Должностные обязанности боцмана судового. Кто такой боцман? Требования к боцману и боцману береговому

  • Бо́цман (от нидерл. Bootsman):

    Унтер-офицерское воинское звание строевого состава, существовавшее в русском флоте и во флотах ряда стран мира, а также существующее в ВМФ и ВМС ряда современных государств. В Российском императорском флоте (РИФ) упразднено после Октябрьской революции.

    Воинская должность военнослужащих унтер-офицерского состава корабельной службы в РИФ и во флотах ряда стран мира, а также военнослужащих старшинского и мичманского составов (до 1943 года - младшего командного состава) корабельной службы ВМФ СССР и ВМФ России. В составе экипажей крупных военных кораблей в большинстве случаев имеется боцманская команда, состоящая из нескольких боцманов под управлением главного боцмана как правило из мичманского или старшего унтер-офицерского (уорент-офицерского) состава. В РИФ до Октябрьской революции вместо главного боцмана существовало звание-должность старший боцман.

    Должность на судах гражданского флота для специалистов младшего руководящего звена судовой команды.

    Должность боцмана - это должность старшего строевого унтер-офицера. На корабле боцман имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способности и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и кроме того - производство такелажных работ, подъём тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, всё оборудование вплоть до вооружения корабля, компас, управление рулём и парусами на шлюпках в различных ситуациях, основу леерного сообщения с берегом и методы подводки пластыря на пробоину. При наличии на корабле боцманской команды, все боцманы из её состава, включая их начальника - старшего боцмана (главного боцмана), поочерёдно несут вахту. Находящийся на вахте боцман называется вахтенным боцманом. В его обязанности входит контроль за исправным состоянием такелажа, используемого для подъёма тяжестей. Во время похода он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорной стоянке проверяет готовность якорного оборудования и руководит процессом отдачи якоря, как только последует команда командира корабля. Наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля. При авральных работах старший боцман (главный боцман) находится на баке. Во время авральных работ, а также во время общего построения команды на верхней палубе, старший боцман (главный боцман) принимает обязанности вахтенного боцмана.

    На торговых судах боцман следит за исправностью судовых спасательных средств, шлюпочного и якорного оборудования, а также за их работоспособностью. Руководит погрузкой тяжеловесных грузов и их креплением к палубе, распределяет между матросами работу и следит за её выполнением.

Соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. ВЫПУСК 67. Водный транспорт. Раздел "Морской транспорт" (С изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства транспорта и связи Украины N 189 от 10.05.2005 г., N 671 от 06.08.2007 г.). Издание второе, дополненное, переработано по состоянию на 06.08.2007 год", который утвержден приказом Министерства транспорта Украины 10.12.2001 г. N 863. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий" .

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Боцман" относится к категории "Рабочие".

1.2. Квалификационные требования - профессионально-техническое образование. Повышение квалификации и стаж работы на судах по профессии матроса 1 класса - не менее 3 лет.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- правила и порядок выполнения работ во время швартовки и буксировки судна;
- правила технической эксплуатации грузового, якорно-швартовного и бугельного устройств;
- правила эксплуатации шлюпок и плотов, трапов и сходень, люковых закрытий;
- сроки испытания якорных цепей, блоков, крюков, скоб и другого такелажного имущества корпусной части;
- способы определения грузоподъемности и допустимые нагрузки такелажных устройств;
- способы предотвращения деформации груза;
- подготовку тросов к приему негабаритных грузов;
- правила составления грузов и установки подкладок под груз и стропы;
- способы очистки поверхности под грунтования, покраски и нанесения лакокрасочных покрытий с помощью ручного или механизированного инструмента;
- способы выполнения судовых плотницких работ;
- правила подачи и принятия световых и флаговых сигналов.

1.4. Боцман назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Боцман подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Боцман руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Боцман во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Руководит работами по корпусной части судна.

2.2. Распределяет работы между подчиненными ему членами палубной команды.

2.3. Составляет план работ по корпусной части, представляет его на утверждение старшему помощнику капитана.

2.4. Обеспечивает техническое обслуживание корпуса, палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, танков и цистерн, рангоута и такелажа, трапов и штормтрапов, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств, кранцевой защиты судна, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, иных технических средств своего ведения.

2.5. Руководит на судне покрасочными, плотницкими, такелажными и ремонтно-профилактическими работами по корпусной части.

2.6. Ведет учет расходов материально-технического снабжения своей части, составляет заявки на его пополнение.

2.7. Обеспечивает безопасную эксплуатацию технических средств, которые обслуживаются палубной командой.

2.8. Принимает участие в устранении дефектов их работы.

2.9. Обеспечивает подготовку грузовых помещений и оборудования к грузовым операциям.

2.10. Участвует в работах по погрузке и выгрузке тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

2.11. Обеспечивает готовность корпусной части до отхода судна и штормового плавание, крепление груза, судового оборудования и имущества перед выходом в рейс и во время плавания.

2.12. Участвует в швартовных и буксировочных операциях, во время отдавания и принятия якорей.

2.13. Обеспечивает готовность к действиям аварийного противопожарного оборудования и имущества, спасательных средств коллективного и личного пользования и их спусковых устройств.

2.14. Следит за соблюдением порядка на судне.

2.15. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.16. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Боцман имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Боцман имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Боцман имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Боцман имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Боцман имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Боцман имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Боцман имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Боцман имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Боцман имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Боцман несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Боцман несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Боцман несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Боцман несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Боцман несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Боцман несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Боцман несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

§ 112. Устав и вахтенная служба на морском судне

Современное судно - сложное инженерное сооружение, снабженное различными совершенными машинами, устройствами и приборами. Обслуживающий судно экипаж должен хорошо знать порученную ему технику, уметь правильно ее использовать и содержать и надлежащем техническом состоянии. Обязанности каждого члена экипажа регламентированы Уставом службы на судах морского флота СССР. В соответствии с ним весь экипаж разделяется на палубную и машинную команды и обслуживающий персонал, а также на командный состав и судовую команду. Командный состав делится на старший, средний и младший. К старшему относятся капитан, старший помощник, помощник капитана по политической части, главный и старший механики. Помощники капитана, механики, электромеханики, начальник судовой радиостанции и радиооператоры, врач и бухгалтер относятся к среднему комсоставу. Боцман, старший машинист и старший моторист - к младшему составу.

В состав палубной команды входят боцман, подшкипер, плотник, старший матрос, старший рулевой, матросы I и II классов, матрос-санитар, палубный слесарь, матрос-водолаз, трюмные матросы, штурманский ученик, практиканты, санитар. Машинная команда в своем составе имеет старшего машиниста (старшего моториста), машинистов (мотористов) I и II классов, кладовщика, токаря, рефрижераторных и крановых машинистов, учеников и практикантов. В обслуживающий состав входят: бухгалтер, старший кок, коки, камбузники, артельщик, буфетчик, уборщики, дневальный, прачка и т. д.

Численность экипажа зависит от типа, назначения и размеров судна и регламентируется штатным расписанием каждого судна, в котором указывается перечень должностей и количество штатных мест на каждую должность.

Штурманский состав судна во главе с капитаном обеспечивает выполнение основных производственных задач судна: приемку, сдачу и качественную перевозку грузов, перевозку пассажиров, сохранность судна, обеспечивает навигационную проводку судна, управление судном, содержит в надлежащем состоянии материальную часть навигационного оборудования.

Руководство всей деятельностью судна осуществляет капитан, на которого возложено единоличное управление судном. Капитан подчиняется начальнику пароходства. Все распоряжения пароходства поступают на судно только через капитана, отвечающего за их выполнение. Капитан судна несет ответственность за вверенные ему судно и экипаж, за судовождение и сохранность перевозимых грузов, обеспечивает выполнение судном производственных планов и правильное техническое использование судна, отвечает за политико-моральное состояние личного состава.

В своей деятельности капитан руководствуется Уставом службы на судах морского флота Союза ССР, Кодексом торгового мореплавания Союза ССР, Правилами технической эксплуатации судов морского флота, международными конвенциями, договорами, приказами и указаниями пароходства и соответствующих властей. Старший помощник - первый заместитель капитана, он отвечает за порядок и дисциплину на судне. Ему в административном отношении подчинен весь экипаж судна. Старший помощник руководит работой штурманского состава и палубной команды и несет ответственность за техническое состояние корпуса судна, надстроек, грузового устройства, якорного, швартовного, -рулевого устройств, судовых помещений, спасательных -средств, сигнальных огней и устройств и т. п.; отвечает за подготовку трюмов и других грузовых помещений к приему груза; обеспечивает безопасную погрузку на судно тяжеловесов и их крепление; контролирует правильность укладки и сепарирования грузов, ведает размещением на судне запасов и перемещением их из одного отсека в другой.

Старший помощник руководит аварийно-спасательным и противопожарным отделением и обеспечивает борьбу за живучесть и непотопляемость судна; несет ходовую вахту.

Второй помощник несет ходовую и стояночную вахты. Во время швартовки судна он обычно руководит операциями по швартовке с кормы. Одной из основных обязанностей второго помощника является приемка, выдача, размещение и обеспечение сохранности перевозимых на судне грузов, почты и пассажирского багажа. Он выдает штурманские расписки в приеме грузов, руководит работой трюмных матросов и береговых счетчиков, отвечает за состояние грузовых помещений и грузового инвентаря, следит за распределением грузов по трюмам, составляет извещение о готовности судна к грузовым операциям, ведет грузовую книгу; на. ледоколах, морских буксирах и других судах, не занимающихся перевозкой грузов, ведет судовую кассу и выполняет другие поручения по указанию капитана.

Третий помощник несет ходовую и стояночную вахты. Одной из основных его обязанностей -является содержание в должном порядке навигационного оборудования и пособий на судне. В ведении третьего помощника находятся электрорадионавигацион- ные устройства, компасы, лаги, лоты, средства визуальной и звуковой сигнализации и связи, навигационные пособия и инструменты, служба времени на судне. Он заботится о своевременном пополнении навигационным и электрорадионавигационным оборудованием и пособиями. При отсутствии на судне четвертого помощника третий помощник ведет судовую канцелярию, кассовую книгу. Он оформляет приход и отход судна, судовые роли, ведет учет перемещения личного состава судна и выдает необходимые справки.

Обязанности четвертого и пятого помощников устанавливаются приказом капитана.

Помощник капитана по пассажирской части несет ответственность за правильное обслуживание пассажиров, является непосредственным начальником судового персонала, обслуживающего пассажиров. Подчиняется капитану и старшему помощнику.

Помощник капитана по пожарно-техничеокой части несет ответственность за исправность и готовность к действию средств пожаротушения и отвечает за выполнение всеми членами экипажа и рабочими во время ремонта судна противопожарного режима и правил пожарной безопасности. Подчиняется старшему помощнику капитана.

Боцман является непосредственным начальником палубной команды и распределяет работу между членами палубной команды, следит за правильностью, точностью и быстротой ее исполнения. Боцман отвечает за содержание в должном порядке корпуса судна, судовых помещений, грузовых устройств, якорного, рулевого и швартовного устройств и спасательных средств. Во время швартовных операций боцман управляет работой брашпиля и обеспечивает слаженную работу команды на баке.

Помощником боцмана по хозяйственной части является подшкипер, в обязанности которого входят приемка, хранение и выдача материалов и инвентаря, их учет и заправка инструментов. Матросы приводят в порядок палубу, надстройки, такелаж, занимаются покраской на судне, несут ходовые и стояночные вахты. Старший матрос назначается из числа наиболее опытных матросов, он ведает порядком в штурманской рубке и стоит на руле при входе и выходе судна из порта, в узкостях и в других случаях по усмотрению капитана.

Трюмные матросы назначаются из числа наиболее опытных матросов и обеспечивают в соответствии с указаниями второго помощника правильную погрузку и выгрузку грузов, их оформление, укладку и сепарацию, несут ответственность за соблюдение правил технической эксплуатации, техники безопасности, правил погрузки и выгрузки грузов.

Вахтенный помощник несет ответственность за вахтенную службу, за безопасность судна, людей, за сохранность грузов и имущества. Без разрешения капитана вахтенный помощник не имеет права отлучаться; обязан следить за своевременным подъемом и спуском флага, включением ходовых и стояночных огней, обеспечивать своевременную вентиляцию грузовых помещений и закрытие люков в плохую погоду, не допускать курения в запрещенных местах, наводить порядок на судне в случае его нарушения, вести судовой журнал в установленном порядке, в экстренных случаях, до получения распоряжения капитана, принимать самостоятельно решения и меры по обеспечению безопасности судна, экипажа, пассажиров, груза.

На ходу судна судоводитель до вступления на вахту должен ознакомиться с районом плавания судна и навигационной обстановкой. Принимая вахту, штурман должен получить у сдающего вахту полную информацию относительно условий плавания и различных обстоятельств, сопутствовавших плаванию, проверить по карте место судна, исправность огней (действующих и запасных). Вахтенный помощник ведет счисление пути судна, возможно чаще проверяя место судна путем обсерваций.

На стоянке судна при заступлении на вахту штурман должен получить от сдающего полную информацию о навигационном и эксплуатационном состоянии судна: о готовности судна к выходу в рейс, о наличии на судне экипажа, состоянии грузовых операций, наличии груза на судне, о предстоящих судовых и погрузочно-разгрузочных работах, о количестве вытравленной якорь-цепи и наличных швартовных концах и т. п.

Вахтенный помощник обеспечивает несение вахтенной службы, следит за гидрометеорологической обстановкой на стоянке на рейде, за швартовными концами у причала, за ходом грузовых операций, не допуская крена судна, наблюдает за высотой воды в льялах, ведает увольнением экипажа на берег. Во время стоянок в портах он обязан знать местные правила и руководствоваться ими.

Во главе машинной команды стоит главный (старший) механик, который является техническим руководителем всех членов экипажа, осуществляющих управление машинами и прочей судовой техникой. Старший механик отвечает за техническую эксплуатацию всей механической и электромеханической части судна.

Второй механик руководит всей работой машинной команды судна по эксплуатации и ремонту механической и электромеханической части судна. Третий механик несет ответственность за вспомогательные двигатели, котельные установки и паропроводы, компрессоры, топливную, балластную и воздушную системы, механическую часть рулевого устройства. Четвертый механик отвечает за состояние всех палубных механизмов и систем. Если на судне только три механика, то эти обязанности выполняет третий механик.

Все механики, кроме главного (старшего), несут вахты в машинном отделении,

В ведении электромеханика находятся судовые электромеханизмы, электрическая сеть, электрические лебедки, брашпиль, рулевое устройство, размагничивающее устройство.


Есть на флоте должности, которые требуют профессиональных знаний и умений, которые даются только опытом, даже при наличии диплома о средне-техническом или даже высшем образовании. Ведь необходимо бывает не только правильно выполнить сложнейшие операции по техническому обслуживанию военно-морской техники, но и найти и устранить неисправность, возникшую в ходе работы. Причем, нередко условия для этого, прямо скажем, могут быть экстремальные – полная темнота, жесткий лимит времени, дым, недостаток воздуха, шторм – да, мало ли неожиданностей преподносит море.


Такие специалисты на корабле – на вес золота. Ни один командир не оставит свой корабль даже на несколько дней без своего, проверенного боцмана, радиометриста, акустика, турбиниста. А если еще такой специалист способен обучать и воспитывать подчиненных, передавать свой опыт молодежи, то про таких говорят – настоящий старшина команды, «Золотой запас»!

Главный боцман – самый главный старшина команды на корабле

Главный боцман подчиняется помощнику командира корабля. Он является прямым начальником личного состава боцманской команды, а на подводной лодке - команды рулевых-сигнальщиков и выполняет обязанности старшины команды.

Все приказания главного боцмана, касающиеся соблюдения корабельных правил и поддержания внешнего вида корабля, использования подъемных устройств, а на подводных лодках - и содержания жилых и бытовых помещений корабля, береговой или плавучей базы, обязательны к исполнению мичманами, старшинами и матросами корабля.

Главный боцман отвечает:

  • за содержание верхней палубы, надстроек и бортов корабля;
  • за использование подъемных устройств корабля, их своевременную проверку и испытание;
  • за содержание и использование швартовых кранцев;
  • за обеспечение покрасочных работ на корабле.
Главный боцман является ближайшим помощником помощника командира корабля по содержанию корабля, организации корабельных работ и наблюдению за ними, обучению мичманов, старшин и матросов хорошей морской практике, содержанию и использованию катеров и шлюпок.

Главный боцман обязан: знать устройство корабля, его основные тактико-технические характеристики, средства, обеспечивающие его непотопляемость и пожаробезопасность, средства защиты от оружия массового поражения; размещение личного состава на корабле; знать устройство, уметь эксплуатировать и содержать в исправности корабельные якорное, буксирное и погрузочные устройства; содержать в исправности и готовности к действию якоря, якорные цепи и их принадлежности, швартовые кранцы, наблюдать за укладкой якорных цепей и креплением жвака-галса; проверять состояние и укомплектованность корабельных шлюпок; уметь управлять катером и шлюпкой; принимать меры, предохраняющие помещения корабля от заливания водой через люки, двери и вентиляционные устройства; контролировать состояние и размещение спасательных средств и штормовых лееров; обеспечивать покрасочные работы на корабле; наблюдать за приведением в порядок и уборкой выходов на верхнюю палубу, верхней палубы и надстроек, следить за чистотой наружного борта и состоянием рангоута; при стоянке корабля на рейде (на якоре или бочке) ежедневно по окончании приборки обходить на катере (шлюпке) вокруг корабля для осмотра наружного борта, забортных трапов, выстрелов, якорной цепи.

За все эти обязанности боцману почет и уважение; он занимает место в мичманской кают-компании, аналогичное месту командира – в офицерской.

А еще боцман любит свой корабль, как мать любит свое дитя, холит и лелеет его. Делает все с любовью, поглядывая украдкой на соседний корабль – а не лучше ли он покрашен? А не новее ли трап с борта на сходни? Столь ли расторопны боцманята?

С настоящим боцманом не страшен ни выход «вслепую» из базы, ни провал на глубину, ни всплытие «под перископ» в штормовом океане – он «чувствует» корабль. Ловит любое его движение и тут же корректирует его, и стальная тысячетонная махина слушается. Настоящий боцман - «Золотой запас»!

Старшина команды

Корабельная организация представляет собой сложную многоуровневую систему, каждый из уровней замыкается на своего начальника.

Как правило, имеет место деление и «по вертикали», и «по горизонтали» - по специальностям. Например, в состав штурманской боевой части входят две команды: рулевых-сигнальщиков и навигационная. Они имеют разные специальности, отвечают за разное штурманское вооружение, выполняют разные задачи по корабельным расписаниям. Возглавляют команды старшины.

Старшина команды подчиняется командиру группы (батареи, дивизиона, боевой части, начальнику службы), является прямым начальником личного состава команды и отвечает: за выполнение командой поставленных задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава команды; за эксплуатацию и состояние оружия и технических средств, находящихся в заведовании команды; за несение службы корабельных нарядов подчиненными и внутренний порядок в команде; за сохранность и исправное состояние имущества команды.

Старшина команды обязан: знать материальную часть заведования команды и руководить ее правильной эксплуатацией; обучать подчиненных эксплуатации оружия и технических средств команды и средств борьбы за живучесть, контролировать обучение матросов командирами отделений, выполнять требования безопасности при обращении с оружием и техническими средствами и при проведении корабельных работ; знать и докладывать командиру подразделения о состоянии оружия и технических средств команды, о всех просьбах, успехах и проступках подчиненных; контролировать ход производимого ремонтными организациями ремонта оружия и технических средств команды, и руководить ремонтом, выполняемым подчиненным личным составом; требовать от подчиненных соблюдения распорядка дня, формы одежды, корабельных правил, воспитывать у них организованность и аккуратность, примерность, правдивость, стремление к овладению техникой, любовь к кораблю и морской службе; постоянно знать, где находятся и что делают подчиненные, немедленно докладывать командиру подразделения о всех происшествиях в команде; содержать в чистоте и порядке помещения, находящиеся в заведовании команды; заботиться о подчиненных и вникать в их нужды, контролировать своевременность получения личным составом положенного довольствия; контролировать очередность назначения матросов командирами отделений в корабельные и специальные наряды, осматривать перед разводом назначенный суточный наряд команды, инструктировать его, проверять знание им своих обязанностей и своевременно отправлять его на развод; руководить проведением утреннего осмотра и проводить вечернюю поверку (в море).

Старшина команды - лучший знаток своей специальности на корабле; он – первый советчик командира боевой части во всех вопросах, касающихся обслуживания материальной части оружия, вооружения и технических средств. Он – надежда и опора командира боевой части, а иногда – всего экипажа, когда необходимы точные и правильные действия, знание техники, технологических процессов, смекалка и опыт.

Кто еще не знает, что боцман на жаргоне торгового флота - это «дракон»? Пора заполнять пробелы в познаниях, в морском городе живете! «Дед», к примеру, это старший механик, «кок» - повар, «чиф» - старпом, «секонд» - второй помощник капитана («мастера»)… ну и т. д. Слово Вootsmann (человек судна) пришло из Нидерландов, видимо, вместе с Петром I. И с незапамятных времен живет параллельно с ним шуточное «дракон».

И вот накануне наступающего года Дракона Дальневосточное морское пароходство, одна из крупнейших в России судоходных компаний, помогло нам найти самого настоящего «дракона» - Андрея Попова. С ним мы и беседуем.

Окончил ВМШ, в 19 лет (было это в 1978 году) пришел в ДВМП матросом, потом окончил «среднюю» мореходку. 30 лет на флоте, от матроса до боцмана - матерый «драконище»! С медалью «200 лет флота» и грамотами за долгий труд. Работал на сухогрузах, контейнеровозах, ледоколах - на судах разного класса. Побывал во всех частях света, кроме, пожалуй, Антарктиды. Самый длинный рейс выдался в 7 месяцев: через Европу в Америку, где возили грузы по Карибским островам. Куда родное пароходство посылало - туда и ходил. Пока был молодой, хотелось подальше, мир посмотреть. А последние три года «драконит» на местных линиях на Магадан (куда сейчас идет его контейнеровоз «Капитан Гнездилов», пока сам боцман в отпуске), Петропавловск-Камчатский, Корсаков - жмется к дому, там жена и сын, взрослый, правда, уже, самостоятельный.

Андрей объясняет роль «дракона» на судне. Он главный на палубе. На нем все механизмы, такелаж. «Дракон» загружает работой. Следит за народом, чтоб народ не нарушал технику безопасности, за спасательным имуществом. Чтоб всё было закреплено, покрашено, смазано, крутилось и вертелось. Такими же делами занимается «замдракона» - «сучок» (плотник). Чтоб всё было в норме, пароход не терпит разгильдяйства. По сути, от боцмана зависит жизнь людей. Поэтому чуть где непорядок - может и матом раздраконить. Это ведь только предположение, что древний афинский законодатель Драконт собрал и записал греческие законы, достаточно суровые, и отсюда их название «драконовские меры». На самом деле драконовские меры - это когда боцман применяет боцманский мат. «Не без этого, - говорит Андрей. - Бывает, когда слов не понимают».

Бывает, что всё закреплено, как надо, а случай, стихия - и не выдерживает даже металл. В Бискайском заливе шли из Голландии на Испанию, попали в сильный шторм, пароход «пошел» под 46 градусов, рвало штанги (крепления контейнеров). Страшно было выходить на палубу. Но, слава богу, обошлось - контейнеры «не ушли». В «драконьей» практике Андрея этот случай единственный (тьфу-тьфу-тьфу), проносило. Люди за бортом тоже не оказывались. Был, правда, случай в Сингапуре, когда ехали из увольнения на пароход, и китаец завез катер на мель. Ну, тогда попрыгали за борт, вручную снимались. А был случай во Вьетнаме - в Камрани красили борт. Покрасили, решили искупаться. Вроде от берега 5 метров. Только искупались и залезли на борт - акулы!.. Это тебе не вьетнамский таракан Яшка, хоть и размером со спичечный коробок, который разгуливал по палубе, как у себя дома…

«Дракон» - должность серьезная, не до шуток. Да и праздников на флоте стало меньше, даже день Нептуна перестали отмечать - чтобы не было травматизма... М-да… Суровее стало, в море надо работать. Но в жизни всегда есть место розыгрышу. Когда были в Америке, газоэлектросварщик-моторист был страшный любитель порыбачить: из любого положения удочки закидывал. Закинет и уйдет. Народ нашел старого «гада» (башмак по-флотски), прицепили на удочку и закинули. Рыбак приходит: клюнуло! Да тащит так напряженно, чтоб не сорвалось. Вытаскивает: «И тут русские накидали своих ботинок! » А был случай, в японской Тоямашинке за хорьком по всему пароходу гонялись - запрыгнул по трапу с берега…

Раньше экипажи были большие, человек по 40. А сейчас по 15–20, работают бок о бок по 4–6 месяцев, практически семья, и практически без психологических проблем. Если приходится Новый год встречать в рейсе, елочку поставят, торт испекут, посидят за кружкой кофе с чаем… Сухой закон, однако! Андрея Попова Новый год заставал и в Испании, и в Панаме, и в Японии, и в Корее, и в Охотском море. Но самый запоминающийся - когда оказался дома без пятнадцати двенадцать. Из порта Восточного в 23:30 пришли во - и через 15 минут, как в сказке, был дома! Какое чудо помогло? Пришвартовались на контейнерном терминале, спустили трап, а тут наряд милиции едет: «Товарищи милиционеры, довезите! » «Садись, мы тоже едем отмечать! » И домчали. Дома ждали, конечно, но что успеет к бою курантов - не ожидали. Такие чудеса раз в жизни бывают.

А так, вообще-то , в жизни бывало всякое, от социализма до капитализма, включая перестройку. При социализме были подмены экипажей и рейдовые катера, а сейчас всё за деньги. Зарплаты стали больше, а жизнь - дороже. Средний уровень жизни «внатяжку» боцманская семья себе может позволить: квартира, машина, дача, - но вот в Москву или на Карибы уже не поедешь, только в соседние Китай или Корею. Молодежи на флот идет мало: пришли, посмотрели на трудности, поработали 4 часа через 8, без суббот, воскресений и праздников, да далеко от дома - и развернулись…

И хотелось бы «дракону» в наступающем году, чтобы молодежь не разворачивалась от трудностей. И чтобы для этого зарплата была выше. И он бы тогда, может быть, построил бы себе коттедж (смеется), а сейчас пока нет желания, потому что пока нет возможностей… Но всё же Андрей думает, что год Дракона будет удачным, тем более что жена у него под стать ему, «дракону», «дракониха» - в год Дракона родилась, и им уже недалеко до серебряной свадьбы. Удачный год - это стабильная, без простоев, работа, это новые пароходы, это большая занятость народа, без текучки, это чтобы в семье был лад.

«Хочу поздравить всех боцманов, - говорит Андрей Попов, - а также всех моряков, от капитана до юнги, и всех, кто знает меня и кого знаю я, и их семьи с годом Дракона (моей специальности). Хочу особо поздравить моих наставников, которые учили меня морскому делу: капитанов Рюмина, Назарова, Нерета и Журавлёва. Желаю в Новом году здоровья, благосостояния и чтобы нас всегда помнили и ждали на берегу. С Новым годом! »

С «драконом» беседовала Ирина Ангарская, ДВВ

Стихи в тему

Год Кото-Зайца на излете,
Другое чудо к нам летит.
«Драконом» боцман зван на флоте,
А боцман за порядком бдит.

«Дракон» - он важная фигура,
Он самый опытный моряк.
На нем вся флотская структура,
А без нее в морЯх - никак.

Он мигом по местам расставит
То, что лежит не на местах.
Чуть такелаж «дракон» подправит,
И в путь, на полных парусах.

«Дракон», всё лишнее за борт!
Пусть в старом плавает году.
Мы в полночь покидаем порт,
Год Новый встретим на ходу.

Так что сыграй, «дракон», на дудке:
- Аврал! Свистать наверх! В поход!
Кто «ЗА», кто улыбнулся шутке -
Отдать концы… и в НОВЫЙ ГОД!!!

Год Зайце-Кота на излете,
За ним Драконий год грядет.
А значит, всё о-кей на флоте.
Эх, знать бы, что за молом ждет?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: