Пароход олимпик. Трагическая судьба "Британика". Корабль "Британик": фото, размеры, история. Индустрия кораблестроения в начале XX века

Олимпик — серия трёх трансатлантических лайнеров — «Олимпика», «Титаника» и «Британника». Все трое на момент ввода в эксплуатацию являлись самыми большими судами в мире. Лайнер «Олимпик» — единственный из трёх лайнеров-близнецов этого класса, который проработал много лет и был списан по причине устаревания, тогда как «Титаник» затонул вследствие столкновения с айсбергом в первом же плавании, а «Британник» подорвался на мине, выставленной немецкой подлодкой U-73 в ходе Первой мировой войны.

12 мая 1918 года «Олимпик», идя в сопровождении 4 эсминцев, встретился с немецкой подводной лодкой U-103. U-103, находясь в подводном положении, выпустила по кораблю 3 торпеды, но от двух корабль уклонился, а третья утонула не доплыв до цели. Не удержавшись под водой, немецкая подлодка всплыла на поверхность. Тогда «Олимпик», не имея на борту серьёзного вооружения, поплыл на подлодку и потопил её таранным ударом.

Раз история «Титаника» у всех на слуху, сегодня мы представляем вам небольшую фототеку и некоторые интересные факты об остальных кораблях знаменитой серии.

«Олимпик»

«Олимпик» (слева) и «Титаник» — первые два парохода из серии

Из всех трёх лайнеров этой серии у Олимпика была наиболее счастливая судьба — он совершил 257 рейсов из Саутгемптона в Нью-Йорк и обратно и был списан в 1935 году.

Хотя все три корабля вошли в историю как четырёхтрубные, изначально они должны были быть оснащены тремя трубами, но для придания судну более надёжного вида была установлена четвёртая, фальшивая, труба.

Корпус Олимпика был выкрашен в белый цвет, чтобы лучше получаться на фотографиях, поскольку он был главным элементом в рекламной компании. Корпус был перекрашен в чёрный цвет после спуска на воду.

Первое плавание «Олимпика» прошло без инцидентов и очень успешно. Однако со временем пассажиры стали жаловаться на непогоду, так как променад на палубе «А» был полностью открыт, из-за чего пассажиров забрызгивало в шторм. Было решено остеклить переднюю часть палубы «А» на «Титанике». Это и есть основное различие между судами.


Убранство Олимпика

Несмотря на то, что Олимпик — единственный выживший, череда неудач была и у него. Во время спуска на воду корабль врезался в дамбу. После этого мелкие и крупные аварии сыпались на него одна за другой, а судно даже не было застраховано. Есть предположения, что после ряда аварий владельцы и рады были бы застраховать свой корабль, только вот страховые компании не желали иметь дело с лайнером-неудачником. Самой серьезной аварией стало столкновение с английским военным крейсером «Хоук», что привело компанию «Уайт Стар Лайн» к ощутимым финансовым проблемам: необходим был дорогостоящий ремонт, а финансовое положение компании было весьма печально, так что «Олимпик» был поставлен в белфастские доки ожидать решения о своей дальнейшей судьбе.

В апреле 1917 года Олимпик был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 000 военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим.


Мир был потрясён гибелью «непотопляемого» «Титаника», а если утонул один «непотопляемый», утонет и другой. Моряки начали бастовать: они не хотели выходить в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством шлюпок. Поэтому водонепроницаемые переборки были подняты до палубы Б, а так же увеличено число спасательных шлюпок: с 20 до 42. Только после этих изменений моряки вновь согласились выходить на «Олимпике» в море.

После списания в 1935 году многие из элементов отделки «Олимпика» были использованы в отеле «Белый Лебедь». Их брали за образец кинематографисты при воссоздании декораций для съёмок фильма «Титаник», а в сентябре того же года он был продан для разделки на металлолом.

«Британник»


«Британник» — третье и последнее судно класса «Олимпик». Первоначально строился под именем «Гигантик». Он должен был стать одним из величественных лайнеров, но тут грянула Первая Мировая Война.

13 ноября 1915 года он реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно. Работа по преобразованию незаконченного лайнера шла полным ходом: каюты на верхних палубах превращены в палаты, а обеденный зал и гостиная первого класса были переоборудованы в операционные и главную палату.

Судно было окрашено в интернациональные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса с красными крестами. Эти цвета гарантировали статус неприкосновенного для всех военных судов, согласно Женевскому соглашению, но 21 ноября 1916 года «Британник» подорвался на немецкой мине между островом Kea и материковой Грецией. Судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут.


Тонущий Британник

На борту «Британника» была медсестра Вайлет Джессоп — одна из спасшихся при катастрофе «Титаника». Она была в шлюпке, которую затянуло под винт тонущего судна, и выжила. Что еще более удивительно, так это то, что Джессоп была стюардессой на «Олимпике» (старшем брате обоих лайнеров), когда тот в порту Саутгемптона столкнулся с крейсером «Хоук».

Жили-были на свете три близнеца-лайнера: Олимпик, Титаник и Британик. Про них сегодня пост.

Во время гибели "Титаника" капитан «Олимпика» предложил пересадить пассажиров на его судно, но команда отказалась. Посчитали, что для потерпевших будет шоком увидеть недавно затонувший лайнер опять на плаву.

В конце XIX века White Star Line была самой мощной транспортной компанией в Великобритании. Пароходная связь осуществлялась не только с Америкой, но и с Австралией и Южной Африкой.

В 1902 году компанию купил американец Пьерпонт Морган. Американский капитал и сотрудничество с одной из лучших судостроительных компаний Harland and Wolff способствовали началу постройки трёх огромных судов: «Олимпик» (Olympic), «Титаник» (Titanic) и «Британник» (Britannic)

1. Olympic . "Любимый".

«Олимпик» был первым из серии трёх лайнеров одноимённого класса. Наравне с «Титаником» и «Британником» задумывался как конкурент судам других трансатлантических компаний.

Поначалу в White Star Line видели два больших лайнера с тремя трубами. Такой постройкой предполагалось оставить конкурентов далеко позади. Но дуэт лайнеров был превращен в трио. Три трубы были заменены четырьмя для большей убедительности пассажиров, что судно с четырьмя трубами безопаснее

В 1908 году был заложен киль будущего "Олимпика". Корабль имел длину 268 м, ширину 28 м и высоту 18,4 м от ватерлинии до шлюпочной палубы. 16 водонепроницаемых отсеков защищали судно от повреждений. Гигантские двигатели, вместе с турбиной, вырабатывали мощность примерно в 50 000 л.с. и достигали скорости в 21 узел.

Спуск на воду

В четверг 20 октября 1910 года в 11.00 «Олимпик» был спущен на воду. Корабль» уже через 62 секунды развил скорость в 12.5 узлов. Можно было начинать отделку.

Испытания в 1911 году

После испытаний, которые превзошли все ожидания, корабль был готов к выходу в море.

По традиции, после окончания всех испытаний, «Олимпик» прибыл в Ливерпуль для всеобщего рассмотрения. Хотя порт отправления позже был изменен на Саутгемптон, на корме "Олимпика" и его двух братьев, под названием всегда будет виднеться надпись «Ливерпуль».

Парадная лестница Первого класса

"Фишкой" всех трёх лайнеров была непотопляемость. Этот факт публиковался во всех газетах во время строительства кораблей.
Непотопляемость обеспечивалась 16 водонепроницаемыми отсеками и герметичными дверями.

Внутренние помещения «Олимпика» были изящны. Стиль помещений, в отличие от немецких кораблей, не был столь пафосный, а более скромный, поэтому и более привлекательный.

Обеденный зал Второго класса

В среду, 14 июня 1911 «Олимпик» отдал швартовы и направился из Саутгемптона в Нью-Йорк. Его капитаном был опытный Эдвард Джон Смит. В четверг 22 июня корабль причалил к пирсу в Америке.

В первые годы эксплуатации с "Олимпиком" случался ряд мелкий неудач. Судно то сталкивалось с другими кораблями, то получало повреждения. Например 24 февраля 1912 года лайнер потерял лопасть винта на пути в Англию. "Олимпик» должен был вернуться в Белфаст для ремонта, что отложило первое плавание «Титаника».

Каюта Третьего класса

Уроки "Титаника" не прошли даром. Судно оснастили спасательными шлюпками. Правда это было сделано после бунта команды. Экипаж отказался продолжать рейсы без нормального количества шлюпок.

Первая мировая война застала «Олимпик» на пути в Нью-Йорк. В Америке лайнер был окрашен в серый цвет.

С этого времени «Олимпик» значился как военный транспорт и был оборудован массивным оружием. Чуть позже он стал транспортным судном между Великобританией и Канадой.

После войны, пройдя модернизацию, корабль вернулся к своему прежнему занятию - перевозкой пассажиров через Атлантику.

15 мая 1934 года «Олимпик» шел в нью-йоркских водах через густой туман на скорости в десять узлов. Несмотря на низкую скорость и огни, на корабле не заметили плавучий маяк. Огромный «Олимпик» перерезал маяк пополам. Семь мужчин на борту плавучего маяка погибли и только четверо выжили.

«Олимпик» устарел. Теперь был лишь вопрос времени, когда его снимут с линии.
11 октября 1935 года, «Олимпик» покинул Саутгемптон в последний раз, чтобы быть распиленным на металл. Все внутренние убранства распродали с аукциона. Большая часть всей мебели и отделки ушла в отели.

2. Titanic . "Проклятый".

Самый известный и самый печальный лайнер серии. Был крупнейшим пассажирским лайнером мира на момент постройки.

Длина 269,1 м, ширина - 28,19 м, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы -18,4 м.

Заложен 31 марта 1909 года на верфях в Северной Ирландии и строился вместе с "Олимпиком". Уже 31 мая 1911 года спущен на воду.


«Олимпик» и «Титаник» на стапелях Харланд энд Вольф

Перед спуском на воду

Место гибели

4 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 1 316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2 224 человека. Из них спаслись только 711 человек.

К «Титанику» ближе всего были три судна: «Калифорниэн», «Карпатия» и «Маунт Темпл». «Калифорниэн» и «Маунт Темпл» были зажаты льдом, поэтому только «Карпатия»смогла прийти на помощь гибнущему титану.
Однако, прибыла она слишком поздно: «Титаник» уже 2 часа как затонул. «Карпатия» погрузила на борт выживших пассажиров и отправилась в Нью-Йорк.

3. Britannic . "Забытый".

«Британник» — третье и последнее судно класса «Олимпик». Первоначально строился под именем «Гигантик».

Запланированный внешний вид

Длина 269 м, ширина 28 м, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы 18,4 м

После гибели «Титаника» на третьем судне было немедленно остановлено строительство, а намеченное имя «Гигантик» было заменено на «Британник».


Британник спущен на воду.

Работа над «Британником» продолжалась в течение 1912 года. Запуск был отсрочен несколько раз, и только 26 февраля 1914 года, «Британник» был спущен. В соответствии с традицией Уайт Стар Лайн, не было никакой церемонии, и не разбивали бутылку шампанского о нос корабля.

"Британик" должен был стать одним из величественных лайнеров, но тут грянула Первая Мировая Война.

13 ноября 1915 года он реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно. Работа по преобразованию незаконченного лайнера шла полным ходом. Каюты на верхних палубах превращены в палаты. Обеденный зал и Гостиная первого класса были переоборудованы в операционные и главную палату.

Судно было окрашено в интернациональные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса с красными крестами. Эти цвета гарантировали "Британику" статус неприкосновенного для всех военных судов, согласно Женевскому Соглашению. Несостоявшийся лайнер был оправлен служить в Средиземное море.

21 ноября 1916 года "Британик" подорвался на немецкой мине между островом Kea и материковой Грецией. Судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут. Жертвы были малочисленные.


Тонущий "Британик"

Что интересно, на борту «Британника» была медсестра Вайлет Джессоп. Её затянуло под винт тонущего судна, но женщина выжила.
Вайлет благополучно пережила гибель и старшего брата «Британника» — «Титаника». Что еще более удивительно, она была стюардессой на «Олимпике»

Три лайнера получили имена в честь героев греческой мифологии: олимпийцев, титанов и гигантов. Любопытно, что титаны и гиганты были повержены олипийцами. Быть может, поэтому "Олимпик" - единственный, кого не постигло крушение?

МОСКВА, 27 мар - РИА Новости. Лайнер "Олимпик", один из трех суперлайнеров компании "Уайт Стар Лайн", завершил свой последний рейс 75 лет назад, 27 марта 1935 года.

В конце 1907 года компания "Уайт Стар Лайн" приняла решение построить на верфи "Харленд энд Воллф" в Белфасте, Северная Ирландия, три лайнера длиной 259 метров, шириной 28 метров и водоизмещением 52 тысячи тонн. На них предусматривались места для 2,566 тысячи пассажиров в каютах трех классов, причем пассажирам всех классов предоставлялись невиданные до этого удобства.

Первые рейсы

В 1908 и 1909 годах было начато строительство первых двух судов серии. Одно назвали "Олимпик", другое - "Титаник". Оба судна строились рядом, в одном цехе. Строительство третьего было запланировано на более поздний срок.

20 октября 1910 года "Олимпик" был спущен на воду, 31 мая 1911 года, после завершения достроечных работ, он вышел на ходовые испытания, а 14 июня отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Руководство "Уайт Стар Лайн" отнеслось к первым рейсам "Олимпика" с большой ответственностью. Именно в этих рейсах были приняты решения о ряде улучшений на еще строящемся "Титанике": была слегка изменена планировка некоторых помещений, за счет уменьшения площади прогулочных палуб было увеличено количество пассажирских кают, появились каюты-апартаменты, всего две, создано кафе в парижском стиле, примыкавшее к ресторану. Наконец, первые рейсы показали, что часть прогулочной палубы лайнера недостаточно защищена от непогоды, поэтому на "Титанике" ее было решено сделать закрытой, с раздвижными окнами. В дальнейшем "Титаник" и "Олимпик" визуально можно было различить именно по этой прогулочной палубе.

В пятом рейсе случилась авария. Утром 20 сентября 1911 года, на выходе из Саутгемптонского залива, "Олимпик" столкнулся с британским крейсером "Хок" и получил 12-метровую пробоину в правом борту. Едва начавшийся рейс был прерван, и "Олимпик" вернулся в Белфаст на верфь для ремонта. Ремонтные работы на "Олимпике" несколько задержали достройку и первый рейс "Титаника", который закончили строить в 1912 году.

"Титаник" поражал своими размерами и архитектурным совершенством; газеты сообщали, что длина лайнера равна длине трех городских кварталов, высота двигателя - высоте трехэтажного дома, что якорь для "Титаника" по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей.

Гибель "Титаника"

10 апреля 1912 года "Титаник" вышел в свой первый и последний рейс в Америку, взяв на борт более 2,2 тысячи человек. 14 апреля, на исходе четвертого дня пути, "Титаник" столкнулся с огромным айсбергом. Правый борт корабля был распорот от самого форштевня, длина пробоины составила 90 метров. На корабле началась паника, в тесноте и давке люди пытались пробраться на корму. Из 20 шлюпок две так и не удалось спустить.

"Титаник" затонул в 2.20 15 апреля. Погибли, по разным данным, от 1,4 тысячи до 1,517 тысячи человек, спаслись около 700.

Обломки погибшего лайнера оставались нетронутыми до тех пор, пока американский морской археолог Роберт Боллард и его французские коллеги не обнаружили их 1 сентября 1985 года в 325 милях от побережья канадского острова Ньюфаундленд. С тех пор было поднято около 5 тысяч артефактов, обнаруженных среди обломков "Титаника". У останков корабля побывало множество подводных лодок, субмарины доставляли туда туристов.

О печально известном пароходе написаны десятки книг, сотни статей и очерков, поставлено несколько фильмов.

Во время гибели "Титаника" в ночь на 15 апреля 1912 года "Олимпик" находился в очередном рейсе из Нью-Йорка в Саутгемптон. Получив информацию о бедствии, "Олимпик" поспешил на помощь брату-близнецу, однако он находился на значительном расстоянии от места катастрофы, и спасшихся пассажиров подобрал лайнер "Карпатия". Капитан "Олимпика" предложил взять к себе на борт часть спасенных, однако от этой идеи было решено отказаться, поскольку возникли опасения, что появление копии "Титаника" вызовет ужас у находящихся в шоке людей. Несмотря на это, "Олимпик" попросили держаться в пределах видимости "Карпатии", поскольку мощности радиостанции этого корабля не хватало для того, чтобы связаться с берегом, а радиостанция на "Олимпике" имела достаточную мощность. Списки спасенных передавались радисту "Олимпика", который немедленно отправлял их на береговую радиостанцию. Через некоторое время "Олимпик", на котором находились сотни спешащих в Европу пассажиров, продолжил плавание по своему маршруту.

24 апреля 1912 года "Олимпик" по расписанию должен был отправиться в очередной рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Но поскольку на "Титанике" не хватило шлюпок, чтобы спасти всех людей, команда "Олимпика" отказалась выходить в море до тех пор, пока лайнер не обеспечат необходимым количеством шлюпок. Часть экипажа покинула корабль в Саутгемптоне. Рейс был сорван.

В том же году "Олимпик" прибыл на верфь "Харленд энд Воллф", где в течение шести месяцев была проведена его дорогостоящая реконструкция: приподнято второе дно и увеличена высота водонепроницаемых переборок. Эти меры были приняты по результатам гибели "Титаника". Теперь "Олимпик" мог удержаться на плаву даже в случае затопления шести отсеков. Лишь 2 апреля 1913 года "Олимпик" вышел в первый после реконструкции рейс.

Первая мировая война

Лайнер заканчивал очередной трансатлантический рейс, когда началась Первая мировая война. Увеличив скорость, "Олимпик" прибыл в Нью-Йорк раньше расписания. Было принято решение оставить лайнер на трансатлантической линии, тем более что с началом войны появилось очень много желающих уехать из неспокойной Европы. В октябре "Олимпик" спас моряков военного корабля "Одейшиес", который подорвался на мине у берегов Ирландии. С сентября 1915 года "Олимпик" стал транспортным судном для перевозки войск и получил название "T-2810". Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок.

В апреле 1917 года "Олимпик" был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 тысяч военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим, а один раз невероятным маневром протаранил и потопил подводную лодку.

Судьба "Британика"

Во время Первой мировой войны погиб младший брат "Олимпика" и "Титаника", третье и последнее судно серии. Сначала планировалось, что новый лайнер получит название "Гигантик", но после гибели "Титаника" было решено выбрать ему более скромное и в то же время патриотичное имя "Британик". Он был заложен 30 ноября 1911 года и должен был выйти в первое плавание летом 1914 года, но конструктивные доработки, которые потребовалось сделать после гибели "Титаника", задержали выход судна с верфи. 26 февраля 1914 года "Британик" был спущен на воду.

Не отличаясь от своих старших братьев внешне, по комфорту для пассажиров "Британик" был лучшим из серии. На нем появилась еще одна парикмахерская, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса, четвертый лифт. Разработчики запомнили, что радисты "Титаника" из-за своей занятости не всегда успевали передавать на мостик радиограммы, связанные с навигационной обстановкой, и на "Британике" появилась пневматическая почта, связывавшая радиорубку и мостик.

Однако пассажиры не успели оценить достоинства нового лайнера. Когда началась война, его переоборудовали в судно-госпиталь, и уже в таком качестве лайнер вышел в свое первое плавание в конце 1915 года. 12 ноября 1916 года "Британик" подорвался на мине в проливе Кеа, недалеко от Греции. Несмотря на то, что лайнер тонул всего 55 минут, большинство людей, находившихся на борту, удалось спасти.

"Олимпик" после войны

После окончания войны "Олимпик" вернулся к мирной работе на трансатлантической линии, а вскоре встал на очередную длительную реконструкцию, во время которой его двигатели были переведены с угля на мазут. Реконструкция продолжалась почти год, и только 25 июня 1920 года "Олимпик", который первым из крупных трансатлантических лайнеров начал использовать мазут в качестве топлива, вернулся к работе.

1920-е годы были звездным временем для "Олимпика". Забылась гибель его близнеца "Титаника". Лайнер завоевал репутацию чрезвычайно надежного судна. В эти годы судно регулярно пересекало Атлантический океан с пассажирами на борту и пользовалось большой популярностью.

Не обошлось и без аварии. 22 мая 1924 года в Нью-Йорке "Олимпик" столкнулся с лайнером "Святой Георгий", после чего ему пришлось заменить значительную часть кормовой обшивки.

В 1928 году были модернизированы пассажирские помещения лайнера. Но возраст начинал брать свое. Уже к 1930 году стали появляться механические проблемы и усталостные трещины в корпусе. Дошло до того, что в 1931 году судну был выдан сертификат годности к плаванию по состоянию корпуса всего на полгода. В дальнейшем он все-таки был продлен.

В 1930-е годы мировой экономический кризис обернулся серьезными проблемами для судоходных компаний. Чтобы остаться на плаву, "Уайт Стар Лайн" объединилась с другой британской компанией, "Кунард Лайн". В 1934 году появилась новая компания "Кунард - Уайт Стар", которой был передан весь пассажирский флот двух компаний, в том числе "Олимпик". Вскоре после этого, 16 мая 1934 года, "Олимпик" в густом тумане налетел на плавучий маяк Нантакет у побережья Канады и потопил его вместе с семью членами экипажа.

Тут же вспомнилась катастрофа "Титаника". Кроме того, шло строительство нового лайнера "Куин Мэри", рядом с которым "Олимпику" места уже не было. В условиях продолжающегося мирового кризиса это решило судьбу лайнера.

Последние дни "Олимпика"

Несмотря на то, что расписание трансатлантических рейсов "Олимпика" на лето 1935 года было официально опубликовано, уже в январе 1935 года компания объявила об отмене рейсов лайнера. Свой последний рейс "Олимпик" завершил 27 марта 1935 года. Он остался ждать своей участи в Саутгемптоне. В сентябре того же года "Олимпик" был продан для разделки на металлолом.

11 октября 1935 года лайнер вышел из Саутгемптона и отправился в Шотландию для разделки. Месяцем позже в Лондоне состоялся аукцион, на котором в течение десяти дней распродавалось имущество с "Олимпика". До сих пор детали изысканной отделки лайнера можно увидеть в интерьерах некоторых британских отелей и ресторанов. Стенными панелями из ресторана "Олимпика" украшен ресторан круизного судна "Миллениум".

"Олимпик" пересек Атлантический океан более 500 раз и остался в памяти пассажиров и моряков красивым, комфортабельным и надежным лайнером. Он занял почетное место в истории трансатлантического судоходства.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом пассажирского кораблестроения. Могущественные корабельные компании Англии, Германии, Франции вели между собой конкурентную борьбу за лидерство по пассажирским перевозкам. Одна из ведущих компаний «Уайт Стар Лайн», которую приобрёл американский финансист П. Морган, мечтавший о монополии в северной Атлантике, принимает решение о постройке трёх гигантских по тем временам лайнеров. Первые «Олимпик» и «Титаник» были заложены в 1908 и 1909 годах. Третий корабль «Британик» был заложен в ноябре 1911 года.

Борьба за «Голубую ленту Атлантики»

Главное направление того времени - это Америка, которая очень быстро развивалась и нуждалась в новых рынках сбыта. Кроме того, множество эмигрантов из Европы отправлялись в Новый Свет в поисках лучшей жизни. Торговля с Европой требовала всё большего количества кораблей, так как на то время это был единственный способ сообщения между материками.

Океанские лайнеры боролись за право обладать «Голубой лентой Атлантики» - переходящим призом за скорость, с которой требовалось пересечь Северную Атлантику. Это был условный приз престижа. Он представлял собой в то время голубой вымпел, поднимавшийся на мачте лайнера-рекордсмена. Именно за него шла борьба между морскими судоходными компаниями, которые строили всё более мощные, быстроходные и комфортные суда. В 1897 году немецкий лайнер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» стал обладателем «Голубой ленты». Престижу британских судовых компаний был нанесён удар. Они стремились возвратить лидерство и пассажиров.

Предшественники «Британика»

Была спроектирована серия лайнеров класса «Олимпик». Строительство кораблей проводилось на верфи «Харланд энд Вольф» в североирландском Белфасте. Первый из запланированных лайнеров «Олимпик» был спущен на воду в 1910 году. После достройки он прошёл ходовые испытания и 14.06.1911 г. ушёл в первый рейс из британского Саутгемптона в Нью-Йорк. Спустя некоторое время «Уайт Стар Лайн» принимает решение, согласно которому на строящемся «Титанике» были выполнены изменения с учётом замечаний по первому судну.

В ноябре 1911 года на той же верфи, где строился «Олимпик» закладывается киль «Британика». Судно предстояло выполнить с учётом всех недоработок по двум кораблям. Это был третий лайнер этой серии. Но судьба у кораблей была трагичная. Во время выполнения своего пятого по счету рейса, выходя из Саутгемптонского залива «Олимпик» задел правым боком крейсер Британии «Хок», в результате чего получил значительную пробоину. Ее размер составил 12 метров. Лайнер был вынужден встать на ремонт на верфь Белфаста.

Второй из морских лайнеров этой серии «Титаник» поражал гигантскими размерами, совершенством, роскошью и комфортом для пассажиров. Он должен был, по замыслу владельцев, составить значительную конкуренцию ведущим компаниям «Кунард Лайн» и немецкой HAPAG и получить «Голубую ленту». Но этим планам не суждено было сбыться. "Титаник" погиб от столкновения с айсбергом в первом своём рейсе.

Создание «Британика»

Третий лайнер серии «Олимпик» ещё только строился, когда его собрат «Титаник», потерпевший страшную аварию в столкновении с айсбергом, пошёл ко дну. Эта трагедия, унёсшая жизни 1500 человек, потрясла мир. Первоначальное название третьего корабля было «Гигантик», но после трагедии его хозяева решили назвать судно «Британник», считая, что это имя будет более патриотичным и уместным.

Решив создать серию непотопляемых лайнеров, руководство «Уайт Стар Лайн» принимает решение - строительство третьего из них засекретить, и на корабельной верфи заложенный корабль числился под №433. Но удержать в тайне строительство судна «Британик» не удалось. Компания решила в этом лайнере объединить все достоинства его собратьев и исключить все их недостатки.

Конструктивные изменения

Трагедия «Титаника» приостановила строительство корабля «Британик», так как работала комиссия по расследованию причин катастрофы. На основании сделанных компанией выводов в конструкцию строящегося корабля были внесены существенные изменения, целью которых являлось создание непотопляемого корабля. На случай столкновения лайнера с айсбергом была разработана двойная внутренняя корпусная обшивка судна.

Следующая мера касалась водонепроницаемых пяти перегородок, достигавших верхних палуб. По расчётам конструкторов это позволило бы избежать затопления всех отсеков. Изменения коснулись и архитектуры судна. Колодец, разделявший ют и надстройку, был полностью перекрыт и превращён в шельтердек. Дополнительные каюты 3 класса были устроены на надстройке палубы юта.

Корабль «Британик» оснастили 5-ю парами кранов-шлюпбалок 12-метровых размеров, при помощи которых каждая из них свободно спускала на воду 5 шлюпок при большом крене корабля. На лайнере свободно могли разместиться 40 шлюпок. Но они так и не были установлены.

Спуск на воду и ходовые испытания

Работы по строительству корабля проходили с задержками, спуск на воду отменялся несколько раз. Может это послужило непроведению «крещения» корабля (традиционного разбития бутылки шампанского) в момент спуска его на воду. Это посчитали плохим предзнаменованием.

Первый выход на атлантическую линию компанией был запланирован на июнь 1915 года, и об этом было заявлено. Мало чем отличаясь внешне от своих «братьев-близнецов», судно «Британник» являлось лучшим в этой серии. Все конструкторские доработки были невиданными по тем временам новшествами. Расчётные показатели давали право считать «Британик» самым непотопляемым кораблём.

У компании снова появилась надежда стать самой престижной и получить «Голубую ленту Атлантики». Было официально объявлено, что лайнер выйдет на атлантический маршрут летом 1915 г., но первая Мировая война внесла в жизнь корабля свои коррективы.

Начало войны

Война оказала своё влияние на всё судостроение. Сырьё на строительство кораблей отдавали только тем верфям, которые сотрудничали с Адмиралтейством. «Харланд энд Вольф» продолжала строительство океанских гражданских кораблей, поэтому их строительство продвигалось крайне медленно.

Порт Саутгемптон был реквизирован, то есть он стал военным, поэтому свои корабли «Уайт Стар Лайн» перевела в порт Ливерпуля. Многие океанские лайнеры и грузовые суда также были реквизированы. Эта участь ожидала «Олимпик», ставший военным транспортником, и «Британик», который был превращён в госпитальное судно. На мечте пересечь Атлантику и получить голубую ленту престижа был поставлен жирный крест.

Военный госпиталь

В октябре 1914 года «Британик» был переоборудован в военный госпиталь. На его борту было устроено несколько операционных, специальных помещений реанимации, кают для медицинского персонала, гимнастический зал, складские помещения, перевязочные и, конечно же, каюты для раненых. Вместимость плавучего госпиталя составляла 3300 коек.

Корабль, как медицинское судно, получил и отличительную окраску. Корпус был окрашен в белый цвет с продольной зелёной полосой и нанесёнными по ней красными крестами с боков, трубы его были покрыты жёлтой краской.

Военная служба

12.12.1915 г. «Британик» выполнил переход из Белфаста в Саутгемптон, где принял на борт медперсонал, медикаменты и припасы. 23.12.1915 г. корабль вышел из порта и направился к берегам Средиземного моря. Командиром корабля стал самый лучший капитан «Уайт Стар Лайн» - Карлос Бартлет. Вся Европа была охвачена пожаром мировой войны. Средиземноморье не стало исключением.

Англия и Франция, будучи союзниками, воевали против Германии и Турции и высадили свои войска в Галлиполи, при проведении Дарданелльской операции. Англичане терпели неудачу, им необходимо было подкрепление и вывоз раненых. Эта миссия была возложена на госпитальные корабли, которые выполняли поставленную задачу в Средиземном море, переполненном немецкими подводными лодками.

За 1916 год «Британик успешно выполнил пять рейсов, эвакуировав в Англию более 13000 человек. Чем дольше продолжалась война, тем большей опасности подвергался лайнер, который не был приспособлен к маневрированию в узких для него проливах Средиземного моря. Он создавался для бескрайних просторов Атлантики и по причине своих огромных размеров был уязвим для германских субмарин, которые в буквальном смысле «нашпиговали» море минами.

Гибель «Британика»

Шестой, последний раз «Британик» отправился в Средиземноморье в ноябре 1916 года. 21 ноября он проходил пролив между греческими островами Кеа и Китнос за очередными, подлежащими эвакуации ранеными. Ровно в 8:00 раздался глухой взрыв, за которым последовал гул и вибрация. Капитан К. Бартлет, который ещё только завтракал, понял, что корабль подорвался на вражеской мине. Он немедленно занял свой пост.

Первое, что попытался сделать капитан, - развернуть корабль и выбросить его на мель, но этого ему не удалось. Команда в спешке готовилась покинуть судно. Капитан смог предотвратить панику и взять ситуацию в свои руки.

Лайнер стал заваливаться на правый борт. Вскоре над поверхностью воды показались вращающиеся гигантские лопасти винта, под которые затянуло две лодки. Поняв, что гибель остальных спасающихся неминуема, капитан приказал остановить машины. Лайнер продолжал погружаться в морскую пучину. Поступающая на верхнюю палубу через открытые иллюминаторы вода предрешила исход. Корабль пошёл ко дну.

Поведение капитана К. Бартлета - это образец морского командира. Благодаря его выдержке и профессионализму спасти удалось 1104 человека. Он покинул борт самым последним. При такой масштабной катастрофе погибли всего 30 человек, которых затянуло под гребные винты. Спасение потерпевших бедствие людей с «Британика» вошло в историю мирового мореплавания.

Поиски затонувшего «Британика» увенчались успехом только в 1975 году. Его обнаружила экспедиция Жак-Ив Кусто на глубине 112 метров неподалёку от греческого острова Кеа. Его останки принадлежат историку мореходства С. Милзу.

Первая версия гибели корабля

Общественность Англии, шокированная гибелью непотопляемого лайнера, не могла прийти в себя от того, что он затонул всего за 57 минут. Газетами высказывалась версия, что корабль был атакован немецкой подлодкой и поэтому получил пробоины, несовместимые с жизнью судна.

Версия торпедной атаки была опровергнута командиром немецкой подлодки. Капитан Зейсс сообщил, что в проливе была поставлена минная банка, которая и стала причиной гибели «Британика». В качестве доказательства был представлен журнал, где не было записи о приказе торпедировать плавучий госпиталь. Официальной версией было признано, что лайнер подорвался на мине, выставленной немецкой субмариной. Но многие считают невыясненным, как погиб корабль "Британик". Интересные факты были получены спустя шестьдесят лет после трагедии.

Вторая версия гибели «Британика»

Эту версию озвучил всемирно известный исследователь Жак-Ив Кусто. Согласно ей, корабль втайне перевозил оружие. Об этом стало известно немецкой разведке, которая установила адскую машинку в угольный бункер корабля во время его нахождения на дозаправке в Неаполе. При взрыве её произошёл вторичный взрыв угольной пыли, которой в бункерах было предостаточно. Этим можно объяснить гул, который слышали некоторое время после взрыва. Но детонацию угольной пыли мог вызвать и взрыв мины за бортом.

"Океаник III"

Потеряв два своих самых лучших лайнера, «Уайт Стар Лайн» не оставила своих планов на получение "Голубой ленты". Она мечтала о реванше и возлагала надежды на более быстрый, мощный и надежный корабль. Компания в январе 1928 года подала заявку «Харланд энд Вулф» на строительство "Океаник III", который представлял собой усовершенствованную серию "Олимпик", с дизель-электрическими двигателями. Но разгоревшаяся Великая депрессия, поразившая и судоходный бизнес, поставила на этом проекте окончательную точку.

Послесловие

Единственным оставшимся из трёх кораблей близнецов был "Олимпик". Он прожил славную корабельную жизнь, стал легендой британского кораблестроения и прослыл самым надежным лайнером. Но суеверные моряки видят взаимосвязь между судьбами кораблей и их первоначальными названиями "Олимпик", "Титаник" и "Гигантик" ("Британик"). Согласно древнегреческой легенде "Титаники" и "Гигантики" погибли в борьбе с "Олимпиками".

Об этом говорит случай, произошедший с "Олимпиком в 1929 году. Он шел курсом на Нью-Йорк. Когда оставалось несколько часов пути, корабль по непонятной причине начало трясти. Других судов поблизости не было, двигатели работали нормально, что исключило возможность потери лопасти винта. Но ужас охватил моряков, когда они узнали, что корабль находится в месте гибели "Титаника". Не успокоило команду и сообщение, что в этом месте произошло землетрясение. Капитан Паркер после возвращения ушел в отставку.

В начале XX века построила три корабля класса «Олимпик», почти полностью идентичных друг другу. Все корабли этого класса отличались гигантскими размерами и великолепием. Первым из трех был «Олимпик». Он пережил своих братьев-близнецов («Титаник» и «Британник») на несколько десятков лет. Интерес к истории трансатлантического лайнера «Олимпик» не ослабевает и в настоящее время. О нем мы подробно расскажем в статье.

Предыстория создания лайнера «Олимпик»

Корабль «Олимпик», как и его братья по одноименному классу, были задуманы и построены с единственной целью - утереть нос конкурентам и завоевать переходящий приз, который присуждался за рекордную скорость при пересечении Северной Атлантики.

«Голубую ленту Атлантики» в 1897 году за скорость в 22,5 узла присудили новому германскому быстроходному лайнеру Kaiser Wilhelm der Grosse. А самый большой в те времена трансатлантический лайнер Celtic был собственностью компании White Star Line, единственным достойным конкурентом которой являлась компания Cunard Line.

Из-за недостатка в финансах Cunard Line обращается к Правительству Британии за ссудой для строительства двух новых быстроходных лайнеров. Деньги были выделены, но с условием, что построенные с их помощью суда переоборудуют в военные крейсеры, в случае если начнется война. Лайнеры «Лузитания» и «Мавритания» стали самыми большими и быстрыми кораблями на тот момент.

Новый владелец White Star Line (американская компания IMM, которую возглавлял Пирпонт Морган) был намерен создать монополию на Североатлантическом пути.

Однако приобретение еще и компании Cunard Line оказалось невозможным, так как ее финансировало Правительство Британии.

Особенности проектирования «Олимпика», характеристики

У компании White Star Line на строительство всех ее кораблей был заключен договор с судостроительной верфью Harland and Wolff, которая находилась в Северной Ирландии, городе Белфасте.

Большие корабли «Титаник», «Британик» и «Олимпик» задумывались как самые роскошные и безопасные суда Атлантики, обладающие превосходящей быстроходностью и огромными размерами.

Тоннаж каждого судна должен был превысить тоннаж «Мавритании» самое меньшее на 15000 тонн. Чтобы такая махина могла развить скорость, достаточную для завоевания «Голубой ленты Атлантики», необходимо было изрядно потратиться на мощные двигатели.

Изначально планировалось построить обеденный зал как главную достопримечательность корабля. И сделать так, чтобы он охватывал все три палубы. Но потом изюминкой лайнера все же стала центральная лестница первого класса.

Корабль «Олимпик» спущен на воду в 1910 году, 20 октября. И уже 14 июня 1911 года он был введен в эксплуатацию.

Судно «Олимпик» имело следующие основные характеристики:

  • Водоизмещение - изначально 45,324 брт (БРТ- брутто-регистровая тонна = 100 кубических футов). В 1913 году усовершенствован до 46 358 тонн, а в 1920 году - до 46 439 тонн.
  • Длина судна - 268,8 м.
  • Ширина корабля - 28,19 м.
  • Высота лайнера- 18,4 м.
  • Осадка - 10,54 м.
  • Двигатели - 24 шеститопочных двухсторонних, 5 трехтопочных односторонних паровых котла Скотча. Одна низкого давления турбина для центрального винта (18000 л. с.). Два возвратно-поступательных двигателя тройного расширения, четырехцилиндровых для крайних боковых винтов (16000 л. с.).
  • Мощность судна - 50000 лошадиных сил.
  • Скорость хода у «Олимпика» - 23 узла при максимальной скорости в 25 узлов.
  • Необходимый экипаж - 860 человек.
  • Судно вмещало 2435 пассажиров.

Описание интерьера

Интерьер «Олимпика» отличался изяществом. Английская сдержанность и простота стиля говорили о роскоши и вкусе. Обеденный зал первого класса с отделкой в стиле династии Стюартов считался самым большим помещением корабля. Он был растянут на всю ширину лайнера, вмещал в себя одновременно 532 посетителя.

Роскошь курительной комнаты первого класса являлась еще одной достопримечательностью «Олимпика». Столы для карточных игр были обтянуты зеленым бархатом, удобство кресел не вызывало сомнений, а исполнение интерьера в темных тонах имело обволакивающий и расслабляющий эффект.

Для прогулок пассажиров первого класса предназначалась шлюпочная палуба и застекленный променад, находящийся на палубе В. Для развлечений им предоставлялись также бассейн, корт для сквоша, гимнастический зал и турецкие бани. А для удобства перемещений на судне работал лифт.

Помещения второго класса на «Олимпике» вполне могли сойти за первый класс на других кораблях. Столовая здесь была отделана в раннем английском стиле и имела вместимость до 400 гостей одновременно. Комфортные каюты второго класса выглядели весьма достойно. Пассажиры могли прогуливаться по шлюпочной палубе вместе с гостями из первого класса, а также для этих целей им предоставлялась кормовая часть палубы В.

Для пассажиров третьего класса предоставлялись отдельные каюты на четырех человек. В корме (на палубе С) находилась просторная курительная и удобный общий зал.

Досадные происшествия

Трансатлантический лайнер «Олимпик» прожил долгую корабельную жизнь, в отличие от своих невезучих братьев. Однако судьба корабля не была безоблачной.

Первая неприятность случилась в Нью-Йорке в 1911 году. Тогда буксир, весивший 187 тонн, затянуло под «Олимпик». Во время этого происшествия лайнер получил несколько незначительных царапин, а портовый буксир надолго встал на ремонт.

Было и постановочное происшествие с забытыми одним из пассажиров очками. Это произошло, когда корабль возвращался из Нью-Йорка в Британию впервые. Посылка с новыми очками, сброшенная с самолета, не попала на корабль, а пролетела мимо прямиком в воду.

Самая крупная неприятность случилась 20 сентября 1911 года, когда крейсер «Хоук» врезался в корму «Олимпика». Лайнер получил пробоину в 14 метров и долго стоял на ремонте. «Хоук» со сплющенным носом также был поставлен в док для проведения ремонтных работ.

Тогда «Олимпик» был признан виновным в этом происшествии. Компании White Star Line пришлось заплатить за ремонт крейсера. Однако впоследствии этот случай вошел в учебники по судовождению, где описывалась физическая причина присасывания судов, названная эффектом Вентури. Согласно этому, виновником столкновения был крейсер «Хоук», который выполнил недопустимо опасный маневр обгона судна с корпусом большей длины и большим водоизмещением.

Гибель «Титаника»

Корабли White Star Line класса «Олимпик» отличались какой-то особенной «везучестью». С «Олимпиком» постоянно случались казусы, «Британик» подорвался на немецкой мине и затонул, а трагедия «Титаника» заставила горевать весь мир.

«Титаник» затонул по пути в Нью-Йорк, недалеко от острова Ньюфаундленд, получив серьезное повреждение корпуса корабля после столкновения с айсбергом. Крушение произошло ночью 15 апреля в 1912 году. После затопления пяти отсеков корабль пошел ко дну. Той злосчастной ночью в ледяной воде погибло 1496 человек. Выжило всего 712 пассажиров.

Получив сигнал бедствия, «Олимпик» со всей возможной скоростью поспешил на помощь. Однако он находился слишком далеко от места трагедии. Поэтому выживших пассажиров подобрало судно «Карпатия», принадлежавшее конкурентам White Star Line - компании Cunard Line.

Было принято решение, что «Карпатия» доставит выживших в Нью-Йорк. А «Олимпик» продолжил путь в Саутгемптон. Сойдя на берег 21 апреля, пассажиры и команда «Олимпика» застали страну в трауре.

Последствия гибели «Титаника» для «Олимпика»

Судно «Олимпик» после трагедии с «Титаником» встало в док в Белфасте для переоснащения корабля. Крушение выявило множество недочетов, среди которых было недостаточное количество шлюпок и сложность при их спуске на воду.

Результатом переоснащения стало:

  1. Замена существующих спасательных шлюпок на стандартные, надежные и деревянные лодки.
  2. Количество шлюпок доведено до полного набора из 64 штук, которые установлены в два ряда друг над другом на шлюпочной палубе.
  3. Обшивка судна усилена, а переборки подняты.
  4. Чтобы освободить место для шлюпок, кафе Parisien переносят на палубу В.

Корабль «Олимпик» после перестройки стал тяжелее. И звание самого большого судна досталось ему, но ненадолго. В 1913 году был спущен на воду «Император» от компании HAPAG (Hamburg-Amerikanische Packetfahrt-Actien-Gesellschaft). Это судно весило 52000 тонн.

Военная служба «Олимпика» в Средиземном море

В 1914 году началась Первая мировая война. «Олимпик» был перекрашен в серый цвет и продолжил транспортировку пассажиров и грузов до Америки и обратно, но уже с оглядкой на военное время.

Военная ситуация ухудшалась. 9 октября 1914 года «Олимпик» был призван на службу. Капитаном получен приказ следовать в Белфаст для установки орудий. По пути в док «Олимпик» призвали на помощь тонущему военному кораблю «Одишейс», который подорвался на немецкой мине и начал тонуть.

Но отбуксировать тонущий линейный корабль не удалось, ввиду серьезных повреждений руля. Команда с «Одишейса» была пересажена на «Олимпик» и «Ливерпуль». Результатом спасательной операции был только один погибший. «Одишейс» затонул.

После семи месяцев ожидания в доке «Олимпик» наконец-то был призван для обслуживания Правительства под командованием капитана Бертрама Хейса. На борту установлены три артиллерийских орудия: на баке и корме.

1 октября 1915 года, рискуя судном, капитан Хейс подобрал выживших пассажиров с потопленного французского парохода «Прованс». За этот поступок Хейс был представлен благодарными французами к медали "За спасение" и получил серьезные обвинения в родной Англии.

Военная служба «Олимпика» между Канадой и Англией

Корабль «Олимпик», находясь на военной службе, был призван в качестве транспорта между Англией и портом Галифакс в Канаде. Для этой работы окраску судна вновь поменяли, в этот раз на камуфляжную.

В 1918 году (24 апреля), возвращаясь из очередного рейса в сопровождении американских крейсеров, на «Олимпике» заметили подводную лодку, принадлежащую противнику. Капитан субмарины заметил огромный лайнер только тогда, когда с него начался обстрел.

Слишком близкое нахождение подлодки от борта «Олимпика» не позволяло достаточно опустить орудия, чтобы поразить цель. Опомнившаяся субмарина попыталась удрать, но, благодаря огромному опыту Хейса в навигации, «Олимпик» догнал противника и на предельной скорости всем своим огромным весом в 46 359 тонн протаранил легкую 800-тонную подводную лодку, которая тут же затонула, рассеченная надвое.

Военный корабль сопровождения «Дэвис», по просьбе капитана Хейса, подобрал выживших после тарана немцев. «Олимпик» вернулся домой героем с незначительными повреждениями.

Жизнь лайнера после войны

История корабля «Олимпик» не закончилась после Первой мировой. По завершении необходимой модернизации, лайнер отправился в свой первый послевоенный трансатлантический рейс до Нью-Йорка.

Знаменательным событием обратной дороги этого рейса стало присутствие на борту известного английского комика того времени Чарли Чаплина.

В марте 1924 года с «Олимпиком» случилось еще одно происшествие. Огромный лайнер отходил от пирса в Нью-Йорке. Совершая этот маневр, «Олимпик» врезался в крейсер Fort St. George, причинив ему значительные повреждения. Сам лайнер вынужден был встать на ремонт для замены обшивки на корме.

Большие корабли компании White Star Line вновь составили трио, когда место «Британника» занял трофейный «Бисмарк», переименованный в «Маджестик», с капитаном Хейсом во главе. А «Колумб», ставший «Гомериком», занял место «Титаника».

Компания White Star Line стала полностью британской в 1927 году, когда была куплена сэром Оуэном Филлипсом. А в ноябре 1933 года произошло слияние двух закадычных соперников - White Star Line и Cunard Line.

Окончание карьеры

«Олимпик» совершил 257 рейсов из Саутгемптона до Нью-Йорка и обратно. На закате карьеры (в 1934 году) недалеко от Нью-Йорка стареющий лайнер под командованием капитана Джона Бингса пережил свое последнее столкновение. На этот раз с плавучим маяком.

В условиях густого тумана на скорости в 10 узлов «Олимпик» перерезал суденышко пополам. В результате этого столкновения погибло семь человек из команды плавучего маяка «Нантакет».

Славную прожил жизнь корабль «Олимпик». Что с ним случилось, когда он состарился и не смог больше работать? Лайнер был продан сэру Джону Джервису, который тут же перепродал "старика" компании «Томас Вард и сыновья». Перед разборкой с аукциона была продана мебель и отделка. Большая часть внутреннего убранства корабля в настоящее время находится в отеле «Белый лебедь».

В октябре 1935 года корабль «Олимпик» был выведен из состава флота и разобран на металл.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: