Плавучие дачи своими руками. Как расчитывался общий вес «объекта»? Дача на воде

Практически всем людям, за небольшим исключением приверженцев урбанистического стиля жизни, свойственно тянуться к естественной природе. Поэтому каждый в меру своих возможностей тем или иным способом пытается достичь этого. Кто-то выезжает за город, более состоятельные люди путешествуют по экзотическим странам, менее — исследуют живописные уголки отечества. А кого-то манит плавучая дача, расположенная на небольшом водоеме в нескольких часах езды от города.

Дача на воде

Что же делать, если нет никакой возможности приобрести хотя бы клочок земли? В таких случаях и, конечно же, по непреодолимому желанию отдыхать именно так, для вас подойдет как раз вариант с обустройством жилого строения непосредственно над водной гладью. История водных домов исчисляется столетием, а география интересна и разнообразна.

Небольшой экскурс в историю

Более сотни лет назад в период, когда Индия была английской колонией, именно англичане начали строительство плавающих домов на индийском озере Дал. Подвигнул их на это махараджа столицы индийского штата Кашмир города Шринагар запретом на продажу земли под строительство домов иностранцам.

Находчивые любители отдыха в этих прекрасных местах стали строить дома на воде.

И теперь озеро Дал может похвастать не только плавучими дачами, но и:

  • Магазинами.
  • Дворцами.
  • Храмами.
  • Гостиницами.
  • Особняками.

Дома на воде очень популярны и во многих других странах, к примеру, Франция, Германия и Англия также славится обилием жилых строений на воде.

Отдельно следует отметить Голландию. Общей сложностью здесь насчитывается до десяти тысяч плавающих домов, вблизи Амстердама существует целый современный район плавдомов — Ибург. На каналах Амстердама постоянно проживает в таких домах свыше 2 500 семей.

Особенности домов на воде

Домик для отдыха на воде имеет значительные преимущества для любителей рыбалки и плавания. Проснувшись утром, можно прыгнуть в воду или устроится половить рыбку буквально с порога дома.

Строится дача над водой практически так же, как и обычная, с той только разницей, что ее основанием будет не , а понтон.

Интересно!
Дачей, конечно, может служить и комфортно обустроенный самоходный катер или какое-нибудь списанное плав средство, переоборудованное под жилье.

Итак, небольшая инструкция по обустройству и эксплуатации плавучей дачи:

  • Понтон для плавучего дома выполняется из железобетонных сборных элементов, либо из качественной стали.

  • Лучшим местом для расположения домика будет внутренний водоем (озеро, пруд), там, где отсутствует сильное волнение воды:
    • Волна не больше одного метра.
    • Скорость ветра не превышает 15 м/сек.
    • Ежедневное течение не влияет на местоположение строения.
  • Поскольку качки на воде все же не избежать, рама дома выполняется из стали при помощи сварки, что позволит не допустить изменение геометрии сооружения (иными словами перекосов).
  • Исходя из того же, отделочные работы выполняются облицовочными панелями, у которых есть возможность «свободного движения». Штукатурить и шпаклевать не рекомендуется, так как при максимальном волнении и даже временных деформациях корпуса такие поверхности пойдут трещинами.
  • Качественно выстроенный плавучий дом не боится морозов и льдов. При соответствующих мерах по утеплению конструкций такая дача может служить круглый год. Имея такой домик можно заняться моржеванием, купаясь в проруби. Для любителей попариться зимним деньком, актуально оборудовать сауну.

К сведению!
Быстрей всего обустраивать дачные дома из блок-контейнеров заводского изготовления.
Для водоплавающего варианта останется только смастерить понтон, а затем установить и состыковать на нем готовые секции, выполненные по индивидуальному заказу.

  • Все коммуникации следует тщательно загерметизировать , так как влажность в строении будет высокой.
  • Нагрузку желательно распределить равномерно по периметру строения .
  • На двери рекомендуем установить доводчики , автоматическое закрывание позволит в непогоду избежать луж на полу.

Нюансы жизнеобеспечения

При проектировании дома не забудьте о системах жизнеобеспечения:

  • Если вы планируете и имеете такую возможность подключить дом к береговым инженерным коммуникациям, то нужно позаботиться лишь о разводке соответствующих трубопроводов и установке санитарно-технического оборудования.
  • В случае автономного существования вам понадобятся резервуары для:
    • Запаса питьевой воды.
    • Хранения топлива.
    • Сбора сточных вод.
  • можно решить двумя способами:
    • Установкой стальной или чугунной печки-камина.
    • Устройством «теплого пола» плюс электро- или газовые конвекторы.

Внимание!
Плавучий дом, в силу своей специфики, должен быть обеспечен как средствами пожаротушения, так и средствами спасения на воде.
Как минимум стоит обзавестись спасательными жилетами и надувной резиновой лодки.

  • Когда плавающий дом невозможно подключить к центральной электросети, его энергообеспечение можно решить приобретением мобильного генератора. Для освещения дома и обеспечения работы бытовых электроприборов достаточно агрегата, рассчитанного на 100 кВт.

Более мощный генератор вряд ли понадобится, а цена подобных товаров возрастает параллельно с повышением этого параметра.

Совет!
В случае, когда ваш плавающий домик используется на небольшие периоды времени и по полгода стоит на рейде во льду, целесообразна аренда дизель генератора для дачи.
Стоимость услуги невелика, к тому же у вас будет шанс оценить возможности агрегата и впоследствии, при необходимости приобрести оптимальный вариант, не затрачивая лишних средств.

Еще один важный момент – якорь и любое другое средство, не позволяющее строению свободно передвигаться по водоему. Нередко владельцы таких домиков держат их возле берега, соединяя подвесным мостиком. А когда он «отчаливает» от материка, стопором могут служить пластиковые емкости с песком и землей.

Вывод

Как вы понимаете, плавучая дача своими руками возводится без использования каких-либо специальных инструментов и оборудования, основной момент, который может вас смутить – понтон. И если вы затрудняетесь создать его самостоятельно, то проще приобрести готовое изделие, подходящее под ваши желания.

В представленных фото и видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.






Плавдача «Эдем» - это комфортабельный домик площадью 20 м², в котором имеются: две отдельные каюты, кухня-бар, санузел; в корме под жестким тентом находится открытая терраса - площадка (6,2 м²), на которой можно разместить столовую. Вход в жилое помещение в корме - через откатную дверь на шп. 10 и в носу - через сдвижную дверь-люк на лобовой стенке дачи.

Основные данные плавдачи «Эдем»
Длина (габарит,), м 6,00(6,80)
Ширина (габарит.), м 3,48(3,64)
Высота (габарит.), м 2,60(4,50)
Осадка, м 0,40
Водоизмещение, т:
- при осадке по КВЛ 370 мм 1,7
- при осадке по ВЛ 500 мм 2,9
Пассажировместимость, чел. 4-8
ПМ мощностью, л. с. 2х(10-40)

Общий вид, компоновка, конструкция корпуса и эскиз обводов
плавучей дачи «Эдем»

Постройка плавдачи

Плавучая дача строится из дерева. Водостойкую фанеру, сосновые рейки, стеклоткань, эпоксидную смолу и крепеж нужно приобрести, руководствуясь спецификацией и рабочими чертежами. Постройка корпусов ничем не отличается от традиционного процесса, многократно описанного в «КиЯ».

Пользуясь таблицей плазовых ординат, вычерчивают все шпангоуты в натуральную величину. Изготовляют шпангоутные полурамки - два комплекта для обеих лодок (они одинаковы, ПБ и ЛБ - симметричны).

Таблица плазовых ординат для постройки корпусов плавдачи «Эдем»

Линия Шпангоут
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Высота, мм
Киль - К 1000 200 2 0 0 0 0 50 102 153 205 256 300
Скула - Ск - 308 182 102 55 10 0 50 102 153 205 266 300
Борт - Б 1000 915 860 825 803 787 770 755 740 725 710 695 680
Тоннель - Т 870 785 730 695 673 657 640 625 610 595 580 565 550
Полуширота, мм
Борт - Б 0 193 290 355 385 415 430 440 440 437 430 417 405
Скула - Ск - 88 175 230 261 293 300 320 333 340 343 345 340
Примечание: Шпация - 500 мм; все толщины от теоретических линий - в нос.

Стапель для сборки катамарана вверх килем представляет собой два отфугованных бруса, выставленных в горизонт, на расстоянии один от другого (по осям) 2600 мм. Поперечные балки (дет. 5) устанавливают по разметке на высоте от стапеля, указанной в таблице, и крепят на прочных стойках. На них ставят и после проверки перпендикулярности и вертикальности всех элементов конструкции крепят шпангоуты; ставят кницы.

Продольные связи врезают в шпангоуты и балки, после крепления их и просушки выставленный набор малкуется. Теперь корпуса и мост можно зашивать фанерой. Зашивка производится на клею шурупами (по шпангоутам) и гвоздями взагиб (по ребрам жесткости).

Корпуса и днище моста оклеивают стеклотканью в несколько слоев, после просушки и зачистки окрашивают.

Только после этого катамаран бережно (пока не зашита палуба) можно перевернуть, чтобы установить в горизонт, убрать обзол в корпусах и окрасить водостойкой краской изнутри. Мост заполняется по всей высоте поперечных балок легким пенопластом.

Мост зашивается фанерой. Вырезают палубные отверстия (350-450 мм. 8 шт.), устанавливают комингсы и люки. Боковые стенки надстройки, переборки и крышу лучше собирать в объем - в виде отдельных секций, сразу проклепать ребра жесткости и вырезать окна.

Лобовую стенку надстройки надо изогнуть по радиусу 2060 мм и закрепить на предварительно выклеенной из плоских реек (изогнутых по тому же радиусу) обвязке, затем можно установить обвязку двери и окон.

Барабан выгородки санузла ставят враспор от палубы до крыши. Устанавливают подкрепления под узлы хозблока и диваны, которые надо сделать откидными, чтобы открывался доступ к люкам в корпусах.

Разумеется, можно собирать надстройку и иначе - выставить каркас и затем зашивать его отдельными листами фанеры.

Остается установить остекление, навесить двери, смонтировать люки и леерное ограждение (труба, нержавеющая стань). Плоские баки с питьевой и технической водой можно разместить на крыше, в нос от шп. 5.

Затем монтируют дистанционное управление моторами и навигационные огни.

Юрий Зимин, мастер спорта, «Катера и яхты», 2004, №01(188).

Дом на воде обычно строят возле берега. Если же предполагается строительство такого необычного дома в черте города, то будущему домовладельцу непременно потребуется заключение договора на аренду участка. После получения многочисленных необходимых разрешений можно смело разворачивать строительство дебаркадера. Сейчас мы попробуем разобраться, как построить дом на воде, поскольку это далеко не простое дело.

Проект является очень важным моментом строительства . Необходимо правильно выполнить все предварительные расчеты касательно размеров и грузоподъемности сооружения, поскольку дом должен быть безопасным жилищем для проживающих людей и ни в коем случае не быть помехой для судов и прочих плавучих средств. К разработке проекта помимо архитектора следует привлечь специалиста Управления судоходства, так как именно данное Управление ведет строгий контроль процесса строительства дебаркадера.

Фундамент

Фундамент в данном случае будет понятием условным. Плавучий дом, как правило, устанавливают на понтон. Понтон представляет собой некую плавучую платформу, изготовленную из стали, пластика, дерева или железобетона. Модульные пластиковые понтоны часто используют в качестве причала или для легкого сооружения небольших размеров, допустим, беседки.

Инженерные сети

До момента начала строительства, после разработки проекта, следует провести необходимые городские коммуникационные инженерные сети такие, как система канализации, трубопровод для воды, электричество и прочие.

Если строящийся дом будет расположен в отдалении от городской электросети, то вполне может выручить автономное энергообеспечение (дизельный генератор, энергия ветра, солнечная энергия). Установленные ветряки и гелиоколлекторы способны устранить проблемы с электричеством, а последние к тому же помогут решить вопросы с горячей водой.

Обеспечивать дебаркадер водой можно из пробуренной скважины, находящейся неподалеку от дома на берегу, тогда вам придется обратиться в Управление по охране окружающей среды за специальным разрешением. Данная проблема также прекрасно решается с помощью бортовой системы забора, очистки и подачи воды непосредственно из водоема.

С канализацией дела обстоят несколько сложнее. Помимо подключения дома к канализационному коллектору , находящемуся на берегу, еще можно дополнительно установить цистерну для накопления и хранения сточных вод либо подключиться к береговой ливневой системе канализации. Как вариант, возможно подключение дебаркадера к системе очистки и обеззараживания стоков с последующим орошением близлежащей территории или сбросом в водоем. Хорошо очищенная сточная вода используется для полива растений, а попадая в водоем, биологически очищенная и обогащенная кислородом вода прекрасным образом поспособствует естественному процессу доочистки водоема.

У системы биологической очистки есть один существенный недостаток – это дорогостоящий вариант, но зато экологически чистый и наиболее экономичный.

В качестве технической можно использовать воду из:

  • береговой скважины;
  • городской системы;
  • водоема (при условии наличия фильтров).

Для создания всех инженерных систем дома на воде потребуется серьезный профессиональный подход.

Строительство

Полностью оборудованный и безопасный для проживания дом на воде способны построить только профессиональные строительные компании, обладающие специальной лицензией.

Непосредственно сам дом на уже готовом фундаменте может быть построен из дерева либо из легкой металлической конструкции (желательно оцинкованной).

Для отделки фасада используются разнообразные строительные материалы:

  • искусственный камень;
  • дерево;
  • сайдинг (виниловый, деревянный, стальной).

На все строительные материалы должны быть в наличии сертификаты.

Если предполагается строительство деревянного дома, то древесину нужно обязательно обработать антипиреном и антисептиком.

Чтобы дом не кренило от порывов ветра, еще на стадии его проектирования очень важно выполнить расчеты усилению устойчивости сооружения.

По окончании строительства дебаркадера предстоит еще немало хлопот по его оформлению, ведь хозяин дома фактически становится судовладельцем. Счастливого обладателя дебаркадера ждут следующие дополнительные этапы:

  • получение документов на право собственности;
  • освидетельствование;
  • ввод в эксплуатацию (пожарная и санитарно-эпидемиологическая инспекция);
  • получение номера;
  • получение разрешения на швартовку;
  • страхование дома (желательно).

Прописаться в жилище владельцу не удастся, поскольку дом на воде будет документально значиться как плавучее средство.

Правда, это не останавливает всех желающих обладать столь необычным, экзотическим жилищем, не уступающим по комфорту стандартному жилью.

Видео

Если вы хотите построить дом на воде, вам наверняка будет интересен следующий сюжет.

Глава 1.3. Плавучие дачи

К судам этого типа (табл. 1.7) в основном относятся комфортабельные сооружения с помещениями высотой в полный рост человека, просторной палубой, с оборудованием, необходимым для длительного отдыха. Преимущественно это тихоходные суда, что обусловлено их значительной парусностью и сравнительно малой мощностью устанавливаемых двигателей. Район плавания плавучих дач обычно ограничивается внутренними водными путями с выходом на открытые акватории в тихую погоду. Плавучие дачи используются для плаваний на небольшие расстояния с длительными стоянками в укрытых от волн бухтах.

Таблица 1.7. Характеристики плавучих дач

Характеристика «Золушка» «Дон» Проект Д. Бича «Аленушка»
в сборе носовая секция
Длина наибольшая, м 4,07 5,06 3,02 6,05 5,05
Ширина наибольшая, м 2,04 1,8 1,75 2,43 2,4
Высота борта, м 0,75 0,54 0,5 0,98 0,6
Осадка, м 0,27 0,21 0,21 0,32 0,24
Водоизмещение, т 0,75 0,7 0,3 1,3 2,1
Пассажировместимость, чел. 3 5 3 4 4
Мощность двигателя, кВт (л. с.) 5,9 (8) 22 (30) 22 (30) 11-103 (15-140) 14,7 (20)

Намечается расширение области использования плавучих дач за счет повышения их мореходности, создания облегченных конструкций, позволяющих при определенных условиях развивать скорости, соответствующие режиму глиссирования. За рубежом особый интерес к судам такого типа проявляется в странах, где водный туризм связан с выходом в прибрежные районы морей.

Для обеспечения необходимой по условиям эксплуатации остойчивости плавучие дачи имеют большую ширину, плоское или малой килеватости днище; нередко применяются катамаранные конструкции.

«Золушка» (рис. 1.37) - плавучая дача-катамаран , спроектированная В. Б. Осипчуком с расчетом на индивидуальную постройку (о самостоятельной постройке плавдачи «Золушка» ). Несмотря на минимальные для данного типа судов размерения, в полной мере соответствует своему назначению. В каюте, рассчитанной на экипаж из 2-3 чел. (семейный вариант), установлены два дивана. Третье спальное место - подвесная койка. Диван по левому борту преобразуется в обеденный уголок, состоящий из складного столика и двух мягких сидений. Высота каюты от настила до подволока 1,73 м. В носу по правому борту размещается рулевое управление. Место рулевого образуется путем переноса передней подушки дивана на среднюю. Над кормовой частью правого дивана подвешена газовая плита, в хорошую погоду она выносится в кокпит.

Малая площадь в оконечностях плавучей дачи компенсируется крышей, удлиненной носовым козырьком, которая на стоянке может использоваться в качестве солярия.

Под плавучей дачей обычно имеется в виду комфортабельное сооружение - домик на воде с просторными, в полный рост, внутренними помещениями, с малой осадкой, используемое для длительного отдыха на какой-либо закрытой акватории или даже для неторопливого плавания по реке.

В нашей стране плавучие дачи заметного распространения пока что не получили. Во-первых, потому, что промышленность до сего времени так и не наладила стабильный выпуск подобных судов для продажи населению. Несколько лет назад на двух предприятиях страны были изготовлены головные образцы дачи «Березка» (), но из-за высокой стоимости - цена оказалась вдвое выше, чем стандартного дачного домика такой же полезной площади, - реализация «Березок» стала проблематичной, предприятия вынуждены были отказаться от дальнейших работ.

Более приемлемой для потребителя - и по габаритам, и по стоимости - представляется плавдача «Аленушка», основные сведения о которой публикуются на страницах этого номера. Но перед желающим приобрести такое судно встает другая проблема: для неразборной плавдачи нужна оборудованная стоянка, возможности транспортировки ее к избранному для отдыха водоему ограничены - понадобятся грузовик с достаточно большими размерами кузова и подъемный кран для погрузки и спуска на воду. Конструкция плавдачи отличается значительной материалоемкостью, большой объем корпусных работ затрудняет организацию ее производства большей серией. Стальной корпус, являющийся основной причиной значительного веса судна, неудобен в эксплуатации тем, что будет требовать ежегодной окраски.

Видимо, отмеченных недостатков были бы лишены дачи-катамараны разборной конструкции (в качестве примера в подборке этого номера приводятся фотографии и основные данные такой плавдачи, выпускаемой в США). Такая конструкция представляется перспективной и благодаря возможности организовать производство на деревообделочных предприятиях с получением металлических понтонов цилиндрической формы по кооперации. А главное - намного проще решались бы вопросы хранения и переброски дачи на дальние расстояния в разобранном виде.

Еще более интересным выглядит предложение нашей промышленности освоить выпуск плавдачи-амфибии «Дон», которую можно транспортировать как прицеп за легковым автомобилем практически до любого водоема, где бы он ни находился. Проблемы стоянки, подъема и спуска на воду также решаются значительно проще. Однако уровень комфорта на легкой алюминиевой «коробке» с палаткой на ней будет, естественно, ниже того, что можно иметь на судне типа той же «Аленушки» с ее остойчивостью, стабильным микроклиматом, удобным стационарным оборудованием каюты.

Попутно можно высказать пожелание Горьковскому авиазаводу им. С. Орджоникидзе, заинтересовавшемуся этим проектом. Хотя бы часть этих лодок-прицепов целесообразно изготавливать с тормозным приводом на колеса, чтобы повысить грузоподъемность при движении за автомобилем до практически приемлемой цифры.

Ведь оговоренные первоначальным проектом 50 кг - это только лишь один 25-Сильный мотор, а нужно еще взять с собой запас бензина, спальные мешки и утварь, необходимую для действительно комфортабельного отдыха!

Любителям мастерить своими руками адресован наш очередной проект «КиЯ».

Габариты разборной плавдачи «Золушка» подобраны таким образом, чтобы строитель мог изготовить все ее секции в городской квартире. Собрать же судно можно на любой открытой площадке непосредственно на берегу. Жилая площадь - 3,8 м 2 - и объем этой мини-дачи невелики, но не следует забывать, что, как правило, плавучий домик оказывается комфортабельнее, чем палатка, которую к тому же после каждого перехода нужно ставить заново, подыскивая подходящее место на берегу.

Разумеется, если есть возможность, поплавки можно сделать сварными из алюминиевого сплава или из легкого пенопласта с оклейкой снаружи стеклотканью. Возможен и вариант с цилиндрическими надувными баллонами, которые еще больше упростят хранение и транспортировку судна.

В нашей подборке материалов о плавдачах публикуется и эскизный проект катера-дачи для открытой воды, выполненный японскими катеростроителями. В последние годы дачи подобного типа все чаще появляются в шхерах и на озерах Финляндии, в норвежских фьордах, у берегов Франции - всюду, где имеется возможность провести выходные дни в уютных морских бухтах или небольших провинциальных гаванях. Обладая высоким уровнем комфорта, такие катера-плавдачи должны быть и достаточно мореходными для совершения небольших морских переходов, их оборудование и эксплуатация уже мало отличаются от обычных прибрежных прогулочно-туристских морских катеров.

Редакция сборника будет признательна любителям, построившим или эксплуатирующим плавучие дачи, за сообщения об опыте их использования, а также предлагает читателям высказать свое мнение о целесообразности освоения плавдач в серийном производстве, их возможных типах и размерах.

Плавучая дача «Аленушка»

Образцы плавучей дачи «Аленушка», разработанной в НПО «Ритм», демонстрировались на ВДНХ, на выставках малых судов в Москве и Ленинграде, а также на выставке «Судостроение СССР и ГДР» в г. Ростоке. Небольшое количество этих судов было выпущено в торговую сеть Свирской судоверфью (Ленинградская область); плавдачи реализовывались по розничной цене 2500 руб.

Основные данные плавдачи «Аленушка»


Компактная и уютная самоходная четырехместная плавдача «Аленушка» вызвала определенный интерес специалистов и особенно - любителей отдыха на воде, была отмечена медалями ВДНХ.

По замыслу конструкторов, плавдача может быть использована как для прогулочных выходов с небольшой скоростью, так и для сравнительно продолжительного отдыха на реках, озерах и водохранилищах с удалением от берега до 1 км при высоте волны не более 0,5 м.

Скорость «Аленушки» на тихой воде при полной нагрузке и мощности подвесного мотора 18 л. с. составляет 9-10 км/ч (со стандартным винтом).

Корпус плавучей дачи изготовлен в виде сварного плоскодонного понтона упрощенной формы, собранного из гофрированных стальных листов толщиной 2 мм. Надстройка - деревянная с каркасом из брусков, облицованным снаружи и изнутри фанерными листами толщиной 6 и 3 мм соответственно.

На сравнительно небольшой площади понтона (12 м 2) удалось разместить две раздельные светлые каюты с камбузом и обеденным уголком, два открытых участка палубы (носовой - площадью 3,2 м 2 и кормовой - 1,2 м 2), а также солярий на крыше надстройки (7,6 м 2). В носовой и кормовой стенках надстройки сделаны удобные сдвижные двери. Высота надстройки такова, что во внутренних помещениях плавдачи можно свободно стоять во весь рост.

На крышу надстройки ведет стальной трап. На уровне палубы сделаны решетчатые бортовые потопчины для удобства прохода вдоль плавдачи.

Носовая и кормовая каюты разделены шкафчиками для одежды и бытовых принадлежностей. Над окнами закреплены полки для личных вещей. Четыре больших боковых окна (два из которых сделаны открывающимися) и небольшие иллюминаторы на сдвижных дверях обеспечивают хорошую освещенность помещений и обзор из кают.

Мягкие диваны, имеющиеся в обеих каютах, легко трансформируются в двуспальные койки. Под ними расположены рундуки для хранения постельных и бытовых принадлежностей. Обеденный уголок в носовой каюте оборудован складным столом и мягкими сиденьями. На камбузе, расположенном по правому борту в кормовой каюте, имеются мойка и бачок для пресной воды, столик для приготовления пищи с ящиками для хранения продуктов и посуды и гнездом для газовой плитки «Турист».

В корме установлен кронштейн для подвесного мотора, а на кормовой площадке с левого борта расположено место рулевого, оборудованное устройством дистанционного управления поворотом, реверсом и газом мотора; здесь же щиток для включения ходовых и стояночного огней, а также двух плафонов освещения в каютах. Питание электроэнергией осуществляется от аккумуляторной батареи, для размещения которой в кокпите предусмотрен специальный отсек.

Для швартовки и буксировки имеются четыре кнехта (по два в носу и в корме); дача комплектуется якорем с якорным канатом, отпорными крюками и огнетушителем.

«Аленушку» со снятыми потопчинами и мачтой можно перевозить в кузове грузового автомобиля (например, «МАЗ-535А» или «КРАЗ-255Б»); это позволяет в значительной мере расширить возможные зоны ее эксплуатации.

Непотопляемость обеспечивается блоками плавучести (пенопласт марки ПСБ) общим объемом 2,1 м 3 . Испытания показали, что при понтоне, заполненном водой до уровня комингса дверей, дача остается на плаву и имеет избыточный запас плавучести 350 кг.

На проект плавучей дачи «Аленушка» Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР выдано свидетельство на промышленный образец № 3525 от 6 апреля 1973 г.

Катер-плавучая дача «Янта»

Проект этой плавучей дачи на базе 9,5-метрового водометного катера с упрощенными обводами разработал Я. Кобачевский. Он же построил добротный корпус с двойной диагональной обшивкой из сосновых досок, облицованной снаружи 3-миллиметровыми листами сплава АМг-3. Достраивать плавдачу довелось мне. Задача эта осложнялась тем, что после кончины конструктора все сделанные им эскизы н схемы оказались утерянными.

В какой-то мере судно похоже на «Березку», проект которой опубликован в третьем выпуске «Катеров и яхт» (1964 г.), но, как выяснилось, корпус проектировался задолго до выхода сборника, а вот при достройке и оборудовании «Янты» широко использовались сведения из «КиЯ» н все доступные материалы.

Основные данные плавдачи «Янта»


В форпике хранятся якорная цепь длиной 20 м и два якоря Холла. В носу устроена «веранда» с двумя диванами-рундуками по бортам, накрытая легким дюралевым тентом из двух половин, соединяемых на рояльной петле.

Надстройка имеет размеры в плане 5,0X3,0 м. Стенки ее и крыша выполнены из бакелизированной фанеры толщиной 10 мм; крыша покрыта эпоксидной смолой. Высота стенок 1100 мм. Поскольку горизонтальный настил (пол) опущен ниже палубы (на 300 мм от ОЛ), высота помещений получилась равной 1800 мм. Для теплоизоляции по стенкам и подволоку проложен слой пенопласта. Внутренняя зашивка выполнена декоративной фанерой под красное дерево и пластиком с раскладками вдоль бимсов. Бортовые окна салона сделаны по типу троллейбусных с опускающимися стеклами, передние смотровые - выполнены из оргстекла.

В кормовой каюте, отделенной от салона сдвижной металлической дверью, оборудованы встроенные шкафы различного назначения, вешалки и полки. Здесь же расположены кухонный стол с полками, газовая плитка и мойка-раковина, в которую подается горячая и холодная вода. Рядом совмещенный санузел - душевая и гальюн.

В корме - в моторном отсеке - установлен автомобильный 45-сильный двигатель «Шкода 1201» с дополнительным кожухом на выхлопном коллекторе для подогрева воды. Под палубой подвешены два бензобака емкостью по 80 л; здесь же помещаются канистры и надувная лодка - тузик. Палуба «Янты» покрыта рифлеными резиновыми ковриками на глифталевом лаке.

Пост водителя размещается по левому борту в носовом салоне, у переднего стекла. Над головой водителя сделан световой фонарь из оргстекла.

Два года, зимой и летом мы всей семьей с большим увлечением работали на достройке и оборудовании плавучей дачи. И вот наступил долгожданный момент первого выхода «Янты» в плавание. Что же можно сказать в целом о нашем судне? Это надежный и комфортабельный плавучий дом. Из-за высокой каюты «Янта» имеет большую парусность, так что скорость находится в прямой зависимости от силы и направления ветра и колеблется от 15 до 20 км/ч. Большой вес обуславливает значительную инерцию. Надо было привыкнуть и к особенностям управления судном за счет реакции струи водомета.

Форма корпуса оказалась очень удачной - можно вылезать носом на берег чуть ли не на треть корпуса. Струя водомета, направленная под днище, легко поднимает корпус и стаскивает его с любой мели.

Ранним июльским утром «Янта» взяла курс на Большую Волгу. Пристроившись к каравану мелких судов, мы прошли пять шлюзов и вышли в Московское море. Следуем вверх по Волге. Сильный ветер, высокая волна, но «Янта» идет уверенно.

Заходим в живописный заливчик. Шелестит осока о борта. Лилии и кувшинки образуют здесь сплошной ковер. И дальше, на пути к Калинину, мы сознательно идем не по фарватеру, а вдоль берега, посещая мелководные заливы и устья лесных речушек. Дважды пришлось чистить водомет, пока не наловчились проходить заросшие места на малых оборотах - так водоросли не вырываются и не забивают движитель.

Первый отпуск на «Янте» мы великолепно провели на левом берегу Волги, напротив села Городня, в 207 км от Москвы. Словом, наша «Янта» оказалась выше всех похвал!

Дача-амфибия «Дон»

Универсальность - это отличительная черта дачи-амфибии «Дон», серийное производство которой подготовлено на Горьковском авиационном з-де им. С. Орджоникидзе. При проектировании этого оригинального сооружения конструкторы сделали попытку учесть противоречивые требования рыболовов, воднолыжников, приверженцев водно-моторного туризма, автолюбителей, отдыхающих у воды и совершающих короткие прогулки вблизи лагеря.

Такой широкий диапазон применения стал возможен благодаря конструкции, состоящей из прицепа-тележки и легкой лодки. Комбинируя их между собой или используя отдельно, можно получить около десяти вариантов использования.

К месту отдыха «Дон» можно буксировать легковым автомобилем. В этом случае «Дон» представляет собой автоприцеп - одноосную тележку, крышкой которой служит установленная сверху лодка. Часть багажа и снаряжение можно уложить в прицеп, причем при буксировке за «Волгой» в нем можно разместить 50 кг багажа, а если буксиром служат «Москвич» или «Жигули» - 30 кг (вес оборудованного прицепа 270 кг). Благодаря независимой рычажной подвеске колес (с пружинно-гидравлическими амортизаторами) автоприцеп обладает высокой проходимостью (дорожный просвет 332 мм), не снижает скорости и маневренности автомобиля, имеет сигнализацию, электроприборы, сцепное и буксирное устройство. Автоприцеп (габариты его 3,5X1,9X1,6) можно хранить в гараже вместе с автомобилем.

Соединив две составные части автоприцепа специальной накладкой и замками по бортам, «Дон» нетрудно превратить в дачу на колесах и установить в любом понравившемся месте. Двухкомнатный палаточный домик имеет вместительную площадь - 8,5 м 2 . На ночлег в нем два человека могут разместиться на мягких диванах, а трое - на дополнительных спальных местах - полный автомобильный экипаж.

Для превращения «Дона» из сухопутной дачи в плавучую достаточно его спустить в воду на колесах, которые затем надо поднять и закрепить в надводном положении специальным фиксатором (или вообще снять). Вблизи лагеря можно передвигаться с помощью весел, для удобства выхода из воды во время купания «Дон» оборудован бортовым съемным трапом. Предусмотрены на нем и вместительные багажники, складной столик, поручни, комплектуется «Дон» черпаком, ремонтной аптечкой. Установив на транец основной части подвесной мотор мощностью до 30 л. с., можно совершать длительные дальние путешествия. С четырьмя пассажирами на борту «Дон» глиссирует со скоростью 30 км/ч, а с одним водителем скорость возрастает до 37 км/ч. Это вполне солидное судно, которое может удаляться от берега на 3 км и преодолевать волну высотой до 0,3 м, благодаря катамаранным обводам носовой части и умеренно-килеватым обводам кормовой.

Во время путешествия для лучшего обзора боковые пологи тента-палатки могут подниматься и пристегиваться. В этом случае над палубой и кокпитом остается лишь легкий теневой навес.
При длине 5,0 м, ширине 1,7 м и высоте борта 0,55 м плавдача имеет вес 220 кг, может перевозить по воде 400 кг груза (допускается и 500 кг); пассажировместимость - 4-6 человек.

Конструкторы «Дона» предусмотрели и вполне самостоятельное применение каждой из его составных частей.

Носовая секция корпуса плавдачи представляет собой легкую (65 кг) лодку с катамаракными обводами и регулируемыми транцевыми плитами, которые могут сниматься и прокладываться по правому борту - получается спальное место в состыкованном варианте плавучей дачи. Благодаря катамаранным обводам и относительно большой ширине - 1,7 м (при длине с транцевыми плитами 2,95 м) лодка очень остойчива, на неё разрешено устанавливать мотор мощностью до 30 л. с. С одним водителем скорость достигает 42 км/ч, с полной нагрузкой (225 кг) - 38 км/ч. Лодка удобна для прогулок, рыбной ловли, охоты; с 20-сильным мотором буксирует лыжника. Для обеспечения непотопляемости предусмотрены герметические ёмкости - одна в носу и две в корме.

Лодка имеет только поперечный набор, продольная жёсткость обеспечивается за счёт прямоугольного туннеля. Для гашения вибрации корпуса от работающего мотора на транце под дюралевой подкладкой проложена упругая лента. Отдельно прицеп может служить однокомнатным домиком с теневым навесом, в котором можно отдохнуть или устроиться на ночлег. Поставленный на колёса прицеп может использоваться для хозяйственных нужд.

Дача-амфибия «Дон» сделана из алюминиевого сплава Д16-Т, конструкция клепаная, корпус окрашен прочными водостойкими красками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: