Михайловский сад история. История. Павильон Росси в Михайловском саду


У этого огромного дома, построенного на рубеже двух веков - XVIII и XIX - четыре адреса, потому что своими фасадами он выходит на две улицы и в два переулка. Переулки носят старинные названия - Рыбный и Хрустальный, прежде на их месте шла торговля рыбой и стеклом. А улицы назывались Ильинкой и Варваркой; были они важнейшими торговыми и деловыми центрами и не потеряли своего значения и в наш век. Знаменитая Варварка обрела своё название в честь храма, воздвигнутого во имя святой Варвары - покровительницы торговли - в самой бойкой части города в начале XVI века итальянским архитектором Алевизом Фрязиным.


Территория, где расположен Старый гостиный двор, стала важным центром московской торговли уже в XVвеке, когда там обосновались купцы, ранее торговавшие на территории Кремля. Впервые о гостином дворе упоминает Сигизмунд фон Герберштейн, бывший в Москве в 1517 и 1526 годах: «Недалеко от крепости есть большой, обнесённый стенами дом, называемый двором господ купцов, в котором купцы живут и хранят свои товары».

Гостиный Двор был заложен в середине XVI века при Иване Грозном. По велению Государя сюда, в Китай-город, переселили со всей Москвы купцов. Поначалу лавочные ряды были деревянные, но в 1595 г. после пожара их заменили на каменные и перестроили в 1638—41 годах. Различные монастыри получали здесь в качестве царских подарков земельные участки для создания своих подворий. Многие купцы арендовали и в этих подворьях лавки и амбары.

С увеличением торговых оборотов гостиный двор снова стал тесен, и в 1661—65 годах его расширили в сторону Варварки (фактически, рядом был возведён ещё один гостиный двор). Строительство проходило под руководством богатого купца Аверкия Кириллова (его палаты сохранились на правом берегу Москва-реки на Берсеневской набережной).

Биржевая площадь

В 1737 г. по Москве загулял очередной "красный петух". Он не обошёл и Гостиный Двор, ряды выгорели. Впрочем, к тому времени все ощутимее становилась потребность в строительстве новых зданий для размещения товаров богатых купцов, прибывавших в столицу со всех концов страны. Как нередко бывает на Руси - не было бы счастья, да несчастье помогло… 1786 г. последовал Указ Екатерины II "Об отдаче каменного Гостиного Двора городу для умножения доходов на разные нужды". Екатерина согласилась с тем, чтобы «гостиный двор распродать по частям желающим с обязательством покупщиков, чтоб новый выстроен таковым же квадратом». В Москве архитектором С. А. Кариным был составлен проект и послан в Санкт-Петербург, но оттуда в 1789 году прислали другой, «который по Высочайшему Ея Императорского Величества повелению Архитектором Гваренгием зделан»: императрица Екатерина II поручила архитектору Джакомо Кваренги составить проект Гостиного двора в границах большого квартала неправильной формы - в пределах улиц Ильинки и Варварки.


Это был превосходный замысел красивой и рациональной организации квартала. Учитывая узость улиц и неизбежную транспортную их загрузку, автор скруглил углы, искусно вписав в них широкие лестницы.

Участок был освобождён от старых строений, и возведение Гостиного двора длилось с 1791 до 1805 г. Строительство с некоторыми отклонениями от проекта осуществляли архитекторы московской управы благочиния С.Карин, И.Еготов и П.Селихов.

Джакомо Кваренги жил в Петербурге и не учел уклон грунта в Китай-городе, который не отразили в присланном ему плане местности. Уже в Москве проект Кваренги доработали архитекторы Семен Карин и Иван Селехов. Они построили замкнутое по периметру здание и украсили его галереи полуколоннами.

Проект Кваренги подвергся частичным изменениям в процессе его привязки к сложному рельефу местности, кроме того, московские архитекторы С. А. Карин и И. А. Селихов (под руководством М. Ф. Казакова) не строго следили за соблюдением проекта, и владельцы строили «весьма медленно и неровно: один выводил оба этажа, другой один, кто как хотел; иные разрывши землю, так и оставляли её». Строительство продолжалось с 1791 года по 1805 год, в результате был возведён корпус двора по Ильинке с заворотами его в переулки, а также часть здания (юго-западный угол) по Варварке. Здание пострадало во время пожара 1812 года, но было восстановлено и достроено в 1825—30 годах О. И. Бове.


В Старом Гостином дворе насчитывалось 760 лавок, амбаров, палаток. Каждый купец, получив разрешение на строительство, покупал землю и начинал строить свою лавку. У одних дело шло быстро, другие не спешили. Вместо колонн коринфского стиля, запроектированных Кваренги, появились колонны в тосканском стиле, не стыковались разновысокие стены... История донесла до нас и множество других, кажущихся теперь смешными, проблем этого строительства. У большого Гостиного двора - около 100 колонн, причём несколько раз их строй прерывается вписанными между зданиями. Местность здесь была неровная, перепад высот между улицами, как сообщает справочник 1841 г., достигал 8-10 саженей.


Застраивать в центре города квартал одним зданием всегда трудно. В 1805 г., после долгих лет затянувшегося строительства, здание было целиком закончено. Сохранившаяся часть здания с полным правом может быть отнесена к одним из самых блестящих произведений мастера. Гостиный Двор внушает уважение монументальным видом, бесконечным строением колонн, протянувшихся вдоль фасада.


Варварка.1970 - 1979. Вид на церкви Максима Исповедника и Св.Варвары,Кремль и Гостиный двор


Название Гостиного Двора произошло от слова "Гость" - так в старину именовали купцов, занимавшихся иностранной и оптовой торговлей.В Гостином Дворе можно было купить практически всё, чего только душе угодно. Предприимчивые купцы нанимали "площадных" мальчиков - зазывал, которые с образцом товара, например, с парой сапог на шее, ходили по Красной площади, рекламируя продукцию.

Варварка

Именно в Гостином дворе в Москве торгаши придумали гениальные распродажи остатков товара по сниженным ценам, которые практикует сейчас весь мир. А дело было так… Однажды торговец ножевой линии шёл в конце дня по улице, и его остановил разносчик изюма с предложением купить изюма за небольшие деньги. Изюм купцу был совсем не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: "Возьмите, сударь, остатки ведь!" Тут-то и осенила купца гениальная догадка подешевле продавать остатки различных товаров, и вскоре его лавку украсила вывеска "Продажа остатков по самым дешёвым ценам". От покупателей не было отбоя, а торговец быстро разбогател. Отсюда, кстати, появилась поговорка "Остатки сладки".

Очень скоро открытие китайгородского купца охватило всю Москву. Было специально выделено время для подобной торговли - одна неделя в году, начиная с Фомина воскресенья - первого воскресенья после Пасхи. "Остаточной" лихорадкой заболели даже роскошные французские магазины Кузнецкого моста, а один торговец выдумал торговать литературными остатками, устроив распродажу нераскупленных книг в своей лавке. Правда, над ним хорошо посмеялись, и его бизнес не удался.

Гостиный двор, 1968-1971. Старый Гостиный двор

Московские купцы обладали большим чувством юмора, и иногда можно было напороться на изысканную шутку. Например, в бойких местах Гостиного Двора они любили подкидывать завернутых в бумагу дохлых мышей. Прохожие, думая, что нашли кем-то оброненную покупку, подбирали свёрток и радостно бежали домой, а шутники, наблюдавшие за ними исподтишка, приходили в неописуемый восторг. Иногда сговорившись: "Краснить или зеленить будем?", купцы устраивали своему покупателю целый розыгрыш. Когда человек приходил в лавку и спрашивал, к примеру, синего сукна, перед ним тут же раскладывали красное или зеленое сукно в зависимости от установленной договорённости, уверяя его, что это и есть спрошенный товар. Жертва розыгрыша направлялась в другую лавку, затем в следующую, но везде повторялось одно и тоже. В конце концов измученный покупатель, думая, что он спятил, покидал Гостиный Двор с купленным сукном другого цвета или же вообще с пустыми руками. Впрочем, Московские купцы не только шутили. К примеру, если покупатель отказывался после всех уговоров купить предлагаемый товар, ему в сердцах могли попросту дать по шее, сгоряча забыв о престиже фирмы.

Только в 1923 г. прошла плановая комплексная реставрация Гостиного Двора. Но как торговый комплекс он перестал существовать. Памятник архитектуры заполонили многочисленные большие и малые конторы, учреждения. Как грибы росли подсобки, склады, времянки.

Рыбный переулок

С конца 1995 года под руководством Правительства Москвы ведётся активная реконструкция Старого Гостиного Двора, в результате которой он, оставаясь архитектурным и историческим памятником и украшением Москвы, превратится в современный деловой и торговый центр.

Сложная задача встала перед архитекторами, которым поручили воссоздать первоначальный облик Старого Гостиного Двора, приспособить его к новому времени. Около 70% площади здания имело серьёзные осадки, и как следствие, стены колонны, перекрытия потрескались. Укрепить фундамент, решить другие сложные технические задачи доверили строителям корпорации "Трансстрой". Учли их опыт сооружения тоннелей, мостов…

Уникальность Гостиного Двора не только в исключительности местоположения, но и в неординарности художественных решений. Проект предусматривал, с одной стороны, тщательную реставрацию внешнего облика здания, с другой - полное функциональное переоснащение внутренних помещений современным инженерным оборудованием, управление которым реализовано в соответствии с концепцией "интеллектуального здания". Общая площадь комплекса - 81600 м2, сдаваемая в аренду - около 47401 м2. На территории комплекса разместятся отель - 15000 м2, магазины, рестораны, офисы, склады, банки, развернётся широкая торговая деятельность.

В окружении лепных колонн, сводов классического стиля взору предстает мощённый гранитом внутренний двор - атриум, площадью около 12 000 м2. Он перекрыт крупнейшим для памятников архитектуры в Европе лёгким светопрозрачным покрытием. В соответствии с функциональным назначением внутридворового пространства, перекрытие имеет системы снеготаяния, климаталогии, сбора и отвода конденсата. Его круглогодичная температура - 18°С.

Во внутреннем дворе планируется проведение культурно-массовых мероприятий, детских праздников и фестивалей, организации городских и общегосударственных праздников, международных выставок и салонов, концертов, шоу, показ мод, т.д. Открываются широкие возможности комплекса - посетители Гостиного Двора смогут не только сделать покупки, но и отдохнуть.

Гостиный двор – это старейшее торговое предприятие Санкт-Петербурга, история которого связана с многими важными событиями Северной столицы. Гостиный двор является памятником архитектуры, находящимся под охраной государства, это один из символов города на Неве.

Чем объясняется сохранение и процветание этого старинного предприятия, ведущего торговлю более 200 лет, не взирая на все перипетия жизни? Ответ простой – это расположение в самом центре Санкт-Петербурга и большой поток туристов, архитектура и история, связанная с именами многих известных личностей.

Адрес Гостиного двора

Санкт-Петербург, Невский проспект 35

Гостиный двор - как добраться

В 1885-1886 годах по проекту архитектора и художника Альберта Николаевича Бенуа был перестроен фасад здания, в результате на нем появилась лепнина и скульптура, а над главным корпусом установили купол.

Фольклор моментально отреагировал на изменение привычного классического вида фасада Гостиного двора, назвав бесцеремонное вмешательство в замысел архитектора «Бенуёвскими переделками». Только во время послевоенной реконструкции фасаду был возвращен его первоначальный вид.


Гостиный двор в Санкт-Петербурге - это не только центр торговли, где представлен огромный перечень товаров и услуг, но и место встреч и общения. Вас порадуют праздничная обстановка, концерты и цирковые представления, конкурсы и выставки.

Гостиный двор в Петербурге - это не только станция метро и величественное здание универмага, занимающее целый квартал. Первые гостиные дворы появились почти в одно время с основанием города, разрушались и строились на протяжении трёхвековой истории Северной столицы. До наших дней сохранилось несколько таких торговых зданий. Рассказываем, что непременно нужно знать о гостиных дворах каждому петербуржцу.

Первый Гостиный двор


Первый Гостиный двор сразу после основания города. Находился он на бывшей Троицкой площади, примерно на том месте, где сейчас находится Государственный музей политической истории России. В 1710 году деревянный рынок, располагавшийся здесь, полностью сгорел. Уже в 1712–1713 годах на его месте был построен первый двухэтажный мазанковый, крытый черепицей Гостиный двор. Внутри на первом этаже располагались лавки, а второй использовали для хранения товаров. Кроме того, на территории Гостиного двора находились деревянное здание Ратуши, биржа, таможня и аукционная камера. В 1737 году торговля в Гостином дворе была прекращена, его стали использовать как склад для хранения военной амуниции.

Портовый двор на Васильевском острове


В XVIII веке на территории Петербурга было построено несколько Гостиных дворов, почти все они были в разное время уничтожены пожарами. Тогда приняли решение строить такие комплексы из камня. Первый каменный торговый двор был построен архитектором Доменико Трезини на Васильевском острове в 1722 году. Строился он 13 лет, был складом экспортных товаров и назывался Портовым. Розничных лавок там не было, так как торговля в нём носила оптовый характер. По существу это были обширные складские помещения, занимающие целый квартал. В начале 1910-х годов их разобрали, а освободившуюся территорию застроили. Случайно уцелела лишь крохотная часть Старого Гостиного двора. В наши дни это дом № 1 по Тифлисской улице. Здание в настоящее время занимает библиотечный фонд Библиотеки Академии наук.

Новый Гостиный двор на Васильевском острове


В начале XIX века на Васильевском острове Джакомо Кваренги построил ещё один двухэтажный Гостиный двор с большой аркадной галереей. В XIX - начале XX века этот Гостиный двор использовался в основном для торгово-технических целей, преимущественно в качестве складского помещения. После революции до начала 1930-х годов в здании располагались склады ленинградской милиции. Позднее здание было передано историческому факультету ЛГУ, начавшему работу 1 сентября 1934 года, который располагается здесь и поныне вместе с философским факультетом и Медицинским колледжем СПбГУ.

Апраксин двор





После пожара, который произошёл в 1780 году и уничтожил все деревянные лавки, расположенные на Невском проспекте, на Садовой улице возвели Щукин и Апраксин дворы и Никольские ряды. К середине XIX века в Щукином и Апраксином дворах была сосредоточена почти вся букинистическая торговля Петербурга. По указу Николая I в 1833 году Апраксин и Щукин дворы были объединены в один обширный рынок. На 24 деревянных линиях торговали тканями и галантереей, кожевенными товарами и мебелью, обувью и хозяйственными товарами. После пожара 1862 года началась плановая застройка территории. Основные корпуса торгового двора были возведены в 1870–1880-х годах. Построенный комплекс имел не только торговое, но и развлекательное и культурное назначение, а кроме того, он хорошо вписывался в архитектуру города.

Перед Первой мировой войной по оптовому товарообороту рынок стал одним из самых больших в Европе. После революции некоторые корпуса остались бесхозными и в них разместились склады. В советские годы Апраксин двор был крупным центром комиссионной торговли. В настоящее время здесь расположено более 50 корпусов.

Никольские ряды


Никольские торговые ряды были построены в 1789 году на участке земли по Садовой улице между Фонтанкой и речкой Кривушей. Это место сочли удобным из-за близости двух водных транспортных артерий: Екатерининского и Крюкова каналов. Сначала рынок назвали Очаковским, поскольку его строительство было завершено в один день со взятием турецкой крепости Очаков русскими войсками под руководством А. В. Суворова. Здание было возведено на средства купеческого общества, то есть был частным. Первый этаж предназначался для торговых помещений, во втором размещались конторы и склады. Объединялись все торговые помещения открытой галереей первого этажа.

В 1825 году Никольский рынок пострадал от пожара, но его быстро восстановили. В 1880-х годах с Сенного рынка на Никольский перенесли «Обжорный ряд». Здесь за 12–15 деревянными столами под навесом питались сезонные рабочие: каменщики, плотники, маляры, штукатуры. После 1917 года в здании Никольского рынка разместилось производственно-промышленное объединение по изготовлению эмалированной посуды, в послевоенное время - «Металлопосуда». Сейчас здание бывших торговых рядов находится в запустении.

Гостиный (Мытный) двор

Когда народонаселение на Адмиралтейской стороне стало возрастать и торговля стала сосредоточиваться здесь, каменный Гостиный (Мытный) двор был возведён архитекторами Г. И. Маттарнови и Н. Ф. Гербелем в 1719 году на берегу реки Мойки, у нынешнего Зелёного моста. Когда при пожаре 1738 года он сгорел, было принято решение не восстанавливать старое строение, а строить новый Гостиный двор ближе к границе города.

Малый Гостиный двор


Здание Малого Гостиного двора находится между Гостиным двором, Университетом экономики и финансов и Центральными железнодорожными кассами, в одном квартале с зданием Городской столичной думы. Оно было построено в 1790-х годах архитектором Джакомо Кваренги с тем же силуэтом, что и Большой Гостиный двор. Торговля здесь велась как в розницу, так и оптом. Комплекс имел свою специализацию: в этом здании было размещено множество мебельных магазинов. Торговля велась только в светлое время суток, был запрет на использование свечей, связанный с противопожарной безопасностью здания.

В 1860 и в 1880 году корпуса здания были перестроены, но свои функции комплекс сохранял вплоть до революции, а после прихода новой власти в здании разместился учебный комбинат, который готовил специалистов книжной торговли. Впоследствии в здании находился библиотечный техникум. После войны в здании находились городская художественная школа и художественно-производственные мастерские Театра драмы и комедии. Позднее в здании дополнительно разместились различные учреждения, кафе, ночные клубы и бары, прославившие «барную» Думскую улицу.

Большой Гостиный двор





В 30-х годах XVIII века началась эпопея постройки Большого Гостиного двора. Когда-то на его месте располагались купеческие лавки из дерева, которые были снесены. Первый проект, созданный архитектором Антонио Ринальди, был готов к концу 1740-х годов, но из-за недостатка финансирования приняли более простой - зодчего Жан-Батиста Валлен-Деламота. Произошло это в 1761 году, но окончательный вид Большой Гостиный двор принимает в 1785-м.

Для предохранения от пожаров здание построили из камня и железа. Каждая сторона здания, оформленного неправильным четырёхугольником, представляла собой двухъярусную аркаду, опоясанную гранитными ступенями. По сторонам строения располагались линии, что и давали названия каждой стороне. Вдоль Невского проспекта пролегала Суконная линия, здесь торговали парфюмерией, галантереей и книгами. Вдоль нынешних улиц Перинной и Ломоносова проходили Большая и Малая Суровские линии, где горожанам предлагали приобрести неотделанные ткани, вдоль Садовой раскинулась Зеркальная линия с зеркалами, ювелирными изделиями и предметами роскоши.

Большой Гостиный двор неоднократно перестраивался, но в основном сохранил неизменный облик. Самой значимой была реконструкция, осуществлённая в 1967 году. Тогда открыли станцию метро, из вестибюля которой можно перейти на Невскую и Садовую линии.

Фото: excava.ru, photoprogulki.narod.ru, petro-barocco.ru, kudago.com, visit-petersburg.ru, cityspb.ru, livejournal.com, expert.ru, cs605518.vk.me, ok-inform.ru, citywalls, kommersant.ru, citywalls.ru, wikimapia.org, geometria.ru, hellopiter.ru, etoretro.ru, 2do2go.ru, ilovepetersburg.ru

Размер (площадь в аренду) торгового центра: 78 000 кв. м
Владелец ТЦ «Большой Гостиный Двор»: ОАО «Большой Гостиный Двор»


Сегодня на втором этаже Невской линии «Гостиного Двора» работает единственная в Петербурге Галерея Высокой моды, где представлена одежда модных домов, известных и уважаемых во всём мире: Christian Lacroix, D&G, Smalto, Ferre, milano, Givenchy, M.Missoni, Just Cavalli, Kenzo и многие другие.

Мужская и женская одежда, обувь для среднего класса, аксессуары, товары для дома и интерьера, товары для художников и фотографов, книги и бумажно-меловые товары, музыкальные инструменты и пластинки. Игрушки и посуда из всех уголков земного шара. Русские промыслы и ювелирные изделия. Театральные кассы, цветы, сладости и алкогольные напитки. Трудно сказать, есть ли что-нибудь, что невозможно найти в «Гостином Дворе».

Банкоматы, фотомастерские, гравировка, ксерокопирование, аптека и оптика, кафе, салон красоты, оптика, турпутёвки, ремонт одежды и обуви, пошив штор и багетная мастерская. Одним словом, что бы ни случилось у коренного петербуржца, он всегда бежит в «Гостиный Двор». Проверьте себя, когда сломаете каблук на выходе из кондитерской «Метрополь», что на Садовой улице.

Михайловский сад - один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII - первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории - регулярного или «французского» и пейзажного или «английского». Это также яркий пример архитектурного единства здания (Михайловского дворца) и природного ландшафта (Михайловского сада), созданный по замыслу великого зодчего Карла Росси.

Михайловский сад входит в комплекс объемно-пространственной композиции центральной части Санкт-Петербурга, включающей Летний сад и Марсово поле. За длительный период своего существования сад неоднократно менял свою планировку в соответствии с веяниями моды и вкусами новых владельцев.

Первоначально на территориях нынешних Летнего и Михайловского садов, сада вокруг Инженерного замка и Инженерного сквера располагались сельские поселения, а также поместье и охотничьи угодья шведского ротмистра Конау - об этом свидетельствует план 1698 г. В 1716-1717 гг. архитектор Ж.-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и второй сады находились на территории ныне существующего Летнего сада. Третьим был сад, где находился дворец Екатерины I. Территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, входила в состав третьего Летнего сада и называлась «шведским садом».

План Леблона был, по существу, проектом создания единого грандиозного дворцово-паркового ансамбля. Леблон включил в него все планировки, которые были лично утверждены Петром Великим. Cеверо-восточная часть территории, где находился дворец Екатерины I, была парадной. Изображение дворца в плане почти полностью повторяет план центральной части верхних палат Петра I в Петергофе. Вблизи дворца росли пирамидально подстриженные ели. Аллея каштановых деревьев вела к большому партеру с трельяжной беседкой, фигурным бассейном с фонтаном и скульптурой. Юго-западная половина сада изначально имела планировку регулярного плодового сада - сада русского императорского Двора с плантацией фруктовых деревьев, душистых трав, кореньев, где находились оранжереи, парники, теплицы и погреба, в которых выращивались различные экзотические растения и фрукты. Во времена правления Анны Иоанновны на территории «Шведского» сада имелись участки с «запасными» кленовыми деревьями, т. е. с питомником. Там же был устроен «ягдгартен» - небольшой охотничий участок, где содержались в особо огороженных местах зайцы и олени для придворной охоты.

В 1741 г. императрица Елизавета Петровна предложила Растрелли выполнить проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I и сада при нем. В апреле 1743 г. Растрелли представил проект сада-лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами. За дворцом был распланирован еще один парадный участок с двумя фигурными прудами, фонтаном и узорным кружевным цветником. «Шведский сад» был несколько изменен. Территория была разбита на геометрические участки пересечением продольных и поперечных аллей, в центре были выкопаны пять прямоугольных прудов. Таким образом, можно сказать, что Третий Летний и «Шведский» сады стали еще одним образцом русского садово-паркового искусства XVIII в.

По указанию Павла I дворец Елизаветы Петровны снесли, и на его фундаменте в 1787-1801 гг. выстроили Михайловский замок. Территория, прилегающая к замку, полностью включает оба сада - растреллиевский и «шведский». Проект замкового комплекса предусматривал сохранение двух фигурных прудов с линейной посадкой деревьев по их периметру. В «Шведском саду», согласно проекту, вместо пяти сохранилось четыре пруда, которые соединялись между собой подземным каналом, продолженным до западного фигурного пруда. Здесь надо особо отметить проектирование уникальной водной системы прудов и каналов.

Михайловский замок строился как неприступная крепость с разводными мостами, окруженная водой. Каналы (Воскресенский, Церковный и Обводные), окаймляющие замок и парадную площадь перед ним с конной статуей Петра I - грандиозный архитектурный ансамбль ХVIII в., не имеющий аналогов в мировой архитектуре. Третий Летний сад стали называть Верхним Летним и Михайловским. Планировка «Шведского» сада и его назначение как плодового сада (в западной части) и прогулочного парадного сада (в восточной части) не меняется. К сожалению, в таком виде уникальный ансамбль Михайловского замка просуществовал очень короткое время. После убийства Павла I замок перестает существовать как резиденция императорской семьи. Царская семья выезжает из замка, а парк и каналы постепенно приходят в запустение. В 1822 г. замок был передан Главному Инженерному училищу.

В 1819 г. начался новый этап формирования садов. В этот период значительный вклад в преобразование садов внес архитектор К.И. Росси. На месте старых оранжерей, примыкавших с юга к Верхнему Летнему саду, Росси по заказу Александра I выполняет один из самых масштабных проектов - комплекс Михайловского дворца для Великого князя Михаила Павловича, перепланировку Михайловского сада и благоустройство площади перед южным фасадом нового дворца. Это был, по существу, последний дворцовый ансамбль, построенный в черте города. Окончательный проект перепланировки сада у Михайловского дворца, над которым Росси работал вместе с архитектором А. А. Менеласом, был утвержден императором в апреле 1822 г.

В 1823 г. император Александр I утвердил проекты Росси по перепланировке участка вокруг Михайловского замка. По проекту засыпается Церковный канал, уменьшаются размеры восточного фигурного пруда в Михайловском саду. Остается только Воскресенский канал вдоль южного фасада замка. Но при этом Росси сохраняет уникальную водную систему (пруды Михайловского сада - каналы Михайловского замка), дополняя ее строительством подземного коллектора, соединившего большой пруд с рекой Мойкой, обеспечив тем самым дополнительную циркуляцию воды. Вокруг Михайловского замка по проекту Росси высаживается каре из двух рядов стриженых деревьев.

Характерной особенностью композиции Михайловского сада в проекте Росси было сохранение планировки отдельных его участков по проектам Леблона и Растрелли.

К. Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использованы все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715-1760 гг. Перед садовым фасадом Михайловского дворца Росси расположил обширный луг неправильной овальной формы, обрамленный аллеей и вписанный в сетку регулярной планировки.

Другой типичный прием планировки «английского» сада - использование прудов с неправильно очерченными берегами. Именно поэтому архитектор превратил прежние бассейны геометрической формы в живописные пруды разных размеров, берегам которых он придал извилистые «природные» очертания, а малые прямоугольные пруды в центре сада - убрал. В саду появился еще один традиционный элемент пейзажного парка - павильон с пристанью на берегу реки Мойки. Построенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I, павильон предназначался для романтических встреч летними вечерами за чашкой чая или игрой в карты.

На территории Михайловского сада было много цветников и красиво цветущих кустарников. Самое ценное, что сохранил Росси при перепланировке - это система аллей, составляющая основу композиции. Аллейные посадки были частично сохранены и дополнены живописными группами деревьев. До революции сад являлся дворцовым садом и был закрыт для посещения горожан. Дальнейшая история Михайловского сада трагична, как и судьбы всех исторических территорий.

В 1902 г. малый восточный пруд обмелел и был засыпан. В то же время, в связи с возведением Храма Воскресения Христова по проекту архитектора А. А. Парланда и новой садовой ограды, значительно сократилась западная часть сада.

В 1922 г. сад переименовали в сад МОПРа (Международной организации помощи борцам революции). Бывший Михайловский сад под этим «поэтичным» названием приобрел статус обычного городского парка. Английский луг пересекла поперечная дорожка, были построены площадки под эстраду и павильоны, на которых в 1924 г. организовывались выставки. Позже эти площадки заменили на детские игровые площадки. В начале 1960-х гг. здесь было разрешено строительство теннисного корта и общественного городского туалета. В этот период все посадки деревьев и кустарников проводились хаотично. Разрастающиеся деревья постепенно закрывали садовый фасад Михайловского дворца и перспективу от дворца на Марсово поле. С каждым годом менялись черты когда-то великолепного исторического ландшафта.

Обследования 2000 года показали, что сад находится в критическом состоянии. Работы по реконструкции Михайловского сада были проведены в 2001-2007 гг.

Проект полной реконструкции основан на сохранении в центре сада пейзажного английского стиля, а по периметру - регулярной французской планировки. Он позволил воссоздать один из лучших садов в центральной части Петербурга и возвратил историческое значение комплекса «Михайловский дворец - Михайловский сад».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: