Кто собственник авиакомпании вим авиа. Скандал с «ВИМ-Авиа»: бегство владельцев, задержания и жесткая реакция Путина. Улетел, но не обещал вернуться

Проблемная авиакомпания "ВИМ-Авиа", из-за мошеннических действий руководства которой на зарубежных курортах застряли около 38 тыс. пассажиров, а кредиторская задолженность превысила 7 млрд рублей, лишилась своего менеджмента и владельцев.

Генеральный директор "ВИМ-Авиа" Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева задержаны в рамках дела о крупном мошенничестве, говорится в сообщении на сайте Следственного комитета РФ. В ближайшее время обоим фигурантам будет предъявлено обвинение, после чего следствие планирует ходатайствовать перед судом об избрании в их отношении меры пресечения.

А совладельцы "ВИМ-Авиа" Рашид и Светлана Мурсекаевы "поспешно покинули страну, и, по имеющейся у следствия информации, находятся за границей", отметили в СК. В связи с этим принимаются меры к установлению их местонахождения. "В настоящее время продолжаются следственные действия, направленные на установление всех лиц, причастных к хищению денежных средств, и обстоятельств преступления", говорится в сообщении пресс-службы.

Супруги Мурсекаевы будут объявлены в розыск по уголовному делу о мошенничестве, сообщили ТАСС в правоохранительных органах. "Их местонахождение пока не установлено. Они будут объявлены сначала в федеральный, а затем, возможно, и в международный розыск", - сказал собеседник агентства. По его словам, Рашид Мурсекаев в четверг должен был явиться на допрос к следователю, накануне ему была направлена повестка.

В рамках возмещения ущерба пострадавшим от этого мошенничества будет наложен обеспечительный арест на имущество совладельцев и руководства компании. Вскоре им может быть заочно предъявлено обвинение и выдана санкция на заочный арест.

Накануне ТАСС сообщили в правоохранительных органах, что следователи допросили Александра Кочнева в качестве свидетеля по делу, а затем его повторно вызвали на допрос. Источник в четверг уточнил, что гендиректор был задержан по результатам допроса в СК. "Это был повторный допрос, накануне его допросили как свидетеля, к следователям он явился сам", - сказал собеседник агентства.

После массовых задержек и отмен рейсов авиакомпании "ВИМ-Авиа" было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество в особо крупном размере"). Официальный представитель СК РФ Светлана Петренко сообщила, что по поручению главы ведомства Александра Бастрыкина дело было передано в центральный аппарат СК.

По данным следствия, с 22 сентября должностные лица авиакомпании, заведомо зная, что средств для закупки топлива не хватает, в том числе в аэропорту Домодедово, не имея договоров с другими поставщиками и, таким образом, не обладая возможностью перевозить пассажиров, продолжали продавать билеты на рейсы. В итоге руководством было получено более 1 млн рублей.

На этой неделе "ВИМ-Авиа" признала, что у нее нет средств для продолжения операционной деятельности, после массовых задержек рейсов из-за задолженности за топливо примерно в 500 млн рублей. Авиакомпания попросила Минтранс "рассмотреть возможность срочного предоставления госгарантий" на 800-840 млн рублей для оплаты топлива и организации вывоза пассажиров из-за рубежа. Владелец компании Рашид Мурсекаев опубликовал видеообращение, в котором извинился перед пассажирами за задержки рейсов из-за нехватки средств.

Самолеты "ВИМ-Авиа" были задержаны в аэропортах за долги в России и за границей - в частности, в Испании, Бельгии, Турции и Франции. Во Внуково из Домодедова перелетели только четыре борта из 29. За вторник-среду "ВИМ-Авиа" выполнила всего около 10 рейсов.

Оказавшиеся "невозвращенцами" российские граждане, которые в основном находятся на курортах Турции и Греции, теперь надеются только на помощь других авиакомпаний.

Греческая EllinAir вернет 245 пассажиров "ВИМ-Авиа" из Ираклиона в Москву, передает ТАСС. Кроме того, к вывозу пассажиров планируется подключить авиакомпанию "Ямал" и "Сибирь".

Для вывоза туристов из Антальи 28 сентября будут задействованы три самолета "ВИМ-Авиа", которые были выпущены накануне из аэропорта Домодедово с дозаправкой во Внуково. Они совершат по два оборотных рейса для доставки из Турции порядка 1,5 тыс. пассажиров.

В Росавиации сообщают, что российским авиакомпаниям, которые перевезут пассажиров регулярных рейсов "ВИМ-Авиа", будет выделено около 200 млн рублей из федерального бюджета на 2018 год. Однако речь идет только о внутренних рейсах "ВИМ-Авиа".

Сама "ВИМ-Авиа", которой Минтсранс на полмесяца восстановил пассажирские авиаперевозки под свои гарантии, также получит от государства полмиллиарда рублей субсидий на авиаперевозку. Впрочем, эксперты уверены, что такие вливания компанию не спасут и это всего лишь отсрочка ее неизбежного конца существования.

В настоящее время у "ВИМ-Авиа", замыкающей топ-10 авиакомпаний РФ по объему пассажирских перевозок, есть шесть банков-кредиторов, а ее долг составляет примерно 7 млрд рублей.

В ночь на четверг было объявлено , что самолеты "ВИМ-Авиа" будут выполнять полеты до середины октября. Пассажирам с датой выполнения регулярного рейса с 16 октября и позже рекомендовано для возврата денег сдавать билеты по месту их приобретения.

В среду Владимир Путин на совещании с членами правительства объявил главе Минтранса Максиму Соколову о неполном служебном соответствии из-за ситуации с "ВИМ-Авиа", а курирующего проблемы транспорта вице-премьера Аркадия Дворковича обвинил в недостаточном внимании к отрасли.

Владельцами "ВИМ-Авиа" являются Светлана и Рашид Мурсекаевы. По данным системы "СПАРК-Интерфакс", выручка компании в 2016 году составила 17,17 млрд рублей, при этом компания отразила в отчетности по РСБУ небольшую прибыль - 89 млн рублей. Согласно данным "СПАРКа", Светлана Мурсекаева недавно заложила часть своей доли ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа" - 5% уставного капитала - в банке "Зенит".

По данным СК, они бежали за границу. При этом с самого утра адвокаты не могли с ними связаться, поэтому предположили, что те находились на допросе. По мнению следователей, руководители компании знали, что денег, вырученных с продажи билетов, не хватит на реализацию обязательств

В Следственном комитете заявляют, что владельцы компании «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы бежали за границу. Устанавливается их местонахождение, сообщила официальный представитель СК Светлана Петренко. По ее словам, в деле «ВИМ-Авиа» также прошли первые задержания:

Светлана Петренко официальный представитель Следственного комитета России «Следственным комитетом задержаны генеральный директор компании «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев, а также главный бухгалтер Екатерина Пантелеева. В ближайшее время им будет предъявлено обвинение, после чего следствие планирует ходатайствовать перед судом об избрании в отношении фигурантов уголовного дела меры пресечения. Совладельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы поспешно покинули страну и, по имеющейся у следствия информации, находятся за границей, в связи с этим принимаются меры к их нахождению. В настоящее время продолжаются следственные действия, направленные на установление всех лиц, причастных к хищению денежных средств, и обстоятельств преступления».

Информированный источник сообщил «Интерфаксу» , что Мурсекаев покинул Россию 26 сентября через аэропорт «Шереметьево». Источники ТАСС в правоохранительных органах сообщают, что «совладельцы «ВИМ-Авиа» будут объявлены сначала в федеральный, а затем, возможно, и в международный розыск».

Сегодня, 28 сентября, Мурсекаев должен был явиться на допрос к следователю, так как накануне ему направили соответствующую повестку. Однако с самого утра с ним не могли связаться даже его адвокаты, поэтому они предположили, что Мурсекаев уже на допросе и, следовательно, находится в России. Об этом сообщила Business FM Надежда Архипова — представитель юридической компании «Юков и партнеры», которая осуществляет адвокатскую поддержку «ВИМ-Авиа»:

Надежда Архипова представитель юридической компании «Юков и партнеры» «В связи с тем, что Рашид Мурсекаев в последние сутки не выходил на связь, было сделано предположение, что его задержали».

По данным системы «СПАРК-Интерфакс», у Светлана Мурсекаевой 99% «ВИМ-Авиа», в то время как у ее мужа Рашида всего 1%. РБК со ссылкой на источник в СК пишет, что Мурсекаеву будет предъявлено заочное обвинение.

Сообщалось, что следователи заподозрили руководителей «ВИМ-Авиа» в получении 1 млн рублей за счет реализации билетов. Предполагается, что они знали, что денег на исполнение обязательств не хватит.

Уголовное дело о хищении денежных средств пассажиров авиакомпании «ВИМ-Авиа» по поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина передано в центральный аппарат СК. Им займется управление по расследованию особо важных дел.

Может ли усугубить дальнейшую судьбу совладельцев «ВИМ-Авиа» тот факт, что они покинули страну, а не стали сотрудничать со следствием? Комментирует партнер адвокатского бюро «А2» Михаил Александров:

Михаил Александров партнер адвокатского бюро «А2» «Сам факт того, что он улетел, никак о его виновности не говорит или о невиновности. Другой, наверное, момент: если все-таки он будет задержан, то повышается значительно шанс на то, что ему будет избрана мера пресечения, связанная с ограничением свободы — либо домашний арест, либо заключение в СИЗО. Отследить, как именно он покинул РФ, на это у нас есть все следственные органы, правоохранительные, наверняка они установят, как он покинул Российскую Федерацию».

В СМИ разошлись фотографии офиса авиакомпании «ВИМ-Авиа» по ее юридическому адресу. Это небольшая комнатушка в деревне в 100 километрах от Казани.

Чтобы добраться туда из столицы Татарстана, у корреспондентов «Татар-Информ» ушло примерно полтора часа поездки на автомобиле и еще час на то, чтобы отыскать необходимое здание, затерявшееся среди непримечательных построек на окраине поселка. На воротах замок.

«Помещение пустое стоит, там никто не работает. Как вывеску поставили в прошлом году, они там ходили, а после этого никого не было видно»», — рассказал журналистам охранник.

Минтранс заявил, что регулярные рейсы перевозчика будут выполняться до 15 октября. Билеты с вылетом после этой даты рекомендуется сдать.

Совладелец "ВИМ-Авиа" Рашид Мурсекаев и его жена Светлана, которая также имеет долю в авиакомпании, 26 сентября покинули Россию, 25 сентября Следственный комитет возбудил против руководства "ВИМ-Авиа" уголовное дело о мошенничестве. По версии следствия, должностные лица авиакомпании, не имея денег и договоров на закупку топлива для самолетов и "возможности выполнить обязательства по перевозке пассажиров", продолжали продавать авиабилеты и получили "за это путем обмана денежные средства в размере свыше 1 миллиона рублей".

Об отъезде Мурсекаева стало известно вечером 27 сентября, об этом сообщили источники "Интерфакса" и глава Росавиации Александр Нерадько. "Мурсекаев покинул страну еще во вторник, улетел из Шереметьево, – говорили они. – По некоторым данным, он из "Внуково" улетел в Турцию, предположительно в Стамбул". Нерадько, выступая в Госдуме, сообщил, что Мурсекаева вызвали на специальное совещание из-за задержек рейсов, но он на него не явился. "На телефонные звонки перестал отвечать, – сказал Нерадько. – Предполагаю, что его уже нет на территории РФ". Затем источники РБК подтвердили , что "Мурсекаев с семьей покинул страну", улетев в Стамбул.

Утром 27 сентября Мурсекаев должен был появиться на специальном совещании в Госдуме и оплатить из личных денег текущие расходы авиакомпании в размере 50 миллионов рублей, сообщил глава Росавиации Нерадько.

Ранее Нерадько говорил, что у "ВИМ-Авиа" скопилась огромная задолженность за авиационное топливо, из-за этого 23 сентября авиакомпании пришлось отложить на неопределенное время 15 своих рейсов. В понедельник 25 сентября она задержала еще 20 регулярных рейсов и отменила все чартерные. Кроме того, оставшиеся полеты "ВИМ-Авиа" пришлось перенести во Внуково, потому что Домодедово (домашний аэропорт авиакомпании) отказался заправлять ее самолеты в долг. Несмотря на все проблемы с оплатой топлива, авиакомпания продолжала продавать билеты на свои рейсы.

Нерадько также заявлял, что по итогам последней финансовой проверки "ВИМ-Авиа" в 2016 году у авиакомпании не было выявлено никаких проблем. На его слова жестко отреагировал президент России Владимир Путин. Он потребовал разработать новые кретерии проверки авиакомпаний, которые будут лучше выявлять финансовые проблемы. Также он заявил министру транспорта Максиму Соколову о "полном служебном несоответствии" и раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича, который курирует транспорт, за то, что тот не справляется с ситуацией.

На совещании с правительством глава государства подверг жесткой критике ситуацию вокруг авиакомпании "ВИМ-Авиа". "Мы сейчас с председателем правительства обсуждали это, я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера: вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Недостаточно. Может быть, вы перегружены слишком? Мы уже говорили об этом", – обратился президент к Аркадию Дворковичу.

"И хочу министру сказать [Максиму Соколову]: я объявляю вам о неполном служебном соответствии", - обратился глава государства к главе Минтранса.

Кроме того, Путин подверг критике критерии министерства, которые не позволили предотвратить кризисную ситуацию вокруг авиакомпании.

"Мы вчера с министром [транспорта] на этот счет разговаривали. Максим Юрьевич [Соколов] мне сказал о том, что эта компания полностью соответствовала всем критериям [предъявляемым к перевозчикам]", – сообщил Путин на совещании с членами правительства. "Он мою реакцию знает, не буду [ее] повторять, но в одной части повторюсь: если вы выработали такие критерии, то чего они стоят?" – поставил вопрос президент.

Путин потребовал от Соколова "быстро и эффективно" решить проблему вокруг "ВИМ-Авиа" и представить предложения по усилению регулирования сферы авиаперевозок.

ТАСС, 27 сентября


Из-за задержек рейсов "ВИМ-Авиа" 23 сентября постарадали около трех тысяч человек, а из-за отмены всех чартерных рейсов двумя днями позже — до 80 тысяч человек. Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина сообщила , в это число входят пассажиры "ВИМ-Авиа", которые уже улетели на отдых или собирались на него до конца сезона. Причем если тем, кто только собирался на отдых, можно вернуть деньги за неиспользованные путевки, то для тех, кто уже улетел на него, теперь нужно в срочном порядке искать свободные самолеты. Ростуризму пришлось создать оперативный штаб по возвращению российских клиентов "ВИМ-Авиа" из-за рубежа (их, по данным "Турпомощи" , 43 тысячи человек).

Регулярные рейсы "ВИМ-Авиа" согласились выполнить другие российские авиакомпании: "Уральские авиалинии", i-Fly, Red Wings, Nordstar, "Икар", "Северный ветер" и "Якутия". Их затраты будут компенсированы из федерального бюджета, на это выделят около 200 млн рублей.

Как заявили в Минтрансе, перевозка пассажиров регулярных рейсов "ВИМ-Авиа" будет осуществляться вплоть до 15 октября, с 16 октября она будет прекращена. Пассажирам, у которых есть билеты на регулярный рейс датой с 16 октября, Минтранс посоветовал вернуть их в кассу по месту покупки.

28 сентября, 10:31 Business FM сообщает, что совладелец "ВИМ-Авиа" Рашид Мурсекаев находится в России, его допрашивают следователи. Подтверждений этой информации из других источников пока нет.

Владелец "ВИМ-Авиа" Рашид Мурсекаев не улетел из России. По информации Business FM, сейчас Мурсекаева допрашивают следователи СК. Об этом сообщили источники, близкие к ситуации.

Задержан гендиректор "ВИМ-Авиа" Александр Кочнев. Ночью также прошли обыски у ключевых сотрудников авиакомпании.

Business FM


28 сентября, 11:28 Генеральный директор "ВИМ-Авиа" Александр Кочнев и главный бухгалтер авиакомпании Екатерина Пантелеева задержаны в рамках уголовного дела, сообщили в Следственном комитете. Информацию о том, что Мурсекаев находится в России (ранее об этом сообщил Business FM), в ведомстве опровергли.
В ближайшее время им будет предъявлено обвинение, после чего следствие планирует ходатайствовать перед судом об избрании в отношении фигурантов уголовного дела меры пресечения.

Совладельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы поспешно покинули страну, и по имеющейся у следствия информации находятся за границей. В связи с этим принимаются меры к установлению их местонахождения.

Росавиация в минувший уик-энд инициировала сбор кредиторов авиакомпании: те дружно согласились реструктуризировать ее долги

«Татнефть», поставлявшая топливо проблемной «ВИМ-Авиа», согласилась помочь ей, чтобы дать возможность продолжить полеты. Из-за долгов полетная сетка «ВИМа» расшаталась: за выходные почти 3 тыс. пассажиров ждали своих рейсов в Домодедово, после чего проверку компании начал следком РФ. Наладится ли ситуация вокруг «ВИМ-Авиа» и что представляет из себя ее владелец, недавно перерегистрировавший компанию в Татарстане, узнавал «БИЗНЕС Online».

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» отменяет и задерживает рейсы и может вовсе остановить полеты из-за долгов перед аэропортом Домодедово
Фото: Виталий Аньков, РИА «Новости»

ТАТАРСТАН ПОШЕЛ НАВСТРЕЧУ

За последние сутки сразу два федеральных издания — The Bell (бывшая команда РБК) и «Ведомости» — сообщили о том, что «Татнефть» согласилась помочь авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая отменяет и задерживает рейсы и может вовсе остановить полеты из-за долгов перед аэропортом Домодедово. В субботу, 23 сентября, следственный комитет России сообщил, что перевозчик отменил или задержал на неопределенный срок свыше десятка рейсов — как внутриросийских, так и международных. Глава следкома Александр Бастрыкин поручил провести по этим фактам доследственную проверку. По данным СК, задержка 15 рейсов от 22 и 23 сентября нанесла ущерб почти 3 тыс. пассажиров.

Главная проблема, по просочившимся в медиа данным, в крупной задолженности перевозчика перед Домодедово за аэропортовые услуги и прежде всего за топливо. Долги только перед аэропортом достигают 500 млн рублей. Здесь навстречу «ВИМ-Авиа» пошла «Татнефть», предоставив Домодедово гарантийное письмо об оплате. Напомним, что поставкой авиатоплива занимается «дочка» «Татнефти» — «Татнефтьавиасервис». Кроме того, по данным The Bell, материальную помощь авиакомпании оказал и банк «Татнефти» «Зенит». По сведениям источника «БИЗНЕС Online», «Татнефть» и «Зенит» действительно являются кредиторами авиакомпании (сколько их всего — неизвестно). По его словам, задолженность «ВИМ-Авиа» перед «Зенитом» превышает 1 млрд рублей. В залоге у банка остаются самолеты и недвижимость. Вчера в Москве — по инициативе Росавиации — состоялся совет кредиторов «ВИМ-Авиа» с участием «Татнефти», «Зенита» и Домодедово, а также целой группы игроков. На встрече было принято решение о реструктуризации долгов авиакомпании, с которым все кредиторы согласились. На какой срок, наш собеседник не уточнил.

Любопытный момент: авиакомпания зарегистрирована в Татарстане, в поселке Богатые Сабы — она сменила прописку с Москвы на Татарстан в феврале этого года. Владельцы «ВИМ-Авиа», согласно официальной информации авиакомпании, — татарский бизнесмен Рашид Мурсекаев с женой Светланой . Отметим, что, согласно базе данных «Контур.Фокус» , «ВИМ-Авиа» кредитуется у «Зенита» уже давно: 5% ООО «Авиакомпания „ВИМ-Авиа“» заложено в этом банке согласно кредитному договору от 8 декабря 2016 года.

Банк «Зенит» отказался комментировать ситуацию, а «Татнефть» ответила весьма сдержанно. «Да, мы как поставщики топлива являемся одними из кредиторов, но не больше», — сообщила пресс-служба нефтяной компании в ответ на наш запрос. А глава пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин сообщил «БИЗНЕС Online», что «ни правительство Татарстана, ни «Татнефть» отношения к авиакомпании «ВИМ-Авиа» и ее обязательствам не имеют».

« РУКОВОДИТЕЛЬ ИНТЕРЕСНЫЙ, ТОЛКОВЫЙ, НО НЕ РАССЧИТАЛ СВОИ ФИНАНСОВЫЕ СИЛЫ»

Игроки татарстанского авиарынка говорят, что прекрасно знакомы с владельцем «ВИМ-Авиа». «Я хорошо знаю Рашида Мурсекаева. Он не из Татарстана, он из Барнаула, просто он этнический татарин. Много лет знакомы. Руководитель интересный, толковый, но, к сожалению, не рассчитал свои финансовые силы», — говорит председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким .

О личном знакомстве с Мурсекаевым говорит и гендиректор «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев : «Я желаю только добра этой авиакомпании, тем более что я лично знаю ее руководителя и хотел бы, чтобы они быстрее вышли из этой ситуации. Не хотелось бы, чтобы наши коллеги, попав в такую ситуацию, вышли из нее недостойно».

Источник «БИЗНЕС Online» на авиационном рынке рассказал, как «ВИМ-Авиа» попала в Татарстан. По его сведениям, Мурсекаев планировал развивать грузовые воздушные перевозки по направлению Китай — Европа через Казань и, соответственно, намеревался «подружиться» с казанским аэропортом. Чтобы наладить работу в Татарстане, он по совету своих бизнес-партнеров, крупных бизнесменов, зарегистрировал компанию в Сабах. Однако грузовой проект не пошел (но прописка осталась!), а действующий начал испытывать трудности. Два основных направления работы «ВИМ-Авиа» — чартерная перевозка туристов и «вахтовиков», первая из которых дала сбой. Компания развивалась стремительно, слишком динамично и в конечном итоге «подорвала силы», говорит наш источник.

Впрочем, «ВИМ-Авиа» вступила в отношения с «Зенитом» еще до «переезда» в Татарстан — вероятно, еще в Москве. Напомним, что «Татнефть» два года назад сама вступила в авиационный бизнес, воздушные ворота юго-востока Татарстана — аэропорт Бугульмы. В Закамье же базируется и единственная оставшаяся после банкротств «АК „Татарстан“» и «Ак барс Аэро» республиканская авиакомпания «ЮВТ Аэро» (зарегистрирована на частное лицо). Последняя запланировала обновление авиапарка, сейчас компания владеет семью Bombardier и двумя вертолетами. Буквально на днях «ЮВТ Аэро» получила от Росавиации допуск к международным полетам.

После решения о реструктуризации долгов полеты должны возобновиться в нормальном режиме. Судя по онлайн-табло «ВИМ-Авиа», компания в ближайшие два дня имеет высокую загруженность
Фото: Михаил Почуев/ТАСС

ПОЛЕТИМ ЛИ?

Судя по информации нашего источника, после решения о реструктуризации долгов полеты должны возобновиться в нормальном режиме. Судя по онлайн-табло базового аэропорта «ВИМ-Авиа», компания в ближайшие два дня имеет высокую загруженность и планирует рейсы не только по России и ближнему зарубежью, но также в Бельгию и Китай. Сегодня из Домодедово должны улететь 10 самолетов компании в Анталью (Турция), Сочи, Симферополь, Благовещенск, Анадырь, Тайюань (Китай), Певек, Иркутск, Хайкоу (Китай). Еще 9 самолетов должны прилететь в Москву из Антальи, Краснодара, Еревана (Армения), Льежа (Бельгия), Даламана (Турция), Сочи и Симферополя. 26 сентября у «ВИМ-Авиа» запланировало 15 полетов в те же самые города, что и сегодня, и еще 13 обратно.

Пока официальной информации насчет регулярности полетов не дает ни сама авиакомпания, ни власти. Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский в беседе с «БИЗНЕС Online» сообщил, что официальная позиция ведомства по ситуации с «ВИМ-Авиа» будет опубликована на официальном сайте Росавиации в течение дня. Он отказался даже приблизительно оценить положение дел, поскольку, по его словам, дело касается «судьбы тысяч пассажиров, которые купили билеты».

Директор по связям с общественностью авиакомпании «ВИМ-Авиа» Елена Федорова сообщила нам, что сейчас авиакомпания участвует в заседании оперативного штаба Росавиации, а также провела ряд консультаций с государственными органами, контролирующими авиационную отрасль. «Проходят переговоры с партнерами авиакомпании. В данный момент достигнуты предварительные соглашения, что должно привести к исправлению ситуации. Разрабатывается план урегулирования ситуации совместно с финансовыми организациями, принявшими решение поддержать авиакомпанию. Авиакомпания приносит пассажирам извинения за доставленные неудобства», — сообщила Федорова в ответ на официальный запрос нашей редакции.

«У НИХ ОЧЕНЬ ГРАМОТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ИМ ВСЕГДА УДАВАЛОСЬ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМИ»

О вероятной судьбе «ВИМ-Авиа» и о том, чего ждать пассажирам авиакомпании, рассказали эксперты «БИЗНЕС Online».

Азат Хаким — председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп»:

— Ситуация действительно критичная, потому что эти долги у авиакомпании уже не первый год и у них постоянно идут переговоры, они договариваются. Но, видимо, долги стали настолько критичные, что уже аэропорт не пойдет ни на какие уступки. Понятно, что это не просто так на пустом месте возникло. Авиакомпания набрала очень много техники, особенно дорогой — это «Боинг 777». Там очень большие лизинговые платежи, которые нужно оплатить вовремя, и понятно, что авиакомпания просто финансово не тянет такие затраты. Брать в долг топливо для авиакомпании нормально, но в данном случае это уже говорит о том, что финансовое положение очень тяжелое. Если они всем уже должны, то ситуация становится критичной. Они должны лизингодателям, перевозчикам, должны за пролет, и самое плохое, что они еще и должны зарплату сотрудникам. А когда сотрудники работают в долг, то они работают без особого рвения. С большей долей вероятности думаю, что компания будет вынуждена остановить свою операционную деятельность.

Что касается поддержки правительства, то в компании нет доли госучастия, и вряд ли минтранс пойдет навстречу. То, что билеты уже проданы, пассажиров надо перевозить — это мы уже проходили. Будут перераспределять другим авиакомпаниям и вывезут всех. На мой взгляд, минтранс примет более взвешенное решение — субсидировать те авиакомпании, которые потом будут вывозить пассажиров «ВИМ-Авиа».

Олег Пантелеев главный редактор «АвиаПорт.Ру»:

— Все зависит от того, какие будут взаимоотношения между перевозчиком и кредиторами, причем в том числе поставщиками услуг. Конечно, у нас были прецеденты, когда поставщики услуг прекращали обслуживание авиакомпании, и в связи с этим организация прекращала свою операционную деятельность. Как это ни прискорбно, но риски очень велики, однако никто не заинтересован в остановке авиакомпании, потому что даже для поставщиков услуг совершенно очевидно, что остановка авиакомпании означает то, что значительную часть задолженности вернуть уже не удастся. Кроме того, с точки зрения правительства «ВИМ-Авиа» — это один из немногих перевозчиков, работающих на регулярных линиях на дальневосточном направлении. Авиакомпания летала в Магадан, летала в Благовещенск. С этой точки зрения, конечно, было бы важно, чтобы перевозчик сохранился, потому что это повышает транспортную доступность дальневосточных регионов. Еще раз повторюсь, что многое зависит от кредиторов, и в том случае, если компанию все-таки поддержит правительство и предоставит финансовые гарантии, то это даст возможность авиакомпании продолжить полет. В долгосрочной перспективе пока ничего позитивного не просматривается.

Пассажирам имеет смысл, отправляясь в путешествие, брать с собой запас наличных для того, чтобы оплатить питание, ночлег или транспорт до дома. Нужно постоянно отслеживать показания на табло, где указаны параметры прибытия и отправления рейса, по возможности связаться с представителями авиакомпании. Но стоит заметить, что мы видим по примеру предыдущих проблемных ситуаций, когда та или иная компания была на грани остановки либо вообще прекращала свои полеты, правительство находило возможность перераспределить пассажиров по другим авиакомпаниям. Тем самым в ряде случаев их проблемы были минимизированы. Если у пассажира билет предусматривает возврат средств, то в случае длительной задержки есть смысл осуществить возврат, и с высокой долей вероятности деньги вернутся быстро.

Роман Гусаров — главный редактор отраслевого портала Avia.ru:

— Шансы на выживание у авиакомпании есть всегда, но все зависит от доброй воли и возможностей тех, к кому компания обращается за помощью. Здесь есть и отрицательные, и положительные исходы подобной ситуации. Яркий отрицательный пример — это компания «ТрансАэро», которая набрала столько долгов, что ее поддержка не имела никакого смысла, даже при поддержке она бы оставалась убыточной и накапливала бы долги. Одновременно с этим аналогичные трудности испытывала авиакомпания «Ютэйр». И здесь ситуация сложилась совершенно иначе. Акционеры нашли возможность своими ресурсами поддержать авиакомпанию, проведя переговоры с кредиторами, реструктуризировали долги, оптимизировали структуру компании, сократили примерно на 40 процентов парк воздушных судов. Они уступили позиции на рынке, пошли на ряд жертв, но привели авиакомпанию в положительную зону рентабельности. Да, она стала меньше по объемам, но зато перестала производить убытки, и сейчас она достаточно успешно работает.

Что касается «ВИМ-Авиа», у них очень грамотный менеджмент, им всегда удавалось быть эффективными. Они не склонялись к каким-то авантюрам, особо не рисковали, но всегда достаточно хорошо выдерживали свою финансовую состоятельность. И репутация компании хорошая, у нее никогда не было серьезных сбоев до этого лета, не было проблем с кредиторами. Я думаю, что надо ее поддержать. Никто не заинтересован в сокращении участников рынка. Если такими темпами пойдет и будут уходить по одной, две крупной авиакомпании в год, то мы через несколько лет можем просто остаться с одним перевозчиком. Монополизация рынка никому не интересна — ни государству, ни пассажирам. Поэтому авиакомпанию с хорошей репутацией можно было бы и поддержать. Шансы на выживание я бы оценивал 50/50.

«ВИМ-Авиа» , по данным «Ведомостей», занимает 10-е место среди российских авиакомпаний по пассажиропотоку и четвертое среди летающих из Домодедово. Ее перевозки в январе — августе выросли почти на треть до 1,8 млн пассажиров. В конце мая — начале июня «ВИМ-Авиа» задержала почти 200 рейсов и в итоге сократила чартерную программу, отказавшись от перевозки около 100 тыс. человек. По данным «Контур.Фокуса» , в 2016 году ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» получило выручку в 17,2 млрд рублей (на 38% больше, чем годом ранее) и чистую прибыль в 89,1 млн рублей.

Владельцы федерального перевозчика перерегистрировали «ВИМ-Авиа» в одном из успешных районов Татарстана

Как стало известно «Реальному времени», в феврале этого года Татарстан совершенно незаметно обзавелся еще одной авиакомпанией, по крайней мере, юридически. Международный перевозчик «ВИМ-Авиа», базирующийся в «Домодедово», сменил московскую прописку на… Сабинский район. Официально пока никто не комментирует причины произошедшего. Но эксперты теряются в догадках: идет ли речь о покупке второго перевозчика для осуществления международных рейсов или только о получении крупного налогоплательщика для татарстанского бюджета.

Поселковая международная авиакомпания

Как стало известно «Реальному времени», один из крупнейших российских авиаперевозчиков компания «ВИМ-Авиа» получила регистрацию в Татарстане (осуществляет международные перевозки, в настоящий момент летает 10 самолетов, в том числе 6 «Боинг-757», и заказано еще 12 самолетов «Эйрбас»). Изначально компания была зарегистрирована в Москве, на Дмитровском шоссе. В ноябре 2015 года юридический адрес был изменен на Багратионовский проезд, а 3 февраля 2016 года, согласно данным системы «Спарк», на улицу Строителей, д. 1А в поселке городского типа Богатые Сабы. Этот же адрес значится как юридический на сайте самой компании при сохранении прежнего фактического адреса в Москве.

Интересно, что в этом же здании в Богатых Сабах имеют регистрацию несколько других юридических лиц, в том числе на 100% принадлежащих исполкому Сабинского муниципального района. Однако в администрации района ситуацию с перерегистрацией авиаперевозчика никак не комментируют. К моменту публикации материала не был получен и официальный ответ от «ВИМ-Авиа».

Каких бы то ни было связей с Татарстаном у авиакомпании ранее не имелось, за исключением того, что ее нынешний совладелец Рашид Мурсекаев – этнический татарин.

Вообще Рашид Мурсекаев – татарин барнаульский, возможно, у него корни из Богатых Сабов – я не уточнял, – шутит Азат Хаким, директор компании «Тулпар». – Может, захотел помочь исторической родине налогами, а не отдавать все в Москву.

Однако наша республика - не родной для него регион, да и у авиакомпании гораздо больше связей с Башкирией, но об этом чуть позже. Правда, не так давно «ВИМ-Авиа» подавала заявку в Росавиацию на осуществление рейса Казань – Париж, но в феврале этого года в допуске было отказано . Других рейсов из Казани компания не имеет.

Одной из возможных причин перерегистрации мог стать уход от кредиторов. «Сбербанку» авиакомпания была должна 4 млрд руб. Фото epa.eu

Уход от кредиторов?

Одной из возможных причин перерегистрации мог стать уход от кредиторов. В прошлом году претензии компании предъявляли сначала ВТБ, а затем «Сбербанк». Более того, «Сбер» грозил перевозчику банкротством, обвиняя в неуплате долга более девяти месяцев. Тогда, по оценке банка, общий размер задолженности «ВИМ-Авиа» превысил 4,3 млрд руб., а непосредственно «Сбербанку» авиакомпания была должна 4 млрд руб.

Однако абсолютно все опрошенные «Реальным временем» эксперты уверены, что вряд ли долги стали причиной перерегистрации. Более того, большие кредиты – это нормальная ситуация для рынка авиаперевозок. Да и проблемы со «Сбером», видимо, были решены еще в прошлом году.

У меня была информация, что в прошлом году летом они все вопросы, связанные с банковскими взаимоотношениями, закрыли, и никаких там проблем нет, – рассказывает Петр Трубаев, генеральный директор авиакомпании «ЮВТ-аэро».

В самой компании также говорят, что история с претензиями «Сбера» – в прошлом.

Татарстан купил «ВИМ-Авиа»?

Неожиданное предположение о еще одной возможной причине перерегистрации высказал Азамат Сабиров, директор компании AVT:

Может быть, в республике задумались о том, что нужен свой мощный перевозчик? Возможно, речь идет о том, что «ВИМ-Авиа» купили. Если это действительно произошло, значит, власти Татарстана задумались о базовом перевозчике, который позволит расширить программу вылетов из Казани. Татарстан начинает расти в плане турпотока. Нужно более экстенсивно двигаться в этом направлении. Если это так, то это очень хороший шаг.

По словам Сабирова, такое решение напрашивалось давно, еще после закрытия авиакомпаний «Татарстан» и «Ак Барс Аэро». На вопрос, чем не устраивает уже имеющаяся «ЮВТ-аэро», ответ так же логичен – отсутствием возможности осуществлять международные рейсы.

Была авиакомпания «Татарстан», имевшая сертификацию ИКАО (Международной организации гражданских авиалиний – прим.ред. ), – рассказывает Сабиров. – По известным причинам ее закрыли, хотя долги авиакомпании «Татарстан» были ничтожны по сравнению с долгами тех же «Ютэйр» и «Трансаэро». Долги авиакомпании «Татарстан» передали компании «Ак Барс Аэро», что усугубило и без того нелегкую ситуацию. Плюс там еще аэропорт Бугульмы висел на «Ак Барс Аэро». «Ак Барс Аэро» это не дало возможности прорваться, хотя обе эти компании имели возможность летать за рубеж. АК «Татарстан» имела доступ к широкофюзеляжным самолетам, «Ак Барс Аэро» думало о том, чтобы такой доступ получить. «ЮВТ» – новая авиакомпания, и у них нет пока возможности осуществлять международные рейсы, пока они не пролетают 2 года. Они при всем желании пока этого сделать не могут.

Возможно, компанию убедили какими-то преференциями перебазироваться в Казань, рассуждает Азамат Сабиров. Фото Максима Платонова

Татарстан в кризис заполучил большого налогоплательщика?

Логичным выглядит и, на первый взгляд, шутливое предположение Азата Хакима о помощи исторической родине налогами. Даже если Татарстан не купил «ВИМ-Авиа», а лишь убедил перерегистрироваться, в этом решении есть взаимная выгода. Республика получает налоги, а авиаперевозчик – дополнительные преференции.

Либо ее убедили какими-то преференциями перебазировать в Казань, – рассуждает Азамат Сабиров. – По большому счету, перерегистрация для авиакомпании – это возможность получения льгот. Но нужно понимать, что, если «ВИМ-Авиа» перерегистрируется в Казани, она сможет участвовать в программе льготного финансирования региональных перевозок. Но как только это произошло, в Росавиации заговорили о том, что Казань должна быть лишена льгот. Видимо, речь идет о том, что компания пытается оптимизировать расходы.

С точки зрения экономики республики выгода еще более очевидна – достаточно посмотреть на обороты компании. По данным на конец 2014 года (наиболее поздние доступные показатели), выручка ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» составила 12,6 млрд рублей. Этот результат вырос по сравнению с 2013 годом на треть (тогда он составлял 9,4 млрд рублей). Валовая прибыль составила 1,396 млрд рублей, здесь рост еще более заметный – в 6,5 раз – с 212 млн рублей. Однако благодаря увеличению процентов к уплате с 464 до 816 млн рублей и отложенных налоговых обязательств с 273 до 326 млн рублей чистая прибыль сократилась более чем втрое: со 133 млн рублей в 2013 году до 39 млн рублей в 2014 году.

Активы компании в конце 2014 года составили 13,2 млрд рублей (12,1 млрд рублей годом ранее). Долгосрочные обязательства увеличились с 7,9 млрд рублей до 8,3 млрд рублей. Выросла и кредиторская задолженность – с 1,5 млрд рублей до 2,1 млрд рублей. В целом краткосрочные обязательства выросли с 2,8 млрд рублей до 4 млрд рублей.

Однако 2015 год, несмотря на кризис, был явно успешен для компании и ознаменовался ее переходом на регулярные рейсы.

В 2004 году компания начала заменять свой флот, состоявший из самолетов Ил-62 и Ан-12, на Boeing 757. Фото airliners.net

Из чартерных – в регулярные

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» была основана в 2002 году Виктором Меркуловым, директором фирмы «Аэрофрахт». В 2004 году начала заменять свой флот, состоявший из самолетов Ил-62 и Ан-12, на Boeing 757. Тогда же начала чартерные полеты в Италию и Испанию, а также регулярные – в Братск и Читу. В 2005 году запущены рейсы в Сочи и Уфу.

В 2006 году создано дочернее подразделение – авиакомпания «Башкортостан». К 2007 году стала крупнейшей российской авиакомпанией по пассажиропотоку на чартерных рейсах. К 2010 году осуществляла рейсы в 17 городов, включая Барселону, Неаполь, Салоники, Палермо, Римини, Малагу, Гянджу.

Занимается регулярными и чартерными перевозками, базируется в московском Домодедово. После ухода с рынка «Трансаэро» «ВИМ-Авиа» удалось получить новые направления регулярных перевозок. В итоге в 2015 году она перевезла рекордные для себя 1,6 млн пассажиров, выполнила более 11 тысяч рейсов, около 90% из которых – регулярные.

Владельцы аэропортов и авиакомпаний

Впечатляет и весь бизнес ее нынешних владельцев – семьи Мурсекаевых. Согласно данным системы «Спарк», учредители «ВИМ-Авиа» – Светлана Мурсекаева (доля – 79%), лихтенштейнская компания Геркулес Партнерс Фонд Близнецы-Близнецы II (доля – 20%), еще 1% принадлежит Рашиду Мурсекаеву.

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» ранее являлась стопроцентным учредителем ОАО «Аэрочита» (международный аэропорт «Чита» в Забайкальском крае), сейчас принадлежит кипрской компании T.S. Trans Siberia Co Limited, и ПАО «Аэробратск» (аэропорт «Братск» в Иркутской области), сейчас принадлежит московскому ООО «Технополис». Отметим, что зарегистрированное название ООО «Технополис» на латинице – VIM-Avia Finance, что позволяет сделать вывод о реальном сохранении контроля над предприятием структурами семьи Мурсекаевых. Кроме того, ранее ООО «Технополис» принадлежало авиакомпании «ВИМ-Авиа», а еще ранее, на 0,01%, Рашиду Мурсекаеву.

50% ОАО «ВИМ-Авиа Холдинг» принадлежит Рашиду Мурсекаеву (справа), которого называют владельцем авиакомпании. Фото bashinform.ru

Светлана Мурсекаева официально – основной владелец авиакомпании «ВИМ-Авиа», ей принадлежит 50% ОАО «ВИМ-Авиа Холдинг», оставшаяся половина принадлежит Рашиду Мурсекаеву, которого называют владельцем авиакомпании. Рашиду Мурсекаеву, кроме того, на 66% принадлежит ООО «ВИМ-Авиа Турс» (оставшиеся 34% принадлежат Юрию Фененко).

ООО «Авиакомпания ВИМ-Авиа» раньше владело 25% акций ООО «Билет Уфа», 100% акций ООО «Авиакомпания Башкортостан». Последняя вошла в состав «ВИМ-Авиа», как и авиакомпания «Русское небо», также принадлежавшая «ВИМ-Авиа» на 99,97%. Рашид Мурсекаев же был совладельцем ЗАО «Руслан Эйр» – еще одной авиакомпании, вошедшей в «ВИМ-Авиа». Кроме того, Мурсекаев владел 100% ныне не действующего уфимского ООО «БАЛ-Сервис», официально занимавшегося деятельностью терминалов аэропортов и управлением ими. Ранее 10% «БАЛ-Сервис» владел Константин Журавов, также владевший 22% ООО «Уфа-Аэро».

Помимо этого, Мурсекаев владел 49% ЗАО «Лизинг 757» из Республики Алтай, занимавшегося наземным обслуживанием судов.

Промышленник и банкир Минтранса

Согласно данным открытых источников, Рашид Мурсекаев родился в 1965 году, в начале 1990-х занимался поставками продуктов питания и товаров широкого потребления из Азии в счет долгов за российское орудие и авиатехнику совместно с Сергеем Недорослевым.

Недорослев – президент группы «КАСКОЛ», которая работает в различных сферах, включая производство и модернизацию самолетов МиГ, ледовое и атомное надводное судостроение, производство гидравлики и шасси для авиакосмической промышленности, а также занимается сверхтяжелыми грузоперевозками с авиакомпанией «Волга-Днепр», выходцем из которой был основатель «ВИМ-Авиа» Меркулов.

В конце 1990-ых Мурсекаев был генеральным директором ЗАО «Центральная сбытовая организация», с 1998 по 2004 годы – заместителем председателя правления ОАО «Морбанк» (отраслевой банк Минтранса). В 2001 году компания «Центр-Капитал» Мурсекаева получила контроль над Дальневосточным морским пароходством, а в 2002 году Мурсекаев купил часть «ВИМ-Авиа», а впоследствии получил и полный контроль над авиакомпанией.

Дмитрий Семягин, Максим Матвеев

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: