Статуи морских божеств считаются аллегориями. Морские кони – гиппокампы. Стрелка Васильевского острова: история освоения

Подробности Категория: статьи Опубликовано: 05 сентября 2017 Просмотров: 915

Морские кони – гиппокампы

#Гулякин #ПетербургскиеБродилки #Петербурготерапия

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня я приглашаю вас на очередную прогулку по Санкт-Петербургу. И темой нашей прогулки будут скульптурные изображения коней, но не простых, а морских!

Как всегда, я прошу разместить Ваши замечание и вопросы в группу ВКонтакте "Петербургские бродилки - Гуляем с Гулякиным" (https://vk.com/gul_c_gul) или прислать мне по электронной почте "Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ". С уважением, Валерий Гулякин.

Морские коньки и памятник Василию Корчмину

(7-ая линия ВО, д.34)

Забавные рыбки - морские коньки, похожие на коней, не могли не привлечь внимание людей. И конечно они дали толчок для полёта человеческой фантазии, создавшей мифических морских коней.

Мы начинаем наше путешествие с Васильевского острова. На первый взгляд, выбор памятника для начала нашей прогулки может вызвать у вас вопрос: «А при чём здесь кони?». Но если посмотреть внимательно, то мы увидим, что кони на памятнике есть, да не простые – морские.

Забавные морские коньки сплелись хвостами на лафете пушки памятника Василию Корчмину на 7-ой линии Васильевского острова (д.34). Бравый бомбардир, инженер, генерал-майор, сподвижник императора Петра I встречает гостей в приветственной позе с мундштуком в руке. Скульпторы Г.Лукьянов и С.Сергеев создали образ весёлого молодого бомбардира, восседающего на пушечном стволе. Взгляд лихого вояки устремлен вперед – в светлое будущее Великой страны.

Лафет орудия декорирован не только морскими коньками, но и головой льва с кольцом в пасти. Такими же архитектурными образами украшена Стрелка Васильевского острова.

По одной из городских легенд именно благодаря В.Д.Кормчину появилось название острова – Васильевский.

В.Д. Корчмин, был хорошим царским инженером, знатоком фортификации, начал создавать боевые ракеты и огнеметы.

А в тот период, когда строилась Петропавловская крепость, поручик В. Корчмин командовал артиллерийской батареей, расположенной для обеспечения безопасности города на стрелке Васильевского острова. И царь, отправляя приказы и депеши Василию Дмитриевичу, на месте адреса писал так: «К Василью на остров».

Легенда гласит, что именно тогда за островом закрепилось известное название. (Хотя историки приписывают образование этнонима в честь новгородского наместника Василия Селезня, казненного Иваном Грозным. Но это историческое предание не прижилось в народе.)

Артиллерийская батарея Василия Корчмина стояла на Стрелке Васильевского острова, куда мы с вами сейчас и отправимся в поисках морских коней.

Морские кони – гиппокампы на Ростральных колоннах

(Стрелка ВО)

Стрелка Васильевского острова - один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города. Васильевский остров начал застраиваться ещё в петровские времена, когда Трезини в 1719 - 1721 годы создал новый проект, предусматривающий постройку правительственных учреждений - здания двенадцати коллегий, а также биржи, гостиного двора и собора. В 1730-е сюда был переведён порт и в этих зданиях разместились биржа, таможня, склады товаров. Между академическим и торговыми комплексами располагалась обширная неблагоустроенная территория. В 1805-1810 годах архитектор Тома-де-Томон построил на пустой площади между этими районами здание новой Биржи. Величественное здание выполнено в стиле античных храмов. Перед зданием архитектор установил две Ростральные колонны со статуями морских божеств у подножия. Ансамбль завершают расходящиеся крыльями от Биржи здания южного и северного пакгаузов и таможни, построенные в 1826-1832 годах архитектором И. Ф. Лукини. В южном пакгаузе в настоящее время и располагается Зоологический музей. В 2008 году исторический облик Стрелки Васильевского острова был непоправимо искажён строительством высотных зданий в районе ДК имени Кирова. Вантовый мост и башня Газпрома окончательно уничтожают исторический образ Санкт-Петербурга.

А факелы, которые в те давние времена зажигались на Ростральных колоннах каждую ночь и днём в плохую погоду, ныне зажигаются всего на несколько часов по особым праздникам. Но, слава Богу, их всё-таки не снесли, а ведь могли, сколько бы земли освободилось под элитные жилые дома…

Но, не будем о грустном. Лучше полюбуемся Ростральными колоннами и особое внимание обратим на Ростры, которыми они украшены.

Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение мощи и величия Российского морского флота отсылает нас к древнеримскому обычаю украшать колонны в честь побед рострами (носами) захваченных вражеских кораблей.

Над проектом ростральных колонн также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов, выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии. Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо.

Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с древних времен. Распростертая под бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов. Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи. В Санкт-Петербурге их можно посмотреть в Центральном Военно-Морском музее, который долгое время располагался в здании Биржи, а сейчас размещён в Крюковых казармах Лейб-гвардии Морского Экипажа в Коломне (площадь Труда, дом 5).

А мы с вами посмотри на одно из необычных изображений коней – носовые корабельные фигуры, изображающие конские головы, размещённые на рострах Ростральных колонн.

Кстати, мне кажется, что эти фигуры очень напоминают фигурки шахматных коней.

Но, о шахматах мы поговорим в другой раз, а сейчас найдите еще одно изображение коней на ростральных колоннах. Оно не такое заметное как носовые корабельные фигуры, но, если присмотреться внимательнее, то мы обязательно увидим еще одно необычное изображение коней на барельефе. Это не просто кони, это морские кони с рыбьими хвостами и плавниками вместо копыт на передних ногах. В Древней Греции этим морским коням дали имя – гиппокампы.

Морские кони – гиппокампы на здании Биржи

на Стрелке Васильевского острова

Гиппокампы были не просто морскими конями - они были конями самого бога морей Посейдона (Нептуна). Запряженные в огромную ракушку, которая лужила каретой богу морей, они возили Посейдона не только в глубинах моря, но и мчали его по волнам океана, и, даже, могли подниматься в воздух и лететь со своим седаком по небу. Такая четверка морских коней, везущих Посейдона, изображены в скульптурной композиции на здании Биржи на Стрелке Васильевского острова.

Здание Биржи на Стрелке Васильевского острова было построено в 1805-1810 годах по проекту архитектора Тома де Томона. Над главным входом со стороны Невы помещена композиция «Нептун с двумя реками». Существует предположение, что эти две реки – Нева и Волхов. Автор этой скульптурной композиции неизвестен, хотя в краеведческой литературе авторами часто указывают Ф.Ф.Щедрина и И.П.Прокофьева, однако известно, что они запросили слишком высокую цену за свою работу. Этот заказ был выставлен на торги, но имена тех, кто именно выиграл торги и выполнил скульптурные группы для Биржи, остались для истории неизвестными.

Если вы захотите посмотреть на эти скульптуры с высоты птичьего полёта, то вам совсем не обязательно арендовать вертолёт, достаточно поехать в Александровский парк (рядом со станцией метро Горьковская) и посетить «Мини-город», где можно почувствовать себя Гулливером в стране лилипутов и погулять среди достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Морские кони – гиппокампы на здании Биржи в Мини-городе

(Александровский парк)

Если вы захотите посмотреть на скульптурную группу на здании Биржи с высоты птичьего полёта, то вам совсем не обязательно арендовать вертолёт, достаточно поехать в Александровский парк (рядом со станцией метро Горьковская) и посетить «Мини-город», где можно почувствовать себя Гулливером в стране лилипутов и погулять среди достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Архитектурно-познавательный туристский центр Мини-город открылся 15 июня 2011 года в южной части Александровского парка.

Макеты расположены на импровизированной карте Санкт-Петербурга, водная гладь изображена темным гранитом, суша – светлым. Автор выполненных из гранита и бронзы уменьшенных знаменитых архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга – скульптор Александр Таратынов.

Морские кони – гиппокампы на мозаике в вестибюле

станции метро Адмиралтейская

Эта же скульптурная композиция на здании Биржи послужила прообразом для мозаики «Бог морей Посейдон» в вестибюле станции метро «Адмиралтейская».

Морские кони – гиппокампы у здания администрации Приморского района (ул. Савушкина, 83)

В сентябре 2009 года открыли фонтан "Морской конь" у здания Администрации Приморского района, улица Савушкина, 83.

Большая квадратная чаша фонтана украшена скульптурой морского крылатого коня, работа отца и сына Каминкеров. Конь изготовлен из различных видов местного гранита и выглядит весьма оригинально, потому что в его образе соединились тотемные животные трех народностей: голова коня, хвост рыбы и крылья утки. Конь был священным животным для славян, рыба особо почиталась викингами, а утка была тотемной для финнов. Три стихии, трое животных, неотесанные гранитные камни - все это создает особенную атмосферу.

Это, по-моему, самый молодой морской конь – фонтан в Санкт-Петербурге. Конечно – же без гиппокампов невозможно представить себе столицу фонтанов – Петродворец. Я хочу обратить ваше внимание на Верхний парк, который часто остаётся вне зоны туристического осмотра. А посмотрите, какие великолепные всадники на морских конях гарцуют в струях вод в фонтане «Нептун» Верхнего парка.

Морские кони – гиппокампы фонтана «Нептун»

в Верхнем парке Петродворца

В 1736 году в центральном бассейне Верхнего парка поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. Центром композиции являлась фигура Нептуна «с коляскою», а также дельфины и «верховые» на лошадях. Центральная струя фонтана поднимала золоченый медный шар.

После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в 1797 году всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу - «Нептун», сохраняющуюся и поныне.

Первоначально фигуры фонтана были созданы в Нюрнберге (Германия). Авторы Георг Швайгер и золотокузнец Христоф Риттер. Отливка была произведена Херольдтом (нем. W.H.Heroldt) в 1688-1694 годах. Фонтан никогда не был выставлен в Нюрнберге, однако стал известен как своеобразная достопримечательность, даже находясь на складе. В 1796 году основная часть фигур была куплена Россией и направлена в Петергоф.

Безусловно, это не первое изображение морских коней в Санкт-Петербурге. В поиске самых ранних изображений гиппокампов мы с вами отправляемся в Летний сад.

Морские кони – гиппокампы

на барельефах Летнего дворца Петра I в Летнем саду

Летний дворец Петра I - один из самых ранних памятников зодчества Санкт-Петербурга (самое старое каменное здание города). Дворец не подвергался перестройкам и не пострадал во время Великой Отечественной войны.

В 1704 г., через год после закладки Петропавловской крепости, почти напротив нее, на левом берегу Невы началось создание Летнего сада. В 1710-1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини в саду был построен Летний дворец.

Наружный облик дворца сохранился без существенных изменений, только четырехскатная крыша, первоначально крытая черепицей, позже была заменена свинцовой. Венчает здание флюгер с изображением Георгия Победоносца, поражающего змея. Именно Летний дворец дал название Летнему саду, который вначале именовался "царским огородом".В Летнем дворце Петр I жил со своей семьей с мая по октябрь в течение 1712-1725 гг.

Летний дворец Петра I - двухэтажное, прямоугольное в плане кирпичное здание с четырехскатной железной крышей увенчано медным флюгером в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. По углам крыши - водостоки в виде крылатых драконов, сделанные из прорезного железа.

Скромный фасад дворца украшают барельефы. Они были созданы в 1714 г., что специально оговаривалось в указе Петра от 2 мая 1714 г. Барельефы (всего их 29) выполнены из терракоты и расположены между окнами первого и второго этажей. Они посвящены преимущественно мифологическим сюжетам и в аллегорической форме отражают события царствования Петра I, прославляют победу России в Северной войне и возвращении России северных морей. В большинстве барельефов фоном служит море с изображениями петровских галер. Многие мифологические сюжеты у современников Петра I ассоциировались с конкретными историческими событиями.

Создание барельефов было поручено немецкому архитектору - скульптору Андреасу Шлютеру (1659-1714), приглашенному Петром I в 1713 г. из Берлина. Однако смерть скульптора помешала ему полностью выполнить работу. Имена мастеров-исполнителей неизвестны. Различное художественное качество барельефов говорит, что мастеров было несколько.

Крайний слева барельеф южного фасада изображает похищение богом подземного царства Плутоном Прозерпины - богини плодородия. Колесницу-ракушку с героями сюжета морские кони уносят в Тартар. Парящий амур символизирует любовь Плутона к богине.

Ещё один барельеф южного фасада - Посейдон и Афродита. На колеснице-раковине, впряженной в тройку морских коней, изображены бог морей Посейдон и его супруга Афродита.

На северном фасаде: Нереида (морское божество) на морском коне.

А на восточном фасаде верхом на морском коне скачет Амур.

А вот на северном фасаде на крылатом Пегасе Персей спешит спасти прикованную Андромеду от дракона. Андромеда в начале XVIII в. символизировала русскую землю, захваченную шведами, Персей - Петра-освободителя.

Со всей достоверностью раскрыть аллегорический смысл каждого из барельефов сложно, но в той или иной степени все барельефы символизируют победу в Северной войне.

Морские кони – гиппокампы

на фасаде дома (Фонарный пер., 18)

Но совсем не обязательно, что бы все барельефы в Санкт-Петербурге несли в себе аллегории. Например, на барельефе, расположенном на фасаде доходного дома В.Н.Лихачёва целая кавалькада Купидонов весело проносится по волнам Невы просто так, для красоты.

Морские кони – гиппокампы

на часах Арки Главного штаба

Каких только морских коней не встретишь на улицах Санкт-Петербурга. На часах под Аркой Главного штаба, установленных со стороны Большой Морской улицы (д.2) морские кони крылатые.

История этих часов началась тогда, когда при проведении электрического кабеля от Главной палаты к Зимнему дворцу, Д.И.Менделеев принял решение сделать подводку и к зданию Министерства финансов. Первоначально Д.И.Менделеев планировал поместить часы размером не более метра в одном из окон здания Министерства Финансов (как это практиковалось еще в 1838 г. в Главном штабе). Это позволяло бы контролировать температурный режим помещения часов, обеспечивало свободный доступ к ним для корректировки и гарантировало бы их точный и стабильный ход.

В 1905 г. был реализован более дорогостоящий проект Министерства финансов. Механизм часов был изготовлен Августом Эриксоном, архитектурные детали, систему подвешивания, устройство лаза для поправок разработал архитектор Министерства финансов. Д.И.Менделеев подчеркивал, что в случае подвешивания часов, Главная палата берет на себя ответственность "за время, но не за архитектурные приспособления".

Так впервые в истории Санкт-Петербурга под аркой Главного штаба на значительной высоте были установлены уличные электрические часы с двумя двухметровыми циферблатами системы Грау-Вагнера.

Морские кони – гиппокампы

на фонарях моста Ломоносова

Мост Ломоносова через Фонтанку был построен в 1785-1788 годах. Мост имел каменные опоры и каменные арочные береговые пролетные строения, с башнями на быках, центральный деревянный пролет был разводным. Разводные механизмы находились в четырёх гранитных башнях. Это был один из 7 типовых трёхпролетных мостов через реку. В наше время сохранились только два из этих мостов: мост Ломоносова и Старо-Калинкин. Автор проекта точно не известен, но большинство же источников отдают предпочтение французскому инженеру Ж-Р. Перроне. В 1912-1913 гг. под руководством инженера А. П. Пшеницкого мост был капитально отремонтирован. В 1915 году архитектор И. А. Фомин исполнил проект освещения моста. Согласно этому проекту при въездах на мост были поставлены четыре невысоких гранитных обелиска с гранеными фонарями, поддерживаемыми кронштейнами с золочеными фигурками морских коньков. Интересно, что это не просто морские коньки – а морские единороги!

Во время блокады мост пострадал от артиллерийских обстрелов: были разрушены все чугунные перила, сброшены гранитные парапеты, уничтожены гранитные фонари-обелиски. В 1949, 1950-1952, 1967, 1986, 2006 гг. на мосту производились ремонтные и реставрационные работы, в результате которых были восстановлены утраченные к тому времени гранитные обелиски с фигурными фонарями и кронштейнами.

на барельефе дома Боровая улица, 18/Волоколамский переулок, 1

Не хочу утомлять вас перечислением всех адресов Санкт-Петербурга, где можно увидеть гиппокампов. Например, на углу Боровой улицы и Волоколамского переулка в 1913 году был возведён доходный дом А.В.Елисеева и Г.М.Фёдорова. Высоко на фасаде семиэтажного дома со стороны Волоколамского переулка над окнами пятого этажа размещено шесть одинаковых рельефных изображений крылатого морского коня с копытами в виде листьев, мощным плавником и длинным, завитым в три кольца, чешуйчатым хвостом.

Крылатые морские кони – гиппокампы

на доме 87/89 Большого проспекта ВО

А на Большом проспекте Васильевского острова, дом 87/89, крылатые морские кони работают атлантами, поддерживая, нет, не небо, а балкон. Каждый балкон поддерживают по четыре морских коня, восседающих на массивных прямоугольных столбах-пилонах, высотой в два этажа. У этих гиппокампов голова и шея настоящей лошади, короткие драконьи лапы, мощные лебединые крылья и небольшой рыбий хвост. Восемь морских коней были отлиты из армированного цемента по моделям скульпторов Ж.Я.Меллуп, Н.С.Кочукова и И.А.Венковой. Это единственное, известное мне, подобное изображение на «сталинском» доме. Ведь эти дома были построены после войны в 1956 году.

Морские кони – гиппокампы

на решётках Благовещенского моста

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге - это первая постоянная переправа через Неву. В XVIII веке город обходился наплавными мостами, поскольку считалось, что строительство постоянного моста - очень дорогой и сложный процесс. Благовещенский мост Санкт-Петербурга, соединивший Васильевский остров с Английской набережной, был в то время самым протяженным в Европе. В 1842 году было принято решение построить постоянную переправу между Васильевским островом и Английской набережной, проект был разработан выпускником Института путей сообщения Станиславом Валериановичем Кербедзом. Строительные работы велись с 1843 до ноября 1850 года.

Сооружение переправы, которую назвали Невской, проходило в исключительно сложных условиях болотистого грунта. Число рабочих, занятых в строительстве, приближалось к полутора тысячам. Сваи забивали с помощью паровых машин, для проведения подводных работ использовались воздушные колокола. Береговые устои выложили гранитом: для подводной части использовался финский гранит, а для надводной – сердобольский.

Существует легенда, согласно которой Николай I, зная о трудностях стройки, распорядился повышать Кербедза в звании за каждый возведенный мостовой пролет. Злые языки утверждали, что, когда Кербедз узнал об этом, незамедлительно изменил проект, увеличив число пролетов. Скорее всего, это вымысел, но известно, что перед началом строительства Станислав Вениаминович находился в ранге капитана, а в день открытия моста 21 ноября 1850 года он был произведен в чин генерал-майора.

В оформлении моста принял участие художник Александр Брюллов. По его проекту были отлиты чугунные перила, а проект металлических газовых фонарей создал инженер Д. Цветков. Решетка на Благовещенском мосту выглядит массивной и в тоже время ажурной. В центре изображены гиппокампы, держащие трезубец, который как бы растет из ракушки.

Торжественное открытие Благовещенского моста состоялось 21 ноября 1850 года. Петербуржцам нравилось здесь прогуливаться, они восхищались ажурными решетками и газовыми фонарями, поднятыми на столбы в виде колонн коринфского ордера, а также разводным пролетом для прохода судов. Перестройка переправы была проведена в 1930-х годах по проекту инженера-мостостроителя, академика Григория Петровича Передерия. По сути, это было возведение нового моста с центральным разводным пролетом на старых устоях. Из внешнего оформления было сохранено лишь перильное ограждение, выполненное по рисункам Александра Брюллова. Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. Во время реконструкции старые стальные конструкции были заменены на новые. Торжественное открытие обновленного моста состоялось 15 августа 2007 года. Принято считать, что линия моста является местом впадения Невы в Финский залив.

Морские кони – гиппокампы

на решётках Аничкова моста

Аничков мост - один из самых знаменитых мостов Санкт-Петербурга, история которого тесно связана с основанием Северной столицы. Сам мост не является шедевром архитектурной мысли; визитной карточкой и украшением Санкт-Петербурга он стал благодаря великолепным изваяниям скульптора Петра Клодта. О них мы обязательно поговорим, но чуть позже, а сейчас обратим внимание на решётки моста.

В начале XVIII века Санкт-Петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста.

Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, - так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

Мост неоднократно перестраивался. Нынешний вид мост приобрёл в 1841-42 годах, когда мост был перестроен и расширен. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Точно такие же перила уже были к тому времени в Берлине на Дворцовом мосту.

А теперь обратите особое внимание на русалок. Ведь у них кроме женского тела и рыбьего хвоста есть еще и ножки с копытцами. Этакие морские подводные кентавры. Кстати, их тоже зовут гиппокампами!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

О. МОЗГОВАЯ, искусствовед (г. Санкт-Петербург)

Санкт-Петербург готовится к 300-летию. И как принято, к празднику город прихорашивается. Несколько лет уже ведутся реставрационные работы на Стрелке Васильевского острова. В XVIII веке это было одно из самых значимых мест в Петербурге. Здесь было удобно причаливать кораблям, поэтому в 1733 году с Березового острова сюда переместился порт. На Стрелке Васильевского острова возвели здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие портовые сооружения. В конце XVIII века на Стрелку ежегодно приходило более тысячи кораблей.

В настоящее время порт находится на Гутуевском острове, но черты морского величия до сих пор сохраняются на Стрелке Васильевского острова. И среди них - Ростральные колонны.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Было время, когда колонны служили маяками приходящим в порт кораблям. Высота каждой колонны 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы. Наверху в жаровнях жгли конопляное масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.

В 1896 году к светильникам подвели электричество. Но этот способ освещения применяли недолго "по причине великого расхода".

И лишь к 250-летию города, в 1957 году (юбилей праздновали с опозданием), к колоннам был подведен газ, а в мощных горелках запылали 7-метровые огненные факелы. Огни на Ростральных колоннах зажигают лишь в особо торжественных случаях. Загорались они и 30 ноября прошлого года, когда Ростральные колонны были торжественно открыты после реставрации.

СКУЛЬПТУРА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ

Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн.

Скульптура, украшающая Ростральные колонны, создавалась в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем, в котором в полной мере проявился столь характерный для эпохи классицизма синтез искусств. Архитектура и скульптура составляют здесь неразрывное единство, дополняя друг друга.

Первоначально автор проекта Тома де Томон предполагал отлить весь скульптурный декор в бронзе, однако из-за сложности работ пришлось выполнить статуи из пудостского известняка. Этот материал добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость, от чего и получил свое название. Легко поддающийся обработке сразу после извлечения из карьера - его можно резать ножом, известняк быстро твердеет на открытом воздухе. Структура камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности, поэтому мастер, работающий с пудостским известняком, лишен возможности продемонстрировать зрителю эффект передачи фактуры различных материалов, тонкую орнаментировку. В то же время пудостский камень обладает своими специфическими достоинствами: прочностью, красивым желтовато-сероватым теплым оттенком, особенно эффектно выделяющимся на фоне гранитных блоков и красновато-охристой окраски колонн.

В последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж. Камберлен и Ф. Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения: работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта.

Что изображают скульптуры? Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.

Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, атмосферных осадков, промышленных выбросов, холодного и сырого климата. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.

Перед реставрацией скульптуры Ростральных колонн, проводившейся в 1928 году, крупнейший специалист в области монументально-декоративной скульптуры И. В. Крестовский писал: "Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом <...> Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок".

Однако этот критический отзыв не повлиял на ход ремонтных работ, и Крестовский многократно обращал внимание на то, что реставрация вновь проводится неправильно.

При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.

О состоянии, в котором на протяжении десятилетий находилась скульптура колонн, свидетельствуют акты, сохранившиеся в архиве Государственного музея городской скульптуры. Они составлялись по результатам осмотров, проводившихся перед очередными этапами реставрации. Однако, к сожалению, в ходе работ, осуществлявшихся с 1928 по 1979 год, в технологии не произошло принципиальных изменений.

Не проводились мероприятия по укреплению пудостского известняка, отсутствовала гидрофобизация, то есть защита поверхности камня от воздействия влаги. Памятник продолжал разрушаться вплоть до того, что отсутствие конструкций для крепления выступающих деталей привело к падению этих деталей. В некоторых местах обнажилась арматура из черного металла со следами глубокой коррозии.

И ВНОВЬ - РЕСТАВРАЦИЯ

В 1996 году встал вопрос об очередной реставрации, так как скульптура находилась в аварийном состоянии.

В русском искусстве ближайшими аналогами каменным изображениям Ростральных колонн могут служить расположенные у основания башни Адмиралтейства фигуры Александра Македонского, Ахиллеса, Аякса и Пирра работы скульптора Ф. Щедрина. Они также выполнены из пудостского камня. При реставрации этих скульптур в 1997-1998 годах сотрудниками Эрмитажа была впервые опробована и применена методика, разработанная научно-исследовательским институтом "Спецпроектреставрация". Эта методика использовалась и при реставрации скульптуры Ростральных колонн, но здесь специалисты столкнулись со значительно более сложной задачей.

В первую очередь скульптура была промыта, удалены стойкие сажистые загрязнения, образовавшиеся в результате влияния атмосферы города, а затем специальным составом нейтрализованы биопоражения, покрывавшие поверхность во многих местах.

Одной из важнейших мер, предпринятых реставраторами, стало удаление поздних доделок. Отличающиеся по своим физическим свойствам от пудостского камня чужеродные материалы способствовали разрушению скульптуры. Кроме того, коломенский известняк (доломит), использовавшийся при многочисленных реставрациях, имеет различные с пудостским камнем цвет и фактуру поверхности. Поэтому части скульптур, выполненные из доломита, были явно не к месту.

Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей. Выполнялись они согласно сохранившимся рисункам и фотографиям, фиксирующим их оригинальный внешний вид. Сначала недостающие детали были выполнены в пластилине, затем - в гипсе, а когда форму модели утвердил Реставрационный совет - выполнили их в пудостском известняке.

Крепление недостающих деталей, устранение небольших сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Эта смесь по своей пористости и прочности наиболее соответствует натуральному пудостскому камню. Использовавшийся еще в IV веке зодчими Северного Причерноморья для обработки архитектурных известняковых деталей состав из извести и мраморной крошки до сих пор отличается прочностью и хорошей совместимостью с поверхностью известняка.

Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технологию изготовления стержней разработали в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ "Спецпроектреставрация" предложили использовать корундовую керамику, обычно применяемую в медицине, и в реставрационной практике. Эта керамика инертна к атмосферным воздействиям и имеет близкий к камню коэффициент расширения, обладает высокой прочностью и низкой теплопроводностью. Все это исключает процессы разрушения в толще камня. Доступные участки металлических деталей, не подлежащие удалению и замене, расчистили и окрасили антикоррозийным составом.

Последний этап реставрации скульптуры - тонировка и гидрофобизация. Тонирование скульптуры из известняка проводится водным раствором гашеной извести. Нанесение вслед за этим состава, защищающего камень от воздействия влаги, позволяет тонировке прочно закрепиться на камне. Этот метод был разработан специально для защиты пудостского камня и не имеет аналогов в мировой реставрационной практике.

Для спасения скульптуры Ростральных колонн объединили свои усилия исследователи, профессиональные реставраторы, сотрудники органов охраны памятников и меценаты. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк. Появилась надежда, что меценатство в России возрождается.

"Петербург - город камня" - так названа специальная программа по спасению монументальной скульптуры. На очереди реставрация композиций на фронтоне здания Биржи. Биржа отмечает свой юбилей одновременно с Санкт-Петербургом: в 1703 году Петр I подписал указ о создании Российской биржи.

— это стрелка Невы, восточная оконечность Васильевского острова в Санкт-Петербурге. На стрелке находится Биржевой сквер.

Перед стрелкой Васильевского острова находится самое широкое место на Неве — здесь она свыше километра. В настоящее время стрелка Васильевского острова — это одна из основных достопримечательностей города, оно очень популярно у жителей города и туристов. На Биржевой площади проводятся общегородские праздники, народные гуляния и концерты.

История Стрелки

Застройка стрелки началась ещё при Петре Первом. Здесь были построены здание Биржи, таможня, склады, возведен Гостиный двор, а на самой стрелке острова организован порт. Пространство стрелки долгое время пустовало и лишь в 1767 году было решено здесь организовать подковообразную площадь.

С 1783 по 1797 были построен главное здание Академии наук, а также вогнутую часть северного пакгауза.

В 1805-1810 годах была построена новая Биржа и установлены Ростральные колонны. Здания таможни, южного и северного пакгаузов построены в 1826-1832 годах.

В 1896 году по периметру Биржевой площади был разбит сквер.

В 2003 году в сквере был установлен памятный знак «Якорь петровской эпохи», поднятый со дна Невы у Шкиперского протока.

Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова составляют:

  • Здание Биржи
  • Биржевой сквер
  • Биржевая площадь
  • Ростральные колонны
  • Памятный знак «Якорь петровской эпохи»
  • Памятный камень «Здесь находился крупнейший центр внешней торговли Российской империи»
  • Набережная стрелки
  • Сквер

Статуи морских божеств на Стрелке Васильевского острова

На стрелке Васильевского острова имеются 4 скульптуры — морские божества из пудожского камня, которые являются аллегориями рек.

Всего морских божеств, обозначающих реки четыре:

  • Нева,
  • Днепр,
  • Волга,
  • Волхов.

Однако, нет ни одного исторического документа, который бы указывал на то, что морские божества являются аллегориями рек.

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №64, сентябрь 2014 года.

Часть вторая: Васильевский остров.

Необычные, новые, малоизвестные памятники.

Дорогие друзья! Мы продолжаем фотопуте­шествие по «неклассическому» Петербургу. На этот раз в объектив нашей камеры попали необычные, новые или просто малоизвестные памятники Васильевского ост­рова (напомним: в прошлом выпуске мы беседовали о неформальных достопри­мечательностях Адмирал­­тейского и Центрального районов). Присылайте в редакцию свои вопросы, мнения и пожелания, а также фотографии замеченных вами необычных памятников, скульп­тур, барельефов и прочих интересных объектов – будем вместе исследовать любопытные уголки нашего замечательного города!

В начале пешеходной зоны (6-7 линии) у метро Василеостровская. Скульптор – Ахнаф Зиякаев, 2004 год. По маршруту «6-я линия — Адмиралтейская площадь» с 1863 года курсировали вагончики первой линии конной железной дороги. Надпись на табличке такая: «Здесь! Установлена модель-копия вагона Санкт-Петербургской “Конки” образца 1872-1878 г.г. выпуска (в натуральную величину). Данная модель-копия построена, опираясь на оригинальные чертежи Путиловского завода, проектировавшего большинство российских “конок”».

(генерал-майору, артиллеристу, инженеру, одному из ближайших сподвижников Петра I) на 7 линии у дома 34. Скульпторы – Григорий Лукьянов и Сергей Сергеев, 2003 год. Батарея Корчмина стояла на Стрелке Васильевского острова, охраняя строящийся Петербург.

(первому русскому генерал-фельдмаршалу, первому кавалеру ордена Андрея Первозванного, одному из ближайших сподвижников Петра I) у собора святого апостола Андрея Первозванного. Скульпторы – Александр Бортник, Владимир Аксёнов, Шухрат Сафарматов, 2007 год.

8 линия, 23, во дворе. История этого существа теряется в начале 80-х годов прошлого века, когда, по легенде, его построил из железобетона неизвестный скульптор, проживающий в этом дворе. С тех пор за дракошей бережно ухаживают местные жители: убирают мусор, восстанавливают оторванные головы, красят в разные цвета. Раньше можно было пролезть из пасти чудовища прямо в живот, но, после того, как кто-то из детей по дороге застрял, проход пришлось забетонировать.

На 7-й линии Васильевского острова во дворе дома 18 (здание одной из старейших аптек Санкт-Петербурга, с 1858 года принадлежавшей Вильгельму Пелю). Видимо, башня служила химической лабораторией. Согласно городской легенде, секреты башни охраняют невидимые грифоны. Рассмотреть башню можно, поднявшись по лестнице немного выше входа в аптеку.

Первому главному архитектору Санкт-Петербурга, на Университетской набережной, 21 (этот дом принадлежал Трезини с 1720-х годов), у Благовещенского моста. На постаменте надпись: «Установлен в 2013 году в честь 310-летия Санкт-Петербурга на средства жителя города Жорно Юрия Юрьевича. Скульптор Павел Игнатьев. Архитектор Павел Богрянцев». Великий зодчий вооружён внушительного размера циркулем (символом гармонии) и облачён в медвежью шубу.

На куполе здания Академии художеств, Университетская набережная, 17. Восстановлена по старинным чертежам скульптором Михаилом Аникýшиным и его учениками к 300-летию Санкт-Петербурга. Минерва в римской мифологии – дочь Юпитера, богиня искусств и ремёсел, а слово «гений» здесь используется в значении «дух-покровитель». Сама Академия (под названием «Академия трёх знатнейших художеств» – живописи, скульптуры и архитектуры.) была основана стараниями И.И.Шувалова и М.В.Ломоносова в 1757 году.

Уникальная коллекция архитектурных моделей в Музее Академии художеств (Университетская набережная, 17). Воскресенский Новодевичий (Смольный) монастырь (на фото), Исаакиевский собор, Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок, Биржа и собственно Академия художеств. Архитекторы, прежде, чем начинать строительство, собирали небольшие модели своих зданий из дерева. Так они могли со всех сторон критически осмотреть свои творения и, при необходимости, внести в окончательный проект изменения. Известно, что Франческо Растрелли при проектировании Смольного собора хотел построить колоссальную колокольню. Однако, собрав макет, мастер понял, что собор лучше смотрится без колокольни и решил отказаться от её возведения.

(государственному деятелю, генерал-адъютанту и меценату) в огромном круглом внутреннем дворе основанной им «Академии трёх знатнейших художеств», Университетская набережная, 17. Скульптор – Зураб Церетели, 2003 год.

– символом искусств, в саду Академии Художеств. Была подарена Академии в 1807 году архитектором Андреем Воронихиным, который изначально заказал её в качестве «запасной» для Казанского собора. На этом месте колонна стоит с 1847 года, а до этого несколько лет она украшала круглый двор Академии – там, где сейчас памятник графу Шувалову.

(основоположнику осетинской литературы и живописи) в саду Академии художеств. Скульптор – Владимир Соскиев, 2009 год. Коста (это его настоящее имя) учился в Академии.

Знаменитому скульптору, в саду Академии художеств. Автор композиции – Владимир Горевой, 2006 год. Мастер изображён с макетом монумента Николаю Первому на Исаакиевской площади.

В Румянцевском сквере на Университетской набережной. Граф Пётр Румянцев-Задунайский – военный и государственный деятель времён правления Екатерины II. Одержал ряд блестящих побед в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Архитекторы – Винчéнцо Брéнна и Карл Росси, 1799 год. Обелиск до 1818 года стоял на Марсовом поле. В Румянцевском сквере установлены также бюсты художников Ильи Репина и Василия Сурикова.

Напротив Академии художеств. Их нельзя, конечно же, назвать «малоизвестными», или «новыми». Но пройти мимо мы не смогли. Поражают они, прежде всего, своей древностью: около 35 веков назад сфинксы были высечены из сиенита (порода, похожая на гранит) и поставлены охранять храм около египетского города Фивы. Ещё одна любопытная деталь: головы сфинксов – портретные изображения фараона Аменхотепа III, который, собственно, и повелел их изваять. Фараон был отцом знаменитого религиозного реформатора Эхнатóна, свёкром красавицы Нефертити и дедом всем известного Тутанхамóна. Иероглифы, расшифрованные видным востоковедом Василием Стрýве, оказались перечислением многочисленных титулов фараона. Надписи на постаментах гласят: «Сфинкс из Древних Фив в Египте привезён в град Святого Петра в 1832 году».

Рядом со сфинксами (мифические полульвы-полуптицы) охраняют две полукруглых гранитных скамьи. Для многих петербуржцев (особенно тех, кто назначает здесь романтические свидания) эти с виду грозные существа сделались почти домашними. Уж не они ли прилетают на знаменитую Башню грифонов? В конце XIX века грифоны бесследно исчезли и были восстановлены только в 1958 году по старинным картинам и документам.

(первому губернатору Санкт-Петербурга, ближайшему другу и приближённому Петра I) у Меншиковского дворца. Скульпторы – Михаил Аникушин и Мария Литовченко-Аникушина, 2002 год. Дворец (прекрасный образец стиля Петровского барокко) начали строить в 1710 году – это первое каменное здание нашего города.

На Университетской набережной напротив дома 13. На страницах гранитной книги – строки из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» и автограф поэта. Скульптор – Эвелина Соловьева, 2002 год.

Рядом с гранитной книгой –

Во дворе Филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Университетская набережная, 11. Скульптор – Арсен Аветисян, 2002 год. Сам же Маленький принц расположился на одной из научных книг у подножия постамента. Эта композиция – первая в уникальном Парке современной скульптуры во внутренних двориках Университета.

– персонаж аллегорической повести французского писателя, поэта (и лётчика!) Антуана де Сент-Экзюпери – крупным планом.

Во дворике Филологического факультета. Скульптор – Владимир Петровичев (известный также созданием кошек Тишка Матроскина и Василиса), 2005 год. У многих народов мира бегемот считается символом удачи и благополучия. Ушки Тони отполированы до блеска: их почёсывают студенты в надежде встретить свою «вторую половинку».

Или «Сад камней» во дворике Филологического факультета. Авторы – Сергей де Рокамболь и Анна Николаева, 2003 год. «Камни присланы из крупнейших и старейших университетов мира», – написано на пояснительной табличке. На заднем плане видна шестиметровая «Вавилонская башня» авторства Андрея Сазонова, 2010 год.

«Нос майора Ковалёва» во дворике Филологического факультета. Скульптор – Тимур Юсуфов, 2008 год. О двух других памятниках этому знаменитому гоголевскому персонажу мы писали в прошлом номере нашей газеты.

Такса во дворике Филологического факультета. Скульптор – Арсен Аветисян, 2005 год.

Во дворе главного здания Университета, Университетская набережная, 7-9. Скульптор – Анатолий Дёма, 2002 год. Идея создания этого памятника принадлежит академику Александру Ноздрачёву. Он написал: «Человечество обязано быть бесконечно благодарным кошке, подарившей миру великое множество первостепенных открытий в физиологии».

Во дворе главного здания Университета, Университетская набережная, 7-9. Скульптор – Ханнеке де Мюнк (Нидерланды), 2010 год. Герои необычной композиции, напоминающей цветок, – один из крупнейших русских поэтов XX века Осип Мандельштам и его жена Надежда. Всего во дворах Университета установлено около 50 скульптур, причём коллекция время от времени пополняется. Есть и памятники вполне классического вида (поэту и дипломату Антиоху Кантемиру, башкирскому востоковеду Ахмет-Заки Валидову, дагестанскому поэту Расулу Гамзатову, памятник первому президенту Республики Вьетнам Хо Ши Мину), и совсем необычные (мифический «Подпоручик Киже» из проволоки, скульптура из лавы Везувия «Размышление: прошлое, настоящее, будущее» и множество других очень любопытных композиций).

Или «Крылатый Гений» перед главным входом в здание Санкт-Петербургского государственного Университета, Менделеевская линия, 2. Скульптор – Михаил Белов, 2007 год. Этот Ангел-хранитель, как написано в журнале Университета, «воплощает идею молодости, стремления к знаниям, смелости и дерзости в науке».

Физику-ядерщику, общественному деятелю и правозащитнику, на площади Сахарова (между зданиями Университета и Библиотеки Академии наук). Скульптор – Левон Лазарев, 2003 год. А.Д.Сахарову в 1975 году была присуждена Нобелевская премия мира – «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».

Учёному-физиологу, создателю науки о высшей нервной деятельности, на Тифлисской улице, 3 (рядом с Институтом физиологии его имени). Скульпторы – Анатолий Дёма и Виктор Онешко, 2004 год. Памятник поставлен к 100-летию присуждения И.П.Павлову Нобелевской премии в области медицины и физиологии (1904 год).

Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера), Университетская набережная, 3, во дворе со стороны Таможенного переулка. История их такова. В Андах на севере Южной Америки (территория современной Колумбии) в первом тысячелетии Нашей эры процветало племя индейцев, впоследствии уничтоженное инками. Это племя (называемое сейчас культурой Сан-Агустин) оставило после себя сотни высеченных из вулканических пород статуй богов. Их в 1911 году обнаружил немецкий геолог Карл Штёпель. Он снял гипсовые слепки с некоторых статуй и в Германии изготовил их точные копии. 18 копий из железобетона приобрёл Петербургский учёный и просветитель Владимир Святловский и подарил их Кунсткамере. До 60-х годов XX века эти истуканы хранились в запасниках музея, после чего часть их них была выставлена на всеобщее обозрение.

Дар городу от Северо-Западного таможенного управления. Скульпторы – Андрей Кунац и Дмитрий Никитин, 2003 год. На бронзовом барельефе – реконструкция архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова на 1830-е годы. «Здесь находился крупнейший центр внешней торговли Российской империи», – свидетельствует поясняющий текст. Величественные Ростральные колонны, возведены в 1810 году по проекту архитектора Томá де Томóна, служили маяками ночью и в туман. Они украшены символическими рóстрами (носами) захваченных вражеских кораблей и величественными фигурами богов, согласно легенде, прославляющими русские реки (у северной колонны - Волга и Днепр, у южной - Нева и Волхов). Осмотрев Стрелку, давайте вернёмся к Благовещенскому мосту и продолжим нашу воображаемую экскурсию прогулкой по набережной Лейтенанта Шмидта.

на набережной Лейтенанта Шмидта у 14-15 линии. Лодка была построена в 1955 году и 35 лет несла службу в составе Балтийского флота. С 2010 года лодка стала музеем.

Высланным большевиками в 1922 г. Установлен на набережной Лейтенанта Шмидта около 8-9 линии по инициативе Санкт-Петербургского философского общества. Архитектор – Александр Сайков, 2003 год. Отсюда на двух кораблях были принудительно отправлены в Германию неугодные советскому правительству учёные и другие представители интеллигенции (более 160 человек). «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно», – писал один из лидеров Октябрьской революции 1917 года Лев Троцкий.

, «первому русскому плавателю вокруг света» (как написано на постаменте), на набережной Лейтенанта Шмидта напротив дома 17 – здания Морского кадетского корпуса. Скульптор – Иван Шредер, 1870 год. Любопытная деталь: прославленный адмирал изображён задумчивым и грациозным – несмотря на то, что обладал «железным» характером и был необычайно физически развит (даже в плаваниях он каждый день тренировался с двумя двухпудовыми гирями). Видимо, скульптор стремился подчеркнуть особенное свойство характера адмирала: отеческое отношение к морякам и неустанную заботу об их здоровье. Немудрено, что деньги на установку памятника Крузенштерну собирали всем миром.

Посвящённые сюжетам древнегреческих мифов о подземном царстве (угол набережной Лейтенанта Шмидта и 21-й линии). «Похищение Прозерпины Плутоном» (на фото), скульптор – Василий Демут-Малиновский, и «Геркулес, удушающий Антея», скульптор – Степан Пименов. Любопытная деталь: эти скульптуры (как и некоторые другие монументальные скульптуры в Петербурге) вырезаны из травертина, добытого у села Пудость около Гатчины. При извлечении из-под земли эта горная порода необыкновенно мягкая, но затем постепенно твердеет, что издавна ценилось у скульпторов. Кстати, в одном из дворов института проживает совершенно не известная широкой публике парочка чёрных чугунных сфинксов.

На набережной Лейтенанта Шмидта у Горного института. Построен в Англии по заказу Российского правительства в 1916 году (первоначально носил имя «Святогор»). В течение полувека наряду со знаменитым «Ермаком» был самым мощным ледоколом в мире. В августе легендарный ледокол отправится на ремонт в Кронштадт.

Видному политику времён «перестройки», первому мэру Санкт-Петербурга, в сквере на Большом проспекте около ДК Кирова. Скульптор – Иван Корнеев, 2006 год. Одна из надписей на постаменте гласит: «Анатолию Александровичу Собчаку (1937 — 2000), возвратившему имя городу».

Перед входом в Музей современного искусства Эрарта («Эра искусства»). Скульптор – Дмитрий Жуков, 2009 год. «Возможно, это ангелы, а возможно, изображения богини победы Ники», – написано на сайте Музея.

Погибшим, спасая наш город от пожаров во время бомбёжек и артобстрелов. Большой проспект, 73 (здание 9-й пожарной части, где сейчас – Музей пожарной охраны). Скульптор – Левон Лазарев, 1981 год.

Во дворе здания «Петерстар» на Среднем проспекте, 31, скульптор Николай Елгазин, 1994 год.

Музей «Подводная лодка Д-2 “Народоволец”» , Шкиперский проток, 10. Д-2 построена в 1927-31 годах и является одной из первых советских подводных лодок. В годы Великой Отечественной войны участвовала в боевых действиях на Балтийском море. С 1994 года лодка стала музеем.

У гостиницы «Прибалтийская» на углу улиц Нахимова и Кораблестроителей. Скульптор – Зураб Церетели, 2006 год (с 2005 года памятник стоял на ступенях Манежа). На голове Петра – лавровый венок победителя, в правой руке – символический Указ об основании Санкт-Петербурга.

У гостиницы «Прибалтийская». Скульптор – Эдуард Агаян, 1982 год. Фигуры, словно захваченные водоворотом Истории, символизируют прошлое и настоящее русского флота. На стене – бронзовые маски Наяды и Нептуна.

В сквере «Малые Гаванцы» на улице Нахимова. Скульптор – Григорий Лукьянов, 2012 год (5 июля 2012 года исполнилось 210 лет со дня рождения прославленного адмирала, героя Синопского сражения и Крымской войны 1853-1856 годов). В России это второй по счёту памятник в полный рост П.С.Нахимову (первый находится в Севастополе).

«Памятник подвигу моряков Балтийского флота в Великой Отечественной войне и героическому экипажу крейсера Киров» на площади Балтийского флота (пересечение Морской набережной и Боцманской улицы). После списания легендарного крейсера из состава флота (в 1974 году) две его носовые 180-мм трехорудийные артиллерийские башни было решено установить здесь как памятник.

Сражавшимся наравне со взрослыми во время Великой Отечественной войны, на площади Балтийских юнг (пересечение проспекта Кима и Железноводской улицы). Скульптор – Леонид Эйдлин, 1999 год.

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Все фото этого выпуска: © Георгий и Анастасия Поповы.

Фото -

Ростральные колонны

Стрелка ВО. Биржевая пл., 4х

1805-1810 - арх. Тома де Томон Ж.-Ф.

1926-1928, 1947-1949, 1997-1998 - реставрация

Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга - являются неотъемлемой частью ансамбля Стрелки Васильевского острова. Возведены по проекту арх. Ж.-Ф. Тома де Томона одновременно с центральным зданием Биржи в 1805-1810 гг. (торжественное открытие Биржи состоялось в 1816). Две монументальные колонны дорического ордера установлены у спуска к Неве, по сторонам полукруглой площади перед зданием Биржы. Они должны были служить маяками и вместе с тем подчеркивать значение Биржевого здания как центра Петербургского порта. Ростральные колонны являются и памятником военно-морской славы России.

Для составления проекта нового облика Стрелки ВО Тома де Томону потребоваось несколько лет поисков. При работе над архитектурным ансамблем он создал несколько разных вариантов её образа. Композиционная идея центрально расположенного здания Биржи и фланкирующих его Ростральных колонн возникла уже в 1801 г. Долго и тщательно архитектор работал над выверением пропорций Ростральных колонн. В первоначальном проекте колонны носили декоративный характер, были небольшими по размерам. В дальнейшем Ростральные колонны были отодвинуты от здания Биржи, увеличен их размер, введен скульптурный декор. Окончательный проект был утвержден 26 февраля 1804 г. После утверждения проекта была создана "Комиссия по построению биржевого здания и обложеню невского берега камнем" во главе с Н. П. Румянцевым. Монументальным сооружениям ростральных колонн придавалось огромное значение. Об этом говорит тот факт, что все работы по их проектированию и строительству проводились под руководством Совета Академии художеств, возглавляемым А. Д. Захаровым.

Ростральные колонны (от лат. rostrum - нос корабля) - монументальные памятники, символизирующие морские победы, морское могущество страны. Традиция установки Ростральных колонн восходит к Древнему Риму. Ростральные колонны в России получили распространение в период классицизма.

Ростральные колонны появились на Стрелке Васильевского острова в 1810 г. Считается, что одна из них была маяком для судов на Малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 г., когда торговый порт был переведен на Гутуевский остров.

Высота каждой колонны 32 м. Колонны украшены металлическими скульптурными изображениями ростр - носовых частей кораблей и изображениями якорей. У подножий Ростральных колонн 4 скульптуры. Скульптура выполнена из пудостского камня. На вершинах на квадратных площадках установлены металлические треножники с чашами-светильниками. Доступ к чашам - по винтовым лестницам, устроенным внутри колонн. Колонны покоятся на ступенчатых гранитных основаниях, которые одновременно служат постаментами каменных изваяний.

В определении наименования фигур у подножия Ростральных колонн отсутствует единство мнений. Утверждение, что здесь представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек. Лишь тематическое согласование со скульптурным оформлением Биржи и некоторые атрибуты говорят в пользу этой точки зрения - одна из мужских фигур правой рукой сжимает рулевое весло, а левая покоится на сосуде, из которого струится вода. Мужчина у второй колонны левой рукой опирается на лот. Обе женщины изображены с мореходными атрибутами; одна из них держит еще и рог изобилия, наполненный фруктами.

Томон предполагал отлить все украшения Ростральных колонн к из чугуна, но никто не взялся за такую сложную работу. Поэтому в 1809 г. было решено сделать скульптуры из пудостского камня, а трофеи из железа. Пудостский камень добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость. Структура этого камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности.

Для создания скульптурного убранства Ростральных колонн "Комиссия..." обратилась в Академию художеств. Совет АХ решил поручить этот заказ скульпторам В. И. Демут-Малиновскому, С. С. Пименову, А. С. Анисимову, И. А. Кащенкову, И. И. Воротиловау, И. И. Теребенёву, П. П. Соколову, М. П. Александрову и И. М. Моисееву. Но запрошенная ими цена показались академии высокой, и был объявлен конкурс. Желающие выполнить скульптурные группы за меньшую цену нашлись. Позднее удалось установить авторов скульптур. Аллегорические статуи изготовлены по моделям скульптора из Антверпена И. Камберленом (Днепр) и француза Ж. Тибо (Нева, Волхов и Волга), с которыми был хорошо знаком Тома де Томон. Мужская фигура на северной колонне - работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта. ? Выполнение в 1809-1811 гг.

Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн. Примечательна композиция и пластика фигур, рассчитанная на обзор издалека. Все фигуры сидят в почеркнуто застывшей позе, угадывается лишь сдержанная внутренняя динамика. Формы выявленны обощенно. В композиции фигур сохранено ощущение каменного блока, что почеркивает монументальность фигур.

Кирпичная кладка Ростральных колонн и каменотёсные работы при строительстве Ростральных колонн были выполнены артелью мастера С. К. Суханова. Производство якорей и ростов было поручено кузнецам Шапову, Васильеву и Королькову.

Главным украшением Ростральных колонн являются ростры. С античных времен якори и ростры служили трофеями, добытыми в морских сражениях. На стволе каждой колонны симметрично в 4 яруса укреплены по 8 корабельных ростр с различными украшениями. Самая крупная их пара расположена внизу колонны. Одна носовая часть обращена к Бирже, а другая - к реке. Ростры украшает фигура речного божества - наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую - изображения морских коньков. (тритон, волк)

Колонны также украшены рельефными якорями.

На вершинах колонн установлены металлические треножники с чашами: в XIX в. в них заливалось масло, которое зажигали с наступлением сумерек, и Ростральные колонны служили в качестве маяков при подходе к Петербургскому морскому порту. Доступ к чашам осуществлялся по винтовым лестницам, находящимся внутри колонн. Маяки служили до 1885 г., их зажигали в туман и ночью. Внутри колонны имеют винтовые лестницы, ведущие на верхние площадки, где помещены треножники с жаровнями, предназначенные для сигнальных огней. Вначале в жаровнях жгли конопляное масло, но раскаленные брызги падали вниз на головы прохожих. Потом заливали смолу. В 1896 г. к светильникам подвели электрические лампы, но в связи с большими расходами на электричество этот способ освещения был отвергнут.

Основные работы по строительству биржевого ансамбля закончились в 1810 г.

В годы Великой Отечественной войны декоративное убранство Ростральных колонн пострадало от осколков артиллерийских снарядов и авиабомб. Послевоенным восстановлением скульптурных групп у Ростральных колонн руководил скульптор И. В. Крестовский. В 1947-1949 все детали заменены дубликатами, изготовленными из листов патинированной меди.

В 1957 г. к чашам светильников был проведён газ. В этом году (с опозданием) отмечали 250-летний юбилей Петербурга. В дни празднования были впервые зажжены газовые факелы. По традиции они зажигаются ежегодно в дни празднеств и торжеств.

Реставрационные работы проводились в 1926-1928 и 1947-1949 гг. Последние проходили в 1998-1999 гг.

Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, осадков, промышленных выбросов. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.

Во второй половине 1920-х гг. власти г. Ленинграда были вынуждены срочно начать восстановление городских памятников (в том числе и Ростральных колонн), т.к. к этому времени многие из них находились в катастрофическом состоянии. Для проведения восстановительных работ были приглашены известные профессиональные скульпторы. Руководил работами ск. И. В. Крестовский. О состоянии памятника Крестовский писал: "Скульптуры к моменту их реставрации, проводившейся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, и каждый раз новым цветом. Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок". И в дальнейшем возобновление утраченных деталей осуществлялось по сложившимися традициями - из цементных растворов с применением железных крепежных стержней и скоб, что становилось причиной новых разрушений природного камня. При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.

В 1996 г. встал вопрос об очередной реставрации. При реставрации скульптуры Ростральных колонн использовалась методика, разработанная НИИ "Спецпроектреставрация" и опробованная сотрудниками Эрмитажа при реставратии Адмиралтейства. В первую очередь скульптура была промыта, удалены сажистые загрязнения, а затем нейтрализованы биопоражения. Поздние доделки, выполненные из чужеродных материалом, способствовавших разрушению скульптуры, были удалены. Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей, выполнив их в пудостском известняке. Крепление недостающих деталей, устранение сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технология изготовления стержней разработана в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ "Спецпроектреставрация" предложили использовать корундовую керамику в реставрационной практике. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк.

(О. Мозговая. Ростральные колонны - символ морских побед. журн. Наука и жизнь. N 2. 2000.)

Сейчас по ночам Ростральные колонны и другие сооружения Стрелки Васильевского острова подсвечиваются прожекторами. На молодежном сленге Ростральные колонны называют "Факела".

([*] - Ленинград. Планировка и застройка. 1945-1957.)

(Шуйский В. К. Тома де Томон. (Зодчие нашего города). Лениздат. 1981. С. 26-149.)

(Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Искусство. Ленинградское отделение. 1991. С. 35, Mary)

(Энциклопедический справочник. Санкт-Петербург. М. Большая Российская энциклопедия. Белова Л. Н.)

(И. Лисаевич. И. Бетхер-Остренко. Скульптура Ленинграда. Изд. Искуство. Ленингра. Москва. 1965. С. 37-44., Mary)

(Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга, Три века истории.Славия.,СПб.,2004.

Пукинский Б..Санкт-Петербург 1000 вопросов и ответов.Норинт.,СПб. 2007.)

(Гусаров А. Ю. Памятники воинской славы Петербурга. СПб, 2010)

(по материала СМИ, Mary)

(Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX-XX веках. История, проблемы: Учебное пособие. М., 2008.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: