Стюардесса с титаника британика и олимпика. Неуязвимая вайолет джессоп. Свидетельница на пенсии

Морская стюардесса Вайолетт Констанс Джессоп умудрилась поработать на трех самых знаменитых океанских лайнерах - «Олимпике», «Титанике» и «Британике», попала на каждом из них в крушение и осталась жива!

Первая удача

Женщина, попавшая в историю благодаря своей удачливости, родилась 2 октября 1887 года в Аргентине, где ее отец пас местных овец. Родители девочки были эмигрантами из Ирландии, которые отправились в Южную Америку в поисках лучшей доли. Однако семейство на чужбине тоже ждали горести и напасти – умерло трое из девяти детей, а старшая - Вайолетт, всерьез заболела туберкулезом.

Врачи предрекали ей скорую смерть, но девочка не только осталась жива, но и полностью излечилась от болезни, с которой в те времена почти никто не выживал!

Однако вскоре умер отец Вайолетт, и осиротевшее ирландское семейство отправилось на родину.

Мать устроила детей в школу при монастыре, а сама начала работать стюардессой на судах пассажирской компании White Star Line. Но из-за слабого здоровья она была вынуждена оставить работу, а ее место заняла старшая дочь, которой пришлось бросить школу.

Надо сказать, что Вайолетт очень не хотелось работать именно в этой компании, так как ее суда ходили в рейсы по опасной и неприветливой Северной Атлантике. Но жить семье было не на что, и девушка начала работать - по 17 часов в день, получая 210 фунтов в месяц.

Несколько лет Вайолетт проработала в таком жестком графике. Осенью 1910 года она оказалась на новейшем судне компании White Star Line - огромном лайнере «Олимпик». Это было первое из трех судов класса «Олимпик» - позже компания построила «Титаник» и «Британик»…

«Олимпик» отличался роскошью и, как уверяли создатели, полной безопасностью. Однако 11 сентября 1911 года громоздкий «Олимпик» столкнулся с крейсером «Хоук». К счастью, в этой катастрофе не было пострадавших, хотя судну был нанесен серьезный урон.

Гибель «Титаника»

Когда «Олимпик» был отремонтирован, Вайолетт продолжила работать на нем. Но вскоре компания построила новейшее и суперсовременное судно, которое было названо «Титаник»… Вайолетт предложили поработать на нем, но она долго отказывалась, так как ей, несмотря на катастрофу, нравилось на «Британике».

Однако все же ее уговорили, и 10 апреля 1912 года Вайолетт отправилась на «Титанике» в его первый и последний рейс…

Биографы Вайолетт отмечают тот факт, что при себе она имела бумагу, на которой была записана древняя молитва, призванная спасти от огня и воды. Набожная Вайолетт часто повторяла слова этой молитвы – еще до столкновения «Титаника» с айсбергом.

Как стюардесса, во время крушения она должна была помогать пассажирам и сопровождать их в спасательные шлюпки.

Сама она оказалась на шлюпке № 16. Вайолетт сумела взять с собой потерявшегося ребенка, которого затем, когда спасшиеся оказались на судне «Карпатия», нашла мать, чтобы было просто чудом.

Сорок два года в море

После крушения Вайолетт на какое-то время оставила службу. Началась Вторая мировая война, и Вайолетт стала медсестрой Британского Красного Креста. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь. В 1916 году она вместе с ранеными оказалась на борту «Британика» - третьего судна класса «Олимпик».

1 ноября 1916 года судно подорвалось на немецкой мине. Спасение проходило без паники, Вайолет даже успела захватить зубную щетку, так как не раз говорила, что именно этого предмета ей больше всего не хватало после крушения «Титаника» на борту «Карпатии».

Большинство пассажиров и экипажа «Британика» спаслось, но две шлюпки были затянуты гребным винтом, в результате погиб 21 человек.

Вайолет Джессоп была в одной из этих шлюпок. Она успела выпрыгнуть из лодки, но водоворот подхватил ее и ударил головой о киль. Девушку спасли густые каштановые волосы, смягчившие сильный удар.

Однако после этой аварии ее долго мучили сильнейшие головные боли. Когда она обратилась позже к врачу, тот обнаружил огромную трещину, которая уже успела зарасти.

Интересно, что восстановившись, Вайолетт снова стала работать стюардессой на судах компании White Star Line.

Она продолжала плавать по морям, дважды совершила кругосветное путешествие на лайнере «Бельгенланд». Ее судьба была связана с морем целых 42 года! После выхода на пенсию Вайолетт поселилась в маленьком домике в сельской местности, где разводила кур. Ее жилище отличалось от остальных добропорядочных британских домиков обилием сувениров изо всех стран мира…

Умерла неуязвимая Вайолетт от сердечной недостаточности в глубокой старости – в 1971 году.

Ее образ вдохновлял и вдохновляет писателей и режиссеров. Она стала прототипом стюардессы Люси из фильма «Титаник» Джеймса Камерона, а так же героиней пьесы Криса Берджесса «Айсберг - прямо по курсу».

Морская стюардесса Вайолетт Констанс Джессоп умудрилась поработать на трех самых знаменитых океанских лайнерах — «Олимпике», «Титанике» и «Британике», попала на каждом из них в крушение и осталась жива!… Присутствие на борту всех трёх лайнеров класса «Олимпик» во время катастрофических для них инцидентов сделало историю жизни Вайолетт Джессоп популярной среди исследователей катастрофы «Титаника»…

Женщина, попавшая в историю благодаря своей удачливости, родилась 2 октября 1887 года в Аргентине, где ее отец пас местных овец. Родители девочки были эмигрантами из Ирландии, которые отправились в Южную Америку в поисках лучшей доли. Однако семейство на чужбине тоже ждали горести и напасти – умерло трое из девяти детей, а старшая — Вайолетт, всерьез заболела туберкулезом.

Врачи предрекали ей скорую смерть, но девочка не только осталась жива, но и полностью излечилась от болезни, с которой в те времена почти никто не выживал! Однако вскоре умер отец Вайолетт, и осиротевшее ирландское семейство отправилось на родину.

Вайолетт Констанс Джессоп

Мать устроила детей в школу при монастыре, а сама начала работать стюардессой на судах пассажирской компании White Star Line. Но из-за слабого здоровья она была вынуждена оставить работу, а ее место заняла старшая дочь, которой пришлось бросить школу.

Надо сказать, что Вайолетт очень не хотелось работать именно в этой компании, так как ее суда ходили в рейсы по опасной и неприветливой Северной Атлантике. Но жить семье было не на что, и девушка начала работать — по 17 часов в день, получая 210 фунтов в месяц.

Несколько лет Вайолетт проработала в таком жестком графике. Осенью 1910 года она оказалась на новейшем судне компании White Star Line — огромном лайнере «Олимпик». Это было первое из трех судов класса «Олимпик» — позже компания построила «Титаник» и «Британик»…

«Олимпик» отличался роскошью и, как уверяли создатели, полной безопасностью. Однако 11 сентября 1911 года громоздкий «Олимпик» столкнулся с крейсером «Хоук». К счастью, в этой катастрофе не было пострадавших, хотя судну был нанесен серьезный урон.

«Олимпик» (слева) и «Титаник» — первые два парохода из серии

Когда «Олимпик» был отремонтирован, Вайолетт продолжила работать на нем. Но вскоре компания построила новейшее и суперсовременное судно, которое было названо «Титаник»… Вайолетт предложили поработать на нем, но она долго отказывалась, так как ей, несмотря на катастрофу, нравилось на «Британике».

Однако все же ее уговорили, и 10 апреля 1912 года Вайолетт отправилась на «Титанике» в его первый и последний рейс…

Биографы Вайолетт отмечают тот факт, что при себе она имела бумагу, на которой была записана древняя молитва, призванная спасти от огня и воды. Набожная Вайолетт часто повторяла слова этой молитвы – еще до столкновения «Титаника» с айсбергом.

Как стюардесса, во время крушения она должна была помогать пассажирам и сопровождать их в спасательные шлюпки.

Сама она оказалась на шлюпке № 16. Вайолетт сумела взять с собой потерявшегося ребенка, которого затем, когда спасшиеся оказались на судне «Карпатия», нашла мать, чтобы было просто чудом.

«Британник»

После крушения Вайолетт на какое-то время оставила службу. Началась Вторая мировая война, и Вайолетт стала медсестрой Британского Красного Креста. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь. В 1916 году она вместе с ранеными оказалась на борту «Британика» — третьего судна класса «Олимпик».

1 ноября 1916 года судно подорвалось на немецкой мине. Спасение проходило без паники, Вайолет даже успела захватить зубную щетку, так как не раз говорила, что именно этого предмета ей больше всего не хватало после крушения «Титаника» на борту «Карпатии».

Большинство пассажиров и экипажа «Британика» спаслось, но две шлюпки были затянуты гребным винтом, в результате погиб 21 человек.

Вайолет Джессоп была в одной из этих шлюпок. Она успела выпрыгнуть из лодки, но водоворот подхватил ее и ударил головой о киль. Девушку спасли густые каштановые волосы, смягчившие сильный удар.

Однако после этой аварии ее долго мучили сильнейшие головные боли. Когда она обратилась позже к врачу, тот обнаружил огромную трещину, которая уже успела зарасти.

Вайолетт Констанс Джессоп

После войны Вайолетт продолжала работать на «White Star Line», но затем перешла в «Red Star Line», а после — в «Royal Mail Line». Работая в «Red Star» Вайолетт дважды совершила кругосветный круиз на лайнере «Бельгенланд». В конце 30-х Вайолетт на некоторое время вступила в брак, а в 1950 перебралась в Грэйт-Эшфилд в Саффолке.

Спустя год после выхода на пенсию посреди ночи Вайолетт была разбужена телефонным звонком. На том конце была женщина, которая, не представившись, спросила Вайолетт, спасала ли она в ту ночь ребёнка, когда затонул «Титаник». Вайолетт ответила «Да». Тогда незнакомка сказала: «Что ж, я была тем ребёнком», засмеялась и повесила трубку.

Её друг, и биограф Джон Мэкстоун-Грэм сказал, что это деревенские дети решили подшутить над нею, но Вайолетт ответила: «Нет, Джон, я прежде никому никогда не рассказывала эту историю до того, как рассказала её тебе ».

По сей день личность ребёнка, которого она тогда держала при себе в шлюпке, остаётся неустановленной.

Вайолетт Джессоп умерла от сердечной недостаточности в 1971 году.

Многие называли ее невероятно везучей, ведь ей как минимум трижды удалось избежать смертельной опасности. Впрочем, уже сам факт того, что она трижды оказалась в смертельной опасности, говорит об обратном. Как бы ни было, Вайолет действительно стала очевидцем трех морских катастроф, оставшись живой.

Ее образ вдохновлял и вдохновляет писателей и режиссеров. Она стала прототипом стюардессы Люси из фильма «Титаник» Джеймса Камерона, а так же героиней пьесы Криса Берджесса «Айсберг — прямо по курсу»

Вайолетт Констанс Джессоп (англ. Violet Constance Jessop ) (2 октября 1887 года , Байя-Бланка , Аргентина - 5 мая 1971 года , Грейт-Эшфилд, Суффолк , Восточная Англия) - стюардесса океанских лайнеров пассажирской компании «White Star Line ». Вайолетт Джессоп служила на всех лайнерах класса «Олимпик» и, соответственно, была очевидцем инцидентов с ними. Виолетт Джессоп была на борту «Олимпика », столкнувшегося с крейсером «Хоук»; на борту «Титаника », столкнувшегося с айсбергом ; и, во время Первой мировой войны она служила сестрой милосердия на борту госпитального судна «Британик », затонувшего после подрыва на мине. Присутствие на борту всех трёх лайнеров класса «Олимпик» во время катастрофических для них инцидентов сделало историю жизни Вайолетт Джессоп популярной среди исследователей катастрофы «Титаника ».

Ранняя жизнь

Вайолетт Джессоп родилась у ирландских эмигрантов Уилльяма Джессоп и Кэтрин Келли, которые жили около Баия-Бланки в Аргентине . Уилльям Джессоп эмигрировал из Дублина в середине 1880-х годов, чтобы попробовать в Аргентине силы в разведении овец. Кэтрин переехала вслед за ним в 1886 году. Вайолетт была первым из девяти детей, из которых трое умерли в детстве. Сама Вайолетт подхватила в детстве туберкулёз, но, несмотря на предсказания доктора, выжила. После того, как умер её отец, Вайолетт и её семья переехали в Великобританию, где она училась в школе при женском монастыре. После того, как её мать заболела, она покинула школу, чтобы идти работать стюардессой на богатых лайнерах.

Олимпик

Вайолетт было 23 года, когда 14 июня 1911 года она, в качестве стюардессы, взошла на борт трансатлантического лайнера «Олимпик ». Изначально она, правда, не хотела работать на компанию этого судна «White Star Line », поскольку та занималась трансатлантическими рейсами, а погодные условия Атлантического океана не нравились Вайолетт. Командовал судном капитан Эдвард Джон Смит . 20 сентября 1911 года «Олимпик» из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером «Хоук». По счастью, катастрофа обошлась полностью без жертв и оба судна, несмотря на повреждения, оставались на плаву.

Титаник

Вайолетт Джессоп умерла от сердечной недостаточности в 1971 году.

Напишите отзыв о статье "Джессоп, Вайолетт Констанс"

Ссылки

  • Collingham, Harriet. . Titanic-Titanic.com . Проверено 30 сентября 2005. .
  • Gowan, Phillip. . Encyclopedia Titanica . Проверено 30 сентября 2005. .
  • . Проверено 30 сентября 2005. . -->

Отрывок, характеризующий Джессоп, Вайолетт Констанс

Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.

Если вы пережили кораблекрушение, то можете смело записать себя в ряд счастливчиков, и на борт корабля вы точно не ступите больше ни ногой. Чего не скажешь о Вайолетт Констанс Джессоп, непотопляемой леди и самой удачливой неудачнице в истории. Она не только пережила крушения трех крупных трансатлантических лайнеров-близнецов - «Олимпик», «Титаник» и «Британик» - но и проработала на пассажирских кораблях до самой пенсии.

Вайолетт Джессоп сопутствовала невероятна «удача» еще с самого раннего детства. Она родилась 2 октября 1887 в Аргентине и стала 9 ребенком в семье ирландских иммигрантов. В раннем возрасте Вайолетт подхватила туберкулез, и врачи отмерили ей всего несколько месяцев жизни. Но, чудом, ей удалось преодолеть болезнь и прожить долгую и здоровую жизнь.

Когда отец Вайолетт скончался, её мать, Кэтрин Келли, перебралась с семьей в Британию, где устроилась работать стюардессой на пассажирском лайнере. В то время как её мать работала, Вайолетт посещал монастырскую школу. Но вскоре Кэтрин умерла от болезни и на Вайолетт легла обязанность обеспечивать всю семью. Тогда девушка и решила пойти по стопам матери и устроиться стюардессой на пассажирский корабль.

Но найти корабль, который захотел бы её принять, было не так-то просто. Тогда Вайлетт был всего 21 год, а стюардессами в начале ХХ века работали, в большинстве, женщины среднего возраста. Работодатели считали, что её молодость и привлекательная внешность станут для неё недостатками в работе, «вызывая проблемы» с экипажем и пассажирами (на протяжении своей карьеры, она получила по крайней мере три предложения руки и сердца во время работы на различных судах, и одно из них поступило от невероятно богатого пассажира первого класса).

Вайолетт не приняла предложение от богатого пассажира первого класса. Она была замужем один раз на протяжении всего 6 месяцев, и у неё никогда не было детей. Она встретила свою настоящую любовь на борту «Орионто», но её избранник пообещал своей матери, что не женится, пока та не разрешит ему. Годы шли, и Вайолетт в итоге решила прекратить их общение.

И всё же ей удалось найти место. При помощи старой одежды и при отсутствии макияжа Вайолетт смогла показать себя как можно менее привлекательной, после чего успешно прошла собеседование. После не долгой работы на борту лайнера «Орионто» компании «Royal Mail Line», в 1908 году Вайолетт Джессоп была принята в «White Star Line» — компанию, которая сделает её знаменитой.

Три лайнера близнеца: «Олимпик», «Титаник» и «Британик»

Её первым кораблем на этих линиях стал «Magestic», но уже в 1910 году перевелась на борт «Олимпика» — первого из трех трансатлантических лайнеров класса «Олимпик» (двумя другими станут «Титаник» и «Британик»). Несмотря на долгие рабочие часы и минимальную заработную плату (£ 2,10 в месяц — примерно £ 200 на сегодняшний день) Вайолетт нравилось работать на борту огромного судна. Правда, изначально у неё были некоторые опасения относительно плохих погодных условий во время путешествия через Атлантический океан. В то же время, ей очень понравилось, что американцы относились к ней более человечно, пока она прислуживала им.

Но всего спустя год произошла трагедия. 20 сентября 1911 года «Олимпик» из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером «Хоук» (кораблем, предназначенным таранить корабли с целью их потопления). Оба судна получили огромный ущерб. «Олимпик» получил 14-метровую пробоину выше ватерлинии, но чудом смог остаться на плаву. К счастью, в этой катастрофе никто не пострадал и Вайолетт Джессоп вернулась в порт живая и невредимая.


«Олимпик» и «Хоук» после столкновения

И вот, несколько лет спустя компания «White Star Line» начала собирать команду для нового судна VIP-класса — непотопляемого «Титаника». После неудачного опыта Вайолетт сомневалась, стоит ли принимать это предложение, но после долгих уговоров друзей и семьи решила принять предложение. Как всем известно, «Титаник» столкнулся с айсбергом и затонул, забрав с собой жизни более 1500 человек.

Вайолетт Джессоп удалось спастись на лодке №16. Позже она рассказывала:

«Меня позвали на палубу. Спокойно прогуливались пассажиры. Я стояла у переборка вместе с другими стюардессами, наблюдая как женщины обнимают своих мужей, после чего садятся в лодку вместе с детьми. Спустя некоторое время, штурман приказал нам садиться в лодки первыми, чтоб показать другим женщинам, что она безопасна».

Когда Вайолетт садилась в лодку, один из мужчин отдал ей своего ребенка и просил о нём позаботиться. На судне «Карпатия», которое спасло выживших, мать ребенка (во всяком случае, так она представилась Джессоп) нашла её и унесла своего сына (по воспоминаниям Вайолетт просто выхватила ребенка из рук и убежала с ним).

Никто до сих пор не знает имени ребенка, которого Вайолетт отдали на тонущем «Титанике». На борту судна было 128 детей, половина из которых выжила. Даже пол не известен. И за все эти годы никто так и не признался, что был тем ребенком. Хотя сама Вайолетт Джессоп утверждала, что однажды ей позвонил незнакомец и сказал, что именно он был тем ребенком. Хотя до этого, Вайолетт никому не рассказывала эту историю. По документам лишь один ребенок находился вместе с Вайолетт в лодке №16 — 5 месячный Асад Александр Томас. Но его дядя передал его Эдвине Селие Тротт, когда корабль пошел ко дну.

И снова Вайолетт выжила, чтоб вновь отправиться в плаванье. Несмотря на всё пережитое, позже Вайолетт Джессоп призналась, что первое, о чем она пожалела, эта забытая на борту «Титаника» зубная щетка. Можно легко предположить, что после двух катастроф человек точно не захочет больше всходить на борт, ну, или хотя бы плавать на кораблях класса «Олимпик». Но не Вайолет Джессоп . Во время Первой мировой войны Вайолетт устроилась работать на брате-близнеце «Титаника» — корабле «Британик» — в качестве медсестры Красного Креста. Учитывая её послужной список, не трудно предположить, что было дальше.

21 ноября 1916 года «Британик» подорвался на немецкой мине в Эгейском море. Корабль получил значительные повреждения и быстро начал тонуть. К сожалению, на этот раз Вайолетт не удалось попасть на спасательную лодку, так как корабль очень быстро пошел ко дну. Вместо этого, по её собственным словам, она прыгнула за борт.

«Я прыгнула в воду, но меня начал засасывать киль корабля, который ударил меня по голове. Всё же, мне чудом удалось спастись. Но спустя годы, когда я пошла к врачу из-за сильных головных болей, он сообщил мне, что каким-то образом я пережила перелом черепа!»

Вайолет Джессоп даже шутила, что спаслась только благодаря своей огромной копне волос, которая смягчила удар. И отметила, что на этот раз уже не забыла свою зубную щетку на борту, как это было с «Титаником».

Но и это последнее несчастье не удержало Вайлетт от дальнейшего плавания. После войны, корабли становились все более и более популярным видом транспорта. А со временем начали появляться и круизные лайнеры. Она оставила работу в «White Star Line» и перешла в «Red Star Line», где в течение нескольких лет проработала в круизах.

К счастью для Вайолетт Джессоп и других пассажиров ни одному лайнеру, на которых она служила в дальнейшем, не был нанесен значительный ущерб. После Второй мировой войны она некоторое время занималась канцелярской работой, но потом вновь вернулась работать на кораблях уже компании «Royal Mail». Там она проработала вплоть до выхода на пенсию в возрасте 61 года. Остаток своей жизни Вайолетт разводила кур и занималась садоводством. Она скончалась 5 мая 1971 года от сердечной недостаточности, будучи в преклонном возрасте 84 лет.

21 ноября 1916 года затонул, подорвавшись на немецкой мине, лайнер «Британник» — «родной брат» «Титаника».

Девушка и морские гиганты

Трагическая судьба знаменитого океанского лайнера «Титаник», погибшего во время своего первого рейса, известна всем. О том, что у «Титаника» были два «брата-близнеца», известно меньше, как и о том, что их судьба тоже была не слишком счастливой.

И еще меньшее число людей знает, что всех трех гигантов связала дама, чья история может служить наиболее яркой иллюстрацией к старому морскому поверью «женщина на корабле - к несчастью». Вайолетт Констанс Джессоп по праву можно назвать «черной вдовой» мирового мореплавания, и одновременно самой везучей дамой в истории морских путешествий.

В начале XX века британская судоходная компания «Уайт Стар Лайн» задумала обзавестись несколькими огромными трансокеанскими лайнерами, которые должны были поражать воображение своей величиной, роскошью и скоростью.

Конструкторское бюро верфи «Харленд энд Вулф» в Белфасте приступило к работе над проектом в 1907 году.

Первый из трех лайнеров, получивший название «Олимпик», был введен в эксплуатацию 14 июня 1911 года. Второй, «Титаник», в апреле 1912 года. Третий и последний, «Британник» - в декабре 1915 года.

Стюардесса по имени Вайолетт

2 октября 1887 года в аргентинской Байя-Бланке, в семье ирландских эмигрантов Уильяма Джессопа и Кэтрин Келли , родилась девочка, которую назвали Вайолетт. В детстве она заболела туберкулезом, и врачи считали ее почти безнадежной, однако Вайолетт выжила. После того, как умер её отец, Вайолетт и её семья переехали в Великобританию, где она училась в школе при женском монастыре.

Вайолетт была старшим ребенком в семье, и когда заболела мать, на ее плечи легла забота обо всех. Девушке удалось устроиться стюардессой в судоходную компанию, где она обслуживала состоятельных пассажиров кораблей.

23-летняя Вайолетт Джессоп оказалась в числе тех стюардесс, которых в июне 1911 года перевели на работу на только что построенный «Олимпик». Девушку это не обрадовало - лайнер был предназначен для плавания через Атлантику, а погодные условия на этой линии Вайолетт категорически не нравились.

Но ее положение заставляло принимать условия работодателя, и Вайолетт смирилась.

20 сентября 1911 года «Олимпик» из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером «Хоук». Корабли получили повреждения, но остались на плаву. При инциденте никто не погиб, в том числе стюардесса Джессоп. К слову, командовал «Олимпиком» в этот момент Эдвард Джон Смит - капитан «Титаника» в его первом и последнем плавании.

«Олимпик» пережил обоих своих «братьев», прошел Первую мировую войну, вернулся на трансатлантические линии, совершив в общей сложности 257 рейсов в Нью-Йорк и обратно, а в 1935 году был выведен из эксплуатации и отправлен на металлолом. Возможно, «Олимпику» просто посчастливилось вовремя избавиться от Вайолетт Джессоп.

Вид на корму «Титаника» с борта «Америки», 11 апреля 1912 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Выжившая

В апреле 1912 года стюардессу перевели на «Титаник», чему она резко противилась. Ее, однако, переубедили, сказав, что работа на широко разрекламированном «Титанике» станет отличной рекомендацией в будущем.

Вечером 14 апреля Вайолетт, отработавшая свою смену, отправилась к себе в каюту, и уже почти заснула, когда почувствовала толчок. «Титаник» столкнулся с айсбергом.

Как и другие стюардессы, она получила приказ выйти на верхнюю палубу. В экипаже «Титаника» было всего 23 женщины, и никакой помощи в данной ситуации оказать они не могли. Стюардесс в 1:20 ночи посадили в шлюпку номер 16. В момент, когда Вайолетт садилась в шлюпку, ей передали на руки ребенка, которого она благополучно доставила на «Карпатию». Там его забрала какая-то женщина. Девушка позже признавалась, что она так и не узнала, была ли это мать ребенка - в тот момент ей, замерзшей и напуганной, было не до расспросов.

При катастрофе «Титаника» выжили лишь 710 человек из 2224 находившихся на борту. После этого, казалось бы, Вайолетт Джессоп должна была сойти на берег окончательно.

Складная шлюпка D подходит к «Карпатии» Фото: Commons.wikimedia.org

Медсестра с «Британника»

Судьбе, однако, было угодно свести ее и с третьим «братом» - «Британником». Работы по кораблю были завершены в конце 1915 года, когда Первая мировая война была в самом разгаре. Британское Адмиралтейство реквизировало корабль, намереваясь использовать его как госпитальное судно. В 1916 году Вайолетт поднялась на борт плавучего госпиталя в качестве медсестры Британского Красного Креста. Более дурного знака для корабля быть не могло, несмотря на то, что «Британник», с учетом катастрофы «Титаника», был значительно перестроен для повышения непотопляемости.

28 октября 1916 года немецкая подлодка U73 под командой Густава Зисса поставила мины в канале Kea - между островом Kea и материковой Грецией. 21 ноября 1916 года «Британник», шедший со скоростью в 20 узлов, подорвался на немецкой мине.

В первый момент серьезность положения не оценили. Дело происходило утром, и медсестрам было приказано не прерывать завтрак. Однако вскоре оказалось, что «Британник» тонет. Судно заливало через открытые по правому борту для проветривания иллюминаторы, а вода из затопленных отсеков продолжала проходить дальше из-за заклинившей двери в переборке между котельными.

Была объявлена эвакуация, в ходе которой спаслись 1036 человек, и в их числе Вайолетт Джессоп. По до сих пор неясным причинам «Британник» затонул всего за 55 минут, в то время как «Титаник» оставался на плаву три часа. Капитан Чарльз Бартлетт до конца не терял надежды выбросить судно на мель, но это привело лишь к жертвам. Гребной винт корабля продолжал работать во время спуска шлюпок, и две из них затянуло в лопасти. Погиб 21 человек.

Вайолетт Джессоп была как раз в одной из этих шлюпок. Она успела прыгнуть в воду, ее занесло под киль и сильно ударило головой о корпус. Травма оказалось достаточно серьезной, но девушка поняла это лишь несколько лет спустя, когда врач, принимавший ее по поводу головных болей, обнаружил трещину в черепе.

Свидетельница на пенсии

Выжившая и в этой катастрофе, Вайолетт оказалась единственной пережившей аварии на всех трех судах проекта «Олимпик».

После окончания Первой мировой войны Вайолетт Джессоп продолжила работать стюардессой, совершив два кругосветных путешествия. Общий ее трудовой стаж составил 42 года. Поселившаяся после выхода на пенсию в Англии, она стала настоящей находкой для всех исследователей катастроф «Титаника» и «Британника». Платой за везение при крушениях стала неудачная личная жизнь - на склоне лет Вайолетт была одинокой бездетной старушкой, главным развлечением которой стали беседы о «Титанике».

Вайолетт Джессоп умерла 5 мая 1971 года, в возрасте 83 лет от сердечной недостаточности.









Понравилась статья? Поделиться с друзьями: