Знаменитые арабские путешественники средневековья. Арабские путешественники средневековья Где в средние века путешествовали арабские мореплаватели

Несмотря на развитую систему паломничества и миссионерства в Европе, доминирующее положение в области путешествий и открытий эпохи Средневековья принадлежит арабским путешественникам. В VII в. арабы, проживавшие на Аравийском полуострове, завоевали огромную территорию. На востоке - Иранское нагорье и Туркестан, к северу от Аравии - Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на северо-западе - Сирию и Палестину, на западе - всю Северную Африку. В 711 г. арабы переправились через Гибралтар и завоевали почти весь Пиренейский полуостров. К VIII в. арабы владели западным, восточным и южным побережьем Средиземного моря, побережьем Красного моря и Персидского залива, а также северным побережьем Аравийского моря. Они владели и важнейшими сухопутными дорогами, связывающими Европу с Азией и Китаем.

Одним из первых арабских путешественников был купец из Басры Сулейман. В 851 г. он совершил путешествие из Персидского залива через Индийский океан в Китай. Попутно он посетил Цейлон, Суматру, Никобарские и Андаманские острова. Во время путешествия Сулейман вел записи. Впоследствии эти записи были дополнены арабским географом Лбу-Зейд-Гассаном и в таком виде сохранились до наших дней.

В начале X в. персидский писатель Ибн-Даст путешествовал по Передней Азии и Восточной Европе. Результаты своих странствий он изложил в историко-географической энциклопедии «Книга драгоценных сокровищ». В ней он упоминает о славянах, описывает их быт, нравы, обычаи. О славянах и древних русичах писал в своей книге «Путешествие на Волгу» Ахмед-Ибн-Фодлан. Он в составе посольства багдадского халифа Муктадира отправился к волжским булгарам с целью укрепления их в исламской вере. Посольство прошло через Иранское нагорье и Бухару в Хорезм, пересекло плато Устюг, Прикаспийскую низменность и достигло средней Волги близ устья Камы. Ибн-Фодлан свидетельствует, что видел там много русских купцов. Это говорит о том, что к тому времени торговые пути русских купцов пролегали далеко на восток.

Из путешественников первой половины X в. можно отметить багдадского историка и географа Массуди. До нас дошли две его книги: «Золотые луга и алмазные россыпи» и «Сообщения и наблюдения». Он посетил все страны Ближнего и Среднего Востока, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу, а на юге - Восточную Африку до Мадагаскара. В середине X в. по странам Ближнего Востока, Средней Азии и Индии путешествовал арабский писатель Истахри, который на основании личных наблюдений и литературных материалов написал «Книгу климатов». Побывавший во всех мусульманских странах другой арабский путешественник Ибн-Хаукаль дополнил труд Истахри, написав книгу «Пути и царства». Последователем Истахри был также палестинский араб Мукаддаси (в другом варианте Ман- диси), который 20 лет странствовал по Передней Азии и Северной Африке.

Известным путешественником в X в. был хорезмский ученый- энциклопедист и поэт Абу-Рейхан Бируни (973-1048). Во время своих вынужденных странствий он изучил Иранское нагорье и часть Центральной Азии. Не по своей воле ему пришлось сопровождать завоевателя Хорезма афганского султана Махмуда Еазневи во время похода на Пенджаб. Бируни собрал материалы по индийской культуре и положил их в основу своего большого труда об Индии, который назвал «Канон Массула». Бируни также написал книги: «История Индии», «Минералогия», «Памятники минувших поколений». В своей книге «Ключ к астрономии» Бируни критиковал мнение о неподвижности Земли и высказал предположение о гелиоцентрическом строении мира. Он указал на постепенное возникновение различных слоев земной поверхности.

Выдающимся арабским ученым был Идриси (1100-1166). Он посетил Малую Азию, Англию, Францию, Испанию, а образование получил в Кордове. Идриси был приглашен сицилийским королем Роджером II в Палермо для составления географических карт. В течение 15 лет Идриси занимался обработкой доставляемых ему сведений. Итогом работы стали два больших сочинения: первое - «Развлечения истомленного в странствии по областям», больше известное как «Книга Роджера», снабжено 70 картами; второе - «Сад приязни и развлечение души» - было снабжено 73 картами. Под руководством Идриси в Палермо был построен макет небесного свода, а также земной диск с нанесенными на нем изображениями семи климатов Земли. Но все это было разрушено в 1160 г. во время беспорядков.

В XIII в. карты, составленные Идриси, были исправлены и дополнены арабским путешественником Ибн-аль Варды, который написал книгу «Жемчужина чудес». В XIII в. все географические познания арабских путешественников были обобщены в многотомном «Географическом словаре», созданном византийским греком, мусульманином по вероисповеданию Якутом. Он использовал не только материалы арабских авторов, но и византийских христианских писателей. Много лет он жил в Старом Мерве и работал в библиотеках этого средневекового культурного и научного центра.

Самым выдающимся арабским путешественником XIV в. был странствующий купец Ибн Батута (1304-1377). В 1325 г. он отправился из своего родного города Танжера в Александрию. Затем он поднялся вверх по Нилу до первого порога, посетил Сирию, Палестину, Западную Аравию и Ирак. Затем посетил Мекку и пошел берегом на юг Йемена, а оттуда морем до Мозамбикского пролива. На обратном пути Ибн Батута через Занзибар морем добрался до Ор- музда, побывал на Бахрейнских островах и в Южном Иране, а затем вернулся в Египет. Из Египта через Сирию и Малую Азию он прошел до города Синопа на Черном море, переплыл к южному берегу Крыма, а оттуда направился в столицу Золотой Орды Сарай-Берке, расположенную в низовьях Волги, на верхней Ахтубе. Далее путешественник пошел на север до города Болгар. Вернувшись в Сарай- Берке, Ибн-Батута сопровождал татарское посольство в Константинополь. Из Константинополя Ибн Батута через Прикаспийскую низменность и пустынное плато Устюг дошел до города Ургенч, а оттуда в Бухару. Он посетил Самарканд, затем повернул на юг, пересек Амударью, преодолел Гиндукуш и вышел в долину среднего Инда. Там он через Пенджаб дошел до Дели. Ибн Батута прожил в Индии несколько лет как чиновник делийского султана. В 1342 г. он был послан султаном в Китай, но по пути в (Южной Индии) был ограблен. Оставшись без средств к существованию, он вынужден был поступить на службу к мусульманскому правителю Мальдивских островов. Раздобыв средства, Ибн Батута прибыл на Цейлон, оттуда морским путем отправился в Китай, побывал в Пекине. Затем снова отплыл на Цейлон, оттуда через Малабар, Аравию, Сирию и Египет в 1349 г. вернулся в Танжер.

Закончив свои странствия, Ибн Батута продиктовал описания своих путешествий. За 25 лет путешествий он прошел по суше и по морю около 120 тыс. км. Книга «Путешествия Ибн Батуты» переведена на многие европейские языки. Она содержит большой исторический, географический и этнографический материал.

Арабские ученые-путешественники IX-XIV вв. внесли большой вклад в историю освоения и открытия новых земель, значительно расширили представления античных авторов об окружающем мире, познакомив Западную Европу с Азиатским материком, что способствовало сближению азиатской и европейской цивилизаций. Но арабские завоевания имели и негативный оттенок для Европы. С возникновением Арабского халифата для европейцев были закрыты пути на рынки восточных и европейских стран, полностью исключалось сухопутное сообщение с Индией. Это привело к тому, что в IX в. произошел сдвиг торговых путей на север Европы.

Самыми отважными мореплавателями среди европейцев в этот период были норманны. Норманнские мореплаватели были известны под различными именами: фризы, жившие на территории современных Бельгии и Голландии; кельты, англосаксы, франки, жившие на территории современных Ирландии, Англии и Франции; викинги, скандинавы, остманы, нордлейды, жившие на территории современных Финляндии, Норвегии и Швеции; даны, аксамиты, гейды, исторлинги, жившие на территории современной Дании, на севере Германии, на побережье Балтийского моря.

Норманны, т.е. северные люди, было общим названием для этих народов. В Византии их называли варангами, на Руси - варягами, а арабы называли ихмадхусами, что значит «языческие чудовища». Субцивилизация норманнов существовала с середины VIII до начала XII в. Основными занятиями норманнов были скотоводство и рыболовство. Корабли норманнов были построены из дубового и елового дерева. Их корабли отличались от тех, которые плавали по Средиземному морю. Они были с высокими бортами и заостренным дном. Это были суда типа «река - море», длиною не более 30 м, а в ширину

4,5 м. На них норманны доходили до Константинополя. Остродонные (килевые) корабли норманнов произвели настоящую революцию в кораблестроении. Впоследствии такие суда были введены на всем побережье Европы.

Но самое большое достижение норманнских мореплавателей в том, что они еще в IX в. достигали берегов Северной Америки. Навигационных приборов норманны не знали. В открытом море они ориентировались по звездам и Солнцу. Определить свое местоположение им помогала также глубина и температура воды в океане. Кроме того, они ориентировались по полету птиц. Известно также, что когда норманны плыли к Гренландии, они ориентировались в пути по движению косяков рыбы - трески и сельди.

Один из кораблей (985), руководимый Бьярни, плывший из Исландии в Гренландию, был отнесен далеко на запад, но моряки сумели все же приплыть обратно в Гренландию, где рассказали о новой чудесной земле, покрытой густыми лесами. В 1000 г. Лейф Эйриксон открыл Америку. На этот раз открытие новых земель не было случайным. Лейф отправился всего на одном корабле с командой из 35 человек. Они делали остановки на полуострове Лабрадор, которому дали имя Маркланд - «Лесная страна», и в районе острова Ньюфаундленд или Новой Англии, назвав эту землю Винланд - «Земля винограда». В Винланде норвежцы зазимовали. После возвращения в Гренландию было решено колонизировать эти земли. Группа переселенцев, возглавляемая братом Лейфа Эйриксона, прибыла в Винланд и даже поселилась в тех домах, которые викинги себе построили для зимовки.

Но дружественные отношения с аборигенами у переселенцев не сложились. Это даже следует из того, что викинги назвали их «скра- елингами» - негодяями. Викинги бежали. И хотя были предприняты еще пять экспедиций в Винланд, они также окончились неудачей из-за столкновений с индейцами. Память о великих морских походах норманнов сохранилась в «Саге о гренландцах», «Саге об Эрике Рыжем», «Саге о Гисли».

Двигаясь на восток, норманны пересекали Балтийское море, заходили в Рижский и Финский заливы и по рекам Восточной Европы достигали Черного моря, а оттуда проникали в Византию. В северном направлении норманны огибали Скандинавский полуостров и доходили до Белого моря. В западном направлении они первыми пересекли Атлантический океан и колонизировали Исландию. Согласно легенде, Исландия была открыта в 860 г. норвежцем Наддодом, чей корабль сбился с курса и пристал к незнакомым берегам. Вскоре здесь появляются переселенцы из Скандинавии, которые посчитали, что климат южных районов Исландии очень схож с климатом их родины, что позволило им заниматься хорошо известными видами хозяйственной деятельности. Колонисты не теряли связи со Скандинавией и торговали также с другими народами континентальной Европы и населением Британских островов.

Шторм стал причиной открытия Гренландии (900), корабль, возглавляемый Гуннбъерном и направляющийся из Норвегии в Исландию, был отброшен к незнакомым берегам. Мореплаватель не стал исследовать неизвестный берег и возвратился в Норвегию. Позже Эрик Рыжий нашел эту страну и в течение трех лет исследовал ее побережье. Для того чтобы привлечь переселенцев, он даже назвал эти не очень приветливые земли Зеленой землей (Гренландией). В 985 г. первая партия переселенцев на 25 кораблях отправилась из Исландии на новые земли. Лишь 14 кораблей сумели добраться до Гренландии, остальные или затонули во время шторма, или повернули обратно в Исландию. Потомки викингов были вытеснены из Гренландии спустя почти 400 лет коренными жителями этого острова - эскимосами. Норманны укрепились на северных и восточных берегах Британии и на востоке Ирландии. На территории нынешней Франции они укрепились в низовьях Сены. Эта территория и до сегодняшнего дня носит название Нормандия.

Норманнов привлекали богатые торговые города Европы. В то время у европейцев не было регулярных армий, поэтому они оказались практически бессильными перед опустошительными набегами викингов. Норманны совершали набеги на атлантические берега Пиренейского полуострова, проникали в Средиземное море через Гибралтарский пролив, грабили Южную Европу и доходили до Сицилии. Несмотря на грабительский характер некоторых путешествий норманнов, их открытия и усовершенствования в морском деле оказали положительное влияние на подготовку и проведение путешествий последующих мореплавателей. Кроме того, они сумели вывести европейскую торговлю из тупика, что было вызвано арабскими завоеваниями и захватом арабами основных межконтинентальных торговых путей.

В IX-XI вв. в Европе продолжал развиваться паломнический туризм, который в большей степени совершался с целью замаливания грехов. Начиная с IX в. паломничество стало налагаться в виде публичной кары и средства к искуплению вины. В 868 г. знатный и богатый бретонец Фротмонд, убивший своего дядю и одного из братьев, был осужден на трехразовое «путешествие» в Святую Землю для получения полного искупления своих грехов. Римский префект Цен- зий, оскорбивший самого папу в церкви Санта Мария Маджоре, пленив его в алтаре и посадив в тюрьму, был вынужден вымаливать себе прощение у подножия Гроба Господня.

К знаменитым западноевропейским паломникам XI в. относят Фулька Анжуйского, обвиненного в убийстве жены и в других преступлениях, который три раза посещал Святую Землю; Роберта Нормандского, отца Вильгельма Завоевателя, по велению которого был убит его брат Ричард. После поста с молитвами, одетые в саван паломники посещали церковь Гроба Господня. Этот саван сохранялся ими всю оставшуюся жизнь и, как правило, в нем их и хоронили. Многие старались посетить Вифлеем и брали оттуда с собой на родину пальмовую ветвь.

Для приема паломников и других странников устраивались гостиницы - госпитали (hospes). В XI в. особенно славился своим приемом паломников, следующих из Бургундии в Италию, монастырь на горе Ценнее. В этом же веке в Испании для паломников создаются приюты - алъбергерии и оспиталии, где можно было не только отдохнуть, но и получить медицинскую помощь и обменять деньги. Приюты на горных дорогах обязывали их смотрителей во время снегопада или тумана звонить в колокол и даже выступать в роли проводников.

Особую услугу паломникам оказывал рыцарский орден госпитальеров (иоаннитов). Он берет свое начало от госпиталя, расположенного в Иерусалиме при монастыре Девы Марии, где еще задолго до арабских завоеваний принимали и лечили пилигримов, пришедших в Святую землю. Задачей братства была помощь паломникам и купцам, а также их защита от разбоя неверных, что вызвало боевой дух рыцарей этого ордена. Госпитальерами была создана целая сеть гостиниц по всему Ближнему Востоку. Но постепенно на первое место стали все больше выдвигаться военные цели, помощь паломникам оказывали лишь отдельные рыцари ордена. В 1259 г. папа римский даже специальным указом утверждает три вида членов ордена: рыцари, священники и братья-госпитальеры.

Несмотря на развитую систему приютов и гостиниц, совершать паломничество к святым местам становится все труднее. Паломники попадали в Иерусалим через Ефраимские ворота, при входе с них брали подать. Перед воротами часто скапливались многотысячные толпы странников в ожидании богатого паломника, который смог бы уплатить за них пошлину. Измученные голодом и нищетой странники вынуждены были месяцами ждать своего часа. Были случаи, когда люди умирали у ворот Иерусалима. Но даже те, кто заплатил налог, не чувствовали себя в безопасности. В городе царила атмосфера вражды и неприязни к христианам. Участились случаи нападения на паломников, идущих к святым местам.

Тайны арабских путешественников

Еще в тот период, когда вся Европа лежала в глубоком сне, арабы являлись торговой, морской, любящей искусства, предприимчивой нацией.

Т. Эрман, немецкий географ XVIII века

В Его власти корабли с поднятыми парусами, плавающие в море, как горы.

Коран: LV, 24

При упоминании об арабских морских путешествиях и путешественниках обычно на ум приходят удивительные приключения Синдбада-морехода, вошедшие в книгу «Тысячи и одной ночи». В 1704 году французский переводчик Галлан познакомил читающую Европу с этой книгой. И с тех пор поколения читателей (а позже и зрителей) заворожены неувядающим очарованием древних мифов. Но мифов ли?…

Путешествия Синдбада в заморские страны, даже когда их не считали вымыслом, казались случайными, ибо никто в XIX веке не думал всерьез о причастности арабов к навигации: в глазах исследователей того времени они были преимущественно сухопутным народом, нацией религиозных фанатиков и воинов, купцов и странствующих дервишей, сынов пустыни и городского ремесла.

Но пристальный взгляд ученых открыл западному миру блистательных арабских ученых и поэтов, утонченную мысль и отточенное слово. Мусульманский Восток показал европейцам каменные летописи славы арабских зодчих в тяжелых сводах, летящих минаретах мечетей и чарующих линиях ажурных дворцов. Тысячи изящно переписанных рукописей показали, на какой высоте в мире этой культуры стояло древнее искусство каллиграфии; были среди арабов граверы и шахматисты, и даже при всей строгости нравов, проповедуемой Кораном, светские актеры и музыканты.

Но моряки, дальние плавания, сложившиеся традиции судоходства! Такое допущение шло вразрез с укоренившимся представлением о жителях Аравийского полуострова. Перед глазами ученых вставала цепь выжженных солнцем пустынь. Редкие пятна оазисов, пересыхающие, теряющиеся в песках реки… Мелководье, зной и пираты у морских побережий… Грозные просторы океана, чуждые вечным кочевникам… Отсутствие леса для верфей…

И куда и для чего плавать, если громадный конгломерат царств от Испании до Индии уже покорен сухопутными армиями наместников пророка? Слабый росток морской темы в науке об арабах до поры до времени казался нежизнеспособным, ведь большинство арабских сочинений стало широко известно европейцам только в XIX веке.

К IX веку арабы завоевали огромные территории от Испании и Марокко до Ирана. На всем этом пространстве сформировалась уникальная культура. Арабские страны будоражили воображение европейцев диковинными товарами и фантастическими рассказами о дальних краях. Многие арабские сказки рассказывают о загадочных землях и островах, где довелось побывать путешественникам и торговцам.

Что в этих сказках было вымыслом, что – описание природных диковинок, а что географической правдой? Как далеко простирались пути мусульманских моряков? Достигли ли они Китая? Смогли ли они обогнуть Африку? Какие тайны скрывали те из путешественников, которые смогли пересечь Сахару и проникнуть в Тропическую Африку?

Есть и еще один вектор арабских торговых экспедиций – северный. Уже в IX веке арабские путешественники проникли в Восточную Европу и оставили немало свидетельств о жизни славян. Так, один из первых путешественников – Ибн-Фадлан – оставил записки о своем путешествии из Багдада на Волгу. В его записках он четко различал русов и славян. Насколько свидетельства арабских путешественников противоречат русским летописям?

Итак, попробуем приподнять завесу над тайнами, скрытыми в глубине веков.

Потерянные сокровища арабской талассографии

Итак, долгое время европейцы считали арабов сухопутной нацией и оставляли за ними возможность лишь каботажного плавания. С упадком халифата сами мусульмане стали забывать о былом величии, науки пришли в упадок, остались лишь смутные воспоминания да еще сказки о «Синдбаде-мореходе».

Но работа ученых не пропала даром, и в XIX столетии ситуация стала потихоньку изменяться. Известный австрийский востоковед, в свое время оказавший большое влияние на Гете и Бальзака, Хаммер-Пургшталь издал «Морскую энциклопедию» турецкого адмирала и поэта XVI века Сиди Али Челеби. Долгое время эта уникальная книга изучалась и переводилась на многие языки, вместе с содержащимися в ней картами. Но вот в 1912 году французские востоковеды, роясь в архивах, обнаружили доселе неизвестную науке рукопись.

Это была «Книга полезных данных об основах и правилах морской науки» Ахмада ибн-Маджида. Попутно была обнаружена и рукопись его младшего современника Сулеймана аль-Махри. Людьми, открывшими эти сокровища, были Габриэль Ферран и Морис Годфруа-Демомбинь. Позднее к ним присоединились другие ученые, были открыты другие рукописи и материалы.

Большой вклад в изучение мусульманской талассографии внесли египетский ученый Ахмед Заки-паша, окончательно доказавший, что Ахмад ибн-Маджид был лоцманом Васко да Гамы (об этом мы расскажем подробней чуть позже) и русский востоковед Т. Шумовский, который перевел и издал три ранее неизвестные лоции Ахмада ибн-Маджида, а также написал несколько работ об арабском мореплавании.

Оказалось, что мусульмане не боялись выходить в открытое море, и торговля с самыми отдаленными уголками планеты велась с большим размахом. Кроме того, удалось доказать, что энциклопедия Сиди Али Челеби в значительной мере является переводом труда Ибн-Маджида и практически ничего не добавляет к сведениям последнего о плавании в Индийском океане. Конечно, это не умаляет заслуг турецкого ученого, который, кстати, первым в мусульманском мире привел сведения о только что открытом Новом Свете.

Теперь доказано, что арабы вели широкую морскую торговлю еще до принятия ислама. Этот процесс начался задолго до новой эры. Свидетельства, в частности, находят в трудах Плиния Старшего (I в. н. э.) и китайского путешественника Фа Сяня (V в.), который, посетив Индию, обнаружил там колонии арабских купцов.

Еще в древности, а затем и в начале средних веков арабы играли большую роль в торговле стран, прилегающих к Индийскому океану. Впоследствии они заняли ключевые позиции на великих торговых путях в восточной части Индийского океана и обрели абсолютное господство в его западной части.

Мощный военный флот появился у арабов еще во времена халифа Османа (644–656). Особая роль в этом деле принадлежит Муавии ибн-Абу Суфьяну, который был тогда наместником Сирии и воевал с Византией. Еще в 649 году мусульманский флот под командованием Абдуллаха ибн-Абу Сарха захватил Кипр, и началась его колонизация.

Вообще на протяжении столетий мусульманский флот доминировал в Средиземном море. За это время появилась целая плеяда выдающихся флотоводцев, методы которых не раз перенимали европейцы. Можно назвать Абдуллаха ибн-Кайса аль-Хариси, который начиная с 649 года около 50 раз вел корабли на приморские города Византии. А в 653-м, около Александрии, византийский флот потерпел самое сокрушительное поражение за всю свою историю.

С VII века арабы, жившие на Аравийском полуострове, стали активно распространять свою власть, культуру и новую, воинствующую мусульманскую религию – ислам – на огромной территории. На востоке они завоевали все Иранское нагорье и Туркестан, к северу от Аравии – Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на северо-западе – Сирию и Палестину, на западе – всю Северную Африку.

В 711 году арабы переправились через пролив, который с этого времени стал называться искаженным арабским именем – Гибралтар (от араб, «джабал тарик» – «гора Тарика») и в течение семи лет (711–718) завоевали почти весь Пиренейский полуостров.

Таким образом, в VIII веке арабы овладели западными, южными и восточными берегами Средиземного моря, всеми берегами Красного моря и Персидского залива, северным побережьем Аравийского моря. Они контролировали важнейшие сухопутные дороги, связывающие Восточную Европу – через Среднюю Азию или Кавказ и Иранское нагорье – с Индией, и западный участок Великого шелкового пути. Благодаря этому арабы не одну сотню лет были посредниками в торговле Европы со всей Южной и Юго-Восточной Азией и Китаем. Основными азиатскими товарами, поставлявшимися арабами в Европу через Персидский залив в Багдад или через Красное море к Суэцкому перешейку, были дорогие ткани, слоновая кость, драгоценные камни и жемчуг, чернокожие рабы, золото, но особенно пряности. Дело в том, что в средневековой Европе массовый убой скота проводился поздней осенью, когда начинал исчезать подножный корм. Мясо солили впрок целыми бочками, причем широко применяли пряности, чтобы мясо не теряло вкуса и не портилось. И ценились они на европейском рынке буквально на вес золота. Тропические пряности произрастали в то время только на юге и юго-востоке Азии. В торговле первое место занимал перец, распространенный почти во всей тропической Азии. Но главным местом его культуры был Малабарский берег, оттуда шли также имбирь и кардамон. Индонезия поставляла гвоздику и мускатный орех, Шри-Ланка – корицу. И эта индийская торговля с Европой была монополизирована арабами. В руках мусульман побывали и Сицилия, и Родос, и Балеарские острова, и Мальта, и Сардиния, и Корсика, не говоря о мелких островах.

Расцвет мореплавания пришелся на X столетие, ибо к этому времени покорителям пучин оказывала помощь наука. Развитие астрономии вооружило моряков методами установления местонахождения корабля по звездам при помощи соответствующих приборов. Был изобретен косой парус, что дало возможность кораблям двигаться против ветра, постепенно наращивая скорость. (Это изобретение впоследствии переняли европейцы.)

Арабские города восточноафриканского побережья – Кильва, Момбаса, Малинди, Софала и другие – вели оживленную торговлю со всеми странами Азии. Арабские моряки прекрасно знали морские пути от стран Красного моря до Дальнего Востока. «Арабские лоцманы имеют компасы для направления судов, инструкции для наблюдения и морские карты», – писал Васко да Гама.

Арабами также была создана специальная литература по мореходству, которая включала описание маршрутов, лоции, морские справочники, обобщавшие важнейшие достижения в области судоходства и навигации за много веков.

Мощное развитие получила картография: были составлены довольно точные карты известного мусульманам мира. Многие из них расшифрованы и изданы в наше время. Доказано также, что этими картами пользовались португальцы, их собирал принц Генрих (Энрике) Мореплаватель, заложивший в XV веке основы португальского мореплавания. Экономический подъем, развитие математики и усовершенствование техники кораблестроения также сыграли важную роль в развитии мореплавания.

В 827 году арабские ученые произвели измерение географического градуса: погрешность на 111 км составила всего 1 км – менее 1 %. Следующее измерение с подобной точностью сумели повторить в Европе только в XVI–XVII веках.

Впрочем, достижения арабских географов и картографов не так уж и удивительны, если вспомнить, что отличительной чертой арабской культуры являлось вообще значительное развитие точных наук , именно арабским ученым принадлежат особые заслуги в развитии геометрии и тригонометрии, а также других областей математики. Они много сделали для развития алгебры и усовершенствовали индийскую цифровую систему, введя в нее знак 0 (нуль), что дало возможность изображать цифрами любые самые большие числа.

Хотя арабские географы и не имели прямых контактов с географами Европы, однако же ввиду оказанного ими влияния на европейских географов они занимают важное место в истории географических открытий. Их главная роль заключается в том, что они сумели сохранить кое-что из наследства классической древности в тот период, когда Западная Европа была не в силах оценить его значение. Арабская литература насчитывает несколько трудов замечательных путешественников, повидавших закрытые для европейцев страны.

Но надо отметить, что вопрос о влиянии арабских путешественников на европейскую географическую мысль до сих пор не решен однозначно. Скептически настроенные исследователи придерживаются мнения, что оно было невелико (эпоха Великих географических открытий была инициирована европейцами). Но, как гласит противоположная точка зрения, арабы не только внесли огромный вклад в развитие философии, медицины, истории, физики, математики и астрономии, о чем свидетельствует множество арабских слов, которые остались в европейских языках, например, алгебра, алкоголь, азимут, зенит, надир, но и подвигли европейцев на эти самые Великие географические открытия.

Как пишет Т. Шумовский в своей книге «По следам Синдбада-морехода. Океанская Аравия», мусульманская наука много дала европейцам в области развития мореплавания. Помимо упомянутого выше, это и типы кораблей. Особой популярностью пользовались галеры, баржи и некоторые особенности корабельной оснастки. А также многие арабские понятия в области морской терминологии.

Известный немецкий ученый доктор Кюнитцх в 1959 году опубликовал каталог из 210 названий звезд, которые были переняты у арабов. Все эти факты красноречиво говорят о большом и многогранном влиянии мусульманской науки и технических достижений на европейцев.

Корабли мусульманских купцов задолго до прихода европейцев в Азию и Африку связали в единое экономическое целое разнообразные народы и государства. В систему товарооборота были вовлечены Китай, Корея, Индонезийский архипелаг, Шри-Ланка, восточная Индия, юг Индокитая, Мадагаскар, Занзибар, Мальдивские, Андаманские, Никобарские и Лаккадивские острова, вся Восточная Африка, Тайвань и некоторые более мелкие острова.

Расцветали многочисленные портовые города: Маскат, Сираф, Джульфар, Моха, Джидда, Аден, Малинди, Каликут, Дар-эс-Салам, Ормузд (Хурмуз), Мале, Момбаса, Могадишо и десятки других. Активно действовали промыслы жемчуга на Бахрейне и Катаре, добыча железной руды в Африке, заготовка корабельного леса (кокосовой пальмы) на Мальдивах и Лакшадвиппе.

Арабские путешественники значительно раздвинули пределы исследованных стран в Азии и Африке. В северной половине Африки они проникли до самого Нигера, на запад дошли до Сенегала, на востоке до мыса Корриентес. Уже в очень раннюю эпоху военачальники, посылаемые в завоевательных целях, обязаны были отмечать на картах покоренные земли. Арабы расширили изучение Аравии, Сирии и Персии и доставили хотя бы некоторые сведения о Монголии, Южной России, Китае и Индостане.

Надо сказать, что крестовые походы отнюдь не ввергли Аравию в то жалкое состояние, в каком ее мечтали видеть христианские монархи. Флот ее и гавани блистали прежним великолепием, а потери в одном месте с лихвой компенсировались приобретениями в другом. В X веке, например, ярко засверкала звезда Могадишо на побережье Сомали – новая торговая фактория южноморских Синдбадов. Ибн-Баттута, побывавший там в 1331 году, уже застал большой, оживленный и прекрасно оборудованный порт. Каждый прибывающий корабль встречали еще на рейде небольшие лодки-самбуки, и их владельцы наперебой предлагали странникам здоровую пищу и гостеприимный кров. Принять у кого-либо из них накрытое кисеей блюдо с яствами означало отдаться под его покровительство, заключить жилищный контракт. Такой или сходный обычай существовал и в других портах Африки, Индии, Мальдивских и иных островов. Однако это гостеприимство ничуть не мешало портовым инспекторам и таможенникам скрупулезно исполнять свои обязанности, а капитанам арабских кораблей – «добровольно» уступать для местной казны часть товаров по заметно сниженным ценам: это было все же лучше, нежели конфискация груза, иногда и вместе с судном, за ложную информацию.

По-прежнему престижной оставалась для арабов и служба в военном флоте. Таковых они имели пять. Два «опекали» Восточное Средиземноморье: критский, державший в повиновении острова и берега Эгеиды, и сирийский, осуществлявший ту же задачу у южного побережья Малой Азии и у берегов Леванта. Сирийский флот был вторым по значению, особенно в первой четверти X века, когда им командовал византийский пират Лев Триполитаник, из каких-то соображений променявший крест на полумесяц и одержавший ряд блистательных побед над бывшими своими соотечественниками. В западной части Средиземного моря действовали африканско-сицилийский флот, державший в постоянном страхе Италию, и испанский, чье название отражает его цели. Центральным, главенствующим флотом был египетский, его корабли дислоцировались в портах Египта и Южного Леванта, а штаб-квартира находилась в Каире.

Ни в одном флоте мира – ни до того, ни после, вплоть до XVI или XVII века – не было такой четкой организации и железной дисциплины. Весь он был разделен на десять эскадр, возглавляемых «эмирами моря» – адмиралами. Из их числа назначался главный адмирал флота – мукаддам. В мирное время все они, как, впрочем, и остальные моряки, жили в своих поместьях, а в случае даже кратковременной отлучки обязаны были известить об этом начальство и указать новый адрес или маршрут поездки.

Численный состав эскадр, а следовательно, и всего флота в разное время был различным. Неизменным оставалось лишь количество командующих и эскадренных старшин, ведавших выдачей жалованья. За каждым старшиной было закреплено определенное количество офицеров и матросов, и они, руководствуясь списком, выплачивали нужные суммы.

Из корабельных должностных лиц нам сегодня известны, кроме палубных матросов и рулевых, лоцман, писец, «мастер причала», боцман, вычерпыватель воды, плотник. Из числа матросов назначались постоянные впередсмотрящие, или дозорные, они же были и сигнальщиками. Иногда на судне был врач, если только лекарским искусством не владел кто-либо из команды. Разумеется, на весельных судах были две-три смены гребцов – свободных или рабов. Имелись также хранители провизии и корабельного имущества.

В случае подготовки к походу старшины отправляли посыльных по имеющимся у них адресам и созывали всех в Каир. Здесь халиф производил смотр и вручал «походные» – по пяти динаров каждому сверх обычного жалованья, «ибо перед лицом Аллаха и смерти все равны». Затем устраивался морской парад, и прямо с него корабли уходили в экспедицию, по возвращении из которой на повторном смотре подсчитывались потери и добыча.

Однако вопреки всем усилиям халифов смотры начиная с середины X века становились все печальнее. В 961 году арабы потеряли Крит, а спустя четыре года – Кипр, после чего они уже практически перестали грезить о лаврах в морской войне с византийцами. В 1071 году норманны вытеснили арабов с Сицилии, в 1098 году они упустили из рук Мальту, и эти потери обернулись крупным выигрышем для Италии, много лет опасавшейся разделить судьбу Испании. Впрочем, скоро и Испания смогла вздохнуть свободней и начать вынашивать идею Реконкисты – после того, как арабы потеряли в 1146 году Триполи, а двумя годами позже Махдию, свою пиратскую столицу.

Пришла эпоха оживленного обмена идеями, христиане заимствовали все, что казалось им дельным, у арабов, арабы – у христиан.

Негоцианты, географы, сказочники и математики

Арабские сказки рассказывали о таинственных странах и морях. Синдбад-мореход, Аладдин, Али-Баба, Гарун аль-Рашид, несметные сокровища, джинны, великаны, морские змеи и птицы Рухх…

На первый взгляд все это имеет слабое отношение к реальности. Но как известно, «сказка – ложь, да в ней намек…» Цветы фантазии питали вполне материальные корни – письменные памятники арабской географической мысли, труды купцов, путешественников, картографов, историков.

Теперь нам известны разнообразные труды мусульманских ученых о мореплавании, которые в общем можно разделить на две группы: описательные и математические работы. Математико-географическая литература арабов является частью их общеастрономических трудов, и ее узкоспециализированный характер многим обязан «Географии» Птолемея, переведенной на арабский язык в самом начале ГХ века. Математические труды здесь рассматривать подробно мы не будем. Нас больше интересует география описательная. Успехам арабов в этой области описательной географии значительно способствовало распространение их политического влияния. С ростом и укреплением халифата в VIII–IX веках централизованная система управления, требовала хороших путей сообщения и точных сведений о них с перечислением маршрутов, почтовых станций, с указанием расстояний и условий передвижения.

Интересы государства, бывшего мировой державой своего времени, принуждали к необходимости иметь точное представление о других, в первую очередь о соседях. И война, и мир этому содействовали: сведения доставляли и посольства, и пленники, возвращавшиеся на родину (одному из таких пленников, побывавших в Византии, мы обязаны первыми у арабов сведениями не только о ней, но и об ее соседях, славянах и других жителях Южной России).

Значительную роль в распространении знаний играли также ежегодные паломничества в Мекку и сравнительная дешевизна и легкость путешествия среди единоверцев.

Религия, наложившая обязательство паломничества (хаджа), требовала известного внимания и к астрономической географии, без которого невозможно выполнение религиозных обрядов у мусульман.

Начало и конец поста, время пяти ежесуточных молитв были строго регламентированы и нуждались для своего установления в значительных сведениях по астрономии и математике. Для определения времени молитв устанавливались горизонтальные солнечные часы (басита), планировка которых зависела от точного знания широты и долготы места. Длина тени гномона (микиас) каждый день требовала некоторых вычислений и определенных знаний. Когда тень на часах после полудня делалась больше той, какой была в полдень, на величину микиаса – гномона, начиналось время, носившее название аср. Направление в сторону Мекки, лицом к которой должен быть обращен молящийся при молитве или при постройке мечети, так называемая кибла, варьировалась в каждой стране, и определение ее было связано с географическими координатами Мекки и данного пункта.

Также астрономические знания были очень важны для успешного составления гороскопов, которым придавали серьезное значение.

В свою очередь торговля, пользовавшаяся с одинаковой легкостью и сухопутными и морскими маршрутами, не только объединяла самые отдаленные области халифата, но выходила далеко за его пределы, вовлекая в орбиту своего влияния и центр Африки, и северо-восток Европы, и юго-восток Азии. Как мы уже писали, зона влияния арабов простиралась от Атлантического до Тихого океана и охватывала также значительную часть восточного побережья Африки. Арабские купцы пересекали Сахару, в Испании и Сицилии они соприкасались с европейцами, а в Индии и Китае имели дело с народами Дальнего Востока.

И религия, и торговля расширяли масштабы путешествий, этому же содействовала и система образования. «Ищите науку хотя бы в Китае», – гласит изречение, приписываемое Мухаммеду, и путешествия в «поисках науки» с первого же века мусульманской эры стали почти обязательным завершением «круга учения». Слушать знаменитых ученых ездили из Андалусии в Бухару, из Багдада в Кордову. Достаточно вспомнить того андалусского законоведа XII века Саад ал-Хайр ал-Ансари ал-Андалуси, который подписывался ас-Сини, т. е. Китаец, потому что путешествовал в такую дальнюю страну.

Все это влекло не только расширение географических сведений, но оставляло след и в географической литературе, вызывая к жизни самые разнообразные произведения, начиная от сухих путеводителей и кончая живыми рассказами порой чисто беллетристического характера. Но долгое время эти жемчужины арабской географической науки оставались тайной за семью печатями для Европы. Как это ни удивительно, но несколько веков европейцы познавали мир, игнорируя богатейшие достижения в этой области, сделанные до них арабами!

Одним из первых арабских географов, создававших труды описательного характера, был Ибн-Хордадбех, работа которого относится примерно к 850 году. Будучи чиновником, он имел доступ к ценным статистическим материалам. В его книгу «О дорогах и царствах» включена краткая сводка его научных воззрений, заимствованных у «школы» Птолемея, а также данные о великих торговых путях арабского мира. Но при всей ценности этого труда следует признать, что он изобилует разного рода баснями, вроде рассказов о китах длиной в полкилометра.

К этому же времени относится повесть Абу Зайда Хасана ас-Сирафи (851 год) о путешествии двух купцов в Китай. Она основана на достоверных фактах и повествует о деятельности купца Сулеймана и путешественника Ибн-Вахба, об их маршрутах и местах посещений. В книге содержится много интересных сведений о торговых взаимоотношениях восточных народов, описаны быт и нравы жителей стран Дальнего Востока.

Появившаяся на рубеже IX–X веков еще одна уникальная арабская хроника, которую написал в VIII веке Абу Суфйан Махбуб аль-Абди, говорит о постоянных связях Омана и Басры с Китаем, Индонезией и Кореей и подтверждает факт существования арабо-персидской торговой колонии в Гуаньчжоу. Эта колония была уничтожена в 878 году в результате восстания Хуан Чао. Тогда погибли десятки тысяч мусульманских торговцев. Но восстание не прервало торговлю между двумя областями восточного мира, а только несколько ослабило ее. Кстати, косвенным свидетельством размаха этой торговли являются факты исламизации народа хуэй в Южном Китае и народа тям в Индокитае. Последний основал мощную исламскую державу Тямпу (погибла в XVII ст.). Оба народа сохранили приверженность мусульманской религии до настоящего времени. Несколько позже обратились в ислам многие народы Индонезии, Малайзии, Брунея и Сингапура…

Другим известным арабским географом, историком и путешественником этого периода является Якуби (Абуль-Аббас Ахмед ибн-Якуб), фундаментальная работа которого – «Книга стран» – написана около 900 года. Его называют отцом арабской географии, поскольку писатели, жившие позднее, широко пользовались его трудами. Он родился в Багдаде, в семье чиновника. Жил в Армении, потом в Хорасане, путешествовал по Индии. Затем обосновался в Египте, откуда ездил в Магриб. С юности Якуби горел желанием узнать как можно больше об отдаленных странах. Сам он был опытным путешественником и, кроме того, собрал большой материал, опрашивая людей, побывавших на Западе или на Востоке. Все, что он знал, он и обобщил в сводном труде под названием «Книга стран» («Китаб аль-булдан»).

Эта книга содержит обработанные сведения по географии всего исследованного к концу IX века н. э. мира, зачастую весьма оригинальные. Якуби приводит подробные географические наименования населенных пунктов, расстояния между ними и ряд фактов из области экономической географии. Само заглавие его труда уже показывает, что Якуби хорошо понимал широту и размах такого предмета, как география. Он был серьезным писателем и, в противоположность многим более поздним арабским географам, отделял правду от вымысла.

Якуби также является также автором двухтомного сочинения «Тарих» («История»), в первой части которой содержатся сведения по истории Ассирии, Египта, Греции и других государств древности. Вторая же книга рассказывает об истории ислама и Арабского халифата до 259 года хиджры, то есть до 872 года н. э.

Странствия другого, типичного для этого раннего периода географа Ибн-Хаукаля (Абдул-Касим-Мухамед), родом из Багдада, могут служить хорошим примером прекрасных связей внутри мусульманского мира. Ибн-Хаукаль путешествовал более 30 лет по разным странам. В 953 году он отправился на восток, где в долине Инда встретил географа Истахри, который написал впоследствии книгу «Климаты», снабдив ее картами. Книга эта легла в основу «Книги дорог и царств», законченной Ибн-Хаукалем в 988-м, которая представляет собой географическое, политическое и статистическое описание различных провинций империи халифов, в которой также можно найти некоторые сведения о хазарах, болгарах, славянах и русах. Автор использовал всякого рода сведения, «делающие географию наукой, представляющей интерес как для государей, так и для людей всех сословий», сделал свою книгу общедоступной. Труд Ибн-Хаукаля важен и в силу того факта, что он заключает в себе описание мусульманской империи халифов в зените ее могущества.

Однако еще большую ценность представляет большой труд Масуди, объехавшего весь мусульманский Восток от Испании до Китая и побывавшего также, по-видимому, на Мадагаскаре. Хотя труд этот, названный Масуди «Золотые копи и россыпи самоцветов», и не является чисто географической работой, но он содержит много сведений географического характера. Создавая свой труд, Масуди хотел создать нечто вроде энциклопедии знаний того времени. Он имел весьма ограниченное представление о Европе и многое заимствовал у более ранних писателей, но в некоторых вопросах он был хорошо осведомлен. Так, он знал, что Каспийское море было внутренним озером, и был первым арабским географом, указавшим на существование Аральского моря.

Серьезная географическая составляющая есть в замечательном труде Бузурга ибн-Шахрияра «Чудеса Индии» (X век). Автор описал животный и растительный мир дальних стран, быт народов тех мест, много рассказал об архипелагах и море. Следует заметить, что мусульманские ученые того времени уже использовали систему географических координат.

Особо следует выделить Абу Бакра Ахмада ибн-аль-Факиха аль-Хамадани, который большое внимание уделил этнографии и описанию фауны. Самобытный характер в трудах этого ученого имеют разделы, в которых говорится о маршрутах кораблей в восточных морях, признаках перемены ветра, огнях святого Эльма, вулканах и пр. Экономическая и политическая жизнь описываемых стран, особенно Китая, также отображены очень хорошо.

Китай, Корея, Тибет, Кхмер, Индия, Никобарские острова и даже моря за полярным кругом описаны в трудах Абу Али Ахмада ибн-Умара ибн-Русты. Существовала и обширная лоцманская литература по навигации в Индийском океане, частично в Тихом океане и подробнейшие лоции Красного и Средиземного морей.

Следующий арабский географ, Идриси, хотя и не считается самым крупным с точки зрения европейцев, является, пожалуй, самым интересным. Этот человек по имени Абу Абдаллах Мухаммед ибн-Мухаммед ибн-Абдаллах ибн-Идрис ал-Хаммуди ал-Хасани (1100–1165), известный как аш-Шериф ал-Идриси или просто ал-Идриси, был потомком эмирского рода Идрисидов (ветви Алидов), но ко времени его рождения семья давно лишилась власти. Родился он в Сеуте, но образование получил в Кордове. С юности много путешествовал, в 1116 году жил в Малой Азии, также (по мнению акад. И. А. Крачковского) посетил Францию и Англию, объездил Испанию и Марокко. Около 1138 года переехал в Палермо ко двору Рожера II.

Греческое слово «талассография» переводится как «мореведение», наука об описании морей, о мореплавании и мореплавателях.

К арабским географам обычно относят всех средневековых мусульманских географов, писавших на арабском языке – культовом языке ислама. На самом же деле среди них были представители ряда неарабских народностей, в том числе уроженцы Средней Азии (Хорезми, Альбируни и др.).

Арабы, кстати, стали учителями европейцев не только в области математики, они сделали большие успехи и в медицине, поставив ее на четко научную основу, прибегая в своих опытах к препарированию и тщательно изучая анатомию. По арабским учебникам медицины в Западной Европе учились на протяжении всех средних веков. Особенно большую известность не только на Востоке, но и в Европе приобрел знаменитый врач и физиолог Абу Али ибн-Сина (Авиценна, 980-1037), таджик по национальности, живший в государстве Саманидов. Авиценна написал около 100 книг по медицине, физике и философии. Главное его произведение «Канон врачебной науки» было переведено на латинский язык и являлось своего рода настольной книгой у врачей средневековой Европы почти до XVI века.

Одним из требований ислама было паломничество в Мекку, обязательное раз в жизни для мусульманина при наличии известного достатка и свободных путей сообщения.

IX-X вв. - время подъема географической культуры в странах арабского Халифата. В VII-VIII вв. арабы распространили свои завоевания на огромную территорию, включающую на западе Испанию, а на востоке - Среднюю Азию и западную часть Индии. Во вновь образованном государстве - Халифате - создались условия, способствовавшие процветанию географии. Подробные описания провинций, населенных пунктов, продуктов земледелия и ремесел были необходимы для взимания податей и налогов. Географию рассматривали как «науку о путях и государствах». Еще большее значение для накопления и распространения географических знаний имело развитие торговли. Эти своеобразные условия породили многообразие географических сочинений, некоторые из которых толковали географию в математическом смысле как «науку о широтах и долготах». В их основе лежала «География» Птолемея, переведенная на арабский язык. На этом же языке выполнялись надписи на картах, описываемые в истории картографии как «арабские карты», хотя их творцы были выходцами из разных углов исламского мира.

Арабские купцы плавали по всем морям Старого Света, кроме северных, освоили Южную и Центральную Азию, Восточную Европу. Они проникли в африканские страны к югу от Сахары и перешли через экватор. Благодаря широко развитой торговле арабы дали средневековому миру в IX - XIV вв. ряд выдающихся путешественников.

Одним из них был Сулейман, купец из Басры. Он совершил путешествие из Персидского залива через Индийский океан в Китай,посетив попутно Цейлон, Суматру, Никобарские и Андаманские острова. О своем путешествии Сулейман оставил записки, датируемые 851 г. н.э., в которых описал пройденный им маршрут и приключения, случившиеся в дороге.

Записки Сулеймана позже были дополнены арабским географом Абу-Зейд-Гассаном и в таком виде приобрели очень большую известность.

Это сочинение представило в совершенно новом свете торговые пути и отношения, существовавшие в IX в. между жителями побережий Египта, Аравии, прибрежных стран Персидского залива, с одной стороны, и жителями индийских и китайских провинций - с другой.

На рубеже IX -Х вв. путешествовал по Передней Азии и Восточной Европе арабский писатель Ибн-Даста родом из Персии. Результаты своих странствий он изложил на арабском языке в историко-географической энциклопедии «Книга драгоценных сокровищ». В которой имеются ценные сведения о славянах. Ибн Фадлан-- еще один арабский путешественник и писатель первой половины X века. В 921--922 гг. в качестве секретаря посольства аббасидского халифа ал-Муктадира посетил Волжскую Булгарию. Один из немногих арабских путешественников, лично побывавших в Восточной Европе. В своём отчёте «Рисале», написанном в виде путеводных заметок, оставил уникальные описания быта и политических отношений огузов, башкир, булгар, русов и хазар. Произведение пользовалось большой популярностью в арабо-персидском мире.

Из путешественников первой половины Х в. выделяется багдадский араб Массуди, историк и географ. До нас дошли две его книги: «Золотые луга и алмазные россыпи» и «Сообщения и наблюдения», в которые вошли обширные сообщения о природе, истории и этнографии посещенных им стран. Посетил же он все страны Ближнего и Среднего Востока, Среднюю Азию. Кавказ и Восточную Европу, а на юге - Восточную Африку до Мадагаскара включительно.

Однако самым выдающимся арабским путешественником XIV в.был странствующий купец Ибн Баттута (1304-1377), бербер по происхождению, уроженец города Танжер. Закончив свои многочисленные странствия, он продиктовал описания своих путешествий, целиком полагаясь на свою память.

Книга « Путешествия Ибн Баттуты» переведена на ряд европейских языков. Она содержит огромный исторический, географический и этнографический материал, представляет большой интерес до настоящего времени для изучения средневековой истории.

Арабская картография заняла среди других научных дисциплин одно из первых мест лишь после того, как на арабский язык были переведены древние книги, прежде всего греческие, и особенно труды Клавдия Птолемея. Халифы выступали в роли щедрых покровителей, так как понимали значение античных знаний. Чтобы внедрить их в мусульманскую культуру, они поощряли переводы на арабский язык сокровищ античной науки. Халиф аль-Мамун, например, жаловал переводчикам столько золота в монетах и слитках, сколько весили переведенные ими труды.

Арабы не только тщательно сохраняли это наследие, но на протяжении всего средневековья постоянно обогащали картографию своими открытиями, а также достижениями индийских ученых. В период с VII по XII в. полюс географических знаний переместился в такие крупные центры образования и науки, как Багдад, Кордова, Дамаск. Поэтому не будет ошибкой сказать, что, хотя между арабской и европейской картографией не существовало прямых связей, возрождение математики и астрономии в XIII в. в Риме, Оксфорде и Париже явилось прямым следствием прогресса, достигнутого арабами в области картографии. Арабы приняли эстафету, в свою очередь подготовив великий расцвет науки в Западной Европе в эпоху Возрождения.

Арабы справедливо считали, что труды Птолемея отразили наивысшие достижения греков и римлян. Однако они не слепо следовали учению великого греческого астронома, математика и географа. Арабские путешественники оспаривали целый ряд его идей. Со своей стороны восточные астрономы усовершенствовали расчет градуса, добившись очень точных результатов. Они являлись не просто передатчиками культуры античности. Они начинали с той точки, на которой остановились их предшественники, с жадностью углубляя накопленные знания.

В X в. самым известным из арабских картографов был Абул Хассан Али аль-Масуди. Он родился в Багдаде и провел свою молодость в путешествиях, посетив Индию, Цейлон, Южно-Китайское море, Малую Азию, Сирию, Палестину, Занзибар, Мадагаскар и Оман. Конец жизни он провел в Египте и умер в Фустате. Аль-Масуди, должно быть, был знаком с большей частью имевшейся тогда географической литературы. Он упоминает многие работы, которые не дошли до нашего времени. Его главный труд "Промывальни золота и рудники самоцветов" носит обобщающий характер. У него есть и другие работы. Созданная им планисфера мира является одной из наиболее точных арабских карт того времени. Он считал, что Земля - шар, и расширил границы известного тогда мира, прибавив два континента: один в южных морях, а второй - для симметрии - в другом полушарии.

Золотой век арабской картографии, которая начала развиваться в IX в., приходится на десятое столетие (4 век Хиджры), когда была создана серия карт "Атлас мусульманского мира", тесно связанная со многими трудами о "дорогах и царствах". Методология описания мусульманского мира была предложена выходцем из Балха (аль-Балхи), затем продолжена и расширена персидским ученым из Ирана (аль-Истахри), чьи работы в свою очередь послужили основой для Ибн Хаукаля, географа и великого путешественника, родившегося в Багдаде, который их пересмотрел, исправил и существенно расширил.

В этих картах не было ничего общего с птолемеевскими моделями. "Атлас мусульманского мира" по-прежнему включал располагавшиеся в строго определенном порядке 21 карту, первая из которых представляла собой сферическое изображение всего мира. Далее следовали шесть карт, изображавших Аравию, Персидское море, Магриб, Египет, Сирию и Средиземноморье. Последние четырнадцать карт относились к центральной и восточной частям мусульманского мира. Задача заключалась в том, чтобы представить мир (речь шла исключительно о мусульманском мире) таким, каким его видели аль-Истахри и особенно Ибн Хаукаль, который говорил: "И я подробно описал страны ислама, провинция за провинцией, район за районом, округ за округом".

Деятельность этих картографов была главным образом сосредоточена на восточной части мусульманского мира, но и западная его часть также не была забыта. С мусульманским западом связан последний период мусульманской картографии, представленный трудами аль-Идриси (XII век). После обучения в Кордове аль-Идриси обосновался на Сицилии, где король Роджер II заказал ему огромную планисферу, а также подробный комментарий к ней. На планисфере был показан весь земной шар во всем его разнообразии. По словам самого географа, там были изображены все "регионы со своими странами и городами, реки, земли и моря, дороги, указаны расстояния и все, что там можно увидеть". Планисфера не сохранилась, но комментарии аль-Идриси дошли до нас в труде "Развлечение тоскующего о странствии по областям" ("Китаб нузхат аль-муштак фи и хтирак аль афак"), более известном как "Книга Рожера" ("Китаб Руджар").

Этот труд помог западным географам расширить свои знания, а португальским первооткрывателям XV в. - исследовать новые земли. Для аль-Идриси Земля была "круглая, как мяч", "к ней естественно примыкала вода", "земля и вода находились в космосе в подвешенном состоянии, подобно желтку внутри скорлупы". К своим комментариям аль-Идриси прибавил атлас мира, причем его карты были цветными.

Таким образом, арабские ученые-путешественники IX-XIV вв. внесли весомый вклад в историю открытия и освоения земель новых земель, значительно расширили представления античных авторов об окружающем мире, познакомили Западную Европу с Азиатским материком, продолжили и описали важнейшие торговые пути, способствовали сближению азиатской и европейской цивилизаций.

Тайны арабских путешественников

Еще в тот период, когда вся Европа лежала в глубоком сне, арабы являлись торговой, морской, любящей искусства, предприимчивой нацией.

Т. Эрман, немецкий географ XVIII века

В Его власти корабли с поднятыми парусами, плавающие в море, как горы.

Коран: LV, 24

При упоминании об арабских морских путешествиях и путешественниках обычно на ум приходят удивительные приключения Синдбада-морехода, вошедшие в книгу «Тысячи и одной ночи». В 1704 году французский переводчик Галлан познакомил читающую Европу с этой книгой. И с тех пор поколения читателей (а позже и зрителей) заворожены неувядающим очарованием древних мифов. Но мифов ли?…

Путешествия Синдбада в заморские страны, даже когда их не считали вымыслом, казались случайными, ибо никто в XIX веке не думал всерьез о причастности арабов к навигации: в глазах исследователей того времени они были преимущественно сухопутным народом, нацией религиозных фанатиков и воинов, купцов и странствующих дервишей, сынов пустыни и городского ремесла.

Но пристальный взгляд ученых открыл западному миру блистательных арабских ученых и поэтов, утонченную мысль и отточенное слово. Мусульманский Восток показал европейцам каменные летописи славы арабских зодчих в тяжелых сводах, летящих минаретах мечетей и чарующих линиях ажурных дворцов. Тысячи изящно переписанных рукописей показали, на какой высоте в мире этой культуры стояло древнее искусство каллиграфии; были среди арабов граверы и шахматисты, и даже при всей строгости нравов, проповедуемой Кораном, светские актеры и музыканты.

Но моряки, дальние плавания, сложившиеся традиции судоходства! Такое допущение шло вразрез с укоренившимся представлением о жителях Аравийского полуострова. Перед глазами ученых вставала цепь выжженных солнцем пустынь. Редкие пятна оазисов, пересыхающие, теряющиеся в песках реки… Мелководье, зной и пираты у морских побережий… Грозные просторы океана, чуждые вечным кочевникам… Отсутствие леса для верфей…

И куда и для чего плавать, если громадный конгломерат царств от Испании до Индии уже покорен сухопутными армиями наместников пророка? Слабый росток морской темы в науке об арабах до поры до времени казался нежизнеспособным, ведь большинство арабских сочинений стало широко известно европейцам только в XIX веке.

К IX веку арабы завоевали огромные территории от Испании и Марокко до Ирана. На всем этом пространстве сформировалась уникальная культура. Арабские страны будоражили воображение европейцев диковинными товарами и фантастическими рассказами о дальних краях. Многие арабские сказки рассказывают о загадочных землях и островах, где довелось побывать путешественникам и торговцам.

Что в этих сказках было вымыслом, что – описание природных диковинок, а что географической правдой? Как далеко простирались пути мусульманских моряков? Достигли ли они Китая? Смогли ли они обогнуть Африку? Какие тайны скрывали те из путешественников, которые смогли пересечь Сахару и проникнуть в Тропическую Африку?

Есть и еще один вектор арабских торговых экспедиций – северный. Уже в IX веке арабские путешественники проникли в Восточную Европу и оставили немало свидетельств о жизни славян. Так, один из первых путешественников – Ибн-Фадлан – оставил записки о своем путешествии из Багдада на Волгу. В его записках он четко различал русов и славян. Насколько свидетельства арабских путешественников противоречат русским летописям?

Итак, попробуем приподнять завесу над тайнами, скрытыми в глубине веков.

Из книги Великие тайны Вселенной [От древних цивилизаций до наших дней] автора Прокопенко Игорь Станиславович

Остров – пожиратель путешественников У меня в руках – карта, на которую нанесены все названия кораблей и даты их гибели рядом с островом Сейбл – самым загадочным островом на нашей планете. Он появился на карте мира в XVI веке, и с тех пор Сейбл называют не иначе как

автора Ковалев Сергей Алексеевич

Малоизвестные случаи гибели в Арктике русских путешественников Дата Доступная информация 1184 г. Из Новгорода в Заволочье, Печору и Югру были отправлены сборщики дани, но все они были перебиты чудью. 1222 г. В Горле Белого моря из?за незнания течении

Из книги Тайны пропавших экспедиций автора Ковалев Сергей Алексеевич

Малоизвестные случаи гибели в Арктике иностранных путешественников Дата Доступная информация После 1484 г. К 986 году Эрик Рыжий (Красный) организовал колонию на Гунибиар- новых скалах (возможно, Есгербюгден на западном берегу Гренландии). Примерно в это

Из книги США: История страны автора Макинерни Дэниел

Общие ссылки для путешественников Исторические путешествия«Фонд национальных парков»: www.nationalparks.orgНа своем веб-сайте фонд предлагает специальные тематические страницы, посвященные историческим путешествиям:Афроамериканская история: www.cr.nps.gov/aahistory/bhm-sites.htmАрхеология,

Из книги Книга японских обыкновений автора Ким Э Г

Из книги Войны языческой Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

22. НА ПУТИ АРАБСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ В конце VII - начале VIII в. Арабский халифат достиг максимального могущества. Из Персии его полчища вторглись в Среднюю Азию, докатились до Индии. Воины халифа уверенно продвигались по Северной Африке. Византийские военачальники терпели

Из книги Тайны Майя автора Джилберт Эдриан

РАССКАЗЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ Прежде чем Мексика добилась независимости, туда допускались лишь немногие иностранцы-неиспанцы, а за теми, кому разрешался въезд, осуществляли надзор. Одним из тех, кому удалось туда попасть, был неаполитанец Джиованни Карери. В 1697 году он

Из книги Географические открытия автора Згурская Мария Павловна

Тайны арабских путешественников Еще в тот период, когда вся Европа лежала в глубоком сне, арабы являлись торговой, морской, любящей искусства, предприимчивой нацией. Т. Эрман, немецкий географ XVIII века В Его власти корабли с поднятыми парусами, плавающие в море, как

Из книги Загадки истории. Факты. Открытия. Люди автора Згурская Мария Павловна

Тайны арабских путешественников © М. П. Згурская, А. Н. Корсун, H. Е. Лавриненко, 2011 Еще в тот период, когда вся Европа лежала в глубоком сне, арабы являлись торговой, морской, любящей искусства, предприимчивой нацией.Т. Эрман, немецкий географ XVIII векаВ Его власти корабли с

Из книги Грузины [Хранители святынь] автора Лэнг Дэвид

Глава 3 ПЛЕМЕНА, МИФЫ И РАССКАЗЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ Крушение могущественной Хеттской империи в период с 1200-го по 1190 г. до н. э. под натиском «людей моря», появившихся из глубин эгейского мира и высадившихся по всему Средиземноморскому побережью Малой Азии, привело к

Из книги Русская Америка автора Бурлак Вадим Никласович

Увековеченные подвиги и труды путешественников Имена русских первопроходцев, моряков, ученых сохранились на карте острова Беринга. Так, расположенный на северо-востоке мыс назван в честь лейтенанта Свена Вакселя. Двум другим мысам на острове тоже даны имена участников

Из книги Священное воинство автора Рестон Джеймс

3. Пара арабских скакунов В течение трех дней после возвращения Яффы король Ричард со своими людьми стояли лагерем на том самом холме, на котором прежде находился штаб Саладина. Действительно. Ричард чувствовал себя крайне утомленным после битвы и лежал у себя в шатре на

Из книги Афины: история города автора Ллевеллин Смит Майкл

Откровенные рассказы и восторги именитых путешественников Сегодня Акрополь для греков не только цитадель, но и Священная скала - «Иерос врахос». Здесь сочетается материальное, духовное и эстетическое. Акропольский холм всегда был сакрален, как для греков периода

Из книги Земной круг автора Марков Сергей Николаевич

Сказания еврейских путешественников В то время, когда Карачаров и Ралев скитались по европейским странам, на Руси произошли знаменательные события.В 1500 году русскими был завоеван Путивль, стоявший на дороге к Черному морю. В том же году московский посол Андрей Лапенок

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

6. Научные экспедиции и географические открытия русских путешественников в XVIII веке В XVIII веке русские продолжали осваивать Арктику, Сибирь, Приамурье, побережье и острова Тихого океана. Русскому народу принадлежит первенство в великих географических открытиях в

Из книги Тайны русской революции и будущее России автора Курганов Г С

Г. С. Курганов и П. М. Куреннов ТАЙНЫ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И БУДУЩЕЕ РОССИИ (Тайны мировой политики) Что касается России, то всё упирается в 20 миллионов масонских солдат. (Г. С. Курганов). Еще до второй мировой войны Г. С. Курганов говорил:«Или я лягу живым в гроб, или я узнаю,

Совершенное им в 14 веке путешествие было по тем временам подлинным чудом. Ибн Баттута посетил огромную территорию – от Балкан до Китая, от Крыма до Центральной Африки.

Ибн Баттута пустился в путешествие будучи молодым человеком 22 лет от роду. Первым делом он направился на паломничество в Мекку. Однако этим дело не ограничилось, и Ибн Баттута посетил Сирию, Анатолию, Аравийский полуостров, Ирак, Иран, Среднюю Азию, Китай, Крым, Индию, Болгарию, ряд районов Африки. Можно представить, насколько трудным было это дело в 14 веке. Однако Ибн Баттута был выдающейся личностью, вызывавшей к себе уважение везде, где бы он ни бывал. Именно Ибн Баттута считается первооткрывателем таких стран, как Судан и Нигерия. В очерках Ибн Баттуты большое место отводится и Анатолии. В 14 веке турки имели в Анатолии небольшие княжества (бейлики). В те времена еще существовала Византийская империя.

Путешествие Ибн Баттуты в Анатолию началось с взошествия на борт корабля, отплывшего из Лазкии, что в Сирии. Красота Анатолии поразила путешественника, имевшего опыт посещения многих стран:

“ В Лазкии я сел на корабль одного генуэзца и отправился в Анатолию. Благодаря попутному ветру мы были в Анатолии спустя 10 дней. Первым городом, который я увидел в Анатолии, была Аланья. Края эти чрезвычайно прекрасны. Жители этих мест доброжелательны и гостеприимны. Живут они зажиточно. Кухня в этих местах превосходная ”.

Ибн Баттута часто отмечает в своих заметках гостеприимство анатолийцев. Пишет он и о представителях ремесленных цехов, наперебой приглашавших его в гости. Назывались эти цеха “ ахи “ (равно как и члены оных). Вот что пишет арабский путешественник:

“ На второй день пребывания в городе один из ахи подошел к моему другу Шехабеддину и заговорил с ним по – турецки. Одет был этот человек в старую изношенную одежду. На голове у него была войлочная шапка. Сказанного им я понять не смог по причине невладения турецким. Шехабеддин спросил меня: “ Ты понимаешь, что говорит этот достойный человек? “ Я ответил отрицательно. И тогда мой друг сказал, что человек в отрепье приглашает всех нас к себе на обед. Я возразил, что идти вряд ли следует, ибо этому человеку вряд ли будет по силам угостить всю нашй группу. На что Шехабеддин, улыбаясь, сказал, что возможностей у человека предостаточно, ибо он стоит над двумястами ремесленниками и является главой цеха ахи, в связи с чем наш визит никакого ущерба ему не нанесет ”.

Похожая история приключилась в Ладике. Здесь две группы ахи буквально вступили друг с другом в единоборство, стремясь пригласить к себе арабских путешественников. Вот как описывает эту ситуацию Ибн Баттута:

“ Когда мы проезжали мимо рынка, оттуда выскочили какие – то люди, схватившие наших коней за уздцы. Другая группа попыталась помешать первой группе в их начинании, ввиду вышла драка. Я подумал было, что люди эти – грабители с большой дороги. К счастью, мимо проходил человек, говоривший по – арабски. Он – то и разъяснил нам, что дело совсем в другом: люди эти принадлежали к различным группам ремесленников, соревновавшихся за право приветить нас “.

Мехмет Айдыноглу был одним из беев, правивших в те времена в Анатолии. Он тоже посчитал за честь принять такого просвещенного человека, как Ибн Баттута. Вот что пишет последний о визите к Мехмету Айдыноглу:

“ Под ореховым деревом был накрыт великолепный пиршественный стол. Мы пообедали вместе с беем. Последний, увидев, что на столе нет овощей и пряностей, велел наказать своего казначея и поменять кушанья. После трапезы мы поднялись с беем по высокой лестнице и оказались в большом прекрасном зале с бассейном посередине. На каждом углу бассейна были установлены фигуры бронзовых львов, из пасти которых текла вода. У всех четырех стен зала были установлены тахты, обитые парчой. Несмотря на наличие в зале трона бея, он уселся вместе с нами на тюфяки, разложенные на тахтах. Вслед за этим нам сюда принесли золотые, серебряные и керамические сосуды с шербетом ”.

Ибн Баттуте удалось то, чего не удавалось сделать многим мусульманским путешественникам: посетить Стамбул. Один из беев, у которого Ибн Баттута побывал до посещения Стамбула, был женат на дочери византийского императора. Нашему герою удалось оказаться в делегации, вместе с которой дочь собиралась посетить своего отца. Так что и путешествие оказалось комфортабельным. Вот что пишет в этой связи арабский путешественник:

“ Въехали мы в Стамбул незадолго перед закатом солнца. Повсюду звенели колокола. Перед вратами в императорский дворец находилось множество слуг. Они стали кричать: “ Сарацины, сарацины “ (то есть, “ Мусульмане, мусульмане “) и воспрепятствовали нашему проезду во дворец. Однако после того, как Билон Хатун разъяснила императору то, что мы ее сопровождающие, нас пустили во дворец. Нам дали комнату. Кроме того, по всему городу объявили, что мы можем посещать любую часть его “.

Ибн Баттута был принят императором, на которого путешественник произвел хорошее впечатление. В результате нашему герою дали возможность посетить любое облюбованное им место. И это при всем при том, что в те времена иностранцы не могли разгуливать по городу так, как им заблагорассудится. Вот что пишет в этой связи сам путешественник:

“ Император стал задавать нам вопросы о тех местах, где мы побывали – об Иерусалиме, священных местах, Египте, Ираке и так далее…. Ввиду того, что рассказанное нами пришлось ему по вкусу, император отдал приказ дать нам охрану и хорошее помещение. Мне был также выдан прекрасный конь и один из личных телохранителей императора. Кроме того, была удовлетворена и моя просьба о предоставлении мне гида “.

Среди прочих достопримечательностей Стамбула Ибн Баттута посетил и Ая Софью. Правда, внутрь его не допустили. Тем не менее путешественник сумел описать увиденное вокруг церкви:

Ая Софья – самый крупный храм, обнесенный стеной. Мимо храма протекает речка, берега которой обсажены деревьями. В храме находится с тысячу монахинь – девственниц, посвятивших себя служению Всевышнему. И в других церквах города живет множество монахов и монахинь. Среди них и отец нынешнего императора. Утверждается, что некоторые из священнослужителей происходят из рода апостолов. Ежегодно сюда для посещения Ая Софьи приезжает папа “.

Как мы сказали выше, личность Ибн Баттуты повсюду вызывала к нему большое уважение. Не исключением стала и дочь императора, одарившая арабского путешественника щедрыми дарами в момент расставания. Вот что пишет по этому поводу Ибн Баттута:

“ Она вызвала меня к себе и вручила триста золотых, две тысячи венецианских дирхемов, ткани, вытканные византийскими девушками, одеяния, сотканные из шелка, льна, шерсти, а также двух коней, присланных ее отцом. Пожелав нам доброго пути, она дала нам охранников “.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: