Сообщение о замке феодала коротко. Средневековые замки: устройство и осада. Превращение в крепость

Быт и нравы феодалов

Главным занятием феодалов, особенно в этот ранний период, была война и сопутствующий ей грабеж. Поэтому весь быт и нравы феодалов подчинены были в основном потребностям войны.

В IX-XI вв. Европа покрылась феодальными замками. Замок- обычное жилище феодала - одновременно являлся крепостью, его убежищем и от внешних врагов, и от соседей-феодалов, и от восставших крестьян. Замок позволял феодалу господствовать над всей близлежащей округой и держать в подчинении все ее население. Особенно много замков было построено в связи с набегами норманнов, арабов и венгров. Издали замок напоминал гнездо хищной птицы: он строился обычно на лесистом холме или высоком берегу реки, откуда можно было бы хорошо обозревать окрестность и где легче было обороняться от врага. Вплоть до конца Х в. замки строились преимущественно из дерева и представляли собой чаще всего двухэтажную деревянную башню, в верхнем этаже которой жил феодал, а в нижнем - дружина и слуги. Здесь же или в пристройках находились склады оружия, провианта, помещения для скота и т.п. Замок окружался валом и рвом, наполненным водой. Через ров перебрасывался подъемный мост. Приблизительно с начала XI в. феодалы стали строить каменные замки, окруженные обычно двумя или даже тремя высокими каменными стенами с бойницами и дозорными башнями по углам. В центре по-прежнему возвышалась главная многоэтажная башня - “донжон”. Подземелья таких башен часто служили тюрьмой, где в цепях томились враги феодала - его пленники, непокорные вассалы и провинившиеся в чем-либо крестьяне. При тогдашнем состоянии военной техники такой каменный замок трудно было взять штурмом. Обычно он сдавался лишь в результате многомесячной осады.

Замок был окружен глубоким рвом. Вокруг него возводилось несколько рядов толстых каменных стен, увенчанных круглыми или четырехугольными башнями с узкими бойницами. Попасть в замок можно было через подъемный мост, который опускался на тяжелых чугунных цепях. Привратная башня имела дубовые массивные ворота, окованные железом. За превратной башней помещалась подъемная дверь в виде чугунной решетки. Во время штурма ее старались опустить за спиной прорвавшегося противника. За первой стеной располагался хозяйственный двор с мельницей, кузницей, оружейной и другими мастерскими. За вторым рядом стен помещались главная башня замка, конюшни и склады оружия. Основным оплотом замка во время осады служила главная замковая башня. В ней находились и жилые комнаты хозяев, и помещения для гостей и слуг. Ее нижний этаж представлял собой зал, во всю длину которого тянулся дубовый стол. В дни буйных пиршеств на нем возвышались туши зажаренных быков, баранов и оленей. Винтовая лестница, скрытая в толще стен, вела в верхние жилые помещения. Один этаж был изолирован от другого. Если враги прорывались в башню, на их головы через отверстия в потолке с одного этажа на другой выливали кипящую смолу и расплавленный свинец. Затем люк плотно прикрывали тяжелой каменной плитой. На самом верху замковой башни хранились обильные запасы еды и питья. Таким образом, феодальный замок представлял собой настоящую крепость, защищавшую феодала от “внешних” врагов – других феодалов и от своих подданных – крепостных, если они восставали. Однако взглянем на замок с точки зрения удобств. Вот как описывает на основании исторических документов замок средневековья французский историк и критик Люсьен Февр: “ Отведите на минуту взгляд от фасадов в античном стиле, от многочисленных скульптур, от великолепно отделанного мрамора. Взгляните на эти роскошные резиденции попросту глазами нанимателя, осматривающего жилье. Все помещения расположены анфиладой, они огромны, однообразны, нарезаны квадратами; глухая стена впереди, глухая стена позади, окна в стене справа, окна в стене слева. И если кто хочет пройти из одного конца этажа в другой, нет иного способа, как миновать одну за другою все сообщающиеся между собой залы… Можно не сомневаться, что зимою там приходилось дрожать от холода… Тщетно целая армия истопников таскала полные короба хвороста и поленьев из одной комнаты, где стояла печь, в другую такую же… Поодаль от огня люди мерзли. А если огонь пылал, люди под навесом камина изнемогали от жары.”


Феодальные замки XII-XV столетия

Система взаимосвязей в феодальной верхушке базировалась на вассальной зависимости. Чтобы отметить своего выдающегося дружинника за верную службу, король дарит ему замок или даже целую доминию (феодальное владение) вместе с населением, которое там проживало и делает его своим вассалом. Это не только привязывало феодала к королю, но и накладывало определенный отпечаток на его способ жизни. В большинстве случаев, получив от короля замок или доминию, феодал жил в непосредственной близости от своих подчиненных. Часто он обрабатывал землю и вел свое натуральное хозяйство вместе с челядью. Поэтому феодал и строил свое жилище-поместье в центре своих владений среди полей. К тому же право на владение часто необходимо было доказывать с оружием в руках от других феодалов. Ведь эпоха раннего феодализма наполненная бесконечными междоусобицами. Из замка, построенного в непосредственной близости от подчиненных крестьян, феодал мог контролировать все подходы к своему владению, здесь он защищался от врагов, и сам готовился к наскокам на владения соседей или купеческие караваны. Так феодальный замок становится символом власти феодала над окружающими землями. Феодальные поместья строили жилые и хозяйственные строения, а также землянки и деревянные домики челяди. До 12 столетия на таких поместьях единым каменным сооружением оставался храм. Наиболее часто такие поместья имели и самые элементарные укрепления. Укрепление феодальных отношений принесло определенный переворот в классовом сознании феодальной верхушки, которая вырабатывает свою, свойственную только ей, идеологию. В странах Западной Европы в последней четверти 12 столетия у высшего сословия появляются наследственные права на владения землей, извне подкрепленные появлением гербов, титулов. В феодальной верхушке появляется сознание своего господствующего положения. Так высшая знать, и в первую очередь ее почетные представители, становятся участниками всех выдающихся событий эпохи - как военных, так и политических. Значительным поворотом в развитии феодальной культуры, в том числе и строительной, стали крестовые походы, знакомство с арабским миром утонченной культуры, с Византией. Частые сношения с иностранцами требовали от местных дворян-феодалов выравнивание с ними не только в богатстве одежды и оружия, но и в такой важной области, как культура жилища. Вырабатывается специфический ритуал общения, взаимных визитов феодалов, участие их в турнирах или охоте. В тех условиях деревянное строение, в котором жил феодал с семей и где он принимал гостей, уже не отвечало своему назначению. Поэтому вполне естественно, что свои жилища феодалы начинают перестраивать. На смену дереву как строительному материалу приходит камень. Если в X-XI столетии право строить замки в центрально-европейских королевствах имел исключительно король и строились они как административные центры, то с развитием феодальных отношений постепенно происходит обособление бывших членов дружины короля, закрепление за ними и их наследниками даренных за службу земель, а вместе с этим возникает необходимость строить замок феодала в непосредственной близости от подчиненных крестьян. Феодал строит свой каменный замок наиболее часто в труднодоступном, стратегически важном месте - на крутой скале, одиноком холме, который вознесся над равнинной местностью. Так феодальный замок становится символом власти феодала над окружающими землями. Продолжают строить замки и короли, как административные центры, так и для защиты свободных (независимых от местных феодалов) королевских городов, которые возникают в 12-13 столетии на всех значительных торговых путях и местах добычи разных руд и соли. Как правило, замок строился на горе, а город на равнине на некотором расстоянии от него. Следует отметить, что эти расстояния, которые сохранились на протяжении столетий, были вызваны не только и не столько топографическими особенностями местности, нежели стратегическими соображениями: необходимостью создавать простор для обстрела нападающих на замок и в то же время хранить замок от пожаров, которые были достаточно частыми в городах того времени с их деревянными строениями. С другой стороны, жители города тоже хотели сохранить дистанцию с грозным соседом, потому что отношения между ними были далеко не мирные. В конце 12 столетия в поместьях стали появляться новые сооружения - каменные башни - предшественники нового типа замков. Образец для первых каменных замков дал более прогрессивный феодализм Западной Европы. Там же был разработан и утвердился романский архитектурный стиль, название которого происходит от латинского наименования города Рим. В этом есть уже намек на то, что романский архитектурный стиль базируется на римской архитектурной традиции. Но он вместе с тем, вобрал в себя элементы и традиции архитектуры Византии, а та в свою очередь - архитектуры Ближнего Востока. Итак, в романском стиле отразился опыт строителей практически всего Средиземноморья. В Центральную Европу, и в том числе и в нашем крае его принесли в 12 столетии строительные артели из Западной Европы. В романском стиле строятся и своеобразные замки. Прежде всего, строятся толстые крепостные стены, которые окружают внутренний двор замка. Посреди двора, на возвышенном, строится каменная башня-донжон, которая напоминает сторожевые башни древнеримских укреплений. Башня выполняла жилищные и оборонные функции одновременно. Иногда в донжоне была и часовня. С начала 13 столетия строительство феодальных замков, доминантой которых есть каменная башня, набирает значительного размаха. Толчком к этому послужило стремление дворян еще больше укрепить свою власть, противопоставить себя королю, сравнятся с ним не только богатством, но и способом жизни. Феодал строит свой каменный замок, наиболее часто, в труднодоступном, стратегически важном месте - на крутой скале, одиноком холме, который возносится над равнинной местностью. Эти замки исполняли уже не только оборонные и жилищные функции, но и репрезентативные. Замки-башни, как правило, имели несколько этажей, толщина их стен достигала 3-4 метра, только на уровне второго и третьего этажа стены были прорезаны узенькими окнами, редко размещенными по всей стене. Жилище феодала находилось на втором этаже, куда можно было попасть через один узенький проход по приставной деревянной лестнице или ступеньках, которые в случае опасности можно было забрать или сжечь. На первом этаже размещались каморы с запасами еды на случай осады, и арсенал. На третьем этаже были комнаты слуг и воинов, а на верхней площадке выставлялись сторожевые. Башня-донжон, конечно, имела и подземелье, где размещалась тюрьма. Оборонная система романского замка была для своего времени очень сложной. Первую ее линию составляли земельные валы и глубокий ров, который окружал всю территорию замка. Вторую - крепостные стены, которые в 12 столетии уже укреплялись малыми защитными башнями. Вход в замок, как правило, вел через подземный мост. Замковая башня-донжон хоть и является неотъемлемой составной частью замка, однако она целиком автономное сооружение, которое можно защищать успешно и само по себе. В 12 столетии рядом с донжоном появляется еще и дом, в котором жил собственник замка и его семя в мирное время. Здесь же строят семейную часовню, кухню, конюшню и другие хозяйственные помещения. Наиболее ярким представителем романского типа замков нашего края является Середнянский, а также самая старая часть Мукачевского замка, так называемый "Верхний замок", основные сооружения которого были построены за времен князя Федора Корятовича в конце 14 столетия - в начале 15 столетия. Запоздалое строительство донжона в Мукачевском замке объясняется значительной отдаленностью его от политических и культурных центров Европы, что приводило к задержкам в восприятии новых идей. Конечно, романский замок с башней-донжоном, имел уже значительную обороноспособность. Однако в этих замках можно было вести только пассивную оборону. Поэтому, когда в конце 13 столетия появилась новая строительная техника, которая позволяла строить значительно сложнее и более гибкую систему обороны замка, свое значение замки-башни постепенно утрачивают. Им на смену приходит готический замок с более совершенной фортификационной системой. Между романским и готическим стилем нет четкого хронологического рубежа. Уже в середине 12 столетия, в период расцвета романского стиля, в северной Франции появляются элементы нового готического стиля. Его характерными чертами есть вертикальность композиции, стрельчатая арка, достаточно сложная каркасная система опор и ребристый склеп. Из Франции готика уже в конце 12 столетия распространилась в соседние страны, в Англию, Германию, страны Дунайского бассейна. Со временем готическая архитектура становится универсальным общеевропейским стилем, в рамках которого создана была целиком своеобразная система форм, достигнуто новое понимание пространственной и объемной композиции. Название "готика" не отражает правильной сути данного стиля. В период Возрождения это было насмешливое название, придуманное итальянскими архитекторами для всего строительства на север от Альп, будто бы связанного с варварскими германскими племенами-готами. На своей родине, во Франции, этот стиль носит название "стрельчатый". Значительных изменений в эпоху готики претерпевает архитектура феодального замка. Развитие производственных сил позволяет феодалу присваивать значительно большую часть продуктов труда крепостных крестьян и за их счет удерживать значительное количество ремесленников, в том числе и строителей. В Центральной Европе, в том числе и нашем крае, значительным толчком к строительству крепких феодальных твердынь на стратегически важных местах стала татаро-монгольское нашествие в средине 13 столетие, и постоянная опасность их повторного прихода на Тисо-Дунайскую низменность. Поэтому венгерские короли в отличие от времен домонгольского нашествия прямо обвязывают феодалов строить замки, используя при этом новейшие достижения общеевропейской фортификации. В последней четверти 12 столетия в французской замковой архитектуре появляется новой элемент, который значительно усиливает обороноспособность замков - округлая башня с ребром. На проекции сверху башня имеет форму треугольника, угол, вершина которого равна 75-90 градусов. Катеты данного треугольника - две прямые стороны - создают острое ребро, которое призвано свести к минимуму эффективность прямого попадания вражеских снарядов на стены башни. Этим не только усиливалась обороноспособность замка, но и достигалось сильное художественное и психологическое впечатление: из нейтрального, без какого-либо направления тела округлой башни создался динамический элемент, а задумывалось монолитное фортификационное сооружение, которое встречало врага крепким каменным лезвием, направленным на противоположную сторону от входных ворот замка. Однако, несмотря на все позитивные качества нового элемента фортификационной системы французской замковой архитектуры, в первой половине 13 столетия круглая башня с ребром значительного распространения в Европе не получила. В середине 13 столетия округлая башня с ребром появляется во Франции второй раз, к тому же в двух вариантах. В первом варианте ребро уменьшается и выступает в форме небольшого отростка, художественно подчеркивая нейтральность цилиндрической формы башни, которая осталась неизменной. Бывшая функция ребра этим самым аннулируется и остается только художественный смысл, динамизирующий округлость формы башни. Второй вариант создавали башни, которые в плане были трехгранными. У них ребро создается за счет выпуклости кривой стороны. Замки вырастают в большое хитросплетение стен, башен, переходных мостиков и галерей, разнообразие их планов безгранично. Наиболее часто архитекторы и строители эпохи готики, имея определенные детали и руководствуясь принципами фортификации, вели строительство замка в согласии с рельефом скалы или холма, на котором замок строился. План замка приобретал при этом неправильных форм. Такие красочные контуры плана придавали замку творческую натуральность. Замковые стены и башни казались продолжением скалы, как будто сама природа породила архитектурные формы замка. А поскольку природа не любит повторений, то и архитектура замков, тесно связанная с ней становится индивидуальной. На рубеже 13-14 столетий отмечается определенное выравнивание возможностей осадной техники и фортификационных систем замков. Это выравнивание дало возможность уделять больше внимания художественному оформлению замков, особенно их жилищной части - палацу. В результате мастерами эпохи готики был создан новый тип палаца, ядром которого стал внутренний двор, окруженный одно или двухэтажной аркадой (Ужгородский, Мукачевский замки). Но внутреннее устройство залов и комнат палаца остается еще аскетическим, на первом плане выступают все-таки соображения обороны, основное внимание еще концентрируется на главной оборонной башне. В утверждении готического стиля в замковой архитектуре ведущую роль сыграли королевские замки. Замок короля, вместе со стратегическими функциями, выполнял роль государственной резиденции, в которой размещался королевский двор и многочисленная охрана короля. В этой резиденции король принимал и иностранных послов. В стремлении предстать перед иностранцами с наилучшей стороны и выше вознестись над подчиненными и своим окружением, король ревниво следил за всеми изменениями, которые происходили в замковой архитектуре. Существующие типы замков, таким образом, все время обогащались новыми элементами, то есть постоянно происходит художественное переосмысление замковой архитектуры. В 14 столетии на основании древних типов замков появляются два новых варианта, которые указывают на два разных способа поисков новых художественных форм в замковой архитектуре. Первый вариант -подчеркнуто продольная ось замка - является художественным переосмыслением старого типа замков. Подчеркнуто продольная ось не только визуально увеличивала расстояние между башней и замковым палацем. Сама башня все время выдвигается вперед навстречу потенциальному врагу, а вместе с ней вытягивается и кривая замковой стены. При чрезмерной вытянутости продольной оси сооружения, одой башни для обороны всего замкового ареала уже мало. Так появляется новый элемент в замковой фортификационной системе - замковая башня призматической формы. Появление новых вариантов замковых типов указывает на то, что простое повторение старых архитектурных форм уже не отвечает требованиям времени. Прежде всего, происходит художественное переосмысление сооружения. Вариации старых типов замков, которые отмечаются в 14 столетии, усиление фортификационной системы не принесли. Два варианта замков, которые появились в 14 столетии на основании замковых типов с 12-13 столетия, показывают на два направления, в которых происходил поиск новых художественных форм в замковой архитектуре. Первый вариант - подчеркнуто продольная ось - является только определенным усовершенствованием старого типа замков, в то время, когда второй вариант показывает на поиск собственного решения, хотя и на старой основе. То внимание, которое раньше уделялось замковой башне, сейчас полностью переносится на крепостную стену. В данном случае речь идет не только о механическом переносе акцента с одного элемента замкового комплекса на другой. Смысл этой трансформации намного глубже. Он показывает на то, что внутреннее пространство и стена, которая его замыкает, выступают уже как автономные элементы. Вариации старых типов замков, отмеченные в 14 столетии, оказались значительным стимулом для дальнейшего развития замковой архитектуры. Они доказали, что большая башня-основа фортификационной системы готического замка и символ средневекового дворянства, не такой уж и непоколебимый. Изменение взгляда на функциональную основу башни вызвало изменение ее кубической формы, которая логично выплывает с исключительно оборонной функции башни. Новая эпоха выдвигает перед башней новые задачи, расширяет рамки ее действенности. Оставляя башни ее оборонные функции, одновременно необходимо было лишить ее аскетичности, необходимо было создать в ее внутренней части жилищные помещения. Опыт подсказывал, что для сооружения, которое бы одновременно исполняло и оборонные, и жилищные функции, намного выгоднее четырехгранная форма, нежели округлая. Этим самым была нарушена старая традиция в строительстве каменных замков. Четырехгранная башня вместе с другими сооружениями создавала единый ансамбль. Введение в замковый комплекс жилищной башни дало возможность осуществить видоизменение существующего замкового типа. Поэтому готический стиль, особенно в своей видоизмененной форме, сохранялся в замковой архитектуре до конца средневековья. Однако уже в этот период в ансамбле королевского замка и замка высшей знати появляется несколько башен, отдельные из которых одновременно выполняли и оборонные, и жилищные функции. Такие башни означали не только обогащение существующего типа замков новыми элементами, но и оказались переходным этапом на пути к дальнейшему художественному изменению в замковой архитектуре. Наиболее четко выраженные черты готической архитектуры среди закарпатских замков в Невицком замке: готические башни Мукачевского замка были уничтожены в 16 - в начале 17 столетия. Хорошо сохранились жилищные готические палацы в Ужгородском и Мукачевском замках, хотя и в перестройках попозже.


Замки Англии

Рочестерский замок

Рочестерский замок (Rochester) в графстве Кент. Строительство замка в Рочестере началось в XI веке. Это один из первых каменных замков в Англии. Он находился в собственности церкви и был резиденцией архиепископов. Донжон замка имеет в плане форму квадрата с размером сторон 21 м. Высота 34 м. Башни по его углам возвышаются ещё на 4 метра. Толщина стен донжона в основании - 4 метра, наверху - 3,3 м. Вход в донжон находится в специальной пристройке на уровне второго этажа. Доступ на первый этаж осуществляется по винтовой лестнице со второго этажа. Главный зал занимал два этажа - третий и четвертый. На пятом этаже располагались личные покои архиепископа и молельня. В XVIII веке замок едва не снесли.

Замок Лидс(Leeds)

Замок рассмотрен как будучи наиболее красивым и наиболее бывшим замком Англии. В IX-ом веке, это было место Саксонского небольшого замка. Он был предложен Эдуарду I в 1278. Генри VIII также жил там многочисленными годами, как и шесть королей Англии.

Замок Bodiam

В 1385, король Ришар II дал разрешение Господину Эдуорду Далингригж строить замок около реки Rother для того, чтобы защищать регион против возможного вторжения французов. Господин Далингригж, который агитировал во Франции за Эдуорда III в течение войны 100 лет, без сомнения вдохновился французскими замками для того, чтобы строить замок Bodiam.


Замки Испании

Замок Avila

Основанная в XI-ом веке для защиты испанских территорий от Maures, Avila - средневековый город который лучше всего сохранен. У него прямоугольная форма, периметр которой - приблизительно два с половиной километра и двенадцать метров высота. Стены усилены крупными массовыми башнями. насыпи обладают девятью дверями.

Замки феодалов до сих пор привлекают восхищенные взгляды. Трудно поверить, что в этих порой сказочных сооружениях протекала жизнь: люди организовывали быт, воспитывали детей, заботились о подданных. Многие замки феодалов Средневековья охраняются государствами, в которых находятся, ведь обустройство и архитектура их уникальны. Однако у всех этих сооружений есть ряд общих черт, ведь функции их были одинаковы и исходили из образа жизни и государственной сущности феодала.

Феодалы: кто они такие

Прежде чем говорить о том, как выглядел замок феодала, рассмотрим, что это был за класс в средневековом обществе. Европейские государства были тогда монархиями, однако король, стоящий у вершины власти, мало что решал. Власть сосредотачивалась в руках так называемых сеньоров - они-то и были феодалами. Причем внутри данной системы также существовала иерархия, так называемая На нижнем ее ярусе стояли рыцари. Феодалы, находящиеся на ступень выше, назывались вассалами, причем отношения вассал - сеньор сохранялись исключительно для близлежащих уровней лестницы.

У каждого сеньора была собственная территория, на которой и находился замок феодала, описание которого мы обязательно приведем ниже. Также здесь жили подчиненные (вассалы) и крестьяне. Таким образом, это было своеобразное государство в государстве. Именно поэтому в сложилась ситуация, называемая феодальной раздробленностью, что весьма ослабляло страны.

Отношения между феодалами не всегда были добрососедскими, нередки были случаи вражды между ними, попытки завоевания территорий. Владение феодала должно было быть хорошо укрепленным и защищенным от нападения. Собственно функции его рассмотрим в следующей части.

Основные функции замка

Само определение «замок» подразумевает архитектурное сооружение, которое совмещает в себе хозяйственную и оборонительную задачи.

Исходя из этого, замок феодала в выполнял следующие функции:

1. Военную. Сооружение не просто должно было защищать обитателей (самого хозяина и его семью), но также и слуг, сослуживцев, вассалов. Кроме того, именно здесь дислоцировался штаб военных операций.

2. Административную. Замки феодалов были своеобразными центрами, откуда осуществлялось руководство землями.

3. Политическую. Государственные вопросы также решались во владениях сеньора, отсюда отдавались поручения управленцам на местах.

4. Культурную. Атмосфера, царящая в замке, позволяла подданным составить представление о последних веяниях моды - будь то одежда, направления в искусстве или музыка. В этом вопросе вассалы всегда ориентировались на своего сеньора.

5. Хозяйственную. Замок был центром для крестьян и ремесленников. Это касалось и административных вопросов, и торговли.

Неправильным будет сравнивать замок феодала, описание которого приведем в данной статье, и крепость. Существуют между ними принципиальные отличия. Крепости призваны были защищать не только хозяина территории, но и всех жителей без исключения, тогда как замок являлся фортификационным сооружением исключительно для феодала, живущего в нем, его семьи и самых ближних вассалов.

Крепость - это укрепление некоторого участка земли, а замок - это защитное строение с развитой инфраструктурой, где каждый элемент выполняет определенную функцию.

Прототипы феодальных замков

Первые строения подобного рода появились в Ассирии, потом эту традицию перенял Древний Рим. Ну а уже после феодалы Европы - в основном Великобритании, Франции и Испании - начинают строительство своих замков. Нередко можно было увидеть такие строения и в Палестине, ведь тогда, в XII веке, в самом разгаре были Крестовые походы, соответственно, отвоеванные земли необходимо было удерживать и защищать посредством возведения особых сооружений.

Тенденция замкостроительства исчезает вместе с феодальной раздробленностью, когда европейские государства становятся централизованными. Действительно, теперь можно было не опасаться нападений соседа, покусившегося на чужое.

Особая, защитная, функциональность постепенно уступает место эстетической составляющей.

Внешнее описание

Перед тем как разобрать структурные элементы, представим, как выглядел в общем замок феодала в Первое, что бросалось в глаза, - это ров, опоясывающий всю территорию, на которой стояло монументальное сооружение. Далее шла стена с небольшими башенками для отражения врага.

В замок вел всего один вход - подъемный мост, далее - железная решетка. Над всеми прочими строениями возвышалась главная башня, или донжон. Во дворе за воротами также располагалась необходимая инфраструктура: мастерские, кузница и мельница.

Следует сказать, что место для строения выбиралось тщательно, это должна была быть возвышенность, холм или гора. Хорошо, если удавалось выбрать территорию, к которой хотя бы с одной стороны прилегал естественный водоем - река либо озеро. Многие отмечают, как похожи гнезда хищных птиц и замки (фото для примера ниже) - и те и другие славились своей неприступностью.

Холм для замка

Разберемся в структурных элементах сооружения более подробно. Холм для замка представлял собой возвышенность правильной формы. Как правило, поверхность была квадратной. Высота холма составляла в среднем от пяти до десяти метров, были сооружения и выше данной отметки.

Особое внимание уделялось породе, из которой делался плацдарм для замка. Как правило, использовалась глина, также в ход шел торф, известняковые породы. Брали материал изо рва, который копали вокруг возвышенности для большей защищенности.

Были популярны и настилы по склонам холма, выполненные из хвороста либо из досок. Здесь же располагалась лестница.

Ров

Чтобы на какое-то время замедлить наступление потенциального противника, а также сделать затруднительной транспортировку орудий осады, необходим был глубокий ров с водой, опоясывающий холм, на котором располагались замки. Фото показывает, как функционировала эта система.

Обязательно нужно было заполнить ров водой - это гарантировало, что противник не произведет подкоп на территорию замка. Вода чаще всего подавалась из естественного водоема, расположенного рядом. Ров необходимо было регулярно чистить от мусора, иначе он мелел и не мог полноценно выполнять свои защитные функции.

Также нередки были случаи, когда в дно монтировались бревна или колья, что мешало переправе. Для владельца замка, его семьи, подданных и гостей был предусмотрен перекидной мост, который вел непосредственно к воротам.

Ворота

Помимо своей прямой функции, ворота выполняли и ряд других. Замки феодалов имели весьма защищенный вход, который во время осады было не так-то просто захватить.

Ворота были снабжены специальной тяжеловесной решеткой, имеющей вид деревянного каркаса с толстыми железными прутьями. По необходимости она опускалась, чтобы задержать неприятеля.

Помимо охранников, стоящих у входа, с обеих сторон ворот на крепостной стене располагались две башни для лучшего обзора (район входа был так называемой «слепой зоной». Здесь располагались не только часовые, но и дежурили лучники.

Пожалуй, самой уязвимой частью ворот являлась калитка - острая необходимость в её охране возникала в темное время суток, ведь вход в замок на ночь закрывался. Таким образом, можно было отследить всех, кто посещает территорию в "неурочное" время.

Внутренний двор

Пройдя контроль охранников на входе, посетитель попадал во внутренний двор, где можно было наблюдать настоящую жизнь в замке феодала. Здесь находились все основные и кипела работа: тренировались воины, кузнецы ковали оружие, ремесленники изготавливали необходимые предметы быта, слуги выполняли свои обязанности. Также здесь находился колодец с питьевой водой.

Площадь внутреннего двора не была большой, что позволяло следить за всем, что происходит на территории владения сеньора.

Донжон

Элемент, который всегда бросается в глаза, когда смотришь на замок, - донжон. Это самая высокая башня, сердце любого жилища феодала. Располагался он в самом недоступном месте, а толщина его стен была таковой, что разрушить это строение было очень сложно. Эта башня обеспечивала возможность наблюдения за окрестностями и выполняла функции последнего убежища. Когда враги прорывались через все линии обороны, население замка укрывалось в донжоне и выдерживало длительную осаду. Вместе с тем донжон был не только оборонительным сооружением: здесь, на самом высоком уровне, проживал феодал и его семейство. Ниже - слуги и воины. Нередко внутри данного сооружения находился колодец.

Самый нижний этаж - огромный зал, где проходили пышные пиршества. За дубовым столом, который ломился от всевозможных яств, восседала дружина феодала и он сам.

Интересна внутренняя архитектура: между стенами были спрятаны винтовые лестницы, по которым можно было передвигаться между уровнями.

Причем каждый из этажей был независим от предыдущего и последующего. Это обеспечивало дополнительную безопасность.

В донжоне хранились запасы оружия, продовольствия и питья на случай осады. Продукты держали на самом высоком этаже, чтобы семья феодала была обеспечена и не голодала.

А теперь рассмотрим еще один вопрос: насколько замки феодалов были комфортны? К сожалению, это качество страдало. Анализируя рассказ о замке феодала, услышанный из уст очевидца (путешественника, посетившего одну из подобных достопрмечательностей), можно сделать вывод, что там было очень холодно. Сколь бы ни пытались слуги протопить помещение - ничего не получалось, уж слишком огромными были залы. Также отмечалось отсутствие уютного домашнего очага и однообразность как бы «нарезанных» комнат.

Стена

Чуть ли не самой важной частью замка, которым владел средневековый феодал, была крепостная стена. Она окружала холм, на котором стояло главное сооружение. К стенам выдвигались особые требования: внушительная высота (чтобы лестницы для осады было недостаточно) и прочность, ведь для штурма часто использовались не только человеческие ресурсы, но и специальные приспособления. Среднестатистические параметры таких сооружений: 12 м в высоту и 3 м в толщину. Впечатляет, не правда ли?

Венчали стену в каждом ее углу смотровые башни, в которых дежурили часовые и лучники. В районе замкового моста также были специальные места на стене, чтобы осажденные могли эффективно отражать атаку нападающих.

Кроме того, по всему периметру стены, по самому её верху, проходила галерея для солдат обороны.

Быт в замке

Как же протекала жизнь в средневековом замке? Вторым человеком после феодала был управляющий, который вел учет подвластных хозяину крестьян и ремесленников, трудившихся на территориях поместья. Этот человек учитывал, сколько продукции было произведено и принесено, какие суммы уплатили вассалы за пользование землей. Нередко работал управляющий в паре с писарем. Иногда для них предусматривалось отдельное помещение на территории замка.

Штат прислуги включал в себя непосредственных слуг, помогающих хозяину и хозяйке, имелся также повар с помощниками-поварятами, истопник - человек, отвечающий за обогрев помещения, кузнец и шорник. Количество слуг было прямо пропорционально величине замка и статусу феодала.

Большое помещение было достаточно тяжело отапливать. Каменные стены ночью сильно остывали, кроме того, они сильно впитывали влагу. Поэтому комнаты всегда были сырыми и холодными. Конечно, истопники старались изо всех сил поддерживать тепло, однако не всегда это удавалось. Особо зажиточные феодалы могли себе позволить отделку стен деревом или коврами, гобеленами. Чтобы сохранить как можно больше тепла, окошки делали маленькими.

Для отопления использовались известняковые печи, которые находились в кухне, откуда тепло рапространялось на близлежащие комнаты. С изобретением труб появилась возможность отапливать и другие комнаты замка. Особый комфорт феодалам создали кафельные печи. Особый материал (обожженная глина) позволял обогревать большие площади и лучше сохранял тепло.

Чем питались в замке

Интересен рацион питания жителей замка. Здесь социальное неравенство прослеживалось лучше всего. Большую часть меню составляли мясные блюда. Причем это были отборная говядина и свинина.

Не менее важное место на столе феодала занимали продукты земледелия: хлеб, вино, пиво, каша. Тенденция заключалась в следующем: чем знатнее феодал - тем светлее на его столе хлеб. Не секрет, что это зависит от качества муки. Процент зерновых продуктов был максимальным, а мясо, рыба, фрукты, ягоды и овощи являлись лишь приятным дополнением.

Особым отличием приготовления пищи в Средневековье было обильное использование приправ. И здесь знать могла позволить себе нечто большее, чем крестьянство. К примеру, африканские или дальневосточные специи, которые по стоимости (за небольшую емкость) не уступали крупному скоту.

Положение защитников осажденного замка было далеко не безнадежным. Суще-ствовало множество способов, которыми они могли отбросить нападающих. Боль-шинство замков располагалось в труднодоступных местах и было спроектировано так, чтобы выдержать длительную осаду. Их строили на вершине крутого холма либо окру-жали рвом или траншеей. В замке всегда были внушительные запасы оружия, воды и пищи, а стража знала, как вести оборону. Впрочем, чтобы пережить осаду, нужен был прирожденный лидер, сведущий в ратном искусстве, оборонительной тактике и во-енных хитростях.

Зубчатый парапет Стража непрерывно наблюдала за окрестностями из-за зубчатого парапета, за которым поверх стен замка проходила дорожка. Средства обороны Если защитники заранее узнавали о при-ближении нападающих, они готовились обороняться, запасаясь провизией и предо-ставляя убежище окрестным жителям. Села и поля вокруг часто сжигали, чтобы осаждаю-щим ничего не досталось. Замки были спроек-тированы по высочайшим техническим стан-дартам тех времен. Деревянные замки легко загорались, поэтому их стали строить из кам-ня. Каменные стены выдерживали снаряды осадных орудий, а рвы предотвращали попыт-ки врага прорыть туннель в крепость. Сверху на стенах делали деревянные дорожки - с них защитники забрасывали атакующих камнями. Позже их заменили каменные зубча-тые парапеты. Распространение пушек внесло радикальные изменения в конструкцию зам-ков и методы ведения войны. Бойницы Защитники могли без опаски стрелять по противнику из бойниц и из-за зубчатого пара-пета на стенах замка. Для удобства лучников и мушкетеров бойницы расширялись во-внутрь. Это также позволяло увеличить сек-тор обстрела. А вот противнику было трудно попасть в узкую бойницу, хотя встречались меткие стрелки, которых готовили специаль-но для этой цели.

Бойницы Существовали разные типы бойниц: прямые, в форме креста и даже ключа. Все ради защиты 1 Слабым местом всякого замка были ворота. Сначала врагу нужно было пройти разводной мост, а затем ворота и опускную решетку. Но и тут в запасе у защитников было несколько сюрпризов. 2 Отверстия в деревянном полу позволяли защитникам бросать камни вниз, на головы осаждающих, сыпать на них горячий песок и лить гашеную известь, кипящую воду или масло. 3 Защитники рыли оборонительный туннель. 4 Стрелы и другие снаряды лучше отскакивали от закругленных стен. 5 Зубчатый парапет. 6 Нападающих часто ранили отскакивавшие от стен камни. 7 По противнику стреляли из бойниц. 8 Солдаты, защищающие замок, отталкивали лестницы нападающих длинными жердями. 9 Защитники пытались обезвредить стенобитный таран, спуская на веревках тюфяки или пытаясь поймать конец тарана крюком и дернуть его вверх. 10 Тушение пожара в стенах замка.

Биться до смерти? Если, несмотря на все возможные способы, за-щитники не могли убедить нападающих отсту-пить или сдаться, они должны были продер-жаться, пока кто-нибудь не придет им на выручку. Если же помощь не приходила, было только два выхода: биться до смерти или сда-ваться. Первое означало, что пощады не будет. Второе - что замок будет потерян, но людей в нем могут пощадить. Иногда осаждающие да-вали защитникам возможность выйти невреди-мыми, чтобы получить из их рук ключи от замка. Подземная Война Если осаждающим удавалось прорыть тун-нель под стенами, это могло решить судьбу замка. Поэтому было жизненно важно вовре-мя заметить намерения нападающих это сде-лать. На землю ставили лохань с водой или барабан с насыпанными на кожу горошина-ми, и если по воде шла рябь, а горох подска-кивал, было ясно, что под землей ведутся ра-боты. Стремясь отвратить опасность, защит-ники рыли оборонительный туннель, чтобы остановить нападающих, и начиналась насто-ящая подземная война. Победителем стано-вился тот, кому первому удавалось выкурить противника из туннеля дымом или, после распространения пороха, - взорвать тун-нель.

Замки феодалів досі привертають захоплені погляди. Важко повірити, що в цих деколи казкових спорудах протікало життя: люди організовували побут, виховували дітей, дбали про підданих. Багато замки феодалів Середньовіччя охороняються державами, в яких знаходяться, адже облаштування та архітектура їх унікальні. Однак у всіх цих споруд є ряд спільних рис, адже функції їх були однакові і виходили з способу життя та державної сутності феодала.

Феодали: хто вони такі

Перш ніж говорити про те, як виглядав замок феодала, розглянемо, що це був за клас в середньовічному суспільстві. Європейські держави були тоді монархіями, проте король, що стоїть біля вершини влади, мало що вирішував. Влада зосереджувалася в руках так званих сеньйорів - вони-то і були феодалами. Причому всередині даної системи також існувала ієрархія, так звана феодальна драбина. На нижньому її ярусі стояли лицарі. Феодали, що знаходяться на щабель вище, називалися васалами, причому відносини васал - сеньйор зберігалися виключно для довколишніх рівнів сходів.

У кожного сеньйора була власна територія, на якій і знаходився замок феодала, опис якого ми обов"язково наведемо нижче. Також тут жили підлеглі (васали) і селяни. Таким чином, це було своєрідне держава в державі. Саме тому в середньовічній Європі склалася ситуація, звана феодальною роздробленістю, що вельми послаблювало країни.

Відносини між феодалами не завжди були добросусідськими, непоодинокими були випадки ворожнечі між ними, спроби завоювання територій. Володіння феодала повинно було бути добре укріпленим і захищеним від нападу. Власне функції його розглянемо в наступній частині.

Основні функції замку

Саме визначення «замок» має на увазі архітектурна споруда, яка поєднує в собі господарську та оборонну завдання.

Виходячи з цього, замок феодала в Середньовіччя виконував наступні функції:

1. Військову. Спорудження не просто повинно було захищати мешканців (самого господаря і його сім"ю), але також і слуг, товаришів по службі, васалів. Крім того, саме тут дислокувався штаб військових операцій.

2. Адміністративну. Замки феодалів були своєрідними центрами, звідки здійснювалося керівництво землями.

3. Політичну. Державні питання також вирішувалися у володіннях сеньйора, звідси віддавалися доручення управлінцям на місцях.

4. Культурну. Атмосфера, що панує в замку, дозволяла підданим скласти уявлення про останні віяння моди - будь то одяг, напряму в мистецтві або музика. У цьому питанні васали завжди орієнтувалися на свого сеньйора.

5. Господарську. Замок був центром для селян і ремісників. Це стосувалося і адміністративних питань, і торгівлі.

Неправильним буде порівнювати замок феодала, опис якого наведемо в даній статті, і фортеця. Існують між ними принципові відмінності. Фортеці покликані були захищати не тільки господаря території, а й усіх мешканців без винятку, тоді як замок був фортифікаційною спорудою виключно для феодала, що живе в ньому, його сім"ї та самих ближніх васалів.

Фортеця - це зміцнення деякої ділянки землі, а замок - це захисне будова з розвиненою інфраструктурою, де кожен елемент виконує певну функцію.

Прототипи феодальних замків

Перші будови подібного роду з"явилися в Ассирії, потім цю традицію запозичив Стародавній Рим. Ну а вже після феодали Європи - в основному Великобританії, Франції та Іспанії - починають будівництво своїх замків. Нерідко можна було побачити такі будови і в Палестині, адже тоді, в XII столітті, в самому розпалі були Хрестові походи, відповідно, відвойовані землі необхідно було утримувати і захищати за допомогою зведення особливих споруд.

Тенденція замкостроітельства зникає разом з феодальною роздробленістю, коли європейські держави стають централізованими. Дійсно, тепер можна було не побоюватися нападів сусіда, спокусившись на чуже.

Особлива, захисна, функціональність поступово поступається місцем естетичної складової.

Зовнішнє опис

Перед тим як розібрати структурні елементи, уявімо, як виглядав в загальному замок феодала в Середні століття. Перше, що впадало в очі, - це рів, оперізуючий всю територію, на якій стояло монументальна споруда. Далі йшла стіна з невеликими башточками для відбиття ворога.

У замок вів всього один вхід - підйомний міст, далі - залізна решітка. Над усіма іншими будовами височіла головна вежа, або донжон. У дворі за воротами також розташовувалася необхідна інфраструктура: майстерні, кузня і млин.

Слід сказати, що місце для будови вибиралося ретельно, це повинна була бути височина, пагорб або гора. Добре, якщо вдавалося вибрати територію, до якої хоча б з одного боку прилягав природна водойма - річка або озеро. Багато хто відзначає, як схожі гнізда хижих птахів і замки (фото для прикладу нижче) - і ті й інші славилися своєю неприступністю.

Пагорб для замку

Розберемося в структурних елементах споруди більш докладно. Пагорб для замку являв собою височина правильної форми. Як правило, поверхня була квадратної. Висота пагорба становила в середньому від п"яти до десяти метрів, були споруди і вище даної позначки.

Особлива увага приділялася породі, з якої робився плацдарм для замку. Як правило, використовувалася глина, також в хід йшов торф, вапнякові породи. Брали матеріал із ями, який копали навколо височини для більшої захищеності.

Були популярні і настили по схилах пагорба, виконані з хмизу або з дощок. Тут же розташовувалася сходи.

Рів

Щоб на якийсь час уповільнити настання потенційного противника, а також зробити скрутній транспортування знарядь облоги, необхідний був глибокий рів з водою, оперізуючий пагорб, на якому розташовувалися замки. Фото показує, як функціонувала ця система.

Обов"язково потрібно було заповнити рів водою - це гарантувало, що супротивник не справить підкоп на територію замку. Вода найчастіше подавалася з природної водойми, розташованої поруч. Рів необхідно було регулярно чистити від сміття, інакше він мілів і не міг повноцінно виконувати свої захисні функції.

Також непоодинокими були випадки, коли в дно монтувалися колоди або кілки, що заважало переправі. Для власника замку, його сім"ї, підданих і гостей був передбачений перекидний міст, який вів безпосередньо до воріт.

Ворота

Крім своєї прямої функції, ворота виконували і ряд інших. Замки феодалів мали вельми захищений вхід, який під час облоги було не так-то просто захопити.

Ворота були забезпечені спеціальною великовагової гратами, що має вид дерев"яного каркаса з товстими залізними прутами. За необхідності вона опускалася, щоб затримати ворога.

Крім охоронців, що стоять біля входу, обабіч воріт на кріпосної стіни розташовувалися дві башти для кращого огляду (район входу був так званої «сліпий зоною». Тут розташовувалися не тільки вартові, але й чергували лучники.

Мабуть, найбільш вразливою частиною воріт була хвіртка - гостра необхідність у її охороні виникала в темний час доби, адже вхід в замок на ніч закривався. Таким чином, можна було відстежити всіх, хто відвідує територію в "позаурочний" час.

Внутрішній двір

Пройшовши контроль охоронців на вході, відвідувач потрапляв у внутрішній двір, де можна було спостерігати справжнє життя в замку феодала. Тут знаходилися всі основні господарські споруди і кипіла робота: тренувалися воїни, ковалі кували зброю, ремісники виготовляли необхідні предмети побуту, слуги виконували свої обов"язки. Також тут знаходився колодязь з питною водою.

Площа внутрішнього двору не була великою, що дозволяло стежити за всім, що відбувається на території володіння сеньйора.

Донжон

Елемент, який завжди кидається в очі, коли дивишся на замок, - донжон. Це найвища вежа, серце будь-якого житла феодала. Розташовувався він у самому недоступному місці, а товщина його стін була такою, що зруйнувати це будова було дуже складно. Ця вежа забезпечувала можливість спостереження за околицями і виконувала функції останнього притулку. Коли вороги проривалися через всі лінії оборони, населення замку ховалося в донжоне і витримувало тривалу облогу. Разом з тим донжон був не тільки оборонною спорудою: тут, на найвищому рівні, проживав феодал і його сімейство. Нижче - слуги і воїни. Нерідко всередині даної споруди знаходився колодязь.

Самий нижній поверх - величезний зал, де проходили пишні бенкети. За дубовим столом, який ломився від всіляких страв, сиділа дружина феодала і він сам.

Цікава внутрішня архітектура: між стінами були заховані гвинтові сходи, по яких можна було пересуватися між рівнями. Причому кожен із поверхів був незалежний від попереднього і наступного. Це забезпечувало додаткову безпеку.

У донжоне зберігалися запаси зброї, продовольства і пиття на випадок облоги. Продукти тримали на найвищому поверсі, щоб сім"я феодала була забезпечена і не голодувала.

А тепер розглянемо ще одне питання: наскільки замки феодалів були комфортні? На жаль, це якість страждало. Аналізуючи розповідь про замок феодала, почутий з вуст очевидця (мандрівника, який відвідав одну з подібних достопрмечательностей), можна зробити висновок, що там було дуже холодно. Наскільки б не намагалися слуги протопити приміщення - нічого не виходило, аж надто величезними були зали. Також зазначалося відсутність затишної домівки і одноманітність як би «нарізаних» кімнат.

Стіна

Мало не найважливішою частиною замку, яким володів середньовічний феодал, була кріпосна стіна. Вона оточувала пагорб, на якому стояло головна споруда. До стін висувалися особливі вимоги: значна висота (щоб сходи для облоги було недостатньо) і міцність, адже для штурму часто використовувалися не тільки людські ресурси, а й спеціальні пристосування. Середньостатистичні параметри таких споруд: 12 м у висоту і 3 м в товщину. Вражає, чи не так?

Вінчали стіну в кожному її кутку оглядові башти, в яких чергували вартові і лучники. У районі замкового мосту також були спеціальні місця на стіні, щоб обложені могли ефективно відбивати атаку нападників.

Крім того, по всьому периметру стіни, по самому її верху, проходила галерея для солдатів оборони.

Побут в замку

Як же протікало життя в середньовічному замку? Другою людиною після феодала був керуючий, який вів облік підвладних господареві селян і ремісників, які працювали на територіях маєтку. Ця людина враховував, скільки продукції було вироблено і принесено, які суми сплатили васали за користування землею. Нерідко працював керуючий в парі з писарем. Іноді для них передбачалося окреме приміщення на території замку.

Штат прислуги включав в себе безпосередніх слуг, що допомагають господареві та господині, мався також кухар з помічниками-кухарчуками, опалювач - людина, що відповідає за обігрів приміщення, коваль і шорник. Кількість слуг було прямо пропорційно величині замку і статусу феодала.

Велике приміщення було досить важко опалювати. Кам"яні стіни вночі сильно холоднішими, крім того, вони сильно вбирали вологу. Тому кімнати завжди були сирими і холодними. Звичайно, грубники старалися щосили підтримувати тепло, проте не завжди це вдавалося. Особливо заможні феодали могли собі дозволити обробку стін деревом або килимами, гобеленами. Щоб зберегти якомога більше тепла, віконця робили маленькими.

Для опалення використовувалися вапнякові печі, які перебували в кухні, звідки тепло рапространяется на прилеглі кімнати. З винаходом труб з"явилася можливість опалювати та інші кімнати замку. Особливий комфорт феодалам створили кахельні печі. Особливий матеріал (обпалена глина) дозволяв обігрівати великі площі і краще зберігав тепло.

Чим харчувалися в замку

Цікавий раціон харчування жителів замку. Тут соціальна нерівність простежувалося найкраще. Більшу частину меню становили м"ясні страви. Причому це були добірна яловичина і свинина.

Не менш важливе місце на столі феодала займали продукти землеробства: хліб, вино, пиво, каша. Тенденція полягала в наступному: чим поважніший феодал - тим світліше на його столі хліб. Не секрет, що це залежить від якості борошна. Відсоток зернових продуктів був максимальним, а м"ясо, риба, фрукти, ягоди та овочі були лише приємним доповненням.

Особливою відзнакою приготування їжі в Середньовіччі було рясне використання приправ. І тут знать могла дозволити собі щось більше, ніж селянство. Приміром, африканські або далекосхідні спеції, які за вартістю (за невелику ємність) не поступалися крупному худобі.

  • Зміст балету "Раймонда": творці, зміст каждоя акту
  • Що таке васали і як вони з"явилися
  • Республіка Ірландія: пам"ятки, історія, фото

В конце IX в. в Европе начинается строительство феодальных замков. Их возво-дили не только богатые сеньоры, но и феодалы средней руки. Массовое сооружение замков было предопределено постоянными вторжениями врагов.

Обычно замок строился на холме или на высоком берегу, откуда хорошо просматривались подступы к нему. Сначала это было очень простое сооружение: де-ревянная двухэтажная башня, которая называлась донжон . На верхнем этаже жил сам феодал с семьей. Внизу проживала военная дружина и прислуга, а также раз-мещались хозяйственные помещения, кухня, амбар с продуктами и оружейный склад. В случае осады деревянную башню обшивали извне кожами животных, что-бы уберечь её от пожара.

Вокруг замка насыпали вал, укрепляли его частоколом с деревянными башнями. Перед валом был глубокий ров, наполненный водой. Через ров на цепях перебрасывали мост, который вёл к одной из башен частокола с тяжелыми дубовыми ворота-ми, окованными железом. В случае угрозы мост поднимали, и попасть в замок было практически невозможно. В нескольких шагах от ворот в направлении внутреннего двора были подъёмные решетки. Если даже кто-то успевал проскочить за ворота, решетка опускалась, и люди оказывались в ловушке.

Крепость Нове Грады в Чехии. XIII в. Современное фото

В XI в. замки стали строить из камня и ещё больше укреплять. Вокруг замка возводили два или даже три ряда высоких и мощных стен с угловыми башнями. В стенах делали бойницы — узкие отверстия для стрельбы из лука. Деревянный донжон заменили каменным. Его темные, холодные и влажные подземелья использова-ли не только для хозяйственных потребностей, но и как тюрьму для преступников, пленных и осуждённых. Во внутреннем дворе замка были также конюшни для бое-вых коней и стойла для скота. Воду брали из колодца, выкопанного там же. Под стенами замка селился про-стой люд, чтобы в случае необходимости найти в нем убежище от врага.

Осада замка. Миниатюра. XIV ст.

Хорошо укреплённый замок, имея достаточно при-пасов и питьевой воды, мог легко выдержать длитель-ную осаду. Для штурма замков применялись осадные механизмы — тараны и передвижные башни. Нередко в подземелье донжона прокладывали потайной ход, что вёл за пределы замка. Так феодал мог послать гонца с просьбой о помощи, либо же спастись самому, если за-мок брали приступом.

Однако замок был не только военным укреплением. Он был также и резиденцией сеньора, местом его по-стоянного проживания. Поэтому на протяжении веков замки становились все более комфортными, уютными. Они превратились в комплекс зданий: зал для приёмов, супружеская спальня феодалов, комнаты разного на-значения, кухни, подвалы и хранилища для продуктов, часовня и т. п. Но донжон всегда был объектом особен-ных забот. Он возвышался на фоне зданий и ландшафта, демонстрируя силу и могущество сеньора. Его изображали на гербах, сводах замка или часовни, на флагах и печатях феодала.

Осадный механизм - петрария. 1240 г.

В замке, кроме семьи сеньора, обитало много слуг и подчинённых: наследники вассалов, обучавшиеся военному искусству, рыцари, экономы, охрана. Материал с сайта

Когда не было войны, и феодал находился дома, он в своих владениях мог охо-титься, ловить рыбу, фехтовать, сражаться на копьях, играть в шахматы, наблюдать за выступлениями жонглеров или боем медведей, принимать гостей, общаться с дамами, устраивать торжественные собрания вассалов и др. Однако и это не всегда удерживало феодалов дома. При первой возможности они отправлялись ко двору короля или в далекие странствия. Но свою землю не забывали и гордо добавляли к своему имени название замка.

X III в. Хронист Ламбер д’Арду о сооружении и обустройстве каменного донжона

Бодуэн, граф Гинес, построил в Гинесе на холме круглый дом из тесаного камня. Он был таким высоким, будто упирался в небо. Бодуэн предусмотрел, что верхняя часть будет как плоская терраса с кровлей на стропилах... В этом доме у него были комнаты для торжественных приёмов, жилые комнаты, комнаты для уединения, коридоры, которые делали дом похожим на лабиринт Дедала. Дальше за пределами дома он по-строил часовню с каменными стенами и деревянными стропилами. Построил также каменную стену вдоль внешнего оборонного замкового пояса. У входа он построил башни с метательными устройствами, чтобы отбивать нападения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: