предположения, что трагедия произошла вследствие взрыва одного из трех двигателей лайнера. К такому развитию событий обычно приводит механическое разрушение элементов двигателя: диски газовой турбины или их валы трескаются, а потом лопаются по швам. В этом случае фюзеляж самолета редко разрушается за одну-две секунды. Опытные летчики сразу вспомнили несколько подобных трагедий на бомбардировщиках Ту-22 в 60—70-е годы. Правда, после тех случаев «двигательные» КБ довели свои детища до ума, и в будущем аналогичных несчастий не наблюдалось.

Определенную опасность для любого самолета представляют топливные баки и трубопроводы. Баки расположены и в фюзеляже, в нижней части, и в «корневых» частях крыльев. Воспламенение паров топлива от малейшей искры вполне может разрушить лайнер. На некоторых машинах, чтобы избежать этого, в баки по мере их опустошения специально подают нейтральный газ — если экипаж подозревает неполадки с электроприводом. Однако, если бы на борту сибирского лайнера вспыхнуло топливо, летчики узнали бы об этом (благодаря срабатыванию сигнализатора) и успели бы сообщить о ЧП диспетчеру. Но бывают и исключения, например, взрыв американского «Боинга-747» в августе 1996 года, вылетевшего из Нью-Йорка в Париж. Самолет погиб на 15-й минуте полета над Атлантикой, разрушившись моментально. Пилоты не успели подать сигнал бедствия, и американские следователи установили истину только через год, подняв из океана, со 100-метровой глубины, 90 процентов остатков лайнера.

В числе «подозреваемых» оказалось шасси. В последнее время именно на этом типе самолетов случались «колесные» инциденты, когда шасси убиралось или вываливалось в самый неподходящий момент. Эксперты единодушны: несанкционированный выпуск даже одной из двух стоек шасси на высоте 10—11 км неминуемо приводит к разрушению сначала крыла, а затем и всего самолета всего за 5—10 секунд.

Агентство Ассошиэйтед Пресс предположило, что Ту-154 сбили террористы. Однако эту версию посчитали маловероятной. Самолет летел на высоте 11000 м. Ни один из тогда существовавших переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) не мог поразить цели на таких высотах. Так, дальность полета ракеты американского ПЗРК «Стингер» составляет 5500 м, а максимальная высота — 4800 м. Максимальная дальность отечественных ПЗРК «Стрела» и «Игла» 6000 м при высоте 5500 м. Чтобы сбить самолет, летящий на высоте 11 км, террористам понадобилась бы система для работы на средних или больших высотах, имеющая самоходное шасси и довольно большие размеры.

Не менее экзотической казалась и другая версия. Трагедия совпала по времени с крупномасштабными учениями вооруженных сил Украины, проходившими на военном полигоне Чауда, в районе Феодосии. На них отрабатывались учебно-боевые задачи по обнаружению и уничтожению воздушных целей условного противника зенитными комплексами, выполнялись полеты самолетов ПВО. В частности, осуществлялись боевые пуски ракет зенитно-ракетных комплексов С-200.

О начале этих учений украинские военные сообщили заранее. По принятой во всем мире практике как минимум за две недели до боевой работы все заинтересованные ведомства оповещаются о закрытии района стрельб для пролета гражданских и военных самолетов. Сам район учений относят по меньшей мере на 30 км от международных и внутренних авиалиний. Но стопроцентной гарантии безопасности в таких случаях обычно никто не дает.

Запуски ракет в Украине проводились не слишком часто из-за нехватки горючего и боеприпасов. Давно выслужившие срок ракеты сами по себе таили немалую опасность. Эксперты не исключали возможности сбоев в их управлении, в том числе и проблем с самоликвидаторами, которые должны срабатывать в случае отклонения ракет от учебной цели.

Предположение, что пассажирский самолет сбит по ошибке одной из этих ракет, украинская сторона с возмущением отвергла. Да и президент России Владимир Путин говорил, что исключает возможность того, что самолет Ту-154 сбит украинскими силами ПВО. Такого же мнения придерживался и министр обороны России. Версию о невозможности подобного исправно повторяли даже несмотря на то, что сам украинский премьер признал, что такая вероятность, возможно, и существует.

Однако через два дня Пентагон подтвердил, что его средствами спутникового слежения зафиксированы пуски ракет именно в районе гибели самолета. Затем министр обороны России объявил, что президент Путин не удовлетворен данными украинской стороны и затребовал более детальную информацию. Здесь не может не возникнуть вопрос: на основе какой информации и, главное, кем предоставленной делал свое заявление, что самолет не мог быть сбит «шальной» украинской ракетой, президент Путин.

Самолет упал далеко в море. И хотя его обломки из тех, что остались на поверхности, были подняты, основная их часть, включая и «черные ящики», лежала на глубине около 2000 м. А дно покрывал 6-метровый слой ила. На месте катастрофы работал российский глубоководный аппарат «Тритон». Анализ обломков проводился в подмосковных лабораториях.

Постепенно основной становится «ракетная версия» гибели Ту-154. В обломках самолета, поднятых со дна, обнаружены небольшие круглые отверстия. Ракета комплекса С-200 как раз снаряжена тысячами стальных шариков, которые выбрасываются при приближении к цели. Характерные следы имелись и на извлеченных из Черного моря телах погибших пассажиров авиалайнера.

Украина продолжала настаивать на своей непричастности к гибели российского авиалайнера — об этом говорил главком ПВО Украины Владимир Ткачев. По его утверждению, данные объективного контроля свидетельствуют о непричастности войск ПВО вооруженных сил Украины к трагическому инциденту. Известно, что из 23-х запущенных ракет 21 попала в цель, одна самоликвидировалась, а еще одна приземлилась на парашюте. Ткачев продемонстрировал журналистам карты учений украинских ПВО с изображением траектории полета ракет.

Здесь следует напомнить, что во время учебных стрельб украинских вооруженных сил в Крыму были задействованы противоракетные комплексы С-200, включая модернизированные ракеты СА-5. Их дальность составляет 300 км.

Самолет Ту-154 взорвался в 13.45.17. Зафиксированный американцами пуск с комплекса С-200 был отмечен в 13.41. Разница как раз и составляет подлетное время ракеты. Более того, как сообщила американская исследовательская организация «Глобал секьюрити», американцы получили запись радиоперехвата переговоров в районе украинских учений в Крыму. Так вот, один из военных на ней якобы воскликнул: «Откуда взялась эта цель?!»

Западные газеты уже прямо писали, что при том состоянии, в котором находится украинская армия, недостатке финансирования, отсутствии квалифицированных офицерских кадров возможно все.

Математическое моделирование на основании предоставленных Украиной данных также показало, что самолет Ту-154 мог быть сбит комплексом ПВО С-200 во время учений в Крыму. Исходя из расчетов, проведенных на основе телеметрических параметров запуска ракет комплексов С-200, трагедия могла произойти в результате того, что радиолокационный след от находившегося на расстоянии 245 км Ту-154 заглушил радиоэхо от беспилотной мишени «Рейс-Д», по которой производились стрельбы. В результате произошло автоматическое перенацеливание ракеты.

После долгих колебаний украинские власти все-таки признали, что летевший 4 октября по маршруту Тель-Авив — Новосибирск самолет был сбит в результате ошибочного попадания ракеты. Вот как проходила эволюция взглядов официального Киева.

4 октября 2001 года. Украинские власти опровергают сам факт учений, а потом утверждают, что стрельбы осуществлялись ракетами без боеголовок. Ближе к вечеру украинские военные уже углубились в детали: по их словам, максимальная дальность полета ракет всего 5000 м и попасть ими в самолет невозможно. Однако, по данным американских СМИ, Пентагон зафиксировал запуск двух ракет класса «земля — воздух» во время учений, которыми самолет мог быть сбит.

6 октября. Президент Украины Леонид Кучма: «Ни Украину, ни украинцев, ни меня лично не радует то, что происходит вокруг этой трагедии. Азимут стрельбы совсем не совпадал с местонахождением Ту-154».

6 октября. Леонид Кучма: «Технически это невозможно, хотя теоретически возможно все… Конструкция и производство ракеты — российские».

10 октября. Леонид Кучма: «Не надо делать из этого трагедии. Такое случается не только в Украине. Посмотрите вокруг: в мире, в Европе — не мы первые и не мы последние, ошибки встречаются везде».

1 ноября. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук: «В любом случае это только предварительные результаты, которые подлежат изучению и моделированию».

4 ноября 2001 года. Украинские власти наконец признали, что российский Ту-154 мог быть сбит украинской ракетой во время учений. Этот шаг серьезно ударил по престижу Украины и ее армии, хотя и не вызвал внутриполитической бури. Леонид Кучма не стал отправлять в отставку министра обороны, призвав не делать из происшедшего трагедии. Споры о размере компенсации семьям погибших продолжались еще долгое время.

Итак, цепь роковых случайностей (отклонение авиалайнера от основного маршрута в сторону Крымского полуострова и вероятность «охоты» ракеты зенитно-ракетного комплекса С-200 за незапланированной целью) привела к авиакатастрофе.

Многие авиационные эксперты сегодня вспоминали другой случай гибели воздушного судна над Украиной - это произошло почти 13 лет назад. Подробности напомнит Дмитрий Кочетков.
На борту самолета российской авиакомпании "Сибирь", летевшего 4 октября 2001 года из Тель-Авива в Новосибирск, было 78 человек. Все они погибли. Ту-154 сбит над Черным морем украинской ракетой на высоте 11 тысяч метров. В Крыму в это время проходили учения ПВО и проводились стрельбы комплекса С-200. Президент Украины отказался признать факт обстрела самолета: "Сегодня можно сказать, видите ли, российские разработчики теоретически говорят, что это возможно. Но они еще много сопровождащих техпараметров, с которыми нужно разобраться, не называют, наверное".
Украинские военные тоже оправдывались, как могли. Сначала говорили, что ракеты так далеко не летают, да и стрельбы вообще отменили. А потом утверждали, что комплекс С-200, все-таки, стрелял, но ракета упала в море.

Но эксперты и родственники погибших при опознании вещей обнаружили, что и фюзеляж, и багаж были прошиты шрапнелью. Дело в том, что ракета комплекса ПВО С-200 начинена стальными шариками и взрывается в нескольких метрах от цели.
- Они все были пробиты круглыми этими отверстиями, шариками. И нам дали запись последних минут жизни экипажа, и там слышен шум самолета и кто-то вскрикнул "Нам кажется, что это наши. Куда попало?"
Но украинские власти завершили свое расследование странным выводом - "Доказать ничего нельзя, потому что не найдена сама ракета".
- Нужно было найти фрагменты самой ракеты. Но найденные металлические шарики не позволили экспертам сделать вывод о том, что они принадлежали нашей ракете.
Уголовное дело по факту катастрофы украинский суд закрыл в связи с отсутствием состава преступления. Как говорил тогда президент Украины, не нужно из ошибки делать трагедию.
- Если подтвердится версия попадания ракеты, насколько сильно пострадает репутация Украины?
- Вы посмотрите вокруг в мире, в Европе в том числе на последние события. Что мы, первые или мы последние? Не нужно из этого делать трагедию. Если есть какая-то ошибка, ошибки случаются всюду и не только такого масштаба, но и гораздо большего, планетарного масштаба.
Так и не признав официально свою вину, тем не менее, Украина согласилась выплатить семьям погибших компенсации. Был подписан договор об урегулировании претензий. Правда, из четырех пунктов документа Киев выполнил только один.
- Извинения, наказание виновных, выплата компенсаций. 4 пункта было. Вот, по компенсации - это фактически были очень противные, такие, грязные торги.
Каждый год в октябре у мемориала жертвам авиакатастрофы в Новосибирске много цветов, а в Сочи родственники погибших выходят в море к месту падения самолета и спускают на воду венки и мягкие игрушки. Среди пассажиров сбитого Ту-154 были дети.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: