Что нужно делать если человек за бортом. Действия при падении человека за борт. Итак, кто-то выпал, что делать

Человек за бортом!

Падение человека за борт всегда чрезвычайное происшествие, где бы оно ни случилось - на океанском лайнере или на маленькой спортивной яхте. Случается такое ЧП либо в тяжелую штормовую погоду, когда человека может смыть с палубы волной или сбросить в воду неожиданно сильным креном, либо в обычных условиях по собственной неосторожности.

Чтобы обезопасить яхтсменов от падения за борт, на крейсерско-гоночных яхтах современных конструкций устанавливаются леерные ограждения по бортам от носа до кормы и прочные релинги на носу и корме. На яхтах, не имеющих штатных лееров и релингов, в плохую погоду необходимо заводить временные штормовые леера из прочного троса, способного выдержать вес человека. Кроме того, яхтсмены, работающие на палубе в свежую погоду, должны обязательно пользоваться страховочными поясами (рис. 133) с концами, закрепленными за какой-либо прочный предмет на палубе (утку, мачту, релинг и т.п.). Обычно этого вполне достаточно, однако полностью исключить падения за борт нельзя.

Для оказания помощи человеку, упавшему за борт, яхты снабжают различными спасательными средствами, правильно пользоваться которыми обязан уметь каждый яхтсмен или пассажир.

С другой стороны, яхтенный рулевой (капитан) должен уметь быстро и грамотно выполнить маневр, необходимый для того, чтобы возможно скорееподнять человека, оказавшегося за бортом.

Основные индивидуальные спасательные средства на яхте - это надувной спасательный жилет, пробковый нагрудник и спасательный круг. Жилет или пробковый нагрудник всегда надевают при действиях в опасных условиях, в частности во время гонок, так как при падении за борт они дают возможность продержаться на воде, пока не подойдет помощь.

Спасательный круг всегда должен находиться в определенном месте на палубе яхты, чтобы любой член экипажа мог немедленно бросить его упавшему за борт.

В качестве спасательных средств могут и должны при необходимости использоваться тузик и надувной плотик, если они есть на яхте.

Первый, кто увидел падение человека за борт, должен громким окриком "Человек за бортом!" предупредить о случившемся рулевого (капитана)яхты и экипаж и внимательно, не отвлекаясь, следить за упавшим, все время показывая рукой направление на него. Тот член экипажа, кто оказался в этот момент ближе всех к спасательному кругу, немедленно, не дожидаясь особой команды, бросает его в воду с борта, с которого упал человек, или в кильватерную струю. Дальнейшие действия зависят от обстановки.

Рис. 134. Подход к упавшему за борт на курсах бейдевинд и крутой бакштаг:А -с поворотом через фордевинд; Б- с поворотом оверштаг

Падение человека за борт возможно на всех курсах относительно ветра. В любом случае необходимо подойти к упавшему как можно быстрее, без лишних поворотов и обязательно курсом бейдевинд. При этом скорость хода яхты регулируется парусами с таким расчетом, чтобы потерять ход и остановиться около спасаемого с подветра.

При падении человека на курсе бейдевинд рулевой должен немедленно повернуть через фордевинд и сразу же приводиться в бейдевинд курсом к

Упавшему (рис. 134, А). При падении на курсе галфвинд или крутой бакштаг, учитывая относительно большую скорость яхты, поворот через фордевинд нужно делать, пройдя расстояние в 2-3 корпуса яхты (см. рис. 134, Л).

В сильный ветер, чтобы не рисковать парусами и мачтой, на этих же курсах относительно ветра нужно пройти расстояние в 3-4 корпуса яхты и также повернуть оверштаг (рис. 134,5).

При падении человека на курсах полный бакштаг или фордевинд вместо поворота через фордевинд рулевой делает поворот оверштаг, после чего выполняет маневр подхода (см. рис. 135, Л).

В темное время суток или при плохой видимости, когда упавшего человека легко потерять из виду, а при расчете галсов на подход к нему прикинуть на глаз пройденное расстояние невозможно, всегда нужно, не меняя галса, увалиться или привестись до курса галфвинд и, заметив курс по компасу, идти им 10-15 с под громкий отсчет кого-либо из членов экипажа. Затем сделать поворот на обратный курс и возвратиться к месту падения за такой же промежуток времени (рис. 135,5). При подходе к месту падения нужно усилить наблюдение по обоим бортам. Поиск значительно облегчается, если круг, брошенный упавшему, снабжен светящимся буйком, свистком или сигнальным фонарем.

Рис. 135. Подход к упавшему за борт:А - на курсах полный бакштаг, Б - поиск в условиях плохой видимости

Поднимать человека из воды на килевую яхту надо с низкого, то есть с подветренного, борта, у вант или бакштагов, за которые может держаться и спасаемый, и люди, оказывающие ему помощь. На высокобортной яхте при подходе к спасаемому выбрасывают за борт два-три крепких конца, надежно закрепленных на палубе, лучше всего швартовы (огоном в воду), за которые он мог бы ухватиться, и шторм-трап.

На швертбот человека из воды поднимают только с наветренного борта или с кормы, чтобы судно не могло опрокинуться.

Подход к спасаемому, даже при хорошо отработанном маневрировании и слаженном экипаже, может оказаться и неудачным: яхта может либо проскочить мимо, либо при волнении быть остановлена или сбита с курса набегающей волной и не дойдет до потерпевшего. В любом случае повторение маневра - это лишние минуты, которые увеличивают опасность потерять человека. Поэтому при подходе необходимо предусмотреть и другие меры к спасению. Если в экипаже есть хороший пловец, способный оказать помощь утопающему, то во время маневра он должен раздеться и, вооружившись вторым кругом или спасательным жилетом, броситься к пострадавшему, как только яхта подойдет к нему. Нужно также иметь наготове длинный и достаточно прочный конец с какой-нибудь привязанной к нему небольшой плавучестью, чтобы сбросить его в сторону спасаемого и наветренней его. Тузик, если он не на буксире, также должен быть готов к немедленному спуску.

Швертботам и малым килевым яхтам с небольшой инерцией можно рекомендовать подходить к упавшему при слабом и среднем ветре курсом крутой бейдевинд, регулируя ход парусами.

При подготовке к плаванию или к гонкам всегда надо помнить, что:

Предупредить падение человека за борт легче, чем спасать его;

Яхта, идущая трехузло-вым ходом, за минуту проходит около 100 метров;

Спокойствие и выдержка экипажа во время выполнения маневра "Человек за бортом!" - залог успешного его выполнения; паника и растерянность на палубе недопустимы.

Примером того, чем может обернуться пренебрежение правилами хорошей морской практики, может служить случай с яхтой класса "Л-6", который произошел в Финском заливе в 1966 г.

Несмотря на явные признаки ухудшения погоды, капитан яхты принял решение выйти в море. В 22.30 при ветре около шести баллов от северо-запада, имея грот в два рифа и рейко-вый стаксель, яхта вышла из гавани. Через несколько часов ветер достиг силы девяти-десяти баллов. Идя попутным ветром,

Яхта "сильно рыскала. Около 6 часов, когда в кокпите находились капитан и рулевой, яхта, сильно рыскнув вправо, получила на палубу большую волну, которой капитан был сбит с ног, а рулевой смыт за борт.

По тревоге "Человек за бортом!" капитан повернул через фордевинд. Когда яхта приве-лась к ветру, порвало по нижней шкаторине стаксель, а затем лопнул и стаксель-фал. Не дойдя до упавшего около 50 м, когда бросать круг было бессмысленно, яхта развернулась на правый галс и стала дрейфовать по ветру, пока экипаж старался поставить другой стаксель. Через 7-10 минут упавший за борт был потерян из виду.

С яхты, чтобы удержаться в районе падения, сбросили за борт ведро (вместо плавучего якоря) и, несколько позднее, тузик. После 12 часов дрейфа, когда ветер стих до пяти-шести баллов и всякая надежда найти и спасти человека была окончательно потеряна, яхта ушла в гавань на одном из островов, где капитан немедленно доложил о случившемся. Организованные поиски были безуспешными.

Анализ этого случая показывает, что капитан яхты допустил по меньшей мере шесть грубейших нарушений правил хорошей морской практики:

1) предпринял неразумный выход в море поздним вечером в плохую погоду и при явных признаках ухудшения ее; следовало дождаться утра;

2) не использовал в штормовую погоду трисель и штормовой стаксель, хотя они были на яхте;

3) не принял мер против сильного рыскания яхты; надо было использовать плавучий якорь или стравить длинные концы за корму;

4) все время шел курсом чистый фордевинд, на котором рейковый стаксель часто перебрасывало с борта на борт, в результате чего он порвался и лопнул стаксель-фал. Надо было идти курсом полный бакштаг, чтобы яхта вела себя спокойнее и стаксель работал на одном галсе; еще лучше было бы идти под обычным стакселем, со шкотами на оба борта;

5) не потребовал от экипажа применения страховочных концов;

6) спасательный круг находился не на палубе, а в каюте.

Даже одного из перечисленных нарушений было бы достаточно для создания на яхте аварийной ситуации, а все вместе они привели к гибели человека.

Первоочередные действия при обнаружении падения человека за борт

На палубе

Первый, заметивший падение человека за борт, должен немедленно выполнить действия, руководствуясь правилом: “Круг, Тревога, Наблюдение” :

1. Бросить упавшему за борт человеку ближайший спасательный круг (Круг ).

2. Как можно быстрее сообщить на мостик о падении человека за борт (Тревога ).

3. Непрерывно вести наблюдение и не выпускать из виду упавшего за борт (Наблюдение ).

4. Если необходимо сбросить за борт второй спасательный круг.

Действия вахтенного помощника

Вахтенный помощник, получив сообщение о падении человека за борт должен незамедлительно выполнить следующие действия:

1. Переложить руль на тот борт, с которого упал человек и если возможно застопорить машину, чтобы отвести корму судна и не затянуть человека в струю от винта.

2. Сбросить за борт спасательный круг со свето-дымящимся буем с борта падения человека за борт.

3. Объявить тревогу «Человек за бортом», подачей трех длинных звуковых сигналов.

4. На GPS, AIS, электронной карте, радиолокаторе нажать кнопку «MOB» (Men over board), для индикации на дисплее и сохранении координат места падения человека за борт.

5. На УКВ подать сигнал срочности “Пан-Пан”, чтобы информировать находящиеся поблизости суда. По возможности также дать указание вахтенному матросу поднять флаг «Оскар» Международного свода сигналов. Если поблизости находятся другие суда, то подать судовым свистком звуковой сигнал – “три длинных гудка”.

6. Установить непрерывное наблюдение за упавшим за борт человеком. В темное время суток освещать упавшего за борт человека прожектором.

7. Выполнить маневр для возвращения судна к месту падения человека за борт.

8. Информировать вахтенного механика.

9. Если позволяют погодные условия приступить к спуску спасательной шлюпки.

10. В зависимости от погодных условий оборудовать трап или спасательную сетку.

Маневры судна по тревоге “Человек за бортом”

В зависимости от преобладающих обстоятельств и условий, а также от типа судна и времени обнаружения, что человек упал за борт, выполняются различные типы маневра судна для выхода судна в точку падения человека за борт. В зависимости от того, сколько времени прошло с момента падения человека за борт до момента обнаружения, различают следующие ситуации:

1. Падение человека за борт видели вахтенные в ходовой рубке. В этом случае они начинают выполнять маневр практически в момент падения человека за борт.

2. Доклад вахтенному в ходовую рубку о падении человека за борт поступил от очевидца. В этом случае с момента падения человека за борт и началом маневра пройдет какое-то время и судно отойдет от упавшего за борт человека на некоторое расстояние, то есть маневр будет выполнен с некоторой задержкой.

3. Будет обнаружено отсутствие человека и сделано предположение, что он упал за борт. В этом случае промежуток времени с момента падения человека за борт и до начала маневра может быть значительным, и судно будет находиться от него на большом расстоянии.

Для возвращения судна к месту падения человека за борт применяют три основных типа маневра:

Одиночный разворот (разворот на 270º).

Разворот способом Уильямсона.

Разворот способом Шарнова.

Разворот Андерсона

а) Перекладывают руль на борт, с которого произошло падение человека за борт.

б) После отворота судна на курсовой угол 250° от первоначального курса, ставят руль в положение «прямо» и начинают останавливать судно.

Разворот способом Вильямсона

Применяется в момент обнаружения падения человека за борт

а) Переложить руль на борт (Если данный маневр выполняется сразу после падения человека за борт, то руль необходимо переложить на борт, с которого человек упал за борт).

б) После того как судно отвернет от первоначального курса на 60º, руль перекладывают на противоположный борт.


Так выглядит разворот Вильямсона на экране ECDIS. Для тренировки вахтенных помощников, в открытом море, при отсутствии поблизости других судов, каждому вахтенному помощнику было предложено выполнить разворот Вильямсона и выйти на обратный курс. В некоторых ECDIS имеется функция МОВ (Man over board – “Человек за бортом”), которая значительно облегчает выход судна в заданную точку. Во время тренировки вахтенный помощник нажимает соответствующую кнопку на ECDIS и выполняет маневр, целью которого является выход судна на обратный курс и в заданную точку. При всей кажущейся простоте маневра, далеко не все помощники, в том числе старшие помощники, смогли успешно выполнить данный маневр с первого раза. И что интересно, успех маневра, не зависел от опытности помощника, китайский “треха” с опытом работы в 6 месяцев легко выполнил маневр, а немецкий “чиф” с тремя контрактами в должности, на Navi Sailor 4000 “начудил” так, что и близко не подошел к заданной точке. Необходимо отметить, что выполнив маневр всего один раз, все последующие маневры помощники выполняли значительно увереннее и успешнее.

Разворот способом Шарнова

Применяется, когда после падения человека за борт до момента обнаружения, прошло какое-то время.

а) Переложить руль на борт.

б) После того как судно отвернет от первоначального курса на 240º, руль перекладывают на противоположный борт.

в) Когда судно повернет на курс, на 20º меньше контркурса, руль перекладывают в положение «прямо» и приводят судно на контркурс.

22/10/2016

Моряка только однажды называют человеком, и то — когда он за бортом..

Одна из самых опасных ситуаций, в которую может попасть человек на судне — это оказаться за его бортом . Откровенно говоря, шансов на выживание не так много: тут тебе и гипотермия, и утопление из-за паники и потери сил, морские хищники, да и неадекватные спасательные меры могут лишь увеличить страдания мученника. Более того, дальнейшее развитие темы в этой статье пойдет исключительно о ситуации, когда падение человека за борт было замечено другими членами экипажа . Действия при пропажи человека некоторое время назад называются , а это уже совсем другая история..

Итак, роль судоводителя в ситуации «Человек за бортом» ключевая, и будет первостепенно рассматриваться в суде. От того, насколько правильными были действия вахтенного офицера на мосту, зависит Жизнь .

Оказавшись на мосту нового для себя судна, попробуйте ответить на некоторые вопросы :

Где панель перевода рулевого управления с автоматического на ручной?

Как активируется функция MOB на ECDIS или GPS?

Ваши обязанности при тревоге MAN OVER BOARD?

Обязанности других членов экипажа при данной тревоге?

В морских учебниках или сети интернета вы можете найти множество «уникальных маневров», описанных для того, чтобы дать возможность войти в историю разным Андерсонам, Кацманам, Ивановым. На самом деле, основных маневров — два . И выбор их зависит исключительно от того, насколько стремительно развиваются события, какая скорость у вашего судна, состояние моря, какое расстояние пройдено с момента падения человека, как много у вас «места» для осуществления маневра, насколько ваш опыт позволяет грамотно и точно совершить этот маневр. Маневры Ильича, развороты чикагских полицейских и прочее — все это называется УПРАВЛЕНИЕМ СУДНА. Опять же, самое важное действие вахтенного штурмана — засечь позицию и время падения в воду . Сосредоточтесь на оттачивание выполнения последовательности , а не на колличестве разных маневров. Не теряйте время!

Немедленное действие! Вахтенный помощник получил сигнал о падении матроса в воду с правого борта!

Чтобы в экстремальной ситуации действовать по плану, распечатайте и повесьте небольшой .

ВНИМАНИЕ! Маневр делается в сторону борта, с которого упал человек!

Е сли время немедленного реагирования упущено , судно прошло некоторое расстояние, и резкий сброс скорости не нужен, быстро выйти в кильватерный след поможет поворот Шарнова .

1)Руль на борт. 2) Изменение курса на 240 градусов. 3) Руль на борт в обратную сторону. 4) 20 градусов до обратного курса. 5) Руль прямо. Одерживание и выход на обратный курс.

Минус данного маневра: большой радиус циркуляции.

Прежде чем совершать тот или иной маневр, оцените
навигационную обстановку
. Насколько позволяет расположение других судов вокруг вас выполнить циркуляцию . Проверьте отсутствие мелей, банок, навигационных опасностей. Не стоит бросаться слепо выполнять инструкцию только потому, что так написано в учебниках. Каждый сценарий уникален и развивается по ходу пьесы. Спасти рядового Райана, потопив соседний газовоз — не самый лучший из них.

Тревогу «человек за бортом» объявляет вахтенный помощник капитана при падении человека за борт или при обнаружении на море людей или спасательных средств. Самый главный фактор сохранения человеческой жизни – это сокращение времени пребывания человека в воде.

В том случае, когда падение человека за борт замечается сразу или человек на воде обнаруживается сразу, вахтенный помощник капитана отдаёт команду рулевому перейти на ручное управление и начинает манёвр, сбрасывает спасательный круг со светодымящимся буйком (тем самым фиксируется начало манёвра, что облегчает поиск), объявляет тревогу «Человек за бортом», организует наблюдение.

В качестве наблюдателя может быть любой матрос, находящийся вблизи навигационного мостика. Если таковых нет, наблюдение осуществляет сам вахтенный помощник капитана, пока не придёт помощь, чтобы не потерять из вида человека на воде (круга или буя).

Если вахтенный помощник капитана на мостике один, то порядок действий другой: он сбрасывает спасательный круг со светодымящимся буйком, объявляет тревогу «Человек за бортом», начинает манёвр.

В том случае, если о падении человека за борт сообщено с большим опозданием, вахтенный помощник капитана докладывает об этом капитану и действует по его указаниям.

При обнаружении на воде спасательных средств или сигнала бедствия в тёмное время суток вахтенный помощник капитана организовывает наблюдение и маневрирует таким образом, чтобы не потерять их из виду, объявляет тревогу «Человек за бортом» и при необходимости выбрасывает спасательный круг со светодымящимся буйком для фиксирования места.

При выборе первоначального манёвра для возвращения в точку падения (нахождения) человека вахтенный помощник капитана руководствуется состоянием погоды, видимостью с судна, возможностью остановки для спуска шлюпки. Не следовало бы отбрасывать корму от выпавшего человека, как рекомендовалось раньше. При современных скоростях судов и инерции такие действия бесполезны.

Поднявшись на мостик, капитан, отдаёт указания какую шлюпку готовить к спуску.

При объявлении тревоги «Человек за бортом» вахтенный механик использует падение скорости на циркуляции для уменьшения оборотов, чтобы в конце манёвра быстрее остановить судно.

По окончанию манёвра, подходу к человеку или спасательному средству, остановке судна, спуском шлюпки руководит капитан.

Основной манёвр для возвращения к месту падения человека – это поворот на 60 градусов с последующим выходом на контр курс (манёвр Вильямса).

Метод имеет следующие преимущества:

с выходом на контр курс судно выходит на след судна, что делает этот способ независимым от времени обнаружения падения человека за борт;

сектор наблюдения ограничивается малыми передними углами относительно курса;

обеспечивается быстрая потеря скорости при двухразовой перекладке руля, что облегчает спуск шлюпки в конце манёвра.

Недостаток этого способа – сравнительно большая продолжительность. Но это не имеет такое уж большое значение, если сравним, что основной расход времени уходит на спуск шлюпки и на последующие действия.

При небольшой скорости и возможности быстрого реверса и в других случаях, когда при конкретных условиях погоды обеспечивается постоянное наблюдение за человеком в воде, возможно использование манёвра, поворачивая на 240О (манёвр профессора Шарнова). Здесь надо иметь в виду, что обычный состав экипажа не обеспечит непрерывное наблюдение во время процесса манёвра.

Схема манёвра Вильямса даётся в типовой таблице маневренных элементов. Как раз этот манёвр обязательно отрабатывается на учениях.

Вахтенный помощник капитана по прибытии наблюдателей согласно расписания по тревоге указывает им сектор наблюдения и особенности наблюдения. Секторы наблюдения по возможности, дублируются.

Организуется сообщение о случае. В светлое время суток поднимается флаг «OSCAR» по МСС. В любое время суток делаются сообщения по радиотелефону с указанием координат возможного места падения человека за борт. По указанию капитана информация о случае может быть также передана в радиотелеграфном режиме.

Другие члены экипажа собираются в местах, указанных в расписании по тревоге, с индивидуальными спасательными средствами и в соответствующей одежде. При необходимости из их числа выделяется смена или пополнение для дежурной шлюпки.

В шлюпке надо иметь аптечку для оказания первой помощи пострадавшему, одеяло, термос с горячим питьём.

Между судном и шлюпкой обеспечивается надёжная УКВ-радио связь на установленном канале.

В случае потери радиосвязи направление движение шлюпки указывается визуальными и звуковыми сигналами. Один звук (один световой проблеск), сигнализация правой рукой – указания шлюпке менять курс в правую сторону.
Два звука (проблеска), сигнализация левой рукой – указания шлюпке менять курс влево. Соответственно, в шлюпке организуется наблюдение за сигналами.

При приближении шлюпки с пострадавшим к борту судна готовится:

средства для поднятия пострадавших на борт;

судовой лазарет;

нужная помощь по информации со шлюпки.

После поднятия пострадавших на борт или при прекращении поиска организуется сообщение всем абонементам об окончании операции.

Действия экипажа дежурной шлюпки по тревоге «Человек за бортом» отрабатывается согласно требованиям Конвенции SOLAS –74.

«Сначала обеспечьте маской себя, потом ребёнка» - это самолётное правило кажется противоестественным первые две секунды, потом навсегда становится очевидностью. Правило поведения в ситуации «человек за бортом» тоже сначала кажется нелогичным.

Что делать, если на ваших глазах один из участников морского путешествия упал за борт? Бежать за спасательным кругом? Сказать «Вася, держись, мы тебя вытащим»? Раздеваться и бросаться за товарищем в воду?

Нет. Нужно громко прокричать «Человек за бортом!» и указывать на героя пальцем вытянутой руки, не отрывая от него взгляда. Больше ничего делать нельзя.

Самая главная опасность - потерять упавшего за борт человека из виду. Особенно риск велик в шторм при высоких волнах и плохой видимости (когда шанс упасть за борт как раз выше обычного). Пусть тот, кто услышит ваш крик, бросает спасательный круг; помогает капитану маневрировать, глядя на вашу руку; записывает координаты происшествия. А вы - единственная надежда утопающего, что его вообще найдут.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: