Главный архитектор проекта. Городская усадьба Соймоновых-Соболевских


Недавно в Москве завершилась реставрация памятника архитектуры, городской усадьбы, чья история связана с движением декабристов - дома генерала А.Н. Соймонова на Малой Дмитровке. Все работы велись в тесном сотрудничестве с департаментом по культурному наследию Москвы. Памятник был восстановлен по изначальным чертежам в том виде в каком он был во второй половине XIX века. Реставраторам удалось воссоздать внутренние покои: анфиладу, Главный зал, Лазуритовый зал, Музыкальный и Английский кабинеты. Заиграл новыми красками и фасад дома, его расчистили и покрасили. Для отделки внутренних помещений использовали натуральные материалы: мрамор, лазурит и даже золото.

К сожалению, за время, пока усадьба не реставрировалась, были утрачены мраморные мозаики античного стиля, исторический паркет и некоторые другие детали интерьера. Усадьба была построена в 80-е годы XVIII века архитектором Н.А. Львовым. В усадьбе одно время жил декабрист Михаил Митьков, часто приезжал Пушкин и другие известные люди.

В Москве для реставрации зданий часто используется керамогранит. Этот материал обладает очень высокой морозоустойчивостью, что делает его идеальным для отделки фасадов домов, при этом он не теряет со временем своего внешнего вида. Если возник вопрос, если я куплю керамогранит , можно ли его использовать в интерьере. Отметим, что керамогранит подойдет и для внутренних помещений: лестниц, стен, полов. Можно им декорировать и отдельные детали интерьера, что придаст ему более богатый вид.

Что нового в России

Поход на лошадях в Белуху - один из самых интересных маршрутов. Нужно сказать, что гора Белуха, самая высокая точка Алтая, включающая в себя два пика: Восточный и Западный, а также множество горных массивов. Это единственное место на Алтае с таким количеством горных вершин. Она располагается в центре Евразийского материка...

Расписка является документом официальным Существуют специально созданные правила оформления. Пишется она по определённому плану, где нельзя пропускать ни одного пункта. Сейчас для каждого случая разработаны специальные формы заполнения всех документов. Это очень удобно: всё заранее учтено в готовых бланках.

Ольга Авдеева

…Дырявый армяк .

Взгляд - смертушки просит .

Кто ? Федька - Варнак .

Лежу на соломе ,

Царей не корю .

Не ты ли Соймонов ,

Жизнь спасший царю ?...

И кажный овраг

Про то песенку пел :

Как Федька - Варнак

Губернатором сел…

(Марина Цветаева «Сибирь» )

Едем по району новых улиц за Полиграф-комбинатом. Смотрим на таблички и видим: «Улица Саймонова».

– Вы живете на улице Соймонова? Знаете что-то о нем? – спрашиваю первого встречного местного жителя.

– Саймонов? Нет, не знаю! – отвечает, поставив ударение на первом слоге. Сразу две ошибки. Правильно: Соймòнов. Во-первых – «о» в первом слоге; во-вторых, ударение должно падать на второй слог. Об этом свидетельствуют все энциклопедии – и общие, и специальные (исторические, географические).

Именем Соймонова названа не только улица в Чехове (в Серпуховском уезде он родился и умер), но и бухта в Каспийском море, а еще мыс в Охотском море, на восточном берегу острова Сахалин. ***

Наш земляк, Федор Иванович Соймонов, родился в 1692 году (или раньше – в 1682). Знатоки генеалогии спорят о дате его рождения. Умер он в своем имении в Волосове 11 июля 1780 года. Был похоронен в Серпухове, в Высоцком монастыре. Ныне его надгробие утрачено.

Почему же Марина Цветаева, заброшенная судьбой в Медон, пригород Парижа, думая о Сибири, вспомнила о нашем земляке? Надеялась на перемену участи, которую многократно пережил стойкий Соймонов? Возможно. Немилосердная судьба, действительно, бросала его в страшные бездны, но он умудрялся подниматься с колен. Представьте себе: гардемарин и мореплаватель, путешественник и картограф, прокурор и каторжанин, а потом – губернатор Сибири и сенатор…

Федор Иванович происходил из старинной дворянской семьи, правда, не слишком богатой. Соймоновы владели несколькими имениями в Серпуховском уезде – в Васильевском, Коровине, Волосове. Остатки имения сохранились, насколько я знаю, только в Васильевском. Там мы можем полюбоваться на единственную в Подмосковье сохранившуюся деревянную церковь, построенную в честь Николая Чудотворца в 1689 году дедом нашего героя, стольником Афанасием Соймоновым.

Наш герой получил прекрасное по тем временам домашнее образование: с детства знал латынь, учил европейские языки. В 16 лет поступил в основанную Петром I Московскую навигацкую школу. Полюбил математику: он был учеником Леонида Магницкого, автора знаменитого учебника арифметики.

В 1712 году Соймонов был произведен в гардемарины. Слово благозвучное, но забытое. Оно у нас на слуху после фильма «Гардемарины, вперед!». Но что такое гардемарин, мы все равно толком не знаем. В петровские времена гардемарины служили во флоте на положении «нижних чинов», унтер-офицеров.

Гардемарина Соймонова император отправил на два года за границу – в Гол-

ландию (вместе с ним поехало 26 человек, в том числе, и его земляк из Садков Петр Еропкин). К концу командировки Соймонов в совершенстве изучил мореходное дело. Вернувшись на родину в 1715 году, Соймонов в присутствии императора сдал экзамен на мичмана и попал на только что построенный по чертежам самого царя, пушечный корабль «Ингерманланд». Это был любимый корабль Петра I. Каждого офицера на нем император знал лично, что и помогло удачной карьере толкового Соймонова.

Федор Иванович участвовал в морских боях против шведов в годы Северной войны. А затем в 1719 году, по поручению императора, отправился на юг, чтобы принять участие в тайной экспедиции, изучавшей берега Каспийского моря. Там он встретился с людьми, сыгравшими в его жизни огромную роль – капитаном Василием Мятлевым и губернатором Астрахани Артемием Волынским.

Соймонов подготовил и выпустил первую русскую печатную карту Каспия (1720), атлас и лоции (1731), а также «Описание Каспийского моря» (1728, 1763). На карте Соймонова впервые были даны достоверные очертания береговой линии: раньше море считали намного большим, чем оно было в действительности. Немедленно по окончании работ карта Соймонова была опубликована и как научная новинка представлена Петром в Парижской академии наук и в Королевском обществе в Лондоне. Составил Соймонов и атлас Балтийского моря, а потом и описание Белого (эта его работа утрачена).

После смерти императора Соймонов не затерялся. На него возлагали серьезные дипломатические миссии. Например, он вел переговоры с ханом Калмыцкой орды Дундуком. Калмыки, кочевавшие в районе Астрахани и Царицына, намеревались перебраться за Кубань. Соймонов добился, что хан признал себя вассалом императрицы и послал в русскую армию 10 тысяч калмыков.

На 39-м году жизни путешественник, наконец, обрел в Петербурге дом и семью. Он занял должность прокурора Адмиралтейской коллегии, которая дала ему возможность не расставаться с женой и детьми. Отныне задачей Соймонова стала борьба с высокопоставленными казнокрадами. «Без

всякого страху должность мою исполнять старался», – вспоминал он. Многие тогда лишились должностей и состояний. Среди тех, кого он разоблачил, находился, в частности, иркутский вице-губернатор, который не хуже разбойников грабил своих подчиненных и государственную казну. ***

Врагов Соймонов нажил предостаточно, но погубили его друзья. Артемий Волынский, сделавший головокружительную карьеру в Петербурге (он стал кабинет-министром), вступил в схватку с Бироном, фаворитом императрицы Анны Иоанновны. И проиграл. В апреле 1740 года Волынский и люди его окружения (среди них – главный архитектор Петербурга Петр Еропкин и прокурор Федор Соймонов) были арестованы, началось следствие. После пыток в измене признались все – «розыск» был закончен. Волынского, как «главного злодея», должны были «живым посадить на кол, вырезав прежде язык». Еропкина и Соймонова приговорили к четвертованию. Это означало, что палач сначала отрубит им обе руки, затем обе ноги и только после этого голову. Именно так в свое время был казнен Степан Разин. Однако императрица Анна Иоанновна «проявила милосердие» и своим указом смягчила судьбы осужденных.

27 июня 1740 года на площади Сытного рынка близ Петропавловской крепости четвертовали Волынского. Еропкину отрубили голову. Соймонова били кнутом «нещадно» и отправили в Охотский острог на вечные каторжные работы. Сгинул дворянин Федор Иванович Соймонов, превратился Федьку-варнака (то есть каторжника), обреченного до конца жизни варить соль.

Жизнь меняется быстро. Через два месяца императрица Анна Иоанновна умерла от родов. Теперь уже Бирон отправился в ссылку. Жена Соймонова неустанно хлопотала о смягчении участи супруга перед «Браунш-вейгским семейством», а после очередного переворота перед императрицей Елизаветой. Через год в Охотский острог отправили капрала, чтобы он забрал оттуда Соймонова. Но никто в Охотске не мог сказать, где находится каторжник. Его искали несколько месяцев. Отчаявшийся капрал уже собирался

возвращаться в столицу, как вдруг одна из женщин вспомнила о Федьке-варнаке. Седой старик, заплакав, признался, что «раньше его звали Федором Соймоновым, а теперь он несчастный Федор Иванов». Такова была иезуитская практика тайной канцелярии: человек терял не только свободу, но и имя. Капрал обнял варнака, сообщив: «Государыня Елизавета Вас прощает!» ***

Соймонову возвратили имущество, но не должности и чины. Ему предстояло забыть о службе и навсегда удалиться в свою деревню. Так происходило со всеми, кто вернулся из ссылки. Поэтому о Еропкине так долго не вспоминали, а его проекты приписали другим архитекторам. 11 лет Соймонов прожил в Волосове, полностью отдавшись научным трудам.

Жизнь Соймонова изменил Василий Мятлев, старый флотский товарищ. Он был назначен губернатором Сибири и предложил Соймонову руководить Камчатской экспедицией. Опытный картограф составил многочисленные атласы, карты и описания, разведал новые пути и места для поселений. И произошел неожиданный поворот судьбы: когда началась Семилетняя война, Мятлева отозвали во флот и на его место назначили Соймонова! 14 марта 1757 года, ровно через 15 лет после возвращения из ссылки, бывший каторжник превратился в губернатора Сибири.

65-летний губернатор опирался на свой опыт борьбы со взятками и казнокрадством и навел порядок. В Тобольске отремонтировал Гостиный двор. Открыл геодезическую школу в Томске. Соорудил маяк на Байкале. Провел перепись инородцев. Заселил берега Амура. Установил мир с воинственными чукчами. В статье «Древняя пословица – Сибирь золотое дно» он сделал первую попытку экономического изучения Сибири. Стал одним из организаторов плаваний купцов в Тихом океане. Но, прежде всего, губернатор изменил порядок рассмотрения жалоб: отныне дела, не связанные с оскорблением государя, рассматривались без волокиты. Рассказывают, что губернатор Соймонов редко применял телесные наказания, говоря: «Я сам испытал, каков кнут!»

Сибиряки любили и уважали своего губернатора, у императрицы Екатерины II он был на хорошем счету. Его сын, Михаил Федорович Соймонов, был очень привязан к отцу и специально перешел на службу в Сибирь. Позже М.Ф. Соймонов сыграл видную роль в развитии горного дела в России.

Только в 1766 году (Федору Ивановичу было за 70) сенатор Соймонов вышел в отставку с чином действительного тайного советника, что по «табели о рангах» соответствовало полному адмиралу или генерал-аншефу. Он вернулся в свое имение в Воло-сове. Приезжал в Москву с научными целями, чтобы побеседовать с историком Миллером или поспорить с Ломоносовым (под его влиянием Ломоносов направил экспедицию на Шпицберген). Известный писатель и книгоиздатель XVIII века Н.И. Новиков писал тогда о Соймонове как об «ученом муже, искусном в латинском, немецком, голландском языках, также в астрономии, физике и других науках». В последние годы жизни Соймонов работал в Волосове над «Историей Петра Великого» и мемуарами, которые потом издал правнук.

Вчера журналистам показали образец качественной реставрации памятника истории и культуры, проведенный за счет внебюджетных средств. Это так называемая усадьба генерала Соймонова на Малой Дмитровке. Здесь жил один из организаторов Северного общества, декабрист Михаил Фотиевич Митьков. После революции особняк передали Свердловскому райкому КПСС, в 80-х годах в нем размещалось добровольное общество борьбы за трезвость. Арендатор отреставрировал уникальные интерьеры главного дома усадьбы и декоративное убранство залов, мозаичный пол в вестибюле. Кроме того, благоустроена территория двора, воссозданы утраченная парадная лестница и уличная парадная ограда.

"Мы - свидетели того, как при грамотном отношении к памятнику проведена реставрация на внебюджетные средства, - прокомментировал руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский. - Очень много памятников в плохом состоянии, городской и федеральный бюджет не могут осилить такой объем работ. Необходимо привлекать инвесторов".

Но желающих вкладывать огромные средства в трудоемкую реставрацию памятников не так много. Собственно, и стимулов особых для этого у них нет. Поэтому городу приходится брать расходы на себя, но бюджет не безразмерный. "У нас пришел приказ минрегиона, что реставрационные нормы в 1,5 раза дороже обычного капремонта - из расчета 27 тысяч рублей на квадратный метр, - заметил глава департамента. - Думаю, этих денег даже на люстру не хватит".

За счет городского бюджета ежегодно реставрируется примерно 80 объектов культурного наследия, но еще сотни - на очереди. В Москве, например, 40 пустующих домов-памятников, которые стремительно разрушаются. Городским властям необходимо срочно решить, что с ними делать, чтобы их сохранить. По словам Кибовского, в условиях, когда в центре города ограничено строительство новых объектов, внимание компаний-застройщиков будет обращено на памятники, находящиеся в плохом состоянии. Но важно, чтобы они попадали в хорошие руки, а не к тем, кто стремится очистить от памятника стройплощадку. "Добросовестные люди, которые приводят такие объекты в порядок, должны получать преференции от государства в части дальнейшего управления такими объектами, - так считает Кибовский. - И этот вопрос обсуждается с московскими властями". Что это за преференции? Вот 1 апреля открыл двери уникальный памятник ХVIII - ХIХ веков особняк Ивана Муравьева-Апостола, один из немногих уцелевших в пожаре 1812 года. В его восстановлении самое деятельное участие принял потомок декабристов, меценат Кристофер Муравьев-Апостол. По нашей информации, он вложил в реставрацию 12 млн долл., практически поднял из руин. И будьте покойны, сохранил бы это наследие в первозданном виде. Он бы его и купил, но по нынешним правилам при продаже памятника с аукциона никаких преимуществ у Муравьева-Апостола не будет. А если бы, например, добросовестный арендатор имел такое преимущественное право, он бы заботился о сохранности памятника, о его восстановлении.В Москве на государственном учете состоят 5617 памятников истории и культуры. Кроме того, вновь выявлено 1830 объектов культурного наследия и 1318 заявлено к постановке на учет. Из всего этого богатства, как ранее озвучивалось, почти 1,5 тысячи памятников истории и культуры перешло в частные руки. Увы, некоторые подверглись разрушению, о чем неоднократно писала "РГ". Но есть и положительные примеры, когда собственники или арендаторы проводят комплексную научную реставрацию здания. И такие усилия надо поддерживать.

Андреа Палладио по праву считается одним из самых великих архитекторов за всю историю человечества. Именно он дал начало палладианскому стилю в архитектуре. Наследием выдающегося итальянца можно насладиться и в Москве

Старый Гостиный Двор

Место, где расположен старейший торговый дом столицы, занимающий целый квартал Китай-города между улицами Варварка и Ильинка, Хрустальным и Рыбным переулками, стало важным центром московской торговли еще в XV веке - там обосновались купцы, ранее торговавшие на территории Кремля. Постепенно, с увеличением торговых оборотов, на территории стали возводиться и расширяться каменные корпуса. А в 1786 году Екатерина II приказала выстроить на этих же местах новые помещения, и с 1790 года началось затяжное строительство Гостиного Двора.

Знаменитый итальянский архитектор Джакомо Кваренги стал автором проекта возведения самого большого торгового здания Москвы конца XVIII - начала XIX века.

Последняя реставрация пришлась на конец ХХ столетия и значительно изменила внешний вид сооружения: был возведен стеклянный купол над внутренним двором, пристроены два дополнительных этажа в правом крыле здания. Сейчас же Гостиный Двор по праву считается одним из крупнейших центров бизнеса, торговли и отдыха со всем необходимым набором услуг, оборудованным по международным стандартам.

Адрес: ул. Ильинка, 4, станции метро «Площадь Революции», «Китай-город»

Городская усадьба Соймоновых-Соболевских

В 1780-х годах архитектором Н. А. Львовым для А. Н. Соймонова был построен главный дом усадьбы. Он имел тосканский шестиколонный портик, два небольших флигеля в парадном дворе, террасу на заднем фасаде, выходившую в сад длинным пологим пандусом (со временем замененным лестницей). Каменный служебный корпус, частично сохранившийся до нашего времени, стоял на северной границе владения.

Усадьба также известна как дом декабриста Митькова: мемориальная доска на доме говорит о том, что герой Отечественной войны 1812 года жил здесь в 1825-м. В советское время в здании длительное время располагался Свердловский райком КПСС. В 1960 году возле усадьбы был установлен памятник-бюст Я. М. Свердлову, являющийся объектом культурного наследия федерального значения, как и отреставрированное главное здание. Сегодня усадьба Соймонова отдана в аренду коммерческим структурам.

Адрес: ул. Малая Дмитровка, 18, станции метро «Чеховская», «Маяковская»

Дом Тарасова

На углу улицы Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка расположилась настоящая московская Италия - шикарный особняк, являющийся одним из самых красивых зданий, появившихся в городе в начале XX века. Дом был построен в 1908-1912 годах знаменитым архитектором И. В. Жолтовским для богатого купца Григория Тарасова и имеет итальянский прототип - палаццо Тьене в Виченце, созданный в середине XVI столетия великим Андреа Палладио. Разница между двумя постройками заключается в пропорциях.


Фото: liveinmsk.ru

Особняк имеет все характерные черты палаццо: проездные арки, которые позже заменили огромными окнами; соединяющие две части дома террасы; большой внутренний дворик с фонтаном и садом. Интерьер здания также оформлен в итальянском духе с необычным сочетанием гладких стен и расписных потолков. До 1937 года дом Тарасова занимал Верховный Суд СССР, после сюда въехало посольство Германии, а в послевоенные годы - Польши. Начиная с 1979 года здесь располагается Институт Африки Российской Академии наук.

Адрес: ул. Спиридоновка, 30/1, станция метро «Баррикадная»

Центральный Московский ипподром

Один из самых больших ипподромов России, лишь немного уступающий Ростовскому, Краснодарскому и Казанскому. Кроме того, заложенный в 1834 году, он является старейшим в стране и первым в мире рысистым ипподромом. В настоящее время здесь располагается научный полигон и опытная база Института коневодства, регулярно проводятся соревнования и испытания лошадей различных пород.

С начала основания место регулярно украшалось, меняя свой вид. В 1949 году трибуны были уничтожены пожаром, после чего в 1953-1954 годах архитекторы В. Л. Воскресенский и П. И. Скокан под руководством выдающегося И. В. Жолтовского восстанавливали здание, практически полностью его перестроив: появились изящная башенка в левой части и мощный восьмиколонный портик в правой. Восхитительные конные скульптуры не пострадали в пожаре и по-прежнему венчают строение.

Адрес: ул. Беговая, 22, корп. 1, станция метро «Беговая»

Дом на Моховой

Здание в центре Москвы напротив Манежной площади было построено в 1934 году по проекту архитектора Ивана Жолтовского для сотрудников Моссовета. Дом на Моховой назвали «гвоздем в гроб конструктивизма», так как он ознаменовал собой перелом в советской архитектуре. А коллеги Жолтовского стали именовать его «мастером карниза» из-за того, что, несмотря на массивные стены строения, его карниз был невероятно легкой конструкции.


Фото: babs71.livejournal.com

Проектируя жилой дом на Моховой, Жолтовский использовал композицию Лоджии дель Капитанио и палаццо Вальмарана в Виченце, созданных выдающимся итальянским архитектором Андреа Палладио. Большое значение уделялось «элитности» здания: высокий уровень благоустройства и отделки, большая площадь квартир. Данное строение имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

Адрес: ул. Моховая, 13, станция метро «Охотный ряд»


1. Где-то по пути встречаем поле из одуванчиков.

2. Вот мы и приехали к первой точке, скрытой за деревьями в лесу. Знаменская церковь, одиноко стоящая в урочище Теплое.

3. Когда-то в этих местах находилась большая усадьба, родовое гнездо дворян Соймоновых. Усадьба была основана в XVIII веке Петром Александровичем Соймоновым. Основное ее строительство пришлось на время Н.А. Соймонова, при котором в 1797г. была построена Знаменская церковь.

4. Для ее строительства церкви был приглашен архитектор Н.А.Львов. Документальных свидетельств о том, что проект церкви был создан именно Львовым, не сохранилось, но характерные черты до недавнего времени хорошо сохранявшегося памятника свидетельствуют в пользу его авторства.
Церковь в стиле зрелого классицизма, кирпичная, с использованием белого камня, оштукатурена.

5. Боковые приделы храма и колокольня украшены высокими тосканскими портиками с фронтонами. Верхние цилиндрические ярусы колокольни поставлены на ризалит западного портика; второй ярус особенно красив и выразителен: с колоннами и высокими арочными проемами. Верхний маленький ярус оснащен резонирующими отверстиями.

6. Как оказалось, мы здесь были не одни. Рядом стояло еще две машины, а вокруг ходили ребята с металлоискателями.

7. Заходим внутрь. Итальянские мотивы проглядывают во всем убранстве храма: арочные трехчастные окна, лепные кронштейны.

8. К сожалению, интерьеры храма практически полностью утрачены, только кое-где можно различить остатки старинной росписи в технике «гризайль» и более поздних картин.

9. Внутренняя планировка храма очень красива и изящна.

10. Пол и ступеньки, ведущие к алтарю, частично расчистили - виднеются остатки плитки.

11. К сожалению, потолок обрушился во многих местах, у боковых пределов крыша полностью отсутствует. На полу опять виднеется плитка.

12. Копатели нашли в траве дверь от церковной ограды.

13. Я же тем временем решил подняться на колокольню по остаткам винтовой лестницы.

14. Уровень второго яруса. Прямо виднеется небольшая комнатушка (ни разу не встречал колокольню с "подсобными" помещениями).

15. А вот лестница на самый верх, к сожалению, не уцелела. Хотя на те ступеньки, которые остались, можно спокойно становиться.

16. Потихоньку усиливается ветер, и погода начинает хмуриться.

17. Вид с крыши церкви. Слева протекает небольшой ручей, а справа, где сейчас чистое поле, когда-то стояла деревня. Ребята с металлоискателями отправились туда.

18. Купол храма.

19. Места здесь очень красивые!

22. Луч света в темном царстве.

При написании использовался текст с сайтов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: