Мостовые сооружения коломны. Пешеходные мосты через Коломенку

Коломенский мост - пешеходный однопролётный мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Он соединяет Коломенский и Покровский острова. Расположен в створе улицы Володи Ермака (старое название - Упразднённый переулок).

Тип конструкции - двухшарнирная арка.
Основной пролёт - 27,32 м.
Общая длина моста - 27,93 м.
Ширина моста - 2,28 м.
Высота конструкции - 1,4 м,
уклон - 8 %,
расчетная стрела - 0,99 м.

Несущими элементами являются алюминиевые трубы диаметром 270 мм, изогнутые в виде двухшарнирной арки параллельно-каркасной системы. Конструкцией, передающей нагрузки на арки, является объёмная, изогнутая по фасаду система из четырёх наклонных по длине моста стенок, служащих опорами рифлёному мосту из алюминиевого сплава. Толщина конструктивных элементов колеблется в пределах от 8 до 14 мм. Через каждые 3 м расположены поперечные диафрагмы, выступающие на фасаде в виде рёбер жёсткости. Весь мост - цельносварной. Общий вес пролётного строения составляет 8,108 т.

Покрытие моста выполнено асфальтобетоном по гофрированной плите. Опоры моста сооружены из монолитного бетона на свайном основании. Перильные ограждения металлические, выполнены в виде вертикальных прутьев, соединённых верхним поручнем. По углам сооружены гранитные открылки, на которых установлены вертикальные штанги без украшений, поддерживающие фонари. Входы на мост сделаны в виде раскрытых гранитных пятиступенчатых лестниц с гранитными парапетами.

Название моста происходит от района Санкт-Петербурга Коломны, располагающегося на территории нынешних Коломенского и Покровского островов.

Первый деревянный мост на этом месте через Екатерининский канал (ныне Канал Грибоедова) был построен в 1906 году. Он имел свайные опоры с металлическими пролетными строениями и в ширину занимал 2,4 метра, никакого архитектурного оформления не имел. Мост пережил войну, но к середине XX века пришёл в аварийное состояние.

В 1967 году по инициативе профессора Владимира Ильича Крыжановского, поддержанной специалистами Ленмостотреста, на кафедре металлических конструкций ЛИСИ был разработан эскизный проект сварного алюминиевого моста. В разработке проекта принимали участие сотрудница ЛИСИ И.П. Артемьева и художник-технолог Николай Георгиевич Бонч-Осмоловский, и инженер Ленгипроинжпроекта Б.Э. Дворкин. Все сварные работы выполнялись в Санкт-Петербурге (в то время, Ленинграде) мастерами судостроительного завода "Северная верфь". Строительство моста было осуществлено в течение 1 года: в 1968 - 1969 годах 30 сентября 1969 года мост был открыт для движения.

Это был первый в СССР (и, видимо, в континентальной Европе) мост, конструкция пролётного строения которого была выполнена из сварных алюминиевых труб. Иногда можно прочитать о том, что Коломенский мост был первым алюминиевым мостом в мире, однако это неверно: ещё в 1949 - 1950 годах 150-метровый алюминиевый автомобильный мост был построен в канадском городе Шипшоу на севере Квебека; в 1955 году алюминиевый мост был перекинут через Оксфордский канал в британском Хардвике.

Проезд: метро "Садовая" (2 км).


Коломенский мост через канал Грибоедова. Вид со стороны пр. Римского-Корсакова. Фото: 2014 год.

Входы на мостовую переправу украсили раскрытые пятиступенчатые лесенки из гранита с перилами "барочного типа". В массивы перильного ограждения причудливо вплетены торшеры на пьедесталах, облицованных грантом. Штанги под светильники сделаны из металлических труб разного диаметра. Фото: 2014 год.

Коломенский мост. Фото: 2014 год.

Коломенский мост (фрагмент гранитной лестницы). Фото: 2014 год.

Вид с Коломенского моста на канал Грибоедова: участок, где канал, поворачивая, впадает в реку Фонтанку. В центре фотографии видны Доходный дом (№ 135-137), за ним (слева) - Съезжий дом 4-й Адмиралтейской (Коломенской) части и кирпичная трехъярусная каланча над ним. Фото: 2014 год.

Вид с Коломенского моста на канал Грибоедова в противоположную сторону: на . Фото: 2014 год.

Коломенский мост, пешеходная часть. Ограждение моста сделано в виде отдельных секций с часто расставленными стержнями квадратного сечения. Фото: 2014 год.

Коломенский мост (фрагмент). Фото: 2014 год.

Коломенский мост, вид с чётной стороны набережной канала Грибоедова. Фото: 2014 год.

Коломенский мост с чётной стороны набережной канала Грибоедова. Фото: 2014 год.

Коломенский мост. Фотограф на работе.

Коломенский мост с чётной стороны набережной канала Грибоедова.

Коломенский мост со стороны Аларчина моста. Фото: 2014 год.

Коломенский мост со стороны Аларчина моста. Фото: 2014 год.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015

Санкт-Петербург не зря называют городом мостов. Большей частью, он построен на островах. Через реки, озера и пруды, их соединяющие, перекинуто большое количество мостов. Всего их в черте города 342.

Грибоедовский канал также, как и другие водные артерии города, богат мостами. Его берега соединяет 21 мост. Одним из них является Коломенский, расположенный в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.

На первый взгляд, он не так интересен туристам, как Мало-Конюшенный и Театральный мосты, составляющие единое архитектурное сооружение. Или, к примеру, эффектный Львиный мост, также находящийся на канале Грибоедова. Но и у этого моста есть своя интересная история.

Слово «первый» к нему можно применить дважды.

Коломенский мост был первым деревянным мостом, перекинутым через Грибоедовский канал. Построен он был в 1906 году. Это была скромная пешеходная переправа, не имеющая никакого архитектурного оформления, но необходимая для соединения Коломенского и Покровского островов. Название мост перенял от Коломны - старинного наименования района Санкт-Петербурга, и сохранившего до наших дней большую часть рядовой застройки XIX века.

Версий происхождения названия «Коломна» в Санкт-Петербурге существует несколько, и каждая из них имеет право на существование. Самой достоверной считается версия, опубликованная в 1834 году в газете «Северная пчела». Газета писала, что название «Коломна» было принесено из села Коломенского мастеровыми, переселённым в Петербург в XVIII веке. Одно можно сказать точно, что в древней Руси этим словом обозначались новые поселения. На старых картах название это встречается довольно часто. Самая известная Коломна в наше время – это город в Московской области.

Но, вернемся к нашему мосту. Через шестьдесят лет своего существования деревянная Коломенская переправа пришла в негодность. Разработать проект нового моста было поручено светиле минералогии Владимиру Ильичу Крыжановскому, художнику-технологу Николаю Георгиевичу Бонч-Осмоловскому, инженерам Артемьевой и Дворкину. И вот здесь Коломенский мост вновь завоевала пальму первенства - он стал первым в СССР алюминиевым мостом.

В середине XX века уникальный пешеходный мост был введен в эксплуатацию. К тому времени в мире существовал только один алюминиевый мост. Он был автомобильным, и построен в Канаде в 1949-1950 годах. Для Советского Союза, и в целом для континентальной Европы, это было новое слово в науке и архитектуре.

Конструкция моста уникальна. Несущими элементами являются алюминиевые трубы диаметром 270 мм, изогнутые в виде двухшарнирной арки. Весь мост - цельносварной. Общий вес пролётного строения составляет 8,108 т.

Покрыт мост асфальтобетоном по гофрированной плите. Перильные ограждения металлические, выполнены в виде вертикальных прутьев, соединённых верхним поручнем. Вход на мост оформлен фонарями, которые поддерживают вертикальные штанги без украшений. Пятиступенчатые лестницы и парапеты сделаны из гранита.

Все сварные работы выполнялись в Санкт-Петербурге (в то время, Ленинграде) мастерами судостроительного завода «Северная верфь». В 1969 году, после испытаний на прочность, мост на грузовом автомобиле привезли на место установки, и тех пор он гордо стоит на гранитных береговых опорах Грибоедовского канала.

В годы, когда был установлен новый мост, кварталы, в районе которых он расположен (площадь Репина и площадь Ломоносова), были очень плотно заселены, и жизнь этого района была достаточно динамичной.

Сейчас, вследствие расселения коммуналок, активность снизилась, и функциональность Коломенского моста также, но он, как и раньше, остается исторической и архитектурной достопримечательностью Санкт-Петербурга.

Коломенский пешеходный мост перекинут через канал Грибоедова в створе улицы Володи Ермака, ниже Аларчина и выше Мало-Калинкина мостов. Это однопролетное алюминиевое цельносварное сооружение длиной 32,6 метра и шириной 2,75 метра.

Коломенский — третий в мире, первый и единственный в нашей стране алюминиевый цельносварной мост. Пролетное строение представляет собой оригинальную систему двухшарнирной арки из двух труб и соединительных элементов, обеспечивающих необходимую жесткость и прочность. Устои моста - бетонные на свайном основании, облицованы гранитом.

На мосту установлено перильное ограждение в виде металлических бестумбовых решеток простого рисунка. Входы на мост выполнены в виде раскрытых гранитных пятиступенчатых лестниц с гранитными парапетами. Светодиодные фонари установлены на торшерах из металлических труб.

История моста

Первая переправа через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) в створе Упраздненного переулка (ныне улица Володи Ермака) сооружена в 1906 году. Это был деревянный временный мост, который навели на время ремонта Мало-Калинкина и Аларчина мостов: скромная пешеходная переправа, не имеющая никакого архитектурного оформления, но необходимая для соединения Коломенского и Покровского островов. Мост был деревянный трехпролетный подкосной системы, имел два устоя и два быка, каждый из двойных рядов свай, связанных поверх насадками, а у горизонта воды продольными и поперечными схватками. Величина среднего пролета была равна 10,67 метров, крайние — по 6,6 метров… Полная ширина всего моста — 12,46 метров.

Свое название мост перенял от Коломны - старинного наименования района Санкт-Петербурга, и сохранившего до наших дней большую часть рядовой застройки XIX века.

Мост несколько раз перестраивали в дереве. К середине 1930-х годов он представлял собой трехпролетную деревянную конструкцию на свайных опорах с пролетным строением из металлических балок. Его длина составляла 34,3 метра, ширина - 2,3 метра.

В 1967 году по инициативе профессора В. И. Крыжановского на кафедре металлических конструкций ЛИСИ был разработан эскизный проект сварного алюминиевого моста из ферм пространственной системы - первого в СССР. Строительство моста осуществлялось в 1968-1969 годах, 30 сентября 1969 года мост был открыт для движения. Это первый и пока единственный цельносварной мост из алюминия. Сварка алюминиевых пролетных строений производилась на судостроительном заводе им. А.А. Жданова, они целиком были перевезены и установлены на место.

В 2016 году силами ГУП «Ленсвет» на мосту установлены четыре светодиодные фонаря и подключены к сетям освещения.

Дополнительная информация

До наших дней этот однопролётный мост дошёл в практически первозданном виде - изменилась только форма светильников. Его гранитные лесенки барочной формы и лёгкая, почти воздушная конструкция органично вписались в архитектурный ландшафт Коломны. Название «Коломна», согласно самой распространенной версии, было принесено мастеровыми из подмосковного села Коломенского, переселёнными в Петербург в 1730-1740-х годах.

В некоторых источниках можно прочесть, что Коломенский мост был первым алюминиевым мостом в мире, однако это неверно. В 1948-1950 годах 150-метровый алюминиевый автомобильный мост был построен в канадском городе Арвида на севере Квебека.

Названный так, исходя из исторического названия района Петербурга – Коломне, Коломенский мост расположен через канал Грибоедова, в створе улицы Володи Ермака. Интересно, что понятие «коломна» уходит своими корнями в глубокую старину, когда этот термин применялся для наименования селений. Некоторые из них, сохранились и до наших дней, как, например,город Коломна, Московской области.

В середине 18 века, когда в Петербурге появилось такое название района, это понятие было уже устаревшим и не применялось для названия новых поселений. Некоторые историки Петербурга объясняют происхождение такого названия от неточности произношения иностранных слов. В частности известно, что в 1730-х годах архитектор Д.Трезини называл"колоннами" прямые просеки, проводимые им через болотистый лес. Считается, что именно от этих «колонн» и произошло видоизменившееся название местности – Коломна. Название это еще связывается с термином «колония», так как в этом районе проживало довольно много иностранцев.

Так, или иначе, но в былые времена близлежащие от Коломенского моста кварталы города, были очень плотно заселены, отчего жизнь в районе площадей Ломоносова и Репина буквально била ключом. С постепенным расселением коммуналок, жизненный темп здесь стих, и стал почти сонным, отчего Коломенский мост утратил свое особое значение.



Деревянный Коломенский мост появился на канале Грибоедова в 1906 году, имел свайные опоры и в ширину занимал 2,4 метра. В 1968-1969 годах на месте старого моста было возведено современное сооружение, ставшее в то время одним из самых интересных пешеходных мостов Петербурга. Авторы его проекта – инженеры И. Н. Артемьева, В. И. Крыжановский, Б. Э. Дворкин и Н. Г. Бонч-Осмоловский, решили впервые в СССР, сделать мост из алюминиевого сплава, несущими элементами в котором стали алюминиевые трубы диаметром 270 мм, изогнутые в виде 2-шарнирной арки панельно-каркасной системы. Покрытие моста было произведено из асфальтобетона, который уложили по гофрированной плите. Опоры сооружения на свайных основаниях, выполненные из монолитного бетона, были облицованы гранитом. Входы на Коломенский мост украсили раскрытые гранитные пятиступенчатые лесенки, имеющие перила «барочного типа». В массивы перил причудливо вплетены торшеры на гранитных пьедесталах, сделанные из металлических труб, и имеющие разные диаметры. Ограждения моста явили собой секции, из часто расставленных стержней, квадратного сечения. Длина выстроенной переправы, отличавшейся лаконичностью конструктивного решения, составила 37 метров, ширина – 2,8 метра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: