Айя софия история. Сообщение о храме святой софии. Интерьер музея Айя-София

Некогда самый большой христианский собор в мире, затем мечеть, а ныне музей – Айя-София по праву считается самой крупной жемчужиной в ожерелье достопримечательностей Стамбула. Иногда именуемый восьмым чудом света, достаточно скромный снаружи и головокружительный внутри, памятник византийской архитектуры не оставит равнодушным ни одного человека.

У собора Святой Софии весьма непростая история: он неоднократно разрушался, сгорал или перестраивался. В том виде, что мы видим его сегодня, Айя-София (с небольшими изменениями) стоит с 537го года. Первый храм Софии заложили на рыночной площади Августион в начале IV века при императоре Константине I. Тем не менее существуют расхождения в источниках: считается, что "великую церковь" достраивал уже сын Константина I, император Констанций II. В любом случае, тот храм не простоял и века, сгорев в 404м году. На его месте возвели новую церковь, которая через 11 лет тоже целиком сгорела. В том же году возвели новую базилику, в итоге сгоревшую в 532м году во время восстания "Ника", крупнейшего бунта в истории не только Константинополя, но и всей Византийской империи. Сейчас сложно представить, но разборки, так скажем, фанатских группировок на ипподроме переросли в масштабное восстание, сопровождавшееся массовыми убийствами, пожарами и разграблением города. Повстанцы даже успели выбрать нового императора. Правивший в те годы Юстиниан собирался покинуть город, однако его жена заявила, что лучше выберет смерть, нежели позорный побег. Заручившись поддержкой армянского полководца Нарсеса, Юстиниан атаковал бунтовщиков, собравшихся на ипподроме для коронации своего провозглашенного императора. Погибло около 35 тысяч человек.

После подавления бунта на том же самом месте Юстиниан повелел возвести храм, который станет символом величия Византии и превзойдёт все существовавшие на тот момент храмы. Для реализации грандиозной идеи он привлёк двух известных архитекторов, Анфемия Тралльского и Исидора Милетского, отличавшихся нетрадиционным и системным подходом к строительству. Близлежащие к площади Августион частые территории были выкуплены, и за рекордные 5 лет силами 10 тысяч рабочих в Константиполе возник собор Премудрости Божьей. После взятия Константинополя султаном Мехмедом Фатихом собор был преобразован в мечеть. Айя-София подверглась перестройкам, постепенно возвели 4 минарета, дополнительно поддерживающие и укрепляющие периметр сооружения. В 1935м году по указу Ататюрка, основателя турецкой республики, Айя-Софию преобразовали в музей, где уже более 80 лет посетители любуются и восторгаются смешением разных эпох, исламской и христианской символики.

Обращаю внимание, что чтобы попасть внутрь, Вам скорее всего придётся отстоять длинную очередь, поэтому рекомендую прийти хотя бы за полчаса до открытия. После покупки билета стоимостью 30 лир и серьёзного досмотра Вы через внутренний двор попадёте в нартексы, соединённые между собой узкими арочными сводами. Мозаичные плиты с орнаментом на стенах были привезены уже после того, как Айя-София обрела статус мечети.

Нартексы предназначались для приготовлений к молитвенному ритуалу перед тем, как пройти в главный зал собора/мечети. Крестообразные своды выглядят изрядно потрёпанными временем и сыростью.

Когда попадаешь в главную часть через одни из 9 ворот, голова кружится от объёмов сооружения. Ведь более 1000 лет собор Премудрости Божьей являлся самым большим храмом христианского мира, пока не построили собор Святого Петра в Риме.

Большая часть посетителей собора ходят с задранными вверх головами, разглядывая огромный купол и соседство медальонов с арабской вязью с изображением Дева Марии на сводах.

К центральному куполу с востока и запада примыкают две ниши с полусферическими сводами. Как и в других мечетях Стамбула, искать абстрактные и необычные сопряжения поверхностей сводов стало одним из обязательных направлений съёмки.

Отдельно стоит остановиться на центральном куполе (слева). Такой необычный ракурс, честно скажу, отчасти обусловлен проводимыми в Айя-Софии на момент моего визита реставрационными работами. Внушительные строительные леса поднимались под самый потолок и лезли в кадр. Впрочем, на куполе мы ещё остановимся ниже.

Обтянутые кожей 8 дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса – одни из главных святынь Айя-Софии.

Они несут на себе имена Аллаха, пророка Мухаммеда и его внуков Гасана и Гусейна, а также имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али.

Идём в дальнюю от входа юго-восточную часть, где расположен алтарь. Справа от алтаря возвышается минбар – кафедра, с которой имам в день пятничного намаза читает проповеди.

Михраб, как полагается, направлен в сторону Мекки и Каабы.

Изящная ложа султана находится на возвышении слева от михраба.

У правой, южной, анфилады за золочёным ограждением располагается библиотека, привезённая в годы правления султана Махмуда I в XVIII веке.

В Айя-Софии также проходила выставка арабской каллиграфии. Тонкость линий вызывает лишь восхищение.

"Плачущую колонну" из-за большого скопления туристов около неё фотографировать не стал. В покрытой конденсатом колонне имеется отверстие, в которое надлежит вставить большой палец и совершить кистью полный круг, предварительно загадав желание. Говорят, желание обязательно исполнится. Но лучше поднимемся повыше. Ведь полноценное впечатление о масштабах собора/мечети можно составить, только поднявшись в галереи второго уровня.

Для отделки собора использовались 12 сортов мрамора, самый лучший камень везли из Спарты, Ливии, Греции, Египта.

Со второго яруса можно получше поразглядывать своды, полусводы, ниши и сохранившиеся или частично восстановленные фрески с росписями на них.

Во времена Османской империи православные фрески и мозаики в Айя-Софии сразу же замазали штукатуркой. И лишь после преобразования мечети/собора в музей при Ататюрке начались восстановительные работы. Интересно только, а до купола подданные султанов тоже сумели добраться?

На верхнем ярусе значительно меньше народа, хотя повторюсь, побывать в храме и не подняться по пандусу на второй этаж – настоящее упущение.

В галереях глазу и объективу есть за что зацепиться, начиная от росписи арочных сводов и резных капителей колонн до уникальных фресок и мозаик.

Император Иоанн II c женой Ириной и сыном Алексеем, предстоящие перед Богородицей.

Иисус Христос на престоле с Евангелием, рядом император Константин IX c женой Зоей.

Наибольший интерес представляет мозаика "Деиисус", датируемая XIII веком. Иисус Христос в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя судит человечество за грехи.

Сверху было видно, как всё прибывали и прибывали туристические группы, заполняя собой, казалось, всё доступное пространство собора. Но не удержался и, когда спустился вниз, то направился не в сторону выхода, а в центр зала, чтобы сделать ещё несколько снимков купола.

Купол диаметром 31 метр и высотой 55 метров поддерживают четыре массивных столба, заканчивающихся сферическими треугольниками, пандативами, через которые вес массивного купола перераспределяется на полусводы двух примыкающих нефов. На пандативах сохранились изображения крылатых херувимов.

Подкупольное пространство освещается через 40 арочных окон.

Однако этих и остальных окон в соборе недостаточно, поэтому с потолка свисают массивные люстры, через которые также можно ловить нетривиальные ракурсы.

Посетить Айя-Софию обязательно стоит в силу уникальности сооружения, побывавшего за свою историю и собором, и мечетью, и теперь открытого для всех в качестве музея. Где ещё Вы сможете увидеть подобное смешение христианства и мусульманства? Все религии изначально учат одному и тому же, но предназначены для разных народов. Айя-София может служить символом такого единства.

Продолжая рейд по самым главным достопримечательностям Стамбула и, перейдя площадь, можно оказаться в главной мечети города, Голубой. О ней рассказ пойдёт дальше. Keep it locked!

Другие посты о Стамбуле :

Дворец султанов Топкапы и гарем

Собор размещен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет. В сегодняшнее время является одним из символов города и музеем.

Собор Святой Софии признан одним из величайших образцов византийской архитектуры, сохранившихся до наших дней, который даже иногда называют «восьмым чудом света».


По словам русского ученого Н.П. Кондакова, этот храм «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Храм Святой Софии в Константинополе стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Кавказа.


Храм является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии. Айя-София считается 4 в мире музеем равным по масштабу таким шедеврам как церковь Св. Павла в Лондоне, Сан Пьетро в Риме и Дома в Милане.


Имя София обычно толкуют как «премудрость» , хотя оно имеет гораздо более широкое значение. Оно может обозначать «разум», «знание», «умение», «талант» и т.д. Христа часто отождествляют с Софией в смысле мудрости и разума. Тем самым София представляет собой аспект Иисуса как образ Божественной Премудрости.


София — это не только духовная категория, но и популярное женское имя. Его носила христианская святая София, жившая во II веке — ее память празднуется 15 мая. Имя София распространено в Греции, Румынии и южнославянских странах. В Греции существует также мужское имя Софрониос с аналогичным значением — разумный, мудрый.

Софии — Премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе — главный храм Византийской империи.

«Айя-София»

Светильники горели, непонятный
Звучал язык, — великий шейх читал
Святой Коран, — и купол необъятный
В угрюмом мраке пропадал.

Кривую саблю вскинув над толпою,
Шейх поднял лик, закрыл глаза — и страх
Царил в толпе, и мертвою, слепою
Она лежала на коврах…
А утром храм был светел. Все молчало
В смиренной и священной тишине,
И солнце ярко купол озаряло
В непостижимой вышине.
И голуби в нем, рея, ворковали,
И с вышины, из каждого окна,
Простор небес и воздух сладко звали
К тебе, Любовь, к тебе, Весна!

Иван Бунин


Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».


БОЛЕЕ 1000 ЛЕТ СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ОСТАВАЛСЯ САМЫМ БЮЛЬШИМ ХРАМОМ В ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ.(ДО ПОСТРОЙКИ СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА В РИМЕ).
Его высота - 55 метров, диаметр купола - 31 метр, длина — 81 метр, ширина — 72 метра. Если смотреть на храм с высоты птичьего полета можно увидеть, что он представляет собой крест размерами 70х50.


Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса — изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части — нефы, с помощью колон и столбов.


Эксперты заключают, что купольная система этого древнего строения таких колоссальных размеров , что до сих пор поражает специалистов и остается настоящим шедевром архитектурной мысли. Впрочем, как и само убранство собора. Оно всегда считалось самым роскошным.



Внутренняя отделка храма длилась в течении нескольких веков и отличалась особой роскошью - 107 колонн из малахита (по преданию из храма Артемиды в Эфесе) и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Мозаика на золотом полу. Мозаика полностью покрывающая стены храма.

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол



Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен на Рождество Христово 537 года и его освящали, император Юстиниан воскликнул: “Соломон, я превзошел Тебя”.

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии

Даже на современного человека храм Святой Софии производит большое впечатление. Что уж говорить о людях Средневековья! Именно поэтому с этим храмом было связанно множество легенд. В частности, поговаривали, что план здания был вручен императору Юстиниану самими ангелами, когда тот спал.







Храму Святой Софии около тысячи лет, как и фрескам на его стенах и потолках. Фрески эти изображают современников библейских событий, которые происходили на рубеже первого миллениума, 10 веков назад. Храм Святой Софии реконструируется с 1934 года.


Над входом Вы увидите икону Богоматери Влахернской с ангелами, в эксонартексе отображено детство Христа.





Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей

Император Александр

Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)

Иоанн Златоуст

Михраб, расположенный в апсиде


Когда Константинополь захватил султан Мехмед II (1453 год), храм был превращен в мечеть. Было пристроено 4 минарета, сильно изменено внутреннее убранство, замазаны штукатуркой фрески, перемещен алтарь.Софийский собор переименовали в мечеть Айя-София.

После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть . Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ. В многочисленных перестройках, производившихся в османский период Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).

C 1935 года по распоряжению основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София стала музеем , а замазанные османами мозаики и фрески вскрыты, но рядом с ними оставлены и завораживающие исламские орнаменты. Поэтому сейчас внутри музея можно наблюдать невообразимое смешение христианской и исламской символики.

Падение Константинополя (картина неизвестного венецианского художника конца XV — нач. XVI в.)





Храм этот является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии.

Смысл популярного женского имени обычно толкуют как «премудрость». Его носила христианская святая София, жившая в XII веке - ее память празднуется 15 мая. Софии - премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе - главный храм Византийской империи.

История храма святой Софии в Стамбуле

Главными строителями храма хроники называют Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, оба выходцы из Малой . Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественного императора. Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих. Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Проконеза доставлялся белоснежный мрамор, из Каритоса - зеленый мрамор, из Ясоса - красный, из Фригии - розовый.

Во время строительства храма применились совершенно новые материалы. Например, в цемент добавляли масло, известь готовили на ячменной воде, но особого внимания заслуживает другой материал: для его изготовления использовали самое драгоценное - жемчуг, топазы, рубины и сапфиры. Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней - мрамора, яшмы, порфира. Все они выложены в форме какого-либо узора.

В 1204 году храм Святой Софии пострадал от набегов крестоносцев. Часть богатств было вывезено в европейские страны, например, великолепный алтарь, сделанный из чистого золота был вынесен из святилища, дальнейшая его история так и неизвестна.

Во время завоевания турками Константинополя (в 1453 году) храм ждала тяжелая участь. Храм, по велению Махмеда II Фатиха, был превращен в мечеть Айя София. Храм серьезно пострадал: все животные и люди на фресках и мозаиках замазывались известью, так как по мусульманским канонам они не должны изображаться. Крест заменили полумесяцем, достроили 4 минарета. Появились султанское ложе и усыпальницы. На восьми больших щитах было выведено позолотой имя Аллаха, пророка Мухаммеда и первых халифов.

Особенности строения и внутреннего интерьера храма святой Софии в Стамбуле

Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».

Размеры храма: длина - 81 метр, ширина - 72 метра, высота - 55. Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса - изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части - нефы, с помощью колон и столбов.

Над дверями перед входом до сих пор находится мозаика из 4 фигур - Мария с младенцем, справа от нее Константин Великий, а слева - Юстиниан. Совершенно непонятно, как она сохранилась после того, как храм превратили в мечеть.

Стены храма сделаны из разноцветного мрамора, отделенного друг от друга бордюрчиками. Говорят, что когда-то даже была задумка покрыть сверху храм тонким золотом. Сейчас стены покрыты искусным узором. На одной из стен есть изображение кисти руки. По одной из легенд - это отпечаток кисти руки султаны Ахмеда, который ехал на своей лошади, а та встала на дыбы. Чтобы не упасть, султану пришлось опереться на стену храма.

Тайны храма святой Софии в Стамбуле

Многие полагают, что храм Святой Софии был построен и открыт в конце Х века, 13 мая 994 года. Однако его история начинается еще раньше. Много раз построенные храмы разрушались, как будто какая-то высшая сила содействовала этому. Храм 8 раз подвергался значительным разрушениям, а в 989 году был практически полностью уничтожен со всеми фресками.

История храма Святой Софии начинается в далеком 360 году. Первый храм Святой Софии был сожжен и рухнул в 404 году. Но его опять открыли в 415 году. Затем храм был снесен императором Юстинианом 13-14 января 532 года. На его месте возведен за пять лет новый, самый грандиозный христианский храм древности всех времен и народов. Он был открыт 27 декабря 537 года. При этом никаких мозаик в нем не было несколько сот лет.

Собор Святой Софии – один из монументальных памятников истории, которому удалось выстоять до 21 века и при этом не потерять своего прежнего величия и энергетики, сложно поддающейся какому-либо описанию. Некогда крупнейший храм в Византии, впоследствии преобразованный в мечеть, сегодня предстает перед нами в качестве самого оригинального музея Стамбула. Это один из немногих комплексов в мире, где переплелись сразу две религии — ислам и христианство.

Часто собор именуют восьмым чудом света, и, безусловно, сегодня это один из . Памятник несет в себе огромную историческую ценность, поэтому он был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Как же так произошло, что в одном комплексе христианские мозаики соседствуют с арабской вязью? Об этом нам поведает невероятная история собора Святой Софии в Стамбуле.

Краткая история



Построить грандиозный храм Святой Софии и увековечить его во времени удалось не сразу. Первые две церкви, возведенные на месте современной святыни, простояли всего несколько десятков лет, и оба строения были уничтожены крупными пожарами. Третий собор начали отстраивать в 6 веке при правлении византийского императора Юстиниана I. В строительстве сооружения было задействовано более 10 тысяч человек, что позволило возвести храм таких невероятных масштабов всего за пять лет. Собор Святой Софии в Константинополе на протяжении целого тысячелетия оставался главной христианской церковью в Византийской империи.



В 1453 году султан Мехмед Завоеватель напал на столицу Византии и подчинил ее себе, но великий собор разрушать не стал. Османский владыка был настолько поражен красотой и масштабами базилики, что решил преобразовать ее в мечеть. Так, к бывшей церкви были пристроены минареты, она получила новое название Айя Софья и на протяжении 500 лет служила османам главной городской мечетью. Примечательно, что впоследствии османские архитекторы брали в качестве примера собор Святой Софии при возведении в Стамбуле таких именитых исламских храмов, как Сулеймание и Голубая мечеть. Детальное описание последней смотрите на .


После раскола Османской империи и прихода к власти Ататюрка в Айя Софье начинаются работы по восстановлению христианских мозаик и фресок, а в 1934 году ей присваивают статус музея и памятника византийской архитектуры, который становится символом сосуществования двух великих религий. На протяжении последних двух десятков лет многие независимые организации Турции, занимающиеся вопросами исторического наследия, не раз подавали иск в суд о возвращении музею статуса мечети. Сегодня в стенах комплекса запрещено проводить мусульманские богослужения, и многие верующие видят в таком решении ущемление свободы вероисповедания. Тем не менее турецкий суд остается неумолимым в своих вердиктах и продолжает отклонять подобные иски.

Архитектура и внутренне убранство

Собор Святой Софии в Турции представляет собой прямоугольную базилику классической формы с тремя нефами, к западной части которой примыкают два притвора. Длина храма составляет 100 метров, ширина – 69,5 метров, высота купола – 55,6 метра, а его диаметр – 31 метр. Основным материалом при постройке здания выступал мрамор, но также использовались легкие кирпичи из глины и песка. Перед фасадом Айя Софии раскинулся двор, посередине которого установлен фонтан. А в сам музей ведут девять дверей: центральной из них в былые времена мог воспользоваться только сам император.



Но как бы величественно не выглядела церковь снаружи, истинные шедевры архитектуры заключены в ее внутреннем убранстве. Зал базилики состоит из двух галерей (верхней и нижней), выполненных из мрамора, специально завозившего в Стамбул из Рима. Нижний ярус украшают 104 колонны, а верхний – 64. В соборе практически невозможно найти участок, который бы не был декорирован. В интерьере представлены многочисленные фрески, мозаики, покрытия из серебра и золота, элементы из терракоты и слоновой кости. Существует легенда, гласящая, что изначально Юстиниан планировал оформить убранство храма полностью из золота, но прорицатели отговорили его, предрекая времена нищих и алчных императоров, которые не оставили бы и следа от такого роскошного сооружения.



Особую ценность в соборе несут в себе византийские мозаики и фрески. Они сохранились достаточно хорошо во многом благодаря тому, что пришедшие в Константинополь османы просто заштукатурили христианские образы, тем самым предотвратив их разрушение. С появлением в столице турецких завоевателей интерьер храма дополнился михрабом (мусульманское подобие алтаря), ложей султана и мраморным минбаром (кафедра в мечети). Также из интерьера ушли традиционные для христианства свечи, которые были заменены люстрами из лампад.



В оригинальном исполнении Ая Софья в Стамбуле освещалась 214 окнами, но со временем из-за дополнительных построек в святыне их осталось всего 181. В общей сложности в соборе насчитывается 361 дверь, сто из которых покрыты различной символикой. Ходят слухи, что всякий раз, когда ведется их подсчет, находятся новые, ранее ни кем не виданные двери. Под наземной частью строения были обнаружены подземные ходы, затопленные грунтовыми водами. Во время одного из исследований таких тоннелей учеными был найден секретный ход, ведущий от собора к другой . Также здесь были обнаружены драгоценности и останки людей.



Убранство музея настолько богато, что кратко описать его практически невозможно, и ни одно фото собора Святой Софии в Стамбуле не способно передать то изящество, атмосферу и энергетику, что присущи этому месту. Поэтому обязательно посетите этот уникальный памятник истории и лично убедитесь в его величии.

Как добраться

Собор Святой Софии располагается на площади Салтанахмед, в под названием Фатих. Расстояние от аэропорта Ататюрка до достопримечательности составляет 20 км. Если вы планируете посетить храм сразу по прилету в город, то добраться до места вы сможете на такси либо на общественном транспорте, представленном метрополитеном и трамваем.



Попасть в метро можно прямо из здания аэропорта, следуя по соответствующим указателям. Вам необходимо сесть на линию «М1» и доехать до станции Zeytinburnu. Стоимость проезда составит 2,6 tl. По выходу из подземки вам останется пройти чуть больше километра к востоку по улице Seyit Nizam, где располагается остановка трамвая линии Т 1 Kabataş – Bağcılar (цена за поездку 1,95 tl). Вам необходимо сойти на остановке Sultanahmet, и уже буквально через 300 метров вы окажетесь у собора.

Если вы отправляетесь к храму не из аэропорта, а из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам также нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.

Сравните Цены на жилье с помощью Этой формы

Практическая информация

Точный адрес: Sultanahmet Meydanı, Fatih, İstanbul, Türkiye.

Часы работы: в период с 15 апреля по 30 октября двери собора открыты для посещения с 09:00 до 19:00. Последний билет можно приобрести не позднее 18:00. В период с 30 октября по 15 апреля достопримечательность работает с 09:00 до 17:00. Кассы доступны до 16:00.



На сентябрь 2018 года цена за вход в собор Святой Софии в Стамбуле составляет 40 tl. Однако с 1 октября 2018 года власти Турции поднимают стоимость входных билетов в более чем 50 музеях страны, включая и Айя Софью. Так, с наступлением указанной даты цена за вход в храм составит 60 tl. Такое повышение обусловлено непростой экономической ситуацией, сложившейся в Турции, а также резким падением курса турецкой лиры по отношению к доллару и евро.

Храм Святой Софии

Византийцы были живым, энергичным и любопытным народом, поэтому считали своим долгом участвовать не только в политической, но и в церковной жизни, и нередко судьба всего восточно-христианского мира решалась волей непокорных и буйных жителей Константинополя. Расправа над ненавистными вельможами, возведение на престол и низвержение императоров и патриархов, общенародные мятежи и такие же общенародные моления, крестные ходы вокруг городских стен - непрерывная цепь этих и других событий тянется через всю историю Константинополя.

Православная церковь и Империя - вот два столпа, на которых держались жизнь и мир Константинополя. И свое законченное, великое и надчеловечное выражение этот мир воплотил в храме Святой Софии.

Еще в IV в. император Константин построил в городе базилику (небольшой храм прямоугольной формы) и назвал ее церковью Святой Софии. Но первый храм со временем стал мал для все увеличивавшегося населения города, и Констанций (сын императора Константина Великого) расширил его. В 404 г., в царствование императора Аркадия, базилика сгорела во время мятежа, но в 415 г. Феодосии Младший отстроил ее заново. Губернаторам провинций он повелел отыскивать и доставлять в Константинополь мраморы, колонны, скульптуры - все, что могло бы пойти на украшение храма. Однако во время мятежа 532 г. пожар вновь было уничтожил возводившийся храм. Царствовавший тогда император Юстиниан уже готовился бежать из страны, когда полководец Ве-лизарий вошел с войсками в Константинополь и подавил восстание. В честь этой победы на месте сгоревшей базилики император Юстиниан решил воздвигнуть, по словам летописца, «такой храм, какого не было со времени Адама и какого не будет никогда». Сохранилось много легенд о покупке земли для его сооружения.

Храм Святой Софии

«Так, местность, занятая правой стороной храма, принадлежала одному евнуху, который охотно отказался от своей собственности. Территория с левой стороны принадлежала одному сапожнику, который потребовал за нее двойную плату и особые привилегии. В частности, он захотел, чтобы его, как и императора, зрители встречали на Ипподроме рукоплесканиями.

Земля, где должен был быть устроен алтарь, принадлежала привратнику Антиоху, который не собирался продавать ее. Но так как он обожал скачки, то императорский сановник Стратегий запер его однажды перед самым началом ристалищ. Император же обещал выпустить его, если он на глазах всех собравшихся зрителей подпишет акт о продаже земли.

На месте, где впоследствии разместилась крестильня, стоял дом женщины, которую звали Анна. Дом был небогатый, но вдова заупрямилась и заявила, что не продаст его, даже если ей предложат 80 бочонков золота. Тогда император сам отправился к ней и стал упрашивать, чтобы она продала землю. Тронутая его просьбами, женщина упала на колени и заявила, что отдает землю даром. Но попросила, чтобы после смерти ее похоронили возле возведенного храма. Император Юстиниан согласился»…

И вот 23 февраля того же года, в воскресный день после совершения литургии, Константинопольский патриарх в первом часу дня, взяв Честной Крест Господень и святые иконы, первым делом освятил воду. Потом вместе с императором и народом, неся Животворящее древо Креста Господня, все пошли на место, где Юстиниан вознамерился возводить храм. Прибыв туда, император своими руками взял камень и известь и, испросив у Бога благословения, положил их в основание, чему последовали и вельможи двора его.

Юстиниан пригласил известных архитекторов - Анфимия из Тралл и Исидора из Милета - и поручил им постройку храма. Сто других архитекторов управляли рабочими, и каждый из них имел под своим началом 100 каменщиков. Пять тысяч рабочих трудились на правой стороне храма и столько же на левой. Юстиниан не жалел никаких денег и сам каждый день посещал стройку. Вместо того чтобы по восточному обычаю отдыхать после обеда, он обвязывал голову платком и в самой простой полотняной одежде осматривал ход работ. Чтобы не было жалоб и недовольства, деньги рабочим выдавали ежедневно.

Все сословия Византийской империи несли денежную дань на построения храма Святой Софии. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на его сооружение. Только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта. По приказу императора все провинции и города империи поставляли в Константинополь самые замечательные остатки античных зданий и мрамор. Рим, Афины, Эфес прислали колонны, которые и сейчас вызывают восхищение. Из Проконеса доставляли белоснежный мрамор, из Каристоса - светло-зеленый, из Ясоса - бело-красный, из Фригии - розовый с прожилками. Толстые плиты мрамора разрезались таким образом, чтобы прожилки на них составляли фигуры - деревья, фонтаны, водопады, фантастические лики людей и животных.

Много необычного было в строительстве этого собора. Примечательно, например, что многие материалы, использовавшиеся при возведении Святой Софии, были взяты из храмов, принадлежавших почти всем языческим религиям. Восемь порфировых колонн нижнего этажа храма были привезены из знаменитого храма Солнца в Баальбеке, другие восемь колонн - из эфесского храма Артемиды и т.д. Известь изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. Для верхней доски престола был изобретен новый материал: в растопленную массу золота бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины - словом, все самое дорогое.

Постройка храма, его размеры и украшения производили на современников невыразимое впечатление, поэтому неудивительно, что вокруг всего этого сразу же стали складываться легенды и мифы. Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелом. Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько окон делать над главным алтарем), Юстиниану якобы во сне опять явился ангел и приказал сделать три окна в честь Святой Троицы.

Храм Святой Софии представляет собой пространственный четырехугольник, к которому со всех сторон примыкают четыре меньших квадрата, образующие внутри главные части храма и форму креста. По углам центрального квадрата возвышались четыре массивных столба, вершины которых соединялись между собой полукруглыми арками.

К восточной и западной частям среднего свода примыкают два полукупола, а к каждому из них - по три ниши, так что крыша главной части здания состоит из девяти куполов, покрытых свинцовыми листами и возвышающихся один над другим. Стены храма облицованы громадными плитами из розового, зеленого, темносерого и белого мрамора разных оттенков, отделенными друг от друга тонкими мраморными рамками или бордюрчиками. Император собирался было покрыть стены сверху донизу золотом, но потом передумал. Мудрецы не советовали искушать будущих правителей, которые в погоне за золотом непременно разрушат храм. Если же здание украсить камнем, оно будет стоять вечно.

Пол и стены Святой Софии были выложены разноцветным мрамором, порфиром и яшмой и походили на луг, усыпанный цветами. Верхние части стен украшали великолепные мозаики, на ярко-голубом или золотистом фоне которых были изображены фигуры святых и императоров. Они чередовались с выложенными мозаикой орнаментами, изображениями растений, наполненных плодами рогов изобилия, сидящими на ветках птицами и виноградом, распускающим свои золотые листья… Громадная центральная часть храма по краям тонула в полумраке, в торжественной тишине которого мерцали строгие лики святых и драгоценное убранство.

Эта самая пышная византийская постройка действительно создавала впечатление ослепительного великолепия. Византийский летописец VI в. Прокопий Кесарийский так пишет об этом соборе: «Этот храм являет собой чудесное зрелище. Тем, кто его видит, он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит, - невероятным. Он взмывает ввысь, словно до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья на бурных волнах моря… Он весь полон света и солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само оно рождает этот дивный блеск, так чудно светел этот храм».

В день освящения храма, 27 декабря 537 г., император Юстиниан подъехал к главному входу на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Он быстро прошел до середины собора и, подняв к небу руки, воскликнул: «Слава Богу, который дал мне возможность закончить эту постройку. О, Соломон! Я превзошел тебя!». Празднества по случаю освящения храма продолжались 15 дней.

В архитектурно-художественном и техническом отношении наиболее эффектной частью храма является его купол. Именно на нем было сосредоточено все внимание зодчих. В плане купол очень близок к кругу, а некоторые отклонения (помимо вполне понятных строительных допусков) объясняются еще и многочисленными разрушениями и перестройками. В первоначальной идее купол - сферический и в плане очерчивается окружностью диаметром почти в 32 м. Купол покоится на четырех опорах, и тот же летописец Прокопий Кесарийский так описывает впечатление, производимое им: «Кажется, что он покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой цепи». Купол сложен из глиняных горшков, сделанных из белой пористой глины, найденной на острове Родос. Глина эта была такая легкая, что вес двенадцати таких горшков равнялся весу одного обыкновенного кирпича.

Купол образуют сорок радиальных арок, причем окна и промежутки между ними были рассчитаны так, что в солнечные дни создавалось впечатление, будто он парит в воздухе.

Через 20 лет случилось землетрясение, во время которого пошатнулись стены храма и была разрушена восточная часть купола. Огромные повреждения наносили храму и частые пожары, но после каждого бедствия собор Святой Софии заново восстанавливали. К тому времени, когда обвалился купол храма, Анфимия и Исидора уже не было в живых, и восстановление его поручили племяннику Исидора - Исидору-младшему. Он приподнял купол на 9 м, в результате чего тот потерял легкость, которая так восхищала современников. Вторично купол обвалился в 986 г. Реконструировал его архитектор Трдат из Армении. Этот купол и сохранился до наших дней.

Перед входом в храм Святой Софии располагался открытый двор, обнесенный портиком и вымощенный плитами. Посреди двора был устроен бассейн; лишь одна только галерея нартекса была без украшений. В следующей (внутренней) галерее у входных ворот перед молящимися представал мозаичной работы архангел Михаил с огромным поднятым мечом. Все живописные изображения были нарисованы красными красками по золотому полю.

Когда-то верхнюю часть стен первого этажа и стены галерей покрывали мозаичные рисунки на религиозные темы, портреты императоров и патриархов. На стенах храма блистали изображения Пресвятой Богородицы, святых апостолов и евангелистов, а также греческих крестов с надписью: «Симъ знаменiем победиши». В куполе были изображены Отец Вседержитель и четыре херувима - из мозаики и цветного стекла, смешанного с золотом и серебром.

В середине центрального нефа стоял амвон, искусно сделанный из слоновой кости, серебра и цветного мрамора. Купол над амвоном был изготовлен из золота и украшен драгоценными камнями. О богатстве собора ходили легенды. Современники утверждали, что в одной только ризнице было 40 000 фунтов серебра. Летом 1437 г. Константинополь посетила особая папская комиссия, в докладе которой впоследствии было написано: «Все церкви достойны удивления, однако Святая София превосходит все во всех отношениях - своими мраморными стенами и колоннами всякого цвета; мозаикой, которая сияет как солнце; скульптурой, весьма тонко изваянной на мраморе. Дверей в храме - медных, железных и деревянных - насчитывается столько, сколько имеется дней в году. Церковь настолько обширна, что здесь могут вместиться более 100 тысяч человек». А поэт Корипп называл Святую Софию «чудом света, которое затмевает все другие храмы и представляет точное отображение самого неба».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) Храм Святой Софии в Константинополе, всемирно известный памятник византийской архитектуры, по словам известного русского византиниста Н.П. Кондакова, «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Этот уникальный храм

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

автора Носовский Глеб Владимирович

5. Когда был построен знаменитый храм Святой Софии в Стамбуле? Остается огромный храм Святой Софии. Который мы уже ранее отождествили с храмом Соломона, то есть Сулеймана.Наша реконструкция такова. Султан Сулейман Великолепный возвел в середине XVI века величественный

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

автора Носовский Глеб Владимирович

1. Когда и кем был построен храм святой Софии в Стамбуле Храм Святой Софии - самый знаменитый исторический памятник Стамбула. Сегодня считается, что он был возведен в своем современном виде византийским императором Юстинианом в VI веке н. э. Далее считается, что когда в 1453

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

2.1. Храм святой Софии на рисунке XV века В книге приведена замечательная цветная средневековая миниатюра XV века, изображающая осаду Константинополя османами-атаманами в 1453 году , с. 38. См. рис. 1.5. Миниатюра взята из книги XV века: Jean Meilot, «Passages d`Outremer», хранящейся в

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

автора Ионина Надежда

Храм Святой Софии Византийцы были живым, энергичным и любопытным народом, поэтому считали своим долгом участвовать не только в политической, но и в церковной жизни, и нередко судьба всего восточно-христианского мира решалась волей непокорных и буйных жителей

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Храм Святой Софии при турецком владычестве Когда турки заняли все кварталы Константинополя и обезоружили последних сопротивлявшихся, султан Мехмед II через Харисийские ворота торжественно въехал в завоеванный город. В сопровождении свиты он проехал по главным площадям

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Храм Святой Софии Этот храм построили при Всеславе Брачиславиче, между 1044 и 1066 гг. (или в промежутке с 1050 по 1060 г.) на территории Верхнего замка. Скорее всего, строительство храма начал его отец Брачислав, а Всеслав завершил. Сохранился камень с именами пяти строителей

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13.3. Саул, Давид и Соломон Библейский храм Соломона - это храм Святой Софии, построенный в Царь-Граде в XVI веке н. э 12а. БИБЛИЯ. Великий царь САУЛ в начале Израильско-Иудейского царства (кн. 1 Царств). 12b. ФАНТОМНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Великий римский император СУЛЛА в начале

автора Носовский Глеб Владимирович

5. Когда построили знаменитый храм Святой Софии в Стамбуле Останется огромный храм Святой Софии, отождествляющийся с Храмом Соломона, то есть Сулеймана.Наша идея такова. Султан Сулейман Великолепный возвел в середине XVI века гигантский храм Святой Софии, рис. 4.4, рис. 4.5,

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

6.1. Храм Святой Софии на рисунке XV века В книге приведена замечательная цветная миниатюра XV века, изображающая осаду Константинополя османами в 1453 году , с. 38. См. рис. 4.7. Миниатюра взята из книги XV века: Jean Meilot, «Passages d’Outremer», хранящейся в Национальной библиотеке

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: