Транспорт шанхая. Карты с чипом: переход неизбежен? Общественный транспорт шанхая время работы

На входе на каждую станцию шанхайского метрополитена все пассажиры проходят полноценный контроль безопасности. Все как в аэропортах – багаж проезжает через рентген, а вы сами проходите через рамку. Такие строгие меры во всех “подземках” . Мы рекомендуем не удивляться, вас ждет еще много интересного в этой стране, а некоторые аспекты жизни китайцев даже .

Еще одно важное замечание. В метро на перроне стрелочками указано, где нужно стоять пассажирам, которые готовятся войти в вагон. Не стойте прямо напротив дверей, ведите себя культурно и не позорьте родину.

Сколько стоит проезд

В метро Шанхая стоимость поездки зависит от длины пути. Если вы едете на расстояние до 6 километров, то билет будет стоить 3 . Если дальше, то за каждые следующие 10 километров придется отдать еще 1 юань.

Эти расценки действуют на всех линиях, кроме 5-й, где поездка на расстояние до 6 км стоит 2 юаня. Вся 5-я линия имеет длину 15 километров. С чем связано это исключение? Так городские власти стимулируют развитие этого района.

Дети ростом до 1,2 метра могут пройти в шанхайское метро бесплатно. Также тут бесплатно могут проехать старики после 70 лет, но для туристов это не актуально, так как нужно иметь китайскую социальную карту.

Какие бывают билеты

Самый простой билет – одноразовый. Его проще всего купить в торговом автомате. Вы просто выбираете станцию назначения и количество билетов, а автомат сам считает стоимость и отдает вам билеты после оплаты. Помните, что одноразовые билеты в конце путешествия нужно “скормить” турникету. Жаль, а оставить его себе на память не получится.

Одноразовый билет действует только в день покупки. В метро вы можете провести не более 3 часов, после истечения этого времени вас турникет обратно не выпустит.

Второй тип билета – это транспортная карта Shanghai Public Transportation Card. Вы кладете на нее определенное количество денег, и система сама снимает их по мере ваших поездок. Это гораздо удобнее, чем каждый раз покупать билет. Если вы проедете по этой карте на 70 юаней, то получите скидку на все последующие поездки 10%. Мелочь, а приятно.

Транспортную карту можно купить только в кассе. 20 юаней придется внести в качестве залога. При отъезде из Шанхая вы сможете ее вернуть, получив свои 20 юаней и всю сумму, которую вы не успели потратить. Эта карта позволяет “уйти в минус” на 8 юаней.

Еще один тип билетов – это single day (однодневный) и three days (трехдневный). Платите 18 или 45 юаней и катаетесь по метро Шанхая один или три дня без ограничений. Для туристов этот тип билета самый удобный из всех. Такие билеты можно купить только в кассе.

Сувенирный билет. Он продается только на определенных станциях. Мы его никогда не видели и ничего рассказать о нем не можем.

Билет “Маглев”. Появился недавно в 2013 году. По нему можно один раз проехать и один день ездить в метро без ограничений. Этот билет стоит 55 юаней, что очень выгодно, так как одна поездка на Маглев стоит 50 юаней.

Переходы

Очень важная информация для туристов. В метро Шанхая есть два вида переходов. Первые – обычные, где вы заходите в туннель между станциями и попадаете на нужную, все как у нас.

Второй вид перехода носит название “виртуальный” или “транзитный”. Там нет туннеля, и пассажирам нужно выйти из метро и войти заново. Таких переходов немного, и они специально обозначаются на картах, и если вы приглядитесь, то легко их найдете.

Говоря об этом платежном инструменте, придется сравнивать его с привычным аналогом, оснащенным магнитной полосой. Собственно, в этой основе и состоит главное отличие.

Что такое чип? Это микропроцессор, похожий внешне на SIM-карту для мобильного телефона. Если сказать проще, то чиповая карта имеет впаянный миникомпьютер. Специалисты компании Visa говорят, что «пластик» с микропроцессором вмещает в 80 раз больше информации, чем магнитный «собрат».

Получается, что такой инструмент может сочетать множество программ. То есть одна чиповая карта - это и зарплата, и кредит, и социальные выплаты, и дебетовый «пластик» (в разных валютах), и проездной, и накопитель бонусов, и удостоверение личности…

Смерть мошенникам

Безопасность является одним из главных аргументов в пользу чипового продукта. Дело в том, что вся информация по счету содержится на магнитной полосе и на чипе. Но в компьютерном «пластике» эти данные зашифрованы с помощью сложных цифровых кодов и простым скиммером их не считать.

Кроме того, операция по магнитной полосе имеет всегда ОДИНАКОВЫЕ данные, которые отправляются в банк. А вот транзакция по чипу подтверждается специальным кодом, который всегда РАЗНЫЙ. Поэтому даже если мошенники ухитрились подделать чип, им ничего не светит. Хороша теория, правда? Теперь вернемся в суровую российскую реальность.

Чиповая карта: два в одном или ложка дегтя

Представьте, что вы сели в свою машину и поехали на работу. По пути решили заправиться. Да вот беда - все АЗС вдруг пропали. А на их месте - станции, обслуживающие только электромобили.

Грубое сравнение, но суть передает. Отказаться от карт с магнитной полосой - задача архисложная, как говаривал вождь. Слишком много на них завязано. Переход на чиповые карты сопровождается обновлением оборудования или полной его заменой в то время, когда до окончания срока амортизации еще далеко, а также разработкой и установкой программного обеспечения.

В общем, все это очень и очень дорого. Поэтому банки в России выпускают комбинированные карты, содержащие и магнитную полосу, и чип. То есть, если терминал в магазине не настроен на обслуживание чиповых карт, то операция проводится по магнитной полосе (и риск вновь актуален, чип тут никак не поможет).

Нужно учесть, что любая операция по карте с чипом всегда требует ввода ПИН-кода. Многим клиентам это не нравится и они считают, что сами могут выбрать, стоя в магазине, совершать операцию по чипу или магнитной полосе.

Это не так. Приоритет всегда будет отдаваться микропроцессору. Если терминал в торговой точке принимает чиповые карты, но кассир попытается прокатать «пластик» по магнитной полосе, то ничего не получится.

Теперь самое интересное - стоимость. Банкиры утверждают, что карты с чипом стоят так же, как и магнитные. Так ли это?

Чиповые карты - почем опиум для народа?

Сравним условия, которые в настоящий момент предлагают банки. Так, Уральский Банк Реконструкции и Развития все карты, начиная с Visa Classic и MasterCard Standard, оснащает чипом. За кредитную карту мгновенного выпуска (класс Unembossed) сроком на 3,5 года клиент не заплатит ничего, за двухгодичный чиповый «пластик» (Classic и Standard) придется выложить 450 рублей, а за «золотую» карту с чипом - 1500 рублей.

Сбербанк все свои карты (кроме мгновенных, Electron с Maestro и инструментов платежной системы American Express) оснащает чипом. У Сбербанка наблюдается поразительное единство: 750 рублей в год стоят и чиповая кредитная карта, и аналогичная , а также мгновенная кредитка без чипа.

Русский Стандарт пока не спешит баловать своих клиентов. Чипом оснащаются только карты Gold, обслуживание которых стоит 3000 рублей. А вот ОТП Банк вообще не выпускает чиповые карты.

В заключение хочется заметить, что платежные системы Visa и MasterCard видят будущее за чиповыми и бесконтактными картами . Поэтому рано или поздно они принудительно заставят банки обновлять оборудование. И совсем скоро все карты будут с чипом.

Транспортная сеть Шанхая представлена метро, автобусами, троллейбусами, паромами и магнитопланами (поездами на магнитной подушке).

Практически на все виды транспорта действуют проездные – карты SPTC, предоставляющие ряд льгот. Купить их можно в билетных кассах или заказать на сайте Sptcc.com . Приобретать эту карту имеет смысл, если предполагаемый срок нахождения в городе составляет более недели.

Метро Шанхая

Шанхайское метро – одно из самых быстрорастущих в мире. В настоящее время сеть метрополитена включает 12 линий, причем практически все они пересекаются. Линия № 3 проходит по поверхности земли.

Метро Шанхая является хоть и быстрым, но довольно дорогостоящим видом транспорта. Цена билета зависит от пройденного расстояния и варьируется в пределах от 3 до 10 юаней. Билеты можно приобрести в кассах или специальных автоматах. Здесь же продаются и проездные SPTC, предоставляющие при проезде на метро 10 % скидку. Разные линии метро работают по разному графику, но в среднем поезда ходят приблизительно с 5.30 до 22.30.

Ниже представлена схема метро Шанхая. Для увеличения изображения кликните по рисунку; для дополнительного увеличения - нажмите на появившийся внизу рисунка значок "Expand to actual size" (квадратик со стрелочкой).

Автобусы в Шанхае

Автобусная сеть в городе гораздо более разветвленная. Билеты на автобус стоят, как правило, 2 юаня, хотя имеются длинные маршруты, на которых цена зависит от пункта назначения и составляет, в среднем, около 5 юаней. Можно воспользоваться и проездной картой SPTC, снижающей стоимость второй в течение 90 минут поездки в автобусе с 2 до 1 юаня.

В автобусах с фиксированной ценой возле водителя расположен контейнер для денег – своеобразная касса. Имейте в виду - сдачу тут не выдают; если у вас не оказалось ровной суммы, то сдачу придется собирать своими силами, взимая плату с входящих. В автобусах, курсирующих по удаленным маршрутам, есть кондуктор.

Расписание и маршруты движения можно найти на остановках. Для туристов также ходят специальные экскурсионные автобусы.

Троллейбусы

В Шанхае одна из самых старых троллейбусных систем во всем мире. Сейчас в городе действует порядка 20 троллейбусных маршрутов. Ходят они, главным образом, в центре города, с интервалом примерно в 10-15 минут.

Стоимость билета составляет 2 юаня. Чтобы оплатить проезд, нужно положить деньги в стоящую у входа в салон кассу. При наличии магнитной карты можно оплатить поездку через валидатор.

Паром

Паром курсирует между наиболее популярными среди туристов районами Шанхая. Это достаточно дешевый вид транспорта: стоимость проезда составляет от 0,5 да 2 юаней. Паромы ходят каждые 10 минут.

Магнитоплан

Данный вид транспорта представляет собой поезд на магнитной подушке, способный развивать скорость до 430 км/ч. Он ходит от улицы Лон Ян до аэропорта Пудун без промежуточных станций. Время работы магнитоплана – с 6.45 до 21.40. Стоимость проезда составляет 50 юаней; при предъявлении авиабилета – 40 юаней. Более подробная информация об этом виде транспорта имеется на сайте Smtdc.com .

Такси в Шанхае

Шанхайское такси является достаточно комфортабельным и недорогим средством передвижения. Стоимость проезда складывается из платы за посадку и первые три километра (12 юаней) и цены за последующий путь (по 2,1 юаня за каждый километр). Ночной тариф на 30 % дороже дневного.

Кроме обычного такси, в Шанхае весьма популярны велорикши и частные мотоциклы. Их услуги гораздо дешевле.

В некоторые пункты города (например, в аэропорты) такси можно заказать в режиме онлайн - для этого следует воспользоваться расположенной ниже поисковой формой:

Заполните нужные поля и нажмите Найти . На отдельной странице откроется перечень возможных вариантов трансфера по указанному вами маршруту. Выбрав подходящий, вы можете сразу же оформить и оплатить заказ.

Шанхай входит в число крупнейших мегаполисов Азии. Одним из достопримечательностей города является его метрополитен. В этой статье мы расскажем всё про метро Шанхая: приведем карту со схемой, время работы, поговорим о цене проезда, видах билетов и привилегиях.


Tim Adams / flickr.com

Краткая информация

Шанхайское метро по праву можно назвать воплощением современной элегантности и гениальности инженерной мысли. Здесь элементы восточной культуры умело переплетены с последними достижениями западной архитектуры. Станции Шанхайского метрополитена необычайно красивы, а поезда, курсирующие между ними, напоминают сверхскоростные машины будущего.

Tim Adams / flickr.com

За сравнительно небольшой срок (его история насчитывает 14 лет) метро Шанхая успело ворваться в число лидеров по ряду показателей. Так, это первый в мире метрополитен по протяженности (548 км) и четвёртый по ежедневному пассажиропотоку (8,5 млн человек).

Линии метро и станции

Схема метро Шанхая представлена 14 действующими ветками и 329 станциями. Благодаря популярности и удобству этого вида транспорта, метрополитен развивается бурными темпами. Согласно проекту, к 2020 году число веток на карте метро Шанхая должно быть доведено до 18, часть из которых свяжет наиболее значимые объекты городской инфраструктуры.

На схеме метро Шанхая видно, что основное число станций сконцентрировано вокруг центра города, что считается нормой при строительстве метрополитена.

Станции Шанхайской «подземки» построены по последнему слову техники и архитектуры. Они отличаются идеальной чистотой и большой информативностью. На плазменных панелях показывается информация о прибытии ближайших двух поездов. Сами же объявления делаются на двух языках: китайском и английском.

К сожалению, в метро Шанхая на русском языке объявлений пока не предусмотрено. Но не менее важным новшеством стало введение записи, которая оглашает информацию обо всех , расположенных рядом со станцией.

Цена вопроса

Стоимость проезда зависит от расстояния. Первые 6 километров пути обойдутся вам в 0,44 USD или 3 юаня. Любителям длительных поездок придётся выкладывать по 0,15 USD или 1 юань за каждые следующие 10 километров. Такая система оплаты не универсальна: пятая линия метро имеет свои расценки.

Marc van der Chijs / flickr.com

Проехать по ней до 6 километров можно за 2 юаня. Такая особенность объясняется тем, что власти стимулируют развитие района, по которому проходит эта небольшая ветка. Карта метро Шанхая не обманывает – её длина составляет всего 15 км.

К большому удивлению российского туриста, льготы на проезд в Шанхае установлены по антропометрическому признаку. Так, право на бесплатную поездку имеют дети, чей рост не превышает 1,2 метра. Не позабыли власти позаботиться и о стариках: пенсионеры старше 70 лет также имеют право на бесплатный проезд.

Однако здесь есть некие бюрократические нюансы. Эту привилегированную возможность даёт только китайская социальная карта, поэтому на туристов данное правило не распространяется.

Типы билетов

В Шанхайском метрополитене используются следующие виды проездных билетов:

  1. Одноразовый.
  2. Транспортная карта Шанхая – Shahghai Public Transportation Card.
  3. Проездные для туристов на 1-3 дня.
  4. “Маглев”.

Одноразовый билет можно купить в автоматах на любой станции. Пассажир должен ввести конечный пункт поездки, и система автоматически рассчитает её стоимость. Такие билеты действительны только в течение дня. При выходе со станции использованный билет нужно вставить в турникет. Находиться в шанхайском метро можно не более 3 часов. В противном случае турникет вас не выпустит.

Транспортная карта Шанхая – это аналог пластиковой карты. Пассажир пополняет её счет, который расходует на поездки. При её приобретении вы должны внести 3 USD в качестве страхового депозита. Если сумма, потраченная на поездки, превысит 10 долларов, вы получите скидку 10% на все последующие поездки.

Проездные на 1-3 дня являются наиболее выгодными. Приобретая однодневный или трёхдневный проездной за 3 или 7 USD соответственно, вы можете путешествовать по шанхайской подземке без ограничений. Такой вариант пользуется у туристов наибольшей популярностью.

“Маглев” – это высокоскоростная линия метро. Она связывает аэропорт Пудун и станцию Лоян Роад. Поезда здесь курсируют со скоростью 300-430 км/ч. Обойдется такая поездка в 7,5 долларов в одну сторону.

Видео: как пользоваться метро Шанхая?

График работы

Любителей погулять допоздна интересует вопрос: до скольки работает местная подземка? Ведь жизнь в мегаполисе бьёт ключом, поэтому турист ненароком может потерять счёт времени. Так вот, время работы Шанхайского метро начинается с 6 утра и заканчивается в 11 часов вечера.

По праздникам метро может работать и до часу ночи. Следует помнить, что каждая ветка имеет свои часы работы. Но в любом случае рисковать не стоит – приходите на станцию за полчаса до официального закрытия.

Сразу скажу, я не хакер и не взломщица, а простой фронт-энд разработчик, мои знания по работе с ПК, если отбросить знания во фронт-энд разработке, можно охарактеризовать, как «опытный пользователь».

Я не разрабатывала специальные приложения, как делали это авторы упомянутых статей, а покажу, как доступными средствами можно легко взламывать транспортные карты. Методы взлома известны давно (лет 5-7 точно).

Если бы я, как разработчик, использовала старые версии фреймворков с известными уязвимостями, мне бы давно оторвал работодатель голову, но на разработчиков транспортных систем это, по-моему, не распространяется. Возможно, это связано с низкой подкованностью самих разработчиков.

Но вернусь к взлому. Итак, обо всем по порядку.

Все описанные мною действия я проводила осенью прошлого года, но, насколько мне известно, все работает и сейчас.

Итак, у меня есть недорогой смартфон с NFC. Я в свое время покупала транспортные карты «Ситикард» (так получилось, что у меня их несколько – порой забывала карту то дома, то на работе и приходилось покупать новую).

Я скачала официальное приложение производителя карт Mifare NXP Taginfo и просканировала свою транспортную карту:

Оказалось, что карта основана на чипе Mifare Plus S, но что самое важное, работает она в режиме безопасности № 1. А это значит, что по сути это простая карта Mifare Classic, которая легко взламывается.

Я скачала в Google Play замечательное приложение Mifare Classic Tool и просканировала транспортную карту стандартными ключами:

Тут меня постигло разочарование – ни один из известных ключей не подошел. Соответственно, использовать взлом способом, как было описано в статье про «Подорожник», было не возможно.
«Постойте-ка» - подумала я, «но ведь можно попробовать способ, как описано в статье про взлом «Тройки».

Действительно, у «Ситикард» тоже есть приложение из Google Play, которое позволяет проверять баланс карты, а впоследствии прикрутили возможность и пополнять карту.

Я скачала и установила это приложение. Но теперь передо мной встала дилемма: ключи к карте зашиты или в самом приложении, или «прилетают» с сервера. Декомпиллировать Android-приложения достаточно просто, но я в этом не очень хорошо разбираюсь.

Наверняка, более или менее соображающий разработчик может это достаточно легко сделать. Я такими умениями не обладала и обратилась к брату, который занимается ремонтом домофонов, думала, у него есть знакомый программист, но он предложил более элегантное и простое решение.

Он к тому времени получил плату с Кикстартера , которая позволяет подсматривать протокол между ридером и картой. Оказывается, в домофонах стали использовать брелки, внутри которых зашит все тот же чип Mifare, и эта плата ему понадобилась для каких-то дел, связанных с этими брелками (я в подробности не вдавалась).

Итак, он взял свою плату, поместил ее к моему смартфону, который выступил в роли ридера, а в роли карты выступила собственно транспортная карта, и снял лог обмена данными между ридером и картой.

Скриншот утилиты привожу ниже (взято с одного из сайтов в интернете, так что данные там не реальные, которые мы использовали).

В общем, достаточно в эту утилиту вставить нужные куски лога и 6-байтный ключ мгновенно вычисляется. Я сама удивилась, как легко это делается, самое сложное было скопировать нужные части из лога и вставить в соответствующие поля программы.

Затем я открыла все тоже приложение Mifare Classic Tool (MCT), вставила в приложение полученный ключ и на этот раз мне отобразилось содержимое 0-го и 8-го секторов.

В нулевом секторе в основном были одни нули, а вот в восьмом были какие-то данные, из чего я сделала вывод, что данные по транспортной карте хранятся в 8-м секторе (как и в карте «Тройке» - неужели один и тот же разработчик?), а полученный ключ оказался ключом B (у сектора два ключа A и B).

Дальше, ради интереса, я с помощью опенсорсной утилиты libnfc и ридера бесконтактных карт получила и все остальные ключи от карты (подробнее об этом было написано в статье про «Подорожник» - я тоже использовала этот способ. Он также описан на сайте libnfc).
С помощью полученных ключей я попробовала прочитать содержимой другой транспортной карты. Оказалось, что ключ A совпадал, а ключ B – нет. Но с помощью упомянутой утилиты его тоже оказалось легко получить.

Дальше я принялась исследовать содержимое транспортной карты. 8-й сектор состоит из 4-х блоков по 16 байт. С помощью MCT стало понятно, что первый блок является т. н. Value-блоком. Первым делом пришла мысль, что в этом блоке и хранится баланс карты. С помощью MCT удалось его декодировать – он содержал число 2147483647. На баланс карты, будь он даже в копейках, это явно было не похоже.

Потом я совершила поездку по этой карте и обнаружила, прочитав содержимое сектора, что значение не поменялось, а вот содержимое других блоков изменилось. Из чего был сделан вывод, что баланс карты хранится в них.

Разбирать содержимое карты особого желания не было, ведь я хотела попробовать так называемую replay attack (это я уже потом узнала, как она правильно называется).

Утром перед поездкой в метро я сохранила содержимое восьмого сектора, приложила карту к турникету и отправилась на работу. Днем же, отправившись по делам, я с помощью MCT записала предыдущее состояние карты и попробовала проехать в метро… И у меня получилось!


(картинка не моя - мне совсем не хотелось привлекать внимание)

Так я поняла, что таким образом можно делать «вечный проездной». Я решила немного побаловаться и записала содержимое сектора транспортной карты в домофонный брелок.

(вот такой же брелок я использовала для записи в него транспортной карты)

Я попробовала пройти через турникет, приложив брелок, но тут меня постигло разочарование – брелок, к моему удивлению, не сработал. Я подумала, что мою транспортную карту заблокировала (ведь брелок был ее клоном), но при прикладывании «оригинала» (транспортной карты) пройти через турникет удалось.

Я поговорила с братом, хотела узнать, что он думает по этому поводу, и он мне рассказал, что у каждой карты и брелка есть свой идентификационный номер. По всей видимости, мой «клон» был не полным, а содержимое в карте неким образом завязано на ее номер.

Но оказалось, что был выход и из этой ситуации: есть некоторые виды брелков, которые по виду точно такие же, но у них можно менять их номер (у обычных транспортных карт это сделать не получится). Более того, в MCT есть такая функция по перезаписи номера, поскольку он храниться в первом блоке нулевого сектора.

Правда, почему-то поменять номер с помощью MCT не получилось. Но получилось это сделать с помощью ридера и все того же libnfc.

На сей раз у меня получился полный клон транспортной карты в виде брелка, ведь даже номер совпадал. Я попробовала пройти через турникет по домофонному брелку, и это у меня легко получилось. В автобусе прикладывать брелок не рискнула, поскольку тетенька кондуктор могла бы очень удивиться, а вот «вечная» транспортная карта сработала тоже без проблем.

Итак, подводя итоги, можно сказать следующее: транспортные карты для оплаты проезда в Нижнем Новгороде так же легко взламываются, как и «Тройка » (Москва) и «Подорожник » (Санкт-Петербург).

Даже я, девушка, не имея специальных знаний, но умеющая скачивать Android приложения и пользоваться поиском в Гугле и Яндексе, смогла это сделать с использованием подручных средств и доступных в открытом доступе программ и утилит (будь я разработчиком, наверное, это было бы даже легче, хотя куда уж легче…) Да, мне понадобилось некоторое время на поиск в интернете и на изучение форумов, но все оказалось очень просто.

Хочу сразу отметить, предвидя вопросы, что никакого ущерба метрополитену нанесено не было – я учитывала все поездки, совершенные по «вечному проездному», поэтому соответствующий сумме таких поездок остаток на карте не стала расходовать, а саму карту потом уничтожила.

Но ведь злоумышленники не такие сознательные, наверняка они пользуются подобной уязвимостью и наносят ущерб городскому транспорту. Мы же получаем регулярно растущие тарифы на проезд (может быть, в том числе из-за потерь по подделке транспортных карт). Кстати, залог за транспортную карту составляет 50 руб. А ведь точно такие же по безопасности карты Mifare Classic стоят 12,5 руб и ниже.

Складывается ощущение, что все транспортные системы, где используются транспортные карты, небезопасны. Не хочу рассуждать, почему так происходит (эта тема не для Хабра), остается лишь задать вопрос: кто (какой город) следующий и когда ждать про это статью на Хабре?

PS Данная история, конечно же, выдуманная. Все персонажи - вымышленные, все совпадения - случайны. Ну, вы поняли…

Оригинал тут - habrahabr.ru/post/325776/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: