Некрасивый самолет летать не может. Некрасивый самолет не полетит. Вершина инженерной мысли ХХ века

В Казани прошла встреча студентов и журналистов с советником гендиректора конструкторского бюро «Туполев» Андреем Туполевым, приуроченная к годовщине масштабного мероприятия - транспортировки Ту-144 от шестого корпуса вуза на улице Дементьева, где он простоял больше 30 лет, к корпусу №8 на улице Четаева. Перевозка фюзеляжа весом в 50 тонн в ночь с 14 на 15 апреля 2017 года длилась пять часов. По задумке сотрудников вуза, лайнер с бортовым номером 77107 уже к концу года превратится в интерактивный музей авиакосмической техники и примет первых посетителей.

Вершина инженерной мысли ХХ века

В этом году исполняется полвека со дня первого полета Ту-144. А в начале 60-х идея создания большого пассажирского самолета, способного летать со скоростью больше звуковой, была фантастической, ведь совсем недавно пределом достижений казались «этажерки».

Реализацию амбициозного проекта министерство обороны СССР поручило одному из самых опытных конструкторских бюро по созданию реактивных самолетов - КБ Туполева. И проект был с блеском воплощен.

«Ту-144, первый в мире в своей категории, стал вершиной инженерной мысли 20 века. В нем реализованы сотни инноваций мирового уровня, а ведь он сделан в послевоенное трудное время, - рассказал ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов . - Этот борт под руководством Андрея Туполева начали проектировать на 2 года позже участников англо-французского проекта, которые создавали конкурент, «Конкорд». Но при этом наша машина взлетела на два месяца раньше, чем западноевропейская. Вот как тогда работали».

Самолет Ту-144 стал вершиной инженерной мысли 20 века. Фото: АиФ

Над ТУ-144 работали художники

Как-то раз Туполеву показали модель самолета. «Нет, не полетит», - оценил он внешний вид. - «Почему?» - «Модель некрасивая. Некрасивые самолеты не летают».

Андрей Алексеевич Туполев - внук знаменитого авиаконструктора А. Н. Туполева. Фото: АиФ / Венера Вольская

На вопрос, в самом ли деле Андрей Николаевич сказал фразу, ставшую крылатой, внук авиаконструктора ответил, что история была реальной.

«У него, кроме проектировщиков, работали и дизайнеры, это были художники достаточно высокого уровня. И, кстати, я согласен с ним», - отметил Андрей Алексеевич. По его наблюдениям, у «некрасивых» самолетов судьба оказывается неудачной - даже при хорошем старте, благополучных опытных полетах он не получает путевку в жизнь.

Почему Андрей Алексеевич выбрал профессию своего великого деда? - спросили внука конструктора будущие авиастроители.

«Я рано стал интересоваться авиационной отраслью. Но «мимо авиации» мне было не пройти. У нас дома в выходные гостили летчики, конструкторы, а сам дед по субботам был либо у министра обороны, либо у министра гражданской авиации, - вспоминал он. - Вся жизнь деда и отца была посвящена авиастроению, семья занимала гораздо меньше места, чем авиация. Когда я в 1983 году заканчивал институт (МАИ по направлению «Самолетостроение» - прим. ред.), у меня был дипломный проект на материалах КБ Туполева. Я все не мог показать сделанные чертежи и расчеты отцу из-за его занятости. В итоге он мне сказал: приноси к 11 вечера».

Студенты задали Андрею Туполеву вопрос и о перспективах применения при строительстве самолетов аддитивных технологий (при которых «лишний» материал к изготавливаемому изделию добавляется, а не удаляется. - прим. ред.), в частности, ЗД-принтера.

«Отношусь положительно, - ответил он. - Они существенно снижают себестоимость продукции. Кроме того, кардинально влияют на систему контроля качества. Зарубежные силовые установки воздушного судна имеют встроенные системы контроля, которые показывают, например, что через полторы тысячи часов работы может выйти из строя такой-то узел. Но применение 3D-принтера будет зависеть от уровня модернизации авиазаводов».

«Одна из американский компаний разработала двигатель для большого самолета, который практически полностью выполнен с помощью 3D-печати. За этой технологией будущее», - добавил Альберт Гильмутдинов.

«Воплотим идеи в железе»

Идея перевезти ТУ-144, простоявший в Авиастроительном районе Казани 31 год, в Ново-Савиновский район, вызывала много скепсиса, отметил ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов. Тем не менее запланированное было реализовано. Для установки корпуса лайнера на месте постоянной дислокации пришлось пригнать 800-тонный кран из Нижнего Новгорода, единственный подобный в Приволжском округе.

«После этого провели внешнюю реставрацию воздушного судна, смонтировали профессиональную динамичную подсветку. Первый большой этап позади, теперь же стоит собственно организация музейно-образовательного комплекса. Внутри воздушного судна будет порядка 10 тематических залов с 50 экспонатами, в том числе интерактивными. Воссоздадут кабину пилотов, и можно будет не просто посидеть за штурвалом, но и с помощью компьютерного обеспечения совершить взлет и посадку, преодолеть звуковой барьер, испытать действие перегрузки при авиаманеврах. Здесь собираются также устраивать квесты.

Музей на базе воздушного судна заработает в конце 2018 года. Фото: АиФ / Артем Дергунов

Главных «ипостасей» у музея три: это учебная лаборатория для студентов, центр дополнительного технического образования федерального уровня и технический музей для туристов, сказал Гильмутдинов. Но чтобы привлечь иностранных туристов, музей должен стать настоящей жемчужиной. «От вас нужны интересные идеи, а мы воплоти их в железе», - обратился ректор к учащимся.

В планах также пристроить к самолету дополнительное здание, в котором можно будет демонстрировать двигатели самолетов и другие крупные объекты. В КНИТУ-КАИ хотят создать купольный ЗД- кинотеатр, снаружи показывать вид на Землю из космоса, ночью - звездное небо. Открыть музей планируют 31 декабря 2018 года, в день 50-летия первого полета Ту-144.

Была приурочена также к годовщине масштабного мероприятия - транспортировки Ту-144 от шестого корпуса вуза на ул. Дементьева, где он простоял больше 30 лет, к корпусу №8 на ул. Четаева. Перевозка фюзеляжа весом в 50 тонн в ночь с 14 на 15 апреля прошлого года длилась 5 часов. По задумке сотрудников вуза, лайнер с бортовым номером 77107 уже к концу года превратится в интерактивный музей авиакосмической техники и примет первых посетителей.

Вершина инженерной мысли ХХ века

В этом году исполняется полвека со дня первого полета Ту-144. А в начале 60-х идея создания большого пассажирского самолета, способного летать со скоростью больше звуковой, была фантастической, ведь совсем недавно пределом достижений казались «этажерки».

Реализацию амбициозного проекта министерство обороны СССР поручило одному из самых опытных конструкторских бюро по созданию реактивных самолетов - КБ Туполева. И проект был с блеском воплощен.

«Ту-144, первый в мире в своей категории, стал вершиной инженерной мысли 20 века. В нем реализованы сотни инноваций мирового уровня, а ведь он сделан в послевоенное трудное время, - рассказал ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов . - Этот борт под руководством Андрея Туполева начали проектировать на 2 года позже участников англо-французского проекта, которые создавали конкурент, «Конкорд». Но при этом наша машина взлетела на два месяца раньше, чем западноевропейская. Вот как тогда работали».

Над ТУ-144 работали художники

Как-то раз Туполеву показали модель самолета. «Нет, не полетит», - оценил он внешний вид. - «Почему?» - «Модель некрасивая. Некрасивые самолеты не летают».

На вопрос, в самом ли деле Андрей Николаевич сказал фразу, ставшую крылатой, внук авиаконструктора ответил, что история была реальной.

«У него, кроме проектировщиков, работали и дизайнеры, это были художники достаточно высокого уровня. И, кстати, я согласен с ним», - отметил Андрей Алексеевич. По его наблюдениям, у «некрасивых» самолетов судьба оказывается неудачной - даже при хорошем старте, благополучных опытных полетах он не получает путевку в жизнь.

Почему Андрей Алексеевич выбрал профессию своего великого деда? - спросили внука конструктора будущие авиастроители.

«Я рано стал интересоваться авиационной отраслью. Но «мимо авиации» мне было не пройти. У нас дома в выходные гостили летчики, конструкторы, а сам дед по субботам был либо у министра обороны, либо у министра гражданской авиации, - вспоминал он. - Вся жизнь деда и отца была посвящена авиастроению, семья занимала гораздо меньше места, чем авиация. Когда я в 1983 году заканчивал институт (МАИ по направлению «Самолетостроение» - прим. ред.), у меня был дипломный проект на материалах КБ Туполева. Я все не мог показать сделанные чертежи и расчеты отцу из-за его занятости. В итоге он мне сказал: приноси к 11 вечера».

Студенты задали Андрею Туполеву вопрос и о перспективах применения при строительстве самолетов аддитивных технологий (при которых «лишний» материал к изготавливаемому изделию добавляется, а не удаляется. - прим. ред.), в частности, ЗД-принтера.

«Отношусь положительно, - ответил он. - Они существенно снижают себестоимость продукции. Кроме того, кардинально влияют на систему контроля качества. Зарубежные силовые установки воздушного судна имеют встроенные системы контроля, которые показывают, например, что через полторы тысячи часов работы может выйти из строя такой-то узел. Но применение 3D-принтера будет зависеть от уровня модернизации авиазаводов».

«Одна из американский компаний разработала двигатель для большого самолета, который практически полностью выполнен с помощью 3D-печати. За этой технологией будущее», - добавил Альберт Гильмутдинов.

«Воплотим идеи в железе»

Идея перевезти ТУ-144, простоявший в Авиастроительном районе Казани 31 год, в Ново-Савиновский район, вызывала много скепсиса, отметил ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов. Тем не менее запланированное было реализовано. Для установки корпуса лайнера на месте постоянной дислокации пришлось пригнать 800-тонный кран из Нижнего Новгорода, единственный подобный в Приволжском округе.

«После этого провели внешнюю реставрацию воздушного судна, смонтировали профессиональную динамичную подсветку. Первый большой этап позади, теперь же стоит собственно организация музейно-образовательного комплекса. Внутри воздушного судна будет порядка 10 тематических залов с 50 экспонатами, в том числе интерактивными. Воссоздадут кабину пилотов, и можно будет не просто посидеть за штурвалом, но и с помощью компьютерного обеспечения совершить взлет и посадку, преодолеть звуковой барьер, испытать действие перегрузки при авиаманеврах. Здесь собираются также устраивать квесты.

Главных «ипостасей» у музея три: это учебная лаборатория для студентов, центр дополнительного технического образования федерального уровня и технический музей для туристов, сказал Гильмутдинов. Но чтобы привлечь иностранных туристов, музей должен стать настоящей жемчужиной. «От вас нужны интересные идеи, а мы воплоти их в железе», - обратился ректор к учащимся.

В планах также пристроить к самолету дополнительное здание, в котором можно будет демонстрировать двигатели самолетов и другие крупные объекты. В КНИТУ-КАИ хотят создать купольный ЗД- кинотеатр, снаружи показывать вид на Землю из космоса, ночью - звездное небо. Открыть музей планируют 31 декабря 2018 года, в день 50-летия первого полета Ту-144.

Поделимся взглядом на некоторые нетривиальные решения в области авиации, на первый взгляд обреченные на провал, но тем не менее, сумевшие оторваться от земли и покорить небо. В полноценные серии данные аппараты, совсем не похожие на самолеты, не пошли, а значит широкой общественности они не знакомы. Сегодня исправляем это незаслуженное упущение.

Avrocar (1952 г)

Хоть гитлеровская Германия и проиграла во Второй мировой войне, ее инженерное наследие глубоко поразило специалистов союзников своими достижениями и множественными наработками, прототипами, серьезно опередившими свое время и тогдашнее развитие инженерии ведущих мировых держав. Чего стоили только гитлеровские секретные летающие диски, копирующие древнеиндийские аппараты пришельцев — виманы.

Видимо, впечатлившись успехами на данном поприще, американские конструкторы приняли вызов и вкупе со своими английскими коллегами приступили к разработке собственной летающей тарелки. Одним из детищ подобных конструкторских изысканий стал аппарат вертикального взлета вентиляторного типа AvroVZ-9V Avrocar. Не смотря на амбициозные заявленные характеристики, конструкция, на которую канадцы потратили около семи лет и солидный бюджет, так и не смогла подниматься выше полутора метров над землей против трехкилометрового потолка, заявленного в технических условиях. Скорость передвижения тоже оставляла желать лучшего.

Подобный летающий вентилятор был произведен всего в двух экземплярах и был способен летать с двумя людьми на борту — пассажиром и пилотом. Достаточно крупные размеры агрегата не оставили шансов разработке реализоваться хотя бы в виде альтернативного городского транспорта. И хоть “летающая тарелка” и была способна на невысокие полеты над землей, военных она не заинтересовала. А вот сегодня подобные разработки вновь набирают популярность, судя по появлению летающих велосипедов в российских лабораториях.

ВВА-14 (1972 г)

Наверное, увидев советский самолет-амфибию, Джордж Лукас вдохновился на создание Тысячелетнего Сокола в своей прославленной саге “Звездные войны”. Именно обводы футуристического космического звездолета напоминают формы бомбардировщика-торпедоносца с вертикальным взлетом, созданного в Таганроге по проекту авиаконструктора Роберта Бартини. Учитывая сдержанное противостояние двух супердержав в те годы, многие проекты разрабатывались с замахом на оперативные военные действия уже на территории заокеанского военного противника. Поэтому создание водного экраноплана, способного доставлять морем многие тысячи тонн груза, техники и живой силы было весьма перспективным делом. Построенные две реально действующие единицы были весьма внушительных размеров. Экраноплан имел целых двенадцать подъемных двигателей и два маршевых. Вместе с полезной нагрузкой двадцатипятиметровый аппарат весил более пятидесяти тонн. Правда, при всей своей многофункциональности и успешных испытаниях, гидросамолет в серийное производство так и не пошел.

Caproni Ca.60 (1921 г)

Идея трансатлантических перелетов с целью перевозки множества пассажиров не давала спокойно спать инженерам с начала века. Соединить Старый свет с Новым скоростными авиамагистралями — дело, способное прославить дерзких гениев и принести солидную прибыль. Именно в погоне за такими решениями в 1921 году появился двадцатиметровый гидросамолет-авиалайнер, рассчитанный на перевозку ста пассажиров. Итальянцы подошли к делу с размахом — на длиннющую сигару корпуса установили три этажерки крыльев от тяжелых бомбардировщиков, которые сами состояли из трех несущих плоскостей. В итоге самолет мог похвастаться девятью крыльями, готовыми поднять его в воздух. Оставалось только убедиться в этом на испытательных полетах! Но первый полет показал недостатки подобной конструкции: поднявшись на высоту порядка двадцати метров, чудо-самолет разломился и рухнул в воду. К счастью, никто не пострадал. И сам самолет даже восстановили после крушения. Правда, дальнейших полетов он уже не совершал, а просто бесславно сгорел, возможно, в результате диверсии.

Vought V-173 «Шумовка» (1942 г)

Еще одна попытка сократить протяженность взлетно-посадочной полосы превратилась во вполне годный агрегат, за диковинный внешний вид прозванный “блинчиком”. Действительно, самолет напоминал своим профилем вышеназванное кулинарное блюдо. Несмотря на нелепый вид, самолет оказался весьма подвижен в воздухе и оправдал возложенные на него надежды. Все благодаря мощным моторам, приводящим во вращение настолько крупные винты, что они бы задевали землю на взлете, если бы не удлиненные штанги передних шасси, из-за которых кабина пилота задиралась в небо под весьма острым углом. Данный аппарат послужил прообразом для более крупного и тяжелого палубного истребителя такой же формы и схожей конструкции. В серию подобные разработки не пошли, несмотря на весьма обнадеживающие характеристики, так как Вторая мировая война на момент предполагаемого внедрения прототипов уже успела закончиться.

Stipa-Caproni (1932 г)

Если кто не видел летающую бочку, советуем ему взглянуть на детище итальянских инженеров, создавших до начала Второй мировой занятный самолет на два пилота, использовавший принцип турбовентиляторного двигателя для побега с земли. Действительно, самолет представлял из себя прототип турбины современного пассажирского авиалайнера, к которой с каждого бока прикрутили по крылу. Размеры этот толстяк имел весьма скромные, зато обходился весьма скромной силовой установкой и мог разгоняться до скорости в 130 км\час. К сожалению, военные не проявили достаточного интереса к данной разработке и ее ценность для авиаиндустрии раскрылась позднее, когда пришло время уделить внимание гражданской авиации и турбовентиляторная компоновка двигателей стала весьма привлекательной для повышения мощности силовых установок новых покорителей небес.

McDonnell XF-85 Гоблин (1948 г.)

Самолет, напоминающий блоху и по внешнему виду, и по размерам, но тем не менее, являющийся реактивным истребителем, собрали американские инженеры в конце сороковых годов прошлого века. Такой миниатюрный самолетик подвешивался, словно елочная игрушка под фюзеляжем крупного стратегического бомбардировщика и находился там во время всего затяжного полета гиганта до его точки назначения. При угрозе перехвата бомбардировщика истребителями противника, пилот малютки прекращал пить кофе и по специальному трапу занимал свое место в миниатюрной кабине. Далее, микро-истребитель отстыковывался, производил контратаку и в случае успеха вновь пристыковывался к родному пилону. Концепция на тот момент позволила бы справиться с низким радиусом действия обычных истребителей эскорта, но малые габариты “Гоблина” не позволяли ему наравне тягаться с перехватчиками противника, следовательно, свои функции по эффективной защите бомбардировщиков модель выполнять не могла. Поэтому ни о каком серийном производстве малышей не могло даже идти речи.

Русская поговорка утверждает, что «по одежке встречают, по уму провожают». Обычно ее принято интерпретировать как превосходство и приоритет «ума» над «одежкой». Похоже, пришло время по-новому взглянуть на старую мудрость.

В этом высказывании явно проглядывает пренебрежительное, а то и презрительное отношение к «одежке», что зачастую принято в России. Ведь у нас по-настоящему значимо и ценится главным образом внутреннее содержание.

И действительно, обертка, «одежка», внешность не важнее внутреннего содержания, но она должна быть достойна его. Более того, как-то так получается, что великие сущности обычно сопровождаются привлекательной оболочкой.

Как говорил Туполев: «Хорошо летать могут только красивые самолеты». И великому авиаконструктору стоит поверить.

Почти сто лет назад Россия предложила миру принципиально новый общественно-политический проект, который обещал лучшее, более справедливое устройство всему человечеству.

И этот новый проект сопровождался столь гениальными и новаторскими работами художников, поэтов, архитекторов, режиссеров и общим общественным подъемом, что мир по сей день черпает в них вдохновение.

И, наверное, не случайно внутренний упадок советского проекта отразился и во внешних формах - скучных, формально-номенклатурных, утративших свет, силу и вдохновение первых десятилетий.

Сейчас в России очень много пишут о внутреннем содержании текущих процессов в стране, разбираются в причинах и механизмах ее возрождения, в организме нового общественного единения, в символической глубине происходящего.

Запад, в свою очередь, пишет о новой русской угрозе, об эффективности российской информационной войны. При этом его наблюдения и выводы о сути происходящих в России процессов зачастую кажутся нам смешными, поверхностными и просто неумными.

Но это неважно, поскольку он, Запад, целиком и полностью прав в другом - в том, что адекватно и здраво оценивает угрозу себе, исходя не из существа изменений, а из форм, которые они принимают.

Россия ведет в мире информационное наступление, причем сразу по множеству направлений - в политике, культуре, общественных тенденциях, искусстве. Самое забавное то, что это является в значительной степени спонтанным и внутренним процессом. Россия во всем этом ищет новые смыслы и новые формы, в первую очередь для самой себя.

В этот процесс вовлечены и государство, и негосударственные структуры, и просто рядовые граждане. Причем именно государство, в силу своей традиционной бюрократической неуклюжести, чаще других действует неловко. Акция «Георгиевская ленточка» вышла из недр РИА «Новости», а «Бессмертный полк» и вовсе придумали обычные томские журналисты.

Но этот процесс возрождения носит столь масштабный и мощный характер, что даже «побочных эффектов», которые достаются остальному миру, хватает, чтобы западные эксперты и СМИ бились в алармистской истерике о том, что «русские идут».

Мультсериал «Маша и медведь» пропагандирует самые что ни есть традиционные ценности (трудолюбие, честность, доброту, заботу о других и т. д.), но в абсолютно современной упаковке. На девочке Маше сарафан и косынка, но под ними вихры короткой стрижки и модные кедики.

Сочинская Олимпиада оказалась одним сплошным доказательством того, что русские умеют делать красиво и умеют работать с современными технологиями. А «вишенкой на торте» стало то нераскрывшееся на открытии кольцо, которое оказалось столь эффектно обыграно при закрытии Игр.

Сразу после Олимпиады, практически с места в карьер, мир увидел российское представление из совершенно иной сферы. Мы гордимся тем, что Крым вернулся домой бескровно, то есть существом произошедшего. Но не менее важно то, насколько внешне красивой оказалась операция «Вежливые люди».

Пиар-кампания Российской армии, конечно, поражает своей эффектностью, эффективностью и инновационностью. В дело идут как проверенные, так и самые современные методы. Работа в соцсетях, пресс-туры для российской и иностранной прессы, целый парк «Патриот», который только начинает свою раскрутку.

Парад на 9 мая за последние годы превратился в один грандиозный аттракцион, частью которого являются и репетиции, и неожиданно размещенные камеры (в брусчатке Красной площади, на орудийных стволах танков, в кабинах истребителей), которые позволяют давать удивительные и ранее невозможные ракурсы.

Кстати, о камерах.

Недавно очередной западный эксперт разразился алармистской статьей о новом секретном оружии российской информационной войны - дронах, благодаря которым российские СМИ научились создавать чрезвычайно эффектные видео, в частности из зон боевых действий.

И вот тут мы возвращаемся от внешних форм к внутреннему содержанию.

Россия умудряется пробивать крайне негативный фон западных СМИ и интенсивнейшую информационную кампанию против себя потому, что регулярно и все чаще возникают события, которые западные СМИ не могут игнорировать, а сами по себе они несут столь грандиозный позитивный месседж, что доходят до мира даже сквозь негативные интерпретации и комментарии.

Происходит это исключительно потому, что в их основе лежит что-то очень настоящее, и дело не ограничивается привлекательной «оберткой».

Беспилотники, разумеется, есть у западных СМИ. Но именно российские военкоры регулярно лезут в самое пекло ради того, чтобы сделать соответствующий репортаж. И это то, чего западные эксперты не понимают: секретным оружием российской журналистики являются не дроны, а сами российские журналисты.

Пресловутый концерт Мариинского оркестра в Пальмире, который вызвал столь противоречивую реакцию на Западе, тоже про это. Да, это была потрясающая акция политического пиара России. Так что оппоненты совсем не зря зубами скрежещут.

Но что лежало в ее основе? А в ее основе было несколько десятков классических музыкантов, которые прилетели в воюющую страну, причем не в глубокий тыл, а близко к линии фронта.

А потом до места концерта они семь часов ехали в автобусе под палящим солнцем по этой залитой кровью земле, где в любой момент их могла подстерегать опасность. И там они сыграли - на месте, где за несколько месяцев до этого происходили массовые казни. Для каждого из музыкантов и их дирижера это действительно был акт гражданского и человеческого мужества.

Именно это мужество - и музыкантов, и павшего под Пальмирой смертью храбрых Александра Прохоренко - наполнило истинным высоким смыслом и символизмом концерт в древнем городе, несмотря ни на какие прагматичные соображения его организаторов.

Так что Запад, который беспокоит информационная и идеологическая экспансия России, абсолютно прав в своих опасениях. Россия предлагает миру альтернативу, причем эта альтернатива - и содержательно, и по форме - настолько мощная, что она все чаще и все успешнее противостоит тотальной антироссийской кампании Запада.

Думаю, что конструктор Туполев был бы сегодня доволен: из современной России получается очень красивый самолет.

НЕКРАСИВЫЙ САМОЛЕТ НЕ ПОЛЕТИТ

Напоминаю прекрасные слова покойного академика Андрея Николаевича Колмогорова: «В математике важна эстетическая сторона - красивая гипотеза часто приводит к истине».

Есть и заметное влияние искусства на науку. Не перестаю повторять поразительное по своей парадоксальности высказывание Альберта Эйнштейна: «Достоевский дает мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс». А ведь Гаусс - выдающийся математик!

Именно со слов этих известнейших людей мы и хотим начать разговор в великом двуединстве «наука - искусство», двуединстве, к которому имел прямое отношение Олег Константинович Антонов - конструктор-художник-поэт.

Скажут: Антонов создатель самолетов, талантливый конструктор. Все остальные его увлечения - типичное «хобби», так сказать, необходимые, но не обязательные условия для разрядки после научных трудов.

В том-то и дело, что это далеко не так. Антонов был типичным выразителем тех новых замечательных процессов.

которые происходят в конце второго тысячелетия (если считать по большому счету) в результате научно-технической революции, охватившей все стороны жизни.

Постараемся разобраться в этом сложном и чрезвычайно интересном процессе.

Неисповедимы пути развития науки, но в этом стремительном процессе, приведшем нас к научно-технической революции, можно усмотреть свои закономерности. Когда-то, в далекие годы становления науки, ученый всеобъемлюще охватывал едва ли не все отрасли человеческого знания и культуры. В его представлении наука не дробилась на отдельные зоны или участки. Точные науки вплотную подступали к искусству. Гигант-ученый творил почти с одинаковым успехом в разных областях своей жизнедеятельности.

Таким был великий Леонардо да Винчи. Гениальный художник, гениальный изобретатель, гениальный провидец… Технические творения великого итальянца по значимости своей равновелики его творениям как художника. Создавая конструкции на уровне своего века, ученый смело вглядывался в контуры будущего. Он дал проекты летательных аппаратов, о которых и не мыслилось в то время. С самоотверженностью врача-новатора он вторгался в заповедную тогда область анатомии.

Таким же разносторонним был Михаил Ломоносов. Занимаясь астрономией, открывая новые законы в развитии химии, он писал стихи, закладывая основы русской поэзии. И не зря в одной из ранних французских энциклопедий было записано для потомков: «Выдающегося химика Ломоносова просим не пугать с известным поэтом Ломоносовым». Да, это он, великий Ломоносов, одновременно поэт и ученый, создавал к тому же прекрасные мозаичные картины.

У людей, подобных гигантам далекого прошлого, не существовало резкой границы не только между науками, но и между наукой и искусством. Весь комплекс человеческих знаний и мировидения замыкался в их сознании в магический круг талантливо разрешаемых реальных проблем.

Но шли годы, и во все усложняющейся науке начался процесс дробления общего на обособленные отделы. Не в силах охватить умом громаду знаний, ученые специлизировались на узких участках, замыкаясь в кругу отдельных отраслей, школ и направлений. Только физик. И куда уж там быть одновременно художником, поэтом или ваятелем! Специализация достигла, казалось, такого уровня, что ученый переставал понимать своего соседа по науке, занятого околостоящими проблемами. Только математик. Только механик. А ведь некогда было иначе: только Ломоносов, только Леонардо…

Но годы шли. Ничто не вечно под луной. И вновь на пути научной революции стали вспыхивать новые огни, высвечивавшие и новые тенденции. Родились науки, объединяющие, казалось, несоединимое, математика сплетала своей железной нитью раздробленные знания по различным разделам. Юная кибернетика пришла в медицину. Изучение космоса привело и к лучшему познанию геологии планеты. Эти процессы послужили объединению ранее не связанных, даже, казалось бы, антагонистических наук.

Непреложная истина заключается в том, что новое в развитии науки часто создается на пограничных областях, близ рубежей, некогда разъединявших ученых. Все это заставило пересмотреть торжествовавшую концепцию узкой специализации в сторону универсализма.

Современный ученый категорически обязан знать, что делается на соседних участках науки. Нередко вторжение на «чужую» территорию вызывает новый скачок знаний. И чем неожиданнее и, кажется, несопоставимее подобное вторжение, тем больше результатов мы вправе ожидать от этой обратной связи в науке.

Сегодня четко просматривается новый процесс, наметившийся в мире науки. Ученые как бы возвращаются к тому, уже позабытому универсализму прошлого, который щедро рождал Ломоносовых и Леонардо.

Можно с уверенностью говорить о том, что развитие науки, как части человеческой культуры, делает сегодня еще один спиральный виток своей эволюции, при этом диалектически возвращая ученых к широчайшему охвату всего горизонта, познания от науки до искусства. Этот процесс мы обобщенно называем единым словом - творчество.

Творческий процесс развивается по диалектической спирали. От общего к частному и от частного вновь к общему - таков путь творчества, непрерывно обогащаемый в потоке времени все новыми и новыми достижениями в области и науки, и искусства.

Мы наблюдаем сегодня, как две нити - нить науки и искусства - как бы сплетаются по спирали, непрерывно обогащая друг друга. Странно, но это предсказано в старых оккультных трактатах.

Вот здесь мы и подходим к тому основному, с чего мы начали наш разговор: современная наука делает сегодня еще один виток, обращаясь, например, даже к творческим находкам в области научно-фантастической живописи, пронизанной конкретным ощущением будущего.

И что поразительно - витки двух спиралей в области науки и искусства переплетаются между собой, как двойная генетическая спираль ДНК - носителя жизни. В ее таинственных недрах заложены ядрышки грядущих возможностей - гены будущего. Не в этом ли живая связь внешне несоединимых науки и искусства?

И что самое главное - искусство как бы становится составной частью науки и обратно, живые соки науки питают современное искусство.

В этом мы убедились и на выставке «Ученые рисуют», которая проходила в самом центре Киева в новом выставочном зале. Было это в 1981 году, когда Олег Константинович - кому же еще? - взял на себя заботы по ее организации.

Под сводами выставочных залов были собраны полотна и графические работы известнейших в стране ученых и конструкторов.

Перед посетителями выставки - несколько полотен Генерального конструктора. Героя Социалистического Труда академика Олега Константиновича Антонова. Годы властны и не властны над творчеством конструктора и художника. Ведь создатель сверхтяжелого крылатого «Антея» и самого грузоподъемного в то время самолета в мире - «Руслана» обращался к палитре и стихам, невзирая на возраст. Его картины преимущественно голубого, пастельного оттенка. Упругая прозрачность воздуха, сквозь который художник, словно с птичьего полета, удивительно по-молодому видит окружающий мир. Годы идут, а мир на полотнах остается тот самый, его.

Прекрасна картина «Наша Родина». Как бы пролетая среди пухлой громады кучевых облаков, зритель озирает родную страну в необыкновенном ракурсе - это взгляд пилота С такой же зоркостью ученый-художник всматривается и в микромир в картине «Строение материи» или пытается ассоциировать свои чувства с такими отвлеченными понятиями, как «Ярость», или такими социально насыщенными, как «Битва за мир». Зрелые работы зрелого художника. Непросто поверить, что это произведения всемирно известного конструктора самолетов.

И он не одинок в этом. Где-то рядом - картины основоположников космонавтики члена-корреспондента АН СССР Михаила Клавдиевича Тихонравова, академика Бориса Николаевича Юрьева, патриарха отечественной авиации Константина Константиновича Арцеулова.

Творчество этих всемирно известных ученых-конструкторов и летчиков сродни искусству. Их стремления как бы иллюстрируют слова О. К. Антонова, обращенные прежде всего к молодому поколению:

«Ребенок буквально с первых шагов жаждет творить. Он ведь творит и когда ломает - он исследует. Эту жажду надо поддерживать, разжигать. Недопустимо заточать ребенка в тиски наших взрослых „можно“, „нельзя“, „сиди смирно“! Чего бы достигло человечество, если бы состояло лишь из людей, утрированно благоразумных?..

Я за расквашенные носы, за ссадины на коленях, за мозоли на руках. Пусть ребята спорят, ошибаются, исправляют ошибки, учатся обращаться с инструментами, линейкой, кистью. Пусть не боятся трудностей, стремятся летать дальше, выше, быстрее.

Однако надо помнить и другую простую истину, некрасивый самолет не полетит. Крылья необходимы каждому, не только тем, чья судьба прямо связана с авиацией».

Последние слова относятся к нам, к художникам, к конструкторам, рабочим, летчикам и автомобилистам, к тебе, читатель.

Обращаясь к молодежи, выдающийся конструктор раскрывает эту тайну научного творчества - непреложную связь науки с искусством.

Некрасивый самолет… О, как плачевна участь его создателей. Их детищу не видать неба!

К любому виду научной и технической деятельности обязаны мы отнести этот принцип. Только гармония - сочетание красоты и рациональности - дает подлинные результаты в любой области творчества.

Последнее относится и к выдающемуся одесскому врачу-глазнику Н. Филатову, специалисту в области сварки Б. А. Смирнову-Русецкому, кандидату технических наук М. Д. Стерлиговой, московскому профессору-математику А. Т. Фоменко. Их картины новаторски свежи, а мастерство вне сомнения.

Они окрылены высокими стремлениями, о чем прекрасно высказался Анатолий Тимофеевич Фоменко:

«Есть много общего между математикой и живописью, наукой и искусством. И главное, ученый и художник идут к открытию неведомого, не познанного до них, а совершив это открытие, увлекают за собой других».

Не в этом ли заложен закон творчества? Ведь он распространяется не только на живопись, но и на поэзию. Многие ученые, конструкторы пишут стихи и не только для семейных альбомов.

В издательстве «Советская Россия» двумя изданиями выходила поэтическая книга «Муза в храме науки». В ней широко представлено поэтическое творчество ученых. Среди них поэт Олег Антонов.

И что интересно, многие из поэтов были представлены и в каталоге выставки «Ученые рисуют». Они и поэты, и художники, и ученые. А их критики? О, они почти всегда лишь критики.

Круглый день у подъезда этой выставки толпились люди, желая приобщиться к таинству творчества во многих областях.

Ученые разрабатывают новые теории. Ученые рисуют. Ученые пишут стихи. Ученые творят… Глаза разбегаются у гостей выставки. Но в них - отблески извечных тайн и таинств.

В книге отзывов на выставке «Ученые рисуют» помещены стихи кандидата биологических наук Н. Бромлея.

Это ложь, что в науке поэзии нет.

В отраженьях великого мира

Сотни красок и звуков уловит поэт

И повторит волшебница-лира.

Настоящий ученый - он тоже поэт,

Вечно жаждущий знать и предвидеть.

Кто сказал, что в науке поэзии нет?

Нужно только понять и увидеть.

Понять и увидеть… Оставить в памяти вот этот добрый десяток полотен покойного президента Академии наук СССР академика А. Н. Несмеянова, перу которого принадлежит к тому же более 300 стихотворений. Ему, выдающемуся химику-органику, эти прекрасные пейзажи и натюрморты так же нужны, как глоток ключевой воды, как сердечный порыв, как глубоко поэтические строки о сущности жизни.

Поэзия и живопись помогали основателю космической биологии - ученому-новатору Александру Леонидовичу Чижевскому. Создавая свою знаменитую теорию влияния солнечных циклов на жизнь, ученый писал (или слышал свыше?) прекрасные стихи и рисовал романтические пейзажи. Кстати, стихи его ценили такие гиганты, как Владимир Маяковский, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин.

И разве не о той же связи науки с искусством говорит нам творчество члена-корреспондента АН СССР Дмитрия Ивановича Блохинцева? Выдающийся физик, руководивший строительством первой в мире атомной электростанции, был и поэтом, и своеобразным художником. Кроме важнейших теоретических статей по ядерной физике, Блохинцев не раз публиковал самобытные теоретические статьи о природе творчества, подчеркивая сходство творческих процессов в науке и искусстве.

Всем известно, что соратник Ленина, пионер электрификации нашей страны, академик Глеб Максимилианович Кржижановский сочинял стихи. Слова знаменитой «Варшавянки» принадлежат ему. До сих пор обнаруживаются новые произведения ученого-революционера, написанные им в тюрьме и ссылке.

А вот строки стихов еще одного ученого - выдающегося советского генетика, академика Николая Петровича Дубинина. Как образно пишет он о величественной реке, где он работал в свое время орнитологом, будучи по наветам академика Лысенко выслан на Урал в годы репрессий за свою приверженность генетике:

На заре Урал мой синий-синий,

Будто сталь Дамаска в серебре.

Изгибаясь, режет он пустыню,

Лебедей скликая по весне.

Интересны стихи Героя Социалистического Труда академика Игоря Васильевича Петрянова - химика, всемирно известного специалиста в области аэрозолей:

Вот эти руки могут сделать все.

Захочешь, целый мир построю ими, -

Вот этими, умелыми, моими…

А сколько песен написал я ими -

Вот этими умелыми, моими…

Ведь эти руки могут сделать все.

Да, эти руки могут сделать все.

А вот тебя не удержал я ими -

Вот этими умелыми, моими,

Хоть эти руки могут сделать все.

Какая лаконичность и какая поэтическая сила в этих повторах образа всесильных и таких бессильных рук.

И, наконец, стихи еще одного выдающегося ученого - Героя Социалистического Труда, академика Николая Алексеевича Шило. Геолог, он многие годы работал на Востоке и на Крайнем Севере - потому-то литературные произведения его посвящены суровой природе этого края.

Холодный небосвод, и бледная луна,

Негреющее солнце над землей.

Здесь нет деревни, даже нет гумна -

Суровый мир склонился надо мной.

Мне эта мерзлая земля мила,

В пуржистый день, звенящий на ветру,

Когда метель просторы подмела.

Как мать избу, проснувшись поутру.

Невольно хочется задать вопрос:

Кто же здесь физик? А кто лирик?

Они срослись в едином образе талантливого человека. Это творчество освещает своим светом лик его.

А вот стихи из той же книги Олега Константиновича Антонова. Он назвал их «Шум дождя».

Торопливый шум дождя

Все сильнее, все сильнее…

Только этот шум - не шум -

Это музыка дождя!

Капли падают, текут,

По стеблям, скользя к земле,

По травинкам, по травинкам

Капли прыгают, блестя,

В ручейки соединяясь,

По стволам бегут к земле

И с листочка на листочек -

Это музыка дождя.

Танец жемчуга в ветвях.

Скачут, падают, текут

Под корнями теплой влагой,

Растворяя соль земли.

Шелковистый шум и звоны -

Тише музыка дождя.

Частым гребнем, частым гребнем

Дождь расчесывает ветры.

Лужи черные с тревогой

В небо темное глядят.

…Беспокойный шум капели.

Тихой музыки дождя.

Чувство красоты не изменяет поэту, всю жизнь строившему самолеты.

Как понять ваше высказывание о красивом самолете? - спросили как-то Антонова.

Мне кажется, что у нас в авиации чувствуется особенно отчетливо, - ответил Антонов непонятливому интервьюеру. - тесная взаимосвязь между высоким техническим совершенством и красотой. Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не летает. Это не суеверие, а совершенно материалистическое положение. Здесь получается своего рода естественный отбор внутри нашего сознания. В течение долгих лет складывались какие-то чисто технические, расчетные и экспериментальные, проверенные на практике решения. Располагая этой частично даже подсознательной информацией, конструктор может идти часто от красоты к технике, от решений эстетических к решениям техническим.

По словам Антонова, большое значение в работе конструктора имеет также его художественное образование.

Вот почему умение рисовать, говорит он, так важно для конструктора. Вот почему конструктор, беседуя с конструктором, не расстается с карандашом. Разговаривая, объясняя, он рисует. Несколько штрихов - и идея конструкции становится яснее…

Недаром Дидро, глава французских философов-энциклопедистов XVIII века, утверждал:

«Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области науки, искусств и ремесел».

Как это верно! То, что Олег Константинович во всех тонкостях знал живопись, понимал искусство, явствует из его переписки с командиром французских летчиков эскадрильи «Нормандия - Неман» в 1977 году.

«Глубокоуважаемый г-н Пьер Пулярд!

Сердечно поздравляю Вас с присуждением Вам международной Ленинской премии за укрепление мира между народами.

Пользуюсь случаем поблагодарить Вас за чудесный подарок, который доставил мне огромную радость. Он ценен для меня вдвойне: во-первых, как мастерское воспроизведение одной из ранних работ импрессионистов; во-вторых, как работа нашего большого друга, командира славной эскадрильи „Нормандия - Неман“.

Я очень люблю искусство импрессионистов, совершивших один из величайших переворотов в искусстве, восхищаюсь их стойкостью в отстаивании своих эстетических убеждений, своего видения мира.

В изданных у нас книгах, посвященных импрессионизму (напр., Дж. Ревальда и ряда советских авторов), а также тех, что мне удалось приобрести во Франции, наряду с именами Мане, Моне, Писарро, Сислея, Ренуара, Дега и Сезанна, довольно редко встречается имя Берты Моризо.

Не кажется ли Вам, что, несмотря на относительно скромную роль в становлении импрессионизма, ее произведения, по крайней мере те, что мне удалось видеть, сейчас, по прошествии ста лет, кажутся удивительно современными?

У нас ее работы совсем мало известны. Впрочем, даже в замечательных передачах не упомянуто ни одно полотно Берты Моризо.

Мне кажется, что ее когда-нибудь „откроют“, так, как, например, „открыли“ Яна Вермера Делфтского.

Посылаю Вам диапозитивы некоторых своих любительских работ: „Наша земля“, „Катастрофа“.

С наилучшими пожеланиями, искренне Ваш Антонов».

Антонов горячо поддерживал и никому не известного художника Алексея Козлова, с которым был знаком и творчество которого он высоко ценил.

Сохранилось письмо академика, адресованное директору Государственной Третьяковской галереи с просьбой поддержать талантливого человека.

Вот это письмо:

«Десять лет тому назад я познакомился с работами Козлова - художника весьма своеобразного и глубоко национального.

Он простой солдат, участник ВОВ, по возвращении в свое село Пышуг Костромской области и окончании художественного техникума целиком отдался живописи.

Многие годы бедствовал, жил впроголодь…

Одно из его произведений, по моему мнению, заслуживает быть приобретенным возглавляемой Вами ГТГ.

Речь идет о портрете его друга - лесника Киприяна Залесского. Это не портрет отдельного человека. Это собирательный образ русского человека, видимого сквозь призму всей удивительной истории нашего народа. Вещь и поэтическая, и глубоко философская. Живопись ее превосходна. Она вполне может быть поставлена в ряд с лучшими мировыми портретами кисти Веласкеса, Валентина Серова, Модильяни, Нестерова. Портрет Киприяна Залесского находится, как и все остальное, им написанное, у него дома, в мастерской: Савеловский пер., 8, кв. 6.

Антонов».

Пример с художником Козловым не единичен.

Известны многие случаи, когда Олег Константинович вступался за художников.

Его взгляд на живопись был своеобразен и, безусловно, самобытен.

Глядя на картину, - говорил Антонов, - ищите проекцию, где все линии сходятся в одной точке. Найдете, тогда все мгновенно просветится. В этом чудо искусства. Тогда картина Платонова «Снег идет» неожиданно начинает вас согревать. И наоборот, картина «Пожар» холодит. В этом магия живописи, заключает Антонов.

Из книги О космолетах автора Феоктистов Константин Петрович

РАКЕТА, САМОЛЕТ ИЛИ РАКЕТНЫЙ САМОЛЕТ? Сколько бы ни говорили о будущих кораблях и станциях, не только конструктивные проблемы определяют возможность и экономику их создания. Такова уж природа космонавтики, что во все времена многое будет зависеть от средств сугубо

Из книги Фронт до самого неба (Записки морского летчика) автора Минаков Василий Иванович

Красный самолет Вряд ли возможно теперь узнать, кому принадлежала эта идея. Простая, как все гениальное, - вспоминали мы после, полушутя. Гениальное - это, положим, слишком. Но вспоминали же, и не раз. Всякий раз, когда требовалось найти единственное возможное решение из

Из книги Мы - дети войны. Воспоминания военного летчика-испытателя автора Микоян Степан Анастасович

Глава 22 Самолет СУ-15 Продолжу рассказ о перехватчиках ОКБ П. О. Сухого. Начиная с 1960 года самолеты Су-9 стали поступать в некоторые строевые полки ПВО. Так как государственные испытания еще не были завершены, мы выпустили «Предварительное заключение», чтобы они имели

Из книги Самолеты летят к партизанам (Записки начальника штаба) автора Верхозин Александр Михайлович

Самолет сел без летчика Экипаж молодого командира корабля Леонида Шуваева состоял из боевых комсомольцев. Задания они выполняли старательно, с огоньком. Им доверяли бомбить фашистские войска и летать на выброску грузов партизанам.При подготовке к «рельсовой войне»

Из книги Туполев автора Бодрихин Николай Георгиевич

Главный самолет В начале 1950-х годов, с появлением ядерного оружия, обострившаяся международная политическая обстановка требовала скорейшего усиления стратегической составляющей советской военной авиации.Сталину очень понравился самолет Ту-16, и, вызвав однажды

Из книги Анатолий Серов автора Чалая Зинаида Акимовна

Самолет Это был первый увиденный Анатолием самолет. Конечно, и раньше, бывало, пролетит стальная птица высоко над полем или городом, и глаза мальчишки провожают ее, пока она не скроется вдали. Толе тогда было меньше годков, и «аэроплан» еще не владел его воображением.Но с

Из книги «Пламенные моторы» Архипа Люльки автора Кузьмина Лидия

Су-27 – самолет-легенда В конце 60-х годов в США шла напряженная работа над созданием нового сложного специализированного истребителя завоевания превосходства в воздухе F-15. Отзвуки этой целенаправленной широкомасштабной деятельности доходили и до наших конструкторов.В

Из книги Крылатые гвардейцы автора Сорокин Захар Артемович

Самолет не вернулся В октябре на Кольском полуострове уже настоящая зима. Вместе с ней приходит полярная ночь. Земля плотно окутывается снегом, начинаются сильные морозы, налетают снежные заряды. Мне, привыкшему к южному климату, такая ранняя и суровая зима была в

Из книги Цель жизни автора Яковлев Александр Сергеевич

Ракета и самолет Грандиозные успехи ракетной техники. - Вытеснят ли ракеты авиацию? - Мнения зарубежных специалистов. - Самолеты недалекого будущего. - Из Москвы в Нью-Йорк за 3–4 часа. - И ракета и самолет! - Поездка на полигон. - Правительство знакомится с новыми

Из книги Неизвестный Лавочкин автора

Самолет «130» Эту машину проектировали под двигатель АШ-83. Ожидалось, что ее максимальная скорость достигнет 725 км/ч на высоте 7500 м, дальность – 1450 км, а потолок – 10 500 м. Но запланированного двигателя, как вы уже знаете, так и не дождались, и его заменили испытанным в боях

Из книги Неизвестный «МиГ» [Гордость советского авиапрома] автора Якубович Николай Васильевич

Самолет «152» После Ла-150 на роль первой боевой машины ОКБ-301 стал претендовать самолет «152», построенный с учетом уже накопленного опыта. Сохранив классическую схему предшественника, новый истребитель был в значительной степени переделан. Он стал среднепланом и больше

Из книги Страницы из летной книжки автора Голубева-Терес Ольга Тимофеевна

Жду самолет 28 декабря 1995 года88°22’55’’ ю. ш., 80°38’03’’ з. д.День тихий. Белая мгла. Я сделал приспособление для компаса. Шел 12 часов. Жду, когда прилетит самолет и сбросит мне продукты. Осталось на два

Из книги автора

Самолет - в дым «...12.1.45 в 20,47 час. произошла поломка самолета По-2. Самолет оторвался перед самыми направляющими воротами, но высоту не набрал... Нагрузка: 6 бомб...» Я думаю: что такое везение? Вспоминаются мне самые первые мои полеты, когда хочется отличиться. Вокруг все в

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: