Мои палатки. Из чего состоит современная палатка? Какой каркас палатки лучше внутренний или внешний

В любом туристском походе, если он не проходит в жанре «выживание», не обойтись без палатки. Этот предмет туристского снаряжения защищает от:

  1. ветра
  2. холода
  3. осадков
  4. насекомых

Так как я предпочитаю соло походы, давайте рассмотрим, как правильно выбрать палатку для одиночных походов. Для этого нужно ответить себе на три вопроса: какую палатку выбирать:

  1. одноместную или двухместную
  2. однослойную или двухслойную
  3. с внутренним каркасом или внешним

Какую палатку лучше выбрать — одноместную или двухместную

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие походы вы предпочитаете.

Если вы ходите в относительно короткие экстремальные походы, в которых самое главное — вес палатки, то выбирать надо одноместную. Такие весят 1,5 — 2 кг, возможно меньше. Снижение веса достигается, в том числе, уменьшением размеров. Вам придётся смириться с отсутствием комфорта — такая палатка годится только для того, чтобы переночевать.

Если требования по весу не так критичны, например, в водном походе, то брать нужно однозначно двухместную. Вес её около 2,5 — 3,5 кг, но размер позволят проживать в ней гораздо более комфортно. В двухместке поместятся все вещи, в ней можно свободно переодеться и даже готовить пищу на газовой горелке, не испытывая стеснений.

Какую палатку лучше выбрать — однослойную или двухслойную

Для экономии веса стоит выбрать однослойную палатку — она примерно в 1,5 раза легче двухслойной того же размера. Но придётся смириться с тем, что во время дождя или просто в прохладную погоду в ней будет сыро.

Неважно, из какого непроницаемого для воды материала она сделана — на внутренней стороне будет образовываться конденсат, который будет стекать вниз и растекаться по полу. Даже установка однослойной палатки под тентом не исправит ситуацию.

Двухслойная палатка гораздо комфортнее. Она не только теплее и лучше защищает от ветра. Конденсат будет образовываться на внутренней стороне внешней палатки и стекать на землю. В ветреную погоду часть капель будет попадать на внутреннюю палатку, но внутрь палатки будет проникать очень мало.

Для лучшей защиты от ветра, песка и мелкого снега лучше выбрать палатку с юбкой по всему периметру.

Какую палатку лучше выбрать — с внутренним каркасом или внешним

Разница в том, к какой части палатки крепится каркас — к внутренней или внешней.

Чтобы разница была очевидной, давайте рассмотрим процесс установки палатки во время дождя.

Установка палатки с внутренним каркасом

  1. Сначала расстилаем внутреннюю часть палатки на месте установки и прикрепляем каркас. Крепится он обычно либо с помощью карманов из ткани, либо пластиковых крючков. Внутренняя палатка установлена.
  2. Натягиваем на неё внешнюю часть, т.н. тент. Всё это время идёт дождь.

В результате двух действий получаем палатку, мокрую как снаружи, так и внутри. Потому что внутренняя часть обычно изготовлена из «дышащей» ткани и мелкой сетки. Она быстро намокает под дождём и вода проникает внутрь палатки.

Установка палатки с внешним каркасом

  1. Сначала расстилаем палатку на месте установки и прикрепляем каркас. Делается это обычно либо с помощью карманов из ткани, либо пластиковых крючков. Внутренняя палатка при этом уже прикреплена к внешней изнутри и защищена от дождя.

В результате одного действия получаем палатку, мокрую снаружи, но сухую внутри.

У палатки с внешним каркасом есть ещё одно приятное преимущество — внутреннюю часть можно отстегнуть и получится палатка без дна (без пола). Её удобно использовать, например, для походной бани. Достаточно переставить палатку, чтобы накрыть протопленную каменку, и баня готова!

А зимой её же можно использовать, как зимнюю палатку для рыбалки.

Как выбрать палатку в поход — видео

Надеюсь, мои советы помогут вам правильно выбрать палатку для одиночных походов. Если же вы предпочитаете походы в группе — принципы остаются теми же. Всегда выбирайте палатку немного большей вместимости, чем требуется. Вес и стоимость возрастают незначительно, но обитать в ней будет гораздо комфортнее. Особенно это ценно в длительных походах.

Пожалуйста, вопросы размещайте в комментариях.

Палатка – это дом в походе. От его надежности и удобства конструкции зависит не только комфорт, но и безопасность. Именно по этой причине своей первой фирменной иностранной вещью из моего туристического снаряжения в далеком уже 1997 году стала итальянская палатка Ferrino, которая, благодаря своей классической универсальной конструкции, оптимальным габаритам и высочайшему качеству производства (тогда еще made in Italy!) прослужила 15 лет (!!!).

На данный момент у меня пять туристических палаток! Двухместные весом 4.1 кг для альпинистских восхождений, весом 2.2 кг для горных походов походов, легкая весом 1.3 кг для треккинга, а также ультралегкая трехместная весом 1.8 кг для семейных походов и одноместная палатка-эгоиска весом 800 грамм. Попробую рассказать о каждой.

THE NORTH FACE Mountain 25

Назначение: 2-х местная 4-х сезонная штурмовая палатка. Моя самая серьезная палатка!

Сильные стороны : невероятно крепкая, тёплая и удобная. Прочность достигается за счет конструкции из четырех (!) дуг из прочного но легкого алюминия и большого количества удобно регулируемых оттяжек. Палатка теплая из-за очень плотной ткани "внутренней" палатки. Но главное в этой палатке - это удобство и комфорт проживания. Обеспечивается он благодаря большому количеству карманов во внутренней палатке, двум входам, двум тамбурам (один из которых полноценный, а второй совсем маленький), а также наличию просто фантастической системы вентиляции (комфортную температуру внутри палатки можно обеспечить практически при любой погоде и в любой ситуации. Жарко - можно открыть сквозные вентиляциооные окна, расположенные под куполом палатки и продублированные сеткой, холодно - можно все полностью закрыть. Считаю это очень важным и пользуюсь этой возможностью постоянно, ведь хорошая вентиляция - залог хорошего сна и отдыха. В общем, палатка действительно очень комфортная, в ней реально можно жить неделю и не париться! Так же здорово, что конструкция позволяет устанавливать только внутреннюю палатку если погода хорошая. Именно так мы и делали на Эльбрусе в дни, когда не было осадков!

Слабые стороны : в палатке "экспедиционного", штурмового класса пригодилась бы юбка, хотя бы на тамбуре, что бы не задувал снег, как на Камчатке (в более поздних версиях этот недостаток исправлен!). Так же хотелось бы, что бы второй тамбур был чуть более просторным, а не просто "выход + 30 см места под ботинки". Тогда можно было в одном готовить и устраивать кухню, а через второй - ходить/выходить. Ну и конечно вес палатки в 4 кило - это очень много для двушки. Но, с другой стороны, чудес не бывает - все-таки она очень просторная и функциональная, а не "минималистическая".

Характеристики палатки THE NORTH FACE Mountain 25 образца 2007 года:

  • Год покупки: 2007
  • Вместимость: 2 чел. (валетом входит 3!!)
  • Каркас: алюминий
  • Кол-во входов / тамбуров: 2
  • Вес: 4,1 кг
  • Сайт производителя: thenorthface.com
  • Палатка THE NORTH FACE Mountain 25 в магазине Спорт-Марафон

Палатка The North Face Mountain 25 настолько "суровая" и мощная, что я ходил с ней всего трижды - в траверс Эльбруса с ночевкой на седловине , в поход по вулканам Камчатки и в семейный поход на Бзерпинский карниз , когда мне просто были нужны все три моих палатки, чтобы разместить шестерых взрослых и двух детей. Ниже несколько фотографий с этих походов и восхождений:


Лагерь "3700"
Север Эльбруса


Снимаем лагерь
Камчатка, влк.Толбачик


На поляне Эмануэля
Эльбрус, июль 2012 г.


На вершине влк.Плоский Толбачик,
Камчатка


Лагерь на Бзерпинском карнизе
Красная поляна


Отсидка!
Север Эльбруса


Общий вид с тентом и без


Размеры палатки

Как вы наверное уже поняли, палатки такого класса стоят недешево. Профессиональные бренды стоят на сегодня от 40 до 80 тысяч рублей! Кроме THE NORTH FACE Mountain 25 среди других двухместных двухслойных штурмовых альпинистских палаток стоит обратите внимание на американскую MARMOT Thor 2 , шведскую HILLEBERG Tarra или итальянскую FERRINO Snowbound 2 . Если вам нужна 3-местная - посмотрите THE NORTH FACE VE 25 , норвежскую BERGANS Helium 3 , итальянскую FERRINO Snowbound 3 , шведскую HILLEBERG Saivo или отечественную ALEXIKA Matrix 3. Среди 4-местных - отечественная ALEXIKA Mirage 4, TNF Bastion 4 . На пять человек лучшим вариантом будет американская палатка MSR Stormking . Для тех, кто всерьез озабочен снижением веса производители делают и однослойные штурмовые палатки. Помимо известного всем "Библера" есть "полуторослойная" двушка со съемным тамбуром MARMOT Hammer 2p весом 2,2 кг и примерно аналогичной конструкции THE NORTH FACE Assault 2 !

BIG AGNES Blacktail 2

Назначение: классическая двухместная туристическая палатка. Наиболее универсальная из всех моих палаток. Если бы у меня не было возможности иметь много палаток, я бы купил одну именно такого плана.

В походе по Швейцарии летом 2015 года все-таки "умерла" моя любимая палатка Ferrino Movin 2000 (описание на странице "Снаряжение, используемое ранее"), служившая верой и правдой больше 15 лет, с 1998 года. Палатка продержалась 24 похода и 154 походных дня! Выбирая замену этой палатке я пришёл к выводу, что я хочу заменить ее двумя палатками: более легкой «трешкой» для семейных походов и «двушкой» для полноценных горных походов. Требования к "двушке" у меня были такие:

  • Крепкий каркас . Каркас палатки для горных походов обязательно должен быть с полноценным классическим перекрестием двух дуг в центре палатке (так называемый X-каркас), а не модный нынче Z-каркас, который легче, но хуже держит ветер.
  • Крепкие ткани . Ветер и дождь в горах гораздо сильнее, чем на равнине. Требования к материалам тканей горной палатке повышенные. На мой взгляд плотность тента должна быть не менее 30-40D, дна - не менее 70D.
  • Два тамбура . Поверьте, два тамбура это удобно. Очень удобно! И в итоге - комфортно. А в горы мы ходим отдыхать, а не страдать. Те, кто отрицают необходимость двух тамбуров для двухместной палатки обычно ссылаются на увеличение веса. Но блин, я готов поступиться дополнительными двумя-тремя сотнями грамм (по 100-150 грамм на брата) веса ради удобства!
  • Неброский цвет . Специфическое требование! Вообще-то я всегда говорил, что горная палатка должна быть максимально яркой, в идеале - оранжевой. Это элемент так называемой «пассивной безопастности». Яркую палатку намного легче найти. Не важно кому - вам, возвращаясь в туман и непогоду с радиалки или, не дай бог, спасателям. Но есть одно НО: яркая палатка заметна еще и другим людям, в том числе егерям Кавказского биосферного заповедника, в походы по которому я люблю ходить. И хотя в заповеднике есть ряд абсолютно легальных маршрутов (мой путеводитель по Красной поляне), очень иногда хочется пойти на нарушение! В общем, я понял, что мне нужна НЕ яркая палатка.

После покупки трехместной палатки для походов всей семьей, я понял, что мне хочется и вторую палатку взять этой же фирмы. По конструкции палатка BIG AGNES Blacktail 2 - классика! Надёжный и устойчивый классический каркас с перекрестием, оптимальные по соотношению вес/надёжность/долговечность материалы, два тамбура по бокам, крепкие ткани, экологичный цвет, хорошее соотношение вес/цена. Кто-то скажет, что вес - почти 2 кг - это очень много для двушки. Но обратите внимание на то, какие крепкие материалы в ней используются? Думаю палатка проживет очень долго!


C закрытыми тамбурами


Внутренняя палатка


Отдельная установка только тента


Размеры пола палатки


Высота палатки

Характеристики:

  • Год покупки: 2015
  • Вместимость: 2 чел. (валетом войдет и три!!)
  • Каркас: алюминий
  • Кол-во входов / тамбуров: 2
  • Полный вес: 2.2 кг
  • Цена в 2016 году - 19 000 рублей

Эта палатка у меня не так давно, поэтому побывала не в таком большом количестве походов. Однако в двух походах по Абхазии (поход на Малую Рицу и походе по плато Арабика), походе и в Исландии она была как нельзя кстати! Более подробный обзор сделаю позже. Сейчас же могу отметить два небольших недостатка - отсутствие двойной молнии на тамбуре (а это очень удобно, если она есть, для дополнительной вентиляции можно открывать молнию в верхней части тамбура, что очень хорошо выводит конденсат из под тента). Ну и второй момент - внутренние карманы не такие большие, как хотелось бы и только наверху. Но опять же, серия «Blacktail» - это не верхняя, а «классическая» серия у BIG AGNES, и требовать от этой палатки всех «фишек» и примочек не верно. Если бы это все было, цена на палатку была бы существенно выше.

  • Сайт производителя: bigagnes.com
  • Палатки Big Agnes в магазине Спорт-Марафон

BIG AGNES Slater UL2+

Назначение: Ультралегкая двухместная трехсезонная палатка для весенне-осенних походов

Я покупал эту палатку, как очень легкую, но при этом вместительную двушку для походов в формате fast & light весной или осенью, когда может быть холодно и ветрено. Подкупил меня один момент - при фактической трехсезонности (внутренняя часть палатки сделана не из сетки, а из плотного материала) вес палатки в полной комплектации всего 1.3 кг. Палатка планируется использоваться прежде всего в весенне-осенних походах с забортной ночной температурой около нуля и ниже.

Плюсы:

  • Низкий вес . Всего 1.33 кг для ТРЕХ!-сезонной двухместной палатки.
  • Большая внутренняя длина . Длина внутренней палатки целых 244 см (именно поэтому в названии имеется приставка «+»). Сделано это специально для того, чтобы в непогоду (снег, метель, холодный ветер) можно было хранить вещи (рюкзаки) прямо в палатке. Они реально без проблем помещаются в ногах. Ну и конечно, такая палатка отлично подойдет для туристов высокого и ОЧЕНЬ ВЫСОКОГО РОСТА!

Особенности:

Как и во всем в нашей жизни минусы этой палатки - прямое следствие ее же плюсов. Для снижения веса конструкторам пришлось жертвовать некоторыми моментами.

  • Палатка не free-standing («самостоящей») конструкции. Для ее установки требуется закрепление оттяжек. Для «бывалых» туристов это, конечно, не проблема, ведь еще лет десять назад мы других палаток вообще не знали). Тем не менее иногда это может напрягать, как в нашу самую первую ночевку с этой палаткой в Баварских Альпах. Тогда мы стояли прямо на грунтово-щебенчатой дороге (дорога шла траверсом крутого склона и других ровных площадок просто не было) и никакие колышки не входили в землю. Пришлось в потемках лазить по лесу и искать камни, чтобы хоть как-то оттянуть оттяжки.
  • Вход в один и с торца (с головы), а не два по бокам, как я люблю. Это конечно гораздо менее удобно.
  • Несмотря на большую площадь дна палатки из-за особенностей конструкции внутренний объём не так велик. Боковые стенки в ней наклонные, а не вертикальные как в классических уже сейчас конструкциях типа «хаба-хаба».
  • Ну и последний нюанс, прямо вытекающий из трехсезонного предназначения этой палатки - в жаркую погоду в ней душно и жарко, так как внутренняя палатка выполнена не из сетки, а из непродуваемой ткани.

Пока что палатка побывала только походе по Баварским Альпам . Более подробный обзор будет через годик-два, когда наберется больше статистики.

  • Сайт производителя: bigagnes.com
  • Палатки Big Agnes в магазине Спорт-Марафон

BIG AGNES Copper Spur UL3

Назначение: ультралегкая трехместная палатка

В прошлом году нашему сыну исполнилось два года и я понял, что нам нужна легкая, но максимально комфортная трехместная палатка для наших семейных походов по горам Красной поляны. Моя старая "трешка" FERRINO Movin 2000 образца 1997 года тогда еще была жива, но принципиально не устраивала меня как минимум по трем причинам. Во-первых она была тяжелой - почти 3 кило за трешку для папаши, которому таскать снарягу за троих это в наше время перебор! Во вторых, с фиговой вентиляцией - в жару в ней было нереально, а в Красной поляне, где бы сейчас живем, в горах в общем-то обычно достаточно тепло. Ну и в-третьих, у нее был всего один тамбур, что крайне неудобно для семейных походов с маленьким ребенком!

Долго и неспешно выбирая палатку, и изучив в том числе и популярные у нас платки фирмы MSR, я остановился на модели Copper Spur UL 3 легендарной американской фирмы BIG AGNES, славящейся своими ультралегкими палатками. В этой палатке мне понравились следующие моменты:

  • Невероятно низкий вес . В наших семейных походах мне придется (и уже приходится) таскать очень много снаряжения на нас троих, так что каждый грамм теперь стал важен, как никогда. А BIG AGNES Cupper Spur UL3 - одна из самых легких на сегодняшний день трехместных палаток свободностоящей конструкции и с двумя тамбурами. Вот обзор в нашем "Блоге" . Вес в базовой комплектации - 1.9 кг. Полный вес, включая колышки, оттяжки и даже дополнительное дно (не идет в комплекте) чуть больше двух килограмм!
  • Простор и внутренние габариты . Семейные походы - это не жесть и хардкор «спортивных походов». В походе с женой и ребенком хочется максимум комфорта, а если с вами маленький ребенок и девушка, то поверьте, шмоток у вас будет просто куча, и все это хорошо бы разместить внутри палатки. BIG AGNES Cupper Spur просто огромная и просторная! Залезаешь в нее, и даже не верится! Длина дна палатки - 229 см (!!), ширина - 178 см, а еще у нее практический вертикальные боковые стенки. Благодаря всему этому палатка очень просторная. Субъективно, по сравнению со старой Ferrino, места в ней внутри в два раза больше!! Если теперь посчитать такой показатель палатки, как соотношение полезного внутреннего объема палатки к ее весу, то по этому показателю эта моя платка почти в три (!!!) раза лучше моей старой Ferrino! Вот что значит прогресс!
  • Наличие двух тамбуров . Когда с вами в походе вся семья, да еще и с маленьким ребенком - два тамбура это не роскошь, а практически необходимость! «Логистика» в палатке с двумя тамбурами несоизмеримо удобнее и проще: один тамбур используется для «кухни» и хранения вещей, а второй - для входа/выхода из палатки. Это не просто очень удобно, но и безопасно.
  • Верхняя часть внутренней палатки из сетки , а не из плотной ткани. Благодаря этому любоваться природой даже не вылезая из палатки (через тамбур или вообще откинув половину верхнего тента (нереально крутая фишка таких конструкций палаток!!). Конечно, использование во внутренней палатки «сетчатки», а не плотной ткани, делает ее сильно менее теплой. Но живя в Сочи, мы можем себе позволить ходить в семейные походы по окрестностям Красной поляны выбирая дни с хорошей погодой, поэтому «теплая» палатка мне для этих целей не нужна. Если вы, в отличие от нас, ищите «теплую» палатку, в которой планируете ночевать при отрицательных температурах - эта палатка не для вас.
  • Позитивный дизайн . Чисто субъективно, мне очень понравился ее позитивный внешний вид. Палатка солнечная, радостная, светлая! В ней очень здорово. Во многих палатках ощущения, к сожалению, совсем другие...

Хочу отметить следующие важные особенности палатки BIG AGNES Copper Spur UL3:

  • Не высокая ветроустойчивость . Тип конструкции палатки - Z-каркас с четырьмя оттяжками с торцов - не подразумевает использование в высокогорье. Ветроустойчивость палатки очень не высокая, и брать в походы с установкой лагерей выше зоны леса нужно с большой осторожностью. Особенно это касается двухместной версии - Copper Spur UL2. Но я брал именно для семейных походов (когда нести приходится все за троих), а с семьей мы ходим в горы только при хорошем прогнозе, поэтому считаю, что мой выбор оправдан. Если же вы планируете продолжительные автономные походы в высокогорье и или в районы с высокой вероятностью затяжной непогоды (Камчатка, Полярный Урал, Саяны), эта палатка не для вас.
  • Очень тонкие материалы . Облегчение палатки достигнуто в том числе за счет применения в ее конструкции очень тонких материалов тента и особенно дня. Так что с палатка не рассчитана на тех туристов, которым «подавай покрепче», ибо у них вечно все рвется и ломается.. С этой палаткой, как вообще-то и со всем ультралегким снаряжением, нужно обращаться умело - понимать как и где правильно поставить и делать это аккуратно. Если руки у вас из ж..., BIG AGNES Cupper Spur UL3 вам не подходит.
  • Требуются дополнительные колышки . Колышков в базовой комплектации палатки не достаточно, чтобы растянуть все оттяжки, сколько есть в палатке. Я купил четыре дополнительных колышка для торцевых оттяжек.
  • Палатка требует ежедневной просушки . Третья особенность связана также с общим свойством современных ультралегких палаток. Для обеспечения непромокаемости тент палатки силиконизирован. Из-за этого палатка относительно плохо "дышит", и утром собирает конденсат на внутренней части тента. Эта особенность палаток с силиконизированными тентами требует их ежеутренней прослушки палатки перед укладкой в рюкзак. Дело, в общем, совсем не сложное, и требует дополнительных десяти-пятнадцати минут времени (разложить палатку на солнце, подсушить, собрать) и, собственно, самого солнца (которое, к сожалению, в горах бывает не всегда). В этом случае, в принципе, достаточно, как и всегда, просто хорошо потрясти тент, чтобы стряхнуть капли влаги на внутренней поверхности тента.

С учетом вышесказанного, хочу предостеречь от покупки этой палатки туристов с минимальным опытом походов. Чтобы сполна насладиться преимуществами этой палатки в весе и комфорте внутреннего пространства нужно много знать и уметь... Уметь правильно выбирать место для палатки, чтобы ее не положило ветром, знать как правильно ее поставить по этому самому ветру, уметь обращаться с ней так, чтобы не порвать. Если же вы опытный турист, то для вас это возможно лучшая палатка из того, что сейчас есть на рынке, ведь трехместная палатка с двумя тамбурами весом всего 1.8 кг - это ли не чудо! И для меня это, как и ожидалось при покупке, очень легкая, просторная и комфортная палатка для несложных треккингов и пеше-горных походов без ночевок на высоте или на перевалах.


На фоне четырехтысячники Альп
Швейцария, июль 2015


На Бзерпинском карнизе
Красная поляна, июль 2015


Внутри палатки
Красная поляна, июль 2015


Внутренняя палатка


Установка только тента
("подстилка" приобретается отдельно!)


Размеры палатки

Характеристики:

  • Год покупки: 2015
  • Вместимость: 3 чел. (валетом входит 4)
  • Каркас: алюминий
  • Кол-во входов / тамбуров: 2
  • Вес: 1.8 кг (!!!)
  • Цена в 2016 году - 34 900 рублей

P.S. Сразу после покупки, я немного инвестировал денег в то, чтобы палатка меня радовала больше и дольше. А именно:

  • Сделал дополнительное дно из алюминизированного спас.одеяла (распорол по швам, получилось 1:1). Это только кажется, что дополнительное, второе дно в палатке - это какой-то нереальный геморой. На самом деле, это очень умно! Ибо помимо дополнительной защиты дна палатки от порезов, вы получаете полное отсутствие конденсата на днище палатки утром. А это дорогого стоит! В итоге, просушки требует только тент палатки.
  • Купил четыре дополнительных колышка для торцевых оттяжек.
  • Заменил торцевые оттяжки на "умные" от NiteIze. Теперь очень удобно регулировать натяжение оттяжек, не заморачиваясь с узлами и/или «перестукиванием» колышков после того, как после или во время дождя, тент палатки естественным образом немного растягивается и провисает.
  • После всех этих манипуляций итоговый вес вырос на 150 грамм, палатка стала весить 2 кг.

Палатка еще совсем новая, ей нет еще и трех лет. На сегодняшний день палатка BIG AGNES Copper Spur UL3 использовалась в походе по Швейцарским Альпам , а также в нескольких походах по окрестностям Красной поляны, например, в семейных походах на Бзерпинский карниз и . Через несколько лет походов я обязательно перепишу этот текст с учетом более существенного опыта использования.

  • Сайт производителя: bigagnes.com
  • Палатки Big Agnes в магазине Спорт-Марафон

NEMO GoGo Elite

Назначение: одноместная ультралегкая ультракомпактная палатка

Анализ рынка показал, что мировая outdoor-промышленность предлагает достаточно много моделей для таких фриков (гиков?) как я. Разумеется английская TerraNova Laser Comp с карбоновой дугой и невесомой тряпочкой и общим весом 450 грамм чудо хороша, но цена в $1500 меня остановила. В итоге я остановился именно на Nemo GoGo Elite с уникальной для серьезного туризма технологией "надувной дуги". Мне понравилась ее компактность (в полном комплекте менее 2 литров), яркий желтый цвет и идеальное соотношение "цена-вес-качество". 17 тысяч за палатку весом менее 800 грамм мне кажется является "золотой серединой" в этой бесконечной гонке по снижению веса снаряжения!


В Австрии


Палатка с вещами внутри


Мои ноги и коврик в палатке


Палатка в родном чехле


Размеры палатки


Конструкция в разрезе

Характеристики:

  • Год покупки: 2014
  • Вместимость: 1 чел.
  • Каркас: одна дуга с воздушной камерой
  • Тент: мембрана 10D OSMO™ Elite W/B
  • Дно: 20D PU Nylon Ripstop
  • Кол-во входов / тамбуров: 1
  • Полный вес: 800 г
  • Цена: $430

Слабые стороны: пока рано говорить. Можно, конечно, сказать - нет простора, маленькая, низкая, тесная, чтобы влезть в спальник, раздеваться нужно заранее, "на улице", потому что в палатку влезаешь только вперед ногами (не для суеверных, короче). Но ведь ультра-лайт это не про "комфортно спать", а про "много ходить на маршруте" ;) Хотя, честно говоря, во сне никаких проблем нет - спишь, вытянувшись во весь рост, по бокам тоже место есть. Так что сон полноценный, никаких проблем!

Пока палатка Nemo GoGo Elite побывала в двух походах - в моем третьем походе по Кавказскому биосферному заповеднику и в weekend-хайкинге в окрестностях Инсбрука . Вот несколько фотографий из этих походов:

  • Сайт производителя: nemoequipment.com
  • Cнаряжение Nemo в магазине Спорт-Марафон

SEA TO SUMMIT UltraSil 15D Tarp Poncho

"В бою" с 2014 года

Назначение: ультралегкий тент-пончо 3-в-1

Походный тент, с помощью которого можно быстро соорудить себе укрытие от дождя и ветра - фактически обязательный элемент бивачного снаряжения для серьезных походов. Растянув его в лагере можно получить дополнительную площадь, защищенную от ветра и дождя, идеальную, например, для того, чтобы оборудовать кухню. Второе предназначение - быстрое укрытие от дождя и ветра прямо на маршруте, когда хочется быстро и с комфортом переждать непогоду, а не сидеть в палатке>. Есть и третье, более оригинальное использование походного тента - в случае дождя, с его помощью можно легко набрать питьевой чистой воды. Однажды при ночевке на гребне лесистого алтайского хребта мы так и сделали!

Предыдущий большой тент Bask размером 3 на 4 метра я куда-то потерял после похода по Камчатке и решил, что новый походный тент должен весить не 2 кг, а 200-300 грамм;)

Но посто тент - это прошлый век! Современное решение - это тент, в котором можно ходить (!!!). Да-да, ходить в дождь, с рюкзаком, используя его вместо непромокаемой куртки. Называется такое чудо - пончо-тент. Пончо-тент - это решение 3-в-1 - тент, дождевик и даже замена палатки (укрытие от дождя + коврик и спальник, вот тебе и берлога для сна!). В общем, считайте сами. Но я скажу - экономия веса просто фантастическая!! Так что совсем не удивительно, что у нас в Спорт-Марафоне эта модель пользуется бешеной популярностью у участников разного рода марш-бросков и приключенческих гонок!

Характеристики:

  • Год покупки: 2014
  • Размер: 145 х 280 см.
  • Вес: 230 г
  • Цена - 7300 рублей в желто-зеленом или seatosummit.com
  • Пончо Sea to Summit в магазине

Для начинающего туриста конденсат, образовавшийся ночью на внутренней стороне палатки, может оказаться очень неприятным сюрпризом. Можно элементарно проснуться утром в луже, в мокром спальнике. Чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию, нужно знать почему в палатке образуется конденсат и как от него избавиться. Об этом сегодняшняя статья.

Почему в палатке образуется конденсат

Причины этого явления кроются в элементарной физике. Влага, содержащаяся в воздухе конденсируется в виде капель на более холодных предметах. Примером тому может служить запотевание окон от дыхания в холодной машине зимой. Ненагретое автомобильной печкой стекло намного холоднее выдыхаемого вами воздуха, который, в свою очередь, перенасыщен влагой из лёгких. В результате окна «потеют».

То же самое происходит и в палатке. Воздух снаружи ночью значительно остывает. Внутри палатки теплее из-за выделяемого вашим организмом тепла и вашего дыхания. Из-за дыхания влажность воздуха в палатке так же повышена. В результате на внутренней стороне тента конденсируются капельки влаги и по стенкам стекают вниз.

Конденсат в однослойной палатке

В однослойной палатке образование конденсата ночью может превратиться в настоящий потоп. Организм человека за ночь через дыхание и испарение с кожи выделяет около 250 грамм влаги. Так как в однослойных палатках боковые стенки переходят сразу в непромокаемое дно, то стекающему конденсату просто не куда деваться и он накапливается на дне палатки в виде лужи. Если ночью вы нечаянно прикоснётесь спальником к боковой стенке палатки, то стекающий конденсат будет впитываться прямо в спальник.

Конденсат в двухслойной палатке

В конструкции двухслойных палаток сделано так, что внешний тент не имеет дна, которое, в свою очередь, есть у внутренней палатки. Таким образом, если даже образовался конденсат на внутренней стороне тента, он беспрепятственно стекает на землю, не попадая во внутреннюю палатку. Тут, правда, есть один важный нюанс: внутренняя палатка ни где не должна касаться наружного тента и быть на некотором расстоянии от него. При правильной установке палатки обычно ни каких проблем с этим нет.

Что делать, если образуется конденсат внутри палатки

Избавиться от конденсата в палатке можно только проветриванием. Во многих однослойных палатках с этим могут быть проблемы. Из-за москитной сетки проветривание может оказаться недостаточным, а саму сетку открыть нельзя из-за комаров и мошки. Тут уж ни чего не поделаешь. Придётся как-то постараться изолировать спальник от краёв палатки, чтобы он не намок. Но с тента капли могут просто капать прямо на вас, не стекая по стенкам. Ну, что тут сделаешь, остаётся только посочувствовать.

Совсем другое дело в двухслойных палатках. В верхней части тента у них, как правило, есть пара вентиляционных окошек, которые можно открыть для проветривания или закрыть, если оно не нужно. Кроме того, сам внешний тент не касается земли. При открытых вентиляционных окошках создаётся небольшая тяга (как в печной трубе). Воздух затягивается под нижний край тента и выходит через вентиляцию. Тем самым из палатки выдувается излишне влажный воздух и вероятность образования конденсата значительно меньше.

У многих двухслойных палаток, предназначенных для зимних условий, по нижнему краю внешнего тента есть снежная юбка, которая закрывает щель между тентом и землёй. Для лучшей вентиляции эту юбку нужно подвязывать повыше, чтобы образовался зазор для доступа воздуха.

Нужно так же отметить, что если влажность воздуха снаружи так же очень высокая, то даже проветривание не спасёт вас от влаги и конденсата. Если конденсат не накапает сверху, так вещи просто станут влажными напитавшись влагой из воздуха и утром вам в любом случает придётся всё как-то сушить у костра.

И кстати, старайтесь не сворачивать влажную от конденсата палатку. Утром откройте выходы полностью и дайте палатке просохнуть на солнце и ветру, а потом уже сухую сворачивайте. Если так получилось, что срочно пришлось сворачивать лагерь и вы собрали мокрую палатку, нужно обязательно при первой же возможности позже как следует просушить её.

  • < Назад
  • Вперёд >

У вас недостаточно прав для комментрирования

Палатки для туризма Соловьева Анастасия

Из чего состоит современная палатка?

В принципе, составляющие любой современной палатки примерно одинаковые. Вернее будет сказать, не «составляющие», а «части конструкции». А именно:

Внутренняя палатка.

И везде будут присутствовать свои хитрости, которые необходимо знать и учитывать для того, чтобы правильно выбрать палатку, которая прослужит вам долго и верно.

Итак, с чего, на первый взгляд, «начинается» палатка?

Это тент. Здесь важен материал, из которого он изготовлен. К материалу предъявляются такие требования:

Он не должен протекать (а иначе, зачем он вообще нужен!);

Должен быть прочным и относительно легким;

Пространство между ним и внутренней палаткой должно быть достаточно большим. По крайней мере его должно хватать для того, чтобы намокший под дождем и поэтому потяжелевший тент, провисая, не касался внутренней палатки. Иначе намокнет все. К тому же это пространство служит для отвода конденсата, который неизменно присутствует.

Между прочим

Если конденсат не образуется, значит, либо у вас хорошая палатка, либо вы не дышите ночью…

Еще следует обратить внимание на швы, соединяющие части тента. Они должны быть проклеены, иначе о водонепроницаемости можно забыть. Стоит помнить еще и о таком критерии качества тента: высота столба воды, которую он может выдержать. Это, конечно, не означает, что палатку можно будет поставить, скажем, на глубине 10 метров, и она не промокнет… Просто, когда капли воды летят с небес, они ударяют о тент с большой силой. И чем выше водонепроницаемость тента в миллиметрах водяного столба, тем лучше.

Совет

Но если вы заранее знаете, что выбранная вами палатка никогда не покинет пределов российских лесов и равнин, то не стоит покупать «крутую» палатку, предназначенную для альпинистов, высокогорья и прочего экстремального отдыха, которая сможет выдержать давление до 7000 мм водяного столба. Это, бесспорно, хорошее качество палатки, но не всегда обязательное.

Внимание!

И не стоит забывать о том, что со временем материал изнашивается и постепенно начинает протекать.

Соответственно, чем больше водоустойчивость тента, тем дольше прослужит вам палатка. Так что если вы собираетесь ставить палатку в условиях проливных дождей, то водонепроницаемость тента должна быть не менее 3 000 мм. Если материал, из которого сделан тент, обладает характеристиками водонепроницаемости ниже 1 500 мм, то можно быть уверенным в том, что под сильным дождем палатка потечет. К тому же качество ткани может определяться наличием на ее внешней стороне специального водоотталкивающего покрытия, которое снижает намокание материала. Благодаря подобному покрытию капли воды будут скатываться с ткани, а не впитываться (в таком случае при намокании ткань тента будет растягиваться меньше).

Совет

Если же это покрытие стерлось со временем или его не было изначально, то можно использовать специальные составы для его восстановления или нанесения. Этим вы продлите жизнь вашей палатке, спасая заодно и себя от капризов природы, проявляющихся в форме дождя…

Материал тента тоже имеет значение. Сегодня при производстве тентов палаток изготовители используют ткани на основе полиамидных волокон (Капрон, Nylon, Taffeta) и полиэфирных волокон (Polyester, Poly Taffeta, Лавсан).

Внимание!

Лучше, если тент вашей палатки будет из полиэфирных тканей.

Полиэфирные ткани почти не растягиваются при намокании, отличаются большей прочностью. Стоят, конечно, они дороже, но в данном случае цена вполне оправдывает качество, продлевая одновременно и срок службы палатки. Еще знакомясь с описанием ткани, стоит обратить внимание, к примеру, на такие обозначения: 175t – 250t. Это «тэкс» ткани. Чем больше эта цифра, тем материал толще и прочнее, но и вес ее при этом увеличивается. (Если покупаемая палатка будет использоваться в экстремальных условиях, то стоит выбрать более прочную ткань.) Для увеличения прочности на разрыв при сохранении того же веса и небольшом растяжении при намокании в ткань через определенный промежуток (4–5 мм) могут вплетаться более толстые нити (ткань будет выглядеть как будто «в клеточку»). Такая технология называется RipStop. Эти более плотные нити могут располагаться под различными углами, например, образуя при пересечении ромб…. Иногда цвет плотной нити отличается от цвета основной, а благодаря этому может получиться весьма оригинальная по «окраске» ткань.

Еще одна характеристика качества ткани – Den (Denier, Денье). Это единица измерения толщины нити в ткани. Чем больше эта цифра, тем толще нить, соответственно, тем толще ткань. При обозначении характеристик тканей может указываться толщина как продольных, так и поперечных нитей. Тогда эта цифра будет писаться как дробь: например, 70D/75D.

Способы крепления тента к палатке могут различаться. Например, такой вариант: каркас может быть расположен снаружи тента и крепится к нему через карманы, а внутренняя палатка просто подвешивается к тенту.

В этом случае палатку собрать очень легко, к тому же можно смело ставить ее под дождем, не опасаясь, что внутренняя палатка промокнет.

Другой вариант: каркас вешается на крючки или вставляется в карман внутренней палатки, а тент натягивается сверху.

В этом случае сначала ставится внутренняя палатка, а тент крепится лишь потом, так что если идет дождь, то палатку подобной конструкции нужно ставить как можно быстрее, иначе она вымокнет. Зато при жаркой и сухой погоде тент, который становится необязательным, можно снять вообще. Что же касается элементов крепления как тента, так и внутренней палатки к каркасу, то здесь существует большое разнообразие вариантов:

Крючки (быстро и удобно);

Завязки (с ними возиться придется дольше, но они более долговечны);

Липучки (очень быстро крепят палатку или тент к каркасу, но и так же быстро выходят из строя);

Карманы (самый надежный вариант, но требующий приложения больших усилий при установке).

Теперь на очереди та часть палатки, без которой она (палатка) таковой являться ну никак не будет! А именно – каркас.

К дугам каркаса предъявляются, прежде всего, такие требования: прочность и легкость. К тому же каркас не должен деформироваться под воздействием нагрузки, но это – в идеале. Материалы, из которых изготавливаются сегодня каркасы, различны. И в зависимости от использованного материала свойства каркасов будут различаться. Чаще всего дуги палатки делаются из различных сплавов алюминия. Также применяется пластик, но он считается (и является) менее прочным. Пластиковые дуги чаще используются в палатках, не предназначенных для суровых испытаний, которые преподносит нам природа. Пластик менее долговечен и неремонтопригоден.

Ой, да неужели!

В высоких горах пластик разлагается под воздействием жесткого ультрафиолета, становится очень ломким и, соответственно, теряет свою, и без того не очень большую, прочность.

Алюминиевые же каркасы гораздо более долговечны. В идеале сплав должен быть таким, чтобы после снятия нагрузки не оставалось никакой деформации. Правильно подобранный материал позволяет дугам и через несколько лет оставаться упругими и сохранять форму.

Совет

Так что, выбирая палатку, неплохо проверить дуги каркаса на остаточную деформацию: возьмите дугу, согните ее по форме вашей палатки и после этого отпустите. Дуга выпрямится, а те изменения, которые останутся, и будут остаточной деформацией. Чем она меньше, тем лучше. Чтобы каркас было проще и быстрее собирать, чтобы его части не терялись, через каждую дугу пропускается резинка, которая скрепляет все ее составляющие.

Чаще всего в палатках, предназначенных для более-менее спокойного «активного отдыха» и несложных походов, для дуг каркаса используются материалы более тяжелые и менее долговечные, чем алюминиевые сплавы. Но и цена их значительно ниже, как, впрочем, ниже и требования, предъявляемые к палаткам подобного типа. А когда речь заходит о повышенной надежности, которую должна обеспечивать палатка в экстремальных условиях, о борьбе с лишним весом снаряжения, – тогда в дело идут каркасы из сплавов алюминия.

Еще одним преимуществом подобных каркасов является то, что они, в отличие от пластиковых, ремонтопригодны. Алюминиевые дуги легко можно починить при помощи специальной ремонтной гильзы, которая часто прилагается к комплекту палатки. Ремонтная гильза представляет собой трубку, внутренний диаметр которой равен наружному диаметру дуги каркаса. При поломке дуги эта гильза одевается на место перелома. Так что с ее помощью каркас чинится очень быстро и надежно. Кстати, каркасы также различаются по диаметру дуг: считается, чем дуга толще, тем она прочнее. Хотя это не абсолютное правило: и тонкие жесткие каркасы выдерживают сильные ветровые нагрузки.

Ну, а теперь внутренняя часть палатки. То есть то самое пространство, которое будет служить вам крышей над головой. И здесь не теряет своей актуальности прежнее требование: ткань, из которой сделана внутренняя палатка, должна «дышать», но при этом задерживать ветер, быть легкой и прочной (тоже не новое требование). К тому же, материал, из которого изготовлена внутренняя палатка, должен быть быстросохнущим. В этом отношении лучше всего себя зарекомендовали нейлоны.

Рис. 4

Внимание!

Любые примеси хлопка в ткани нежелательны, так как хлопок долго сохнет, подвержен гниению, а зимой, к тому же, может смерзнуться в корку.

Кстати, слой воздуха, остающийся между тентом и внутренней палаткой, может служить также своеобразной воздушной подушкой, «переходником» между воздухом снаружи и воздухом внутри, позволяющим сохранять в жилой части палатки оптимальную температуру.

В хорошей палатке должна быть продуманная система вентиляции, обеспечивающая доступ воздуха, но, в то же время, не пропускающая ни дождя, ни снега. Очень удобно, если вентиляционное отверстие можно открыть или закрыть, не вылезая из палатки. Помимо специальных вентиляционных отверстий, функцию проветривания палатки могут играть противомоскитные сетки, установленные на выходах: с одной стороны, палатка закрыта, с другой – и обзор есть, и не душно. И, конечно же, основная функция подобной сетки, обозначена в ее названии: спасать обитателей палатки от нашествия различных жужжащих кровососущих насекомых.

Немаловажным является цвет ткани внутренней палатки. Лучше избегать серых, темных тонов. Представьте, как неприятно просыпаться в палатке мрачного цвета: даже самое солнечное утро покажется пасмурным! К тому же свет, проходя через два препятствия (тент и внутренняя палатка), может изменить до неузнаваемости цвет лица обитателей палатки, придать лицам какой-нибудь серо-зеленый оттенок. А это, согласитесь, не очень приятное зрелище, особенно утром….

Совет

Конечно же, цвет – дело вкуса, но все-таки светлые и яркие тона больше способствуют созданию уютной и радостной атмосферы внутри палатки, даже если на улице и льет дождь.

Из книги Ваш дом автора Гурова Александра Сергеевна

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ! Итак, вы купили садовый инвентарь (на первый случай), вооружились справочником садовода-любителя и вступили на путь владельца и хозяина садового участка.Тут встает перед вами извечный вопрос первопроходца «Что делать? С чего начать?»Какую

Из книги Новая прихожая, гостиная, спальня. Лучшие проекты по отделке и дизайну автора Соколов Илья Ильич

Из книги Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки автора Ильяев Михаил Давыдович

Из книги Техобслуживание и мелкий ремонт автомобиля своими руками. автора Гладкий Алексей Анатольевич

Из книги Азбука туризма автора Бардин Кирилл Васильевич

Для чего нужно сцепление, и из чего оно состоит? Сцепление автомобиля предназначено для кратковременного отключения двигателя от КПП, а также для плавного соединения этих агрегатов при работающем моторе. Помимо прочего, сцепление не допускает резкого изменения

Из книги Основы композиции в фотографии автора Дыко Лидия Павловна

Из книги Как добыть смолу, деготь, скипидар, канифоль, древесный спирт и эфирные масла автора Власов П. Е.

Глава I Современная фотография и фотоискусство Светопись как новый способ получения изображений Развитие науки и техники, пытливость человеческой мысли, а еще более потребность человечества в простом, доступном, гарантирующем необходимую точность способе получения

Из книги Как сделать деревенский дом уютным и комфортным автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Обувь для дома своими руками автора Захаренко Ольга Викторовна

Из книги Дизайн дачного дома автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Четыре сезона рыболова [Секреты успешной рыбалки в любое время года] автора Казанцев Владимир Афанасьевич

Из книги Учимся фотографировать автора Эртон Дэни

Из книги Плоскорез Фокина! Вскопать, прополоть, прорыхлить и скосить за 20 минут автора Герасимова Наталья

Глава 2. С чего начать? 2.1. Три кита фотографии Много времени прошло с тех пор, как появились первые устройства для фотографирования и создания фотоснимков, изменилась техника, изменились способы съемки, заметно изменилось качество снимков и возможности фотоаппаратов. Но

Из книги Виноград без труда автора Кизима Галина Александровна

В этой статье сознательно не затрагиваются сверхдешевые палатки из гипермаркетов, имеющие однослойную конструкцию с внешними дугами.

Введение

В этой статье мы расскажем об интересной разновидности палаток, имеющих внешнее расположение каркаса. Такую конструкцию иногда называют «скандинавской», подобные палатки отличаются большим удобством использования в тяжелых погодных условиях, в противовес традиционной схеме с внутренним каркасом. Однако из-за высокой стоимости и/или большого веса они мало распространены среди обычных туристов, и большинство не имеет опыта обращения с ними.

С 2004 по 2016 годы автор статьи использовал в велопоходах и пеших ПВД немало моделей палаток производства Пик-99, Tramp, Salewa, MSR, Big Agnes и Marmot. Все они имели классическую конструкцию: каркас с подвешенной под ним внутренней палаткой, поверх натягивается тент.

Однако после серии велопоходов по Исландии, где туристы широко используют экспедиционные палатки с внешним каркасом (преимущественно Vaude), на глаза стало попадаться больше информации о подобных моделях. В 2015 году палатка Vaude Mark UL 3P была опробована автором в магазине, но оказалась тесновата, в 2016 году - приобретена большая палатка для семейных походов (Hilleberg Kaitum 3), а в 2017 - еще одна, поменьше и на 1 кг легче (Fjallraven Abisko Lite 3). Таким образом, в коллекции автора «скандинавские» палатки полностью заменили традиционные.

Основная цель этой замены - добиться максимальной легкости установки-сборки большой палатки в одиночку (пока жена отвлекает сына, чтобы он всё не порушил), в том числе под ливнем, в сильный ветер или зимой. Но обо всём по порядку.

Кому и зачем нужен внешний каркас

Палатки рассматриваемого типа (строго говоря, внешний каркас имеют не все - есть палатки, у которых карманы для дуг пришиты к тенту не снаружи, а внутри) имеют два существенных отличия от традиционных моделей с внутренним каркасом. Во-первых, внутренняя палатка и тент у них сцеплены друг с другом, и разделять их надо либо для просушки, либо при желании установить тент без внутренней палатки. Во-вторых, вся палатка тем или иным способом подвешивается под каркасом, при этом одновременно ставятся и внутренняя палатка, и тент.

Кстати, в коммерческой палатке впервые такая схема была использована шведом Бо Хиллебергом в 1973 году, а возможность при необходимости разделить тент и внутреннюю палатку появилась только спустя 4 года.

Такая конструкция палатки иногда называется «скандинавской» (у производителей встречается термин «Nordic», а Леонид Александров, известный как Комбриг, называет такую конструкцию «экзоскелетом»), и больше всего ей уделяют внимание именно компании со скандинавскими и европейскими корнями: Hilleberg (как родоначальник), Vaude, Fjallraven, Helsport, Tatonka, Jack Wolfskin, Снаряжение, Баск. Причину этого стоит искать в более низких температурах и в большем количестве осадков, характерных для Скандинавии по сравнению с США, где большинство разрабатываемых палаток (MSR, Marmot, Big Agnes и т. д.) имеют традиционную конструкцию.

Чтобы оценить главное достоинство «скандинавского» типа палаток, достаточно вспомнить, как происходит установка традиционной палатки под дождем:

  1. Раскладываем внутреннюю палатку на земле. В этот момент дождь начинает заливать внутренности палатки.
  2. Устанавливаем дуги в отверстия в углах дна. При этом желательно, чтобы кто-то держал противоположный конец дуги для ускорения и упрощения процесса.
  3. Поднимаем внутреннюю палатку и крепим ее к каркасу.
  4. Набрасываем тент поверх каркаса. Только в этот момент вода перестает попадать внутрь палатки. Далее закрепляем и натягиваем тент.

При сборке палатки ее заливание водой происходит в обратном порядке.

Разумеется, опытные туристы научились сводить количество воды внутри палатки к минимуму. Если установка осуществляется вдвоем, то помощник держит тент над палаткой все время, пока другой турист работает с дугами. Это несложно при тихой погоде, на свежую голову и пока руки не онемели от холода, однако в тяжелых условиях возрастает шанс ошибиться и залить палатку. Кроме того, под дождем все операции нужно выполнять быстро, что увеличивает риск случайного повреждения палатки, особенно на фоне усталости.

Другая проблема возникает, если нужно поставить палатку в сильный ветер, особенно в одиночку. Приходится сначала прикреплять внутреннюю палатку колышками к земле, потом устанавливать дуги и поднимать внутреннюю часть. В этот момент возникает риск поломки палатки, поскольку оттяжки крепить пока что не к чему, а легкая внутренняя ткань заметно менее прочная, чем тент. Затем начинается самое сложное - правильная установка и закрепление тента, который норовит вырваться из рук и скрыться вдали. Сложность установки палатки при сочетании сильного ветра с сильным дождем читателю предлагается оценить самостоятельно.

Таким образом, несмотря на привычность большинству туристов, установку палатки с внутренним каркасом нельзя назвать легкой и удобной в тяжелых погодных условиях. А вот использование внешнего каркаса решает проблемы, присущие традиционным палаткам. Такие палатки специально разработаны для максимальной легкости установки под дождем, в сильный ветер, в одиночку и при этом будучи в толстых рукавицах.

Как работает палатка с внешним каркасом

Установка и сборка

Установка начинается с того, что когда вы извлекаете палатку из мешка и раскладываете ее на земле, она уже находится в сборе, и внутренняя ее часть закрыта тентом. Далее вы крепите тент к каркасу и поднимаете всю палатку целиком вместе с каркасом, при этом ее внутренняя часть ни на секунду не открывается непогоде.

Видео с установкой палатки в одиночку
при ветре 27 м/с (97 км/ч - сильный шторм)

Как правило, дуги внешнего каркаса полностью или частично заправляются в специальные карманы, пришитые снаружи (изредка - изнутри) к тенту, далее тент тем или иным способом натягивается на дугах. Карманы сделаны из прочной ткани с силиконовым покрытием, поэтому установка и извлечение дуг проходят предельно легко и быстро (несмотря на казалось бы сложный процесс), даже в теплых перчатках.

Поскольку тент не требуется точно позиционировать на собранном каркасе, и риска залить палатку нет, все операции могут быть выполнены в одиночку и без спешки, независимо от размеров палатки. У традиционных же моделей чем больше тент, тем сложнее с ним совладать.

В сильный ветер установка упрощается из-за того, что тент не нужно накидывать на палатку - достаточно лишь закрепить наветренную часть палатки несколькими колышками и оттяжками, и она уже никуда не улетит, можно спокойно собирать дальше. Ряд моделей палаток даже не предусматривает участия второго человека при установке - в тихую погоду ему будет практически нечего делать.

Зачастую владельцу доступны разные варианты установки палатки:

  1. Стандартный способ.
  2. Только тент без пола. Внутреннюю палатку можно демонтировать целиком или частично (например, для обеда под дождем, когда нет других укрытий). Часто в таких палатках по земле идут несколько шнуров, позволяющих каркасу держать форму без дна. Заодно такие же шнуры разгружают молнии тамбуров при натяжении тента.
  3. Тент с футпринтом (см. далее) - получается легкое однослойное укрытие с 90% защитой от комаров, если тент достает до земли.
  4. Только внутренняя палатка (с дополнительно приобретаемыми держателями, используется редко).

Особенности конструкции

Очень полезная особенность конструкции у многих палаток с внешним каркасом - если тент после ночи мокрый от дождя и/или конденсата, то можно вначале демонтировать внутреннюю палатку и отдельно уложить ее в сухое место, затем упаковать свои вещи под тентом и уже непосредственно перед выездом сложить тент и каркас. Таким образом, внутренняя палатка к следующей ночевке будет максимально сухой. Установка производится в обратном порядке - сначала ставится тент, потом под ним крепится внутренняя палатка.

На случай шторма или даже урагана (ряд моделей палаток выдерживает ветер ураганной силы) зачастую есть возможность радикально повысить прочность палатки посредством установки на двойных дугах. Для этого потребуется приобрести второй комплект дуг, а в остальном установка палатки мало отличается от обычной. Что важно в сильный ветер, в ряде случаев штормовые оттяжки не просто крепятся к тенту, а еще и обматываются вокруг дуг. А если дуга все же оказалась сломана, то вероятность, что она при этом порвёт тент, достаточно мала.

Для максимального натяжения тента у палаток с внешним каркасом часто используются специальные натяжители на дугах в поперечном направлении, а у полубочек - еще и стропы на торцах, натягивающие палатку в продольном направлении. Сильное натяжение облегчается с использованием полноразмерных карманов для дуг: дуга продевается в карман до упора, свободный конец устанавливается в натяжитель, тянем за стропу - и тент натянут. Застежки-фастексы, как заведомо слабое звено, практически не применяются.

У полусфер бывает гибридная система крепления тента к каркасу: концы дуг заправляются в короткие карманы, а центр подвешивается на клипсах. Так проще устанавливать палатку на двойных дугах, что важно в экстремальных условиях. Еще есть вариант, когда карманы разрываются в самой верхней точке полусферы, где дуги пересекаются. У фирмы Vaude применяется своя оригинальная конструкция: палатка подвешивается под каркасом на специальных эластичных шнурах.

В зимних условиях палатки с внешними дугами, заправляющимися в полноразмерные карманы, имеют преимущество: дуги изолированы от окружающей среды и от конденсата, собирающегося внутри палатки. Таким образом, секции дуг меньше смерзаются друг с другом.


Как известно, ко многим зарубежным палаткам можно докупить так называемый «футпринт» - это непромокаемый «второй пол», основная задача которого - продление срока службы дна палатки. Также, благодаря футпринту, в дождливую погоду дно палатки не касается мокрой земли. У палаток с внутренними дугами футпринт, при его наличии, отдельно расстилается на земле в самом начале сборки. Если дует ветер, то футпринт норовит улететь. Особенность палаток «скандинавского» типа - футпринт пристегивается к тенту так же, как и внутренняя палатка, и ставится одновременно со всей палаткой.

В отличие от традиционных палаток, футпринт у палаток с внешним каркасом обычно закрывает всю площадь пола, включая тамбуры, что удобно зимой (снег не начинается сразу за порогом палатки) и уменьшает конденсацию влаги, испаряющейся с почвы. Также появляется возможность сделать легкое 1-слойное укрытие с неплохой защитой от насекомых, если снять внутреннюю палатку. Некоторые модели палаток вдобавок имеют сетку на вентиляции тента как раз в расчете на такое использование - можно открыть вентиляцию, и комары не будут залетать. Иногда даже встречается сетка на выходах из тента дополнительно к основной тканевой двери.

Используемые материалы

У большинства моделей палаток с внешними дугами для изготовления максимально легкого и при этом прочного тента используется нейлон (полиамид) с 2-сторонним силиконовым покрытием (вплоть до 4 слоев чистого силикона), далее для краткости будем называть такую ткань Si-нейлоном. Еще в 1975 году всё тот же швед Бо Хиллеберг случайно обнаружил, что такая ткань обладает высокой прочностью на раздир - до 6–7 раз превышающей аналогичный показатель у традиционных тканей с полиуретановым (ПУ) покрытием. Считается, что причина этого в том, что силикон действует, как связующее между нитями.

Кстати, прочность на раздир измеряется по ISO 13937-4 - в образце вырезается П-образный язычок, и за него тянут, измеряя усилие. Если пытаться порвать неповрежденную ткань («разрыв», а не «раздир»), то это окажется намного тяжелее.


Применяемые для качественных тентов ткани варьируются от сверхлёгкого Si-нейлона плотностью 15–20D с прочностью на раздир 8–10 кгс (даже такую ткань сложно порвать голыми руками) до Si-нейлона 40D с прочностью 15–20 кгс. Последний вариант применяется в палатках экстремального класса и оказывается вдвое легче нейлона или полиэстера плотностью 68–75D с полиуретановым покрытием - типичной недорогой палаточной ткани, имеющей прочность на раздир всего 5 кгс.

Однако швы на ткани с двухсторонним силиконовым покрытием нельзя проклеивать термолентой в заводских условиях. Вместо этого используется специальная технология шитья, не требующая обязательной проклейки: например, принудительное охлаждение иголок, специальная разбухающая от воды нить или минимальная скорость машинки, чтобы иголка не проплавляла ткань. Швы на тенте делаются с зацепом, так, что нитка прошивает сразу 4 слоя ткани. При желании, владелец может проклеить тент палатки вручную кисточкой с силиконовым клеем, однако на новых палатках это обычно не требуется.

Для пола на таких палатках обычно используется привычный нейлон с полиуретановым покрытием и плотностью 40D...100D. Считается, что такое покрытие хоть и не дает большой прочности на раздир, зато усиливает устойчивость ткани к проколу (из-за того, что полиуретан формирует сплошную пленку), что актуальнее для пола. В бюджетных моделях аналогичная ткань может использоваться и для тента, однако такое решение приблизительно на полкило увеличивает вес, который и без того немаленький.

Тип используемых дуг для каркаса зависит от ценового диапазона: от обычных дуг у бюджетных российских моделей до легких DAC Featherlite NSL с переменным диаметром у импортных палаток высшего класса, где комплект таких дуг стоит как целая российская палатка. Диаметр дуг зависит от класса палатки - у более легких моделей применяются 9-мм дуги, у более прочных - 10 мм или даже 11 мм. Если палатка имеет малый радиус изгиба дуг (например, полубочка), либо производителю хочется сделать сечение палатки более «квадратным», дуги получают слегка изогнутую форму еще на заводе. Хорошим тоном считается прикладывать к палатке запасную секцию дуги и ремонтную втулку.

В целом, именно на палатках с внешним каркасом чаще всего встречаются наиболее передовые материалы в палаткостроении, дающие более выгодное сочетание массы и прочности (увы - за счет высокой стоимости). Вдобавок, из-за отсутствия непосредственного соприкосновения тента с дугами, соединительными втулками и клипсами (как у классических палаток), ткань тента меньше подвержена истиранию и прослужит дольше.

Недостатки внешнего каркаса

Почему же палатки «скандинавского» типа не получили широкого распространения? Несмотря на хорошую работу в тяжелых погодных условиях, у таких палаток есть ряд серьезных недостатков:

  • Повышенная масса . Этот недостаток наиболее заметен у актуальных в велотуризме 1- и 2-местных моделей палаток. Внешние дуги более длинные, чем внутренние, а карманы для дуг с натяжителями (или система подвески) весят достаточно много. При прочих равных, палатки «скандинавского» типа заметно тяжелее, особенно с учетом того, что у большинства таких палаток тент вплотную прилегает к земле для защиты от ветра и холода, а это требует наличия сложной (и достаточно тяжелой) системы вентиляции.
  • Высокая цена . С целью снижения массы (грубо говоря, чтобы палатка весила на 500 г больше обычной, а не на 1000) производители часто применяют легкие дорогие дуги и передовые материалы для тента. Это поднимает стоимость примерно в полтора-два раза по сравнению с аналогами, использующими внутренние дуги и традиционные материалы.

  • Сложность установки внутренней палатки без тента . Поскольку интерфейс для крепления концов дуг есть только на тенте, внутреннюю палатку обычно либо вообще нельзя установить без тента, либо для этого потребуются отдельно приобретаемые держатели. На установленную внутреннюю палатку нельзя так просто прикрепить тент - чтобы получить палатку в сборе, нужно полностью разобрать ее, а затем собрать заново.
  • Внутреннюю палатку нельзя просушить, просто откинув или сняв тент . Можно лишь убрать тамбуры, либо снять внутреннюю часть и сушить ее отдельно.
  • Это частично компенсируется тем, что тент можно легко установить без внутренней палатки (например, для обеда под сильным дождем), либо вначале установить тент, а затем подвесить под ним внутреннюю палатку.
  • Многие палатки с внешним каркасом достаточно низкие по сравнению с традиционными моделями. Для двухместных палаток характерна высота 90–100 см, для нетяжёлых трехместных - 100–110 см. Это примерно на 10 см ниже обычного. Причины этого кроются в стремлении обеспечить лучшую ветроустойчивость и снизить массу.
  • Меньшее натяжение внутренней палатки из-за того, что она подвешивается под тентом на резинках, а не прикрепляется относительно жестко к каркасу. В ветреную погоду внутренняя палатка может ощутимо «полоскаться», однако из-за большого расстояния до тента (около 10 см) нежелательного соприкосновения двух слоев скорей всего не будет.
  • 0
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: