Проектирование горнолыжных курортов. Строительство горнолыжных курортов в россии. Горнолыжный курорт «Цей», Северная Осетия

/ Перспективы строительства горнолыжных центров на Урале
Уральский регион широкомасштабно занялся созданием условий для активного зимнего отдыха. Здесь проектируются и строятся сразу несколько центров горнолыжного спорта.

Живописная природа, многочисленные отроги уральских гор, пересечение главных транспортных магистралей делают местность весьма привлекательной для отдыхающих, а следовательно - и для инвесторов. Вложения в строительство горнолыжных комплексов – заманчивое, но дорогостоящее направление в инвестиционной деятельности. Тем не менее, идея создать здесь современные горнолыжные центры, не уступающие по качеству зарубежным, постепенно находит воплощение, в основном благодаря московским компаниям.

Челябинская область

Похоже, Челябинская область всерьез намерена претендовать на звание «Уральского Куршавеля». В ближайшее время здесь планируется возвести 5 крупных комплексов. Инвесторы из Италии, решившие вложить около 100 миллионов евро в модернизацию миасской «Солнечной долины», заинтересовались и другими проектами в этой сфере. В частности, их привлекла возможность строительства полноценного горнолыжного комплекса в Златоусте .

Опыт показал, что спрос на услуги в этой сфере есть, и немалый. В Челябинской области насчитывается около 20 горнолыжек. Но курортов с достойным уровнем сервиса и высоким качеством трасс здесь, как ни странно, не хватает. Даже первенство области по горным лыжам проводится на территории соседствующей республики – в Башкирии.

Для Челябинской области новые курорты были бы хорошим подспорьем в экономическом плане. Развитие туристической инфраструктуры в области активного отдыха могло бы вдохнуть новую жизнь в депрессивные в экономическом плане города. Принято решение о строительстве пяти крупных горнолыжных центров европейского класса в Кусе, Аше, Сатке, Златоусте и на Зюраткуле .

Проектируемые и строящиеся комплексы в первую очередь рассчитаны на туристов из Челябинской, Оренбургской, Свердловской области, и, конечно, из Башкирии. Кроме того, если цены и сервис будут соответствовать запросам аудитории, Челябинская область получит приток туристов, переманив отдыхающих с дорогих курортов Кавказа, Карпат и Тянь-Шаня. Кстати, в этом году Челябинскую область впервые в ее истории наградили "Серебряной короной" за вклад в развитие въездного туризма на территории России.

« » (г. Куса)

Месторасположение

На Южном Урале первым оживление почувствовал город Куса, расположенный в 180 километрах к западу от Челябинска. В 2007 здесь наконец-то завершили долгострой – открыли дорогу Куса-Златоуст. Дорога значительно сокращает расстояние между городами. Так, из Екатеринбурга до Кусы расстояние теперь 300 км.

Месторасположение комплекса уникально. Он строится на стыке двух частей света, практически в центре страны, что и отражено в названии. Центром горнолыжного курорта стала гора Копанец, которая находится в 4 километрах от районного центра. Местность живописная, рядом протекает приток реки Уфы по имени река Ай.

Кусинский район привлек инвесторов, поскольку хоть и невелик, но наиболее плотно населен среди районов Челябинской области. В его границы вторгается западный участок национального природного парка Таганай, откуда планируется переманивать часть туристов в летний период, поскольку комплекс будет рассчитан на круглогодичную работу. В летний сезон курорт будет окупаться за счет прибыли от подъема людей на вершину горы, на которой будет располагаться ресторан. Кроме того, будет оборудована пляжная зона, организованы сплавы по реке Ай, часть трасс переподготовлена для горных велосипедов.

Проект

Проект горнолыжного центра с масштабным названием предусматривает возведение системы горнолыжных и лыжных трасс с кресельными подъемниками – в итоге их должно быть 12, гостиницу, рассчитанную на 450 мест, коттеджный поселок, спортивно-оздоровительный центр с бассейном, технические службы. К началу работы первого пускового комплекса планируется завершить строительство 4-5 трасс.

Схема трасс центра активного отдыха "Евразия"

Реализация проекта началась еще в 2003 году, усилиями московской строительной компании. Горнолыжные трассы прорубили на северном и южном склонах горы Копанец. Самая высокая точка составляет 610 метров над уровнем моря, а нижняя 310 метров. Проект комплекса предусматривает создание трасс различной степени сложности, рассчитанных и на детей, и на горнолыжников-«середнячков», и на очень опытных профессионалов. Крутизна склонов колеблется от 8 до 32 градусов. Объем инвестиций в создание туристско-спортивного рекреационного комплекса «Евразия» составит около 60 млн. долларов. Предполагается, что реализация проекта создаст порядка двух тысяч прямых и косвенных рабочих мест, окупиться центр по планам должен в течение четырех лет.

Уникальность проекта в том, что он реализуется полностью с нуля. Хотя для подобных центров обычно характерна практика возникновения на основе уже существующей инфраструктуры.

Когда откроют?

По самым свежим сведениям, открыть новый горнолыжный комплекс в Кусинском районе планируют уже в сезоне 2010-2011. В настоящее время готова канатная дорога, заканчивается строительство корпуса проката, запущена газовая котельная, смонтировано оборудование в здании кухни-кафе ресторана. Примечательно, но решение об открытии забуксовало из-за извечной российской проблемы - качества подъездных дорог к ГЛЦ.

Свежие фотографии со стоительства комплекса от Александра Готовцева.

А вот так склоны выглядели зимой 2009-2010


«Две долины» (г.Аша)

Месторасположение

Новый горнолыжный курорт «Две долины » планируется возвести на горе Аджигардак, которая находится в нескольких километрах от города Аша. Гора Аджигардак у горнолыжников место известное – на южном склоне ее есть действующий ГЛЦ. Но не секрет, что существующие на южном Урале горнолыжные комплексы практически не развиваются, а запросы катающихся к уровню сервиса и качеству трасс с каждым годом растут. Поэтому на соседнем склоне было решено построить новый современный горнолыжный центр под названием «Две долины».

Проект ГЛЦ «Две долины»

Проект нового горнолыжного центра в Аше предусматривает прорубку 22 трасс. Они будут снабжены не только системой снежных пушек, которые помогут продлить сезон в малоснежные зимы, но и системой освещения, что позволит заниматься здесь любителям ночного катания. Общая протяженность трасс составит порядка 65 километров, перепад высот - 450 метров. Что касается подъемников, то проект предусматривает установку десяти как бугельных, так и кресельных конструкций. У подножия горы будут построены гостиницы вместимостью порядка шести тысяч человек.


Проект ГЛЦ "Две долины"

Кроме того, проект, на разработку которого ушло четыре года, предполагает создание лыжного стадиона со стрельбищем для проведения соревнований по биатлону, а также полигона для сноубордов и тюбинга. На возведение курорта требуются инвестиции в размере 80 миллионов евро. Уже достигнуто соглашение с Мосстройэкономбанком, который готов предоставить средства на создание курорта.

Когда откроют?

Сроки начала строительства еще официально не озвучены. Но проект строительства горнолыжного комплекса «Две долины» уже одобрен на градостроительном совете. На заседании рабочей группы при Правительстве России в ходе презентации Комплексного инвестиционного плана модернизации города Аша Челябинской области основной упор также сделан на строительство и функционирование горнолыжного комплекса «Две долины». Этот проект уже получил одобрение на всех возможных комиссиях. В случае успешного вхождения Аши в «Программу модернизации городов», город получит инвестора в лице «Внешэкономбанка», а также на софинансирование будут выделены бюджетные средства.

ГЛЦ в г. Сатка

Пока безымянный проект находится в разработке. О нем заговорили более 6 лет назад. Руководство района видит в развитии горнолыжного туризма отличную возможность для деверсификации экономики района, столько лет опирающейся на горнодобывающую промышленность. Специальный комплексный проект по строительству на территории Сатки туристско-рекреационного центра был представлен на VIII международном инвестиционном форуме «Сочи-2009». Он рассчитан на перспективу до 2020 года и предполагает обеспечить занятостью в области туризма порядка пяти тысяч человек! Вот только здоровый скептицизм заставляет усомниться в том, что пять тысяч местных безработных с их менталитетом и уровнем образования имеют желание обеспечить европейский уровень сервиса на новом горнолыжном центре...

Кстати, на сочинском форуме Саткинский район получил грант на развитие туристических объектов. Но серьезных инвесторов пока нет. Строительство горнолыжки оценивается в 70 миллионов долларов. После разработки проекта дело с мертвой точки не сдвинулось. Привлекательным для строительства центра горнолыжного спорта этот район делает неповторимость природного облика, наличие достаточного количества склонов разнообразной фактуры, большие перепады высот, огромное количество достопримечательностей: здесь находится и Зюраткуль, и занесенные в список особо охраняемых зон мира Пороги, и Игнатьевские пещеры, и самая первая плотина. Осталось найти источники финансирования.

ГЛЦ в г. Златоусте

Месторасположение

70-километровый хребет Уреньга, проходящий через Златоуст, по мысли авторов проекта может стать отличным местом для создания нового курорта. Заповедное место все еще сохраняет всю красоту дикой природы. Остается надеяться на бережное отношение строителей к уникальной местности. Самый крутой склон Уреньги – восточный, сплошь заросший ельником, был выбран авторами проекта под строительства нового центра.

Проект

Проект предполагает строительство в Златоусте горнолыжного курорта с комплексным олимпийским центром подготовки лыжников. На склоне Уреньги можно разместить до 15 горнолыжных трасс. Кроме того, планируется создание нескольких трасс под скоростной спуск и слалом. Перепад высот это позволяет, здесь он составляет около 550 метров. Подъемники, гостиницы европейского класса, сервисный комплекс – все самого высшего уровня. Летом территорию ГЛЦ предполагается использовать для подготовки легкоатлетов и велосипедистов.

Когда откроют?

Согласно официальному заявлению комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Златоуста, «сейчас прорабатываются все технические вопросы проекта, поэтому назвать сумму инвестиций и дату начала строительства пока достаточно сложно».

«Ключевой» в Зюраткуле

Проект строительства туристического комплекса на горе Ключевая близ Зюраткуля находится пока только в планах. Объем инвестиций, на которые ориентируются разработчики - 100 миллионов долларов. На эти средства планировалось проложить девять горнолыхных трасс, общей протяженностью более 30 километров и перепадом высот 540 метров, установить семь подъемников, построить обзорную площадку на вершине горы, коттеджный поселок, гостиницу на 500 мест и отель вип-класса. Основная проблема, с которой столкнулись разработчики проекта, заключается в том, что гора Ключевая находится в заповедной зоне, а следовательно деятельность, связанная со строительством, здесь запрещена.


Гора Ключевая


Свердловская область

«Гора Белая» (п. Уралец)

В Свердловской области реализуется очень амбициозный проект. Здесь продолжается строительство нового горнолыжного комплекса «Гора Белая». ГЛЦ расположен в 30 километрах от Нижнего Тагила, рядом с поселком Уралец. Правда, финансовый кризис не лучшим образом сказался на темпах его возведения: финансирование, которое велось из областного бюджета, существенно сократилось, а если быть точным, то прекратилось.

Проект

Проект предполагает создание горнолыжного развлекательного комплекса европейского уровня. Он включает строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, который предполагает наличие 25-метрового бассейна с 6 дорожками с элементами аквапарка, теннисного корта, игрового зала и банно-оздоровительного комплекса. Будут созданы новые трассы для лыжников, сноупарк с двумя освещенными трассами для сноубординга и фристайла, биатлонная трасса и семь горнолыжных трасс, протяженностью от 650 до 2300 метров. План предусматривает строительство многоярусной стоянки и горнолыжной деревни на 980 мест.

Когда достроят?

Первая очередь ГЛЦ уже пущена в эксплуатацию. Это 4 трассы, оборудованные кресельными и бугельными подъемниками, снежными пушками и системой искусственного освещения. Проект второй очереди, который включает все вышеперечисленные объекты, находится в стадии «замороженного» строительства. Например, уже пятый год планируется сдать в эксплуатацию ресторан на вершине горы с панорамным видом.

Республика Башкортостан

«Мраткино»

В Башкирии для строительства нового горнолыжного комплекса международного класса облюбовали Белорецкий район. Он будет построен на горе Мраткино под эгидой Национального олимпийского комитета Башкирии. Основой Белорецкого горнолыжного центра станет уже существующий ГЛЦ «Мраткино».

Проекта ГЛЦ пока нет, документация находится в стадии разработки. Но известно, что его основой послужит гора Мраткино. Довольно высокая и рельефная, гора позволяет разместить несколько трасс разной степени сложности: и для новичков, и для профессионалов. Ее абсолютная высота – 806 метров, уклон колеблется от 12 до 70 процентов с перепадами до 300 метров. В ближайшее время здесь обещают установить два подъемника и систему оснежения трасс. Также в планах достроить гостиницу на 36 мест. В качестве источника финансирования рассматривается участие в Федеральной целевой программе «Развитие спорта и физической культуры в РФ на 2006-2015 годы». Если все пойдет по плану, то уже через год у Башкирии будет возможность провести этап Кубка мира по сноуборду в слаломе. Пока же гора Мраткино больше популярна у любителей «дикого» катания.


ГЛЦ "Мраткино" зимой

«Инзер» (Малый Ямантау)

Идея горноклиматического оздоровительного курорта на горе Малый Ямантау в районе поселка Инзер похоже еще долгое время будет оставаться проектом. О строительстве мощного горнолыжного комплекса на территории Южно-Уральского заповедника не раз заявлялось в прессе: было опубликовано сообщение о том, что здесь будут строить европейский курорт, проект которого разрабатывается при участии Национального олимпийского комитета Башкирии.


Концепция развития горнолыжного курорта в районе поселка Инзер

Авторов проекта вдохновила единственная в России гора, которая соответствует европейским стандартам и может стать основой для горнолыжной трассы длинною в 6 километров и перепадом высот в 650 метров! Развитая транспортная инфраструктура, наличие железнодорожной ветки, газовой магистрали, электросетей вкупе с по-настоящему высокими горами делают эту местность идеальной для создания ГЛЦ. Под новый курорт планировалось выделить около 2 тысяч гектаров Южно-Уральского государственного природного заповедника, на которых бы расположился по-революционному новый рекреационный комплекс, включающий вертолетную площадку, лыжный и биатлонный стадионы, поле для гольфа. Кроме того, масштабный проект по замыслу авторов проекта, следовало бы связать подвесной канатной дорогой с курортом «Ассы». По словам очевидцев, на горе начинали валить лес под трассы, но сейчас все замерло.

Дело в том, что гора, на которой планировалось возвести комплекс, находится в запретной зоне. Причем охраняется территория не только егерями, но и военными – совсем рядом закрытый город Межгорье. Для того, чтобы проект реализовать, нужно было бы сдвинуть границы заповедника – вопрос, который может быть решен только на уровне правительства страны. Охотники рассказывают, что на склоне горы расположены медвежьи берлоги и тетеревиные тока. И если экологов еще можно убедить «освободить территорию» под проект при сохранении общей площади заповедника, и вопрос о переносе границ заповедника на восток рассматривают занятые в этом вопросе ведомства, то вот Министерство обороны РФ вряд ли подвинется.

Будущее уральских горнолыжек: за и против

Очевидно, что Урал оказался весьма привлекательным регионом для развития зимнего туризма. Но перспективным ли? Наличие довольно высоких гор с серьезными перепадами в той зоне, где полгода лежит снег, чистый воздух, живописная природа, транспортная доступность, казалось бы, сами собой создают весьма удобные условия для организации здесь туристских центров с горнолыжным уклоном. Такое значительное количество ГЛЦ на сравнительно небольшой территории, с одной стороны, должно позитивно сказаться на уровне сервиса за счет роста конкуренции. С другой – велика вероятность, что новые центры окажутся не востребованы в столь массовом порядке.

При существующей ситуации горнолыжные курорты могут рассчитывать, главным образом, на местных отдыхающих. Очевидно, что привлечь массово туристов можно только с помощью развитой инфраструктуры дополнительных развлечений и услуг, адекватными ценами и высоким уровнем сервиса. Однако большинство проектов застывает после реализации основной части: открытия горнолыжных трасс, сервисного центра и гостиниц.

Наличие дополнительных видов развлечений необходимо по объективным причинам. Не стоит сбрасывать со счетов те снежные дни, когда зима по-настоящему показывает свой нрав: при температуре ниже 25 градусов у отдыхающих должно быть альтернативное занятие. Кроме того, последние годы зима не балует регион снегом, поэтому системы искусственного оснежения на ГЛЦ не роскошь, а необходимость. Также очевидно, что для того чтобы увеличить вероятность успешного существования, подобные объекты должны функционировать как комплексные туристические центры с круглогодичной программой. Благо, природных и культурных достопримечательностей в регионе предостаточно.


Нравится статья?
Рассказать друзьям:

Политические процессы последнего времени заставляют искать возможности создания новых видов бизнеса, касающихся использования внутренних резервов. Значительной степени это относится и к развитию внутреннего туризма.К примеру, растущий интерес к горнолыжному спорту традиционно искал приложения на заграничных курортах. Однако в нашей стране так много подходящих для развития этого вида спорта мест, что стоит внимательно рассмотреть бизнес-идею создания горнолыжного курорта.

Безусловно, создание такого крупного предприятия является дорогостоящим делом, однако общие потребности общества в развитии внутреннего туризма позволяют рассчитывать на интерес местных властей, получение кредитов на реализацию подобных бизнес-проектов.

Главным условием создания горнолыжного курорта является наличие подходящий местности и автомобильных дорог.

На самом деле, этим условиям отвечает множество прекрасных территорий, которые охотно посещаются туристами, но не имеют никакой, даже элементарной, инфраструктуры. Для реализации бизнес-идеи горнолыжного курорта необходимо последовательно пройти ряд необходимых этапов, создать условия для развития нескольких направлений деятельности. Прежде всего, необходимо арендовать и юридически оформить право на использование территории . Поскольку вложения в инфраструктуру горнолыжного курорта достаточно велики, необходимо предпринять меры для защиты этих инвестиций.

При выборе территории необходимо исходить из прагматических соображений, рассматривая развитость автомобильных дорог и электроэнергетики в данном районе.

Существование готовых подъездных путей в значительной степени облегчает создание инфраструктуры, снижает общую стоимость проекта. То же самое относится к наличию линий электропередач достаточной мощности, поскольку объекты курорта потребуют значительных ресурсов в части энергообеспечения.

Вторым шагом реализации этого бизнес-проекта должно стать создание соответствующей инфраструктуры.

Для этого необходимо спроектировать и построить горнолыжные трассы, подъемники, построить объекты недвижимости. Бессмысленно при планировании горнолыжного курорта ориентироваться только на сезонное посещение его туристами. Крупные инвестиции в этот проект должны предполагать круглогодичную отдачу и, следовательно, необходимо изначально планировать использование территории в течение круглого года. Поэтому основой будущего бизнеса должно стать создание комфортабельных объектов размещения гостей, кемпингов, отелей, а также сопутствующих объектов сервисного обслуживания.

Если на территории будущего курорта уже расположены подобного рода объекты, то необходимо запланировать их реконструкцию и модернизацию для повышения качества обслуживания.

Другой частью создания инфраструктуры горнолыжного курорта должно стать развитие технической базы.

Так как климат в большинстве регионов не позволяет заниматься горнолыжным спортом круглый год, то необходимо планировать развитие других видов спорта и туризма, либо создавать искусственные трассы для продолжения занятий горными видами спорта. Понятно, что и то, и другое подразумевает планирование объектов и создание соответствующего технического обеспечения.

Вполне реально в летний сезон предлагать и комплексные виды услуг, например, организовать трассу с искусственным снежным покрытием, а остальную территорию отдать под использование для других видов спорта: велосипеда, тенниса, гольфа, боулинга, роликового катания, бега.

Эффективным может оказаться сочетание элементов горнолыжного курорта и аквапарка, позволяющее использовать территорию в течение всех сезонов года.

Горная местность также позволяет развивать и экстремальные виды спорта, которыми увлекаются многие туристы, в том числе среди обеспеченных людей. В любом случае, нужно построить 2-3 подъемника, не менее 3-4 трасс для катания, в том числе для начинающих, системы контроля, а также закупить специализированную снегоуплотняющую технику.

Третьим шагов реализация этого бизнес проекта должно стать создание соответствующих туристических компаний, которые будут заниматься привлечением и организацией отдыха клиентов.

Обеспечением перевозки и размещения прибывающих туристов должен заниматься туристический оператор, заключивший, в свою очередь, договоры на продажу туров с туристическими фирмами. Такое разнообразие видов деятельности при создании горнолыжного курорта требует высокого уровня планирования и проработки всех деталей будущего проекта. Здесь, как ни в каком другом виде бизнеса, не обойтись без добротного бизнес-плана.

Общий размер инвестиций в создание горнолыжного курорта может оценить от 250 тысяч до нескольких миллионов долларов. Такие инвестиции могут быть сделаны в случае реальной возможности привлечения порядка от 1000 до 5000 туристов в день, что позволяет окупить вложения в течение трех-четырех лет. Горнолыжные курорты обычно демонстрируют достаточно высокую рентабельность, от 40 до 70 процентов, и только необходимость высоких начальных инвестиций становится тормозом на пути развития подобных бизнес-проектов.

Направленного на развитие республик Северного Кавказа. В истории его создания нашли отражение основные принципы организации строительства и функционирования новейших туристических объектов: планирование на всех этапах и использование только новейших технологий, в том числе и в области инженерной защиты.

Введение

Природные условия

По своим климатическим характеристикам Архыз превосходит большинство зарубежных и отечественных горных курортов: здесь не бывает изнуряющей жары и жгучих морозов - среднегодовая температура равна +5° С, средняя температура июля - +15 ° С, января - +5,5° С. Для сравнения: на курорте Красная Поляна среднегодовая температура воздуха вдвое выше за счет более жаркого, до + 35 °С, лета, хотя зимой нередки морозы до – 10° С. Зима в долинах Архыза длится около четырех месяцев, начинаясь, как на большинстве знаменитых альпийских курортов, во второй половине ноября и заканчиваясь в марте. Осень и весна - короткие, красочные, большей частью сухие, с небольшими периодами дождей в начале мая и ноября. Лето же продолжительное и очень солнечное.

Архыз - горный район Карачаево-Черкесской Республики общей площадью около 40 тыс. га, относится к северным склонам Главного Кавказского хребта. Долина Архыз расположена на высоте между 1440 м и 3790 м над уровнем моря. Высшие точки - горы Пшиш и София. На территории долины находится 60 ледников, более 70 горных озер и 12 водопадов. Главной водной артерией является река Большой Зеленчук протяженностью около 170 км.

Благодаря этим климатическим особенностям, а также значительной протяженности светового дня (с 6 утра до 19 вечера) и уникальной природе Архыз был признан инвестиционно привлекательной площадкой для создания курорта международного класса для комфортного семейного отдыха. Позиционирование будущего курорта как семейного, то есть предназначенного для горнолыжников любого уровня профессионализма и для обучения новичков, стало определяющим при выборе будущей строительной площадки: это широкие, с мягкими склонами и плавными перепадами высот долины горных рек Архыз и Пхия (Зеленчукский район). Заметим, что курортов для начинающих горнолыжников в России три - это Приэльбрусье, «Солнечная долина» на Южном Урале и «Роза Хутор» в Красной Поляне.

Горнолыжный кластер

В 2010 году после создания госкорпорации «Курорты Северного Кавказа» (КСК) территория Архызского ущелья была включена в Северо-Кавказский туристический кластер, а после оценки работ, осуществлявшихся на основе принципов частно-государственного партнерства (в 2009-м началось строительство поселка Романтик), стала его пилотной площадкой. Согласно проекту, к 2025 году в регионе будет создано семь особых экономических зон и построено семь новых горнолыжных курортов мирового класса: Лагонаки (Краснодарский край и Республика Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкесия), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкария), Мамисон (Северная Осетия, Алания), Матлас (Дагестан), Цори и Армхи (Ингушетия), а также пляжные курорты на побережье Каспийского моря (Дагестан).

Кавказ и сейчас является популярным туристическим направлением - склоны Эльбруса и Домбая пользуются заслуженной любовью на протяжении десятилетий. Однако новый проект радикально изменит масштаб и качество отдыха на горнолыжных курортах России: любители горных лыж, число которых оценивается в 5–10 миллионов человек в год, смогут выбирать место отдыха из тысяч километров отлично оборудованных трасс с 250 подъемниками и пользоваться услугами гостиничного кластера на 167 тысяч мест. Для сравнения: ежегодно более 400 горнолыжных курортов, расположенных по французских Альпах (6 тыс. км оборудованных склонов и свыше 4 тысяч фуникулеров и подъемников), принимают порядка 15 миллионов человек, из них около 50 тысяч - россияне.

Первый этап создания курорта Архыз потребовал решения значительного числа проблем, связанных с неосвоенностью территории. В 2008 году группа «Синара», инвестор и оператор проекта, подписала с правительством Карачаево-Черкесской Республики соглашение о распределении инвестиций, согласно которому правительство взяло на себя обязательства по строительству подводящей магистральной инфраструктуры - прокладке дорог, подведению электро-, газо- и водоснабжения, строительству очистных сооружений. Группа «Синара» в рамках проекта вела строительство собственно рекреационной инфраструктуры. Тендер на разработку генплана по комплексному развитию горнолыжного комплекса с обслуживающей системой выиграл французский консорциум Gorimpex Sarl, Dianeige, BDO MG Hоtels & Tourisme (им же принадлежит реализованный проект курорта Красная Поляна под Сочи).


Чтобы увеличить, кликните на изображении

Проект курорта

В соответствии с генпланом современный всесезонный туристско-рекреационный центр (ВТРЦ), позволяющий сочетать зимние и летние виды туризма с комфортабельным отдыхом, будет включать четыре туристических поселка на 30 тысяч мест размещения. Три поселка расположатся в долине реки Архыз - это уже функционирующий «Романтик, «Лунная Долина» и Дукка; еще один поселок - Пхия - появится в долине одноименной реки.

Туристические деревни планируется связать между собой единой системой горнолыжных склонов и канатных дорог, что позволит отдыхающим свободно перемещаться между поселениями и спортивными тематическими пространствами - трассами, катками, трамплинами, лыжным стадионом, зонами для сноуборда, фристайла и фрирайда, трассами для рафтинга. В основе проектирования деревень заложен принцип ski in - ski out («катание от дверей»), обеспечивающий максимально комфортный активный отдых: на лыжах можно будет подъехать к большинству объектов туристической инфраструктуры.

На курорте предполагается создать 264 горнолыжные трассы различной сложности с 69 подъемниками и общей пропускной способностью 140 тысяч человек в час

Общая протяженность проектируемых трасс курорта Архыз составит около 1100 км, что более чем в два раза превосходит длину трасс французских «Трех долин» (знаменитых горнолыжных курортов Куршавель, Вальтаранс и Мерибель). Предполагается, что после выхода курорта на проектную мощность туристический поток на Архыз превысит 500 тысяч человек в год - это примерно вдвое больше, чем число гостей, посетивших в нынешнем олимпийском году курорты Красной Поляны.

Первая очередь ВТРЦ «Архыз», поселок «Романтик», принимает отдыхающих с 2013 года. Курорт разместился на участке площадью 20 га в долине между горными хребтами Абишира-Ахуба и Габулу, на левом берегу реки Архыз. Проект курортного поселка разрабатывался с природоохранных позиций, и это позволило максимально сберечь естественные ландшафты и уникальную природу ущелья при создании инфраструктуры и строительстве выдержанного в едином стиле комплекса зданий - административного центра, ресторана и гостиниц (отели «Романтик-1» 4* и «Романтик-2» 3*, общий жилой фонд - 105 номеров).

На курорте созданы четыре горнолыжные трассы общей протяженностью 7,3 км с необходимой технической и сервисной базой: две простейшего уровня сложности («зеленые»), одна простая («синяя») и одна трасса среднего уровня сложности («красная»), получившая в 2013 году сертификат международной Федерации лыжного спорта (FIS), что позволяет проводить на ней международные соревнования по горнолыжному спорту.

Зимой 2013/14 «Архыз-1650» посетили 35 тысяч туристов, было реализовано 98 тысяч абонементов на подъемник - ски-пассов. Для сравнения: самый большой отечественный горнолыжный курорт «Роза Хутор» с девятью подъемниками и 72 км трасс олимпийской зимой 2013/14 принял более 100 тысяч гостей, а годом ранее - 73 тысячи.

После завершения зимнего сезона 2013/14 на территории курорта «Архыз» начала действовать программа летнего отдыха - Архыз Park. В дополнение к гостиницам был открыт оборудованный для комфортного проживания палаточный городок на 200 мест, были организовано катание на лошадях и джипах, пешие прогулки в сопровождении опытных гидов, автобусные экскурсии к местным природным и культурным достопримечательностям - древним аланским храмам. Для туристов был создан горный веревочный парк, несколько бассейнов под открытым небом, летний кинотеатр, а также пейнтбольный и волейбольный клубы. В экскурсионном режиме действовали обе канатные дороги, доставлявшие туристов на панорамную смотровую площадка на высоте 2200 метров. Всего за летний сезон курорт принял более 40 тысяч гостей.

Инфраструктура первой очереди всесезонного рекреационного центра «Архыз» ежегодно расширяется: нынешней зимой появятся трассы для тюбинга, заработает новая кресельная канатная дорога; летом началось строительство трасс и подъемников на северном, более снежном склоне долины, что позволит увеличить зону катания до 14,5 км. А в ближайшем будущем к перечисленным выше объектам добавятся еще шесть гостиниц, СПА-центр, ресторанный комплекс.

Природные риски и инженерные решения

Территория Карачаево-Черкесии подвержена воздействию широкого спектра опасных природных явлений, имеющих циклический характер: это подтопления паводкового и ливневого характера, сели и оползни, .

Район курорта «Архыз» не является исключением – в верховьях реки Архыз ежегодно прогнозируется сход селей, весной часто бывают мощные паводки, а для южного склона хребта Абишира-Ахуба и склонов долин всех притоков реки Птыш, где планируется постройка новых туристических поселков курорта «Архыз», характерна высокая лавинная активность

Другую проблему представляют собой сложные, насыщенные водой глинистые грунты долины реки Архыз. Подобные грунты подвижны, к тому же они сильно и неравномерно меняют свои объемы при замерзании/оттаивании, что может привести к неравномерной осадке фундаментов зданий и сооружений и их разрушению.

Описанные риски, а также необходимость минимизировать антропогенное воздействие на природные ландшафты, потребовали применения широкого спектра решений инженерной защиты. На этапе строительства подводящей магистральной инфраструктуры применялись как традиционные технологии - укрепление песчано-гравийной смесью слабых грунтов при прокладке ведущей в курорт дороги Архыз-Дукка и использование для ее покрытия особо прочных марок асфальта, а также возведение 2-километровой защитной дамбы при прокладке газопровода Зеленчук-Архыз-Дукка, - так и более современные инженерные решения.

В частности, интересное инженерное решение было применено при прокладке высоковольтной линии электропередач Зеленчукская-Лунная Поляна в районе станицы Нижняя Ермоловка: провода были смонтированы на растяжках, закрепленных на разных сторонах ущелья.

В результате был сохранен заповедный лес, а врезающиеся на глубину полтора метра тросы надежно укрепили склоны

Специфика горнолыжного курорта также обусловила особое внимание к некоторым видам рисков.

Во-первых, это риски, возникающие во время использования подъемников. Для обеспечения безопасности для компенсации подвижности водонасыщенных грунтов были использованы свайные фундаменты для всех опор и сооружений. А для установки нижней станции канатной дороги гондольного типа специалистами группы «Горимпекс» была разработана новая технология, позволившая в течение светового дня подготовить свайный бетонный фундамент сооружения и водрузить на него полностью собранную 70-тонную конструкцию. Заливка бетоном фундамента верхней станции из-за сложностей с прокладкой дорог по вышеназванным грунтам была осуществлена с вертолета.

Во-вторых, это риски, возникающие во время катания. Безопасность зависит, в частности, от высоты снежного покрова, которая должна составлять не менее 1,5 метров. Однако из-за потепления климата высота снежного покрова в долине Архыза гораздо меньше - 5–26 см. Поэтому в прошлом сезоне в рамках тестовой эксплуатации были использованы четыре мобильные системы искусственного снегообразования, которые обеспечивали необходимым количеством снега «синюю» трассу и подножие склона у подъемника. А нынешним летом начался монтаж 93 стационарных снегогенерирующих конструкций фирмы Demaclenko. Их работа позволит начать эксплуатацию склонов даже при относительно высоких дневных температурах и продлит зимний сезон 2014/15 по крайней мере на месяц.

На нынешнем этапе развития курорта большое значение придается . По словам Ю. Б. Старкова, генерального директора ООО «Архыз-1650», устойчивый снежный покров в поселке Архыз (1500 м) формируется к середине декабря и сходит к середине марта. На горных склонах курорта этот период растягивается с октября по май, в зависимости от экспозиции и высотных отметок. Средняя высота снежного покрова в течение зимнего сезона увеличивается с подъемом: от 70–80 см для 1500–2000 м и до 200 см для высот 2500–3000 метров. Хотя эти данные сильно варьируются в зависимости от типа зим по снежности, наибольшей лавинной опасности подвержена территория комплекса, расположенная выше отметок 2200 м.

Так как к настоящему времени строительство канатных дорог курорта достигло данной высоты, созданию карт природных рисков территории комплекса уделено особое внимание. Эту работу выполняют опытные европейские эксперты, участники проектов противолавинной защиты горнолыжных курортов в олимпийском Сочи. На основе их заключений и будут определены основные направления защиты осваиваемых территорий. На настоящий момент для защиты систем искусственного оснежения и освещения трасс на южном склоне хребта Абишира-Ахуба выполняется установка снегоудерживающих сооружений на высотных отметках 2250–2490 м над уровнем моря.

Перспективы

Строительство всесезонного горного курорта Архыз еще далеко от завершения, однако уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что его реализация проходит успешно. Полученный за время подготовки к Олимпиаде в Сочи опыт, затрагивающий все этапы создания современного горнолыжного курорта - от грамотного размещения инвестиций и проектирования до применения новейших технологий прокладки коммуникаций, возведения зданий и сооружений рекреационной инфраструктуры в условиях природных рисков, - позволяет участникам проекта «Архыз» действовать динамично и эффективно. Благодаря этому нынешний «Архыз-1650» является привлекательным местом отдыха и одновременно уникальной строительной площадкой нового типа.

Оба эти обстоятельства оказывают благотворное влияние на инвестиционный климат и рынок труда Карачаево-Черкесии - строительные и обслуживающие работы осуществляют зарегистрированные в республике подрядные организации, а на самом курорте работают исключительно местные жители. В настоящее время с целью увеличения турпотока на горнолыжный курорт рассматриваются проекты создания аэропорта в станице Зеленчукская и прокладки современной автомобильной трассы Черкесск-Адлер. Каждый из этих проектов может оказать значительное стимулирующее воздействие на экономику Карачаево-Черкесской Республики в целом. С этой точки зрения можно сказать, что первоначальная цель осуществления проекта «Всесезонный туристско-рекреационный центр «Архыз», а именно превращение дотационного региона России в самодостаточный и устойчиво развивающийся, является вполне достижимой, а выход курорта на полную мощность станет важной вехой на пути улучшения экономической ситуации как в Карачаево-Черкесии, так и на всем Северном Кавказе.

Полезные сведения:

  • Первая КД в Приэльбрусье построена в 1963 году (на Чегете)
  • Первые турбазы Приэльбрусья «Эльбрус» и «Терскол» открылись в 1930-х
  • «LeapRus» на Эльбрусе - самый высокогорный отель в мире (3912 м)
Зарождение горнолыжного курорта Приэльбрусья

Строительство и облагороженность курорта началось в 60-е годы, предшествовало данному толчку множество факторов, в числе которых массовая любовь к спорту, развитие горнолыжного спорта в СССР, природные ресурсы Приэльбрусья.

Именно здесь, на склонах Кавказских гор, в Кабардино Балкарской Республике было решено возвести первую в СССР канатную дорогу.

Строительство КД «»Чегет»

Для строительства Чегетской канатки были задействованы лучшие советские инженеры-проектировщики и строители.

Протяженность первой канатной дороги составляет 1600 метров. Строительство 1-ой очереди канатки включало в себя несколько этапов. Изначально были установлены 18 мачт-опор, которые расположены на определенном расстоянии относительно друг друга, с учетом специфики гористой местности и погодных условий. Между опорами натянут трос на котором закреплены сиденья.

Нижняя станция подвесной дороги Чегет находится на отметке 2100 метров над уровнем моря, верхняя - 2750 метров.

В 1963 году, 19 февраля, на поляне Чегет состоялось открытие 1-го канатного комплекса "Чегет", что послужило стартом развития Приэльбрусья как горнолыжного курорта.

Началось строительство 2-ой очереди канатной дороги на Чегете, с 1966 года уже функционировали обе очереди КД. Теперь можно было подняться на высоту 3 000 метров над уровнем моря. Обе очереди канатной дороги однокресельные.

Парнокресельная канатная дорога "Чегет 1" (уровень 2100-2750м) начала действовать с 1969г.

Строительство КД «Эльбрус»

Параллельно со строительством и установкой парно кресельной канатной дороги на горе Чегет идет строительство КД на поляне Азау (Эльбрус). Здесь была построена Маятниковая канатка, т.е. вместо открытых сидений на натянутых канатах был закреплен фуникулер, вместимостью до 20 человек единовременно.

В 1969 г. запустили 1-ую маятниковую КД "Эльбрус1": станция Азау - станция "Кругозор" (уровень 2350-3000м).

В 1976 г. запустили в действие вторую очередь маятниковой канатной дороги "Эльбрус 2": станция "Кругозор" - станция "Мир" (уровень 3000-3500м).

Строительство ГД «Poma» (Эльбрус)

Отрасль в сфере оборудования горнолыжных курортов не стоит на месте, так же развивается на ровне с другими сферами. Из новых технологий стали появляться уже гондольные подъемники, которые имеют современный вид и функционал, которые обеспечивают большую пропускную способность. Гондолы очень удобны для туристов с оборудованием, т.к. оно крепиться снаружи кабины и не обязательно доски и лыжи заносить внутрь.

В 2006 году, 17 декабря, на поляне Азау состоялось долгожданное открытие первой очереди Гондольной Канатной Дороги (ГКД) - от "Азау" до "Кругозор".

Производители гондол французская компания "РОМА", которые обеспечивают высококлассным оборудованием многие горнолыжные курорты.

В 2009 году начала действовать вторая очередь - "Кругозор" - "Мир".

На данный момент в Приэльбрусье на "Азау- Эльбрус" действуют 2 канатные дороги: Маятниковая "Эльбрус" и Гондольная "РОМА".

Строительство баз отдыха

По мимо возведения комплексов канатных дорог, на курорте Приэльбрусье велось строительство крупных туристических баз и пансионатов.

Первым на курорте свои двери открыл пансионат "Иткол" - 1965 год, вторым пансионат "Чегет" - 1974 год. Ежегодно строились и открывались новые тур базы и объекты размещения в Приэльбрусье.

Основные крупные пансионаты были построены в 60е/70е гг. Позже начался период постройки небольших частных гостиничных комплексов 3-х/4-х этажных. Основная масса гостиничных комплексов была построена в 2000-2003 гг. По состоянию на 2003г. на курорте Приэльбрусье было зарегистрировано чуть больше 30 объектов размещения, включая туристические базы, пансионаты, гостиничные комплексы.

На сегодняшний день администрация курорта стремиться к усовершенствованию всех сфер обслуживания клиентов и поддерживает высокий уровень качества услуг и гостеприимства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: