Таинственный остров: Кладбище и плавучие дома на Канонерке. Заброшенный лагерь «Ласточка»

Сегодня Канонерский остров, как и любая другая часть промышленного «серого» Петербурга, выглядит весьма угрюмо. Несмотря на близость к центру, он изолирован и окружён действующими предприятиями. Полоса суши между Морским каналом и Финским заливом соединяется с большой землёй подводным тоннелем, по которому страшно идти пешком или ехать на велосипеде. В обозримом будущем транспортная ситуация на острове не изменится - план ЗСД, проходящего через остров, не предусматривает спуск на Канонерку.

Преобразование острова не входит в ближайшие планы города, но его развитие будут обсуждать на ежегодном профильном форуме «Будущий Петербург». Проекты предложат пять команд молодых архитекторов, каждая из которых сосредоточилась на разных проблемах территории. Команда Рафаэля Даянова предложила создать новые жилые комплексы, в том числе для маломобильных, Никиты Явейна и Валерия Нефедова - благоустроить территорию различными способами. The Village изучил два наиболее интересных проекта: один из них предлагает разместить на Канонерке крематорий с местом для захоронения, другой - превратить остров в парк и стоянку для плавучих домов.

Канонерский остров

Близость к центру

Большая рекреационная зона

Вид на Финский залив

Самобытность и обособленность

Хорошее место для рыбалки

Свежий воздух

Неразвитая инфраструктура, транспортная изолированность

Жилой фонд в плохом состоянии

Недостаток парковочных мест,
плохое качество дорог

Промышленные предприятия
на соседних островах

Плачевное состояние местного озера, грязный пляж











Сергей Падалко

руководитель архитектурной мастерской «Витрувий
и сыновья», наставник одной из команд

Здесь очень интересная природа. Например, Канонерская коса - заградительное укрепление от заиливания и засыпания морского фарватера. На этой косе летом полно народу, вовсю ловят рыбу, все местные - рыбаки. В южной части биологи зафиксировали пункт остановки перелётных птиц при их миграции. Ещё можно наблюдать, как проходят мимо огромные суда. В Петербурге всего два таких места, здесь и на Васильевском острове. Странно же, город стоит почти на берегу моря, но его почти нигде не видно. Мало мест, где лицом к лицу сталкиваешься с Финским заливом.

Небольшой жилой массив представляет весь спектр архитектуры СССР: сталинки, хрущёвки, брежневки. При этом состояние жилого фонда далеко от идеального, а неразвитая инфраструктура, недостаток парковочных мест и изолированность лишь уменьшают комфортность проживания тут.

Главный вопрос - нужно ли всё это приводить в „цивилизованный“ вид. Один из студентов моей команды высказал мысль - отчасти как шутку - затопить существующий тоннель водой, а остров сделать заповедником. Природным, архитектурным, бытовым, как хотите. Местным жителям раздать охотничьи ружья, чтобы охраняли территорию от непрошенных гостей и мигрантов. Для посещения открыть, но за деньги, добираться на катере. Услышал я эту идею, а потом случайно увидел южнокорейский фильм „Остров Кима“, где основной декорацией стал подобный заповедник. Ведь в чём заключается условная депрессивность этой местности? В том, что из неё сделали помойку. Убери мусор отсюда, запрети свозить грунт с городских строек - всё зарастёт травой по пояс, а то и по грудь, она сразу перестанет быть депрессивной и превратится в своеобразный парк. Возможно, диковатый, но всё зависит от степени приложения усилий.

Мария Элькина

куратор «Архитектурного форсайта»

Можно смотреть на Канонерку по-разному. С одной стороны - она сама по себе, несколько тысяч жителей, судоремонтный завод, поблизости очистные сооружения. С другой - в контексте города - остров находится в портовой зоне с прекрасным видом. И сюда ещё не добрались девелоперы, это даже удивительно. То есть здесь можно вести девелопмент с умом. Решить, какие функции для города мог бы дополнительно нести Канонерский остров, а какие для него лишние.

Остров памяти

Команда Игоря Матвеева , архитектурная
мастерская «Матвеев и К»

Команда Игоря Матвеева (архитектурная мастерская «Матвеев и К») предлагает создать на острове мемориальный комплекс, центром которого станут крематорий и колумбарий.

1. Нехватка мест для захоронения в черте города

2. Транспортная изолированность острова

3 . Опасность уничтожения парковой зоны

Сегодня большинство городских кладбищ заполнены, и ситуация с захоронениями близка к критической. В то же время всё больше людей предпочитают захоронению кремацию, а колумбарии занимают значительно меньше места и выглядят более эстетично, чем привычные кладбища. Эту тенденцию и обыграли архитекторы, предложившие создать на изолированном, но близком к центру острове «Парк памяти»: с парковой и мемориальной зонами и местом для хранения праха. Разместить комплекс предлагают на юге острова, в удалённости от жилых районов, хотя многие жители во время исследования высказывались против такого соседства.

В отличие от большинства проектов перестройки острова, этот хорош тем, что через несколько лет может выйти на самообеспечение. Работа крематория поможет окупить постройку всего комплекса вместе с парковой зоной.







Арина Лурье

участница из команды Игоря Матвеева

С нашей точки зрения, Канонерский остров обладает своим духом, особым шармом. Нам важно уловить его и усилить для восприятия других людей. Некая отстранённость от города, вода со всех сторон - «тихая грусть» становится здесь нормальным состоянием. Мы предлагаем уникальный для Санкт-Петербурга парк. Не угрюмое кладбище, а эстетически приятное место, где будет приятно просто прогуляться. Это не территория мёртвых, а место для живых, так как у памяти бывает множество оттенков.

Плавучие дома

Команда Сергея Падалко,
архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья»

Команда использует все возможности, которые предоставляет близость к Финскому заливу: на острове предлагают создать морской парк, лодочную станцию, ряд общественных пространств, многоэтажные оранжереи и монорельс под ЗСД. Самые интересные идеи - стоянка для дебаркадеров и ферма балтийских нерп.

Проблемы, которые поможет решить проект:

1. Создание жилья нового типа

2. Использование морского потенциала города

3. Cоздание уникального аттрактора

4. Создание рабочих мест

5. Сохранение промышленного пейзажа











Морской парк и оранжереи

Сегодня Санкт-Петербург остаётся едва ли не единственным городом мира, который почти не использует свою близость к морю. Поэтому команда предлагает превратить Канонерский остров в масштабный морской парк. В основе проекта озеро в центре острова, которое хотят сделать проточным, соединив с Финским заливом и Морским каналом. Это откроет проход малым лодкам и катерам. Кроме такого простого решения, как оборудованный пляж, туристов хотят привлечь горизонтальным колесом обозрения на портовых кранах (подвижной смотровой площадкой), воздушными шарами и летним кинотеатром с экраном в заливе. Центральную часть острова отвели под многоуровневые оранжереи и газгольдеры для их отапливания. Биогаз планируют получать от городской станции аэрации, расположенной на соседнем острове «Белый».

Новое жильё

Развивая морскую тему, команда предлагает создать больше жилых мест, не уничтожая при этом зоны рекреации и не намывая дополнительные территории: изменения течений в Финском заливе могут обернуться экологической катастрофой. Универсальное решение - создать стоянку для плавучих домов вдоль косы Канонерского острова. Такое жильё используют в Европе: дома на понтонах заселяют не только жители, но и туристы.

Команда хочет сохранить атмосферу промышленного района, используя старые корабли и их детали в создании уличной мебели, фонарей и отдельных арт-объектов. Завершает проект ферма по разведению балтийских нерп, характерных для этого региона.





Анна Дельгядо

(АМ «11»), член команды Сергея Падалко

Транспортная ситуация решаема, уже есть тоннель-дублёр. Сейчас он чем-то завален, но если его расчистить, будет второй тоннель для пешеходов и велосипедистов. Во вторых, ничего не стоит пустить речной трамвайчик по Фонтанке. Их сейчас много, и это несложно сделать. А в-третьих, можно использовать ЗСД. Над Канонерским островом он проходит на высоте 55 метров, и опоры можно использовать как основу для создания фуникулёра как альтернативного способа попасть на остров.

Мы пытались максимально прочувствовать и сохранить идентичность этого места. Остров сам диктует, что там должно быть и что там может быть. Мы внимательно слушали.

Фотографии: Дима Цыренщиков, Ирина Юльева

Пост написан в октябре 2014 года.

Вчера решил выбраться таки в портовую зону города. Лучше всего для этого подходит Канонерский остров, который мне еще летом советовал Сергей Сигачев. Там можно погулять, есть выходы к берегу и хорошо виден порт с морским каналом.
Канонерский остров расположен в западной части громадной петербургской портово-промышленной зоны, которая тянется юго-восточного берега Невской губы. Остров достаточно узкий, с одной стороны омывается Финским заливом, с другой петербургским Морским каналом.
Место для приезжих и туристов практически неизвестное. А посмотреть тут есть на что, особенно для любителей морской и промышленной тематики. Есть там немного и железнодорожного.

1. Вначале на 49-м автобусе доехал до конца Обводного канала, чтобы осмотреть речку Екатерингофку.
На фото виден мост Спетана Разина через сильно обмелевший Обводный канал. Мост построили в 1914 году.
В этой местности стоял какой-то странный неприятный запах. От пивкобината "Степан Разин" страшно тянуло какой-то гадостью, похожей на переженный ячмень.
Что тут есть пивзавод, я выяснил только сейчас, когда заглянул в Викимапию.

2. В этом месте Обводный канал упирается в речку Екатерингофка.

3. Вид с Гутуевского моста на Гапсальский мост через Екатерингофку.

4. База речной полиции, флаг которой сильно смахивает на северокорейский.

5. Вид на Екатерингофку в южную сторону. Везде сплошные старые, еще царского времени промзоны. Во всем чувствуется близость большого морского порта.

6. Вид с Гутуевского моста на грязный Обводный канал.

7. А это главная местная достопримечательность. Церковь Богоявления Господня (Гутуевская).
Проект каменного храма поручили арх. Василию Антоновичу Косякову, который быстро выполнил работу (с участием гражд. инж. Б. К. Правдзика), спроектировав храм в "русском" стиле по образцу церкви, возводившейся в Борках в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 г.
29 апреля 1891 г. цесаревич Николай, наследник престола, путешествуя по Японии, подвергся нападению японского фанатика. По счастливой случайности удар саблей пришелся вскользь, и 29 апреля 1892 г. Гутуевский храм заложили в ознаменование этого события.

Освящение храма во имя Богоявления Господня митрополитом Антонием и о. Иоанном Кронштадтским состоялось 29 апреля 1899 г. 18 июля того же года был освящен придел во имя прп. Иоанна Постника, небесного покровителя главного благотворителя храма.

Этот храм хорошо виден со многих удаленных точек на Обводном канале.

8. Дальше я сел на проходящую маршрутку и отправился на Канонерский остров. Вначале мы проехали по улице Двинской на Гутевском острове, потом мимо портовых промзон - прямиком в автомобильный Канонерский тоннель под Морским каналом.
Тоннель был построен 30 лет назад. А до этого попасть на Канонерский остров можно было только на пароме.

9. Пешеходное движение похоже тут запрещено.

10. Вот я и на Канонерском острове.
После того, как выехали из тоннеля, я словно в другом городе оказался. Вокруг было побережье Финского залива с видами на строящуюся скоростную автомагистраль и южный берег Невской губы.

11. Будущая эстакада Западного скоростного диаметра.

12. Мост на остров Белый, под которым с большой скоростью шла невская вода. Ведь тут рядом устье Невы и ее вода впадает в Невскую губу, омывая все здешние острова и проливы. На острове находится питерская станция аэрации.

14. Новая канонерская гавань и ДОКи судоремонтного завода.

15. Все знают, что Санкт-Петербург прежде всего портовый и морской город. Но морской фасад в этом городе надежно спрятан за промзонами, а не стоит напоказ как например в Одессе или Севастополе. Неву и ее набережные видели все, а вот побережье Финского залива непосредственно в городе, еще надо постараться увидеть.

16. Вот это и есть устье Большой Невы . Видна также юго-западная оконечность Васильевского острова.

17. Парадный въезд на Канонерский остров.

18. На острове помимо прочего, стоит открытый всем балтийским ветрам, жилой микрорайон. Здешнее муниципальное образование так и называется - "Морские ворота".

19. Старое здание портовой конторы.

20. А это уже восточная сторона этого узкого острова, которая представлена Путиловской набережной петербургского Морского канала.

21. По Морскому каналу два мощных буксира тянут морское судно под панамским флагом.

22. Все судоходство по Неве осуществляется через этот Морской канал.

24. На той стороне Морского канала виден громадный петербургский морсклй порт.

25. Бесчисленные гавани, портовые краны, подъздные жд пути, склады, все это тянется в глубину на несколько километров. Там же находится территория Кировского завода, которая своей задней частью выходит как раз на морской порт.

28. В портовой зоне находится железнодорожная станция Новый Порт.

29. На станцию даже электрификация подведена, что делат возможным заход сюда магистральных грузовых электровозов.

30. Дома на Путиловской набережной.

33. А это задняя сторона домов, которая обращена к Финскому заливу.

34. Финский залив или Невская губа. Холодный ветер просто пронизывает насквозь.

35. Формально это уже считается Балтийским морем, хоть и вода тут пресная.

36. Северо-Западная ТЭЦ в Приморском районе города. Это северное побережье Невской губы.

37.Строящийся ЗСД

38. Южное побережье Невской губы. Там находятся Стрельна и Петергоф.

39. Что это, купол Морского собора в Кронштадте?

: на Канонерском острове создадут парк. Строго говоря, это не вполне правда: пока лишь принята поправка к Генплану, которая переводит территорию острова в зону зелёных насаждений. Что тоже, конечно, немало, но всё же ещё далеко не парк.

Канонерский остров - место кинематографическое. До 1980-х годов сюда можно было попасть только по воде, а теперь по узкому тоннелю, который опасно переходить пешком. На въезде - позднее модернистское здание бассейна «Прибой» и типовой советский торговый центр, где, кажется, мало что изменилось с 1990-х годов. В домах по большей части брежневского времени живут пять тысяч человек.

Чтобы пройти на южную часть острова, где теперь гипотетически может появиться парк, в это время года нужна непромокаемая обувь. С холма, образованного свалками мусора и талого снега, открывается индустриально-урбанистический вид на Финский залив - с проплывающими мимо кораблями, станцией аэрации на соседнем острове и маячащими вдалеке новостройками. С другой стороны возвышенности тянется тонкая, но очень длинная полоска песчаного пляжа.

Два года назад я курировала мастерские, где команды архитекторов . Самым популярным оказалось предложение построить причалы со всесезонными дебаркадерами, а на самом острове устроить парк с пляжами, видовыми ресторанами и оранжереями.

Идея не была бесконечно утопической: всепогодные плавучие дома мог бы изготавливать находящийся здесь же судоремонтный завод, а тепла, производимого очистительными сооружениями, хватило бы на обогрев оранжерей. И всё же было очевидно, что морская романтика обречена на поражение в конкуренции с грузовым портом, который собирались строить на Канонерском на частные деньги. Легко предположить, что сейчас депутаты приняли поправку в Генеральный план не в последнюю очередь потому, что надежды на активность инвесторов улетучились.

У городских властей, которые вот-вот перестанут справляться с социальными обязательствами , появился стимул идти навстречу разумным требованиям

Этой осенью экономический упадок впервые, пожалуй, стал в Петербурге очевиден на глаз: с Невского исчезают привычные вывески, дорогие гастрономы пустеют, количество рейсов из аэропорта Пулково за последние полгода сократилось на треть. И всё это в мрачных ноябрьских декорациях. Есть причины предаваться печали, но не стоит впадать в уныние.

По большому счёту, для Петербурга нынешнее плачевное состояние дел может сыграть и благоприятную роль. Уставший от советской и постсоветской бедности город легко принял парадигму, в которой всё решали короткие деньги. Не потому, что это хорошо, а потому, что невозможно без них. Город должен развиваться - таково было объяснение всему, что бы ни происходило. Мы строили бесконечные многоквартирные комплексы посреди пустырей, ведь людям нужны были недорогие квартиры, а бюджету - поступления. Мы проектировали автомобильные развязки, ведь нужно было куда-то девать постоянно растущий поток купленных в кредит машин. Мы думали, что намыв на Васильевском острове можно застроить по примеру Ленинского проспекта: застройщики иначе не смогли бы окупить свои вложения. Мы соглашались с тем, что на последнем свободном участке земли в центре построят здание судов, потому что администрация президента была готова платить за эту стройку - а иначе кто бы стал заниматься рекультивацией заражённой земли.


Проект морского парка на Канонерском острове

Общечеловеческие соображения вроде того, что среди широких дорог и уродливых гигантских домов неприятно жить, что центру нужно больше зелени, а в Озерках какие-то развлечения, помимо шопинга, казались непростительным идеализмом на фоне железобетонных прагматических аргументов. И ничто не могло остановить их напора, материализующегося в виде всё большего и большего количества стройплощадок. С этой точки зрения экономический спад выглядит как спасительная передышка. Строительство судов отложено. Рынок новостроек сокращается, а в следующем году будет делать это ещё стремительнее. На намыв на Васильевском острове пока не провели коммуникации и едва ли сделают это в ближайшее время, так что решение о его судьбе фактически отложено. Грузовой порт на Канонерском, судя по всему, строить некому.

Исчезновение или ослабление собирательного крупного инвестора автоматически усиливает значимость общественного мнения. Дискуссия об использовании тех или иных территорий, пусть даже и гипотетическом, больше не угрожает чьим-то планам и может быть более содержательной и продуктивной. У городских властей, которые вот-вот перестанут справляться с социальными обязательствами, появился стимул идти навстречу разумным требованиям. Кроме того, отсутствие больших денег открывает возможности для более тонкой и продуманной работы с проектами - скажем, поэтапно и силами нескольких участников.

Парка, словом, на Канонерском острове пока нет, но есть надежда, можно даже сказать шанс, что он всё-таки будет.

Вероятно, Георгий Сергеевич никогда не гулял в этом месте возглавляемого им города: с одной стороны, его решение открывает возможность создания здесь парка, однако - с другой - проект выглядит крайне сложным, если не сказать - нереальным.

В последние дни завершившегося года губернатор Георгий Полтавченко поставил свою подпись на законе «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга “О зеленых насаждениях общего пользования”», и 8 января документ был официально опубликован. Таким образом, группа депутатов и общественных деятелей получила то, чего добивалась почти полгода. В списке городских зеленых насаждений общего пользования появился новый объект: «Парк без названия на Канонерском острове» площадью чуть более 50 га.

Полгода борьбы

В июне 2015-го в Законодательном собрании Санкт-Петербурга обсуждали поправки к генплану города. Одна из них касалась перевода территории на юге Канонерского острова из зоны объектов водного транспорта в зону зеленых насаждений общего и ограниченного пользования. Этому предшествовала пиар-подготовка: в сети был объявлен сбор подписей за поддержку инициативы. «В случае реализации подобных планов дамба Канонерского острова могла бы стать крупнейшей рекреационной зоной с выходом к Финскому заливу в непосредственной близости от центральной части города, примыкая к Адмиралтейскому и Кировскому районам города», - говорилось в обращении к гражданам.

В списке городских зеленых насаждений общего пользования появился новый объект: «Парк без названия на Канонерском острове» площадью чуть более 50 га.

Активность проявлял депутат муниципального образования «Морские ворота», расположенного на Канонерском острове, Даниил Кен и известный общественный активист Федор Горожанко. Их поддержали депутаты ЗакСа Ольга Галкина, Максим Резник, Ольга Комолова, Владислав Бакулин, Вячеслав Нотяг и Сергей Трохманенко.

Первая попытка оказалась неудачной - поправку не приняли. Вместе с тем вице-губернатор Игорь Албин заявил, что вернуться к идее создания парка на Канонерском острове можно будет при подготовке нового генплана в 2018 году.

Депутаты технично зашли с другого края, предложив поправки в закон о зеленых насаждениях общего пользования, и сумели их провести. «После вступления закона в силу мы продолжим добиваться создания полноценного парка на дамбе Канонерского острова, а не просто “зеленой зоны общего пользования”», - говорится в заявлении общественников. «Дальше должна быть разработана концепция того, каким должен быть этот парк, - рассказала “Общественному контролю” Ольга Галкина. - Я думаю, что мы в ближайшее время обратимся к исполнительной власти и будем узнавать, каковы перспективы дальнейшего развития этой территории», - сообщила она.

Пробка и свалка

Между тем достичь желаемого будет намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Чтобы это понять, стоит хотя бы раз посетить «парк без названия» на Канонерском острове. Путь к нему лежит через тесный тоннель под Морским каналом. Пешеходная или велосипедная прогулка по нему представляет собой экстремальное мероприятие с риском для жизни. Остается общественный и личный автотранспорт.

Решить проблему с грузовиками на Канонерском острове обещала еще предыдущий губернатор Валентина Матвиенко, однако практически так ничего и не изменилось.

Но и он не поможет, если в день визита на остров на расположенном здесь портовом терминале встанет под разгрузку какое-нибудь судно. Тогда единственная дорога, пролегающая по Канонерке, наполнится фурами и встанет в мертвую пробку. К слову, решить проблему с грузовиками на Канонерском острове обещала еще предыдущий губернатор Валентина Матвиенко, однако практически так ничего и не изменилось. Местные жители пеняют на хозяина терминала, каковым считают одного из политиков федерального уровня.

Если же дорога «к храму» будет свободна, то она приведет аккурат к огромной свалке. Когда-то это была стройплощадка, но строительство почему-то не пошло. И тогда сюда стали приезжать грузовики с грунтом с других строек. Зимой здесь вываливают собранный в городе снег. Насколько опасны эти отходы для местных жителей, никто не знает, ведь свалка незаконна.

Дорога на лоно природы ведет мимо этой свалки по останкам бетонной набережной. Она давно развалилась: повсюду обломки бетона и штыки арматуры, угрожающие травмировать отдыхающего в «парке». Расположенная в конце этого непростого пути роща для многих действительно окупает все трудности перехода своей живописностью. Здесь можно встретить ландшафтных фотографов или просто отдыхающую с шашлыком молодежь. Но в «парке» бывают и те, кто не стремится попадаться на глаза: редкий год обходится без того, чтобы в дальнем конце Канонерки не нашли очередного мертвеца.

Реально и дорого

«Свалку надо либо вывозить, либо рекультивировать, - говорит директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов, являющийся одним из сторонников проекта. - Создание парка поверх свалки - одна из приемлемых технологий рекультивации с точки зрения соотношения цена - качество», - продолжает он.

Транспортную проблему должны решить развитие маршрутов общественного транспорта, а также прокладка пешеходной дорожки вдоль побережья Финского залива.

Транспортную проблему, по словам эксперта, должны решить развитие маршрутов общественного транспорта, а также прокладка пешеходной дорожки вдоль побережья Финского залива. «Это технологические проблемы, а не неразрешимые препятствия», - уверен эксперт.

«Вопрос в том, сколько средств будет вложено», - логически рассуждает специалист лаборатории градопланирования Илья Резников. По его словам, минимально необходимым условием для создания полноценного парка для горожан является наличие рядом остановки общественного транспорта (сейчас от ближайшей надо идти полчаса). «Сделать съезд на Канонерский остров с Западного скоростного диаметра, конечно, возможно, но это будет крайне сложно и дорого, - размышляет он. - Тоннель еще один построить тоже затруднительно». Впрочем, эксперт указывает еще на один вариант решения транспортной проблемы - запретить на острове разгрузку судов.

Сохранение старых парков и создание новых - актуальный для Петербурга вопрос, но время для его решения неподходящее - из-за кризиса, уверен директор консалтинговой фирмы «Интекон» Игорь Лучков. «На это все нужно много денег, а инвесторов и раньше было днем с огнем не сыскать на такие общественные затеи, - объясняет он. - Хорошо бы сохранить сейчас существующие рекреационные места».

Впрочем, и сами инициаторы проекта соглашаются с тем, что его реализация потребует много времени. «Этот вопрос небыстрый, - признает Ольга Галкина. - Я думаю, это проект, к сожалению, не сегодняшнего дня. Но самое главное, что мы застолбили это место».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: