Питание в эконом классе. Контейнеры для еды Ланч бокс под еду как в авиации

Кстати, очень легко опознать на борту самолета человека, который летает очень редко или летит в первый раз.
Обычно он съедает все подчистую, а потом, в самую последнюю очередь открывает влажную салфетку, которой по идее надо бы вытереть руки перед едой.

Я, обычно, приезжаю в аэропорт заранее. Если я лечу больше чем на 5 дней -- то беру с собой большой чемодан, который надо упаковать, а это время. Пока доеду до аэропорта -- даже на такси с хорошим водителем это занимает не меньше получаса. Так или иначе, к моменту подачи еды я уже изрядно проголодавшийся. Так что я в очень редких случаях что-то не доедаю. Уральские авиалинии, кстати, довольно прилично все-таки кормят.

Обычно в самолете я пью кофе. Дело в том, что я очень люблю хороший чай, дома и на работе я завариваю себе специально крепкий, крупнолистовой чай. Не жалею сахара и лимона. Так что пить чай из пакетиков, который предлагают в воздухе, я совсем не могу. Но, растворимый кофе с молоком или сливками я переношу вполне хорошо. А совсем уж без питья как-то плохо.

Если вы вылетаете из Екатеринбурга, то почти наверняка, попросив курицу, вы получите курицу вот с такой нашлепкой из лимонов. Я не против сочетания курицы и цитрусовых, совсем не против. Но в данном случае лимон высохший до состояния ботвы и совершенно не улучшает и без того страдающий внешний вид этого блюда. Но, в общем-то, если лимон выкинуть сразу и забыть о нем, то все остальное вполне съедобно.

На рейсах Москва-Иваново, которые длятся чуть меньше часа иногда, еду не подают. Так что только попить.

Я обычно сначала полностью съедаю горячее и кусочек хлеба. Булочку разрезаю пополам и делаю сандвич с сыром и колбасой. Плавленный сыр просто съедаю куском.
Если вы попросили рыбу на рейсе Уральских Авиалиний, то уточните какая именно это рыба. Если это "рыбный медальон", отказывайтесь нераздумывая. Видите его на фото? Это не жареная вареная колбаса, а именно рыбный медальон, сделанный их молотого рыбного мяса, очнь жирный и совершенно невкусный.

Кстати, про напитки. Я вот сумашедший коллекционер сахарных пакетиков. Поэтому если вдруг к чаю подают сахар в упаковке, мне незнакомой -- приходится просить стюардессу принести еще один пакетик сахара. Потому что кофе без сахара пить невозможно, а тратить новый сахарный пакетик так бездарно и утилитарно -- я не могу.

На этой фотке ужин, который нам подали Оренбургские авиалинии, по пути в Анталию. Все было вроде нормально, но так никто и не понял, зачем было 4 куска черного хлеба. Многие пассажиры так и отдали хлеб назад.

А вот тут мы уже возвращались из Турции. Очень необычно было видеть символику не компании-перевозчика, пусть он и зафрахтованный чартер, а туристического оператора.
Кстати, этот обед "ушел" вмиг. Дело в том, что между завтраком в отеле и подачей этого обеда в самолете прошло около 7 часов и перекусить было особенно негде. После отельного шведского стола меню и порции показались очень скудными.

С некоторых пор Уральские авиалинии стали тоже упаковывать еду в аккуратные бумажные боксы. Стало приятнее и удобнее обедать.

А вообще, что мне иногда не нравится в обслуживании на борту, так это то, что экипаж предлагает выбрать из "мяса", "курицы" или "рыбы" что-то одно и при этом совершенно не говорит о гарнире. Для меня, иногда, выбор гарнира будет более решающим фактором при выборе. К примеру, макаронные изделия я вот не очень люблю, потому что из в большинстве случаев готовят плохо.

Уральские авиалинии как-то везли меня на потертом Ту-154М.
Я против Ту-шек совсем ничего не имею, но салон тесноват у Уральских, это факт. Летели с коллегой, он чуть больше меня по комплекции, так что кушать там приходилось аккуратно, дабы выбить локтями еду друг у друга из рук. Сидели в пятом ряду, что давало прекрасный простор для ног, однако на время завтрака чувствуешь себя замурованным этим пристегивающимся столиком.
Кормили, традиционно, достаточно обильно для двухчасового перелета. Эконом класс.
На горячее я взял курицу. Курицу, традиционно, обложили апельсинами и подали с рисом и стручковой фасолью. Апельсины я, традиционно выкинул, все остальное было вполне вкусным, хотя курица и немного суховатой оказалась.
Традиционная влажная салфетка тоже в ланч-боксе присутствовала.

Из Москвы до Иваново предстояло лететь ЗАО "Авиа менеджмент груп". Самолет Pilatus PC-12, о нем я уже рассказывал.
Рацион был небогатым. Очень вкусный персиковый коктейль я купил в Крошке-картошке в домодедове, в снова в чистой зоне, ага. Вода была на борту. Воду производят в городе Фурманов Ивановской области.

Скудно, потому что лететь всего 50 минут, и самолетик очень маленький.

Говорю же, нравятся мне Уральские авиалинии.

Возвращался в день знаний из столицы в Екатеринбург с любимой авиакомпанией (Уральские авиалинии, ага).
Так вот, узнал я в день знаний, что в Ту154, летящим на высоте 10 километров, 3 мааааленьких кусочка неизвестной птицы, изрядно политые томатным кетчупом называются очень кратко "Курица".
Вздохнул я, поел, конечно. Но вообще завтрак был довольно скудным.
Мифическую "Курицу" дополняли макароны. Надо будет поинтересоваться, рискуют ли подавать макароны на рейсах в Рим и обратно.
Кусок черного хлеба компенсировался белой булкой.
Под кусочком сыра и оливкой лежало что-то ветчиноподобное, а на самом дне прятался листик салата.
Пирожное было сладким, так что я смело пожертвовал сахар в домашнюю коллекцию, а не в чай. Хочу ли я кофе вместо чая меня никто не спросил.
Томатный сок был так себе.
Реклама внутри ланчбокса позволяла любоваться Екатеринбургскими новостройками и раздумывать над тем, почему у нас половину жилых новостроек возводит компания под названием АТОМстройкомплекс.

Разгребая архивы фоток, наткнулся вот на эту. Летел 12-го апреля, возвращался из Москвы домой в Екатеринбург.
Помню что альтернативы не было и пришлось лететь нелюбимыми S7 airlines.
Набор еда традиционный для этого рейса. Не очень свежая булка, лапша с курицей, сок, который обычно я не выпиваю, а забираю с собой.
Вот что мне нравилось у "Сибири", так это стаканчик воды в рационе. Не могу просто так есть, не запивая еду водой.
В общем рейс как рейс, правда потом его посадили в Перми, а не в Екатеринбурге, из-за погоды и там я наелся и напился в кафе, но это уже другая история, об этом я рассказывал.

Летел Уральскими Авиалиниями, снова на потертой старенькой Ту-шке 154-й.
Салат "аппетитный", набор колбасок-сосисок, печенье, шоколадка, два куска сыра горчица.
На горячее были макаронные бантики с парой кусков цветной капусты и говядина с черносливом и, понятное дело, чай.

Летел я, что называется, мордой в стену.
Дабы не пассажиры не сошли с ума от неудобства, в стене проделаны дыры для ног, через которые я периодически что-то там пинал.
Но, плюс этого -- не не столик у меня был, а настоящая столешница на троих.
Сидеть было реально неудобно, но есть было нереально удобно по сравнению с обычными местами.
Мясо с макаронами было вкусное. Ну не то чтобы прямо пальчики оближешь, но вкусное.

Подают еду вот в таких ланч-боксах. Снаружи самореклама, мне уже неактуальная.

Почитал я про колбасный набор, что там первого сорта, что высшего, неинтересно.

Салат "Аппетитный" был вкусен и хрустящ! Однако этикетка говорила что сделали его в пятницу, а летел я уже в понедельник утром.
Хотя что сделается квашенной капусте-то.

В общем съел горячее, съел салат, открыл колбаски-сосиски, посмотрел на этот смайлик.

А потом взял булку, сыр, колбаски эти и сделал бутерброд из серии разорви лицо.

Шоколадку с печенькой доесть не смог, забрал с собой. Ирония судьбы, кстати, стаканчики рекламные, но кофе на борту не предлагают.

Люблю, чтобы после еды, мусор был аккуратно собран обратно в ланч-бокс.
Иногда для этого приходится разламывать кружки и вилки, гнуть пластиковые ножи, превращать тарелки в матёшки и вообще вспоминать тетрис.

Летел не я, а сестренка. Помятуя о моем бзике на теме самолетной еды, сфоткала завтрак. Утверждает что было все вкусно.
Рейс Люфтганзы из Екатеринбурга во Франкфурт-на-Майне.
На мой взгляд, блинчик, пусть даже и с вареньем, это не еда. Хотя немного мяса и сыра тоже выдали.
Выглядит, конечно, очень аппетитно.

У аэрофлота клевые самолеты, неплохие тарифы, клевый собственный терминал в Шереметьеве.
Но кормят по маршруту Екатеринбург - Москва - Екатеринбург не очень.
В этом году я ими не часто летал, но тем не менее.
На фотке выше - завтрак на пути из Екатеринбурга в Москву.Сыр-колбаса-буженина прикрывают лист горького салата. Оливка на закуску. Кусок хлеба, масло, пирожное на сладкое. Горчица - чтобы было чем занять ум, пытаясь пристроить ее куда-то. На горячее - кофе.

А вот это ужин на рейсе Москва - Екатеринбург. Добавили джема, булку и сыр. Вообще складывается ощущение, что кейтерингом в Кольцово Аэрофлот не пользуется и привозит хавку на обратные рейсы из Москвы.

А вот Уральские авиалинии покормили по-уральски. Традиционно обильно, хотя гречка была недоварена.

Компания Ютэйр заботится, чтобы на их рейсах пассажиры не поправлялись.
Лететь чуть больше двух часов. Билет в обе стороны стоит 17 000 рублей.
Летели на Ан-24 весьма почтенного возраста. Очень устаю я от этого самолета, шумно, перепад давления сильный, тесно.
Кормили пол-стаканом сока, карамельки раздавали на взлете и посадке, еще был стакан колы - но я ее выпил, не стал фоткать.

По пути Екатеринбург-Москва-Ганновер и обратно в самолетах кормили.
Аэрофлотовской еды я съел уже довольно много, вся она однообразна, поэтому при покупке билетов заказал я всякого спец-питания типа без клейковины, да низкокалорийное, да кошерное и индуистское всякое. Но система бронирования обломала все планы, сообщив что на этих рейсах спецпитание не предлагается. Ну на нет и суда нет.
А вот когда в самолет сели, да полетели подходит ко мне бортпроводник и произносит немного забавную фразу "Господин Лебедев, это вы заказывали кошерное?".
Ну, думаю, система бронирования хитрая оказалась и что-то там таки заказалось. Ну раз заказалось, то и принесли.
Капуста маринованная хрустящая с морковкой.
Колбаса, из чего не знаю, но, видимо не свинина.
Кошерный пакетик кошерного кофе, весь в буковках на иврите.
Большая булка. Обычная такая, маслом хорошо ее намазывать и с чаем потреблять.
Кусок печенья с изюмом, вкусное.
Трогательная красная рыбка на шпажках. Коричневый цвет рыбки вызван не только моим фотографическим талантом, а самой что ни на есть выдержкой этой рыбки на воздухе. Засохла в лучших традициях воблы к пиву. Пытаться жевать не стал.
Хумус от "ПерекусовЪ". Это такая паста из нута, с горчицей на вкус. Наверное ею надо было намазывать булку. Но я не стал.
Джема пол-ложки персикового, вкусный но маааленький.
Кружку добротную пластиковую выдали, а всем остальным приходилось довольствоваться стаканами бумажными. И вилок было две штуки, видимо для капусты одна, для колбасы другая.
Ну и сертификат кошерности, что все эти явства были приготовлены с соблюдением да под наблюдением.

На рейсе Москва-Ганновер бортпроводник подошел ко мне заранее. Попросил меня лично разорвать все слои полиэтилена, в который был упакован мой кошерный рацион, дабы вынуть оттуда касалетку с горячим, чтобы разогреть.
Типа он и сам это может сделать, в моем присутствии и по моей просьбе, видимо иначе кошерность нарушается.
Мне даже как-то неудобно стало, что вот носятся со мной как с писаной торбой.
Так или иначе все что надо распечатали, разогрели.
На горячее было что-то мясное, что плавало в жидком пюре с морковкой. На вкус мясное походило на говядину, но безговорочно утверждать не берусь.
Все остальное не отличалось от рейса до Москвы. Булка-джем-печенье-капуста.
А вот рыбка была посвежее, не сухая, так что я ее съел.

Печение было уже не то что на пути сюда. Вкусное, но без изюма.


Ко всему кошерному рациону обязательно прилагался сертификат кошерности, кофе везде был натуральный, бортпроводники приветливы и вежливы, а соотечественники радостно хлопали в момент посадки.

Люди, которые решили брать с собой на работу обеды из дома, через неделю сталкиваются с одинаковой проблемой. Они не знают, что положить в ланч-бокс. Бутерброды и пельмени надоели, а доедать вчерашние макароны нет никакого желания. Лайфхакер решил внести разнообразие в содержимое ваших ланч-боксов и сделал эту подборку.

Amanda Quintana-Bowles/Flickr.com

Онигири - это японские рисовые шарики или треугольники с начинкой внутри, обёрнутые нори. В Стране восходящего солнца они очень популярны. Существует множество вариаций и даже есть специализированные магазинчики, где продаются только онигири.

Плюсы : сытно; большое разнообразие начинок.
Минусы : тонкости в выборе и приготовлении риса; недешёвые ингредиенты.
Среднее время приготовления : от 30 до 60 минут.

Ингредиенты

  • 1 стакан риса для суши;
  • 2–3 листа нори;
  • 200 г малосолёной сёмги;
  • 100 г сливочного сыра.

Приготовление

Лучше брать круглозернистый рис - он более клейкий. Его нужно тщательно промыть, пока вода не станет прозрачной. Промытый рис следует запускать в кипяток и варить на медленном огне до готовности. Готовый рис оставьте на некоторое время под закрытой крышкой.

Приготовьте начинку: рыбу порежьте на небольшие кубики (проследите, чтобы не было костей) и смешайте со сливочным сыром.

Когда рис остынет до температуры, позволяющей держать его в руках, можно приступать к лепке. Положите на ладонь пласт риса, на него небольшой кусочек начинки и сожмите ладонь.

Слово «онигири» происходит от глагола «нигиру», что переводится как «сжимать». Чтобы шар был ровнее, покатайте его между ладонями. Треугольные онигири можно сделать при помощи широкого ножа.

Получившийся колобок оберните полоской водоросли нори и сложите в ланч-бокс. Если готовите с вечера, нори лучше оборачивать утром, чтобы блюдо не размокло. Храните онигири в холодильнике.


Melissa Cuppett/Flickr.com

Плюсы : полезно; сытно.
Минусы : миндальная мука и мука из льняного семени найдётся не в любом магазине.
Среднее время приготовления : от 30 до 60 минут.

Из следующего количества продуктов у вас получится четыре порции.

Ингредиенты

  • 900 г куриной грудки;
  • 100 г миндальной муки;
  • 2 яйца;
  • 1 столовая ложка муки из льняного семени;
  • 1 чайная ложка паприки;
  • ½ чайной ложки чесночного порошка;
  • ½ чайной ложки соли;
  • ½ чайной ложки сухой петрушки;
  • ¼ чайной ложки чёрного перца.

Приготовление

Если вам плевать на углеводы, то смело берите панировочные сухари. Но помните, что калорийность блюда при этом увеличится. Те, кто следит за фигурой, смешайте в глубокой тарелке все сухие ингредиенты.

В отдельной миске взбейте яйца. Опускайте нарезанное ломтиками куриное филе сначала в яичную смесь, а затем в мучную. Выложите курицу на противень, застеленный пергаментом, и выпекайте в разогретой до 220 градусов духовке в течение 20 минут.

В качестве гарнира можно использовать зелёный горошек или бобы.


Shinya Suzuki/Flickr.com

Рамен - блюдо из пшеничной лапши, пользующееся большой популярностью в странах Азии. Между ресторанами, специализирующимися на рамене, царит нешуточная конкуренция. Но кроме свежего рамена существует и мгновенный. Он-то нам и потребуется.

Плюсы : дёшево и сердито; сытно.
Минусы : калорийно; долгое приготовление, если нет готовых котлет.
Среднее время приготовления : от 60 до 120 минут.

Ингредиенты

  • 1 упаковка лапши быстрого приготовления;
  • котлета для бургера;
  • 2 яйца;
  • ломтик чеддера;
  • 1 столовая ложка остро-сладкого соуса чили;
  • зелёный лук и листья салата;
  • оливковое масло.

Приготовление

Отварите лапшу по инструкции, обсушите и немного остудите в дуршлаге. Переложите в тарелку и залейте взбитым яйцом. Перемешайте. Застелите две миски с плоским дном диаметром около восьми сантиметров пищевой плёнкой и смажьте растительным маслом. Выложите в них лапшу, заверните плёнку и, придавив любым тяжёлым предметом, отправьте на час в холодильник.

Обжаренный бекон уложите в питу (удобно разделить её пополам) вместе с листьями салата и нарезанными помидорами черри.


Rachelle @ Mommy? I’m Hungry!/Flickr.com

Если угостите ими коллег, рискуете сами остаться без обеда.

Плюсы : сытно; вкусно даже в холодном виде.
Минусы : довольно трудоёмкое приготовление; большое количество ингредиентов.
Среднее время приготовления : от 40 до 80 минут.

Ингредиенты

  • 500 г слоёного теста;
  • 700 г говяжьего фарша;
  • 200 г полутвёрдого сыра;
  • 1 яйцо;
  • 1 томат;
  • 1 луковица;
  • 1 зелёный болгарский перец;
  • 1 зубчик чеснока;
  • ½ стакана кетчупа;
  • ½ столовой ложки воды;
  • 1 чайная ложка тмина;
  • 1 чайная ложка орегано;
  • 1 чайная ложка порошка чили;
  • 1 чайная ложка корицы;
  • оливковое масло для жарки;
  • свежая кинза и петрушка.

Приготовление

Приготовить в домашних условиях довольно трудно. Лучше держать в морозилке на всякий случай готовое.

Обжарьте на оливковом масле фарш с измельчённым луком и перцем. Когда лук станет золотистым, а мясо мягким, добавьте измельчённый чеснок и жарьте ещё около минуты, постоянно помешивая. Слейте со сковороды жир и добавьте томат, кетчуп, рубленую зелень и специи. Уменьшите огонь до минимума и тушите около 10 минут. Затем снимите с огня и остудите.

Раскатайте тесто и вырежьте из него круглые лепёшки. В центр каждой из них выложите 1–2 столовые ложки начинки. Сверните. Для того, чтобы края лучше держались, смажьте их яичной смесью (яйцо нужно взбить с водой).

Выпекайте в течение 15–20 минут в разогретой до 190 градусов духовке. Не забудьте застелить противень пекарской бумагой или смазать маслом, а в ланч-бокс обязательно налейте кетчуп или другой соус на своё усмотрение.


Foodtolove.com.au

Это оригинальная альтернатива сэндвичам. При такой необычной подаче коллеги обязательно попросят у вас пару штук на пробу. Так что делайте больше.

Журнал/Как и где готовят еду, которую подают в самолетах - все самое вкусное из мира туризма на «Тонкостях». Необычные рецепты, любимые блюда из путешествий и многое другое читайте на «Тонкостях туризма».

Пассажиров кормят почти на всех регулярных авиарейсах, исключение - лоукостеры, снижающие стоимость билетов всеми доступными способами. Любознательный турист наверняка задумывался: откуда берется эта еда? Кто ее готовит? У каждой авиакомпании своя кухня или есть какая-то общая, где все перевозчики заказывают свои касалетки?

На самом деле оба варианта имеют место. Есть предприятия, специализирующиеся на авиакейтеринге. Они сотрудничают с несколькими перевозчиками, авиакомпании в свою очередь - с несколькими кухнями в разных городах. Это позволяет загружать на борт питание только для предстоящего рейса, а не возить огромное количество еды по разным странам. Многие из таких предприятий оказывают комплексные услуги: обеспечивают питание, проводят уборку, экипировку бортов.

У некоторых авиакомпаний, в России это «Аэрофлот» и «Ютэйр», есть собственные фабрики-кухни, но не во всех городах.

3 любопытных факта о питании в самолетах, которые вы могли не знать:

1. Изготовление

Отличительная особенность каждого предприятия, специализирующегося на бортовом питании, - повышенные требования к безопасности. Строго следят за качеством, не пускают посторонних, чтобы избежать массовых отравлений. В приготовлении бортовой еды не используются скоропортящиеся продукты, например, творог или сливочный крем, потому что проблемы с пищеварением никому не нужны. Особенно, пилотам - ведь еду для них делают здесь же, хотя и по особому меню.

В цехах, как в ресторанах, готовят сразу несколько горячих и холодных блюд для разных авиакомпаний плюс специальное меню, например, диабетическое или постное. Пассажирам первого класса часто предлагают блюда высокой кухни с привлечением даже мишленовских поваров.

Последние модные тенденции авиаменю - паназиатская кухня, которая постепенно вытесняет многолетнего лидера - итальянскую.

2. Фасовка

Горячую еду фасуют в фольгированные контейнеры (касалетки) для эконом-класса и в керамическую посуду с приборами для первого и бизнес-класса. Обязательно используют маркировку, чтобы понимать, какое блюдо внутри. Холодные закуски кладут в ланч-боксы и запаивают в герметичные пакеты. Все это вместе с кондитерскими изделиями в упаковочном цехе складывают на подносы, их - на тележки, которые грациозно возят по салону стюардессы. Тележки у каждой авиакомпании свои, они отличаются по форме в зависимости от модели самолета.

Если полет длится меньше двух часов, пассажирам предлагают только ланч-бокс с холодными закусками.

3. Доставка

Заполненные тележки пломбируют и маркируют, указав время приготовления, номер рейса, пункты отправления и прибытия, время вылета, затем оправляют в аэропорт для погрузки самолет. Приготовленная еда хранится всего несколько часов, поэтому контейнеры собирают к фактическому времени вылета с учетом всех задержек. А разогревают ее в специальном шкафу в хвостовой части самолета.

4. Подача

Традиционно стюардесса предлагает на выбор два блюда: их должно быть поровну. Общее их количество соответствует числу пассажиров с запасом в один набор на 50 человек. Поэтому тем, кто получает еду последними, выбирать обычно не приходится.

Себестоимость одного стандартного обеда в эконом-классе - 150 RUB, что не так много в сравнении с ценами на авиабилеты. Однако содержание, погрузка контейнеров, услуги кейтеринговых компаний тоже стоят денег, отказ от всего этого и позволяет снижать тарифы.

Организация питания пассажиров на борту самолета - крайне важный и достаточно сложный процесс, при котором необходимо учитывать целый ряд факторов, в том числе длительность перелета, время суток, тип самолета, класс обслуживания пассажиров и многое другое. Как правило, на коротких и ночных рейсах пассажирам предлагается компактный ланч-бокс с бутербродами, сэндвичами, орешками, минеральной водой и другими напитками. На длительных рейсах каждые четыре часа предусмотрено горячее питание. Рацион зависит от класса обслуживания, но всегда включает не менее трех-четырех блюд (мясо, рыба, птица), а также чай, кофе, соки. Питание пассажиров первого и бизнес-класса отличается более широким ассортиментом с наличием деликатесов. Продуктовые наборы формируются не про запас, а партиями по мере поступления заказа. Блюда изготавливаются, сервируются и пакуются в соответствии с жесткими санитарными нормами, ведь отравление пассажиров во время перелета чревато серьезными осложнениями. По окончании сервировки блюдо закрывается целлофаном или крышкой, а затем хранится при определенном температурном режиме вплоть до сервировки в тележки уже на борту. Готовые холодные блюда фасуются на тарелки, полуподносы и до подачи пассажирам размещаются в специальных контейнерах; продукция в вакуумной упаковке - в термоконтейнерах или сумках-холодильниках; некоторые компоненты рациона хранятся в индивидуальной упаковке (так называемые снек-боксы, ланч-боксы, динер-боксы). На все упакованные продукты наносится маркировка - сведения о содержимом, изготовителе, дате выпуска и сроке годности, также указываются номер рейса, дата, время вылета. Меню для бортпроводников в большинстве случаев то же, что и для пассажиров. А вот к качеству питания летного экипажа предъявляются куда более жесткие требования. Блюда для пилотов готовят отдельно; на всех стадиях приготовления, упаковки, транспортировки комплекты проходят многочисленные проверки и помечаются особой маркировкой. Обслуживание пассажиров варьируется в зависимости от класса обслуживания. В первом оно аналогично ресторанному: сначала - закуска, потом - горячее и затем десерт. В других классах все блюда приносят сразу. Отличается и сервировка стола. В эконом- и бизнес-классах еда, как правило, подается в одноразовом контейнере, а также используется одноразовая или многоразовая пластмассовая посуда. Горячие блюда фасуются в специальные алюминиевые контейнеры (касалетки) или пластиковые из кристализованного полиэтилентерафталата, которые способны, не деформируясь, выдерживать температуру свыше +150 °C. В салонах первого класса блюда подают в фарфоровой или даже хрустальной посуде (в отличие от обычной авиационная посуда более тонкостенная и упроченная), со столовыми приборами из нержавеющей стали или мельхиора. Одноразовая упаковка для бортового питания чаще всего изготавливается из полимеров и алюминия. Она должна соответствовать целому ряду критериев, таких как безопасность для здоровья человека, инертность по отношению к пищевым ингредиентам и устойчивость к развитию микроорганизмов, а также обладать легким весом и компактностью. Многие авиакомпании имеют пределенные требования к размерам упаковки, что связано с габаритами бортового оборудования (контейнеры, тележки и др.). Стоимость комплекта питания может существенно варьироваться в зависимости от бюджета компаний. У российских перевозчиков он обходится в среднем в 3–4 доллара, у западных - 5–6 долларов, иногда и выше. В большинстве случаев стоимость продуктового набора автоматически включается в билет и составляет до 5% от общей стоимости билета. Специалисты в области авиакейтеринга подчеркивают, что бортпитание просто не может быть дешевым из-за затрат на безопасность и непростую логистику. Однако в последние годы на международном рынке сформировался сегмент авиакомпаний low-cost, где еда вовсе не является обязательной частью полета: это дает пассажиру возможность сэкономить. При желании он может заказать продукты из меню за отдельные деньги. Sky Express - единственный российский перевозчик, работающий в сегменте low-cost. По данным за 2007 год, в среднем каждый ее пассажир приобретает за время рейса питание на сумму 50 рублей, причем основные продажи здесь обеспечивают не готовые упакованные комплекты продуктов, а отдельные наименования -сэндвичи, шоколадные батончики и др.

Фабрики-кухни

Вопросы, связанные с формированием продуктовых комплектов для бортового питания, лежат в ведении авиакейтеринговых компаний. Среди них есть предприятия с полным циклом производства (от закупки сырья, приготовления блюд до их фасовки и упаковки, а также розлива напитков) и те, которые закупают готовые полуфабрикаты, а затем на заказ формируют и доставляют наборы. Второй вариант предпочитают многие компании в странах, где развита индустрия производства готовых блюд и полуфабрикатов, отвечающая жестким требованиям авиакейтеринга. В России же пока преобладает кейтеринг полного цикла. Чем больше аэропорт, тем крупнее его основной производитель бортпитания, он же зачастую и единственный. В Москве, как и в целом по стране, лидирует компания «Домодедово Эр Сервис», в зависимости от сезона производящая ежедневно 45–60 тыс. рационов питания для 250–300 рейсов. Она обеспечивает более 45 российских (около 80% отечественного рынка воздушных пассажирских перевозок) и 40 авиакомпаний из стран ближнего и дальнего зарубежья. Вторым по величине является «АэроМар» (20–45 тыс. рационов) - совместное предприятие «Аэрофлота» и корпорации LSG Sky Chefs, компании №1 в мире по производству бортпитания для авиаперевозчиков. Затем следуют «Ресторан при МА Внуково» (15–25 тыс. комплектов) и «Аэро-Фуд Кейтеринг» - «дочка» Международного аэропорта Шереметьево. В Санкт-Петербурге на рынке авиационного кейтеринга лидирует Служба организации бортового питания ГТК «Россия», расположенная в аэропорту «Пулково» (около 10 тыс.) Из региональных производителей бортпитания можно отметить «Кольцово» в Екатеринбурге и «Толмачево» в Новосибирске (каждый до 6 тыс. рационов в сутки). Особую нишу занимает московская компания «Провайдер-сервис» - она обслуживает исключительно VIP-пассажиров. Упаковку для бортпитания в России производят и продают не более четырех-пяти компаний, в том числе «Планета Термоформинг», «Мистерия», группа «СХЛ». Они предлагают одноразовые ланч-боксы (ПЭТФ, полистирол) для холодных и горячих блюд, снэк-боксы, тарелки, салатники, чашки, стаканы, столовые приборы отечественного производства, а также пластиковую посуду для многоразового использования крупнейших зарубежных производителей De Ster, W.K. Thomas и др. Ведущим отечественным производителем авиационных алюминиевых касалеток для горячих блюд является «РУСАЛ-Саянская фольга». Представители компаний, потерпевшие неудачу при попытке выйти на рынок одноразовой упаковки для бортпитания, сетуют на его закрытость и жесткий контроль со стороны чиновников. Действительно, количество игроков в сегменте авиакейтеринга весьма ограничено, немного и поставщиков упаковки для бортовых продуктовых наборов. Новым компаниям очень сложно войти в этот сегмент, даже несмотря на проходящие тендеры. Между тем стоит отметить, что рынок бортпитания является закрытым не только в России, но и во всем мире, втом числе и по соображениям безопасности. За рубежом производством бортпитания занимаются преимущественно холдинги при аэропортах или глобальные операторы типа LSG Sky Chefs, работающего более чем в двухстах аэропортах. Небольших независимых компаний на этом рынке крайне мало. Хотя вполне можно допустить, что российские бизнес-реалии лишь усугубляют эту закрытость. Так, компанию «Провайдер-сервис» в свое время не пускали во Внуково, гендиректор которой Алла Сучинская подала заявление в антимонопольную службу и выиграла суд. Кстати, по ее мнению, разговоры о невозможности выхода на данный рынок сильно преувеличены. Однако это очень непростой бизнес, потому желающих вкладывать средства в борьбу за место и рисковать «с нуля» крайне мало.

Рынок в пролете?

Отечественные производители одноразовой упаковки для бортпитания cчитают этот рынок весьма привлекательным, ведь объемы авиаперевозок в России с каждым годом увеличиваются. Так, по данным Ассоциации производителей сервисных услуг для пассажиров на транспорте, в 2006 году отечественными авиакомпаниями было перевезено 38 млн пассажиров, а по итогам 2007-го данный показатель вырос на целых 18%! Соответственно, с ростом пассажиропотока повышается спрос на продуктовые комплекты, а следом - и на упаковку для них. При этом, по словам упаковщиков, основную долю продаж составляют стандартные пластиковые контейнеры. Иногда вместо обычных прозрачных ланч-боксов или белых тарелок авиакомпании заказывают цветные (в тон фирменному цвету авиакомпании), иногда - с корпоративной символикой. Дело в том, что первостепенным вопросом является все же качество блюд, а вот в упаковке можно обойтись и без особых изысков - главное, чтоб она отвечала санитарным нормам. Мировой рынок бортпитания находится, по мнению экспертов, в состоянии стагнации. Большинство зарубежных перевозчиков стремятся к экономии, и в первую очередь «в жертву» приносят бортпитание пассажиров экономкласса. Такому принципу следуют и российские авиакомпании.

По данным экспертов, за последние десять лет расходы «Аэрофлота» на питание пассажиров снизились почти в два раза: если раньше цена рациона питания в экономклассе составляла 5 долларов, то сейчас - около 3,8. Разумеется, в этой ситуации перевозчикам нет смысла вкладывать значительные средства в улучшение внешнего оформления или конструкций одноразовой упаковки. Однако не все столь пессимистично. Несмотря на сложности, рынок упаковки для бортового питания все же развивается. Специалисты компании «Домодедово Эр Сервис» отмечают, что требования авиаперевозчиков к фасовке и упаковке растут: «Если раньше фабрика упаковывала продуктовые наборы для российских авиакомпаний в основном в одноразовую посуду и контейнеры, то сейчас поступает больше заказов на сервировку в многоразовую посуду». Отечественные кейтеринговые компании внедряют технологию упаковки скоропортящихся продуктов питания в газомодифицированной среде. Пионером в этой области не только на авиационном, но и на всем пищевом рынке стала все та же «Домодедово Эр Сервис», внедрившая данный метод еще в июле 2003 года. В процессе упаковывания блюд при помощи газа используется особая упаковка с высокими барьерными свойствами, позволяющая обеспечить герметичность и препятствующая проникновению агрессивной среды и кислорода. В июне 2008 года «Домодедово Эйр Сервис» совместно с инжиниринговым центром Gastronorm запустила консалтинговый проект, в рамках которого будет проведен комплекс работ по оптимизации процессов упаковки бортовых рационов питания. В ходе экспериментов станут испытываться новейшие технологии упаковки готовой продукции, применяемые на комбинатах бортового питания ОАЭ, Англии и Америки. Еще одной из тенденций является постепенный переход на экологически чистую и легко утилизируемую упаковку. Так, в сентябре «Аэрофлот» сообщил о комплексе мероприятий, направленных на снижение потребления топлива и других энергоресурсов и вместе с тем на повышение экологических показателей. Наряду с обновлением парка воздушных судов, внедрением электронного билета и другими действиями будет осуществляться замена пластиковых контейнеров и стаканчиков на бумажные. Некоторые российские авиакомпании используют одноразовую упаковку в качестве инструмента для формирования лояльности пассажиров. Скажем, питание для детей пакуют в специально оформленный красочный ланч-бокс и дополняют забавной игрушкой. А вот еще более интересный пример: по заказу Austrian Airlines шеф-повар Хельмут Остеррейхер, имеющий четыре короны (национальный аналог звезд Мишлен), придумал блюда для пассажиров экономкласса на коротких перелетах. Легкие закуски от «повара десятилетия» подают упакованными в специальный Austrian Snack Box, крышку от которого можно оторвать и бесплатно отправить как открытку в любую точку мира. По словам специалистов компании, порой отправляется до 4 тыс. таких открыток в день. А вот большинству российских кейтеринговых фирм и авиаперевозчиков пока не до открыток: в первую очередь следует решить вопрос качества бортового питания. Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко отмечал, что, по данным управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ, в 2005–2006 годах было проведено 490 обследований цехов бортового питания. Из 1500 лабораторных проб, взятых с готовой продукции на борту самолетов, по микробиологическим показателям не соответствовало нормам более 11%. В цехах бортового питания этот показатель в среднем по России составил 5%. Причем в ряде регионов он значительно превысил среднероссийский: в Красноярском крае - 50%, в Самарской и Курганской областях - 40%, в Республике Дагестан - более 28%. Не зря же в феврале 2007-го Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с ухудшением качества питания на российских авиалиниях выпустила постановление «Об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов». Представители авиакомпаний сетуют, что на сегодняшний день отсутствуют механизмы, которые регулировали бы рынок предоставления услуг питания на транспорте. Раньше существовала система сертификации производства бортпитания, но она вступала в противоречие с российским законодательством, поэтому ее отменили. Хотя Роспотребнадзор и осуществляет разовые проверки, однако для влияния на ситуацию в целом у него просто нет механизмов. Качество упаковки также никто не контролирует.

Под стук колес

Питание в поездах - еще один, казалось бы, привлекательный рынок для игроков индустрии питания, если бы не одно «но». Дело в том, что в нашей стране ОАО «Российские железные дороги» является перевозчиком-монополистом и не желает отдавать на сторону ни один лакомый кусок «своего» бизнеса. Это и понятно, ведь услуга питания, например, приносит 5% дохода от пассажирских перевозок, хотя прибыль могла бы быть и больше. В отличие от авиации, где бортпитание вошло в стандарт сразу с появлением регулярных рейсов, на российской железной дороге продуктовые наборы в ланч-боксах появились лишь в начале 1990-х и за это время не особенно распространились. Сейчас их можно получить в вагонах повышенной комфортности, которыми, по данным РЖД, пользуется лишь 6% пассажиров, или порядка 6,2 млн человек. Билеты с гарантированным питанием приобретают 5,5% от общего количества пассажиров дальнего следования. Средняя цена на стандартный комплект продуктов составляет 200–300 рублей плюс 20% за обслуживание. В вагонах-ресторанах питается в среднем по 15–35 человек с поезда. Около половины вагонов-ресторанов компания «РЖД» сдает в аренду частным операторам питания, которые не только обслуживают посетителей, но и доставляют ланч-боксы в вагоны повышенной комфортности (бизнес-класса и экономкласса). А основным производителем продуктовых комплектов для железных дорог является «Домодедово Эр Сервис». Компания поставляет 2–3 тыс. рационов в сутки в 37 поездов, уходящих со столичных вокзалов. Но, разумеется, не может полностью обеспечить потребности рынка, так что на сегодняшний день спрос превышает предложение. Согласно требованиям, рацион гарантированного горячего питания в поезде должен состоять из холодной закуски, горячего блюда на выбор, фруктов, кондитерского изделия, минеральной воды, чая, кофе, сахара.«Холодный» набор может включать йогурты, круассаны, масло, плавленый сыр или икру в мелкой расфасовке, свежий сыр или колбасу в индивидуальной упаковке, а также напитки, соки. Но на практике все гораздо прозаичнее. «Вы видели ланч-боксы, которые сейчас обычно дают в поездах? - сердится один из собеседников PG. - Это такая пластиковая штука, куда нарезана засаленная колбаса, положен йогурт и булка, которой можно убить. За это берется 300 рублей». РЖД регулярно выявляют предпочтения пассажиров относительно питания в пути с помощью опросов. Любовь Полковникова, замначальника службы организации питания и сервисного обслуживания пассажиров Федеральной пассажирской дирекции РЖД, рассказывает: «Большинство пассажиров отдают предпочтение горячему питанию. Кроме того, многие хотят видеть в меню свежие фрукты и овощи. Но зачастую это создает сложности для выполнения санитарных норм: такие продукты быстро портятся, хотя последние технологии, использующие модифицированную газовую среду, позволяют идти навстречу подобным желаниям. Больше всего критикуют гарантированные наборы питания, так называемые ланчики. Такие рационы уже надоели пассажирам, постепенно будем от этого отходить. И более того, мы планируем полностью изменить концепцию организации питания на железной дороге - от стандартов питания и системы приготовления блюд до посуды и упаковки. Сейчас, например, в зависимости от класса вагона используются разная посуда и упаковка. Для пассажиров бизнес-класса блюда подаются на фарфоровой посуде, столовые приборы - из нержавеющей стали, для обслуживания в вагонах экономкласса используются пластиковые контейнеры, одноразовые столовые приборы. На некоторых направлениях применяют пенопластовые боксы, принятые в системе фастфуда, на других - касалетки, как в самолетах. Очевидно, что нужно переходить на единый стандарт рационов и их сервировки». В будущем специалисты РЖД намерены прийти к такому же высокотехнологичному питанию, как на борту самолета. «На Западе в вагонах-ресторанах не готовят, а только разогревают и подают блюда. Конечно, в Европе нет таких длинных маршрутов, дорога занимает 2–4 часа, а в России нам не удастся полностью отказаться от готовки в вагонах-ресторанах, но мы стремимся свести это к минимуму», - отмечает Любовь Полковникова. Отставание от зарубежья связано еще и с тем, что вагонный парк РЖД устарел. К работе по новым технологиям (с использованием готовых замороженных блюд) пригодно около 200 вагонов-ресторанов из 880. Но уже сейчас в системе питания на железнодорожном транспорте начали происходить кардинальные изменения. Осенью 2008 года компания «Арпиком», управляющая несколькими ресторанными сетями, заявила, что выходит в сегмент бортового питания пассажиров поездов, создав совместное с РЖД предприятие «Единая Сеть Питания». СП уже строит первую высокотехнологичную фабрику-кухню для производства готовой еды. Учредитель «Арпикома» и «Единой Сети Питания» Михаил Зельман отметил в интервью изданию Food Servise: «Я убежден, что индустрия гостеприимства в нашей стране достигла переломного момента, после которого она должна развиваться иначе. Теперь необходимо предлагать решения в области общественного массового питания, а не развивать локальные рестораны. РЖД постоянно проводят тендеры на обеспечение пассажиров питанием в поездах. Но почему мы них сегодня не участвуем? Мы не хотим собирать боксы из сомнительных продуктов на коленках низкоквалифицированного персонала. Наше сотрудничество с РЖД заключается в другом: мы создали совместное предприятие «Единая Сеть Питания». Это компания, инвестирующая в строительство фабрик, которые будут выпускать принципиально новый продукт. Во всем мире таких производств единицы, а в России вообще нет ни одного. Если сравнивать нашу фабрику с существующим производством «Домодедово Эр Сервис», то это как автомобили, выпущенные в 1905-м и 2005-м. И то, и другое довезет до места, но эффективность работы даже сравнить невозможно. На нашем производстве практически нивелирован человеческий фактор. Мы, наоборот, стараемся упростить технологию. На борту готовить блюда полного цикла нельзя. Нет гарантий, что вас не отравят, поскольку могут происходить технологические сбои. На борту можно оставить только операции разогрева и подачи. Наша задача - подобрать такие блюда, которые не потеряют качество при разогреве. Я убежден, что сегодня технологии позволяют добиться на крупном производстве лучшего качества еды, чем при приготовлении дома. А разговоры про «бабушкину еду» - это все маркетинг. На борту должны быть профессиональные стандарты питания и единое меню». Общий объем инвестиций в проект - около $100 млн.

Кто ест в самолетах? В ответ на этот вопрос я бы всегда поднимала руку. Час пути за трапезой сокращается до нескольких минут. Придумываю интересные бутерброды из холодных закусок. А еще соревнуюсь сама с собой на самый аккуратный контейнер, который после еды становится складом упаковочек. Десерт я почти всегда отдаю встречающему меня Максиче. Он любитель сладкого, в отличие от меня.

Ела-ела и никогда не задумывалась над тем, каким образом готовится эта еда и попадает на борт. ЮТэйр позвал меня на свою историческую родину, в Сургут, где на 350 метрах цеха бортового питания готовится еда для всех рейсов, вылетающих из этого аэропорта. Вообще своей едой среди российских авиакомпаний кормит только ЮТэйр и Аэрофлот. Остальные заказывают кейтеринг в аэропорту, расфасовывая в собственные коробочки, как это делает сибирская S7.

В Сургуте ЮТэйр готовит не только для пассажиров самолетов, но и для кафешек в аэропорту, и для гостиницы при нем.

Главный человек в бортовом питании ЮТэйра – Николай Васильевич. О нем очень хорошо написал Сережа, мы с ним вместе летали.

Десятки миллионов накормленных пассажиров в год. Больше тысячи человек в четырех аэропортах. И два с половиной миллиарда выручки. Он управляется с этим всем из своего кабинета здесь, в Сургуте. Его захватывает масштаб, он вдохновляет им меня. Вот такой он – Николай Васильевич. Он вдруг восклицает свое любимое: “Пассажир всегда прав!”

И вновь с любовью начинает про деток. Как сложно их возить. Гораздо сложнее, чем паломников на хадж. Как нужно готовить стюардесс. Скрывается куда-то и возвращается с раскраской и карандашами. Дарит их моей коллеге. Ведь у нее ребенок.

Он шумный и добрый. Знает всех по имени-отчеству, которые произносит с любовью. Тут среди всех пароконвектоматов и плит царит совершенно другая атмосфера, чем на кухнях сетевых ресторанов Москвы. Тут как в кино. И пахнет булочками”.

Там, где начинается еда, начинается стерильная зона. Снимаем верхнюю одежду и запаковываемся в халаты со “входом” на спине, бахилы и шапочки. Щетинистому Сереже выдали маску.

Коврик лежит в углублении, не оступитесь.

Эти меры я сравнивала с переодеванием в грязную зону на Смоленской АЭС, где в шкафчиках мы оставили вообще всю одежду, кроме нижнего белья, и нарядились в плотные белоснежные хлопковые робы и каски. Хорошее свадебное путешествие у нас было!

Но вернемся в Сургут. На первом этаже цеха находится склад продуктов. Их подготавливают к приготовлению: моют, нарезают, чистят.

Стоят холодильные установки и камеры для размораживания.

Еще сюда же приезжает грязная посуда в тележках. Тележки сначала моют в отдельной камере со средством, а потом более тщательно чистят, чтобы заполнить новыми порциями.

Мне показалось странным, что мясо и рыба разделываются в одной комнате.

Но когда вошла в нее, пахло мясом. Его как раз нарезали. Справятся с мясом – возьмутся за рыбу.

В мясо-рыбном цеху располагаются холодильники, разделочные столы и мойка. Стены везде отделаны кафелем, такие же требования предъявляют к операционным.

В овощном цеху пахнет свежестью. Только что почистили морковку!

Рабочая кухни Патимат чистит картофель от глазков. Говорит, что в этой партии их много. В смену через ее руки проходит больше ста килограммов картофеля.

Конечно, она не чистит сотни кило вручную. Этим занимается машинка. В нее загружают два ведра корнеплодов, закрывают и включают барабан. Кожура трется о наждачную внутренность центрифуги. Во время чистки овощи поливаются водой. Дома я тоже под проточной водой чищу картофель. На вертикальной фотографии видно, как грязная вода стекает из машины.

Сам агрегат стоит в своеобразной ванночке.

Поднимаемся на второй этаж. В помещениях справа готовят еду, выпекают сладости и хлеб. А слева расфасовывают по касалеткам, ланч-боксам и тележкам.

Касалетка – это алюминиевая коробочка для горячего. В ланч-боксах подают на борту закуски, чашечку и проборы. В тележке бортпроводники возят еду по самолету.

В смену выпекается до 1000 булочек, которые заменяют белый хлеб. Тесто для них мешает машина. А кондитерские изделия готовятся полностью вручную.

В печи они проводят по 18 минут, а после этого тут же отправляются к упаковщицам.

Знакомьтесь, шеф-повар и его сумасшедшие штанишки!

Я привыкла, что в самолете подают всегда два рациона: мясной и рыбный, очень удивилась, когда мне предложили на выбор еще и сосиски. Известно, что высота сильно извращает вкусы. Например, на земле я даже не вспоминаю о существовании томатного сока, когда как в самолете я начинаю чувствовать его вкус во рту, едва машина оторвется от земли. Конечно я взяла сосиски. И томатный сок.

Переходим к фасовке. Касалетки собираются в цеху горячих блюд, закуски – в холодном цеху. Овощи только что приехали на второй этаж на специальном лифте для продуктов.

За два часа до вылета, когда уже почти точно известно сколько человек сядет на борт, начинают собирать ланч-боксы и упаковывать их в тележки, а горячее в контейнера.

Все делается так оперативно, чтобы еда не простаивала. Если самолет задерживают надолго, об этом как правило известно заранее, поэтому собирают к фактическому времени отлета. А если рейс задерживают на полчаса, то упакованные продукты просто стоят в специальном холодильнике и ждут своей посадки на борт.

Себестоимость набора питания на пассажира эконом-класса составляет 130 рублей.

Набор соусов, посуда и рацион для бизнес-класса. У ЮТэйра еще есть улучшенный эконом, по цене нечто среднее между бизнесом и экономом, по факту: кресла эконома, а услуги бизнеса.

Тележки Боинга.

Контейнера для горячих блюд.

Тележку пломбируют и подписывают количество порций.

Питание сдается на рейс по фактической загрузке. Если кто-то опоздал, то лишние порции с борта снимают. На 50 пассажиров кладут еще один набор еды. Если летит 150 человек, на борту должно оказаться 153 порции.

Грузчики относят контейнера и тележки к лифту. Но это еще не все, путешествие еды продолжается.

В аэропорту все строго. Служба безопасности не обходит вниманием и еду.

В этом контейнере еда поедет по аэропорту до самолета. На борту ее разогреют и подадут каждому пассажиру.

Вот такой вот ручной труд!

После экскурсии мы угощались всеми возможными блюдами, которые готовит кухня. Муксун, оленина, фрукты. Кто под вино, кто под коньячок.

Кулёчек, похожий на хинкали, это лимон. Его отжимают на рыбу не вынимая из ткани, чтобы не скользил в руках и косточки не попадали в тарелку. Лайфхак для дома! Я уже намотала на ус.

Напоследок расскажу несколько любопытных фактов.

В столовой аэропорта Сургута для сотрудников невозможно просто поесть на сто рублей, на эти деньги можно объесться!

Макароны – 4 рубля, пюре – 6 рублей, кекс – 8 рублей.

Экипажу не разрешается перед полетом и во время него есть продукты, вызывающие бурную деятельность в животе. Вот один из рационов питания, положенный бортпроводниками и пилотам.

А еще Ютэйр открыл дополнительные рейсы из Ингушетии в Саудовскую Аравию на Хадж. Они проходят ночью, чтобы пассажиры могли поесть. В течение месяца Рамадан правоверные мусульмане должны поститься от наступления утреннего намаза (молитвы на рассвете) до наступления вечернего намаза (на закате).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: