Апостольский дворец. Ватиканские дворцы Какой дворец официальная резиденция папы римского

Залы для аудиенций располагаются на третьем этаже дворца, среди них Климентинский зал , Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы, папская библиотека (кабинет Папы и помещение для частных аудиенций). На четвертом этаже находятся помещения папского секретариата. Во дворце более 1000 помещений, имеющих мировую известность благодаря находящимся в них величайшим произведениям искусства: Сикстинская капелла и её знаменитые фрески потолка, выполненные Микеланджело (восстановленные в 1980-1990 гг.) и Станцы Рафаэля .

До переноса столицы Италии в Рим в г. летней резиденцией папы служил Квиринальский дворец . Другая папская резиденция находится в Латеранском дворце , а в городке Кастель-Гандольфо располагается загородная летняя резиденция.

История постройки

О начале постройки Ватиканского дворца нет точных сведений: одни приписывают её Константину Великому , другие относят первоначальную постройку ко времени папы Симмаха (VI в.). Достоверно только то, что во время приезда Карла Великого в Рим для коронования, резиденциею папы Льва III служил дворец на Ватиканском холме; но затем дворец был запущен, и резиденция папы перенесена в Латеранский дворец . Только со времени возвращения пап из Авиньона (1377) Ватикан становится постоянной папской резиденцией и расширяется целым рядом грандиозных пристроек.

Южная (старейшая) часть дворца

Главный вход находится со стороны правого крыла колоннады св. Петра , близ конной статуи Константина Великого. Главная лестница (scala Regia) с великолепной ионической колоннадой (построена при Урбане VIII), ведет в Царскую залу (Sala Regia), служащую вестибюлем для Сикстинской и Паулинской капелл. Sala Regia украшена прекрасными фресками Вазари , Саммакини , братьев Цуккеро , Сальвиати и Сиккиоланте .

Паулинская капелла замечательна двумя фресками Микеланджело: «Обращение апостола Павла» и «Распятие ап. Петра», значительно пострадавшими от копоти восковых свечей. Во время Пасхи здесь совершается богослужение. Во втором этаже находятся знаменитые ложи Рафаэля и 4 залы, так называемые Станцы Рафаэля , которые Рафаэль с своими учениками расписал по поручению пап Юлия II и Льва Χ (1508-20). Зала Константина ведет в Sala de Chiroscuri (зало светотеней), откуда выходят с одной стороны в капеллу San Lorenzo, с фресками Фра Ангелико , а с другой - в галерею Лож. Но главный путь в Ложи идет из двора св. Дамаза по великолепной лестнице из 118 ступеней, построенной при папе Пие IX.

В XIX веке в 5-и залах третьего этажа, позади лож Рафаэля, была расположена Ватиканская картинная галерея, которая заключала небольшое число картин, являющихся лучшими произведениями великих мастеров. Затем 19 марта 1908 года в одном из крыльев Бельведерского дворца была открыта Ватиканская пинакотека , для которой в 1932 году было построено новое здание по заказу папы Пия XI.

Собственные апартаменты папы и зала аудиенций расположены вокруг двора св. Дамаза, со стороны храма св. Петра.

Бельведерский дворец

Бельведерский дворец занят Музеем Пия-Климента . В музей ведут два вестибюля: четырехугольный, со знаменитым бельведерским торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается вид на панораму города Рима. Рядом с круглым вестибюлем - зала Мелеагра, где выставлена статуя этого мифического охотника. Из круглого вестибюля входят в восьмиугольный внутренний двор, окруженный портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами. Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы - все почти замечательной античной работы. В четырехугольных нишах красуются всемирно известные статуи: Аполлон Бельведерский , Лаокоон и его сыновья , Гермес Бельведерский и Персей Кановы .

Из этого двора вступают в галерею Статуй, где между другими произведениями находятся Аполлон Савроктонский и Купидон Праксителя, Спящая Ариадна. Отсюда через залу Зверей (т. назв. по коллекции замечательно исполненных скульптурных фигур животных) вступают в залу Муз, восьмиугольную, поддерживаемую 16 колоннами из каррарского мрамора, с античными статуями Аполлона Массагетского и муз, найденных в Тиволи. Зала Муз ведет в Круглую залу, с куполом на 10 мраморных колоннах, с полом из античной мозаики, найденной в Отриколи. В этой зале находятся бассейн из красного порфира, единственный в своем роде по величине и красоте, статуи Антиноя, Цереры, Юноны, Геркулеса и др. К югу от этой залы расположена зала Греческого креста, так называемая по своей форме; здесь находятся саркофаги из красного порфира св. Елены и Констанции.

Отсюда выходят на внутреннюю главную лестницу музея, построенную Симонети и украшенную 30 колоннами из красного гранита и двумя из черного порфира. Эта же лестница ведет в Египетский музей , основанный Пием VII, и во 2-й этаж, где находится галерея Канделябр и Этрусский музей , основанный Григорием XVI и занимающий 13 зал, с богатейшим собранием древнеиталийских древностей.

Лестница музея выводит в сад della Pigna. В торцовой стене дворца устроена полукруглая ниша (архитектор Пирро Лигорио , 1560 г.) с бронзовым римским фонтана в форме шишки (итал. Pigna ) I в., давшем название всему саду.

Галереи Браманте и Браччо-Нуово

Северный конец восточной галереи Браманте и галерею Браччо-Нуово занимает музей Кьярамонти . Каждая сторона первой галереи разделена на 30 отделений, обставленных замечательным собранием статуй, бюстов и барельефов (Тиберий, Юлий Цезарь, Сон, Силен и др.; бюсты: Цицерона, Мария, Сципиона Африканского и др.). В галерее Браччио-Нуово статуи: Августа, Клавдия, Тита, Еврипида, Демосфена, Минервы и др.; бюсты: Марка Антония, Лепида, Адриана, Траяна и др. От галереи Киарамонте на юг, отделяясь одной решеткой, расположен музей Надписей (более 3000 памятников), основанный папой Пием VII.

В западной галерее Браманте помещаются следующие музеи и залы: 1) Музей светских предметов - собрание античной утвари из разных металлов, бронзовых статуэток идолов, драгоценных камней и резьбы на слоновой кости. 2) Музей священных предметов - собрание древней церковной утвари, найденной в катакомбах и др. 3) Кабинет папирусов. 4) Зала альдобрандинской свадьбы. 5) Зала византийских художников, в которой Григорий XVI поместил собрание картин от XIII и XIV вв. 6) Нумизматический кабинет.

Галерея Арацци во втором этаже западной галереи Браманте заключает в себе драгоценное собрание ковров, исполненных по картонам Рафаэля и изображающих деяния святых апостолов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Апостольский дворец"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Владимир Седов. , 2006.

Отрывок, характеризующий Апостольский дворец

– Вот, покушайте, барин, – сказал он, опять возвращаясь к прежнему почтительному тону и развертывая и подавая Пьеру несколько печеных картошек. – В обеде похлебка была. А картошки важнеющие!
Пьер не ел целый день, и запах картофеля показался ему необыкновенно приятным. Он поблагодарил солдата и стал есть.
– Что ж, так то? – улыбаясь, сказал солдат и взял одну из картошек. – А ты вот как. – Он достал опять складной ножик, разрезал на своей ладони картошку на равные две половины, посыпал соли из тряпки и поднес Пьеру.
– Картошки важнеющие, – повторил он. – Ты покушай вот так то.
Пьеру казалось, что он никогда не ел кушанья вкуснее этого.
– Нет, мне все ничего, – сказал Пьер, – но за что они расстреляли этих несчастных!.. Последний лет двадцати.
– Тц, тц… – сказал маленький человек. – Греха то, греха то… – быстро прибавил он, и, как будто слова его всегда были готовы во рту его и нечаянно вылетали из него, он продолжал: – Что ж это, барин, вы так в Москве то остались?
– Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер.
– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.

Обзор о Папском (Апостольском дворце) Ватикана по материалам первоисточников.

Папский (Апостольский) дворец в Ватикане под сенью купола Собора Святого Петра. Стоп-кадр из официального ватиканского фильма «Град Ватикан».

«Подобно тому, как Базилика (Святого Петра) представляет собой грандиозное хранилище гробницы Святого Петра, Апостольский Папский дворец - продолжение Ватиканского храма, как бы дом его каноника - дом священнослужителя.

Жилище Папы предстает в архитектурной последовательности с Базиликой, речь идет о совокупности сооружений и различных резиденций, добавлявшихся одна к другой», - сообщает о Папском Апостольском дворце официальный фильм Ватикана «Град Ватикан», выпущенный на восьми языках несколько лет назад Издательством Ватиканских музеев при губернаторстве (правительстве) Ватикана. (Здесь и далее мы будем цитировать, среди прочего, данные из этого фильма по русской версии).

Самое знаменитое окно мира

- окно в Апостольском (Папском) дворце

Панорама Ватикана с Собором и площадью Св.

Панорама Ватикана с Собором и площадью Св. Петра. Справа Апостольский (Папский дворец). На иллюстрации обозначены самые знаменитые окна Ватикана, откуда обращается к пастве Папа Римский (Здесь Бенедикт XVI). Самое знаменитое из этих окон находится в Апостольском (Папском) дворце.

Каждое воскресенье Римский Папа в полдень по местному времени обращается к пастве из окна кабинета своего Апостольского дворца в Ватикане с молитвой «Ангелус» (Angelus Domini) и короткой проповедью на актуальные темы. Эта традиция прерывается лишь, если Папа находится в своей загородной резиденции под Римом, в Кастель Гандольфо (тогда церемония проходит там - в летнем Папском дворце), либо в поездке. В ходе Ангелуса любой желающий может увидеть Папу, если придет к окну его дворца, но лучше место занимать пораньше.

«Самое знаменитое окно в мире», как принято говорить об окне Апостольского (Папского) дворца в Ватикане (предпоследнее от правого края на последнем этаже корпуса Сикста V в Папском дворце), не единственное окно в Ватикане, откуда обращается Папа. По более торжественным случаям - на Рождество, например, Папа обращается с посланием Urbi et orbi («к городу и к миру») с балкона над входом в Собор Святого Петра. Также там же Папа появляется впервые перед публикой и после своего избрания.

Но, тем не менее, именно окно в частном кабинете Апостольского дворца ассоциируется во всем мире с обращениями Римских Пап. Перед началом обращения Римского Папы из окна Апостольсого дворца вывешивается Папский личный герб (Не путать с гербом Ватикана с ключами и короной, который не меняется. Личный герб разрабатывается только на период понтификата каждого Папы. У Иоанна Павла II - герб изображал латинскую букву М в честь Девы Марии, а у Папы Бенедикта XVI содержит, среди прочего, изображения медведя и мавра в память об его архиепископском гербе Мюнхена и Фрайзинга, где когда-то служил Папа).

Папа Бненедикт XVI в окне своих частных покоев Апостольского дворца («Ангелус», дек.

Папа Бненедикт XVI в окне своих частных покоев Апостольского дворца («Ангелус», дек. 2011; кадр с трансляции Ватиканского телецентра). Подробнее об этих покоях, о том как устроены Папские апартаменты, и действительно ли окно выходит на кабинет, см. в разделе «Папские апартаменты» этого обзора.

«Окно кабинета (Папского дворца) - самое знаменитое во всем мире. На него обращают взор миллионы и миллионы людей. Каждый день весь мир и Вселенская церковь вторгаются в личную жизнь Папы, с их надеждами и, прежде всего, с их скорбями, самыми разнообразными трагедиями и тревогами», - утверждает официальный ватиканский фильм «Град Ватикан».

В свою очередь сайт губернаторства Ватикан указывает, говоря о первом Папском дворце, располагавшемся на месте нынешней Апостольской резиденции (здесь и далее цитата по английской версии):

«Еще в середине IX века были сооружены небольшие укрепленные постройки, окружающие старую Базилику Святого Петра (т.е. первоначальную, Константинову, позднее как бы встроенную в новую, существующую поныне. Подробнее о Базилике Св. Петра см. на нашем сайте здесь. Прим. сайт) . Эти укрепленные постройки со стенами (вокруг Базилики) были построены по указанию Папы Льва IV (понтификат с 847 по 855 гг.), и их стали называть «львиный город».

Официальный ватиканский фильм указывает:

«Первоначальное ядро (будущего Папского Апостольского дворца) можно датировать периодом с XIII по XVII столетия»… (Но сначала расположенный здесь) дворец Папы Иннокентия III мало чем отличался от укрепленной башни. Ватиканский холм, на котором дворец был построен, в конечном счете, дал название всей этой зоне с ее дворцами…

(Ватиканский Папский дворец) - местожительство Пап Римских, начиная с 1376 года, после их возвращения из Авиньонской ссылки. До того, и, по крайней мере, вплоть до XII столетия, Римские Папы проживали в старинном дворце, построенном вблизи Базилики Святого Иоанна Латеранского, - Кафедрального собора Рима».

Латеран и Авиньон до Ватикана

От себя отметим, то Авиньонская ссылка - это период с 1309 по 1377 годы (с перерывом в 1367-1370 гг.), когда под давлением Франции Папы переехали из Рима в Авиньон (во французском Провансе). Несколько, сменявших друг друга Пап, правивших оттуда, были французами (за исключением одного).

Папство выкупило Авиньон, и позднее в этом городе был построен для Пап Апостольский дворец, сооруженный на основе старого епископского дворца. (Апостольский дворец в Авиньоне сохранился, но теперь Папы к нему не имеют отношения. Затем, хотя французский король Филипп IV Красивый, вынудивший Папу перебраться в Авиньон, правил только до 1314 года (когда он скончался в возрасте сорока семи лет), Папы оставались в Авиньоне еще более шестидесяти лет.

Все это время в Риме продолжал существовать Латеранский дворец. Этот дворец еще в 312 г. н.э. подарил епископам Рима, т.е. нынешним Папам император Константин.

Этот римский император, легализовавший христианство в империи и сам бывший поклонником этого культа, получил в свою очередь данный дворец, ранее принадлежавший знатному семейству Латеранов, после женитьбы.

Уже в 319 году император повел пристроить к Латеранскому дворцу огромную церковь Христа Спасителя (в X веке ее посвятили Иоанну Крестителю), и она стала называться Сан Джованни ин Латерана. Именно Латеранский дворец на протяжении десяти веков являлся главной резиденцией Римских Пап в Риме, в то время как базилика Сан Джованни ин Латерана являлась главной церковью.

В свою очередь, в то время Ватиканский холм представлял собой окраинную болотистую и нездоровую местность, регулярно затапливавшуюся рекой Тибр. Христиан первых десяти веков христианства Ватиканский холм интересовал только в связи с существовавшим там памятным местом, связанным с именем Апостола Петра, где на предполагаемом месте казни и захоронения Св. Петра упоминавшийся выше император Константин воздвиг базилику.

Заметим, что Латеранский дворец и Латеранская базилика находятся очень далеко от современного Ватикана - в противоположной стороне Рима, как они находились в стороне от центра Рима и во времена Римской империи. Ныне в благополучно сохранившемся Латеранском дворце размещается резиденция викария - наместника Папы в Римской епархии.

Также отметим, что в Новое время, офисом Пап, уже проживавших в Ватикане, служил Квиринальский дворец в Риме. Квиринальский дворец олицетворял власть Пап как глав Папского государства. Ныне это резиденция президентов Италии.

На изображении с трансляции Ватиканского телевидения виден парадный двор Апостольского дворца в Ватикане, известный как Дворик Св.

На изображении с трансляции Ватиканского телевидения виден парадный двор Апостольского дворца в Ватикане, известный как Дворик Св. Дамаса. Здесь мы видим дверь с козырьком (у которого стоят ватиканские служебные машины). Этим выходом Папа Римский пользуется, покидая на автомобиле Апостольский дворец и пределы Ватикана (Для выезда из дворика на ватиканские улицы существует проездная арка в фасаде, здесь она не видна). Дворик украшают круглые часы и скульптуры.

Дворик Св.

Дворик Св. Дамаса.

На изображении с трансляции Ватиканского телевидения: Дворик Св.

На изображении с трансляции Ватиканского телевидения: Дворик Св. Дамаса. Выстроилась Швейцарская гвардия и сотрудники Ватикана, провожая Папу Бенедикта XVI.

На изображении с трансляции Ватиканского телевидения виден Дворик Св.

На изображении с трансляции Ватиканского телевидения виден Дворик Св. Дамаса и справа от него Апостольский дворец. В левой части снимка виднеется вытянутое строение Сикстинской капеллы, а также часть Собора Св. Петра. На переднем плане - площадь Св. Петра со шпилевидным древнеегипетским обелиском в центре.

Картины хронологии развития

Апостольского (Папского) дворца в Ватикане

Папский дворец Иннокентия III (управлял церковью с 1198 по 1216 гг.

Папский дворец Иннокентия III (управлял церковью с 1198 по 1216 гг.) со старинного рисунка (кадр из фильма «Град Ватикан»). Дворец Иннокентия III стал ядром вокруг которого начал формироваться, перестраиваясь, комплекс существующей ныне Апостольской резиденции на Ватиканском холме.

Папа Николай V (возглавлял церковь с 1447 по 1454 годы) на фоне рисунка старой части Апостольского (Папского дворца) на Ватиканском холме (Кадр из фильма «Град Ватикан»).

Постройки Апостольского дворца времен Папы Николая V.

Постройки Апостольского дворца времен Папы Николая V. «При Николае V было добавлено новое крыло и укреплена центральная часть здания вокруг т.н. дворика Pappagallo. Извне дворец сохранил видимость средневековой крепости - суровой, компактной, с ее башнями, но внутри залы были украшены, согласно возрожденческому тосканскому вкусу, - рафинированному и утонченному», - отмечает фильм «Град Ватикан».

«(Папа) Николай V умер в 1455 году.

«(Папа) Николай V умер в 1455 году. Его интерес к культуре и архитектуре был подхвачен спустя несколько лет Сикстом IV, - Папой, который связал свое имя с началом строительства Апостольской библиотеки, но, прежде всего, Сикстинской капеллой, которая с того времени будет, по преимуществу Папской часовней», - отмечает фильм «Град Ватикан». Сикстинская капелла исторически относится к Папскому (Апостольскому дворцу), хотя ныне являются частью Ватиканских музеев, - ведомства управляемого губернаторством государства-града Ватикан. Тем не менее, Сикстинская капелла используется и для официальных мероприятий Римско-католической церкви. Здесь проходит конклав - выборы нового Папы. На кадре из официального фильма «Град Ватикан»: Сикстинская капелла вид с птичьего полета. В фильме отмечается, что несмотря на внутреннее великолепие, построенная при Сиксте IV в качестве Папской часовни, и являвшейся частью Апостольского дворца, изначально сохраняла и сохраняет снаружи черты типичного крепостного сооружения.

«В 1494 году Родриго Борджиа был выбран с именем Александра VI.

«В 1494 году Родриго Борджиа был выбран с именем Александра VI. Именно этот Папа доведет до завершения часть проекта Папского Апостольского дворца, начатого его предшественниками. Башня Борджиа остается одной и самых важных частей Апостольского дворца в XVI столетии. В этом здании Папа распорядился устроить его личные покои. Шесть комнат их составляющих имеют продолжение в том крыле Апостольского дворца, которое было построено при Николае V». На кадре из фильма «Град Ватикан» башня справа. Покои Борджиа ныне являются, как и все более старые постройки Апостольского дворца, частью Ватиканских музеев.

Донато Браманте по заданию Папы Юлия II (был Папой с 1503 по 1513 гг.

Донато Браманте по заданию Папы Юлия II (был Папой с 1503 по 1513 гг.) начертал план нового фасада восточной части Апостольского дворца. Кадр из фильма «Град Ватикан».

Фильм «Град Ватикан» указывает: «Именно Рафаэль, хотя он и не имел большого опыта в архитектуре, завершил воплощение восточного фасада Апостольского дворца после преждевременной кончины Браманте в 1514 году», Отметим что, после того, как Папы стали отходить от крепостной архитектуры во внешнем виде своего Апостольского дворца, именно окна-лоджии новых фасадов и галерей дворца стали зримым проявлением этого.

Фильм «Град Ватикан» указывает: «Именно Рафаэль, хотя он и не имел большого опыта в архитектуре, завершил воплощение восточного фасада Апостольского дворца после преждевременной кончины Браманте в 1514 году», Отметим что, после того, как Папы стали отходить от крепостной архитектуры во внешнем виде своего Апостольского дворца, именно окна-лоджии новых фасадов и галерей дворца стали зримым проявлением этого. Они же символизировали наступление т.н. эпохи Возрождения.

Окна-лоджии, выходящие во Дворик Св.

Окна-лоджии, выходящие во Дворик Св. Дамаса, ранее известный как Тайный сад Пап.Кадр из фильма «Град Ватикан».

«На восточной стороне (Апостольского дворца) Папа Сикст V в 1589-м году пожелал воздвигнуть строгий четырехугольный палаццо, спроектированный Доменико Фонтана, Этот дворец выступает как третье крыло к лоджиям к Браманте и Рафаэля», - отмечает официальный ватиканский фильм «Град Ватикан».

«На восточной стороне (Апостольского дворца) Папа Сикст V в 1589-м году пожелал воздвигнуть строгий четырехугольный палаццо, спроектированный Доменико Фонтана, Этот дворец выступает как третье крыло к лоджиям к Браманте и Рафаэля», - отмечает официальный ватиканский фильм «Град Ватикан». Здесь, на кадре из этого фильма, массивный дворец Сикста V (справа) - резиденция и квартира Папы в настоящее время. Он же часть большого комплекса Апостольского дворца.

Папы перезжают

на Ватиканский холм

Но вернемся к истории Апостольского (Папского дворца). Официальный ватиканский фильм говорит о его дальнейшей истории следующее:

«Папский, или Апостольский дворец, однако не является только резиденцией Святейшего отца. Он представляет целый комплекс зданий, построенный в разные эпохи, с залами и капеллами, изобилующими художественными богатствами.

Ныне большая часть дворца закрыта для посетителей. Помимо личных покоев Папы, она включает в себя различные учреждения, и государственный секретариат - самый важный орган управления Святейшего Престола.

Из первоначального ядра дворца Иннокентия III (управлял церковью с 1198 по 1216 гг. Прим. сайт) получили развития другие здания по воле Папы Николая III (управлял церковью в 1277-1280 гг.), но, прежде всего, Николая V (Николая V (Парентучелли) - папы - гуманиста, который возглавлял церковь с 1447 по 1454 год. Так характеризует этого Папу в другой части упомянутое ватиканское издание - фильм «Град Ватикан»).

Это при его понтификате начались работы, которые в истории Папского дворца занимают целую главу из истории возрождения…

Было добавлено новое крыло и укреплена центральная часть здания вокруг т.н. дворика Pappagallo. Извне дворец сохранил видимость средневековой крепости - суровой, компактной, с ее башнями, но внутри залы были украшены, согласно возрожденческому тосканскому вкусу, - рафинированному и утонченному.

Микеланджело

и Папский (Апостольский) дворец

(Папа) Николай V умер в 1455 году. Его интерес к культуре и архитектуре был подхвачен спустя несколько лет Сикстом IV, - Папой, который связал свое имя с началом строительства Апостольской библиотеки, но, прежде всего, Сикстинской капеллой, которая с того времени будет, по преимуществу Папской часовней.

Структура этого здания отражает постоянную заботу Римских Пап, как лучше защитить свою резиденцию. В самом деле, извне капелла кажется расширенной и укрепленной башней.

Суровости внешнего облика здания составляет контраст его интерьер, где находятся самые прекрасные фрески итальянского Ренессанса. В 1508 году Папа Юлий II делла Ровере призвал Микеланджело в Рим, чтобы реставрировать и покрыть фресками потолок капеллы, уже значительно поврежденный.

(Спустя несколько десятилетий) Папа Павел III (был Папой в 1534 -1549 гг. Прим. сайт) поручил Микеланджело, уже приближавшемуся к концу своей долгой жизни, расписать также стены т.н. Павловой капеллы (Росписи в этой капелле (Pauline Chapel) являются ныне менее известным трудом для этого Папы, осуществленным Микеланджело. Их затмила прославленная фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле - самая известная работа позднего Микеланджело, выполненная по поручению Павла III. Фреской «Страшный суд» Микеланджело дополнил другую свою живописную работу в Сикстинской капелле, о которой уже упоминалось - расписанный по поручению Папы Юлия II потолок этого помещения. Прим. сайт).

Павлова капелла была построена по проекту Антонио да Сангалло мл. (Фрески Микеланджело в Павловой капелле заменили роспись Фра Анджелико, написанную столетием ранее. Отметим, что росписи Фра Анджелико уцелели в Папском дворце только в упомянутой выше частной капелле Николая V. Также отметим, что и фреска «Страшный суд» заменила в Сикстинской капелле более старые фрески других мастеров. Прим. сайт).

Папа, про которого не хотели вспоминать,

или благодаря чему были написаны станцы Рафаэля

На иллюстрации: На полотне Пинтуриккио «Воскресенье» в комнате, называемой Станца тайн и веры, персонаж коленопреклоненный в молитве перед воскресшим Христом - это Папа Александр VI.

На иллюстрации: На полотне Пинтуриккио «Воскресенье» в комнате, называемой Станца тайн и веры, персонаж коленопреклоненный в молитве перед воскресшим Христом - это Папа Александр VI. Папа с неоднозначной репутацией.

Прежде, чем продолжить цитирование ватиканского первоисточника - фильм «Град Ватикан», немного поговорим о Папе Александре VI, который имеет в истории репутацию человека с неподобающим для Папы поведением.

Надо сказать, что этот Папа отличался большой прозорливостью, заботой о безопасности своих подданных и дипломатическими талантами. В своей деятельности и на посту кардинала, и на Папском престоле Александр VI всегда ставил выше всего эффективное управление. При этом серьезные издания, хотя и, возможно, симпатизирующие Папству, обычно не принимают всерьез легенды о покупке этим человеком голосов на выборах, и позволивших стать ему Папой.

Но, несмотря на все вышеперечисленное, этот Папа, в целом, заслужил неоднозначную репутацию. Главным образом потому, что в период своего понтификата продвигал во власти своих незаконнорожденных детей, а на протяжении жизни имел связь с множеством любовниц. Как бы то ни было, Папа Александр VI сыграл важнейшую роль в преумножении ватиканских культурных богатств и обустройстве Апостольского дворца. Вот что писал об этом Папе Сайрус Шахрад в своей книге «Тайны Ватикана» (2007 г., 2008 году вышла и на русском):

«Ничто не препятствует посетителям бродить по некоторым старым папским апартаментам. Те, что ранее принадлежали Юлию II, образуют одну из самых посещаемых частей (Ватиканского) музея, великолепно украшенную росписями Рафаэля. Покои деспотичного Папы Александра VI (в миру Борджа) порождают бесконечные толки. На фресках (работа Пинтуриккио) использована сложная система религиозной иконографии, чтобы подчеркнуть якобы Божественное происхождение самих Борджа.

Затяжной период правления Александра VI был настолько пронизан тлетворным духом, что его преемник, Юлий II, наотрез отказался занять апартаменты «этого негодяя», а глубоко религиозный Александр VII убрал одну фреску, оскорблявшую его чувство. Фреску недавно нашли. На ней изображен Папа на коленях перед Мадонной, а моделью, судя по всему, послужила его любовница Джулия Фарнезе. Рукой Папа прикасается к ножке младенца, который вполне мог быть списан с одного из его незаконнорожденных детей».

На стоп-кадре из фильма «Град Ватикан» показана фреска «Диспут Святой Екатерины Александрийской» в Зале Святых из Покоев Борджиа Апостольского дорца.

На стоп-кадре из фильма «Град Ватикан» показана фреска «Диспут Святой Екатерины Александрийской» в Зале Святых из Покоев Борджиа Апостольского дорца. На фреске в образе императора Максимилиана изображен сын Папы Александра VI Чезаре Борджиа и дочь Папы Лукреция в образе Святой Екатерины Александрийской. Брат и сестра были фактическим соправителями Папского государства при Папе Александре VI.

Официальный ватиканский фильм не так категоричен относительно Папы Борджиа. Хотя и отмечает факт того, что этого Папу не очень любили его преемники, а также упоминает о фресках в Апостольском (Папском) дворце изображающих незаконорожденных детей Папы, но не указывает прямо, что это дети Папы:

«В 1494 году Родриго Борджиа был выбран с именем Александра VI. Именно этот Папа доведет до завершения часть проекта Папского Апостольского дворца, начатого его предшественниками. Башня Борджиа остается одной и самых важных частей Апостольского дворца в XVI столетии.

В этом здании Папа распорядился устроить его личные покои. Шесть комнат их составляющих имеют продолжение в том крыле Апостольского дворца, которое было построено при Николае V. Пинтуриккио, - известному художнику из области Умбрия, было поручено украшение комнат - станц (Слово stanze и значит комната. Прим. сайт). В этих произведениях художник раскрыл свои большие технические возможности, умело комбинируя позолоченные лепные украшение с темперой (вид красок)… На одной из фресок («Воскресенье») сам Папа (Александр VI)…

Достаточно распространенная в ту эпоху (Средневековья) идея представлять персонажей, делая их похожих на современников, явственна также на фреске «Диспут Святой Екатерины Александрийской» в так называемом Зале Святых. На фреске император Максимилиан - портрет Чезаре Борджиа (сын Папы Александра VI и фактический глава курии в то время. Прим. сайт). Тогда как Святая Екатерина наделена портретным сходством с его сестрой Лукрецией. Слева от трона представлены архитектор Антонио да Сангалла ст. и сам Пинтуриккио.

Александр VI умер в 1503 году. После Пия III, бывшим Папой всего лишь 26 дней, был избран Папа Юлий II делла Ровере,- племянник Сикста IV. Десять лет его понтификата следует рассматривать как апогей расцвета возрожденческого искусства в Ватикане.

Донато Браманте был архитектором, который начал воплощать в жизнь проекты Папы. За короткое время начались работы по разрушению античной Константиновой Базилики, чтобы заменить ее другой, которая должна была превзойти по величине и великолепию первую. Работали над созданием внутреннего дворика Бельведера. Тогда как для Апостольского дворца проектировался новый впечатляющий фасад. Амбициозные проекты были осуществлены только частично, но отталкиваясь именно от тех идей смогли придавать зданиям Ватикана ту форму, в какой они существуют и по сей день.

Воспоминания о своем предшественнике Александре VI, которого Юлий II не весьма почитал, побудили Папу решиться на изменение комнат своих личных покоев. Он выбрал некоторые залы, расположенные как раз над покоями Борджиа, и чтобы украсить их фресками пригласил в Рим в 1508 году молодого Рафаэля, которому едва исполнилось 25 лет. Роспись была произведена в четырех залах, известных сегодня как станцы (комнаты) Рафаэля. (Ряд комнат было расписано Рафаэлем собственноручно, а ряд под его руководством учениками. При. сайт)… Четвертая комната станцев, посвященная императору Константину, была расписана после смерти Рафаэля.

«Герцогский зал» Апостольского дворца с аркой Бернини, изображающей купидонов.

«Герцогский зал» Апостольского дворца с аркой Бернини, изображающей купидонов. Кадр и из фильма «Град Ватикан».

Лоджии в северной части Апостольского дворца, сооруженные при Папе Григории XIII.

Лоджии в северной части Апостольского дворца, сооруженные при Папе Григории XIII. Кадр из фильма «Град Ватикан».

От Юлия II до Сикста V

Новым фасадом Папского дворца, обращенного к Риму, т.е. с восточным крылом Папа Юлий (Имеется Юлий II, напомним, был Папой с 1503 по 1513 гг. Прим. Portalosrtanah.ru) пожелал превратить сумрачный средневековый замок в блистательную возрожденческую резиденцию. Крайне оригинальным образом (архитектор) Браманте сделал основанием трех уровней новых просторных лоджий и более высоких арок основной массив древней постройки. Работа была завершена Рафаэлем…

Донате Браманте начертал план нового фасада восточной части Апостольского дворца. Но именно Рафаэль, хотя он и не имел большого опыта в архитектуре, завершил его воплощение после преждевременной кончины великого архитектора в 1514 году.

Сооружение с лоджиями примыкает к т.н. называемого Тайному саду Пап, которое впоследствии будет именоваться двориком Св. Дамаса.

После завершения лоджий Рафаэль и его ученики расписали их циклами фресок, иллюстрирующими сценами из Ветхого Завета. Эти циклы фресок известны как Библии Рафаэля.

После смерти Юлия II Папой был избран Лев X. (Этот) Папа Медичи продолжал амбициозный проект своего предшественника. С этого времени все пристройки к Папскому дворцу развивались вокруг дворика Св. Дамаса, (включая) и те здания, которые впоследствии были построены по желанию Пап Григория XIII и Сикста V». (А также и преемника Льва X - Папы Климента VII Прим. Portalosrtanah.ru).

Отметим, что Папы Климент VII и Григорий XIII вошли в историю развития Апостольского (Папского) дворца, главным образом, как Папы, построившие новые залы в уже существовавших помещениях Апостольского дворца.

При Папе Клименте VII из рода Медичи (упр. Церковью в 1523-1534 гг). в средневековой части Апостольского дворца архитектором Антонио Сангалла мл., одновременно с «Залом церемоний», был спроектирован и сооружен т.н. «Герцогский зал». «Герцогский зал» примыкает к «Залу церемоний», ныне служащему своеобразной передней Сикстинской капеллы. (Отметим, что в росписи «Зала церемоний» с фресками о политическом главенстве Пап в христианском мире участвовал небезызвестный Джорджо Вазари, - современник Микеланджело, также художник и скульптор, прославившийся жизнеописаниями о Микеланджело). Спустя несколько десятилетий, в 1556 году Бернини соединил «Герцогский зал», ранее состоящий из двух полупомещений, аркой с купидонами.

Папа Григорий XIII (управлял церковью в 1572 - 1585 гг.) также перестроил несколько залов в средневековой части Апостольского дворца. Среди залов, где были при Григории III изменены росписи: Старый зал швейцарцев» (При Юлии II примыкал к покоям этого Папы) и «Зал Светотени». Также Папа построил для приема гостей четыре т.н. «Огненных зала» - «фокони». Они были названы так потому, что там находились огромные жаровни для обогрева. Из второго огненного Зала можно пройти в часовню Матери Искупительницы, прежде называемой капелла Матильды, в честь графини, которая в XI столетии поддерживала власть Папы против власти императора, а затем оставила Церкви все свое состояние. Также при Григории XIII, который увлекался географией и астрономией, был сооружен «Зал Болоньи». В зале, названном честь родного города Папы, доминируют фрески в виде географических карт, в частности план города Болонья во всю стену.

На следующей странице: Подробнее о квартире Папы сегодня во дворце Сикста V, а также план Апостольского (Папского) дворца и прилегающих зданий .

Кто-кто, а уж Папы Римские точно умеют жить красиво. Их резиденция в Ватикане состоит не из одного, а сразу из нескольких зданий, которые объединяются в комплекс Апостольского дворца. Аполлон Бельведерский, Сикстинская капелла и Станцы Рафаэля - все эти шедевры находятся в Ватиканском дворце.

Апостольский или, как его часто называют, Папский дворец находится в Ватикане и состоит из нескольких самостоятельных зданий, расположенных вокруг двора Сикста V. К ним относятся, например, непосредственно апартаменты Папы, Бельведерский дворец с расположенным в нем музеем Пия-Клемента, часовни, знаменитая Сикстинская капелла, Станцы Рафаэля, апартаменты Борджиа, а также несколько офисных помещений. Частью комплекса считаются и несколько галерей, среди которых - Браччо-Нуово и Браманте.

Апостольский дворец

Когда построили дворец?

Начало строительства Ватиканского дворца относится примерно к V-VI векам, хотя некоторые историки предполагают, что первый камень мог быть заложен еще раньше, во времена Константина Великого, то есть в конце III - начале IV веков. Как бы то ни было, уже во время коронации Карла Великого Папа Лев III жил во дворце на Ватиканском холме. Здание, правда, со временем пришло в запустение, и вплоть до авиньонского пленения пристанищем Папам служил Латеранский дворец в Риме.

На протяжении 70 лет Папы томились в Авиньоне, а в конце XIV века вернулись, чтобы снова поселиться в Ватикане - теперь уже насовсем. До конца XIX века Папы располагали, в том числе, и летней резиденцией в Квиринальском дворце в Риме, где сейчас квартируется президент Италии.

В Бельведерском музее находится «Страшный суд» Микеланджело

Дворцовый комплекс отстраивался постепенно. Во второй половине XV века на месте бывшей Великой капеллы была построена Сикстинская капелла. Над ее созданием трудился итальянский архитектор Джордже де Дольчи. Здание знаменито благодаря прекрасным фрескам кисти Сандро Ботичелли и Микеланджело. А чтобы посмотреть на знаменитый «Страшный суд» на алтарной стене, в Ватикан ежедневно приезжают тысячи туристов.

Мировые шедевры во дворцах Ватикана

В конце XV века на Ватиканском холме вырос Бельведерский дворец. Над ним работал архитектор Донато Браманте - тот самый, который приложил руку к созданию собора Святого Петра в Риме. В конце XVIII века по приказу Климента XIV и Пия VI во дворце расположили музей Пио-Клементино. Он знаменит своим квадратным двориком, где расположены всемирно известные скульптуры. Именно здесь можно увидеть Аполлона Бельведерского, мраморную копию середины II века нашей эры. В одной из ниш сада находится композиция «Лаокоон и сыновья», которую реставрировал Микеланджело.

Лаокоон и сыновья

Донато Браманте начал строительство лож, которые позже расписал Рафаэль с учениками. Рядом с ними находятся и Станцы Рафаэля, над которыми художник трудился по приказу Папы Юлия II. В то время будущему гению было всего 25 лет, и этот заказ стал отправной точкой для юного дарования. Почти 10 лет он работал над созданием фресок, которые сегодня считаются одним из величайших произведений искусства времен Ренессанса. Неподалеку от лож Рафаэля на третьем этаже дворца находилась картинная галерея, которую в начале XX века переместили в Бельведерский дворец. Сейчас Ватиканская пинакотека располагается в отдельном здании. На стенах можно найти шедевры Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана.

В дворцовый комплекс Ватикана входят еще несколько музеев. В начале XIX века Папа Пий VII основал музей Кьярамонти. В нем собрана внушительная коллекция античных скульптур, среди которых, например, тот самый Нил с 16 детьми-притоками. Папа Григорий XVI чуть позже основал Египетский и Этрусский музеи. Собрание, конечно, уступает коллекции знаменитого Египетского музея в Берлине, но и в нем хранятся интересные находки, например, скульптура Рамзеса II на троне и статуя Уджагорессента (жреца, жившего в VI веке до нашей эры) без головы. Особое место в структуре Ватиканского дворца занимает апостольская библиотека, где хранится больше полутора миллионов печатных книг и около полутора сотен рукописей эпохи Возрождения.

Нил с детьми

Апостольский дворец ассоциируется с обращением Папы. Именно отсюда каждое воскресенье понтифик вещает для паствы. Из окна кабинета дворца вывешивается личный флаг Папы (разрабатывается для каждого отдельно), а затем все собравшиеся могут узреть понтифика лично.

Самая важная и древняя постройка Ватикана – Апостольский дворец, по-другому называют Папский дворец или Ватиканский дворец. С четырнадцатого века здесь располагалась официальная резиденция Папы Римского в Ватикане. Официально ее называют Дворец Сикста V.

Ватиканский дворец не является одним зданием и не выполнен в одном стиле. В комплекс сооружений Апостольского дворца включены правительственные учреждения Римско-католической церкви, Папские апартаменты, библиотека Ватикана, ватиканские музеи, некоторые часовни. На третьем этаже Папского дворца размещены залы для официальных встреч, среди которых Зал консисторий, кабинет Папы, Климентинский зал, Большой и Малые тронные залы, папская библиотека, помещения для частных аудиенций. Помещения папского секретариата располагаются на четвертом этаже.

Более тысячи помещений дворца получили всемирную известность благодаря размещению в них величайших произведений искусств. Это Станцы Рафаэля, Сикстинская капелла с широко известными фресками потолка, выполненными Микеланджело (отреставрированы в 1980/90 годах).

До того, как столица Италии была переведена в Рим в 1871 году, летняя резиденция папы располагалась в Квиринальском дворце. Еще одной папской резиденцией служил Латеранский дворец, летняя загородная резиденция располагается в городке Кастель-Гандольфо.

История

О том, когда началось строительство Ватиканского дворца, точных сведений не имеет никто. Некоторые историки приписывают ее Константину Великому, а кто-то относит первоначальное строительство к периоду папы Симмаха (шестой век). Достоверно то, что дворец на Ватиканском холме служил резиденцией папы римского Льва III в период посещения Рима Карла Великого для коронования. Со временем дворец пришел в запустение, и резиденцию папы перенесли в Лютеранский дворец. С момента, когда папы возвращались из Авиньона (1377 год) Ватикан превращается в постоянную папскую резиденцию, целая череда грандиозных построек способствует его расширению.

Знаменитая Сикстинская капелла создана при Сиксте IV (1471 год). Вблизи Ватикана при Иннокентии VIII в 1490 году был воздвигнут Бельведерский дворец. Архитектор Донато Браманте по поручению папы римского Юлия II (1503 год) двумя великолепными галереями соединил его с Ватиканом. Браманте начал создавать ложи, окружающие двор Святого Дамаза. Позже их закончил и расписал Рафаэль со своими учениками. Капелла Паулинская и находящаяся рядом с ней Царская зала построены папой Павлом III.

В период правления Пия IV и Григория XIII возникли восточное и северное крыла лож. Поперечная галерея, в которой размещена Ватиканская апостольская библиотека, была построена Сикстом V. Музей Пия-Климента основали Климент XIV и Пий VI. Музей Кьярамонти основал Пий VII, он же провел Браччио Нуово – вторую поперечную галерею (1817-1822 года). Музеи Египетский и Этрусский основаны папой Григорием XVI. Четвертая стена двора Святого Дамаза сооружена во время правления папы Пия IX, тогда же покрыта стеклянной крышей Ложа Рафаэля.

Внешний вид дворца

Папский дворец не является однородным архитектурным целым; это – комплекс дворцов, капелл, зал, галерей, которые по времени и стилю относятся к разным эпохам и заключают в себе неподражаемое собрание сокровищ живописи, скульптуры, архитектуры. Неповторимый архитектурный ансамбль включает до двадцати дворов, двенадцать тысяч комнат, двести лестниц. Внешний вид являет собой неправильный четырехугольник, растянувшийся в косом направлении с юга на север от храма Святого Петра. Две галереи, соединяющие старый Ватикан и Бельведер, образуют восточный и западный продольные фасады.

Две поперечные галереи: Библиотечная и Браччио Нуово свободное пространство между галереями разделяют на три двора. Вблизи Ватикана двор называют Бельведерским. На склоне холма, на запад от дворца, где разместилась вилла папы Пия IV, созданная Пирро Лигорио, расположен второй большой сад Girardino Pontifico. Сад Giardino della Pigna находится в третьем дворе.

Южная сторона дворца

С правого крыла колоннады Святого Петра, вблизи конной статуи Константина Великого располагается главный вход. Оформленная великолепной ионической колоннадой центральная лестница ведет в Sala Regia – Царскую залу, которая служит вестибюлем для Паулинской и Сикстинской капелл. Царскую залу украшают прекрасные фрески Вазари, Сиккиоланте, братьев Цуккеро, Саммакини, Сальвиати.

Паулинскую капеллу выделяет наличие в ней двух фресок Микеланджело: «Распятие ап. Петра» и «Обращение апостола Павла», существенно пострадавшие от воздействия копоти восковых свечей. В светлые дни Пасхи здесь совершают богослужение. На втором этаже размещены широко известные ложи Рафаэля, четыре залы – Станцы Рафаэля, расписанные по поручению Юлия II, Льва Х Рафаэлем и его учениками.

Зал Константина ведет в зал светотеней – Sala de Chiroscuri, откуда есть выход с одной стороны в галерею Лож, с другой – в капеллу San Lorenzo, оформленную фресками Фра Ангелико. Также в Ложи можно попасть из двора Святого Дамаза по главному пути – великолепной лестнице, состоящей из 118 степеней, возведенной при папе Пие IX.

В девятнадцатом веке в пяти залах на третьем этаже располагалась Ватиканская картинная галерея, состоящая из небольшого числа картин – избранных произведений великих мастеров. Весной 1908 года в крыле Бельведерского дворца начала работать Ватиканская пинакотека. В 1932 году по заказу папы Пия XI для пинакотеки было построено новое специальное здание.

Со стороны собора Святого Петра, вокруг двора Святого Дамаза расположены личные апартаменты папы и зал аудиенций.

Бельведерский дворец

Музей Пия-Климента размещается в Бельведерском дворце, куда ведут два вестибюля: круглый с неповторимым видом на панораму города Рима и четырехугольный, в котором находится общеизвестный бельведерский торс Геркулеса.

Возле круглого вестибюля расположен зал Мелеагра, в котором установлена статуя этого этолийского героя – мифического охотника на калидонского вепря. Из круглого вестибюля имеются выходы в восьмиугольный внутренний двор, который окружен портиком с шестнадцатью гранитными колонами. В четырехугольных нишах установлены всемирно знаменитые статуи Аполлона Бельведерского, Лаокоона и его сыновей, Персея Антонио Кановы, Гермеса Бельведерского.

Путь из внутреннего двора ведет в галерею Статуй, в которой среди других произведений размещены Спящая Ариадна, Аполлон Савроктонский, Купидон Праксителя. Далее через зал Зверей (коллекция отлично изготовленных скульптурных фигур животных) следуют в зал Муз. Он представляет из себя восьмиугольное помещение, поддерживаемое шестнадцатью колоннами из каррарского мрамора, в котором установлены античные статуи Аполлона Массагетского и муз, обнаруженных в Тиволи.

Из зала Муз можно попасть в Круглую залу на десяти мраморных колоннах с куполом и полом, выложенным античной мозаикой, обнаруженной в Отриколе. Здесь находятся статуи Цереры, Антиноя, Геркулеса, Юноны и др., из красного порфира бассейн уникальный в своем роде по красоте и величине. От этой залы на юг расположен зал Греческого Креста, названный так по своей форме. В нем размещены саркофаги Святых Елены и Констанции, сделанные из темно-красного порфира.

Отсюда попадают на главную внутреннюю лестницу музея, созданную Симонети. Ее украшают тридцать колонн из красного гранита и две из черного порфира. Эта лестница приведет в основанный Пием VII Египетский музей; затем на второй этаж в галерею Канделябр, Этрусский музей. Размещенный в тринадцати залах музей основал Григорий XVI, в нем находится богатейшее собрание древнеиталийских ценностей.

Далее лестница выводит в прекрасный сад della Pigna. С торца в стене оборудована полукруглая ниша (1560 год, автор архитектор Пирро Лигорио), в которой установлен бронзовый римский фонтан, имеющий форму шишки I в. и давший название этому саду.

Галереи Браманте, Арацци, Браччио-Нуово

Музей Кьярамонти занимает галерею Браччио-Нуово и северную сторону восточной галереи Браманте. Все стороны галереи Браманте разделены на тридцать отделений, обставленных древним собранием статуй, барельефов, бюстов (Юлий Цезарь, Тиберий, Силен, Сон и др., бюсты: Сципиона Африканского, Цицерона, Мария и др.).

Галерея Браччио-Нуово содержит статуи: Тита, Августа, Еврипида, Клавдия, Минервы, Демосфена и др., бюсты: Лепида, Марка Антония, Траяна, Адриана и др. Только одна решетка отделяет галерею Киарамонте и основанный папой римским Пием VII музей Надписей, имеющий более трех тысяч памятников.

Западная галерея Браманте включает следующие залы и музеи. Нумизматический кабинет. Зал альдобрандинской свадьбы. Кабинет папирусов. В музее священных предметов хранится собрание церковной древней утвари, обнаруженной в катакомбах и др. Музей светских предметов включает коллекцию античной утвари, изготовленной из разных металлов; драгоценных камней; бронзовых статуэток идолов; резьбы из слоновой кости. Зал византийских художников, где папа Григорий XVI разместил коллекцию картин 13-14 веков.

В западной галерее Браманте (второй этаж) галерея Арацци содержит в себе драгоценную коллекцию ковров, выполненных по картонам Рафаэля, с изображением деяний святых апостолов.

Ватикан – удивительное государство. Ни один турист не остается равнодушным после посещения Апостольского дворца или визита в папскую обитель. Кто-то восторгается Сикстинской капеллой, кто-то проводит время в строгих садах Ватикана, кто-то любуется и восхищается гениальными фресками мастеров Средневековья. Но каждый гость здесь встретит и увидит то, что оставит в его памяти наилучшие впечатления навсегда.

  • Адрес: 00120, Vatican
  • Телефон: +39 06 6988 3860
  • Назначение: Палаццо
  • Сайт музеев Ватикана: http://www.museivaticani.va

Апостольский дворец в Ватикане – это официальное «место проживания» Римского папы. Также он называется Папским дворцом, а официальное его название – Дворец Сикста V. На самом деле это не одно здание, а целое «собрание» дворцов, капелл, часовен, музеев и галерей, построенных в разное время, в разном стиле. Все они расположены вокруг Кортиле ди Систо V.

Находится Апостольский дворец северо-восточнее . Рядом с ним находятся еще две известные – дворец Грегорио XIII и Бастион Николая V.

Немного истории

Когда именно был построен Апостольский дворец, точно неизвестно, данные разнятся достаточно серьезно: одни историки считают, что некоторые части южной, наиболее старой его части, были возведены в конце III - начале IV веков во времена правления Константина Великого, другие – что она намного «моложе» и была построена уже в VI веке. Колоннада датируется VIII веком, а в 1447 году при папе Николае V старые постройки были преимущественно снесены, и на их месте (с «участием» некоторых старых элементов) был возведен новый дворец. Достраивался и перестраивался он многократно, до конца XVI века – достаточно активно, но и в XX веке он подвергался достройке (например при папе Пие XI был возведен отдельный монументальный вход в музей).

Станцы Рафаэля

4 небольших комнаты, расписанные Рафаэлем и его учениками, получили название Stanze di Rafaello – (слово «станца» переводится как комната). Эти комнаты были оформлены по указанию папы Юлия II – он избрал их в качестве личных покоев, не желая жить в комнатах, в которых до него обитал Александр VI. Существует легенда, что некие росписи на стенах уже существовали, но Юлий, пораженный мастерством Рафаэля, приказал сбить все остальные росписи и поручил художнику полностью оформить помещение – хотя Рафаэлю на тот момент исполнилось всего 25 лет.

Первая комната называется Станца дела Сеньятура; она единственная из четырех сохранила первоначальное название – остальные сейчас называются по основной тематике украшающих их фресок. Signature в переводе означает «подписывать», «ставить печать» - комната служила кабинетом, в нем папа читал присланные ему бумаги, подписывал их и скреплял свою подпись печатью.

Роспись комнаты художник выполнил в период с 1508 по 1511 годы, она посвящена человеческому самоусовершенствованию, а 4 фрески отображают 4 направления такой деятельности: философию, правосудие, теологию и поэзию.

Роспись Станца д"Элиодоро была выполнена с 1511 по 1514 годы; тематикой росписей является божественное покровительство, оказываемое Церкви и ее служителям.

Третья станца носит имя Инчендио ди Борго – по одной из фресок, на которой изображен пожар в квартале Борго, примыкающем к папскому дворцу. Все фрески здесь посвящены деяниям пап (в том числе и фреска, посвященная пожару – по преданию, папе Льву удалось остановить крестным знамением не только панику, но и огонь). Работа по ее росписи велась с 1514 по 1517 годы.

Последняя станца – Sala di Konstantino – была окончена уже учениками Рафаэля, поскольку в 1520 году художник умер. Композиция посвящена борьбе первого римского императора-христианина Константина с язычниками.


Бельведерский дворец

Назван так по имени хранящейся в нем скульптуры Аполлона Бельведерского. Сегодня во дворце находится . Кроме всемирно известной статуи Аполлона, здесь находится и множество других шедевров, в числе которых – статуя Лаокоона, Афродиты Книдской, Антиноя Бельведерского, Персея работы Антонио Кановы, Геракла, и другие не менее знаменитые скульптуры.

Всего музей содержит более 8 сотен экспонатов: в Зале животных содержится около 150 статуй, изображающих различные сценки с животными (некоторые из них являются копиями известных античных статуй, некоторые – подлинниками, отреставрированными итальянским скульптором Франческо Францони); здесь находится в числе прочих и оригинальная греческая статуя, изображающая торс Минотавра. В Зале муз находятся статуи, изображающие Аполлона и 9 муз. Статуи являются копиями древнегреческих оригиналов, датированных III веком до нашей эры. Здесь же находится слепок с Бельведерского торса и статуи знаменитых древнегреческих деятелей, в том числе Перикла. Зал Муз имеет восьмиугольную форму, окружен колоннами с коринфским ордером. Не меньшее внимание, чем сами скульптуры, привлекает роспись потолка кисти Томаззо Конка, она продолжает сюжетную тему, созданную скульптурами, и изображает муз и Аполлона, а также знаменитых поэтов древности – греческих и римских.

Роспись стен галереи статуй выполнена Пинтуриккио и его учениками. Здесь находятся статуи богов и богинь, римских императоров (Августа, Марка Аврелия, Нероны, Каракаллы и др.), патрициев и простых граждан, а также копии древнегреческих скульптур. Противоположные концы галереи украшают две знаменитых скульптуры: Юпитер на троне и спящая Ариадна, а кроме них здесь можно увидеть такие статуи, как Пьяный Сатир, Плач Пенелопы и другие. В Зале бюстов находятся бюсты известных римских граждан и античных богов, в том числе погребальный горельеф Катона и Порции. Всего в зале находятся около 100 бюстов и фрески эпохи Возрождения.

Заслуживают упоминания также Зал греческого креста (названный так по фигуре, которую он представляет собой в плане), Кабинет Масок, Ротонда с установленной в ней гигантской монолитной чашей из порфира, Кабинет Апоксимена.

Перед Бельведерским дворцом расположен фонтан в виде шишки - работа Пирро Лигорио, а место, где он находится, называется . До начала XVII века шишка украшала Марсово поле в Париже, но в 1608 году ее перевезли в Ватикан и установили перед входом в Бельведерский дворец. Она являет собой аллегорию сотворения мира.

Кроме шишки, площадь украшает абсолютно современная скульптура Sfera con Sfera – «Сфера в сфере» работы Арнальдо Помодоро, установленная в начале 90-х годов прошлого века. Четырехметровая внешняя бронзовая сфера содержит в себе внутреннюю вращающуюся сферу, на которой нанесен рисунок, видный через «прорехи» и «дырки» во внешней сфере. Она олицетворяет Землю во Вселенной и призывает задуматься над той истиной, что все, что все разрушения, которые причиняют своей планете, находит отклик во внешнем мире.

Построена во время правления папы Сикста IV (строительство началось в 1473 и было завершено в 1481 году) и названа в его честь, а в день Вознесения девы Марии 15 августа 1483 года она была освящена. До нее на этом месте стояла другая капелла, в которой собирался папский двор. Идея создания новой капеллы, более укрепленной и способной в случае необходимости выдержать осаду, возникла у Сикста IV в связи с постоянными угрозами нападения на восточное побережье Италии со стороны османского султана Мехмеда II, а также в связи с наличием военной угрозы со стороны Синьории Медичи.

Однако укрепление укреплением, а об украшении капеллы тоже не забыли: настенные фрески выполнены Сандро Ботичелли, Пентуриккио и другими знаменитыми художниками того времени. Позже, уже при папе Юлии II, Микеланджело выполнил роспись свода (на нем изображено сотворение мира), люнетов и распалубков. На четырех распалубках изображены библейские сюжеты «Медный змий», «Давид и Голиаф», «Кара Амана» и «Юдифь и Олоферн». Микеланджело выполнил работу в достаточно короткие сроки несмотря на то, что сам позиционировал себя как скульптор, а не как живописец, к тому же во время работы возникали различные трудности (некоторые фрески пришлось сбивать из-за того, что они покрылись плесенью – сырая штукатурка, на которую они наносились, оказалась подвержена образованию плесени, позже был использован другой раствор, а фрески написаны заново).

По завершении работ по росписи свода 31 октября 1512 года в новой капелле отслужили торжественную вечерню (в тот же самый день и в тот же самый час спустя 500 лет, в 2012 году, вечерня была повторена папой Бенедиктом XVI). Неудивительно, что именно Микеланджело была поручена и роспись алтарной стены. Работы производились мастером с 1536 по 1541 годы; на стене изображена сцена Страшного суда.

Начиная с 1492 года – с конклава, на котором папой был избран Родриго Борджиа, ставший папой Александром VI, - в Сикстинской капелле регулярно проводятся Конклавы.

Папские апартаменты

Апартаменты, в котором живет и работает римский папа, находятся на самом верху; некоторые из окон выходят на . Они состоят из нескольких комнат – кабинета, комнаты секретаря, приемной, спальни, гостиной, столовой, кухни. Также здесь расположена большая библиотека, часовня и медицинский кабинет, что немаловажно с учетом того, в каком возрасте кардиналы обычно избираются папами. Впрочем, понтифик Франциск отказался от папских покоев и обитает в резиденции Санта-Марта, в двухкомнатных апартаментах.

В Апостольском дворце есть еще одни «папские покои» - апартаменты, принадлежавшие скандально известному папе Александру VI – Борджиа. Сегодня они являются частью , открыты для посещения туристами, в них привлекают особое внимание росписи, выполненные Пинтуриккио.

Как посетить Апостольский дворец?

Побывать в Апостольском дворце можно в будние дни и субботу с 9-00 до 18-00. Взрослый билет стоит 16 евро, купить его можно в кассе до 16-00. В последнее воскресенье месяца музей можно посетить с 9-00 до 12-30 абсолютно бесплатно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: