«самый адский город»: почему именно казань стала криминальной столицей позднего ссср. Казанский феномен или как «мотались» пацаны Любовь агеева казанский феномен миф и реальность

Командир ОКОДов и первый руководитель пресс-службы МВД ТАССР прокомментировал скандальную креативную идею с названием казанских банд

Дискуссия о «казанском феномене», запущенная с легкой руки одного из местных дизайнеров, разместивших принты с названием ОПГ (организованных преступных групп) на футболках, вызвала огромнейший резонанс в социальных сетях. Свое мнение по скандальной теме высказал и известный татарстанский журналист Анвар Маликов, который был не только очевидцем становления казанских подростковых банд, но и принимал участие в борьбе с этим явлением. В 1982-1985 годы он был командиром оперативных комсомольских отрядов (ОКОД) - сначала Кировского района, а затем всей Казани, в 1986-1991 гг. - руководителем пресс-службы МВД Татарской АССР.

Музей ОПГ? Для гопников будет «прикольно»

- Анвар Адибович, ваше отношение к футболкам с надписями ОПГ и к предлагаемому туристическому бренду «Казанский феномен»?

Видел в «Фейсбуке» баталии на эту тему и даже поучаствовал. Кто-то эти идеи оправдывает «чистым искусством», художественным творчеством креативного класса… А кто-то приводит в пример увековечивание памяти о концлагерях, как фашистских, так и ГУЛАГа. Да, это история, и это нужно знать и помнить. Я был в музее на Соловках - получил шок, туда надо возить в воспитательных целях сталинистов… Но, надеюсь, никто не додумается носить футболки с изображениями эсэсовцев, расстрельщиков?

Короче, инфантилизм и пофигизм - вот мои первые ассоциации в ответ на ваш вопрос. Большинство из участников дискуссии, даже те, кому посчастливилось не застать время «казанского феномена», осудили эти идеи, посчитав стебом, полной оторванностью от реалий. И многие верно подметили, что авторам несладко пришлось бы в те времена… А ведь кто-то уже заработал ореол гонимого инакомыслящего, когда другие, образно говоря, поливают их мочой (тоже в качестве самовыражения).

Насчет бренда… То же самое, что делать туристической фишкой трущобы. Наверное, для кого-то это будет интересно. Как в Соль-Илецке тюрьма для пожизненников «Черный дельфин» - неофициальный бренд, потому что у них ничего нет, кроме соли. А нам это нужно? Зачем притягивать специфический контингент?

- А как вы относитесь к идее музея ОПГ в Казани?

Смотря, под каким соусом подать. Вот есть в Казани музей социалистического быта - интересно и для молодежи, и для ностальгирующих. Наверное, можно было бы там создать раздел. Да и в музее МВД Татарстана что-то подобное есть.

«Вот есть в Казани музей социалистического быта - интересно и для молодежи, и для ностальгирующих. Наверное, можно было бы там создать раздел. Да и в музее МВД Татарстана что-то подобное есть». Фото umvd-kazan.ru

Но в специальный музей ОПГ приличные люди, думаю, без специального интереса не пойдут. А если в воспитательных целях водить туда трудных подростков, они скажут: «Ваще клево! Прикольно».

В наше время был опыт, когда подучетников инспекции по делам несовершеннолетних возили на экскурсию в детскую колонию. Но это дело в итоге провалилось, потому что в той среде отсидка является своего рода орденом, привод в милицию - зачетом.

Пингвинья походка и «ритуальные хороводы»

- Как вам запомнилось время зарождения «казанского феномена»?

Явные проявления были видны в Казани со второй половины 70-х годов. Хотя драки и раньше «двор на двор», «улица на улицу» были повсеместным явлением советского времени, а уголовная субкультура пронизывала все общество. Альметьевск, например, где прошло мое детство, был поделен на территории со своими названиями, которые крупно были написаны на домах. Был даже двор «Гестапо».

Другое дело, в Казани и Набережных Челнах все это начало оформляться в некую идеологию уже не по уголовным «понятиям», а со своей дисциплиной, некими целями. «Формой» одежды для «пехоты» (малолетки 14-16 лет) были трикотажные шапочки, надетые по самые глаза, телогрейки и «прощайки» на ногах.

Они ходили на «сборы», занимались на самодельных тренажерах в подвалах («качались»), патрулировали свои сферы влияния. Участвовали в пробежках тренировочных и в боевых - нападениях на чужие территории, когда от обрезков арматуры и бомбочек из баллончиков от сифонов чаще всего страдали мирные прохожие. Это называлось «мотаться», а сами они - «мотальщики».

- Насколько сильным было их влияние на молодежь?

Они не дали прижиться в Казани различным течениям «неформалов» - хиппи, панкам и др. Били их повсюду, даже в цитадели «золотой молодежи» - Казанском госуниверситете. Здесь на дискотеках в конце 70-х уже водили огромные «хороводы» группировщики кто постарше. Эти были в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства. Не снимая их, вставали в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу - такой был их ритуальный танец. Никто не смел войти в этот круг.

И так было абсолютно на всех дискотеках города. Они заполонили все рестораны и маломальские приличные кафешки. Удручало, что и студенты начали перенимать их стиль и идиотскую походку «пингвином».

Весь город был поделен на сферы влияния. Под контроль были взяты даже техникумы и профтехучилища. Туда не смели поступать жители враждебных микрорайонов. Как правило, враждовали соседствующие группировки, а союзы заключались с отдаленными. Пройти через вражескую территорию безнаказанно было нельзя. Выехать в центр города - тоже: обязательно наткнешься на «врагов». Везде и всегда можно было встретить группы по 10-15 «мотальщиков», куда-то целенаправленно идущие чуть ли не строем.

Удостоверения дружинников, 1970-е годы Фото umvd-kazan.ru

Когда подростки ехали на учебу в отдаленное учебное заведение, подконтрольное дружественной группировке, нередко по пути автобусы и троллейбусы закидывались металлическими шарами. В итоге дело кончилось тем, что для большинства выпускников школ возможности для продолжения образования были резко ограничены. А из других городов вообще перестали приезжать абитуриенты.

Да и в школу ходить было опасно. Был такой презрительный ярлык для тех, кто не «мотался», - «чушпан». Такие были «вне закона», с них требовали регулярную денежную дань. То есть со всех мальчишек микрорайона, кто не был группировщиком. Они спокойно не могли выйти во двор, пойти в школу. Обязательно остановят и спросят: «мотаешься?». По их кодексу, если тебя остановили «враги», ты должен честно сказать, за кого мотаешься, и получить свое. А если соврал, что не мотаешься, побьют свои.

Меня удивил один знакомый студент, приехавший из маленького городка Башкирии. Как-то увидел я его жестоко избитым - лицо было сплошной фингал, глаз не видно. Рассказал, как было. Его остановили в центре: «за кого мотаешься?». «За тукаевских», - зачем-то ответил он…

«Где тут подростки убивают друг друга?»

- Когда был пик?

Самое жуткое время настало, когда примерно с середины 80-х они стали сознательно драться насмерть. Били арматурой по голове. Поэтому новым элементом зимней «формы» стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, глухо завязанная под подбородком…

Это был позор города. В Казань перестали приезжать экскурсии… О нас стали писать московские издания, а потом и зарубежные. Понятие «казанский феномен» ввели в оборот московские журналисты.

- Говорят, вы каким-то образом причастны к появлению этого термина?

- Некоторым образом, да, хотя он был у нас под запретом. На дворе - перестройка и разгул гласности. Как меня угораздило оказаться в этот период первым профессиональным пресс-службистом республики, а именно в МВД, - видать, судьба. Тогда были рассекречены данные по нашему ведомству, и я оказался на настоящей «золотой жиле».

И так получилось, что в республике оказалась самая продвинутая региональная пресса. Газеты расписывали все ужасы подростковой группировочной преступности. Я аккуратно складывал эти публикации в отдельную папку.

А тут к нам приехала плановая комплексная проверка МВД СССР в составе двух десятков старших офицеров по разным направлениям. Был там сотрудник пресс-службы. «Ну, - говорит мне, - показывай, че тут пишут ваши газеты». А я, наивный, и выложил ему всю подборку.

Приезжайте в Казань! Здесь подростковые группировки насмерть дерутся друг с другом!

И всем давал мой номер. И понеслась! За полгода у меня побывали журналисты чуть ли не из всех московских СМИ, за исключением разве что «Мурзилки». А потом начали приезжать и иностранцы.

В общем, удар по репутации Казани был нанесен сокрушительный. Скажем, приезжает очередной молодой журналист, весь такой смелый и мужественный, и требует:

Везите меня туда, где подростки убивают друг друга!..

Я же своим долгом считал просить их не ограничиваться «чернухой», а подпускать анализу на предмет социальных корней. Что, дескать, милиция только тушит пожар на торфяном болоте и ставит примочки на нарывы больного организма, пораженного метастазами. А об этом тогда еще не писали…

Появились публикации таких серьезных журналистов, как Юрий Щекочихин из «Литературной газеты», который первым заявил, что «казанский феномен» - это общероссийское явление, просто в Казани его изучили и смело об этом написали.

Затем подтянулись и ученые…

О корнях явления, как на «казанский феномен» реагировали власти, что делала милиция, как перебороли и может ли все повториться - об этом Анвар Маликов обещал рассказать в следующий раз.

Тимур Рахматуллин

Феномен, схожий с казанским, существовал и в Улан-Удэ в конце 1950-ых - 1990-ых годах, но не получил такого развития, как в Казани. В 1980-ых годах в Казани насчитывалось несколько десятков молодежных группировок, объединяющих молодежь одной улицы, одного двора или даже одного дома.

Хех, в Улан-Удэ тоже один такой домик был.

Улан-удэнские молодежные группировки, слава Богу, не превратились в ОПГ и ОПС по образцу казанских.

Начало: Группировка "Тяп-Ляп" ("Теплоконтроль")

«Тяп-Ляп» - организованная преступная группировка, известная организацией массовых драк в Казани в 1970-е годы, а также убийствами. В нее входили молодые люди и подростки, живущие в районе завода «Теплоконтроль» на одной из окраин Казани. Как считают специалисты, именно с этой банды берет начало массовое явление, получившее название «казанский феномен».

Создание и структура группировки

Группировка получила своё название по названию микрорайона, где проживала большая часть её членов - района завода «Теплоконтроль» города Казань. В те годы Казань была поделена между молодёжными преступными группировками, такими, как, например, «Павлюхинские», «Хади Такташ», «Жилка» и другие, которые также получали своё название по району проживания их членов. В группировку вошли ученики или выпускники двух местных школ - 114-й и 48-й.

Численность банды «Тяп-Ляп» составляла порядка 300 человек. У её членов имелось холодное и огнестрельное оружие, в том числе зарубежного производства. Фирменным знаком ОПГ «Тяп-Ляп» являлся рисунок в виде трёхзубчатой короны и двух букв «Т» и «К», что означало «Теплоконтроль».

Во главе банды стояло три человека, которым удалось превратить подростковую шайку в крупнейшую ОПГ СССР:

Завдат Файзрахманович Хантимиров по кличке «Джавда», 1956 года рождения; прирождённый лидер, властный, мстительный, физически сильный, занимался боксом, однако вместо спортивной злости испытывал к противникам самую настоящую ненависть, поэтому серьёзным спортсменом не стал; весьма ценил порядок, следил за соблюдением кодекса банды. Официально Хантимиров числился электриком молодёжного центра, однако на работе появлялся нечасто. Даже его непосредственный начальник не смел наказать Джавду за прогулы.

Сергей Леонидович Скрябин по кличке «Скряба», 1956 года рождения; в 1977 году окончил Казанский педагогический институт, был весьма умным человеком, являлся мозговым центром группировки, подводил все её действия под своего рода идеологию, разрабатывал разнообразные комбинации, был личным другом Джавды с начальной школы. Они идеально дополняли друг друга в группировке.

Сергей Антипов по кличке «Антип», 1949 года рождения; к моменту создания группировки он уже отсидел несколько лет за хулиганство и грабёж. В колонии он изучил все типичные ошибки криминальных группировок и методику работы правоохранительных органов, что впоследствии при создании ОПГ «Тяп-Ляп» стало неоценимым знанием.

Именно Антипов нашёл место для штаба группировки. Он открыл подпольный спортивный зал, в простонародье «качалку». Роль штанг в ней играли батареи отопления, гантель - утюги, а турника - водопроводная труба. Именно в этой «качалке» трое главарей и их подельники обсуждали все последующие действия. В районе «Теплоконтроля» это было единственным местом, куда по вечерам могли прийти подростки, поэтому власти не закрывали её, не зная что на самом деле творится в «качалке». Здесь же проводился экзамен на «профпригодность» - если после одного удара экзаменуемый не падал, то он принимался в ряды ОПГ.

Кодекс банды был достаточно жёстким: не пить, не курить, своих не бросать. Члены банды носили специальную униформу: шапку-ушанку с завязанными «ушами» и телогрейку. Это давало дополнительную защиту в драках и возможность отличить бойцов одной группировки от членов другой. Когда эту униформу переняли другие группировки, члены ОПГ стали носить на ней значки завода «Теплоконтроль». Был у членов группировки и свой транспорт - мотоциклы, чаще всего украденные и переделанные.

ОПГ «Тяп-Ляп» окончательно оформилась к 1974 году. Лидерство в городе она брала в жестоких боях «стенка на стенку» с такими же группировками из соседних микрорайонов. Дрались арматурными прутьями и монтировками. Тренированные бойцы «Тяп-Ляп» выходили победителями.

Укрепившись, члены ОПГ стали заниматься более серьёзными делами. Типичными её занятиями стали квартирные кражи, вымогательство денег у цеховиков. Тех, кто не соглашался на условия группировки, били, уничтожали или отбирали товар. Не соглашавшихся после этого ждала смерть. Один из членов ОПГ получил задание убить приёмщика стеклотары, не желавшего платить бандитам. Однако в результате выстрела тот получил тяжёлое ранение, но остался жив. Это являлось одной из первых в криминальной истории страны попыток заказных убийств.

Массовые пробеги по Казани

С целью устрашить весь город лидеры группировки решили провести ряд массовых пробегов, забивая насмерть любых встречных.

8 февраля 1976 года «тяпляповцы» устроили массовую драку в ДК имени Урицкого. После драки они организованно покинули здание и разъехались по домам на заранее подогнанном транспорте.

Летом 1976 года Джавда решил совершить пробег в курортную зону Казани - так называемые «острова». Однако пробег не удался - от информатора милиционеры узнали о предстоящем преступлении и задержали около 50 членов ОПГ во главе с самим Хантимировым. Но суд проявил гуманность, и приговорил его всего к 1 году исправительных работ. Вскоре он условно-досрочно был освобождён за хорошее поведение. Срок добавил авторитета Джавде, но лидеров группировки начинает беспокоить проявление признаков разработки группировки сотрудниками правоохранительных органов.

31 августа 1978 года члены «Тяп-Ляп» устроили массовый пробег в район, контролируемой ОПГ «Ново-Татарская Слобода», с которой у «тяпляповских» были враждебные отношения. Приблизительно в 20:30 со стороны Речного вокзала группа подростков численностью около 50 человек, вооружённая обрезами, пистолетами-пулемётами Фольмера и металлическими прутьями, начала избивать и стрелять во всё живое. Толпа прокатилась по всему району. Действовали бандиты слаженно - разделившись на небольшие группы, они растеклись по переулкам, оставляя за собой искалеченных людей, выбитые стёкла и подожжённые машины. Итог пробега - несколько десятков раненых и двое убитых. Пострадавшие неожиданно заявили сотрудникам правоохранительных органов, что не имеют претензий к бандитам.

Когда сотрудники правоохранительных органов предприняли попытку завербовать одного из членов ОПГ Сергея Даньшина, 1957 года рождения, Хантимиров вскоре узнал об этом, и Даньшин был вначале жестоко избит, а затем и убит. После этого за лидерами ОПГ было установлено круглосуточное наблюдение. Вскоре во время попытки разбойного нападения был задержан бригадир группировки Тазетдинов. Антипов попытался подкупить свидетелей преступления Тазетдинова, однако был задержан. Понимая, что дача взятки - лишь повод для его изоляции, а в отношении ОПГ ведётся серьёзная разработка, в тот же день он сбежал из-под стражи.

Антип предложил Джавде устроить массовые беспорядки. Бандиты рассчитывали на то, что милиционеры начнут стрелять, и тогда вспыхнула бы вся Казань. Антипов и Скрябин предпочли уехать из города, лишь тщеславный Хантимиров лично повёл банду в бой. Милиционеры попытались блокировать толпу автобусом, но бандиты обстреляли автобус, и они были вынуждены спасаться бегством. Двое милиционеров попытались остановить голыми руками взбесившихся подростков, но, получив тяжёлые ранения, остались лежать на дороге. Затем ещё несколько членов группировки открыли стрельбу по милиционерам. В ответ полетела граната. Лишь чудом никто не погиб, взрывная волна выбила окна в соседних домах.

Аресты, следствие и суд

Приговор по делу

Были арестованы практически все участвовавшие в погроме бандиты, в том числе и Джавда. Антипов решил убить прокурора, ведшего дело банды, однако вскоре сам был задержан. Был задержан и Скрябин.

Первую советскую ОПГ судили в красном уголке СИЗО № 1 города Казани. В качестве обвиняемых присутствовали 30 человек. Для охраны применялись особые меры - в зале суда находился взвод солдат внутренних войск с резиновыми дубинками и слезоточивым газом. Были серьёзные опасения, что оставшиеся на свободе бандиты решат отбить своих главарей. Была оборудована тревожная кнопка, возле СИЗО дежурили группы захвата. Бандитов судили за бандитизм, 36 грабежей, 4 убийства и 15 покушений на убийство.

14 апреля 1980 года суд приговорил Завдата Хантимирова к смертной казни через расстрел. Также высшую меру наказания получили активные члены банды Тазетдинов, Масленцев и Каюмов. Верховный Суд СССР заменил смертный приговор Масленцеву и Каюмову на 15 лет лишения свободы, а Хантимирову и Тазетдинову оставил его без изменения.На суде Джавда вёл себя спокойно, видимо, надеясь на снисхождение. По воспоминаниям очевидцев, когда Хантимирова стали переодевать в полосатую форму заключённого-смертника, с ним произошла истерика. Все прошения о помиловании были отклонены, и приговоры в отношении Хантимирова и Тазетдинова в 1982 году приведены в исполнение.

Антипова в том процессе осудить не удалось - члены группировки его не выдали. Осудили его по другому уголовному делу. Антипов, по мнению многих исследователей, бывший настоящим лидером группировки, а также Скрябин получили по 15 лет лишения свободы. Остальные члены группировки отделались меньшими сроками.

Впоследствии, когда лидеры ОПГ «Тяп-Ляп» вернулись в город, своё влияние восстановить им уже не удалось. Антипов и Скрябин прибились к различным ОПГ, появившимся в большом количестве в 1990-е годы. Антипов и Скрябин были убиты в 1996 году, хотя на могиле Скрябина в фильме «Следствие вели» видна другая дата смерти - 1994 год.

Истории группировки «Тяп-ляп» посвящено несколько исследований, в том числе два фильма на телеканале НТВ и очерк журналистки Любови Агеевой в книге «Казанский феномен: миф и реальность», которая вышла в 1991 году. Автор книги написала его после изучения 45 томов уголовного дела, после рассмотрения которого в Верховном суде Республики Татарстан группировка «Тяп-Ляп» была официально признана бандой.

Завдат Хантимиров

Сергей Антипов

Сергей Скрябин

ОПГ "Жилка"

У истоков этой ОПГ, возникшей в самом глухом микрорайоне Казани - Жилплощадке, стоял Хайдар Закиров (Хайдер). В кварталах Жилплощадки селились преимущественно вчерашние крестьяне, понаехавшие из колхозов в город за лучшей жизнью. 20 семей ютились в крохотных комнатушках-клетках и бараках. Кухня - на всех одна, туалет - на улице. По выходным - баня.

Хайдар, как и все его друзья, целыми днями пропадал во дворе. Накачивал мускулы, по утрам регулярно отжимался и подтягивался на самодельном турнике. Однажды в драке стенка на стенку за свою территорию он достал из-за пазухи нож и ударил «противника», чем завоевал непререкаемый авторитет среди дворовой шпаны.

Постепенно небольшая группа ближайших друзей Закирова стала костяком молодежной группировки, которую по имени микрорайона называли «Жилкой». В нее входили и десятилетние пацаны, и зрелые двадцатилетние парни. Чтобы повязать каждого бойца кровью, Хайдер обязал всех новобранцев начиная с 14 лет носить с собой холодное оружие: нож, кастет или металлическую трубу, за отсутствие которых жестоко избивали.

Впервые о «Жилке», как о сплоченной преступной группировке, заговорили в 1984 году. Казанские старожилы до сих пор помнят день 15 января. Тогда из-за дележа территории на Лебяжьем озере схлестнулись несколько десятков молодежных казанских группировок. Зачинщиком кровавого побоища был Закиров. Суд приговорил его к шести годам заключения.

Но арест лидера не помешал «жилковцам» идти к вершинам власти в криминальном мире. Из колонии Хайдар наставлял корешей, как надо умножать капиталы. Группировка постепенно обложила данью городских коммерсантов. А с освобождением авторитета бригада выбилась в центровые.

Вернувшись домой, Закиров построил рядом со своим жилищем ресторан «Резеда», где проходили сходки, деловые беседы и просто гулянки. Одно время намеревался с пятого этажа, прямо с балкона своей квартиры, пустить в ресторан лифт. Но потом, занятый более важными делами, поостыл к этой затее. Во дворе Хайдара круглосуточно дежурили его бойцы, они официально числились кто дворниками, кто охранниками предприятий, которые «крышевала» ОПГ «Жилка». Постепенно в этот круг вошли «Казаньоргсинтез» (крупнейший в мире производитель полиэтилена), Казанский вертолетный завод, Татстройбанк, «Красный стекловар», городские рынки.

Но и этого голове «Жилки» показалось мало. К началу 90-х казанцы развернулись в Москве, взяв под контроль весь север столицы вместе с речным портом, складами, нефтяными терминалами, заправками, ресторанами. Они держали в страхе и город на Неве, потеснив тамбовскую группировку, поприжали азербайджанцев, ранее контролировавших рынки. В Севастополе потеснили чеченцев, в Перми обложили данью крупное предприятие по переработке леса. В общаке «Жилки» постоянно хранился неприкосновенный запас - несколько миллионов долларов.

При всем том лидер «Жилки» не позволял своим подопечным никакой самодеятельности. Все операции, в том числе заказные убийства, осуществлялись только с его санкции. Пьянство, употребление наркотиков членами банды жестоко пресекались. Как и любые хулиганские выходки, которые могли привлечь общественное внимание. Зато все, кто был «заказан», имели мало шансов избежать смерти.

В ходе судебного следствия удалось доказать вину «жилковцев» в убийстве известного ростовского адвоката Олега Кима. Он успешно вел дела своих клиентов в спорах «хозяйствующих субъектов». Соперники решили избавиться от «упертого» юриста, не пожелавшего за крупную взятку предать интересы своих клиентов. Киллер из «Жилки» подкараулил Кима, когда тот подъезжал к месту работы в сопровождении охраны. Как только адвокат открыл дверцу автомобиля, убийца выпустил в него две пули. Те, что остались в патроннике пистолета, достались охранникам.

Другое доказанное в суде заказное убийство - устранение Геннадия Хватландзия по кличке Гена-Зверь. Он считался в свое время приближенным знаменитого московского авторитета Отара Квантришвили и верховодил в преступном мире Орска. Воспользовавшись аппаратурой для прослушки мобильного телефона, «жилковцы» выследили и расстреляли Гену-Зверя.

«Жилковца» Радика Акопова признали виновным в убийстве «вора в законе» Виктора Михайлова (Амбал), который руководил соперничающей с «Жилкой» группировкой. Первая попытка убрать его окончилась неудачей - он был только тяжело ранен. В больнице к нему выставили круглосуточную охрану из двух милиционеров. Но в один из дней в палату больницы № 7, где он находился на излечении, ворвались два киллера в милицейской форме и расстреляли Амбала и находившуюся рядом с ним его сожительницу. Настоящая охрана, опять-таки по неведомым причинам, незадолго до этого была снята.

Масштабы деятельности «Жилки», ее могущество устраивали далеко не всех. Наиболее активно противостояла Хайдару Закирову группировка «Драконы». В ходе вспыхнувшей междоусобной войны не стало многих «жилковских» авторитетов - Скрябы, Гитлера, «вора в законе» Рафика Хаснутдинова (Ракоша), который считался правой рукой Хайдара. Но сам он всякий раз избегал гибели. Однажды киллеры выследили Хайдара в лифте, заблокировали кабину, буквально изрешетив ее из автоматов. Милиционеры потом насчитали в ней 94 пулевых отверстия. Но босса прикрыли телами охранники и он остался живым, получив несколько серьезных ранений.

И все же «Драконы» в конце концов добились своего. Их лидер Рифкат Вахитов (Фонтан) резонно рассудил, что с опасным соперником легче будет расправиться не в Казани, где у него все схвачено, а на выезде. От «крота», затесавшегося в окружение авторитета, стало известно, что Хайдар собирается в город на Неве. Там его и настигли киллеры «Дракона».

После гибели Хайдара позиции «Жилки» постепенно слабели. Новые лидеры, едва выдвинувшись, попадали под пули конкурентов. Так был застрелен Александр Навалов (Навал), который вместе с Хайдаром считается основателем «Жилки». Вернувшись после десятилетней отсидки, он хотел объединить казанские группировки и короноваться в «воры в законе». Но не успел: его расстреляли при выходе из ночного клуба «Азия». На суде подтвердилось, что это было дело рук своих же «жилковцев», которым не понравился, как они считали, «авторитаризм» нового босса. Такая же участь постигла Ислама Галимзянова (Исламей). К его машине, стоявшей в многолюдном дворе, подошли двое мужчин, одетые в парадные черные костюмы и белые рубашки. Почти в упор они застрелили авторитета.

В очередной раз власть сменилась и престол занял Ирек Мингазов (кличка Ташкент). Его связи во властных и силовых структурах (в отличие от Хайдара, который всегда заявлял, что он плевал на казанских ментов и не пристало ему ходить к ним на поклон) помогли группировке на какое-то время консолидироваться и начать постепенно восстанавливать утраченные позиции. Но помешали соперники - Ташкента расстреляли в Питере, когда он заходил в дом своей знакомой.

Хайдар Закиров (Хайдер)

Видео:

Бунт отверженных ("Следствие вели...")

ОПГ "Тяп-Ляп"

ОПГ "Хади-Такташ"

ОПГ "Кинопленка"

Страшные игры молодых

«Инде» продолжает рубрику «Ясно-понятно», в которой ищет ответы на вопросы о жизни в городе, культуре и истории Татарстана. В новом выпуске доцент кафедры истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ Любовь Агеева и начальник уголовно-судебного управления прокуратуры Татарстана Арлат Аббасов рассказывают, существовал ли на самом деле «казанский феномен» и почему его нельзя отождествлять с «Тяп-ляпом» и организованной преступностью.

Название моей книги «Казанский феномен: миф или реальность» говорит об осторожности, с которой нужно подходить к определению событий того времени. Термин когда-то прижился, и потому сегодня все считают, что Казань - прародитель этого явления, «город грехов», как ее назвали недавно на телеканале ТВЦ. Но это на самом деле не так. Сегодня, говоря о «казанском феномене», часто путают причины и следствия этого явления, и особенно в этом преуспели московские журналисты. Они хоть и разговаривают с нами, участниками этих событий, но делают совершенно не соответствующие действительности выводы.

Рост преступности среди несовершеннолетних наблюдался в конце 1980-х - начале 1990-х не только в Казани. Несмотря на всю оригинальность так называемого «казанского феномена», он воплотил в себе многие типичные явления жизни страны тех лет: серьезный конфликт «отцов» и «детей», экономические, социальные, духовные проблемы, которые влекли за собой криминализацию жизни подростков и молодежи. Мне, например, удалось найти публикации о кровавых подростковых драках, произошедших в городе Дзержинске соседней Нижегородской области.

Вышло так, что о казанских группировках начали подробно писать местные газеты - прежде всего «Вечерняя Казань», где я тогда работала. В 1979−1980 годах у нас была рубрика «Дай руку, подросток». Однажды мы опубликовали письмо молодого человека, который захотел уйти из группировки, но встретился с большими трудностями. Отклик был колоссальным: авторами многих писем, полученных после этой публикации, были подростки из группировок, которых тогда называли гопниками. Когда журналистские работы о казанских группировках получили широкую огласку, к нам присоединились ученые и работники правоохранительных органов, пытавшиеся осмыслить происходящее в городе - в то время в Казани постоянно случались массовые драки. Очень быстро о публикациях в местных СМИ узнали в Москве. Тогда в Казань приехал Юрий Щекочихин (российский журналист, писатель. - Прим. «Инде» ). В очерке для «Литературной газеты» он написал о казанских драках, как умел писать: очень ярко. Именно ему принадлежит определение «казанский феномен». Но он еще тогда подчеркивал, что в силу разных обстоятельств Казань оказалась «наиболее изученной моделью явления, с которым столкнулось наше общество».

Происходящее в Казани представляло очень большую социальную опасность совсем не потому, что ребята изредка дрались и калечили друг друга. Проблема «казанского феномена» заключалась в том, что в идеологию гопничества с ее особыми законами были втянуты практически все подростки Казани, включая девочек - им нравились ребята, называвшиеся гопниками. Лишь небольшое число мальчишек сопротивлялись законам гопничества - как правило, их за это били.

«Казанский феномен» связывают с оргпреступностью, но это неверно. Казанские группировки были разные, и некоторые из них не представляли собой криминального сообщества: это были обычные мальчишеские компании, просто жили они по необычным законам. И не всегда эти законы были дурными: например, в группировках нельзя было пить, не поощрялось даже курение. Благодаря «казанскому феномену» Казань позже других городов столкнулась с наркотиками. Потому и трудно было бороться с гопничеством, что группировки пользовались авторитетом. Конечно, были и группировки криминального характера. Обычно ими руководили «авторитеты», отсидевшие в местах не столь отдаленных.

Когда говорят о «казанском феномене», часто подразумевают банду «Тяп-ляп» и ставят между ними знак равенства, но это заблуждение. Наверное, я в какой-то степени способствовала такому отношению, ведь в моей книге есть отдельный очерк об этом преступном сообществе. Я исследовала эту банду не потому, что меня заинтересовала ее преступная деятельность, - мне было интересно проследить историю зарождения банды и жизненного принципа «чужой - твой враг». Как мне удалось выяснить, эта группировка начинала свое существование как обычная мальчишеская компания, объединившая ребят удаленного от центра микрорайона «Теплоконтроль» в их противодействии другим городским кварталам - прежде всего группировке Ново-Татарской слободы. Ребят били, когда они приезжали в центр, так что группировка стала для них средством коллективной защиты. Постепенно - не без влияния преступных вожаков - компания переродилась в банду.

В те годы каждый квартал представлял собой обособленное сообщество, которому приходилось защищаться, укреплять свой авторитет в ужасных драках. Думаю, зоны влияния существуют до сих пор, но они не мешают жить всему городу, как это было во времена «казанского феномена». Сейчас это маргинальный криминальный мир, скрытый от глаз большинства казанцев.

Низового поветрия, когда преступность получала подпитку из мальчишеских группировок, сегодня, к счастью, нет, но это не означает, что ситуация не повторится завтра. И если новый всплеск случится, он будет для нас с вами гораздо страшнее: в 1990-е гопники враждовали между собой и не трогали «мирных» горожан (если те, конечно, не были родителями подростков), но сегодня агрессия группировок будет направлена вовне и охватит всю Казань. В современном обществе более заметно расслоение на богатых и бедных - об угрожающих масштабах этого явления говорят и социологи, и психологи. Скорее всего, новые группировки захотят направить протест бедных на богатых. Разумеется, это мое личное заключение, но со мной согласны специалисты по преступности среди несовершеннолетних.

Арлат Аббасов

начальник уголовно-судебного управления прокуратуры Татарстана

В основе всплеска подростковой преступности в конце 1980-х годов - множество факторов. Политические: затянувшийся период застоя, разложение системы партийного руководства, топтание институтов власти на месте. Экономические: замедление экономического развития, пустые магазинные полки, обнищание тех, кто еще вчера с уверенностью смотрел в завтрашний день. В обществе нарастало психологическое напряжение, которое питало организованную преступность: расцвели рэкет, вымогательство и другие виды корыстного криминала, весь город был поделен на сферы влияния.

В год в городе происходило до 150 групповых драк и избиений подростков, в которых участвовало от полусотни человек. Были и более масштабные побоища: порой доходило до 100 и более участников с каждой стороны. Избиения двумя-тремя группировщиками одного или двух подростков были повсеместны. Эти драки имели не спонтанный характер и не были традиционным проявлением удали. Групповые преступления стали зачаточной формой деятельности организованных по типу зарубежных преступных сообществ, в которых насаждались правила криминальной среды. Противостоять этому было очень трудно - позднее молодые люди, которых не удалось отбить от группировок, стали участниками взрослых бандитских формирований.

Ситуацией в Казани были обеспокоены в Генеральной прокуратуре Союза и в прокуратуре РСФСР. Старые методы на подростков не действовали, а новые только рождались. В Казани пытались вести профилактику подростковой преступности: рабочие группы при прокурорах района и города, координационные совещания, беседы с конкретными ребятами и их родителями - кстати, часто они узнавали о том, что их ребенок входит в группировку, только на наших заседаниях.
Когда в Казани процветала подростковая преступность, в других регионах еще не знали, что это такое. В свое время меня отправляли делиться опытом работы в Харьков, в институт повышения квалификации прокурорских работников. Там собирались сотрудники прокуратуры со всего Советского Союза, и, когда я выступал, люди не понимали, о чем речь. После двухчасового доклада вокруг меня собрались удивленные коллеги и стали спрашивать, как выявлять подростковую преступность и как с ней бороться.

К концу 1980-х - началу 1990-х годов «казанский феномен» стал постепенно слабеть, а через несколько лет ушел в историю. Конечно, организованная преступность сохранилась и по сей день, но приобрела другие формы. Почему всплеск произошел именно в Казани, до сих пор сказать сложно. Даже на какое-то отдельное преступление влияют как минимум 200 факторов, а тут - такой размах… В свое время мы пытались изучить вопрос вместе с учеными, но, поскольку в 1990-х начались новые проблемы, «казанский феномен» отошел на второй план. Стало не до исследований.

Иллюстрация: Данила Макаров
Оформление книги «Казанский феномен: миф и реальность»: В.П. Букина

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

В конце 1970-х годов в печати впервые появились упоминания о казанских «моталках». Так назывались подростковые банды, которые буквально погрузили город в кровавый террор - вплоть до того, что организовывали пробеги по улицам, забивая арматурными прутьями любых встречных. Позже, уже в лихие 90-е, ни один крупный город страны не обходился без казанских преступных группировок. Как же получилось, что именно столица Татарстана воспитала целую плеяду будущих криминальных авторитетов страны?

Кодекс пацана

Само слово «моталка» в значении «боевая команда», «банда» произошло от выражения «С кем мотаешься?» (то есть кто твои друзья, кто за тебя может вступиться?). Так подростки интересовались друг у друга при знакомстве на улице.

Молодёжные группировки были чётко поделены по территориальному принципу и назывались в соответствии с улицей или районом проживания. Например, «Мебелька» - квартал, где находился мебельный магазин; «Ботинки» - такой же жилищный массив, но с магазином обуви; «Перваки» - микрорайон Горки-1; «Тяп-Ляп» - район Теплоцентраль; «Хади Такташ» - по названию соответствующей улицы и т.п.

Общее число банд составляло несколько десятков. Но все они были очень похожими друг на друга.

Прежде всего, в сознание молодёжи внедрялся главный принцип: кто не пацан (то есть не входит в «моталку») - тот чушпан. Подросток должен быть членом какой-либо из банд, иначе он попадает в категорию отверженных, его не только может, но и обязан обидеть и унизить любой другой.

Участники криминальных сообществ разделялись по возрасту: «шелуха» (до 13 лет), «супера» (14-15 лет), «молодые» (15-18 лет), «старшаки» (от 19 лет), «авторы» (20-30 лет) - наиболее авторитетные лидеры группировок, как правило, уже отсидевшие в местах заключения. Младшие были обязаны безоговорочно подчиняться старшим.

Численность активных членов каждой «моталки» составляла примерно 200 человек. Стать участником мог любой подросток, проживавший на данной территории. Но, чтобы выйти из группировки (например, при переезде в другой город или желая «завязать»), необходимо было заплатить выкуп от 300 до 1000 рублей - учитывая, что средняя зарплата тогда составляла 120 рублей в месяц. В то же время «старшаки» могли безнаказанно отходить от дел - считалось, что они заслужили право действовать так, как считают нужным.

Но куда страшнее выхода из группировки по собственной воле, где можно было заплатить только выкуп, было изгнание из банды, т.е. подростка «отшивали». «Отшить» могли за любой не пацанский поступок. Собиралась вся банда, и каждый ее член наносил удар провинившемуся. Выдержать такое мог не каждый, но тот кто выдерживал навсегда становился «отшитым» и дальнейшая его жизнь не становилась слаще. Поэтому пацанский кодекс чли.

В «моталках» действовала железная дисциплина. Проводились регулярные проверочные сборы, в том числе и ночью. Не прийти или даже опоздать на них являлось серьёзным проступком, за которым следовало наказание.

Рядовые участники группировки в обязательном порядке должны были дежурить на «точках» - в местах скопления людей в своём районе. Их задачей было не пропустить ни одного чужого подростка на контролируемую территорию, не взяв с него дани или не оказав физического воздействия. Кроме того, «мотальщики» регулярно выезжали в другие города (в основном в Москву и Ленинград). Целью поездок был грабёж, при их подготовке всегда обговаривалось, какую сумму необходимо добыть.

Война против всех

Вопросы любви решались однозначно. Пацан мог иметь подругу, которая утешала бы его в перерывах между разборками, дежурством и тренировками. Но слово старшего по иерархии было гораздо весомее нежных чувств. По приказу с девушкой следовало расстаться или передать её товарищам.

Взаимоотношения между группировками строились по принципу войны против всех. Иногда банды объединялись, но такие соглашения были временными и быстро заканчивались.

Любопытно, что в «моталках» не было никаких национальных разногласий. Русские и татары (представители основных диаспор Казани) всегда действовали сообща - согласно криминальной статистике в 1970-1980-х годах ни в группировках, ни между ними не произошло ни одного столкновения на национальной почве.

Внешний вид «мотальщиков» был очень схожим. Подростки носили недорогую просторную одежду, в которой удобно драться, - широкие штаны, свитеры, куртки или телогрейки. Джинсы считались признаком западной моды, их никто не надевал. «Старшакам» позволялись спортивные костюмы (обычно фирмы «Адидас»), которые отличали их от рядовых бойцов. Длинные волосы исключались - все ребята имели короткие волосы или стриглись наголо.

Участники банд должны были заниматься каким-нибудь из силовых видов спорта - боксом, карате, дзюдо и т.п. Курить и употреблять спиртное разрешалось только «старшакам» и «авторам». Время от времени внутри сообществ устраивались тренировочные бои - «хомутки», организованные по приказу старших. Во время этих «учений» запрещалось применять прутья или палки, а также бить по голове.

У «моталок» существовали свои учебные заведения - даже расположенные на чужой территории. ПТУ и техникумы были распределены: в каждом могли учиться только подростки из определённых группировок, остальных путём угроз и избиений заставляли прекратить посещение. Банды вербовали будущих участников ещё в младших классах школ: ученики брались под защиту, каждый из них знал, что в случае надобности за него вступится вся группировка. Таким образом, проблема смены поколений перед «моталками» не стояла.

Куда шли деньги?

Раз в месяц со всех членов банды собирались деньги - от трёх до пяти рублей в зависимости от возраста участника. Рядовым бойцам объясняли, что такие вклады будут «греть» тех, кто попадёт в лагерь. Но за эти деньги никто никогда не отчитывался. Казанские оперативники того времени утверждают, что немалая часть наличности вывозилась из города. Вот только куда и для какой цели?

Продуманная система «моталок» до сих пор вызывает ряд вопросов - ведь такие уличные группировки вряд ли могли возникнуть стихийно. Этим процессом явно кто-то руководил, преследуя сразу несколько целей: держать в страхе огромный город, иметь целую армию уличных бойцов и, наконец, получать большие деньги.

Но кто же мог быть причастным к созданию «моталок»? Исследовавшие казанский феномен журналисты и социологи неоднократно пытались установить это. К примеру, причинами массового возникновения уличных банд называли то, что в Казани издавна существовала традиция кулачных боёв, что вокруг города много лагерей, что досуг подростков был совершенно не организован, а милиция бездействовала. Однако точно такие же факторы действовали на территории практически всей страны.

В книге журналистки Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» (1991 год) высказано мнение, что «моталки» породило бескультурье - в Казани того времени один кинотеатр приходился на 150 тысяч жителей. Кроме того, очень плачевно выглядели многие другие социологические показатели: большое число неполных семей, массовый переезд в город выходцев из сельской местности. Но опять же все эти проблемы были характерны и для большинства других городов.

Некоторые исследователи пытаются связать «моталки» с деятельностью КГБ или даже ЦРУ. В первом случае ссылаются на странное отношение властей к казанскому феномену. Местные правоохранители до поры практически не препятствовали деятельности уличных группировок - возможно, боясь признать наличие организованной преступности в городе. А когда в 1986 году из Казани в Москву было отправлено коллективное письмо, которое подписали несколько сотен родителей с просьбой разобраться в проблеме, никакие меры не предприняли. Это вполне могло произойти из-за того, что «моталки» находились под крылом КГБ и в группировках воспитывались бойцы, которые пригодились бы на случай дестабилизации обстановки в государстве.

Примерно тем же объясняют и влияние ЦРУ: политические структуры не только СССР, но и его противников уже предчувствовали возможность распада страны - и понимали, что в таких условиях армия подростков будет грозной силой.

По указке воров в законе

Наиболее верной представляется версия писателя и журналиста Андрея Константинова (автора цикла очерков «Бандитский Петербург»). Он считает, что молодёжные банды в столице Татарстана были организованы по указанию главарей воровского мира. Это подтверждает тот факт, что впоследствии все казанские группировки, действующие в других городах, жили по воровским законам.

Получается, что криминальные авторитеты СССР, предчувствуя смутные времена, готовили свою армию. Причём это происходило не только в Казани, но и ещё в двух городах страны - подмосковных Люберцах и украинском Кривом Роге. Координация действий осуществлялась в московском кафе «Метелица», где встречались лидеры казанских, криворожских и люберецких банд.

Позже, когда Советский Союз распался, вчерашние подростки, прошедшие суровую школу выживания, превратились в наиболее кровавых бандитов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: