Сочинение: Дольмены Краснодарского края. Дольмены Краснодарского Края — места силы

На территории Северо-Западного Кавказа, предположительно во 4-2-ом тысячелетии до н.э., существовала неведомая цивилизация , от которой до нас дошли мегалитические сооружения (мегалит — от греч. мега — огромный, литос — камень.), получившие позже название дольмены .

Внешне они похожи на каменные домики, где каждая стена может весить десятки тонн. От народа создавшего эти культовые сооружения нас отделяет примерно 4-6 тысячелетий. Устное предание этноса в среднем существует около 2000 лет. Затем его следы исчезают в великом водовороте перемещения народов.

До нас дошли только древние адыгейские легенды о карликовом народе, использующем зайцев для верховой езды, которым великаны строили дома из камней.

Изучение дольменов Кавказа началось с конца XVI века. Академик Петр Симон Паллас, сотрудник Российской Академии наук, в 1803 году издал записки о своем путешествии по окраинам Русского государства и не преминул упомянуть о дольменах обнаруженных им на Таманском полуострове.

В 1818 году географ К.Тауша и француз служивший в русской армии Тебу де Мариньи обнаружили и описали в бассейне реки Пшады группу дольменов. Несколько позже более детальное описание пшадских дольменов дал директор Керченского музея, обрусевший серб Антон Балтазарович Ашик.

Интерес к дольменам среди ученых возрастал. Уже к середине 19 века в ученых трудах слово «дольмен» закрепилось за мегалитическими постройками Кавказа. Казаки называли дольмены “богатырскими хатками”.

Коренное население, адыгейцы и абхазы называли дольмены — «испун» и «спыун» (дома карликов, пещеры), абхазы — «кеуеж» и «адамра» (древние могильные дома). Мегрелы называли их «мдишкуде», «одзвале», «садавале» (дома великанов, вместилище костей).

Во второй половине 19 века изучением дольменов занимались Ф.С.Байерн, Н.Л.Каменев, А.С.Уваров и П.С. Уварова, Е.Д.Фелицына, Г.Н.Сорохтин, А.Я.Колосов и многие другие. В довоенный период Л.И. Лавров, В.И.Стражев, А.А.Иессен. Первая систематизация дольменов Кавказа была произведена Л.И.Лавровым.

Им были собраны все данные по расположению дольменов, которые когда-либо находились на территории Кавказа. В его труде были описаны сведения о 1139 дольменах , известных со времени путешествия П.С. Палласа и до 1960 года.

Именно Л.И.Лавровым была предложена классификация дольменов которой пользуются ученные до сих пор. Дольмены классифицируются по технологии строительства и по этому признаку выделяют четыре типа дольменов:

1). Плиточный — строился из 6 многотонных плит — одна фундамент или пяточный камень, две боковые плиты, портальная плита, задняя плита и плита перекрытия (по данным В.И. Марковина 92% всех дольменов именно плиточные.).

2). составной — составлен из нескольких крупных блоков.

3). Полумонолитный или корытообразный дольмен — выдалбливался целиком в скальной глыбе и перекрывался сверху плитой.

4). монолитный- полностью высекался в скале через отверстие.

Одним из крупнейших, современных исследователей дольменной культуры считается В.И. Марковин. В своей монографии «Дольмены Западного Кавказа», В.И. Марковин определил распространение дольменов по региону Кавказа, подробно их исследовал и описал на основании изучения архивных материалов и результатов экспедиций 2308 дольменов.

Но, скорее всего история изучения дольменов еще только начинается. Каждый год приносит новые находки и открытия.

Дольменная культура

Культура с погребальными сооружениями в форме дольменов была распространена на значительной территории Причерноморья - от Таманского полуострова до г. Очамчири и бассейна реки Кубань, занимая в основном горно-лесные районы. Древнейшие дольмены на Западном Кавказе появились еще в эпоху ранней бронзы, между 2400-2100 гг. до нашей эры. Они представляют собой монументальные (мегалитические) постройки, сложенные из каменных плит и блоков или высеченные в скальном массиве. Дольмены служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием "испун", "спыун" ("дома карликов", "пещеры"), а также "кеунеж", "адамра" ("древние могильные дома"). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более 2200 дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолиты, высеченные в скалах. Они снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, через которые покойника помещали в камеры. Наиболее древние дольмены отверстий не имели. Древнейшие дольмены содержали от одного до трех покойников, положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой (таница Новослободская, бассейн р. Кизинки). Это были захоронения родо-племенных вождей. В эпоху расцвета дольменной культуры (первая половина II тысячелетия до н.э. появляются массовые захоронения в позе сидя. К этому времени относятся огромные скопления дольменов ("поляны") с сотнями построек.

Археологические находки из дольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре их строителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, а в приморской полосе - морским промыслом; они прекрасно владели мастерством не только обработки камня, но и металла; умели лепить прочную глиняную посуду, скупо украшенную орнаментом.

Исследователи полагают, что форма дольменов или появление их на Кавказе объясняется далекими морскими связями кавказских народов. Как бы то ни было, кавказские строители не просто заимствовали чужую практику возведения подобных построек, а вложили в нее собственную изобретательность. Эпоха существования дольменов на Северо-западном Кавказе была временем, когда возникало имущественное неравенство, а род еще представлял собой сильную общетсвенную организацию, хотя уже и разделившую между отдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство, когда высокого уровня развития достигла строительная техника и получил распространение заупокойный культ.

Культуру дольменов обычно связывают с древнейшим абхазо-адыгейским этносом.

Дольмены в окрестностях Сочи представлены плиточными составными, монолитными, корытообразными и колодцеобразными гробницами. Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

Первый, наиболее распространенный тип, зафиксированный во многих пунктах (Лазаревское, Красноалександровское, Цуквадже, Солохаул, Медовеевка, Красная Поляна), представляют собой дольмены, которые сооружали с помощью четырех монолитных четырехугольных плит, образующих стены, в то время как пятая плита служила крышкой. В таких гробницах часто присутствует и каменный пол, образованный одной или несколькими плитами, которые подстилают переднюю или заднюю стены. Фасадную стену делали обычно выше и шире задней, благодаря чему такой дольмен имел трапециевидный план, а его кровля - легкий уклон назад. Боковые плиты и крыша, как правило, выступают за фасадную плиту, образуя П-образный портал, который иногда наращивали дополнительными плитами, врытыми впритык к торцам боковых стенок. Последние обычно выступают и сзади. Снаружи их часто подпирали дополнительными, наклонными подставленными плитами-пилонами. Отверстие округлой формы в большинстве случаев находится в передней стенке дольмена, его затыкали массивной каменной пробкой. Один из дольменов на реке Цуквадже имеет отверстие и в задней, меньшей по величине плите. Размеры рассматриваемых дольменов различны. Высота фасадной плиты 2-2,5 м, длина боковых стенок 3-4 м, толщина плит колеблется между 0,11 и 0,75 м.

Перед дольменом оставалась площадка, служившая, по-видимому, для определенных ритуальных отправлений, связанных с очередным захоронением, либо поминанием умерших. Эту площадку иногда окружали оградой из поставленных на ребро плит (Лазаревское). Некоторые дольмены скрыты под курганообразными насыпями или окружены двойной кромлеховидной оградой (Медовеевка).

Составные дольмены отличаются тем, что их стены полностью или частично складывали в 2-3 яруса из тщательно подогнанных плит. Один из таких подковообразных в плане дольменов (Лазаревское) имел монолитными лишь фасадную и покровную плиты. Боковые же и задняя стены его были возведены из блоков, сложенных в два яруса. Площадка перед фасадом этого дольмена была окружена аналогичными плитами, поставленными на ребро в один ярус.

Замечательным образцом дольмена-монолита является гробница на реке Годлик юго-восточнее Лазаревского (Чемитоквадже). В огромном обломке песчаниковой скалы на высоте 4 м была вырублена ровная площадка. Над ней нависает оформленная нишей фасадная стена с отверстием, через которое выдолблена основная подковообразная в плане камера со сферическим потолком. На крыше этого дольмена имеется круглое углубление диаметром и глубиной до 60 см. К нему с площадки перед фасадом по торцу стены есть единственный удобный ступенчатый подход.

Корытообразные дольмены выявлены в Красноалександровском, Солохауле, в верховьях реки Лауры. Камера таких сооружений высечена в глыбе камня и сверху перекрыта отдельной плитой. Фасад их по оформлению обычно соответствует плиточным гробницам: портальные выступы, имитирующие торцы боковых стенок, площадка перед фасадом, отверстие, затыкавшееся массивной пробкой. Иногда камеру дольменов подвергали обработке и со стороны днища, в этом случае гробница приобретала подлинно корытовидный облик. У ряда таких дольменов отмечен ложный фасад: помимо портальных выступов здесь было и ложное отверстие, будто бы заткнутое пробкой, в то время как настоящее отверстие делали в задней или боковой стенках (Салоники, Солохаул).

Около десятка дольменообразных колодцевидных гробниц зарегистрировано в районе Красной Поляны. Все они сложены глубоко в земле из необработанного плитняка в несколько ярусов. Вокруг, снаружи и на полу отмечена галечная присыпка.

Помимо самих гробниц, к дольменной культуре относятся встречающиеся вблизи дольменов обломки скал с высеченными на них ямками, кругами и другими изображениями, имевшими культовое значение (Солохаул).

Особое место занимает кудепстенский "жертвенный" камень, известный у местного населения как "черкесский" камень. Это глыба песчаника, в плане имеющая форму треугольника, каждая из сторон которого длиной около 5 метров. В северо-восточном его крае высечены два углубления в форме сидений. Позади сидений на верхней плоскости камня сделано два параллельных корытообразных углубления длиной до 2 м и шириной до 1 м. Здесь же выбиты четыре ямки, чашеобразное углубление диаметром до 0,2 м. Рядом с первой глыбой лежит другая таких же размеров. На ее поверхности также видны чашевидные углубления. Перед глыбами были найдены остатки каменного фундамента от здания, которое, судя по характеру обломков керамических изделий, относится к раннему средневековью. Взаимоположение глыб и фундамента говорит о том, что в это время глыбы уже не играли никакой роли в жизни местного населения. Характер обработки камня, отдельные детали оформления и факт независимости комплекса глыб от фундамента позволяют отнести этот памятник не к XVI-XVII вв., как это считалось до определенного времени, а к дольменному времени, когда эти камни играли несомненно роль святилища.

В дольменах, раскопанных в окрестностях Сочи, найдены сердоликовые и пастовые бусы цилиндрической формы и имитирующие подвески из зубов молодого оленя, разнообразная керамика, каменные топоры, бронзовый наконечник копья. К дольменной культуре нужно отнести и серию бронзовых изделий, главным образом топориков и тесел, хранящихся в Сочинском музее краеведения, а также, возможно, человеческую голову из песчаника, найденную в окрестностях Адлера.

Поселение этого времени зафиксированно лишь в верхних культурных слоях Большой Воронцовской пещеры. Здесь обнаружены также каменные, кремневые, керамические и металлические изделия. Кремневые орудия представлены скребками, резцами, вкладышами для серпов и мотыжками типа "пик". Из каменных орудий следует отметить клиновидные топоры с просверленными отверстиями-проухами, бруски и другие изделия. Керамические находки включают плоскодонные сосуды, украшенные богатым нарезным орнаментом, пряслица. Здесь же найдено бронзовое шило четырехгранного сечения.

В эпоху средней бронзы, как и прежде, основу землехозяйства местного населения составляли мотыжное земледелие, придомное скотоводство, охота, различные ремесла, рассчитанные на удовлетворение внутриобщинных нужд. Земледелие иллюстрируют находки кремневых мотыг и вкладышей для серпов в соответствующих слоях Большой Воронцовской пещеры. Перед входом в один из дольменов Солохаула найдена челюсть лошади. Из ремесел следует отметить изготовление керамики, прядение и ткачество, обработку кожи и кости, металлургическое производство. Особенно высокого уровня достигла в связи со строительством дольменов техника обработки камня. На этой деятельности древних поселенцев необходимо остановиться подробнее.

Крупные (плиточные, составные, монолитные, корытообразные, подковообразные) дольмены сооружали заранее: люди при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой цели недалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмечено размещение дольменов вблизи родников, а дольмен на реке Годлик находится рядом с минеральным источником. Непременным условием выбора места для гробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегают обычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях. Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера. Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов и веревок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на место установки. Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальных плит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровной плитах подвергали тщательной обработке. Пазы обычно округлые или прямоугольные в сечении. Обработку эту производили с помощью тесловидных бронзовых орудий с довольно узких лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки.

Рядом с дольменами найдены и сланцевые плитки со следами сглаживания, которые, как пролагают, служили для подшлифовки деталей сооружений.

Высокого искусства требовало изготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другими элементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производили предварительно, что указывает на определенные математические знания: понятие о прямых углах, различных измерениях квадрата, окружности и т.д.

Установка самого дольмена происходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытые для этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю и заднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев, рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны. Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи до самого верха грунтом и камнем. Затем скорее всего по заднему склону насыпи втягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны на специально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когда дольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит или плит, не связанных системой пазов, что не позволяло стоять ему без сплошной опоры извне, насыпь оставляли. Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменов с помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла быть заменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесь использовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока систему рычагов и блоков.

Техника обработки дольменов-монолитов требовала знания несколько иных приемов, связанных с вырубанием помещений в твердой породе. Причем эта работа усложнялась малым размером фасадного отверстия, через которое вынимали камень и выносили обломочный материал. Сооружение корытообразных гробниц представляло более легкую задачу, сводившуюся к открытому выдалбливанию погребальной камеры и изготовлению лишь одной покровной плиты. При строительстве подковообразных дольменов были необходимы определенные знания геометрических свойств круга, точность измерительных работ. Приходилось изготовлять серию дуговидных блоков, а затем на месте совмещать их в двух-трех ярусах. Колодцеобразные гробницы вообще не представляли трудной технической задачи. Здесь уже отпала как необходимость перемещения значительных тяжестей, кроме крышки, так и работа с теслом.

Сооружение больших дольменов, даже если предполагалось возможность использования теми, кто их сооружал, всех перечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большого коллектива, каким могла быть только родовая община. В то же время следует думать, что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные, избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, что дольменная группа - это, по-видимому, особое родовое кладбище, служившее в определенной степени, судя по жертвенным площадкам и другим атрибутам (чаши, углубления, солярные знаки и т.д.) одновременно для периодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса. Существование такой сложной системы религиозных представлений позволяет предполагать выделение достаточно влиятельной жреческой касты. Вместе с тем широкая освоенность горной зоны свидетельствует о зарождении отгонного яйлажного скотоводства, что не могло не привести к увеличению роли последнего в жизни строителей дольменов. В этот период складываются основы патриархальных отношений, формируется родоплеменная верхушка: вожди, старейшины, жрецы, чем-то выделявшиеся на фоне рядовых общинников.

Каких-либо закономерностей, отражающих ритуальный характер, в ориентировке дольменов не прослеживается. Как правило, она направлены фасадом вниз по склону. Это объясняется тем, что строители дольменов учитывали накопление у стен почвы, сносимой со склона осадками, и стремились как можно дольше сохранять открытым подход к отверстию. Однако в отдельных случаях (корытообразные дольмены с ложным порталом) отмечено отверстие в задней или боковой стенках, обращенных вверх по склону. Объяснить это можно какими-то причинами религиозного порядка, заставлявшими скрывать настоящие лазы.

Об обряде погребений в дольменах до сих пор ведутся дискуссии. Однако в основных своих чертах этот обряд на рассматриваемой территории уже проявляется. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в большинстве дольменов района г. Сочи, где сохранился непотревоженный слой, отмечено присутствие лишь отдельных, главным образом крупных костей человека. Это явление прослежено в двух плиточных дольменах (Красная Поляна), в корытообразном дольмене (Салоники). Показательны и результаты исследования одной из колодцеобразных гробниц в Красной Поляне. Здесь отмечены также лишь крупные кости, принадлежавшие по меньшей мере 6-7 особям. В то же время здесь находилось лишь три фрагмента черепов, а в одном из сосудов оказались остатки черепа, несущие на себе следы огня. Присутствие черт кремации в аналогичных гробницах Красной Поляны отмечалось и ранее. В той же гробнице найдено 16 как очень мелких, так и вполне нормального размера сосудов, что также свидетельствует о большом количестве захоронений, производимых скорее всего не одновременно, а с некоторыми перерывами. В то же время в мелких колодцеобразных гробницах Красной Поляны в двух случаях отмечены одиночные захоронения, по-видимому, женщин, лежавших в скорченном положении на боку головой к востоку и имевших по одному сосуду-кружке.

Характерной чертой заупокойного культа строителей западнокавказских дольменов является стремление как можно крепче изолировать внутреннее помещение дольмена от внешнего мира. Удивительная тщательность во взаимной подгонке плит не допускала ни малейшей щели. Миниатюрность находимой в дольменах керамики была вызвана, как полагают, тем, что эта посуда предназначалась не столько для умершего, сколь для души его, имевшей, по представлениям того времени, небольшую величину. Вероятно, в значительной мере тревога, страх заставили живых пойти на изобретение такого прочного, рассчитанного на тысячелетия жилища для душ своих родственников, заставили создавать условия полной герметичности для их вечного успокоения. Страх перед смертью, облеченный в форму страха перед духом, тенью умершего, характеризует определенный этап в развитии человеческого сознания.

Реконструкция погребального обряда в дольменах района города Сочи может дать следующую картину. Умершего оставляли в священной роще вблизи дольмена, где по истечению определенного времени в результате естественных превращений на площадке оставались лишь крупные кости. Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно полагать, главная роль принадлежала жрецу и его помощнику.

Когда в середине 17 века голландский священник впервые начал исследовать найденное им сооружение из огромных каменных плит, он пришел к выводу, что выстроено оно великанами.

Других объяснений, как камни такого размера могли быть установлены друг на друга, еще долго не находилось.

Да и сейчас в истории дольменов, так позже назвали этих каменных найденышей, остается много белых пятен, несмотря на то, что встречаются они в разных странах на разных континентах и вот уже более трех сотен лет исследуются учеными всех мастей.

История происхождения

Дольмены – «каменный стол» в переводе с кельтского языка – относятся к культуре мегалитов, то есть племен, которые использовали в постройках огромные камни. Ничего об этих народностях неизвестно, ничего от них не осталось, кроме этих огромных сооружений.

Древние дольмены найдены на территории современного Краснодарского края и Адыгеи, далее территория их появления напоминает замкнутый круг: Северная Африка — Испания – Португалия – Франция – Голландия – север Германии – по Дунаю к Балканам – Западный берег Чёрного моря.

Возможно, племена мегалитов кочевали или мигрировали по такому пути. Но как тогда объяснить существование дольменов в Индии или даже Японии – ученые не знают.

Чаще всего дольмены это сооружения из гигантских каменных плит , которые либо сложены в виде круглой хижины, либо составлены в виде буквы «П», либо представляют собой тот самый «каменный стол», когда четыре вертикально стоящих плиты накрыты сверху пятой.

Именно такие дольмены можно найти в Краснодарском крае.

Дольмены Геленджика и юга России

Вблизи Геленджика сохранилось самое большое скопление дольменов, хотя отдельные памятники древности встречаются почти по всему Северо-западному Кавказу.

Всего их здесь около 2500. Почти все кавказские дольмены относятся к типу плиточных, но все они – уникальны, и ни один из них не похож на другой, этим они и интересны мировой науке.

Закономерности в их постройках до сих пор не выявлены.

Однако есть одна особенность, которая отличает кавказские дольмены от всех других: круглое отверстие на фронтальной плите диаметром около 40 см.

В дольменах находили человеческие захоронения и предметы быта, что позволило ученым сделать вывод о назначении дольменов.

С одной стороны, это были гробницы, в некоторых из которых хоронили по несколько человек. С другой – культовые сооружения, монументальные, мощные, связанные с астрономическими закономерностями.

У традиционных теорий сегодня много критиков, которые считают, что немногочисленные захоронения в дольменах говорят о том, что у этих построек было другое назначение.

Загадки доисторической эпохи

Самой интересной особенностью кавказских дольменов является их неуязвимость для природных катаклизмов. Расположенные в горах, где часто сходят лавины и разрушительные сели, дольмены никогда не оказываются на пути у сметающих все потоков .

Бывали случаи, когда сель проходил в нескольких метрах от дольмена, но не задевал его. Каким образом древние определяли такие безопасные места – до сих пор загадка. Дольмены разрушаются только людьми – при строительстве дорог, домов, во время лесоразработок.

Еще одна теория, связанная с загадочными дольменами, касается непосредственно камня. Все каменные плиты вырезались из пород, содержащих кварц. Этот минерал обладает некоторыми любопытными свойствами, например, при сжатии кварц генерирует электрический ток, а под воздействием тока кристаллы кварца способны генерировать ультразвук.

На основе этих данных сложилась теория, что дольмены при определенных условиях могли быть источником частот, которые не воспринимаются ухом человека, но оказывают на его мозг определенное, чаще негативное, воздействие. Предполагается, что это их свойство могло быть использовано против вражеских войск или недоброжелателей.

Многие обыватели считают дольмены «местами силы» или даже порталами в другие измерения . Ученые считают, что паломничество именно таких любителей мистики и эзотерики уничтожило значительное количество древних памятников.

Где и как посмотреть каменные сооружения

Ученые установили, что изначально на Кавказе было около 7 тысяч дольменов, сейчас осталось чуть больше 150.

Большая часть из них расположена в районе городов Геленджик и Туапсе.

Около Геленджика самое большое скопление каменных сооружений находится в районе хутора Широкая Щель, на горе Нексис, на реках Жане и Пшады, на Цыганковой горе.

Посмотреть на это чудо человеческой истории можно несколькими способами:

Самостоятельно . В интернете достаточно карт с расположением дольменов. Следуя им, вполне возможно без посторонней помощи найти и осмотреть эти достопримечательности. Около двух десятков из них находятся недалеко от Геленджика, и путь к ним не сложен.

Экскурсии . В этом случае туриста ждет удивительное многообразие. Экскурсии доступны групповые, цена экскурсии – около 300 рублей плюс 100 рублей на входе в охраняемые зоны или индивидуальные от 500 руб. на человека. Можно выбрать пешее путешествие к дольменам или максимально комфортное – на автобусе или даже вездеходе.

Есть среди жителей черноморского побережья по-настоящему увлеченные люди, которые прокладывают свои маршруты, основанные на книгах о дольменах или собственных наблюдениях. Такие энтузиасты иногда организовывают двух- или трехдневные пешие или велосипедные походы к самым интересным дольменам. Оплата договорная.

Непозволительно побывать в районе Геленджика и не посмотреть на настоящее чудо и главную загадку этих мест – древние – старше египетских пирамид – дольмены.

Дольмены (с бретноского переводится как "tol" — "стол", "men" — "камень") Краснодарского края погребальные культовые сооружения в виде каменных ящиков с небольшими круглыми отверстиями, расположенные на территории черноморского побережья Кавказа. По различным оценкам возраст дольменов колеблется от 6-ти до 10-ти тысяч лет.

Вообще дольмены встречаются не только в Краснодарском крае, но и на территории Европы, Африки, Азии — практически везде, кроме Австралии. Дольменная культура зародилась в Индии , а потом уже распространилась двумя потоками — через Кавказ на север Европы, и другой путь — через северную Африку, хотя некоторые учёные считают, что практика строительства подобных погребальных сооружений возникла независимо у разных народов. Но есть и альтернативное мнение, утверждающее, что дольмены были воздвигнуты древней могущественной цивилизацией как особые энергетические объекты . На Кавказе дольменов свыше 2500 — это больше, чем где-либо ещё в мире.

Интересно, что научное исследование дольменов началось сравнительно недавно — в конце 17 века. Первым учёным, описавшим дольмены, расположенные на Таманском полуострове, был русский географ Паллас . К сожалению, практически до конца 20-го века наука не акцентировала внимание общества на важности дольменов как археологических памятников — в результате многие дольмены в Краснодарском крае были разрушены местными жителями, а в 50-е годы прошлого века их даже взрывали для тренировки военных сапёров.

Дольмены представляют из себя строения из тяжёлых каменных плит , которые вырубались в скале и затем складывались определённым образом. Для большинства дольменов характерны порталы с небольшим круглым отверстием . Сооружения могут иметь различную форму — прямоугольную, круглую, трапециевидную. Некоторые дольмены украшались гравированным или рельефным орнаментом .

Несмотря на кажущуюся простоту, дольмены — это сложные инженерные сооружения , выполненные из каменных плит весом несколько десятков тонн. Для их строительства требовались не только специальные знания , но и координация труда множества людей , использование разнообразных механизмов. Можно сравнить строительство дольменов с возведением египетских пирамид , предшественниками которых они являются.

Существует множество различных теорий, кем и какой целью сооружались тысячи дольменов, обнаруженные на полосе, шириной 75 км и длиной 500 км, простирающейся вдоль черноморского побережья. Наряду с научными версиями высказываются и предположения, которые на первый взгляд относятся к разряду легенд .

Во-первых, научная теория, что дольмены — это погребальные сооружения , созданные людьми бронзового века для захоронения своих вождей . Действительно, во время археологических исследований наряду с человеческими останками в дольменах находят предметы, в которых, как верили наши предки, умерший нуждался для существования в потустороннем мире : амулеты, украшения, глиняная посуда.

Вторая группа теорий утверждает, что дольмены использовались как некая система коммуникаций , позволяющая устанавливать телепатический контакт между людьми, находящимися у разных дольменов. Этому способствует материал, из которого изготавливались дольмены — кварцевый песчаник . Сейчас он активно применяется в радиотехнике и ценится за способность генерировать ток и радиоволны. Другой подход к объяснению роли дольменов как системы передачи информации, акцентирует внимание на том факте, что дольмены всегда располагаются на берегу или поблизости от источника воды . Таким образом, именно вода, обладающая свойством сохранять информацию в своей структуре, является ключевым элементом функционирования дольменов .

В-третьих, дольмены имели астрономическое значение , так как были ориентированы особым образом (обычно по солнечному склону ), исходя из захода и восхода небесных объектов.

В-четвёртых, дольмены могли представлять собой систему накопления знаний — своеобразные библиотеки. Самые мудрые люди племени совершали сложные ритуалы с использованием дольмена, посредством которых они получали знания от предыдущих поколений и сами оставляли свою информацию для потомков . Считалось, что пока цел дольмен племени или рода, этим людям ничего не грозит. К подобным теориям относится в частности информация от сибирской ведуньи Анастасии, описанная В. Мегре .

Есть и малообоснованные теории, например, у местных народов бытуют легенды , что дольмены были построены в давние времена великанами, для карликов , которые из-за малого роста не имели возможности сами сооружать себе жилища.

Сохранившиеся дольмены расположены в районе Геленджика, Туапсе, Сочи, в Абхазии, а также в Адыгее. Ко многим дольменам организованы экскурсии , а к некоторым можно добраться самостоятельно. Но есть и дольмены, которые недоступны для ознакомления. Среди дольменов, которые наиболее часто посещаются туристами , можно отметить дольмены гор Нексис, Яцунов Бугор, реки Жене, кооператив "Дольмен", Пшадские дольмены, Сухумский дольмен.

Следует помнить, что дольмены обладают сильной энергетикой — это ощущают люди, обладающие высокой чувствительностью. Многие отмечают, что загаданные рядом с дольменом желания имеют свойства сбываться . Посещая дольмен, можно получить ответ на мучающий вопрос, почувствовать озарение. Некоторые туристы обращают внимание на ощущение покоя и лёгкости , которое приходит от пребывания поблизости от дольмена. Не только люди, но и техника реагирует на необыкновенное поле , окружающее домен — зачастую выходят из строя проверенные приборы и оборудование, замедляют ход часы. Т.е. обнаруживаются эффекты, аналогичные проявляющимся в египетских пирамидах . Известны случаи, когда после посещения дольменов у человека восстанавливается здоровье, а также раскрывается дремавший творческий потенциал . Существуют специализированные дольмены, которые могут оказать помощь людям в налаживании определённой стороны жизни , дольмен Здоровья, Дольмен Семьи и брака и др.

Дольмен - (кельтск.) «tol» - стол, «men» - камень. т.е. «Каменный стол». Относятся к культуре «мегалитов» - (от греч.) «огромные камни». Носители этой удивительной культуры точно не определены, но памятники оставленные ими поистине грандиозны. Название европейское не спроста, распространены дольмены довольно широко. Можно проследить интересную последовательность их распространения. Ранние дольмены встречаются на западном побережье Чёрного моря, затем полоса их распространения простирается к Малой Азии, далее Ближний Восток.

Палестина - Северная Африка - Испания - Португалия - Франция - Голландия - север Германии - по Дунаю к Балканам - Западный берег Чёрного моря. Таким образом прослеживается замкнутая петля. Видимо носители «Дольменной» культуры мигрировали по этому маршруту. Правда, существуют отдельные дольмены и в Центральной Африке, и Индии, и даже в Японии. Но все-таки самыми интересными для исследователей стали дольмены Северо-западного Кавказа. Название Каменный стол дано не спроста - наличие массивной крышки, которая венчает практически каждый дольмен, делает похожим на стол. Кавказские дольмены практически все индивидуальны, хотя на протяжении десятилетий археологи не оставляли попытки найти некую математическую закономерность их структуры. Но по выражению известного советского археолога Марковина, исследователя дольменов посвятившего им несколько десятилетий своей жизни, - эта затея с систематизацией этих каменных монументов «искусство - ради искусства», наподобие средневековой схоластики. Вряд ли древние строители подозревали о некоторых математических закономерностях, под которые пытались подвести дольмены их исследователи. Скорее важно понять, что пытались показать постройкой дольменов их создатели.

Научные исследования кавказских дольменов начинаются в конце XVII в., когда известный русский естествоиспытатель и географ Паллас впервые сделал подробные описания этих построек, найденных им на Таманском Полуострове. Правда, он несколько приуменьшил их возраст. Палласом были обнаружены в одном из дольменов несколько предметов более позднего времени, чем сами погребальные сооружения. Поэтому он датировал их временем греческой колонизации. Позднее исследованием дольменов занимались такие ученые как Тебу де Мариньи, Фредерик Дюбуа де Монпере, Фелицын, Веселовский и др. С середины ХХ века этой проблемой занимались археологи Тешев, Кондряков, Аутлев, Марковин. Благодаря их работе сейчас раскрыты многие вопросы касающиеся дольменов.
Полоса распространения кавказских дольменов простирается от Таманского полуострова до Абхазии в длину 480 км. Ширина её варьируется от 30 до 75 км. Дольмены расположены не бессистемно, обычно их можно встретить по бассейнам рек, и близ перевалов. Карта распространения дольменов при совмещении с картой простирания основных горных пород показала, что эти постройки располагались всегда там, где имелся удобный для их постройки материал. Всего по данным археологов на Кубани около 2500 дольменов. У местных построек несмотря на их определённое сходство с европейскими дольменами есть и свои особенности, например практически у всех кавказских дольменов с фронтальной стороны сделано отверстие, как правило, круглой формы диаметр которого колеблется от 37 до 43 см. Видимо кавказские дольмены более поздние, чем Европейские и это прослеживается по их более правильной форме. По Иессену они датируются примерно 2500 г. до. н.э. период постройки дольменов продолжался около 900 лет, после чего следы их строителей исчезают.
Характер находок сделанный в дольменах позволяет сделать два вывода - это были погребальные сооружения т.к. в нетронутых дольменах найдены останки человеческих погребений (как правило кости присыпанные красной охрой) и предметы погребального инвентаря. - второй вывод - это несомненно культовые постройки, о чем свидетельствует их монументальность, астрономическая ориентация (некоторые исследователи делают вывод, что отверстия дольменов направлены на место захода солнца в определенные дни).
Несмотря на то, что Владимир Иванович Марковин, отверг попытки математической систематизации, он сам и его соратник Пшемаф Улагаевич Аутлев систематизировали дольмены на пять основных групп.

1. Плиточный - самый распространенный тип дольменов, порядка 90% от общего количества известных. Название происходит от формы, и принципа строительства. Сооружался из пяти массивных каменных плит (отсюда и название), Четыре плиты составляли стенки, пятая - перекрытие. Имеет форму усеченной пирамиды толщина стен от 30 до 60 см. С большой осторожностью В. И. Марковин, проведя тщательные измерения, вывел пропорцию соотношения фронтальной, тыловой и равных боковых плит. Оказалось, что у строителей дольменов существовал определенный архитектурный модуль, т.е. единица измерения, которой, починялась вся конструкция. Модуль этот равен 1\10 фронтальной плиты. Общая пропорция большей части плиточных дольменов составляла 10 х 12 х 8 (соотношение фронтальной, боковой, и тыловой стороны соответственно, внутренней камеры дольмена).

Плиты массивны, отесаны и по толщине не уступают современным искусственным панелям. Надо не забывать что, никаких кранов и тягачей в эпоху возведения древних сооружений не было.
Дольмены в полном смысле этого слова творением рук человеческих. Историки единодушно рассматривают их как древнейшие памятники архитектуры. Именно с описания мегалитов начинаются почти все учебные курсы истории зодчества, ведь в произведениях архитектуры неразрывно сочетаются решения практически необходимых утилитарных задач, с чисто художественным творчеством. Каждой эпохе соответствует свои архитектуры, образы которой активно воздействуют сознание чувства человека. Следует добавить, что архитектура - это не только строительное дело или чисто художественное творчество; это синтез того и другого.
Известный искусствовед Михаил Владимирович. Алпатов, изучая древние мегалитические памятники как архитектурные сооружения, писал: «Можно себе представить с каким чувством собственного достоинства и творческого удовлетворения взирали на эти памятники люди, которые своими усилиями побеждали физическое сопротивление камня». Строя дольмен, человек по его словам «путем нагромождения материала ограничивает пространство; впервые здесь ясно противопоставлены несущие и покоящиеся части; противопоставление это стало основой архитектуры» Из внутреннего пространства дольмена «должен был развиться внутренний интерьер» - «В дольменах проявляется начало порядка, в первую очередь ритма, начало которое в тех или иных формах стало основой художественного языка архитектуры». К этим качествам можно добавить пропорциональность и масштабность, ибо они создают ощущение прочности и грандиозности. Как правило, материалом для строительства дольменов были песчаники и кварциты. И чем мягче был камень, тем более правильную форму имели сами дольмены и плиты их составлявшие. Археологи с большой достоверностью восстановили технологию постройки этих гробниц. Сначала откалывалась от пласта массивная глыба приблизительно подходящая по толщине. По контуру будущей плиты выбивался тонкий желоб глубиной около 1 см. Через 20-30 см., по периметру будущей плиты (по желобу), просверливались сквозные отверстия в которые плотно вбивались деревянные клинья. После этого желоб поливался водой, и через некоторое время дерево разбухало, и камень трескался. Получалась заготовка для будущей дольменной плиты.

археологи нашли и неиспользованные заготовки будущих плит, и инструменты с помощью которых эти плиты обрабатывались. Во фронтальной плите пробивалось отверстие. После тщательной огранки и подгонки плиты транспортировались к месту сборки (порой за несколько километров, учитывая горно-лесистую местность). Транспортировка происходила по-видимому с помощью как человеческой тяги, так и тяги волов. Транспортировали плиты на брёвнах-катках, поочередно подкладывая их под передвигаемую плиту (похожим способом транспортировался знаменитый Гром-Камень, для памятника Петру в Петербурге). Место для сооружения выбиралось не случайно, не далеко от воды (как правило по берегам рек), и на возвышенности, или на склонах гор (обычно, это места откуда хорошо виден закат). Выкладывалось мощное каменное основание из двух-трех крупных камней, реже из одного. Для плиточных дольменов, выбивались пазы в местах стыков плит и начинался их монтаж. Сначала устанавливались фронтальная и тыловая плиты с помощью подпорок, а затем к ним с боковых сторон пристыковывали боковые плиты. Стыки так плотно подгонялись, что у сохранившихся дольменов в них не просунешь и лист бумаги. Иногда сооружалось капище вокруг дольмена, предназначенное скорее всего для ритуальных жертвоприношений. После этого делалась земляная насыпь с одной из сторон постройки, и по ней накатывалась верхняя крышка-плита. Отверстие закрывалась грибовидной каменной пробкой. Исходя из того, что дольмен весит как правило несколько тонн, то по расчетам археологов в его постройке участвовало примерно 50 - 70 человек. Не сразу дольмен становился гробницей. Есть дольмены в которых никогда не было погребений, этот факт говорит о том, что скорее всего дольмен не строился для конкретной личности, а захоронение в нем производилось, через определенный период, после его возведения. Все плиточные дольмены имеют «портал» т.е. выступают на 30-40 см. за место стыка фронтальная и боковые плиты. Наличие портала некоторые ученые связывают, с тем, что дольмен олицетворял переход в потусторонний мир. И портал таким образом мог изображать ворота. Так это или нет, но у некоторых дольменов такой массивный портал, что приходилось делать для него дополнительные подпорки. Все плиты дольмена имели в плане форму трапеции, а в общем плиточный дольмен имеет форму усеченной пирамиды, что обеспечивает общую прочность конструкции.

Таким образом, постройка расширяется к основанию и к «порталу».

2. Следующий тип дольменов - систематизированный Марковиным - составной дольмен, который построен не из пяти огромных плит, а из большего количества меньшего размера камней. Анализ исследования этих построек показал, что сначала это было вынужденной мерой, т.к. могло не хватать крупных камней и их заменяли более мелкими деталями.
Найдены дольмены, у которых в основании три монолита и одна из стен сложена из нескольких каменных блоков. Позднее составной дольмен становится самоцелью его строителей и благодаря большей пластичности архитектуры этих построек, начинают появляться дольмены самой необычной формы.
Даже круглые в плане, хотя надо отметить, что составные дольмены сравнительно редко встречаются. Этому есть несколько обоснований. Во - первых они в силу конструкционных особенностей менее прочны, и менее устойчивы к стихиям и варварству человека. Во-вторых, в силу большей сложности технологии их соорудили меньше.

3. Не меньший интерес вызвали т.н. «корытообразные» дольмены - это третий вид дольменов выделенный В.И. Марковиным. В самом названии их разгадка их особенности.
В большой каменной глыбе выдалбливалась камера дольмена, огранивалась наружная часть камня. Во фронтальной плите пробивалось отверстие. Затем на получившееся «корыто» монтировалась крышка. Эти дольмены в силу более сложной технологии постройки также редки.

4. Еще реже «корытообразных» и «составных» встречаются монолитные дольмены, которые значительно меньше всех остальных. Само название говорит об их структуре - они выдолблены в крупной глыбе. При этом обязательно имитируется «портал», что говорит об их, более позднем происхождении, чем плиточных дольменов. Встречаются крайне редко.

5. И наконец в пятую группу можно выделить «ложнопортальные» дольмены. Название их происходит от странной особенности конструкции. Если у всех дольменов с порталом, отверстие расположено на вертикальной оси симметрии, то у «ложнопортальных» дольменов отверстие либо вообще отсутствует, либо находится в тыловой или боковой плитах. Чем объясняется такая особенность их постройки ученые пока не берутся ответить достоверно. Этих дольменов тоже очень мало, можно сказать единицы. Самый из них близкий к Анапе находится в долине р. Жане.

Находки первичных предметов, положенных в дольмены их строителями, помогают археологам ответить на некоторые исторические вопросы относительно носителей этой материальной культуры. Например то, что, несмотря на более поздний период существования дольменной культуры. Гончарное и металлургическое производство было на уровень ниже, чем у носителей «Майкопской» культуры. Так же археологи так и не смогли найти остатков поселений строителей дольменов, что пока непонятно. Видимо все свои достижения эта ушедшая цивилизация воплощала в этих грандиозных сооружениях, обращая меньшее внимание на бытовую сторону жизни. И по сей день дольмены, их история несмотря на огромный к ним интерес и со стороны науки, и со стороны обывателей, остаются величайшей загадкой человечества.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: