"Нельзя ждать потока туристов — нужно действовать!" Есть ли где остановиться караванеру в Беларуси? На берегу озера селява состоялся первый слет караванеров

Но и на самом романтичном транспорте путешественников - трейлере или доме на колесах. Кемперы Синеокой частенько отмечают, мол, культура караванинга в нашей стране пока в начале своего пути. И все же годные и оборудованные автокемпинги в Беларуси есть и расположены многие из них в очень приятных местах. А если ни жилого прицепа, ни автодома у тебя пока нет - это не проблема. Во-первых, его можно при желании взять в аренду. А во-вторых, в большинство локаций нашего списка можно приехать на обычном авто и разместиться в палатке или гостевом доме. Заводи мотор!

Кто такие караванеры?

Путешественников, которые лоукостерами, поездам и автобусам предпочитают уютные домики на колесах называют караванерами. Эти люди словно улитки, которые повсюду возят свое маленькое жилище с собой. Караванинг - целая travel-философия, а в нашей стране существует даже своя отдельное общественное объединение «Караванеры Беларуси ». На форуме клуба можно найти целый прицеп полезных советов: где по миру раскиданы автокемпинги, как чинить свой дом на колесах в дороге, где брать трейлер в аренду и многое другое. А еще кемперы обожают встречаться на специальных международных слетах и тусоваться вместе, поэтому ежегодно в Европе проводятся слеты караванеров.

МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

«Кемпинг 1 »

Озеро Селява - д. Колодница, Крупский район, Минская область
Координаты: 54.543696°N, 29.173997°E
Расстояние от Минска - 160 км

Кемпинг на озере Селява крут тем, что является единственным оборудованным по всем европейским стандартам среди своих собратьев в Беларуси. Кроме домиков и палаток, здесь есть именно то, что нам нужно - целых 50 мест для автодомов и машин с жилыми прицепами. Кроме стандартных фишек, типа туалетов, душевых, кухни и всяких коммуникаций, на базе есть и где в волейбол сыграть, и где малышне полазить. И даже Wi-Fi на всей территории кемпинга работает (надеемся, он тебе не понадобится в такой живописной локации).

Местность вокруг тоже не подкачала - кемпинг находится на берегу озера Селява, площадью около 1500 гектаров. Это один из крупнейших водоемов на северо-востоке Беларуси. Поплавать здесь на лодке (и не только) - святое дело. Кстати, местные любят рассказывать легенду, что в августе 1942 года в Селяву упал бомбардировщик, который перевозил в Англию 4 тонны золота - предоплату за поставки по ленд-лизу. Так что, если повезет, еще и клад найдешь!

Цена вопроса: место для трейлера или автодома плюс место под автомобиль плюс проживание двух человек обойдутся в BYN 20 за сутки. Детей до 7-ми лет примут бесплатно.

Автокемпинг «Нарочь »

Координаты: 54.827540, 26.728157
Расстояние от Минска - 150 км

Отдых на Нарочи - классика жанра путешествий по Беларуси. Здесь и поплавать, и порыбачить, и ягоды в лесу пособирать, и за птицами понаблюдать - все можно. Национальный парк «Нарочанский» не просто живописное место, но и один из пяти особо охраняемых природных объектов нашей страны.

На территории парка раскинулась огромная зона отдыха, куда едут и бабули здоровье подкрепить, и молодежь потусить на свежем воздухе. Нам пока актуальнее второе, поэтому рулим сразу в автокемпинг. Здесь есть гостиница и жилые домики для тех, кто приехал на обычной легковушке, а для счастливых обладателей трейлеров оборудована специальная стоянка. Ты можешь свободно пользоваться тут розетками, водой, туалетами и другими жизненно необходимыми вещами. Места для автодомов на кемпинге заранее не бронируют - их хотя и всего 15, но свободное всегда найдется.

Цена вопроса: за автоместо придется выложить BYN 6, и еще по BYN 7 с каждого человека в сутки.

Автокемпинг в «Дудутках »

Минская область, Пуховичский район, деревня Птичь
Координаты: 53°35.782\" N, 27°40.990\" E
Расстояние от Минска - 40 км

Возможно для тебя это станет открытием, но в «Дудутках» можно не только глазеть на кузнецов и попивать единственный в Беларуси легальный самогон , но и остановиться пожить в трейлере. Здесь есть оборудованная стоянка, где можно припарковать свой автодом. Все необходимые коммуникации для автокемперов тут имеются, ну, а отдых в «Дудутках» обещает быть насыщенным: помимо походов по ремесленным мастерским, катания на лошадях и купания в Птичи, на месте для тебя даже растопят баньку на берегу реки.

При желании можно остановиться в гостинице (от BYN 55 в сутки за номер) или гостевом домике у реки (BYN 430 в сутки за весь дом). С едой тоже проблем нет: корчма, кафе и бар «Шинок» делают все, чтобы гости остались сыты.

Цена вопроса: Стоянка для караванеров обойдется в BYN 26 за сутки.

Автокемпинг в горнолыжном комплексе «Логойск »

ГСОК «Логойск» находится в 35 километрах от Минска на север по трассе М3
Координаты: 54.1058, 27.4830

Классное место для любителей активного отдыха. Здесь можно и рыбу половить по классике, и испробовать на себе целую кучу спортинвентаря. Стреляй в тире, играй в мини-футбол и волейбол, цепляйся за канаты веревочного городка, гоняй на квадрациклах и роликах, играй в пейнтбол - и это только часть развлечений в «Логойске».

Что до автокемпинга, то здесь караванеры могут спокойно расположить свои дома на колесах и подключить ко всем необходимым коммуникациям. Пока очищается биокапсула, сходи в бар или полюбуйся живописной холмистой местностью беларусской Швейцарии.

Цена вопроса: Швейцария хоть и беларусская, а цены как в настоящей - € 40 за стоянку одного трейлера в сутки.

Автокемпинг «Привал »

Недалеко от агрогородка Лошаны Минского района в 6 км от г. Заславля в направлении г. Молодечно (Трасса P28)
Координаты: N 54.057789, Е 27.296143
Расстояние от Минска - 20 км

«Привал» достаточно высоко, по местным меркам, оценивают беларусские караванеры. Розетки и вода - это уже неплохо, а уж если теплый душ, туалет (со смывом!), стиральная машина и бесплатный Wi-Fi - счастью кемпера вообще нет предела. Тем более, что стоянка здесь приличных размеров и вмещает около 50 автодомов одновременно.

Находится «Привал», правда, в месте на любителя - на Линии Сталина. Если ты, как истинный пацифист, катание на танках за развлечение не считаешь - ну и ладно. Остановиться на автокемпинге это не помешает, а в военный комплекс заходить не обязательно.

Цена вопроса: стоянка для одного автодома с подключением к воде, электричеству и канализации обойдется в BYN 22,5 за сутки.

Кемпинг «Рыбчино »

Находится на дороге Р 58 в 25 км от Вилейки
Координаты: 54.4738, 27.1122
Расстояние от Минска - 70 км

То самое место, куда нужно отправляться, если захотелось сосен на берегу. Берег здесь хоть и не морской, но длинный (1,5 километра), песчаный и с плавным заходом в воду. А само Вилейское водохранилище считается одним из самых чистых в Беларуси. Остановиться разрешают в любом понравившемся месте вдоль береговой линии хоть с автодом, хоть с палаткой (ее при желании можно взять в аренду на месте). В «Рыбчино» есть и баня, и беседки, и жилые домики, и лодки с катамаранами. Если захочется помахать ракеткой, арендуй теннисный стол или бадминтон. Ходить в туалет, мыться в душе и бегать по спортивным и детским площадкам можно бесплатно.

Цена вопроса: место для автодома или жилого прицепа стоит BYN 7 в сутки.

БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Кемпинг на автодроме «Альянс »

Брест, ул. Октябрьской Революции, 117Б, картинговый стадион
Координаты: 5761700, 1172200

Вместительный кемпинг в Бресте, где одновременно могут стоят не меньше 50 караванеров. Гнать сюда на отдых целенаправленно может и не стоит, но в качестве транзитного пункта на пути в Европу (или из нее) - очень неплохое место. Душ по 3 BYN освежит уставших путников, розетки не дадут остаться без электричества, а охранники будут следить за тем, чтоб никаких эксцессов. Туалеты на территории тоже имеются, правда, работают только в теплое время года.

Недалеко от автодрома есть лес и озеро, а в качестве развлечения можно погонять на картах или квадроциклах.

Цена вопроса: пожить в в кемпинговой зоне будет стоить BYN 12 в сутки.

Кемпинг в агроусадьбе «Калинка-2 »

Брестская область, Каменецкий район, д. Голый Барок, д. 27.
Координаты: 52°12’26.77, 23°44’15.09

Усадьба с милым названием находится на территории Беловежской пущи, всего в 2-х километрах от Каменца. Автокемпинг здесь хоть и совсем малыш, рассчитанный всего на 4 автодома, но укомплектован отлично. Еще бы - ведь построили кемпинг с частичной помощью малого гранта USAID/ПРООН, поэтому сделано все не на тяп-ляп, а со всеми необходимыми прибамбасами. Здесь тебе и и подключение к электричеству, и слив биокапсул, и пополнение запасов питьевой воды. Есть на территории усадьбы две кухни, хорошие душевые и чистые туалеты, и, конечно, все для вечерних посиделок - мангалы, беседки, посуда и прочие важные мелочи. Те, кто приехали на обычных авто могут переночевать в симпатичном гостевом домике за BYN 30 в сутки.

Развитие такого вида автотуризма, как караванинг, в Беларуси может повторить успех сельского туризма. По крайней мере, на это рассчитывают в министерстве спорта и туризма. Среди основных аргументов - транзитное положение страны, любовь белорусов к автомобилям и, как ни тривиально, чемпионат мира по хоккею 2014 года. Под знаковое мероприятие ведь куда проще воплотить в жизнь масштабную идею.

Впервые о развитии трейлерного туризма государство заговорило еще в 2011 году, а у руководства Минспорта появилась идея - с помощью туристических стоянок привлечь в нашу страну автотуристов и транзитных посетителей. Вот только бизнесмены инициативу не подхватили: без административного рычага пересадить туристов в дома на колесах никто так и не решился. Сейчас «караваны» туристов все же попытаются направить в «синеоком» направлении.

Причем развивать караванинг в Беларуси предложат частному бизнесу. Районные власти на благоприятных условиях выделят земельные участки, а инвесторы, как планируется, наполнят их инфраструктурой. Крупные оборудованные стоянки с мойками, туалетами и магазинами появятся в каждом регионе. Площадки под их строительство должны предоставить местные исполкомы. В первую очередь,кемпингивозникнут вдоль автомобильных трасс, вблизи живописных водоемов и в национальных парках. Кстати, «караванизацией» последних займется Управление делами президента.

Заниматься в Беларуси кемпингами готовы как иностранные инвесторы, так и отечественные: туристические компании, «возмужавшие» владельцы сельских усадеб и караванеры со стажем. Энтузиастов движения в Беларуси немало: путешествовать на автомобиле предпочитает даже министр спорта и туризма Александр Шамко.


Волейбол, обед и… Интернет

Ради кемпингов могут пойти на законодательные уступки. Они должны коснуться будущих стоянок вблизи автотрасс. Пока к объектам придорожного сервиса относят только те, что находятся на расстоянии 100 м от кромки проезжей части. Чтобы рассчитывать на преференции, инвестору нужно вписаться в «стометровку». Однако владельцам туристических стоянок такая близость ни к чему: автотуристов ведь предстоит привлекать природой, а не дорогой. Поэтому стометровый лимит для кемпингов могут пересмотреть.

Но и от инвесторов ожидают «чувства стиля». Стоянки должны включать в себя гостевые домики, магазины, кафе, уборные с обогревом и спортивные площадки. Автотуристам могут предложить рыбалку, велопрогулки и экскурсии по местным достопримечательностям. В идеале на площадке должна быть Wi-Fi-сеть с бесплатным доступом в Интернет.

- Предполагается, что кемпинги будут располагаться в живописных местах и включать в себя всю необходимую инфраструктуру, в том числе площадки для волейбола и мини-футбола, программы для досуга, - отмечает начальник отдела планирования и организации туристской деятельности департамента по туризму министерства спорта и туризма Любовь Максимова.

Кемпинги создадут с расчетом на иностранных туристов. В Евросоюзе караванинг давно вошел в число перспективных направлений: в поисках новых ощущений немецкие кемперы - к слову, родоначальники движения - добираются вплоть до Урала. В Беларусь обычно заглядывают транзитом и долго не задерживаются. К хоккейному чемпионату это недоразумение постараются исправить.

- Кемпинг можно использовать комплексно. Если грамотно зонировать земельный участок, то можно привлечь как иностранных туристов, так и внутренних путешественников - особенно из числа молодежи и семейных людей, - убеждена Любовь Максимова.

Кредит дадут, машину соберут

Площадки для автотуристов задумывают как всесезонные. «Их можно будет использовать как летом, так и зимой, когда туристам можно предложить прогулку на лыжах, катание на коньках или рыбалку на замерзшем водоеме», - считает эксперт.

Домами на колесах белорусских туристов обеспечит завод «МАЗ-Купава». В его «портфолио» уже собраны две модели автодомов и семь разновидностей туристических прицепов. Пока белорусский рынок «разогревается», большинство кемперов направляют свои колеса в сторону России .



Чтобы стимулировать турбизнес, завод готов пойти на уступки: продавать машины в кредит или на условиях лизинга. Замысел прост: автодома приобретают бизнесмены и потом круглогодично сдают их в аренду. Вот только подобных смельчаков среди предпринимателей пока немного.

Правда, один из белорусских банков сейчас разрабатывает программу кредитования объектов придорожного сервиса. В ней могут предусмотреть выделение кредитов под строительство кемперных стоянок.

Белорусы, хотя и редко, но используют кемперы, чтобы изучать Европу. Обычно автоприцепы арендуют в Литве или Польше и путешествуют с ними по Евросоюзу. Некоторые туристы уже обзавелись собственными автомобильными прицепами, которые большую часть года пылятся в гаражах. «Предполагается, что они смогут хранить их на обустроенных стоянках и сдавать в аренду, с целью получения дополнительного дохода», - объясняет начальник отдела планирования и организации туристской деятельности департамента по туризму министерства спорта и туризма Любовь Максимова.

Попасть на карту Европы

Успех караванинга в республике будет зависеть от энтузиастов движения. Они уже организовали Союз кемпингов Беларуси. Минспорта предлагает им пойти еще дальше и создать республиканскую ассоциацию кемпингов. Такая организация сможет составить карту стоянок на территории Беларуси и привлечь внимание Международной федерации кемпингов и караванингов. Те, в свою очередь, смогут нанести белорусские объекты на кемпинговую карту Европы, что обеспечит приток автотуристов в страну.

Звездный час для белорусского караванинга должен наступить во время чемпионата мира по хоккею 2014 года. Бесплатные визы на период проведения состязания должны разжечь интерес европейских автотуристов. «Это направление должно быть не менее перспективным, чем сельский туризм » , - подчеркивают в Минспорта.

Вот только идею о том, чтобы посадить дом на колеса,разделяют далеко не все. Караванинг, в первую очередь, интересен людям активным, которых раздражает «привязка» к отелю или санаторию. Большинство же туристов предпочтут кемпингам пляжи с шезлонгами и коктейлями. Да и путешествовать на колесах далеко не так дешево: аренда автодома и затраты на горючее вполне могут «перекрыть» стоимость путевки на море. Так что, если караванинг и найдет в Беларуси свою аудиторию, то едва ли она окажется многочисленной.

«Караванные пути» пока идут в обход Беларуси

Председатель правления Белорусского клуба караванеров и автотуристов Михаил Березовский рассказал корреспонденту сайт о развитии кемперского движения в нашей стране. На его взгляд, в настоящее время эта перспективная ниша белорусского турбизнеса практически пуста.

— Караванинг в Беларуси только зарождается. Хотя за рубежом он приносит в 2 раза больше прибыли, чем отельный бизнес. Это связано с массовостью и доступностью этого направления. Караванер может и не прибегает во время путешествия к отелям, санаториям или сельским усадьбам, но зато пользуется услугами кемпингов. При этом он не влияет на гостиничный бизнес. Эти люди предпочитают путешествовать на «караване». Когда в это втягиваешься, на другое уже не соглашаешься.

В Беларуси пока мало караванеров - всего несколько сотен. Белорусы предпочитают жить дома, а отдыхать за рубежом. При этом статистика продаж автоприцепов мало о чем говорит. Часто кемперы покупают не только автотуристы, но и рыбаки, профессиональные спортсмены и велосипедисты.



Для Беларуси представляют интерес европейские автотуристы. Они ежегодно едут в Россию, где кружат по «Золотому кольцу». Правда, пока от них будут требовать транзитные визы, через Беларусь они ездить не будут. Хотя им удобнее путешествовать через Беларусь. Но из-за транзитных виз они объезжают республику стороной. Причем число таких автотуристов достигает 3-4 тыс. за сезон.

Примечательно, что европейские туристы имеют возможность свободно приехать в Беларусь из России. Некоторые так и делают, а потом тем же путем возвращаются назад. Но в Беларуси они никому ничего не платят, поскольку в стране нет нормальных кемпингов. У нас многие не понимают, что кемпинг - это не стоянка, а отель для автомобилей.

В идеале кемпинг должен включать в себя богатую инфраструктуру. Для машин - это электричество и вода, для людей - нормальные душевые, кухни, прачечные и т.д. Причем автотуристы готовы за это платить - вплоть до 40-50 евро в сутки. Кстати, за рубежом кемпинги проходят сертификацию и, подобно отелям, получают 3,4 или 5 звезд.

Основные расходы во время автопутешествия включают затраты на горючее, питание, связь и аренду места на кемпинге. Причем существуют две формы взимания платы - с машины и человека. На некоторых стоянках в странах Евросоюзе тарифы могут достигать 10-30 евро с машины.

Белорусским автотуристам будет интересно в Польше и Литве , где представлено достаточно много кемпингов. В Евросоюзе создана хорошая инфраструктура для караванеров. Многие автотуристы из стран СНГ ездят и в Скандинавию, и в Южную Европу, и даже в Марокко.

Караванинг привлекает людей ощущением свободы. Ты не привязан к билетам, отелям и броням. Но кемпинги нужно создавать там, где они будут востребованы. Как правило, это должны быть живописные места, которые привлекают людей. Кемпинг посреди автотрассы или у города никому не нужен. Автотуристы будут останавливаться там, где можно что-то посмотреть, куда-то сходить. А около самой дороги люди не отдыхают - там шумно и скучно.

Караванинг — то есть путешествие c проживанием в автодомах или автоприцепах — в госпрограмме «Беларусь гостеприимная» на 2016−2020 годы назван одним из приоритетных видов туризма. Чиновники рассчитывают не только на иностранных гостей, которые в Беларуси проездом, но и на внутренний туризм: в стране около 2,8 тысячи «домов на колесах». И более 30 действующих кемпингов. Но почему даже белорусские автотуристы не спешат там останавливаться? TUT.BY выяснил, что путешественники и хозяева думают о состоянии и перспективах белорусских кемпингов.

Ярослав трудится в транспортной компании, его жена Светлана занимается домашним хозяйством — а в свободное время они ездят по Беларуси на автомобиле с прицепом.

— Мы всегда любили путешествовать, — рассказывает Светлана. — Начинали с поездок с палатками на Браславские озера и Нарочь, но потом захотелось комфорта. Как раз родственники купили прицеп — и мы тоже загорелись идеей. Устраиваем поездки выходного дня с друзьями на природу. Останавливаемся ли мы на специальных стоянках для кемперов? Как правило, нет. Во-первых, потому что дома и прицепы у нашей компании автономные, во-вторых, потому, что хорошие стоянки в тех местах, куда мы едем, чаще всего просто отсутствуют. Вилейка, Березина — становимся на берегу, на полянке и отдыхаем.

Среди белорусских караванеров таких, как Светлана и Ярослав, очень много. На белорусские кемпинги они приезжают разве что на слеты — а в остальное время отдыхают «дикарями».

Виктор Орабей , председатель РОО «Белорусские караванеры», рассказывает, что сейчас работает над созданием интерактивной карты кемпингов и кемперных стоянок в Беларуси — с информацией о том, какие условия размещения предлагает каждый.

— Честно сказать, в Беларуси с кемпингами беда. Они вроде бы есть, но… Со многими из заявленных кемпингов нужно предварительно созваниваться и договариваться, просто так подъехать не получится. Беларусь все пытается вступить в Международную федерацию кемпинга и караванинга (FICC), чтобы наши кемпинги были нанесены на карты, которыми пользуются иностранные автотуристы. Но сначала нужно развить сеть. Например, для того, чтобы попасть на страницы немецкого атласа ADAC, в стране должно быть 15 кемпингов минимум на 40 мест. В Беларуси таких можно насчитать штук пять. Большая часть наших кемпингов — при агроусадьбах, очень маленькие: на три-пять мест.

Где в Беларуси остановиться кемперу?

Виктор Орабей перечисляет кемпинги, которые считает лучшими в Беларуси, — впрочем, и здесь не обходится без критических замечаний.

Кемпинг на картодроме «Альянс»

Где: г. Брест, ул. Октябрьской Революции, 117Б, картинговый стадион, район «Красный двор».

Цена: аренда машино-места на сутки — 12 руб.

Есть доступ к электричеству, туалет и душ, летнее кафе и зона отдыха. «Довольно вместительный кемпинг, в прошлом году проводили там слет на 55 машин. Но нормальный туалет работает там только в летнее время, а зимой его нет», — комментирует Виктор.

«Кемпинг-1» на озере Селява


Где: Минская обл., Крупский р-н, д. Колодница.

Цена: стоимость для двух человек и автодома на сутки — 20 руб.

Есть электричество, пункт очистки биотуалетов, туалеты, душевые, кухня, стиральные машины, детские и спортивные площадки, а также вайфай на всей территории. Считается, что это первый в Беларуси кемпинг, построенный по европейским стандартам.

Кемперная стоянка в Несвиже


Где: территория турбазы «Солнышко», ул. Чкалова, д. 23.

Цена: стоимость с человека на сутки — 10 руб.

Есть электричество, водоснабжение и канализация. На территории стоянки находится турбаза, где имеется кухня.

Загородный гостинично-развлекательный комплекс «Ранчо»


Где: 443 км (право) трассы М8 / Е95

Цена: стоимость для автодома — от 15 руб.

При комплексе «Ранчо» строится стоянка на 12 автодомов. На самой территории есть коттеджи и ресторан, а также баня, веревочный парк, страйкбол, пейнтбол и другие развлечения. Магазины и кафе — в 12 км.

«На кемперной стоянке еще нет специального слива и залива воды. Нужно поработать над коммуникациями», — комментирует председатель.

Площадка для кемперов на базе агроусадьбы «Калинка-2»


vb.by

Где: Каменецкий район, дер. Голый Борок, 31.

Цена: аренда машино-места (автодом) на сутки — 25 руб.

Этот кемпинг рядом с Беловежской пущей частично строился с помощью малого гранта USAID/ПРООН. На территории кемпинга есть электричество, душевые, место для слива капсул биотуалетов, мини-прачечная. Одновременно здесь могут остановиться всего три-четыре дома на колесах.

Кемпинг: в чем проблема?

— В начале июня к нам приезжали туристы из Голландии. «Кемпинг-1» был пятым на территории Беларуси, где они останавливались, — и первым, где смогли очистить биотуалеты своих автодомов, — объясняет менеджер Светлана Жук .

Эта история хорошо иллюстрирует состояние белорусских стоянок. Заместитель председателя правления РОО «Белорусский клуб караванеров и автотуристов» Михаил Березовский считает, что поводы для гордости у действующих белорусских кемпингов весьма сомнительные.

— Электричество, канализация, охрана — все это должно быть на кемпинге априори. За границей об этом даже не говорят. В кемпинге европейского уровня живет до 20 000 человек. Там есть прачечная, кафе, магазин и даже аквапарк. Рядом вы обязательно найдете банк и пляж. Есть ли все это в Беларуси? Нет. А потому специально на якорную, то есть продолжительную стоянку караванеры из Европы не поедут к нам никогда.

Виктор Орабей просит не судить белорусские кемпинги слишком строго: все-таки всерьез за них власти взялись всего пару лет назад. Председатель РОО «Белорусские караванеры» обращает внимание, что сегодня в этом направлении делается много — и особенно отмечает участие замминистра спорта и туризма Михаила Портного . Сам Виктор Орабей видит перспективу развития кемпингов в Беларуси при уже существующих спортивных объектах.

— Например, в Лиде есть ДЮСШ по футболу, и рядом с ней — шикарный стадион с искусственным покрытием. У них хорошая площадка. Почему бы не использовать местную канализацию и электрическую сеть для организации небольшого кемпинга? В каждом белорусском городе есть подобные спортивные объекты, где можно организовать кемпинги, не вкладывая больших денег.

Утверждая, что туристы не поедут в Беларусь специально, Михаил Березовский предлагает делать ставку на транзитный поток из Европы. В сезон в Россию через Прибалтику, в объезд Беларуси, направляется несколько тысяч кемперов. Людей пугает не состояние наших кемпингов — а необходимость отдельно получать белорусскую визу.

— Пока существуют такие строгие визовые правила, трудно говорить о перспективах кемпинга. Одной рукой мы приглашаем к себе туристов, другой — прогоняем. Три польских экипажа собирались приехать на фестиваль «Большая бард-рыбалка» (проходил в Быховском районе в июле. — TUT.BY). Мы сделали для них приглашение на две недели. Все-таки людям нужно спокойно проехать тысячу километров! Но им дали визу строго на время фестиваля, плюс по одному дню на дорогу туда и обратно. Кто согласится на такие условия? Кое-как решили этот вопрос, но это было разовое решение. К тому же существует еще обязательная процедура регистрации иностранных граждан. Караванеры живут в автодомах, откуда у них взяться адресу для регистрации?

То, что во многом именно визовая политика сдерживает развитие автотуризма — а значит, и белорусских кемпингов, доказывает ситуация с фестивалем «Селява-2016». Как только стало известно, что участникам белорусские визы выдадут бесплатно, интерес к мероприятию резко возрос — и в итоге туда приехало более 600 человек из 12 европейских стран. К тому же в ответ Министерство иностранных дел Эстонии пригласило белорусских караванеров на осенний слет и пообещало бесплатные визы.

«Спрос рождает предложение — это формула, которая не работает в караванинге»

Юрий Нелипович , хозяин агроусадьбы «Калинка-2», где есть небольшой кемпинг, рассказывает, что планирует расширять стоянку.

— Мне кажется, кемпинг — хорошее дополнение при усадьбе, но как отдельным видом бизнеса я бы им не занимался, убыточно. Тем более в кризисные годы.

Директор «Кемпинга-1» Владимир Рудой тоже говорит о том, что кемпинги в Европе — преимущественно семейный бизнес, как и агроусадьбы, поскольку прибыль небольшая: как раз чтобы безбедно существовать одной семье.

— Кемпинг без особых изысков обойдется в 100 000 долларов. В летний сезон он приносит прибыль в 7000—8000 долларов. Вот и считайте, когда он окупится при таком заработке. И вопрос о том, почему в Беларуси не много кемпингов — это вопрос о развитии бизнеса в принципе. Он у нас не в почете.

Владимир Рудой планирует, что в следующем году международный слет состоится уже на территории нового кемпинга: его практически достроили на базе лагеря «Лидер» недалеко от Дроздов. А еще предприниматель мечтает организовать парк экстремального туриста на меловых карьерах. В парке на «белорусских Мальдивах», по мнению Рудого, можно проводить соревнования по езде на квадроциклах или внедорожниках.

Министерство спорта и туризма планирует, что до 2019 года в Беларуси откроется около 30 кемпингов — но, возможно, подготовиться следовало бы уже к 2018 году, когда в России пройдет чемпионат мира по футболу.

— Сейчас две кемперные стоянки в Беларуси пытается построить Ростуризм в рамках обустройства трассы М1 к ЧМ по футболу. Планируется, что одна площадка появится в Минской, а вторая в Брестской области, — рассказывает Владимир Рудой.

Не исключено, что иностранные туристы на футбол снова поедут в объезд — если Министерство спорта и туризма не урегулирует вопрос с получением белорусской визы.

— Спрос рождает предложение — это формула, которая не работает в караванинге, — поясняет Виктор Орабей. — Сначала нужно предоставить караванерам все удобства, и только потом они приедут в страну. Нельзя ждать потоков туристов — нужно действовать! На государственном уровне, так как частников в этот бизнес не загнать: они не видят в нем прибыли. Нужно использовать все имеющиеся возможности, например, объединять хозяев кемпингов, чтобы они согласовывали свои действия, делились опытом — и все вместе развивали автотуризм.

Пока многие европейские государства зарабатывают миллионы евро на автотуристах, одна небольшая страна продолжает кичиться своим выгодным географическим расположением. Но простого строительства дорог оказалось мало: в прошлом году через Беларусь проехали 12 тысяч караванеров (так называют владельцев автодомов и прицепов-дач). В основном они проследовали транзитом, делая редкие остановки на заправках и в придорожных кафе. Возможно, автотуристы могли бы найти приют в единственном автокемпинге, созданном у нас в середине 1990-х, однако он сейчас ориентирован на других отдыхающих.

Для европейских кемперов и автотуристов Беларусь по-прежнему остается terra incognita. Многие, конечно, спросят: что они тут не видели? Но в действительности интерес к нашей стране у чехов, немцев, французов, шведов, финнов есть. Что их останавливает? Веских причин несколько: и визовый режим, и недостаток достоверной информации о Беларуси на национальном языке туристов. Но главное — отсутствие специализированных автокемпингов. Для сравнения: в соседней Литве 1200 агроусадеб, где готовы принимать караванеров. В 2010-м там побывали 18—20 тысяч автотуристов.

— Теоретически караванеров могут принимать и белорусские агроусадьбы, — говорит Николай Денисман, автотурист со стажем и один из инициаторов развития в нашей стране караванинга. — Но в реальности у их хозяев нет даже понимания, что нужно. Это должно быть тихое место со всей необходимой инфраструктурой и коммуникациями, где можно было бы пополнить запасы пресной воды, подключиться к электросети, принять душ, приготовить нехитрый обед. Это минимум всего необходимого. Лучше, если автокемпинг расположен недалеко от города, а рядом есть туристические объекты. Я уже не говорю про бесплатный Wi-Fi, возможность арендовать машину, хотя в Европе все эти услуги предоставляются на таких площадках.

Кажется, не так уж много требований, однако найти сейчас в Беларуси такое место практически невозможно. Для проведения международного съезда караванеров и автотуристов, который проходит в эти дни, выбрали Дудутки. «Больше никто не смог предложить такую культурную программу», — признался Николай Денисман.

Сегодня туда приехали около 100 экипажей: поляки, чехи, финны, эстонцы, россияне, украинцы. Эти люди, не расставаясь со своим домом на колесах, посещают разные города и страны. Автотуристы, а не турфирмы решают и планируют свой маршрут и время путешествия. Потому караваны популярны в Европе. Их владельцы объединяются в клубы, организовывают поездки, вместе изучают новые места, в которые обычных туристов не возят. В Финляндии (в этой стране особенно развит караванинг) в данном движении участвуют 280 тысяч человек, там 68 специализированных клубов.

— Кстати, уговорить некоторых из приглашенных приехать оказалось очень непросто, — усмехнулись белорусы. — Наши чешские коллеги, например, опасались за свою безопасность, не знали, чего ждать на границе, спрашивали, какие у нас дороги. Борьба со стереотипами велась долго. В течение полугода мы переписывались, присылали им фотографии, после чего, наконец, удалось убедить, что здесь все в порядке. Я авторитетно заявляю, что Беларусь — самое безопасное место в Европе в этом смысле. С некоторыми нашими друзьями случались неприятные инциденты за границей, но у нас — никогда.

В Беларуси тоже есть свой клуб караванеров и автотуристов. Сейчас его пытаются зарегистрировать в Минюсте как общественное объединение. «В нашем клубе — 57 человек. Половина из них активно занимаются караванингом, В Беларуси, как правило, автодома или прицепы-дачи покупают обеспеченные люди. О собых т ехнических сложностей нет (о некоторых из них мы писали в одной из первых публикаций на Auto Onliner. — Авт.), обслуживание как у обычного автомобиля, автодома храним на обыкновенных стоянках. Иногда возникают трудности с какими-то комплектующими, но и это решаемо».

У Николая и его супруги автодом на базе Ford Transit, в котором есть все, что нужно для автономной жизни, — отопительная система, микроволновка, мойка, санузел, телевизор, уютные диванчики и т. д. В общем, полноценный мобильный жилой комплекс.

Но по Беларуси семейная пара путешествует не так часто, в основном бывает за границей. «Мы провели в Голландии неделю, на пятерых потратили 750 евро, — рассказывает о своем последнем путешествии Николай Денисман. — Но главное — сами планировали отпуск: проехали по тюльпановым полям около 40 километров, заезжали в небольшие города и деревеньки, где проходит жизнь обычных голландцев. Это другой взгляд на страну».

— Но ведь это сезонный отдых? — спрашиваю.

— Почему? — удивился караванер. — Путешествуем круглый год. В 30-градусные морозы мы ездили в Великий Устюг. На Рождество были в Суздале. При этом ночевали в автодоме.

Во время нашего разговора караванеры с ностальгией вспоминали, мол, и у нас такое когда-то зарождалось. На трассе Заславль — Дзержинск есть местечко Крутогорье, где в середине 1990-х попытались сделать первый белорусский автокемпинг. «Что там теперь?» — вздыхали они.

А действительно!

Дорога петляет среди полей и выводит нас к воротам со старой надписью «Крутогорье». На выходе встречает запылившийся прицеп-дача как символ прошлого. Когда-то здесь была военная часть, затем ее расформировали и организовали на этом месте автокемпинг. А потом... все в одночасье изменилось.

— Сейчас ведется реставрационный период, — встретила нас сотрудница парка. — Но вообще мы позиционируем себя как центр семейного отдыха. Здесь можно поиграть в пейнтбол, например. У нас есть тир, квадроциклы, площадки для футбола, волейбола...

Как раз возле футбольных ворот мы и нашли приметы автокемпинга — старые розетки. Их несколько десятков. Когда-то здесь начинался туристический автобизнес. Но все прекратилось. Специализированной стоянки нет, розетки ржавеют... Примечательно, что память об автокемпинге в Крутогорье в кругу автотуристов до сих пор жива.

— Да, по-прежнему звонят, спрашивают, — с ходу припомнила сотрудница центра. — В июне мы будем принимать специальный автобус, приедут 20 немецких туристов. Они планируют жить прямо в автобусе, оборудованном всем необходимым. Куда поставить автодома, если придется? Хороший вопрос...

Между тем он актуален для всей страны. Недавно заместитель директора департамента по туризму Министерства спорта и туризма Андрей Мартынов заявил, что необходимо строить больше автокемпингов. Но не останется ли это очередной декларацией о намерениях?

Сфера обслуживания, увы, у нас до сих пор с советским акцентом. Сейчас чуть ли не каждый деревенский дом претендует на звание агроусадьбы. А сколько лет уже говорится о развитии придорожного сервиса, однако воз и ныне там. Где сеть «объектов комплексного обслуживания» на трассах?

На 1 января текущего года на республиканских автомобильных дорогах работали 319 автозаправочных станций, 122 автомобильные газозаправочные станции, 68 гостиниц, 47 моек, 71 охраняемая стоянка, 309 предприятий торговли, 436 пунктов питания и 97 СТО. Сейчас ведется строительство и реконструкция почти 70 объектов. Перед «Белнефтехимом», облисполкомами, Минторгом и Белкоопсоюзом стоит задача ввести в этом году 48 объектов — АЗС, моек, СТО, гостиниц, охраняемых стоянок и пунктов питания. Кажется, цифры большие, но это иллюзия, потому что километров дорог гораздо больше.

Только в этом году заговорили о реальных льготах для инвесторов, занимающихся созданием туристических объектов. Бизнесмены не раз обращали внимание на проблемы, сопряженные со строительством объектов придорожного сервиса: согласования занимают слишком много времени, к тому же в технических требованиях встречаются несуразности.

— Моя небольшая компания готова инвестировать в строительство автокемпинга, — говорит Николай Денисман. — Главное, чтобы чиновники не чинили препятствий. У нас неплохие дороги, порядок на границах, опасности для туристов нет. Мы знаем, как организовать отдых автотуристов.

По его словам, окультурить дикий отдых вполне реально. Николай готов построить стоянку с кафе, несколькими гостевыми домиками, детской площадкой, подвести коммуникации, организовать прокат автомобилей и велосипедов. «Все возможно, но необходимо, чтобы нам просто не мешали. Мы знаем нюансы и даже как привлечь туристов», — считает бизнесмен.

Николай ДенисманВпрочем, не все предприниматели разделяют оптимизм Николая. Бизнесмены, которые задумывались о создании автокемпингов, рассказали, с какими сложностями им приходилось сталкиваться. Во-первых, нет единого координирующего центра, который бы занимался сферой. Что это — туризм, придорожный сервис или агроэкотуризм? Во-вторых, все-таки караванинг носит сезонный характер — зимой европейцы скорее предпочтут теплые страны. В-третьих, существуют сложности в подборе квалифицированного персонала. Ведь нужны специалисты, которые не только имеют опыт работы в сфере обслуживания, но и владеют на приличном уровне хотя бы разговорным английским. В-четвертых, имеются нерешенные нюансы с земельным вопросом (бизнесмены просят гарантии).

Однако никто не говорит, что начинать новое дело, тем более такое, просто. Использовать выгодное расположение можно и нужно: по самым скромным оценкам, при развитии этой отрасли поток автотуристов может возрасти в несколько раз. Но сначала нужно что-то создать, чтобы потом получить ощутимый результат.

Пока многие европейские государства зарабатывают миллионы евро на автотуристах, одна небольшая страна продолжает кичиться своим выгодным географическим расположением. Но простого строительства дорог оказалось мало: в прошлом году через Беларусь проехали 12 тысяч караванеров (так называют владельцев автодомов и прицепов-дач). В основном они проследовали транзитом, делая редкие остановки на заправках и в придорожных кафе. Возможно, автотуристы могли бы найти приют в единственном автокемпинге, созданном у нас в середине 1990-х, однако он сейчас ориентирован на других отдыхающих.

Для европейских кемперов и автотуристов Беларусь по-прежнему остается terra incognita. Многие, конечно, спросят: что они тут не видели? Но в действительности интерес к нашей стране у чехов, немцев, французов, шведов, финнов есть. Что их останавливает? Веских причин несколько: и визовый режим, и недостаток достоверной информации о Беларуси на национальном языке туристов. Но главное - отсутствие специализированных автокемпингов. Для сравнения: в соседней Литве 1200 агроусадеб, где готовы принимать караванеров. В 2010-м там побывали 18-20 тысяч автотуристов.

- Теоретически караванеров могут принимать и белорусские агроусадьбы, - говорит Николай Денисман, автотурист со стажем и один из инициаторов развития в нашей стране караванинга. - Но в реальности у их хозяев нет даже понимания, что нужно. Это должно быть тихое место со всей необходимой инфраструктурой и коммуникациями, где можно было бы пополнить запасы пресной воды, подключиться к электросети, принять душ, приготовить нехитрый обед. Это минимум всего необходимого. Лучше, если автокемпинг расположен недалеко от города, а рядом есть туристические объекты. Я уже не говорю про бесплатный Wi-Fi, возможность арендовать машину, хотя в Европе все эти услуги предоставляются на таких площадках.

Кажется, не так уж много требований, однако найти сейчас в Беларуси такое место практически невозможно. Для проведения международного съезда караванеров и автотуристов, который проходит в эти дни, выбрали Дудутки. «Больше никто не смог предложить такую культурную программу», - признался Николай Денисман.

Сегодня туда приехали около 100 экипажей: поляки, чехи, финны, эстонцы, россияне, украинцы. Эти люди, не расставаясь со своим домом на колесах, посещают разные города и страны. Автотуристы, а не турфирмы решают и планируют свой маршрут и время путешествия. Потому караваны популярны в Европе. Их владельцы объединяются в клубы, организовывают поездки, вместе изучают новые места, в которые обычных туристов не возят. В Финляндии (в этой стране особенно развит караванинг) в данном движении участвуют 280 тысяч человек, там 68 специализированных клубов.

- Кстати, уговорить некоторых из приглашенных приехать оказалось очень непросто, - усмехнулись белорусы. - Наши чешские коллеги, например, опасались за свою безопасность, не знали, чего ждать на границе, спрашивали, какие у нас дороги. Борьба со стереотипами велась долго. В течение полугода мы переписывались, присылали им фотографии, после чего, наконец, удалось убедить, что здесь все в порядке. Я авторитетно заявляю, что Беларусь - самое безопасное место в Европе в этом смысле. С некоторыми нашими друзьями случались неприятные инциденты за границей, но у нас - никогда.

В Беларуси тоже есть свой клуб караванеров и автотуристов . Сейчас его пытаются зарегистрировать в Минюсте как общественное объединение. «В нашем клубе - 57 человек. Половина из них активно занимаются караванингом, В Беларуси, как правило, автодома или прицепы-дачи покупают обеспеченные люди. О собых т ехнических сложностей нет (о некоторых из них мы писали в одной из первых на Auto Onliner. - Авт.), обслуживание как у обычного автомобиля, автодома храним на обыкновенных стоянках. Иногда возникают трудности с какими-то комплектующими, но и это решаемо».

У Николая и его супруги автодом на базе Ford Transit, в котором есть все, что нужно для автономной жизни, - отопительная система, микроволновка, мойка, санузел, телевизор, уютные диванчики и т. д. В общем, полноценный мобильный жилой комплекс.

Но по Беларуси семейная пара путешествует не так часто, в основном бывает за границей. «Мы провели в Голландии неделю, на пятерых потратили 750 евро, - рассказывает о своем последнем путешествии Николай Денисман. - Но главное - сами планировали отпуск: проехали по тюльпановым полям около 40 километров, заезжали в небольшие города и деревеньки, где проходит жизнь обычных голландцев. Это другой взгляд на страну».

- Но ведь это сезонный отдых? - спрашиваю.

- Почему? - удивился караванер. - Путешествуем круглый год. В 30-градусные морозы мы ездили в Великий Устюг. На Рождество были в Суздале. При этом ночевали в автодоме.

Во время нашего разговора караванеры с ностальгией вспоминали, мол, и у нас такое когда-то зарождалось. На трассе Заславль - Дзержинск есть местечко Крутогорье, где в середине 1990-х попытались сделать первый белорусский автокемпинг. «Что там теперь?» - вздыхали они.

А действительно!

Дорога петляет среди полей и выводит нас к воротам со старой надписью «Крутогорье». На выходе встречает запылившийся прицеп-дача как символ прошлого. Когда-то здесь была военная часть, затем ее расформировали и организовали на этом месте автокемпинг. А потом... все в одночасье изменилось.

- Сейчас ведется реставрационный период, - встретила нас сотрудница парка. - Но вообще мы позиционируем себя как центр семейного отдыха. Здесь можно поиграть в пейнтбол, например. У нас есть тир, квадроциклы, площадки для футбола, волейбола...

Как раз возле футбольных ворот мы и нашли приметы автокемпинга - старые розетки. Их несколько десятков. Когда-то здесь начинался туристический автобизнес. Но все прекратилось. Специализированной стоянки нет, розетки ржавеют... Примечательно, что память об автокемпинге в Крутогорье в кругу автотуристов до сих пор жива.

- Да, по-прежнему звонят, спрашивают, - с ходу припомнила сотрудница центра. - В июне мы будем принимать специальный автобус, приедут 20 немецких туристов. Они планируют жить прямо в автобусе, оборудованном всем необходимым. Куда поставить автодома, если придется? Хороший вопрос...

Между тем он актуален для всей страны. Недавно заместитель директора департамента по туризму Министерства спорта и туризма Андрей Мартынов , что необходимо строить больше автокемпингов. Но не останется ли это очередной декларацией о намерениях?

Сфера обслуживания, увы, у нас до сих пор с советским акцентом. Сейчас чуть ли не каждый деревенский дом претендует на звание агроусадьбы. А сколько лет уже говорится о развитии придорожного сервиса, однако воз и ныне там. Где сеть «объектов комплексного обслуживания» на трассах?

На 1 января текущего года на республиканских автомобильных дорогах работали 319 автозаправочных станций, 122 автомобильные газозаправочные станции, 68 гостиниц, 47 моек, 71 охраняемая стоянка, 309 предприятий торговли, 436 пунктов питания и 97 СТО. Сейчас ведется строительство и реконструкция почти 70 объектов. Перед «Белнефтехимом», облисполкомами, Минторгом и Белкоопсоюзом стоит задача ввести в этом году 48 объектов - АЗС, моек, СТО, гостиниц, охраняемых стоянок и пунктов питания. Кажется, цифры большие, но это иллюзия, потому что километров дорог гораздо больше.

Только в этом году заговорили о реальных льготах для инвесторов, занимающихся созданием туристических объектов. Бизнесмены не раз обращали внимание на проблемы, сопряженные со строительством объектов придорожного сервиса: согласования занимают слишком много времени, к тому же в технических требованиях встречаются несуразности.

- Моя небольшая компания готова инвестировать в строительство автокемпинга, - говорит Николай Денисман. - Главное, чтобы чиновники не чинили препятствий. У нас неплохие дороги, порядок на границах, опасности для туристов нет. Мы знаем, как организовать отдых автотуристов.

По его словам, окультурить дикий отдых вполне реально. Николай готов построить стоянку с кафе, несколькими гостевыми домиками, детской площадкой, подвести коммуникации, организовать прокат автомобилей и велосипедов. «Все возможно, но необходимо, чтобы нам просто не мешали. Мы знаем нюансы и даже как привлечь туристов», - считает бизнесмен.

Николай Денисман

Впрочем, не все предприниматели разделяют оптимизм Николая. Бизнесмены, которые задумывались о создании автокемпингов, рассказали, с какими сложностями им приходилось сталкиваться. Во-первых, нет единого координирующего центра, который бы занимался сферой. Что это - туризм, придорожный сервис или агроэкотуризм? Во-вторых, все-таки караванинг носит сезонный характер - зимой европейцы скорее предпочтут теплые страны. В-третьих, существуют сложности в подборе квалифицированного персонала. Ведь нужны специалисты, которые не только имеют опыт работы в сфере обслуживания, но и владеют на приличном уровне хотя бы разговорным английским. В-четвертых, имеются нерешенные нюансы с земельным вопросом (бизнесмены просят гарантии).

Однако никто не говорит, что начинать новое дело, тем более такое, просто. Использовать выгодное расположение можно и нужно: по самым скромным оценкам, при развитии этой отрасли поток автотуристов может возрасти в несколько раз. Но сначала нужно что-то создать, чтобы потом получить ощутимый результат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: