Швартовка судна. Методы и динамика швартовки судов. Швартовка судна лагом к причалу при течении

Швартовные операции судна можно классифицировать на следующие:

швартовка/отшвартовка судна к причалу (самостоятельная, с буксирами, в различных условиях);

швартовка/отшвартовка судна к другому судну(на ходу, к судну, стоящему на якоре, к судну, лежащему в дрейфе);

швартовка/отшвартовка судна к специализированным буям и бочкам.

В зависимости от преобладающих сил и факторов выбирается способ маневрирования судна при подходе к причалу и у причала.

Характер маневрирования в каждом конкретном случае определяется размерами акватории и ее стесненностью, влиянием внешних факторов и, конечно, маневренными возможностями судна.

В связи с многообразием сочетания факторов, влияющих на условия выполнения безопасных швартовных операций, представляется сложным дать единую схему маневрирования, пригодную для всех случаев выполнения швартовных операций.
В то же время морской практикой выработан и апробирован ряд положений,знание которых позволит судоводителю составить оптимальный план маневрирования с учетом конкретно сложившейся обстановки.

1. К моменту начала маневрирования судно должно иметь минимально возможную при данных условиях скорость.

2. При движении судна с малой скоростью руль оказывает наибольшее влияние на поведение судна, когда винт работает на передний ход, и практически не оказывает никакого влияния при винте, работающем на задний ход (при классическом пассивном типе руля).

3. В момент дачи заднего хода и при работающем в дальнейшем на задний ход винте у судов с ВФШ корма стремится отклониться влево. Эта тенденция усиливается в случае наличия у судна дифферента на корму.

4. Указанное влияние винта на управляемость судна следует учитывать при выполнении разворота судна на ограниченной акватории, когда поворот судна под влиянием только одного руля выполнить невозможно из-за того, что диаметр циркуляции превышает размеры акватории. Разворот судна с ВФШ правого вращения в таких условиях целесообразно делать через правый борт с периодическим реверсом двигателя.

5. При выполнении разворота судна с помощью руля вблизи причальных сооружений, подводных и надводных опасностей, знаков навигационного ограждения или других плавсредств следует учитывать, что судно во время поворота приобретает дрейф в сторону, противоположную перекладке руля.

6. Первый контакт судна с причалом должен происходить в районе одной из его оконечностей, которая располагается дальше от ЦТ судна. У одновинтового судна без подруливающего устройства первой к причалу подводится оконечность, которая в данный момент хуже управляется – это нос.

7. Оптимально, когда на заключительной стадии сближения судна с причалом,оно имеет боковое смещение в сторону причала при одновременном наличии вращательного движения.

8. При нахождении судна в непосредственной близости от сплошной причальной стенки, работающий на задний ход винт всегда будет отбрасывать корму от причала независимо от направления его вращения.

9. Независимо от того, планируется ли выполнение швартовной операции с отдачей якоря или без отдачи, якоря должны быть подготовлены к отдаче до начала маневрирования.

10. До начала швартовки должны быть подготовлены к работе и апробированы на холостом ходу все швартовные механизмы, а сами швартовы раскатаны из бухт или швартовных вьюшек и разнесены длинными шлагами по палубе.
Огоны швартовов должны быть проведены через клюзы наружу и загнуты внутрь суд- на по борту швартовки судна. На носу и корме судна следует подготовить не менее 3 - 4 бросательных концов, а также необходимое количество кранцев.

Тросовые стопоры должны быть закреплены на соответствующих кнехтах. Рекомендуется иметь заранее составленную схему оптимальной заводки швартовов. Заблаговременно необходимо произвести общую подготовку судна к выполнению швартовки, как и при постановке судна на якорь.

Схема заводки швартовых на судне, стоящем бортом к причалу:

1 – носовой продольный; 2 – носовой прижимной; 3 – носовой шпринг; 4 - кормовой шпринг; 5 – кормовой прижимной; 6 – кормовой продольный

11. При осложняющих маневрирование судна обстоятельствах (гидрометеорологическая обстановка, стесненные условия при подходе к причалу) швартовку рекомендуется выполнять с протаскиванием якоря, отданного с «внешней стороны» судна.
Длина якорной цепи рассчитывается как полторы высоты клюза от грунта. Протаскивать якорь по грунту при швартовных операциях допустимо,если позволяют глубины и имеется уверенность в том, что грунт чист и подходит по своим характеристикам для протаскивания якоря.

Процесс швартовки включает в себя три операции (рис. 1):

  1. Судно разворачивают с основного курса для захода в порт и с целью пога-шения инерции уменьшают ход.
  2. Производят вторичное изменение курса по направлению к причалу, удержи-вая нос судна на то место причала, где после швартовки будет находиться середина второго трюма. На этом курсе дается машине задний ход, гасится инерция, и судно идет к причалу ходом, при котором оно только слушается руля, или толчками.
  3. Производится подача и крепление швартовных тросов с предварительным полным погашением инерции.

Рис. 1 Основные способы стоянки судна на швартовых: 1 - бортом (лагом); 2 - бортом с отданным якорем; 3 - бортом с отданным якорем и швартовом на бочку; 4 - кормой; 5 - на бочке с отданным якорем; 6 - на двух бочках; 7 - на четырех бочках; 8 - лагом; 9 - на бакштове

Подход к причалу левым бортом без отдачи якоря в штилевую погоду

Для выполнения маневра необходимо следующее:

  • идти по инерции к причалу под углом 20 — 40° (подход к причалу под ост-рым углом считается наиболее безопасным, так как в случае навала судно получит только скользящий удар;
  • на расстоянии от причала, достаточном для полного погашения инерции, дать реверс двигателю на задний ход. В этом случае корма разворачивается влево и замедляется ход судна;
  • подойти к причалу носом, погасить инерцию и одновременно подать и за-крепить носовой продольный шпринг, руль положить в сторону от причала и дать самый малый передний ход, корма прижмется к причалу;
  • когда корма под действием руля и работы винта подойдет к причалу, маши-ну застопорить, подать кормовые и крепить судно у причала.

Швартовку левым бортом можно произвести без разворота кормы на носо-вом шпринге. Тогда, подведя нос судна к причалу, подают носовой продольный и прижимный швартовы, для погашения инерции держат носовые концы слабо, дают задний ход; когда корма подойдет на расстояние, с которого можно подать броса-тельный конец, стопорят машину и подают кормовые швартовы; если корма судна быстро пойдет в сторону причала, то нужно задержать носовой прижимный швар-тов (рис. 2).


Рис. 2 Швартовка левым бортом при отсутствии ветра и течения

Подход к причалу правым бортом без отдачи якоря в штилевую погоду

При выполнении этого маневра следует пом-нить, что при даче машине заднего хода корма пой-дет в сторону от причала, а нос в сторону причала. Поэтому нужно подходить к причалу под более острым углом (10 — 20°), после подачи носовых швартовов следует руль положить лево на борт и дать на короткий период передний ход, чтобы кор-ма ближе подошла к причалу. Как только будут по-даны кормовые концы, следует для погашения инерции дать задний ход, тогда суд-но остановится параллельно линии причала, после чего его подтягивают и крепят. Если этот маневр не выполним, то первоначально подводят нос судна, крепят его, а затем руль перекладывают в сторону от причала, дают передний ход и разворачи-вают корму судна на шпринге в сторону причала (рис. 3).


Рис. 3 Швартовка правым бортом при отсутствии ветра и течения

Подход к причалу левым бортом между стоящими судами

Для выполнения этого маневра необходимо следующее (рис. 4):

  • идти к причалу под углом 30 − 40° малым ходом или по инерции;
  • отдать якорь со стороны «морского» борта, не доходя до причала 75 − 100 м, продолжая идти к нему по инерции и потравливая якорную цепь;
  • подойти к причалу, задержать якорную цепь, подать и закрепить носовой продольный и шпринг, руль положить в сторону от причала и дать передний ход;
  • когда корма судна подойдет к причалу, застопорить машину, подать и закрепить кормовые концы.
Рис. 4 Швартовка судна между судами левым бортом

Швартовка правым бортом в этих условиях принципиально не отличается от описанной выше.

Подход к причалу кормой

Швартовку кормой производят с отдачей одного или двух якорей тогда, когда невозможна или ненадежна стоянка на рейде, или отсутствует достаточная длина причала (рис. 5). При выполнении швартовки с отдачей двух якорей необходимо следующее:

  • идти к причалу под углом, близким к90°, малым ходом или по инерции, удерживая нос левее места швартовки;
  • не доходя до причала, заблаговременно отдать правый якорь (рассчитывая вытравить якорной цепи при глубине 10 − 20 м не менее 12 − 15 глубин) и продолжать идти к причалу, потравливая якорь-цепь;
  • вытравив 2 − 3 смычки (с расчетом, чтобы якорь не полз), задержать и обтянуть якорь-цепь, руль переложить в сторону отданного якоря и дать передний ход;
  • когда корма судна развернется примерно на 1350 и нос судна будет на линии отданного правого якоря, отдать левый якорь, дать ход назад и травить якорные цепи, учитывая движение кормы судна влево;
  • подойдя кормой к причалу, подать и крепить швартовы. Затем выбрать слабину якорных цепей и равнять натяжение швартовов, перетравливая их втугую.

Если швартовка кормой производится при боковом ветре, то для выполнения маневра необходимо следующее (рис. 6):

  • идти к месту отдачи якоря малым ходом или по инерции курсом бакштаг правого галса;
  • не доходя до линии швартовки, отдать наветренный правый якорь и продолжать идти вперед, потравливая якорную цепь;
  • вытравив 2 − 3 смычки цепи, задержать якорную цепь правого якоря и, как только нос судна пойдет на ветер, отдать подветренный левый якорь, дать машине задний ход, потравливая якорную цепь и удерживая корму на ветре;
  • при подходе кормы к причалу первым завести и крепить с наветренной стороны швартов, после чего подтянуть и установить судно, как при подходе к причалу кормой.
Рис. 6 Швартовка кормой при боковом ветре

При наличии буксировщика выполнение маневра значительно облегчается. В этом случае судно, положив два якоря на линии, перпендикулярной причалу, подает буксирный трос на буксировщик, который разворачивает и подтягивает корму судна к причалу, а в это время с судна травят якорные цепи.

Подход судна к причалу при воздействии ветра и течения

При выполнении маневрирования в сложных гидрометеорологических условиях необходимо учитывать действие винта в сочетании с действием ветра и общим дрейфом судна, поэтому швартовка в таких условиях сложна и опасна и постановку судна следует производить при помощи буксировщика. В зависимости от условий существует несколько различных случаев швартовки.

Швартовка при прижимном ветре допустима только для небольших судов и при малой силе ветра (рис. 7).


Рис. 7 Швартовка судна при прижимном ветре

Если свободный дрейф судна с расстояния 1 — 1,5 его длины не вызывает опасения поломки причала или повреждения корпуса и имеется свободное место для маневрирования, то при швартовке судна левым бортом в этих условиях необ-ходимо:

  • идти к причалу малым ходом или по инерции под углом 20 — 30° с расчетом, чтобы при подходе к причалу расстояние от судна до него составляло 1 — 1,5 длины корпуса судна;
  • подойдя к месту швартовки на указанное расстояние, развернуть нос судна на ветер, для этого руль положить право на борт и на короткое время дать ход вперед, затем для погашения инерции дать задний ход;
  • после погашения инерции судно дрейфует на причал с большим дрейфом носовой части. Для уменьшения его следует отдать со стороны «берегового» борта якорь и вытравить одну смычку якорной цепи, в этом положении якорь-цепь идет под корпус судна, якорь сразу забирает и уменьшает общий дрейф. Регулируя натяжение якорной цепи, можно плавно подвести судно всем бортом к причалу.

Швартовка правым бортом в этих условиях не имеет существенного отличия. В обоих случаях нужно добиваться, чтобы судно дрейфовало в сторону причала всем бортом с наименьшей скоростью. Для предупреждения возможного повреждения причала необходимо, чтобы в момент навала судно не имело поступательного дви-жения.

Швартовка при отжимном ветре относительно безопасна. Наиболее трудной частью маневрирования является прижимание кормы к причалу. Маневрирование левым и правым бортом не имеют принципиального различия (рис. 8).

Рис. 8 Швартовка судна к причалу при отжимном ветре

Схема швартовки такая же как и без ветра (рис. 9), но необходимо учиты-вать следующие особенности:

Поэто-му швартовка должна производиться с обязательной отдачей якоря и угол сближе-ния с причалом должен быть возможно более малым.


Рис. 9 Швартовка судна к причалу при отжимном ветре

Швартовка судна при ветре, направленном вдоль причала

Схема швартовки такая же как и без ветра (рис. 10), но необходимо учитывать следующие особенности:

  • тормозной путь уменьшается (особенно если судно в балласте);
  • скорость бокового сближения с причалом больше;
  • в непосредственной близости от причала возможно значительное изменение направления ветра.

Поэтому швартовка должна производиться с обязательной отдачей якоря и угол сближения с причалом должен быть возможно более малым.


Рис. 10 Швартовка судна бортом к причалу по ветру, дующему вдоль причала

Швартовка судна бортом к причалу на течении

Наиболее безопасной является швартовка носом против течения. В таком случае нет необходимости давать задний ход продолжительное время, и поэтому работа винта не создает сильного отклоняющего воздействия. Для обеспечения большей безопасности, суда швартуют против течения с отдачей якоря (рис. 11).

Для выполнения этого маневра необходимо:

  • развернуться носом против течения, продвигаться вдоль причала малым ходом на расстоянии 3/4 − 1 длины корпуса судна, подходя к причалу под углом 10 − 15°;
  • уравнять свою скорость со скоростью течения и малыми перекладками руля приближаться к причалу;
  • потравливая якорную цепь, работая машиной и рулем, подвести нос судна к причалу, задержать якорную цепь, подать носовой продольный и шпринг;
  • для того чтобы сдержать движение кормы в сторону причала, руль переложить в сторону причала или при неизменном положении руля, удерживаясь на носовом шпринге, дать передний ход.

Рис. 11 Швартовка судна против течения с отдачей якоря

Особенности швартовки двухвинтовых судов

При выполнении маневров на двухвинтовом судне необходимо учитывать следующее (рис. 12):

  • погашение инерции двухвинтового судна при неработающей машине происхо-дит за счет торможения винтов быстрее, чем у одновинтового;
  • разворот судна у причала следует производить при помощи машин, так как действие руля на переднем и заднем ходу незначительно;
  • требуется осторожность при работе внутренней машиной, так как лопасти вин-тов выступают за вертикальную плоскость наружного борта;
  • при швартовке к причалу, имеющему сплошную стенку, необходимо работать внешней машиной, так как в противном случае струя воды от работы внутрен-него винта, ударяясь о стенку причала, отбросит от него корму;
  • подходить к причалу нужно под углом 15 — 25° с небольшой скоростью, удер-живая нос судна в то место на причале, где будет расположена середина второ-го трюма;
  • для погашения инерции и разворота судна от причала следует дать задний ход внешней машиной, для замедления разворота — задний ход внутренней маши-ной, для увеличения разворота к причалу — застопорить внешнюю машину или дать ей передний ход;
  • при развороте на шпринге сначала дать передний ход внешней машиной, а для уменьшения напряжения на шпринг — малый ход назад внутренней машиной. При этом струя воды, ударяясь о стенку причала, помогает отбрасывать корму. Когда корма судна развернется на нужный угол, внешней машине следует дать задний ход и, ослабив, отдать шпринг и увеличить задний ход обеих машин до полного;
  • при отходе от причала при отданном якоре после того, как корма судна отведе-на на необходимый угол, судно, выбирая якорь-цепь, продолжает работать внешней машиной малый ход вперед, а внутренней — малый ход назад, при этом все судно параллельно отходит от причала.
Рис. 12 Швартовка двухвинтового судна на переднем ходу

Швартовка судна с помощью буксиров

Существуют следующие способы использования буксиров (рис. 13):

  • буксировка с помощью буксирных тросов (рис. 14);
  • буксировка лагом;
  • буксировка способом «пуш-пул» (push-pull) — буксиры швартуются к борту таким образом, что могут изменять свое положение относительно буксируе-мого судна, тем самым изменяя направление тяги (рис. 15, 16);
  • буксировка способом на укол.

Руководство буксирными судами при швартовных операциях осуществляет капитан швартующегося судна или лоцман. Лоцман — только советчик капитана, его присутствие на мостике не снимает с капитана ответственности за выполнение швартовных операций.

Капитан и лоцман согласуют план швартовной операции, определяют виды основной и дополнительной связи с буксирными судами.

В зависимости от размеров швартуемого судна, особенностей расположения причала, погоды и других факторов, определяющих степень сложности маневриро-вания, может быть назначено необходимое количество .

На носу и корме швартовная команда готовит надежные тросы для исполь-зования их в качестве буксиров при вариантах работы на буксировку или толкание.


Рис. 13 Швартовка судов: а) - при отжимном ветре буксиры работают «пуш-пул»; б) - при прижимном ветре буксиры работают методом буксировки на тросах и «пуш-пул»; в) - при отжимном ветре с помощью буксира; г) - с помощью буксира «пуш-пул» и якоря
Рис. 14 Буксировка судна при помощи буксирных тросов Рис. 15 Работа буксиров способом «пуш-пул»
Рис. 16 Работа буксиров «пуш-пул» (на битенг)

Предлагается к прочтению:

Cодержание статьи:

Во всех мультфильмах и кино про море, корабли, пиратов мы слышим, как капитан судна или его помощник кричит команду «Отдать швартовы!». Эта фраза четко ассоциируется с художественными произведениями, однако ее используют на настоящих судах и по сей день, причем не только на морских, но и воздушных.

Значение слова «швартовы»

Большая часть морской терминологии, связанной с видами судов, способами плавания, имеет арабские корни, в том числе слова «корабль», «галера», «адмирал». Это не удивительно, поскольку арабские мореплаватели первыми соединили торговыми путями Аравийский полуостров с Мадагаскаром, Цейлоном, Индией и даже Китаем еще в доисламский период.

А различные приспособления, механизмы – относятся к голландскому и английскому языкам, например камбуз , кнехт , мачта , такелаж . Технологическим развитием судостроения занимались европейцы, недаром именно в Голландии и Англии будущий император Петр I изучал морское дело. Он лично создал первый в России «Морской устав » в 1720 году, где упоминается швартов .

Есть две версии происхождения слова «швартов»:

  1. Голландские «zwaar touw» означают «тяжелый канат»;
  2. Английские слова «shore» и «tow» — берег и буксир.

Таким образом, швартовый канат – это приспособление для привязывания судна к пристани или другому кораблю во время стыковки.

Слово используется не только в морском деле, но и в авиации. Так самолеты швартуют на месте стоянки для того, чтобы их не сдуло сильным порывом ветра.

В словаре Даля, помимо уже указанного значения, швартовым называют морской причал, к которому пристает корабль. Синонимы: шейма, косяк.

Также в речи моряков используется слово «шварт», которое означает запасной якорь.

В устройстве судна встречается множество канатов, тросов, веревок и цепей, которые все вместе удерживают отдельные части в едином целом, а также используются для транспортировки грузов, управления кораблем. Все вместе они называются такелажем

Отдельно выделяют веревки, которые управляют парусами – они называются снасти .

Швартовые канаты, как и прочие тросы на корабле, сделаны из следующих материалов:

  • Стальной цепи;
  • Пеньки;
  • Синтетики (полипропилен, терилен);
  • Растительных волокон;
  • Парусины;
  • В древности – койры, волокон кокосовой пальмы;
  • Проволоки.

На судне встречаются такие канаты:

  1. Бакштов . Используют для крепежа мелких судов к кораблю, в том числе шлюпок;
  2. Стропы . Подходят для работы с грузами, подвешивания, привязывания и перемещения, как в пределах борта, так и во время разгрузки на берег;
  3. Буйареп . Крепится к якорю и за счет специального деревянного поплавка определяет его местоположение;
  4. Сорлинь . Контролирует работу руля и помогает в случае его поломки;
  5. Шпринги . Один из видов швартовых тросов, подается так, чтобы удерживать корабль в заданном положении при стоянке у причала.

Что значит отдать швартовы?

Команда «отдать швартовы» или «отдать концы» звучит на корабле в тот момент, когда судно готовится причаливать. В этот момент на пристани «принимают швартовы», то есть ловят конец каната и крепят судно к берегу. Одновременно с этим спускаются паруса, сбрасывается якорь.

Виды концов или выбросок:

  • Коренной;
  • Ходовой.

Конец состоит из огона , линя , то есть растительного троса, и легости – мешка из парусины, наполненного песком.

Швартовные операции

Причаливание к берегу и отчаливание от него кораблем – одни из самых сложных операций, требующих слаженной работы экипажа корабля и матросов на причале. Все вместе они называются «швартовыми операциями».

Процесс швартования, то есть причаливания, происходит следующим образом:

  1. Старшие члены команды: помощники капитана, механик, старший матрос – занимают положенные места на носу, корме.
  2. На конце швартового каната, осуществляющем крепление к причалу, находится петля, которая называется огон – от голландского «глаза»;
  3. На палубе и пристани установлены парные тумбы для крепления троса – кнехты;
  4. Конец пропускается через специальные отверстия в палубе – клюзы, киповые планки;
  5. Проложив канат парусиной в местах трения, концы по команде кидают сначала с носовой части, затем остальные;
  6. После закрепления канатов на морской узел места крепления покрываются противокрысиными щитами.

Между бортом корабля и пристанью прокладывают кранцы – резиновые шары или использованные покрышки, наполненные воздухом. Они нужны для того, чтобы обшивка судна не повредилась.

В случаях, если нет возможности причалить к берегу, крепление судна осуществляется к одной или нескольким швартовым бочкам.

При отшвартовке, то есть отчаливания от берега, процесс отличается только тем, что с причала отдают швартовы, а на палубе забирают, втягивают их.

Морские узлы и крепление судна

Естественно, при креплении судна к берегу без морских узлов не обойтись. Во время причаливания используют такие виды:

  • Выбленочный узел с петлей . Название получил благодаря выбленкам – веревочным ступенькам, по которым матросы лезут на мачту. Используется для повязки канатов на предметы с гладкой поверхностью;
  • Узел полуштык . Страховочный узел, укрепляет коренной на случай повышенной нагрузки.

Как мы видим, швартовка – это трудоемкий процесс, связанный с мореходством и авиацией. В нем проявляется командная работа экипажа, совершенство технологических приспособлений на корабле. Несмотря на то, что термину как минимум три сотни лет, на флоте можно услышать команду «Отдать швартовы!» ежедневно до сих пор.

Видео: как спускают судно на воду

В данном ролике будут показаны наиболее зрелищные спуски на воду гигантских пассажирских и грузовых кораблей:

При швартовке трос нужно закладывать на кнехты, утки и другие детали с достаточным количеством шлагов (оборотов троса), чтобы при натяжении трос не потравливался. При этом у работающего с тросом лица должно быть достаточно сил для удержания или перебирания троса руками.

Длина каждого швартовного конца не должна быть меньше полутора длин корпуса судна. Работа со швартовыми тросами производится без излишней суеты, но быстро и правильно. Надо внимательно следить за тем, чтобы руки или ноги не попали в петли (колышки) троса. Следует знать значение терминов травить и выбирать. Ослаблять швартовный трос - значит, травить, а подтягивать трос - выбирать или набивать.

Производится ли травление, или выбирание троса, или он уже закреплен при окончании швартовки - нужно всегда быть готовым быстро отдать или стравить его, снять последние из наложенных шлагов или, наоборот, набросить шлаг для предотвращения стравливания троса.

Во время швартовки борта катера надо предохранять от ударов о причал или о корпус другого судна, для чего с бортов катера вывешиваются кранцы. Кранцы делают из обрезков резиновых шлангов диаметром 50-70 мм и длиной 500-600 мм. Резиновые кранцы пачкают борта, поэтому их обшивают брезентом или другой плотной тканью. В настоящее время в продаже есть синтетические кранцы специально для маломерных судов . Во время движения кранцы обязательно убирают внутрь судна: они не должны свешиваться с бортов. Кранцы или концы, висящие без нужды за бортом, - признак низкой культуры судоводителя.

Швартовка судов к причалу осуществляется бортом, кормой, носом или кормой и носом, если судно встает в углу причала. При швартовке необходимо учитывать глубину под килем и вероятность колебания уровня воды. При понижении уровня судно может cecть на корпус и повредить подводную часть. Натянутые швартовы могут оборваться, или возникнет крен, создающий вероятность опрокидывания. При повышении уровня швартовы провиснут и возникнет вероятность навала на соседние суда или причал.

При швартовке носом или кормой к причалу сначала кладется якорь или заводится швартовый за швартовную бочку, потом заводятся швартовы на причал с каждого борта. В кранцах необходимости нет.

При швартовке в углу причала швартовы заводятся с носа и кормы на причал и стоят на этой растяжке.

При швартовке в боксе швартовы подают с одного борта и тогда вывешивают кранцы или подают с обеих бортов - без кранцев.

Подход и отход от причала во время даже не очень сильного ветра являются достаточно сложными маневрами, поэтому мы им уделяем особое внимание (рис. 4.14. ).

Рис. 4.14. Подход к причалу при отвальном ветре

При подходе к причалу во время отвального ветра, когда приходится швартоваться между двух, уже ошвартованных, судов, надо быть предельно внимательным. Нельзя ударить стоящие суда и удариться о причал самому. Сначала надо повесить кранцы в носу, на скуле и борту в кормовой части судна. Подходить надо на самой малой скорости, позволяющей управлять судном и быть готовым немедленно отработать задним ходом. Не доходя до причала 0,5 м, набросить швартовый на кнехт и закрепить его на судне.

Если у вашего судна активный руль (подвесной лодочный мотор, поворотно-откидная колонка или водомет), его надо повернуть в сторону причала и на малых оборотах, включив задний ход, подтянуть корму и подать кормовой швартовый. Если у вашего судна пассивный руль, его надо повернуть в сторону от причала и, включив передний ход на самых малых оборотах, подтягивать судно к причалу. При этом надо не забывать потравливать носовой швартовый.

Рекомендуется проделать такое упражнение: на свободной акватории в тихую погоду установите буек . В качестве буйка годится бутылка из под пива, наполненная наполовину водой. Не забудьте потом поднять бутылку из воды. Потренируйтесь подходить носом к буйку и останавливаться как можно ближе, затем то же самое отработайте на волнении. Этим упражнением вы отработаете навык управления судном. Вы его «почувствуете». Без этого навыка вы будете постоянно наваливаться на причал или другие суда.

При отходе от причала, если по носу и корме стоят другие суда, во время навального ветра, с активным рулем у вашего судна, необходимо отдать кормовой швартовый, повернуть руль в сторону от причала и включить малый задний ход. После того, как корма судна выедет на свободную воду, двинуть судно передним ходом в сторону причала, отдать швартовый и дальше отходить задним ходом (рис. 4.15. ).

Рис. 4.15. Отход при навальном ветре

Если руль пассивный, необходимо отдать кормовой, повернуть руль в сторону причала и включить малый ход вперед. Одерживаемое носовым швартовым, судно начнет отходить кормой от причала. Когда судно станет почти перпендикулярно причалу, отдать носовой и отходить задним ходом на средних оборотах.

Другой способ. Если судно стоит к причалу правым бортом, заведите швартовый с причала вокруг правого кнехта (утки) на кнехт левого борта. Отдайте носовой и малым ходом начните отрабатывать назад. Корма судна будет опираться на швартовый, в результате носовая часть начнет отваливать от причала на свободную воду. Когда можно будет беспрепятственно отойти, надо дать передний ход.

Транспортные суда в большинстве случаев швартуются к причальным сооружениям бортом. Этот способ швартовки считается основным, а остальные способы - частными.

Термин “швартовные операции” включает:

подход судна к причалу;

его разворот в необходимое положение;

закрепление судна у причала;

обеспечение безопасности при стоянке на швартовах;

отход судна от причала.

Швартовные операции могут проводиться как самостоятельно (наиболее сложный вариант), так и с помощью одного или нескольких буксиров.

Управление судном при выполнении швартовных операций происходит на предельно малых скоростях, что приводит:

к снижению эффективности рулевого устройства.

Основная часть силы, возникающей на руле при его перекладке, создается за счет струи от винта, набрасываемой на руль. Поэтому независимо от того, имеет ли судно движение вперед, или назад, или стоит на месте, руль оказывает наибольшее влияние, при работе винта на передний ход и оказывает очень малое или практически не оказывает влияния на поведение судна при винте, работающем на задний ход;

увеличению относительного воздействия на судно ветра и течения;

значительному влиянию на управляемость винта, конструктивных особенностей судна, его крена и дифферента.

Поэтому четкое знание характера поведения судна в зависимости от направления его движения, положения руля и режима работы винта является обязательным условием для успешного проведения швартовных операций.

1. Общие правила при выполнении швартовных операций

1. Общие правила при выполнении швартовных операций

Перед швартовными операциями производится подготовка судна: двигатель заблаговременно переводится в маневренный режим, проверяется работа машинного телеграфа, сличаются показания часов, делаются отметки на курсограмме, подготавливаются к работе якорное и швартовные устройства.

К моменту начала маневрирования по постановке к причалу судно должно иметь минимально возможную скорость.

Всякое значительное изменение курса, как правило, осуществляется работой маневренно-движительного комплекса в переменном режиме или с отдачей якоря.

Первый контакт судна с причалом должен осуществляться не всем корпусом, а одной из оконечностей судна. Как правило, первой к причалу подводится оконечность, которая хуже управляется (при отсутствии на судне САУ) - нос.

Идеальное условие безопасной швартовки, к которому необходимо стремиться, - полностью погашенная инерция движения к моменту соприкосновения с причалом.

Примечание: Рассматриваемые ниже схемы маневрирования при выполнении швартовных операций относятся к судну с винтом фиксированного шага правого вращения.

2. Самостоятельная швартовка судна

2. Самостоятельная швартовка судна

Левым бортом

1. Угол сближения с причалом составляет для судов среднего тоннажа 15-20°, а для судов крупного тоннажа - 10-15°. Направление сближения - на точку В, отстоящую от причала, где будет находиться нос, примерно на 1/3 длины судна. Машине дается “Стоп”.

2. Производится реверс. Руль перекладывается право на борт. В результате, судно начинает разворачиваться лагом к причалу, одновременно сближаясь с ним. Расстояние АВ должно быть несколько больше длины тормозного пути. Целесообразно построить маневр таким образом, чтобы реверс проводился на малый задний ход.

3. При первой возможности подается носовой шпринг, который берут на кнехты и травят с таким расчетом, чтобы не допустить отхода носа от причала. Как только судно потеряет инерцию поступательного движения вперед, машине дается “Стоп”, руль перекладывается прямо.

Правым бортом.

1. Угол сближения с причалом должен быть менее 10°, а направление - примерно на середину причала. Машине дается “Стоп”. Руль перекладывается лево на борт. Судно сближается с причалом, одновременно разворачиваясь к нему лагом.

2. Дают короткий толчок машиной вперед, пока нос судна не пойдет влево, и сразу же после этого производится реверс. При реверсе судно продолжает двигаться вперед по инерции и одновременно получает вращательное движение по часовой стрелке, что создает угрозу навала носа на причал. Поэтому время работы машины на задний ход должно быть как можно меньше, чтобы судно не приобрело значительной инерции вращательного движения.

3. При первой возможности подают швартовы. Как только судно потеряет инерцию поступательного движения вперед, машине дается “Стоп”, руль перекладывается прямо.

Швартовка судна лагом к причалу при ветре

Швартовка судна лагом к причалу при ветре

Прижимной ветер.

1. Судно следует самым малым ходом направлением примерно на конец причала.

2. Отдается наветренный якорь. Якорная цепь травится втугую. Руль перекладывается в сторону причала.

3. Судно сближается с причалом, регулируя скорость сближения натяжением якорной цепи. Работа винта вперед и переложенный в сторону причала руль создают силу, удерживающую корму на ветре.

4. В непосредственной близости от причала задерживают якорную цепь, подают носовой прижимной, обтягивают его и кладут на кнехты. Машине дают “Стоп”, руль - прямо.

5. Потравливая прижимной, регулируют скорость сближения кормы с причалом под действием ветра.

Отжимной ветер.

1. Судно следует самым малым ходом направлением примерно на конец причала. Отдается подветренный якорь. Якорная цепь вытравливается на длину равную 1,5- 2,0 глубины, чтобы при движении судна якорь протаскивался по грунту. Руль перекладывается в сторону от причала.

3. Подаются и кладутся на кнехты носовые шпринг и продольный. Машине дается “Стоп”. Потравливается якорная цепь.

4. Поджимается корма судна к причалу работой машины на передний ход и рулем, переложенным в сторону от причала.

Швартовка судна лагом к причалу при течении

Швартовка судна лагом к причалу при течении

Встречное течение.

1. Сближение с причалом планируется таким образом, чтобы судно могло выйти несколько вперед от намеченного места швартовки против течения и полностью погасить скорость относительно грунта, находясь от причала на дистанции примерно равной 0,5 -1,0 ширины судна. Угол сближения с причалом должен составлять 5-10°; направление - точка В, отстоящая от конца причала примерно на длину носового продольного.

2. Машине дается “Стоп”. Руль перекладывается в сторону от причала. Дистанция АВ должна быть примерно равна свободному выбегу минус снос судна течением.

3. Подается и закрепляется носовой продольный, на котором судно спускается к месту стоянки.

4. Подаются остальные швартовы.

Попутное течение.

1. Судно следует самым малым ходом направлением примерно на конец причала. Угол сближения - примерно 5-10°. Отдается якорь со стороны, противоположной борту швартовки. Якорная цепь вытравливается на длину равную 1,5- 2,0 глубины, чтобы при движении судна якорь протаскивался по грунту. Руль перекладывается в сторону от причала.

2. Судно сближается с причалом, регулируя скорость и направление сближения режимами работы машины и перекладками руля.

3. При первой возможности подают кормовой продольный. Машине дают “Стоп”. Руль - прямо.

4. Потравливая продольный и якорную цепь, спускаются к месту стоянки.

1. Судно следует по инерции параллельно причалу. Отдается якорь с борта, противоположного причалу и травится свободно якорная цепь.

2. Якорную цепь задерживают. Машине дают кратковременный толчок на самый малый ход, руль перекладывается в сторону от причала. Угол разворота судна, в приведенной на схеме ситуации, должен быть больше 90°, т.к. при даче заднего хода корма судна пойдет влево.

3. Отдается второй якорь, машине дается самый малый задний ход. По мере сближения с причалом якорная цепь потравливается втугую, небольшими отрезками, чтобы не допустить навала кормы на причал.

4. При первой возможности подаются швартовы и с их помощью окончательно поджимают корму к причалу. После закрепления швартовов обтягивают втугую якорные цепи.

Швартовка судов типа Ро-Ро

Швартовка судов типа Ро-Ро

На заднем ходу.

1. Судно идет самым малым задним ходом. Носовое подруливающее устройство (НПУ) включено в сторону от причала.

2. Под влиянием боковых сил винта и НПУ судно сближается с причалом под некоторым углом дрейфа.

3. На расстоянии от причала, равном примерно 0,1 - 0,25 длины судна в зависимости от скорости сближения, производят реверс на передних ход. Положение руля зависит от скорости сближения кормы с причалом. Для ее уменьшения, руль перекладывают в сторону причала.

4. При первой возможности подают кормовой продольный. Когда инерция движения погашена, машине дают “Стоп”, руль - прямо. После закрепления продольного НПУ включается в сторону причала.

5. Судно поджимается к причалу. Выключается НПУ. Подаются остальные швартовы.

На переднем ходу.

1. Судно идет самым малым передним ходом курсом, параллельным причалу. Носовое подруливающее устройство (НПУ) включено в сторону причала. Под влиянием боковых сил руля и НПУ судно сближается с причалом под некоторым углом дрейфа.

2. Немного не доходя до места швартовки машине дают “Стоп”, а НПУ переключают с сторону от причала. В результате судно получает вращательное движение и корма идет к причалу.

3. При первой возможности подают кормовой продольный, машине дают задний ход для погашения инерции движения вперед. НПУ продолжает работать в том же направлении, чтобы не допустить отхода кормы от причала.

4. Когда инерция погашена машине дают “Стоп”. После закрепления кормового продольного НПУ переключается в сторону причала.

5. При подходе носа судна к причалу подают остальные швартовы. При необходимости корму поджимают к причалу кратковременной работой машины на передний ход и рулем, переложенным от причала.

Швартовка судов в море и на рейдах

Швартовка судов в море и на рейдах

Перед швартовкой устанавливается надежный радиоконтакт между задействованными судами. Швартующееся судно периодически запрашивает курс и скорость судна, к которому пришвартовывается.


1. Меньшее судно швартуется к борту более крупного, которое ложится носом против волны и уменьшает ход до минимального, при котором сохраняется управляемость обоих судов. Швартующееся судно выходит на траверз на дистанции 1,5 - 2 кабельтова, ложится на параллельный курс, выравнивает свою скорость и начинает сближение изменением курса на 2-3° в сторону судна-причала.

2. После подачи бросательных концов швартующееся судно выравнивает курсы и подает на судно-причал 2-3 носовых продольных.

3. После того как продольные закреплены, швартующееся судно постепенно уменьшает частоту вращения винта, чтобы продольные плавно обтянулись и приняли нагрузку без рывка. Когда швартующееся судно ляжет на кранцы, его машине дается “Стоп” и заводятся остальные швартовы.


Устанавливается скорость и направление взаимного дрейфа судов и сближение планируется с учетом указанных факторов. Порядок швартовки практически не отличается от швартовки к причалу.

Устанавливается максимальное отклонение судна при рыскании. Курс на сближение должен проходить через точку наибольшего отклонения. Порядок швартовки практически не отличается от швартовки к причалу.

3. Швартовка судна с помощью буксиров

3. Швартовка судна с помощью буксиров


1. Буксировка с помощью буксирных тросов.

2. Буксировка лагом.

3. Буксировка способом “push-pull” (на битенг) - буксиры швартуются к борту таким образом, что могут изменять свое положение относительно буксируемого судна, тем самым изменяя направление тяги.

4. Буксировка способом на укол.

Швартовка с использованием одного буксира

Швартовка с использованием одного буксира

1, 2. Судно выходит на траверз причала, погасив инерцию поступательного движения вперед.

3. Для обеспечения равномерного поджатия судна к причалу буксир устанавливают несколько позади миделя судна способом на укол. Упор винта буксира регулируется с таким расчетом, чтобы к моменту контакта с причалом судно не приобрело значительной поперечной скорости.

Свежий отжимной ветер.

1. Буксир швартуется к подветренному борту в районе миделя способом “пуш-пул”. При подходе к причалу с минимальной скоростью отдается якорь со стороны, противоположной борту швартовки. Якорная цепь вытравливается на длину равную 1,5- 2,0 глубины, чтобы при движении судна якорь протаскивался по грунту.

2. Сближаются с причалом, протаскивая якорь по грунту, используя буксир и при необходимости подрабатывая машиной.

3. При первой возможности подают носовой продольный, после закрепления которого буксир разворачивается перпендикулярно борту судна и поджимает его к причалу. Якорную цепь держат свободно, при необходимости потравливают.

Прижимной ветер.

1. С кормы на буксир подается буксирный трос. Судно выходит на траверз причала.

2. Отдается якорь наветренного борта, который удерживает нос судна от навала на причал. Корма - удерживается буксиром.

3. Потравливая якорную цепь и уменьшая упор винта буксира, судно подходит по ветру к причалу.

Швартовка с использованием двух буксиров

Швартовка с использованием двух буксиров

Безветрие или слабый отжимной ветер.

Буксиры выводят судно на траверз причала, отдаются буксирные тросы (один или оба в зависимости от ситуации) и работой буксиров (буксира) на укол судно поджимается к причалу.

Прижимной ветер.

С носа и кормы на буксиры подаются буксирные тросы. Судно выводится буксирами на траверз причала и удерживается на ветре. Уменьшая силу тяги буксиров, под действием ветра судно сближается с причалом. Перед контактом с причалом, для избежания резкого навала кратковременно увеличивается тяга буксиров.

Отжимной ветер.

1. С носа и кормы на буксиры подаются буксирные тросы. Судно подводится как можно ближе к причалу.

2. Судно удерживается буксирами, пока не будет подан или завезен носовой продольный.

3. После закрепления продольного отдается носовой буксир, который переходит в корму для работы на укол. Далее отдается кормовой буксир, который переходит в носовую часть судна для работы на укол. Работой двух буксиров судно поджимается к причалу.

1. Крупнотоннажные суда даже на малых скоростях обладают большой кинетической энергией. Поэтому главной задачей при швартовке является обеспечение их движения на предельно малых скоростях, чтобы не допустить возникновения больших инерционных сил. Буксиры выводят судно на траверз причала. Буксиры 2 и 4 работают на передний ход, а 1 и 3 - на задний ход с несколько меньшей тягой.

2. После остановки судна на траверзе причала отдаются буксиры 3 и 4, которые переходят работать на укол, поджимая судно к причалу.

3. Буксиры 1 и 2 одерживают судно, чтобы оно не получило чрезмерной скорости сближения с причалом. Перед контактом с причалом сила тяги этих буксиров должна быть увеличена для остановки судна.


1. Буксиры подводят судно к причалу, подаются и крепятся носовые швартовы, отдаются буксирные тросы.

2. Один из буксиров струей от винта, работающего на передний ход вымывает лед между бортом судна и причалом, другой, работая на укол, поджимает корму к причалу. Винт судна работает на передний ход, размывая лед за кормой.

3. Когда между кормой судна и причалом будет чистая вода, буксир выходит из под борта и корма вплотную поджимается к причалу. Подаются и крепятся кормовые швартовы. Остатки льда между бортом и причалом вымываются работой винта судна на задний ход, после чего носовая оконечность вплотную поджимается к причалу работой буксира на укол.

Обеспечение безопасности стоянки судна на швартовых

4. Обеспечение безопасности стоянки судна на швартовых

Заключается в регулярном наблюдении за состоянием швартовых, своевременном потравливании - при проведении выгрузки, когда осадка судна уменьшается и оно поднимается вверх, и своевременном обтягивании - при погрузке, когда осадка увеличивается и судно опускается вниз.

При ухудшении гидрометеорологических условий стоянки, при необходимости заводятся дополнительные швартовы.

Отшвартовка судна

5. Отшвартовка судна

Самостоятельная отшвартовка

Отсутствие ветра и течения.

Основным способом отшвартовки является отшвартовка кормой: оставляется носовой шпринг, руль перекладывается в сторону причала, машине дается самый малый передний ход. Под действием боковой силы руля корма отходит от причала. Дается задний ход и выбирается шпринг.
Угол между диаметральной плоскостью судна и причалом в момент реверса должен быть таким, чтобы при реверсе, когда судно ошвартовано левым бортом (под действием боковых сил винта корма судна идет влево), корма не навалила на причал.

При невозможности отшвартовки кормой используется отшвартовка носом: оставляется кормовой шпринг и кратковременной работой машины на задний ход отводят нос от причала на 10-15 °.
Затем отдают и выбирают шпринг, и когда он выбран, машине дают передний ход. Руль в момент дачи переднего хода перекладывают на небольшой угол в сторону причала для отбрасывания кормы, а затем постепенно перекладывают его от причала.

Отжимной ветер.

При близком к траверзу ветре оставляют носовой и кормовой продольные. Потравливая их, регулируют скорость и направление отхода судна от причала под действием ветра. Затем отдают и выбирают швартовы. Когда выбран на борт кормовой продольный, дают ход машине.

При ветре по носу оставляют кормовой шпринг и носовой продольный. Потравливая продольный отводят нос судна от причала. Дальнейшая последовательность действий аналогична отшвартовке носом при отсутствии ветра.

При ветре с кормы оставляют носовой шпринг. Когда корма под действием ветра отойдет от причала дают задний ход и выбирают шпринг.

Прижимной ветер.

В большинстве случаев самостоятельная отшвартовка невозможна и необходимо использовать буксиры.

Встречное течение.

Оставляют кормовой шпринг и носовой продольный. Потравливая продольный отводят нос судна от причала. Дальнейшая последовательность действий аналогична отшвартовке носом при отсутствии ветра.

Попутное течение.

Оставляют кормовой продольный и носовой шпринг. Потравливая продольный отводят корму от причала на 30-40°. Отдают продольный и после того, как он выбран на борт, дают задний ход. Как только судно тронется назад, отдают и выбирают носовой шпринг.

Отшвартовка судна типа Ро-РО.

Отдаются швартовы, руль перекладывается на борт в сторону причала, НПУ включается на работу от причала и дается самый малый передний ход. Под действием боковых сил от руля и НПУ судно практически лагом отходит от причала.

Отшвартовка судна, стоящего кормой к причалу.

Отдаются швартовы и выбираются якорные цепи.

Отшвартовка с помощью буксира

Отшвартовка с помощью буксира (буксиров)

При использовании одного буксира, на него подается буксирный трос с носа. Оставляют носовой шпринг, на котором отводят корму от причала, далее отдается шпринг и буксир отводит нос от причала.

При использовании двух буксиров, на них подаются буксирные тросы с носа и кормы, отдаются швартовы и буксиры отводят судно от причала и разворачивают его в нужном направлении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: