Что такое форпик на судне. Расположение и назначение судовых помещений. Общее расположение судна

А

Автономность — длительность плавания без пополнения запасов топлива, воды и продовольствия.

Акватория — ограниченный участок водной поверхности.

Антициклон — область высокого атмосферного давления с движением воздуха вокруг ее центра.

Аксиометр — индикатор угла отклонения пера руля или оси гребного винта относительно диаметральной плоскости судна.

Арнесона привод — вид трансмиссии с горизонтальным валом.

Ахтерпик — крайний кормовой отсек судна.

Ахтерштевень — кормовая оконечность судна, элемент набора корпуса. Может быть рамным на транце или продолжением килевой балки.

Б

Бакен — установленный на якоре плавучий навигационный знак.

Балласт — жидкий или твердый груз, размещаемый внутри или снаружи корпуса судна, обеспечивающий необходимую остойчивость и осадку. Может оказаться так же лишним и много говорящим.

Баллер — вертикальный вал, служащий приводом пера руля.

Банка — 1. Сидение на беспалубных лодках, одновременно служит распоркой между бортами. 2.Отдельно расположенная мель ограниченных размеров. 3. Емкость для хранения червяков.

Бар — 1. Наносная мель в прибрежной зоне. 2. Единица давления, приблизительно равная 1 атмосфере.

Бархоут — утолщение наружней обшивки корпуса судна в районе ватерлинии.

Бейдевинд — курс яхты, при котором диаметральная плоскость судна по отношению к направлению ветра, меньше 90 градусов.

Бензель — перевязка толстых тросов более тонким линем.

Батоксы — линии теоретического чертежа, дающие представление объемности формы корпуса.

Батопорт — подвижная стенка сухого дока.

Бимс — поперечная балка, связывающая бортовые ветви шпангоута, элемент набора корпуса.

Битенг — тумба для крепления тросов на больших крейсерских яхтах.

Бон — закрепленное плавучее сооружение для швартовки маломерных судов и прочих целей и работ.

Бора — он же норд-ост.

Бочка — бочка. Большой поплавок на мертвом якоре. Облегчает процесс постановки на якорь в сложных местах. «Стоять на бочке».

Брандвахта — судно, установленное для наблюдения за чем-либо (кем-либо).

Брашпиль — палубный механизм для подъема якоря.

Бридель — якорный трос, цепь, канат, закрепленный коренным концом к якорю в грунте, а ходовым — к бочке, бону.

Бриз — прибрежный ветерок, меняющий свое направление в течении суток, в связи с разницей температур днем и ночью суша — море.

Бросательный конец — бросательный конец.

Брочинг — для парусных яхт: резкая потеря управляемости при попутном ветре с выходом пера руля из воды и заваливанием на скулу.

Буй — плавучий навигационный знак.

Буйреп — трос, на тренде якоря и буйком на поверхности. Обозначает место залегания якоря и облегчает в последствии его отрыв при подъеме.

В

Валкость судна — существенный недостаток — свойство судна крениться из-за незначительных внешних сил на большие углы и очень медленно возвращаться назад, в положение равновесия. Сильно проявляется на судах с малой остойчивостью.

Ватервейс — ложе на открытой палубе для протока воды. Так же употребляется в значении балок на бортах, как часть палубного настила.

Ватерлиния — граница двух сред, хорошо видимая на корпусе судна. Разумеется, зависит от загрузки.

Веретено якоря — стержень якоря.

Верп — вспомогательный якорь.

Вертлюг — шарнирное соединение рангоута. Рыболовный вертлюжок — младший брат.

Веха — плавучий навигационный знак. Ограждает опасности и указывает стороны фарватера.

Водоизмещение судна — количество воды, которую вытесняет подводная часть судна, находящегося на плаву. Количество вытесненной воды равно массе всей лодки.

— реактивный двигатель, использующий ускорение от выброса воды через сопло.

Выбирать — подтягивать, натягивать снасть.

Г

Гавань — прибрежная стоянка судов, защищенная от ветра.

Гак — крюк

Галфинд — для парусных судов — курс с углом диаметральной плоскости и направлением ветра в 90 градусов.

Гальюн — туалет

Галс — направление ветра относительно корпуса. Например, правый галс — ветер в правый борт.

Гельмпорт — вырез в корме для проводки баллера.

Глиссирование — режим движения, при котором корпус судна поддерживается на поверхности воды только за счет гидродинамических сил, а не за счет архимедовских. Возможен только при достижении определенной скорости и на глиссирующих обводах корпуса (очень малая килеватость на транце). Запуск плоских камешков блинчиком по воде — вариант глиссирования. Камень утонет при остановке, но при глиссировании силы Архимеда не действуют, и при поддержании необходимой скорости, плоский камешек сможет пересечь Атлантику, при условии абсолютного штиля, конечно.

Д

Девиация магнитного компаса — отклонение показателей компаса, связанное с действием собственного магнитного поля судна.

Дейдвуд — 1. Подводные части заострений судна с кормы и с носа, сопряженные с килем. 2. Корпус ноги подвесного лодочного мотора.

Дельные вещи — общее название разных деталек и мелочевки, входящих в необходимое и не очень оборудование судна.

Диаметральная плоскость судна — вертикальная воображаемая плоскость, проходящая через форштевень и ахтерштевень.

Дифферент — наклон корпуса судна в продольной вертикальной плоскости относительно поверхности воды.

Дрек — малый якорь на шлюпках и тендерах.

Дректов — якорный канат дрека.

Дрейф — снос лодки относительно курса в следствии воздействия ветров, но без учета течений.

Ж

Живучесть судна — надежность судна и его способность сохранять свои характеристики, даже при сильных повреждениях.

З

Заложить — 1. Закрепить конец, канат. 2. Заложить поворот.

И

Истинный курс — курс с учетом девиации и магнитного склонения.

Излучина — изгиб русла реки.

К

Кабельтов — 185,2 м — 1/10 морской мили.

Камбуз — кухня

Кавитация — ударные нагрузки, возникающие в следствии схлопывания пузырьков пара или газа, которые образовались в результате критического уменьшения давления и встретились с границей области высокого давления. Результатом этой встречи могут стать удары по кромке гребного винта с силой, сопоставимой с ударом молотка. В результате происходит выкрашивание кромок лопастей, из-за чего, это явление так же носит название кавитационной эрозии.

Кардинальная система — система установки морских навигационных знаков опасности, при которой их обход и маневры тесно связаны со сторонами света.

Картушка — деталь магнитного компаса, определяющий направление магнитного меридиана.

Килеватость — характеристика поперечного профиля корпуса лодки. Измеряется числовой характеристикой на транце и на миделе — углами килеватости.

Кнехт — металлическая штуковина для закрепления швартовных концов.

Корма — задняя оконечность судна. Вельботная корма — острая. Транец — плоский срез на корме.

Киль — основная балка продольного набора из различных материалов, расположенная в диаметральной плоскости. Килевая лодка может не иметь данный девайс, а килеватость будет образована стыком листов обшивки. Надувные килевые лодки имеют надувной кильсон, который при накачивании, одной стороной упирается в пайол, а другой — натягивает полотна днищевой ткани, раскроенные особым образом, что и создает килеватость.

Кильблок — опора для сухого хранения лодки.

Кильватер — 1. Линия хода судов в условиях становления льда. 2. Строй судов, следующих по одной линии.

Кильватерная струя — след на воде позади идущего судна.

Кильсон — на жестких корпусах — связь шпангоутов в районе днища.

Кипа — рогатое устройство на палубе или бортах для отвода шкотов или шпрингов.

Клюз — отверстие в корпусе с предохраняющей окантовкой для проводки снасти. К примеру, якорной цепи.

Кница — треугольная или ромбовидная пластина, соединяющая элементы набора корпуса.

Кноп — утолщение или узел на конце каната.

Кокпит — открытое пространство на верхней палубе для работы экипажа. Например, для ловли рыбы или принятия солнечных ванн. На хороших яхтах кокпит легко узнать по нахождению в нем раскладного столика с бутылкой вина.

Комингс — водонепроницаемый порог при входе в рубку или каюту.

Компас — главный навигационный прибор.

Компасный курс — курс по компасу.

Конец — любой неметаллический трос или линь.

Кранец — расходный материал, смягчающий удары корпуса о причал или о другие суда при швартовке, отходе и маневрах. Кранцы бывают надувные, плетеные — дорогой эксклюзив и просто набитые пенькой. Не рекомендуется без кранцев заходить в марину, где пришвартованы очень дорогие яхты.

Крейсерская скорость — наиболее экономичный режим движения лодки. У каждой — свой и зависит от множества факторов.

Круговой огонь — круговой огонь.

Курс судна — угол между северной частью меридиана и направлением движения.

Л

Лавировка — на парусных яхтах — движение к намеченной точке против ветра, путем постоянного изменения курса, меняя галсы.

Лаг — прибор для измерения скорости и пройденного расстояния.

Лагом швартовка — швартовка борт к борту.

Латеральная система — навигационная система установки навигационных знаков. Используется, в основном, во внутренних водах. Использует принцип обозначения оси судового хода или его правую и левую кромки.

Левентик — для парусных яхт — положение носом против ветра, когда парус начинает бездействовать.

Леер — поручень или ограждение в виде натянутого троса.

Ликпаз — паз, в который заходит ликтрос.

Лоция — раздел судовождения. Хитрые навигационные пособия для отдельного района плавания — так же называются лоция.

Лоцман — человек, у которого есть лоция, либо он знает данный район плавания наизусть.

Люк — люк.

М

Марка — заделка конца шкота или троса, либо отметка на нем с определенной целью.

Маяк — маяк.

Мидель — воображаемая линия пересечения наружной поверхности корпуса лодки с поперечным сечением, которое делит на равные части ее габаритную длину.

Миля морская — длина дуги меридиана планеты Земля в 1 градус. Из-за разности широт в разных местах планеты, имеет разные значения. Международным значением принято расстояние в 1852 метра.

Н

Навал — соприкосновение корпуса с причалом, другим судном, происходящее в следствии инерции.

Наветренный — находящийся ближе к ветру.

Надстройка — палубное закрытое сооружение от борта до борта.

Найтов — снасть для закрепления оборудования. Необходимая вещь в шторм.

О

Обсервация — определение местоположения по объектам с известными координатами.

Оверкиль — неприятная вещь, влекущая за собой непременное незапланированное купание.

Оверштаг — для парусных яхт — смена галса с пересечением линии ветра носом.

Огон — петля на конце троса, каната. Так же огоном называется вставка в петлю для предохранения от износа из металла, кожи и т.п.

Одерживать — замедлять инерцию судна.

Осадка — расстояние от поверхности воды до самой нижней точки судна.

Остойчивость — важный фактор, определяющий способность лодки, выведенной из положения равновесия под действием внешних сил, возвращаться в первоначальное положение.

Отмашка — способ сигнализации при расхождении судов при помощи человека с флажками или с фонариками.

Отвалить — отойти.

Отдать — отвязать.

П

Пал — опора для ошвартовки. Иногда используется также в значении стопорного пальца.

Пайол — настил на днище лодки.

Пеленг — угол, образованный линией меридиана и линией, проходящей через наблюдателя и наблюдаемый объект.

Переборка — стенка, разделяющая отсеки корпуса.

Перевальный знак — береговой знак, обозначающий место перехода фарватера от одного берега к другому.

Пиллерс — опора для восприятия вертикальных нагрузок корпуса.

Планширь — брус верхней кромки фальшборта.

Подволок — обшивка потолка в помещении судна.

Подзор — свес кормы судна.

Подобрать — то же, что и выбирать.

Полветра — галфинд.

Понтон — плавучее сооружение.

Привальный брус, привал — Брус из различных материалов, идущий вдоль борта. Действует заодно с кранцами, но сам по себе защищает от навала только нашу лодку.

Поворотно-откидная колонка — вид трансмиссии с горизонтальным валом. При том, что сам двигатель находится внутри корпуса лодки, благодаря применению карданной передачи, позволяет работать колонке, как подвесному мотору — откидываться при наезде на препятствие и регулировать угол атаки.

Р

Редан — бывает поперечный и продольный. Уступ, ступень на днище глиссирующих быстроходных лодок и катеров. Не капая глубоко гидродинамику, продольные реданы служат для стабилизации движения и для коррекции смачиваемой поверхности, некоего «мокрого» треугольника, который образуется при режиме глиссирования. Поперечные реданы призваны уменьшать смачиваемую поверхность на больших скоростях. Однако, применение реданов обоих видов должно производиться только после довольно непростых расчетов. Применив реданирование корпуса без расчетов гидродинамики и кучи характеристик, можно довольно сильно ухудшить ходовые качества судна. Для каждого корпуса у солидных производителей используются реданы только после ряда испытательных тестов в бассейне и в натуральную величину на открытой воде, которые, совместно с расчетом конструкторов, определяют их количество и конфигурацию. В водоизмещающем же режиме, реданы, особенно поперечные, играют отрицательную роль.

Реверс — изменение направления действия на противоположное. Определение для моторов. На подвесных малышах, до 3.5 л.с., реверс осуществляется путем поворота мотора вокруг своей оси. На более взрослых моторах — путем переключения рычага передач. По сути, включение заднего хода.

Рейд — открытая прибрежная часть водной поверхности. Рейд предназначен для стоянки судов на якорях или буях и швартовных бочках.

Релинг — ограждение палубы в виде стоек с тросами, образующие, своего рода, фальшборт.

Рецесс — ниша в корме для подвесного мотора.

Риф — скала на мелководье.

Рифить, взять риф — для парусников — уменьшить площадь парусности, путем применения специальных снастей.

Роульс якорный — приспособление для облегчения отдачи/подъема якоря. Роульс так же может иметь стопор якорного каната или цепи.

Рубка — сооружение на палубе, оставляющее проход с боков.

Румб — деление картушки компаса, плоский угол, равный 1/32 части окружности, 11,25 градуса.

Румпель — рулевой рычаг на баллере, либо на подвесном лодочном моторе.

Рундук — закрытый ящик для личных вещей, либо судового имущества.

Рым — кольцо либо полукольцо, чаще всего, металлическое. Имеет кучу мест крепления и от этого зависит, какую задачу выполняет конкретный рым. Например, швартовный рым на носу лодки.

Рында — разновидность боя в корабельный колокол. В последнее время рындой стали называть и сам колокол, что, в общем, является некорректным.

С

Скег — нижняя часть редуктора подвесного лодочного мотора или угловой колонки, перо-плавник. На некоторых рулевых устройствах яхт так же есть скег — профиль перед пером руля.

Слип — наклонная поверхность, уходящая в воду и предназначенная специально для спуска судов. На слипе так же можно наблюдать много забавных ситуаций, происходящих при спуске катеров с трейлера.

Снос — снос судна с курса под влиянием течения без учета ветров.

Система МАМС — система ограждения навигационных опасностей, принятая Международной ассоциацией маячных служб.

Скула — помимо человеческой, существует и на корпусе судна, представляет из себя наиболее крутой изгиб борта в носовой части судна. В зависимости от конструкции и назначения, суда бывают круглоскулыми и остроскулыми.

Слань — съемный днищевой настил.

Створные знаки — парные знаки по берегам.

Стоп-анкер — запасной якорь или вспомогательный.

Судовая роль — подробнейший список экипажа и должностей, время прибытия/убытия на борт.

Судовой ход — внутренние судоходные пути, имеющие обозначение на карте и навигационные знаки.

Сходня — переносной трап.

Т

Такелаж — совокупность снастей. Бывает стоячий и бегучий.

Талреп — вертлюг с резьбой для стяжки.

Томбуй — поплавок для обозначения места залегания якоря.

Тонна регистровая — 2.83 кубических метра, 100 кубических фута.

Траверз — направление на предмет, которое перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Траверз бывает правы и левый, а расстояние до предмета — траверзное расстояние.

Травить — ослаблять, придерживая. Обратное действие — выбирать.

Транцевая плита — регулируемая плита за транцем, облегчающая выход в режим глиссирования и уменьшающая ходовой дифферент.

Трап — забортный — для подъема/спуска людей. Внутренний — лестница для сообщения между помещениями на разных уровнях.

Тренд — соединение лап и веретена якоря.

Трюм — нижнее пространство на судне под пайолом, палубой.

У

Узел — морская единица скорости, равная 1 морской миле в час. На внутренних судоходных путях все же применяются км/ч.

Утка — двуроговая отливка, чаще металлическая. Служит для легкого закрепления на ней тросов и канатов.

Ф

Фал — снасть для подъема всяких штук.

Фалинь — трос на носовом рыме лодки.

Фальшборт — бортовая обшивка палубы выше ее уровня.

Фарватер — место для безопасного хода судов, имеющее навигационные знаки.

Фордевинд — для парусников — курс, совпадающий с направлением ветра.

Фордек — носовая часть палубы.

Форпик — носовой отсек до первой переборки.

Форштевень — носовая балка судна, переходящая в киль.

Фриборт — надводный борт.

Футшток — шест с делениями для контроля уровня воды.

Ц

Циклон — Большой воздушный вихрь вокруг области пониженного давления.

Ш

Швартов — трос, канат для швартовки.

Швартовка — совокупность действий, связанных с постановкой лодки на стоянку.

Швартовное устройство -всякого рода девайсы для облегчения процесса швартовки.

Ширстрек — один из поясов бортовой обшивки, толще, чем остальные. Примыкает к верхней палубе.

Шлаг — один оборот каната.

Шпангоут — поперечная деталь скелета судна, ребро жесткости, часть остова.

Шпация — расстояние между шпангоутами.

Шпигат — отверстие для стока лишней воды.

Шпринг — швартов от носа в сторону кормы и наоборот.

Штуртрос — трос для связи штурвала с румпелем, баллером или ПЛМ.

Я

Яхта — судно для отдыха без ограничения тоннажа.

Форпик (англ. forepeak, голл. voorpiek)

крайний носовой отсек судна. Т. к. носовая часть судна наиболее подвержена повреждениям, классификационные общества (См. Классификационное общество) регламентируют наименьшую длину Ф. морских судов. От остальных помещений Ф. отделяется форпиковой (таранной) переборкой. Обычно в Ф. размещают водяной Балласт , при приёме которого увеличивается заглубление носа, что уменьшает удары волн в днище судна.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Форпик" в других словарях:

    Форпик … Орфографический словарь-справочник

    - (Fore peak) носовой отсек на гражданских судах, расположенный непосредственно у форштевня. Служит балластной систерной для удифферентования судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР … Морской словарь

    - (англ. forepeak нидерл. voorpiek), крайний носовой отсек судна, где обычно размещается цистерна для водяного балласта … Большой Энциклопедический словарь

    Ф орпик, форп ик м. Крайний носовой отсек судна, где обычно находится цистерна для водного балласта. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Сущ., кол во синонимов: 2 отсек (9) пик (23) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    форпик - Крайний носовой отсек основного корпуса судна, простирающийся от форштевня до переборки форпика. [ГОСТ 13641 80] Тематики корабли и суда … Справочник технического переводчика

    ФОРПИК, ФОРПИК, а; м. [англ. forepeak] Мор. Крайний носовой отсек судна, где обычно размещают цистерну для водяного балласта. * * * форпик (англ. forepeak, голл. voorpiek), крайний носовой отсек судна, где обычно размещается цистерна для водяного … Энциклопедический словарь

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова форпик

форпик в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

форпик

м. Первый носовой отсек на судне.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

форпик

ФОРПИК (англ. forepeak, нидерл. voorpiek) крайний носовой отсек судна, где обычно размещается цистерна для водяного балласта.

Форпик

(англ. forepeak, голл. voorpiek), крайний носовой отсек судна. Т. к. носовая часть судна наиболее подвержена повреждениям, классификационные общества регламентируют наименьшую длину Ф. морских судов. От остальных помещений Ф. отделяется форпиковой (таранной) переборкой. Обычно в Ф. размещают водяной балласт , при приёме которого увеличивается заглубление носа, что уменьшает удары волн в днище судна.

Википедия

Форпик

Форпи́к - помещение в носовой части судна между форштевнем и первой переборкой, крайний носовой отсек судна. Обычно служит для размещения грузов или водяного балласта. Форпик не следует путать с баком.

Примеры употребления слова форпик в литературе.

Форпик - носовой и ахтерпик - кормовой отсеки судна с водонепроницаемыми переборками.

Катерники заполнили продуктами рундуки в кубриках, форпики и ахтерпики, свободные проходы.

Уже прогорела деревянная переборка, отделявшая форпик от носового трюма, и огонь получил новую пищу -- груз ящиков с мануфактурой.

В корпусе и надстройках любого судна имеются специально оборудованные помещения. Количество, размеры и расположение помещений, а также их оборудование определяются назначением и условиями эксплуатации судов. Строгого деления таких помещений нет, однако могут быть выделены, например, следующие группы: жилые, служебные, бытовые, санитарно-гигиенические, общественные, специальные, вспомогательные.

Жилые помещения для пассажиров делят на каюты «люкс», I, II и III классов или туристского класса. Каюты экипажа состоят из кают комсостава и команды.

К служебным относятся помещения: административные, главных, вспомогательных и палубных механизмов, различные мастерские и т. п.

Бытовыми помещениями считают косметические и парикмахерские салоны, камеры хранения, лавки, киоски и т. п.

Санитарно-гигиенические помещения объединяют амбулаторию, операционную, лазарет, душевые и др.

Общественными помещениями считают салоны музыкальные, кинозалы, дискотеки, рестораны, кафе, буфеты и т. п.

Специальные помещения - это рубки различного назначения, гребных электродвигателей, аккумуляторные, трансформаторные, кондиционирования воздуха и др.

К числу вспомогательных помещений относят белье вые, плотницкие, прачечные, сушильные, кладовые, провизионные, трюмы.

Общее представление о расположении помещений на сухогрузном и нефтеналивном судах дают рис. 1.3 и 1.4. На этих судах имеются: грузовые помещения для перевозки генеральных, сыпучих или жидких грузов. К таким помещениям относятся твиндеки, трюмы, танки. Кладовые для хранения различного инвентаря: малярные, фонарные, шкиперские, электрооборудования и т. д.

Рис. 1.3. Расположение помещений на сухогрузном судне. 1 - румпельное отделение; 2 - цистерна пресной воды; 3 - ахтерпик; 4 - машинное отделение; 5 - рефрижераторное помещение; 6 - твиндек; 7 - цепной ящик; 8 - кладовая; 9 - форпик; 10, 12, 13 - диптанки, 11, 14 - грузовые трюмы; 15 - балластная цистерна; 16, 17 - топливные цистерны; 18 - цистерна смазочного масла; 19 - цистерна питательной воды.


Рис. 1.4. Расположение помещений на нефтеналивном судне.

1,2 - кладовые; 3 - сухогрузный трюм; 4 - форпик; 5 - диптанк; 6, 10 - коффердамы; 7 - насосное отделение; 8 - грузовые танки; 9 - грузовое насосное отделение; 11 - топливная цистерна; 12 - машинное отделение; 13 - цистерна питательной воды; 14 - ахтерпик; 15 - кормовой танк; 16 - котельное отделение; 17 - румпельное отделение; 18 - танки второго дна.

Машинно-котельные помещения используют для размещения главных энергетических установок, вспомогательное механизмов, котлов, компрессоров, насосов, аккумуляторов, преобразователей тока, электростанций и т. п. Посты управления включают радиорубку, рулевую, помещение гирокомпаса, штурманскую и др. В них расположены навигационные приборы, оборудование, судовые радиоустановки, станции пожаротушения и т. д.

Значительно сложнее внутреннее устройство мощных ледокольных судов, представляющих крупнейшие сооружения (рис. 1.5). Здесь предусмотрено все необходимое для работы в трудных полярных условиях. Окрашивание их рассмотрено в гл. 7.


Рис. 1.5. Внутреннее устройство крупного ледокола.

1, 2 - носовое и кормовое машинные отделения, 3 - отделение гребных электродвигателей; 4 - плавательный бассейн; 5 - грузовой трюм; б - кормовая рулевая рубка; 7 - ангар вертолета; 8 - малярная; 9 - рулевая рубка; 10 - столовая; 11 - провизионная; 12 - якорный шпиль.

В связи с интенсивным освоением Севера построено большое количество барж, толкачей, судов грузовых, буксирных, колонкового бурения, исследовательских, танкеров и др., рассчитанных на эксплуатацию в арктических условиях.

Газовозы, на которых перевозят сжиженные газы, оборудованы четырьмя - шестью емкостями шарообразной формы. Верхняя часть их выступает над палубой, придавая судну своеобразный профиль (рис. 1.6). Служебные, жилые и вспомогательные помещения сосредоточены в кормовой надстройке, где расположены и каюты экипажа.


Рис. 1. 6. Расположение помещений на газовозе. 1 - цепной ящик; 2 - форпик; 3 - отделение приводных двигателей; 4 - отделение грузовых насосов и компрессоров; 5 - промежуточная цистерна; 6 - сферические грузовые цистерны; 7 - машинное отделение.

Характерной особенностью судов с горизонтальной грузообработкой (ро-ро) является наличие забортных аппарелей, лацпортов (бортовых вырезов), через которые осуществляются погрузочно-разгрузочные работы, а также широких палуб, удобных для быстрого размещения колесной техники - автомашин, трейлеров и других грузов, перемещаемых накаткой (рис. 1.7).


Рис. 1.7. Расположение грузовых помещений на судне ро-ро: а - вдоль судна; б - на палубах.

Судовые помещения размещают в основном корпусе, надстройках и рубках.

основной корпус

Основной корпус включает все помещения, образованные наружной обшивкой, верхней непрерывной палубой, а также палубами, платформами, главными поперечными и продольными переборками и выгородками, расположенными внутри. Различают помещения, образованные основными корпусными конструкциями, - отсеки и прочие судовые помещения, образуемые выгородками и палубами в надстройках, рубках, а также в основном корпусе.

К числу наиболее важных отсеков корпуса относят: наклонфорпик - крайний носовой отсек; наклонахтерпик - крайний кормовой отсек; наклонмеждудонное пространство - пространство между наружной обшивкой и вторым дном; наклонтрюм - пространство между, вторым дном и ближайшей палубой; наклонтвиндеки - пространства между соседними палубами основного корпуса; наклондиптанки - глубокие цистерны, расположенные выше второго дна; наклонкоффердамы - узкие нефте- и газонепроницаемые сухие отсеки, расположенные между отсеками или цистернами для нефтепродуктов и соседними помещениями; наклонотсеки главных и вспомогательных механизмов; наклонтуннель гребного вала - на судах с машинным отделением в средней части судна, и тому подобное. Наличие перечисленных выше отсеков на конкретных судах обусловлено назначением и конструкцией судна.

расположение судовых помещений на сухогрузном судне:

1 - форпик; 2 - цепной ящик; 3 - диптанк; 4 - грузовой трюм; 5 -грузовой твиндек; 6 - междудонное пространство (двойное дно); 7 - коффердам; 8 - диптанк; 9 - машинное отделение; 10 - коридор гребного вала; 11 - ахтерпик; 12 - ют (кормовая надстройка); 13 -средняя надстройка; 14 - бак (носовая надстройка); 15 - рубки;

надстройки

Надстройки расположены на верхней непрерывной палубе основного корпуса. Они простираются по ширине судна: или от борта до борта, или так, что их боковые стороны отстоят от бортов не более чем на 0,04 ширины судна.

Надстройки служат не только для размещения в них судовых помещений, но и для улучшения мореходных качеств судна.

Носовая надстройка - наклонбак уменьшает заливаемость палубы;
Кормовая надстройка - ют, увеличивая надводный борт в корме, повышает запас плавучести и непотопляемости судна при повреждении кормовой оконечности и дифференте судна на корму;
Средняя надстройка увеличивает запас плавучести.
Рубки отличаются от надстроек меньшей шириной. Их устанавливают на верхней палубе основного корпуса или на надстройках (на военных кораблях рубки, расположенные на верхней палубе, называют надстройками).

судовые помещения

В зависимости от назначения все судовые помещения подразделяют на специальные, служебные, жилые, общественные, бытового обслуживания, пищеблока, санитарно-гигиенические, медицинского назначения, мастерские, судовых запасов и снабжения и отсеки топлива, воды, масла и водяного балласта.

Специальные помещения в зависимости от назначения судна служат: для размещения груза (грузовые трюмы) - на грузовых и грузопассажирских судах; для специального технологического оборудования при обработке рыбы - на промысловых судах; для лабораторий - на научно-исследовательских судах. К числу специальных относятся также ангары для размещения на судне вертолетов и помещения для их обслуживания.

Служебные помещения предназначены для обеспечения нормальной эксплуатации судна как плавучего сооружения. В их число входят:
- помещения главных и вспомогательных механизмов;
- помещения для размещения палубных механизмов и механизмов судовых систем - румпельное отделение, станции углекислотного пожаротушения, станция дистанционного замера уровня груза, станции приема и выдачи топлива, вентиляторные, помещения кондиционеров и прочее;
- рубки, навигационные помещения и посты - рулевая, штурманская, радиорубка, помещение лага и эхолота, гирокомпасная, пожарные посты, аварийные посты, АТС, трансляционная, аккумуляторные, агрегатные и прочее;
- мастерские - механическая, слесарная, электротехническая, сварочный пост, мастерская по ремонту плавсредсв, контрольно-измерительных приборов и прочее;
- административные помещения - судовая, машинная, грузовая канцелярия, бюро администратора, судовой архив, диспетчерская и прочее.

Жилые помещения (каюты) предназначены для постоянного проживания экипажа судна и для размещения пассажиров.

Каюты экипажа подразделяют на каюты комсостава и каюты команды, отличающиеся расположением, площадью и оборудованием. Каюты команды, предназначенные для размещения более четырех человек, обычно называют кубриком.

Каюты пассажиров в зависимости от их расположения, площади, количества мест и оборудования подразделяют на каюты «люкс», каюты I, II и III классов. На большинстве современных лайнеров каюты II и III классов, как правило, заменяют одним, так называемым туристским классом. На пассажирских судах местных линий предусматривают помещения для сидячих мест.

Общественные помещения служат для организации и проведения различных культурных мероприятий, коллективного отдыха и питания экипажа и пассажиров. К этой категории можно отнести общественные помещения для экипажа судна и отдельно общественные помещения для пассажиров, а также площадки на открытых палубах и проходные помещения.

К общественным помещениям экипажа относят кают-компанию, салоны командного состава и команды, столовые комсостава и команды, столовые комсостава и команды, курительные, спортзал, бассейн, комнату для спортивных занятий, библиотеку, каюты общественных организации. На крупных морских судах имеются кинозалы.

К общественным помещениям пассажиров относят рестораны, столовые, буфеты, бары, кафе, салоны (музыкальные, курительные, для игр, для отдыха), концертный зал, спортзал, бассейны, библиотеку с читальным залом, детские комнаты. Площадки на открытых палубах включают веранды, прогулочные палубы, солярии, открытые купальные бассейны (для взрослых и для детей), спортплощадки, танцплощадки и так далее. К проходным помещениям относят коридоры, тамбуры, вестибюли, фойе, закрытые прогулочные палубы.

Помещения бытового обслуживания оборудуют на пассажирских, экспедиционных судах и крупных промысловых судах. К ним относят: ателье бытового обслуживания, парикмахерские, косметические салоны, фотоателье, судовые лавки, киоски, камеры хранения и прочие. наклонжПомещения пищеблока служат для приготовления и раздачи пищи экипажу и пассажирам, а также для мытья и хранения столовой посуды. Различают камбузные помещения (камбуз для пассажиров, камбуз для экипажа, пекарня, кладовые расходного запаса для камбуза и пекарни) и подготовительные (разделочные мяса, рыбы, овощей, хлеборезка, буфетные, посудомоечные, кладовые посуды и столового белья). наклонжСанитарно-гигиенические помещения подразделяют на санитарно-бытовые (прачечные, сушильные, гладильные, кладовые чистого и грязного белья, дезинфекционную камеру, помещения рабочего платья) и санитарно-гигиенические (мужские и женские умывальные, душевые, ванные, бани, санпропускники и туалеты).

Помещения медицинского назначения включают амбулаторию, приемную врача, операционную, рентгеновский, зубоврачебный и другие кабинеты (на судах с большим количеством пассажиров), лазарет, изолятор, аптеку, медицинскую и санитарную кладовые. Обычно комплекс помещений медицинского обслуживания на судах называют медблоком.

Помещения судовых запасов и снабжения служат для хранения запасов провизии, шкиперского, навигационного и прочего судового снабжения. В их число входят:
- провизионные кладовые неохлаждаемые (для сухой провизии, хлеба, муки) и охлаждаемые (для мокрой провизии, мяса, рыбы, овощей, молочных продуктов, жиров, консервов), а также холодильные камеры; - хозяйственные кладовые - для хранения ковров дорожек, чехлов, спортивного инвентаря, уборочного инвентаря;
- шкиперские кладовые - шкиперская, малярная, фонарная, плотницкая, такелажная, тентов и брезентов, парусная;
- штурманские и навигационные кладовые - штурманского навигационного имущества, карт и прочего;
- бельевые и вещевые кладовые.

Отсеки и цистерны служат для размещения жидких грузов - нефти, воды, масла и водяного балласта. Кроме отсеков образуемых конструкциями основного корпуса и предназначенных для размещения основного количества жидких грузов, на судах предусматривают также цистерны, в которых размещают большие, расходные запасы топлива, воды и масла (так называемые вкладные цистерны).


ОБЩЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ СУДНА

Под общим расположением судна понимают общую компоновку в корпусе, надстройках и рубках всех помещений, предназначенных для размещения на судне главных и вспомогательных механизмов, судового оборудования, судовых запасов, перевозимых грузов, экипажа и пассажиров, а также всех служебных постов, бытовых, хозяйственных и санитарных помещений. Их взаимное расположение, планировка и оборудование зависят главным образом от типа и назначения судна, от размеров судна, а также предъявленных к нему требований.

На однотипных и близких по размерам судах их общее расположение может быть различным, в зависимости от требований заказчиков. Однако в последнее время в мировом судостроении проводится типизация судовых помещений, и в первую очередь, жилых и служебных помещений.

расположение судовых помещений

Для ориентации местоположения того или иного помещения на судне приняты следующие названия палуб и междупалубных помещений (схема 2).

наименования палуб и междупалубных помещений

1 - второе дно; 2 - вторая платформа; 3 - первая платформа; 4 - третья (нижняя) палуба; 5 - вторая палуба; 6 - верхняя палуба; 7 - палуба надстройки I яруса (палуба бака, юта и т. д.); 8 - палуба рубки II яруса (прогулочная палуба); 9 - палуба рубки III яруса (шлюпочная палуба); 10 - палуба рубки IV яруса (нижний, ходовой мостик); 11 - палуба рубки V яруса (верхний, навигационный мостик).

В корпусе (сверху вниз): верхняя палуба, вторая палуба, третья палуба (на многопалубных судах последнюю палубу называют нижней палубой), второе дно.

В надстройках и рубках (снизу вверх): палуба первого яруса надстройки (бака, юта, средней надстройки), палуба второго яруса рубки, палубы третьего яруса рубки и так далее. Иногда к этим терминам добавляют названия, характеризующие назначение палуб: прогулочная, палуба салонов, шлюпочная, спортивная, нижний (ходовой) мостик, верхний (навигационный) мостик.

Пространство между наружной обшивкой днища и вторым дном называют наклонжмеждудонным пространством или двойным дномнаклонж. Пространство между вторым дном и ближайшей палубой называют наклонжтрюмом, остальные междупалубные пространства - наклонжтвиндеками.

Положение помещения по длине и ширине судна обозначают соответственно номерами шпангоутов, ограничивающих помещение по длине, и наименованием борта, на котором расположено помещение (правый и левый борт - ПрБ и ЛБ).

На схеме 3 и 4 показано расположение основных групп помещений на сухогрузном судне и пассажирском судне. Общая компоновка сухогрузного судна описана в публикации «Эксплуатационные и мореходные качества судна».

схема размещения отсеков и основных помещений сухогрузного судна:


I - пики; II - грузовые отсеки; III - междудонные отсеки; IV - диптанки; V - отсеки главных и вспомогательных механизмов;

схема размещения отсеков и основных помещений пассажирского судна:


1 - палуба рубки IV яруса (верхний мостик); 2 - палуба рубки III яруса (нижний мостик); 3 - палуба рубки II яруса (шлюпочная палуба); 4 - II платформа; 5 - палуба надстройки I яруса (палуба бака, юта); 6 - верхняя палуба; 7 - I платформа; 8 - второе дно; 9 - палуба II яруса надстройки (прогулочная палуба); 10 - палуба вторая (палуба переборок); 11 - палуба третья;

специальные помещения

Специальные помещения - грузовые трюмы, помещения для обработки и хранения улова и прочее - занимают основную часть объемов корпуса на грузовых, грузопассажирских и рыболовецких судах. Планировка этих помещений определяется требованиями, предъявляемыми к выполнению грузовых операций, хранению и размещению груза, приему, обработке и хранению улова и тому подобное.
Расположению специальных помещений, определяющих эксплуатационно-экономические показатели судна, подчиняют расположение всех других судовых помещений.

служебные помещения

Служебные помещения располагают по всему судну, большей частью в трюме, в оконечностях судна, в рубках на верхней палубе, в помещениях бака и юта, иногда там, где запрещено оборудовать жилые помещения, например, над форпиком и ахтерпиком и ниже ватерлинии. Часть навигационных помещений - рулевую, штурманскую, радиорубку - располагают на мостике; помещение лага и эхолота - на втором дне.

Мастерские располагают обычно в районе машинно-котельных отделений.

жилые помещения

Жилые помещения экипажа на грузовых судах находятся, как правило, в надстройке или под верхней палубой основного корпуса, но не ниже ватерлинии, преимущественно ближе к средней части судна, где менее всего ощущается качка и вибрация от работающих гребных винтов. Исключение составляют грузовые суда с чисто кормовым расположением машинного отделения: здесь все жилые помещения экипажа судна размещают в кормовой надстройке. На пассажирских судах каюты команды размещают в нос, в корму и ниже пассажирских кают, а каюты комсостава - на одном из верхних ярусов надстройки, обычно в районе рулевой рубки (ярусом ниже).

Каюту капитана обычно располагают по правому борту на ярус ниже ходовой рубки. Все каюты штурманов размещают здесь же или ниже ярусом; каюты старшего механика, механиков и машинной команды располагают по возможности ближе к машинному отделению; каюты палубной команды размещают по правому борту, машинной - по левому.

жилые помещения пассажиров

Жилые помещения пассажиров на пассажирских судах располагают по возможности в средней части, преимущественно в надстройках и в верхних твиндеках основного корпуса. Размещать пассажирские каюты ниже палубы переборок не рекомендуется, а ниже ватерлинии - запрещено. Каюты пассажиров, как правило, имеют естественное освещение, однако на крупных судах, перевозящих большое количество пассажиров, имеются каюты и без естественного света.

общественные помещения

Под общественные помещения отводят лучшие районы надстроек и палуб с хорошим обзором. Некоторые общественные помещения - рестораны, театры, закрытый купальный бассейн, спортзал и тому подобное - оборудуют в помещениях, не имеющих естественного освещения.

помещения бытового обслуживания

Помещения бытового обслуживания оборудуют в районе общественных помещений, но они, как правило, не имеют естественного освещения. Помещения пищеблока должны находиться вблизи тех объектов, которые они обслуживают. Так, камбуз или хлебопекарню размещают вблизи столовой для команды, кают-компании или ресторана, обычно на одной и той же палубе, или под ними, с оборудованием специального лифта для подачи пищи из камбуза в буфетные. В свою очередь, провизионные кладовые располагают рядом или на один-два яруса ниже камбуза. При расположении провизионных кладовых обязательно учитывают удобство погрузки провизии на судно с помощью судовых средств.

санитарно-гигиенические помещения

Санитарно-гигиенические помещения размещают в непосредственной близости от жилых помещений или в одном блоке с ними. Банно-прачечный блок размещают в кормовой части корпуса ниже верхней палубы, в районе, не используемом для постоянного пребывания людей.

медицинский блок

Медицинский блок располагают в надстройке, обычно в средней части судна, подальше от основных магистральных коридоров и мест скопления экипажа и пассажиров.

помещения судовых запасов и снабжения

Помещения судовых запасов и снабжения располагают в районе жилых и общественных помещений (кладовые уборочного инвентаря, ковров, дорожек, чехлов, спортинвентаря), а также в районе открытых палуб (кладовые аварийно-спасательного имущества, водолазного имущества). Запасы топлива, котельно-питательной воды, масла, а также водяной балласт размещают в отсеках двойного дна и в диптанках, которые оборудуются в районе машинно-котельного отделения и в районе форпика. Форпик и ахтерпик, как правило, используют в качестве балластных цистерн. Расходные топливные цистерны размещают в районе машинно-котельного отделения. Запасы пресной питьевой воды хранят во вкладных цистернах.

При планировке и оборудовании судовых помещений учитывают требования, предъявляемые к этим помещениям в зависимости от их назначения.

Жилые и общественные помещения экипажа и пассажиров должны быть удобны для обитания находящихся на судне людей. Эти требования регламентируются Правилами Регистра Ллойда, а также устанавливаются эксплуатирующими суда ведомствами. Они определяют минимальную площадь, кубатуру и высоту жилых и общественных помещений, а также номенклатуру оборудования, необходимого для создания нормальных бытовых условий. Ширина проходов, уклон и ширина трапов, противопожарные конструктивные мероприятия и другие требования безопасности также регламентируются.

Комсостав размещается в одноместных каютах (схема 5), причем каюты старшего комсостава - капитана, старшего помощника капитана и старшего механика состоят из кабинета, спальни и ванной с уборной. На больших кораблях блок капитана имеет также салон.

планировка жилых помещений экипажа на транспортном судне:


а - каюта комсостава; б - блок капитана; в - каюта команды;

Команда размещается в одноместных каютах и двухместных каютах, имеющих все необходимое для удобного проживания в них людей. Каждая каюта помимо мягких одно- или двухъярусных кроватей имеет диван, стулья (кресло), шкафы для одежды, письменный стол, умывальник с горячей и холодной водой (на современных супертанкерах - душ с санузлом), кондиционирование воздуха, удобное освещение. Все каюты обязательно должны иметь естественное освещение через иллюминатор.

Судовое оборудование отличается морским исполнением, что, в первую очередь, предусматривает нормальное функционирование оборудования в условиях качки. Для этого вся судовая мебель, которую в обычных условиях можно передвигать, имеет штормовые крепления, надежно закрепляющие ее во время шторма к палубе. Судовые койки должны иметь небольшой буртик, предотвращающий падение с койки при качке. На столах по периметру также устанавливаются невысокие буртики. На полках, особенно на полках для посуды, для каждого предмета должны быть сделаны гнезда-крепления. Все прочее оборудование - проигрыватели, телевизоры, телефоны, настольные лампы и т. д. - также снабжают штормовым креплением. Для безопасного прохода по коридорам вдоль переборок устанавливают штормовые поручни. Предусматривают надежное крепление каютных дверей, как в закрытом, так и открытом положении.

Общественные помещения экипажа, располагаемые вблизи кают, оборудуют с таким расчетом, чтобы обеспечить экипажу хорошие условия для отдыха, приема пищи и развлечений.

Еще более комфортабельные жилые и общественные помещения пассажиров на пассажирских судах. Океанские круизные лайнеры, которые в последнее время все чаще используются для совершения длительных морских путешествий, оборудуются как лучшие современные отели. Пассажиры размещаются в одноместных и двухместных каютах со всеми удобствами. Для пассажиров предусматривают салоны отдыха, музыкально-танцевальные салоны, курительные, рестораны, кафе, бары, комнаты для игр, купальный бассейн, сауны, спортивный зал, детские комнаты, библиотеку, театр и прочее. Для отделки и оборудования жилых и общественных помещений широко применяют, мрамор, дерево и новые синтетические материалы.

Особое внимание уделяется размещению открытых веранд, соляриев, бассейнов, спортивных площадок, занимающих значительную площадь на верхней палубе и палубах надстройки в кормовой, защищенной от ветра части.

прогулочные и спортивные палубы и открытые купальные бассейны круизного лайнера «Carnival Spirit»

На пассажирских судах жилые и общественные помещения пассажиров отделены от соответствующих помещений экипажа. Поэтому особое внимание уделяется коммуникациям, то есть путям перемещения пассажиров и экипажа по судну. И те и другие должны иметь изолированный друг от друга доступ к «своим» общественным помещениям, а экипаж, кроме того, и к рабочим местам. Для этого оборудуют специальные магистральные коридоры и трапы - раздельно для пассажиров и для экипажа.

При планировке медицинского блока особое внимание уделяется удобству транспортировки больных в лазарет и из него. В изолятор обязательно должен быть вход с открытой палубы через тамбур. К койке в изоляторе должен быть подход с трех сторон.

Специальные грузовые помещения на грузовых судах - грузовые трюмы, занимающие около 60 процентов кубатуры основного корпуса оборудуются в соответствии с их назначением. Длину грузовых трюмов принимают возможно большей (в пределах требований обеспечения непотопляемости при затоплении одного отсека). Изнутри грузовой трюм сухогрузного судна обшивают деревом:

По настилу второго дна от борта до борта - сплошным настилом - накложпайолом - из досок толщиной около 50 мм, укладываемых на идущие в поперечном направлении бруски (лаги) толщиной около 40 мм;
по бортам - съемными деревянными брусьями сечением 50Х200 мм - накложрыбинсами, - устанавливаемыми вдоль трюма поверх бортового набора на расстоянии 200-300 мм один от другого.

Рыбинсы не только изолируют груз от соприкосновения с влажным бортом, но и предохраняют груз и борт от случайных повреждений. Аналогично трюмам оборудуют и грузовые твиндеки.

На судах, перевозящих грузы, выгружаемые грейфером, деревянный пайол в трюмах заменяют усилением настила второго дна не менее чем на 4 мм.

На судах, перевозящих зерно, в грузовых трюмах в их верхней части устанавливают временные съемные продольные переборки в ДП высотой, равной одной третьей высоты трюма. Эти переборки, называемые шифтингбордсами, предотвращают пересыпание зерна на один борт при качке судна, которое может привести к опрокидыванию судна. Шифтингбордсы изготовляют из металлических стоек и закладных досок, либо предусматриваются штатными, и выполняют в виде складных щитов.

Внутренние поверхности рефрижераторных трюмов покрывают теплоизолирующим материалом и зашивают листами из легкого сплава. Такие трюмы оборудуют хорошей вентиляцией и устройствами для размещения и крепления груза: клети - на рыбопромысловых рефрижераторах, этажерки - на фруктовозах, крючья под подволоком - для перевозки мяса и тому подобное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: