Замок кастель дель монте. Итальянский Замок Горы — Кастель дель Монте. Архитектурные особенности замка

Кастель дель Монте по праву называют Короной Апулии. Его восьмиугольная форма, отсутствие коридоров, обрамление в виде восьмиугольных башен, восьмиугольный внутренний двор и фонтан - все это наводит на мысль о тайном послании. Кому и от кого? Почему владелец замка, Император Священной Римской империи носил на правой руке перстень, украшенный граненым изумрудом с восемью золотыми лепестками?

Смерть Императора

В конце ноября 1250 года, во время очередной охоты в лесах любимой Апулии, Фридрих II внезапно почувствовал странную слабость и боль в животе. Вскоре боль и лихорадка стали невыносимы и император повелел остановиться на полпути, в изысканном домус ареа (ныне - Торремаджоре). Это место стало последним приютом для императора: дизентерия медленно сжигала ослабшее тело и 13 декабря свет погас в его очах. Ходили слухи, что император был отравлен своим незаконным сыном Манфредом...

Замок императора строился 10 лет. Его геометрически замысловатая конструкция до сих пор является поводом для дискуссий. Император Фридрих II, как известно, будучи образованным человеком и меценатом, создал при дворе математическую школу, в работе которой принимал участие великий Фибоначчи.

Однако столь необычный для Апулии замок-дворец вполне вписывается в символику веры: восьмиугольник является символом воскресения и возрождения. Древние религиозные храмы часто включали архитектурные композиции в виде квадрата (прямоугольного основания), над которым располагается сфера или круг: квадрат является символом земного, а круг олицетворяет небо. Между ними иногда стояла переходная фигура восьмиугольника, которая могла символизировать положение человека. Достаточно вспомнить древние базилики и крестильни IV в. (баптистерии), аналогичная форма которых подчеркивала важность крещения как акта единения человека с Богом, временного с вечным.

Известно, что Фридрих II, будучи в Иерусалиме, был восхищен видом святилища Купол скалы на Храмовой горе. Ахенская капелла, в которой был коронован император, также имеет восьмиугольную форму. Даже сложение чисел даты смерти императора (1250) дает волшебную цифру 8. Если этого мало, то можно добавить, что Фридрих II носил восьмиконечную корону.

Замок или крепость?

Замок был облицован мрамором - очень необычное для тех времен приложение благородного камня в оборонительном строительстве. Замок не был защищен рвом и земляным валом. Нет складских помещений для амуниций, нет ничего, напоминающего о том, что защитники готовились к осаде. Даже раскрутка винтовых лестниц не соответствовала правилу свободы правой руки при обороне. Бойницы отсутствуют, а окна замка чересчур велики, что легко можно было бы использовать как слабое место при желании поджечь здание снаружи.Такое показное легкомыслие можно воспринимать как послание: Фридрих II не боялся никого, хотя врагов у него было немало.

В Кастель дель Монте находились немногочисленные члены императорской свиты. Расположение замка на вершине холма позволяло контролировать всю округу. К замку могли подойти лишь проверенные и доверенные лица, а прислуга состояла не из местных крестьян и ремесленников, но из жителей удаленных городов Монополи, Битонто и Битетто. Это означает, что за стенами замка могли происходить тайные встречи, могли проводиться необычные религиозные обряды или алхимические эксперименты.

Алхимия

Вполне возможно, что в замке проводились опыты по превращению металла. Маленькие камины в комнатах замка не были приспособлены для приема большого количества гостей и пышных банкетов. Зато они отлично подходили для подогрева реактивов, а стратегическое положение замка не давало возможности посторонним почувствовать необычный запах гари. В нишах вполне могли поместиться дистилляторы и горнила для разогрева.

В замке по ночам проводились смелые эксперименты по трансмутации презренного металла в золото и секретные поиски пятой неразрушимий субстанции. Замок был вполне пригоден для экспериментов и оккультных практик. Примечательно, что в свиту императора входил не кто иной как Микеле Ското - астролог, маг, гадатель - один из теоретиков алхимии. Трактаты этого ученого приносили императору неплохие дивиденды. Особенно тот, который описывает превращение меди в серебро.

Желание усовершенствовать материю, присущее алхимикам эпохи XIII - XVII вв., породило волну шарлатанства и откровенных спекуляций. Очень часто эти изыскания делались по заказу богатых и предприимчивых спонсоров.

Кастель дель Монте, несомненно, заслуживает внимания не только специалистов. По многочисленным свидетельствам туристов, при посещении замка возникает странное чувство беспокойства. Стены излучают необычную энергию и порой кажется, что полностью погружаешься в далекий мир XIII века со всеми его страстями, жестокостью, наивностью и причудами.

Замок находится под защитой ЮНЕСКО. С 1996 года он стал частью исторических объектов, охраняемых фондом Всемирного наследия.

Как добраться до Кастель дель Монте

Замок находится в коммуне Андрия, провинция Бари.

На автомобиле :

По автомагистрали А 14 Болонья - Таранто

По автомагистрали А 16 Бари - Неаполь, выход на: Andria-Barletta S.S. 170.

Галерея изображений замка Кастель дель Монте

November 27th, 2013

Замок дель Монте (Castel del Monte) одиноко возвышается на уединенном холме Западной Мурдже в пустынной местности города Андрия провинции Бари, на высоте 560 метров над уровнем моря. Современное название замковый комплекс получил лишь в конце XV века, первоначальное название не сохранилось. Назван замок Кастель дель Монте был в честь одноименного старинного поселения у подножия холма, на котором находился небольшой монастырь Санта-Мария-дель-Монте. Часто местные жители Андрии называют его «Короной Апулии».

Средневековье ― огромный исторический период, связанный с масштабными событиями и значительными изменениями во всех сферах жизни, как отдельных государств, так и целых наций Европы и Азии. Это время падения Римской империи и начавшегося вслед за этим Великого переселения народов, которое в дальнейшем, на протяжении многих веков, будет служить благодатной почвой для возникновения бесчисленных культурных, языковых и религиозных конфликтов между германскими и романскими народами, ранее проживавшими на территории некогда единой империи. «Темные века» как небезосновательно назовет эту эпоху знаменитый итальянский поэт Петрарка, несмотря на глобальные потрясения, без которых в истории своего развития не обходилась еще ни одна цивилизация, станет и временем великих преобразований.

Как никогда ранее, церковь в лице Папы Римского обретет небывалую власть и могущество, с которой придется считаться всем, от обитателей глухих поселений и жителей просвещенных городов до монархов и королей. Это время расцвета идеалов монашества и безграничной власти инквизиции, сеющей одинаковый ужас в души, и закоренелых еретиков, и самых набожных прихожан. Время рыцарства и непрекращающихся столкновений, когда христиане проливали кровь друг друга в постоянных междоусобных войнах, и время Великих крестовых походов, когда на полях сражений в борьбе за священный Иерусалим не меньше проливалось крови мусульман и крестоносцев.

Безусловно, чтобы получить даже приблизительное представление о Средневековье, занявшем в истории человечества без малого девять веков, потребуется знакомство с куда более обширными сведениями. Но и упоминание этих нескольких знаковых событий позволяет получить представление о времени и условиях, в которых был построен во многом загадочный и по-своему уникальный замок Кастель-дель-Монте. А для того чтобы лучше разобраться в особенностях архитектуры замка или его истинном предназначении, а возможно, и попробовать найти разгадки на некоторые тайны, которыми щедро окутан Кастель-дель-Монте, стоит обратить внимание и на непосредственного владельца замка, личность которого представляется настолько же колоритной, насколько и противоречивой.

Об этом человеке, чье властолюбие и жестокость не знали границ, можно рассказать многое, но и упоминание лишь одного факта из его бурной жизни дает весьма четкое и наглядное представление о неоднозначном характере и нраве этой личности. Так, никогда не питая глубоких религиозных чувств и всячески оттягивая свое участие в очередном Крестовом походе, этому человеку все же удалось добиться, казалось бы, невозможного ― быть отлученным от церкви и, несмотря на папскую анафему, одержать победу в Крестовом походе и вернуть христианскому миру Иерусалим. Речь идет ни о ком другом, как об императоре Священной Римской империи, правителе Германии, короле Сицилии и Иерусалима Фридрихе II Гогенштауфене.

Строительство замка упоминается лишь в одном документе дошедшем до наших дней. Он датирован 29-м января 1240 г. и в нем указано, что император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен ( нем. Friedrich II von Hohenstaufen) приказывает губернатору и судье Richard de Montefuscolo купить известь, камень и все необходимое …

…pro castro quod apud Sanctam Mariam de Monte fieri volumus…

(для замка, который мы хотим возвести рядом с церквью Св. Марии на холме).

Впрочем далее из документа не совсем понятно, что имеется в виду — начало строительства или какие-то финальные работы. В пользу последней версии говорит еще один документ, выпущенный в 1241-1246 гг . - Statutum de reparatione castrorum (список укреплений, которые требуют починки). В нем Кастель-дель-Монте указан как уже построенный замок.

В качестве места для будущего строительства очередного замка Фридрих II выбирает Апулию, регион, входящий в тот период в состав Сицилийского Королевства (ныне регион провинции Бари на юге Италии), где он, собственно, вырос и прожил все свое детство и юность. Согласно бытующему преданию, Castel del Monte (от итал. «замок на горе» или «замок горы») был построен на месте руин покинутого монастыря Святой Марии, а точнее, на небольшом возвышении в виде холма, расположенного посреди безлюдной равнинной местности (в 16 км от города Андрия), позже получившей название Terra di Bari. Отсюда и происхождение первоначального названия замка Сastrum Santa Maria de Monte, которое сохранялось за ним на протяжении долгого времени.

Начало строительства замка приходится на 1240 год, а окончание работ датируется 1250 годом, то есть по странному (а возможно, и чисто случайному) совпадению завершение Кастель-дель-Монте совпало с годом смерти Фридриха II. Что, даже отбросив напускную таинственность, невольно наводит на мысль о некой символичности, ведь следом за кончиной императора вскоре исчезнет и весь дом Гогенштауфенов. А одним из самых ярких напоминаний о великой династии южногерманских королей и императоров Священной Римской империи остается как раз таки замок Кастель-дель-Монте, неизменно возвышающийся над равнинной местностью Апулии на протяжении вот уже почти 800 лет.

Согласно сохранившимся письменным свидетельствам известно, что Фридрих II отдавал предпочтение возведению объектов и сооружений исключительно военного назначения. Поэтому неудивительно, что за время своего правления он успел отстроить более 200 замков и крепостей и при этом был упомянут в качестве основателя только одной церкви в Альтамуре. О страсти императора к оборонным укреплениям даже ходили легенды, будто придворные вельможи порой умоляли своего правителя сделать, наконец, перерыв и не строить такое количество новых замков. Но объяснить подобное жертвование духовными потребностями своего народа в угоду чисто практических военных целей нетрудно, достаточно лишь вспомнить о непростых и непримиримых взаимоотношениях между императором и Римским Папой.

В те времена Папская область во что бы то ни стало стремилась обезопасить себя и свои владения от посягательств Священной Римской империи, и поэтому между каждым новоизбранным папой и императором всегда сохранялись крайне напряженные отношения. И даже первое и второе отлучения от церкви Фридриха II (в 1227 и 1239 гг.) и прозвище «настоящего антихриста», крепко закрепившееся за императором, едва ли способны показать ту враждебность и ненависть, которую питали друг к другу, пожалуй, на тот момент два самых могущественных правителя католического мира. Поэтому борьба Фридриха II и папы Григория IX за центральную часть Италии, со временем переросшая в открытое и ожесточенное противостояние, просто не могла не отразиться на политике, проводимой императором. Тем загадочней на фоне постоянных войн и восстаний, которые вел и подавлял Фридрих II, выглядит его задумка строительства замка Кастель-дель-Монте, который, по сути, ни замком, ни крепостью не является.

За основу двухэтажного строения Кастель-дель-Монте была взята совершенно нестандартная форма правильного восьмиугольника, благодаря которой замок и остается единственным фортификационным сооружением с такой необычной планировкой. Причем среди всех средневековых замков Западной Европы. Что, собственно, затрудняет, а нередко и ставит в тупик современных исследователей, занятых поиском достоверных аналогов, которые в XIII веке могли бы вдохновить Фридриха II на строительство столь необычного для своей эпохи сооружения. Но зная о хорошем знакомстве императора с менталитетом восточных людей (особенно сарацинов), его терпимости к чужим культурам и религиям и о его крайнем свободомыслии, можно предположить, что прообразы будущего Кастель-дель-Монте могли быть позаимствованы Фридрихом II из мусульманского мира, во время его Крестового похода на Святую землю.

С этой версией часто связывают мечеть Купол Скалы, построенную в Иерусалиме еще в VII веке н.э. и также имеющую форму восьмиугольника. Возвращаясь к замку, стоит обратить внимание, что помимо восьмиугольных стен высотой 25 метров к каждому из углов замка примыкают восьмиугольные башни, чьи вершины возвышаются над землей немного выше — на 26 метров. Как легко заметить, число углов и, соответственно, башен Кастель-дель-Монте равняется восьми, но и на каждом из двух этажей замка располагается по восемь одинаковых залов, а присмотревшись к украшениям помещений, можно обнаружить еще и частое восьмикратное повторение деталей внутреннего орнамента.

И словно этого повторения цифры 8 показалось малым, внутренний двор замка, который вполне мог иметь форму круга или квадрата, также представляет собой все тот же восьмиугольник. Отсюда и неудивительно возникновение прочной ассоциации замка Кастель-дель-Монте с таинственной цифрой 8, которая постоянно служит объектом повышенного интереса и историков, и приверженцев нумерологии, и обычных любителей тайн и загадок.

Из-за своей внешней схожести замок Кастель-дель-Монте часто называют «короной Апулии». И в самом деле, это сравнение представляется справедливым, и не только благодаря внешнему подобию, но и потому, что Фридрих II носил именно восьмиконечную корону. Так что замок и его характерная форма могли служить в качестве символа власти императора, которую тот пожелал запечатлеть «в камне». Строго говоря, при строительстве замка были использованы только известняк (основа) и мрамор (колонны, отделка окон и порталов), но это нисколько не нарушает версию замка-символа, а скорее даже наоборот, только лишний раз подтверждает ее. Мрамор как строительный материал, бесспорно, обладает массой достоинств, но едва ли подходит для возведения таких мощных оборонных укреплений, как замки, крепости или форты.

Таким образом, происхождение цифры 8 во многом связывают непосредственно с архитектурой замка Кастель-дель-Монте. Правда, существуют и другие предположения, ведь эту же цифру можно увидеть и в украшенном восемью лепестками перстне Фридриха II, а заглянув в историю различных культур и учений, можно еще и найти собственное толкование символизма цифры 8, как олицетворение власти, богатства, успеха или удачи. Но оставим, наконец, цифры и перейдем непосредственно к особенностям обустройства замка, который с равным успехом можно было бы назвать охотничьей резиденцией, памятником, своеобразной обсерваторией или даже культовым сооружением.

При строительстве фортификационных сооружений эпохи Средневековья первостепенное значение всегда уделялось способности замка или крепости противостоять любым атакам и их возможностям выдерживать длительные осады. Но, обратившись к истории Кастель-дель-Монте, можно обнаружить странную особенность ― вокруг замка никогда не копались рвы и даже не насыпались земляные валы. Помимо этого, в замке не найти складских помещений, где в случае осады следовало бы сберегать запасы продовольствия. С другой стороны, присмотревшись к замку, наравне с небольшими окнами можно заметить и узкие щели бойниц, устроенных по периметру всех башен. Значит, тот немногочисленный гарнизон, который мог бы разместиться во внутренних помещениях, все-таки мог рассчитывать на хоть какое-то преимущество (помимо внушительных стен) во время обороны замка. Но тогда становится совершенно непонятно, почему винтовые лестницы в башнях Кастель-дель-Монте закручены «не в ту сторону». Согласно одному из правил «замкостроительства», винтовые лестницы должны подниматься с этажа на этаж по направлению часовой стрелки.

Это обеспечивает защитникам замков более выгодное положение, так как атакующим солдатам приходится подниматься по лестнице и при этом вести бой в неудобной позиции. А дело все в том, что солдаты, идущие на штурм замка, лишаются возможности наносить наиболее сильные удары своим основным оружием ― мечами, ведь для этого требуется размахнуться справа налево, в то время как солдаты, защищающие замок, благодаря закрученности лестницы и более высокому на ней положению будут постоянно находиться несколько правее. Так что нестандартное (против часовой стрелки) направление винтовых лестниц Кастель-дель-Монте получило бы хоть какое-то оправдание, только если бы замок осаждали войска, состоящие исключительно из левшей. Или, что более очевидно, Фридрих II таким способом лишний раз подчеркнул необоронное предназначение замка.

Среди увлечений императора особое место занимала соколиная охота, которой он посвящал немало своего свободного времени. И на основе собственных наблюдений и экспериментов Фридрих II даже написал трактат «Искусство охоты с птицами». Так, исходя из страсти императора к охоте, возникает предположение о возведении Кастель-дель-Монте в качестве охотничьей резиденции. Но под сомнение подобную мысль ставят крайняя роскошь и непомерное богатство внутренней обстановки, которой мог похвастаться замок к моменту своего завершения. Еще одно назначение Кастель-дель-Монте связывают с особенностями ориентации его входов и окон по сторонам света.

Главные ворота замка выходят точно на восток, а запасные расположены строго в противоположном — западном - направлении. Что касается окон, как внешних, так выходящих во внутренний двор, то они обустроены таким образом, что помещения второго этажа освещаются прямым солнечным светом в течение всего года, а восемь залов первого этажа именно во время летнего и зимнего солнцестояния получают естественное и, что интересно, абсолютно равномерное освещение. Отсюда родилась версия о замке как средневековой обсерватории или огромном астрономическом календаре.

Свой вклад в появлении на свет куда более сакральных причин строительства, а также и самого предназначения Кастель-дель-Монте делают сторонники оккультизма и мистицизма. Они придерживаются той точки зрения, что последователи каких-либо тайных учений или обществ, скрытых от глаз непосвященных (к которым мог бы принадлежать Фридрих II), использовали замок для проведения своих ритуальных или религиозных обрядов.

Прямых доказательств подобной версии, конечно, не найти, но многие туристы после посещения замка нередко указывают на те странные и необычные ощущения, что они испытывают, впервые оказавшись внутри Кастель-дель-Монте. Возможно, на людей производят впечатление массивность и внушительность сооружения или древность замка и его многовековая история, от которой поневоле должно захватывать дух. Но кто знает, не дает ли о себе знать некая таинственная энергетика, еще не утратившая своей силы и по-прежнему хранящаяся в стенах Кастель-дель-Монте?

Ну и в завершение лишь краткого знакомства с наиболее известным средневековым замком Италии, если все-таки отвлечься от потусторонних сил, стоит напомнить, что Кастель-дель-Монте вскоре после смерти Фридриха II послужит в качестве тюрьмы для его внуков. Затем, утратив былое значение и величие, после многочисленных разграблений замок лишится и прежнего блеска, и своей строгой красоты. На протяжении веков восьмиугольная крепость, памятник могущества рода Гогенштауфенов, охотничья резиденция императора, культоастрономическое сооружение станет убежищем, где местная знать будет искать спасения от эпидемий чумы, не раз вспыхивающих по всей Европе и добиравшихся до самых южных регионов Италии.

Примерно с XVII века замок постигнет незавидная участь быть покинутым и доживать свои последние дни в полном запустении. Но, к счастью, спустя почти 200 лет медленного и потому незаметного разрушения о заброшенном замке вновь вспомнят. В 1876 году следом за объединением Италии в единое государство в замке Кастель-дель-Монте начнутся реставрационные работы, а в 1996 году замок войдет в число исторических объектов, охраняемых фондом Всемирного наследия ЮНЕСКО. (whc.unesco.org/en/list/398)

И хотя сегодня замок Кастель-дель-Монте превратился в историческую и туристическую достопримечательность, он по-прежнему служит живым напоминаем целой династии Гогенштауфенов, подарившей миру таких великих правителей, как Конрад III, Фридрих I Барбаросса и Генрих VI.

Кастель дель Монте или «замок на горе» является одной из наиболее загадочных достопримечательностей города Терра ди Бари (Земля Бари), расположенного в регионе Апулия. В давние времена замок носил другое название - Каструм Санкта Мария дель Монте. Это связано с тем, что стоял он на месте, где задолго до него находился монастырь Святой Марии на Горе. В середине XIII столетия монастырь был полностью разрушен, и на его месте было принято решение возвести красивый замок.

Вскоре император Римской империи Фридрих II дал приказ на строительство, которое продолжалось на протяжении десяти лет. В 1250 году величественное здание было завершено, однако отделка интерьера замка продолжалась.

Кастель дель Монте имеет правильную восьмиугольную форму. По углам установлены восьмиугольные башенки. В высоту замок Монте достигает 25 метров, длина его стен равна 16,5 метрам, а ширина башенных стен - 3,1 метра. Вход в здание расположен с восточной стороны и есть также запасной вход с западной стороны. Отличительная черта данного замка - это соприкосновение одной из сторон главного здания с двумя сторонами одной из боковых башен.

Важно сказать, что на самом деле замок Монте - это не совсем замок, так как у него нет подъемного моста, рва и валов. Кроме того здесь отсутствуют такие нужные замку помещения как кухня, склад и конюшня. Учитывая это можно сказать, что здание скорее смахивает на двухэтажный особняк, который считался ни чем иным как охотничья резиденция императора Фридриха II. Однако интерьер сооружения настолько изящен и красив, что некоторые ученые до сих пор не могут определиться с предназначением этой постройки, так как для охотничьего домика он выглядел очень богато.

Внутри Кастель дель Монте имеется 16 различных помещений, по восемь на этаже. В угловых башнях расположены винновые лестницы, гардеробы и туалеты. Весьма любопытным является расположение комнат: проходные залы имеют по 2 или 3 выхода, в двух комнатах на первом этаже отсутствует выход во внутренний двор, а в четырех комнатах установлено по одной двери. Способ освещения помещений замка тоже довольно необычный. Комнаты, находящиеся на первом этаже освещаются только летом, а комнаты на втором этаже - круглогодично дважды в день освещает солнечный свет.

С замком Кастель дель Монте связано большое количество загадок и тайн. Многие ученые считают, что здание являлось неким астрономическим прибором. Второй этаж был чем-то вроде солнечных часов, а первый - играл роль календаря, равномерно освещаемого на зимний и летний солнцеворот. Однако это не более чем предположение ученых. Загадка этого замка, который люди назвали «Короной Апулии» так и остается неразгаданной.

Адрес, часы работы, как добраться

  • Castel del Monte
  • Адрес : CASTEL DEL MONTE, SS170dir, 76121 Andria BT, Италия
  • 123 4567
  • Координаты : 41.084292 , 16.271342
  • http://сайт/crop_t/200/150/images/places/1961_1.jpg

Оценить!

10 0 1 1

О замке

Замок дель Монте (Castel del Monte) одиноко возвышается на уединенном холме Западной Мурдже в пустынной местности города Андрия провинции Бари, на высоте 560 метров над уровнем моря. Современное название замковый комплекс получил лишь в конце XV века, первоначальное название не сохранилось. Назван замок Кастель дель Монте был в честь одноименного старинного поселения у подножия холма, на котором находился небольшой монастырь Санта-Мария-дель-Монте. Часто местные жители Андрии называют его «Короной Апулии».

Историки полагают, что Castel del Monte был задуман как охотничья резиденция, однако внутреннее убранство комнат было слишком богато задекорировано и обставлено роскошной мебелью для подобных целей.

Кастель дель Монте - это двухэтажное сооружение с плоской крышей. Внешне дворец представляет собой правильный восьмиугольник с длиной каждой из сторон, равной 16,5 метрам.

На каждом из углов возвышается великолепная восьмиугольная башня. Ровно по центру высоты по всему периметру замкового комплекса протянулся узкий карниз, который выполняет функцию визуального разделения этажей. Верхний карниз отделяет цоколь дворца и находится на высоте 2 метров.

Внутренний двор замка Кастель дель Монте по форме соответствует очертаниям самого здания. Высота сооружения с внутренней стороны дворика составляет 20,5 метров, лишь угловые башни гордо вдаются ввысь. На крыше замка аккуратно в виде елочки выложена мощеная терраса, с которой открывается потрясающий панорамный вид на море.

Фасад центрального входа обращен на восточную сторону. На западной стене находиться второй запасной вход. Здание построено из отшлифованного известняка, и лишь круглые колоны, декоративные обрамления окон и фасады выполнены из качественного мрамора. Каждая из внешних стен имеет по два окна, на первом – одноарочное, на втором - двухарочное. Ярким украшением северной стороны на втором этаже является одно единственное окошко с тремя арками. Внутренние апартаменты по форме представляют собой правильную трапецию. В замке всего 16 полноценных комнат - по восемь на каждом этаже. Не смотря на то, что все апартаменты обладают сходной формой, отличаются они расположением дверей. Два больших зала замка Кастель дель Монте имеют выходы на обе стороны здания и соединяются с соседними залами, при этом они не имеют вход во внутренний двор. Помимо проходных помещений, имеются в крепости и концевые комнаты с одной дверью в коридор. Самым ярким из подобных помещений считается Тронный зал.

Угловые башни служат в качестве гардеробов, санузлов и винтовых лестниц. Причем обустройство уборных Castel del Monte доказывает высокий уровень санитарных норм в цивилизованном обществе Средних веков. Все туалеты хорошо проветривались по средствам шлицы, проделанной в стенах и промывались водой из баков, установленных на крыше. Интересным фактом является то, что лестницы закручиваются не традиционно в правую сторону, а в левую, подобно физиологии природы, как, например, закручивается вправо панцирь улитки.

Существует легенда, что романтический и загадочный Castel del Monte имеет потайной подземный восемнадцати километровый туннель в замок Ducale di Andria, и четырех километровый проход в крепость Кастелло ди Каноса (Castello di Canosa).

История

Замок Кастель дель Монте был построен Императором Священной Римской Империи Фридрихом II, который продумал для крепости яркий и оригинальный дизайн. До сих пор историки спорят о сроках строительства комплекса. По одним документам становится ясно, что указ Фридриха II вышел в 1237 году и гласит о строительстве нового замка в Санта Мария ди Монте.

Из других документов следует то, что указ короля датируется 1240 годом и побуждал отреставрировать крепость, ранее построенную Ломбардом Робертом Жискаром и его сыном Роджером Норманном в 1073 году.

В любом случае Кастель дель Монте приобрел современный вид при Фридрихе II и имеет сходство с другими укреплениями этой эпохи, рассчитанными на защиту от внешнего врага, такими как Барлетта, Бари, Бриндизи, Козенца, Джоя-дель-Колле и пр.

В 1266 в войне за господство над территориями Сицилии и Неаполя, был поражен и убит сын Фридриха Манфред. Это положило конец правлению швабской династии в Италии. Победитель битвы при Беневенто Карл Анжуйский заточил в замок несовершеннолетних детей Манфреда - Фридриха, Генриха и Энцо, где они провели целых 33 года. После этого замок Кастель дель Монте время от времени использовался для свадебных церемоний.

В 1459 году крепость перешла во владения знатной итальянской семьи сеньора Ферранте Арагонского. А в 1656 замок в последний раз служил резиденцией для спасающихся от чумы знатных семей Италии, которая свирепствовала в городе Андрия. А уже через некоторое время Castel del Monte опустел и лишь в XIX веке превратился в дом пастухов, местных разбойников и мародеров. В этот период замок был разграблен, драгоценные мраморные материалы были содраны со стен, а богатые скульптуры проданы.

В 1876 году укрепление перешло во владения знатной семьи Carafa, которая занялась его восстановлением и реконструкцией.

В настоящее время замок Кастель дель Монте является памятником средневековой архитектуры и открыт для посещения всех желающих туристов.

Информация для туриста

Время тура: ~ 30 мин
Время работы:
Март - сентябрь с 10.45 - 19.45. Октябрь - февраль 09.45 - 18.45, закрыто на Рождество и Новый год.

Кастель дель Монте — один из самых знаменитых и одновременно самых загадочных замков в мире. Он стоит на высоком холме недалеко от города Андрия и буквально царит над окружающим ландшафтом. Именно от такого месторасположения и происходит название крепости, которое можно перевести с итальянского, как «замок на горе» или Нагорный замок. А местные жители гордо именуют его Crown Puglia, что означает «Корона Апулии», действительно, издалека замок очень напоминает корону.

Согласно историческим документам, сооружение, ныне именуемое Нагорным замком, было основано по приказу императора Фридриха II Гогенштауфена в 1240 году. Император Генрих был одной из самых таинственных фигур средневековья. В отличие от многих своих предшественников и наследников, он был прекрасно образован и всю жизнь более увлекался науками, чем ратным делом или государственными делами.

Император был очень дружен с Генрихом фон Зальцем - великим магистром тевтонского ордена, и говорят, сам достиг высших степеней посвящения. В частности, есть сведения, что в 1228 году Фридрих II председательствовал на тайном «круглом столе», участниками которого были представители всех крупнейших рыцарских орденов той эпохи, в том числе и исламских. Какие секреты обсуждались на этом собрании, остается только догадываться.

Так или иначе, Кастель дель Монте как нельзя лучше отвечал вкусам этого странного монарха. Сооружение не слишком походит на традиционный замок. К примеру, в нем отсутствует ров, защитный вал и подъемный мост. Складывается впечатление, что замок был построен с несколько иными, чем оборонительные, целями. К тому же, в плане он представляет собой правильный восьмигранник, что также нехарактерно для замковой архитектуры не только того времени, но и замковой архитектуры вообще. В форме восьмигранника часто строили культовые сооружения, но никак не военные.

Официальные исторические источники утверждают, что Нагорный замок служил императору охотничьей резиденцией, однако, верится в это с трудом. В замке нет ни больших конюшен, ни мест, где можно было бы хранить припасы, а интерьер его некогда утопал в роскоши, что не имело ничего общего с традиционным убранством охотничьих домиков, даже императорских.

Строительным материалом для замка послужил светло-серый известняк, а все дверные и оконные проемы облицованы похожим по цвету мрамором. Главным входом в цитадель служил восточный портал, однако существовал и второй, прорубленный в противоположной западной стене.

Издалека Кастель дель Монте выглядит единым серым монолитом, так как в каждой из восьми стен замка расположено всего по два окна, которые выглядят непропорционально маленькими для такой громады. На первом этаже оконные проемы имеют форму одинарной арки, а на втором — двойной. Самое широкое окно, имеющее целых три арки, расположено на втором этаже северной стены.

Глухие, не имеющие ни окон, ни дверей, башни замка ранее служили хозяйственными помещениями, в них располагались винтовые лестницы, а также уборные, гардеробные и кладовки. Все залы внутренних помещений имеют одинаковую форму и отличаются друг от друга лишь расположением дверных проемов, образуя своеобразный лабиринт, выход из которого найти совсем непросто.

Ученые до сих пор спорят, с чем связана такая необычная планировка, и для чего понадобилось так запутывать посетителей этого геометрически безупречного строения. Многие исследователи склоняются к мысли, что Кастель дель Монте был своего рода научным храмом, где каждая деталь несла в себе глубокий философский смысл.

К примеру, винтовые лестницы замка закручены не вправо, как того требуют правила ведения боя, а влево, как раковина у улитки.

К тому же внешнее двухэтажное здание, как нередко бывает, это лишь вершина айсберга. Предания гласят, что в замке существовала обширная сеть подземелий, откуда многокилометровые подземные ходы связывали Кастель дель Монте с соседними городами и даже весьма отдаленными замками.

Кастель дель Монте - единственный европейский замок, построенный в форме восьмигранника. Такую же форму в плане имеют и его восемь башен. Во внутреннем дворе, разумеется, также восьмиугольном, некогда располагался восьмиугольный бассейн. Он был вырезан из мраморного монолита и предположительно служил для, так называемого «Крещения в Мудрости» - обряда, распространенного у тамплиеров. (Между прочим, по невыясненной причине, архитектор замка покончил с собой, вскрыв себе вены именно в этом бассейне).

Всего в замке 16 залов, по 8 на каждом этаже. Все украшения стен, так же несут в себе число восемь – 8 листьев аканта на капители каждой колонны, 8 четырехлистных цветка на тимпанах. В общем, это число здесь представлено везде, в бесчисленных вариантах и комбинациях.

Откуда же возникла такая любовь к восьмерке? В нумерологии это число с одной стороны связано с бесконечностью, а с другой — служит своеобразным посредником между земным и небесным миром. Это ключевое число космических законов. В христианстве число 8 ассоциируется со вторым пришествием Христа, которое часто именуют Восьмым днем Творения. Именно поэтому крестильные купели нередко имеют восьмиугольную форму. Также, восьмиугольник – это символ лабиринта, а значит, вечного путешествия человека от рождения до смерти.

Но и это еще не все странности. Есть весьма убедительная гипотеза, что Кастель дель Монте мог быть своеобразной астрономической лабораторией. Строгая ориентация по сторонам света и четко выверенное расположение окон дают очень интересную игру света и тени, что особенно заметно в дни осеннего и весеннего равноденствий.

23 сентября и 20 марта тень замка с 11 до 13 часов располагается точно под углом в 45 градусов к стенам, а 22 декабря и 22 июня (в дни солнцестояния) стены отбрасывают ровную прямоугольную тень. При этом сам замок находится строго в центре идеального прямоугольника.

Во все помещения второго этажа солнце проникает дважды в сутки, а на первый этаж только летом. А вот в дни солнцеворота все залы нижнего этажа замка освещаются одинаково по времени и интенсивности. Таким образом, можно сказать, что первый этаж – это импровизированный календарь, а второй – своеобразные солнечные часы.

После открытия этих удивительных закономерностей, ученые пришли к выводу, что Кастель дель Монте воплощает в себе глубокое сакральное знание. В пользу этой гипотезы говорит и еще один факт — в замке почти нет больших каминов, предназначенных для отопления залов или приготовления пищи, зато в изобилии встречаются маленькие, пригодные, разве что, для магических обрядов и алхимических опытов.

Однако после смерти императора Фридриха II, Нагорный замок редко посещался венценосными особами. Время от времени его использовали в качестве места проведения свадеб и прочих торжеств. К XVII веку замок оказался в полном запустении, был разграблен, а потом превращен в тюрьму. Лишь в 1876 году он перешел в собственность итальянского государства, после чего началась его долгая реставрация. В начале ХХ века Кастель дель Монте был открыт для туристов.

Своей необычной архитектурой замок привлекает многих людей искусства, в частности, именно его странная внутренняя планировка послужила основой для создания таинственного зала монастырской библиотеки в известнейшем фильме «Имя розы».

С 1996 года замок внесен в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Но даже сейчас, превратившись в одну из самых популярных достопримечательностей южной Италии, Кастель дель Монте не торопится открывать любопытствующим все свои тайны. Остается надеяться, что однажды найдется тот ученый, который сможет увязать воедино все странности и закономерности архитектуры этой загадочной цитадели и, наконец, разгадать ее истинное предназначение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: