Как выглядел замок феодала. Рыцарский замок — безопасное жилище в Средневековье. Условия проживания в замке

Пишешь про барона в замке - изволь хотя бы примерно представлять, как замок отапливался, как вентилировался, чем освещался…
Из интервью с Г. Л. Олди

При слове “замок” в нашем воображении возникает образ величественной крепости - визитной карточки жанра фэнтези. Едва ли найдется другое архитектурное сооружение, которое привлекало бы к себе столько внимания со стороны историков, знатоков военного дела, туристов, писателей и любителей “сказочной” фантастики.

Мы играем в компьютерные, настольные и ролевые игры, где нам приходится исследовать, строить или захватывать неприступные замки. Но знаем ли мы, что на самом деле представляют собой эти фортификации? Какие интересные истории связаны с ними? Что скрывают за собой каменные стены - свидетели целых эпох, грандиозных битв, рыцарского благородства и подлого предательства?

Удивительно, но факт - укрепленные жилища феодалов в разных частях света (Япония, Азия, Европа) строились по весьма схожим принципам и имели много общих конструктивных черт. Но в данной статье речь пойдет прежде всего о средневековых европейских феодальных крепостях, так как именно они послужили основой для создания массового художественного образа “средневекового замка” в целом.

Рождение крепости

Средневековье в Европе было неспокойным временем. Феодалы по любому поводу устраивали между собой небольшие войны - вернее говоря, даже не войны, а, выражаясь современным языком, вооруженные “разборки”. Если у соседа завелись деньги - их надо было отобрать. Много земли и крестьян? Это просто неприлично, ведь бог велел делиться. А уж если задета рыцарская честь - то здесь без маленькой победоносной войны было просто не обойтись.

При таких обстоятельствах крупным аристократам-землевладельцам не оставалось ничего другого, кроме как укреплять свои жилища с расчетом на то, что в один прекрасный день к ним в гости могут заявиться соседи, которых хлебом не корми - дай кого-нибудь зарезать.

Первоначально эти укрепления делались из дерева и ничем не напоминали известные нам замки - разве что ров перед входом вырыт да деревянный частокол вокруг дома поставлен.

Господские дворы Хастеркнауп и Элмендорв - предки замков.

Однако прогресс не стоял на месте - с развитием военного дела феодалам приходилось модернизировать свои укрепления так, чтобы те могли противостоять массированному штурму с применением каменных ядер и таранов.

Европейский замок уходит своими корнями в эпоху античности. Самые ранние сооружения подобного рода копировали римские военные лагеря (палатки, окруженные частоколом). Принято считать, что традиция строительства исполинских (по меркам того времени) каменных сооружений началась с норманнов, а классические замки появились в 12 веке.

Осажденный замок Мортан (выдерживал осаду 6 месяцев).

К замку предъявлялись очень простые требования - он должен быть малодоступным для неприятеля, обеспечивать наблюдение за местностью (включая ближайшие деревни, принадлежащие владельцу замка), иметь собственный источник воды (на случай осады) и выполнять репрезентативные функции - то есть показывать мощь, богатство феодала.

Замок Бомари, принадлежавший Эдуарду I.

Добро пожаловать

Мы держим путь в замок, стоящий на выступе горного склона, с краю плодородной долины. Дорога идет через небольшое поселение - одно из тех, которые обычно вырастали около крепостной стены. Здесь живет простой народ - в основном ремесленники, и воины, охраняющие внешний периметр защиты (в частности - стерегущие нашу дорогу). Это так называемый “замковый люд”.

Схема замковых сооружений. Заметим - две надворотные башни, самая крупная стоит отдельно.

Дорога проложена таким образом, что пришельцы всегда обращены к замку правым боком, не прикрытым щитом. Непосредственно перед крепостной стеной находится голое плато, лежащее под значительным уклоном (сам замок стоит на возвышении - естественном или насыпном). Растительность здесь невысокая, чтобы не было укрытия нападающим.

Первая преграда - глубокий ров, а перед ним - вал вынутой земли. Ров может быть поперечным (отделяет стену замка от плато), либо серповидным, выгнутым вперед. Если позволяет ландшафт, ров опоясывает весь замок по кругу.

Иногда внутри замка выкапывались разделительные рвы, затрудняющие врагу передвижение по его территории.

Форма дна у рвов могла быть V-образная и U-образная (последняя наиболее распространена). Если почва под замком скалистая, то рвов либо вообще не делалось, либо они вырубались на небольшую глубину, препятствующую лишь продвижению пехоты (в скале практически невозможно сделать подкоп под стену замка - поэтому глубина рва не имела решающего значения).

Гребень земляного вала, лежащего прямо перед рвом (отчего тот кажется еще глубже), часто нес на себе палисад - забор из вкопанных в землю, заостренных и плотно пригнанных друг к другу деревянных колов.

К внешней стене замка ведет мост, перекинутый через ров. В зависимости от величины рва и моста, последний поддерживает одна или несколько опор (огромных бревен). Внешняя часть моста закреплена, но последний его отрезок (прямо у стены) подвижен.

Схема входа в замок: 2 - галерея на стене, 3 - подъемный мост, 4 - решетка.

Противовесы на подъемнике ворот.

Ворота замка.

Этот подъемный мост устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал собой ворота. Мост приводится в движение механизмами, спрятанными в здании над ними. От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходят канаты или цепи. Для облегчения работы людей, обслуживающих механизм моста, канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя.

Особый интерес представляет мост, работавший по принципу качелей (его называют “опрокидывающимся” или “качающимся”). Одна его половина находилась внутри - лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров. Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя (на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в ров, где была устроена так называемая “волчья яма” (острые колья, врытые в землю), невидимая со стороны, пока мост опущен.

Для входа в замок при закрытых воротах рядом с ними имелась боковая калитка, к которой обычно проложен отдельный подъемный трап.

Ворота - наиболее уязвимая часть замка, обычно проделывались не прямо в его стене, а устраивались в так называемых “надворотных башнях”. Чаще всего ворота были двустворчатые, причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для защиты от поджога снаружи они обивались железом. При этом в одной из створок имелась маленькая узкая дверца, в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Кроме замков и железных засовов, ворота закрывала поперечная балка, лежащая в стенном канале и задвигающаяся в противоположную стену. Поперечная балка могла также заводиться в крюкообразные прорези на стенах. Основной ее целью была защита ворот от их высаживания нападающими.

За воротами обычно находилась опускающаяся решетка. Чаще всего она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные решетки, сделанные из стальных четырехгранных прутьев. Решетка могла опускаться из щели в своде портала ворот, либо находиться позади них (с внутренней стороны надворотной башни), опускаясь по пазам в стенах.

Решетка висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены, чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам.

Внутри надворотной башни имелись комнаты для стражи. Они несли вахту на верхней площадке башни, узнавали у гостей цель их визита, открывали ворота, а в случае необходимости могли поражать из лука всех тех, кто проходил под ними. Для этого в своде портала ворот имелись вертикальные бойницы, а также “смоляные носы” - отверстия для выливания горячей смолы на нападающих.

Смоляные носы.

Все на стену!

Важнейшим оборонительным элементом замка была внешняя стена - высокая, толстая, порой на наклонном цоколе. Обработанные камни или кирпич составляли ее внешнюю поверхность. Внутри она состояла из бутового камня и гашеной извести. Стены ставились на глубокий фундамент, под который очень сложно было сделать подкоп.

Нередко в замках строились двойные стены - высокая внешняя и небольшая внутренняя. Между ними возникало пустое место, получившее немецкое название “цвингер”. Нападавшие, преодолевая внешнюю стену, не могли взять с собой дополнительные штурмовые приспособления (громоздкие лестницы, шесты и прочие вещи, которые нельзя перенести внутрь крепости). Оказавшись в цвингере перед еще одной стеной, они становились легкой мишенью (для лучников в стенах цвингера имелись небольшие бойницы).

Цвингер в замке Ланэк.

Сверху по стене проходила галерея для солдат обороны. С внешней стороны замка их защищал прочный бруствер в половину человеческого роста, на котором были регулярно расположены каменные зубцы. За ними можно было стоять в полный рост и, например, заряжать арбалет. Форма зубцов была предельно разнообразной - прямоугольные, округлые, в виде ласточкиного хвоста, декоративно украшенные. В некоторых замках галереи были крытыми (деревянный навес), чтобы защитить воинов от непогоды.

Кроме зубцов, за которыми удобно было прятаться, стены замка оборудовались бойницами. Через них велся обстрел нападающих. Ввиду особенностей применения метательного оружия (свобода движения и определенная позиция стрельбы) бойницы для лучников были длинными и узкими, а для арбалетчиков - короткие, с расширением по сторонам.

Особый вид бойницы - шаровая. Она представляла собой закрепленный в стене, свободно поворачивающийся деревянный шар с прорезью для ведения стрельбы.

Пешеходная галерея на стене.

Балконы (так называемые “машикули”) устраивались в стенах очень редко - например, в том случае, когда стена была слишком узкой для свободного прохода нескольких солдат, и выполняли, как правило, лишь декоративные функции.

По углам замка на стенах сооружались небольшие башни, чаще всего фланкирующие (то есть выступающие наружу), что позволяло защитникам вести огонь вдоль стен по двум направлениям. В позднее средневековье они стали приспосабливаться под хранилища. Внутренние стороны таких башен (обращенные во двор замка) обычно оставлялись открытыми, чтобы противник, ворвавшийся на стену, не мог закрепиться внутри них.

Фланкирующая угловая башня.

Замок изнутри

Внутреннее устройство замков отличалось многообразием. Помимо упомянутых цвингеров, за главными воротами мог располагаться маленький прямоугольный дворик с бойницами в стенах - своеобразная “ловушка” для нападающих. Порой замки состояли из нескольких “секций”, разделенных внутренними стенами. Но непременным атрибутом замка был большой двор (хозяйственные постройки, колодец, помещения для челяди) и центральная башня, она же “донжон” (donjon).

Донжон в замке Венсенн.

От наличия и местоположения колодца напрямую зависела жизнь всех обитателей замка. С ним часто возникали проблемы - ведь, как уже было сказано выше, замки строились на возвышениях. Прочный скальный грунт также не облегчал задачу по водоснабжению крепости. Известны случаи прокладки замковых колодцев на глубину более 100 метров (например, замок Куффхойсер в Тюрингии или крепость Кенигстайн в Саксонии имели колодцы глубиной более 140 метров). Прорытие колодца занимало от одного года до пяти лет. В некоторых случаях это поглощало столько же денег, сколько стоили все внутренние постройки замка.

Из-за того, что воду приходилось с трудом доставать из глубоких колодцев, вопросы личной гигиены и санитарии отходили на второй план. Вместо того, чтобы помыться самим, люди предпочитали ухаживать за животными - прежде всего, за дорогими конями. Нет ничего удивительного в том, что горожане и сельские жители морщили носы в присутствии обитателей замков.

Расположение источника воды зависело, в первую очередь, от естественных причин. Но если был выбор, то колодец выкапывали не на площади, а в укрепленном помещении, чтобы обеспечить его водой на случай укрытия во время осады. Если в силу особенностей залегания грунтовых вод колодец выкапывался за стеной замка, то над ним сооружалась каменная башня (по возможности - с деревянными переходами в замок).

Когда не было никакой возможности выкопать колодец, в замке сооружалась цистерна, собирающая дождевую воду с крыш. Такая вода нуждалась в очистке - ее фильтровали через гравий.

Боевой гарнизон замков в мирное время был минимален. Так в 1425 г. два совладельца замка Райхельсберг в нижнефранконском Аубе заключили соглашение, что каждый из них выставляет по одному вооруженному слуге, а двух привратников и двух стражей оплачивают совместно.

В замке также имелся ряд построек, обеспечивающих автономный быт его обитателей в условиях полной изоляции (блокады): пекарня, паровая баня, кухня и т. п.

Кухня в замке Марксбург.

Башня была самым высоким сооружением во всем замке. Она обеспечивала возможность наблюдения за окрестностями и выполняла функции последнего убежища. Когда враги прорывались через все линии обороны, население замка укрывалось в донжоне и выдерживало длительную осаду.

Исключительная толщина стен этой башни делала ее разрушение практически невозможным (во всяком случае, на это потребовалось бы огромное количество времени). Вход в башню был очень узким. Он располагался во внутреннем дворе на значительной (6-12 метров) высоте. Деревянную лестницу, ведущую внутрь, можно было легко разрушить и тем самым преградить путь нападающим.

Вход в донжон.

Внутри башни иногда имелась очень высокая шахта, идущая сверху вниз. Она служила либо тюрьмой, либо складом. Вход в нее был возможен только через отверстие в своде верхнего этажа - “Angstloch” (нем. - устрашающая дыра). В зависимости от предназначения шахты, лебедка опускала туда пленников или провиант.

Если тюремных помещений в замке не было, то пленников помещали в крупные деревянные ящики из толстых досок, слишком маленькие для того, чтобы встать в полный рост. Эти ящики могли устанавливаться в любых помещениях замка.

Разумеется, в плен брали, прежде всего, для получения выкупа либо для использования узника в политической игре. Поэтому VIP-персоны обеспечивались по высшему классу - для их содержания выделялись охраняемые покои в башне. Именно так “мотал свой срок” Фридрих Красивый в замке Траусниц на Пфаймде и Ричард Львиное Сердце в Трифелсе.

Палата в замке Марксбург.

Башня замка Абенберг (12 век) в разрезе.

В основании башни располагались подвал, который также мог использоваться в качестве темницы, и кухня с кладовой. Главный зал (столовая, общее помещение) занимал целый этаж и обогревался огромным камином (он распространял тепло всего на несколько метров, так что дальше по залу расставлялись железные корзины с углями). Выше шли палаты семьи феодала, отапливаемые небольшими печками.

На самом верху башни находилась открытая (реже - крытая, но в случае необходимости крышу можно было сбросить) площадка, где можно было установить катапульту или другое метательное орудие для обстрела врага. Там же водружался штандарт (знамя) владельца замка.

Иногда донжон не служил жилым помещением. Он вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в “паласе” - жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.

Следует отметить, что условия проживания в замках были далеко не самыми приятными. Лишь самые крупные паласы имели большой рыцарский зал для торжеств. В донжонах и паласах было очень холодно. Выручало каминное отопление, однако стены все равно покрывались толстыми гобеленами и коврами - не ради украшения, а для сохранения тепла.

Окна пропускали очень мало солнечного света (сказывался фортификационный характер замковой архитектуры), далеко не все из них были застеклены. Туалеты устраивались в виде эркера в стене. Они были неотапливаемыми, поэтому посещение нужника зимой оставляло у людей просто неповторимые ощущения.

Замковый туалет.

Завершая нашу “экскурсию” по замку, нельзя не упомянуть о том, что в нем обязательно присутствовало помещение для богослужений (храм, капелла). К числу непременных обитателей замка относился капеллан или священник, который, помимо своих основных обязанностей, исполнял роль писаря и учителя. В наиболее скромных крепостях роль храма выполняла стенная ниша, где стоял небольшой алтарь.

Крупные храмы имели два этажа. Простолюдины молились внизу, а господа собирались в теплом (иногда застекленном) хоре на втором ярусе. Убранство подобных помещений было довольно скромным - алтарь, скамейки и настенные росписи. Иногда храм исполнял роль гробницы для живущего в замке рода. Реже он применялся как убежище (наряду с донжоном).

О подземных ходах в замках рассказывают множество небылиц. Ходы, разумеется, были. Но лишь очень немногие из них вели из замка куда-нибудь в соседний лес и могли использоваться как путь к бегству. Длинных ходов, как правило, вообще не было. Чаще всего встречались короткие тоннели между отдельными зданиями, либо из донжона в комплекс пещер под замком (дополнительное убежище, склад или сокровищница).

Война на земле и под землей

Вопреки распространенным заблуждением, средняя численность военного гарнизона обычного замка во время ведения активных боевых действий редко когда превышала 30 человек. Этого вполне хватало для обороны, так как обитатели крепости находились в относительной безопасности за ее стенами и не несли таких потерь, как нападающие.

Для взятия замка требовалось его изолировать - то есть перекрыть все пути подвоза продовольствия. Именно поэтому атакующие армии были гораздо крупнее обороняющихся - порядка 150 человек (это справедливо для войны феодалов средней руки).

Вопрос с провиантом был наиболее болезненным. Без воды человек может прожить несколько дней, без еды - около месяца (при этом следует учесть его низкую боеспособность во время голодовки). Поэтому хозяева замка, готовящегося к осаде, часто шли на крайние меры - выгоняли за его пределы всех простолюдинов, которые не могли принести пользу обороне. Как уже было сказано выше, гарнизон замков был небольшим - прокормить целую армию в условиях осады было невозможно.

Обитатели замка нечасто предпринимали контратаки. В этом попросту не имелось смысла - их было меньше, чем нападающих, да и за стенами они чувствовали себя гораздо спокойнее. Особым случаем являются вылазки за едой. Последние осуществлялись, как правило, ночью, небольшими группами, которые шли по плохо охраняемым тропам к ближайшим деревням.

Не меньше проблем было и у нападающих. Осада замков иногда растягивалась на годы (так, немецкий Турант оборонялся с 1245 по 1248), поэтому вопрос о тыловом снабжении армии в несколько сотен человек вставал особенно остро.

В случае с осадой Туранта летописцы утверждают, что за все это время солдаты нападающей армии выпили 300 фудеров вина (фудер - огромная бочка). Это составляет около 2,8 млн. литров. Либо переписчик допустил ошибку, либо постоянное количество осаждающих составляло более 1000 человек.

Для взятия замка измором наиболее предпочтительным сезоном было лето - дождей выпадает меньше, чем весной или осенью (зимой обитатели замка могли получать воду, растапливая снег), урожай еще не созрел, а старые запасы уже закончились.

Нападающие старались лишить замок источника воды (например, строили на реке запруды). В самых крайних случаях применялось “биологическое оружие” - в воду бросались трупы, что могло спровоцировать вспышки эпидемий по всей округе. Тех обитателей замка, которые попали в плен, нападающие увечили и отпускали. Те возвращались назад, и становились невольными нахлебниками. В замке их могли и не принять, но если это были жены или дети осажденных, то голос сердца перевешивал соображения тактической целесообразности.

Не менее жестоко поступали с жителями окрестных деревень, пытавшихся доставлять в замок припасы. В 1161 году во время осады Милана Фридрих Барбаросса приказал отрубить руки 25 горожанам Пьяченцы, которые пытались снабжать врагов провиантом.

Осаждающие разбивали постоянный лагерь неподалеку от замка. Он также имел некоторые простейшие укрепления (палисады, земляные валы) на случай внезапной вылазки защитников крепости. Для затяжных осад рядом с замком возводился так называемый “контрзамок”. Обычно он располагался выше, чем осаждаемый, что позволяло вести с его стен эффективное наблюдение за осажденными и, если позволяла дистанция - обстреливать их из метательных орудий.

Вид на замок Эльц из контрзамка Трутц-Эльц.

Война против замков имела свою специфику. Ведь любое мало-мальски высокое каменное укрепление представляло серьезное препятствие для обычных армий. Прямые атаки пехоты на крепость вполне могли увенчаться успехом, который, однако, доставался ценой больших жертв.

Именно поэтому для успешного взятия замка был необходим целый комплекс военных мер (об осаде и взятии измором уже было сказано выше). К числу наиболее трудоемких, но в то же время чрезвычайно успешных способов преодоления защиты замка относился подкоп.

Подкопы делались с двумя целями - предоставить войскам прямой доступ во внутренний двор замка либо разрушить секцию его стены.

Так, во время осады замка Альтвиндштайна в Северном Эльзасе в 1332 бригада саперов из 80 (!) человек воспользовалась отвлекающими маневрами своих войск (периодические короткие атаки на замок) и в течение 10 недель проделала в твердой скальной породе длинный проход в юго-восточную часть крепости.

Если стена замка была не слишком велика и имела ненадежный фундамент, то под ее основание прорывался тоннель, стены которого укреплялись деревянными распорками. Далее распорки поджигались - как раз под стеной. Тоннель обваливался, основание фундамента проседало, а стена над этим местом рассыпалась на части.

Штурм замка (миниатюра 14 века).

Позднее, с появлением порохового оружия, в подкопы под стены замков закладывались бомбы. Для нейтрализации подкопа осаждаемые иногда рыли контрподкопы. Вражеских саперов заливали кипятком, запускали в тоннель пчел, лили туда фекалии (а в древнее время карфагеняне запускали в римские подкопы живых крокодилов).

Для обнаружения подкопов использовались любопытные приспособления. Например, по всей территории замка расставлялись крупные медные чаши с шарами внутри. Если шар в какой-либо чаше начинал дрожать - это был верный признак того, что рядом ведется подкоп.

Но главным аргументом при нападении на замок были осадные машины - катапульты и тараны. Первые мало чем отличались от тех катапульт, которые применялись еще римлянами. Эти приспособления были оборудованы противовесом, придающим метательному рычагу наибольшее усилие. При должной сноровке “орудийного расчета” катапульты были вполне точным оружием. Они метали крупные, гладко обтесанные камни, причем дальность боя (в среднем - несколько сотен метров) регулировалась весом снарядов.

Разновидность катапульты - требушет.

Иногда в катапульты заряжались бочки, начиненные горючими материалами. Чтобы доставить пару приятных минут защитникам замка, катапульты перекидывали к ним отрубленные головы пленников (особо мощные машины могли перебросить через стену даже целые трупы).

Штурм замка при помощи передвижной башни.

Помимо обычного тарана, применялись и маятниковые. Они были закреплены на высоких передвижных каркасах с навесом и представляли собой бревно, подвешенное на цепи. Осаждающие прятались внутри башни и раскачивали цепь, заставляя бревно бить в стену.

В ответ осажденные спускали со стены веревку, на конце которой были закреплены стальные крючья. Этой веревкой они ловили таран и старались задрать его наверх, лишив подвижности. Иногда на такие крючья мог попасться зазевавшийся солдат.

Преодолев вал, сломав палисады и засыпав ров, нападающие либо штурмовали замок при помощи лестниц, либо использовали высокие деревянные башни, верхняя площадка которых находилась на одном уровне со стеной (или даже выше нее). Эти гигантские сооружения обливались водой во избежание поджога защитниками и подкатывались к замку по настилу из досок. На стену перекидывался тяжелый помост. Штурмовая группа забиралась наверх по внутренней лестнице, выходила на помост и с боем вторгалась на галерею крепостной стены. Обычно это означало то, что через пару минут замок будет взят.

Тихая сапа

Сапа (от франц. sape, буквально - мотыга, saper - вести подкоп) - способ отрывки рва, траншеи или тоннеля для приближения к его укреплениям, применявшийся в 16-19 веках. Известны перекидная (тихая, скрытная) и летучая сапа. Работа перекидной сапой производилась со дна исходного рва без выхода работающих на поверхность, а летучей - с поверхности земли под прикрытием заранее подготовленной защитной насыпи из бочек и мешков с землей. Во 2-ой половине 17 века для выполнения таких работ в армиях ряда стран появились специалисты - саперы.

Выражение действовать “тихой сапой” означает: крадучись, медленно, незаметно идти, проникать куда-нибудь.

Бои на лестнице замка

С одного этажа башни попасть на другой можно было только по узкой и крутой винтовой лестнице. Подъем по ней осуществлялся лишь друг за другом - столь узкой она была. При этом воин, шедший первым, мог рассчитывать только на свое собственное умение сражаться, ибо крутизна поворота витка была подобрана таким образом, что из-за спины лидера нельзя было действовать копьем или длинным мечом. Поэтому бои на лестнице сводились к единоборству защитников замка и одного из нападавших. Именно защитников, ведь они могли легко сменять друг друга, поскольку за их спиной располагался специальный расширенный участок.

Во всех замках лестницы закручены по часовой стрелке. Существует только один замок с обратной закруткой - крепость графов Валленштейнов. При изучении истории этого рода обнаружилось, что большинство мужчин в нем были левшами. Благодаря этому историки поняли, что такая проектировка лестниц значительно облегчает работу защитников. Наиболее сильный удар мечом можно нанести в сторону своего левого плеча, а щит в левой руке лучше всего прикрывает тело именно с этого направления. Все эти преимущества есть только у обороняющегося. Атакующий же может нанести удар только в правую сторону, но его ударная рука окажется прижата к стене. Если же он выставит вперед щит, то почти утратит возможность действовать оружием.

Замки самураев

Замок Химэдзи.

Меньше всего нам известно об экзотических замках - например, японских.

Первоначально самураи и их сюзерены жили в своих поместьях, где, кроме сторожевой башни “ягура” и небольшого рва вокруг жилища, никаких других оборонительных сооружений не было. На случай затяжной войны воздвигались укрепления на труднодоступных участках гор, где можно было обороняться от превосходящих сил противника.

Каменные замки стали строиться в конце 16 века с учетом европейских достижений в фортификации. Непременная принадлежность японского замка - широкие и глубокие искусственные рвы с крутыми откосами, окружавшие его со всех сторон. Обычно они заполнялись водой, но иногда эту функцию выполняла естественная водная преграда - река, озеро, болото.

Внутри замок представлял собой сложную систему защитных сооружений, состоявшую из нескольких рядов стен с внутренними дворами и воротами, подземных коридоров и лабиринтов. Все эти сооружения располагались вокруг центральной площади хонмару, на которой возводились дворец феодала и высокая центральная башня тэнсюкаку. Последняя состояла из нескольких, постепенно уменьшающихся кверху прямоугольных ярусов с выступающими черепичными крышами и фронтонами.

Японские замки, как правило, были невелики - примерно 200 метров в длину и 500 в ширину. Но среди них встречались и настоящие гиганты. Так, замок Одавара занимал площадь в 170 гектаров, а общая протяженность его крепостных стен достигала 5 километров, что вдвое больше протяженности стен Московского Кремля.

Очарование древности

Замки строятся и поныне. Те из них, что находились в государственной собственности, часто возвращаются потомкам древних родов. Замки - символ влиятельности своих хозяев. Они - образец идеального композиционного решения, в котором сочетается слитность (соображения обороны не позволяли живописно распределять строения по территории), многоуровневость построек (главные и второстепенные) и предельная функциональность всех составляющих. Элементы архитектуры замка уже стали архетипами - например, замковая башня с зубцами: ее образ сидит в подсознании любого мало-мальски образованного человека.

Французский замок Саумур (миниатюра 14 века).

И, наконец, мы любим замки за то, что они попросту романтичны. Рыцарские турниры, торжественные приемы, подлые заговоры, тайные ходы, привидения, сокровища - применительно к замкам все это перестает быть легендой и превращается в историю. Здесь как нельзя лучше подходит выражение “стены помнят”: кажется, что каждый камень замка дышит и скрывает тайну. Хотелось бы верить, что средневековые замки и впредь будут сохранять ауру загадочности - ведь без нее они рано или поздно превратятся в старую кучу камней.

«В рыцарском замке» - Другой чертой рыцарской чести было сохранение верности своему сеньору. План урока. 1.Замок феодала. 2.Снаряжение рыцарей. 3.Рыцари на досуге. 4.Рыцарская честь. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход. 1.Замок феодала. Во время походов рыцари надежно защищались доспехами. ? Почему рыцарем мог быть только очень богатый человек?

«Рыцарь в замке» - Прообразом рыцарей в определённой степени является сословие эквитов (всадников) в Древнем Риме. Однако, принципиальная смена способов ведения войны и организации общественных отношений в Европе связана с падением Римской империи под напором кочевников с востока в ходе Великого переселения народов. Укрепленный замок - точно такая же неотъемлемая примета рыцарских веков, как стальные доспехи, с головы до ног закрывающие копьем, как турниры, где всадника с победитель избирал королеву любви и красоты.

«Феодалы и рыцари» - Рыцарь- надежда слабых и униженных. Война- профессия рыцаря. Снаряжение рыцаря. Как рыцари проводили свободное время? Рыцарь должен был быть щедр. Рыцари- военное сословие средневековой Европы. Закрепление материала. В замке феодал укрывался от нападений врагов и восставших крестьян. Над всеми постройками возвышалась главная башня- донжон.

«Средневековые рыцари» - Современный замок. …Которых посвящали в рыцари. Вечерний замок. Доспехи рыцаря. Фигура рыцаря. Средневековый замок при нападении. Жизнь рыцарей. Башня замка. Общий план замка. Средневековый замок. Рыцарь на коне. Замок, вид сбоку. Средневековый замок, общий вид. Рыцарь в доспехах. Замок, общий обзор.

«Благородный рыцарь» - А.С. Пушкин. Святой Георгий стал идеальным образом воина – защитника Родины. Георгий Победоносец Средневековый рыцарь Роланд Александр Невский. Идеал благородного рыцарства. В.А.Жуковский. Домашнее задание. Уроки

крепость феодала

Альтернативные описания

Дворец и крепость феодала

Приспособление для запирания чего-нибудь ключом

Укрепленное жилище феодала

Убежище рыцаря-феодала

Роман Кафки (1922)

. "Не лает, не кусает, а в дом не пускает" (загадка)

. "согнут калачом, укусить нельзя и пройти нельзя" (загадка)

Верхняя смыкающая часть свода или арки

Вехний камень арки

Воздушное сооружение

Воздушное строение

Врезной или навесной

Губернская тюрьма, обычно каменная, с казематами

Дворец феодала

Дворец, крепость феодала

Деталь артиллерийского орудия

Деталь пушки

Дом для привидений

Дом с привидениями

Железный сторож

Жилище Синей Бороды

Жилище графа Дракулы

Жилище королей, знати где иногда поселялись и приведения

Жилище феодала

Запорное устройство

И амбарный, и кодовый

И воздушный, и из песка

И дворец, и крепость феодала

К нему еще и ключ нужен

К нему - ключ

К пустой избе... не надо

Камень, замыкающий свод

Кантата французского композитора Дариюса Мийо "Огненный..."

Картина французского художника Поля Сезанна "... морского ведомства"

Картина французского художника Поля Сезанна "Черный... зв деревьями"

Клинообразный камень в вершине арки

Кодовый...

Крепостное жилище

Крепостное строение

Ласточкино гнездо в Ялте

Лондонский Тауэр

М. снаряд или устройство для закрепы или запирки чего. Части висячего замка: коробка, дужка: пружина, колеса (круги, по которым ходить бородка ключа нарезками), язычок, цевка; части нутреного, врезного замка: доска, затем те же, кроме дужки, да иногда бывает личинка; к тому и к другому бывает ключ. Винтовой висячий замок, у которого ключ винтом; репчатый, круглая коробка, шаром; шведский, ведерком, книзу шире и пр. Замок с потайкой, с секретом. Хороший замок надежный друг. Запор да замок святое дело. Замок да запор девки не удержит. Для умного печать, для глупого замок. Держи язык за замком (за зубами). пустой избе замка не надо. Сведем так домок, что ненадобен и замок. Хоть воротишки, да с замчишком. Худые люди молотить, а хорошие замки колотить. Ключ сильнеле замка. Подслушивать у замка амбара. Замок огневого оружия, для пальбы: кремневый, вышедший из употребл.; ударный, пистонный, для ударного пороха, для стрельбы колпачками. Части его: доска, курок, боевая пружина, колесо или взвод, спуск, собачка. Запястья, ожерелья и пр.. крепятся замочком разного устройства, без ключа. Замок также счалка двучерепной раковины; вид и скрепа сочленения или сустава. Замок в своде, верхний, средний камень, которым замыкается и заканчивается свод, выводимый от пяток; камень этот обычно притесывается тупым клином. формах, кожухах, для отливки крупных вещей, замок, место и все устройство, для плотного соединенья двух половинок. Рубка бревен назыв. в угол, когда концы кладутся накрест, с вырубкою округлого ложа; в лапу (а если конец бревна тем же способом запускается в средину, не в самый конец другого сковородником), когда конец вырубается в виде сковородника, развалистым шипом; в зуб, когда одно бревно наставляется другим и вырубка делается простым крюком, двумя зубцами; в замок, когда она сделана шипом, или кроме простого зуба (крюка), такой же крюк (уступ) вырублен и в другом бревне (по стеске концов наискось). зуб рубит, а в замок пригоняет! Сложить руки в замок, запустить все пальцы одной руки меж пальцевдругой. Держать что под замком, взаперти. Связать ящик в замок, замком, на шипах или шипами. Замок, в костях животн. и человек. передний стык, срост тазовых костей и самый простор прохода таза. мечни (медведицы) очень тесный замок, и она рожает медвежат весьма малыми. Замковый, замочный, к замку относящ. Замочная наметка. Замковая вязка или рубка. Замочный мастер или замочник. Замочная коробейка, вят. гнутая, окованная коробья, род сундука старин. работы, с нутреным замком. Замыкать, замкнуть, свести концы замком, заключать кругом; запирать замок ключом или запирать что на замок. Неприятеля окружили и замкнули. Проход замкнут стеною, валом. Замыкать свод, класть замок, средний камень. Замок испорчен, не замыкается. Замкни дом. Замыкать взвод, воен. быть, идти в замке, позади. Замкнутый в себе человек, сосредоточенный или скрытный. -ся, страдат. и возвр. по смыслу речи. Источники замкнулись, иссякли, не текут. Небо замкнулось, нет дождей, стоит засуха, все выгарает. Замыканье ср. длит. замкнутье однократн. замычка ж. об. действ. по знач. глаг. Замычка, снаряд, чем замыкают, ключ или что править должность его, самый замок, если он замыкается без ключа; накидка, наметка, накладка на пробой, для замка; запирка в наносах, крышка, глотник, клапан; моск. обычай, привычка? (замашка?). Замычный, к замычке относящийся. Замычливый, склонный к замычке, легко замыкающийся; о замке или о преграде. Эта ловушка замычливее другой. Замкнутость ж. состоянье замкнутого, в переносн, знач. Замок м. крепостца, укрепленное рвом, стенами, башнями здание; дворец или обширный дом, выстроенный для вида и потехи, в роде укрепленного здания. Тыл взвода. Капитан в голове роты идет, поручик в замке замыкает. Воздушные замки, несбыточные грезы или предположенья. Замковый, к замку относящийся

Маленькая собачка, свернувшись, лежит - не лает, не кусает, а в дом не пускает

Маленький, а весь дом бережет

Мечтательное воздушное строение

Не лает, а в дом не пускает

Не лает, не кусает, а в дом не пускает

Недвижимость людоеда, которой завладел Кот в сапогах

Неприступная крепость

Обиталище сказочных принцев

Опера польского композитора С. Монюшко "Зачарованный..."

Оперетта австрийского композитора Карла Миллекера "Заколдованный..."

Отпирается ключом

Пароль - отзыв, ... - ключ

Песочная постройка

Песочное строение прожектера

Пляжное строение из песка

Повесть польского писателя С. Лема "Высокий..."

Повесть российского писателя А. Р. Беляева "... ведьм"

Принадлежность каждой квартиры

Приспособление для запирания чего-нибудь

Приспособление для производства выстрела в старинных ружьях, состоящее из полочки, на которую насыпается порох, и курка, заканчивающегося фитилем или кремнем

Родовое логово рыцаря

Роман Ф. Кафки

Роман-притча австрийского писателя Ф. Кафки

Сборник американского поэта Роберта Лоуэлла "... лорда Уири"

Символ любви и верности висячий на мосту

Слой водонепроницаемой глины, препятствующий просачиванию воды через тело плотины или дно пруда

Специальное соединение деревянных конструкций

Способ соединения деревянных деталей

Стальные объятия борца

Старинная крепость

Страж на петлях сарая

Триллер Балабанова

Укрепленное жилище феодала

Устройство для соединения подвижных частей машин, механизмов

Фильм Вадима Роже "... в Швеции"

Форма защиты

Форма защиты в спорте

Что открывается ключом

Элемент огнестрельного оружия, служащий для воспламенения порохового заряда или капсюля

Стартовый момент в хоккее

Картина французского художника Поля Сезанна «Черный... зв деревьями»

Сборник американского поэта Роберта Лоуэлла «... лорда Уири»

Фильм Вадима Роже «... в Швеции»

Повесть российского писателя А. Р. Беляева «... ведьм»

Оперетта австрийского композитора Карла Миллекера «Заколдованный...»

Кантата французского композитора Дариюса Мийо «Огненный...»

Картина французского художника Поля Сезанна «... морского ведомства»

Повесть польского писателя С. Лема «Высокий...»

Опера польского композитора С. Монюшко «Зачарованный...»

. «согнут калачом, укусить нельзя и пройти нельзя» (загадка)

Что открывается ключом?

Пароль - отзыв, ... - ключ

. «не лает, не кусает, а в дом не пускает» (загадка)

Представьте, что вы — феодал, земли которого постоянно подвергаются набегам очень недружелюбно настроенных коллег. Дабы обезопасить себя и свое имущество, вы решаете построить надежную крепость, которая послужит вам и вашей свите как домом, так и оборонительной точкой на случай осложнения отношений с завистливыми соседями. Но замок — не сарай и не баня, его так просто не построишь! В прошлый раз мы поговорили о том, как лучше всего , а сегодня пойдем обратным путем. Как правильно возводить крепостные стены? Какие факторы надо учитывать во время осады? Чем барбакан отличается от донжона? Начнем с самых азов.

Что такое замок

Замок — это комплекс зданий, сочетающих в себе оборонительно-фортификационные и жилые задачи. В отличие от обнесенных стенами полисов, замки не являются общественным сооружением, а принадлежат феодалу и предназначены для него самого, его семьи и свиты, а также гостящих у него сюзеренов. Часто замок путают с крепостью, но вам, как будущему королю, следует их различать: если крепость — это просто участок земли с разнообразными постройками, обнесенный стеной (к примеру, знаменитые , одну из которых недавно откопали археологи), то замок — это единое здание, в котором башни, стены, мосты, жилые и прочие сооружение объединены в единый архитектурный ансамбль.

Чем больше замок — тем выше престиж его владельца. Крепостной двор, зона внутри замковых стен, может быть плотно застроен: тут и жилые дома для прислуги, и казармы, и складские помещения и, разумеется, свои собственные церквушки. При этом красота самого замка и высота его стен не всегда говорят о его оборонительных качествах. История знает примеры, когда приземистые и совсем небогатые на вид замки становились настоящей костью в горле именитых завоевателей.

Выбираем участок под строительство

Казалось бы, какая разница, где строить свою крепость? Толстые стены, высокие башни, глубокий ров — и не страшны никакие армии. Но вспомним о том, что замок — это не просто фортификационная единица, а еще и жилище, и потенциальный центр будущего города. Для того, чтобы ваш замок отвечал всем необходимым требованиям, следует учесть целый ряд немаловажных особенностей местности:

Рельеф . Первое, на что стоит обратить внимание при выборе участка под строительство — это характер окружающей местности. Идеальной точкой будет высокий холм или любая другая возвышенность, на которой физически возможно возвести комплекс оборонительных сооружений. Высота крайне важна по целому ряду причин. Во‑первых, чем выше ваш замок — тем тяжелее будет добраться до него потенциальному врагу. Крутые склоны — непроходимое препятствие для конницы и осадных орудий, а в некоторых случаях и для тяжелобронированной пехоты. Даже если нападающие каким-то чудом вскарабкаются по горным кручам, сбросить их не составит никакого труда. Идеальным вариантом станет высоки й холм, взобраться на который можно будет по одному-единственному узкому серпантину: такая дорога, дополнительно защищенная кольцами крепостных стен и несколькими секциями ворот, станут даже для огромной армии тяжелейшим испытанием: за каждый метр, пройденный под градом стрел, камней и раскаленного масла, враг будет платить жизнями своих бойцов.


Замок Лихтенштайн стоит на скале высотой 817 метров!

Ресурсы . Другой важный фактор — это доступ к чистой родниковой или колодезной воде, а также логистическая связь замка с окружающими постройками, если таковые имеются. Как ни странно, наиболее популярная тактика взятия крепости — это не штурм, который сам по себе является весьма рискованным предприятием, а длительная осада. Ваш замок может превратиться из надежной крепости в самый настоящий склеп: если вашу армию надолго изолируют от доступа к пище и питьевой воде, ждите голодных смертей, массового упадка духа и, в экстремальных условиях, даже вспышек каннибализма. Замок — сооружение Средних веков, до изобретения консервирования продуктов еще как минимум пара столетий. Если вам позволяет территория — разбейте внутри замковых стен сад или огород: постная каша из брюквы и жаркое из крыс, кормящихся в замковых складах, в какой-то момент могут стать единственным источником калорий.


Удачное расположение Гейдельбергского замка позволило основать у его подножья огромный город

Вода является не только питьевым ресурсом, но также может выступать в качестве альтернативного транспортного пути. Замок, стоящий на холме близ реки, всегда имеет доступ к проточной воде, которая послужит как дополнительной защитой от набегов (штурмовать укрепления вплавь намного сложнее, чем посуху), так и путем отступления на случай экстренных мер. Помните, замок — это ваш престиж, но личная безопасность превыше всего!

Немаловажным станет и наличие источников строительных материалов хотя бы в относительной близости от строительного участка. Если лес еще худо-бедно сплавляется по реке (хотя это дополнительные риски), то волочь из далеких каменоломен блоки для строительства крепостных стен — занятие не только неблагодарное, но и в высшей степени затратное. А вам еще надо на какие-то шиши закатывать пиршества и попойки — иначе вассалы засмеют и уйдут к более щедрому лорду.

Лайфхаки на каждый день

Но что делать, если на ваших землях нет подходящих возвышенностей, а замок все равно хочется? На помощь придут насыпные холмы: если крепости часто окружали земляным валом (рукотворной насыпью, затрудняющей подходы к стенам), то ради замка не грех будет заставить батраков и рабов насыпать и полноценный холм, смешав почву с торфом, гравием и известняком. Для того, чтобы вся эта земля не расползлась в стороны от дождей и под весом каменных строений — промажьте холм несколькими слоями глины, а еще лучше — обложите деревянным настилом. Даже такое примитивное армирование сделает конструкцию в разы надежнее.


Замок Жизор в Нормандии: высота насыпного холма — 20 метров, а диаметр у основания — все 70

Землю можно не только насыпать, но и рыть. В следующий раз мы подробно поговорим про каждый тип оборонительного элемента замка, но старый-добрый ров — отличный способ защитить участок еще на стадии застройки. Если получится отвести в него речную или грунтовую воду, то поздравляем: теперь у вас есть не только дополнительная защита, но и источник пресной воды. Если нет — не расстраивайтесь: сам по себе ров является в высшей степени труднопроходимым препятствием, и чтобы засыпать его, у противника уйдет немало времени. В крайнем случае можете понатыкать в него острых кольев, чтобы сбрасывать на них зарвавшихся воинов во время штурма.

Заключение

На этом наш рассказ подходит к концу. В следующий раз подробно разберем то, из каких сооружений состоит замок и как лучше спроектировать его, исходя их особенностей местности. И помните: замок — это универсальное жилище на все случаи жизни, так что к его постройке следует подойти, продумывая каждую мелочь.

Так как моря и реки предоставляли большой обзор для выслеживания и нападения на иноземных захватчиков.

Запас воды позволял сохранять рвы и канавы, которые являлись незаменимой частью защитной системы замка. Замки также функционировали как административные центры, и водоемы помогали облегчить сбор налогов, ведь реки и моря являлись важными торговыми водными путями.

Также замки строили на высоких холмах или в утесах скал, на которые сложно было напасть.

Этапы строительства замка

В начале строительства замка в земле вокруг местоположения будущего здания выкапывались рвы. Их содержимое складывалось внутри. Получалась насыпь или холм, который назывался «мотт». На нем позднее и возводился замок.

Затем сооружались стены замка. Часто возводили два ряда стен. Внешняя стена была ниже внутренней. На ней находились башни для защитников замка, подъемный мост и шлюз. На внутренней стене замка сооружались башни, которые использовались для . Подвальные комнаты предназначались для хранения еды в случае осады. Площадку, которую окружала внутренняя стена, называли «бейли». На площадке находилась башня, где жил феодал. Замки могли быть дополнены пристройками.

Из чего делали замки

Материал, из которого изготавливались замки, зависел от геологии местности. Первые замки строили из дерева, но позднее в качестве строительного материала стали камень. В строительстве применяли песок, известняк, гранит.

Вся работа по строительству делалась вручную.

Стены замков редко полностью состояли из твердого камня. Снаружи стены делалась облицовка из обработанных камней, а с ее внутренней стороны выкладывали камни неровной формы и разного размера. Эти два слоя соединялись с помощью известкового раствора. Раствор приготовляли прямо на месте будущего сооружения, и с его помощью также белили камни.

На месте стройки возводились деревянные леса. При этом горизонтальные балки втыкались в проделанные в стенах ямки. Сверху поперек них клали доски. На стенах замков эпохи Средневековья можно увидеть квадратные углубления. Это и есть отметки от строительных лесов. По окончании строительства строительные ниши заполнялись известняком, но со временем он отваливался.

Окна в замках представляли собой узкие отверстия. На башне замка маленькие проемы делались для того, чтобы защитники могли пускать стрелы.

Во что обходились замки

Если речь шла о королевской резиденции, то для строительства нанимались специалисты по всей стране. Так король средневекового Уэльса Эдвард Первый строил свои кольцевые замки. Каменщики разрезали камни на блоки правильной формы и размера, используя молот, долото и измерительные инструменты. Эта работа требовала высокого мастерства.

Каменные замки были дорогим удовольствием. Король Эдвард почти разорил государственную казну, потратив на их строительство 100 000 фунтов. В строительстве одного замка было задействовано около 3 000 рабочих.

На строительство замков уходило от трех до десяти лет. Некоторые из них строились в зоне военных действий, и для выполнения работы требовалось больше времени. Большинство замков, построенных Эдвардом Первым, до сих пор стоят.

Источники:

  • How Castles Work, Craig Freudenrich, Ph.D. , How Stuff Works
  • Why Were Many Castles Built Near Bodies of Water? Elizabeth Burner, eHow

Множество легенд окутывает Замок Бран – это и есть настоящее название Замка Дракулы. На самом деле, расположенный в Румынии, замок имеет вполне реальную историю своего существования, которая никак не связана с мистикой.

Замок Бран располагается в трех десятках километров от Брашова на границе Трансильвании и Мунтении.

Строительство замка началось в 1377 году и продолжилось пять лет, на тот момент это была крепость, благодаря которой можно было контролировать миграцию и границы между княжествами. Позднее уже в 1622-1625 годах здесь же были возведены башни, главным предназначением которых было наблюдение за торговыми путями и путниками, следующими из других государств.

Мистическая легенда о Графе Дракуле была выдумана местными жителями, которые трепещут перед таинственностью и мрачностью замка, который имеет множество потайных ходов, комнат и лабиринтов. Это своеобразный образ для замка, который расположен на скалистой горе, ведь сам замок выполнен в готическом стиле, который как нельзя лучше подчеркивает страх и таинство происходившего здесь много лет назад.

Владельцами замка долгое время были жители окрестностей, которые и построили этот замок на свои средства, за что были освобождены от уплаты налогов. После этого замок принадлежал разным хозяевам, но знаменитый вампир Дракула среди них никогда не числился.

Популярное место среди туристов и любителей мистики навевает страх и блаженный трепет, который подпитывается архитектурой и интерьером, собранным королевой Марией. Именно этой правительнице Румынии замок был отдан во владение в 1920 году жителями Брашова.

С 1920 по 1927 года проводились реставрации в замке под руководством архитектора Карела Лимана. Около замка появились парки и аллеи для прогулок, озеро и фонтан.

В 1956 году это величественное сооружение стало музеем феодальной истории. Однако к тому времени замок уже был в разрушенном состоянии. Сооружение вновь начали реставрировать в 1987 году. К 1993 году все работы были завершены.

В современное время замок принадлежит внуку королевы Марии Доминику Габсбургу.

Видео по теме

Влад Цепеш, прозванный Дракулой, - знаменитый румынский князь XV века, который не без усилий Брэма Стокера обрёл в народе мистическую репутацию. О «дьявольской» сущности князя говорили ещё при его жизни – чаще всего это можно было слышать от иностранных недоброжелателей.

А в наше время образ Дракулы обычно связывается с замком Бран, находящимся недалеко от румынского города Брашов на высокой скале. Это зловещее строение привлекает ежегодно миллионы туристов, многие из которых едут сюда в надежде встретиться с призраком кровожадного князя.

Местные жители наперебой пытаются убедить гостей, что в замке и вправду водится призрак, а в одной из близлежащих деревень они даже показывают дом, в котором якобы останавливался князь-вампир. На самом деле замок Бран Влад Цепеш никогда не посещал. Известно лишь, что он иногда охотился в окрестных лесах. Распространённая легенда о том, что в замке пленённого князя якобы пытали турки, тоже не соответствует действительности.

Да и вампиром Дракула не был, а его деспотичность сочеталась с любовью к справедливости. Князь сурово карал чиновников-взяточников, нечестных купцов, неверных жён и трусливых воинов, а бедным и обездоленным, наоборот, нередко оказывал поддержку.

Прозвище «Дракула» ему досталось в наследство от отца – Влада II, который также его носил; происходило оно от Драконьего ордена, в котором состоял Влад-старший и эмблему которого имел на своих реликвиях.

Представление о Владе Цепеше как о вампире – это современная сказка, задача которой – привлекать побольше туристов. На местных рынках можно увидеть сотни футболок, посуды и других сувениров с портретом Влада Дракулы. Такая продукция пользуется нескончаемым спросом.

Сам же замок Бран был основан в XIV веке на средства жителей Брашова и предназначался, конечно же, для обороны. За эту постройку тогдашний правитель освободил жителей города от налогов. Расположение замка только подчёркивает его защитную функцию – он высится на отвесной скале, не менее ужасающей, чем сама постройка. Впрочем, замок одновременно и красивый. Внутри замка находится целый лабиринт из коридоров и залов.

Этот памятник архитектуры сам по себе хранит немало загадок, не связанных с образом вышеупомянутого Дракулы. Например, колодец во внутреннем дворике: считается, что он ведёт к подземным помещениям.

Нынешний владелец замка – Доминик Габсбург, потомок королевы Марии и средневековых румынских правителей. Королеве этот замок подарили жители Брашова в знак особой благодарности в 1918 году. Передача замка нынешнему законному владельцу состоялась недавно – в 2006 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: