Загадки китеж-града, скрывшегося под водой озера светлояр. Легенды и мистика озера светлояр Невидимый древний город на дне озера светлояр

Это небольшое озеро находится на территории Нижегородской области, в междуречье Керженца и Ветлуги, левых притоков Волги. Именно с ним связана легенда о граде Китеже, ушедшем на дно, чтобы не достаться врагам. Озеро Светлояр обладает уникальными свойствами: набранная из него вода годами сохраняет свежесть, а на берегах встречаются растения, которых в этой местности больше нет. Сюда регулярно прибывают паломники - и каждый год здесь происходят случаи чудесного исцеления.
Всё началось с метеорита
Длина водоёма - 470, а ширина - 350 метров, он имеет форму овала. Его название восходит к исконно русским словам «светлый» (кстати, оно также имело значение «чистый», «праведный») и «яр», обозначающему не только обрыв, глубину, но и место, имеющее отношение к славянскому богу солнца Яриле.
Вопрос о происхождении озера до недавнего времени оставался открытым. В XIX веке высказывалось предположение о карстовом происхождении озера (то есть его образовании в результате провала горной породы под воздействием климатических условий). Доказательством служило сходство со многими карстовыми водоёмами: они обычно тоже невелики, часто имеют правильную форму и большую глубину, вода в них иногда может исчезать и появляться снова - именно это, согласно легендам, происходило со Светлояром.
Но проведённые в середине XX века геологоразведочные работы показали, что на дне озера нет следов карстовых процессов. Было высказано мнение о ледниковом происхождении водоёма.
В конце 1960-х годов участники экспедиции «Литературной газеты» обследовали Светлояр и установили, что озеро состоит из трёх террас разной глубины - первая, самая глубоководная, по их мнению, возникла примерно 1500 лет назад, средняя, расположенная выше, - 800 лет назад, верхняя - около 400 лет назад. Таким образом, озеро образовалось в несколько этапов.
И только исследования, проведённые в 2009 году, показали, что начальный водоём имеет метеоритное происхождение и стал результатом падения небесного тела. Также были существенно скорректированы даты его образования. Первоначальная впадина появилась примерно три тысячи лет назад. Второе опускание произошло около 1000 лет назад, а третье и последнее - в XII-XIII веках.
Легенда о пропавшем городе
Согласно народным поверьям, где-то рядом с озером родился Китоврас - мифическое существо, крылатый получеловек-полуконь (истории о нём записаны в сборнике Кирилло-Белозерского монастыря и некоторых других старинных церковных книгах). Он помогал славянам возводить города и храмы - и именно в честь него это место было названо Китеж и считалось священным для проживающего здесь племени берендеев.
После прихода христианства на месте языческих возникли православные храмы. Владимирский князь Юрий (канонизированный в 1645 году под именем Георгий) Всеволодович, третий сын Всеволода Большое Гнездо, построил на берегу озера (по другим письменным свидетельствам - на острове в центре водоёма) белокаменный город Большой Китеж с шестью храмами, имеющими золотые купола. Новый град был возведён недалеко от Малого Китежа (ныне Городец), который основал дед Юрия Всеволодовича Юрий Долгорукий.
В 1238 году войско хана Батыя вторглось во Владимиро-Суздальское княжество, взяв среди прочих городов и Малый Китеж. Князь Юрий Всеволодович с дружиной укрылись в Большом Китеже, путь к которому лежал через непроходимые болота. Дорогу врагам показал пленник Гришка Кутерьма, не выдержавший пыток.
Но когда воины Батыя подошли к Большому Китежу, город вдруг ушёл под воду. Согласно некоторым легендам, это произошло только на какое-то время - и когда враги ушли ни с чем, воды расступились, и город появился снова. Но концовка других сказаний менее оптимистична: вода сомкнулась над Большим Китежем навсегда.
Местные жители утверждают, что именно с этих времён в воде озера иногда можно разглядеть золотые купола храмов древнего города. Кроме того, откуда-то из глубины нередко доносится звон колоколов, а на берегу не раз замечали призрачных людей в старинных одеждах.
Отчего испугались черемисы?
Но насколько сказания о древнем граде могут соотноситься с реальными событиями? Впервые татаро-монголы вторглись на Русь в 1237-1240 годах - и по времени это совпадало с периодом, когда произошло последнее опускание озера Светлояр. В старообрядческих книгах легенда о Китеже записана по-другому: князь спрятал в озере священную церковную утварь, а сам был убит в бою с врагами. Там же сказано, что город не погиб, а стал невидимым и открывается только праведникам, которые могут прийти к нему путём, названным Батыевой тропой.
Эта легенда нашла отражение во многих художественных произведениях - опере композитора Николая Римского-Корсакова, картинах художников Константина Коровина, Аполлинария Васнецова, Николая Рериха, стихах и прозе Максимилиана Волошина, Анны Ахматовой, Михаила Пришвина и многих других.
Большинство историков сходятся во мнении, что провал под воду имевшегося здесь поселения вполне мог произойти. Правда, обследовавшие дно водолазы никаких строений не обнаружили. Но этому, как и тому факту, что дно и берега озёр метеоритного происхождения обычно не проваливаются, можно найти логичное объяснение.
Почти весь европейских центр России лежит на огромных тектонических плитах. Но, как выяснили геологи, в районе озера Светлояр находится разлом между такими плитами - таким образом, провал здесь действительно может возникнуть стремительно и достигать очень большой глубины.
Косвенно это предположение подтверждают события 1903 года. Тогда жители деревни Шары, расположенной недалеко от Светлояра, были сильно напуганы грохотом, доносившимся из-под земли. Позже обитавшие в деревне черемисы обнаружили в соседнем лесу огромный провал, такой глубокий, что даже самые высокие деревья пропали в нём без следа. То есть для данного места неожиданный и стремительный уход части поверхности на большую глубину может быть следствием движения тектонических плит и происходить неоднократно.
Хлеб превратился в камень
Специалисты по аномальным явлениям считают, что подобные зоны обладают высокой природной энергетикой. Именно поэтому здесь встречаются многие явления, которые кажутся таинственными и необъяснимыми.
К примеру, перед восходом или после заката солнца на озере часто появляются миражи, а в небе можно наблюдать огромные светящиеся кресты - в 1996 году один из них видела и документально охарактеризовала сотрудница местного краеведческого музея. К такого же рода явлениям относится и уже упоминавшийся колокольный звон, исходящий из-под воды.
Исследователи отмечают, что в этих местах нередко пропадают люди - некоторые исчезают навсегда, другие после возвращения ничего не помнят.
Несколько лет назад сюда для сбора грибов приехал житель Нижнего Новгорода. Мужчина пропал, его долго искали. Через неделю он вернулся из лесу живым и здоровым, рассказав, что был в невидимом граде Китеже, где его хорошо встретили. В качестве доказательства мужчина показал кусок хлеба, которым его угостили, - и этот хлеб на глазах у собеседников превратился в камень.
Местные краеведы утверждают, что в здешнем музее до революции 1917 года хранилось письмо на древнерусском языке, где сын сообщал своему отцу, что находится в Китеже, и просил о нём не беспокоиться. Во время революционного переворота письмо исчезло.
Жители окрестных деревень рассказывают, что к ним иногда приходят люди в старинных одеждах и покупают хлеб или бублики, за которые платят древними медными монетами. Уфологи рассматривали эти деньги - они действительного относятся к временам существования легендарного города. Неужели он переместился в находящийся рядом параллельный мир?
Захоронения гигантов
Озеро Светлояр также славится тем, что его вода лечит от многих болезней, снимает порчу и продлевает жизнь. Чтобы всё это произошло, согласно ещё одной легенде, страждущий должен опуститься на колени и в таком положении обойти водоём три раза по часовой стрелке, после чего можно умываться целебной водой или пить её. На первый взгляд, подобные действия имеют мало общего с привычной для нас лечебной практикой, но отзывы сотен людей, избавившихся от болезней, говорят об обратном.
Известно, что во время Великой Отечественной войны несколько женщин совершили такой обряд, молясь за то, чтобы с их супругами не случилось беды, - и все мужчины возвратились домой невредимыми.
Ещё одна загадка озера - расположенный в пяти километрах от него источник, вода которого обладает такими же свойствами. Может быть, родник через подземные пласты как-то соединён со Светлояром? Доказать это пока не удалось.
По легенде, когда князь Юрий Всеволодович уходил от погони в Большой Китеж, его лошадь оступилась - и из-под копыт неожиданно забил фонтан воды. Отряд преследователей посчитал это плохим знаком и повернул назад.
Рядом с источником находятся три древних захоронения, размеры которых намного больше традиционных христианских могил. Некоторые исследователи предполагают, что здесь погребены люди-гиганты, которые тысячи лет назад жили в этих местах. Вскрытие могил пока не проводилось - против него активно возражают те, кто считает, что из-за этого целебная вода источника может потерять свою силу.
Местные жители говорят, что познать тайны озера никому не суждено. В его чудеса надо просто верить.

Вряд ли любое другое озеро России имеет большее значение для сакральной истории нашей страны, чем озеро Светлояр. Именно на его месте по преданию когда-то находился священный город славян, во время татаро-монгольского нашествия растворившийся в воздухе.

История легенды

Согласно официальным данным озеро Светлояр расположенное около села Владимирское в бассейне реки Люнды имеет площадь 12 гектаров, длину 210 метров при ширине 175 метров и включено в перечень озер России, имеющих «большое эстетическое значение». Действительно, с воздуха озеро выглядит идеально ровным кругом, чьи берега будто очерчены циркулем. Считается, что стоит праведнику подойти к берегам озера, как на него опускается плотный туман. В его молочных клубах перед человеком является небесный град Китеж. Из главных ворот города выходит старец, приглашая войти в него и остаться там навсегда. Таковы местные предания. Многие искренне верующие люди, рассказывали, что посещая озеро, слышали, доносящиеся со дна звуки колоколов церквей чудесного града. Впервые о граде Китеже стало известно из древней летописи «Китежский летописец». Как утверждает предание в XIII веке орды Батыя подошли к Нижнему Новгороду. Состоялась битва с войсками князя Юрия Всеволодовича, поблизости от современного горда Городец. Бой был проигран, а князь лесными тропами с охраной ушел в тайный град Китеж, в котором хранились древние сакральные знания славян. Согласно легенде город населяли мудрецы и чародеи, хранившие древние книги с многовековой мудростью. Но, добраться до города князь не успел, предатель выдал тайную тропу. Юрий Всеволодович был убит татарами и враги вышли к граду Китежу.

Чудо

Когда татары обступили город, то по легенде жившие в нем мудрецы и чародеи произнесли древнее заклинание. Город растворился в воздухе, а на его месте образовалось идеально круглое озеро. Согласно другому преданию, жители Китежа вознесли молитву Богородице о спасении. Она сошла с неба, коснувшись одной ногой камня у главных ворот града, и накинула на него прозрачное небесное покрывало. В этот момент город пропал. На его месте образовался провал почвы, быстро наполнившийся водой. Идущей из глубин земли.

Поиски Китеж града

Не удивительно, что достоверность древней легенды неоднократно пытались проверить многочисленные исследователи и ученые. В XIX веке на озеро приезжали студенты Казанского училища, положив начало натурным поискам удивительного города. Правда, ничего заслуживающего внимания они не обнаружили, поскольку берега озера были буквально наводнены многочисленными паломниками, мешавшие исследованиям. В ходе более поздних экспедиций В.В. Докучаева выяснилось, что озеро имеет карстовое происхождение. Этот факт говорил в пользу того, что на его дне, действительно, может существовать провалившийся город либо монастырь. Тем более что при сравнительно не больших размерах, озеро невероятно глубокое – 29,2 метра. Причем не исключено, что водоем имеет фальшивое дно и на самом деле еще глубже. Экспедиция журнала «Смена», проводившаяся в советские годы установила, что «котловина озера лежит в узле пересечения глубинных разломов земной коры, что и привело к опусканию пород и образованию на этом месте озера. Косвенной причиной этого процесса, могло послужить землетрясение в 1596 году, которое отмечалось в Нижнем Новгороде». Несколько лет подряд исследования озера проводили участники экспедиции, организованной «Литературной газетой».

Светлояр встречает чудесами

Для того, чтобы проверить достоверность легенд витающих над водами озера, автор материала в 2003 году лично отправился в экспедицию со съемочной группой телекомпании «Грань». Самое удивительное, что практически все чудеса приписываемые озеру подтвердились. Когда члены экспедиции, оставив машину на трассе, шли через пролесок к озеру, прозвучало несколько ударов в колокол. Звон напоминал «корабельные склянки». Тем не менее, когда члены съемочной группы вышли на берег Светлояра, то никаких колоколов, которые могли бы звонить, обнаружено не было. Церковь, стоявшая на берегу озера, оказалась заперта на замок и ее колокола звонить явно не могли. Рядом с храмом на высоком берегу находился крупный валун. На его поверхности отпечатался след босой ступни женской ноги. Как будто некая девушка погрузила свою ножку в мягкий, как пластилин камень. Получалось, что легенда о спускавшейся с неба Богородице для спасения города от татар и наступившей на камень, была правдой. Примечательно, что вокруг озера оказались, проложены мостки, по которым на коленях передвигалось несколько пожилых людей.

По преданию, у каждого кто трижды проползет вокруг озера на коленях, сбудется самое сокровенное желание. Самое интересное, что члены экспедиции, решив проверить эти слова на практике, убедились в их достоверности, желания у всех членов съемочной группы, действительно, осуществились. Но, главное чудо произошло на рассвете. Едва солнце озарило лагерь, как в его лучах показался мираж купола храма. Когда участники экспедиции, попытались запечатлеть его на фото и кинокамеры, вся электронная аппаратура перестала работать. Сделать снимок получилось лишь на старенькую пленочную фотокамеру. На снимке отобразились лучи солнца, собранные в конусовидный купол над водами озера. Когда экспедиция покидала озеро, загадочные «корабельные склянки» прозвучали снова. Как ни странно, но на озере Светлояр, действительно, происходят чудеса, автор материала может это подтвердить лично!

Первое письменное упоминание о древнем городе Китеже было в Китежской летописи, которую в 1780-х годах написали старообрядцы .

Согласно этой летописи, город Малый Китеж в начале XIII века основал князь Георгий Всеволодович, на берегу Волги, в Воскресенском районе Нижегородской области. Затем он обнаружил красивое место вверх по течению, на берегу озера Светлояр. Там князь решил построить город Большой Китеж. Его основали как монастырский город. Все считали этот город святым.

«Великий князь сделал красивый город, построил его в форме круга с церквями, монастырями и боярскими дворцами. Затем он окружил его траншеей и воздвиг стены с бойницами», - написали Адель Баркер и Брюс Грант в книге The Russia Reader: History, Culture, Politics .

Озеро Светлояр в Воскресенском районе. Фото: Public Domain

Разрушение Китежа

В 1238 году Северо-Восточную Россию захватили монголы под началом хана Батыя . Осадив город Владимир и окрестные города, хан узнал о могущественном городе Китеже и преисполнился решимости его захватить.

Сначала монголы пришли к Малому Китежу. Великий князь Георгий выехал им навстречу и вступил в битву с ними. Но в конце концов вынужден был бежать в направлении Большого Китежа, местонахождение которого оставалось для монголов неизвестным.

Монголы под стенами Владимира. Фото: Public Domain

Батый пришёл в бешенство и приказал пытать пленников, пока те не выдадут местоположение Большого Китежа. Пленники не выдали тайну своего святого града, потому что, по их убеждению, это навлекло бы на них самих и их потомков вечное проклятие. Однако один из пленников по имени Кутерьма не выдержал пыток и раскрыл секретные пути к озеру Светлояр.

Описания дальнейших событий в летописи расплывчаты и неоднозначны. «Единственное, что известно, что Великий князь сумел спрятать церковную утварь в озере, после чего пал в бою. По воле Бога сам город стал невидимым; на его месте были видны вода и лес», - рассказывают Баркер и Грант.

«Невидимый град Китеж». Картина Константина Горбатова (1876-1945 гг.). Фото: Public Domain

Легенды о невидимом городе

Непонятно, что именно случилось с Китежем, но многие столетия о его таинственном исчезновении рассказывали в легендах и фольклоре.

Согласно одной популярной сказке, весь город погрузился в озеро по воле Божией, чтобы не дать его сокровищам попасть в руки монголов. Из-за этого озеро Светлояр иногда называют Русской Атлантидой. Легенда гласит, что армия Золотой Орды в смятении наблюдала, как город погрузился в озеро. Последнее, что они видели, был белый сверкающий купол собора с крестом.

А вот на самом деле исчезновение города, возможно, не было таким замечательным. Некоторые археологи предположили, что город мог пострадать от оползня, из-за чего и провалился в озеро.

Согласно народным сказкам, город Китеж виден только тем, кто чист душой и сердцем. Те, кто верит в эти легенды, часто рассказывают, что слышат доносящиеся из озера звуки церковных колоколов, видят огни или даже очертания зданий под поверхностью воды.

В прошлые времена паломники посещали озеро в надежде услышать колокола. Они ходили туда, чтобы помолиться, и оставляли приношения для обитателей города.

Также говорят, что во время Второй мировой войны женщины ходили на озеро молиться за своих сыновей.

В поисках русской Атлантиды

В 2011 году была осуществлена археологическая экспедиция в посёлок Ветлужский с целью поисков археологических остатков в районе озера Светлояр. Раскопки выявили следы древнего поселения, а также фрагменты традиционной русской керамики.

Учёные планируют продолжить свои изыскания. По их оценкам, холм, в котором нашли артефакты, всегда был предрасположен к оползням. Из-за одного из таких оползней древний город вполне мог погрузиться в озеро, что и породило фантастические легенды о невидимом городе Китеже.

Светлояр - одно из самых легендарных и загадочных озер России: ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно его происхождения. Особенностью озера Светлояр является то, что его вода остается чистой и не зарастает тиной. вода из Светлояра может много лет храниться в сосуде, не теряя чистоты, прозрачности и вкусовых качеств.

На Благовещенском холме стоит деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божьей Матери.
Люди молятся у поминальных крестов, зажигают свечи, затем поклоняются камням, находящимся на Благовещенском холме. Существует легенда, что сама Богородица оставила свой след на одном из камушков, когда обходила озеро. Геологи называют такие камни - «следовиками» - это карельские «подарки» ледникового периода.

Есть там святыня камень-следовик "Стопочка Богородицы".
Этот камень верующие считают священным, предполагая что след в форме ступни на нем оставила сама Богородица. Рядом сооружен деревянный храм Владимирской божьей Матери.

Легенда об исчезнувшем в водах Светлояра городе вдохновила Н. А. Римского-Корсакова на создание оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».


Озеро Светлояр находится на территории одноименного заповедника. Это озеро - с очень чистой водой, идеальной овальной формы, оно является одним из самых больших и глубоких озер в Нижегородской области. Площадь озера Светлояр - около 12 га, длина - 410 м, ширина - 315 м, наибольшая глубина – около 29 м.

1.

2.

3.

4.

5.

Большая глубина озера Светлояра (до 36 м), его овальная форма с воронкообразным дном, чистота воды делают происхождение этого озера загадочным и явились основанием для распространенного мнения о его карстовом происхождении. Однако исследования, проведенные в районе озера Светлояр геологосъемочной партией Горьковской геологоразведочной экспедиции, не подтвердили этого. Пробуренная близ озера почти 300-метровая скважина показала, что до глубины около 250 метров нет пород, подверженных карсту. Эта четвертькилометровая толща представлена главным образом такими породами, как суглинки, глины, песчаники, мергели. А залегающие глубже известняки, гипсы, ангидриты не затронуты карстовыми процессами. Исследования экспедиции привели к заключению, что Светлояр - остаток древнего русла реки Люнды (правый приток Ветлуги), в полукилометре от которой он находится. Озеро имеет сток в Люнду и обильное родниковое питание, чем объясняется чистота и свежесть его воды.

6.

Легенда о граде Китеже

Еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, «переправившись через тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец», вышел к Люнде и Светлояру на «зело прекрасно» место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей. И был Большой Китеж велик и знаменит.

7.

8.

9.

Но настал чёрный год - прокатилось по Руси Батыево нашествие. В 1238 году после разорения Владимиро-Суздальского княжества хан Батый разбил лагерь на реке Сити. После очередной неравной битвы князь Юрий Всеволодович с остатками своих войск отступил в Малый Китеж. Однако Батый взял его приступом, и князю с остатками войска чудом удалось скрыться в Большом Китеже. Монголо-татары сожгли малый Китеж, залили кровью, и пытали пленных: где Большой Китеж, в котором укрылся князь, как найти туда дорогу? Один из них не выдержал мук - повёл врагов через заволжскую тайгу. Но Китеж, когда его окружили враги, не сдался им: жители его взмолились Богу, и защитил он их. Город опустился вниз, и его накрыли сверху земляные колпаки - холмы и озеро. Ужас объял врагов, и бежали они прочь от этого чуда.
Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать звон его колоколов.
По легенде, на дно этого озера опустился город Китеж.

10.

11.

12.

13.

Михаил Михайлович Пришвин, готовясь к поездке на Светлояр, писал так: «Я думаю о том неизвестном мне заволжском крае, куда мне предстоит ехать летом. Это решено, я туда еду. Пусть все там изучено, пусть все известно, но я-то почти ничего не знаю И меня почти никто не знает на свете. Я оторву кусочек большого таинственного мира и расскажу другим людям по-своему».
«Познакомившись с чудесным озерком, я после этого не раз приходил к нему с палкой в руках и котомкой за плечами, чтобы, смешавшись с толпой, смотреть, слушать и ловить живую струю народной поэзии среди пестрого мелькания и шума».

1.

2.

3.

Легенда о чудесном погружении в его воды града Китежа, не сдавшегося хану Батыю легла в основу оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», послужила материалом для полотен Васнецова, Нестерова, Рериха.

4.

5.

6.

7.

А это уже строки Владимира Галактионовича Короленко.
На берегу Светлояра шумела ярмарка. Продавался нехитрый крестьянский товар. За рядами палаток были установлены столы с самоварами. Пьяные на озере были редкостью.
Выше ярмарки, на горах, стояла часовня Вокруг нее и шла пря. Споры о вере. Берега озера были приютом свободомыслия. По всем дорогам и тропам шли сюда люди разных вер: раскольники, сектанты, чернокнижники, старообрядцы, доморощенные философы, толстовцы. Шли с тяжелыми книгами. Шли на молитву и великий спор. О чем говорили? Да о вере - чья вера ближе к истине. Приезжавших наблюдателей поражал один из творимых здесь ритуалов. После усердных молитв и поклонов надо было три раза оползти озеро. Говорят, что так поступали женщины в годы Великой Отечественной войны, вымаливая у Бога жизнь своим мужьям, сыновьям, братьям.

8.

9.

10.

11.

12.

1.

2.

3.

4.

Советский композитор С. Н. Василенко написал кантату «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светлояр». Свои живописные полотна Светлояру посвятили К. А. Коровин, М. П. Клодт, А. М. Васнецов, Н. К. Рерих, И. С. Глазунов.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

28.

29.

30.

31.

32.

1.

3.

4.

5.

6.

Оно нашло отражение в произведениях А. Мельникова-Печерского, М. М. Пришвина, ему посвятили стихи А. Н. Майков, М. А. Волошин, А. А. Навроцкий. Весьма обширна научная и научно-популярная литература о Светлояре. В последние годы она пополнилась двумя интересными источниками: в 1982 г. вышла книга К. Г. Пысина «О памятниках природы России», где описано озеро, а в 1985 и 1989 г. - сборник легенд о Светлояре «Град Китеж», составленный В. Н. Морохиным.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Для православных озеро Светлояр - это место паломничества, к которому следует относиться благоговейно. Особый день на Светлояре - 6 июля (23 июня по старому стилю) - праздник Владимирской иконы Божией Матери. В селе Владимирском 6 июля - престольный праздник. Съезжается много народу. Крестным ходом идут верующие от Владимирской церкви (по имени храма, что стоит в селе с 1766 года, оно и названо Владимирским) до часовни Казанской иконы Божией Матери, выстроенной на "горах" на берегу озера, и там служится молебен.

На реке Волге, недалеко от города Нижний Новгород находится одно из самых глубоких озер этого края - Светлояр. Размеры озера не велики - полкилометра в длину и чуть больше в ширину. Глубина Светлояра 39 метров, что является рекордной в области. Вода в озеро поступает из глубокого разлома в его дне. Она кристально чистая и холодная.

Светлояр иногда называют русской Атлантидой за его овеянную легендами историю. Люди говорят что иногда из под его вод раздается еле слышный звон колоколов, а в глубине можно увидеть призрачные стены монастырей и купола церквей.
Это город Китеж, который, как гласит легенда, исчез между 1,236 и 1,242 годами во время первого вторжения в Россию татаро-монгол. На границе третьего и четвертого десятилетия 13-го века древнее Русское государства было раздроблено на десятки княжеств. Князья воевали между собой за власть и новые земли, вступали в военные союзы.

Название озера Светлояр происходит от сочетания древнерусских слов: «светлый», также обозначающее чистый и праведный и «яр» - не только известного всем как овраг, или балка, но в данном случае являющегося корнем от имени древнерусского солнечного божества Ярилы, которому в дохристианской Руси поклонялись древние племена славян. С озером Светлояр связано также множество легенд дохристианского периода Руси. О граде Китеже говорится и в священной книге древнерусской веры - «Звёздной книге Коляды».

В районе озера Светлояр, как повествует древнерусское сказание, родился Китоврас - волшебный полуконь-получеловек. Он был могущественным волшебником и помогал славянам строить города и храмы. Там же жил Квасура - древний бог мудрости и хмеля. Считается что их имена и дали название граду Китежу.

У озера Светлояр в древности жило славянское племя берендеев. До сегодняшнего дня их потомки сохранили предания о граде Китеже и находившемся в нем религиозном центре поклонения богу Яриле. В древности, в дохристианский период Руси, Китеж считался у славян священным местом.

После крещение Руси славянская вера с ее храмами и волхвами уступила место христианству, но священные для людей места остались. На месте капищ по традиции стали строить православные храмы, так как считалось, что эти места особенные и являются сильными источниками положительной энергии. Имена древнеславянских богов постепенно менялись на имена святых, но места поклонения высшим силам оставались прежними. К таким местам относится и озеро Светлояр, которое издревле было окутано легендами и мистикой.

На берегу этого озера Великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович, (26 ноября 1188 - 4 марта 1238), сын Всеволода Большое Гнездо и построил Град Большой Китеж. Кроме него был еще и Малый Китеж (предположительно современный Городец), построенный во времена его деда - Юрия Долгорукого. Большой Китеж был весь возведен из белого камня с шестью храмами в центре города, что по тем временам являлось признаком богатства. Похоже что легенды объединили эти два города в мистический и таинственный Китеж-град.

Истинную картину событий тех далеких времен помог воссоздать Алексей Асов. В основу для этого он взял хроники и предания тех времен.

В 1238 году хан Батый разгромил Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Всеволодович оставался на тот момент единственным военачальником с войском, которое могло противостоять татаро-монгольскому нашествию. Хан встал лагерем на реке Сити. Князь Юрий Всеволодович оборонялся от него в Малом Китеже. Хан Батый взял приступом город, но князю с остатками войска удалось уйти из Малого Китежа и укрыться в Большом Китеже.

Батый намеревался продолжить свой поход к Средиземному морю, но оставлять в своем тылу русского князя с его войском было нельзя. Путь к городу лежал среди непроходимых болот и лесов. И тогда он начал пытать всех пленных славян как пройти к Китежу. Выдать же священный для славян город это значило обречь себя и свой род на вечное проклятие. По преданию испугался мучений и смерти лишь один - Гришка Кутерьма. Он и согласился провести войско Батыя в Китежу.

Хан Батый был основателем Монгольской империи и внуком Чингисхана. За несколько лет он уничтожил около половины населения древней России. Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, и многих других города были им разорены и сожжены. Богатой русской культуры Древней Руси не стало. На несколько десятилетий практически прекратилось строительство городов, исчезли ремесла, а южные русские земли потеряли почти все свое коренное население.

В это трагическое время, в народе возникла легенда о граде Китеже. Она повествует о том, что Хан Батый узнал о граде Китеже и приказал завоевать его. Татаро-монгольскому войску было сложно найти город, но один из русских пленных рассказал монголам о тайных путях к озеру Светлояр и войско направилось к Китежу. Когда они подошли к нему, они увидели, что город не укреплен и обрадовались предстоящей легкой победе. Но при виде войска из под земли забили фонтаны воды и град Китеж скрылся под водой. Согласно легенде, в сам город вода не вошла, она лишь скрыла его от врагов и горожане не утонули. Так Бог спас людей Китежа за их молитвы и благочестие. Это место стало священным.

До сегодняшнего дня жива легенда о Китеже. Проживающие в этой области люди рассказывают о внезапно возникающих странно одетых людях, исчезновениях тех, кто приезжает искать Китеж и оказался достойными стать его жителями. Озеро давно интересует археологи и геологов - сотрудников научно-исследовательских институтов, а также многочисленных самостоятельно расследующих тайну озера Светлояр людей. Среди них есть те, кто объясняет все законами физики, и те, кто верит в тайную природу вещей. Все они стремятся разгадать тайну озера Светлояр и погрузившегося в него града Китежа.

Это легенда, но многие люди верят в нее. И нет сомнений, что озеро Светлояр это то же древнее озеро о котором существуют старинные легенды. Православные приходят сюда, чтобы помолиться. Даже говорят, что горсть земли из этого места вылечивает многие заболевания, а вода из озера стоит несколько лет и не цветет и не портится - как святая вода. Многие верят, что если обойти вокруг озера три раза по часовой стрелке, оно выполнит ваше желание.

Предположительно в озере Светлояр находится проход в другое измерение. Существует еще одна интересная, прямо-мистическиая версия, по которой озеро Светлояр связано с таинственной Шамбалой. Светлояр привлекает тысячи паломников со всего мира. Намек о существовании города на дне Светлояра можно найти и в книге конца семнадцатого века "Китежский летописец" .

Кандидат Сергей Волков, который организовал экспедицию в поисках мифического города, говорит, что в этом месте исчезают люди - некоторые навсегда, другие возвращаются и не помнят что-либо произошедшее с ними. Он серьезно сказал о возможности посещения ими потерянного города Китежа. Но в него могут пройти только истинно верующие.

Сторонники теории мистического затерянного города предполагают, что в озере Светлояр существует проход в иное измерение. Доказательством этого является рассказы жителей близлежащего к Светлояру села Владимирское. Они видели лужей в одежде, которую носили их предки. Когда эти странные люди покупали товары в деревне - в основном хлеб и бублики, они платили отлично сохранившимися древними медными и серебряными монетами. Возможное объяснение этому дает лишь теория параллельных миров.

Вот то, что сказал Сергей Волков:
"Наше основное открытие состоит в подтверждении гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимыой невооруженному глазу плазменной субстанции, которая имеет возможность проявляться в качестве живых существ. Особенно много их и в основном они приходят вечером вокруг групп молящихся людей - смотрят и изучают. Мы запечатлели их на видео-и фотоаппаратуру. Эти плазменные образования когда-то были зафиксированы в лаборатории учеными Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн. Эксперименты в этом институте показали, что в воздухе в электромагнитном диапазоне существуют миллионов плазменных сгустков, назовем их субстанцией. Это наводит атеистов на мысль что существует параллельный, загробный мир. Исследование Светлояра показывает, что эта гипотеза не лишена здравого смысла. "

Несмотря на мифы, легенды и фольклор, ученые обнаружили следы реальных событий произошло. Из геологии хорошо известно, что центральные районы европейской части России лежат на фундаменте из твердой скальной породы. Но этот фундамент прорезан глубокими, направленными в разные стороны и часто пересекающимися друг с другом впадинами. И основываясь на этом факте, по мнению геологов, озеро Светлояр находится в узле пересечения двух очень глубоких и больших впадин. В таких местах может очень быстро сформироваться даже очень большой водный резервуар.

Ученые аквалангисты исследовали Светлояр и обнаружили природные аномалии. Они нашли на дне озера подводные террасы - берег уходит под воду подобно лестнице. Большие крутые подводные склоны Светлояра чередуются с горизонтальными участками дна. Это приводит к выводу, что озеро Светлояр образовалось частями - первая, нижняя, затем через сто или даже тысячи лет - вторая, и, наконец сравнительно недавно третья.

Первый слой осадков дна озера расположен на глубине 30 метров и очень древний, второй слой находится на 20-метровой глубине и относился к XIII веку, а третья тераса имеет отложения совсем недавних времен.
На глубине 20 метров аквалангисты нашли небольшие предметы, сделанные из дерева и металла периода XIII века. На одной из этих подводных террас, которая находилась прежде на берегу озера, возможно, и был настоящий город или монастырь, а затем он исчез в водах озера Светлояр.

Когда озеро был проверено эхолотом, а позже его эхограмму снял геолокатор, стала отчетливо видна овальная аномалия. Она отличался многометровым осадочным слоем. Более того - недалеко от этого "овала" находится другая область. Там, в грязи, отраженные ото дна тонким слоем почвы сигналы, были другими, как будто что-то не пропускает звук. На больших глубинах находились скрытые твердые предметы. Когда нарисовали карту этой области получился узор, напоминающий окруженный набережной город.

Таким образом, вполне возможно и существование на этом месте города Китежа. Но он не таинственным образом исчез куда-то, а просто рухнул под землю в результате тектонической активности. Только вот уже целых 50 лет аквалангисты не смогли найти никаких следов этому. Шлиман обнаружил Трою руководствуясь только рассказами "Илиады". А тут и адрес точный и озеро находится на наших глазах - и все подводные поиски ничего не дали.

Остается предположить фантастический вариант: город существует, но невидим. Кроме слышного время от времени звона его колоколов …

В ходе испытаний с помощью гидрофона, который сделан по принципу преобразования звука в электрический сигнал он вдруг начинал издавать звуки, напоминающие эхо грома во время шторма. Геофизики, участвующие в эксперименте сказали, что эти звуки происходят от волны магнитного возмущения, которая проходит через воду и создает такой эффект.

В некоторых местах вода просто "кричала", в других была мертвая тишина. Но самым неожиданным сюрпризом озера Светлояр оказался зафиксированный гидрофонами низкий жужжащий звук, напоминающий громкий звонок. Чаще всего озеро издавало его до восхода солнца и полной луны. Именно тогда, согласно легенде, праведным людям дано увидеть как в зеркале озера видны стены белоснежного города с золотыми куполами храмов.

Что касается самой воды озера, ученые химики пришли к выводу, что она может оставаться много дней без изменения своих свойств, благодаря находящимся на дне озера источникам с высоким содержанием кальция и гидрокарбоната.

Существует и гипотеза, что когда-то здесь был город - центр Евразии. В результате беспрецедентной катастрофы цветущий город был погружен под воду.

В пяти километрах от озера находится источник «живой» воды - тесты показали, что его кислотность равна нулю. Рядом с ним в лесу находятся три древние необычные могилы. Никто не знает кто похоронен там, так далеко от любого населенного места. Их размер в несколько раз превышает традиционный размер христианскиой могилы. Говорят, что, возможно, в них похоронены гиганты - древние лемурийцы, жители загадочной стране Лемурии, которая, согласно легенде, существовала где-то в этой области тысячи лет назад.

Современная наука не подтверждает, но и не пытается опровергнуть эту версию происхождения захоронений. Но никаких попыток эксгумировать их не проводилось. Некоторые люди приходят к могилам ночью для поклонения, другие наоборот. считают что это нечистое место независимо от находящегося рядом с ним целебного источника. Третьи берут из него воду и быстро уходят.

Легенда о Китеже является самой известной легендой о городе, сокрытом от врага. Однако подобных историй - довольно много. В ряде областей России до сих пор существуют мифы о том, как под угрозой разграбления монастыри или целые города уходили под воду или скрывались в горах. Считалось, что попасть туда из нашего мира могут лишь избранные. В книге «Братство Грааля» Рихард Рудзитис приводит письмо одного русского монаха, который посылает своим близким послание и просит не считать его умершим. Он говорит, что просто ушел в сокрытый монастырь к древним старцам.

Однако ученые так и не пришли к окончательному выводу: об одном или нескольких сокрытых городах или монастырях идет речь в вопросе о Китеже. Так или иначе, распространенность подобных легенд и их несомненная схожесть лишний раз доказывает достоверность этой истории. Однако чем больше ведется исследований на озере Светлояр, тем больше у ученых появляется вопросов, на которые еще предстоит найти ответ.

Современные легенды о Китеже

В годы Великой Отечественной войны старики совершали вокруг Светлояра паломничества, молясь за ушедших на фронт земляков.

Около 20 лет назад Светлояр хотел исследовать приезжий гидробиолог. После нескольких погружений в воду у него резко поднялась температура. Мужчина обратился к врачам, но они не смогли даже поставить диагноз: неведомое заболевание развилось без каких-либо объективных причин.
И только тогда, когда гидробиолог уехал из этих мест, болезнь отступила сама собой.

Однажды в окрестности Светлояра приехал собирать грибы житель Нижнего Новгорода. Домой он не вернулся ни в этот день, ни на следующий. Родственники забили тревогу. Поисково-спасательные работы результата не дали. Мужчину объявили в розыск. А через неделю он вернулся домой живой и невредимый. На все вопросы отвечал уклончиво: мол, заблудился, плутал по лесу. Потом вообще сказал, что у него был провал в памяти. Лишь позже он признался своему другу, который его специально подпоил, что был в невидимом граде Китеже, где его встретили чудотворные старцы. "Как докажешь? " - спросил приятель. И тогда грибник достал кусочек хлеба, которым его угощали в Китеже. Однако в один миг хлеб превратился в камень.

Еще говорят, что в одном из музеев до переворота 1917 года якобы хранилось письмо на старославянском языке, которое было адресовано от сына к отцу. Содержание его сводилось к следующему: молодой человек оказался в Китеже благодаря какому-то чуду и просит своих родителей не хоронить его раньше времени.

В недавнем прошлом на дно Светлояра погружались водолазы. Самое интересное, что они никому не рассказывают о результатах своих исследований. По слухам, дна они так и не нашли и были весьма напуганы этим обстоятельством. Не может же водоем быть бездонным! Существует поверье, что
тайны озера охраняет чудо-рыба, некое лохнесское чудовище, только на русский лад.

Есть еще более фантастическая легенда об озере Светлояр. Местные говорят, что оно имеет подземное дно и соединяется с водами озера Байкал. И опять никакого подтверждения этому найдено не было. Впрочем, и опровергнуты эти народные поверья не были.

Однако сами жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир. Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?» Однако местные жители отвечали, что пока еще рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают необычный ореол.

Легенда о Китеже дошла до нас в литературной обработке старообрядцев: «Книга глаголемая летописец» в своем окончательном виде сложилась во второй половине XVIII в. в среде одного из толков старообрядцев-беспоповцев - бегунов. Но обе составные части памятника, достаточно обособленные и самостоятельные, уводят в XVII в. При этом в первой части, повествующей о князе Георгии Всеволодовиче, убиении его Батыем и разорении Китежа, отразились предания, восходящие ко временам Батыева нашествия.

Как ни легендарно сказание и как далеко не верны приводимые исторические даты, в основу его легли действительные события. «Святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович»- это великий князь владимирский и суздальский Георгий II Всеволодович, сражавшийся с войском Батыя и сложивший голову в неравной битве на р. Сити. Связь Малого Китежа (Городца) с именем Георгия Всеволодовича имеет вполне историческую подоплеку: с 1216 по 1219 г. (до занятия Владимирского стола) князь отъезжал туда на удел; в 1237 г., когда полчища Батыя подступили ко Владимиру, Георгий Всеволодович ушел в Ярославскую землю, в пределах которой и находились оба города - Большой и Малый Китежи и где состоялась проигранная русскими битва.

Конечно, легендарный образ князя не вполне идентичен историческому. Георгию Всеволодовичу придана вымышленная родословная: он ведет свой род от святого князя Владимира и приходится сыном святому Всеволоду Мстиславичу Новгородскому. Эта придуманная генеалогия, не соответствующая действительной родословной князя Георгия, усиливает мотив святости - ведущий мотив легенды.

Вторая часть «Книги глаголемой летописец» - «Повестъ и взыскание о граде сокровенном Китеже» - лишена всякого исторического фона, она принадлежит к типу легендарно-апокрифических памятников, трактующих о земном рае. Образ «сокровенного» града Китежа стоит где-то посредине между «земным раем» древнейших русских апокрифов и Беловодьем, легендарным счастливым краем, ставшим столь популярным среди русских крестьян в XVIII в.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: